Министерство сельского хозяйства рф федеральное государственное. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. министром сельского хозяйства РФ назначен Дмитрий Патрушев, председатель правления "Россельхозбанка".

С 1991 г. министерство сельского хозяйства возглавляли девять человек, один из них - Виктор Хлыстун - дважды. Дольше всех пост министра занимал Алексей Гордеев - 3 тыс. 479 дней (1999-2009), самый короткий срок пребывания в должности был у Владимира Щербака - 86 дней (1 тыс. 999 дней). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях министерства сельского хозяйства с 1991 г.

Виктор Хлыстун (1991-1994; 1996-1998)

Виктор Хлыстун (род. 1946) дважды занимал пост министра сельского хозяйства. После окончания Московского института инженеров землеустройства он 20 лет проработал в том же вузе. В 1990 г. был назначен председателем Госкомитета РСФСР по земельной реформе. 15 ноября 1991 г. возглавил российское министерство сельского хозяйства (с 30 сентября 1992 г. - министр сельского хозяйства и продовольствия). Занимал должность до 27 октября 1994 г. Одновременно с декабря 1993 г. входил в состав Совета Федерации РФ от Усть- Ордынского Бурятского автономного округа. После ухода с госслужбы работал в Агромпромбанке. 14 мая 1996 г. был вновь назначен главой Минсельхозпрода в правительстве Виктора Черномырдина. С 19 мая 1997 г. занимал также пост вице-премьер-министра, курировал АПК. Выступал за отказ от коллективных сельхозпредприятий, за развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, выделение горожанам земельных участков для занятий садоводством и др. 23 марта 1998 г. вышел в отставку с кабинетом Черномырдина, исполнял обязанности главы сельскохозяйственного ведомства до формирования нового состава правительства - 30 апреля 1998 г. Впоследствии вернулся к научно-преподавательской деятельности. Академик РАН (2013), доктор экономических наук.

Александр Назарчук (1994-1996)

Александр Назарчук (род. 1939), по специальности - ученый-агроном, кандидат биологических наук (1995). Работал в Алтайском крае инспектором колхозного управления, главным агрономом, директором совхоза. С 1975 г. - на партийной и советской работе: был председателем райисполкома, первым секретарем райкома партии, первым заместителем председателя Алтайского крайисполкома, возглавлял краевой агропромышленный комитет. Избирался народным депутатом РСФСР. В 1993 г. был избран депутатом Госдумы РФ I созыва от Аграрной партии России (АПР), возглавлял думский комитет по аграрным вопросам. 27 октября 1994 г. назначен министром сельского хозяйства и продовольствия. Под его руководством была разработана программа аграрной реформы, предусматривающая, в частности, введение для сельхозпроизводителей единого земельного налога в виде рентного платежа (не реализована). Покинул пост министра 12 января 1996 г. С 1996 по 2008 г. был председателем Алтайского краевого парламента, входил в Совет Федерации РФ.

Александр Заверюха (1996)

Александр Заверюха (1940-2015), заочно окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт, доктор сельскохозяйственных наук (1996), член-корреспондент РАСХН (1997) и РАН (2014). В 1968-1979 гг. возглавлял совхоз в Оренбургской области, затем работал в Оренбургском горисполкоме, Всероссийском НИИ мясного скотоводства. Избирался народным депутатом РСФСР, депутатом Госдумы РФ I созыва от Аграрной партии России. В 1993-1997 гг. занимал пост заместителя председателя правительства РФ Виктора Черномырдина, курировал АПК. С 12 января по 14 мая 1996 г. исполнял обязанности министра сельского хозяйства и продовольствия. На президентских выборах 1996 г. выступил в поддержку кандидатуры Бориса Ельцина, был исключен из АПР. В 1998-1999 гг. - депутат Госдумы II созыва, после окончания депутатских полномочий возглавлял собственное фермерское хозяйство. В 2012 г. был избран председателем Партии возрождения села. Член-корреспондент РАН (2014). Скончался 21 марта 2015 г.

