Сколько населений в беларусь курит. Курение и наказание

Поправки в антитабачный декрет № 28, которые должны были ввести полный запрет на курение в общественных местах, отправлены на доработку. Медики, тем временем, продолжают бить тревогу о вреде курения, особенно пассивного, и начали борьбу с новой проблемой - электронными сигаретами.

Фото firestock.ru

На совещании по вопросам потребления табака 28 июля Александр Лукашенко о необходимости найти новые подходы в борьбе с курением. По его мнению, запретительных мер недостаточно: для начинающих курильщиков «запретный плод всегда сладок, а курильщикам со стажем требуется сильная мотивация для отказа от курения» .

Как сообщила на пресс-конференции 17 августа заведующая отделом общественного здоровья Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ольга Бартман , в настоящее время над поправками в декрет снова работают «заинтересованные органы госуправления» .

Первоначально поправки предполагали полный запрет на курение на остановках, в лифтах, на балконах общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках, пляжах и в других местах. Владельцы кафе и ресторанов, согласно проекту документа, должны оборудовать внутри помещений изолированные места для курения с системой вентиляции и вытяжки.

Попытки запретить в Беларуси курение в общественных местах предпринимались и раньше. В 2013 году Министерство здравоохранения разработало проект антитабачного закона, который предполагал полный запрет курения в закрытых общественных местах, повышение стоимости табачной продукции, запрет на скрытую рекламу сигарет и другие меры. Законопроект планировалось внести на рассмотрение парламента в 2014 году, однако документ не был включен в план законопроектной деятельности ни на тот, ни на последующие годы.

Некоторые меры по ограничению продажи сигарет все же были приняты: например, запрещена открытая выкладка табачных изделий в магазинах - теперь на кассах можно увидеть только перечень названий с ценами.

15 мая текущего года вступил в силу техрегламент на табачную продукцию, утвержденный Евразийской экономической комиссией. Этот документ вносит новые требования к упаковкам сигарет, которые будут выглядеть одинаково вне зависимости от производителя.

В частности, новая упаковка будет двухцветная - черно-белая. Не менее 50% площади с обеих сторон упаковки будут занимать устрашающие изображения последствий курения. Возможность для производителя обозначить себя остается только в нижней части пачки.

По словам Бартман, новая упаковка должна появиться не позже чем через год после вступления техрегламента в силу.

Для детей опасны даже шторы в накуренной квартире

Координатор программ по общественному здравоохранению странового офиса ВОЗ в Беларуси Валентин Русович считает, что ограничение мест, где разрешено курение, важно не только для потребителей табака, но и окружающих их людей - сотрудников кафе и ресторанов, детей, чьи родители курят.

По данным ВОЗ, ежегодно от курения умирает 6 млн человек, причем 10% из них - от пассивного курения. Причины смерти у них такие же, как и у активных курильщиков - онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, отметил специалист.

Разделение залов в ресторанах на зоны для курящих и некурящих не дает должного результата, отметил специалист.

«Технический подход, а именно внедрение систем вентиляции, раздельное пребывание курящих и некурящих не уберегает в полной степени от табачного дыма. Безопасной концентрации табачного дыма не существует», - сказал он.

Даже некурящие сотрудники баров и ресторанов, находясь в помещении, где разрешено курение, за смену вдыхают дым, аналогичный выкуриванию 7-10 сигарет.

Запретить курить, по мнению Русовича, необходимо не только в общепите, но и в гостиничных номерах, чтобы исключить так называемое третичное пассивное курение.

«Даже если в помещении нет табака и дыма, оно накапливает продукты дыма - в шторах и ковровых покрытиях. Все те же канцерогены, но в немножко меньшей концентрации, за счет третичного контакта оказывают свой вред. В бытовом плане третичное пассивное курение наносит огромный вред детям. Многие родители не понимают, что даже если они не курят в присутствии детей в доме, ребенок все равно имеет контакт с продуктами дыма», - рассказал представитель ВОЗ.

По его словам, третичное пассивное курение может влиять на развитие бронхиальной астмы и ухудшение ее течения, возникновение острых средних отитов у детей.

Более высокая распространенность курения среди мужчин, чем среди женщин, обусловливает и существенную разницу в продолжительности жизни - больше 10 лет, отметил Русович. В частности, в прошлом году ожидаемая продолжительность жизни мужчин составила 68,6 лет, женщин - 78,9 лет.

