Обучение пациентов правильно кашлять. Обучение пациента

Транскрипт

1 Сызранский медицинский колледж «Сестринский процесс в уходе за пациентами при нарушении функций органов дыхания» Учебное пособие для самоподготовки студентов Составитель: Аминова А. И учебный год

2 «Сестринский процесс в уходе за пациентами при нарушении функций органов дыхания» Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов по дисциплине «Основы сестринского дела» Составитель: Аминова А. И. В данном учебном пособии рассматриваются анатомо-физиологические особенности органов дыхания, симптомы при нарушении функций органов дыхания и столь важный для сестринского дела вопрос, как сестринский процесс и его значение для ухода за пациентами. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин

3 Оглавление. 1. Краткие сведения о сестринском процессе. 2. АФО органов дыхания. 3. Сестринский процесс при нарушениях функции органов дыхания. 4. Перечень сестринских диагнозов. 5. Материал для самопроверки подготовленности к занятию 6. Используемая литература. 3

4 Сестринский процесс в работе медсестры. Сестринский процесс - это образ мышления и действия по отношению к объектам сестринского дела - людям, окружающей среде и здоровью. Этот метод организации и оказания медицинской помощи включает в себя пациента и медсестру. Главная задача медсестры помочь отдельным лицам, семьям и социальным группам населения, определить и реализовать их психологический, физический, социальный потенциал с учетом состояния здоровья. Сестринский процесс и призван помочь сестре решить главную задачу. Одним из преимуществ которого является универсальность. Цели сестринского процесса в работе медсестры: определение потребностей пациента; определение приоритетов по уходу; применение сестринской программы действий для осуществления плана; оценка эффективности сестринского ухода. Организационная структура сестринского процесса включает 5 этапов: сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья); сестринский диагноз (анализ полученной информации); планирование сестринского ухода; осуществление плана сестринского ухода; оценка действий медсестры. 4

5 В совершенствовании сестринского дела в работе медсестры выделяют 3 типа сестринских вмешательств: I тип - зависимый, когда сестринское вмешательство выполняется на основании предписаний врача и под его наблюдением; Здесь медсестра выступает в роли сестры - исполнителя (например: выполнение инъекций, физиотерапевтические процедуры и т.д.) II тип - взаимозависимый, предусматривает совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами - физиотерапевтом, диетологом, сотрудниками социальной помощи; III тип - независимый, предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями; Например: обучение пациента навыкам самоухода, советы пациенту по организации досуга, советы по питанию и т.д. Анатомо- физиологические особенности органов дыхания. Дыхание - основной жизненный процесс, обеспечивающий непрерывное поступление в организм кислорода и выделение углекислоты и водяных паров. Система органов дыхания включает носовые ходы, гортань, трахею, бронхи, легкие, плевру, которая окружает легкие тонкой, соединительно-тканной оболочкой. В легких, имеющих богатое кровоснабжение постоянно происходит газообмен, в результате чего кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Легочная вентиляция обеспечивается благодаря ритмичным движениям грудной клетки - вдоху и выдоху. Вдох - сложный нервно - мышечный акт: возбуждения дыхательного центра ведет к сокращению дыхательных 5

6 мышц, грудная клетка увеличивается, легкие растягиваются, альвеолярные полости расширяются. Анатомия органов дыхания Гортань Трахея Бронх Альвеолы легкого Диафрагма Выдох - когда сокращение дыхательных мышц сменяется расслаблением, легкие спадаются, давление в альвеолах становится выше атмосферного происходит выдох. Частота дыхательных движений в 1 минуту у здорового взрослого человека от в минуту. У женщин на 2-4 движения чаще. У спортсменов ЧДД от 6-10 в минуту - брадипноэ. В положении стоя ЧДД чаще, чем в положение лежа. Тахипноэ - учащенное дыхание; апноэ - отсутствие дыхания. 6

7 Полость альвеолы Легкое Внутренний листок плевры 7

8 Типы физиологического дыхания: Грудной Брюшной Смешанный (у женщин) (у мужчин) (у детей) Типы физиологического дыхания зависят от преимущественного участия в дыхании грудной клетки и живота (диафрагмы). Вдох Диафрагма Выдох 8

9 Типы патологического дыхания. Дыхание Биотта - характеризуется ритмичными глубокими дыхательными движениями, чередующиеся примерно через равные отрезки времени с продолжительными паузами (апноэ). Дыхание Чейна - Стокса - после апноэ появляется бесшумное, поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по глубине, а затем в той же последовательности убывает и заканчивается следующей очередной кратковременной паузой. Дыхание Куссмауля - шумное, глубокое с продолжительными вдохами и выдохами дыхание, без апноэ. 9

10 Алгоритм действий медсестры при подсчете ЧДД. I. Подготовиться к процедуре: приготовить часы с секундомером, лист бумаги, ручку; вымыть руки. II. Выполнение: попросите пациента лечь, так, чтобы вы видели верхнюю часть передней поверхности грудной клетки; возьмите руки пациента, как для исследования пульса; смотрите на грудную клетку, вы видите как она поднимается; положите свою руку на грудь пациента; проведите подсчет ЧДД в 1 минуту; ЗАПОМНИТЕ! При подсчете наблюдайте за глубиной, ритмом дыхания. III. Окончание процедуры: помогите пациенту сесть удобнее; вымойте руки; запишите все данные в лист наблюдений пациента. Подсчет пульса и ЧДД. 10

11 Проблемы пациента при нарушении функции органов дыхания. 1. Одышка - субъективное ощущение затрудненного дыхания. Объективными признаками одышки является изменение глубины, ритма дыхания. Одышка Физиологическая Патологическая Эспираторная Инспираторная Смешанная ПРИЧИНЫ: стрессовые ситуации, физические нагрузки, заболевания органов сердца, дыхания и т.д. Для патологической одышки характерно: Вид одышки Вдох Выдох Инспираторная затрудненный N Экспираторная N затрудненный Смешанная затрудненный затрудненный 2. Удушье -резкая одышка с глубокими вдохами, выдохами, учащение дыхательных движений. Мучительное ощущение стеснения в груди, нехватке воздуха Астма - внезапно развивающийся приступ удушья. сердечная Астма по происхождению бронхиальная Независимо от происхождения приступа удушья пациентам требуется экстренная помощь. 11

