Что такое идеализм определение. Идеалисты

Фотограф Andrea Effulge

Под идеалистической философией понимаются все направления и концепции внутри этой науки, прослеживающие в себе идеализм как основу. Поэтому для того, чтобы разобраться в сути этих направлений и концепций в философии, следует познакомиться с самим понятием идеализм, а также его следствиями.

Идеализм (от греческого idea – идея) – фундаментальный принцип в науке, утверждающий первичность имматериального (идеального) перед материальным, если узко. А так же первичность бестелесного, бесчувственного, субъективного, оценочного и непространственного в любых явлениях и процессах над материальным, которому присущи объективность, телесность, чувственное ощущение без оценок и наличие пространства, если рассматривать понятие широко. То есть, в многом справедливо, что идеализм - это альтернатива материализму, а в космогонических (происхождения Вселенной) вопросах эти понятия зачастую рассматриваются как антагонисты. Таким образом, несложно понять, что идеалистическая философия полностью включает в себя все свойства идеализма.

Важно понимать, что термин идеализм не нужно смешивать с понятием идеалист, так как последнее образовано от термина «идеал», которое в свою очередь не синоним понятия «идея».

Сама идеалистическая философия делится на два направления, расходящихся в фундаментальном следствии, несмотря на согласие в остальных мнениях. Эти направления: объективный и субъективный идеализм, то есть субъективно и объективно идеалистическая философия. Первое, объективное направление, заявляет, что имматериальное, то есть идеальное, существует вне и независимо от какого-либо сознания, второе же, субъективное направление, утверждает, что только в каком-либо сознании может существовать идеальная реальность. Здесь важно понимать, что «идеальная» реальность это не синоним «совершенная», пониманием настоящего значения терминов и отличается научное восприятие от обывательского.

Одним из первых занимавшихся проблемами идеалистической философии, кто известен истории, был Платон. У этого мыслителя идеализм был представлен в дуалистической связке восприятия мира разумом. Первая часть, это восприятие и осознание истинной сути вещей – их идей, которые вечные и точные, а вторая часть, это ощущение вещей в их материальной форме, которая многогранна, обманчива и временна.

Мнение различных религиозных мыслителей – сторонников религиозно-идеалистической философии мы опустим, как заведомо антинаучное или вненаучное, где, например, идея понималась как вечный и точный образ любой вещи, явления или процесса, как истинная задумка в уме бога. К таким сторонникам идеалистического направления в философии относился и Джордж Беркли, который называл сторонников материализма в лучшем случае вульгарными атеистами, а в худшем даже сектантами атеизма.

Новое слово в идеалистической философии, впрочем, как и в многих областях этой науки, сказал Иммануил Кант, который своим трансцендентным ограничил познание идеи и идеального сознанием, как феноменом, приступающим к этому с трудом. То есть, Кант проводил прямые параллели своей концепции с формальным идеализмом.

Кант как основатель германской классической философии мотивировал появление других типов идеализма, которые сформулировали мыслители его эпохи. Например, абсолютный идеализм Гегеля, объективный Шеллинга, и субъективный Фихте. Ключевые отличия этих взглядов внутри идеалистической философии в том, что Кант утверждал полноту и завершённость мира в самом себе, но непознаваемость некоторых его частей для разума. Фихте называл реальность (среду) вне разума субъекта ограниченной для последнего и потому провоцирующей разум на рефлексию и упорядочивание внутреннего (идеального) мира. Шеллинг считал, что граница между идеальным (разумом) и материальным есть тождество любого объекта и субъекта, то есть тайная первооснова. А Гегель с своим абсолютным идеализмом упразднял материальную реальность, отводя ей только роль констатации идеального, которое раскрывалось в первой. То есть, идеалистическая философия Гегеля отводила идеализму роль абсолютного процесса, где диалектически протекает имманентная констатация любых идей. Да, к пониманию этот предмет весьма сложен, но для глубокого его рассмотрения необходимо тесно знакомиться с трудами каждого из представителей идеалистической философии. Последнего в рамках статьи тебе, читатель, я предоставить по понятным причинам не могу.

Георг Гегель не только внёс существенный вклад в совершенствование философии, но и сформулировал новый тип идеализма – абсолютный. Основная критика абсолютности в идеалистической философии заключается в её отрыве от реальности, то есть, она хороша в теоретическом и отвлечённом построении всех известных условий и величин, но трудно применима на деле в бытии и жизни разумного существа – человека. В последнем была обнаружена граница изысканий мыслительной науки, где она переставала быть практически полезна; по крайней мере, на данном этапе эволюции разума.

Современная идеалистическая философия обозначила себя тем, что более не рассматривает идеализм как антагониста материализма, а лишь как его альтернативу, в то же время, противопоставляя первый реализму. Вообще наблюдается устойчивая тенденция маскировки идеалистической философией своего фундаментального принципа, основанного на идеализме, за двусмысленными или нейтральными понятиями, названиями и оборотами. Но несмотря на это, идейная модальность любых концепций и направлений в современной философии, не относящейся к материализму или реализму, бесспорна.

Дискутируя о вечном, мировые умы стремятся понять, что первично, что главенствует над другим. Ради защиты позиций представителям знаний приходится выстраивать идеалы, от которых будет зависеть результат спора. Отсюда берет начало идеализм в философии, как образ мышления и одно из основополагающих направлений знаний, которое вызывает много споров и дискуссий.

Историческое предназначение

Несмотря на уже продолжительное существование и возраст философии, зарождение термина относится только к XVII-XVIII векам нашей эры. Слова «идея», «идеалисты» постоянно крутились в научных кругах, но не находили соответствующего продолжения. Пока в 1702 году Лейбниц не назвал Платона и Эпикура великими максималистами и идеалистами.

Позже Дидро дал определение понятию идеалистов. Французский деятель называл таких философов слепыми, признающими только собственное , существование мира ощущений.

Воспринимал направление теорией существования предметов в пространстве отдельно от человека. Мыслитель не принимал материальный вид течения. Немецкий классик был автором трансцендентного (формального) идеализма, который противостоял предыдущему. Основываясь на невозможности происхождения вещей вне нашего сознания, Кант утверждал, что ничто не способно существовать вне человеческого разума.

1800 год стал открытием Шеллингом теории распространения формального принципа до масштаба системы знаний в целом.

Полагал, что сущность учения сводится к непризнанию конечного неоспоримо действительным. Ученый полагал, что уважающая себя мыслительная наука подчиняется принципам конкретно этой направленности.

По Марксу динамическая действительность развивалась только идеалистическими действиями, но образно. Материализм отражал созерцание, отсутствие действий.

Энгельс в 1886 году утверждал, что сторонники теории первоначала духа над природой, невольно стали основателями идеалистической концепции. Противники, признающие главенство природы, становятся адептами материализма.

Изданная в 1957-1965 годах в СССР «История философии», объясняла: «Основными этапами развития отрасли науки является противоборство пары ведущих течений, где одно отражает прорывные идеи общества, а другое сводится к консервативным, реакционным взглядам».

История использования термина приобрела широкое распространение в XIX и начале XX века особенно в странах Европы.

Сторонники Канта мнили себя идеалистами, представители британской школы абсолютного идеализма стали последователями Гегеля.

Во второй половине ХХ века мудрецы и мыслители избегают использование термина, но дискутируя, все чаще употребляют слово «идеология».

Что подразумевает понятие?

Значение термина многогранно. В доступном для слоев населения с разным статусом и уровнем жизни, он подразумевает склонность к переоценке действительности. Вдумываясь в поступки другого человека, личность подразумевает, что индивидуум мотивировался исключительно благими побуждениями. Такой образ мысли есть проявление оптимизма. В ином случае, идеализм выступает преобладанием нравственных ценностей над материальными. Еще это – пренебрежение действительными обстоятельствами жизни в пользу торжества духовных сил. Идеалистическая психологическая философия, перечисленных ранее видов, отражает душевное состояние, субъективное отношение к действительности.

