Развивающие занятия с детьми-инвалидами, имеющими различные задержки в психическом развитии (индивидуальные занятия). Конспект занятия для детей-инвалидов "в сказочном лесу" план-конспект занятия на тему Комплексные разработки занятий для детей инвалидов

Развивающие занятия с детьми-инвалидами, имеющими различные задержки в психическом развитии

Занятия предваряются комплексной психологической и, в случае необходимости, медицинской диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка, причин, по которым произошли задержки в психическом развитии.
Разрабатывается программа комплексной медико-психологической реабилитации на основе индивидуально-психологических особенностей ребенка, проблем здоровья и специфики задержек в психическом развитии.

Занятия проводятся с ребенком в присутствии родителей, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. После каждого занятия выдается комплект домашних заданий, чтобы ребенок дома совместно с родителями или под их контролем ежедневно выполнял соответствующие упражнения в течение 30-40 минут. Общая продолжительность занятий определяется индивидуально, в зависимости от темпов продвижения ребенка.

Общая цель занятий: подготовка ребенка к обучению в общеобразовательной школе, зачисление в общеобразовательную школу. По желанию родителей ребенку обеспечивается психологическое сопровождение в течение первого года обучения (иногда - двух лет) по общеобразовательной программе.

Ведущая: Ясюкова Л.А.


  • Групповые развивающие занятия для дошкольников (3-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет). Развитие способностей и интеллекта в игровой форме. Учим общаться со сверстниками; достигать результата, быть внимательными. Развитие воображения и памяти. Ролевые игры.

  • Занятия предваряются комплексной психологической диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка и степени сформированности начальных школьных навыков. Цель занятий: развитие понятийного мышления…

  • Цель занятий: развитие интеллектуальных операций, психологических способностей и личностных качеств, которые обеспечивают полноценное усвоение школьной программы. Программа занятий составляется с учетом индивидуально-психологических особенностей...

  • Занятия предваряются комплексной психологической диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка, причин, по которым произошли задержки в психическом развитии, и степени сформированности начальных школьных навыков...

  • Разрабатывается программа комплексной медико-психологической реабилитации на основе индивидуально-психологических особенностей ребенка, проблем здоровья и специфики задержек в психическом развитии…

Дети - инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего детского сада.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

В современных условиях дети должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

  • активностью,
  • самостоятельностью,
  • креативностью,
  • уверенностью в себе,
  • коммуникабельностью,
  • способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель индивидуальной программы реабилитации: формирование благоприятных условий для социализации ребенка - инвалида, и обеспечение прав ребенка на доступное и качественное получение образования. Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы :

  • Обеспечение ребенка - инвалида качественным и доступным образованием в соответствии с его психофизическими возможностями.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально - психолого - педагогической помощи родителям.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Формирование толерантного отношения в детском саду к детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей.
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка - инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемый результат:

Совершенствование обучения детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для интеграции ребенка в общество.

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание консультационной помощи.

По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители и оценить на сколько необходима помощь социально - психолого - педагогической направленности семьи и на сколько она важна для них и полезна.

Особенности реализации программы:

  • Воспитание и обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
  • Воспитание и обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
  • Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
  • Родители - основные участники реабилитации. Задача родителей - помочь ребенку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога (Центр планирования семьи), ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
  • Один раз в квартал необходимо проводить психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
  • Участники программы: родители, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, дети с ОВЗ.

План поэтапной реабилитации

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Воспитатель, специалисты

Сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

Сентябрь-октябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации :

Компоненты реабилитационного воздействия

Ответственный

Социально-бытовая реабилитация

1.Информирование и консультирование ребенка-инвалида и его семьи;

2.“Адаптационное” воспитание и обучение ребенка-инвалида и его семьи;

3.Обучение ребенка-инвалида: персональному уходу(самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками.

Воспитатель, учитель-дефектолог, логопед

Социокультурная реабилитация

1.Воспитание чувства любви к родителям, чувства уважения к ним.

2. Воспитание на примере сказочных героев доброты, сострадания.

3.Формирование толерантного отношения к другим детям.

Воспитатель, учитель-дефектолог

Психолого-педагогическая реабилитация

7.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

педагог-психолог

(Центр планирования семьи)

Социально-бытовая адаптация.