«Смертность от острых инфарктов миокарда, которые во многом обусловлены курением, среди мужского населения в 20 раз больше, чем среди женского», - подчеркнул специалист.

Электронные сигареты могут покупать даже дети

Изменения в декрет № 28 предполагали также запрет на открытую выкладку электронных сигарет и введение ограничений на их продажу, однако пока этот товар находится вне контроля государства.

Одна из немногих ограничительных мер, которая сейчас действует в отношении электронных сигарет - запрет на использование термина «сигареты», при реализации этот товар именуют как «электронные парогенераторы».

«Мы пришли к ситуации, которая касается не только электронных сигарет, но и энергетических напитков, когда они у нас никак не регулируются - их может купить любой ребенок и где угодно. Самое ужасное то, что непонятно что они покупают: в республике не производится ничего. Ароматизаторы, наполнители для электронных сигарет, в основном, завозятся из других стран. Состав их неизвестен, и никакой оценки соответствия мы провести не можем», - отметила консультант управления организации торговли и услуг Министерства торговли Людмила Петрковская .

По ее словам, в настоящее время рассматривается вопрос о возможностях регулирования продажи и использования электронных сигарет, в том числе и проведение оценки их качества.

Между тем медики отмечают, что при курении электронной сигареты пропиленгликоль и никотин с паром сразу попадают в альвеолы легких. У некоторых людей, чаще всего у подростков, при использовании электронных систем курения наблюдались случаи отравления никотином, поскольку человек не дозирует курение.

По словам Ольги Бартман, проект обновленного декрета предполагал введение к продаже электронных сигарет таких же требований, как и к другим табачным изделия. В частности, планировалось запретить открытую выкладку электронных сигарет и их продажу лицам до 18 лет.

«В перспективе, я полагаю, работа будет активно продолжаться», - сказала она.

Ежегодно 31 мая Всемирная организация здравоохранения и партнеры, в том числе и Республика Беларусь, отмечают Всемирный день без табака, привлекая внимание к рискам для здоровья, связанным с употреблением табака, и выступая за проведение эффективной политики в целях снижения уровней его потребления.

В Декрете Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. №28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» в разделе «Государственное регулирование потребления табачных изделий» (п. 38) определен перечень мест, где в нашей стране запрещено курение. А именно:

– в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, объектах торговли и бытового обслуживания населения;

– в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;

– в объектах общественного питания, кроме реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции (то есть зоны для курящих);

– на всех вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;

– во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места для курения.

За потребление табака в запрещенных местах статьей 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность: штраф в размере до 4 базовых величин.

Нельзя курить на лестничных маршах жилых домов. Это прописано в Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 г. №399. В частности, документ гласит: «…запрещается курение во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома», то есть в подъездах, коридорах, на лестничных маршах, в кабинах лифтов и др. Данное нарушение регулируется другой статьей кодекса – «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» (ст. 21.16), которая предусматривает штраф до 30 базовых величин.

Кроме того, широкое обсуждение получил проект изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь №28 «О государственном регулировании оборота табачных изделий и электронных систем курения», который может запретить курение, в том числе электронных сигарет, также на балконах и лоджиях общего пользования, на детских площадках, пляжах, на рабочих местах, на остановках и в радиусе 10 метров от них, в автомобилях и помещениях в присутствии детей до 14 лет. Но при этом дополнительно будет разрешено курить только в специальных местах в торговых центрах, на рынках, в помещениях, предназначенных для приема граждан, помещениях автомобильных пассажирских терминалов, на вокзалах, в портах, аэропортах и в радиусе 10 метров от входа в них, на платформах.

Воздерживайтесь от курения – берегите себя и своих близких, ну и свой бюджет!

Владислав СТОЙКО, главный врач Березовского РЦГиЭ.

Все больше магазинов электронных сигарет, или вейп-шопов, открывается в Беларуси. А вместе с этим всё чаще « вейпы» курят в общественных местах, не стесняясь дымить на детских и спортивных площадках, а также в кафе и ресторанах.

Даже если вы не знаете, что такое «вейп», никогда не слышали слов «бакомайзер» и «мехмод», вам наверняка встречались те, кто курит электронные сигареты и кальяны.

И вы точно хотя бы раз оказывались в ситуации, когда стоящий рядом с вами на пешеходном переходе человек преспокойно выпускает клубы дыма. И ему совершенно всё равно, приятно ли вам вдыхать «вкус лимонного пудинга» или «освежающий коктейль из арбуза с апельсином с добавлением маленького кусочка лайма».

