Соотношение негров и белых в америке. Когда в Америке появились негры

Предки американских негров были вывезены из Африки приблизительно 300 лет назад. На территории Африки создавались фактории дилеров-работорговцев, которые всяческим образом (насилием, спаиванием, обманом) захватывали негров, заковывали их в колодки или цепи. Из США регулярно приходили корабли, на которые негров загоняли в трюмы, задраивали и увозили в рабство.

Кстати, стоимость одного раба в США достигала 2000 долларов, в то время как в Африке он покупался у дилеров за 400 литров рома или 20 долларов. Работорговцы объясняли немалую по тем временам стоимость негров их высокой смертностью по пути из Африки в Америку. В самом деле, по данным исторических источников, из каждых десяти негров берегов США чаще всего достигал только один. Только за 1661-1774 годы из Африки в США было ввезено около миллиона живых рабов, а свыше девяти миллионов погибло по дороге.

Соотношение негров и белых в США

С 1790 года каждые 10 лет в США регулярно проводятся переписи населения. Думаю, что никого не удивит тот факт, что абсолютное количество негров каждый год растёт. Если в 1790 году их было 757 208 человек, то на момент последней переписи 2000 года в США насчитывалось уже 37 104 248 негров.

Однако, если посмотреть на относительные цифры, то тут возникает довольно интересная ситуация. В 1790 году в США было 19,3 % негров и 80,7 % белых, а в 2000 году соотношение негров и белых уже составляло 13 и 82 % соответственно. Странность не замечаете? Относительное количество белых практически не меняется и составляет около 80 % населения, в то время как относительное количество негров за 200 лет уменьшилось почти на треть. Почему? Для ответа на этот вопрос обратимся к генетике…

Миграция генов

В США потомство от смешанных браков между белыми и неграми относится к негритянскому населению. Частота аллеля, контролирующего резус-фактор у белого населения США, составляет 0,028. В негров африканских племен частота этого аллеля равна 0,630. Однако у современного негритянского населения США, чьи предки были вывезены из Африки 300 лет (около 10 поколений) назад, частота этого аллеля составляет уже 0,446. Таким образом, поток генов от белого населения к негритянскому шёл со скоростью 3,6 % за 1 поколение. В результате через 10 поколений доля генов африканских предков составляет сейчас 0,694 общего числа генов современного негритянского населения США. Или, другими словами, около 30 % генов американские негры унаследовали от белого населения.

Если дело и дальше так пойдет, то через 600 лет негры США ничем не будут отличаться от белых. Мало того, чем меньше в негре процент негритянской крови, тем более вероятно кровосмешение между ним и представителем белой расы, поэтому смешение рас может произойти и быстрее. Сравните сами вероятность зачатия ребенка между иссиня-чёрной негритянкой рабыней 18-го века и белым человеком с вероятностью связи между современной американской мулаткой и белым американцем, воспитанным на принципах политкорректности.

Но думаю, что цифрами и статистикой трудно кого-то убедить. Поэтому обратимся к более наглядным фактам, а именно к сравнению внешнего вида населения Либерии и негров США.

Либерия, Либерия свободная страна…

Кстати, а что вы знаете про такую африканскую страну как Либерия? Неужели только то, что показывают по телевизору в новостях? Что там воюют какие-то повстанцы, а население просит США ввести туда свои войска для поддержания мира? А знаете ли вы, почему либерийцы так любят и доверяют США, что просят именно их, а не, к примеру, ООН вмешаться в их внутренние проблемы?

Ну, это довольно длинная история, однако я постараюсь быть краток. Посмотрите на картинку с либерийским флагом. Ничего он вам не напоминает? ;-) А дело было так...

В 1816 группа белых американцев основала в США Американское колонизационное общество, поставившее перед собой цель решить «негритянскую проблему» путем расселения освобожденных черных рабов в Африке. В 1818 два представителя общества были направлены в Африку на поиск места для поселения, и в 1820 году 88 темнокожих колонистов во главе с тремя белыми американцами направились к берегам Сьерра-Леоне. Перед отъездом они подписали документ о том, что управлять будущим поселением будет представитель Американского колонизационного общества. Правда, уже в Африке из-за разгоревшейся эпидемии малярии из этих колонистов умерло 25 человек, включая всех троих белых. Из оставшихся в живых 63 негров часть остались в Сьерра-Леоне (столица которой, в память об этом, называется Фритаун, то есть “город свободы), а часть основали собственное поселение.

В 1824 вся территория этого поселения была названа Либерией (от англ. liberty – свобода), а его столица - Монровией в честь президента США Джеймса Монро. Около 5 тысяч освобождённых негров из США, узнав о Либерии, отправились жить в эту «страну свободы».

В 1847 была обнародована Декларация независимости и принята конституция. Так возникло первое в Африке независимое государство названное республика Либерия. Государственным языком стал английский, а денежной единицей либерийский доллар. Правда, спустя много лет английский в Либерии превратился в «либерийский английский», а денежной единицей стал доллар США.

Но не буду дальше рассказывать историю Либерии, хотя она и полна очень интересных фактов и курьёзных событий. В частности, нечего не скажу про самый большой в мире торговый флот, который курсирует под либерийскими флагами. Про то, как правительство Либерии, тайно торгуя алмазами из Сьерра-Леоне, чуть не разрушило весь мировой рынок алмазов. Про то, как американская компания “Firestone” купила несколько сот гектаров территории Либерии, где вплоть до второй мировой войны (а возможно и до сих пор) на плантациях трудились рабы, добывающие каучук для автомобильных шин, производимых “Firestone”. Про то, как Украина продавала оружие Либерии, и что из этого вышло. Возможно, я расскажу все эти истории как-нибудь в другой раз, а пока продолжу рассказ о неграх.

Давайте посмотрим на фотографии негров Либерии, в частности на фотографии потомков бывших американских рабов, и сравним их с фотографиями негров, живущих в США (наведите на фото мышку, чтобы увидеть подписи):

Начало ввоза рабов на территорию современных Соединенных Штатов Америки совпало со вступлением Англии в эпоху колониальных завоеваний,

Первое постоянное поселение английских колонистов в Америке-Джемс- таун - было основано в 1607 г. Через двенадцать лет, в 1619 г. к берегам Северной Америки причалил первый корабль, привезший негров 2 .

Ввоз негров и введение рабства явились следствием потребности в рабочей силе"на юге Северной Америки, где на землях, раздаваемых королями своим приближенным, устраивались крупные земледельческие~хозяй- ства - табачные, рисовые и другие плантации. На Севере, где плантационное хозяйство, в силу особых экономических и климатических условий, было менее распространено, рабство никогда не применялось в таких масштабах, как на Юге. Тем не менее, и в северных штатах имелись рабы, главным образом домашняя прислуга, сельскохозяйственные батраки и т. п.

Первые негры были привезены в Америку в качестве законтрактованных (indentured) работников, но очень скоро система контрактации была официально заменена более выгодной системой рабства. В 1641 г. в Массачусетсе срок службы рабов был превращен в пожизненный, а закон 1661 г. в Виргинии сделал рабство матери наследственным для детей. Аналогичные законы, закреплявшие рабство, были приняты в Мэриленде (1663), в Нью-Йорке (1665), в Южной (1682) и Северной Каролине (1715) и т. д.

Так негры стали рабами.

Ввозимые в Америку черные рабы были в своем большинстве жителями западного побережья Африки, значительно меньшая часть принадлежала к племенам Центральной и Южной Африки, а также Северной Африки и о-ва Мадагаскара. Среди них были негры племен фульбе, волоф, йоруба, ибо, ашанти, фанти, хауса, дагомейцы, банту и др. 1 .

Негритянские племена Африки находились на различных ступенях социального и экономического развития, имели свои обычаи и говорили на языках, распределявшихся по трем основным лингвистическим семьям- банту семито-хамитской и суданской 2 . У некоторых племен существовало рабство для военнопленных и преступников, а также рабство на экономической основе (долговое).

