История салемских ведьм после окончания процесса. Салемские ведьмы история

В 1641 году по английским законам колдовство приравнивается к уголовному преступлению. В январе 1692 года соседний город Йорк был атакован индейцами , в результате многие его жители погибли или были захвачены в плен.

Увеличивавшийся размер семьи порождал споры между соседями и семьями за право владения землёй, особенно на границе продвижения поселенцев, где экономика была основана на фермерском хозяйстве . Неблагоприятные погодные условия или болезни растений могли привести к потере годового урожая. Ферма, которая могла обеспечить существование средней по размеру семьи, уже не могла обеспечить этого следующим поколениям. Это побуждало фермеров продвигаться дальше, захватывая земли коренных обитателей - индейцев.

Будучи религиозными людьми, пуритане объясняли потерю урожая, домашнего скота, смерть детей, землетрясения и плохую погоду гневом Бога . По представлениям пуритан, человеку от рождения было предопределено, должна ли его душа попасть в рай или, наоборот, в ад . Пуритане искали в видимом им мире знаки, которые могли указывать на волю Бога. В невидимом мире, согласно их вере, обитали Бог и ангелы , а также Дьявол - падший ангел, враждебная сущность.

Патриархальные порядки создавали такое положение, когда женщины должны находиться в полном подчинении у мужчин. Считалось также, что женщины легче поддаются влиянию Дьявола, чем мужчины, и что они более похотливы.

В небольшом городе трудно было сохранить секреты, и мнение людей об их соседях принималось как установленный факт. Детские игры и игрушки считались бесполезными и возбранялись, однако на девочек накладывались дополнительные ограничения. Мальчики могли охотиться, ловить рыбу, исследовать лес, они часто становились учениками плотников и кузнецов, в то время как девочек учили прясть пряжу, готовить, шить, ткать и в целом быть в услужении у будущих мужей и своих детей.

Ход судебного процесса

Аресты

В январе 1692 года у дочери и племянницы пастора Сэмюэла Пэрриса - 9-летней Элизабет Пэррис и 12-летней Эбигейл Уильямс были обнаружены симптомы неизвестной болезни. Девочки кричали, издавали странные звуки, прятались под мебелью, их тела принимали необычные позы. Дети жаловались на то, что их кто-то колол булавкой и ножом, а когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.

Доктор Уильям Григгс решил, что причиной болезни стало воздействие ведьмы . В своём диагнозе он опирался на работу Коттона Матера «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions» (1689), где описывался подобный случай. В 1688 году в Бостоне ирландская прачка была обвинена в колдовском воздействии на детей хозяина и повешена. Коттон Матер был выпускником Гарвардского колледжа и являлся священником Северной церкви Бостона .

Девочки указали на предполагаемую ведьму - служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим - индианкой . По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.

1 марта 1692 года по их показаниям было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: у Титубы была другая национальность, Сара Гуд была нищенкой, Сара Осборн - одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с Путнамами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь . У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.

В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.

В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.

Суд

В мае 1692 года начинается суд (Court of Oyer and Terminer ). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Матера, а один - вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стаутон, не имеющий юридического образования. За судебным процессом следит Коттон Матер.

Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.

2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами: «Ты - лжец. Я не бо́льшая ведьма, чем ты - колдун. Отбери у меня жизнь - и Господь напоит тебя кровью». Слова оказались пророческими: через 25 лет Ноес, поражённый кровоизлиянием в мозг, умер, захлебнувшись собственной кровью.

19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву , надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).

19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure . На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» признание вины. По одной из версий, отказ давать показания был связан с тем, что имущество колдунов, давших любые показания, подлежало конфискации. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи, поэтому отказывался говорить и после применения процедуры. Через два дня он умер во время пытки под давлением тяжёлого груза.

Среди обвиняемых, были не только жители деревни Салем, но и жители соседнего Топсфелда, а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере, куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.

В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло. Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.

Окончание суда

Между тем, отец Коттона Матера - Инкрис Матер, глава Гарвардского колледжа , заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств «видения» жертв. Инкрис Матер, в частности, сказал, что «пусть лучше десять ведьм избегут наказания, чем один невиновный будет наказан». Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать «видения» как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых (так как они были арестованы на основании «видений»).

Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусеттс, действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.

Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осужден был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, одна бежала.

В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей.

В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов.

В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.

Объяснения

Существует несколько версий, объясняющих произошедшее - истерия , сговор детей, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом.

В 1976 году в журнале Science появилась версия, согласно которой галлюцинации у детей были вызваны отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком Claviceps purpurea . В том же году были опубликованы опровержения данной версии.

Салемский судебный процесс в искусстве

Суду над ведьмами в Салеме были посвящены произведения писателей и режиссёров.

