Тибетская медицина лечение. Основы тибетской медицины

Основы тибетской медицины

В основе традиционной тибетской медицины лежит учение о трёх ньепа (примерный перевод слова «ньепа» на русский — «виновник»). Согласно этим представлениям, в основе жизни человека находятся три вида энергии, три жизненных начала, обладающих различными характеристиками. Именно ньепа и определяют тип физической конституции человека, они связаны с различными отделами человеческого организма, определяют особенности его темперамента и взаимодействия с окружающей действительностью. То есть, согласно канонам тибетской медицины, восстановление и поддержание гармонии человека, а именно его лечение и укрепление здоровья, невозможно без знаний о характеристиках ньепа и закономерностях воздействия на них и без практического применения этих знаний.

Итак, основные характеристики трёх жизненных начал, трёх ньепа, являющихся основой тибетской медицины:

Из первоэлементов, составляющих мироздание согласно восточным представлениям, связан с ветром (воздухом). В температурном плане нейтрален, то есть люди с преобладанием этого ньепа лучше всего себя чувствуют при умеренной температуре. Основным свойством является движение, то есть человек этого типа комфортно ощущает себя в постоянном движении. С точки зрения главной составляющей эмоциональной сферы люди с преобладанием ньепа Лунг характеризуются как люди, отличающиеся сильной привязанностью: к людям, к занятиям, к сложившемуся порядку вещей и действий.

Сильнее всего влияние этого ньепа на человека наблюдается в преклонном возрасте. Энергетический центр расположения этого ньепа — тазовая область. Анатомически соответствует мозгу, центральной нервной системе и органам чувств, а основными функциями в организме является поддержание эмоционального состояния и нервная регуляция.

Из первоэлементов, составляющих мироздание согласно восточным представлениям, связан с огнём. В температурном плане символизирует жар, высокую температуру, что приводит к тому, что люди с преобладанием этого жизненного начала стремятся находится там, где пожарче, а на холоде действуют себя особенно неуютно и даже рискуют здоровьем. Основным свойством ньепа Три в тибетской традиции считается поддержание тепла, которое понимается как необходимое условие поддержания жизни. Кроме того, всё, что связано с движение вверх, также связывается с этим типом энергии.

В эмоциональном плане тесно связан с гневом, поэтому для людей данного типа одной из основных проблем является обеспечение контроля над своим темпераментом. Именно злоупотребление гневом у таких людей и приводит к нарушению гармонии и, как следствие, многочисленным недомоганиям и болезням. Сильнее всего влияние этого ньепа на человека наблюдается в среднем возрасте, в зрелости. Энергетический центр расположения ньепа Три находится в области живота. В организме отвечает за органы пищеварения, за внешний вид человека, а также за цвет органов (когда те или иные органы меняю свой цвет, это связывают именно с нарушениями в балансе «желчи»), зрение и кроветворную функцию организма.

Согласно тибетским представлениям, представляет собой уникальное соединение сразу двух элементов мироздания, земли и воды. Именно это соединение и порождает особую физическую и энергетическую субстанцию, «слизь». В температурном плане символизирует холод, низкую температуру, следовательно, люди, в структуре сущности которых преобладает ньепа Бадкан, хорошо переносят морозы, воздействие холода оказывается для них благотворным, тогда как пребывание на жарком солнце ухудшает самочувствие и понижает иммунитет.

Фундаментальными свойствами «слизи» считаются влажность и стабильность (связь с элементами воды и земли), а также всё, что связано с движением вниз, процессом оседания и тому подобным. В эмоциональном плане люди этого типа характеризуются неведением, которое в гармоничном состоянии приводит к спокойствию и отстранённости от волнений и прочих эмоциональных потрясений, но при нарушении гармонии могут привести к равнодушию и бесчувственности. Сильнее всего влияние этого ньепа на человека наблюдается в детстве и юности. Энергетический центр расположения ньепа Бадкан находится в голове. Анатомически соответствует скелету, мышечным тканям, лимфатической и эндокринным системам, основными функциями в организме являются обмен веществ и гормональная регуляция.

Основы тибетской медицины

История тибетской медицины насчитывает много тысяч лет. Система знаний о применении лекарственных средств формировалось постепенно. Еще до появления буддизма в Тибете, последователи религии Бон, накапливали знания, в дальнейшем они соединились со знаниями проповедников из Индии, которые распространяли буддизм в Тибете. Основным событием в тибетской медицине было появление трактата Джуд-Ши, который сформировал младший Йотог Йонтен Гонпо в 1126-1202 годах.

Институт мен Тсе Кханг

После того, как Тибет вошел в состав Китая, Далай Лама XIV бежал в Индию, обосновавшись в индийском городе Дхарамсале, он начал проводить работу над сохранением и развитием тибетской культуры в изгнании. В 1961 году он основал Институт тибетской медицины и астрологии Мен Тсе Кханг. Сейчас филиалы этого института есть по всему миру, врачи тибетской медицины, обучающиеся в других институтах обязательно должны пройти практику в Мен Тсе Кханге. Именно этот институт является гарантом надежности для тибетской медицины во всем мире. Врачи Мен Тсе Кханга ответственно подходят к процессу приготовления препаратов и диагностике лечения пациентов.

Трактат Джуд-Ши

Этот трактат служит основной книгой для учеников тибетской медицины. Он содержит четыре тантры. Первая тантра содержит введение в медицину, вторая тантра — теоретическая, третья — применение на практике и четвертая рассказывает о диагностике и лечении заболеваний. В этих четырех тантрах описан весь процесс: информация о сборе трав, мест их происхождения, время сбора, метод высушивания и назначение трав, методы диагностики заболеваний и лечение болезней.

Пять элементов

Система тибетской медицины основана на знаниях о пяти элементах. Каждое живое существо, начиная от растений, заканчивая человеком состоят из этих элементов. Без них не может развиваться жизнь. В человеческом теле каждый из них отвечает за свои области. Земля — плоть и кости. Вода — жидкости (кровь, слюна и др.). Огонь — температура тела, которая способствует пищеварению и обмену веществ. Воздух — дыхание Пространство — место, где растет и развивается организм.

