План- конспект занятия для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями на тему: "В гостях у сказочных героев русской народной сказки "Репка". Конспект занятия для детей-инвалидов "в сказочном лесу" план-конспект занятия на тему Особенности реали

Рецензия

на модифицированную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья «Здравствуйте, это я»

Гусакова Г.Н. – социальный педагог)

Данная программа предназначена для детей школьного возраста с ОВЗ. Она возникла в связи с необходимостью уменьшить проблемы, которые переживают дети с ОВЗ. Программа предусматривает уменьшение дефицита общения детей с окружающими, её цель – формирование положительной самооценки, позитивного отношения к себе и окружающим, развитие умения понимать себя и окружающих, снижение психического и эмоционального напряжения. Определяя цель и задачи программы, педагоги учитывали не только специфические потребности и возможности детей, но и потребности современной жизни.

Программа по содержанию – дополнительная, по базовой технологии – личностно-развивающая. Реализация целей достигается системой психолого-педагогических задач:

Создание условий эмоционального благополучия каждому ребёнку на всех занятиях в процессе усвоения знаний, умений, предусмотренных данной программой;

Применение технологий, сохраняющих здоровье детей: динамические игры, беседы, тренинги, рисование, конструирование и т.п.

Упражнения и задания, требующие активного участия каждого ребёнка;

Развитие коммуникативных навыков в диалогах, общении, играх.

Решение поставленных задач обеспечивается содержанием программы. Содержание программы соответствует возрастным и личностным особенностям детей, опирается на соблюдение физиолого-гигиенических норм нагрузки и параметров нормального развития ребёнка. Программа имеет научно обоснованную практическую направленность. Она представляет собой комплекс специальных игровых ситуаций, диалогов, практических упражнений. Совокупность их, выстроенная в определённой последовательности, создаёт возможность для самовыражения ребёнка, что способствует повышению самооценки и лучшему преодолению барьеров в общении.

Оригинальность программы в том, что она предусматривает оптимальное чередование развивающих и тренинговых упражнений, активные способы деятельности детей.

Программа предусматривает специальную диагностику, которая позволяет зафиксировать изменения в эмоционально-личностном развитии каждого ребёнка.

Модифицированная программа «Здравствуйте, это я» будет интересна не только психологам, но и тем специалистам, которые хотят помочь детям социализироваться и которые могут дополнить программу дополнительными темами занятий.

Эксперт: _________ Тешке Н.А. – заместитель директора по социальным вопросам

Пояснительная записка

Идея создания программы «Здравствуйте, это я» для детей с ограниченными возможностями здоровья возникла в связи с осознанием того, что во время патроната детей с ОВЗ в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения мы воочию увидели проблемы таких детей: изолированность, замкнутость от мира, состояние безысходности, которые стали причиной утраты коммуникативных навыков.

Дети с ОВЗ – особые дети. В чём их особенность? Чем ближе узнаёшь таких детей, тем лучше понимаешь, как необходима им поддержка и помощь, чувствуешь наличие обострённой потребности у такого ребёнка во внимании и доброжелательности в основе общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети испытывают дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребёнком общественного опыта, вызывающий трудности адаптации таких людей в общество. При создании этой программы мы ставили цель: формирование положительной самооценки, позитивного отношения к себе и окружающим через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и окружающих, снятие психического и эмоционального напряжения.

Практическая и социальная значимость проекта (актуализация):

Помощь в социализции детей с ОВЗ в общество;

Формирование позиции «Я такой же, как все»;

Формирование позиции с «чужой» на «свой»;

Осознание того, что от инвалидности не застрахован никто;

Формирование осознания необходимости помощи и внимания к инвалидам.

По структуре программа – линейная, по базовым технологиям – социально-ролевая, личностно-развивающая.

По новизне – программа модифицированная. Соответствует концепции ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (03.07.1998г.)

При составлении программы использовались материалы проекта «Я такой же, как все» - для детей с ОВЗ и их родителей, автор Алексей Сушенцов – член Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, Белоруссия; «Система развивающих занятий для детей, оставшихся без попечения родителей», автор Наталья Никушкина – практический психолог Бийского детского дома. Были изменены занятия по содержанию и дополнены темы занятий: «Я такой, а ты какой?», «Я такой же, как все», «Узнаём друг друга» и др.

Процент модификации примерно 80 .

Программа включает в себя 10 занятий, продолжительностью 30 – 40 минут. Учитывая разный возраст, разные возможности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности (методический аппарат): игра, беседа, тренинг, рисование, конструирование и т.п.

Каждое занятие содержит следующие этапы:

Создание эмоционального настроя в группе;

Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе через игры, упражнения, беседы и закрепление положительных эмоций от работы, общения.

Важно, чтобы каждый ребёнок реализовал себя, показал определённый уровень знаний, умений, а взрослый похвалил его за маленькие успехи.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Группа должна быть небольшой – тогда ребёнок получает возможность быть в центре внимания, ощущать собственную значимость

На все занятия с детьми с ОВЗ мы приглашали их родителей, братьев, сестёр, знакомых и просто желающих с целью корректировать боязливость в отношении инвалидов, пропагандировать «неопекунское» поведение по отношению к людям с ОВЗ. Считаем, что присутствие гостей необходимо. Ведь они первые помощники в реабилитационном процессе. Программа жизни закладывается в детстве. Объяснение многих поступков людей во взрослой жизни можно найти в проблемах детства. Оттуда же и отношение человека к инвалидам. Мы с детства не привыкли воспринимать людей с ОВЗ как полноправных членов общества. И не подозреваем о проблемах, с которыми сталкиваются они изо дня в день. А ведь от этого не застрахован никто. Ребёнок, вовремя и правильно воспринявший информацию о понятии «инвалид» и «инвалидность», узнавший о проблемах таких людей, в будущем станет адекватно и цивилизованно реагировать на это явление.

Научность программы состоит в том, что на занятиях мы проводим психологический тренинг – вид групповой работы, направленный на коррекцию и приобретение навыков, необходимых для успешного общения. Результативность работы отслеживали, проводя специальную диагностику. Использованы методики:

1. «Самооценка»: хороший – плохой; добрый – злой; умный – глупый; слабый – сильный; смелый – трусливый; красивый – некрасивый; нелюбимый – любимый.

2. «Сформированность образа «Я»: - На кого бы ты хотел быть похожим?

На кого бы ты не хотел быть похожим? - Какой ты сам?