Виктор Семенов (1998-1999)

Виктор Семенов (род. 1958), выпускник Тимирязевской сельхозакадемии, кандидат экономических наук (1996). В 1980 г. по распределению был направлен в подмосковный совхоз "Белая Дача", впоследствии основал и возглавил одноименную агрофирму (ныне - группа компаний). В конце 1980-х гг. работал в Люберецком горисполкоме, в 1990-х гг. был депутатом Московской облдумы. В 1997 г. вошел в состав коллегии Минсельхозпрода РФ. 30 марта 1998 г. назначен министром сельского хозяйства и продовольствия РФ в правительстве Сергея Кириенко, с 30 сентября того же года - в правительстве Евгения Примакова. Выступал за госрегулирование отрасли, создание продуктовых союзов и ассоциаций и др. 25 мая 1999 г. покинул пост. Затем был советником председателя правительства Сергея Степашина, депутатом Госдумы РФ III - V созывов. С 2000 г. возглавляет комитет Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса.

Владимир Щербак (1999)

Владимир Щербак (1939-2010), инженер-механик, 15 лет проработал на Крымском консервном комбинате Краснодарского края, пройдя путь от рабочего до директора предприятия. С 1978 г. - на партийной и советской работе в Краснодаре, включая должности секретаря крайкома КПСС и председателя крайисполкома. В 1987 г. переведен в Москву. Занял пост заместителя председателя Госагропрома РСФСР, с 1990 г. - замминистра сельского хозяйства (с 1992 г. - первый замминистра). С 25 мая по 19 августа 1999 г. - министр сельского хозяйства и продовольствия РФ. Как глава ведомства выступал, в частности, с инициативой создания всенародного фонда поддержки российского села (проект не реализован). В 1999-2000 гг. - вице-премьер в правительстве Владимира Путина. Умер 12 декабря 2010 г.

Алексей Гордеев (1999-2009)

Алексей Гордеев (род. 1955), окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Академию народного хозяйства при Совмине СССР. В 1980-1990-х гг. работал в Главснабе Минплодоовощхоза РСФСР, агрокомбинате "Москва", был замглавы администрации Люберецкого района Московской области. В 1997 г. возглавил департамент экономики Минсельхозпрода РФ, в 1999 г. назначен первым замминистра. С 19 августа 1999 г. - министр сельского хозяйства и проводовольствия, с 19 мая 2000 г. - заместитель председателя правительства РФ - министр сельского хозяйства РФ. При его участии были разработаны Земельный кодекс и закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", воссоздан Россельхозбанк со 100% государственным капиталом. 26 февраля 2009 г. утвержден на посту губернатора Воронежской области (переизбран в 2014 г.). В декабре 2017 г. назначен полпредом президента в ЦФО. Доктор экономических наук (2000), академик РАН (2013), один из создателей Аграрной партии России.

Елена Скрынник (2009-2012)

Елена Скрынник (род. 1961), получила специальность кардиолога, несколько лет работала по профессии. В 1994 г. основала компанию "Медлизинг", занимавшуюся закупками медоборудования, в 1997 г. возглавила Российскую ассоциацию лизинговых компаний. В 2001 г. назначена гендиректором государственной компании ОАО "Росагролизинг". С 12 марта 2009 г. по 21 мая 2012 г. - министр сельского хозяйства РФ. За эти годы ведомством было налажено обеспечение сельхозпредприятий льготными ГСМ, Россия начала обеспечивать себя основными категориями сельскохозяйственной продукции, в частности было решено отказаться от закупок импортного сахара, сокращен импорт мяса птицы и молока. После отставки занималась предпринимательской деятельностью. В 2013 г. была свидетелем по уголовному делу о мошенничестве с участием сотрудников Минсельхоза. В 2015 г. лишена ученой степени доктора экономических наук из-за большого количества заимствований, обнаруженных в ее диссертации.

