Гносеология когда возникла. Гносеология

Гносеология - это достоверное знание. Гносеология в философии занимается изучением методов получения знания, познавательных возможностей человеческого разума. Без этой науки было бы невозможно развитие самой философии. Критический подход, который используется во всех направлениях учения, позволяет отделять истинное знание от вымысла.

Особенности учения

Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов - их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.

В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа - выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.

Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов. Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания.

В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется. Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.

Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.

Предмет учения

Предмет изучения гносеологии - научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.

Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание - не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.

Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.

Характерные черты

Критичность - главная особенность гносеологии. Философия, рассматривая соотношение реальности и иллюзии, критикует саму возможность изучения мира. Каждое направление гносеологии использует критицизм, оценивая объективные свойства предмета, и его соответствие здравому смыслу.

Еще одной особой чертой учения является нормативизм. Считается, что существует некое фундаментальное знание, на основе которого определяют способности человеческого разума и доступные ему границы познания. В зависимости от направления гносеологии, ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.

Для этой науки также характерен субъектоцентризм. Главная роль в исследовании отводится субъекту - тому, кто познает. Без субъекта процесс изучения был бы невозможен.

Наукоцентризм - важная особенность гносеологии. Она утверждает незаменимость научного подхода, и потребность проводить исследования, опираясь на научные факты.

Разделы науки

Отдельные разделы гносеологии изучают 2 подхода и метода изучения. Они базируются на противоположных взглядах и противопоставляются друг другу.

Гносеологический оптимизм

Приверженцы этого подхода полагают, что все мировые процессы доступны изучению и осознанию. Даже если современная наука не способна объяснить отдельные явления, в будущем это будет возможно. Эта позиция принципиальна для материалистов и, частично, идеалистов. Для них процесс познания - это отражение реального мира в сознании, но эта способность человека имеет свои ограничения.

Теория базируется на принципе непрерывности - увеличение числа знания углубляет и изменяет сознание. Для изучения одинаково важны и интересны явления и предметы. При этом, между ними нет разницы, но изученное и неизученное отличаются. Источник познания объективен, и существует вне человека, он не зависит от действий ученых.

Задача оптимистического подхода - стирание границ познаваемого, и увеличение инструментальных возможностей изучения мира.

Гносеологический пессимизм

Для пессимистов, возможность изучения мира остается сомнительной. По их мнению, способности человеческого разума ограничены, и всегда будут оставаться вопросы, на которые у ученых не будет ответов. В пессимистическом подходе выделяют 2 разновидности:

  1. Скептицизм. В философии, он применяется как особый метод получения информации. Он подвергает сомнению саму возможность отличать объективную реальность от вымысла.
  2. Агностицизм. Оформился в самостоятельное течение, благодаря Канту. Внешний мир - источник познания, его сущность человек изучить не может, поскольку она выше его понимания. Всякий предмет - закрытая область познания, и познать его можно лишь частично с помощью органов чувств. Результат изучения - опыт ощущений.

В XX веке, из агностицизма развилась новая концепция - конвенционализм. Она стала своеобразной формой договора между учеными. Согласно ему, научные теории - это не объективное отражение мировых процессов, а результат соглашения между учеными разных стран мира.

Философы, внесшие вклад в развитие учения

У каждой отдельной эпохи были свои яркие представители гносеологии:

  1. Античный период. Парменид один из первых задавался вопросами познания. Он разграничил истину и мнение, назвав истину неизменной, непротиворечивой и вневременной. Авторство одного из первых методов познания - майевтики, принадлежит Сократу. Аристотель разработал основные принципы рационализма и аналитику в качестве одного из методов познания.
  2. Средневековая эпоха. В этот период, изучением познания занимаются схоласты. Философ Ориген выдвигает теорию о трехуровневом понимании.
  3. Новоевропейский период. Научный подход становится основным методом познания. Рационалисты, в лице Декарта и Лейбница, конфликтуют с эмпириками - Локком, Юмом, Бэконом. Они выдвигают противоположные методы - дедукцию и опыт. Дедуктивный подход опирается на логические умозаключения на основе наблюдений, а опыт основывается на личном восприятии.
  4. Немецкая классическая философия. Возможность познания мира ставится под сомнение. Кант задается вопросом о предпосылках знания. Гегель апеллирует к логике, как единственному методу познания. Остальные виды познавательных способностей он представляет, как недоразвившиеся методы мышления.
  5. Классическое неокантианство. Благодаря неокантианству, гносеология обретает статус самостоятельной науки. Представители различных ответвлений этой школы сходились во мнении, что гносеология - это учение о знании и границах познания. Определение гносеологии было сформулировано русским философом - Введенским.
  6. Марксизм. Энгельс выделяет учение о мышлении в отдельную отрасль философии, которое базируется на формальной логике. Все остальные сферы науки опираются на анализ истории и культуры.

Гносеология

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Существуют два основных подхода к проблеме познания.

1. Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.

Этой позиции придерживаются все материалисты и часть последовательных идеалистов, хотя методы познания у них различны.

В основе познания лежит способность сознания воспроизводить (отражать) до определенной степени полноты и точности существующий вне его объект.

Основными посылками теории познания диалектического материализма являются следующие:

1) источник нашего знания находится вне нас, он объективен по отношению к нам;

2) никакой принципиальной разницы между «явлением» и «вещью в себе» нет, а есть различие между тем, что познано, и тем, что еще не познано;

3) познание – это непрерывный процесс углубления и даже изменения нашего знания на основе преобразования действительности.

2. Гносеологический пессимизм. Его суть – сомнение в возможности познаваемости мира.

Разновидности гносеологического пессимизма:

1) скептицизм – направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм);

2) агностицизм – течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет – «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.

На рубеже XIX–XX веков сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм. Это концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

Из книги Смысл творчества (Опыт оправдания человека) автора Бердяев Николай

ГЛАВА IV ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ Творческий акт неподсуден гносеологии с ее не знающей конца дурно-бесконечной рефлексией. Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, он есть самораскрытие сил бытия. Творческий акт оправдывает, но не оправдывается, он сам себя

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

Глава 4. ГНОСЕОЛОГИЯ 4.1. Концепции познания Гносеология (теория познания) предлагает решение проблем: в чем заключается источник знания, каковы способы получения знания, каковы критерии установления его истинности. В истории философии было предложено несколько

Из книги Смысл творчества автора Бердяев Николай

Глава IV Творчество и гносеология Творческий акт неподсуден гносеологии с ее не знающей конца дурно-бесконечной рефлексией. Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, он есть самораскрытие сил бытия. Творческий акт оправдывает, но не оправдывается, он сам себя

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человекаПод философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека. Что есть человек?Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как

Из книги Философия хозяйства автора Булгаков Сергей Николаевич

IV. Гносеология и праксеология Научное знание действенно или, иначе говоря, оно технично. Возможность технологии, или превращения знания в действие, прыжок из созерцания к действительности показывает, что научное познание, логическая связь понятий, имеет

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Неклассическая гносеология Всем известно, что в 19-м - начале 20-го веков, - постепенно началась неклассическая эпоха в развитии всей человеческой Культуры: вся наука, и вся философия, и искусство, и даже технологии, - всё постепенно ступило на новый, неклассический этап

Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.