До конца XVII в. торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 г. эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей. Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 г., когда Англия добилась права асиенто - исключительного права торговли неграми-рабами. Негров ловили, покупали, на них обменивали товары, их грузили в зловонные трюмы кораблей и везли в Америку. Вся Африка превратилась, по выражению К. Маркса, в «заповедное поле охоты на чернокожих» 3 . Вдоль западного побережья Африки от Зеленого мыса до экватора выросли фактории (slave factories), куда партиями сгоняли рабов, связанных за шею веревками и скованных цепями. Здесь, в грязных, тесных бараках ожидали они прихода невольничьих кораблей. Документы показывают, что на корабль водоизмещением в 120 тонн грузилось не менее 600 рабов. Закованных в кандалы негров загоняли в трюме на полки, расстояние между которыми было настолько мало, что на каждого человека приходилось пространства меньше, чем в гробу.

Рабы массами гибли в бараках факторий и во время перевозок. Но хотя на одного оставшегося в живых негра часто приходилось пять погибших в дороге - задохнувшихся от недостатка воздуха, умерших от болезни, сошедших с ума или просто бросившихся в море, предпочтя смерть рабству,- торговцы рабами получали баснословные барыши: спрос на негров был так велик, а рабы были так дешевы и так быстро окупали себя. Негры были настолько дешевы, что плантаторам было выгоднее за короткий срок замучить раба на непосильной работе, чем эксплуатировать его дольше, но осмотрительнее. Средняя продолжительность жизни раба на плантациях в некоторых районах Юга не превышала ше- сти-семи лет.

Рабовладение вначале развивалось медленно. Так, в 1670 г. в Виргинии было лишь около 2 тыс. рабов (примерно 5% всего населения). Но уже к 1715 г. рабы составляли около одной трети населения Виргинии, Северной и Южной Каролины и Мэриленда (46 тыс. из 123 тыс.). По мере роста плантационного хозяйства шло дальнейшее увеличение ввоза рабов. По данным Бюро переписи США, до 1 января 1808 г., когда ввоз рабов был запрещен законом, в Соединенные Штаты было ввезено около 400 тыс. негров. С начала XIX в. по 1860 г. число рабов с 893 тыс. увеличилось до 4 млн.

Несмотря на запрещение ввоза рабов в 1808 г., работорговля не прекратилась. Она просуществовала в скрытой форме вплоть до официального освобождения негров во время гражданской войны 1861-1865 гг. Негров ввозили теперь контрабандой, что еще больше увеличивало смертность при перевозке. Подсчитано, что с 1808 по 1860 г. в Соединенные Штаты было доставлено контрабандой около полумиллиона рабов. Предметом торговли стали, кроме того, негры, специально «выращиваемые» на продажу в некоторых рабовладельческих штатах Юга (особенно в Южной Каролине и Виргинии).

Буржуазные историки-расисты любят противопоставлять неграм индейцев - свободных охотников, умиравших, но не покорявшихся рабовладельцам. Из этого делается вывод, что рабство - естественное состояние негров. Однако уже самая посылка подобного противопоставления есть фальсификация истории. «Негр есть негр, лишь в определенных условиях он становится рабом»,- писал К. Маркс 1 . Негры были сделаны рабами, но они никогда не были рабами покорными. Нередко негры поднимали восстания еще на кораблях. Об этом свидетельствует особый вид страхования кораблевладельцев для покрытия убытков специально на случай восстания рабов на корабле. Но и на плантациях, где жили негры^ привезенные из разных частей Африки, представители различных племен, говорившие на разных языках, рабы сумели преодолеть межплеменную рознь и объединиться в борьбе против своего общего врага - плантаторов. Так, уже в 1663 и 1687 гг. были раскрыты крупные заговоры негров в Виргинии, а в 1712 г. гарнизону Нью-Йорка с большим трудом удалось предотвратить захват города восставшими рабами- неграми. За период с 1663 по 1863 г., когда рабство негров было отменено, зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров 2 , в том числе такие крупные, как восстания под руководством Като (1739) в Стоно (Южная Каролина), Габриэля, иногда называемого по имени хозяина Габриэлем Проссером (1800), в Хенрико (Виргиния), Денмарка Вези (1822) в Чарлстоне (Южная Каролина) и Ната Тёрнера (1831) в Саутгемптоне (Виргиния).

Восстания негров жестоко подавлялись. Но даже эти разрозненные вспышки отчаяния угнетенных рабов заставляли плантаторов трепетать от страха. Почти каждая плантация имела свой склад оружия, группы плантаторов содержали охранные отряды, рыскавшие ночью по дорогам. «Вся общественная система в южных штатах,- замечает Ф. Фонер,- держалась на прямом подавлении негров силой оружия» 1 .

Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Бегство требовало от негра большой смелости и мужества,- ведь если беглого раба ловили, ему отрубали уши, а иногда, если он оказывал вооруженное сопротивление, и руки, или клеймили его раскаленным железом. Тем не менее негры - мужчины, женщины и даже дети - бежали в леса, к индейцам, на Север, где к концу XVIII в. рабство было упразднено (см. ниже). По данным Г. Эптекера 2 , не менее 60 тыс. беглецов достигло северных штатов в период с 1830 по 1860 г. Число негров, погибших в дороге или схваченных и казненных рабовладельцами, никогда не будет известно.

Особенно массовыми стали побеги рабов с плантаций во время революции 1774-1783 гг. Негры сыграли важную роль в борьбе американских колоний против английского владычества. Джордж Вашингтон, долгое время не решавшийся вербовать негров в солдаты, в 1776 г. был вынужден прибегнуть к этой мере ввиду наступления англичан и общего тяжелого положения в стране. По некоторым подсчетам, в армии Вашингтона было не менее 5 тыс. негров, многие из которых отличились в борьбе: Крисп Аттакс, Питер Сэлем, Остин Дебни, Джеймс Армистед, Дебора Геннет и др. Негры-ветераны, освобожденные за военные заслуги от рао- ства, увеличили число свободных негров Севера и Юга. Но революция 1774-1783 гг. не решила вопроса о рабстве и его отмене. Новая конституция по существу исходила из признания рабства, что видно из ряда ее статей 3 . Под давлением рабовладельцев в 1793 г. был принят общенациональный закон о беглых рабах. Остальные вопросы о рабстве передавались на усмотрение отдельных штатов. Однако во время революции и вскоре после нее рабство было отменено в северных и северо-западных штатах.

Восстания рабов, их борьба за свое освобождение не только сеяли страх среди плантаторов; они будили сознание американцев, способствовали развитию широкого демократического движения, которое вместе с борьбой самих негров привело в конечном счете к ликвидации рабства.

Наиболее ранние выступления против рабства в Северной Америке восходят к концу XVII в. Их авторы - квакеры и представители некоторых других религиозных сект - отрицали рабство, как противоречащее принципам христианской религии и морали. В 1775 г. в Филадельфии было сформировано первое в Америке местное общество борьбы с рабством. Одним из организаторов общества был Вениамин Франклин. В 90-х годах XVIII в. подобные общества существовали уже во многих штатах. Но в начале XIX в. наблюдается некоторый упадок движения за освобождение негров, и получает широкое распространение иллюзия, что после запрещения ввоза рабов рабство должно угаснуть само собой. В действительности, однако, произошло иначе.

Изобретение хлопкоочистительной машины (джина), во много раз ускорившей очистку хлопка, вызвало подъем хлопководства и значительно увеличило спрос на рабов, а начало промышленного переворота в Европе, а затем и в Соединенных Штатах, еще более усилило спрос и на хлопок, и на рабов. Цена на раба с 300 долларов в 1795 г. возросла до 900 долларов в 1849 г. и до 1500-2000 долларов накануне гражданской войны. Резко усилилась интенсификация рабского труда и эксплуатация рабов.

Всё это привело к новому обострению классовых противоречий, к новому подъему освободительного движения негров и их белых союзников. Волна восстаний негров, охватившая в первой половине XJX в. весь юг США, была связана, кроме того, с революционным движением негров в Вест-Индии в конце XVIII и в начале XIX в. К 30-годам XIX в. относится формирование в США общенационального организованного аболиционистского движения (движения сторонников освобождения негров).