Если один из этих элементов находится в дисбалансе, то у человека возникают болезни, которые поражают соответствующие органы. Для того, что бы нормализовать этот баланс необходимо употреблять соответствующие продукты и вести соответствующий образ жизни.

Три принципиальные энергии. Три ньепы

Все эти пять элементов объединяются и работают в нашем теле в виде трех принципиальных энергий. Р-Лунг (обладает свойством ветра), Трипа (обладает свойством огня) и Пекан (обладает свойствами земли и воды). Каждый человек имеет свою природу, где доминирует та или иная энергия, в западном мире эту природу называют конституцией человеческого тела. В зависимости от доминантной энергии. Человек может быть полным или худым, общительным или замкнутым, иметь способности в определенных сферах или не иметь их.

Подробнее…

Причины болезней

В Тибетской медицине рассматривается два вида причины заболеваний: Долгосрочные и краткосрочные причинные факторы.
Долгосрочные факторы тесно связаны с философией буддизма. Они вытекают из основной причины всех страданий — неведения. Неведение, свою очередь, порождает три главных яда, отравляющих наше существование

Подробнее…

Краткосрочные факторы включают в себя прежде всего не правильное питание, не правильный образ жизни, сезонность, экология и другие внешние факторы.
Тибетские врачи уделяют большое внимание питанию и образу жизни, они считают, что залог успешного лечения кроется именно в осознанном подходе к этим двум составляющим. Питание должно быть сбалансировано и иметь сочетание всех вкусов: кислый, горький, сладкий, соленый, вяжущий. Во всей еде, даже самой традиционной, нужно знать меру. Нет необходимости полностью исключать тот или иной продукт из рациона, но уменьшить его потребление и сбалансировать питание в соответствии с природой организма необходимо.

Диагностика заболеваний

Диагностика в тибетской медицине проходит в несколько этапов: пульсодиагностика, осмотр пациента (кожа, глаза, язык), анализ мочи и опрос.
Пульсодиагностика — основная отличительная черта тибетской медицины. Врач прощупывает пульс пациенты на обеих руках тремя пальцами. Каждый палец прощупывает тот или иной орган. Тибетские врачи читают пульс пациента, чтобы обнаружить природу заболевания. Они читают его на лучевой артерии, где проходят потоки психических, гуморальных и энергетических импульсов человека. Артериальный пульс это язык на котором тело человека разговаривает с врачом, передавая ему всю информацию об организме.

Моча обычно передается доктору в прозрачной баночки. Врач рассматривает ее цвет, консистенцию и пузырьки при взбалтывании. Чаще всего анализ мочи нужен для того, что бы выявить заболевание почек, мочеиспускательных и половых органов.
Лечение в тибетской медицине

На основе диагностики, врач тибетской медицины устанавливает диагноз, чаще всего он сильно отличается от тех диагнозов, которые мы привыкли слышать в западной медицине. В основном врачи говорят о пониженной энергии в том или ином органе.

Основу лечения заболеваний составляют маленькие шарики, которые необходимо употреблять три раза в день. Эти шарики состоят из смешанных трав.

Подробнее…

Какие болезни лечит тибетская медицина

Тибетская медицина способна излечить фактически все заболевания. Начиная от ежегодных ОРВИ и их осложнений, заканчивая раковыми заболеваниями. Длительность курса приема препаратов зависит от тяжести заболевания. Если это сезонное заболевание, то его можно излечить за неделю — две, если хроническое, то лечение может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Если болезнь запущена или возраст пациента достаточно большой, то болезнь можно смягчить, продлив человеку жизнь и сделав ее более счастливой. Конечно, иногда, необходимо вмешательство хирургов и приема антибиотиков, в таких случаях, препараты тибетской медицины помогут человеку быстро восстановить силы после операции или химической терапии.

Фундаментальные основы тибетской медицины

Эта книга - прекрасное учебное пособие для тех, кто интересуется тибетской медициной или только начинает её изучать. Она будет полезна и тем, кто уже давно практикует эту науку. Книга основана на программе Международной академии традиционной тибетской медицины (МАТТМ, SKI), по которой уже более десяти лет обучаются студенты во многих странах мира. Автор даёт современному читателю возможность ознакомиться с медициной Тибета в точной, ясной и полной форме. Доступный способ изложения материала позволяет легко усвоить этот сложный и глубокий предмет и применить его в своей жизни и практике.

Это интереснейшее учебное пособие составлено практично и наглядно и является фундаментом тибетской медицины. Одновременно книга может быть и самостоятельной медицинской системой, подходящей для каждодневного применения. Изложенные в ней знания дают возможность гармоничным образом выстроить здоровый образ жизни, предотвращать и лечить болезни.

В первую очередь эта книга поможет углубить свои знания профессионалам и студентам, изучающим тибетскую медицину, аюрведу, массаж ку нье, а также тем, кто интересуется или изучает системы оздоровления и медицину Востока. Она будет полезна тем, кто интересуется поддержанием и сохранением здоровья для себя и своих близких. Эта книга для вас, если вы хотите жить здоровой, счастливой и благополучной жизнью. Содержание книги дополняют великолепные иллюстрации.

«Тантру основ» сравнивают с семенем, так как из неё происходят учения не только тибетской медицины, но и, как считают в Тибете, всех других медицинских систем. В книге содержится много уникальной информации. Прочитав её, вы познакомитесь с традиционными представлениями одной из древнейших медицинских систем Востока о здоровье и болезни, о взаимосвязи тела, энергии и ума. Вы получите достоверную информацию о трёх аспектах здоровья - телесном, энергетическом и душевном. Также вы познакомитесь с эффективными тибетскими методами диагностики и лечения, узнаете о том, как обрести здоровье, счастье и долголетие, получите информацию о том, как возникают болезни и как их можно предотвратить.

