План- конспект занятия для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями на тему: "В гостях у сказочных героев русской народной сказки "Репка". Занятие по социально — личностному развитию в подготовительной группе на тему: «Дети — инвалиды» Компле

Анна Фролина
Конспект открытого индивидуального занятия по теме «Домашние животные» с ребенком-инвалидом с поражением головного мозга

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ » С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ С ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ЕГО РОДИТЕЛЕМ .

Цель : систематизация знаний по теме «Домашние животные »

Коррекционно-образовательные задачи :

1. Уточнить и расширить словарь по теме «Домашние животные » .

2. Формировать обобщающее понятие «Домашние животные » .

3. Учить отвечать на вопрос распространенным предложением.

4. Закрепить звук [Л] в словах.

Коррекционно-развивающие задачи :

1. Развитие зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания.

2. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

3. Развитие логического мышления.

4. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом .

5. Развитие графомоторных навыков

6. Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата

Коррекционно-воспитательные задачи :

1. Формирование навыков самостоятельности, инициативности.

Оборудование : предметные картинки (корова, коза, лошадь, кошка, собака, свинья, трава 3 штуки, кость, рыба, репа, карточка с пунктирной дорожкой, карточка буква Л, лабиринт с картинками на звука Л в начале слова, игрушка лошадь, карточки с картинками (лошадь, санки, кукла, машина, шапка, стул, матрешка, ладоши, зонт, клоун, два зеркала, дом, картинка девочки и мальчика, картинки с двусложными словами с ударением на первый слог, печатные слова, карточки со слогами.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Здравствуй. Посмотри к нам сегодня пришли гости.

Послушай внимательно.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Давай и мы с тобой внятно проговорим все слоги.

МА-МО-МУ-МЫ

БА-БО-БУ-БЫ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

НА-НО-НУ-НЫ

ВА-ВО-ВУ-ВЫ

ФА-ФО-ФУ-ФЫ

ГА-ГО-ГУ-ГЫ

КА-КО-КУ-КЫ

ХА-ХО-ХУ-ХЫ

ДА-ДО-ДУ-ДЫ

ТА-ТО-ТУ-ТЫ

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

СА-СО-СУ-СЫ

2. Сообщение темы занятия

Упражнение «Отгадай-ка»

Посмотри на стол. Здесь лежат картинки. Я буду загадывать тебе загадки, а ты называть отгадку. (некоторые загадки загадывает родитель)

Она маленькая, пушистая. У неё есть усы и когти. Она ловит мышей. Кто это? (кошка)

Она большая, мохнатая, громко лает. Она охраняет дом. Кто это? (собака)

У неё есть рога, она мохнатая. Она дает нам молоко и шерсть. Кто это? (коза)

У неё нос называется пятачок. Она дает нам мясо. Кто это? (свинья)

Она большая, рогатая. Она даем нам молоко. Кто это? (корова)

Она большая, у неё есть грива, копыта. Она перевозит нам грузы. Кто это? (лошадь или конь)

Правильно. Эти животные приносят нам пользу и живут около дома . Значит, они домашние животные .

Давай еще раз их назовем. Это (демонстрация картинки)

3. Упражнение «Кто что ест?»

Наши животные проголодались . Давай их накормим. Посмотри, что здесь нарисовано. Это…. (демонстрация картинки) (рыба, кость, трава, репа) (некоторые вопросы задает родитель)

Что ест корова? (соединяет траву и корову при помощи прищепки и проговаривает предложение : корова ест траву)

Что ест кошка? (Кошка ест рыбу)

Что ест собака? (Собака ест кость)

Что ест коза? (Коза ест траву)

Что ест корова? (Корова ест траву)

Что ест свинья? (Свинья ест репу)

Что ест лошадь? (Лошадь ест траву)

Молодец.