Выдающимися вождями аболиционистов были Уильям Ллойд Гаррисон и Фредерик Дуглас. Гаррисону (1805-1879) принадлежит заслуга создания в 1833 г. в Филадельфии Американского общества борьбы с рабством и целой сети аболиционистских обществ, число которых в 50-х годах XIX в. превышало 2 тыс. Американское общество борьбы с рабством объединяло и белых аболиционистов, и свободных негров. В декларации общества, принятой на съезде в Филадельфии в декабре 1833 г., говорилось, что рабство, в котором американцы держат своих сограждан, противоречит «принципам естественной справедливости, республиканской формы правления и христианской религии, подрывает благосостояние страны и угрожает миру, союзу и свободам штатов». Далее выдвигалось требование немедленного, без переселения в Африку, освобождения негров, путем «убеждения сограждан аргументами, обращенными к их разуму и совести» 1 .

Основное требование, содержащееся в декларации,- требование немедленного освобождения рабов без выкупа и без экспатриации-было революционным. Слабость программы общества - в непонимании реального пути освобождения негров, в отказе от политической борьбы и переоценке роли морального увещевания и пропаганды.

У.-Л. Гаррисон в течение 34 лет до 1865 г. издавал и редактировал центральный орган аболиционистов журнал «Освободитель»(«Liberator»), обличавший рабство и рабовладельцев. Первый номер журнала вышел в 1831 г., в год восстания рабов под руководством Ната Тёрнера.

Дуглас (1817-1895), прославленный вождь негритянского народа, был вице-президентом Общества борьбы с рабством. Его мать - негри- тянка-рабыня, отец - белый; сам Дуглас, его братья и сестры были рабами. В 1838 г. Дуглас бежал на Север и стал замечательным общественным деятелем - борцом за свой народ, за его политическую организацию, блестящим оратором и писателем. С 1838 г. Дуглас издавал наиболее популярную до гражданской войны газету «Северная звезда» («North star»), известную впоследствии как «Frederick Douglass’ paper».

Аболиционизм не был однородным движением. Здесь в единый демократический фронт слились и борьба фермеров и рабочих против рабовладения, и деятельность части северной промышленной буржуазии, заинтересованной в ликвидации рабства как экономически невыгодного, и искреннее возмущение либеральной, демократически настроенной интеллигенции позором рабства. Наиболее активными аболиционистами были сами негры. Между различными течениями в аболиционистском движении существовали серьезные разногласия по многим политическим вопросам, и, в частности, но вопросу о применении силы в борьбе против рабства- разногласия, приведшие позднее к расколу.

Деятельность аболиционистов протекала в обстановке террора и преследований со стороны плантаторов и их пособников. Нуяшо было незаурядное мужество, чтобы выступать против рабства не только в южных штатах, но и на Севере. Так, в 1837 г. в северном штате Иллинойс был убит видный аболиционист И. Ловджой.

Среди аболиционистов следует также назвать имена Уэнделла Филлипса, Гарриэт Бичер-Стоу, чей роман «Хижина дяди Тома» (1851) в значительной мере способствовал собиранию сил аболиционистов, и др. Большую роль в аболиционистском движении играли американские марксисты Иосиф Вейдемейер, Фридрих Зорге, Адольф Дуэ и др. Некоторые из них сражались в годы гражданской войны в рядах северян.

Значительный вклад в развитие аболиционистского движения внесли памфлеты и книги аболиционистов-негров: знаменитый «Призыв Уокера» («Walker’s appeal», 1829), звавший рабов к вооруженному восстанию, статьи и открытые письма Г. Гарнета, памфлеты У. Нелла, воззвание Ф. Дугласа «Требования негров, рассмотренные с точки зрения этнологии» («Claims оf Negroes ethnologically concerned», 1854) и др. У. У. Браун и Д. Пеннингтон ездили по городам США и других стран, ведя пропаганду против рабства и собирая средства, необходимые для борьбы.

Одна из замечательнейших фигур аболиционистского движения - бывшая рабыня Гарриэт Табмен, активнейшая участница «тайной дороги» (underground railway). «Тайная дорога» представляла собой цепь убежищ для беглых рабов по пути из рабовладельческих штатов в Канаду. В работе «тайной дороги» принимали участие тысячи негров и белых, многие из которых известны только под псевдонимами. Совершая поездку за поездкой из южных штатов на Север, Г. Табмен лично освободила из рабства свыше 300 негров и воодушевила на бегство тысячи. За голову Г. Табмен в 1856 г. плантаторы объявили награду в 40 тыс. долларов, но схватить ее не удалось. В период гражданской войны Г. Табмен сражалась в войсках северян и в партизанских отрядах.

К середине XIX в. рабство изжило себя. Изобретение прядильных машин, введение различных технических усовершенствований повысили производительность труда в промышленности и резко увеличили потребность в хлопке. Труд рабов, даже при условии жесточайшей его эксплуатации, оставался малопроизводительным, продуктивность его не соответствовала новым требованиям промышленности. Система рабства тормозила также развитие капитализма в США и образование единого внутреннего национального рынка. Отмена рабства стала, таким образом, необходимым условием для дальнейшего развития капитализма. Кроме того, отрицая за частью народа все человеческие права, система рабства являлась угрозой для благосостояния и гражданских свобод всего американского народа и вызывала растущий протест негров и широкое движение против рабства среди различных слоев американского населения.

Однако плантаторы не собирались добровольно отказаться от власти. В 1820 г., в результате Миссурийского компромисса, они добились установления границы рабства по 36°30" северной широты. В 1850 г. под нажимом плантаторов Конгресс принял новый закон о беглых рабах, гораздо более суровый, чем закон 1793 г. 1 J а в 1854 г., благодаря биллю о Канзасе и Небраске, предоставившему решение вопроса о рабстве на той или иной новой территории самим поселенцам, были уничтожены какие-либо юридические преграды для распространения рабства на всей территории США. Однако все это в свою очередь привело к усилению волнений рабов и к росту аболиционистского движения в десятилетие, предшествовавшее гражданской войне.

Предгрозовой вспышкой гражданской войны в Соединенных Штатах была гражданская война в Канзасе, за которой последовало восстание Джона Брауна (1859). Браун (1800-1859), белый фермер из Ричмонда (Огайо), видный аболиционист и деятель «тайной дороги», задумал со- вершить поход в Виргинию, поднять всеобщее восстание рабов и образовать в горах Мэриленда и Виргинии свободный штат как базу для борьбы за освобождение всех рабов. В ночь на 16 октября 1859 г. Браун с небольшим отрядом в 22 человека (из них пять негров) двинулся на г. Харперс- Ферри и захватил арсенал. Однако поход Джона Брауна оказался недостаточно подготовленным. Оставшись без поддержки, отряд Брауна был окружен и после ожесточенного сражения разгромлен. Тяжелораненный Джон Браун был захвачен в плен, обвинен в государственной измене и подстрекательстве рабов к мятежу и приговорен к повешению. В своей последней речи на суде Браун отверг все предъявленные ему обвинения и признал себя виновным только в одном - в намерении освободить рабов 2 .

Казнь Джона Брауна вызвала взрыв возмущения во всем мире, и приблизила кризис, который разразился в 1861 г. Первый удар нанесли плантаторы: в 1860 г., после избрания президентом А. Линкольна, представителя Севера, они объявили о выходе ряда южных штатов из состава Союза, а в начале 1861 г. атаковали войска северян у форта Самтер. Так началась гражданская война Севера и Юга.

В гражданской войне 1861-1865 гг. стояли задачи буржуазно-демократического преобразования общества, уничтожения рабства и передачи политической и экономической власти по всей стране в руки промышленников Севера. В статье «Гражданская война в Северной Америке» К. Маркс охарактеризовал положение следующим образом: «Современная борьба между Югом и Севером есть... не что иное, как борьба двух социальных систем - системы рабства и системы свободного труда... Она может кончиться лишь победой одной из этих систем» 3 .