Результаты исходной диагностики показали:

1) Заниженную самооценку по шкалам «хороший – плохой», «добрый – злой», «нелюбимый – любимый» показали 6 детей из 7.

2) Несформированность представлений о себе:

На вопрос: «На кого бы ты хотел быть похожим? – ответ: «Не знаю», два ответа: «Хочу быть хорошим»;

На вопрос: «Какой ты сам? - ответы детей: «Не знаю», «Добрый», «Злой». У них возникали трудности в отношении себя.

Контрольная диагностика по окончании работы выявила положительную динамику изменений: дети умели рассказать о себе, смелее работали на занятиях, стали более открытыми в общении. Положительные изменения в эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ говорят об актуальности данной программы.

Литература:

А. Сушенцов «Я такой же, как все», 2006

Н. Никушкина «Социализация детей-сирот», Москва, 2007

Н. Гряда «Развитие на основе социоигровых приёмов», Армавир,2002

Т.А.Фалькович и др. «Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях», Москва, 2007

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми», Москва, 2003

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», Москва, 2000

Е.Д. Шваб «Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия», 2010

С.А. Пырочкина «Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков», Волгоград, 2007

Тематический план занятий

п/п

Тема занятий

Количество часов

Я – такой, а ты какой?

Я и другие (Я не один, нас много)

«Это – я» - я рисую свой портрет. Я – уверенный.

Наши имена.

Я такой как все.

Узнаём друг друга.

Внимание к партнёру

Волшебные средства понимания

10.

Итоговое занятие: «Это я! Вот я какой!»

Тема занятия(1): Знакомство. Установление доброжелательных взаимоотношений.

Цель: преодоление барьера в общении, снятие психического и эмоционального напряжения.

Задачи : формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий

Развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.

Ход занятия

1. Орг. момент . – Всем добрый день! Давайте познакомимся: … Начинаем занятия, на которых мы будем учиться радоваться, понимать себя, понимать других людей. Занятия будут проходить каждую неделю в пн, в это же время.

2.Приветствие со свечой ( создать положительный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество). Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!»

3. Упражнение «Барометр настроения». Детям предлагается показать своё настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

4. Упражнение-тренинг «Ласковое имя» (поддержание доброжелательной атмосферы в группе). Предлагается каждому ребёнку назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

5. Упражнение-тренинг «Разожми кулак» ( показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение ). Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль ведущего состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительными оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное отношение (разжимает кулак любому ребёнку, используя уговоры, поглаживания, маленькие безобидные хитрости).

6. Упражнение-тренинг «Испуганный котёнок» ( развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться ). Один из детей изображает испуганного котёнка (котёнок маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек). Задача другого ребёнка – установить контакт с котёнком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (погладить котёнка, поговорить с ним, успокоить).

Что вы чувствовали, когда были испуганным котёнком? - Как устанавливали контакт с ним? - В каких ситуациях в жизни ты ведёшь себя как испуганный котёнок?

7. Упражнение тренинг «Ладушки» ( ). Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.

8. Упражнение-тренинг «Танцы на газете».

9. Упражнение «Отгадай-ка». Все садятся по своим местам. Загадки:

1) Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).

2) Все его любят, а поглядят на него – морщатся (солнце).

10. Подведение итогов занятия.

Какие средства в установлении контакта мы сегодня использовали? (Силу, поглаживание, спокойный тон общения)

Что вам понравилось больше всего? - Что было трудно выполнить?

11. Ритуал прощания. Игра «Хоровод» ( сплочение группы )

Тема занятия (2): Я – такой, а ты какой?

Цель: показать детям, что все люди разные, непохожие друг на друга и что это естественно и нормально.

Материалы и оборудование: игрушечный персонаж цыплёнок , тетради, карандаши, фломастеры, детские песенки в записи.

Ход занятия

1. Упражнение «Приветствие» ( создание положительного эмоционального фона ).

У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: (Имя), я рад(а) видеть тебя.

Сегодня к нам в гости пришёл Цыплёнок, который совсем недавно вылупился из яйца. Он ещё никогда не видел детей, тем более, много детей вместе.

2. Упражнение «Мы разные». Цыплёнок: какие вы все одинаковые. У вас у всех есть носы, глаза, руки, ноги, туловище… Как же мне вас различать?

Дорогой Цыплёнок, все дети очень разные, и сейчас ты в этом убедишься. Дети, давайте познакомимся с Цыплёнком поближе. Назовите ему свои имена. (Дети передают по кругу Цыплёнка, называя своё имя)

Давайте расскажем Цыплёнку, чем же вы отличаетесь. Выбираются 2 ребёнка, желательно с одинаковыми именами. Дети садятся рядом перед классом.

Какой у Саши цвет волос, а какой у Паши?

Какой цвет глаз? - Какого они роста? - Одинакового ли они роста?

Во что одеты? - Отличаются ли они поведением?

Цыплёнок, ты понял, что дети совершенно разные?

Дети делают вывод о том, что узнали.

3. Упражнение «Красивое имя» ( повысить уровень самопринятия ).

Написать своё имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы было ярко и красиво. Показывают работы всем.

Вывод:

4. Упражнение-тренинг «Ладушки» ( установление длительного контакта ). Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа, не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.

На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич,

сапожник, портной – кто ты будешь такой?

С кем из детей ты играл дольше всего, не сбиваясь?

С кем из детей было легче достичь высокого темпа?

5. Упражнение-тренинг «Танцы на газете».

Расстилается на полу газета, дети встают на неё. Под музыку дети должны танцевать только на газете (20 секунд). Затем газету складывают пополам, встают и танцуют (20 сек). И так далее.

Вывод: (о помощи друг другу)

6. Конструирование. Работа в паре. Из кусочков бумаги на столе составить панно: «Я и мои друзья». Перед самостоятельной работой рассказать о том, какой сюжет и как дети будут изображать.

7. Ритуал прощания. Игра «Хоровод» ( сплочение группы )

Дети становятся в круг (игра – поменяться местами), затем берут друг друга за руки, улыбаются, затем ладошки друг на дружку – «Спасибо!» – ладошки веером вверх.

8. Подведение итогов занятия:

Что нового узнал цыплёнок на нашем занятии?

Остальные люди отличаются друг от друга?

Что хорошего в том, что мы все разные?

Тема занятия (3): я не один, нас много.

