Фотосессия с собакой.

Фотографирование собак может быть действительным наслаждением для фотографа – запечатлеть их в тот самый момент, когда они подпрыгивают в воздух, играя, и зафиксировать их эмоции в красивом кадре. Это потрясающее развлечение и для фотографа, и для самой собаки, и для хозяев. Но в то же самое время это и очень непростая задача!

В этой статье – 6 советов, как фотографировать наших любимцев в движении.

1. Безопасность – прежде всего

Прежде чем вы примените любой из советов, описанных в этой статье, запомните, что ни один кадр не стоит того, чтобы рисковать здоровьем и жизнью вашего любимца. Это значит, что лучше выбирать площадки, где разрешено находиться с собаками, которые безопасны – находятся вдалеке от проезжей части. Также надо учитывать, что не все собаки готовы к тому, чтобы бежать во всю мощь. И в этом нет ничего страшного.

Когда вы фотографируете животных, главная задача – это показать их характер. Если они не любят бегать, сделайте кадр в таком движении, которое комфортно и привычно для них.

2. Собаки тоже должны получать удовольствие

Самый важный секрет в фотографировании собак состоит в том, что важно быть не только хорошим фотографом, но и уметь ладить с животными. Каждый может со временем научиться фокусироваться на бегущей собаке, но чтобы поймать выражение удовольствия на ее мордочке, она должна испытывать это удовольствие. И тогда этот снимок будет действительно классным и именно этой пойманной эмоцией будет отличаться от других в лучшую сторону.

А для этого необходимо, чтобы и вы, и хозяин собаки были позитивны, ласковы и веселы, общаясь с собакой. Используйте и небольшие поощрения, в том числе, возьмите на фотосессию любимые игрушки собаки.

3. Как заставить собаку бежать в нужном направлении?

Прежде чем начать фотосессию, нужно выяснить, с какой собакой вы имеет дело – как ее здоровье, насколько она послушная, как выполняет команды (и выполняете ли вообще!). Тогда вы сможете составить план действий, как сделать нужный кадр.

В случае хорошо-обученных собак, попросите ее усадить в 20 метрах от того места, где находитесь вы, а хозяин пусть встанет сразу за вами и позовет собаку.

Для более молодых собак или менее дрессированных собак нужно подойти к такому кадру с больше тщательностью. Выберите место, где будет как можно меньше отвлекающих факторов, возможно, пусть это даже будет огороженная площадка. Если на фотосессии есть еще один человек, которого слушает собака, то он может удерживать ее на месте, пока все не будет готово.

В самом крайнем случае можно держать собаку на поводке и чтобы хозяин бежал позади нее или сбоку. А потом используйте Фотошоп, чтобы «убрать» поводок из кадра.

Также подумайте над вариантом, нужно ли вообще отдавать команды собаке. Некоторые из лучших снимков получаются тогда, когда собака бегает сама по себе, а не выполняя указания хозяина.

4. Правильно настройте камеру

После того, как вы сможете направить собаку в нужном направлении, научитесь фокусироваться на этом стремительном беге! Вам нужен будет длиннофокусный объектив (например, 70-200mm). Расположитесь достаточно далеко от собаки, чтобы у вас было достаточно возможностей и времени сфотографировать ее в правильный момент.

Присядьте, снимайте с уровня собаки. Это, во-первых, покажет происходящее с точки зрения собаки, и, во-вторых, вам будет легче поймать выражение ее лица, когда она будет бежать к вам.

Настройки можно выбрать разные. Например, в полностью ручном режиме выставьте выдержку на 1/1000, диафрагму f/2.8 и подберите ISO под эти настройки (оно будет сильно зависеть от модели фотоаппарата).

Если вы не уверены в полностью ручном режиме, то выберите режим приоритета выдержки или какой-то программный режим (например, часто на фотокамерах есть режим «Спорт»). Постепенно практикуясь, вы научитесь подбирать настройки на своем фотоаппарате так, чтобы получались нужные вам фотографии.

5. Сузьте фокус

В действительности самая сложная часть в фотографировании движущихся собак – это правильная фокусировка. Хороший вариант – это выбрать фокусировку по одной точке (камера при этом должна быть в режиме AI servo mode) и опцию «фокусировка задней кнопкой». Это будет означать, что камера будет непрерывно фокусироваться и фокусироваться на этой одной точке до тех пор, пока вы держите заднюю кнопку. Если вы никогда так не делали, обязательно попробуйте (и, кстати, эта опция полезна не только для фотосъемки собак, но и во многих других случаях).

6. Выбор правильного момента

Вторая по сложности задача в фотосъемке собак – это выбрать тот самый правильный момент. Для этого попробуйте метод, который применяют при обучении верховой езде. Когда человек начинает обучаться езде на лошади, ему советуют считать шаги лошади – считая (вслух) каждый раз, когда нога лошади отталкивается от земли, наездник может «синхронизироваться» с ней и понять, когда она будет прыгать через препятствие.

Точно такую же технику можно использовать и в фотографировании животных. Сфокусируйтесь на собаке, когда она бежит. Каждый раз, когда передние лапы собаки отталкиваются от земли, считайте вслух. Это даст вам понимание, когда нужно сделать снимок и вы сможете сфотографировать собаку в разных фазах движения. Конечно же, легче всего использовать эту технику в случае больших собак с длинными ногами, которые хорошо видно. Практикуйтесь в этой технике и она станет хорошим подспорьем при фотографировании собак, лошадей и других животных.