В книге вы найдёте интереснейший обзор истории медицины Тибета, линий передачи, аспектов мотивации врача. Вы получите обширную информацию по теории и практике Сориг. Прочитав её, вы познакомитесь с древними источниками медицинских знаний, структурой тибетской медицины, традиционным методом обучения посредством интеллектуальных карт. Вы узнаете принципы функционирования здорового человеческого тела, источники, механизмы развития и результаты болезней, познакомитесь с классическими для Сориг представлениями о системах элементов и приобретёте полные фундаментальные знания по основам этой науки, включая технику диагностики, принципы выбора продуктов питания для коррекции расстройств жизненных начал, а также принципы применения терапии образом жизни, лекарственной терапии и различных процедур, таких как массаж ку нье.

Тибетская медицинская система - Сориг - сложна и многогранна. В наши дни её преподают и практикуют в нескольких десятках стран, и интерес к ней во всём мире постоянно растёт. Эта традиция имеет древние индийские и тибетские корни; теперь её начинают узнавать и на Западе. Искусство тибетской медицины понятно и доступно всем, кто его изучает, и может принести огромную пользу современным людям. Однако письменные объяснения недостаточны для того, чтобы применять медицинские знания на практике, поэтому необходимы устные наставления квалифицированного учителя.

Тибетская медицина опирается на учение буддизма, пришедшего в Тибет в 5 в.н.э.

Тибетские доктора очень трепетно относятся к Будде Медицины, имя которого на тибетском языке звучит как «Мен Ла». Он считается особым аспектом Будды, помогающим в исцелении болезней и самом процессе врачевания. Его учение изложено в древнем трактате «Чжуд-Ши» («Четыре тантры») – главном письменном источнике медицины Тибета, сохранившем актуальность и по сей день.

Тибетская медицина — это наука, искусство и философия, которая предусматривает целостный подход к здоровью. В ее арсенале находятся такие чудодейственные способы исцеления, как лечение на травах, травяной чай, тибетский массаж, иглоукалывание и лекарства, созданные из естественных природных компонентов.

Тибетская медицина — это наука, потому что ее принципы прописаны в системном и логическом порядке и основаны на понимании организма и его связи с окружающей средой. Это искусство, потому что она использует диагностические методы, основанные на изобретательности, предвидении, тонкости и сострадании врача. И, наконец, тибетская медицина — это философия, так как она охватывает ключевые буддистские принципы — альтруизм, карму и этику.

Буддистская философия утверждает, что все во Вселенной находится в постоянном движении, что всем явлениям свойственно непостоянство, и что только самому непостоянству свойственно постоянство. Будда сказал: «Независимо от того, рождаются ли существа, достигающие совершенства или нет, твердой неизбежностью бытия остается то, что все творения являются временными». Именно это непостоянство заставляет каждое существо страдать в тот или иной момент его жизни. Страдания, таким образом, не случайны и возникают по определенной причине из настоящей или прошлой жизни. Только путем надлежащего обучения и подлинной практики Дхармы можно выйти из их порочного круга.

В тибетской медицине считается, что нет болезней, которые нельзя излечить в начале пути. Нужно лечить не болезнь, а ее причину, так как организм человека – это единое целое. Здоровье – это гармоничное единство физического, психического и социального аспектов, гармония души, разума и тела, женского начала Инь и мужского Ян, а также единство трех природных энергий.

Эти три природные энергии (жизненные начала, или конституции) носят в тибетской медицине название Лунг (Ветер), Трипа (Желчь) и Бадкан (Слизь).

Лунг (Ветер) бывает пяти видов: поддерживающий жизнь, восходящий, всепроникающий (существующий во всех частях тела), сопровождающий огонь (или пищеварительный), опорожняющий вниз. Ветер управляет нервными импульсами, рефлексами, отвечает за дыхание, движение, психические и мыслительные процессы, речь, память, работу органов чувств, скорость протекания тех или иных процессов и реакций в организме.

Трипа (Желчь) тоже имеет пять разновидностей: пищеварительная, придающая цвет, определяющая, зрительная (позволяющая видеть), придающая лоск. Желчь ответственна за пищеварение, зрение, цвет телесных составляющих, температуру тела, состояние кожных покровов, а также за определенные качества и эмоции человека.

Есть и пять видов «Бадкан» (Слизи): поддерживающая, расщепляющая, ощущающая вкус, удовлетворяющая, соединяющая. Слизь обеспечивает соединение всех органов тела в единое целое, участвует в пищеварительном процессе, водном, жировом и солевом обмене, отвечает за состояние костей, суставов, работу органов чувств.

Здоровым человеком считается тот, у кого все 15 разновидностей Ветра, Желчи и Слизи находятся в сбалансированном состоянии. Выходя из равновесия, они способствуют возникновению, по тибетской классификации, болезней Ветра, болезней Желчи и болезней Слизи. Так как каждый человек от рождения обладает определенным энергетическим конституционным типом, то есть регуляция его жизнедеятельности происходит с преобладанием той или иной энергии (Ветра, Желчи, Слизи или их сочетаний), становится ясно, почему одним людям свойственны одни заболевания, а другим – совершенно иные. Кроме того, та или иная энергия может доминировать в зависимости от возраста человека, сезона, времени суток.

Вышедшая из равновесия энергия определяет горячий или холодный характер возникшей болезни. Горячая природа Желчи вызывает «болезни жара» – например, воспалительные процессы. Холодная природа Слизи способствует возникновению «болезней холода», связанных с застойными явлениями или торможением функций каких-либо органов. Ветер же обладает свойствами и жара, и холода, и в силу своей непостоянной и всепроникающей природы способен усиливать активность как Желчи, так и Слизи.

Нарушение природного равновесия и перевозбуждение энергий происходит вследствие неправильного образа жизни, нерационального питания, вредных привычек, нахождения в неблагоприятных климатических или экологических условиях.

Sowa Rigpa («искусство исцеления» или традиционная тибетская медицина, астрономия и астрология) способствует приведению трех конституций в состояние равновесия.

Практика тибетской медицины основана на многовековом знании мощного лечебного действия трав, произрастающих в Тибете и Гималаях в условиях сурового горного климата, разряженного воздуха, пониженной температуры и высокой ультрафиолетовой радиации. В трактате «Чжуд-Ши» Тибет называют «несравненным городом лекарств».