Постнеклассическая гносеология Это - новый этап в развитии гносеологии, который начинается в современности (в конце 20-го - начале 21 вв.).Что несёт в себе постнеклассический этап, какие революционные изменения в отношении теории познания? В чём заключается долгожданная,

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Часть I ГНОСЕОЛОГИЯ

Из книги Искусство и красота в средневековой эстетике автора Эко Умберто

Гносеология Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.Существуют два основных подхода к проблеме познания.1. Гносеологический оптимизм, сторонники

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

Гносеология (Gnos?ologie) Теория познания; философия познания (gnosis). По сравнению с эпистемологией, рассматривающей не столько знание вообще, сколько отдельные науки, носит более абстрактный характер. Термин особенно ценится в форме прилагательного гносеологический –

Из книги Новые идеи в философии. Сборник номер 7 автора Коллектив авторов

Глава 6. Правовая гносеология

Из книги автора

1. Гносеология юридического правопонимания Предметная сфера правовой гносеологии - это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучениипредпосылок и условий достоверного познания

Из книги автора

2. Гносеология легизма В основе лигистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти.В силу такой

Из книги автора

Из книги автора

Т. Райнов Гносеология Лотце I. Предварительные замечания1.Общий характер гносеологии ЛотцеПо своим преобладающим симпатиям и интересам Лотце скорее метафизик, чем гносеолог. В его философии гносеология всегда занимала служебное место, и он не видел смысла в ином

Путь познания - вечный путь от незнания к знанию, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Познание есть удивление. Человек удивляется тому, что хочет познать. Познание начинается с сомнения. Сомнение и неизвестное соседствуют друг с другом. И некоторые философы считают, что неизвестное - это самое драгоценное достояние человека. Еще Платон писал, что все в здешнем мире есть слабый образ верховного домостроительства, в котором много сомнительного и непознаваемого.

Непознаваемое, когда мы доверяемся нашим впечатлениям. А впечатления возникают, когда мы скользим по поверхности явлений и процессов, -что мы умеем делать с ловкостью и быстротой. Познание не сводится к впечатлениям. Оно развертывается как весьма сложный процесс, охватывающий собой все акты и феномены, которые формируют и развивают познавательный образ. Помимо чувственного созерцания и восприятия вещей, воображения, познание предполагает глубокое абстрактное мышление. Познание - это процесс постижения мыслью объективной реальности.

На современном этапе развития науки, общества многие проблемы гносеологии (учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека) требуют дальнейшего развития.

2.1. Теория познания (гносеология) как раздел философии

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний. Каждая из перечисленных проблем имеет свое содержание. Так, природа и сущность познания включает в себя такие вопросы, как предмет познания, соотношение субъекта и объекта познания, соотношение сознания и знания;

содержание познания - диалектику процесса познания (чувственное и рациональное, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., единство конкретного и абстрактного), детерминацию процесса познания социокультурными факторами; форма познания - логическую структуру мышления, соотношение логических законов и логической правильности мышления, категориальную структуру мышления, познание и язык; методы познания - соотношение метода и теории, метода и методологии, классификацию методов по степени субординации и координации; истина, ее условия и критерии - соотношение истины и знания, соотношение абсолютной и относительной истины, конкретность истины, многообразие истин, критерии истины; формы существования и развития знания - факты науки, сущность проблемы, сущность гипотезы, принципы доказательства, сущность теории.

Перечисленными проблемами занимается исключительно философия. Объясняется это тем, что философия анализирует тотальность вещей, реальность во всех ее частях и моментах без изъятия: материальный мир, идеальные феномены и воображаемые объекты. Без теории познания в широком смысле слова это сделать невозможно. Философия выработала такие средства, методы, принципы. Частная наука сделать это не в состоянии из-за ограниченности ее предмета и системы знаний. Анализируя их, философия опирается на другие философские разделы: онтологию, диалектическую и формальную логику. Она использует данные антропологии, этики, культурологии, социологии, психологии, педагогики, физиологии, нейрофизиологии, медицины и др.

Следует подчеркнуть, что проблемы гносеологии формировались в процессе развития потребностей общества и науки в целом. Познание само и его изучение не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а представляет собой развивающееся по определенным законам. Как нам известно из истории философии, гносеология имеет длительную историю, истоки которой уходят в античную философию. Напомним некоторые моменты.

В античной философии, особенно в греческой, были поставлены глубокие идеи о соотношении объекта и субъекта, истины и заблуждения, конкретности истины, диалектики процесса познания, объекта познания, структуры человеческого мышления.

Гераклит один из первых античных философов обратил внимание на гносеологию, говоря о характере человеческого познания. Он отметил некоторые объективно существующие аспекты отношений между субъектом и объектом в процессе познания, различил чувственное и логическое познание, отмечая при этом, что высшая цель познания - это познание логоса, познание высшего мироздания. Объектом познания для Гераклита являлся мир.

Демокрит специально разрабатывал проблемы гносеологии: ставил и решал вопрос о предмете познания (предметом познания выступают атомы и пустота и отношения между ними); ставил проблему диалектики процесса познания (есть два вида познания - посредством чувств и посредством мышления); впервые дал анализ в наивной форме процесса отражения (наивно-материалистическая теория «идолов»); выдвигал проблему субъекта познания (субъектом познания выступает мудрец - человек, обогащенный знаниями эпохи); впервые поставил проблему индукции.

Античная софистика (Протагор, Горгий) в теории познания выдвинула ряд рациональных моментов. К их числу можно отнести: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развивать гибкость мышления; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка в процессе познания; софисты ставили проблему истины, анализировали содержание знания.

Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу познания как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п. При этом он подчеркивал тесную связь познания и этики, метода.

Рациональное содержание философии Платона - его диалектика, изложенная в диалогической форме, то есть диалектика как искусство полемики. Он считал, что бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип познания. Поскольку, согласно Платону, любой предмет, любая вещь в мире «есть движение», то, познавая мир, нам следует по необходимости, а не по прихоти и субъективному произволу изображать все явления как процессы, то есть в становлении и изменчивости.

Вслед за элеатами и софистами Платон отличал мнение (недостоверные, часто субъективные представления) от достоверного знания. Мнение он разделял на догадку и доверие и относил его к чувственным вещам, в отличие от знания, имеющего своим предметом духовные сущности. В гносеологии Платона содержится идея о двух качественно различных уровнях мыслительной деятельности - рассудке и разуме, «нацеленных» соответственно на конечное и бесконечное.

Аристотель в созданной им логике видел важнейший «органон» (орудие, инструмент) познания. Его логика носит двойственный характер: она положила начало формальному подходу к анализу знания, но одновременно Аристотель стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержательной логике, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с концепцией истины, так как в логических формах и принципах познания он видел формы и законы бытия. Он впервые в истории философии дает определение истины.

Важную роль в процессе познания Аристотель отводил категориям -«высшим родам», к которым сводятся все остальные роды истинно сущего. При этом он представил категории не как неподвижные, а как текучие, дал систематический анализ этих существеннейших форм диалектического мышления, считая их содержательными формами самого бытия.

Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность познания, Аристотель сформулировал ряд методологических требований к последнему: необходимость рассмотрения явлений в их изменении, «раздвоение единого», представленное им не только как закон объективного мира, но и как закон познания, принцип причинности и др. Заслугой Аристотеля является также то, что он дал первую обстоятельную классификацию софистических приемов - субъективистских, псевдодиалектических ходов мысли, свидетельствующих лишь о мнимой мудрости, уводящей познание на путь заблуждений.

Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией XVIIXVIII вв. (философами Нового времени), в которой гносеологическая проблематика заняла центральное место. Фрэнсис Бэкон - основоположник экспериментальной науки этого времени - считал, что науки, изучающие познание, мышление, являются ключом ко всем остальным, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). Ставя вопрос о новом методе, об «иной логике», Ф. Бэкон подчеркивал, что новая логика - в отличие от чисто формальной - должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, не «измышлять и выдумывать», а открывать и выражать то, что совершает природа, то есть быть содержательной, объективной.