12 Сестринский уход при внезапно развившемся приступе удушья. Цель ухода: купировать приступ одышки; облегчить состояние пациента. План ухода: оценить функциональное состояние; доложить врачу; оказать доврачебную помощь; выполнить назначения врача. Сестринские вмешательства: Независимые: 1. оценить функциональное состояние: подсчет ЧДД, исследовать пульс и АД; 2. доложить врачу; 3. придать возвышенное положение (положение Фаулера); 4. освободить от стесняющей одежды; 5. обеспечить доступ свежего воздуха; 6. приготовить лекарственные средства. Зависимые: 1. Выполнить назначения врача: введение парентерально лекарственных средств; провести оксигенотерапию; использовать карманный ингалятор. Взаимозависимые: 1. подготовить пациента к консультации: аллерголога, пульмонолога и т.д.; 2. подготовить пациента к сбору мокроты на различные виды анализов; 3. подготовить пациента к R - исследованиям органов дыхания и т.д. 12

13 3. Кашель - защитно- рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородных тел. Кашель влажный (с выделением мокроты) сухой (без выделения мокроты) Сестринский уход при сухом кашле. Цель ухода: облегчить состояние пациента; через 3-4 дня кашель будет влажным. План ухода: 1. оценить самочувствие пациента; 2. выполнять назначения врача; 3. обучить «технике кашля»; 4. обеспечить плевательницей. Независимые: Сестринские вмешательства. Доложить врачу. 1. Обеспечить плевательницей и ознакомить с правилами ее применения. 2. Обучить «технике кашля» а/ разъяснить цель: для откашливания мокроты; б/ продемонстрировать «технику кашля»: сделать глубокий вдох; задержать дыхание на 2-3 минуты; открыть рот и откашляться во время выдоха; в/ оценить процесс обучения; 4. Проконтролировать пациента о выполнении назначенного дренирующего положения. 13

14 Дренирующее положение тела 14

15 Зависимые: Выполнить: 1. Назначение врача: а/ проконтролировать прием щелочных растворов, отхаркивающих средств; б/ провести щелочные ингаляции; в/ поставить банки, горчичники и т.д.; г/ придать пациенту дренирующее положение (для естественного отхождения мокроты). Взаимозависимые: 1. Подготовить пациента к R-методам исследования органов дыхания. Мокрота - патологический секрет легких и дыхательных путей. Сам факт появления мокроты свидетельствует о заболеваниях. По характеру различают слизистую, серозную, гнойную, смешанную, кровянистую мокроту. Исследование мокроты проводят на атипичные клетки, на наличие туберкулезных палочек, на чувствительность к антибиотикам, на бактериологический анализ, на определение суточного количества. С целью профилактики заражения окружающих медсестра должна научить больного правильно обращаться с мокротой: не сплевывать мокроту в платок, т.к. она может попасть на одежду больного и во время стирки служить источником заражения других; не сплевывать мокроту на пол, т.к. высыхая она заражает воздух; стараться не кашлять, находясь в непосредственной близости от здоровых людей, если не удается задержать ка 15

16 шель, то прикрывать рот платком, чтобы частицы мокроты не попали на другого человека; собирать мокроту в плевательницу с плотно закрывающейся крышкой. Дезинфекция мокроты: плевательницу подают заполненную 1/4 объема 3% раствором хлорамина; мокроту спускают в канализационную сеть; мокроту туберкулезных пациентов дезинфицируют 5% раствором хлорамина минут или сжигают в печах, предварительно посыпав опилками. Дезинфекция плевательниц: ежедневно опорожняют; промывают в растворе 3% хлорамина (если наличие ВК, то применяют 5% раствор хлорамина); дезинфицируют в растворе 3% хлорамина - 1 час (при ВК - инфекция 5% раствор хлорамина минут). промывают под проточной водой; высушивают. Сестринский уход при влажном кашле. Цель ухода: улучшить отхождение мокроты; научить пациента правилам пользования плевательницей. План ухода: обеспечить плевательницей; обучить правилам пользования плевательницей; обучить технике кашля; выполнить назначения врача. 16

17 Сестринские вмешательства. Независимые: 1. Доложить врачу. 2. Обеспечить наличие плевательницей и ознакомить с правилами ее применения. 3. Обучить технике кашля. 4. Обеспечить обильным щелочным питьем (минеральная вода в любом виде. молоко с содой). 5. Рекомендовать фитотерапию (мать и мачеха, подорожник). Зависимые: 1. Выполнить назначения врача: а/ проведение отвлекающей терапии; б/ проведение щелочной ингаляции; в/ выполнение вибрационного массажа на грудную клетку; г/ обеспечение постурального дренажа; д/ подготовка пациента к сбору мокроту на различные виды анализов. Взаимозависимые: 1. Подготовить пациента к различным видам исследования. 4. Кровохарканье - наличие небольшого количества крови в мокроте. Кровохарканье любого происхождения может предшествовать легочному кровотечению. Для легочного кровотечения характерно - выделение алой пенистой мокроты. Цель ухода: Сестринский уход при кровохарканье. 17

18 оказать помощь при легочном кровотечении. План ухода: 1. Вызвать врача. 2. Оценить функциональное состояние пациента. 3. Приготовить аптечку для оказания экстренной помощи. 4. Оказать доврачебную помощь. Сестринские вмешательства: Независимые: 1. Оценить функциональное состояние: измерить АД и РS, ЧДД. 2. Создать физический и психологический покой. 3. Доложить врачу. 4. Придать полусидячее положение. 5. Обеспечить потоком, салфеткой. 6. Дать холодное питье. 7. Приготовить кровоостанавливающие средства: шприцы, тампоны и т.д. Зависимые: 1. Выполнить назначение врача.! Категорически запрещается ставить банки, горчичники, грелки на грудную клетку. После оказания медицинской помощи пациента можно кормить легкоусвояемой пищей в полужидком виде, малыми порциями. 5.Боль в грудной клетке - возникает при патологических процессах листков плевры. Следует учитывать: локализацию боли; интенсивность и характер боли; причину усиления или уменьшения боли. 18