Субъективизм и его влияние

Субъективное течение позиционирует идеальным первоначалом сознание человека. При таких обстоятельствах реальность теряет объективный характер, потому что все, как считают сторонников субъективизма, происходит в голове индивидуума. Течение приобретает новое проявление – солипсизм, иными словами утверждение единственности бытия конкретного субъекта. Реальные процессы, которые происходят в окружающем мире являются результатом активности сознания. Беркли больше остальных «коллег по цеху» раскрывает теорию солипсизма.

На практике приверженцы субъективных взглядов сохраняют умеренность, не выступают открыто против существования общепринятой реальности, потому что не предоставляют весомых доказательств чувственного учения. Кант уверен, что такая постановка вещей «скандал в научном обществе». Современное общество наблюдает продолжение направления в прагматизме, экзистенциализме. Известными представителями наукоучения считаются Протагор, Беркли, Кант.

Философский объективизм

Объективный идеализм в науке о человеке и мире, представляет собой учение о превосходстве идеального первоначала над человеческим сознанием. Представители данного течения считают, что первоначалом выступает некий «космический дух». Один этап его развития способствует появлению мира, зарождению жизни на Земле. Такое мировоззрение очень близко к религии, где Бог выступает создателем мироздания, но не имеет материальной сущности. Объективные идеалисты считают свое направление не религиозным, но сохранились связи с церковными догматами и об этом существуют свидетельства. Яркими деятелями учения считаются Платон, Гегель.

Взгляд Беркли на понятие

В течении взглядов берклиевского типа развеивается намек на реализм. Основополагающей догмой Беркли считает духовное естество и параллельное ему сосредоточение интеллектов. Ученый полагает, что все физические проявления являются фантазией разума, материя – заблуждение мыслителей о самостоятельности бытия.

Берклиевский и платоновский идеализмы объединены в догматический. Первостепенность принадлежит сущности предметов, а не сомнительности силы познания.

Трактовка направления по Платону

Древнегреческий мыслитель и ученый Платон, рассуждая о противодействии ума с чувствами, представляет дуалистическое (платоновское) течение взглядов. Понятие основано на противоборстве умозаключений (видимого бытия) с чувственными проявлениями (кажущееся бытие). Но видимое бытие основано на самостоятельной субстанции – материи, где она выступает посредником между бытием и небытием. Следуя таким суждениям, взгляды Платона приобретают оттенок реализма.

Английская школа

Разницу мировоззрений догматического идеализма представляют ученики и последователи английской школы. Философы отрицают духовные сущности, самостоятельность субъектов, отдают важность существования группам ассоциируемых идей и сознаний при отсутствии субъектов. Их взгляды пересекаются с эмпиризмом, сенсуализмом. Основал данную теорию бессознательности , но Юм опроверг ее объективность, так как она была несовместима ни с одним доказанным познанием.

Немецкая школа

Немецкая школа мыслительных наук открыла уникальное направление – трансцендентальный идеализм. Кант выдвинул теорию, из которой следует, что мир явлений определяется неопровержимыми условиями познания – пространством, временем, категориями мышления. Философы этого учения, как субъективные идеалисты, полагали: физические тела доступны человеку только совершенным естеством, а действительное естество явлений находится за границами познания. Кантовскую теорию знаний воспринимают, как проявлением крайности и делят на разветвления:

  • Субъективный (основоположник Фихте);
  • Объективный (основатель Шеллинг);
  • Абсолютный (основатель Гегель).

Течения, которые описаны выше, различаются восприятием действительности окружающего мира. Кант считает существование мира неоспоримым, полно содержательным. По Фихте реальность выступает неосмысленной гранью, стимулирующей личность к созиданию идеального мира. Шеллинг трансформирует внешнюю грань внутрь, считая ее первоначалом творческой сущности, которая есть нечто промежуточное между субъектом и объектом. У Гегеля реальность самоликвидируется, мировой прогресс воспринимается через самореализацию абсолютной идеи.

Понять идеализм становится возможным если направить свои стремления к реализации абсолютной истины в повседневной действительности.

Идеализм - основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира.

Все философы-идеалисты признают, что бытие зависит от сознания, зависит от сознания, но они по-разному объясняют, каким образом сознание порождает бытие. В идеализме выделяют две основные формы:

  • - объективный идеализм, рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека.
  • - субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.

Французский материалист Д. Дидро в 1749 г. назвал идеализм "самой абсурдной из всех систем". Но исторические, гносеологические и социальные истоки идеализма очень глубоки, и к тому же это направление считали основным многие гениальные философы.

Исторические корни идеализма - присущий мышлению первобытных людей антропоморфизм, очеловечивание и одушевление всего окружающего мира. Природные силы рассматривались по образу и подобию человеческих поступков, обусловленных сознанием и волей. В этом идеализм, особенно объективный, тесно связан с религией.

Гносеологический исток идеализма - способность человеческого мышления к теоретическому познанию. В самом его процессе возможен отрыв мысли от действительности, уход ее в сферу воображения. Образование общих понятий (человек, добро, истина, сознание) и возрастающая степень абстрагирования необходимы в процессе теоретического мышления. Отрыв этих понятий от материальных предметов и оперирование ими как самостоятельными сущностями приводит к идеализму. Гносеологические корни данного направления уходят далеко историю. Когда общество начало расслаиваться на классы, умственный труд стал отличительной особенностью, привилегией господствующего населения. В этих условиях они монополизируют умственный труд, руководят политикой, а материально-производственная деятельность становится уделом трудящихся масс. Такое положение создало иллюзию, что идеи - главная определяющая сила, а обычный материальный труд - нечто низшее, вторичное, зависимое от сознания.

В Древней Греции Пифагор (580-500 до н.э.) считал числа самостоятельными сущностями вещей, а сущностью Вселенной - гармонию чисел. Родоначальником философской системы объективного идеализма считается Платон (427-347 до н.э.). Он утверждал, что помимо мира вещей есть еще мир идей, которые человек может видеть лишь "очами разума". В этом мире существуют идеи шара, амфоры, человека, а конкретные медные шары, глиняные амфоры, живые люди - лишь материальные воплощения идей, их несовершенные тени. То, что все принимают за настоящий мир, на самом деле только тень скрытого от человечества мира идей, духовного мира. Для Платона мир идей был божественным царством, в котором до рождения человека обитает его бессмертная душа. Попадая на землю и временно находясь в смертном теле, душа вспоминает о мире идей, именно в этом состоит истинный процесс познания. Идеализм Платона критиковал его гениальный ученик Аристотель (384-322 до н.э.): "Платон мне друг, но истина дороже!". Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой

Идеи объективного идеализма в новое время развивал немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716). Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов, монад, активных и самостоятельных, способных к восприятию и сознанию. Монада в этой системе индивидуальный мир, зеркало кдиной и бесконечной Вселенной. Установленная богом гармония дает монадам единство и согласованность. Низшие из них обладают лишь смутными представлениями об окружающем мире (горы, вода, растения), сознание животных достигают степени ощущения, а у человека - разума.

Высшей степени развития объективный идеализм достиг в философии Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831). Основой всего существующего Гегель считал Мировой Разум, который он называл Абсолютной Идеей или Абсолютным Духом. Абсолютная Идея постоянно развивается, порождая систему понятий. В процессе своего развития она обретает материальную оболочку, выступая сначала в виде механических явлений, потом химических соединений, и в итоге порождает жизнь и человека. Вся природа - "Царство окаменевших понятий". С появлением человека Абсолютная Идея пробивается материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - сознания, мышления. С развитием человеческого сознания Идея все больше освобождается от материи, познавая себя и возвращаясь в себя. Идеализм Гегеля проникнут идеей развития, диалектики. Объективный идеализм отрывает общие понятия, законы от конкретных единичных вещей и явлений, абсолютизируя идеи, и объясняя их как первосущности мира.

Субъективный идеализм доказывает зависимость бытия от сознания человека, отождествляя наблюдаемые явления и предметы с ощущениями и восприятиями. "Единственная реальность - сознание самого субъекта, а мир - только проекция этого сознания вовне".