Бэкон различал три основных пути познания: 1) «путь паука» - выведение истин из чистого сознания. Этот путь был основным в схоластике, которую он подверг резкой критике, отмечая, что тонкость природы во много раз превосходит тонкость рассуждений; 2) «путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения; 3) «путь пчелы» - соединение первых двух путей, сочетание способностей опыта и рассудка, то есть чувственного и рационального. Ратуя за это сочетание, Бэкон, однако, приоритет отдавал опытному познанию. Он развивал диалектику процесса познания.

Бэкон разработал новый эмпирический метод познания, каким у него является индукция - истинное орудие исследования законов («форм») природных явлений, которые, по его мнению, позволяют сделать разум адекватным природным вещам. А это и есть главная цель научного познания, а не «опутывание противника аргументацией». Важная заслуга Бэкона - выявление и исследование глобальных заблуждений познания («идолы», «призраки» разума). Важное средство их преодоления -надежный метод, принципы которого должны быть законами бытия. Метод - органон (инструмент, орудие) познания, и его необходимо постоянно приспосабливать к предмету науки, а не наоборот.

Всю философию и гносеологию Рене Декарта пронизывает убеждение в беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания, мышления и понятийного усмотрения сущности вещей. Началом познания выступает у Декарта сомнение. Все сомнительно, но несомненен сам факт сомнения. Для Декарта сомнение - это не бесплодный скептицизм, а нечто конструктивное, всеобщее и универсальное.

Уделяется большое внимание методу. С его помощью и предаются суду чистого разума все общепринятые истины, подвергаются тщательной и беспощадной проверке их «верительные грамоты», обоснованность их претензий представлять подлинную истину.

По Декарту, разум, вооруженный такими средствами мышления, как интуиция и дедукция, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.

Последний есть совокупность точных и простых правил, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное.

Правила рационалистического метода Декарта представляют собой распространение на все достоверное знание тех рациональных способов и приемов исследования, которые эффективно применяются в математике (в частности, в геометрии). Это означает, что нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования и т. п.

Свой рационалистический метод Декарт противопоставлял как индуктивной методологии Бэкона, к которой относился с одобрением, так и традиционной, схоластизированной формальной логике, которую подверг резкой критике. Он считал необходимым очистить ее от вредных и ненужных схоластических наслоений и дополнить ее тем, что вело бы к открытию достоверных и новых истин. Таким средством и является прежде всего интуиция.

Продуктивным методом декартовской философии и гносеологии являются: формирование идеи развития и стремление эту идею применить в качестве принципа познания природы, введение в математику диалектики посредством переменной величины, указание на гибкость правил своего метода познания и на их связь с нравственными нормами и ряд других.

Итак, философия Нового времени уделяет большое внимание гносеологии. В ней можно вычленить такие рациональные стороны:

  • определяется предмет познания - природа, цель познания - покорение ее;
  • развивается диалектика процесса познания (познающий объект - пчела), фактически многие философы выступают против сенсуализма и рационализма (французские философы XVIII в.);
  • уделяется большое внимание методу познания (эмпирическому и теоретическому), обоснованию правил метода, анализу правил морали, вытекающих из правил метода;
  • развивается учение об истине;
  • анализируется соотношение истинного, достоверного и вероятностного знания;
  • выдвигается проблема критерия истины.

Гносеология нашла свое дальнейшее развитие в немецкой классической философии. Основоположник немецкой классической философии Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Он поставил проблему познавательной деятельности и познания. Основной для своей гносеологии вопрос - об источниках и границах познания - Кант сформулировал как вопрос о возможности априорных синтетических суждений (то есть дающих новое знание) в каждом из трех главных видов знания -математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно сущего). Решение этих трех вопросов Кант дал в ходе исследования трех основных способностей познания - чувственности, рассудка и разума.

Несмотря на априоризм и элементы догматизма. Кант считал, что естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления является как раз диалектика, ибо существующая логика, по Канту, ни в коей мере не может удовлетворить назревших потребностей в области решения естественных и социальных проблем. В связи с этим он подразделил логику на общую (формальную) - логику рассудка и трансцендентальную - логику разума, которая явилась зачатком диалектической логики.

Трансцендентальная логика имеет дело не только с формами понятия о предмете, но и с ним самим. Она не отвлекается от всякого предметного содержания, а исходя из него изучает происхождение и развитие, объем и объективную значимость знаний. Если в общей логике основной прием - анализ, то в трансцендентальной - синтез, которому Кант придал роль и значение фундаментальной операции мышления, ибо именно с его помощью происходит образование новых научных понятий о предмете.

Гносеология - философское учение о познании. Предметом изучения гносеологии выступают все стороны субъектно-объектных отношений, специфика научного, обыденного, повседневного знания и всех видов познавательной деятельности человека.

Гносеология изучает специфику того или иного вида познания лишь с мировоззренческой стороны. Целью изучения познавательных процессов выступает возможность достижения истины и формы существования истины.

Часто происходит отождествление процесса познания с научным познанием. Подобное неверно. Научное познание характеризуется рядом специфических черт, которые не характерны для других форм познания, таких как обыденное, художественное, религиозное и т.д.

Гносеология исследует явления познавательной деятельности, но в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. «Истина» - одно из центральных понятий гносеологии. Гносеология опирается на социокультурный аспект деятельности человека, который является ведущим.

Философская теория познания опирается на данные, полученные в рамках специальных дисциплин, будь то эмпирические данные или теоретические обобщения.

Однако гносеология, самостоятельная область знания и не может быть сведена к какой-либо специально-научной дисциплине. Философская теория познания опирается на результаты исследования, которые выступают как эмпирический материал, которые изменяются в рамках задач, по выявлению норм получения истинного знания, в контексте разработки проблематики, связанной с взаимоотношением знания и реальности.

Один из центральных вопросов гносеологии: «Познаваем ли мир?» В рамках гносеологии этот вопрос приобретает следующую формулировку: «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?» Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления сущности.

Отвечая на этот вопрос в философии сложилось 2 направления: познавательно-реалистическое и агностическое. Для агностицизма характерно утверждение, что мир непознаваем. Однако, подобное утверждение не совсем верно и берет начало из позиции И. Канта . В конце 19 начале 20 века сформировалась разновидность агностицизма - конвенционализм - философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а предметом соглашения между учеными. Конвенционализм получил широкое распространение в последнее десятилетие.

Современная философская теория познания и агностицизм не расходятся в вопросе о познаваемости явлений. Принципиальное расхождение по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем. Специфика агностицизма - в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Агностицизм - это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

2. Ведущей (центральной) проблемой философии познания является проблема истины. Все проблемы гносеологии характеризуются интересом либо к средствам и путям достижения истины, либо к формам существования истины, формам ее реализации, структуры познавательных отношений.

Существует множество определений истины:

1) соответствие знаний действительности;

2) опытная подтверждаемость;

3) полезность знания, его эффективность;

4) соглашение.

Определение истина как соответствие знаний действительности является главным в классической концепции понимания истины.

3. Познание научное (когнитивное).Исторические типы рациональности. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.

4 Познание вненаучное. Философский мистицизм.

Основные термины.

Контрольные вопросы и задания.

1. Познание и его структура. Чувственное и рациональное познание.

Учение о познании гносеология – это философская наука, которая занимается исследованиями в области теории познания с точки зрения субъекта познания (исследователя).

Познание обращено к его объекту, т.е. исследуемому явлению. Основный круг гносеологических проблем: субъект и объект познания, их соотношение; структура познаваемого процесса: проблема истины и ее критерия; проблема форм и методов познания. В современной теории познания намечен новый вариант рассмотрения проблематики, противостоящий традиционной схеме субъект-объектных отношений. Введены новые понятия: предметная деятельность ("практика "), культурная норма ("парадигма "), язык познания и т.д. Центральная позиция в рамках гносеологии отводится методологии науки и эпистомологии (описанию).