Напишите свои советы, как снимать собак и других домашних животных – в комментариях под этой статьей.

Домашние питомцы одними из первых попадают в кадр начинающему фотографу - постоянно находясь поблизости, они дают возможность день за днем совершенствовать мастерство и оттачивать фотографические навыки. Однако, особенно поначалу, полученные результаты далеко не всегда оправдывают ожидания. На что же стоит обратить внимание, чтобы повысить качество и грамотность снимков? Начнем с самого простого и близкого - со съемки собак.

Точка съемки

Даже самая высокая собака все равно остается гораздо ниже человека. На снимке, сделанном с высоты человеческого роста, животное будет казаться меньше, чем на самом деле, будто прижатым к земле. Поэтому, снимая собак, стоит как минимум присесть на корточки, а мелкие породы часто приходится снимать буквально с уровня земли. Низкая точка съемки хороша еще и тем, что в кадр попадают и довольно удаленные объекты, фон размывается сильнее, и снимок выглядит интереснее. К верхней точке съемки прибегают, если нужно подчеркнуть миниатюрность собаки. В этом случае лучше сфотографировать собаку чуть сверху и средним планом, оставив достаточно места в кадре.

При зоотехнической съемке собак - демонстрации достоинств представителя породы, экстерьера - ракурс фиксирован, здесь художественные достоинства снимка играют второстепенную роль, поскольку все подчинено строгим стандартам. Такие снимки делаются, как правило, со стороны левого бока, строго в профиль, причем объектив должен «смотреть» в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, а оптическая ось его должна быть параллельна земле.

В рекламной съемке породистых собак ракурсы более разнообразны, но в любом случае фотограф должен знать стандарты пород, понимать, что для данной породы считается достоинством, а что недостатком. Слегка изменив ракурс, можно, например, сделать слишком растянутую собаку - более компактной, а высокозадую - выровнять или даже слегка изменить приоритеты в комплекции в нужную сторону.

Чаще всего объект, снятый с нижней точки и возвышающийся над зрителем, кажется больше и внушительнее, особенно если занимает кадр целиком. Это общее правило работает и в случае фотографирования собак - чтобы подчеркнуть размеры и мощь собаки, ее снимают почти с уровня земли и так, чтобы изображение заполняло весь кадр. Чтобы подчеркнуть длину тела такс и других подобных пород, лучше снимать в профиль. А чтобы собака выглядела компактнее, ее стоит снимать спереди, под углом. Широкогрудые породы - боксеры, бульдоги, ротвейлеры - выразительнее смотрятся в фас или полуфас. Широкоугольник, слегка искажая пропорции (преувеличивая размер ближайших предметов), может сделать снимок еще выразительнее. Правда, здесь важно не переусердствовать с этим приемом, иначе получится явно неправдоподобный, карикатурный образ. Хотя и такой снимок может быть по-своему интересным и забавным.

© (http://www.flickr.com/photos/julianrosario/)

Обязательно при съемке нужно уделять самое пристальное внимание заднему плану. Большинство любительских снимков, особенно те, которые сделаны в квартире, грешат неподходящим, захламленным фоном, мешающим восприятию главного. Ковер, детали мебели или ноги прохожих на заднем плане - худшее, что можно придумать. Хороший фон - достаточно размытый и однородный, без ярких и контрастных пятен. Снимая в домашних условиях, добиться этого непросто. Прогулка с собакой на открытом воздухе, где-нибудь в парке, дает гораздо больше возможностей выбора ракурса и фона, да и освещенность под открытым небом обычно выше, чем в помещении.

Перед тем как нажать на спуск, стоит внимательно осмотреть кадр по периметру. Убедитесь в отсутствии посторонних предметов на периферии снимка и, наоборот, в сохранности ушей и хвостов ваших питомцев - часто при съемке второпях о них нередко забывают, «отрезая» их краем кадра. Не стоит располагать важный объект (собаку целиком или ее глаза при крупноплановой съемке) строго в центре снимка. По направлению взгляда животного, как и при съемке классических портретов людей, рекомендуется оставлять больше пространства.

Освещение

Забудьте про встроенную вспышку ! Даже если хитрая современная техника позволит избежать сияющих, как фары, глаз, лобовой контрастный свет и черные тени сумеют испортить впечатление от любого, даже самого очаровательного питомца. То же касается и внешней вспышки, установленной на зеркальном аппарате, если только она не светит в потолок. Направленная вверх вспышка в сочетании с «лопухом» (рассеивателем), отражающим небольшую часть света вперед, прямо на объект, позволяет добиться неплохих результатов при съемке в помещении. Еще лучше отрегулировать экспозицию так, чтобы вспышка только подсвечивала тени и передний план, а фон прорабатывался за счет имеющегося постоянного света, дневного или искусственного.

© (http://www.flickr.com/photos/emeryway/)

© (http://www.flickr.com/photos/emeryway/)

Отказ от использования вспышки в условиях недостаточного освещения заставит вас пошире открыть диафрагму объектива, сильнее размыв таким образом фон. При съемке в сумрачном помещении даже обычный «полтинник» 50/1.8 (едва ли не самый дешевый из имеющихся в продаже объективов) имеет явное преимущество перед гораздо более «темными» бюджетными зумами. Он обладает не только большей светосилой на 2–3 ступени (а это значит, что выдержка может быть в 4–8 раз короче), но и, благодаря сильному размытию заднего плана, позволит получить гораздо более приятную на вид картинку. При съемке собак и особенно собачьих портретов крупным планом не стоит пользоваться широкоугольными объективами, если специально не ставится задача исказить пропорции животного.