4. Упражнение «Громко-тихо»

Посмотри от коровы сбежал теленок. Теленок маленький, поэтому он мычит тихо : му. (взрослый демонстрирует) А корова большая, поэтому мычит громко : МУ (взрослый демонстрирует)

Угадай, кто тебя сейчас позовет? (родитель мычит то громко, то тихо, ребенок закрывает рукой или показывает кто так мычит)

Как мычит теленок?

Как мычит корова?

А теперь поиграй в эту игру с родителем, пусть родитель угадает, кто его зовет.

5. Развитие графомоторных навыков.

Давай проведем дорожку от мамы-коровы к теленку. (ребенок ручкой проводит дорожку от коровы к теленку)

Молодец.

6. Упражнение «Помоги Кате и Ване»

Посмотри, кто это живет у нас в доме. Давай с ними познакомимся. Как тебя зовут? (ребенок проговаривает свое имя) А меня Катя. А меня Ваня.

Посмотри у них есть картинки, давай их назовем. (ребенок составляет предложение : У Кати кукла. У Вани кепка. И т. д.)

Они просят тебя помочь им соединить картинку со словом. (взрослый и родитель поочередно показывают слова, ребенок читает и соединяет данное слово с картинкой)

7. Проведение физминутки.

Вы послушайте, ребята, стучат кулачками

Я хочу вам рассказать : показывают ладошки

Родились у нас котята – качают головой

Их по счету ровно пять. показывают ладонь, растопырив пальцы

Мы решали, мы гадали : стучат кулачками

Как же нам котят назвать. показывают ладошки

Наконец мы их назвали : хлопают в ладоши

Раз, два, три, четыре, пять. загибают пальцы

8. Проведение артикуляционной гимнастики.

А сейчас мы сядем за стол, возьмем зеркало и сделаем гимнастику. (ребенок и родитель берут по зеркалу)

1 упражнение : заборчик

2 упражнение : трубочка

3 упражнение : заборчик-трубочка (5 раз)

4 упражнение : поем песенку пя-пя-пя

5 упражнения : качели

6 упражнение : иголочка

А теперь зажимаем кончик языка между зубами и говорим Л-Л-Л

-Давай скажем наши слоги : ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ (логопед показывает карточку, родитель с ребенком читают слоги )

9. Развитие фонематического анализа.

Звук Л на письме обозначаем буквой Л. Сейчас тебе надо отобрать картинки со звуком Л. (родитель называет и показывает картинки, ребенок берет ту картинку , где есть звук Л)

Лошадь, санки, кукла, машина, шапка, стул, матрешка, ладоши, зонт, клоун.

Молодец.

10. Закрепление звука Л в начале слов.

Сегодня мы поможем лошади пройти по лабиринту. А начнет она с той картинки, где нарисована маленькая звезда. (проговаривание слов : лапа, лось, луна, лак, лук, лодка, лампа, лыжи).

Молодец. А теперь сыграем в игру «Добавь слово» Я начну предложения, а ты должен в конце добавить слово.

На небе светит (луна)

По речке плывет (лодка)

Мама купила в магазине (лак)

В огороде вырос (лук)

У собаки большая (лапа)

В лесу живет (лось)

В светильнике перегорела (лампа)

Ваня взял палки и (лыжи)

Молодец. Следующая игра : «Отгадай, что мама спрятала» . (Ребенок закрывает глаза , родитель закрывает картинку карточкой, ребенок должен угадать , что закрыл родитель. Одну карточку родитель не закрывает.)

Что мама не закрывала? Скажи красиво.

11. Подведение итогов.

Сегодня на занятии мы с тобой вспомнили домашних животных , помогли Ване и Кате и научились говорить слова со звуком Л.

Спасибо тебе и твоей маме за работу на занятии .

Дети - инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего детского сада.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

В современных условиях дети должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

  • активностью,
  • самостоятельностью,
  • креативностью,
  • уверенностью в себе,
  • коммуникабельностью,
  • способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель индивидуальной программы реабилитации: формирование благоприятных условий для социализации ребенка - инвалида, и обеспечение прав ребенка на доступное и качественное получение образования. Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы :

  • Обеспечение ребенка - инвалида качественным и доступным образованием в соответствии с его психофизическими возможностями.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально - психолого - педагогической помощи родителям.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Формирование толерантного отношения в детском саду к детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей.
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка - инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемый результат:

Совершенствование обучения детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для интеграции ребенка в общество.