Война приняла затяжной характер из-за нерешительной политики правительства Авраама Линкольна, отражавшей реальные противоречия сил, столкнувшихся в войне, и в то же время колебания буржуазии. Основную цель войны Линкольн видел в сохранении союза штатов, в возвращении в союз 11 мятежных штатов Юга, а не в уничтожении рабства. И лишь когда северяне потерпели ряд поражений и обстановка на фронтах стала угрожающей, под давлением народных масс и при огромной активности самих негров Линкольн подписал закон о конфискации рабов плантаторов-мятежников (6 августа 1861 г.), о запрещении выдачи беглых рабов (31 марта 1862 г.) и об освобождении с выкупом негров в округе Колумбия (16 апреля 1862 г.). И, наконец, 22 сентября 1862 г. была опубликована историческая Прокламация об освобождении (Emancipation proclamation), по которой с 1 января 1863 г. все рабы в мятежных штатах, если мятеж не будет прекращен, получали свободу «отныне и навеки». С 1 января 1863 г. рабы, правда, только в отложившихся штатах, получили личную свободу.

После победы северян и освобождения негров важнейшим вопросом стал вопрос о перестройке всей политической и экономической жизни на Юге, вопрос о реконструкции Юга. В марте 1865 г. было учреждено Бюро по делам беженцев, освобожденных негров и покинутых земель (The Bureau of freedmen, refugees and abandoned lands) во главе с генералом О.-О. Говардом. В задачи Бюро входила всесторонняя помощь освобожденным неграм в новых для них условиях. Бюро просуществовало до 1868 г., и деятельность его имела большое положительное значение.

Однако негры были освобождены без выкупа, но и без земли, без средств к существованию. Крупное плантационное землевладение не было уничтожено, политическая власть рабовладельцев была лишь на некоторое время поколеблена, но не сломлена. И хотя негры сами с оружием в руках принимали участие в борьбе за свое освобождение, хотя свыше 200 тыс. негров сражалось в армии северян и 37 тыс. из них пали в этой войне,- негры не получили ни настоящей свободы, ни, тем более, равноправия. Освободившись от рабства у плантаторов, они попали в кабалу к тем же плантаторам и были вынуждены на кабальных условиях работать у своих прежних хозяев наемными рабочими или арендаторами. «Рабство отменено, да здравствует рабство!»,- так определил положение один из реакционных деятелей той эпохи.

После убийства Линкольна 14 апреля 1865 г. и прихода к власти Э. Джонсона, проводившего политику уступок по отношению к плантаторам, реакция в южных штатах вновь подняла голову. В 1865-1866 г. в различных штатах Юга были введены так называемые «черные кодексы» (Black codes), по существу восстанавливавшие рабство негров. Типичны, например, законы, принятые в 1865 г. в штате Миссисипи 1 . По этим законам неграм, под страхом пожизненного тюремного заключения, отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, урезывались гражданские свободы негров и ограничивалось их право владеть землей. Почти во всех южных штатах у негров оспаривалось избирательное право, и негры фактически устранялись от участия в политической жизни. Согласно закону о подмастерьях (Apprentice law), все негры - подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей (poor minors), отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям. Негры допускались только к самым тяжелым и грязным работам. Во многих штатах существовали законы о бродяжничестве (Vagrant laws), по которым негры, не занятые на постоянной работе, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады или насильственно возвращались на работу к прежним плантаторам. Законы о бродяжничестве применялись крайне широко, и им всегда давалось толкование, угодное плантаторам. В южных штатах процветала система кабального пеонажа, использования труда арестантов, которые часто приковывались к одной цепи и должны были выполнять работы по прокладке дорог или другие тяжелые работы, проводившиеся в том или ином штате. Была установлена также «система общественной изоляции и сегрегации (отделения) негров, система джим-кроуизма 2 . Это значило, что негры могли селиться только в определенных, строго ограниченных районах, посещать только определенные и низшего разряда гостиницы, рестораны, театры, ездить только в вагонах с надписью «для цветных». Это означало тысячи мелких и крупных унижений, которым и поныне в той или иной степени подвергаются негры в современной Америке.

Результатом массового движения протеста как негров, так и белых республиканцев против «черных кодексов» и событий на Юге США было одобрение конгрессом 13-й поправки к конституции об отмене рабства (1865), 14-й поправки о гражданских правах негров (1868) и 15-й поправки об избирательных правах негров (1870). В 1867-1868 гг. конгресс утвердил законы о реконструкции Юга, в соответствии с которыми южные штаты разделялись на пять военных округов и там вводилась военная диктатура, осуществляемая войсками северян. Штаты избирали свои временные органы власти на основе всеобщего избирательного права (включая негров), причем конфедераты, бывшие активные участники мятежа, лишались права голоса. Негры оказались избранными в законодательные учреждения ряда штатов. Так, Г. Эптекер указывает 1 , что в штате Миссисипи после выборов 1870 г. в палате представителей было 30 негров, а в сенате - пять. «В 1866 г.,- пишет У. Фостер о Юге,- начинается десятилетие самого широкого демократического развития штатов, подобного которому не было ни до того, ни после» 2 . В этот период был проведен ряд прогрессивных буржуазно-демократических преобразований: установлены всеобщее избирательное право для мужчин и новые права для женщин, создана государственная школьная система и система обеспечения престарелых, введено гражданское равноправие, отменены «черные кодексы» и т. д.

Но основная задача революции - перераспределение земли, уничтожение плантационного хозяйства, а тем самым и политической и экономической мощи и засилия рабовладельцев,- решена не была. Это дало возможность реакции в южных штатах собрать силы и перейти в наступление. Начали создаваться многочисленные террористические группы, совершавшие убийства, избиения и другие акты насилия против негров и их белых союзников и разжигавшие расовую ненависть.

Одной из таких групп был Ку-клукс-клан, организованный в 1865 г. в Теннесси. Ку-клукс-клан 3 возник как контрреволюционная террористическая организация рабовладельцев для подавления и запугивания освобожденных негров. Ку-клукс-клан был организацией тайной, деятельность его окружалась атмосферой загадочности, был принят ритуал масонских лож 4 . Одетые в ставшую традиционной форму - белые балахоны с прорезами для глаз и рта, с крестом на груди, темными ночами совершали «рыцари» Ку-клукс-клана свои кровавые и грязные дела - налеты, поджоги, убийства-и исчезали бесследно. Они убивали негров и прогрессивных белых деятелей, устраивали негритянские погромы. Один из наиболее кровавых погромов произошел в 1866 г. в Новом Орлеане.

Излюбленным методом куклуксклановцев было линчевание. Суд Линча 1 - самосуд, жестокая и кровавая расправа без суда. Линчевание - не просто убийство. Оно сопровождается самыми изощренными садистскими пытками и издевательствами над жертвой, которую обычно вешают или сжигают заживо, облив керосином или варом. Суд Линча был использован плантаторами для установления режима террора над освобожденными неграми. В 1871 г. террор Ку-клукс-клана достиг таких размеров, что президент У. Грант был вынужден назначить следствие и издать закон о запрещении Ку-клукс-клана. После этого Ку-клукс-клан ушел в подполье, но преступная деятельность его не прекратилась.

Добившись осуществления своих целей и боясь дальнейшего углубления революции, буржуазия Севера пошла на сделку с рабовладельцами для организации единого фронта против рабочего и фермерского движения и национально-освободительной борьбы негритянского народа. К 80-м годам XIX в. оформился сговор между капиталистами Севера и плантаторами Юга, который носит в истории название компромисса, или предательства, Хейса - Тильдена (1877). Хейс - кандидат в президенты от республиканской партии, партии северной буржуазии, получил поддержку плантаторов и был избран президентом после того, как обещал вывести с Юга войска северян. Этим компромиссом закончился период реконструкции.