Классический вариант субъективного идеализма - учение английского епископа Джорджа Беркли (1685-1753). По его мнению, все вещи на самом деле - просто устойчивые комбинации ощущений. Рассмотрим его теорию на примере яблока. Комплекс чувств отображаемый сознанием: красное, твердое, сочное, сладкое. Но развитие такой идеи привело бы к выводу, что в мире не существует вообще ничего, кроме ощущений. Эта крайность называют солипсизмом (лат. solus - "один", лат. ipse - "сам"). Пытаясь избежать солипсизма, Беркли утверждал, что ощущения не возникают у нас произвольно, а вызываются воздействием Бога на душу человека. Таким образом, каждый раз углубление и отстаивание субъективного идеализма рано или поздно приводит к переходу к религии и объективному идеализму.

В современной философии к субъективно-идеалистическим воззрениям близки экзистенциалисты С. Кьеркегор (1813-1855), Л. Шестов(1866-1938), Н. Бердяев (1874-1848), М. Хайдеггер (1889-1976), Г. Марсель (1889-1973), Ж.П. Сартр(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Исходным у экзистенциалистов является не сущность (essentia) объективного мира, а существование (exsistentia) отдельного человека с его чувствами, переживаниями. Поэтому задача философии - не исследование бытия как сущности мира, а открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через понимание смысла своего существования человек может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. Научное познание вещей, пишет К. Ясперс, не может ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки. Для экзистенциалистов, истинной формой философского познания является интуиция, прямое видение смысла рассматриваемой реальности, представляющей собой субъективные переживания личности. Они различают подлинное и неподлинное существование человека в мире: подлинное - свободное, где человек будет сам принимать решения и отвечать за свои поступки; неподлинное - погружение индивида в повседневность. К субъективному идеализму тесно примыкает другое философское направление ХХ века - персонализм (лат. persona - "личность"). Персоналисты рассматривают человека в двух аспектах: духовном - человек-личность и материальном - человек-индивид. Человек-личность, потому что он располагает свободной и разумной духовной первоосновой, свободой выбора и независимостью от мира. Человек-индивид частица материи, то есть природы и общества, подчиняется их законам. Но если человек-индивид подчинен обществу, государству, то человек-личность подчинен только богу. Это, по мнению персоналистов, доказывает необходимость религии, соединяющей человека с верховной, божественной Личностью и раскрывает тайны бытия.

Часто идеализм с трудом согласуется с реальной жизнью, но его нельзя рассматривать как совокупность сплошных заблуждений. В идеалистических учениях немало идей, играющих большую роль в развитии человеческой культуры.

Глава II. Идеалистическая философия.

2.1. Основные определения.

Идеализм (от франц. idealisme < лат. idea - прообраз, идея) - "общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания" [ФЭС ].
Философы XVII-XVIII веков постоянно оперировали термином "идея". Католический священник Джон Серджент (John Sergeant, 1662-1707) в 1697 году опубликовал книгу "Solid philosophy asserted against fancies of the ideists: or the method to science farther illustrated. With reflexions on Mr. Locke"s "Essay concerning human understanding"" ("Основательная философия, защищаемая от выдумок идеистов, или Метод познания, развитый далее. Содержит размышления об "Опыте о человеческом разумении" г-на Локка"). "Идеистами" в ней именовались сторонники учения Локка об идеях.
Термин "идеалисты" использовал немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (Gottfried Wilhelm von Leibniz, 1646-1716) в статье "Ответ на размышления Бейля" (1702), когда давал характеристику Эпикуру и Платону.
Как бы там ни было идеализм - это строительство моделей мироздания и человеческих отношений на основе образов, рождающихся в головах философов. Ценность придумок в том, на сколько они близки к "идеальным" образам, имеющихся в голове Бога и переданных людям через всевозможные Священные Тексты.
Идея (от лат. idea - видность, вид, форма, прообраз) - умопостигаемый и вечный прообраз вещей в божественном уме (Бог творит вещи согласно своим замыслам), идеал, к которому разум должен стремиться, но которого он никогда не сможет достичь.

Существуют две мировоззренческие крайности: религия и материализм. Любые промежуточные направления представляют собой разнообразные идеализмы, которые развивают теоретические схемы, увязывающие божественное сознание с человеческим; пытаются разложить бесконечный разум Бога на сознания множества обывателей; отождествляют божьи мысли с идеями (эталонами), д́олжными постигаться людьми в своих тварных изысканиях.
С минимальной погрешностью можно считать, что западноевропейская философия началась с трудов святого католической и православных церквей Блаженного Августина (XIV-XV вв.). Сочинения Августина, издавались в Париже (1689-1700); в Антверпене (1700) и т.д. Августин доказывал превосходство духовной власти над светской. Именно в этом и состояла главная ценность его трудов для церкви, добивавшейся верховного арбитража в земных делах. По мнению Августина цель истории свершается не на земле: земные государства - "разбойничьи шайки", действующие в условиях повальной человеческой греховности [АБ , кн.IV, гл.4]
Бог, по Августину, сверхприроден, бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир порядок, определяемый законами природы, и зародыши форм всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Мир один и несколько миров быть не может, он существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.
"Материализм", как высшая степень примитивности наукообразного знания, означал полный отказ от Божественного начала и стал последним шагом отчаявшихся идеалистов, оканчивающих творческую жизнь вульгарным атеизмом. Начало столкновений на научном поприще религии с первыми ростками "материализма" естественным образом совпало с периодом Ренессанса (фр. Renaissance - возрождение) в истории культуры Европы, пришедшего на смену культуре средних веков и предшествующего культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века.
"Раздел единой старой и образование новых империй состоялись в условиях идейного компромисса между "клерикалами" (т.е. сторонниками мирового главенства института папства) и "гуманистами" (т.е. сторонниками главенства светской власти). Первых устроило признание "древности" церкви и института папства в пределах согласованной хронологии "новой эры", а вторых удовлетворило признание "возрождения" в новых империях традиций "древних цивилизаций", из которых выводились родословные новых правителей и светской знати, призванные обосновать их "наследственные" права на порабощение собственных народов" [КРЦ , стр.101].
"Древность" истории общности имеет наибольший "авторитет" (психологическую значимость) при разрешении территориальных или политических споров.
На маленьком полуострове, величаво называемом Европой, отсчет материалистических идей можно вести с трудов политика Френсиса Бэкона (Francis Bacon, 1561-1626), призывавшего к эмпирическому (опытному) познанию законов природы. Из политических соображений история "наградила" Френсиса двойником, роль которого исполнил никому неведомый монах Роджер (Roger Bacon, 1214-1294), который "предвосхитил" практически все открытия XVI века, хорошо известные Ф. Бэкону" [КРЦ , стр.313]. Материалистические достижения, как ложки дегтя в бочке меда (в теологии), дали новые, хотя и мало съедобные, рецепты, в последствии получившие название "направления идеализма".
На самом деле "массовое обучение азам естественных наук впервые началось только в XV веке: его ввели и при Иване III в России, и при Иване II в Португалии, и при Мехмете II в Турции, и в Западной Европе, в которой до этого времени никаких "университетов" не было, как не было и всей "эпохи Проторенессанса" якобы 1204-1464 годов. Все западноевропейские "научные достижения" до XV века - артефакт: авторы этих изобретений и открытий жили и творили во второй половине XV и в XVI-XVII веках" [КРЦ , стр.313].
На протяжении XVII-XVIII веков лидировала английская философская школа, имевшая материалистическую направленность. Преобладало господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм). Наибольший след в философии Англии нового времени оставили Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon, 1561-1626), Томас Гоббс (Thomas Hobbes, 1588-1679) и Джон Локк (John Locke, 1632-1704).
На материке в XVIII и XIX столетиях сформировалась немецкая классическая философия. Представителями немецкой классической философии принято считать Иммануила Канта (Immanuel Kant, 1724-1804), Иоганна Фихте (Johann Gottlieb Fichte, 1762-1814), Фридриха Шеллинга (Friedrich Wilhelm Joseph Schelling, 1775-1854), Георга Гегеля (Georg Wilhelm Friedrich Hegel, 1770-1831), Людвига Фейербаха (Ludwig Andreas Feuerbach, 1804-1872).
Английский философ Джордж Беркли (George Berkeley, 1685-1753) разъяснял: "На основе учения о материи, или телесной субстанции, воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии. Да, так трудно было для мысли понять, что материя создана из ничего, что самые знаменитые из древних философов, даже те, которые признавали бытие бога, считали материю несозданной, совечной ему. Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все времена была материальная субстанция . Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что, раз будет удален этот краеугольный камень, - и все здание неминуемо развалится. Нам не к чему поэтому уделять особое внимание абсурдным учениям отдельных жалких сект атеистов" [Б-1710 , §92].