Тибетские целители издревле наблюдали за лечебными свойствами растений, определяли наилучшее время их сбора, учитывая сезон, время суток, фазы и дни лунного цикла по тибетскому астрологическому календарю, излучение Солнца, планет и звезд, ориентацию склонов гор и т.д. На основе этих знаний были созданы настоящие шедевры фармакологии – безупречные лекарственные композиции, доказавшие за много столетий свою высокую эффективность в устранении нарушений трех жизненных энергий и лечении самых разных заболеваний.

Особое место в тибетской фармакопее занимают ринчены – драгоценные пилюли. Это сложные многокомпонентные составы, в состав которых, помимо травяных ингредиентов, входят драгоценные камни и металлы, кораллы, жемчуг. Они готовятся строго по инструкциям знаменитых мастеров тибетской медицины прошлых лет и наполнены духовным благословением.

Методы внешней терапии в тибетской медицине включают в себя акупунктуру, прижигание моксами (полынными сигарами), вакуумную терапию, а также тибетский масляный массаж Ку Нье, оказывающий особое воздействие на чакры, биологически активные точки и энергетические каналы.

Программа лечения, помимо индивидуального подбора фармации и внешней терапии, включает в себя рекомендации тибетских докторов по диете и образу жизни для поддержания баланса внутренних энергий на должном уровне.

Основы тибетской медицины

Хотя всем известная тибетская медицина вызывает много вопрос у представителей традиционной науки, все же тысячи человек приезжают на Тибет, чтобы ознакомиться с ее основами. Врачеватели Тибета, положили за факт, что все болезни происходят, как следствие из нарушения гармоничности жизненных сил. Слаженная и устойчивая взаимосвязь, которых лежит в основе здоровья человека, по мнению тибетских монахов.

Вся теория тибетских врачевателей строится на том, что ветер, слизь и желчь, утратив возможность удерживать равновесное сочетание сил внутри конкретного человека, приводит к заболеванию последнего:

· психическому;

· наружному;

· кармическому;

· внутреннему.

Таковы основные четыре типа заболеваний по тибетской градации, восходя вверх по лестнице, эти заболевания разветвляются на 404 разновидности. И если идти дальше выливаются в четыре книги о тибетской медицине, которая насчитывает 84000 заболевания, лечением, которых собственно и занимаются местные врачи.

Азы лечения тибетских монахов

Лечение на Тибете имеет точно такой же специфический оттенок, как и само отношение к болезни. Главное восстановить правильный баланс, взаимодействия основных трех сил. Для изготовления тибетских лекарств местные доктора используют элементы растений, которые растут в горах, части животных и минералов, которыми полна тибетская земля. Учение тибетцев о лекарствах напоминает индийскую Аюрведу и учения китайских монахов. И как считают все из перечисленных представителей в этой жизни все, что производится на земле, все имеет возможность приносить пользу. Используемые лекарства имеют до 100 классических полезных элемента. Для восстановления здоровья на Тибете также используют природные термальные источники, которыми владеет богатый природный край.Здешние клиники предлагают воспользоваться восстановить жизненные сил, посредством уникальной способности подземных источников оказывать лечебное действие на человека. Развитие туристического бизнеса способствуют тому, чтобы как можно больше людей могли получать помощь в столь прекрасном живом уголке природы.

Основы тибетской медицины / Тибетский центр целебных трав Men La

Тибетская медицина — это наука, искусство и философия, которая предусматривает целостный подход к здравоохранению. В ее арсенале находятся такие чудодейственные способы исцеления, которые практикует наш центр тибетской медицины, как: лечение на травах, травяной чай, тибетский массаж, иглоукалывание и лекарства, созданные из естественных природных компонентов.

Тибетская медицина — это наука, потому что ее принципы прописаны в системном и логическом порядке и основаны на понимании организма и его связи с окружающей средой. Это искусство, потому что она использует диагностические методы, основанные на изобретательности, предвидении, тонкости и сострадании врача. И, наконец, тибетская медицина — это философия, потому как она охватывает ключевые буддистские принципы- альтруизм, карму и этику.

Буддистская философия утверждает, что все во вселенной находится в постоянном движении, что всем явлениям свойственно непостоянство, и что только самому непостоянству свойственно постоянство. Будда сказал: «Независимо от того, рождаются ли существа, достигающие совершенства или нет, твердой неизбежностью бытия остается то, что все творения являются временными». Именно это непостоянство заставляет каждое существо страдать в тот или иной момент его жизни. Страдания, таким образом, не случайны и возникают по определенной причине из настоящей или прошлой жизни. Только путем надлежащего обучения и подлинной практики Дхармы можно выйти из их порочного круга.

Теория тибетской медицины утверждает, что все во вселенной состоит из пяти прото-элементов:

  1. Са (Земля). Оказывает большое влияние на формирование мышечных клеток, костей, носа и чувство обоняния.
  2. Чу (Вода). Отвечает за образование крови, телесных жидкостей, язык и чувство вкуса.
  3. Ме (Огонь). Оказывает влияние на температуру тела, цвет лица, глаза и зрение.
  4. Лунг (Ветер). Отвечает за дыхание, кожу и осязание.
  5. Нам-Кха (Пространство). Влияет на полости тела, уши и слух.

Три основные энергии

  1. Лунг (ветер) является одной из трех основных энергий тела, которая проявляет природу элемента Воздух. Она обладает следующими свойствами – шероховата, легка, холодна, неуловима, тяжела и подвижна. Отвечает за физическую и умственную деятельность, дыхание, испражнение мочи, внешний вид, эмбрион, менструацию, отхаркивание, отрыжку, речь, дает ясность органам чувств, поддерживает жизнь, действуя, как посредник между умом и телом.
  2. Кри-па (желчь) имеет природу Огня. Она обладает следующими свойствами — маслянистая, резкая, горячая, легкая, зловонная, слабительная и текучая. Кри-па отвечает за голод, жажду, пищеварение и усвоение, поддерживает температуру тела, придает блеск телу и дает мужество и решительность.
  3. Бэй-кан (слизь) имеет холодную природу и обладает следующими свойствами – масляниста, прохладна, тяжела, грубовата, устойчива и липка. Бэй-кан отвечает за упругость тела, стабильность ума, побуждает ко сну, соединяет суставы тела, вырабатывает терпеливость и смазывает тело.

