Что представляет собой сознание. О сознании простыми словами

Важно понимать, что такое сознание, знать структуру и механизмы его функционирования, так как этот информационный пласт дает человеку огромные возможности.

Что такое сознание человека?

Сознание человека − это программа, энергоинформационная модель восприятия и воспроизведения предметной действительности. Иными словами, Сознание это система понимания и восприятия окружающего нас мира, это то, что формирует личность человека, его оценку окружающей реальности.

Такая энергоинформационная модель не может существовать сама по себе и существует она строго по алгоритму . Хорошо развитое астральное тело, как и профессиональный сотрудник, может легко разобраться в описаниях мира, в котором живет тело и сознание. Так как же в сознании проявлен этот алгоритм?

Функцию эту выполняет ментальное тело – третье тонкое тело человека. Именно в ментальном теле и хранятся все эти многотомные описания Мира.

Ментал – огромная библиотека знаний. Там находится вся информация, которую человек накопил за свою жизнь − прочитал, узнал, выучил, увидел, услышал. Все знать он не может, но его можно восполнить, обогатить, развить, расширить, если на это нет запретов.

Развивая свое сознание, можно:

  1. ✪ Раскрыть в себе все таланты и способности;
  2. ✪ Перепрограммировать базовые правила и принципы, на которых строится реальность человека;
  3. ✪ Избавиться от «вшитых» при рождении программ, которые негативно влияют на развитие личности;
  4. ✪ Убрать негативные чувства и (обиду, вину, зависть, месть...);
  5. ✪ Увеличить пропускную способность знаний и изменить структуру их восприятия;
  6. ✪ Получить измененную программу судьбы. Что такое судьба, смотрите

Как узнать свою судьбу, читайте вот

Структура сознания

Сознание состоит из :

  • 12 чакр (центры сознания);
  • Каналов связи (между чакрами);
  • Духовного существа, в котором заложена программа развития человека. Духовное Существо относится к сверхсознанию и имеет связь с Абсолютом. Местонахождение − чакра Атман;
  • Из логических и образных механизмов самовнушения.

В системе сознания можно выделить 3 основных блока:

  1. Подсознание − это физическое, эфирное и астральное тело. Оберегает энергию человека.
  2. Сверхсознание − каузальное, буддхиальное и атмическое тело. Информационный пласт, который требует энергию.
  3. Социальное сознание − ментальное тело. Является связующим звеном между подсознанием и сверхсознанием. Основная функция ментального тела − это регулирование подсознания и сверхсознания (балансировка энергии и информации), «уговаривает» подсознание энергию отдать, «договаривается» со сверхсознанием не особо тратить эту энергию. И для этого, ментальному телу нужен инструмент − знания об окружающем мире. Если этих знаний много, соответственно свою посредническую функцию ментал будет выполнять превосходно.

У сверхсознания и у подсознания совершенно разные цели и задачи . И если не будет посредника (ментального тела) они между собой никогда не договорятся, более того сверхсознание победит, оно заставит подсознание потратить энергию и в этом случае, жить нам останется минут пять.

Типы осознания (терминология Зигмунда Фрейда)

Каждый человек является индивидом и осознает мир вокруг. Может называть все предметы, данными им именами. Это происходит от осознания личностью значения всего в мире. Этот подзаголовок не является истиной в последней инстанции и дан в целях ознакомления и расширения интеллектуального багажа.

Выделяют следующие типы осознания: я, сверх я, оно . Эти термины были введены Зигмундом Фрейдом. Каждый из них обозначен определенными границами и возможностями понимания. Эти понятия определяют человека как целостное создание и выявляют его реакции на мир в зависимости от определенного типа сознания.

Определения сознания в трех типах: «Я», «Оно», «Сверх Я»

Как говорилось выше, существует три типа сознания личности: «Я»; «Оно», «Сверх Я». Каждый из этих типов служит для обоснования определенных процессов, происходящих в психике человека.

Определение «Я» означает что-то рациональное и осознанное . Человек принимает решение на основании здравого смысла. Руководствуется логикой в своих поступках. Сознательное действие, определенное осознанным выбором. Сфера «Я» соизмеряет цели, мысли и идеи с реальными возможностями для более продуктивного воплощения их в жизнь. Является как бы обратной стороной сферы «оно».