Николай Федоров (2012-2015)

Николай Федоров (род. 1958), юрист, кандидат юридических (1985) и доктор экономических (2003) наук. Преподавал советское право и научный коммунизм в Чувашском госуниверситете. Народный депутат СССР, член Совета национальностей Верховного Совета СССР. В 1990-1993 гг. - министр юстиции РФ, покинул пост в знак протеста против указа Бориса Ельцина "Об особом порядке управления страной", который фактически вводил в России президентское правление. После ухода с госслужбы был обозревателем "Общей газеты", занимался адвокатской практикой. В 1993 г. был избран депутатом Госдумы РФ I созыва от Демпартии России, но уже в феврале 1994 г. сложил полномочия. С 1994 по 2010 г. - первый президент Чувашии. Член Совета Федерации РФ (1995-2001; 2010-2012). С 21 мая 2012 г. по 22 апреля 2015 г. - министр сельского хозяйства РФ. Лоббировал увеличение расходов на аграрную отрасль после введения Россией ответных мер на западные санкции в виде продовольственных эмбарго. После ухода из правительства был советником президента РФ Владимира Путина, курировал вопросы АПК. С 2015 г. - первый заместитель спикера Совета Федерации РФ.

Александр Ткачев (2015-2018)

Александр Ткачев (род. 1960), окончил Краснодарский политехнический институт по специальности "инженер- механик". Доктор экономических наук (2004). Работал на Выселковском комбикормовом заводе, был на комсомольской работе. После акционирования завода в 1993 г. в АОЗТ "Агрокомплекс" занял должность его гендиректора. Депутат Госдумы РФ II, III созывов, в 1999-2000 гг. - председатель комитета по делам национальностей. В 2000-2015 гг. - глава администрации Краснодарского края, одновременно с 2012 г. - спецпредставитель президента по Абхазии. 22 апреля 2015 г. был назначен министром сельского хозяйства РФ в правительстве Дмитрия Медведева. Инициатор уничтожения т. н. санкционных продуктов, лоббирует развитие виноградарства и виноделия в России, предлагал перебросить часть стока рек из России в Китай и др.

Основные функции Министерства

В соответствии с действующим Положением Министерство сельского хозяйства выполняет следующие функции:

Оказание всех услуг, направленных на стабильное и устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий, повышение продовольственной безопасности и увеличения потенциала.
Разработка законов и актов, связанных отношениями к землям сельскохозяйственного назначения.
Подготовка нормативных и законодательных актов, которые направлены на развитие аграрной промышленности.
Подготовка нормативных и законодательных актов, касающихся регулировки и контроля рынка отечественной и зарубежной сельскохозяйственной продукции, поступающей в страну (в том числе пищевая, табачная и другие профильные отрасли промышленности, карантин растений).
Управление имуществом, которое находится в федеральной и местной госсобственности (земельные территории, производственные и перерабатывающие предприятия).
Контроль деятельности агентств по рыболовству, фитосанитарному и ветеринарному надзору, находящихся в подчинении.

Выполнение функций Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ведется в тесном сотрудничестве с органами местного управления, исполнительной власти всех уровней.

Основная задача функционирования Министерства – обеспечить динамичное развитие российского агропромышленного комплекса, создать условия для его быстрой модернизации и гарантировать безопасность продукции (отечественной и импортной), которая попадает на прилавки магазинов.

Структура Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
В состав Министерства входит ряд департаментов, каждый из которых курирует отдельное направление работы и определенные функции:

1. Департамент ветеринарии:

· разработка нормативных актов и правил в профильной сфере, бланков, форм отчетности.
· разработка требований и условий по исследованию, хранению, торговли лекарственных средств, вакцин и иных препаратов для использования в области ветеринарии (в том числе вещества, относящиеся к категории психотропов и наркотиков).

2. Департамент животноводства.

· регистрация и выдача специальных сертификатов на племенные стада и отдельных животных;
· координация реализации подпрограммы по развитию мясного скотоводства;
· разработка нормативной базы по всем вопросам, которые связаны с животноводством;
· анализ имеющейся статистической информации;
· участие в вопросах контроля и регулирования внутреннего рынка сельхозпродукции для повышения конкурентоспособности отрасли;
· участие в противоэпизоотических мероприятиях.