19 Сестринский уход при болях в грудной клетке. Цель ухода: купировать боль. Реализация: Независимые: 1. Доложить врачу. 2. Придать пациенту положение для снижения чувства боли (уложить на больной бок, что несколько ограничивает трение листков плевры и боль уменьшается). 3. Объяснить и обучить пациента дышать поверхностно. Зависимые: 1. Выполнить назначение врача: введение обезболивающих средств; проведение отвлекающих процедур (постановка горчичников и т.д.). 6.Гипертермия -(повышение температуры), возникающая как активная защитно- приспособительная реакция организма в ответ на патогенные раздражители. К ним относятся микробы, токсины, вакцины, сыворотки и т.д. В развитии лихорадки различают 3 периода: I период - подъема температуры тела; II период - относительного постоянства; III период - снижения температуры тела постепенное снижение t 0 тела - лизис резкое снижение t 0 телакризис 19

20 Проблемы пациента в I периоде лихорадки: озноб; головная боль; слабость, недомогание. Цель ухода: облегчить состояние пациента. Сестринское вмешательство: Независимые: доложить врачу; уложить пациента в постель, тепло укрыть; к ногам грелку; убрать световые раздражители (свет, радио, телевизор и т.д.); дать выпить сладкий, горячий чай (или кофе, если нет противопоказаний); обеспечить предметами ухода (судно, мочеприемник и т.д.); регулярно оценивать функциональное состояние пациента; приготовить жаропонижающие средства; отметить данные функционального состояния в истории болезни больного. Проблемы пациента во II периоде лихорадки: чувство жара, головная боль; снижение аппетита; двигательное возбуждение (бред, галлюцинации); сухость во рту, образование трещин на губах; ломота во всем теле. Цель ухода: облегчить состояние пациента; предотвратить осложнения. 20

21 Сестринские вмешательства: Независимые: контролировать соблюдение режима двигательной активности; укрыть пациента легкой простыней; менять постельное и нательное белье; обтирать кожу сухой салфеткой; обрабатывать полость рта, смазать губы вазелином; давать обильное витаминизированное питье до 2,5-3 литров в сутки (морсы, компоты, соки и т.д.); кормить легкоусвояемой пищей малыми порциями (диета 13); поставить холодный компресс на лоб; периодически оценивать функциональное состояние организма: измерять АД, PS, t 0 тела; заносить данные в карту сестринского ухода; обеспечить предметами ухода; приготовить жаропонижающие средства; дезинфицировать предметы ухода. Зависимые: выполнять назначения врача; Проблемы пациента III периода лихорадки: обильное потоотделение; слабость; резкое снижение АД (коллапс). Цель ухода: предотвратить осложнения (коллапс); облегчить состояние. 21

22 Типы вмешательств Независимые измерять АД, PS, t 0 тела; доложить врачу; приподнять ножной конец кровати; убрать подушку и- под головы; обложить грелками; дать выпить крепкий чай, кофе и т.д.; приготовить лекарственные средства (камфора, сульфокамфокаин) выполнять назначения врача Зависимые Лизис менять нательное постельное белье; проводить туалет кожи; расширять режим двигательной активности; переводить на диету 15; контролировать АД, PS, t 0 тела; заносить данные в историю болезни. выполнять назначения врача Кризис 22

23 Перечень возможных проблем пациентов при нарушении функции органов дыхания. нежелание выполнять дыхательные упражнения; неумение использовать карманную плевательницу; страх смерти от удушья; нерегулярный прием назначенных медикаментов; сухой кашель; снижение аппетита; снижение физической активности; одышка, чувство стеснения в груди; нарушение сна; отсутствие в семье навыков оказания доврачебной помощи при одышке; при легочном кровотечении и т.д.; гипертермия; категорический отказ от приема лекарственных препаратов; незнание, неумение занять положение, уменьшающее одышку, боль и т.д.; страх перед возможными осложнениями; невозможность выполнения манипуляции в связи с изменениями состояния здоровья пациента. 23

24 СИТУАЦИЯ: Пациенту с хроническими заболеваниями органов дыхания назначена постановка банок. I этап процесса - сбор информации: Медсестра должна знать о пациенте: самочувствие пациента; t 0 тела пациента; психологический паспорт пациента; состояние кожи; аллергический анамнез; медицинский диагноз. Медсестра должна знать о манипуляции: показания, противопоказания к постановке банок; правила постановки банок; места постановки банок; механизм действия горчичников; осложнения при выполнении манипуляции и действия медсестры. II этап процесса - сестринская диагностика: Примеры сестринских проблем при выполнении данной процедуры: страх перед возможными осложнениями; нарушение целостности кожных покровов; невозможность выполнения данной манипуляции в связи с изменениями состояния пациента; преждевременное беспокойство; необоснованный отказ от процедуры; необходимость постановки банок пациенту с хроническими заболеваниями органов дыхания. В конце второго этапа необходимо выбрать приоритетную проблему. 24

25 III этап- планирование сестринского ухода. План сестринского вмешательства вырабатывается совместно и с ведома пациента, врача и родственников. Поставить банки и решить проблемы пациента. Цель: медсестра проводит беседу с пациентом о манипуляции; медсестра подготавливает все необходимое для манипуляции; медсестра выполняет манипуляцию; медсестра осуществляет наблюдение за пациентами во время и после проведения манипуляции. IV этап - реализация результатов. Медсестра выполняет зависимое вмешательство по составленному плану. V этап - оценка результатов. Проблема пациента решена, назначенная процедура выполнена. Поставленная цель достигнута. 25

26 Задание для самоконтроля. 1. Сестринский процесс это Типы патологического дыхания 1. Виды одышек 4. Сложный защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородного тела называется Для какого типа патологического дыхания характерно равномерный, резкий, шумный вдох и усиленный выдох. а) Биотта б) Чейна-Стокса в) Куссмауля 6. Положение пациента при приступе бронхиальной астмы: а) вынужденное б) активное в) пассивное г) строго постельное 26