Оно – иллюзия, мечты; я – реальное воплощение этих стремлений в реальном мире . Делит мир по нравственным аспектам (я) – на добро и зло, правильное и неправильное, разумное и спонтанное и т. д.

Определение «Оно» не подчиняется здравому смыслу, живет эмоциями и инстинктами. Та часть, которая не управляется человеком. Но она дает пищу для воплощения в «Я», для разумного воплощения некоторых инстинктивных потребностей. К ним относятся животные инстинкты, эмоции. В данном слое сознания все происходящие процессы направлены на получение удовольствия, удовлетворение потребностей.

В структуре «Оно» нет систематизированной упорядоченности, как в «Я», бывает и беспорядок, и смятение, и хаос. «Оно» дает желание, инстинкт, вожделение; «я» ставит цели и ищет более грамотный путь к достижению этого желания и получению в итоге удовольствия от достижения цели.

Определение «Сверх Я» . Понятие «Сверх Я» связано напрямую с комплексами и осознанием личностью своих недостатков. Выстраивание в сознании идеала; стремление походить на этот идеал. Идеалом может послужить кто угодно, например, отец или мать.

Это ведет к тому, что индивид запрещает некоторые поступки или чувства, считая их неидеальными, не соответствующими норме. Такое поведение впоследствии вызывает комплексы. «Сверх Я» выступает в роли контролера поступков человека, совести.

Есть интересное образное сравнение для подобного процесса: отношения «Я» и «Оно»

Отношения всадника и лошади, которой он управляет. В идеальном представлении данной картины все должно быть так: человек в седле, знает куда движется и, соответственно потребностям, управляет движением лошади.

Лошадь здесь представляет сферу «Оно», подвластное, выполнение желания поехать куда-то, в соответствие с подходящими нормами. Но бывает такое, что лошадь вырывается из седла и переходит на вольный бег или сбрасывает всадника. Подобно этому: «Я» плохо управляет «Оно» (инстинктами и желаниями). Тогда инстинкты и желания могут вырваться из подчинения разума и зажить собственной жизнью, бесконтрольной. Это может привести к определенным последствиям.

Также выводится схожесть между «Сверх Я» и «Оно». Сродни определению «Оно», определение «Сверх Я» выступает в роли бессознательного. Бессознательно ориентироваться на тот или иной тип поведения. Это может вызвать зависимость; загнать человека в определенные рамки; принизить гибкость мышления – жизнь по неким идеальным стандартам.

высш. уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей и др. духовных феноменов, образующих содержание С., к-рое запечатлевается в продуктах культуры.

Многоплановость С. делает его предметом изучения мн. наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию.

При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп.

В психологии С. трактуется как особый, высш. уровень организации психич. жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшая функция С. - мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что означает включение в акт С. как всей жизни субъекта в ее уникальности и неповторимости, так и непосредственно переживание им системы своих отношений к реальности.

С. - сложное системное образование, имеющее разл. уровни. Знание об этих уровнях выражается в представлениях о степени отчетливости или ясности С. Обычно эти степени диагностируются у нормального человека по его самоотчетам и по характеру ориентации в окружающей действительности. Это выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и действий, о к-рых имеются отчетливые знания, к потере или подмене предметов мысли. С. неотделимо от внимания, свойства к-рого изучаются эксперим. психологией. В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания). ограниченный круг объектов, тогда как др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С. Нейрофизиол. основа этого феномена получила свое объяснение в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Наблюдаются также разл. степени ясности С. - от состояний, характеризуемых как озарение, внезапное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в сложном соотношении с разл. формами неосознаваемой психич.деятельности.

С. возникает, функционирует.н. развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, обществ.-ист. практики. Отражая в своем содержании объективный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

Высш. уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является ее сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему ее убеждений, они реализуются с ясным и отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собств. поведения, переживая их как глубокую внутр. потребность, и выбирать наиб. рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравств. нормам. Исходный пункт отношения человека к реальному миру - целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учетом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и ист. необходимость возникновения и ист. развития С., к-рое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством прак-тич. деятельности творить мир.