Основной категорией гносеологии является отражение . Категория отражения выступает в качестве фундаментальной категории для материалистической традиции когнитивного (научного) оптимизма. Отражение есть способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Известны две концепции отражения : функциональная и атрибутивная . Функциональная концепция основана на анализе неорганических объектов. Согласно ей, процессы в неорганических объектах могут рассматриваться лишь как предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Согласно второй концепции (атрибутивной ), свойство отражения является всеобщим свойством вообще.

Сближение функциональной и атрибутивной концепций может способствовать изменению соотношения категории отражения с общенаучным понятием информации . Дальнейшая разработка принципа глобального эволюционизма в науке в значительной степени связана с нарождающейся отраслью знания – сенергетикой. Синергетика рассматривает все науки как содействующие одной цели , как совместно действующие и способствующие прогрессу, гуманизму.

В постмодернистской философии одной из главных понятий гносеологии является понятие настоящего . Настоящее есть действительность и единственная реальность бытия. Фуко писал о гносеологии как об "онтологии настоящего". Согласно этой точке зрения, философская работа есть работа "историка настоящего". Центральная задача философии, по Фуко, "анализировать наше собственное настоящее". И это есть программно-критический анализ. От программы "диагностировать настоящее" (Фуко) современная философия пришла к идее "диагностики своего времени" (Хабермас). Это стало предметом осмысления, познания.

Такой подход явился следствием критики "основного вопроса философии " в его марксистской интерпретации. В марксизме основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию и осмысления, познания универсалий культуры. По мнению современной нетрадиционной философии, такой подход стал основой превращения философии в доктринальное учение.

В современной философии постмодернизма эта проблема (основного вопроса философии) трансформировалась. Она рассматривается в контексте некоего "игрового принципа" аргументации (в философии Дериды) и "игры истины" (в философии Фуко). Фуко видел основной вопрос философии в изучении тех изменений, которые происходят в бытии субъекта и которые необходимы для достижения истины. Философия, по Фуко, есть некая форма мысли. Современная постмодернистская философия представляет собой радикальный отказ от традиционной метафизики и ее основного философского вопроса. Основной вопрос философии, писал Фуко, состоит в настоящем.

Проблема познания в философии тесно связана с проблемой познаваемости изучаемого объекта. В любом случае познание есть субъективный образ объективного мира . Агностицизм – принцип, согласно которому мир объявляется непознаваемым (Кант). Этот принцип – важный момент процесса познания; исследователь, продвигаясь от незнания к знанию и от неполного ко все более полному знанию, преодолевает свой агностицизм. В основе этой эволюции лежит когнитивная психология , логика и методология научного исследования .

Познание характеризуется внутренней структурой . В ней можно наметить два компонента : чувственное познание и логическое , рациональное познание .

Чувственное познание (познание, основанное на данных органов чувств) включает в себя три формы : ощущение , восприятие и представление . Рациональное познание (познание, основанное на данных рассудка, разума) включает в себя также три формы : понятие , суждение и умозаключение . Как говорилось, некоторые философы (Бэкон, Локк) полагали, что основой познания является чувственное познание, чувственный опыт. Другие (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) – рациональное познание, логика.

Проблема познаваемости в истории философии по-разному толковалась в различные эпохи. Эта проблема занимала разное место в философских системах. Более всего ей уделял внимание И.Кант. В центре философии Канта был познающий субъект. На гносеологии Канта была построена и его онтология.

В современной теории познания возможны, по крайней мере, три различных подхода . Во-первых, классическая теория познания . Во-вторых, когнитивная теория познания . И, в-третьих, конвенционалистская теория познания .

Классическая теория познания основана на идее познания как получения объективированного знания, примером которого может быть научный текст. Знание является необходимым условием развития духовного производства.

Когнитивная теория познания – это основа специального научного знания , построения информационных систем.

Конвенционалистская теория познания рассматривает в качестве основы познания гипотетическое знание , знание условное , договорное . Согласно этой теории, наука есть результат некоего договора между учеными. Такая точка зрения свойственна современной нетрадиционной модернистской философии К. Поппера, П. Фейерабенда, М. Лакатоса, которые полагали, что ученые создали некую "техническую реальность", которую и познают.

2. Истина: понятие и основные концепции. Критерий истины.

Истина – это универсалия культуры субъект -объектного ряда . Основным содержанием этой категории является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой (с одной стороны) и сферой процессуального мышления (с другой).

В классической философии есть две альтернативных парадигмы понятия истины. Одна опирается на положение соответствия знания объективному миру (Аристотель, Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Фейербах и др.). Вторая – на принцип когеренции , т.е. соответствия наших знаний имманентным характеристикам и идеальным сферам , Абсолюту (Платон, Гегель и др.). Сюда относятся также идеи, согласно которым истина соответствует врожденным когнитивным структурам (Августин, Декарт). К ним близка идея, согласно которой истина заключена в чувственных ощущениях субъектов (Юм). По Канту, истина соответствует априорным формам мышления . Согласно современному прагматизму , истина заключается в целевых установках личности и т.п.

В проблеме истины важно соотношение объективной и субъективной сторон познания , их единство . Истина в своем развитии проходит ряд этапов, форм.

Основными формами истины являются: объективная истина , абсолютная и относительная истина .

Объективная истина есть знание объективного мира . Относительная истина - это неполное , неточное знание , каким является, по существу, все знание человека о мире. Абсолютная истина – это знание , тождественное объекту познания .

Истина есть процесс , постоянный переход от неполного знания к более точному и полному знанию. По своему содержанию истина объективна , т.е. она соответствует объективному миру. По своей форме истина относительна .

Проблема истины является фундаментальной проблемой теории познания . Важнейшим аспектом проблемы истины является проблема критерия истины . По этому вопросу в истории философии существует три концепции .

Первая концепция классическая , согласно которой критерий истины состоит в практике, предметной деятельности человека.

Вторая концепция когерентная , согласно которой критерием истины может быть только научное доказательство. Именно наука строит свои выводы на основе причинно-следственных связей явлений и предполагаемого единого источника этих связей.

Третья концепция прагматическая , согласно которой истинным положением можно считать то, которое приводит к позитивному суждению . При этом в качестве критерия истины выступает различный фактор: практика, когерер, полезность знания.

В неклассической философии происходит процесс деонтологизации истины . Это значит, что истина лишается своего объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор). В контексте философии жизни и философской герменевтики истина предстает лишь как языковая реальность . Проблема истины трансформируется в проблему интерпретации . Так, в позитивизме истина есть феномен языкового ряда, она конструируется в аспекте теории верификации .

В постклассической философии постмодернизма проблема истины является практически не аргументируемой. Текст может рассматриваться в качестве самодостаточной реальности. Отказываясь от бинарности субъектно-объектной связи, постмодернизм видит свою программу в отказе от "зеркальной теории познания". Понимание когнитивного процесса как такового трансформируется.. Современный западный философ Тулмин отметил, что сегодня происходит решающий сдвиг в идеях о природе объективного. Концепция "игр истины", которую мы упоминали выше, призывает перейти от понимания субъекта как относительно пассивного участника познания к субъекту, творящему познание. Более всего в этой концепции известны суждения Фуко : истина есть совокупность правил; эффект истины связан с ситуацией и т.п. В этой концепции налицо отказ современной философии от логоцентризма 57 , ориентация на новые идеалы познания,плюрализм и релятивизм .

3. Познание научное (когнитивное). Исторические типы рациональности. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.