  • Пьеса драматурга Артура Миллера «Суровое испытание» (1952).
  • Драма Лонгфелло «The New England Tragedies» (1868).
  • Фильм «Суровое испытание» (1996), в главной роли Вайнона Райдер .
  • Роман Робина Кука «Грань Риска» (англ. Acceptable Risk ) (1995).
  • Повесть Кэтрин Ласки «За полыхающим временем» (1996)

Источники

См. также

Ссылки

  • Salem Witchcraft Trials of 1692 (англ.)
  • Документальный архив (англ.)
  • University of Virginia: Salem Witch Trials (англ.)
  • Diseases Can Bewitch Durum Millers. Article about ergot-infected grains, ergotism and how it is prevented today (англ.)
  • PBS Secrets of the Dead: The Witches Curse (concerning the Salem trials and ergot) (англ.)
  • Salem Witchcraft, Volumes I and II, by Charles Upham, 1867 (англ.)
  • Salem Witch Trials:The World Behind the Hysteria (англ.)
  • SalemWitchTrials.com essays, biographies of the accused and afflicted (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Охота на ведьм - одна из самых позорных страниц в истории человечества. Прокатившиеся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовские процессы унесли жизни более ста тысяч человек. Однако одним из самых кровавых судов историки считают события в Салеме (США, штат Массачусетс).Колдовство - опасная забаваТрагические события в Салеме начались невинно. Бэтти -девятилетняя дочь преподобного Пэрриса и его племянница Абигайль Уильямс долгими зимними вечерами находились под присмотром черной рабыни Титубы, вывезенной с Барбадоса. Она развлекала девочек рассказами о своей родине, магии вуду, и этот красочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось применить новые знания на практике. Вместе с другими подругами они соорудили примитивный магический шар, погрузив яйцо в стакан с водой, и попытались предсказывать будущее. Во время таких сеансов одной из молодых ведуний привиделся гроб, что означало скорую смерть, и после этого невинные детские шалости начали приобретать совсем другой оборот.В январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались необъяснимые припадки, девочка стала подолгу прятаться в темных углах, издавать странные звуки, кривляться. Вскоре подобные симптомы появились и у других юных участниц оккультных занятий. В феврале пострадавшие обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Следует вспомнить об уровне медицины в то время: не умея объяснить странное поведение детей, врач поставил диагноз - околдованы. Меры для лечения были предложены соответствующие: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, напустившую ее. С этого момента была объявлена охота на ведьм.Найдены виновницы болезнейНа основании показаний девочек, которые утверждали, что их терзают злые духи, были подписаны ордера на арест первых трех жертв: самой Титубы, городской нищенки Сары Гуд и старухи Осборн. Все три не ходили в церковь, так что не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно. Что заставило девочек зайти в своих играх так далеко? Неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, боязнь сознаться, что все эти припадки и видения - обычное притворство, или они стали инструментами в умелых руках кого-то, кто решил воспользоваться ведьмовским процессом для сведения счетов с неугодными односельчанами? Этого мы не узнаем, так же как не узнаем, что заставило Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм. С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, видения девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. До вынесения приговоров все они томились в бостонской тюрьме, закованные в кандалы. В заключение стали попадать уже не только «асоциальные элементы» общины, но и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у которых хватало смелости протестовать против этого беспредела: так случилось с супругами Проктор, открыто возмущавшимися происходящим. Уважаемая жительница Салема, Ребекка Нурс, была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы!Авторитет «охотниц на ведьм» растетДальше - больше: в тюрьму попал бывший салемский священник, преподобный Баррафс. В свое время он не сошелся с некоторыми прихожанами и теперь прошлые конфликты обернулись против него. Баррафса представили как руководителя той самой мистической общины ведьм, которая терзала окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину Уже были казнены несколько «ведьм», их «главарь» пойман, но остановить лавину было невозможно. Успех и всеобщее внимание кружили девочкам головы, их уже приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там у них возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, поэтому искать «колдунов» приходилось, методично обходя поселки. Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору- виновного немедленно заключали в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие-то безумные театральные представления. Людей судили на основании видений девочек, которые при появлении подсудимых начинали биться в припадках, что считалось доказательством их вины. Тех же, кто начинал сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами. Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров; судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия, также был обвинен в колдовстве. Но многие обвиняемые от страха подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше укрепляя авторитет девочек.Суды и казниПрежде чем истерия стихла, в Салеме было повешено 19 человек из 141, проходивших по этому делу, еще двое умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть 80-летнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда. За сопротивление суд приговорил его к «строгой и мучительной» казни. Его привезли на салемские поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом «выдавить» из него признание. Вскоре от таких испытаний у Кори вывалился язык изо рта, но шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно.Джайлс Кори оказался упрямым человеком и на все вопросы отвечал требованием увеличить груз, что палачи и делали до тех пор, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую смерть команда обвинительниц сочла вполне справедливой, они объявили, что Кори согласился подписать книгу дьявола в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По сему выходило, что дьявол свое слово сдержал.Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фипс, после того как зарвавшиеся девочки обвинили в колдовстве его жену. Указом губернатора суд был распущен, а новый состав выносил уже лишь оправдательные приговоры.Настоящие ведьмыУченые неоднократно исследовали феномен «салемской истерии» в частности и охоты на ведьм вообще. При этом выдвигались самые различные версии: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей - плесенью на хлебных злаках, вызывающей галлюцинации. Но сегодня ни одно из объяснений не кажется достаточно убедительным.Были ли в Салеме настоящие ведьмы? Один из эпизодов этой истории навевает подобное мистическое настроение. Перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд Нойес призвал ее покаяться, на что она ответила: «Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь». Эти слова оказались пророческими: Нойес умер о 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью...Если считать ведьм исчадиями ада, то куда больше на эту роль подходят самидевочки. Как могла прийти им в голову мысль устроить такую массовую расправу над односельчанами, не щадя даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильяме? А о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться?К сожалению, салемский процесс -это далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории.Сколько же еще потребуется кровавых расправ, чтобы люди научились делать соответствующие вы воды из уроков, данных нам историей?Наталья ИВАНОВА