На открытом воздухе в дневное время особых проблем с освещением быть не должно. Явно неблагоприятен для съемки разве что прямой солнечный свет , особенно если солнце высоко над горизонтом. Это, пожалуй, практически единственная ситуация, когда использование вспышки оправданно - только таким образом можно попытаться сгладить глубокие черные тени, образовавшиеся из-за высоко стоящего яркого солнца.

Не менее интересными могут быть и эксперименты со съемкой в контровом свете - против солнца. Грамотная подсветка вспышкой (или отражателем) позволяет получить на снимке не черный проваленный силуэт, а проработанное изображение со светящимся контуром. Попробуйте, например, снять отряхивающуюся после купания собаку в ореоле брызг.

При съемке в пасмурный день лучше стремиться избежать попадания в кадр пустого белесого неба.

В движении

Конечно, домашний питомец интересен всегда - и стоя, и сидя, и лежа. Но куда интереснее попытаться запечатлеть собаку в движении, на бегу или в прыжке. Поэтому неплохо бы брать с собой фотоаппарат на прогулку, всякий раз не упуская возможность получить на снимках безграничное количество действий, фаз движения. Фотографируя движение, фотоаппарат лучше перевести в приоритет выдержки. Для «заморозки» кадра, чтобы получить застывшее движение, потребуется выдержка от 1/500 секунды. Но можно пойти и обратным путем, подчеркнув движение, например, съемкой с проводкой - эта техника съемки заключается в том, что во время сравнительно длинной выдержки аппарат двигается вместе с движущимся объектом съемки. В зависимости от выбранной выдержки, можно получить либо почти резкое изображение животного (за исключением лап, если собака бежит) и смазанный фон, либо, используя еще более длинную выдержку - от 1/8 секунды и дольше, - причудливые, размытые почти до неузнаваемости изображения. Если объектив или камера оснащены стабилизатором, не забудьте для съемки с проводкой переключить его в режим 2 или выключить совсем. Количество брака при такой съемке приближается к 100 %, но возможность получить интересный и неожиданный результат оправдывает затраченные усилия.

Основная техническая проблема съемки резвящихся животных - попасть в резкость. Легче всего это сделать, когда животное просто пробегает мимо, но снимок с бегущей на фотографа собакой часто выглядит интереснее. В любом случае очень полезен будет следящий автофокус - им снабжены почти все современные зеркальные камеры.

Чтобы точнее «попасть в цель», можно воспользоваться и серийной съемкой. Наилучший результат даст съемка на скорости 5–6 кадров в секунду, на меньших же скоростях часть фаз может оказаться пропущенной. Впрочем, при должной тренировке со временем можно научиться точно предсказывать следующее движение животного, работая в режиме покадровой съемки. Помимо этого, если точно известен момент съемки и место, где должен быть расположен фокус, можно наводиться заранее. Так, снимая прыжок через препятствие, зачастую уместнее навести резкость на само препятствие и зафиксировать фокус, нежели тщетно пытаться ловить фокус в процессе движения. Чем ниже точка съемки, тем выше кажется прыжок на снимке. Кадр желательно компоновать так, чтобы перед движущимся животным оставалось побольше пространства.

P.S. Кстати, до 27 апреля вы можете принять участие в нашем конкурсе на лучшую фотографию, посвященную собаке , и выиграть приз - фотоаппарат Fujifilm FinePix Z5.

Красиво сфотографировать собаку - дело не такое простое, каким кажется на первый взгляд. В Интернет представлено много статей и советов на эту тему, но большинство из них ориентированы на опытных фотолюбителей и профессиональных фотографов. Мы же попробуем дать несколько простых советов для тех, кто только начинает осваивать фотографию или же хочет всего лишь научиться снимать своих любимцев, не забивая себе голову фототерминами. Примеры даны с прицелом на фотосъемку лабрадоров и их щенков, но применимы к любой породе.

Дело техники

Успех в любом деле зависит от правильного выбора инструмента. Если избегать крайностей, то идеальным выбором для любительской фотосъемки собак станет фотокамера с относительно малошумным сенсором, быстрым автофокусом и зумом 3-7 крат (или с фокусным от 28-75 мм). Под эти требования хорошо подходят зеркальные фотоаппараты начального уровня, камеры-гибриды (так называемые "беззеркальные" камеры), “продвинутые” компакты. Это не значит, что для нашего дела не подойдет и более простая камера - но сделать удачный снимок будет сложнее.

Немного о настройках

Для съемки собак рекомендуется чуть увеличивать глубину резкости, особенно при съемке анфас, укорачивать выдержки до 1/80 для неподвижных поз и 1/320 для движения. Если вам это мало о чем говорит - поставьте камеру в режим “Авто”, либо “Портрет” для съемки собак в малоподвижном состоянии, для съемки в движении поставьте режим “Спорт”. Все остальные настройки имеет смысл оставить по умолчанию, либо в “авто”. Современные камеры достаточно сообразительны и обычно вполне способны справиться с простыми сюжетами. Единственный момент - найдите регулировку экспокоррекции в вашей камере (обычно обозначается значком +/-) и привыкайте ее использовать. Здесь все просто - если снимок или важная его часть получается слишком светлой, добавьте экспокоррекцию в минус, если снимок слишком темный - то в плюс. Серьезные промахи по яркости вы увидите при просмотре прямо на экранчике камеры, а мелкие легко поправите в редакторе позже.