Здоровое тело

Sowa Rigpa (наука и искусство исцеления или традиционная тибетская медицина, астрономия и астрология) способствует приведению трех групп — 3 телесные жидкости, 7 физических конституций и 3 экскреций — в состояние равновесия. При достижении этого условия, можно говорить, что тело находится в здоровом состоянии или не подвержено психо-физиологическим расстройствам; в то время как нарушение равновесия какой-либо из этих энергий приводит к болезни и плохому самочувствию.

Тибетское лечение на травах включает в себя использование целебных препаратов, которые готовятся из веществ природного происхождения. Это, главным образом, сами травы, плоды деревьев, листья, кора, а также минералы, окислы металлов. Тибетская медицина полностью исключает применение химических препаратов, используя лечение на травах, тибетских лечебных чаях: фито-чай и чай травяной. Назначение лекарств состоит не в том, чтобы убить какие-то вредоносные микробы, а в том, чтобы помочь организму самому скорректировать имеющиеся проблемы.

Основополагающий принцип тибетской медицины: нет болезней, которые нельзя излечить в начале пути. Это значит, что в тибетской Медицине нет недугов с обязательным летальным исходом. Любая болезнь излечима, если она не перешла определённую критическую границу в своем развитии.

Основы тибетской медицины

Даже далеким от сферы здравоохранения людям будут понятны . Это связано с тем, что она сформировалась 14-16 веков назад и с тех пор практически не изменилась. В те времена не было необходимости использовать сложные термины, поэтому врачи обходились простыми аналогиями.

О них мы и поговорим в этой статье.

Про человеческий организм

Тибетцы уверены, что жизнь – это пульсация. Речь идет не только об ударах сердца и ритмичном токе крови, но и о других сущностях: слизь, ветер и желчь .

Именно эти три фактора регулируют те или иные процессы.

В норме организм полностью сбалансирован: пульсация идет по всему телу, обеспечивая нормальный обмен веществ и поток энергии по меридианам. Так человек мог бы жить сотни лет, но внешняя среда приводит к нарушению установленного баланса.

Вредные привычки, плохая экология, неправильное питание – эти и многие другие факторы приводят к усилению или ослаблению работы сущности. Например, при снижении работы желчи будут развиваться ревматоидный артрит или кожные болезни.

Как лечат болезни

На практике все гораздо сложнее.

Во-первых, нужно выявить точное место болезни. Методы классической медицины (рентген, биохимический анализ крови) не подходят, поскольку они находят лишь следствие . Чаще всего тибетцы используют пульсдиагностику – выявление недуга по пульсу.

Во-вторых, нужно вылечить нарушение. Основы тибетской медицины построены на влиянии на биоактивные точки при помощи игл, тепла, массажа и т.д. Это требует огромного количества знаний и хорошей квалификации специалиста, но позволяет полностью отказаться от фармакологических препаратов и хирургических операций .

Итог

Восточные методы лечения существуют уже более тысячи лет и до сих пор успешно применяются для помощи больным при самых разнообразных заболеваниях и недугах.

Несмотря на простые термины и понятность основ тибетской медицины, она крайне сложная в изучении. Врачи проходят многолетнюю подготовку, чтобы начать работать в этом направлении.

Поэтому не стоит пытаться заниматься самолечением тибетскими методиками – это может только ухудшить состояние.

Тибетская медицина лечение. Рецепты

4 (80%) 16 vote[s]

Тибетская медицина лечение и диагностика на основе традиционной медицины. В балансе стихий: проверенные наукой и временем рецепты бурятского лекаря Ленхобоева.

в конце статьи — раскрываю секреты рецептов тибетской медицины

♦♦♦♦♦♦♦♦

Знаниями по тибетской медицине делится Галдан Ленхобоев удивительный лекарь «бурято-тибетской» традиции медицины.

Разносторонне развитого и одаренного, выдающегося человека, сумевшего помочь множеству людей своими рекомендациями по исцелению самых разных недугов.

Публикую его советы и рецепты по поддержанию и сохранению здоровья ради долгой и счастливой жизни, основанные на канонах тибетской и народной бурятской медицины, которые могут пригодиться каждому.

Эффективность и одновременно безопасность этих рекомендаций проверена не только традициями тибетской монастырской и народной медицины, но и годами изысканий «бурятского Леонардо да Винчи».

При этом нужно помнить, что продиктованные практическим опытом лекаря, они наиболее оптимальным образом приспособлены к условиям проживания и климатическим особенностям регионов подобных Бурятии и Монголии.

То есть адаптировано для нашего климата и с учетом холодной зимы и недолгого лета

Будда Медицины. Основу тибетской медицины составляют четыре Медицинские Тантры (Чжуд-ши), которые, как считается, были переданы людям Буддой Медицины.

В особых случаях лучше обращаться к своему лечащему врачу или эмчи для корректного лечения или сочетания с этими методами.

Тибетская медицина лечение. Быть здоровым – обязанность человека

Яркий пример синтеза бурятской народной и тибетской медицины – творческое наследие лекаря Галдана Ленхобоева, сотрудника Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. На протяжении всей своей жизни он проповедовал идею духовного и физического развития человека в гармонии с окружающим миром.

Галдан Ленхобоев не только изучал тибетскую медицину, но и успешно занимался пульсодиагностикой и траволечением – методом диагностики тибетских врачевателей.

Свои знания он получал у эмчи-лам, у которых учился различать множество растений, минералов, а также животное сырье, входящее в состав лекарственных препаратов.

При этом ламы не разрешали делать записи, надо было только запоминать. От учеников требовалось запоминать такие детали, как например, в какой лунный день, по росе или после захода солнца срезать или срывать цветы, листья, плоды растений, заготавливать корни и т.д.