Конечно, сейчас классический образ колдуний давно уже канул в лету, но все равно сохранились общие черты, по которым их можно узнать, если внимательно присмотреться:

  • Темная одежда

Как правило, наряд ведуньи соответствует моде и довольно дорогой с явным преобладанием элементов черного цвета. Иногда помимо одежды можно заменить различные украшения в виде адской символики. Еще одна отличительная особенность – яркие оригинальные аксессуары и преимущественно длинные юбки.

  • Цвет глаз

Чаще всего, у ведьм глаза зеленых оттенков, но самым точным признаком является разный цвет глаз, что свидетельствует об унаследованной силе от родственников.

  • Привлекательность

Внешне ведуньи очень привлекательны для мужчин. Они буквально притягивают к себе и манят.

  • Глубокий взгляд

Настоящая ведьма имеет очень цепкий, пронизывающий взгляд, словно, она видит человека насквозь. Это пугает всех, кто посмотрит ей в глаза.

  • Мужественность

Несмотря на всю свою женственность, ведьма обладает некоторыми мужскими чертами. Например, это может быть хорошо развитая мускулатура и строение тела по типу мужского, слишком низкий голос или высокий рост.

  • Длинные волосы

Истинные колдуньи имеют прекрасные густые и блестящие волосы, в которых как раз и заключена вся их сила. Поэтому, ведьмы их никогда не состригают, иначе они утратят свои возможности.

  • Сильный магнетизм

Обычный человек очень утомляется после пребывания в обществе ведьмы, он начинает чувствовать слабость и истощение. Животные также ощущают на себе сильную ауру ведьм.

  • Необычные родинки

Настоящая ведьма имеет «Клеймо Дьявола». Это особая родинка, которая является отличительной чертой. Такое родимое пятно может иметь неправильную форму и быть разного размера, чаще всего оно довольно большое. При этом оно скрыто в тех местах тела, где его сложно заменить: в ротовой полости на небе или на слизистой оболочке губ, под мышками, среди бровей, волос или же на половых органах. Как правило, такие метки находятся в левой части тела и имеют красный или синеватый оттенки, но могут быть и коричневого цвета. На ощупь они немного шершавые. Чтобы убедиться в своих догадках, нужно тонкой иглой проткнуть родинку ведьмы. Если из нее не потечет кровь, а женщина не почувствует никаких болевых ощущений, значит, это настоящая представительница нечистой силы.

Также есть ещё несколько особенностей, которые присущи только ведьмам. Женщины-колдуньи почти не стареют с возрастом. В этом их главный секрет, который кроется в произнесении магических заговоров и в грамотном управлении своей энергетикой.

Колдуньи очень не любят, когда кто-нибудь, находящийся сзади, притрагивается к их плечу. Это их может даже разозлить не на шутку. Кроме этого, ведьмы иногда ведут диалог с невидимым обычным людям собеседником.

Салемская охота на ведьм

История о салемских ведьмах является, наверное, самой распространенной во всем мире. Ее изучением занимались множество ученых и просто те, в ком она вызывала живой интерес. Но однозначного ответа на вопрос была ли она злой шуткой или же правдой, так и не существует по сей день. Однако есть интересные факты.