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание консультационной помощи.

По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители и оценить на сколько необходима помощь социально - психолого - педагогической направленности семьи и на сколько она важна для них и полезна.

Особенности реализации программы:

  • Воспитание и обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
  • Воспитание и обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
  • Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
  • Родители - основные участники реабилитации. Задача родителей - помочь ребенку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога (Центр планирования семьи), ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
  • Один раз в квартал необходимо проводить психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
  • Участники программы: родители, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, дети с ОВЗ.

План поэтапной реабилитации

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Воспитатель, специалисты

Сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

Сентябрь-октябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации :

Компоненты реабилитационного воздействия

Ответственный

Социально-бытовая реабилитация

1.Информирование и консультирование ребенка-инвалида и его семьи;

2.“Адаптационное” воспитание и обучение ребенка-инвалида и его семьи;

3.Обучение ребенка-инвалида: персональному уходу(самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками.

Воспитатель, учитель-дефектолог, логопед

Социокультурная реабилитация

1.Воспитание чувства любви к родителям, чувства уважения к ним.

2. Воспитание на примере сказочных героев доброты, сострадания.

3.Формирование толерантного отношения к другим детям.

Воспитатель, учитель-дефектолог

Психолого-педагогическая реабилитация

7.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

педагог-психолог

(Центр планирования семьи)

Социально-бытовая адаптация.

Это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

Информирование и консультирование инвалида и его семьи;

- “адаптационное” воспитание и обучение инвалида и его семьи;

Обучение ребенка - инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача - помочь приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Социально-педагогическая реабилитация

Основные задачи:

1.Развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания, речи.

2.Формирование самостоятельности.

3. Развитие мелкой и общей моторики.

4.Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

5.Формирование мотивации к обучению.

6. Развитие познавательных навыков.

7.Своевременное оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям.

8. Информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.

Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавате-льные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, наг-раду за усердие в первой части занятия.

Методами педагогической работы являются коррекционные, развивающие занятия с ребенком - инвалидом.

Показателем эффективности занятий по коррекции основных познава-тельных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобрете-ние самостоятельности.

При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для за-нятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.

Реабилитационные мероприятия по коррекции способностей к общению

Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка , не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Первый блок (2 занятия) включает объединение детей. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Второй блок (8 -10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу.

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общение в совместных играх детей.

Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения.

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первые игры - по своему характеру игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают малышей, прежде всего тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове.

Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.

Коррекционно-развивающая работа логопеда

Нарушения речи - достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения - дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов.

Все эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Но при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития и нарушения речи обратимы. Коррекционная работа с детьми инвалидами в детском саду направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Коррекционная работа включает в себя:

2. логопедическая коррекция в домашних условиях.

Система коррекционно-педагогической работы

  • Выработка контроля за положением рта
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие голоса
  • Коррекция речевого дыхания
  • Развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса или кинестетическая апраксия
  • Коррекция звукопроизношения
  • Коррекция звукопроизношения

Коррекционная работа

Коррекционная работа проводится поэтапно:

1. этап - подготовительный.

Цель: подготовка А аппарата, к формированию артикуляционных укладов.

У детей р/в - воспитание потребности речевого общения, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии - стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Работа идет на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной гимнастики.

2. этап - формирование коммуникативных произносительных навыков.

Цель: развитие речевого общения и звукового анализа. При спастичности - расслабление мышц Л аппарата. Выборка контроля за положением рта, развитием артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие ощущения Артикуляционные движений и Артикуляционного праксиса.

По расслаблению мышц А аппарата с общего расслабления - затем шейной, грудной мускулатуры, рук, затем мышц лица.