3. Департамент международного сотрудничества:

· организация взаимодействия с международными организациями (ВТО, ФАО, ШОС, ООН, БРИК) по всем вопросам, которые относятся к компетенции Министерства.
· сотрудничество с представительствами организаций в России, посольствами других стран по всем профильным вопросам.
· разработка нормативных документов, регулирующих сферу международного сотрудничества в профильной области.
· создание условий и помощь в продвижении отечественной продукции АПК на мировых рынках.

4. Департамент растениеводства, химизации и защиты растений

· выполнение и контроль за реализацией государственных программ в сфере растениеводства;
· сбор статистической информации о поступлении минеральных удобрений, уровне плодородия земель, проведении полевых работ;
· создание российского фонда семян растений и резерва необходимых пестицидов;
· организация и проведение агроэкологических, агротехнических, противоэрозионных и прочих мероприятий;
· государственный мониторинг плодородности сельскохозяйственных земель.

5. Департамент экономики и государственной поддержки агропромышленного комплекса.

· подготовка всех документов для размещения специальных заказов на оказываемые услуги, работы и товары, которые необходимы для госнужд;
· мониторинг и анализ эффективности использования денежных средств, направленных из бюджетов на реализацию всевозможных программ по поддержке агропромышленного комплекса;
· экспертиза программ, правил распределения денежных субсидий, направляемых в отдельные субъекты и регионы Российской Федерации.

6. Департамент регулирования агропродовольственного рынка, перерабатывающей и пищевой промышленности:

· разработка и участие в политике, которая направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности продукции АПК;
· разработка законодательства и норм в сфере рыбного хозяйства;
· мониторинг ситуации в сфере продовольственной безопасности.

Структура Министерства сельского хозяйства.

Реализация функций и поставленных задач Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на местах идет с помощью региональных подразделений. Речь идет, например, про Министерство сельского хозяйства Оренбургской, Московской области и других регионов (в ряде регионов подведомственные структуры могут быть представлены в виде комитетов и управлений по вопросам АПК). Структура региональных исполнительных органов может отличаться от общефедеральной, что связано с особенностями агропромышленного комплекса в каждом конкретном регионе, климатическими условиями и другими факторами.

Контактные данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:

1. Справочная служба – 8-495-607-80-00.
2. Общественная приемная – 8-495-607-81-10.
3. Пресс-служба – 8-495-411-81-45.
Расположение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Москва, Орликов переулок, д. 1/11.

Если вам необходимо связаться с региональными Министерствами сельского хозяйства в российских регионах, достаточно обратиться в столичную справочную службу, где предоставят все необходимые контакты.

" onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

18 февраля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект о совершенствовании правового регулирования в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения Законопроектом предлагается установить возможность использования при производстве лекарственных препаратов для ветеринарного применения фармацевтических субстанций, включённых в государственный реестр лекарственных средств и предназначенных для производства лекарственных препаратов для медицинского применения.

8 февраля 2019 , О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов Распоряжение от 7 февраля 2019 года №160-р. Законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьёй, устанавливающей ответственность за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. В частности, предусматривается административная ответственность за невыполнение требований по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при градостроительной деятельности. Цель предлагаемых новелл – совершенствование механизмов государственного контроля в области охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

29 января 2019 , Развитие сельских территорий Доклад Дмитрия Патрушева на совещании о ходе подготовки государственной программы комплексного развития сельских территорий О подготовке госпрограммы комплексного развития сельских территорий.

21 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов Законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьёй, устанавливающей ответственность за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. В частности, предусматривается административная ответственность за невыполнение требований по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при градостроительной деятельности. Цель предлагаемых новелл – совершенствование механизмов государственного контроля в области охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

28 декабря 2018 , Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании правового регулирования в области сохранения водных биологических ресурсов Распоряжение от 28 декабря 2018 года №2967-р. Действующим законодательством порядок утверждения такс для исчисления размера причинённого водным биологическим ресурсам вреда не урегулирован. В целях устранения этого правового пробела проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” в связи с совершенствованием порядка возмещения вреда, причинённого водным биологическим ресурсам» предлагается установить полномочия Правительства России по утверждению таких такс. Также предусматриваются полномочия Правительства России по установлению размера и порядка определения крупного ущерба, причинённого водным биоресурсам. Полномочия по утверждению методик исчисления размера причинённого водным биоресурсам вреда предлагается закрепить за Минсельхозом России.