Случилось это в штате Массачусетс в США в Салеме. Надо сразу сказать, что в те времена, когда произошло это событие, существовало два Салема: город и поселок. В поселке (теперь он называется Дэнверс) как раз и началась эта история, которая повлекла за собой суд над салемскими ведьмами. А в городе с аналогичным названием произошла смертная казнь тех, кто был признан виновным.

Была зима 1692 года. В доме преподобного Самуэля Парриса под присмотром темнокожей рабыни Титубы часто оставались племянница монаха Абигайль Уильямс и его дочь Бэтти, которой было девять лет. Привезенная с Барбадоса Титуба выполняла роль няни, и вечерами, сидя у камина рассказывала девочкам интересные истории о собственной семье и магических заклятиях вуду.

Это очень вдохновило, жаждущих приключений Бетти и Абигайль, и им очень хотелось попробовать это все на практике. Однажды они пригласили к себе подруг и попробовали сделать своеобразный магический шар, предсказывающий будущее. Для этого они в воду положили яйцо, и через какое-то время одна из них увидела гроб, что предрекало смерть.

Постепенно поведение Бэтти стало очень странным. У нее стали случаться припадки, во время которых он странно корчилась, издавала неестественные звуки и пряталась в темных местах. Она говорила, что её кто-то колет ножом и иглой, поэтому она корчится от боли.

Позже то же самое стало наблюдаться у всех участниц этого процесса. Отец Паррис пробовал читать проповеди, но девочки закрывали уши руками. Врач, к которому их привели, не нашел другой причины, как одержимость темными силами, и сказал, что они околдованы. С этого момента началась настоящая салемская истерия и охота на ведьм.

Опираясь на показания девочек, были арестованы раба Титуба, пожилая женщина Осборн и Сара Гуд, местная нищенка. Все эти женщины не посещали церковь, а поэтому первыми попали под подозрение в колдовстве. Но на этом видения и припадки девочек не закончились, а только усилились, и начали появляться всё новые жертвы арестов. Всех, взятых под стражу, отправляли в тюрьму Бостона, где они ожидали решения суда, закованными в тяжелые кандалы.

Вначале обвиняемыми становились только «асоциальные» члены общины, но очень скоро список под названием «салемские ведьмы» пополнился вполне уважаемыми и добропорядочными лицами поселка. При этом стали арестовывать не только женщин, но и мужчин. Такая участь постигла даже преподобного Баррафса, бывшего священника в Салеме.

Власти становились все более суровыми, и любое оспаривание или неповиновение ими жестоко каралось, и человек, осмелившийся им возразить, также легко мог угодить в темницу и быть объявленным колдуном. Популярность девочек росла, и их стали звать в близлежащие села. Иногда возле некоторых домов, у них начинались корчи, и тогда власти незамедлительно связывали его хозяина.

Процесс над салемскими ведьмами

В мае того же года начался суд над обвиняемыми, по окончании которого было повешено 19 человек, которые считались связанными с нечистой силой, 1 человек умер при пытках и около 200 стали заключенными. Бриджет Бишоп, пожилая женщина, была казнена через повешение 10 июня, а 19 июня в этом же году смертный приговор был свершен в отношении других ведьм из города Салема – Сары Гуд, Ребеки Нерс и еще нескольких женщин.

Подобная участь постигла и бывшего священнослужителя Берроуза. Не помогло даже то, что в суд было направленно ходатайство о смягчении приговора, подписанное 30 жителями населенного пункта. Питаясь последней надежной на спасение, пастор перед повешением прочитал молитву вслух без единой запинки (считалось, что представители темных сил не могут прочесть молитву не запинаясь).

Особенно жестокой стала смерть Жиля Кори, престарелого фермера, который отказался сотрудничать с властями и давать какие-либо показания. За это его повергли тяжелым пыткам. Пожилого мужчину положили на землю, а на грудь ему постепенно, одним за одним опускали тяжелые камни, таким образом, пытаясь «выдавить» из него признание. Не выдержав таких издевательств, Кори умер через два дня. А на следующий день была повешена его жена и вместе с ней 7 человек, которые официально были признаны салемскими ведьмами.

Массовая истерия достигла такого размаха, что, казалось, остановить ее уже никому не под силу. И только новый губернатор Ульям Фипс смог помешать этому процессу после того, как девочки обвинили его собственную жену в поклонении дьяволу. Губернатор полностью поменял состав суда и призвал власти быть более гуманными в отношении вынесения приговора.

Существует довольно много версий о том, что же на самом деле происходило с этими девочками, которые так сильно вжились в роль, что даже не пощадили своих родителей. Или же всё-таки ими овладели злые духи?

  1. Согласно одной из гипотез, все видения, которые приходили к девочкам – это не более чем галлюцинации, вызванные грибком под названием спорынья, который мог находиться в ржаном хлебе, который они употребляли.
  2. Другая версия говорит о том, что все то, что повлекло данные события, могло быть в результате сговора подружек.
  3. Имеет место и такое предположение, что все дело в психологии пуритан. Ведь, этому народу было присуще приписывать смерть детей, домашнего скота или тяжелые болезни действию нечистой силы.