Цель: обращение к собственным чувствам; развитие внимания к окружающим людям.

Материалы и оборудование: свеча, газеты для игры «Касатка и пингвины», шарфик, детские песенки в записи.

Ход занятия

1. Орг. момент

2.Приветствие со свечой (

1) Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!» 2) «Слон, пальма, крокодил»

3. Разминка

1) Поднимите руки те, кто сегодня чистил зубы; любит гулять; любит музыку; получил 5; любит физкультуру; ел сладости; у кого хорошее настроение.

2) Дополни имя прилагательное: снег, рука, голова, цветок, мир, олень, книга, нога, мяч, глаза. Подбери антоним: маленький, быстрый, грустный, ласковый, пушистый, серьёзный.

4. Игра-тренинг «Водяной» (развитие тактильных ощущений, закрепление телесных образов).

«Водяной» садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со словами: Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, мы по берегу идём, хоровод большой ведём. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!

Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Тот становится Водяным.

Вам трудно было узнать своих друзей с завязанными глазами?

Что помогло вам определить, кто перед вами? - А что общего есть у всех вас?

5. Игра «Касатка и пингвины» (снижение моторной расторможенности, внимания к окружающим)

6. Упражнение-тренинг «Кричалки. Шепталки. Молчалки». Слова: сантики – фантики – лимпопо – произносим хором шёпотом, громко, очень тихо и одновременно импровизированные движения.

7. Упражнение-тренинг «Письмо другу» (развитие умения устанавливать контакт)

У кого есть друг, или человек, которого вы любите, он вам кажется очень хорошим? Давайте пошлём ему маленькое письмо с добром. Он будет рад.

Дети с закрытыми глазами носом «пишут» свои имя, фамилию. Подобрать и добавить цвет, украсить рисунком, узорами. Добавить анимацию, огоньки, чтобы имя светилось разноцветными огоньками.

А теперь мысленно отправьте его своему хорошему человеку, назовите его по имени. Представьте, как он обрадуется. Ему будет приятно. Он в эту минуту обязательно вспомнит про вас.

8. Игра-тренинг «Скучно, скучно так сидеть» - «Лишний стул» (развитие внимания)

Скучно, скучно так сидеть, друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться.

9. Игра-тренинг «Волшебный лес чудес» (установление длительного контакта)

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где всегда хорошо. Встанем в шеренгу. Наши руки – это ветки деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, который идёт по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пройдёт сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались?

Ваши чувства, когда вы были деревьями? - Понравилась игра? Чем?

19. Упражнение «Если бы я был…» (развитие ассоциативного восприятия)

Если бы я был животным, то каким? Цветком? Ветром? (Почему?)

(добрым, злым, вялым, ярким, драчуном, и т.д.) - Интересно побыть кем-нибудь?

20. Игра-тренинг «Паровозик» (развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения)

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и начинают движение. Препятствия: обойти, пройти по мосту …

Что понравилось? Почему?

21. Итог. - Что нового узнали? Что понравилось, не понравилось?

Тема занятия (4): «Это – я» - я рисую свой портрет

Цель: помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укреплять уверенность в себе

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, листы бумаги формата А 4, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Орг. момент . – Всем добрый день! Начинаем занятие, на котором мы будем учиться радоваться, понимать себя, понимать других людей.

2.Приветствие ( создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество).

Дети сидят парами, руки на коленях ладошками вверх. Вед. поворачивается к соседу слева, кладёт свои ладошки на его и приветствует со словами «Н., мне приятно тебя видеть». Упр. выполняется по кругу.

3. Упражнение «Зеркало» (развитие наблюдательности)

Все встают в круг. Вед. начинает выполнять движения: вначале крупные, заметные, а затем более мелкие. Дети повторяют. Если они не замечают мелкие движения, то надо подсказать, на какую часть тела следует обратить внимание. Затем дать каждому ребёнку зеркало, дети разглядывают себя.

Что вы увидели в зеркале? А можно ли увидеть в зеркале наши внутренние качества: добрые ли мы, смелые или ленивые, обидчивые? (Ответы детей).

Действительно, в зеркале не отражаются внутренние качества человека. О них говорят наши поступки и дела. В каждом из вас много хороших, добрых, красивых качеств.

Кто хочет рассказать о себе про что-то хорошее? Кто дополнит?

4. Физминутка «Есть или нет?»

Дети становятся в круг и берутся за руки. Если – «Да» - кричать, руки вверх, если – «Нет» - кричать, топать ногами.

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка? Есть ли клюв у поросёнка?

Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нём ошибка?

5. Беседа (расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу).

Какое твоё любимое настроение? Любимое животное? Любимое блюдо? Любимое занятие?

6. Упражнение «Мой портрет» (повысить уровень самопринятия, уверенности в себе)

Дети рисуют свой портрет. Для этого им предлагаются контуры мальчика, девочки.

Портреты вывешиваются на кл.доску.

Рассказать: я какой? (в конце произнести «Я- хороший» - сначала шёпотом, потом громче, затем очень громко). Затем все берутся за руки и громко произносят: «Мы хорошие».

7. Физминутка «Кричалки – шепталки – молчалки»

Три силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Это сигналы. Красный – «кричалка» – можно бегать, кричать, сильно шуметь. Жёлтый – «шепталка» - можно тихо передвигаться, говорить шёпотом. Синий – «молчалка» - замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру – «молчалкой».

8. Упр. «Дерево дружбы» ( воспитание уважения друг к другу, принятие себя)

У вас всех есть имена разные, красивые, ласковые. Мы сейчас создадим дерево дружбы. На этих листочках напишите свои ласковые имена. Можно дописать имена своих друзей. Листочки приклеим на дерево дружбы.

9. Итог. - Что нового сегодня узнали?

Чем понравилось занятие?

Тема занятия (5) : наши имена

Цель: познакомить детей с разными именами, их значением, дать возможность почувствовать собственную значимость, укреплять уверенность в себе.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, лист бумаги, фломастеры, бумажные зелёные листья, клей, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев.

Ход занятия

1.Орг. момент. – Всем добрый день! У каждого из вас есть имя. У всех есть имена. Сегодня на занятии мы поговорим и о наших разных прекрасных именах.

2. Приветствие со свечой. (Цель: создание положительного эмоционального фона)

Назвать чётко своё имя: ласковое, короткое, полное. («Это моё имя – Дашенька, Даша, Дарья»)

3. Разминка (развитие интереса, активности)

Поднимите руки те, кто сегодня умывался; помогал дома; слушал музыку; у кого хорошее настроение.