27 7. Способы введения кислорода - Ингаляционный 8. К какому виду вмешательства относится оказание первой доврачебной помощи при приступе удушья: а) зависимому б) независимому в) взаимозависимому 9. Укажите сестринские вмешательства, если пациента беспокоит сухой кашель: а) дать отхаркивающие средства б) поставить банки, горчичники в) применить ингалятор г) провести оксигентгерапию д) рекомендовать щелочное питье е) обучить методике «дренаж-положение» ж) дать холодное питье, небольшими порциями з) измерить АД, ввести кровоостанавливающие средства 10. Перечислите зависимые действия м\с при легочном кровотечении: а) б) в) г) д) 27

28 11. Укажите проблемы пациента при нарушении функции органов дыхания: а) д) б) е) в) ж) г) Определите при каком состоянии пациента проводятся следующие мероприятия: а) усадить, обеспечить лотком б) на грудь полотенце в) доложить врачу г) измерить АД, ЧДД, пульс д) дать холодное питье малыми порциями II Ответив на выше поставленный вопрос, Вы должны дописать еще один пункт пропущенного мероприятия и обоснуйте его. 13. При каких состояниях пациента рекомендуется «дренажположение»: а) при воспалении листов плевры б) при сухом кашле в) при влажном кашле г) при приступе бронхиальной астмы д) при легочном кровотечении 14. Организационная структура сестринского процесса включает 5 этапов. Перечислите их? а) б) в) г) д) 28

29 15. Дезинфекцию мокроты проводят: а) 1 % р-ом хлорамина б) 2 % р-ом хлорамина в) 1 % р-ом Дезоксона г) 5 % р-ом хлорамина д) 3 "/о р-ом хлорамина е) тройным раствором 16. Плевательницы дезинфицируются: а) 1 % р-ом хлорамина б) 2 % р-ом хлорамина в) 1 % р-ом Дезоксона г) 5 % р-ом хлорамина д) 3 % р-ом хлорамина е) тройным раствором 17. В норме плевральная полость содержит жидкость: а) V = 50,0 б)у= 100,0 в) V = 5,0 г) V = 10,0 д)у= 500,0 18. Перечислите симптомы второго периода лихорадки: а) г) б) Д) в) е) 19. ЧДД при приступе бронхиальной астмы: а) увеличивается б) остается в норме в) уменьшается 29

30 20. ЧДД в норме: а) в мин. б) в мин. в) в мин. г) в мин. 21. При экспираторной одышке затруднен: а) вдох б) выдох в) вдох и выдох 22. У пациента приступ одышки. Перечислите независимые сестринские вмешательства. а) б) в) г) д) 30

31 Список литературы. 1. С. А. Мухина, И. И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела», Том II, г. Москва, 1998 г. 2. «Все по уходу за больными в больнице и дома», Медицина, г. Москва, 1998 г. 3. С. И. Двойников, Л. А. Карасева «Теоретические основы сестринского дела», г. Самара, 1998 г. 4. М. Я. Яровинский «Медицинский работник и пациент», журнал «Медицинская помощь», гг. 5. Г. М. Перфильева «Сестринское дело: эволюция понятий и развития теорий», журнал «Медицинская помощь» 4 выпуск, 1996 г. 31


СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА Приложение 1 Настоящие проблемы: одышка, усиливающаяся при умеренной физической нагрузке; кашель с отхождением небольшого количества вязкой, стекловидной мокроты; ночные

Сызранский медицинский колледж «Сестринский процесс при выполнении зондовых манипуляций» Учебное пособие Составитель: Аминова А. И. 1999 2000 г. «Сестринский процесс при выполнении зондовых манипуляций»

Что такое грипп? Грипп это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением слизистой дыхательных путей и явлениями высокой интоксикации. Ежегодно вирусы гриппа вызывают эпидемии, продолжающиеся

1 Цели занятия Студенты должны уметь: измерять температуру пациента в подмышечной впадине медицинским термометром и отмечать данные в температурном листе; построить график температурной кривой по заданному

Учебная документация к осуществлению сестринского процесса I. Титульный лист Наименование лечебного учреждения Дата поступления Отделение палата Непереносимость лекарственных препаратов Перенесенные заболевания:

Системная программа коррекции кашля и восстановления бронхов Бронхит это воспаление слизистой оболочки бронхов. Различают острый и хронический бронхит Острый бронхит чаще всего вызывается стрептококками,

1. Сбор мочи для лабораторных исследований. Оформление направления. 2. Клиническая смерть. Диагностика. Признаки. Приемы сердечно-легочной реанимации (проведение непрямого массажа сердца и искусственной

ПАМЯТКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ О ГРИППЕ Грипп чрезвычайно контагиозное острое инфекционное заболевание, легко передающееся от человека к человеку и распространенное повсеместно. Каждый человек абсолютно восприимчив

Вопросы к квалификационному экзамену ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело». Группы 261, 262, 263, 264,

Министерство здравоохранения и социального развития РФ Департамент здравоохранения Кировской области КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» Карта динамического наблюдения за пациентом реанимационного

ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА Памятка для взрослых Грипп это острая вирусная инфекция, вызываемая вирусом гриппа. Ни при одном инфекционном заболевании не встречается такого большого процента осложнений, как при

Введение В повседневной жизни под уходом за больными обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. К ним относится еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника

Бронхит 1. Определение бронхита (род. инфекционно-воспалительное заболевание бронхов, бронхиол; вид. характеризуется поражением слизистой оболочки). что? (понятие) называется чем? (термин) чем? (термин)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом

Задание 1 Тест контроль Выберите правильный ответ 1. Продолжительность измерения температуры тела в подмышечной области не менее (в мин.) а) 10 б) 5 в) 3 г) 2 2. Субфебрильная температура тела (в град):

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Сфера» Оказание первой доврачебной помощи Лиана Оруджевна Елистратова, медицинская сестра

НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА. Памятка для населения Что нужно предпринять, чтобы не заболеть самому и не заразить окружающих: избегать контакта с больными людьми, либо при контакте надевать медицинскую