Как мы видели, познание , в основном, есть научное , когнитивное познание . Научное познание развивалось в истории философии и выступало в различных формах.

Исторические типы познание есть исторические типы рациональности . Рационализм – гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму и провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. В философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) рационализм развивался под влиянием математики и естественнонаучного знания. Он резко противостоял чувственному опыту. Рационализм рассматривался как источник и критерий истинности знания. Разум считался особой, врожденной, универсальной и всеобщей логической системой. В философии ХУШ в. (Кант) знание признавалось возможным в том случае, если оно основывалось на априорных формах, независимо от всякого опыта. Отвергались врожденные идеи и божественный источник знания. В философии Х1Х в. (Гегель) получил развитие гносеологический рационализм, согласно которому в основе поведения людей лежит рациональное начало, т.е. знание о том, как следует поступать, именно оно и есть условие нормативного поведения, нравственности и права.

Исторические формы познания обусловили появление и развитие логики и языка познания .

Логика наука об общезначимых формах и средствах мысли , необходимых для рационального познания . К общезначимым формам мысли относятся понятия , суждения и умозаключения . А к общезначимым средствам мысли относятся определения , принципы образования понятий, суждений и умозаключения. Логика – наука о мышлении , методах (дедуктивных и индуктивных) процессов мышления, методике постижения истины.

Язык и семиотические системы – это средство объективации содержания знания , средство развития индивидуального сознания и культурной традиции.

Важнейшим фактором познания является знак . Знак играет существенную роль в информационной деятельности. Знак – это (традиционно) материальный , чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие, явление). В познании он выступает в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия. Знак предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции информации (сообщения).

Знаки различаются как языковые и неязыковые .

Основными знаками являются языковые знаки. Языковые знаки – это системы (правила грамматики), синтаксис, знаки общения, искусственные языки как средства коммуникативной связи. К искусственным языкам относят коды и кодовые системы (к примеру, азбука Морзе), коды для составления компьютерных и иных программ (цифровые вычислительные машины), формулы и артефакты.

Неязыковые знаки делятся на три группы : знаки -копии , знаки -символы и знаки -признаки . Знаки -копии – это, например, воспроизведение отпечатков пальцев, фотографии, пиктограммы и письменность. Знаки -символы широко используются в искусстве, это маска, художественный образ. Знаки -признаки – симптомы, приметы, детерминанты (они важны, например, для врача, определяющего болезнь по подобным знакам).

Знаки служат людям с древних времен, хотя характер их менялся в зависимости от роста и усложнения информации. Научное значение они приобрели, главным образом, с ХУШ в., когда стала развиваться математическая наука (Декарт). В последующем, с развитием химии, знаки широко применялись для обозначения химических элементов и их структуры. В настоящее время знак – это необходимое средство познания, применяемое для моделирования процессов , для выражения формул в языках наук. Особое развитие в наше время получила наука семиотика. Семиотика – наука о знаковых системах. Развитие знаковых систем определяется науками, развитием техники, искусства, практики.

4. Познание вненаучное. Философский мистицизм.

До сих пор мы говорили о научном (когнитивном) познании. Однако кроме научного познания есть также и ненаучное познание . Формы ненаучного познания различные: это обыденное познание, художественное познание, религиозное познание. В разные времена развития культуры и цивилизации преобладали те или иные формы. Конечно. в настоящее время преобладающей формой познания является научное познание. Но довольно распространены и некоторые формы ненаучного познания. Среди них наиболее известен философский мистицизм .

В современных формах неорелигии и философского мистицизма на пер­вый план выдвигаются нерациональные способы постижения мира, а именно: парапсихология, телепатия, "экст­расенсорика". Большое влияние уделяется духовно-психическим способностям и явлениям, особая ценность придается таким состояниям психики, как экстаз, одержимость, психо­патология. Подобные состояния и их механизмы слабо изу­чены и оставляют большое поле для всякого рода предполо­жений и умозаключений.

К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма XX в. относятся теософская концепция "мистического космиз­ма " русской писательницы и философа Е. П. Блаватской , антропософская теория немецкого мыслителя А. . Штайнера , а также учение современного американского писателя и фи­лософа К. Кастанеды . Все три имени весьма популярны в современной мировой культуре, их последователей можно обнаружить в разных странах. Их книги выходят огромными ти­ражами.

Основной особенностью произведений мистиков нашего века является их хорошее знание совокупного культурно-фи­лософского опыта человечества, тесная связь со многими фило­софскими учениями Востока, Запада, Азии, апелляция к глубокой древности. Мистическая духовная традиция, безус­ловно, возникла не сегодня. Как бы ни спорило человечество о ее правомерности, это реально существующий тип восприя­тия. Непризнание этого ограничивает полноту человеческого мироощущения, возможности познания.

Другой чертой мистицизма рассматриваемого периода яв­ляется неорелигиозный характер. Его последователи считают, что их религия более реалистична и построена на естествен­нонаучном основании, чем традиционная религия. Кроме то­го, эта неорелигия не нуждается в догматике и авторитетах, столь необходимых в религиях мира. Хотя следует здесь ого­вориться, что нередко избираются иные авторитеты и иные (нетрадиционные) догмы.

Наконец, мистицизм XX в. часто апеллирует к природе, стремится ставить экологические проблемы, призывает к здо­ровым способам ведения земледелия, здоровому образу жиз­ни, нравственным отношениям между людьми и народами.

Рассмотрим основные концепции современного мистицизма последней трети XIX-XX вв.

Прежде всего, это теософская концепция "мистического космизма " Е. . Блаватской .

Е.П. Блаватская (1831 -1891) -русская писательница и мыслитель, много путешествовавшая по Тибету и Индии. Под влиянием индийской философии в 1875 г. основала в Нью-Йорке теософское общество 58 . В многочисленных книгах и статьях, написанных в 1875-1891 гг. Блаватская призывала к духовности, к освобождению мысли из-под гнета внешних форм, к широкой терпимости, к осуществлению единства и братства между людьми и народами. С огромным энтузиазмом она утверждала божественность человеческой природы и возможность общения с высшими мирами.

Основной труд Е. Блаватской - "Тайная доктрина". В нем была заявлена необходимость синтеза на­учной, философской и религиозной мысли. Сама Блаватская передавала смысл своей теософии так: "Все, ведущее к единству, есть добро; все, ведущее к разъединению, есть зло".

1. Истина не является достоянием какого-то одного наро­да или какого-то одного учения , одной религии . "Тайная Докт­рина является сущностью их всех, она примиряет все рели­гии, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, ... указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой ве­ликой религии". Блаватская стремилась объединить различ­ные религии через раскрытие тождественности сокровенного (эзотерического) смысла всех религиозных символов.

2. Свое учение Блаватская называла теософией , отделяя его тем самым от известных религий. Нас спрашивают, - пи­сала она, - не есть ли теософия новой религией? - Ни в коем случае; это не религия, также не нова и ее философия... учение это так же старо, как мыслящий человек. Более того, Блаватская полагала, что вообще не было в истории чело­вечества "новых" учений, религиозных основателей ни у од­ного народа, не было изобретателя новой религии или новой истины, а все предполагаемые изобретатели были лишь пере­датчиками (адептами), посредниками, не самобытными учи­телями, а лишь авторами новых форм и толкований. Сами же истины, на которых основывались их учения, были стары, как само человечество.

3. Тайная Доктрина основана на "Станцах Дзяан", т. е. древ­них книгах, предшествующих Ведам и впервые опубликован­ных Блаватской. Согласно Блаватской, Станцы - "это абст­рактная, алгебраическая формула космической эволюции", а семь Станц-"семь терминов этой абстрактной формулы, они описывают семь великих стадий эволюционного процес­са" (упоминания о них можно найти и в “Пуранах”, и в Биб­лии о "Днях творения").