Сладкий ли дым?

Проблема заключается в том, что вейперы (или «парильщики») чувствуют себя очень комфортно на вполне законных основаниях — законом не запрещено «дымить» в людных местах. Несмотря на то что на данный момент курение электронных сигарет у нас не запрещено, зачастую оно вызывает недовольство у окружающих.

Кроме того, Минздрав заявляет, что электронные сигареты несут угрозу здоровью, прежде всего подрастающего поколения.
Электронные сигареты продуцируют аэрозоль (пар), который вдыхает пользователь. Основные компоненты используемого в таких устройствах раствора, помимо никотина (когда он присутствует), - пропиленгликоль с глицерином или без него, вода и ароматизаторы. От их процентного соотношения зависят конечный состав жидкости и, следовательно, ее токсические свойства. Фактические данные свидетельствуют, что аэрозоль не является лишь «водяным паром», как часто утверждается в процессе сбыта этих изделий, а создает серьезную угрозу для окружающих путем усиления воздействия никотина и ряда токсичных веществ на организм.

Пока вне закона

На данный момент остаются неурегулированными вопросы распространения среди населения электронных сигарет, в том числе через Интернет, а также о запрете их продажи несовершеннолетним и рекламы. Как пояснил «АиФ» юрист-лицензиат, магистра права Александр ЖУК, в Беларуси в скором времени планируется приравнять « вейпы » к сигаретам. А пока любителей подымить в общественных местах (в кафе, ресторане, на детской площадке, остановке общественного транспорта, в парке) после замечаний находящихся рядом граждан можно оштрафовать за мелкое хулиганство - умышленные действия, нарушающие спокойствие граждан, выражающиеся в явном неуважении к обществу. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.

В ТЕМУ

В Беларуси запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования и спорта;
  • на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, за исключением помещений с действующей системой вентиляции;
  • в помещении органов государственного управления, исполкомов, организаций;
  • на вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метро;
  • в общественном транспорте, вагонах поездов, судах, самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых есть места для курения.

Места, где предлагается ввести полный запрет: лифты, детские площадки, пляжи, производственные помещения, помещения, занимаемые организациями физкультуры, спорта, а также детскими спортивными, оздоровительными и иными лагерями и их территории; остановки, станции метрополитена, общественный транспорт, автомобили и помещения, если в них присутствуют дети в возрасте до 14 лет.

Курение является достаточно распространенной вредной привычкой. При этом редко кто из сотрудников, пристрастившихся к употреблению табачных изделий, способен полностью отказаться от них в рабочее время. Вместе с тем курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест не допускается.

Табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абз. 5 п. 1 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (в ред. от 06.10.2015; далее — Декрет № 28)).

Пункт 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий (далее — Положение о потреблении табачных изделий) налагает запрет на курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
  • в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
  • на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
  • во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иностранными организациями, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся перечисленные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), должны быть созданы либо выделены на этих объектах специально предназначенные для курения места, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства.

Создаем специальное место для курения

Обязанность по созданию мест, специально предназначенных для курения, распространяется на руководителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей.

Требования к специально предназначенным местам для курения

К таким местам, согласно п. 1 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее — Постановление № 23/21), предъявляются следующие требования:

Где запрещено размещать места для курения?

В соответствии с п. 2 Постановления № 23/21 запрещается размещать специально предназначенные для курения места:

Информацию о местах, где запрещено курить, и о местах, специально предназначенных для этих целей, следует включить в программу проведения вводного и первичного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.

Когда и сколько можно курить на работе?

Что касается времени, в которое курить допустимо, то это могут быть перерывы для отдыха, предусмотренные законодательством о труде:

  • для отдыха и питания;
  • для обогревания;
  • для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах;
  • предусмотренные технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом, и др.

Кроме того, наниматель вправе установить и специальные перерывы для курения, закрепив соответствующие нормы в Правилах внутреннего трудового распорядка о периодичности и продолжительности их предоставления (например, по 10 мин через каждые 2 ч рабочего времени).

Наниматель не обязан предоставлять работникам специальные перерывы для курения. Время,
допустимое для курения, фактически может быть сведено к продолжительности перерывов, предусмотренных законодательством о труде.

Возможно ли вообще запретить курение на работе?