Выработка контроля за положением рта

1.этап - упражнения губ, способствующие их расслаблению и усиление тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта.

2.этап - тренирует активное открывание рта по словесной инструкции и возврат в исходное положение.

3.этап - закрывание рта производится пассивно - активным путем.

Ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении запрокинутой головы. Возможно рефлекторное зевание. Предлагают задания по имитации положения рта на картинах. Затем усложняют - дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика

Вначале подключают более сохранные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные). Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, привлекая внимание к проприцептивным ощущениям.

1.Начинаем с воспитания активного прикосновения конца языка к нижним зубам.

2.Затем различные активные движения языка.

3.Стимуляция корня языка - рефлекторные сокращения при раздражении корня шпателем.

4.Закрепляется - покашливание.

5.Затем более тонкие дифференцированные движения кончиком языка.

Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, деятельно.

Используем общий комплекс, затем закрепляем впрок упражнение.

Развитие ощущений артикуляционного движения и артикуляционного праксиса.

Для развития двигательно-кинестетических обратных связей проводим

упражнения:

1.Потряхивание верхней и нижней губы, распрямление губ, опускание и поднимание нижней челюсти. «Качели» - перед зеркалом, без него, глаза закрыть. Логопед сам делает движение, а ребенок называет его.

2.Тренировка артикуляторно-сенсорных схем:

а) Двугубная - губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении, затем дует через губы, разрывая их.

б) Губно-зубная - указательным пальцем левой руки приподнимаем верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимаем нижнюю губу до уровня верхних резцов и просим дуть.

в) Язычно-альвеольная - кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, просим дуть, разрывая контакт.

г) Язычно-небный - голова закидывается, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенок производит кашлевые действия, фиксируем внимание на ощущениях языка.

Галина Кольцова
Занятие по социально - личностному развитию в подготовительной группе на тему: «Дети - инвалиды».

Цель : формирование социально- личностной компетентности детей, закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь.

Ход занятия:

1. дети , послушайте запись, которая у меня есть. (запись плача ребенка)

Почему дети плачут ?

Что вы чувствуйте, когда слышите плач человека или животного?

Это значит, что вы сочувствуйте плачущему человеку.

Что такое сочувствовать?

Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо, радостно. Со - чувствовать – чувствовать настроение другого человека.

Хорошо, что вы умеете сочувствовать. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья и им нужно сочувствие, понимание.

2. Работа с видеозаписями. (фотографии людей с ограниченными возможностями здоровья) . Дети , посмотрите на картинки на экране монитора и скажите, нуждается ли кто-то из этих людей в сочувствии.

Трудно ли нам общаться с такими людьми?

Испытывают ли они в жизни какие-нибудь трудности? Какие?

3. Воспитатель предлагает прослушать грамзапись отрывка из книги В. Короленко «Слепой музыкант» .

Какие чувства у вас возникли после чтения?

Какая была девочка в рассказе?

Было ли понимание между девочкой и Петрусей?

Трудно ли мальчику, испытывает он какие-нибудь трудности в жизни?

4. Воспитатель предлагает детям попробовать побыть в роли слепого и почувствовать трудно ему или нет?

С начало попробую я побыть в этой роли. Я завяжу глаза, а вы по очереди подносите мне предметы, а я попробую их узнать.

А теперь попробуйте вы. (дети по очереди завязывают глаза и узнают предметы)

Как вы узнали предметы? (ощупывали, нюхали, слушали звуки)

Как слепой человек передвигается в пространстве? (помогают поводыри, животные, палочка)

Попробуем, трудно это или нет? (завязать глаза и предложить принести мяч из корзинки с начало самому, а потом с помощью)

Что вы чувствовали?

Трудно ли вам было?

Как они читают?

У них есть специальные книги, где буквы выбиты, а не написаны как у нас. И так же они пишут.

У меня есть карточки, попробуете узнать, что на них изображено (дети пробуют почувствовать кончиками пальцев выбитое на картоне изображение геометрических фигур.