4. Воззрение Блаватской было построено на анализе древних идей космогенеза и антропогенеза . Использованы древние тексты монастырей и храмов Востока. Многие из этих текс­тов {станцев), написаны на древнем языке, давно исчезнувшем. Станцы имеют много общего с древнеиндийскими текстами Вед, Пуран, Упанишад, с вавилонской "Книгой чисел", Библией и др. В древних книгах, по мнению Е. Блаватской, во многих текстах зашифрованы тайны природы, которые не должны быть доступны всем, ибо неразумное знание способно вы­звать огромные беды для человечества. Поэтому древние тексты зашифровывались в символы, а ключи к ним строго оберегались. Многие древние символы, считает Блаватская, до сих пор нам непонятны.

Согласно метафизике древних книг, основой Бытия явля­ется Великая Триада: Абсолют (Парабраман) есть одновре­менно Материя и Сознание . "Триада есть Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает харак­тер Пре-Космической и Мысле-основы". Все это есть аспект Абсолюта, который находится в основании объективных пла­нов Природы. "Пре-Космическая Мысле-основа - корень вся­кого индивидуального Сознания... Пре-Космичсская Субстан­ция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации". Оба аспекта Абсолюта необходимы. Со­знание проявляется только через проводника (упадхи) мате­рии; физическое основание необходимо. С другой стороны, Космическая Субстанция осталась бы пустой отвлеченностью без Космической Мысле-основы.

Появление и исчезновение Вселенной изображается Блаватской на основе древних текстов, как "Выдыхание" и "Вдыхание" "Великого дыхания" или "Божественного дыха­ния". "Божество выдыхает Мысль, становящуюся Космосом". Книга Дзиан говорит: "Появление к исчезновение Миров по­добно правильному возвращению прилива и отлива". В об­разной, символической форме древние тексты говорили о том, что Вселенные могут возникать и исчезать. В настоящее вре­мя этой проблемой занимаются ученые, но оказывается, что и в древние времена люди свободно размышляли о тех же проблемах. Космоса, многое знали, большая часть этих зна­ний утеряна 59 .

Удивительно воззрение древних на атомистическое строение вещества. Им давно было известно, писала Блаватская, что вещество состоит из мельчайших частиц. Так, понятие Парабраман у протоиндийцев - это мельчайшая ча­стица и одновременно вся Вселенная, а Брама распространяется и становится Вселенной. То же понятие есть и у древних халдеев. Блаватская комментирует: у них Бог Ану, а "Ану" - на санскрите- "атом", мельчайший из малых. И в философии веданты Парабраман описан как малейший из мельчайших атомов и больший, чем величайшая сфера или Вселенная.

5. Изучение древних текстов, по Блаватской, помогает научному прогнозированию . Так, Блаватская приводит материа­лы, в которых в символической форме излагается возникно­вение планет солнечной системы и их движение. Указано семь планет, что свидетельствует о знании древними седьмой пла­неты (хотя ее и не называли Ураном). Знали они и об энер­гии, дающей и направляющей движение планет. Эту энергию они называли "фохат".

Об энергии фохат написано в одной из станц: начиная ра­боту, фохат отделяет искры низшего царства и образует из них зачатки колес; "колеса" являются центрами силы, вокруг которых космическая энергия нарастает... Одна из эзотериче­ских догм гласит, что движение, которое пульсирует и трепе­щет в каждом атоме, приходит к вращательному движению - Божество становится Вихрем. Вихрь порождает спиралевид­ное движение. Действительно, испокон веков Вселенная сим­волически выражалась спиралью, т. е. вихревым движением. Эта символика пришла к нам с незапамятных времен.

Закон спирального движения первичной материи знали, как замечала Блаватская, не только древние индийцы, но и гре­ки. Греческие философы, считала она, были посвященными в Мистерии. Восприняли они знания от египтян, а те от хал­деев, которые были учениками браминов эзотерической шко­лы. Левкипп и Демокрит учили, что это вращательное дви­жение атомов и сфер существовало от Вечности. Доктрина о вращении Земли вокруг своей оси преподавалась всеми уче­никами Пифагора более чем за 5 веков до н.э. (в том чис­ле - Гераклитом).

Архимед (3 в. до н.э.) высчитывал ее вращение так же научно, как это делают современные астрономы, отмечала Блаватская. А теория начальных вихревых колец была изве­стна Анаксагору за 500 лет до н.э.

Блаватская предвосхитила многие открытия будущего на основании древних текстов (о страшном оружии, основанном на действии пространственной силы, похожей на атомную энергию; об оружии, могущем вызывать дождь, бурю, парали­зовать врага и погрузить его чувства в глубокий сон и т. д.). Она говорила, что "неудобные истины" не будут приняты ее веком, ибо только в отдаленном будущем. ученые поймут, что "Тайная Доктрина" не вымышлена. И это не отгадка, писала она, а просто констатация факта, основанная на знании.

Деятельность Теософского общества, созданного Е. П. Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом в Нью-Йорке в 1875 г., распространилась на многие страны Европы и Америки. В 1879 г, центр общества был перенесен в Индию. После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант. Впоследствии Теософское общество раскололось, и из него выделилась антропософия во главе с Р. Штайнером.

Вторая форма философского мистицизма - антропософия Р. Штайнера . Антропософия (от греч. антропос - человек и софия - мудрость) - оккультно-мистическое учение о человеке как но­сителе "тайных" духовных сил. Это учение возникло в начале ХХ в. и выделилось из теосо­фии. С помощью антропософии Штайнер хотел создать "эксперимен­тальную" науку, целью которой станет раскрытие не выявленных до сих пор способностей человека.

Антропософия Штайнера во многом основывалась на идеях Платона (в ее социально-политической части). Кроме того, Штайнер предлагал особую систему хозяйствования, при которой преодолевается бездушная механизация и устанавливается "новое земледелие" на основе изучения биоритмов природы..

Антропософское общество было основано Штайнером в 1913 г. в Швейцарии. В первой трети XX в. учение Штайнера получило довольно широкое распространение в ряде стран Европы. В наше время (с 1960-х годов) происходит некоторое оживление интереса к антропософии и в Западной Европе, и в США (отчасти, и у нас). Штайнер (1861 -1925) был последователем натурфило­софии Гете (редактировал и комментировал его естественно­научные сочинения), а также находился под влиянием эволю­ционизма Ч. Дарвина и Э. Геккеля, наконец, - философии жизни Ф. Ницше. Основные произведения Р. Штайнера - "Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека", "Очерк тайноведения", "Мистерии древности и христианство". В этих произведениях с антропософской точки зрения излагается космология и история человечества.

Надо принять во внимание, что Штайнер вел интенсив­ную лекционную деятельность и был в начале XX в. власти­телем дум не только в Германии, но и в России. Его лекции собирали огромные аудитории, а книги переводились на мно­гие языки. Штайнера считали своим учителем Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Штайнер читал циклы лекций по христологии, и различие в понимании зна­чения Христа в эволюции человечества привело в 1913 г. к конфликту между руководством Теософского общества и Р. Штайнером, в результате которого он со своими сторонни­ками вышел из Теософского общества.

Судьба философского учения Штайнера в тоталитарных государствах, как и судьба многих гуманистических теорий, сложилась печально. И сегодня еще трудно найти его книги в каталогах даже научных библиотек нашей страны. В 1933 г. сочинения Штайнера были запрещены нацистами в Германии.

Штайнер был не только теоретиком, но и практиком. Им были сформулированы основные положения повой педагогики и создана первая Вальдорфская школа. В 1921 г. его после­дователями был открыт Клинико-терапевтичсскнй институт в Арлесхамме. В основе их деятельности лежало антропософ­ское понимание существа человека.