Это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

Информирование и консультирование инвалида и его семьи;

- “адаптационное” воспитание и обучение инвалида и его семьи;

Обучение ребенка - инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача - помочь приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Социально-педагогическая реабилитация

Основные задачи:

1.Развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания, речи.

2.Формирование самостоятельности.

3. Развитие мелкой и общей моторики.

4.Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

5.Формирование мотивации к обучению.

6. Развитие познавательных навыков.

7.Своевременное оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям.

8. Информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.

Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавате-льные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, наг-раду за усердие в первой части занятия.

Методами педагогической работы являются коррекционные, развивающие занятия с ребенком - инвалидом.

Показателем эффективности занятий по коррекции основных познава-тельных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобрете-ние самостоятельности.

При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для за-нятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.

Реабилитационные мероприятия по коррекции способностей к общению

Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка , не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Первый блок (2 занятия) включает объединение детей. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Второй блок (8 -10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу.

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общение в совместных играх детей.

Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения.

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первые игры - по своему характеру игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают малышей, прежде всего тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове.

Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.

Коррекционно-развивающая работа логопеда

Нарушения речи - достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения - дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов.

Все эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Но при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития и нарушения речи обратимы. Коррекционная работа с детьми инвалидами в детском саду направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Коррекционная работа включает в себя:

2. логопедическая коррекция в домашних условиях.

Система коррекционно-педагогической работы

  • Выработка контроля за положением рта
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие голоса
  • Коррекция речевого дыхания
  • Развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса или кинестетическая апраксия
  • Коррекция звукопроизношения
  • Коррекция звукопроизношения

Коррекционная работа

Коррекционная работа проводится поэтапно:

1. этап - подготовительный.

Цель: подготовка А аппарата, к формированию артикуляционных укладов.

У детей р/в - воспитание потребности речевого общения, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии - стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Работа идет на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной гимнастики.

2. этап - формирование коммуникативных произносительных навыков.

Цель: развитие речевого общения и звукового анализа. При спастичности - расслабление мышц Л аппарата. Выборка контроля за положением рта, развитием артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие ощущения Артикуляционные движений и Артикуляционного праксиса.

По расслаблению мышц А аппарата с общего расслабления - затем шейной, грудной мускулатуры, рук, затем мышц лица.

Выработка контроля за положением рта

1.этап - упражнения губ, способствующие их расслаблению и усиление тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта.

2.этап - тренирует активное открывание рта по словесной инструкции и возврат в исходное положение.

3.этап - закрывание рта производится пассивно - активным путем.

Ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении запрокинутой головы. Возможно рефлекторное зевание. Предлагают задания по имитации положения рта на картинах. Затем усложняют - дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика

Вначале подключают более сохранные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные). Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, привлекая внимание к проприцептивным ощущениям.

1.Начинаем с воспитания активного прикосновения конца языка к нижним зубам.

2.Затем различные активные движения языка.

3.Стимуляция корня языка - рефлекторные сокращения при раздражении корня шпателем.

4.Закрепляется - покашливание.

5.Затем более тонкие дифференцированные движения кончиком языка.

Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, деятельно.

Используем общий комплекс, затем закрепляем впрок упражнение.

Развитие ощущений артикуляционного движения и артикуляционного праксиса.

Для развития двигательно-кинестетических обратных связей проводим

упражнения:

1.Потряхивание верхней и нижней губы, распрямление губ, опускание и поднимание нижней челюсти. «Качели» - перед зеркалом, без него, глаза закрыть. Логопед сам делает движение, а ребенок называет его.

2.Тренировка артикуляторно-сенсорных схем:

а) Двугубная - губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении, затем дует через губы, разрывая их.

б) Губно-зубная - указательным пальцем левой руки приподнимаем верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимаем нижнюю губу до уровня верхних резцов и просим дуть.

в) Язычно-альвеольная - кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, просим дуть, разрывая контакт.

г) Язычно-небный - голова закидывается, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенок производит кашлевые действия, фиксируем внимание на ощущениях языка.