Освобожденные негры оказались на Юге в крайне тяжёлых условиях. Американская буржуазия «... постаралась на почве «свободного» республиканско-демократического капитализма восстановить все возможное, сделать все возможное и невозможное для самого бесстыдного и подлого угнетения негров.. Замкнутость, заскорузлость, отсутствие свежего воздуха, какая-то тюрьма для «освобожденных» негров - вот что такое американский юг»,- писал В. И. Ленин 2 .

Большинство негров в качестве издольщиков продолжало работать на хлопковых полях и на фермах, часто принадлежавших прежним хозяевам или их детям. Система издольщины, сложившаяся в южных штатах после гражданской войны, полностью отдавала арендатора на милость землевладельца. У издольщика не было никакой собственности, ни земли, ни средств производства, ни скота, ни денег, ничего, кроме рабочих рук. Издольщики жили в глубокой нищете, платя плантатору за право пользоваться землей половину, а иногда и две трети урожая. Одновременно повсюду в южных штатах восстанавливаются «черные кодексы» и вводятся законы, под тем или иным предлогом лишающие негров избирательных и гражданских прав. Снова устанавливается сегрегация негров и белых в общественных местах, в школах и т. д.

Вступление США в стадию империализма ознаменовалось усилением реакции во всех областях жизни. Участились и антинегритянские выступления и погромы. Резко пошла вверх кривая линчеваний. Одновременно выступают погромщики от литературы (Диксон, Пейдж и др.), в произведениях которых содержались прямые призывы к расправе с неграми. Снова было пущено в ход испытанное идеологическое оружие рабовладельцев - «теория» превосходства белой расы. Реакционные силы капитализма находили всё новые формы порабощения негритянского населения, рассматривая его как источник сверхприбылей. К 1915 г. Ку- клукс-клан был реорганизован и превратился в орудие борьбы крупного капитала и монополий против коммунистов, профсоюзного движения, национально-освободительного движения негров и против других про- грессивных сил Америки.

В годы первой мировой войны, чтобы оправдать вступление США в империалистическую бойню и привлечь в армию негров, американская буржуазия провозгласила своей целью защиту мировой цивилизации, культуры и демократии от немецких варваров и обещала неграм коренным образом изменить их поЛжение после войны. Многие негры были обмануты этими обещаниями. Свыше 400 тыс. негров служило в американской армии во время первой мировой войны. Сотни американских негров получили высшие французские, бельгийские и американские награды за храбрость и отвагу. Но когда негритянские солдаты начинали понимать захватнические, несправедливые цели и сущность первой мировой войны, они отказывались плыть за океан и служить пушечным мясом ради интересов американских империалистов. Так, в августе 1917 г. восставшие солдаты негритянского полка в Хьюстоне (Техас) перебили офицеров и отказались ехать в Европу. Восстание было жестоко подавлено, многие негритянские солдаты расстреляны, а 200 солдат приговорены к долголетней каторге.

Когда война окончилась и солдаты-негры вернулись в Америку, там ничего для них не изменилось. Негров, поступивших во время войны на заводы и фабрики, теперь увольняли. В связи с кризисом послевоенного времени резко ухудшилось, в частности, положение негров-фермеров и сельскохозяйственных батраков. Многих вернувшихся из армии солдат-негров линчевали за то, что они посмели выходить на улицу в военных мундирах и при орденах. Напуганная все возрастающим гневом негритянского народа, американская буржуазия перешла к методам прямого насилия и инспирировала в 1917 и 1919 гг. массовые негритянские погромы, прокатившиеся по всей стране. Особенно кровопролитным был погром в Сент-Луисе летом 1917 г. В 1919 г. в Чикаго, где погромщики получили отпор со стороны негритянских рабочих и бывших солдат, происходили настоящие уличные бои.

Острое недовольство и возмущение негритянских солдат, мелкой буржуазии и части рабочих и батраков использовал авантюрист Марк Гарви, возглавивший движение негров за возвращение в Африку 1 . Реакционные утопические буржуазно-националистические лозунги Гарви - создание африканской негритянской империи, «Африка для африканцев»- не получили поддержки передовой части негритянского народа. Вскоре обнаружилось, что Гарви вступил в соглашение с Ку-клукс-кланом и добился его невмешательства в свои дела, объявив свою организацию антикоммунистической. Эти разоблачения вызвали массовый выход негров из гарвистских организаций. После ареста Гарви за махинации с общественными деньгами гарвизм постепенно сходит на нет. В 20-х годах негритянское националистическое движение ослабело в связи с вступлением Америки в период так называемого «просперити».

Кризис 1929-1933 гг., развернувшийся на базе общего кризиса капиталистической системы хозяйства, положил конец иллюзиям о прочности американского «процветания» и вызвал дальнейшее обострение классовой борьбы. В эти годы с большей чем когда-либо прежде четкостью в Америке происходит размежевание сил демократии и прогресса, с одной стороны, и сил реакции и фашизма - с другой. В США появляются многочисленные фашистские и профашистские организации и группы, снова идет вверх кривая линчеваний (по официальным данным, в 20-х годах зафиксировано 19-20 линчеваний в год, в 1631 г.-79, в 1934 г.-84), был провален в сенате из-за обструкции южных сенаторов закон против линчеваний (об изъятии дел о судах Линча из ведения судебных органов отдельных штатов и о передаче их федеральным властям и федеральному суду). Но 30-е годы были периодом растущей сплоченности и организованности американского рабочего класса, проявленных им в грандиозных массовых стачках. Это было время большой политической активности американского пролетариата и передовой интеллигенции, особенно в избирательных кампаниях 1932 и 1936 гг., когда Коммунистическая партия США выдвинула своих кандидатов Уильяма Фостера и негра-комму- ниста Джеймса Форда.

В 30-х годах меняется характер негритянского освободительного движения. До тех пор освободительное движение возглавляла негритянская буржуазия, которая стремилась направить его по ложному, буржуазнонационалистическому пути. Теперь вождем движения становится негритянский пролетариат, выросший в результате пролетаризации негров и передвижения их в промышленные районы Севера в годы первой мировой войны и после нее.

Впервые в широком рабочем движении 30-х годов негры-рабочие почувствовали себя частью американского рабочего класса. Их борьба против расовой дискриминации влилась в общий фронт борьбы против капиталистического рабства. Именно поэтому американские рабочие так горячо откликнулись на судебные процессы в Скотсборо (штат Алабама) в 1931 г. и в Атланте (Джорджия) в 1937 г. В 1931 г. в Скотсборо были приговорены к смертной казни по ложному обвинению в изнасиловании белых женщин девять негритянских юношей, младшему из которых было тринадцать лет, а старший едва достиг девятнадцати. Совместное выступление белых и черных рабочих, протест общественности всего мира заставил Верховный суд США пересмотреть дело; семеро юношей были освобождены, двое приговорены к тюремному заключению, но жизнь их была спасена.

В Атланте был осужден на 20 лет каторги по закону о преследовании за мятеж, введенному еще во время гражданской войны, негр-коммунист Энджело Херндон, организовавший в 1932 г. объединенную демонстрацию белых и черных безработных и провозгласивший классовую солидарность рабочих независимо от цвета кожи. Широкая кампания протеста со стороны рабочих Америки и всего мира заставила суд выпустить Херндона на поруки. В кратчайший срок была собрана в виде добровольных пожертвований сумма, необходимая для внесения залога. А в июле 1937 г. закон, по которому осудили Энджело Херндона, был признан неконституционным.

В 1936-1938 гг., когда в Испании шла борьба народа против фашистских мятежников, был создан Негритянский комитет помощи испанской демократии. В рядах добровольцев Интернациональной бригады сражалось много негров. Некоторые из них пали смертью героев в этой борьбе - Алонзо Уотсон,Оливер Лоу, Мильтон Херндон (брат Энджело Херндона)идр.

Большую разъяснительную и организационную работу вела среди негров в эти годы американская компартия - единственная партия, до конца последовательно защищающая интересы негритянского народа. По призыву компартии была проведена мощная демонстрация 6 марта 1930 г. и ряд других демонстраций белых и негритянских безработных. Коммунисты вовлекали негритянских рабочих и издольщиков в стачечное движение, вели борьбу в профсоюзах против дискриминации негров, проводимой реакционными лидерами, руководили кампаниями за освобождение юношей из Скотсборо и Энджело Херндона. Многочисленные книги и брошюры американских коммунистов популяризировали точку зрения компартии по негритянскому вопросу 1 .