Таким образом, данная история больше похожа на легенду. Она до сих пор имеет множество нераскрытых загадок, и главная из них – это то, существовали ли на самом деле салемские ведьмы.

Салемские ведьмы

Сегодня в «Баре у дороги» мы будем говорить о ведьмах.
Конечно, не о тех, которых показывают в кино и которые носят чёрные шляпы, тёмные одежды и летают на мётлах, нет.
Речь пойдет о настоящих ведьмах… ну, или о тех, кого люди считали ведьмами, и кому пришлось заплатить за это очень высокую цену.

Сегодня нас ждет жуткая история Салемских ведьм, самых известных ведьм Америки.
Этой легендой мы открываем цикл «ведьмовских» историй: вслед за историей о ведьмах Салема, мы узнаем о ведьмах Нью-Йорка, Коннектикута, Вирджинии, Массачусетса.
Но это будет позже, а пока…
Знаменитая Салемская охота на ведьм: 1692 год, 19 человек повешены по обвинению в колдовстве, восьмидесятилетний старик до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным, более сотни человек (в том числе, четырехлетняя девочка) брошены в тюрьму как пособники ведьм, страх и паника в городе, потому что никто, никто не застрахован от того, что следующей жертвой охотников может оказаться кто угодно: пожилая женщина, священник, ребенок, жена губернатора, добропорядочный прихожанин. Если же вынесут обвинение, путь только один: допрос, признание - и виселица.
Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории.
До сих пор ведутся споры о том, что же произошло на самом деле: были ли казненные на самом деле ведьмами или являлись жертвами намеренного обмана, погибли в результате наговора со стороны потерпевших или, как утверждают историки, сыграло свою черную роль отравление спорыньей… а возможно, было что-то еще, нам неизвестное?
Мы уже никогда не узнаем этого…

Примерно так выглядел Салем 1692 года.

Тихий городок, где ни один житель и предположить не мог, какая черная слава уготована будет этому месту!
Уточним, что существовало два Салема: поселок Салем (Salem Village), где произошли события, приведшие к суду над ведьмами (который в настоящее время называется Дэнверс (Danvers) и город Салем (Salem Town), где проходил суд над ведьмами и который и сейчас называется Салемом.
Сейчас Салем - исторический город, "мемориал" знаменитых событий прошлых лет.
Повсюду, куда ни посмотри - бутафорские пауки, летучие мыши и совы, черные вороны и черные коты... даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле.
Лучше всего сказать так: Салем, это город, где Хэллоуин длится круглый год!
Здесь стараются сохранить стиль домов и улиц XVII века. Многие здания превращены в музеи, благо туристов тут полно: дом американского филантропа Пибоди, где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток; галерея салемских восковых фигур, музей ведьм, подземная тюрьма, где держали ведьм.

Сохранился и дом Корвина, где жил один из судей Салемского процесса - Джонатан Корвин, теперь здесь тоже находится музей. Дом-музей заново отреставрирован и даже передвинут на несколько метров (его передвинули, когда прокладывали улицу). Сохранилось старое кладбище, где похоронен один из судей.
Так же гостям Салема непременно покажут "Деревню первопроходцев", в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; "Дом Пикеринга" — самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; Дом о семи фронтонах: темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот дом, одна из основных достопримечательностей Салема, он описан в романе Натаниэля Готорна, который так и называется: "Дом о семи фронтонах".
Действие романа разворачивается в фамильном доме Готорнов. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед — судья Джон Готорн, на процессах 1692-1697 годов выносил обвинительные приговоры "салемским ведьмам".
Огромное впечатление на туристов производит, конечно, посещение "Подземной темницы Салемских ведьм". Это здание бывшей церкви, на улице Линд. Наземная часть его использовалась как зал заседания суда, а подземная - как тюрьма. Туристов сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают перед ними по сохранившимся протоколам профессиональные актеры (на скамьях подсудимых в это время сидят «ведьмы»: восковые фигуры. Затем туристов провожают в темницы: холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья.
Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково было здесь заключенным, отводя в подвалы и заприрают в одной из темных сырых камер. Камеры были разными: общие, где заключенные жили и спали вповалку, одиночные — для "привилегированных господ" (тех, кто мог за себя заплатить), или каменные мешки, такие тесные, что заключенный мог только стоять.
Можно так же взглянуть на подземелье, где у колдуний вырывали признание с помощью пыток.
После вынесения смертного приговора конвой сопровождал осужденных на Холм Виселиц. Их трупы, висевшие на ветвях деревьев, были видны даже из центра города...
Так говорится в путеводителе для туристов, на самом же деле никто не знает, где именно казнили обвиненных в колдовстве и где похоронены несчастные салемские ведьмы, поскольку на городском кладбище хоронить их было запрещано.
И, тем не менее, именно старое городское кладбище ныне объявлено мемориальным.