1 КУРС ЛПФ, ПФ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА: ПОМОЩНИК МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ФОРМА ОТЧЕТА ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ Перечень Выполненных манипуляций Минимальное необходимое количество 1. Санитарская обработка

МИНЗДРАВ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 02 МДК 02.01 «Сестринский уход

По итогам прошедшей недели (19.12.2016 по 25.12.2016) заболеваемость ОРВИ и гриппом в Республике Алтай на неэпидемическом уровне, продолжается сезонный рост заболеваемости. Темп прироста по отношению к

Что такое грипп и какова его опасность? Грипп это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ.03 МДК.03.01 ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ

Учебник для медицинских училищ и колледжей КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ Под редакцией проф. М.А. Ерёмушкина Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве

АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПРИ СДАЧЕ КЛИНИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Оказание неотложной помощи при остановке сердца Оценка состояния пациента 1 Определение

Дыхательная система человека Этапы процесса дыхания Дыхание это совокупность процессов, в результате которых происходит потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа. Этапы процесса дыхания

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Томский базовый медицинский колледж» Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК «Лечебное дело» Н.И. Гречишникова 2014г. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ

Грипп профилактика и лечение. Что необходимо помнить 25.01.2016 23 января 2016 агентство INTERFAX.RU сообщило о начавшейся в Р оссии эпидемии гриппа. Информация подтверждена Роспотребнадзором. Вирус гриппа

БИОФОН Коррекция ОРВИ и гриппа Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) группа острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются вирусы. Вирусное заболевание может

Внебольничная пневмония (воспаление легких) - это острое инфекционное заболевание, при котором в воспалительный процесс вовлекаются легкие. Внебольничная пневмония является достаточно распространенным

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 03 МДК. 03.01 «ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Студент должен знать: Структуру и принципы работы ЛПУ (ПК-29). Основные

СЕСТРИНСКАЯ КАРТА стационарного больного (схема) Отделение Палата Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти (подчеркнуть) Группа крови Резус-принадлежность Индивидуальная непереносимость

1 семестр Перечень вопросов по МДК.07.01 Теория и практика сестринского дела (комплексный экзамен) 1. Определение сестринское дело, его цели, задачи 2. Типы ЛПУ 3. Лечебно-охранительный режим ЛПУ 4. Роль

СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ (индивидуальное задание) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Титульный лист сестринской истории болезни. 2. Субъективное обследование. 3. Объективное обследование. 4. Данные лабораторных и инструментальных

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кисловодский медицинский колледж» Министерства здравоохранения России Методическая разработка практического

Задание 1 Тест контроль Выберите правильный ответ: 1. Как долго (сколько раз) необходимо повторять процедуру промывания желудка сифонным методом: А) 3 раза; Б) до окончания приготовленной для процедуры

Бояринцева Светлана Валерьевна Учитель биологии МОУ СОШ 36 г.магнитогорска углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха, научиться охранять воздушную среду. Что такое

Подготовка пациентов к эндоскопическим методам исследования Подготовила мед.сестра Эндоскопического отделения Прокушева Н.С эндоскопия Метод исследования внутренних органов с помощью специальных приборов

Осторожно! Грипп! ОРВИ! Уважаемые родители и обучающиеся! Управление образования администрации муниципального образования Брюховецкий район с целью предупреждения и ограничения эпидемиологического распространения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ 02. «Участие

СЕРЕТИД МУЛЬТИДИСК SERETIDE MULTIDISK Порошок для ингаляций Информация для пациентов Регистрационный номер: П 011630/01-2000 от 17.01.2000 Международное название: Сальметерол/Флютиказона пропионат (Salmetrol/Fluticasone

Основная роль в первичной профилактике ХОБЛ принадлежит антитабачной пропаганде: необходимо добиться, чтобы как можно меньше людей начинали курить. У больных ХОБЛ отказ от курения приводит к уменьшению скорости снижения функции легких.

Использование защитных масок, а также правильная организация рабочего места имеют важное значение при работе с производственными вредностями.

Специфический профессиональный риск должен тщательно регулироваться.

Диспансерное наблюдение:

· Осмотр терапевтом 2-3 раза в год.

· Осмотр специалистов 1 раз в год.

· лабораторно-инструментальные исследования 1 раз в год.

Типичные проблемы пациента:

· кашель, по мере прогрессирования болезни с выделением мокроты,

· одышка,

· слабость,

· быстрая утомляемость,

· плохой сон,

· потеря аппетита,

· дефицит знаний в отношении болезни, применения ингаляторов, соблюдения режима и приема лекарственных препаратов.

Цель и объем сестринских вмешательств:

· Оксигенотерапия

· функциональное положение в постели

· обучение технике продуктивного кашля

· соблюдение схемы лечения

· подготовка к исследованиям (рентгенография, бронхоскопия, оанлизам крови, мокроты)

· обеспечение инфекционной безопасности.

Роль медсестры во время ухода за пациентами с заболеваниями органов дыхания:

Мокрота - необходимо определять ее суточное количество , которое может колебаться от 10-15 мл (при хроническом бронхите) до 1 л и более (при бронхоэктатической болезни).

· Больной должен сплевывать мокроту в индивидуальную плевательницу, на дно которой наливают небольшое количество 5% р-ра хлорамина.

· Плевательницы ежедневно опорожняют, тщательно промывают, дезинфицируют.

· Суточное количество каждый день отмечают в температурном листе.

· Очень важно добиться свободного отхождения мокроты, поскольку ее задержка (например, при бронхоэктатичской болезни, абсцессе легкого) усиливает интоксикацию организма.

· Больному помогают найти положение (так называемое дренажное, на том или ином боку, на спине), при котором мокрота отходит наиболее полно, т.е. осуществляется эффективный дренаж бронхиального дерева. Указанное положение больной должен принимать раз в день в течение 20-30 минут.

· Обучить пациента правильно собирать мокроту для анализов. Поэтому перед сбором мокроты, больной должен обязательно почистить зубы и прополоскать рот. Мокроту в количестве 4-5 мл собирают утром, когда она наиболее богата микрофлорой.