Работа по сенсорному развитию детей проводится во всех дошкольных образовательных учреждениях. Но есть определенный контингент детей – дети с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, а именно дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, работа с которыми требует специально коррекционного и развивающего воздействия.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Детском саду «Машенька» г.Абакана, которым требуется психологическая поддержка и профилактика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «В сказочном лесу» (3 часа)

Цели:

  1. Расширить представление о лесе (тропинке, шишках).
  2. Закреплять коммуникативные навыки, умения взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам игры.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.
  4. Развивать воображение, мышление, память, внимание.
  5. Снимать психологическое и мышечное напряжение, снижать уровень тревожности.

Оборудование: Аудиозаписи (звуки леса, природы, птиц, тревожная музыка), декоративные фонтаны, декоративный фонтан, тактильная дорожка, аквалампа «Вулкан», пузырьковая колонна (комплект «Сенсорный дуэт»), зеркала, аромонабор, зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).

Ход занятия

Вводная часть

Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы здороваемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного».

Слышится шум деревьев, шелест листьев. журчание ручейка и т.д.

Упражнение «Лесная полянка»

Психолог. Сегодня мы пойдем на лесную полянку по волшебной тропинке.

Дети идут по сенсорной тропе, на которой заложены разноцветные следы-кочки, отмечают, какого они цвета – красного, зеленого, желтого или синего.

Психолог. Почувствуйте ножками, какая кочка под ними. Одна мягкая, ножкам приятно, а следующая какая? А по этой кочке приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются. Устали ножки? Присядем! (Можно повторить управление, при повторе ребенок стоит на коленях на одном из элементов сенсорной тропы) Вот мы и на месте! Куда мы пришли? (В сказочный лес, на волшебную полянку) (Лунина Н., № 1. 2012).

Основная часть

Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Шишки»

Цель: снять напряжение.

Психолог. Вы-медвежата, а я мама-медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо делать) и с силой сжимайте в лапах.

Дети играют.

Психолог. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…(Фазлетдинова А.А . №03. 2012 ).

Упражнение «Разноцветные пузырьки»

Дети переходят к аквалампе.

Психолог. Подойдите ближе, посмотрите, какая интересная лампа! Называется она «аквалампа» - значит, это водяная лампа. А что там плавает? Какого цвета рыбки? Шарики? (Предлагает каждому наблюдать за шариком, рыбкой определенного цвета). Обратите внимание, как изменяется цвет воды, Какой цвет воды вам больше всего нравится больше? Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что они чувствуют? (Дети говорят о своих ощущениях).

Педагог-психолог, включив пузырьковую колонну, предлагает понаблюдать за пузырьками в ней. Они меняют цвет. Дети прижимаются к колонне, ощущают нежную вибрацию, отвечают на вопросы: какого цвета пузырьки? Какая колонна: гладкая или шершавая? (Лунина Н., № 1. 2012).

Игра-медитация «Ручей»

Понадобится запись журчания воды, шума леса, а также необходимо включить декоративные фонтаны.

Цель :

Психолог. Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от проснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… Ручеек погладил … (имя ребенка), и … (имя следующего ребенка и т.д.) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку (Фазлетдинова А.А . №03. 2012 ).

Упражнение «В сказочном лесу»

Цель: развитие воображения, связной речи.

Дети располагаются вокруг растения-фонтана.

Детям предлагается представить, что они гуляют по волшебному лесу, рядом – водопад. Дети рассказывают о красоте леса и о том, кто мог бы жить в этом лесу (Колос Г.Г, 2010).

Упражнение «Птички у водопада»

Дети располагаются вокруг декоративного фонтана «Птицы»

Цель: развитие внимания, умения соотносить щебет птиц с их размером.

Дети внимательно рассматривают птичек у водопада. Затем они слушают аудиозапись голосов птиц и говорят. Какой голос подошел бы той или иной птичке (Колос Г.Г, 2010).

Релаксационное упражнение «Водопад»

Цель: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Используется зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).

Психолог. Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы. Мягко струятся по шее, спине. Рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.

Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.

Возьмите хорошее настроение с собой на весь день (Колос Г.Г, 2010).

Отгадывание загадок

Педагог-психолог. В лесу живут разные звери, среди них … (предлагает догадаться, кого он имеет в виду и в гости к кому они сейчас отправляется).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (Еж).

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят (Ёж).

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала (Еж).

Словно елка –

Весь в иголках (Еж).

Недотрога. Весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери (Еж).