24 декабря 2018 , Аграрная наука О дополнении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы Постановление от 21 декабря 2018 года №1615. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы дополнена подпрограммой «Развитие селекции и семеноводства сахарной свёклы в Российской Федерации». Цель подпрограммы – обеспечение стабильного роста объёмов промышленного производства и реализации высококачественных конкурентоспособных семян рентабельных гибридов сахарной свёклы отечественной селекции на основе новых высокотехнологичных российских разработок и выполнения комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.

10 декабря 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект о совершенствовании правового регулирования в области сохранения водных биологических ресурсов Действующим законодательством порядок утверждения такс для исчисления размера причинённого водным биологическим ресурсам вреда не урегулирован. В целях устранения этого правового пробела проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” в связи с совершенствованием порядка возмещения вреда, причинённого водным биологическим ресурсам» предлагается установить полномочия Правительства России по утверждению таких такс. Также предусматриваются полномочия Правительства России по установлению размера и порядка определения крупного ущерба, причинённого водным биоресурсам. Полномочия по утверждению методик исчисления размера причинённого водным биоресурсам вреда предлагается закрепить за Минсельхозом России.

27 ноября 2018 О заместителе Министра сельского хозяйства Российской Федерации Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2590-р.

23 ноября 2018 , Общие вопросы агропромышленного комплекса Об изменениях в порядке компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителям от чрезвычайных ситуаций природного характера Постановление от 14 ноября 2018 года №1371. В Правила предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Федерации на компенсацию ущерба сельхозтоваропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера внесены изменения, которыми предусмотрена возможность компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителям, как застраховавшим свои риски, так и не имеющим возможности участвовать в страховании. При этом установлено, что при расчёте компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителям, не обеспечившим страховую защиту, будет применяться коэффициент обеспечения страховой защиты 0,5, а сельхозтоваропроизводителям, застраховавшим свои имущественные интересы, – 1.

9 ноября 2018 Поручение Минсельхозу России по вопросу создания единой системы обеспечения безопасности и прослеживаемости животных, растений, продукции животного и растительного происхождения

25 октября 2018 Поручения Минсельхозу по итогам 32-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям

16 октября 2018 , Продовольственный рынок О поправках Правительства к законопроекту об изменениях в правовом регулировании вопросов возврата торговыми сетями не проданных продовольственных товаров поставщикам Законопроектом, в частности, предлагается дополнить Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» положением, запрещающим ритейлерам заключать договор, содержащий условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока. Поправками к законопроекту предлагается установить запрет на заключение договоров поставки, которые содержат условие о возврате поставщику продовольственных товаров, срок годности на которые установлен до 30 дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости. Кроме того, предлагается установить запрет на навязывание торговыми сетями поставщику условий о возврате продовольственных товаров, срок годности которых составляет свыше 30 дней.

15 октября 2018 , Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка О поправках Правительства к законопроекту о любительском рыболовстве Поправками к законопроекту предлагается изложить законопроект в новой редакции. Закрепляется право граждан свободно и бесплатно заниматься любительским рыболовством на водных объектах общего пользования. Устанавливаются общие принципы правового регулирования, организации и ведения любительского рыболовства. Устанавливаются правила и ограничения любительского рыболовства.

11 октября 2018, четверг Распоряжение от 4 октября 2018 года №2134-р. Принято решение о реализации в 2018–2019 годах пшеницы, ржи и фуражного ячменя из запасов интервенционного фонда, закупленных при проведении государственных закупочных интервенций в 2008–2016 годах, на внутреннем российском рынке или на экспорт в объёме до 1500 тыс. тонн.

1