Частота пульса, АД, ПСВ, ЧДД - мониторинг за состоянием пациента, уметь правильно проводить эти манипуляции и полученные результаты подсчета ежедневно вносить в температурный лист. ЧДД заносят ежедневно и отмечают графическую кривую синим карандашом, частоту пульса – красным.

Одышка - больному придают возвышенное (полусидячее) положение, освобождая его от стесняющей одежды, обеспечивают приток свежего воздуха за счет регулярного проветривания.

Выраженная степень дыхательной недостаточности - проводят оксигенотерапию.

Пример:

Проблемы - непродуктивный кашель, непонимание необходимости дренажного положения и т.п;

Нарушены потребности потребности в дыхании.

Определение целей сестринского ухода :

Пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

У пациента сохраняется физическая активность, необходимая для самоухода и т.п.;

Пациент сможет самостоятельно пользоваться плевательницей (ингалятором, спейсером, спинхалером и т.д.).

Пациент принимает лекарственные средства в соответствии с назначением врача;

Пациент бросит курить (уменьшит количество выкуренных в день сигарет);

Пациент (родственники) знает приемы самозащиты при приступе удушья;

Пациент знает меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты и т.п.

Сестринские вмешательства :

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование двух-трех подушек позволяет значительно улучшить дыхание.

Постуральный дренаж (позиционный, дренирующее положение). Позиции, применяемые для опорожнения различных сегментов легких.

Обучение пациента «технике кашля». Сочетание постурального дренажа с другими методами стимуляции естественного отхождения мокроты.

Обучение пациента дыхательным приемам, направленным на улучшение удовлетворения потребности пациента в нормально дыхании.

Оксигенотерапия, способы ингаляции через носовую вилкообразную канюлю, маску, катетер.

Оценка сестринского ухода: текущая и итоговая оценка эффективности сестринского вмешательства.

Обеспечение инфекционной безопасности пациента и медсестры.

Факторы, связанные со снижением выживаемости при ХОБЛ (по Burrows)