Дополни: красивый (цветок), грустный, интересный, быстрый, …

Подбери антоним: гладкий, серьёзный, большой, …

4. Упражнение «Моё имя» (Цель: развивать ассоциативное мышление, подвести ребёнка к выявлению его слабых и сильных сторон).

Поискать и найти в классе такой предмет, которому он мог бы дать своё имя. Затем дети объясняют, почему выбрали именно этот предмет, отмечают его положительные стороны и недостатки.

5. Беседа: «Что означают наши имена» (Цель: показать разнообразие имён, их значение, с какой любовью родители давали имена своим детям)

Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем?

Кто вас называет или называл ласковым именем?

Если мы будем называть друг друга ласковыми именами, станем ли мы дружнее?

5. Упражнение-тренинг «Ладушки»

6. Упражнение «Создание дерева дружбы» Детям раздаются зелёные листья деревьев. Предлагается написать свои ласковые имена и по желанию дополнительно своих знакомых. Листочки приклеиваются на ветви дерева.

Это дерево нашей дружбы. Оно напоминает, что мы умеем уважать и понимать друг друга.

7. Работа в парах. Упражнение «Собери разбитую тарелку», «Найди пять отличий»

Как легче работать – одному, или в пере? Почему?

8. Итог. - Что нового вы узнали? - Что понравилось на занятии?

Тема занятия (6): я такой как все

Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, укреплять уверенность в себе.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, листы бумаги, маленькие зеркальца на каждого ребёнка, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев.

Ход занятия

1. Приветствие (Создание положительного эмоционального фона)

Дети садятся в круг, руки на коленях ладошками вверх. Ребёнок поворачивается к соседу слева, кладёт свои ладошки на его и приветствует словами: «Петя, мне приятно тебя видеть». Упр. выполняется по кругу.

2. Упражнение «Зеркало»

Дети встают в круг. Психолог выполняет движения: вначале крупные, заметные, затем более мелкие. Дети повторяют. Роль зеркала можно предложить выполнить ребёнку.

Разглядывание себя в маленькие зеркальца.

Что вы увидели в зеркале? А можно ли увидеть в зеркале наши внутренние качества? (добрые или злые, смелые или ленивые, обидчивые)

Действительно, в зеркале не отражаются внутренние качества человека. О них можно судить по нашим поступкам и делам. В каждом из вас очень много хорошего, доброго и привлекательного. Расскажите о своих положительных качествах. (Дети по желанию рассказывают, другие дополняют).

3. Беседа в порах (расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу). Вопросы:

Какое у тебя любимое настроение? - Какое твоё любимое животное?

Какое твоё любимое блюдо? - Какое твоё любимое занятие?

Есть ли у тебя друг? Расскажи о нём.

Через несколько минут по желанию дети рассказывают группе друг о друге.

4. Физминутка. Упражнение-тренинг «Зеваки» (развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучать умению управлять своим телом и выполнять инструкции)

Дети под музыку идут по кругу, держась за руки. По сигналу (колокольчик) останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

5. Упражнение «Конструктор настроения». Изобразить весёлого, удивлённого, огорчённого, сердитого мальчика.

Какими бы вы хотели быть?

6. Упражненин-тренинг «Подари свою улыбку» (закрепление положительного настроения)

Как вы думаете, почему люди улыбаются?

Что вы чувствуете, когда сами улыбаетесь?

Хочется ли вам улыбнуться, когда вокруг люди улыбаются?

Детям предлагаем нарисовать свою улыбку.

7. Итог. - Что вы нового узнали? - Что понравилось, что не понравилось?

Тема занятия (7): узнаём друг о друге

Цель: показать детям, что в них много общего и много различий; формировать позитивное отношение к окружающим; воспитание терпимости к окружающим.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев: картинки с различными видами одежды, одежда для переодевания (спортивная, праздничная, повседневная, профессиональная).

Ход занятия

1. Приветствие (создание положительного эмоционального фона) (См. занятие № 6)

2. Игра «Пять имён». Дети стоят в кругу, чередуясь: мальчик, девочка. Каждый по очереди называет пять имён мальчиков и пять имён девочек, начиная со слов: «Я знаю пять имён …»

3. Игра-тренинг «Водяной» (развитие тактильных ощущений) В игре участвуют переодетые дети. Дети становятся в круг, выбирают водящего – Водяного. Ему завязывают глаза, он садится в центр круга. Дети идут по кругу со словами:

Водяной, водяной, не сиди ты под водой, Мы по берегу идём, хоровод большой ведём.

Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, Кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!

Водяной с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Если правильно называет имя ребёнка, то тот, кого узнали становится Водяным.

4. Игра – тренинг «Ветерок». Дети встают в круг. Ведущий:

Ветер дует на тех, у кого голубые глаза (у кого в одежде присутствует белый цвет – называется особенность: внешность, одежда, характер, поступки, …).

Меняются местами те, на кого дует ветер.

Понравилась ли вам игра? - Много ли у вас оказалось похожего? Что именно?

Вы знаете, для чего человеку нужна одежда? Одежда может изменить внешность человека. Посмотрим, как это происходит. (Переодевание детей)

Какие виды одежды мы использовали? (Повседневная, праздничная, зимняя, летняя, профессиональная).

Что может быть, если люди будут использовать одежду не по назначению?

5. Итог. - Что нового узнали? - Что понравилось?

Тема занятия (8): внимание к партнёру

Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, формирование умения учитывать интересы других; развитие эмпатии.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; альбомные листы, цветные карандаши; 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата.

Ход занятия

1. Приветствие. « Ласковые слова» (создание благоприятного микроклимата в группе).

Повернуться к соседу слева и сказать ласковые слова друг другу.

2. Упражнение-тренинг «Прогноз погоды» (научить детей передавать своё настроение с помощью изобразительных средств; учить внимательно относиться к состоянию другого человека; развитие ассоциативного мышления).

Дети на листах бумаги рисуют своё настроение с помощью образов, цвета. Затем представляют свои рисунки, остальные должны отгадать настроение по рисунку.

3. Игра-тренинг «Ласковые лапки» (снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений).

Все мелкие предметы выкладываются на стол. Ребёнок оголяет руку по локоть. По руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант: «зверёк» может прикасаться к щеке, ладони.