5. Воспитатель предлагает детям послушать грамзапись еще одного отрывка из рассказа «Цветик – семицветик» .

Что произошло с мальчиком?

Какая была девочка?

Возникло у них взаимопонимание?

Какую трудность испытывал мальчик?

Сложно таким людям в жизни?

Хотите попробовать, какие трудности испытывают такие люди? (предложить детям сесть на стул и прокатить коляску) .

Почему не получается?

Могут ли они как-то передвигаться?

6. рассматривание слайдов с фотографиями детей с ОВЗ. Что здесь произошло с человеком? Какой он? (нарушен слух) .

Какие трудности испытывают такие люди?

Попробуйте вы закрыть уши. Что вы чувствовали?

Как такие люди справляются с трудностями? (помогают аппараты слуховые)

А если человек совсем ничего не слышат и аппарат ему не помогает, как они общаются и понимают окружающих? (жестами)

Бывают такие люди, которые не умеют разговаривать. Они как общаются? (жестами)

Попробуем пообщаться как они?

Воспитатель демонстрирует на экране слайды с жестами, дети предполагают , что они обозначают.

Воспитатель предлагает языком жестов сказать друг другу «Я рад тебя видеть» , «Все хорошо»

Трудно общаться таким людям?

Как другие люди должны относиться к людям с ограниченными возможностями? (сочувствовать)

Можем ли мы с такими детьми играть?

Во что мы можем поиграть со слепым ребенком? (в словесные игры) .

Во что мы можем поиграть с глухо – немым ребенком? (в настольные игры, подвижные)

Во что мы можем поиграть с ребенком, который не может ходить? (настольные игры) .

7. Просмотр видеоролика продвижения людей с ОВЗ на улицах города.

Беседа с детьми о правилах поведения при встрече с людьми с ОВЗ. Если вы увидели такого человека на улице, как вы поступите? (оказать помощь)

Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем?

Можно ли смеяться над такими людьми?

Как можно назвать тех кто смеется над ними? (жестокими, безжалостными, бесчувственными) .

Какие же правила мы должны с вами запомнить?

1. Им надо помогать.

2. Не смотреть пристальною Это не прилично .

3. Не смеяться. Им обидно.

4. Принимать в игры. Они такие же дети , как и мы.

Елена Касева
Открытое занятие в старшей группе к Дню инвалидов «Мир спасет доброта»

«Доброта спасёт мир»

Цели:

Пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям, инвалидам.

Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

Формировать знания о том, о кто нуждается в добрых поступках;

Развитие мелкой моторики.

Предварительная работа: изготовление «сердечек» оригами, беседа с детьми о доброте, вежливости.

ХОД ННОД

Вводная часть

Дети рассматривают иллюстрации за столами.

Чтение стихотворения "Вежливым и добрым быть совсем не трудно"

Вежливым и добрым

Быть совсем не трудно.

Надо лишь внимание к людям проявлять.

Старику, старушке

При езде в автобусе

Или же в трамвае

Место уступать.

Пожелать здоровья

Близким всем при встрече

И "Всего хорошего",

Уходя домой.

Быть всегда опрятным,

Чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось

Говорить с тобой.

Бабушке и маме

Без напоминания

Сразу помогать,

А свои игрушки,

Нужные вещички

Вовремя на место

С пола убирать.

Не болтать ногами

Сидя за обедом

И не разговаривать

Когда суп во рту.

Защищать всех слабых

Вежливым и добрым

Быть совсем не трудно.

Надо только правила

Знать и выполнять.

Этих правил много

Для детей хороших

Мы с тобою вместе

Будем изучать.

Ребята смотрите на столе лежит цветок у него семь разноцветных лепестков, из какой сказки этот цветок? (Валентина Катаева «Цветик - семицветик»). Какие слава говорит Женя, когда отрывает лепесток?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Посмотрите Женя оставила на цветке сообщение:

«Здравствуйте дети группы «сказка», вы уже наверно знаете мои приключения, у меня к вам большая просьба, мой друг попал в беду, он перестал быть добрым, вежливым и отзывчивым мальчиком, от него отвернулись все друзья, помогите ему».