Шубка – иголки,

Свернутся – он колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

Педагог-психолог приглашает детей в гости к ежу. Рассказывает, как тот готовиться к зиме: собирает листья, веточки, мох, из которых строит себе жилище на холодное время года. Добраться до него трудно. Дети идут по сенсорной тропе, собирая разноцветные листья.

Упражнение «Улыбка ежика»

Педагог-психолог предлагает подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподражаем «пых-пых».

Психолог. Посмотрите на ежика. Он сердитый или веселый? (Ответы детей). Предлагаю сесть около ежика. Сымитировать его улыбку. Передать ее по кругу друг другу. Улыбнуться ежику (Лунина Н., № 1. 2012).

Упражнение «Ежи»

Педагог-психолог предлагает подойти е зеркалу и имитировать движения ежа, сопровождая их звукопроизношением «пых-пых». Звучит тревожная музыка. Дети должны показать, то делают испуганные ежи. Дети сворачиваются в клубочки (сгибают спину). Взрослый спрашивает, кто так напугал ежей. Дети предлагают свои варианты ответов. Звучит спокойная мелодия. Педагог-психолог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться (восстановить дыхание – три раза поднять и опустить руки), потом полежать, отдохнуть на лесной полянке (Лунина Н., № 1. 2012).

Упражнение «Делай, как ежик»

Психолог. Покажите, как ежик смешно морщит носик, фыркает (дети, подражая взрослому, морщит нос, прикусывает нижнюю губу, произнося звук «ф-ф-ф». сердятся, пыхтят, зевают). Не пора ли с ним поиграть? (Раздает маленькие массажные мячики «ежики»).

Ежик, ежик, не зевай!

Лучше, с нами поиграй!

Бежит ежик по дорожке,

Переставляет свои ножки (катают мяч в ладошках).

Сверкнул влево, убежал (перекатывают мяч по большому пальчику левой руки),

По прямой он побежал (перекатывают мяч по указательному пальцу левой руки).

Теперь средняя дорожка,

Отдохнул он здесь немножко (перекатывают мяч по среднему пальцу левой руки).

И на тропинку попал (перекатывают мяч по мизинцу левой руки).

Тут лиса его встречает,

А еж иголки выставляет.

Свернулся ежик наш клубком (зажимают мяч в кулак)

И перекатился в дом (перекатывают мяч и зажимают в кулак правой руки).

Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Муравей»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Все дети и взрослый сидят на ковре.

Психолог. Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. Силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают (повторить несколько раз. Данное упражнение можно применить на лице) (Фазлетдинова А.А . №03. 2012)

Игра-медитация «На полянке»

Выполняется под релаксационную музыку.

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог . Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца глядят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Лучики гладят… (имя ребенка), ласкают… (имя следующего ребенка и т.д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули (Фазлетдинова А.А . №03. 2012).

Упражнение «Ароматы цветов»

Цель: учить различать по запаху цветы.

Понадобится аромонабор.

Детям предлагается узнать разные цветы по запаху (розу, ромашку, лилию) (Колос Г.Г., 2010).

Заключительная часть.

Педагог-психолог. Уходим с лесной полянки по волшебной тропе. (Дети по одному проходят по цветным следам-кочкам). Вот мы и вернулись из леса.

Рефлексия.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.

Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы попрощаемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного». Дети повторяют и поднимают вверх руки, рассеивая «солнечные лучики».


Использование оборудования светлой сенсорной комнаты при работе с детьми с аутизмом.

Введение

Дети с диагнозом «аутизм» нуждаются в длительной коррекции, которая может проходить в течение нескольких лет. Важно в работе с такими детьми участие в коррекции родителей. После установления контакта с ребенком использование оборудования можно начать активно. А во время установления контакта оборудование является той средой, в которой ребенок адаптируется и привыкает к оборудованию и к специалисту – психологу. Оборудование большое по размеру, яркое по цветовой гамме, что является дополнительным стимулом для ребенка, чтобы начать действие или манипуляции с данным оборудованием.

1 занятие.

Цель: развитие эмоциональных реакций ребенка.

Задачи:

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, игровое панно «ежик».