Но вернемся к нашей легенде.
Кто же они, салемские ведьмы?
Пособницы дьявола или невинные жертвы человеческой кровожадности, людской клеветы, страха и невежества?
Чтобы понять это, придется начать историю с самого начала.
Итак, конец 17-го века, американский городок Салем.
Тяжелые времена: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, суровые зимы.
За что все это?
Ответ был один: происки дьявола, колдовство, ведьмы!
В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.
А вскоре нашлись и ведьмы.

(Фото одной из экспозиций Салемского музея ведьм)

В тот день, в январе 1692 года, одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) неожиданно стали вести себя странно. Они корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колол булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Роберт Калеф, купец из Бостона, который наблюдал все происходящее, отмечал, что девочки принимали «всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».
Скоро такие же странности появляются и в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей.
В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, так и не определив, что за загадочная хворь терзает больных, ставит диагноз: колдовство.
Было ли это действительно колдовством или глупой шуткой подростков?
Возможно потом – сейчас утверждать что-либо уже трудно, - когда девочки увидели, к чему привела их нелепые выдумки, они сообразили, что лучше стоять на своем и твердить о том, что их преследуют призраки, чем отвечать за свои поступки.
(Кстати, один из обитателей Салема внес тогда неглупое предложение, как все это прекратить. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами; так что надо бы их привязать к столбу да и выдрать как следует», - посоветовал он.
Как знать - может, последуй тогда люди его совету, и не случилось бы всей этой истории! Ведь по свидетельству Джона Проктора, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Припадок немедленно прекратился, но, увы, не надолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось сначала).
Так или иначе, именно эти несколько девочек-подростков развязали в Салеме дикую охоту на ведьм.
Первым делом, в колдовстве обвинили Титубу – рабыню священника. Да и как не подозревать ее, ведь Титуба была привезена Пэррисом из Барбадосса, и она иной рассказывала девочкам о магии Вуду!

Чтобы защититься от колдовства, позвали мужа Титубы, индейца Джона, и заставили его сделать «ведьмину лепешку». Новоанглийский альманах того времени приводит рецепт: «От лихорадки. Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Возможно, люди также надеялась, что если собака заболеет, то девочки расскажут, кто и как наслал на них недуг?
Но этого не произошло, а «околдованных» девочек, меж тем, стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в небе.
Теперь жители Салема уже не сомневались: в городе есть колдуньи, и девочки страдают от того, что на них навели ведьмовскую порчу.
Следующими, на кого указали девочки и чьи имена прозвучали в суде, стали, как и следовало ожидать, наиболее беззащитные члены общины: Сара Гуд, нищенка, имевшая обыкновение курить трубку, и Сара Осборн, калека, которая трижды побывала замужем и Марта Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка.
29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).

29 февраля 1692 г. Саре Гуд предъявили обвинение в преступном использовании и применении «неких отвратительных искусств, известных под названием колдовства и ведовства».
Произвели допрос.
Судья Джон Готорн (предок Натаниеля Готорна) и судья Джонатан Корвин, оба жители Салема, твердо верили, что имели дело с ведьмой.

Вопрос: Сара Гуд, с кем из злых духов ты знакома?
Ответ: Ни с кем.
В.: Разве ты не подписывала договор с дьяволом?
О.: Нет.
В.: Зачем ты вредишь этим детям?
О.: Я ничего им не сделала. Да и не опустилась бы никогда до этого!
В.: Тогда кому ты поручила вредить им?
О.: Я никому этого не поручала.
В.: Какую тварь ты наняла для этого?
О.: Никакую - на меня возвели напраслину.
Видя, что ответы обвиняемой не дают никакого основания для вынесения приговора, судьи вызвали «пострадавших» девочек.
«Судья Готорн велел детям, всем до единого, посмотреть на нее (Сару Гуд) и сказать, та ли это особа, которая вредит им? Они ответили, что это одна из тех». В доказательство своих слов девочки завопили, словно от боли, и начали прикидываться, будто их кто-то щиплет или кусает.

Титуба изо всех сил отрицала свою вину, но после долгих допросов вынуждена была признаться, что ее навещал некий человек из Бостона (в незнакомце сразу же опознали самого Сатану), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах.
«Дело о ведьмах» начинало набирать обороты.
Две девушки из «околдованных», увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.
Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс.
Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.