3.2.1. Платоновский (дуалистический) тип.
"Идеализм платоновского или дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием" [СВС ].

3.2.2. Берклеевский тип.
В идеализме берклеевского типа "единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов - с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова), из коих некоторые более яркие, определенные и сложные суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Берклея) обозначаются иногда как идеализм догматический, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей. С такою критикою связан идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в прошлом (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием" [СВС ].

3.2.3. Трансцендентальный тип (кантовский или критический).
Трансцендентальный идеализм в учении Канта - установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Немецкий философ Иммануил Кант (Immanuel Kant, 1724-1804) в "Критике чистого разума" ("Kritik der reinen Vernunft", Riga, 1781) прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным (формальным) идеализмом.
"Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальной сущностью, определяемой функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новые вида трансцендентального идеализма:

а) субъективный идеализм Фихте,
б) объективный идеализм Шеллинга и
в) абсолютный идеализм Гегеля.

Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тожество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.
Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т.д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, т.е. все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализма до́лжно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, т.е. истины, в человеческой и мировой жизни" [СВС ].
а) Абсолютный идеализм развивался под сильным влиянием немецкого философа Георга Гегеля (Georg W.F. Hegel, 1770-1831), которое после его смерти пошло в двух направлениях: одни, в числе которых были два немца Карл Маркс (Carl Heinrich Marx, 1818-1883) и Фридрих Энгельс (Friedrich Engels, 1820-1895), разрабатывавших в основном материалистическую диалектику, а другие делали упор на идеализм. К последнему крылу неогегельянцев принадлежал и английский философ Фрэнсис Брэдли (Francis Herbert Bradley, 1846-1924), ставший главой этого направления.
б) Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности (вида бытия). Основные признаки:
- отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия.
- считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало ("идея", "мировой разум" и т.п.).
Объективный идеализм представлен неотомизмом, персонализмом и др. школами, а также лежит в основе многих религиозных учений (иудаизм, христианство, буддизм), философии "античных" философов.
в) Субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.
Представителями классической формы субъективного идеализма являются Джордж Беркли (George Berkeley, 1685-1753), Иоганн Фихте (Johann Gottlieb Fichte, 1762-1814), Давид Юм (David Hume, 1711-1776).
Субъективный идеализм ХХ века имеет много разновидностей, включая разные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т.п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).
Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

3.3. Аксиоматика идеализма.

3.3.1. Аксиома духа (объективный идеализм).
Мировая душа или абсолютный дух - единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. В философии Гегеля это то, что лежит в основе всего существующего. Только он (абсолютный дух) вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Самораскрытие абсолютного духа в пространстве - это природа; самораскрытие во времени - история.
Существует некое условное тождество между "одухотворенной Вселенной" и "Единым Богом". Кстати, мировоззрение о существовании Единого Бога распространено более широко, нежели просто одухотворенная Вселенная, т.к., очевидно, что одухотворенная Вселенная может быть просто одним из творений Единого Бога.

Византийский (возможно) философ Платон = Плотин = Плифон = Плетон, живший, судя по биографическим данным Плифона-Плетона, в 1360-1452 годах, считал, что "Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела" [Пт3 , 34c, стр.474]. "Когда весь состав души был рожден в согласии с замыслом того, кто его составлял, этот последний начал устроить внутри души все телесное и приладил то и другое друг к другу в их центральных точках. И вот душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непреходящей и разумной жизни на все времена. Притом тело неба родилось видимым, а душа – невидимой" [Пт3 , 36e, стр.476].
"Абсолютный дух" немецкого философа Георга Гегеля (Georg W.F. Hegel, 1770-1831) является, по существу, не чем иным, как абсолютизированным понятием, оторванным от материи и противопоставленным ей: "абсолютный дух, оказывающийся конкретной и последней высшей истиной всякого бытия, познается как свободно отчуждающий себя в конце развития и отпускающий себя, чтобы принять образ непосредственного бытия, познается как решающийся сотворить мир, в котором содержится все то, что заключалось в развитии, предшествовавшем этому результату, и что благодаря этому обратному положению превращается вместе со своим началом в нечто зависящее от результата как от принципа. Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее - также и первым" [ГНЛ , т.1, стр.128].
Протоиерей Александр Владимирович Мень (1935-1990) в "Истоках религии" высказал такую мысль [М-1991 , стр.126]: "Поскольку дух... способен оказывать огромное воздействие на жизнь тела, то вполне возможно представить его как силу, использующую центральную нервную систему в качестве своего инструмента. Мозг в данном случае окажется чем-то отдаленно напоминающим трансформатор или конденсатор. Когда приемник или электрическая установка выходят из строя, это вовсе не означает, что радиоволны или электроэнергия "испарились", "исчезли". Нечто подобное происходит, по-видимому, в отношении мозга и духа".

3.3.2. Аксиома сознания (субъективный идеализм).
Физический мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, эта совокупность является неотъемлемой частью мира.
В этой формулировке под словом "субъект" в первую и единственную очередь подразумевается человек, ибо что под ним понимают другие земные твари никто не знает, даже философы.

Сознание . "Многоплановость сознания делает его предметом изучения многих наук. Для философии главным является вопрос об отношении сознания к бытию. Представляя собой свойство высокоорганизованной материи - мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане - как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним" [ФЭС , стр.622].
Всем знакомая Википедия поясняет, что "Сознание и мир - два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса - мира (психологизм), как и мир - в отрыве от его соотносительного полюса - сознания (наивность)".
Доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Владислав Ильич Гинецинский поучает студентов: "Сознание – это со-знание, или совокупное знание, или то, что сопровождает любое знание" [ГВИ ].
Попробуем разобраться:
Предлог "со -" имеет множество значений (по словарю Т.Ф. Ефремовой), но в нашем случае наиболее подходят два: "11. Употребляется при выражении ограничительных отношений, указывая на лицо или предмет, по отношению к которым проявляется сходство или общность. 12. Употребляется при выражении отношения совместности , указывая на лицо или предмет, которые вместе с другим лицом или предметом участвуют в каком-либо действии или сопровождают другое лицо или предмет".
Знание - отглагольное существительное от "знать, знавать" (от др.-рус. знати < общеслав. znati, корень zna- < индоевроп. корнень g"en, g"ne, g"no в значении "знать, узнавать") - обладать точными сведениями о чем-либо или ком-либо, дающими уверенность в чем-либо; ведать, уметь, соблюдать.
Сознание . Некоторые считают его калькой от латинского "conscientia", однако вряд ли, ибо латынь появилась в Европке не раньше 13 века. Скорее всего, слово "сознание" означает "подражание знанию ". Вопрос только чьему? Общечеловеческому или божественному?
Посмотрите на слова сочувствие, сопереживание, соучастие, содействие, сомнение, сожительство и пр. Везде сквозит что-то неполноценное, ненастоящее, подражательное. В частности, зачем человеку изображать знание, когда усердная учёба позволит стать настоящим знатоком, не хуже прочих? Значит "сознание" - подражание Высшему (божественному) знанию. И это понятно, как следует из христианского мировоззрения, Бог создал человека по своему образу и подобию, значит человек обязан подражать именно ему, пытаться хотя бы приблизиться к его знанию!
Но христианство появилось всего-то около тысячи лет тому назад, как альтернатива византийскому монотеизму. Славянские государства, будучи окраиной Византии, вполне могли перенять знания из центра и в том числе толкование слова "сознание", как подражание знанию метрополии.
Наиболее последовательно тезис о первенстве сознания развил английский философ Дж. Беркли, который в 1710 году утверждал, что "все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа; что их бытие состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познаваемыми". И далее: "Материя, говорю я, и каждая ее часть, согласно их принципам, бесконечны и бесформенны, и лишь действием духа образуется все то разнообразие тел, которое составляет видимый мир, причем каждое из них существует, только пока воспринимается" [Б-1710 ].