Вопрос о полном запрете курения на работе является достаточно спорным. Существует мнение, что такой запрет, закрепленный в локальном нормативном правовом акте, вполне допустим. Вместе с тем из норм Положения о потреблении табачных изделий прямо следует право работника курить в специально отведенных для этой цели местах, а на нанимателя возлагается обязанность такие места создавать.

Однако не стоит забывать еще об одной проблеме, возникающей в случаях, если работа курящего сотрудника предполагает частое и продолжительное общение с посетителями. Некурящему человеку может быть довольно неприятно общаться с работником, от которого пахнет табаком. И если от консультанта или администратора магазина вполне можно удалиться на «безопасное» расстояние, то в случае с курящим парикмахером, мастером по маникюру, врачом-стоматологом, массажистом, косметологом и другими работниками, находящимися в процессе работы в непосредственной близости от клиента, ситуация более проблематична, а ведь от этого зависит не только заработок курильщика, но и имидж организации в целом. В подобных ситуациях курящим сотрудникам имеет смысл задуматься о смене профессии либо оставлении пагубной привычки за пределами работы.

Допустимо ли отказать в приеме на работу курящему кандидату?

Если полностью запретить курить сотрудникам нельзя, возможно, изначально следует отказывать курящим в приеме на работу?

Многим нанимателям, явно отдающим предпочтение некурящим работникам, положительный ответ на этот вопрос помог бы значительно упростить процесс подбора персонала и избавить от решения ряда проблем в процессе дальнейшей совместной деятельности. Вместе с тем не стоит забывать о недопустимости дискриминации в сфере трудовых отношений.

Исходя из ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, под дискриминацией в сфере трудовых отношений следует понимать ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

Таким образом, отказать в приеме на работу только на основании того, что потенциальный сотрудник курит, наниматель не вправе . По этой же причине считать работника, неоднократно замеченного с сигаретой в период предварительного испытания, не выдержавшим указанного испытания, также будет неверно. Личностные и иные качества, не связанные
с рабочей деятельностью и не влияющие на профессионализм сотрудника, не могут служить причиной прекращения с ним трудовых отношений.

Ответственность за курение

За курение в рабочее время, а также в местах, где оно запрещено, наниматель может применить к работнику одну из мер дисциплинарной ответственности, предусмотренную в ст. 198 ТК (замечание либо выговор), либо лишить работника полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев согласно подп. 3.3 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Если работник нарушил правила пожарной безопасности, вследствие чего возник пожар и нанимателю был причинен материальный ущерб, он может быть привлечен к материальной ответственности, установленной гл. 37 ТК.

Кроме того, согласно ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), на лицо, осуществляющее курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, может быть наложен штраф в размере до четырех базовых величин .

В случае если лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, нарушило законодательство о пожарной безопасности и указанное нарушение повлекло возникновение пожара, ему в соответствии
с ч. 2 ст. 23.56 КоАП грозит штраф в размере
от 30 до 50 базовых величин .

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Применение норм административной либо уголовной ответственности не исключает возможность привлечения виновного работника к дисциплинарной и материальной ответственности.

При этом следует учесть, что наложение штрафа за курение в неустановленных местах и нарушение норм пожарной безопасности, установленных законодательством, — прерогатива специально уполномоченных государственных органов. Наниматель не вправе производить удержания сумм указанных штрафов из заработной платы работника-нарушителя.

Как можно поощрить работников за отказ от курения?

Стимулировать отказ от курения и ведение здорового образа жизни возможно путем выплаты денежной премии и (или) предоставления дополнительных поощрительных отпусков за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 160 ТК дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором.

Поскольку продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК, законодательством не ограничена, наниматель вправе самостоятельно определить количество дней отдыха, дополнительно предоставляемых некурящим сотрудникам. 

Сегодня проходят общественные обсуждения проекта нового закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», разработанного Министерством здравоохранения Беларуси в соответствии с рядом поручений Совета министров.

Среди отзывов от граждан, с которыми можно ознакомиться на сайте ведомства, очень много просьб законодательно запретить курение на балконах, остановках, в поездах дальнего следования. Это действительно большая проблема. Кроме того, граждане обращают внимание на то, что одними запретительными мерами проблему не решить, и высказывают опасения, что закон будет носить формальный характер: все, что на бумаге, не будет работать на практике. Как известно, сегодня, несмотря на предусмотренные штрафы за курение в неположенном месте, привлечь к ответственности граждан, которые курят в подъезде, невозможно. По крайней мере таких прецедентов никто не припомнит.