Ни пока шел процесс, ни даже когда начались казни, ни одна из девушек не пыталась больше признаться, что лгут, отправляя людей на виселицы и все их поступки указывают на то, что они сознательно оговаривали знакомых и незнакомых безо всяких на то причин.
За время процесса на скамье подсудимых перебывало много народу, однако
самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз.
20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. «Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты»? И тогда он сказал, что его имя - Джордж Барроуз».
Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.
Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны.
Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей кукол Вуду.
Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши.
На основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли приговор. Решающее доказательство прозвучало непосредственно во время суда, когда девушки обвинили Барроуза, которого содержали в тюрьме, в том, что он их покусал. Они продемонстрировали отметины зубов, и тогда судьи велели открыть Барроузу рот и сравнить отпечатки с зубами обвиняемого, «которые отличались от зубов других людей».
У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, несмотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, но
5 августа 1692 года он был приговорен к виселице, вместе с пятью другими обвиняемыми.
В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз (он так и не признал себя виновным в колдовстве), уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш». (Считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки, что если человек прочитал эту молитву, не споткнувшись – он невиновен). Толпа, присутствующая при казни, так взбудоражилась этим фактом, что потребовала немедленно освободить священника.
Судье наблюдающему за тем, чтобы приговор был приведен в исполнение, пришлось потратить время, чтобы втолковывать прихожанам, что дьявол опаснее всего, когда является в облике ангела света и смущает невинные души жителей Салема.
Бэрроуз был повешен.

На очереди было дело Бриджет Бишоп, рассмотренное судом в июне 1692 года.
Бишоп было под шестьдесят, она отличалась сварливым характером, эксцентрично одевалась и была хозяйкой таверны.
Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски куски кружев, которые ни одна приличная женщина в своем гардеробе иметь не будет. Само собой, этот факт тут же был использован как подтверждение ее ведьмовства.
Муж ее сестры подтвердил, что к Бридже являлся Сатана, а свидетель поклялся, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, а сама она превращалась в черную кошку.
Нашлись и другие, кто подтвердил, что Бишоп – ведьма.
Житель деревни Самуэль Грей рассказал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его.
Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил и к ним.
Но самое главное: на теле женщины была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок».
Старую Бишоп признали признали виновной и 10 июня 1692 года «салемская ведьма» была повешена.
...После этого юные обвинительницы, что называется, вошли во вкус.
29-30 июля 1692 года еще пять женщин были признаны виновными и повешены.
Одна из них, Ребекка Нерс, была добропорядочной прихожанкой и женщиной преклонных лет: ей был уже 71 год, и она не вставала с постели.
Ребекка до конца сохранила трезвый ум и чувство юмора, который не изменил ей даже во время допроса.

Вопрос: Чем ты больна? О твоей болезни ходят странные слухи.
Ответ: Маюсь желудком.
В.: Чем ты уязвлена?
О.: Ничем, кроме преклонного возраста.
Преклонный возраст ее не спас.
«Околдованные» девочки стояли на своем: она ведьма! Она заставляла их подписываться в книге Сатаны! Она виновна!
Они корчились и бились в припадке, когда видели Ребекку, что, естественно, и заставило суд признать ее ведьмой.
Ребекку Нерс повесили.

Дело «Салемских ведьм» продолжалось, людей отправляли в тюрьмы и на виселицы и если у горожан и имелись сомнения по поводу происходящего, свое мнение они держали при себе. Сомневаться было делом смертельно опасным.
Трактирщик Джон Проктор был одним из немногих, кто посмел усомниться в том, что несчастные женщины действительно ведьмы.
Через день против него выступили в суде Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, индеец Джон (раб Париса), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут.
Они заявили, что духи сообщили им, что Проктор – серийный убийца.
Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.
9 сентября 1692 года приговариваются к виселице еще шесть женщин, а 17-го сентября на Висельный холм поднялись еще девять человек, обвиненные в колдовстве.
19-го сентября 1692 года восьмидесятилетнему Джайлзу Кори выпал самый тяжелый жребий.
Кори до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (его жена обвинялась в том, что она - ведьма), но и после этого он отрицал свою причастность к колдовству. К нему решено было применить пытку тяжестью, чтобы в буквальном смысле, выдавить признание.
Это было противозаконно, потому что, хотя в Англии пытки и существовала до 1827 г., в Массачусетсе параграф 46 Корпуса свобод 1641 г. запрещал их применение: «Из телесных наказаний не дозволяются бесчеловечные, варварские и жестокие».
Тем не менее, восьмидесятилетнего Джайлза Кори задавили до смерти, на протяжении двух дней накладывая на доску, положенную ему на грудь, все больше и больше тяжестей.
Еды не давали никакой, «кроме трех ломтей самого плохого хлеба в первый день и трех глотков стоячей воды, какая найдется поблизости, во второй». Роберт Калеф описал, как в понедельник, 19 сентября, в открытом поле подле салемской тюрьмы Джайлз Кори умирал «под гнетом и от наваленной на него тяжести язык вылез у него изо рта».
Кори умер, так и не признав себя виновным.
22-го сентября 1692 года повешены еще восемь человек.
Девятая жертва, Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем самым избежала повешения.
Как ни опасно было сомневаться в непредвзятости суда, все же в октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений.
Конец этой истории положил губернатор Фипс, который сначала запретил применять казнь к арестованным, а затем своим указом распустил суд.