В годы так называемого «нового курса» негры добились некоторых конкретных уступок от правительства Ф. Д. Рузвельта, который привлекал отдельных негров в государственный аппарат, правда на незначительные посты. Однако никаких существенных реформ правительство Рузвельта не провело - не были законодательно запрещены линчевания и сегрегация, не были отменены избирательный налог, существующий во многих штатах, и дискриминация негров и т. д.

Негры приняли участие во второй мировой войне; они ненавидели фашизм и его расистские теории и понимали, что если для них нет демократии сейчас, то еще хуже будет в случае победы фашизма. Большое значение имело также то обстоятельство, что США выступали во второй мировой войне в одном лагере с Советским Союзом - страной свободы и равноправия наций.

Около 1 млн. негров вступили или были призваны в армию в США в эту войну. В освободительной борьбе против фашизма негры показали себя прекрасными солдатами, многие из них были награждены орденами и медалями за воинскую доблесть. Однако политика расовой дискриминации, сегрегации и джим-кроуизма продолжала оставаться официальной политикой правящих кругов США. Негры подвергались дискриминации даже при призыве в армию и при прохождении службы. Они проходили военную службу в специальных частях, их старались не допускать в морские и летные школы, старались не дать им специальной квалификации. Так, из 19 тыс. негров, служивших во флоте, свыше 4 тыс. использовалось в качестве поваров и официантов, а остальные - на тяжелых нестроевых работах. Подсобной работой занимались в большинстве случаев и так называемые негритянские авиационные части. К концу второй мировой войны всего 8600 негров имели офицерские звания (из них: 1 генерал и 34 полковника и подполковника; высший чин негра во флоте - лейтенант).

Особенно усилилась дискриминация негров после окончания второй мировой войны в связи с общим наступлением реакции в США. 27 августа 1949 г. в Пикскилле, недалеко от Нью-Йорка, была совершена фашистская провокация против негритянского народа и солидарности американских трудящихся. В этот день банда фашистских хулиганов напала на зрителей, собравшихся послушать песни замечательного негритянского певца и прогрессивного общественного деятеля Поля Робсона, и хотела его линчевать. В течение целого вечера несколько десятков белых и негров самоотверженно отбивали атаки пьяных громил, действовавших- при попустительстве полиции. Однако наглая вылазка американских фашистов не запугала трудящихся. Ровно через неделю, 3 сентября, в Пикскилле состоялся концерт Поля Робсона, на котором присутствовало не менее 25 тыс. человек. Это было большой победой прогрессивных людей США. Концерт охраняли специальные отряды черных и белых рабочих-добровольцев, которые сорвали все попытки хулиганов помешать Робсону петь.

1955-1956 гг. отмечены новым подъемом борьбы негров за свободу и равноправие. Национально-освободительное движение негритянского народа - одно из наиболее широких демократических движений в современной Америке. Как указывалось в проекте резолюции XVI съезда Коммунистической партии США 1 , для современного этапа развития освободительного движения негров характерна, в частности, возросшая роль негритянского городского населения и негритянского пролетариата, укрепление связи с профсоюзным движением, перенесение центра борьбы на Юг, в цитадель расизма, где в связи с индустриализацией значительно выросла численность рабочих и где наряду с негритянскими рабочими в борьбу включаются широкие слои интеллигенции, священники и т. д. Очень популярен сейчас среди негров лозунг «Добиться свободы к 1963 г.» (т. е. к столетней годовщине освобождения от рабства). Показательные факты приведены, например, в статье Эсланды Робсон 2 . Негры активизируют борьбу во всех сферах жизни: переселяются из гетто в близлежащие «белые» районы, несмотря на яростное сопротивление Ку-клукс-клана, ведут упорную борьбу в профсоюзах и т. д. Негритянские политические деятели начали кампанию против конгрессменов- расистов, добиваясь их отзыва из конгресса.

Негры начали осознавать свою политическую силу. Все большее распространение получает сейчас возглавляемое священником М.-JI. Кингом движение за то, чтобы в президентских выборах 1960 г. приняло участие не менее 5 млн. негров южных штатов. Негры намерены воспользоваться своими политическими правами и заставить правительство отказаться от политики расовой дискриминации. Негры осознали и свою большую экономическую силу, с успехом использовав ее в экономических бойкотах. Превосходную выдержку и организованность показали, найри- мер, негры в Монтгомери (Алабама), где в течение года с декабря 1955 г. население бойкотировало автобусную компанию, проводившую дискриминацию в отношении негров. По всей стране устраивались митинги в поддержку негров Монтгомери и собирались средства. Местные власти арестовали и предали суду по обвинению в заговоре 90 руководителей бойкота, и в том числе всех негритянских священников города. Но ни сломить, ни запугать негров не удалось. Борьба завершилась победой негритянского населения Монтгомери, заставившего автобусную компанию в декабре 1956 г. отменить дискриминационные порядки и сегрегацию. Аналогичные бойкоты были проведены и в других городах Юга.

17 мая 1954 г., в итоге многолетней борьбы негров и всех демократических сил США, а также сильного давления со стороны мирового общественного мнения, Верховный суд США принял решение о запрещении расовой сегрегации в государственных школах. Однако осуществление этого решения было в основном предоставлено самим неграм.

В Вашингтоне и некоторых городах штатов Оклахома, Миссури, Кентукки и других удалось добиться известных успехов 3 . Но на крайнем Юге реакционные местные власти отказались выполнить решение Верховного суда, вследствие чего в южных штатах создалась чрезвычайно напряженная обстановка. В ряде городов произошли серьезные столкновения и для восстановления порядка были введены федеральные войска.

Тем не менее негры полны решимости добиться осуществления своих прав. Об этом свидетельствует, например, грандиозная демонстрация, состоявшаяся в Вашингтоне у памятника Линкольну 17 мая 1957 г., в день третьей годовщины принятия Верховным судом решения о запрещении сегрегации. В этот день в Вашингтон, чтобы выразить свой протест против антинегритянского террора в южных штатах и заявить о своей солидарности с борющимися за гражданские права и свободу, съехалось со всех концов страны свыше 50 тыс. негров.

Во всем мире стали известны события, разыгравшиеся в сентябре 1957 г. в Литл-Роке (штат Арканзас), где губернатор-расист Фобус попытался силой не допустить девять негритянских детей в школу, раньше принимавшую только белых. Действия Фобуса и бесчинства местных куклуксклановцев вызвали огромное возмущение по всей стране. В Литл- Рок были посланы федеральные войска. В течение трех месяцев негритянские школьники ходили в школу под охраной солдат, мужественно пробиваясь сквозь строй озверевших хулиганов, и одержали нелегкую победу.

На стороне американских негров - все честные люди США и всего мира, которые понимают, что борьба американских негров за свободу и равноправие является частью общей борьбы против империализма, расизма и колониального гнета, которая идет во всем мире.

В Америке негров не любят. Белое население уверено, что чёрные ленивы, тупы и способны лишь самоорганизовываться в банды, чтобы убивать друг друга и случайных прохожих, которые забрели к ним в район.

Ну, так думают белые. Чёрные же считают иначе. Они говорят, что сотни лет рабства отбили им всё желание делать карьеру, работать, люди в чёрных районах вынуждены из поколения в поколение жить на пособие. Но даже на него, негры умудряются быть частью общества потребления и выполнять свой гражданский долг — покупать, покупать и покупать товары с услугами. В этом они видят свой гражданский долг.

Перспектив у рождённого в чёрном гетто нет никаких. Получить знания, которые позволят поступить в колледж, в их школах невозможно в принципе. Купить пистолет и наркотики — это пожалуйста. Знания — нет. Без образования и знаний в Америке особо не заселфмейдишься. Кем возьмут необразованного чёрного парня работать? Подметать полы по ночам в офисе? Грузчиком в супермаркет? Разносчиком пиццы? Ну, может и возьмут, но не более.