4. Упражнение-тренинг «Три лица» (работа с мимикой, развитие эмпатии).

Показываю три выражения лица. Дети должны отгадать, какое именно выражение: свирепое лицо – изобразить его: «Сдвинем брови, оскалим зубы и сожмём кулаки». Следующая эмоция – печальное лицо, кажется, что вот-вот заплачешь. Третья эмоция – счастливое лицо: «Широко улыбаемся, прижмём руки к сердцу».

Затем дети делятся на пары, становятся спиной друг к другу. На счёт 1-2-3 дети поворачиваются лицом друг к другу и показывают одно из трёх выражений лица, не договариваясь. Игра повторяется несколько раз.

Сколько совпадений было? - Какое из трёх выражений вы изображали чаще?

5. Итог. – Чему вы сегодня научились? - Что понравилось? Не понравилось?

В какой игре вы чувствовали себя лучше всего?

Тема занятия (9): волшебные средства понимания

Цель: познакомить с интонированием речи; учить относиться внимательно друг к другу; учить пользоваться мимикой лица при изображении эмоций; показать, как мимика помогает в общении; развитие внимания, эмпатии.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; клубочек.

Ход занятия

1. Приветствие «Ласковое имя» (создание доброжелательной атмосферы в группе). Дети передают по кругу клубочек, называя друг друга ласковыми именами.

Рефлексия

Назовите одно хорошее и одно плохое событие за неделю.

2. Упражнение-тренинг «Интонация» (развитие эмпатии, дифференциация слухового восприятия).

Что такое интонация? Произнести с разной интонацией (радостно, грустно, свирепо, удивлённо, с чувством вины):

Пойдём поиграем! - Дай мне книгу!

Дети должны угадать, с какой интонацией произнесена фраза.

3. Упражнение-тренинг «Кто тебя позвал?» (соотнесение звукового образа с человеком)

Дети по очереди становятся в конец комнаты. Кто-то один, изменив голос, должен позвать: « Петя, пойдём играть». Ребёнок отгадывает, кто его позвал, какая была использована интонация.

Какая интонация самая приятная?

4. Игра-тренинг «Интервью дракона» (проработка знакомых средств понимания)

Представьте, что вам нужно взять интервью у сказочного дракона, у которого пять голов и каждая голова находится в разном настроении.

Вызываются пять детей, каждый должен ответить на вопрос: «Что тебе нужно, незнакомец?», при этом выразить настроение головы, которую он изображает. Остальные должны определить интонацию и настроение головы дракона.

Удалось ли отобразить настроение дракона?

5. Итог . В какой игре вы чувствовали себя лучше всего?

Тема занятия (10): вот я какой!

Цель: обобщение знаний; повышение самооценки ребёнка; поддержание интереса к собственной индивидуальности и к другим детям; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; свеча, тетради, карандаши, цветок, картинка «Ёжик»

1. Приветствие со свечой (создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть»

2. Упражнение «Ассоциация» (продиагностировать отдельных участников и группу в начале занятия, обратить внимание на позитивный настрой каждого ученика, его значимость в работе группы)

Если бы наши занятия были похожи на что-то или на какое-либо животное, то на какое?

Дети называют ассоциативные образы. Ведущий делает вывод о настрое каждого и группы в целом.

3.Упражнение-тренинг «Ладошки» (повышение самооценки ребёнка, обращение к его индивидуальности). Дети обводят обводят на листе бумаги свои ладошки и передают соседу. Сосед пишет на ладошке имя «хозяина» и украшает её: разукрашивает пальцы, украшает имя и пр. Затем рассказывает о том ребёнке, чью ладошку он раскрашивал (его любимые занятия, друзья, хорошие качества).

Понравилась ли вам ваша ладошка?

Понравился ли рассказ о себе? Что вы можете к нему добавить?

4. Упражнение «Пересядьте те, кто …» (акцентировать внимание детей на индивидуальных сходствах и различиях)

Дети садятся в круг.

Пересядьте все, кто любит мороженое. Иногда можно сказать: «Ураган» - и тогда все дети меняются местами.

Понравилась ли вам игра?

Много ли сходных особенностей у вас оказалось? В чём были различия?

5. Упражнение-тренинг «Пион и колючий ёжик» (активизировать внимание детей на положительных и отрицательных качествах друг друга, учить выделять их; получение обратной связи от детей в группе)

Детям раздаются два предмета: пион (или любой цветок) и картинка или игрушка «Ёжик». Ребёнок должен подарить любому другому ребёнку со словами: «Я дарю тебе за то, что … (назвать положительное качество, то, за что человека можно любить) и «Я дарю тебе колючего ёжика за то, что …» (выделяется то, что в человеке не нравится). Можно на занятии использовать только один цветок и одного ёжика и передавать их по кругу.

Галина Кольцова
Занятие по социально - личностному развитию в подготовительной группе на тему: «Дети - инвалиды».

Цель : формирование социально- личностной компетентности детей, закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь.

Ход занятия:

1. дети , послушайте запись, которая у меня есть. (запись плача ребенка)

Почему дети плачут ?

Что вы чувствуйте, когда слышите плач человека или животного?

Это значит, что вы сочувствуйте плачущему человеку.

Что такое сочувствовать?

Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо, радостно. Со - чувствовать – чувствовать настроение другого человека.

Хорошо, что вы умеете сочувствовать. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья и им нужно сочувствие, понимание.

2. Работа с видеозаписями. (фотографии людей с ограниченными возможностями здоровья) . Дети , посмотрите на картинки на экране монитора и скажите, нуждается ли кто-то из этих людей в сочувствии.

Трудно ли нам общаться с такими людьми?

Испытывают ли они в жизни какие-нибудь трудности? Какие?

3. Воспитатель предлагает прослушать грамзапись отрывка из книги В. Короленко «Слепой музыкант» .

Какие чувства у вас возникли после чтения?

Какая была девочка в рассказе?

Было ли понимание между девочкой и Петрусей?

Трудно ли мальчику, испытывает он какие-нибудь трудности в жизни?

4. Воспитатель предлагает детям попробовать побыть в роли слепого и почувствовать трудно ему или нет?

С начало попробую я побыть в этой роли. Я завяжу глаза, а вы по очереди подносите мне предметы, а я попробую их узнать.