Ход занятия:

Необходимо выработать определенные ритуалы занятий:

1. Ребенку предлагается вход в комнату по сенсорной тропе для стимуляции тактильных ощущений (стопотерапия). После того, как ребенок научился выполнять данное действие сенсорную тропу можно заменить игровой дорожкой, что создает дополнительные неудобства и вызывает у ребенка эмоциональные реакции, а при возникновении трудностей, психолог предлагает ребенку помощь (протягивает руку или вербально стимулирует ребенка), что вызывает взаимодействие ребенка и психолога.

2. Специалист с ребенком подходят к игровому панно «ёжик». Психолог предлагает ребенку снять элементы картинки (ёжик, лапки, бантики). В первый раз психолог проделывает все действия сам, словесно поясняя ребенку свои действия. Затем психолог предлагает ребенку проделать те же действия, при этом обязательно словесно поясняя что делает ребенок. В процессе занятия психолог должен постоянно поощрять ребенка за любые действия, стимулируя дальнейшую деятельность. Стимуляция может быть вербальной (похвала, одобрение, обязательно эмоционально) и невербальной (поглаживание по спине, по голове, по руке). Ребенку обязательно дается время для тактильного изучения материалов на панно. При этом психолог проговаривает что берет ребенок и какие предполагаемые эмоции и чувства может испытывать ребенок в это время. Также психолог проговаривает форму и цвет изучаемых предметов. Во время изучения предметов психолог также показывает как еще можно использовать предметы, имеющиеся в наборе. Например, в мешочке имеются предметы, которые можно использовать для массажа кистей рук и предплечий. Сначала психолог берет руки ребенка и показывает как это можно сделать, затем ребенку предлагается самостоятельно проделать массаж. После того как изучены предметы, психолог составляет картину на панно, при этом проваривая свои действия и результат (полянка, ёжик). Затем ребенку предлагается сделать картинку самостоятельно, проговаривая, что делает ребенок и что должно получиться в результате его деятельности. После выполняемых действий психолог показывает эмоциональную реакцию (радость, восхищение), стимулируя ребенка к подобным реакциям. Далее ребенку предлагается выход из занятия по сенсорной тропе или игровой дорожке. Психолог проговаривает что было на занятии, подчеркивая удачи и достижения, спрашивая понравилось ли ему и придет ли он еще раз.

Занятие №2.

Цель: развитие эмоциональных реакций ребенка и навыков взаимодействие.

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности.

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, пирамида-великан, игровой комплекс «набрось кольцо», набор «Кузнечик».

Ход занятия:

Ребенок входит в кабинет по сенсорной тропе или следочки из набора «Кузнечик». Во время прохождения психолог проговаривает по какому наполнителю идет ребенок и что он может чувствовать, наступая на подушечками с различным наполнителем. При этом психолог всегда предлагает помощь ребенку, устанавливая тактильный контакт. Если ребенок разрешает брать себя за руку, психолог может предложить ребенку шарики или мячи различные по размеру, а также разные на ощупь. Также для этого можно использовать кольца с игрового комплекта «набрось кольцо». Мячами можно сделать массаж рук. Вначале психолог делает массаж ребенку, затем предлагает ребенку сделать массаж себе самостоятельно, при этом психолог проговаривает все действия ребенка и предполагаемые ощущения, затем психолог предлагает ребенку сделать массаж психологу, что является важным элементом взаимодействия. При этом психолог поощряет и эмоционально стимулирует все действия ребенка, одобряя эмоционально, радуясь за его действия.

Занятия, которые можно предложить ребенку с использованием колец из игрового комплекса «набрось кольцо». Психолог берет кольцо, смотрит через него на ребенка, при этом можно сконцентрировать внимание ребенка на себе при помощи звукового сигнала («ку-ку», «где я» и другие). Затем ребенку предлагается выполнить те же действия.

Пирамида – великан. Психолог показывает ребенку и предлагает совместно разобрать пирамиду – великан. При этом действия ребенка поощряются и проговариваются психологом (цвет колец, которые они снимают, форма). После того, как пирамида разобрана, психолог предлагается собрать ее в том же виде, какой она была.

Но сначала ребенку предлагается посмотреть на ребенка в кольца пирамиды, так же, как это было с кольцами из набора «набрось кольцо». Если ребенок выполняет все инструкции, то психолог предлагает ему выполнить словесные инструкции без образца, при этом психолог проговаривает все действия. Если же ребенок затрудняется, психолог должен показать действие, которое должен сделать ребенок. При этом все действия ребенка должны быть эмоционально стимулироваться и вербально подкрепляться психологом. .