Формированию С. человека предшествовал длит, период психол. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование инстинктивной в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникацией. С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредов. символич. деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и С. Логика чувственной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

Инструкция

Сознание является высшей формой психики и, по К. Марксу, «результатом общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми», т.е. «общественным продуктом».

Способом существования сознания, как видно из смыла слова, представляется знание, составными частями которого выступают такие познавательные процессы, как:

Ощущение;
- восприятие;
- память;
- воображение;
- мышление.

Еще одной составляющей сознания служит самосознание, способность различения субъекта и объекта. К этой же категории относится и самопознание, присущее только человеку.

Сознание, по К. Марксу, невозможно без осознания целей любой деятельности, а невозможность осуществления целеполагающей деятельности представляется нарушением сознания.

Последним компонентом сознания считаются человеческие эмоции, проявляющиеся в оценке как общественных, так и межличностных отношений. Так, расстройство эмоциональной сферы (ненависть к прежде любимому человеку) может служить показателем нарушения сознания.

Другие школы предлагают свои концепции категории сознания, сходясь в оценке сознания как процесса отображения реальности органами перцепции и реализации его составляющих (ощущений, представлений и чувствований) на уровне апперцепции, но расходясь в дальнейшем:

Структуралисты - выводят природу сознания из самого сознания, пытаясь выделить базовые элементы, но сталкиваются с проблемой исходной позиции носителя сознания уже на уровне определения;
- функционалисты - пытались рассматривать сознание как биологическую функцию организма и пришли к выводу о несуществовании, «фикции» сознания (У. Джеймс);
- гештальт-психодогия - считает сознание итогом сложных преобразований по законам гештальта, но не может объяснить самостоятельную активность сознания (К. Левин);
- деятельностный подход - не разделяет сознание и деятельность, т.к. не может выделить результаты (навыки, состояния и т.п.) из предпосылок (цели, мотивы);
- психоанализ - считает сознание порождением бессознательного, вытесняющего конфликтующие элементы в область сознания;
- гуманистическая - не смогла создать внятной концепции сознания («Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть» - Ж-П. Сартр);
- когнититвная психология - считает сознание частью логики процесса познания, не включая данную категорию в конкретные схемы когнитивных процессов;
- культурно-историческая психология - определяет сознание как основное условие и средство овладения собой, полагая мышление и аффект частями человеческого сознания (Л.С. Выготский).

Источники:

  • Сознание в 2019
  • Понятие о сознании в 2019
  • Сознание в психологии в 2019

Изменение сознания, расширение его граней с выводом на совершенно новый, более высокий уровень восприятия, является основой религии такой страны, как Индия. Даже особое направление самопознания, йога, зародившаяся в этой загадочной стране, базируется на тезисах, связанных с познанием непознанного через особые формы медитации.

Инструкция

Сегодня такие , как чакры, карма, нирвана, пожалуй, известны каждому образованному , но не все знают, что эта терминология имеет прямое отношение к раскрытию собственного сознания посредством длительных и упорных упражнений, которые неминуемо ведут к некоему просветлению.

Просветление по древним индийским понятиям может быть достигнуто лишь через самадхи, которое выражается в уверенности и спокойствии человеческого духа, не выявляющем ни единого противоречия между внутренним миром человека и его внешней оболочкой, живущей в реальном мире. Самадхи достигается посредством концентрации сознания, связи с телом, которая должно приблизить испытуемого к нирване или абсолютному блаженству.

Само сознание человека, согласно индийской философии, делится на четыре уровня, среди них обычное состояние бодрствования, спокойный сон, сон со сновидениями и измененное состояние человеческого сознания. С самого начала сотворения времен жрецы и маги пытались секрет достижения подобного состояния, основным средством всегда считалась медитация, с помощью которой человек проходить все заложенные в нем жизненные циклы, начиная от заканчивая упокоением.