Он написал ряд оригинальных работ, в которых на основе теории тибетской медицины представил свои собственные наблюдения. Ему принадлежат такие работы, как «Причины внутренних болезней», «О теплых и холодных свойствах пищевых продуктов и лекарственных средств», «Некоторые сведения о пульсовой диагностике». Диагноз врачей и данные его пульсовой диагностики практически всегда совпадали.

Следите за своим поведением

Галдан Ленхобоев считал, что состояние здоровья человека во многом зависит от условий окружающей среды, а также от его поведения.

Он писал:

«Тот, кто стремится прожить без труда, легкой жизнью, никогда не будет здоровым ни телом, ни духом.

Не испытавший лишения, страдания, становится черствым, бессердечным, и напротив, человек, перенесший лишения, болезнь и горе, умеет сострадать, оказать помощь сиротам, больным.

Есть люди злые и черствые от природы. Они безразличны к чужому несчастью, преследуют всегда и во всем только свои корыстные цели.

Когда же их настигает горе, болезни, они впадают в панику, теряют самообладание.

Поведение таких людей восточная медицина рассматривает как легкомысленное, недальновидное».

Основы тибетской медицины – Четыре тантры (”Чжуд-ши”), по преданию данные людям Буддой Медицины, в диаграммах, выполненных в виде деревьев. Здесь – иллюстрация 17 в. к базовой книге “Чжуд-ши” 8 в.

Исцеление от недугов, сопротивление болезням, по мысли целителя, зависело и от внутреннего настроя человека, от его образа жизни. Галдан Ленхобоев считал, что непосильно тяжелая работа или, наоборот, слишком легкая, чрезмерно бережное отношение к себе, так же как и небрежное, для здорового организма противопоказаны.

По его убеждению, с малых лет необходимо развивать в себе проворство, подвижность, больше ходить пешком, бегать, приучать себя к физическому и умственному труду.

«Лень, распущенность, чрезмерно бережное отношение к себе являются основными врагами здоровья, – писал народный лекарь.

Считается полезным время от времени жить в горах, пить воду из горных ручьев, дышать ароматным воздухом степей и долин.

Тибетская медицина лечение питанием

Особое внимание Галдан Ленхобоев уделял системе питания.

В древности лекари определяли холодные и теплые свойства тех или иных продуктов.

Рецепты лечебного чая

Из разновидностей чая тибетолог наиболее полезным для организма человека считает зеленый чай.

Хорошо приготовленный зеленый чай является великолепным тонизирующим средством, полезным в любом возрасте – он разжижает кровь, улучшает ее циркуляцию.

Существует довольно много способов его приготовления.

  • Чай варят слабым, крепким, с молоком, с топленым маслом, с солью, с солонцами.
  • Чай с молоком, топленым маслом и солью дезинфицирует желудочнокишечный тракт, разгоняет скопившиеся газы.
  • Чай с сахаром лекарь считал бесполезным.
  • При некоторых заболеваниях Галдан Ленхобоев рекомендовал чай с лекарственными травами.
  • Так, например, чай с солодкой уральской улучшает зрение, бодрит.
  • Чай с изюмом полезен при жаре кишечника – запорах, жажде, если появился налет на языке.

Молочные продукты польза и лечение

Из молочных продуктов целитель выделяет кумыс , обладающий теплыми свойствами. Его он считает лучшим средством для согревания и улучшения циркуляции крови.

Овечье молоко и кисломолочный тарак, приготовленный на его основе, будучи теплого свойства, разжижают кровь и благотворно действуют, особенно в летнее время, на сосуды ощущения – нервы, протоки желез, мочеточник, меридианальные каналы и т.д.

Эти продукты также нормализуют сон и аппетит.

Галдан Ленхобоев пишет:

«В настоящее время все чаще встречаются заболевания, вызванные уменьшением внутренней теплоты организма на почве постоянного употребления пищи холодного свойства.

Каждый человек должен привести свою систему питания в соответствие с состоянием своего организма».

Выбор мяса

При выборе соответствующей сбалансированной по теплым и холодным свойствам пищи особую роль играют мясные продукты.

Считается, что теплыми свойствами обладает мясо таких животных и птиц, как архар, баран, лошадь, кошка, осел, рысь, собака, тарбаган, белка.

При этом конина, будучи исключительно теплой, может спровоцировать жар почек, жар внутренностей, горячий хии и горячий шара.

Тем не менее, конина считается великолепным средством, предотвращающим общее охлаждение организма человека, так как способствует быстрому росту его внутренней теплоты.

Обладая холодными свойствами, они могут спровоцировать хии почек и многие другие холодные болезни. Холодными свойствами обладает мясо косули, кролика, коровы, гуся, курицы.

По утверждению лекаря, мясо хищников обладает преимущественно теплыми свойствами, способно уничтожать бактерии и вирусы, проникающие вместе с пищей.

Бульон против всех болезней

Исключительно действенным средством против всех болезней хии Галдан Ленхобоев считает бульон из бараньих лыток.

Рецепт бульона

Готовят бульон очень просто: бараньи лытки заливают водой (один стакан воды на одну пару костей) так, чтобы они полностью были покрыты, затем их варят в течение 10-15 минут, соль добавляют по вкусу.

Одни и те же лытки можно варить до трех раз.

Способ приготовления лечебного супа хорхог

«Из самых глубин веков у бурят есть обычай варить 1-2 раза в год так называемый суп хорхог в профилактических целях и для восстановления сил после тяжелых заболеваний. Это эффективное средство для поддержания внутренней теплоты организма на должном уровне, а также защиты его от проникновения различных заболеваний», – пишет целитель.

В деревянную посуду опускают по куску мяса от всех разновидностей костей барана, а также по куску от всех внутренних органов, заливают водой, солят, после этого опускают туда девять раскаленных докрасна на костре маленьких камней, плотно закрывают посуду крышкой и, время от времени меняя раскаленные камни, доводят до кипения содержимое.

Такой суп – одно из многих народных средств лечения у бурят.

О сахаре и болезнях

Галдан Ленхобоев не очень одобрительно отзывался о сахаре. При его регулярном употреблении кровь постепенно охлаждается, организм человека ослабевает, что создает прекрасные условия для возникновения заболеваний.