Ребята поможем мальчику?

Но прежде, чем помочь, давайте узнаем, а сами мы добрые, вежливые и отзывчивые?

Воспитатель: О каких правилах вежливости и доброты говорится в стихотворении? (уступить место пожилым людям, здороваться при встрече, прощаться, когда уходишь, быть чистым и опрятным, не разбрасывать игрушки, кушать аккуратно, не кричать, не драться)

Какие правила вежливости вы знаете еще?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что такое добро?

Всё положительное, хорошее, полезное.

Отзывчивость душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Воспитатель: Посмотрите Женя оставила шкатулку, чтобы узнать какие хорошие поступки или дела вы уже совершили.

Положите в шкатулку столько цветочков, сколько добрых поступков вы совершили. (Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, вспомните, на какое желание потратила девочка свой последний лепесток. Она помогла Вите встать на ноги. Есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.

А что это за люди, какие они, мы сейчас посмотрим.

Просмотр Презентации «Мир один для всех», звучит музыка.

Как мы можем помочь этим людям?

Дети: - Принести продукты.

Помочь перейти через дорогу.

Помогать во всем, быть внимательными.

Посмотрите, ребята на всех этих фотографиях, дети счастливые, потому что они не одни, рядом с ними надёжные, верные друзья и их родители, они могут заниматься спортом, ходить в школу, танцевать, вести обычную жизнь, как и мы с вами.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Помоги другу».

Одному ребёнку завязываем глаза, другой ребёнок проводит его через препятствия.

Пары меняются.

Что ты чувствовал, когда тебя вели? Ты доверял своему другу?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, ещё есть люди, которые совсем ничего не видят.

Ребята, а вы знаете, что слепым людям помогают специально обученные собаки – поводыри, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире, свободно передвигаться.

Просмотр Презентации «Мир глазами собак», звучит музыка.

Как можно помочь слепому человеку на улице?

При переходе улицы, при входе в подъезд дома, магазин.

Мы свами познакомились с конвенцией прав ребёнка (показ). Назовите на что вы имеете право? Ребёнок имеет право на имя, на заботу, на одежду, питание, и у таких детей тоже есть права. Право на особую заботу и обучение. (Картинка).

Заключительная часть

Воспитатель: все мы с вами равные, те, кто может ходить или нет, видит или не видит, ко всем надо относится по-доброму, с уважением, помогать, если они нуждаются в нашей помощи.

Вывод – со всеми детьми надо дружить вне зависимости от их заболевания!

Ребята вспомните, о чём нас просила Женя? Помочь мальчику, чтобы он стал добрым, отзывчивым.

А давайте подарим большую открытку с нашими сердечками.

Как вы думаете, когда он их увидит станет добрым?

Изготовление открыток оригами «Сердечко», звучит песня «Фунтика про дружбу»

Воспитатель: а сейчас я вас прошу выполнить очень ответственное задание, определить всё ли вы поняли из нашей сегодняшней беседы, девочки берут картинку «девочки», мальчики картинку «мальчика» и прикрепляем на полянку. Весёлая «девочка» или «мальчик» - всё поняли, грустная – ничего не поняли.

Публикации по теме:

«Доброта спасет мир» - День толерантности в детском саду «Доброта спасет мир». Цель: знакомство воспитанников с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования,.

Сценарий игры-путешествия «Доброта спасет мир» Цель: создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброты, гуманности, готовности помогать близким и нуждающимся.

Конспект занятия «Доброта спасет мир» Тема. «Доброта спасет мир». Подготовила воспитатель: Беликова Ирина Григорьевна. Цель: формировать представление у детей о доброте, как.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Доброта» Цель: учить быть сдержанными, вежливыми и доброжелательными, развивать связную речь, работать над выразительностью речи; определение понятия.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы,родители. Срок реализации: один учебный год Тип проекта: долгосрочный Актуальность проекта.