Измененное сознание в индуизме связано с особым умением человека абстрагироваться от всего внешнего, видеть сон наяву так, чтобы он из иллюзии превращался в реальность и не разрушался мозгом через осознание нереальности происходящих событий. Считается, что если хотя бы в одном подобном сне человека сумел абстрагироваться от мирских сует, он сможет проделывать подобные вещи снова и снова.

Теоретически достижение состояния измененного сознания способно позволить человеку взглянуть на окружающий его мир совершенно иными , некую гармонию с самим собой, подавить в себе разрушающие тебя эмоции, перейти на абсолютно новый уровень восприятия своего прошлого, настоящего и , прекратить постоянно идущий внутренний диалог и сомнения, присутствующие в каждом.

Измененное состояние - это некая форма четвертого измерения, способность получать желаемые видения, манипулировать своим собственным мозгом, открывать всевозможные пути эволюции своего обыденного сознания.

Видео по теме

Практическое обыденное сознание представляет собой самый примитивный уровень сознания. Оно включает в себя совокупность представлений, стереотипов и установок, которые основываются на повседневном опыте людей и доминируют в социальной общности, к которой они относятся. Такому сознанию свойственны ошибки, способствующие сохранению предрассудков и препятствовать научному познания мира. Однако характерная для общественного сознания фиксация часто повторяющихся связей между людьми и вещами (народная мудрость) позволяет делать правильные выводы, что доказывается практикой повседневной жизни.

На уровне обыденного сознания люди тем или иным образом способны реализовать принятые смыслы общественного бытия, без применения методов и средств специально организованной познавательной деятельности. Обыденное сознание описывает жизненные явления на уровне простых наблюдений и житейских представлений, которые преподносятся представителям социума, как необходимые «правила игры», а также в той или иной степени усваиваются ими и применяются.

Что представляет собой научное сознание

В отличие от обыденного сознания, теоретическое научное считается более высокой формой, так как оно описывает связи и закономерности, имеющиеся между явлениями и предметами доказательным образом, причем с наиболее возможной точностью.

Научное сознание отличается от обыденного строгостью подхода, а также опорой на предварительные основные научные знания, на которых оно базируется. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют между собой. Первый вид по отношению ко второму является вторичным, но также и изменяет его.

Необходимо иметь в виду, что устойчивые стереотипы и формы обыденного сознания в различных случаях не способны быть истиной в последней инстанции, так как они ограничиваются эмпирическим уровнем. На этом уровне попытки осмысления зачастую порождают иллюзии, заблуждения и ложные ожидания, причем и на общественном, и на личном уровне. Тем не менее, повседневная жизнь невозможна без обыденного сознания.

Теоретическое научное сознание, которое в силу своей специфики не может быть массовым, продолжает действовать только на прагматическом и рациональном уровне, что является естественным для организации общечеловеческих высоких форм культуры.

В чем заключается ценность обыденного сознания

Не стоит преждевременно делать выводы о том, что обыденное сознание неполноценно. Впрочем, в какой-то степени оно действительно отражает общественное сознание широких масс, находящихся на определенном - обычно весьма невысоком - уровне культурного развития.

С другой стороны, если у индивида имеется высокая культурная организация, ее наличие обычно не только не способствует, но даже препятствует его посильному участию в производстве различных материальных ценностей на первичном уровне. В целом же примерно 70% социума зачастую более всего интересует именно полезность, практическое применение знаний в реальной жизни.

Обыденное сознание здорового социума отличает гармоничность и цельность, обеспечивая ему жизнестойкость. Поэтому такое, отражающее действительность, сознание ближе к реальности, чем остальные виды. Более того, именно из многообразия опыта обыденного сознания социума и появляется религия, философия, идеология, искусства и науки как высшие формы общечеловеческого сознания, составляющих содержание культуры.

Видео по теме

Психика человека отличается тем, что последний, кроме наследственных и приобретённых форм поведения, обладает новым средством ориентировки в окружающем его мире - знаниями, представляющими некий опыт, передающийся при помощи речи. Рассматривая, что такое сознание, можно сказать, что это совокупность знаний, это сформированная высшая форма отражения реальности в виде субъективной модели окружающего мира. Это человеческой жизни, которое выражается в переживании жизненных событий и отчёте о них самому себе.