Ракурс - наша точка зрения

Ракурс на снимке - единственное, что никогда нельзя исправить после того, как снимок уже сделан, поэтому выбор точки и угла съемки очень важен. Здесь нужно помнить два момента:

1. Для лабрадоров и других средних и крупных пород наиболее выгодна и правильна с точки зрения пропорций съемка с высоты их роста - т.е. придется присесть или наклониться, при этом снимать лучше с расстояния 3-5 метров (помним про зум). Для мелких пород это тоже работает, но их допустимо снимать с меньшего расстояния и чуть сверху, что подчеркивает их миниатюрность - такой прием хорошо применим при съемке щенков лабрадора на улице. При постановочной съемке наиболее интересны фото в профиль, три четверти сидя или стоя, движение сбоку или анфас. Другие ракурсы обычно искажают пропорции и в целом невыгодны, хотя некоторые снимки с “неправильных” углов могут быть забавны.

2. Фон и окружающая обстановка вообще очень сильно влияют на восприятие снимка. Для собак обычно благоприятен спокойный фон, не слишком яркий или темный, не “захламленный” пестрыми деталями. Следует избегать попадания в кадр посторонних деталей - фрагментов других собак, мебели, прохожих, автомобилей, мусора. Если собака очень темного или светлого окраса, то надо особенно избегать контрастного фона, так как на его фоне собака может “потеряться” и превратиться в силуэт. На улице хорошим фоном часто может служить уходящая вдаль дорожка в парке, опавшие листья, трава, деревья и кустарники на заднем плане.

Следует быть осторожным с деревьями и травой. Деревья могут сливаться с частями тела собаки, отбрасывать длинные теневые полосы, "вырастать" из силуэта - все это может сильно испортить снимок. Трава может скрадывать длину ног стоящей в ней собаки. Неровная земля и кочки могут так же служить причиной искажения линии верха и пропорций.

Немного особняком стоит зоотехническая съемка собак - съемка в стойке, которая производится в стойке и служит для демонстрации породного экстерьера. Общепринятый ракурс для такой съемки: собака стоит строго в профиль (чаще левым боком), объектив направлен в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, направление фотоаппарата строго параллельно земле.

Расстояние в 3-5 метров, кроме сохранения пропорций, выгодно снимающему еще и тем, что собака меньше отвлекается на фотографа, а у него самого есть чуть больше времени и пространства, чтобы наводиться и менять компоновку кадра.

Свет и тень

Как и с людьми, наиболее выгодным и простым для фотографирования собак освещением является солнце ранним утром или ближе к вечеру, особенно в легкой дымке. Прямые лучи солнца в околополуденное время не всегда хороши, так как создают глубокие тени, “выбивают” цвет шерсти, сильно ограничивают при съемке собак с контрастным окрасом, например черных и светлых палевых лабрадоров. В такое время для съемки лучше выбирать большие затененные участки. Это аллеи в парках, тени от зданий и больших деревьев. Если же вы все-таки снимаете на прямом солнце - обращайте внимание на тени и следите за яркостью. Рекомендуется в таких условиях снимать с экспокоррекцией в небольшой минус, это может помочь избежать пересветов.

Особенно сложна съемка зимой - снег служит очень ярким фоном и собаки темных окрасов при невыгодном освещении на нем теряются. На фоне снега почти всегда необходима экспокоррекция в минус на одну-две единицы, а иногда и больше.

При съемке против солнца и в пасмурную погоду может оказаться, что собака получается блекло, плоско, слишком темно. В этом случае может помочь включение вспышки - только помните, что эффект от вспышки на большинстве камер есть лишь на расстоянии до 3-5 метров. В случае сомнений лучше сделать несколько кадров как со вспышкой, так и без. Эффект от встроенной вспышки не всегда удается разглядеть на экранчике камеры, иногда он может быть и негативным, например, в виде ненужных бликов на шерсти. Лучше отбирать удачные кадры с просмотром на большом экране.

Наиболее благоприятное направление света - мягкий солнечный свет со стороны снимающего, либо чуть спереди - при портретной съемке в этом случае хорошо прорабатывается цвет глаз.

В целом надо понимать, что для съемки собак любительской техникой и без специальных ухищрений (как, например, светосильная оптика и искусственные источники света) нужно хорошее освещение. Для съемки в движении оно прямо-таки необходимо, но даже для статики хороший свет важен, так как при слабом освещении любой фотоаппарат начинает выдавать шум. Зеркальные и другие фотоаппараты с большим сенсором позволяют снимать с худшим освещением, но и для них этот предел наступает. При этом на шерсти собаки все негативные эффекты цифрового шума заметны очень хорошо и с ростом шума фото быстро теряют естественность.

Глазу не за что зацепиться

При фотографировании собак часто возникают проблемы с автофокусом - фотоаппарат не может сделать снимок, жужжа и елозя туда-сюда объективом. Обычно это возникает при не самом лучшем освещении, чаще на однотонных окрасах (особенно черных) и типично, скорее, для компактных фотоаппаратов, хотя страдают этим и зеркальные. Причина этого явления проста - когда аппарат фокусируется, он “видит” только контрастные детали, если же света мало и/или точка фокусировки (обычно - центр кадра) приходится на что-то однотонное (например, на шерстяной бок собаки), то ему просто не удается “разглядеть” цель. Это типично для лабродоров и других пород с одноцветным окрасом. В таком случае надо помочь камере “зацепиться” - либо перекомпоновать кадр так, чтобы ближе к центру оказалось что-то контрастное (например, ошейник), либо навести центр кадра на контрастную деталь (глаза собаки, ошейник, ринговку, в крайнем случае на линию силуэта), нажать кнопку спуска наполовину, убедиться, что фокусировка прошла (в зависимости от модели камеры, загорится зеленый сигнал/появится зеленая рамка/раздастся звук) и, не отпуская кнопки затвора, перекомпоновать кадр желаемым образом, затем нажать до конца.