3.4. "Идеалистические" конструкции мироздания (Вселенной).

Очевидно, что ведущие "идеалисты" в своих рассуждениях пользуются в первую очередь религиозной аксиоматикой и, естественно, нисколечко не гнушаются материалистической. Нас в первую очередь должны интересовать созданные ими модели мироздания, а также связь этих моделей с теологией.

3.4.1. Космос Платона.
Платон написал труд-диалог "Тимей" (между 1428 и 1452), в котором изложил космологические представления своих современников. Прозвище Платон происходит от греч. platys - широкоплечий, полный. Скорее всего это название энциклопедии, равно как и прозвище "Аристотель" (от греч. aristaios - лучший).
Судя по "Тимею", взгляды средневековых космологов были очень даже передовыми (натуральная диалектика Энгельса, только изложенная очень коряво), а Бог представлен в качестве гениального демиурга (греч. demiurgos - тот, кто трудится для людей, ремесленник < demios - народный + ergon - работа, дело, труд).
"Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения " [Пт3 , 30c, стр.471].
"Ведь бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом" [Пт3 , 30d, стр.471].
"Дабы произведение было подобно всесовершенному живому существу в его единственности, творящий не сотворил ни двух, ни бесчисленного множества космосов, лишь одно это единородное небо, возникши, пребывает и будет пребывать" [Пт3 , 31b, стр.472].
"[Тело космоса] было искусно устроено так, чтобы получать пищу от своего собственного тления , осуществляя все свои действия и состояния в себе самом и само через себя. Ибо построявший его нашел, что пребывать самодовлеющим много лучше, нежели нуждаться в чем-либо" [Пт3 , 33d, стр.473-474].
"Итак, он путем вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой повсюду равно отстоит от центра, то есть сообщил Вселенной очертания, из всех очертаний наиболее совершенные и подобные самим себе, а подобное он нашел в мириады раз более прекрасным, чем неподобное" [Пт3 , 33b, стр.473].
"Ибо такому телу из семи родов движения он уделил соответствующий род, а именно тот, который близко всего к уму и разумению. Поэтому он заставил его единообразно вращаться в одном и том же месте, в самом себе, совершая круг за кругом, а остальные шесть родов движения были устранены, чтобы не сбивать первое…
Весь этот замысел вечносущего бога относительно бога , которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел " [Пт3 , 34a-34b, стр.474].
"Дело в том, что круговращение Вселенной, включающее в себя эти роды, по причине своей закругленности и природного стремления замкнуться на себе все сжимает и не позволяет ни одной части пространства остаться пустой" [Пт3 , 58a, стр.501].
"Но сейчас нам необходимо добавить к сказанному вот что: внутри того, что однородно, движения быть не может. Ведь трудно, вернее сказать, невозможно представить себе движимое без движущего или, напротив, движущее без движимого, а движение немыслимо без того и другого; между тем никак нельзя движущему и движимому быть однородным. Итак, раз и навсегда отнесем покои к однородному, а движение - к тому, что совсем не однородно. Причина же отклонений - это неравенство " [Пт3 , 57e-58a, стр.500].
"В его центре построявший дал место душе , откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне. Так он создал небо, кругообразное и вращающееся, одно-единственное , но благодаря своему совершенству способное пребывать в общении с самим собою, не нуждающееся ни в ком другом и довольствующееся познанием самого себя и содружеством с самим собой. Предоставив космосу все эти преимущества, [демиург] дал ему жизнь блаженного бога " [Пт3 , 34b, стр.474].

3.4.2. Вселенная Аристотеля.
Энциклопедический свод знаний, озаглавленный "Аристотель", что в переводе значит "Наилучший (или всеобщий) завершитель (наук)", стал известен в Европе не ранее XIII века, когда уже главенствовала христианская религия.
В трактате "О небе" Аристотель пишет [Книга 1(А), глава 9]: "Небо не только одно, но и что нескольких не могло бы быть, а кроме того – что оно вечно, ибо неуничтожимо и не возникло ".
"Небо принадлежит к разряду единичных и материальных вещей,– это верно. Однако если оно состоит не из части, а из всей материи, то, хотя понятия и различны, тем не менее другого Неба нет и сама возможность возникновения множества исключена, потому что это Небо уже включает в себя всю материю сполна".
"Вне [Неба] нет и не может оказаться никакого объемного тела. Следовательно, взятый в целом космос состоит из всей свойственной ему материи, ибо его материю мы определили как естественное и чувственное тело. А потому множества Небосводов нет ныне, не было и не может возникнуть [в будущем], но это Небо одно, единственно и в полноте своей совершенно. Одновременно ясно, что вне Неба равным образом нет ни места, ни пустоты, ни времени".
Чтобы добиться полного соответствия между моделью мира Евдокса и движениями светил, Аристотель увеличил количество сфер до 56. Неподвижные звезды находятся на крайней одной сфере. Солнце, Луна и планеты имеют по несколько сфер. Ближе всех к Земле располагается небо Луны: оно вращается вокруг Земли, и к нему наглухо прикреплена Луна.
Область между орбитой (небом) Луны и центром Земли (так называемый подлунный мир) является областью беспорядочных неравномерных движений, а все тела в ней состоят из 4-х низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как самый тяжелый элемент, занимает центральное место, над ней последовательно размещаются оболочки воды, воздуха и огня.
Область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд (так называемый надлунный мир) является областью вечных равномерных движений сфер Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Сами звезды состоят из пятого элемента - "эфира". За сферой "неподвижных" звезд Аристотель поместил "перводвигатель ", который приводит в движение все сферы. В его представлении "перводвигатель" мира и есть Бог, как высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.

3.4.3. Вселенная Птолемея.
Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (Claudios Ptolemaios, прозвище Птолемей означает "Сын Пленной") в своём основном труде "Великое математическое построение по астрономии в 13 книгах" (кратко "Мэгистэ", арабизированное название "Альмагест"). Труд стал известен в средневековой Европе лишь в XII в. В 1175 году выдающийся переводчик Герардо Кремонский, работавший в Толедо в Испании, завершил латинский перевод "Альмагеста", использовав при этом арабские версии Хаджаджа, Исхака ибн Хунайна и Сабита ибн Корры. Этот перевод приобрел большую популярность, однако типографским способом издан лишь в 1515 году в Венеции. "Альмагест" оказал огромное влияние на средневековую астрономию как исламских, так и христианских регионов вплоть до XVII века н.э. Влияние этой книги можно сравнить разве что с влиянием "Начал" Евклида на средневековую науку.
Шестнадцатое столетие было свидетелем широкого распространения греческого текста (напечатан в Базеле Гервагиусом в 1538 году) и ослабления влияния птолемеевой астрономической системы, вызванного не столько работой Коперника (которая по форме и понятиям находится под влиянием Альмагеста), сколько работами датского астронома Тихо Браге (Tyge Ottesen Brahe, 1546-1601) и немецкого астронома Иоганна Кеплера (Johannes Kepler, 1571-1630).
"Альмагест" содержит детальное изложение геоцентрической системы мира, согласно которой Земля покоится в центре мироздания, а все небесные тела обращаются вокруг неё. За пределами сферы неподвижных звезд, Птолемей предполагал существование других сфер, заканчивающихся связью с "primum mobile" ("первичным движителем" - может быть, Богом?), который и обладал необходимой мощностью для обеспечения движения остальных сфер, составляющих всю наблюдаемую вселенную.
Математическую основу этой модели разработали Евдокс Книдский, Гиппарх, Аполлоний Пергский и сам Птолемей. Наблюдательной основой послужили астрономические таблицы Гиппарха, в свою очередь опиравшегося, помимо греческих наблюдений, на записи вавилонских астрономов.
Вообще говоря, время написания "Альмагеста" и его авторство, довольно туманны. Во-первых, наблюдательный материал, представленный в книге, содержит описания астрономических событий эпохи не ранее IX-XI веков н.э. Во-вторых, "Альмагест" содержит исключительно сложную и развитую средневековую теорию движения небесных тел, теорию расчета положений Луны, Солнца, планет и т.д. По своему уровню эта книга вполне соответствует научной атмосфере первой половины XVII века.