Поэтому продукты, для приготовления которых используется много сахара, желательно употреблять в очень умеренных количествах, а лучше вообще избегать их употребления.

Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы.

В наше время у большинства людей организм «охлаждён».

Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.

Тот факт, что широкое распространение получили раковые заболевания, целитель объясняет катастрофическим уменьшением внутренней теплоты в организме современного человека.

А это, в свою очередь, является следствием некоторых особенностей образа жизни, характера работы, жилищных условий, системы питания и лекарственных средств наших современников.

Он утверждал, что в последние годы все больше в системе питания и лечения занимают пищевые продукты и лекарственные средства, обладающие холодными свойствами.

Возможно, вам пригодятся мудрые советы народного целителя, которые он вывел на основе глубокого знания бурятской народной медицины.


Из тибетских анатомических рисунков, собранных и раскрашенных непальским художником Ромио Срестой и его студентами в Катманду в 1980-1990 г.г.

Общие правила здоровья

Бережное отношение к своему здоровью является обязанностью каждого человека.

Состояние здоровья человека во многом зависит от его образа жизни, от его поведения, и болезни его находятся в тесной связи с «тремя пороками»: невежеством, похотливостью и злостью. Человек, стремящийся прожить без труда, лёгкой жизнью, никогда не будет духовно и физически здоровым.

Необходимо воспитывать в себе проворство, подвижность, приучаться к посильной физической работе.

Слишком тяжёлая работа, и, наоборот, слишком лёгкая работа, чрезмерно бережливое отношение к себе, так же как и небрежное, при здоровом организме – несовместимые обстоятельства.

Полезно лазать по высоким горам, пить воду из горных ручьёв, собирать полевые цветы, дышать свежим воздухом.

Нельзя допускать быстрого, внезапного перегревания или переохлаждения тела. Этому могут способствовать ходьба по горячей земле или песку, долгое загорание под жарким солнцем, купание в холодной воде в жаркий день, сидение на холодной влажной земле или камнях на сквозняке.

Рекомендуется следить за погодой и одеваться в соответствии с ней. Хронические, скрытые болезни обостряются весной и осенью, но они появляются не из-за суровых морозов, а от «перегревания» организма, а затем внезапного его «охлаждения».

Большое значение в бурятской народной медицине придавалось лечебному питанию. Г.Ленхобоев в препринте 220 так кратко классифицировал продукты питания по содержанию «холодных», «тёплых», и «средних» элементов:

— вода содержит «холодные» элементы;

— пища минерального содержания (поваренная соль, красная соль (царская), солонцы) содержит «тёплые» элементы;

— пища растительного происхождения (пшеница, овёс, чёрный ячмень, красный и чёрный перец, мак, кориандр, горчица, имбирь, бадьян, укроп, чеснок, лук репчатый и зелёный, корица, редька) содержат «тёплые элементы»;

Голубая ярица, горох, картофель, морковь, помидоры, огурцы, арбуз, тыква, редиска содержат «средние» элементы.

К винам, содержащим «тёплые» элементы, относятся пшеничная водка, молочное вино (особенно из овечьего молока), анисовая и перцовая настойки.

Эти вина и настойки успокаивают ХИИ, а водка из овечьего молока является лечебным средством от ХИИ, появившегося на почве «охлаждения» крови.

Одежда должна соответствовать климату, погоде, временам года. За последние годы люди стали чаще страдать ревматизмом, воспалением почек и болезнями сердца.

Одной из причин является «переохлаждение» ног и поясницы из-за короткой одежды, капроновых чулок, обуви на высоких каблуках.

Абсолютно безвредна одежда из овечьей шерсти. Шерсть передаёт организму «тёплые» элементы, впитывает влагу. Мясо, кровь, кожа, волосы, шерсть животных содержат элементы соответствующего животного и способны передавать (возбуждать) у других те же элементы.

Если положить под голову шкуру из лося или из оленя, то будет болеть голова, т. к. шкура содержит «холодные» элементы.

Если выработать указанные навыки в поведении, то можно прожить до глубокой старости, не испытывая недугов и болезней.

Однако в современных условиях, считает Ленхобоев, люди редко доживают до глубокой старости по причине всё увеличивающегося травматизма, бытовых неурядиц, людского коварства и элементарного невежества.

Таким образом, чтобы достичь долголетия, необходимо поддерживать в организме «тёплые» элементы, правильно подбирая пищу, одежду, физически совершенствоваться, содержать в чистоте не только свой дом, окружающую среду, но и свою душу.

Тибетская медицина лечение. Справка

Интересна трактовка Г.Ленхобоевым некоторых основополагающих терминов тибетской медицины:

ветра (рлунг – по-тибетски),

желчи (мкхрис),

слизи (бад–ган).

Названия рлунг и мкхрис Г. Ленхобоев даёт в переводе на бурятский язык.

По его мнению, рлунг – это «хии» (в переводе «газ»), мхкрис – «шара» (желчь). Термин «бад–ган» он пишет в бурятской транскрипции – «бадаган». «Хии», «шара», «бадаган» находятся между собой в сложных отношениях: расстройства «шара» или «бадаган» вызывает расстройство «хии», а расстройство «хии» порождает болезни как «шара», так и «бадаган».

Если ни один из них не расстроен или расстройство одного не вызывает расстройства другого, то нет никаких оснований для лечебных вмешательств, поскольку организм по существу здоров.

Заболевание имеет место только тогда, когда «хии», «шара», «бадаган» совмещены друг с другом: «хии» с «шара», «шара» с «бадаган», «хии» с «бадаган» или все три вместе. Далее «хии», «шара» и «бадаган» подразделяются на «холодные» и «тёплые» виды. Ветер, Желчь и Слизь – это три вида энергии, наполняющие тело человека жизнью.

Здоровье трактуется как гармоничное равновесие Трех жизненных начал. Для тибетского врача они вполне конкретны.

Он знает, что есть болезни Ветра, болезни Желчи, болезни Слизи.