Зарплата неквалифицированного работника немногим больше пособия. Несмотря на плохие отметки в школе, чёрные это понимают. Элементарная арифметика, чего уж. И конечно, им лучше ничего не делать, чем вкалывать, но иметь столько же.

Несмотря на процветающую в США демократию, это вам не Норвегия. Социальных денег, которые платят неграм, мало на что хватает. Чёрные парни выходят на пятачок, чтобы там, в компании таких же ребят, придумать, как срубить бабла на покушать. Они тоже хотят жить красиво. Общество потребления диктует свои законы. И они берутся за оружие, перепродают наркотики, совершают преступления.

Полиция должна бороться с преступностью. Белый страж порядка видит бегущего с ножом негра. Его необходимо задержать, отнять оружие, посадить.

Полицейских тоже достало за копейки рисковать своей жизнью. Их достало начальство, их достали чёрные парни, которых белые считают животными. От загнанного в угол негра с оружием можно ждать любой реакции. В том числе, что он может достать пистолет и начать стрелять в окруживших его полицейских.

Чёрному парню из Балтимора сломали позвоночник, он умер. Как до того застрелили чёрного парня из Фергюсона. Как это происходит чуть ли не ежемесячно на протяжении последних двухсот лет в США.

Были ли убитые преступниками? Безусловно. Имели ли право белые убивать их? Конечно же, нет. Но у каждого — своя правда. У чёрных — своя, у белых — другая.

Население Балтимора мирно протестовало несколько дней. Официально — против полицейского произвола, на самом деле — против системы, в которой нет места чёрным. Ни одно СМИ Америки не обращало на протесты в Балтиморе внимания. Людей, желающих изменить правила игры в американском обществе, заметили лишь, когда они стали крушить магазины. И реакция последовала неадекватная.

В городе — танки. Национальная гвардия стреляет в мирное население. Губернатор штата орёт о соблюдении законности и наведения в Балтиморе порядка. Власти США не желают видеть системной проблемы, им выгоднее представить происходящее, как разгул преступности.

Наличие системной проблемы — всегда революция. Нет, это не разборки полицейских с преступниками, это — революционная ситуация, которую власти США не хотят ни признавать, ни решать. И потому она неразрешима и будет повторяться регулярно то тут, то там.

Чем отличается киевский майдан от беспорядков в Балтиморе? По сути — ничем. И там, и тут погромы и мародёрство. И там, и тут — революционная ситуация. Но наша оппозиция, подпевая близоруким властям США, активно педалирует тему быдло-разборок. Причём быдлом наши либерасты называют лишь чёрных. Что это, если не расизм?

Впрочем, удивляться тут нечему. Наша либеральная тусовка сама исповедует социальный расизм. Считая 85% населения быдлом, они мечтают захватить власть, загнав народ в гетто. Такая американская модель общественного устройства является их мечтой.

Поэтому сегодня они ржут в своих Твиттерах над убийствами чернокожего населения Балтимора, как пару месяцев назад глумились над людьми из Фергюсона. Расизм, в том числе социальный, им близок. Именно поэтому Ахеджакова просит прощения у фашистов-бандеровцев, у негров — нет.

За кого вы в этом чёрно-белом противостоянии в США?

Кандидат в президенты США Дональд Трамп в одном из своих очередных выступлений коснулся темы социального положения афроамериканского населения. Так, он подчеркнул, что афроамериканцы живут в нищете, а школы, в которых обучают афроамериканских детей, «никуда не годятся». Хиллари Клинтон в случае своей победы на президентских выборах скорее обеспечит рабочими местами беженцев из стран Ближнего Востока, чем афроамериканцев, которые «стали беженцами в собственной стране».

Конечно, слова Дональда Трампа - это всего лишь слова. В попытке обрести поддержку афроамериканских избирателей, Трамп будет и далее обещать им улучшить жизнь в случае победы на выборах. Но, что касается социального положения афроамериканского населения, то здесь в истинности слов мистера Трампа сомневаться не приходится. Афроамериканцы действительно являются социально ущемленной группой американского населения - и это при том, что они не иммигранты, не переселенцы и не беженцы.

Несмотря на то, что в Соединенных Штатах всячески декларируется равенство белого и чернокожего населения, социально-экономическое положение афроамериканцев от этого практически не изменяется. Более того, меры по «ликвидации дискриминации» носят практически исключительно информационно-пропагандистский характер. К примеру, употребление слова «негр» в США стало трактоваться практически как преступление, как дискриминация чернокожих, но в то же время миллионы афроамериканцев проживают в тотальной бедности и для того, чтобы вытащить их из этого состояния американскими властями не предпринимается никаких шагов. Можно снять тысячи фильмов с положительным чернокожим героем, ввести в школьные программы специальные курсы толерантности, даже сделать чернокожего президентом страны - но в отсутствие реальных мер по ликвидации безработицы, повышению уровня образования, увеличению заработных плат все эти пропагандистские шаги оборачиваются лишь пустым сотрясанием воздуха. Между чернокожим президентом Бараком Обамой и миллионными массами социально-депривированного населения американских городов нет никакой взаимосвязи. Некоторые эксперты говорят о современной американской политике в отношении негритянского населения как о «позитивной дискриминации». Теперь о дискриминации негров в США предпочитают не говорить, игнорируя сам факт глубочайших социальных и экономических проблем, которые связаны с положением афроамериканского населения страны.

Одно из важнейших проявлений подлинного социального положения афроамериканцев в США - экономическое неравенство. До сих пор афроамериканцы в среднем куда беднее, чем представители других этнических и расовых групп американского населения. Это обусловлено консервацией бедности в афроамериканских общинах. Бедность передается по наследству, бедность затягивает, становится важнейшим препятствием социальной мобильности. Многие афроамериканцы добились в США успеха - они присутствуют в политике, в бизнесе, в спорте, в культуре. Но большинство афроамериканцев страны все равно остаются намного беднее, чем белые. Причем бедность афроамериканского населения растет, а не уменьшается. Этому способствует и специфика развития американской экономики. По мере снижения потребностей рынка в неквалифицированной рабочей силе все больше афроамериканцев, не имеющих нормального образования, остаются в разряде вечных безработных. Если в 2000 г. медианный доход афроамериканского домохозяйства составлял 64% от дохода домохозяйства белых американцев, то спустя одиннадцать лет, в 2011 году, он составлял уже 58% от медианного дохода белого домохозяйства. То есть, доход афроамериканского населения в среднем сократился на 6%. За четыре года, с 2005 по 2009 гг., увеличился и разрыв в финансовом благосостоянии афроамериканцев и белых. Если в 2005 г. афроамериканцы имели в одиннадцать раз меньшие активы, чем белые, то в 2009 г. - уже в двадцать раз меньшие активы.

Тотальная бедность вынуждает многих афроамериканцев зависеть от социальной помощи со стороны государства и благотворительных организаций. В то же время, стоит развеять иллюзии некоторых россиян, считающих, что размеры социальной помощи в США очень значительны, а большинство афроамериканцев живут именно «на пособия». Это не более, чем домыслы. В конечном итоге, выгодные как раз американскому руководству, поскольку вся полнота ответственности за социальное и экономическое положение чернокожего населения в этом случае перекладывается с государства на самих афроамериканцев - мол, государство делает все, что может, платит пособия, а чернокожие сами ленятся и не хотят работать. На самом деле, в США получает безвозмездную социальную помощь примерно 14 миллионов человек. Из них 65% составляют дети и подростки. То есть две трети социальной помощи приходится на помощь детям из малообеспеченных семей. Собственно говоря, а на что еще могут жить дети, как не на пособия, если их родители или отсутствуют, или не в состоянии заработать? Большую часть из оставшихся 35% получателей социальной помощи составляют женщины. Причем это далеко не только афроамериканки, но и белые. Белых даже больше - 38% против 37% афроамериканцев. Оставшиеся получатели социальной помощи - представители других расовых и этнических групп, включая латиноамериканцев, азиатов, индейцев.