А теперь попробуйте вы. (дети по очереди завязывают глаза и узнают предметы)

Как вы узнали предметы? (ощупывали, нюхали, слушали звуки)

Как слепой человек передвигается в пространстве? (помогают поводыри, животные, палочка)

Попробуем, трудно это или нет? (завязать глаза и предложить принести мяч из корзинки с начало самому, а потом с помощью)

Что вы чувствовали?

Трудно ли вам было?

Как они читают?

У них есть специальные книги, где буквы выбиты, а не написаны как у нас. И так же они пишут.

У меня есть карточки, попробуете узнать, что на них изображено (дети пробуют почувствовать кончиками пальцев выбитое на картоне изображение геометрических фигур.

5. Воспитатель предлагает детям послушать грамзапись еще одного отрывка из рассказа «Цветик – семицветик» .

Что произошло с мальчиком?

Какая была девочка?

Возникло у них взаимопонимание?

Какую трудность испытывал мальчик?

Сложно таким людям в жизни?

Хотите попробовать, какие трудности испытывают такие люди? (предложить детям сесть на стул и прокатить коляску) .

Почему не получается?

Могут ли они как-то передвигаться?

6. рассматривание слайдов с фотографиями детей с ОВЗ. Что здесь произошло с человеком? Какой он? (нарушен слух) .

Какие трудности испытывают такие люди?

Попробуйте вы закрыть уши. Что вы чувствовали?

Как такие люди справляются с трудностями? (помогают аппараты слуховые)

А если человек совсем ничего не слышат и аппарат ему не помогает, как они общаются и понимают окружающих? (жестами)

Бывают такие люди, которые не умеют разговаривать. Они как общаются? (жестами)

Попробуем пообщаться как они?

Воспитатель демонстрирует на экране слайды с жестами, дети предполагают , что они обозначают.

Воспитатель предлагает языком жестов сказать друг другу «Я рад тебя видеть» , «Все хорошо»

Трудно общаться таким людям?

Как другие люди должны относиться к людям с ограниченными возможностями? (сочувствовать)

Можем ли мы с такими детьми играть?

Во что мы можем поиграть со слепым ребенком? (в словесные игры) .

Во что мы можем поиграть с глухо – немым ребенком? (в настольные игры, подвижные)

Во что мы можем поиграть с ребенком, который не может ходить? (настольные игры) .

7. Просмотр видеоролика продвижения людей с ОВЗ на улицах города.

Беседа с детьми о правилах поведения при встрече с людьми с ОВЗ. Если вы увидели такого человека на улице, как вы поступите? (оказать помощь)

Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем?

Можно ли смеяться над такими людьми?

Как можно назвать тех кто смеется над ними? (жестокими, безжалостными, бесчувственными) .

Какие же правила мы должны с вами запомнить?

1. Им надо помогать.

2. Не смотреть пристальною Это не прилично .

3. Не смеяться. Им обидно.

4. Принимать в игры. Они такие же дети , как и мы.

Психологическая коррекционно-развивающая работа с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ.

Актуальность темы заключается в необходимости оказания эффективной психолого-педагогической помощи детям инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, педагогически запущенным детям, детям из проблемных и неблагополучных семей.

В наш социально-экономический техникум поступают ребята, имеющие различные, часто сложные комплексные проблемы со здоровьем, которые затрудняют приобретение опыта общения с людьми. Этот опыт необходим для дальнейшей успешной социализации в обществе. Многие обучающиеся ранее находились на домашнем или индивидуальном школьном обучении, что, помимо образовательных и педагогических трудностей, создает и серьезные социально-психологические сложности, связанные с несформированностью коммуникативных навыков. Другие обучающиеся, обучаясь ранее в обычных общеобразовательных школах и классах, имели крайне негативный опыт взаимодействия с другими людьми, связанный с непринятием, нетерпимостью к не таким, как я. (К сожалению, эти явления все еще остаются острыми психологическими проблемами нашего общества). Данный негативный опыт способствует формированию неадекватных коммуникативных навыков, требующих психологической коррекции. Есть еще одна, особая группа обучающихся это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Длительное нахождение ребят в условиях приюта также негативным образом сказывается на развитии коммуникативных навыков: наблюдается их несформированность или неадекватность проявления.

Таким образом, актуальной в деятельности педагога-психолога СЭТ является коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость . В ходе коррекционно-развивающих занятий предполагается положительный эмоциональный настрой ребёнка на дальнейшую работу с педагог -психологом, гармонизация и оптимизация эмоционального состояния, овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим собой, достижение внутренней согласованности, стабилизация позитивной самооценки, повышение стрессоустойчивости и уверенности в себе, нормализация уровня агрессивности.

Цель и задачи.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой ребёнка на дальнейшую работу с педагог-психологом, развитие навыков коммуникации, развитие навыков учебной деятельности, общее развитие, психологическое просвещение.

Задачи:

Развитие уверенности в себе.

Формирование гибкости в общении.

Формирование социально-ориентированного поведения.

Развитие произвольной саморегуляции поведения.

Формирование настойчивости в достижении цели, не переходящей в агрессию.

Нормализация уровня агрессивности.

При проведении занятий возникает ряд сложностей:

1) низкий уровень общего развития; 2) эмоциональная неустойчивость; 3) отсутствие этических норм; 4) низкий уровень самоконтроля. Для успешного преодоления этих трудностей важно: 1) на первом занятии совместно с ребятами сформулировать несколько основных (5-7) правил группы, вывесить эти правила на видном месте и обращаться к ним периодически; 2) четко придерживаться плана занятия; 3) упражнения спокойные, на развитие мышления должны сменяться подвижными играми; 4) избегать длительных монотонных монологов, поучений, обсуждений; 5) использовать доброжелательную манеру общения, использовать похвалу.

Занятие № 2. Задачи: Развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, поддержание положительного эмоционального настроя.

1. Упражнение приветствие. Ребята называют по очереди своё имя и качество(черту характера) присущее ему и животное по их мнению на них похожее. Следующий ребёнок повторяет имя, качество предыдущего и животное, а затем представляется сам. Каждый раз ребёнок старается назвать новое качество и открыть в себе что-то новое.

Сидя в кругу каждый из ребят прикладывает руки к щекам, а руки у кого то тёплые, у кого то холодные, тогда я предлагаю ребятам разогреть руки, потереть ладошки друг об друга пока они не станут тёплыми, после не вставая с места взяться за руки и подарить друг другу тепло, поддержку и взаимопонимание, почувствовать, что ваша группа- это единое целое. Поднять всем вместе руки вверх и представить, что ваша группа это один большой, красивый цветок, а ваши руки лепестки этого цветка, которые излучают тепло, гармонию и взаимопонимание.