Этот же прием хорошо работает, когда автофокус не может навестись на собаку в движении, либо срабатывает слишком поздно. В этом случае можно заранее навестись на место, где окажется собака, нажать кнопку спуска наполовину, дождаться появления собаки в кадре и нажать спуск до конца. Для простоты можно заранее пометить нужное место на земле каким-то заметным объектом, например, веткой.

Полезно помнить, что практически у всех фотоаппаратов скорость работы автофокуса падает с увеличением зума. Особенно это касается компактов с очень большим зумом, 10 крат и более - обычно скорость и цепкость автофокуса на предельном зуме у них очень мала.

Это Фотошоп?

Не бойтесь редактировать цифровые фотографии. Для них процесс небольших правок практически обязателен, так как даже самая совершенная камера не видит сцену так, как это видел глаз человека. Почти всегда требуется корректировка контраста и яркости (регулировки Brightness и Contrast), очень часто полезно скорректировать насыщенность и гамму цветов (регулировки Saturation и Autocolor). На самом деле для любой фотографии полезно попробовать сделать автокоррекцию цвета (Autocolor) и посмотреть не стало ли лучше. Кроме того, камеры часто делают снимки недостаточно резкими, поэтому повысить резкость фотографии заключительным этапом редактирования (регулировка Sharpness) никогда не помешает. Все эти коррекции можно сделать в любом фоторедакторе, включая бесплатные, например Google Picasa.

Количество в качество!

И в заключение - помните о законе репортажной съемки: кадров много не бывает! Это ни в коем случае не призыв щелкать бездумно, но если вам кажется, что сейчас может появиться удачный момент - снимайте больше! Это касается не только съемки в движении, даже снимая собаку в стойке лучше сделать несколько кадров подряд, ведь есть множество не всегда приметных в момент съемки нюансов, например, положение виляющего хвоста, поднятые уши или выражение морды. Особенно это касается жизнерадостных лабрадоров, которые и в стойке не всегда могут постоять спокойно! Чем больше кадров вы снимете, тем больше шанс отобрать среди них именно те, которые вы хотели получить.

Удачных вам снимков!

Братья наши меньшие – прекрасные модели. Фотографировать их интересно не столько с технической точки зрения, сколько потому что собаки весьма выразительны и отлично смотрятся в кадре. Более того, многие из них – истинные творческие особы и обладают способностями к позированию. Во время съемки животных фотограф решает самые разные технические вопросы. Очень важно подчеркнуть окрас и фактуру шерсти питомца. Мастер должен быть настоящим универсалом и иметь навыки портретной, репортажной, спортивной и постановочной съемки. Ну и, конечно, очень любить животных и разбираться в психологии собак.

Как выяснилось, свою собственную собаку фотографировать проще всего. Зная ее характер, поведение, мимику, легко уловить мгновения, когда следует нажимать кнопку затвора. Любой наблюдательный хозяин способен сам смоделировать условия, при которых получится классный кадр. Самое главное, держать заряженным «фоторужье», чтобы получились веселые эмоциональные снимки.

© Elke Vogelsang

В случае с незнакомыми собаками просто держать включенным фотоаппарат недостаточно. В процессе съемки – неважно, длится она десять минут или два часа — нужно полюбить животное, разглядеть ее особенности, понять, что она любит, где ей комфортно и, самое главное – как ее мотивировать, чтобы ваша модель раскрылась и продемонстрировала свои лучшие черты. Не правда ли очень похоже на людей? За исключением того, что собаке гораздо сложней объяснить, что надо сделать то-то и так-то.

Как же найти общий язык с животным? Очень даже элементарно – просто освоить его.

Собачий язык — это не только звуковые сигналы, но и особенности мимики, движений, а также рефлексы.

Вообще любой домашний питомец, будь это кошка, собака, попугай и даже несмышленый грызун, наделен своими особенностями поведения. Перед тем как отправиться на фотосессию, следует погуглить информацию на тему психологии животного конкретной породы. Неплохо прочесть про то, что любит собака употреблять в пищу, какой темперамент присущ той или иной породе. Поверьте, зная основы, вы будете чувствовать себя более уверенно в процессе съемки.

© Gary Brookshaw

Пород собак очень много, все они отличаются не только внешне — размерами, формой и цветом — но и характером. Неплохо заранее выяснить особенности темперамента породы, а также поинтересоваться у хозяина, что собака любит, как играет, чего боится…

Как фотограф, работающий с животными, скажу следующее. Для успешной съемки очень важно любить собак, быть наблюдательным и владеть основами психологии братьев наших меньших. Опытные фотографы животных, как и собаководы, должны знать назубок, как вести себя с боязливой собакой, как унять возбужденное животное, и что сделать, чтобы пес не пугался большого объектива и яркой вспышки.