Педагогический проект «Доброта спасет мир» Актуальность:Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей.

Муниципальное учреждение дополнительного образования -

Центр внешкольной работы

г. Маркс Саратовской области

План- конспект занятия

для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

объединение «Куклотерапия»

Руководитель: педагог дополнительного образования

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

Составитель: педагог дополнительного образования I квалификационной категории

Гриценко Галина Анатольевна

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

Цель занятия: развитие творческих способностей детей через художественную деятельность.

Задачи занятия:

обучающие: научить правильно работать с куклой, видеть образ сказочного героя и передавать его, обогащать представления об окружающем мире;

развивающие: развивать мелкую моторику рук, двигательную систему, внимание, память, речь, воображение, сообразительность, навыки коллективной игры, мышление, помочь в преодолении страхов и комплексов;

воспитательные: воспитыватьлюбовь к куклам и кукольному театру, терпение, уверенность в себе.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков, применение знаний, умений и навыков на практике; занятие-упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные: беседа, диалог, рассказ; наглядные: показ упражнений для развития мелкой моторики рук и двигательной системы, показ упражнений с куклами; практические: выполнение заданий предложенных педагогом; занятие с использованием фантазии: занятие- сказка, занятие- путешествие; метод игры; занятие с использованием средств искусства.

Оборудование: сценарий, декорации, реквизит, театральные куклы, технические средства.

План занятия:

1. Организационный момент: подготовка детей к работе на занятие. Беседа «Что такое сказка».

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук и двигательного аппарата.

3. Работа над сценарием русской народной сказки «Репка».

Ход занятия:

Звучит музыка, на ширме появляется сказочница.

Тихонько скрипит половица, и детям опять не спится.

Присев на кровать, на подушки уже навострили ушки.

И сразу меняются лица, меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.

Ребята, а вы сказки любите? А знаете ли вы, какие бывают сказки и что такое сказка? Есть сказки старые и молодые, большие и маленькие. Есть сказки знаменитые, всемирно известные, украшенные чудесами и колдовством. А есть скромные, незаметные, никому не знакомые, как, например, сказка про цыпленка, который однажды ночью увидел в лужице возле сарая золотистую звездочку. То ли она упала с неба, то ли просто отражалась в капле воды, но цыпленку она очень понравилась и он ее съел. И никто в целом мире не заметил исчезновения звездочки – одной больше, одной меньше. А потом из этого цыпленка выросла хорошенькая пестрая курочка и неожиданно для всех снесла дедушке и бабушке золотое яичко. И тогда про нее придумали еще одну сказку, тоже маленькую, но ставшую хорошо известной всем людям, всеми любимую. Вот как бывает. Ребята, а как это сказка называется? (Дети отвечают.)

Что же такое сказка? Сказка – это вымышленный рассказ, то, что невозможно в нашей жизни. Невозможно? Да. Но иногда все, же случается с теми, кто в это верит. Очень редко с взрослыми и очень часто с детьми. Однако не стоит сидеть в ожидании чуда. Сказку можно сделать самим, своими руками. Хотите попробовать? (Дети отвечают.)

Тогда давайте отправимся с вами в сказочное путешествие к героям русской народной сказки «Репка». Все знают эту сказку? (Дети отвечают.)

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

А чтобы нам легко было добраться до сказочной страны, не устать в дороге и встретиться со сказочными героями, помочь им ожить, рассказать нам сказку, надо хорошо подготовиться. Поможет нам в этом Галина Анатольевна. Я сейчас ее позову. А я с вами прощаюсь: «До свидания!» Сказочница машет рукой и уходит с ширмы. (Звучит музыка). Из-за ширмы появляется педагог.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, все присутствующие в этой комнате!