Методы диагностики тибетской медицины позволяют определить избыток или недостаток одного из видов Жизненных энергий.

Методы лечения в тибетской медицине позволяют восстановить баланс Жизненных энергий, тем самым, победив болезнь или другие жизненные проблемы.

Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы.

В наше время у большинства людей организм «охлаждён»

Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.

Каждый хозяин своего питомца хотел бы лечить его болезни самыми комфортными методами для животного. Я уже публиковал небольшие статьи на эту тему. Их вы можете найти по тегу .

Что касается лечения животных методами акупунктуры, то в средневековом Китае существовала специальная обширная и разнообразная традиционная литература, посвящённая различным аспектам ветеринарного искусства, в том числе и лечению животных способами иглоукалывания и прижигания.

В ней речь шла, конечно, главным образом не о кошках, а о лечении тех животных, которые были наиболее полезны китайцам в их домашнем хозяйстве - лошадей, коров, верблюдов.

Создателем этой старинной науки акупунктурного лечебного воздействия на домашних животных сами китайцы считают прославленного древнего врачевателя и знатока коней Бо Лэ (7 в. до н. э.), жившего при дворе циньского князя Му-гуна.

В средневековых китайских рукописях сохранился трактат о ветеринарном лечении коней, авторство которого приписывается этому полулегендарному человеку древности, он называется "Канон об иглоукалывании Бо Лэ" ("Бо Лэ чжэнь цзин").

Однако современные учёные считают, что самым древним из подлинных сохранившихся до нашего времени китайских текстов, описывающих традиционную ветеринарную акупунктуру, является трактат эпохи Тан "Свод наставлений об уходе за лошадьми и их лечении" ("Сыму ань цзи цзи"), написанный средневековым китайским ветеринаром Ли Ши в 833-м году. В этом сочинении говорится о системе "каналов и коллатералей" (цзин-ло) у лошади, по которым циркулирует Ци, и описываются 77 лошадиных акупунктурных лечебных точек.

В последующие столетия, особенно в эпохи Мин и Цин, эта наука в Китае получила большое развитие, и там было написано значительное количество различных специальных ветеринарных сочинений.

Среди наиболее известных и крупных книг по этой тематике можно назвать, например, такие тексты как "Собрание наставлений Юаня и Хэна о лечении коней" ("Юань Хэн ляо ма цзи"), изданное братьями Юй Бэньюанем и Юй Бэньхэном в 1608-м году, "Заново написанный и откомментированный большой свод канонов о лошадях, коровах и верблюдах" ("Синькэ чжуши ма ню то цзин да цюаньцзи"), изданный в 1785-м году Го Хуайси и Сюй Чанлэ.

В современных же китайских книгах по ветеринарной акупунктуре описываются методы лечения иглоукалыванием и прижиганием для самых разнообразных видов животных и птиц - собак, кошек, кроликов, куриц и многих других.

Тибетская медицинская система является старейшей в мире. Самые популярные тибетские рецепты содержат лишь немногие из обычных ингредиентов, таких как чеснок, лимон, имбирь и мед. Используются для чистки организма, укрепления и восстановления сил и иммунитета.

Тибетский напиток для здорового сердца и кровеносных сосудов

Препарат применяют для постепенного очищения кровеносных сосудов от жировых отложений и предотвращения инсультов и заболеваний сердца.

Ингредиенты

1 кг – лимон;
- 300г – чеснок.

Подготовка

Измельчите лимон (вместе обязательно с кожурой) и чеснок. Смесь залейте 1,5 л кипятка в закрытой посуде и варите ее на слабом огне порядка 15-20 минут.
- Храните смесь в стеклянной таре и в прохладном месте.

Использование

Препарат следует принимать натощак в течение 25 дней по 50 мл.
- Сделать перерыв затем на 10 дней, после - повторите прием.
- Профилактическая медицина рекомендует использовать данный настой два раза в год, раз в полгода.
- Для лечения препарат нужно принимать, чтобы улучшить состояние здоровья, с применением перерыва на 10 дней между двумя дозированиями.

Тибетский чай для релаксации

Это средство служит для расслабления, снятия усталости и устранения стресса, традиционно считается, что он увеличивает продолжительность жизни и работоспособность организма.

Ингредиенты

5г тертого имбиря (натереть на терке мелкой);
- 1 стол. ложка сока лимона;
- 2 стол. ложки натурального меда;
- щепотка молотого острого перца;
- щепотка укропа.

Подготовка

Доведите два литра воды до кипения и кипятите ее в течение 5 минут.
- В охлажденную воду добавить имбирь, острый перец, укроп, мед, сок лимона.

Использование

В небольшом количестве (по 30 мл) пить чай в течение дня или выпить чашку перед каждым приемом пищи. Кроме того, данный настой помогает снизить аппетит и способствует похудению.

Тибетская медицина для омоложения тела

Эта смесь чеснока, меда и лимона применяется в тибетской медицине, как эликсир, который успешно замедляет процесс старения.

Ингредиенты

10 луковиц чеснока;
- сок из 10 лимонов;
- 1 кг меда.

Подготовка

Мелко нашинковать чеснок и перемешать с медом и соком лимонов.
- Поместите смесь в стеклянную посуду с крышкой (желательно банку) и оставьте на восемь-десять дней.

Использование

После периода настаивания, принимайте одну столовую ложку дважды в день в течение дня и вечером перед последним приемом пищи. Данный рецепт помогает значительно укрепить иммунитет.

Почему эти рецепты так эффективны?

Лимон обладает сильными антиоксидантными и антибиотическими свойствами. Благодаря его возможности удерживаться в крови, вплоть до 24 часов, является эффективным в защите от опухолей. Предотвращает отложение холестерина на стенках артерий и способствует снижению его уровня, если он уже существует. С учетом всех этих особенностей, лимон защищает мозг и предупреждает сердечные приступы. Применяется в качестве сильного антиоксиданта, и таким образом, замедляет старение.

Мед также является антиоксидантом, который обладает свойствами антибиотика. Защищает организм от вредных веществ, а при применении совместно с препаратами растений, его польза для здоровья только усиливается.