Два года назад, когда я только пробовала снимать животных, для меня было открытием – собаки умеют позировать, а некоторые даже это любят. Более того, для получения хороших кадров животным не нужна специальная дрессировка. В студийной обстановке собаки, которых приходили ко мне на съемки, не зная никаких специальных команд, на деле оказывались прекрасными моделями. Достаточно было всего лишь объяснить, что нужно делать, чтобы решить художественную задачу. Естественно на собачьем языке.

© Eiichi Yonemura

Главное правило в достижении поставленной цели: животному должно нравиться позировать. Для этого необходимо создать комфортные условия. Фотографу ни в коем случае нельзя насильно заставлять собаку что-то делать — с моделью нужно полюбовно договариваться.

Объясню на примере.

Студийная съемка

На фотосессию ко мне привели трех пуделей. Их хозяйка – профессиональный грумер (парикмахер), а ее подопечные – участники различных конкурсов красоты по созданию собачьих образов. Мне как фотографу была поставлена конкретная задача – сделать портфолио для очередного состязания.

На первый взгляд, что тут сложного? Выставляем свет, наводим фокус и делаем снимок. Но не тут-то было. Когда собачек «выгнали на сцену», я вдруг увидела, что им совсем некомфортно. Пудельки вели себя очень натянуто и были напуганы. Их можно понять – вокруг непривычная обстановка, чужие запахи, вспышки света и т.п.

© Larry Marshall

Поскольку для меня было важно сделать хорошие снимки, а не получить фото напуганных животных, я решила действовать, а именно создать комфортную обстановку. Вместо бумаги под лапами моих моделей появился мягкий коврик, после каждой вспышки я просила хозяйку давать питомцам поощрительные призы – кусочки сырка или как минимум поцелуй в носик.

Так, через некоторое время собачки перестали бояться и даже начали резвиться прямо в студии. Не исключено, что разбаловал их тот самый сыр. И (о чудо!) у моих моделей изменился взгляд, а позы стали более раскованы. Тут я поняла – пора начинать фотосессию.

Главный плюс фотосъемки в студии, что всегда есть возможность подготовить необходимый реквизит, продумать образы и технологию работы. Согласитесь, если сделать фото собачки в костюме – то получится просто портрет животного. Немного интересней будет выглядеть кадр, если положить рядом какой-нибудь тематический предмет. Но чтобы получить живую фотографию, важен сценарий. И если говорить о студийной съемке — то сюжет всегда основывается на взаимодействии собственно модели и предмета.

© Elena Shumilova

Из простой бумаги я изготовила кораблик и в качестве приманки положила внутрь кусочек сыра. И тут началось – собачки стали играть с корабликом, точнее искать сыр, у животных появился предметный интерес. В этот момент нужно быть во всеоружии и вовремя нажимать кнопку. В конечном итоге мы получили целую серию отличных фотографий, из которых я выбрала всего лишь парочку, подходящих по сюжету. Замечу, что в целом съемка длилась около двух часов, а в результате – всего две фотографии, зато безупречных!

В полевых условиях

На первый взгляд, нет ничего лучше для съемки собаки как естественные условия – на природе. Главное тут, казалось бы, поймать нужный момент. Однако если как следует не подготовиться, ловить нужную секунду можно очень долго. Фотографируя животных, следует держать в голове несколько нюансов.

Первое — это знакомство с собакой по всем правилам. Здесь важно не только пожать лапу четвероногому другу, но и представить свой фотоаппарат. Для тех животных, которые не имели опыт фотосессий, крупный объектив кажется чем-то вроде огромного глаза и может спровоцировать агрессию – или напротив – излишнюю боязливость. Дайте псу осмотреть свое фоторужье, понюхать его. Пощелкайте фотоаппаратом перед собакой, чтобы ее не пугал непривычный звук затвора. То же самое со вспышкой. Попробуйте несколько кадров – дайте животному почувствовать, что яркий свет, исходящий от аппарата, ничего плохого не сулит. Есть, конечно, собаки, которые вспышку не признают, в этом случае я просто ставлю большую чувствительность.

Чтобы фотосессия удалась, важно заранее продумать локацию и время съемки. Причем последнее очень важно для благоприятного естественного освещения. При этом стоит учитывать и окрас животного. Так, чересчур яркий свет не слишком хорош для съёмки белой собаки. Впрочем, и черная будет смотреться недостаточно выразительно — в таких условиях непременно появятся лишние тени.

Теперь переходим к поиску места. Главный и основополагающий фактор – это безопасность для животного. Будет очень неприятно, если ваша четвероногая модель попадет под колеса машины или напугает прохожих. Обычно я предлагаю выбрать место для съемки хозяевам и позволяю себе лишь высказать пожелания: помимо безопасности для животного, пространство для фотосессии должно быть достаточно свободным, чтобы собака могла свободно бегать и играть. Не должно быть слишком много ненужных деталей, лишних предметов, деревьев и т.п. Не стоит забывать, что место – это всего лишь фон, главное – это выразительность модели, ее эмоции.

В то время когда животные бегают и резвятся, снимать их можно довольно долго. Остается только выбрать методику. Бегать вместе с ними или самостоятельно организовать собак с помощью команд и приманок.

Приведу пример съемки в естественных условиях, в парке. Перед началом фотосессии я рассказала владелице собак, как мы будем работать, а она передала информацию своим питомцам. Но вскоре мы столкнулись с трудностями: собаки совершенно не хотели играть с мячом. Выяснилось, что в это время дня они обычно спят дома, соответственно и биоритмы у них настроены по-другому. Чтобы как-то замотивировать животных, мне вместе с хозяйкой пришлось играть с мячом, чтобы показать на личном примере, какое это интересное занятие. В то время как собаки переключили внимание на нас, для меня было важно с игры переключиться на фотосъемку.