Меня позвала сказочница к вам на помощь, попросила помочь вам добраться до сказочной страны. Мне очень хочется вам помочь. Давайте займемся подготовкой к нашему путешествию. Выполним упражнения для наших ручек, ножек и туловища, чтобы не устать в дороге.

Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук: «Моя семья», «Гости»; выполнение упражнений для развития двигательной системы: «Дворник», «Дотопали до тополя».

Вот мы и готовы к путешествию. А теперь, ребята, отправляемся с вами в путь к сказочным героям. Садитесь прямо, закрывайте глазки, я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо. Раз, два, три… (Звучит музыка, педагог раскладывает кукол и реквизит). Открывайте глазки. Мы прибыли с вами в сказочную страну. А вот и наши сказочные герои, они еще отдыхают. Попробуем их разбудить и с их помощью расскажем всем сказку. Ребята, пусть куклы поприветствуют друг друга. Как они умеют это делать?

Детям предлагается взять кукол, одеть их на руку, ритуал приветствия, выполняющий функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие – куклы приветствуют друг друга. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единое целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

Ребята, давайте покажем, что наши куклы умеют делать. Выполнение небольших упражнений с куклами, во время которого пробуждается внимание и интерес детей к совместному творчеству, сбрасывается инертность физического и психического самочувствия. Задача этого этапа – настроить детей на активную работу и партнерское общение друг с другом в образах (куклах).

Ребята, смотрите наши куклы, ожили, какие они веселые! Теперь можно рассказывать сказку.

Работа над сценарием русской народной сказки «Репка» - обыгрывание небольших сценок с театральными куклами, импровизация на тему сказки. После распределения ролей, дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характер героев и найти более глубокие краски для создания образа.

Сказочница:

Посидите тихо, детки, да послушайте про репку…

Сказка, может и мала, да про важные дела.

Начинается как надо: жили-были дед да баба,

Внучка, Жучка, Мурка-кошка и в подполье мышка-крошка.

Весна красная пришла, всем заботу принесла.

Собирайся-ка, народ, выходи на огород.

Дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах.

Сказочница:

Землю дружно поливали, удобряли и взрыхляли,

Наконец настал денек – показался и росток.

И как в сказке то бывает, репка быстро вырастает.

До забора поднялась, сладким соком налилась!

Репка.

Я расту, расту, расту. К небу листики тяну,

Солнца силу соберу, в корешке приберегу.

Выше, выше, шире, шире. Я расту, стараюсь, соком наливаюсь.

Все! Устала я чуть-чуть! Теперь можно отдохнуть!

Сказочница:

Вот так репка, вот так диво! И крупна-то и красива,

До верхушки не достать, надо дедушку позвать!

Дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах. Выходит дед, удивляется, пытается вырвать репку, не получается. Зовет бабку на помощь, потом Внучку, Жучку, Мурку-кошку и Мышку-крошку. Репку вырывают, все радуются. (Звучит веселая музыка).

Сказочница:

Подожди, старик, немного…

Приходите репку кушать, да другие сказки слушать.

Репа будет очень сладка, знаю, вспомните вы бабку,

Деда, Внучку, Жучку, Кошку, Мышку.

Вспоминайте и меня! Сказка вам нужна моя!

Есть ведь доля правды тут… Зря труды не пропадут.

И коль дружно мы возьмемся, своего всегда добьемся.

Итог занятия: подведение итогов занятия. (Звучит музыка).

Вот какая сказка у нас получилась. Ребята, вам понравилась наша сказка? (Дети отвечают). Давайте будем прощаться с нашими сказочными героями и отправляемся с вами в обратный путь, домой (Дети прощаются с куклами). Покидаем с вами сказочную страну. Садитесь прямо, закрывайте глазки, я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо. Раз, два, три… (Звучит музыка, педагог убираеткукол и реквизит). Открывайте глазки. Мы вернулись с вами домой. Ну, вот на этом наше путешествие закончилось. Наше занятие подходит к концу, будем прощаться.

До свидание! Всем удачи и хорошего настроения! (Звучит музыка).