Вот еще некоторые предложения.

Надежда: Прежде, чем какой-то закон вводить в силу, необходимо сделать так, чтобы все его пункты были реализованы на все 100%. И никак не меньше. Если речь идёт о запрете, то прежде всего должно быть предостаточно мест, специально оборудованных для курильщиков. Захотел курить, зашёл в специальное для этого место. Тогда всем хорошо...

Леонид: Из наболевшего: 1. Категорически запретить курение в присутствии беременной женщины или детей. Давайте сделаем как в Италии - закурил рядом с беременной и ли ребенком - штраф 250 евро незамедлительно. 2. Запретить курение на пешеходных дорожках, выделив урну с значком разрешения курения на расстоянии от пешеходной дороги, в зоне видимости курильщика но вдали от некурящих пешеходов. При движении одного пыхтящего "паровоза" дышат дымом все вслед идущие. Крайне неприятно. 3. Запретить курение на рынках, массовых мероприятиях, на входе в магазины. 4. Как-то более конкретно прописать процедуру борьбы с коридорными и лестничными курильщиками. А то запрет действует давно, а курящих меньше не становится. И плевать они хотели на замечания и просьбы. 5. Табачный дым в открытые окна в теплое время года - это действительно большая беда. Правда, как с этим бороться - непонятно.

Алексей: Полностью поддерживаю запрет на курение во всех общественных местах! Но также хотелось,чтобы информация о запрете была доступна везде и запрет жестко контролировался, а не так как закон ввели, а его мало кто соблюдает. Особенно надоело дышать табачным дымом на остановках общественного транспорта и в других общественных местах. Выделить нужно курильщиках спец. места для курения. А за нарушение закона о курении давать большие штрафы!

Мнения экспертов:

Ольга БАРТМАН (О.Б.), заведующая отделом общественного здоровья ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Александр СТЕЦКО (А.С.), член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике
Валентин ТОЛКАЧЕВ (В.Т.), председатель Белорусского общественного объединения «Трезвенность - Оптималист» имени Г.А. Шичко
Ольга ГЕРМАН (О.Г.), заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ
Сергей ПАПКОВ (С.П.), старший инспектор Управления охраны правопорядка и профилактической работы ГУВД Мингорисполкома

О.Б. : - При разработке законопроекта мы руководствовались мировым опытом: были проанализированы подобные законодательные акты, принятые во многих странах. Кроме того, есть пример России, где антитабачный закон вступил в силу 1 июня 2013 года.

Естественно, Минздрав прежде всего стоит на защите здоровья граждан, и кому-то меры, прописанные в законопроекте, могут показаться достаточно жесткими в отношении курящей части населения. Однако, подчеркну, в законопроекте предусмотрена помощь для людей с большим стажем курения, которые, возможно, знают, насколько это небезопасно для их здоровья, но им нелегко в одночасье отказаться от пагубной привычки. Речь идет о расширении возможностей получения помощи в отказе от курения.

Немного статистики: в Беларуси порядка 30% смертей от сердечно-сосудистых и 30% от онкологических заболеваний обусловлены потреблением табака. 90% случаев рака легких напрямую связаны с курением.

Защитить работников

В проекте перечислен достаточно широкий список мест, где предлагается полностью запретить курение. Но предусмотрены ли места для курения?

О.Б.: - Это очень важный момент: где все-таки можно будет курить людям, которые, увы, изначально выбрали нездоровый образ жизни и подвергают опасности здоровье окружающих. Обсуждения продолжаются, предложения собираются… Возможно, будут предусмотрены какие-то места или кабины, вынесенные на территорию рядом с закрытыми помещениями, где действует полный запрет на курение.

Согласно данным социологических опросов, от 40 до 50% населения Беларуси подвержены пассивному курению, в том числе на рабочих местах - это касается в первую очередь работников сферы общественного питания, гостиничного, игрового бизнеса. Поэтому необходимо запретить курение на любых рабочих местах и в рабочих зонах закрытых помещений, чтобы оградить этих людей от пагубного воздействия табака.

Радует, когда руководители различных организаций идут по этому пути: стимулируют работников, отказывающихся от курения; учитывают при приеме на работу, курит человек или нет, предлагают альтернативное времяпрепровождение, создают условия для занятий спортом и т.д. В законопроекте есть пункт, дающий право местным органам власти устанавливать более жесткие запреты, в частности, запрещать курение в тех местах и помещениях, запрет на курение в которых не предусмотрен этим законопроектом.