3.4.4. Вселенная Коперника.
Польский астроном Николай Коперник (польск. Kopernik Mikołaj, лат. Copernicus Nicolaus, 1473-1543) пришел к выводу о ее принципиальной ошибочности геоцентрической системой мира Птолемея. Взамен её Коперник выдвинул гелиоцентрическую систему мира с Солнцем в центре. Тем самым он объявил Землю не центром Вселенной, а лишь одной из планет, обращающихся вокруг Солнца. Это был величайший переворот в понятиях, имевший колоссальное влияние на все дальнейшее развитие наук.
Коперник полагал, что Вселенная ограничена сферой неподвижных звезд, которые расположены на невообразимо огромных, но все-таки конечных расстояниях от нас и от Солнца.
Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод более чем 40-летней его работы, - "De revolutionibus orbium coelestium" ("Об обращении небесных сфер", Нюрнберг, 1543). Предисловие написал его друг, протестантский богослов и библеист Андреас Осиандер (Osiander, 1498-1552), в котором говорилось, что гелиоцентрическая теория была выдвинута только в качестве гипотезы. Книга была посвящена папе Павлу III и не подверглась официальному осуждению церкви до времен Галилея.
Деятели церкви не сразу поняли, какой удар по религии наносит книга Коперника. Некоторое время его труд свободно распространялся среди ученых. Только тогда, когда у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью. 05 марта 1616 года декретом инквизиции (папа римский Павел V) книга Коперника была внесена в "Индекс запрещённых книг" с оговоркой "впредь до исправления" и оставалась под запретом до 1828. Лишь в 1835 году папа римский Григорий XVI исключил книгу Коперника из него и тем как бы признал существование его учения в глазах церкви.
Полное собрание сочинении Коперника издал астроном Иван Осипович Бapaнoвcкий (1800-1879) в Варшаве в 1854 г. на латинском и польском языках.

3.4.5. Вселенная Кузанского.
Согласно Аристотелю и Птолемею звезды находились в 10-20 раз дальше Солнца, но их природа считалась Божественной и поэтому никто не задумывался: а как именно устроена сфера звезд? Считалось само собой разумеющимся, что звезды пространственно равнозначно прикреплены к этой сфере и неизменно вечны.
Силой ума немецкого кардинала (1448) и философа Николая из Кузы (настоящая фамилия Кребс, Nicolaus Krebs, 1401-1464) наша Вселенная потеряла крайнюю сферу из неподвижных звезд и стала бесконечной . Эта диссидентская идея сама по себе не добавила новых знаний ни астрономии, ни философии, но нанесла первый удар по одной из важнейших половинок церковной доктрины о "Творении Вселенной и Человека". Эта идея лишила Бога места обитания вне Земли. Всерьез исправлением "ошибок" астрономии займутся в ХХ веке, уже после "открытия" истории происхождения человека (Чарльз Дарвин, 1859).
Николай Кузанский в трактате "De docta ignoratia" ("Об ученом незнании", 1440) он пишет: "Центр мира не более внутри Земли, чем вне её… Кто центр мира, то есть Бог благословенный, тот и центр Земли, всех сфер и всего в мире; он же одновременно - бесконечная окружность всего" [Книга 2, глава 11].
"Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным. В самом деле, если бы кто-то на корабле среди воды не знал, что вода течет, и не видел берегов, то как бы он заметил движение судна? В связи с этим, поскольку каждому, будь он на Земле, на Солнце или на другой звезде, всегда будет казаться, что он как бы в неподвижном центре, а все остальное движется, он обязательно будет каждый раз устанавливать себе разные полюса, одни - находясь на Солнце, другие - находясь на Земле, третьи - на Луне, на Марсе и так далее. Окажется, что машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. Ибо ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде " [Книга 2, глава 12].
"Если внимательно рассмотришь сказанное, тебе будет нетрудно увидеть истину анаксагоровского "каждое - в каждом", может быть, глубже самого Анаксагора. Если, как ясно из первой книги, Бог во всём так, что всё - в нем, а теперь выяснилось, что Бог во всём как бы через посредничество Вселенной, то, очевидно, всё - во всем и каждое - в каждом" [Книга 2, глава 5].

3.4.6. Вселенная Бруно.
Космология Джордано Бруно (настоящее имя Filippo, Bruno Giordano, 1548-1600) изложена в его работе "De l"infinito, universo e mondi" ("О бесконечности, Вселенной и мирах", 1584).
В этом произведении Бруно опроверг традиционную аристотелевскую космологию и высказал ряд догадок: о бесконечности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звезд вокруг оси, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Бруно опроверг средневековые представления о противоположности между Землей и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости других миров.
Сожжение Бруно 17 февраля 1600 года в Риме на Площади цветов никакого отношения к астрономии не имеет. О причине казни в приговоре имеется только одна фраза, указывающая на его отрицание таинства евхаристии: "Ты, брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни Бруно, из Нолы, возраста же твоего около 52 лет, уже восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т.д." Бруно просто оказался "не в то время и не в том месте". Попал в мясорубку борьбы с протестантами.
Концовка приговора гласит: "Сверх того, осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания, как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения. Повелеваем, чтобы отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будующем попадут в ее руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади св. Петра перед ступенями, и как таковые были внесены в список запрещенных книг, и да будет так, как мы повелели".
Все произведения Джордано Бруно занесены в 1603 году (римский папа Климент VIII) в католический "Индекс запрещённых книг" и были в нём до его последнего издания 1948 года. Так что официально Бруно не реабилитирован! Его наказание потеряло смысл, т.к. "Индекс" просто перестали издавать за ненадобностью.