Раскрывая вопрос о том, что такое сознание, необходимо отметить, что оно меняется, то есть не статично. Таким образом, речь идёт о процессе, который приводит к появлению моделей восприятия реальности, которые в свою очередь также не статичны, а меняются с развитием человека, переосмыслением им прошлого опыта и его обобщением. Эти модели для каждого человека уникальны, выражаются в форме ощущений и могут быть словесно воспроизведены.

Моральное сознание - осознание человеком этических определений и понятий. Оно рассматривает поступки людей со стороны их нравственных достоинств и ценностей. Мораль сама по себе предлагает выбор между злом и добром, который делает человек, руководствуясь ее принципами.

Таким образом, сознание моральное - это сумма норм, требований и запретов, которые выступают в роли регулятора поведения и

Человек устроен так, что может жить, используя четыре состояния сознания. Так, одно он использует, когда спит, второе, когда бодрствует. Третье состояние может называться самосознанием, а четвёртое - объективным сознанием, которое является недоступным, поскольку достигается только через осознание человеком себя самого.

В философии и психологии принято считать, что человек, развивая самосознание, достигает так называемой высшей эмоциональной функции, а в то время, когда приходит состояние объективного сознания, он приобретает иную функцию - высшую интеллектуальную. Однако следует понимать, что функции и состояния сознания существуют независимо друг от друга.

Итак, что такое сознание? Это сфера, определяющая Она является основой всего, что делает человек, является неотъемлемой частью его существования. Развиваясь и совершенствуясь, человек способен достичь такого состояния сознания, когда проявляется высшая интеллектуальная функция.

Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное.

    Понятие сознания

    Зигмунд фрейд причина бессознательного

    Что относят к бессознательносму

    Идеализм

    Функции сознания??

Утверждение о том, что человек – существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека – «Человеком».

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

З. Фрейд, который по настоящему стал изучать бессознательное, считал, что каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину.Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

К области бессознательного он относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения,которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога возникает тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека.Для того, чтобы справиться с тревогой существуют сновидения, сублимация и психологическая защита.Например, человеческие сновидения З.Фрейд считал «Царской дорогой» к бессознательному. Поэтому этот материал не забыт и не утерян, он простоне допускается к воспоминанию.Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

Сознание – фундаментальная категория философии, психологии, социологии, когнитологии, определяющая важнейший компонент человеческой психики. Сознанием называют также способность человека к абстрактному понятийно-вербальному мышлению, способность человека получать обобщенные знания о связях и закономерностях объективной действительности; способность идеализации как целеполагания, предваряющего конкретно-практическую деятельность человека; под сознанием понимают специфически человеческой способ адаптации к среде.

В онтологическом плане сознание предстает в виде субъективной реальности, идеального мира знаний, чувств, образов, идей, образующих не воспринимаемый органами чувств духовный мир человека.

В гносеологическом плане сознание предстает в виде различных по степени общности теоретических знаний, научных картин мира, парадигм научного знания.

В аксиологическом плане сознание включает ценностные компоненты – нормы, идеалы, убеждения.

В праксеологическом плане сознание выполняет функцию целеполагания и организации творческого преобразования природных и социальных условий своего существования.

Сознание является одним из основных понятий классической философии. Синонимами сознания в истории философии выступали понятия «душа», «дух», «идея», «идеальное», «божественный разум», «мировая воля», «космическая душа», «субъективная реальность».

На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глубокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обладающие сознанием; как осуществляется переход от ощущений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.

Первые анимистические представления (anima – дух) связывались с верованием людей в духов как в движущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нематериальной субстанции – "души ", обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализированной форме была воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоятельным существованием, якобы творящим и порождаю щим окружающий мир, управляющим его движением и развитием. Представители идеализма так или иначе настаивают на первичности сознания по отношению к материи, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом сознание независимо от мозга развивается имманентно, самопроизвольно и может быть понятно исключительно из самого себя. В античной философии такой взгляд был свойствен Платону, который впервые выделяет понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному, материальному. Идеальн ое (бестелесный разум) – предводитель и источник гармонии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим человеческое поведение.

В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.

Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.