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи Задача № 12 В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хрониче­ского бронхита. Предъявляет жалобы на кашель с отделением вязкой слизисто-гнойной мокроты. Пользуется карманной плевательницей. Пациента беспокоит неприятный запах мокроты, от которого он безуспешно старается избавиться с помощью ароматизированной жевательной резинки. Из-за кашля, усиливающегося в ночные и особенно предутренние часы, плохо спит, поэтому на ночь самостоятельно решил принимать препараты, подав­ляющие кашель (либексин). С техникой эффективного откашливания не знаком. Для улучшения отхождения мокроты выкуривает натощак сигарету. Частота дыхания - 24 в минуту, пульс - 84 удара в минуту, удовлетворительного напол­нения, АД - 130/80 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Обучите пациента методике постурального дренажа. 3. Продемонстрируйте на муляже технику постановки горчичников. Эталон ответа 1. Проблемы пациента Настоящие: пациент не понимает необходимости и не умеет правильно откашливать мокроту; плохой сон. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, ХОБЛ) Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не по­нимает, что это необходимо. Цель: пациент будет правильно и регулярно откашливать мокроту в течение всего времени заболевания. План Мотивация 1. Рекомендовать прием обильного щелочного питья. Для разжижения мокроты 2. Беседа с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента Для компенсации потерь белка и ук­репления организма 3. Контроль проведения пациентом позици­онного дренажа по 20 минут 3 раза в день Для лучшего отхождения мокроты 4. Обучение пациента и контроль техники эффективного кашля. Для улучшения дренажа бронхов. 5. Контроль проведения массажа грудной клетки Для улучшения кровообращения в легких и стимуляции оттока мокроты 6. Контроль за количеством и цветом мокроты Для контроля за динамикой кашля 7. Беседы с пациентом о способах профилак­тики застоя мокроты, а также о вреде куре­ния и самолечения. Для обеспечения информирования пациента о заболевания Оценка эффективности: пациент отмечает улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достиг­нута. 2. Студент обучает пациента методике постурального дренажа.. 3. Студент демонстрирует постановку горчичников в соответствии с алгоритмом ма­нипуляции. Задача № 13 Пациент 47 лет, автослесарь, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни. Пациента беспокоит кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно половина стакана в сутки). Карманной плевательницей не поль­зуется, мокроту сплёвывает в платок или в газету, иногда в раковину. Назначенные вра­чом препараты принимает нерегулярно, так как часто забывает о часах приёма. Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиле­ние кашля после курения, особенно утром. Аппетит сохранён, вегетарианец. Мало пьёт жидкости. Пользуется съёмным протезом верхней челюсти. Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией, спрашивает, болезненна ли и опасна эта процедура, можно ли её сделать под наркозом. По объективным данным ЧДД - 18 в минуту, пульс 80 - ударов в минуту, АД - 120/80 мм рт. ст., температура - 37,2 С. Задания Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 1. Объясните пациенту правила подготовки к бронхоскопии. 2. Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечногом введения 0,5 г ампициллина. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не понимает, что это необходимо; пациент не понимает необходимости усиленного белкового питания при данном заболевании; пациент не понимает необходимости пить больше жидкости; паци­ент не осознаёт факторы риска, негативно сказывающиеся на его состоянии здоровья (ку­рение, нерациональное питание, нерегулярный приём лекарств); пациент испытывает на­пряжение, тревогу и беспокойство в связи с необ­ходимостью проведения бронхоскопии. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, абсцесс легких, легочное кровоте­чение) Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не понимает, что это необходимо. Цель: пациент будет пользоваться карманной плевательницей в течение всего вре­мени заболевания. План Мотивация 1. Рекомендовать прием обильного щелочного питья. Для лучшего отхождения мокроты 2. Беседа с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента (белок, вита­мины) Для компенсации потерь белка, ви­таминов и укрепления организма 3. Контроль проведения пациентом позици­онного дренажа по 20 минут 3 раза в день Для лучшего отхождения мокроты 4. Обучение пациента и контроль техники эффективного кашля. Для улучшения дренажа бронхов. 5. Контроль за количеством и цветом мокроты Для контроля за динамикой кашля и коррекции водно-питьевого режима. 6. Обеспечить и обучить пользованию карман­ной плевательницей. Для предупреждения ВБИ. 7. Беседы с пациентом о способах профилак­тики застоя мокроты, а также о вреде куре­ния и самолечения. Для обеспечения информирования пациента о заболевания Оценка эффективности: пациент откашливает мокроту, пользуясь карманной плева­тельницей. Пациент знает, как нужно дезинфицировать плевательницу в домашних усло­виях. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациенту правила подготовки к бронхоскопии. 3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции. Задача № 14 Пациент А., 70 лет, поступил в клинику на обследование с предварительным диагно­зом центральный рак легкого. У пациента кашель с отделением мокроты слизистого характера, слабость, периодиче­ское повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Жалуется на жару и духоту в палате, с чем связывает плохой сон, головные боли. В полости носа образовались корочки, затрудняющие носовое дыхание, дышит через рот. Отмечает усиление одышки в горизон­тальном положении. При попытке лечь повыше всё время сползает вниз. Пациент обеспо­коен своим состоянием, утверждает, что мать умерла от онкологического заболевания, и ожидает такого же исхода. Кожные покровы бледные. Частота дыхания - 24 в минуту, пульс - 92 в минуту удовле­творительных качеств, АД - 120/70 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Обучите пациента правилам сбора мокроты на атипичные клетки. 3. Продемонстрируйте технику смены нательного и постельного белья. Эталон ответа 1.Проблемы пациента: Настоящие: пациенту трудно дышать из-за нарушения носового дыхания, неправиль­ного положения тела, жары и духоты в палате; пациент испытывает страх в связи с возможным неблагоприятным исходом заболевания. Потенциальные: риск развития осложнений (ОДН, легочное кровотечение). Приоритетная проблема: пациенту трудно дышать из-за нарушения носового дыха­ния, неправильного положения тела, жары и духоты в палате. Цель: пациент будет дышать свободно через нос. План Мотивация 1. Обеспечить пациенту устойчивое возвы­шенное положение в постели, с упором для стоп. Для облегчения дыхания 2. Регулярно проветривать палату. Обеспечение доступа свежего воздуха 3. Регулярно осуществлять уход за полости носа. Обеспечение свободного дыхания че­рез нос 4. Контроль состояния пациента в динамике (цвет кожных покровов, показатели гемо­динамик Для профилактики осложнений Оценка эффективности: пациент отметил облегчение дыхания. Цель достигнута. 2. Студент обучает пациента сбору мокроты на атипичные клетки. 3. Студент демонстрирует технику смены нательного и постельного белья. Задача № 15 Пациентка В., 40 лет поступила в кардиологическое отделение областной больницы с диагнозом ревматоидный полиартрит. Предъявляет жалобы на сильные боли в мелких суставах стоп и кистей, утреннюю скованность, ограничение движений в этих суставах, субфебрильную температуру. С тру­дом обслуживает себя, не может самостоятельно умыться, причесаться, застегнуть пуго­вицы, особенно утром. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится ухудшения со­стояния. Кисти и стопы отечны, движения в них ограничены. Задания Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестрин­ского вмешательства. Объясните пациентке правила сдачи крови на биохимическое исследование. Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови из вены на биохимиче­ский анализ. Эталон ответа 1.Проблемы пациентки: Настоящие: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности; тревога о своём состоянии. Потенциальные: риск развития осложнений (анкилоз суставов, инвалидность) Приоритетная проблема пациентки: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности. Цель: пациентка будет справляться с повседневной активностью с помощью медицин­ской сестры до улучшения состояния. План Мотивация 1. Обеспечить физический и психический покой Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах 2. Помочь принять физиологическое положение суставам (положит подушки и валики под по­раженные суставы). Для уменьшения боли. 3. Помогать пациентке при осуществлении меро­приятий личной гигиены, переодевании, приёме пищи и питья, физиологических от­правлениях. Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах, травматизации пораженных суста­вов. 4. Контроль за соблюдением пациенткой предпи­санного режима физической активности. Для уменьшения нагрузки и уменьшения боли в суставах. 5. Беседы с пациенткой о необходимости посте­пенного расширения двигательной активно­сти, выполнения рекомендованного врачом комплекса ЛФК. Во второй половине дня па­циентка должна стараться самостоятельно справляться с самоуходом там, где это воз­можно. Для профилактики анкилозов. Оценка: пациентка с помощью сестры справляется с повседневной активностью. Воз­можности самоухода постепенно расширяются. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациентке, как подготовиться к сдаче крови на биохи­мический анализ. 3. Студент демонстрирует технику взятия крови из вены согласно алгоритму манипу­ляции. Задача № 16 Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом бронхиальная астма средней степени тяжести, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе. Врач назначил пациенту ингаляции сальбутамола при приступах. Однако сестра вы­яснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности забы­вает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мунд­штук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. По словам пациента, инструкция на­брана очень мелким шрифтом и непонятна. Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоя­нии. Частота дыхания - 20 в минуту, пульс - 86 ударов в минуту, удовлетворительных ка­честв, АД - 140/90 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните пациенту методику подготовки к исследованию функции внешнего дыха­ния. 3. Продемонстрируйте правила пользования карманным ингалятором. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором; риск паде­ний; неэффективно откашливается мокрота. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, астматическое состояние). Приоритетная проблема: не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором. Цель: пациент продемонстрирует умение правильно пользоваться карманным ингаля­тором к концу беседы с сестрой. План Мотивация 1. Беседа о правилах пользования ингалятором Обеспечение права на информиро­ванное согласие 2. Демонстрация ингалятора и правил обраще­ния с ним Обеспечение правильности выполне­ния назначений врача 3. Адаптация имеющейся инструкции к уровню понимания гериатрического паци­ента и запись крупным шрифтом. Обеспечение правильности выполне­ния назначений врача 4. Контроль за правильностью применения ин­галятора Оценка сестринского вмешательства Оценка: пациент использует карманный ингалятор правильно. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациенту, как подготовиться к исследованию ФВД. 3. Студент демонстрирует применение карманного ингалятора. Задача № 17 Пациент 63 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом рак желудка. Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, слабость, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек. Пациент пониженного питания (рост - 180 см, вес - 65 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с не­приятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8 С. Пульс - 76 ударов в минуту, удовлетворительных качеств, АД - 130/80 мм рт. ст., ЧДД - 16 в минуту. Жена пациента обратилась к сестре за советом, в связи с его отказом от еды (послед­ние два дня пьёт только воду). Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните пациенту, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости. 3. Сделайте в/м инъекцию 1 мл 50% раствора анальгина на муляже. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: отказ от приёма пищи; боли в эпигастрии; снижение аппетита; слабость; быстрая утомляемость. Потенциальные: риск развития обезвоживания, кахексия, желудочное кровотечение. Приоритетная проблема: отказ от приёма пищи. Цель: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом). План Мотивация 1. Беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья. Убедить в необходимости прини­мать пищу. 2. Разнообразит меню с помощью родственников, учитывая вкусы пациента и назначенную вра­чом диету. Улучшить аппетит. 3. Предлагать пациенту жидкость каждый час (тё­плая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода). Профилактика обезвоживания. 3. Кормить пациента часто, но небольшими пор­циями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой, полужидкой, калорийной пищей. Как можно чаще привлекать родственников к кормлению паци­ента. Предупреждение кахексии. 4. Эстетически оформлять прием пищи. Регулярно проветривать палату перед кормлением паци­ента. Для повышения аппетита. 5. Следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи рас­творами слабых антисептиков). Профилактика инфекции полости рта. 7. Контроль количество съеденной пищи и выпи­той жидкости, суточного водного баланса. Кон­троль веса. Критерии эффективности прово­димых мероприятий. Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу и жидкость. Цель дос­тигнута. 2. Студент доступно объясняет пациенту правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости. 3. Студент выполняет в/м инъекцию согласно алгоритму данной манипуляции. Задача № 18 Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии. Пациентка предъявляет жалобы на периодические, сильные головные боли в затылоч­ной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегу­лярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет ост­рой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше. Пациентка избыточного питания, рост - 162 см, вес - 87 кг. ЧДД - 20 в минуту, пульс - 80 ударов в минуту, ритмичный, напряжен, АД - 180/100 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните, как правильно собрать мочу на анализ по Зимницкому. 3. Продемонстрируйте на статисте измерение артериального давления. Эталон ответа 1. Проблемы пациентки: Настоящие: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни; не представляет, как правильно питаться при артериальной гипертензии; не понимает необходимости ограничения соли и жидкости, пьёт много кофе; не умеет из­мерять себе артериальное давление; не понимает, что важно регулярно принимать предписанные врачом лекарства; плохо спит Потенциальные: риск развития гипертонического криза, инфаркта миокарда, ин­сульта. Приоритетная проблема пациентки: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни. Цель: пациентка продемонстрирует знания о правильном образе жизни при гиперто­нической болезни к концу недели. План Мотивация 1. Беседа о необходимость соблюдения диеты № 10 С целью ограничения соли и жидкости для снижения АД 2. Беседа с пациенткой и родственниками об устранении факторов риска. С целью нормализации АД 3. Беседу с пациенткой и родственниками о необходимости постоянного приема ле­карственных препаратов С целью поддержания АД на нормаль­ных цифрах и профилактики осложне­ний 4. Обучение пациентки правилам измерения артериального давления. Для постоянного самоконтролироля АД 6. Взвешивание пациентки и контроль суточ­ного водного баланса. С целью выявления задержки жидкости и контроля за массой тела. Оценка: пациентка демонстрирует знания о диете, борьбе с факторами риска, необхо­димости постоянного приема лекарственных препаратов. Цель достигнута. 2. Студент доступно и грамотно объясняет пациентке правила сбора мочи по Зимниц­кому. 3. Студент демонстрирует на статисте измерение артериального давления.