В настоящее время издано более 350 томов наследия Р. Штайнера. Во многих странах мира распространены Вальдорфекие школы н детские сады, биолого-динамическое сельское хозяйство, исключающее использование химических удобрении и способствующее восстановлению естественного плодородия почвы, антропософские клиники н фармацевтиче­ские фирмы, лечебно-педагогические учреждения, школы эв­ритмии (искусства движения) и многое другое.

Обратимся к основным идеям Штайнера .

1. Философ называл себя "наблюдателем сверх­чувственного". Без познания сверхчувственного мира не­возможна полнота знания , считал он. Благодаря знанию сверхчувственного мира, человеку раскры­вается "око духа" и появляется "высшее чувство". "Каждое духовное око может быть раскрыто”, и лишь вопрос времени, когда оно откроется". Штайнер выступил за расширение границ познания, которое вполне возможно для каждого че­ловека, но ему должно предшествовать "развитие познава­тельных сил".

2. "Высшее знание" дается, по Штайнсру, с помощью "высшего зрения ", т. е. определенной степени духовности че­ловека . Должно быть "духовное призвание". Штайнер назы­вал его божественным” знанием и чувством, "божественной мудростью", т. е. теософией .

Теософия – это, прежде всего знание существа че­ловека . Человек трояким образом связан с миром: как тело , душа и дух . Благодаря чувственному опыту, человек воспринимает предметы окружающего мира {луговые цветы, например). Душа помогает человеку связать вещи (луговые цветы) со своим собствен­ным бытием и ощутить удовольствие или неудовольствие, приятное или неприятное, радость или боль. Дух делает чело­века "богоподобным", ему открывается смысл вещей. Тело делает человека сродни вещам; душа позволяет ему обрести свой собственный мир; дух же открывает внешний мир и его тайный смысл. Причем этот внешний мир как бы начинает свидетельствовать о своей тайне . "Человек поднимает взор к звездному небу: восторг, переживаемый его душой, принад­лежит ему; но те вечные законы звезд, которые он постигает в мысли, в духе, принадлежат не ему, а самим звездам".

Штайнер писал, что человек есть "гражданин трех миров ": своим телом он принадлежит к ми­ру, воспринимаемому органами чувств; своей душой он созда­ет себе свой собственный мир; через его дух перед ним рас­крывается мир, который выше этих обоих миров. Знание, по Штайнеру, дает "перевоплощение ду­ха и судьбы". Впечатления от внешнего мира преходящи. Я вижу розу, она передо мной, я ее ощущаю. Необходимо присутствие предмета во внешнем мире, чтобы возникло восприятие. Но то, что я познал в духе, как истину о розе, то не исчезает вместе с настоящим. И эта истина не зависит от меня. Это было истиной и тогда, когда я не видел розы. Между настоящим и истиной стоит душа, она яв­ляется как бы посредникоммежду сиюминутным и вечным. Она сохраняет настоящее для воспоминания. (Напомню вам, что у Сократа тоже душа как бы вспоминает то, что знала в вечности).

Тело человека есть повторение своего предка, его облика. А дух человека тоже, по Штайнеру, имеет определенный облик. Нет двух людей с одинаковым духовным обликом, да­же в одной среде воспитания и формирования. Следователь­но, люди пришли в жизнь с разными задатками. В духовном отношении каждый человек сам по себе есть отдельный род . Человеку свойственна как физическая, так и духовная наслед­ственность. Как духовный человек, я должен был существо­вать до моего рождения. В моих предках я не существовал, так как они в духовном отношении совершенно другие люди. Штайнер заключал, что "вжизничеловеческой Дух является повторением самого себя, с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях". Он ввел понятие "Самодух". Жизнь есть повторение других, и она приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жизни. "Жизнедух" переносит душу человека от одного личного бытия в другое. Жизнь души есть последствие судьбы, созданной са­мим же человеческим духом, которая называется в древних учениях кармой. Дух подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней 60 .

Кроме приведенного произведения весьма интересны и дру­гие труды Штайнера: "Очерк тайповсдения"-об оккультной науке и се смысле; "Мистерни древности к христианство" - о мистериях Востока и античности и о тайном смысле христиан­ства, которое сделало мистику достоянием массового созна­ния и использовало веру как особое орудие. Христианство, счи­тал Штайнер, способствовало тому, что истина стала доступ­ной не только отдельно избранным, а всем. Вера и познание в христианстве стоят рядом 61 .

Во всех своих произведениях Штайнер подчерчи­вал научный характер собственных исследований, тот факт, что он открыл "новую универсальную науку". Ученого, занятого подобными исследованиями, он называл "духоиспытателем" ("Теософия"). Концепция антропософии Р. Штайнера, мистико-иррационалистическая по содержанию.

Е. П. Блаватская и Р. Штайнер разработали во многом схожие кон­цепции, хотя и отличающиеся в некоторых отношениях. Е. Блаватская синтезировала в своей "Тайной доктрине" ог­ромный религиозно-философский материал, создала весьма любопытную теоретическую концепцию. Штайнер, продолжая эти идеи, сделал попытку их реализации в мистическом опыте человека, в самых различных сферах его деятельности.

Третьей формой современного мистицизма стало учение американского писателя и философа К. Кастанеды, также широко известного. Основные его произведения: "Учения дона Хуана", "Отдельная реальность" и "Путешествие в Икстлан".

Книги Кастанеды посвящены урокам магии, которые он якобы брал у индейца дона Хуана, хранителя эзотерического знания из племени яки. Кастанеда уподобляет образ дона Хуана образу Иисуса Христа (только живущего в Мексике). Существенным отличием дона Хуана было то, что тот поль­зовался в обучении особым методом: обучающийся должен находиться в состоянии, вызываемом приемом психотропных растений (состояние “отдельной реальности”).

Кастанеда исследовал новый способ познания , мало кем до сих пор изученный, - с помощью интуиции, интуитивный . При этом он представлял этот путь познания как специфи­ческий путь знакомства с миром древнего мексиканского пле­мени яки. А по существу, речь идет об одном из способов приобретения эзотерического (тайного, скрытого от обычного человека) миропонимания. Этот способ учитывал употребление неко­торых растений, обладающих наркотическим эффектом, вы­зывающих галлюцинации.

Но не это главное у Кастанеды. Его привлекло именно древнее тайное знание. Действительно, древние знали много больше современного человека. Только знание это скрыто, благодаря обстоятельствам и субъективному нежеланию его открыть. Именно этот факт и привлекал к нему и Е. Блаватскую, и Р. Штайнера, и Кастанеду. Можно сказать, что вели­чайшее открытие современности состоит как раз в том, что приподнята завеса древнего знания. Мы уже говорили о том, что физики, создающие картину мироздания, обнаружили ин­тереснейшие факты в индийской и египетской космогонии. Медики-реаниматоры нашли научные свидетельства в египет­ской "Книге мертвых", древнейшей из книг. Психологи, изу­чающие проблемы сознания, встретили любопытные его про­явления в практике шаманства. В древних текстах людей все­гда озадачивали великие провозвестия.

1. К Кастанеда (1925-1998) был крупным ученым в области философской антропологии . Его учение предполагало готовность человека к нестандартному восприятию . Вот как он сам писал об уроке дона Хуана: "Он утверждал, что учит меня видению впроти­воположность просто смотрению , аостановка мира была пер­вым шагом к видению". Термину "остановка мира" при этом придавался особый смысл: человек должен уметь остановить поток обычных ощущений, чтобы полностью изменить их. Техника может быть любой (напр., увидеть смерть, мертвое тело и т. п.), но она лишь средство "остановить мир". (Нечто подобное писал и Л. Толстой, называя свои встречи со смертью или мучительные переживания на этот счет "остановками жизни").