© Sebastian Wahlhuetter

Начинающим фотографам следует помнить: собаки бегают очень быстро, а в тот самый момент, когда хочешь нажать кнопку затвора, они начинают двигаться еще быстрее. Так, даже в идеальных условиях места, мои модели то и дело оказывались в тени или убегали на большие расстояния, с которыми не под силу справиться моему объективу. Или же вовсе отворачивались в самый ответственный момент.

Таким образом, важное правило в репортажной съемке животных — не расслабляться и не останавливаться. Забыть про боли в мышцах из-за того, что пришлось сидеть долгое время на корточках, и настырно продолжать снимать не смотря ни на что. Собачки независимо от того, большие они или маленькие, довольно быстрые животные, так что фотографу волей-неволей приходиться работать в их ритме.

Если вы всерьез заинтересовались съемкой животных, то будьте готовы, что они будут попадаться в поле вашего зрения буквально повсюду: во дворе дома, по дороге с работы, во время прогулок, словом, везде. Съемка собак в естественных природных условиях – это репортажный жанр. И чтобы в совершенстве овладеть мастерством репортажа, помимо отличной техники, важна быстрая реакция. В то время как уличные условия не всегда идеальны для съемки, в этом деле ведущим выступает сюжет — смысловая нагрузка фотографии.

© Elke Vogelsang

Решив снимать чужую собаку, фотограф должен помнить, что животное принадлежит его хозяину. Я, например, всегда спрашиваю у владельцев разрешение на фотосъемку, а потом отправляю полученные снимки по почте.

Фоторедактирование

Так уже необходима ретушь фотографий, каждый фотограф решает для себя сам. Если вы снимаете в формате JPEG, при этом у вас молниеносная реакция и отработана техника съемки настолько, что вы не допускаете ошибок – тогда обработка не требуется. Если это не так — ретушировать кадры следует в обязательном порядке.

© Stephan Brauchli

Приступая к ретуши, стоит учитывать несколько негласных правил. Нельзя видоизменять тело собаки: форму, цвет, нельзя добавлять или убирать детали. Нельзя менять цвет и форму глаз, шерсти, ушей, хвоста. Это особенно важно при съемке породистых животных. К слову, тут есть и свои тонкости – это типичные особенности породы. Важно, чтобы то, что вам показалось интересным с точки зрения выразительности, не противоречило стандартам или не выглядело недостатком породы собаки. Со всей строгостью к этому правилу следует подходить, если вы снимаете для СМИ. В противном случае можно ввести в заблуждение людей, которые будут разглядывать ваши снимки. Впрочем, и хозяин, будучи дотошным, имеет право оказаться от ваших высокохудожественных фотографий только по той причине, что мочка носа у его питомца на снимке недостаточно черная.

Многие фотографы знают не понаслышке, на что способен «Фотошоп». Но давайте для начала определим, каким инструментами этого графического редактора следует пользоваться. В первую очередь, это кривые, уровни, кадрирование и цветовой баланс. Например, если вы фотографируете собаку белого цвета на зеленом лугу, то шерсть будет с оттенком зелёного – и вам потребуется коррекция. При съемке черного пса, скорее всего, вам придется сделать снимок контрастнее, чтобы подчеркнуть глаза, нос, рельеф тела. То же самое — если вы снимаете при мягком рассеянном освещении. В ряде случае вам потребуется кадрирование. Учитывайте, что ретушь фотографий должна быть максимально незаметной. Здесь очень важно передать фактуру шерсти и ее цвет.

Снимки, полученные в студии, в ретуши, как правило, не нуждаются. Комфортные условия позволяют выстроить правильный свет, заранее настроить экспозицию и т.п. Я обращаюсь к «Фотошопу» лишь в следующих случаях:

  1. Для того чтобы придать изображениям выразительность и удалить из кадра ненужные детали. Стоит иметь в виду, что разные окрасы и фактуры шерсти собак отражают свет по- разному. И ретушь в этом случае помогает скорректировать цветовой баланс, насыщенность и контрастность.
  2. Ретушь допустима для создания коллажа. В этом случае уместно добавлять новые фактуры и текстуры. Иногда целью является создание творческого снимка, намеренно далекого от реальности.

Немного простых практических советов, которые наверняка вам пригодятся:

  • Всегда снимайте своих любимцев на уровне их глаз, или даже с более низкой точки.
  • Выделяйте большое внимание выбору заднего плана. Чтобы в кадре не мельтешили ненужные предметы
  • Соблюдайте правило третей
  • Не «отрезайте» части тел. Старайтесь не оставлять «отрезанных» конечностей
  • Не используйте вспышку! Лучше увеличьте ISO
  • Снимая в движении, оставляйте в кадре пространство перед собакой, чтобы она «вбегала» в кадр, а не убегала из него
  • При статичном портрете в «стойке», лучше расположить собаку в центре кадра, максимально заполняя его
  • Лучше всего снимать с напарником, который привлекает внимание собаки.
  • Снимайте сериями, делайте много кадров. Будет больше выбрать отличный снимок из нескольких.

Подведем итоги

Фотографировать собак легко, если вы любите животных и свое дело!

В заключении, предлагаю посмотреть небольшой видеролик, созданный студией Александра Беляева для проекта Dogsales.ru , как пример профессиональной студийной «собачей фотосессии».