2. Повторяем правила группы (не перебивать друг друга, проявлять терпимость друг к другу, серьёзно воспринимать мнение другого, общаться с помощью только цензурных выражений, проявлять взаимоуважение друг к другу).

3.Дискуссия «Эмоции в нашей жизни». Обсуждаем, какие бывают эмоции(положительные, отрицательные), каких эмоций в вашей жизни больше, с чем это связано, какие события, моменты вас радуют. Называем по кругу по очереди эмоции сначала положительные, затем отрицательные. Расширяем кругозор эмоциональной сферы, существует 10 линеек чувств по 4 чувства в каждой линейке, например: злость : раздражение -злость -гнев -ярость или радость : удовольствие - радость -восторг - счастье и т.д. 4. Упражнение «Частичка тепла». Ребёнок обращается по имени к рядом сидящему и говорит «Я буду теплее относится к тебе (имя), например Аня». 5. Яркое событие жизни. По очереди ребята вспоминают и рассказывают о ярком событии в своей жизни(яркие моменты, впечатления), которое порадовало, удивило, оставило приятное воспоминание. 6. Упражнение «Я рад, когда…» Каждый ребёнок по очереди заканчивает предложение, например: …все живы и здоровы или …у меня хорошее настроение.

7. Делаем упражнения на снятие эмоционального напряжения, чтобы научиться контролировать агрессию. Такие упражнения, как крепко закрываем глаза, фиксируем, держим пару секунд и резко открываем глаза. Тоже самое мы делаем с руками зажимаем со всей силы кулаки, фиксируем, держим пару секунд и резко отпускаем и тоже самое на ногах зажимаем пальцы, фиксируем держим пару секунд и резко отпускаем и др.

8. Подвижное упражнение «Котелок» (котелок мы сделали своими руками из картона). Играет музыка, котелок по кругу все по очереди одевают друг другу на голову, музыку выключают, на ком остановился котелок выбывает из игры, пока не останется один победитель.

9. Арт-терапия. Рисуем каждый своё настроение (на выбор, каждый выбирает сам чем ему рисовать можно красками, можно карандашами, можно фломастерами) и после того как все нарисовали обсуждаем какие эмоции кто нарисовал, у кого какое настроение и почему.

10. Обратная связь. Подведение итогов: обмен впечатлениями, чувствами, пожелания. Что я сегодня узнал нового, что понравилось.

11. Заключительное упражнение «Спасибо что у меня есть такая группа». Каждый ребёнок по очереди обращаясь к своему соседу называет его по имени и говорит спасибо что ты учишься в этой группе, например Серёжа, спасибо что ты учишься в этой группе.

Работа по сенсорному развитию детей проводится во всех дошкольных образовательных учреждениях. Но есть определенный контингент детей – дети с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, а именно дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, работа с которыми требует специально коррекционного и развивающего воздействия.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Детском саду «Машенька» г.Абакана, которым требуется психологическая поддержка и профилактика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «В сказочном лесу» (3 часа)

Цели:

  1. Расширить представление о лесе (тропинке, шишках).
  2. Закреплять коммуникативные навыки, умения взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам игры.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.
  4. Развивать воображение, мышление, память, внимание.
  5. Снимать психологическое и мышечное напряжение, снижать уровень тревожности.

Оборудование: Аудиозаписи (звуки леса, природы, птиц, тревожная музыка), декоративные фонтаны, декоративный фонтан, тактильная дорожка, аквалампа «Вулкан», пузырьковая колонна (комплект «Сенсорный дуэт»), зеркала, аромонабор, зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).

Ход занятия

Вводная часть

Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы здороваемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного».

Слышится шум деревьев, шелест листьев. журчание ручейка и т.д.

Упражнение «Лесная полянка»

Психолог. Сегодня мы пойдем на лесную полянку по волшебной тропинке.

Дети идут по сенсорной тропе, на которой заложены разноцветные следы-кочки, отмечают, какого они цвета – красного, зеленого, желтого или синего.

Психолог. Почувствуйте ножками, какая кочка под ними. Одна мягкая, ножкам приятно, а следующая какая? А по этой кочке приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются. Устали ножки? Присядем! (Можно повторить управление, при повторе ребенок стоит на коленях на одном из элементов сенсорной тропы) Вот мы и на месте! Куда мы пришли? (В сказочный лес, на волшебную полянку) (Лунина Н., № 1. 2012).

Основная часть

Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Шишки»

Цель: снять напряжение.

Психолог. Вы-медвежата, а я мама-медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо делать) и с силой сжимайте в лапах.

Дети играют.

Психолог. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…(Фазлетдинова А.А . №03. 2012 ).

Упражнение «Разноцветные пузырьки»

Дети переходят к аквалампе.

Психолог. Подойдите ближе, посмотрите, какая интересная лампа! Называется она «аквалампа» - значит, это водяная лампа. А что там плавает? Какого цвета рыбки? Шарики? (Предлагает каждому наблюдать за шариком, рыбкой определенного цвета). Обратите внимание, как изменяется цвет воды, Какой цвет воды вам больше всего нравится больше? Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что они чувствуют? (Дети говорят о своих ощущениях).

Педагог-психолог, включив пузырьковую колонну, предлагает понаблюдать за пузырьками в ней. Они меняют цвет. Дети прижимаются к колонне, ощущают нежную вибрацию, отвечают на вопросы: какого цвета пузырьки? Какая колонна: гладкая или шершавая? (Лунина Н., № 1. 2012).

Игра-медитация «Ручей»

Понадобится запись журчания воды, шума леса, а также необходимо включить декоративные фонтаны.

Цель :

Психолог. Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от проснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… Ручеек погладил … (имя ребенка), и … (имя следующего ребенка и т.д.) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку (Фазлетдинова А.А . №03. 2012 ).

Упражнение «В сказочном лесу»

Цель: развитие воображения, связной речи.

Дети располагаются вокруг растения-фонтана.

Детям предлагается представить, что они гуляют по волшебному лесу, рядом – водопад. Дети рассказывают о красоте леса и о том, кто мог бы жить в этом лесу (Колос Г.Г, 2010).

Упражнение «Птички у водопада»

Дети располагаются вокруг декоративного фонтана «Птицы»

Цель: развитие внимания, умения соотносить щебет птиц с их размером.