3.4.7. Математизация основ Ветхого завета.
Никакие космологические рассуждения философов типа немца Николая Кузанского (Nicolaus Krebs, 1401-1464), поляка Николая Коперника (Nikolas Koppernigk, 1473-1543) или итальянца Джордано Бруно (Giordano Bruno, 1548-1600) не тревожили церковь, т.к. были слишком далеки от народа и не могли заметным образом поколебать его мировоззрение. Массовое увлечение космической тематикой началось благодаря трудам французского популяризатора астрономии Камилла Фламмариона (Camille Flammarion, 1842-1925) в махонькой Европке и учителя математики Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935) в России.
Параллельный интерес к двум наиглавнейшим библейским событиям - созданиям Вселенной и Человека - настоятельно требовал нанесения мощного теоретического удара по атеистам, ставящего их на колени для всеобщего попрания [ВВА-2010В ].
Аксиому о разовом творении Вселенной помогли спасти:
а) математический язык, как жутко витиеватый и мало кому понятный;
б) космология, как самая малодоступная для простым смертным область знаний, а по сему легко контролируемая;
в) "принцип наблюдаемости", подкрепленный узаконенной сентенцией - "Только теория решает, что именно можно наблюдать".
И началась математическая вакханалия с использованием новомодных наработок Н.И. Лобачевского, У. Гамильтона, Б. Римана и др.
Гипотеза Эйнштейна (СТО) . Еврофизик Альберт Эйнштейн (Albert Einstein, 1879-1955) опубликовал статью "Zur Elektrodynamik der Bewegter Körper" ("К электродинамике движущихся сред", 1905), в которой искусственно объединил пространство и время в некое фантастическое целое. Такой трюк понадобился при решении сугубо прикладной задачи: разработки геометрической модели среды, позволяющей объяснить инвариантность уравнения Максвелла относительно преобразований Лоренца.
Гипотеза Эйнштейна (ОТО) . Тот же еврофизик 25 ноября 1915 года издал статью "Die Feldgleichungen der Gravitation" ("Полевые уравнения гравитации", Сообщения заседания Прусской Академии Наук в Берлине), а в 1916 году "Die Grundlage der allgemeinen Relativiststheorie" ("Основа общей теории относительности", журнал "Annalen der Physik"), в которых изложена геометрическая теория тяготения, развивающая специальную теорию относительности (СТО). В рамках ОТО, как и в других метрических теориях, постулируется, что гравитационные эффекты обусловлены не силовым взаимодействием тел и полей, находящихся в пространстве-времени, а деформацией самого пространства-времени, которая связана, в частности, с присутствием массы-энергии. С подачи лондонской "Таймс" (7 ноября 1919) и американской "Нью-Йорк таймс" (9 ноября 1919) началась массированная кампания по прославлению малоизвестного автора и его малопонятной теории.
Гипотеза Ситтера . Нидерландский астроном Виллем Ситтер (Willem Sitter, 1872-1934) в работе "On Einstein’s Theory of Gravitation and Its Astronomical Consequences" ("Об эйнштейновской теории гравитации и её астрономических следствиях", 1917) предложил космологическую модель, в которой уравнения ОТО решаются с подстановкой космологической постоянной. Результат позволил описать свойства вакуумного состояния, зависящие от знака этой постоянной и сильно отличающие его от "пустого вакуума".
Гипотеза Фридмана . Советский геофизик Александр Александрович Фридман (1888-1925) в статье "О возможности Вселенной с постоянной отрицательной кривизной пространства" (1922) представил описание однородной изотропной нестационарной Вселенной (с веществом), обладающей положительной, нулевой или отрицательной постоянной кривизной. Эта работа учёного стала основным теоретическим развитием ОТО после работ Эйнштейна 1915-1917 гг.
Гипотеза Леметра . Бельгийский космолог Жорж Леметр (Georges Lemaitre, 1894-1966) опубликовал статью в "Annales de la Société Scientifique de Bruxelles" ("Анналы научного общества Брюсселя") под заглавием "A homogeneous Universe of constant mass and growing radius accounting for the radial velocity of extragalactic nebulae" ("Однородная Вселенная постоянной массы и рост радиуса по расчетам радиальной скорости внегалактических туманностей", 1927), в которой предлагалась "гипотеза первичного атома". В статье развивалась теория модели Вселенной, образовавшейся в результате взрыва сверхплотной материи, расширяющейся в соответствии с уравнениями ОТО. Леметр математически доказал, что радиальная скорость галактик должна быть пропорциональна их расстоянию от Солнечной системы, и объяснил открытое американским астрономом Эдвином Хабблом (Edwin Powell Hubble, 1889-1953) разбегание галактик результатом общего расширения Вселенной.
Гипотеза Гамова . Беглый русский физик Георгий Антонович Гамов (1904-1968) в журнале Physical Review" опубликовал короткие статьи "Expanding Universe and the Origin of the Elements" ("Расширение Вселенной и происхождение элементов", 01 октября 1946 г.), а потом (соавторы Ральф Альфер и Ганс Бете) "The Origin of Chemical Elements" ("Происхождение химических элементов", 01 апреля 1948 г.) о "горячей" Вселенной, построенной на теории расширяющейся вселенной Фридмана.
По Фридману, вначале был взрыв. Он произошёл одновременно и повсюду во Вселенной, заполнив пространство очень плотным веществом, из которого через миллиарды лет образовались наблюдаемые тела Вселенной - Солнце, звёзды, галактики и планеты, в том числе Земля и всё что на ней. Гамов добавил к этому, что первичное вещество мира было не только очень плотным, но и очень горячим.
Что потом? А дальше космологи "пустились во все тяжкие", изобретая всё новые и новые гипотезы об устройстве и истории жизни Вселенной. Особенно смачно они обсуждают её состояние в первые секунды после рождения. Совсем недолго осталось ждать, когда релятивисты доберутся до божественного "сперматозоида" и места его обитания.
Например, в 1976 году английский физик Томас Киббл (Thomas Walter Bannerman Kibble, 1932 г.р.) изобрел "космические струны" - гипотетические реликтовые астрономические объекты, представляющие собой гигантские складки пространства-времени. Увидеть космическую струну, разумеется, невозможно, но она, как любой очень массивный объект создает "гравитационную линзу", позволяющий его застукать. Чтобы не отстать от британца, наш астрофизик Яков Борисович Зельдович (1914-1987) к 1981 году развил теорию бренчания на этих струнах.
В 1980 году американский космолог Алан Гут (Alan Harvey Guth, 1947 г.р.) впервые предложил идею космической инфляции (от лат. inflatio - раздувание, вздутие).
В 1983 году беглый физик Андрей Дмитриевич Линде (1948 г.р.) разработал модель хаотической теории инфляции, которая предположила существование большого числа космических областей во Вселенной ("пузырей") в её раннем возрасте. Каждый пузырь мог развиться в соответствующую Вселенную. Вселенная, в которой мы живем, - одна из них. Эти Вселенные соединяются друг с другом. "Черные дыры" - туннели во Вселенной, которые могут делать далекие места близкими. То есть, различные Вселенные могут соединяться друг с другом через эти дыры. Однако, в черной дыре гравитационная сила настолько высока, что разрушается всё, что туда падает.
В 1999 году американские космологи Лиза Рэндалл (Lisa Randall, 1962 г.р.) и Раман Сундрум (Raman Sundrum, 1964 г.р.) предложили модель мирозданья, состоящего из так называемых "бран" (брана - сокращение от мембрана). Хорошо, когда по математике в институте были одни пятерки. Почему бы не придумать, что вся видимая вселенная – это мембрана, погруженная в еще большую вселенную. И такая брановая вселенная имеет 5 измерений: 4 пространственных плюс одно временное.
В последние годы на физико-математической кухне готовится новое, ну, совсем "изысканное" блюдо - LCDM (сокращение от Lambda-Cold Dark Matter) - стандартная космологическая модель, в которой пространственно-плоская Вселенная заполнена, помимо обычной барионной материи, тёмной энергией (описываемой космологической постоянной Λ в уравнениях Эйнштейна) и холодной тёмной материей (англ. Cold Dark Matter). Согласно этой модели возраст Вселенной должен быть равен 13,75 млрд. лет.
И так далее, и тому подобное.
XIX век примечателен тем, что "математические физики" вернулись к исходной идее древних - "сфере неподвижных звезд" (как бы её сейчас ни называли и в какие бы теоретические одежды ни рядили). В данном случае не имеет никакого значения, где находится центр Вселенной - на Земле, на Солнце или там, где мог бы оказаться выпихнутый с Земли наблюдатель. Главное - есть окраина мира, которая очень привлекательна для христианской идеологии, т.к. оставляет полным-полно места за пределами "звездной сферы" и для Бога, и для рая с адом, и для бизнесменов с наворованными "финансовыми средства́ми".
Осталось математически решить три задачи:
- зачем создана Вселенная и доколе ей расширяться;
- как устроен эмпирей (от греч. empyros - огненный, объятый пламенем), т.е. место за вселенским пространством;
- когда и за что Вселенную ликвидируют.
Думаю, современным ученым физико-математических наук перечисленные задачи по плечу, а Нобелевский комитет своих не обидит.

Литература 3.

Aurelius Augustinus, "De Civitate Dei" ("О граде Божьем"), на лат. языке, 1470.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/avgustin_o/
АБ. Августин Блаженный, "О граде Божьем" // "Творения", тома 3 (книги I-XIII) и 4 (книги XIV-XXII), подготовка текста к печати С.И.Еремеева, СПб.: Алетейя, 1998.
Августин Блаженный, "Об истинной религии" // "Творения", т.1, СПб.: Алетейя, 1998.
Августин Блаженный, "Теологические трактаты" // "Творения", т.2, СПб.: Алетейя, 1998.
Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430), епископ г. Гиппон (африканское побережье Средиземного моря), философ и христианский богослов. В православии Августин - блаженный, католической же церковью он канонизирован как святой.

Б-1710. Беркли Дж., Сочинения, М.: Наука, 1978, стр.152-247.
Berkeley G., "Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge" ("Трактат о принципах человеческого знания", Лондон, 1710).
http://psylib.org.ua/books/berkl01/index.htm

ВВА-2007. Вейник В.А., "Простейший, обыкновенный и высший разумы", 07.08.2007
http://www..html

ВВА-2010В. Вейник В.А., "Есть ли у Вселенной история?", 20.08.2010.
http://www..html

ГВИ. Гинецинский В.И., "Пропедевтический курс общей психлогии", СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.

ГНЛ. Гегель Г.В.Ф., "Наука логики", в 3-х томах серия "Философское наследие", М.: Мысль, т.1 - 1970, т.2 - 1971, т.3 - 1972.