Кастанеда писал о подобном методе: "Дон Хуан утверждал, что для того, чтобы достичь "видения", следует остановить мир". Действительно, такие "остановки" становились вос­произведением определенных состояний сознания, в которых реальность повседневной жизни изменялась. Это давало возможность сломать общую для всех дог­матическую уверенность в том, что достоверность окружающей нас реальности не может ставиться под вопрос". Этой проблеме посвящена, по существу, вся книга "Путешест­вие в Икстлан" 62 .

2. Вторая проблема - процесс видения . Кастанеда об­ращается к опыту древних и их использованию природных наркотиков. Практика их употребления была широко извест­на. Человек, близкий к природе, не мог не знать о растениях, вызывающих в нем необычный эмоциональный и духовный подъем. Препараты конопли - гашиш, грапха (инд.), киф (североафр.) -с давних времен применялись в народной ме­дицине Востока, в религиозных ритуалах и просто как сред­ство, воздействующее на эмоции. Недавно был открыт секрет легендарной сомы, божественного напитка индийских Вед. Специалисты установили, что она изготовлялась из красного мухомора. Индейцы с древних времен знали о действии сока кактуса (пейота). У них была популярна послови­ца: "Маис питает тело, а пейот - душу". Психоактивные рас­тения вызывали у людей таинственные видения.

Галлюцинации, вызванные природными наркотиками, со­временные психологи называют измененными или расширен­ными формами сознания. Такие нетрадиционные состояния сознания стали особенно популярны в период молодежного протеста, о котором уже упоминалось. Некоторые современные ученые (С. Гроф, Дж. Лилли) исследуют применение наркотических сред­ств в религиях и политике для манипулирования людьми.

Кастанеду интересовало не воздействие наркотиков на мир сознания, а сама природа человеческого сознания . Человек - творец, писал Кастанеда, и ему только нужно сбросить некоторые шо­ры с глаз, чтобы видеть, избавиться от некоторой скованности психики, чтобы сози­дать свой мир. Каждый человек слишком погружен в обы­денную жизнь, он как бы приговорен к пожизненному однообразию. Нужно взорвать это однообразие-. Человек переносится в иные миры. Наркотики при этом оказывают свою помощь.

Кастанеда обращает внимание на тот факт, что человеку во все времена было тесно в рамках своего Я. Он фантазирует: видит себя принцем или принцессой, надевает карнавальную маску, делает пластическую опера­цию и т. д. Душа человека - это Вселенная, бесконечны ее миры. Бесконечны и способности познания, возможности язы­ка, знаков, взаимосвязи тела и рассудка. Здесь огромное поле для исследователя - антрополога.

3. Кастанеда изучал не только мир сознания, но и создал учение о бытии , воспринимаемом этим миром сознания. И главная его идея состояла в том, что реальность , окружающая нас, призрачна . Не стоит относиться к ней с полной серьез­ностью. Бытие само по себе довольно зыбко. Согласно магии, человек обладает магической силой сотворения мира. Но и сам мир - не более, чем иллюзия, обман, фантом. Реальность изменчива, а человек привыкает к одному из ее образов. За­дача же подлинного восприятия - в том, чтобы сбросить эту привычку. Однако не все способны на это, необходимо обладание своеобразным искусством, позволяющим жить в разных, меняющихся мирах.

Мистик, пишет Кастанеда, может вызывать разные виде­ния, но это не значит, что он грезит. Это не плод воображе­ния, а реальность, она такая же, как и та, что привычна нам. Новый, внутренний опыт позволяет нам как бы открыть врата иного бытия. Наша обычная реальность не является единственно возможной. Это лишь кажимость . Иные миры есть, они во все времена драз­нили, манили человека на новый путь познания. При этом че­ловек включался в сотворение действительности . Это начина­лось с "точки сборки" (по Кастанеде), практической уста­новки.

Каждый индивид, согласно поучениям дона Хуана (и Кастанеды), состоит из двух сущностей. Одна - это то, что мы есть, то, что мы знаем. Это и мы, и наш окружающий мир. Это состояние упорядоченности, которое мы вносим в хаос мира. Она начинается с рождения и за­канчивается смертью. И она созидает мир по своим прави­лам и законам, с помощью которых сама способна его понять. Другая сущность человека – это та часть нас самих, с которой мы вообще не вступаем в контакт. Ее способно на­блюдать тело, но не разум. Она обнаруживается в непо­стижимых проявлениях. Она предполагает особую этику.

Если человек прини­мает окружающий мир за единственно реальный, то ему оста­ется жить в нем. И его разум поможет ему в этом. Но если человек отрекается от собственной идентич­ности, он вступает в новые миры, где царствует иррациона­лизм, И здесь ему потребуются настоящие бойцовские каче­ства (он должен стать "воином", как говорил дон Хуан) - воля, бесстрашие, свобода. Человек начинает действовать с большим достоинством: не страшась смерти, не цепляясь за все суетное и сиюминутное, Он будет вознагражден: он получит способность летать, раздваиваться, вступать в контакт с эфе­мерными существами. Человек достигает эзотерического зна­ния, просветления духа.

Таковы идеи современного мыслителя-мистика, привлекающие нас духом искания, авантюризма и бесстра­шия. В то же время мы видим в книгах современных мистиков проявление преемственности человеческой мысли, в них оживает мудрость веков, с их помощью мы иначе восприни­маем древние концепции и тексты.

Вненаучное познание , таким образом, использует сочетание мистицизма , религии , искусства и обыденного сознания для изучения по возможности новых, не известных науке методов познания мира.

Основные термины.

Гносеология, чувственное познание и его формы, рациональное познание и его формы, когнитивное познание, истина, объективность, абсолютность и относительность истины, критерий истины, концепции истины, классическая концепция истины, когерентная концепция истины, прагматическая концепция истины, концепции познания: классическая концепция, когнитивная концепция, конвенционалистская концепция, исторические типы рациональности, знак, вненаучное познание, философский мистицизм, теософия, антропософия, "открытая реальность".

Контрольные вопросы и задания к теме.

1. Гносеология – это:

Учение об истине

Теория познания

Теория бытия

Учение о ценностях мира

2. Структура познания – это:

Чувственное и рациональное познание

Научное и ненаучное познание

Обыденное и теоретическое познание

Известное и неизвестное в знании

3. Основные формы чувственного познания:

Первичные и вторичные

Ощущения и представления

Логика и язык

Суждения и понятия

4. Рациональное познание – это:

Полезное знание

Бесполезное знание

Научно-теоретическое знание

Художественно-эстетическое познание

5. Основные формы рационального познания:

Понятие и суждение

Ощущение и отражение

Абсолютное и относительное знание

Общее и частное знание

6. Агностицизм означает:

Принцип непознаваемости

Принцип познаваемости

Принцип сомнения

Принцип полезности знания

6. Когнитивное знание – это:

Научное

Ненаучное

Вненаучное, мистическое

Логическое

7. Прагматическая концепция истины основана на:

Принципе полезности истины

Договорной теории

Научности

Естественнонаучном знании

8. Философский мистицизм – это:

Ненаучный способ постижения бытия

Знание таинств и обрядности

Тайное общение с духами

Мистификация, намеренное введение в заблуждение

9. Философский мистицизм относится к:

Классическому философскому направлению

Неклассическим, современным учениям

Нетрадиционной религиозности

Восточным культам

10. Формой современного вненаучного познания является:

Когнитивное познание

Обыденное познание

Физическое знание

Расширение знаний