Дети внимательно рассматривают птичек у водопада. Затем они слушают аудиозапись голосов птиц и говорят. Какой голос подошел бы той или иной птичке (Колос Г.Г, 2010).

Релаксационное упражнение «Водопад»

Цель: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Используется зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).

Психолог. Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы. Мягко струятся по шее, спине. Рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.

Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.

Возьмите хорошее настроение с собой на весь день (Колос Г.Г, 2010).

Отгадывание загадок

Педагог-психолог. В лесу живут разные звери, среди них … (предлагает догадаться, кого он имеет в виду и в гости к кому они сейчас отправляется).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (Еж).

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят (Ёж).

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала (Еж).

Словно елка –

Весь в иголках (Еж).

Недотрога. Весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери (Еж).

Шубка – иголки,

Свернутся – он колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

Педагог-психолог приглашает детей в гости к ежу. Рассказывает, как тот готовиться к зиме: собирает листья, веточки, мох, из которых строит себе жилище на холодное время года. Добраться до него трудно. Дети идут по сенсорной тропе, собирая разноцветные листья.

Упражнение «Улыбка ежика»

Педагог-психолог предлагает подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподражаем «пых-пых».

Психолог. Посмотрите на ежика. Он сердитый или веселый? (Ответы детей). Предлагаю сесть около ежика. Сымитировать его улыбку. Передать ее по кругу друг другу. Улыбнуться ежику (Лунина Н., № 1. 2012).

Упражнение «Ежи»

Педагог-психолог предлагает подойти е зеркалу и имитировать движения ежа, сопровождая их звукопроизношением «пых-пых». Звучит тревожная музыка. Дети должны показать, то делают испуганные ежи. Дети сворачиваются в клубочки (сгибают спину). Взрослый спрашивает, кто так напугал ежей. Дети предлагают свои варианты ответов. Звучит спокойная мелодия. Педагог-психолог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться (восстановить дыхание – три раза поднять и опустить руки), потом полежать, отдохнуть на лесной полянке (Лунина Н., № 1. 2012).

Упражнение «Делай, как ежик»

Психолог. Покажите, как ежик смешно морщит носик, фыркает (дети, подражая взрослому, морщит нос, прикусывает нижнюю губу, произнося звук «ф-ф-ф». сердятся, пыхтят, зевают). Не пора ли с ним поиграть? (Раздает маленькие массажные мячики «ежики»).

Ежик, ежик, не зевай!

Лучше, с нами поиграй!

Бежит ежик по дорожке,

Переставляет свои ножки (катают мяч в ладошках).

Сверкнул влево, убежал (перекатывают мяч по большому пальчику левой руки),

По прямой он побежал (перекатывают мяч по указательному пальцу левой руки).

Теперь средняя дорожка,

Отдохнул он здесь немножко (перекатывают мяч по среднему пальцу левой руки).

И на тропинку попал (перекатывают мяч по мизинцу левой руки).

Тут лиса его встречает,

А еж иголки выставляет.

Свернулся ежик наш клубком (зажимают мяч в кулак)

И перекатился в дом (перекатывают мяч и зажимают в кулак правой руки).

Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Муравей»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Все дети и взрослый сидят на ковре.

Психолог. Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. Силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают (повторить несколько раз. Данное упражнение можно применить на лице) (Фазлетдинова А.А . №03. 2012)

Игра-медитация «На полянке»

Выполняется под релаксационную музыку.

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог . Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца глядят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Лучики гладят… (имя ребенка), ласкают… (имя следующего ребенка и т.д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули (Фазлетдинова А.А . №03. 2012).

Упражнение «Ароматы цветов»

Цель: учить различать по запаху цветы.

Понадобится аромонабор.

Детям предлагается узнать разные цветы по запаху (розу, ромашку, лилию) (Колос Г.Г., 2010).

Заключительная часть.

Педагог-психолог. Уходим с лесной полянки по волшебной тропе. (Дети по одному проходят по цветным следам-кочкам). Вот мы и вернулись из леса.

Рефлексия.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.

Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы попрощаемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного». Дети повторяют и поднимают вверх руки, рассеивая «солнечные лучики».


Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом, разработанный педагогами и специалистами ДОУ на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ.

Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения. Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

Индивидуальны план работы с ребёнком — инвалидом

Направление коррекционной работы Задачи Содержание коррекционно- развивающей работы Форма работы Методы и приёмы
Ознакомление с окружающим миром 1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания;
5) развивать произвольное внимание.
  • Формирование первичных представлений о смене времен года.
  • Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.
  • Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).
  • Формирование представлений о значении труда взрослых.
  • Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.
индивидуальная Практический
Словесный
Наглядный
Игровые
Речевое развитие Формирование правильной речи.
  • Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.
  • Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении
  • Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
  • Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
  • Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
  • Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.

индивидуальная Практический
Словесный
Наглядный
Игровые
Формирование
элементарных математических представлений
1) развивать восприятие длительности временного интервала
2) развивать представление о частях суток
3) развивать представления о временах года
4) развивать пространственные представления
5) развивать наблюдательность
  • Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).
  • Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
  • Обучение использованию слов большой, маленький.
  • Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
  • Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).
  • Обучение прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов.

Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.

Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Сенсорное развитие 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность
  • Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).
  • Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).
  • Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый - квадратный), цвету (красный - желтый - зеленый - синий) предметы.
  • Освоение элементарной комбинаторики — размещение по заданному признаку: цвету, величине

Формирование умения узнавать предметы на ощупь

Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Развитие психических процессов 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
  • Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
  • Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций.
  • Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

Индивидуальная Практический
Наглядный
Игровые
Развитие временных и пространственных представлений 1) развивать воображение и творческие способности 1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).2.Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. Индивидуальная Практический
Наглядный
Развитие тонкой моторики рук 1) развивать тонкую моторику рук Конструктивный праксис
  • Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами).
  • Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
  • Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
  • Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями
  • Построение фигур из 3-4 палочек.
  • Работа с палочками Кюизенера.

Развитие графических навыков

  • Учить правильной посадке
  • Учить правильному захвату карандаша.
  • Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
  • Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии.
  • Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром. Учить изображать круглую форму
Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Коррекция звукопроизношения - Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения)- Формирование правильного звукопроизношения:С — З — ЦШ — Ж — Ч — Щ

Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов).

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.

Развитие грамматического строя речи:

Употребление глаголов;

Употребление прилагательных;