Занятие №3

Цель:

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, стол-ванна для игр с водой и песком

Ход занятия:

Ребенок входит в занятие по сенсорной тропе, погружаюсь в обстановку занятия. Далее психолог берет руки ребенка и делает массаж, используя карандаш, рисуя на ладонях и пальцах ребенка геометрические фигуры и каракули, что вызывает положительную реакцию у ребенка.

При этом психолог проговаривает действия, далее ребенку предлагается самостоятельно проделать действия, психолог проговаривает действия ребенка. Затем ребенку предлагается сделать то же самое на руках психолога. Эти действия важны в процессе занятия, так как они свидетельствуют о доверии ребенка к психологу и готовности к взаимодействию. Далее ребенку предлагается перейти к игровому занятию с водой и песком (элементы набора аквапескотерапии могут меняться в зависимости от возраста и интересов ребенка).

Психолог дает возможность ребенку изучить свойства песка и воды. Психолог показывает, что воду можно переливать, набирая в ладони, показывая, что она может утекать сквозь пальцы, если по ней хлопать, она издает звуки, если поместить руку в воду, она видна, т.к. прозрачна. Ребенку предлагается сделать то же самое. Если ребенок не хочет делать это самостоятельно, психолог берет руку ребенка и проделывает это совместно с ним, при этом проговаривая действия и возможные ощущения ребенка. Важно наблюдать за эмоциональными реакциями ребенка, проговаривая (тебе нравится, приятно, вода холодная). Также происходит изучение свойств песка (он шуршит, утекает сквозь пальцы, на нем можно рисовать, в него можно спрятать руку и ее не видно). Обычно песок вызывает большой интерес и ребенок длительное время занимается изучением его свойств, что дает возможность психологу проговаривая действия ребенка, пронаблюдать его реакции во время этих действий. После того, как ребенок изучил свойства воды и песка, можно предложить ребенку следующее задание: спрятать в песке с помощью пальцев, кисточки (по желанию ребенка), камушков или ракушек или пуговиц. Сначала психолог показывает как это можно сделать, затем предлагает сделать это ребенку, проговаривая, что предмет не виден, мы его спрятали, его можно найти. После того, как мы нашли предмет, предлагается сделать то же самое в ванне с водой, при этом психолог проговаривает, что предмет видно, что он мокрый, что он в воде, что его можно достать. При этом все действия ребенка должны быть эмоционально стимулироваться и вербально подкрепляться психологом. После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор (важно, какой выбор делает ребенок – повторяет ли он тропу, либо каждый раз меняет свой выбор).

Занятие №4

Цель: развитие тактильных ощущений и умение действовать по инструкции

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, дидактическая черепаха

Ход занятия:

Ребенок входит в занятие по сенсорной тропе, погружаюсь в обстановку занятия. Далее ребенку объясняется, что мы пришли в гости к черепахе. Психолог совместно с ребенком изучает черепаху, обращает внимание ребенка где у нее глаза, голова, какого они цвета и др. Затем ребенку предлагается самому показать где у черепахи «части тела». При возникновении трудностей, психолог берет руку ребенка и совместно с ним показывает те части тела, которые психолог называет. Далее психолог показывает, что у черепахи есть различные слои, выбирает саамы простой – полянка. Сначала, психолог показывает ребенку действия, которые он должен выполнить, например: на синий цвет приклеить синие фигуры, на желтый – желтые и др., затем психолог предлагает сделать это ребенку самостоятельно, либо совместно – при затруднении ребенка. Данное задание позволяет развивать цветоразличение, мелкую моторику, умение действовать по инструкции взрослого. После того, как все цветовые поляны заполнены, психолог предлагает ребенку убрать все и навести порядок. Это важный элемент занятия, когда после игры расставляет все на места, что является свидетельством для ребенка об окончании занятия и о том, что ребенок помогает взрослому, что обязательно должно проговариваться психологом и подкрепляться эмоциональными реакциями.

После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор

Занятие №5

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и дифференциации цвета и формы

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Сформировать цветоразличение

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, дидактическая черепаха, игровое панно «ежик».

Ход занятия:

После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор

Психолог проговаривает, что было на занятии, подчеркивая удачи и достижения, спрашивая, понравилось ли ему и придет ли он еще раз.