Экономическое неравенство афроамериканцев усугубляется социальным неравенством. В свое время известный французский социолог Пьер Бурдье писал о трех видах капитала - экономическом, социальном и культурном. Социальный и культурный капиталы не менее важны, поскольку именно обладание ими позволяет семьям обеспечивать образование и карьеру своим детям. У афроамериканского населения США, за редкими исключениями, социальный и культурный капиталы минимальны. В наши дни свыше 70% афроамериканских детей рождаются вне официального брака. Понятно, что большинство из них затем воспитывается в неполных семьях, где единственный кормилец - мать. Для сравнения - только 25% белых детей рождается вне официального брака. Естественно, что уже одно это обстоятельство оказывает огромное влияние на социальное положение афроамериканского населения, определяя будущее большинства детей внизу социальной иерархии американского общества.

Социальное неравенство афроамериканцев и белых является закономерным следствием дискриминационной политики, осуществлявшейся в первой половине ХХ века. Ведь отмена сегрегации в США произошла только в 1960-е годы, и то благодаря активному общественному движению с одной стороны, и сложной международной ситуации с другой стороны. В стране, которая сегодня пытается выдавать себя за оплот мировой демократии, еще несколько десятилетий назад существовало официально подтвержденное неравенство прав представителей различных рас. До сих пор белые и черные американцы считают себя представителями разных социальных групп. У афроамериканцев - собственная идентичность, которая в некоторых аспектах не только не пересекается с идентичностью общеамериканской, но и противоречит ей. Чего стоит, к примеру, массовое распространение среди чернокожих американцев ислама. В какой-то степени принятие ислама рассматривалось многими афроамериканцами как способ подчеркнуть свою «инаковость», принадлежность не к миру европейской культуры, ассоциировавшейся с христианством, а к афро-арабскому миру. Однако, большинство афроамериканцев все же исповедует христианство, правда многие из них принадлежат к сугубо афроамериканским церковным общинам, которые также практически не пересекаются с миром «белых».

Для афроамериканской культуры характерно подчеркивание отличий афроамериканцев от белых. В определенной степени мы имеем дело с «расизмом наоборот». Идеологи афроамериканских общественно-политических движений еще в первой половине - середине ХХ в. пытались разработать собственные концепции, объяснявшие отличия черных от белых и даже некоторое превосходство черных над белыми. Африканцам предписывалась большая чувственность, интуитивность, в отличие от представителей европеоидной расы. В период деколонизации Африканского континента идеи «африканской исключительности» были подняты на щит многими политиками, пришедшими к власти в африканских странах. Эти идеи, в частности, предполагают и критическое отношение к достижениям европейской цивилизации, которая рассматривается как менее гуманная, чем цивилизации Африканского континента. Конечно, обитатели афроамериканских «гетто» в Соединенных Штатах не задумываются о столь высоких материях, но линию отличия от белых они проводят достаточно четко. К примеру, в среде афроамериканских подростков не пользуется популярностью образ школьного отличника, парня или девушки, корпящего над учебниками и связывающего свою дальнейшую деятельность с умственным трудом.

У афроамериканских подростков большей популярностью пользуется другая модель достижения успеха в жизни, связанная в лучшем случае со спортивной или музыкальной карьерой, а в худшем - просто с криминалом. Многие афроамериканские дети, даже способные от рождения, намеренно не проявляют прилежания в учебе, чтобы не выделяться из общей афроамериканской среды и не вступать в конфликт с другими чернокожими. Об этом, в частности, писал Джордж Акерлоф в работе «Экономика идентичности». Но если белого Акерлофа еще можно было упрекнуть в тенденциозности, то как быть с выводами другого исследователя - нигерийского социолога Джона Огбу, перебравшегося в США и устроившегося преподавать в университет Беркли в Калифорнии? Огбу даже ввел термин - «синдром плохого прилежания», которым он характеризует отношение афроамериканских детей к учебе. Причем не стремятся учиться даже дети из статусных и богатых афроамериканских семей, посещающие престижные школы, в которых учатся представители самых разных расовых и этнических групп. Свою роль в закреплении такого отношения к учебе сыграла и «позитивная дискриминация» - такие дети рассчитывают поступить в колледжи и вузы по льготам, существующим для афроамериканцев, не прилагая особых усилий. Получается, что если так рассуждают дети афроамериканской интеллигенции, то что говорить о детях трущоб?

Экономическое и социальное неравенство сочетаются с социальной депривацией афроамериканского населения страны. Как известно, в процентном соотношении наиболее высока доля негритянского населения в южных штатах, когда-то бывших цитаделями плантационного рабовладения. До сих пор очень многочисленно афроамериканское население в таких штатах как Южная Каролина, Миссисипи, Луизиана, которые считаются наиболее «черными» штатами США. Но внушительное количество афроамериканцев проживает и в крупных городах страны, прежде всего в Нью-Йорке. В местах компактного проживания афроамериканцев социологи отмечают намного худший уровень жизни, чем в районах проживания белых американцев. «Негритянские кварталы» по сути, являются социальными гетто, в которых процветают тотальная бедность, вызванная безработицей, уличная преступность, наркомания и наркоторговля, алкоголизм, проституция.

В свое время американское правительство попыталось решить проблемы трущоб, в которых проживали афроамериканцы, и приступило к строительству новых жилых массивов. Однако, многоэтажные районы, населенные афроамериканцами, превратились в еще более худшие гетто, чем старые трущобы. Социолог Садхир Венкатеш отмечает, что планы по повышению уровня жизни афроамериканского населения фактически провалились. В жилых массивах, где проживают афроамериканцы, главными проблемами стали: перенаселенность квартир, плохая и выходящая из строя инфраструктура коммунального хозяйства, массовая бедность на грани нищеты. Разумеется, в новых районах также отмечается высокий уровень преступности и наркомании.

Социальное неравенство афроамериканского населения наглядно проявляется и в сфере здравоохранения. Поскольку большинство афроамериканцев принадлежат к низшим социальным слоям, у них просто нет денег для заботы о своем здоровье. Плюс к тому образ жизни, который ведут афроамериканцы, отнюдь не способствует улучшению медицинских показателей. Средняя продолжительность жизни афроамериканских мужчин и женщин ниже на 5-7 лет, чем средняя продолжительность жизни белых американцев. Среди афроамериканцев гораздо больше распространены такие болезни как диабет и гипертония. Свыше 30% афроамериканских мужчин и свыше 41% женщин страдают от ожирения, что свидетельствует о низкокачественном и неправильном питании. Что касается уровня распространения СПИДа среди афроамериканского населения, то он приближается к уровню африканских стран. Афроамериканцы составляют 48% больных СПИДом, при том, что в общей структуре населения США доля афроамериканцев составляет 12,6%. Стоит ли говорить о том, что качественные медицинские услуги для подавляющего большинства афроамериканцев просто недоступны ввиду их высокой стоимости, да и не выработана в афроамериканских гетто культура заботы о своем здоровье. Несмотря на то, что в афроамериканских семьях достаточно высокий уровень рождаемости, кризис семейных ценностей в «черной» Америке проявляется гораздо более явно. Огромное количество детей, как мы уже отметили выше, рождается вне брака, фактически типичная афроамериканская семья это мать и дети или бабушка, мать и дети.

Периодически в США вспыхивают настоящие восстания афроамериканцев, поводом к которым, как правило, служит жестокость, проявленная полицейскими. Как правило, государство решает вопросы подавления таких выступлений жестко и оперативно, не гнушаясь применять военную силу, включая и ввод танков на улицы бунтующих городов. При этом, разумеется, про псевдодемократическую демагогию, применяющуюся в отношении других стран, американские власти в таких ситуациях забывают напрочь. Однако, силовое подавление протестных выступлений не означает, что проблему социального и экономического неравенства афроамериканцев можно решить таким путем. Наоборот, положение афроамериканского населения имеет очевидную тенденцию к постепенному ухудшению, что будет особенно заметно спустя годы, учитывая более высокий уровень рождаемости.