Dogsales.ru — социально-коммерческий проект, на котором можно счастливо купить или выгодно продать щенка любой породы.

Сегодня фотографии имеют все большее и большее значение в повседневной жизни. Нам хочется красиво и качественно запечатлеть разнообразные моменты с семьей, друзьями и любимыми. Четвероногие друзья - не исключение. Не важно, это фотография в стойке для объявления, фото собаки среди наград или просто приятные фотографии в семейный архив - важно, чтобы все фотографии получались как можно более качественными.

Нюансов фотографирования животных множество, многое зависит от породы, окраса и даже возраста! Если хотите идеальное профессиональное фото - то вам, конечно, лучше обратиться к фотографу, желательно с опытом съемки братьев наших меньших. А для тех, кто хочет поэкспериментировать дома, гостиница для собак «Трезор» подготовила несколько советов, из которых Вы не только ознакомитесь с рекомендациями общего характера, но и узнаете, как лучше запечатлеть конкретные ситуации: фото щенка в стойке, фото собаки среди кубков и фото черных собак.

1. Самое главное - фотограф должен быть на уровне глаз животного. Не стесняйтесь присаживаться перед собакой, а в случае, если фотографируете маленького щенка, то не стесняйтесь и прилечь/

2. Освещение. Лучше всего снимать питомца днем без яркого солнца. Собака должна быть освещена равномерно - тень от листвы и предметов лишь испортит кадр. На рассвете или закате снимать не желательно, так как солнце в это время дня может сильно исказить натуральный цвет шерсти.
Но что же делать, если света недостаточно? Встроенная вспышка плохо подходит для фотосъемки животных. Гостиница для собак «Трезор» советует снимать питомца, когда он находится рядом с источником естественного или искусственного освещения: у окошка или, например, у торшера.

3. Фоны. Здесь нужно исходить из задач. Если нужно показать собаку в движении, то природа - прекрасный фон, а если нужно показать собаку в стойке или с наградами, то чем проще фон - тем лучше.
В качестве фона из подручных средств посоветуем ткани или недорогие однотонные флисовые пледы. В идеале ткань не должна сильно мяться, не должна блестеть и должна быть достаточно плотной и непрозрачной. Конечно же, фон должен быть достаточной ширины.

4. Часто фотография собак осложняется гиперактивностью четвероногого: песик ну никак не может усидеть на одном месте! Гостиница для собак "Трезор" советует как следует поиграть с ним, чтобы собака немного устала и у нее уже не было столько сил, чтобы постоянно убегать из кадра.

5. Работайте с напарником. Пусть ваш помощник привлекает внимание собаки или же ставит ее в стойку.

6. Как привлечь внимание питомца, который ну никак не хочет смотреть в кадр?
Неожиданные и удивительные звуки окружающей среды или же издаваемые фотографом отлично подойдут для привлечения внимания любимца. Главное, не переборщить: испуганные глаза собаки только испортят кадр.
Как правило, интересного звука или угощения бывает достаточно. Но что делать, если собака никак не реагирует на все ухищрения фотографа? Зоогостиница «Трезор» рекомендует сделать так: помощник играет с другой собакой или животным вдалеке, но в поле зрения фотомодели. С подобными фотомоделями мы советуем ловить кадр: бывает, что собака удивляется чему-нибудь неожиданно банальному, например, проезжающему мимо велосипедисту.

7. Делайте как можно больше кадров - чем больше выбор, тем больше шанс отобрать из них удачные.

8. Фото черных собак не всегда может получиться идеально, т.к. черный может получиться серым. Чтобы этого избежать, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- свет желателен мягкий, но не скудный;
- фон должен быть нейтральный или яркий(трава);
- если съемка на снегу, лучше, конечно, использовать raw и предварительно ставить экспозицию в плюс;
- при съемке на улице лучше не уходить в тень, очень хорош рассеянный свет через облака, но не пасмурь!

9. Часто возникает необходимость фотографий щенков в стойке. Совсем юному созданию трудно самостоятельно стоять по всем правилам. Здесь не обойтись без помощников: 2 человека стоят с разных сторон и держат угощение и хвост при необходимости, на счет "три" все убирают руки из кадра, а фотограф нажимает на кнопку.
В принципе, руки в кадре и щеночек в стойке смотрятся довольно гармонично, т.к. понятно, что щенок - есть щенок, и ему трудно стоять самостоятельно. Поэтому не всегда нужно избегать человеческих рук в кадре. Вот пара советов, как вписать руку в кадр наиболее гармонично:
- Длинный рукав уменьшит объём светлой руки;
- Необходим светлый фон. На чёрном любой светлый объект, рука к примеру, сильно бросается в глаза.

10. Помимо традиционных фото в стойке, порой хочется запечатлеть своего любимца со всеми его честно заработанными кубками. Как сделать удачную композицию, чтобы продемонстрировать большое количество наград, но при этом не затмить собаку?
Можно создать композицию из кубков, посадить собаку на «пьедестал»: что-то вроде куба с накинутым сукном. А кубки распределить по размеру от меньшего к большему как бы дугой вокруг пьедестала.
Или посадите собачку вперед, а кубки оставьте позади на фоне. Старайтесь не ставить кубки на передний план: ведь главный герой картины - собака!

Гостиница для собак «Трезор» не обещает Вам профессиональных фотографий, но мы гарантируем, что у Вас на память останутся приятные и яркие фотографии с отдыха Вашего любимца у нас в зоогостинице.