Через несколько лет, в 1702 году, решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным.
В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.
В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.
Где на самом деле похоронены «салемские ведьмы» - неизвестно.

За время этой ведовской истерии в тюрьме оказались сто пятьдесят человек, было повешено девятнадцать.
Двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, одну (Титубу) долгое время держали в тюрьме без суда, двоим женщинам отсрочили казнь, так как они заявили о своей беременности (впоследствии они дожили до полной отмены приговора), одна (Мэри Бредбери) сбежала из тюрьмы уже после вынесения приговора, еще пятеро признали свою вину и получили отсрочку.

Множество версий, объясняющих поведение девушек-обвинительниц, было выдвинуто позднее.
Утверждалось, к примеру, что они отравились спорыньей, содержащейся в хлебе (симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки). Вскоре эта версия была опровергнута.
Другие говорили, что виной всему могло быть заболевание девушек особой формой энцефалита.
Но вероятней всего и всего правдивей видится нам самая простая версия: солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова. Именно это и привела на виселицу девятнадцать человек.

Единственным документом, подтверждающим это, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя, в возрасте 26 лет:

Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.
По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения

Первыми салемскими ведьмами были Элизабет и Эбигейл. Это две маленькие девочки, одной было 9, а второй 12 лет, в этом возрасте у них были признаки, которые отнесли к одержимости.

Позднее появилась еще одна, это была Анна, ей было 12. Эти девочки выступали в роли медиумов, они имена незнакомых им людей и обвиняли их в колдовстве, объясняя это тем, что видели этих людей в своих видениях. Люди, обвиненные в связях с дьяволом, попадали в тюрьму, а потом их казнили. Девочки называли множество имен, поначалу основной массой «колдунов и ведьм» были бедняки, но чем дальше, тем более известные люди обвинялись в колдовстве и попадали за решетку.

В результате около ста пятидесяти человек были взяты под стражу, больше тридцати человек попали в тюрьму, девятнадцать человек были казнены, несколько человек умерли в тюрьме.

В наши дни в Салеме есть официально признанная ведьма по имени Лори Кэбот. Она прославилась лечением детей, которые страдали нарушением речи. За эти заслуги губернатор, с согласия органов местного самоуправления. В жизни Лори создала себе образ настоящей ведьмы, соответствующий макияж и черные балахоны, и длинные седые волосы, поистине ведьмовское обличье.

В 1962 году все там же в Салеме у пастора местной церкви заболели две девочки, племянница и дочь. Никто не мог понять, что это за болезнь, и откуда она взялась. Девочки не шли на поправку, а наоборот им становилось все хуже и хуже. У детей были весьма странные симптомы, которые также никто не мог объяснить, они прятались по всему дому, рассказывали о каких-то видениях, а также у них была высокая температура. Доктор, которого позвали для установления болезни, сказал, что у детей пастора Каттера, из Бостона, были такие же симптомы, и заверил родителей, что это результат колдовства. В доказательство он предоставил книгу Бостонского пастора, в которой описывался недуг, и рассказывалось о колдовстве, и что порчу на детей навела ирландская домработница. Жена местного пастора сразу обвинила в колдовстве рабыню священника, которая сразу была арестована, и призналась в колдовстве и сдала еще нескольких ведьм.

Рассказы детей, о Салемских ведьмах подстрекаемые местными властями, различные слухи, привели к тому, что в городе началась паника и паранойя, в колдовстве подозревали почти всех жителей, которые занимались чем-то непонятным для остального населения.

Суд над всеми арестованными ведьмами начался в мае 1962 года. Салемские ведьмы, вообще интересная история. У суда не было конкретных доказательств, обвинения строились лишь на рассказах больных девочек, и на версиях обвинения, которые в один голос утверждали, что в подсудимых без их ведома, вселялся дьявол. В итоге девятнадцати обвиняемым был вынесен смертный приговор. Кровавая волна казней захлестнула Салем. В октябре 1962 года люди стали понимать свои ошибки и начали сомневаться в правильности принятых решений. Губернатор отменил казни, освободил женщин, которые были в положении, а через полтора года были помилованы и выпущены на свободу все оставшиеся. 14 января 1697 года объявлен днём скорби в Салеме.