КРЦ. Кеслер Я.А., "Русская цивилизация", изд.2, М.: ЭкоПресс-2000, 2002. 432 с.

М-1991. Мень А.В., "История религии" в 7-и томах, том 1 ("Истоки религии"), М.: СП "Слово-Slovo", 1991.

П-т3. Платон, Сочинения в трех томах, под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса, М.: Мысль, 1971, том 3(1).
http://www.philosophy.ru/library/plato/tim.html

Покровский В.В., "За миллиард лет до конца света или Новый Идеализм?", в "Независимая газета" от 27.05.2009
http://www.ng.ru/science/2009-05-27/9_future.html
Покровский Владимир Валерьевич (1948 г.р.), писатель-фантаст, журналист. Окончил МАИ. Работал в Институте атомной энергии имени И.В.Курчатова, в редакции журнала "Наука в СССР" и газеты "НТР".

СВС. Соловьёв В.С., "Философский словарь", Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 464 с.
http://terme.ru/dictionary/194/word/%C8%E4%E5%E0%EB%E8%E7%EC
Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900), русский философ, богослов, поэт, публицист.

ФЭС. "Философский энциклопедический словарь", М.: Советская энциклопедия, 1983.

Идеализм как качество личности – склонность постоянно идеализировать действительность, не замечать ее отрицательных сторон, проявлять непрактичность и оторванность от реалий жизни; способность быть приверженцем высоких нравственных идеалов и руководствоваться ими в жизни.

Ученики стали спрашивать своего учителя: — Ты такой мудрый, такой почтенный. Тебя все уважают, все хотят следовать тебе. Но у нас возник один вопрос — а почему у тебя нет жены? Учитель замялся, но потом начал рассказывать. — Видите ли, я всегда искал совершенную женщину! В поисках я объездил много стран. Однажды я повстречал прекрасную девушку. Она была неимоверной красоты! Ни один мужчина не мог устоять перед её очарованием! Но, к сожалению, она не была так же прекрасна душой. Поэтому нам пришлось расстаться. Потом я встретил ещё одну молодую девушку. Она была прекрасна, умна и образованна. Но, к несчастью, мы не сошлись характерами. И не смогли вместе ужиться. Я много видел прекрасных женщин, но хотел себе в жёны – совершенную женщину. — Так и что же ты так и не встретил такую? — Встретил. Однажды она мне повстречалась. Идеальная женщина: умная, красивая, обаятельная, высокодуховная, добрая, изящная – словом само совершенство! — Так ты женился на ней? – не успокаивались ученики. — Нет! К моему несчастью, она искала совершенного мужчину.

Идеализм – это настроенность не на то, что реально есть, а на то, как должно быть. Идеалист находится на Земле, но в сознании мечтает и пытается жить в раю. Он предрасположен поверить во всякую несусветную чушь, кроме того, что он идеалист. Он руководствуется не реальными фактами, а своими образами, представлениями о том, как должно быть. Оторвавшись от «грешной земли», он из-за своего искаженного восприятия мира игнорирует факты реальной жизни и витает в облаках. Идеалист – своеобразный подгонщик реалий жизни под свои представления о них. Иными словами, идеализм – это восприятие не того что «есть», а того, что «должно быть».

Уильям Сомерсет Моэм в книге «Бремя страстей человеческих писал: «Это был человек, который не видел жизни своими глазами, а постигал её только через книги и был вдвойне опасен тем, что убедил себя в своей искренности. Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие - за непостоянство артистической натуры, лень - за философское спокойствие. Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимал все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности. Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна. Словом он был идеалист».

Разрыв представлений с реальной действительностью делает идеалиста критиканом. Он постоянно выражает недовольство состоянием внешнего мира, будь то окружающие объекты или межличностные отношения. Идеализм сродни фанатизму. Он воротит нос от людей, которые думают не так, как он. Идеалист может третировать окружающих, своих близких, если их поведение не соответствует его представлениям. Даже семья, высшей задачей которой является воспитание детей, может стать объектом проявления идеализма.

Идеализм, как правило, оборачивается трагедией. Например, хорошо известно, как идеалист — поэт Александр Блок, женившись на Любе Менделеевой, отказался жить с нею половой жизнью. Свою жену он причислил к лику святых, посвятил ей более 600 стихов. Ну, а как можно заниматься любовью со святой? Незадолго до свадьбы Блок писал: “Я не хочу объятий, потому что объятия — только минутные потрясения. Дальше идет “привычка” — вонючее чудовище. Я хочу не слов. Слова были и будут… Я хочу сверхслов и сверхобъятий…”

Фридрих Ницше писал: «Сотворить идеал – это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно, прежде всего, сотворить своего дьявола». Может поэтом руководил страх перед женщинами? Трудно дать ответ. В 1906 году Блок увлекся актрисой Натальей Волоховой, по внешнему виду и манерам вполне соответствовавшей его идеалу — высокой, стройной даме с большими глазами, предпочитавшей закрытые темные платья и говорившей волновавшим его грудным голосом. Блок посвятил ей цикл “Снежная маска” и ряд других стихотворений. Однако и с Волоховой у него не сложилось.

Идеалисты по складу своей личности романтичны, мечтательны и неравнодушны ко всему новому, красивому и оригинальному. Психологи считают, что идеалисты любят производить впечатление деликатностью и изяществом в поступках или высказываниях, тяготятся рутиной: их влечет искусство, интересуют неординарные люди, необычные явления. Они охотно путешествуют, любят приключения. Им с трудом дается деловая активность; больше склонны размышлять, чем действовать. Часто колеблются в выборе решений, не любят обязательств. Порой бывают непредсказуемы.

Привязываются к людям, стараются улучшить настроение окружающим. Очень терпимы к человеческим слабостям и недостаткам. Их доброжелательность и безмятежность позволяют им успешно выступать в роли примирителя спорящих. Они умеют использовать свою гибкость и влияние на людей, которые не могут отказать им в просьбе. Очень обаятельны: улыбаются, даже когда говорят неприятное. Обладают тонким чувством юмора. С ними трудно поссориться.

У них бывают резкие перепады настроения от смеха до слез. Делятся своими проблемами с окружающими, нуждаются в их сочувствии и поддержке. Тяжело переживают свои поражения, но, несмотря на это, никогда не теряет надежды на лучшее. Мышление носит эмоциональный характер без ориентации на практически-деловое поведение.

Психолог Лев Чиворепла, размышляя об идеализме, пишет: » Приоритеты идеалиста духовные, он не мыслит себе жизнь без высшего смысла — жизнь, как простое продление существования. Но он видит, что многие, если не большинство, именно так и живут — бессмысленно, “по инерции”. В минуты опасности он тоже не думает о возвышенных смыслах, срабатывают рефлексы, и постоянная борьба разума с плотью не оставляет его до последнего часа.

Собственный опыт выживания и материализм окружающего большинства делают эту борьбу драматичной и вдохновенной, в ней источник радости и печали, в ней путь восхождения и крутизна падения. Он верит в существование иного мира, совершенного и идеального, и понимает, что есть причины, приведшие его не туда, а сюда.

Однако, вера в тонкие миры еще не говорит об идеализме (как вера в лекарства о здоровье). Идеализм индивида определяется не (научными или квазинаучными) знаниями, а особой шкалой ценностей. Самые сокровенные тайны мира не могут, не должны приходить к нам лишь через профессиональное знание. Идеалист верит, что в основании жизни пребывает любовь».

Генри Луис Менкен пишет: «Идеалист – это тот, кто, обнаружив, что у розы запах лучше, чем у капусты, сделает вывод, что и бульон из розы получится лучше». Идеалисты иногда производят впечатление рассеянных, непрактичных, легкомысленных, хотя это далеко не так. Такое восприятие со стороны связано с тем, что они сосредоточены главным образом на масштабных проектах и считают, что грядущее будет намного лучше, чище и светлее настоящего.

Есть такой анекдот. — Вот, ты философ. Объясни мне доходчиво, чем отличаются идеалисты от материалистов? — Нет ничего проще. Идеалисты всегда считают свое материальное положение идеальным, а материалисты никогда так не считают.

Петр Ковалев 2014