А.С.: - Например, административные здания органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск МВД Беларуси объявлены свободными от курения зонами, а сотрудникам милиции и военнослужащих внутренних войск запрещается курение в форменной одежде. Это предусмотрено приказом МВД №424 «О популяризации здорового образа жизни среди сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел Республики Беларусь, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь» от 13 сентября 2013 года. Очень хороший пример для других ведомств и организаций.

О.Б.: - Кроме того, действенным шагом мы считаем не только запрет рекламы на табачные изделия, но и запрет пропаганды курения в художественных фильмах, которые будут выпускаться после принятия закона, в театральных постановках, в теле-, радиопрограммах…

А.С. : - Главное сократить не столько количество курящих, сколько не допустить роста числа тех, кто пополнит их ряды. Поэтому в законопроекте предусмотрена обязанность родителей за то, чтобы они прививали своим детям здоровый образ жизни и препятствовали вовлечению в табакокурение. В ОАЭ, например, за курение в присутствии ребенка до 12 лет, предусмотрена уголовная ответственность и очень крупный штраф.

В.Т. : - Мне 74 года, представители моего поколения начинали курить, когда им было после двадцати. А сегодня уже в первом классе ребятня курит и может отхлебнуть за батькой из бутылки напиток покрепче. С подрастающим поколением нужно проводить мощную просветительскую работу, пропагандировать здоровый образ жизни. К сожалению, взрослые, которые курят, передадут им именно этот жизненный опыт.

Увидел - сообщил

- Почему сегодня невозможно привлечь нарушителей к ответственности?

С.П.: - Что касается наложения штрафов за курение в неположенных местах, то за 8 месяцев текущего года в столице к административной ответственности были привлечены 1275 человек. Среди них - 252 несовершеннолетних, в возрасте до 30 лет - 607 человек.

- Как часто правоохранители штрафуют курильщиков в подъездах?

С.П.: - Такая статистика органами внутренних дел не ведется. И поймите: в каждый подъезд не выставишь сотрудника правоохранительных органов. На мой взгляд, все, что происходит в наших домах, подъездах, зависит от каждого из нас, от нашего отношения. Если в вашем подъезде кто-то постоянно курит, а вы проходите мимо, чтобы не связываться, и только у себя на кухне возмущаетесь, то ничего не изменится. А если вы будете неравнодушны и сообщите о правонарушении - один раз, второй, то меры будут приниматься.

- Можно ли вызвать работников ЖЭСа, чтобы привлечь к ответственности курильщика в подъезде?

О.Г.: - Организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, имеют право составления протокола об административных правонарушениях. Но при этом у них нет полномочий, чтобы заставить человека предъявить документ, удостоверяющий личность.

А.С.: - Во всяком случае, можно зафиксировать случай курения и пригласить сотрудников милиции.

В законопроекте прописан запрет за курение:

  • на территориях и в закрытых помещениях, занимаемых организациями, предоставляющими услуги в системе образования, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций и на спортивных объектах, учреждений органов по делам молодежи;
  • на территориях и в закрытых помещениях, занимаемых организациями, предоставляющими санаторно-оздоровительные услуги;
  • в поездах дальнего следования, на судах, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта;
  • на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) международного, междугороднего, городского и пригородного сообщения;
  • в местах на открытом воздухе на расстоянии не менее чем десять метров от входов в закрытые помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в закрытых помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров;
  • в закрытых помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов;
  • в закрытых помещениях, занимаемых организациями, предоставляющими бытовые услуги, услуги торговли, общественного питания и рынков;
  • в закрытых помещениях социальных служб;
  • на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в закрытых помещениях;
  • в лифтах и закрытых помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов;
  • на детских площадках;
  • в границах территорий, занятых пляжами;
  • на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

А также на запрет продажу сигарет:

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, учреждений органов по делам молодежи, услуг физической культуры и спорта, медицинских и санаторно-оздоровительных услуг;
  • на транспортных средствах городского и пригородного сообщения;
  • в закрытых помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на расстоянии не менее 100 м от ближайшей точки, граничащей с территорией учреждений образования;
  • на открытых территориях и в закрытых помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, на станциях метрополитена;
  • в закрытых помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, бытовых услуг, общественного питания.