ПОТРЕБНОСТЬ В НОРМАЛЬНОМ ДЫХАНИИ

1. Первичная оценка

Факторами риска нарушения функции дыхания являются хроническая обструктивная болезнь лёгких, трахеостомия, назогастральный зонд, рвота, травмы или операции на шее, лице, в полости рта и т.п.

Для оценки удовлетворения потребности в нормальном дыхании (обеспечение достаточным количеством кислорода) медицинская сестра должна уметь провести как субъективное (расспрос), так и объективное (осмотр) обследование пациента.

Наиболее часто встречающимися признаками, свидетельствующими о недостаточном обеспечении организма человека кислородом, являются одышка, кашель, кровохарканье, боль в груди, тахикардия.

Одышка - субъективное ощущение затруднения дыхания. Пациент, как правило, говорит, что ему не хватает воздуха, нечем дышать. Признаками одышки являются учащение дыхания, изменение его глубины (поверхностное или, наоборот, более глубокое) и ритма. Следует обязательно уточнить, при каких обстоятельствах появляется одышка. Одышка может быть физиологической, если она появляется после физической нагрузки или в стрессовой ситуации, и патологической (при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, головного мозга, крови и др.).

В некоторых случаях медицинская сестра может выявить патологическое нарушение ритма и глубины дыхания, которое наблюдается при заболеваниях головного мозга и его оболочек (кровоизлияние в мозг, опухоль и травма мозга, менингит и др.), а также при тяжёлых интоксикациях (уремическая, диабетическая кома и др.).

В зависимости от изменения глубины дыхания может увеличиваться или уменьшаться дыхательный объём лёгких, дыхание может поверхностным или глубоким. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, при котором вдох и выдох становятся короче. Глубокое дыхание, наоборот, в большинстве случаев связано с патологическим урежением дыхания.

Иногда глубокое дыхание с большими дыхательными движениями сопровождается громким шумом - большое дыхание Куссмауля , характерное для глубокой комы (длительной потери сознания).

При отдельных видах одышки может нарушаться ритм дыхательных движений. Нарушение функции дыхательного центра вызывает такой вид одышки, при которой через определенное число дыхательных движений наступает заметное на глаз (от нескольких секунд до минуты) удлинение дыхательной паузы или кратковременная задержка дыхания (апноэ). Такое дыхание называется периодическим. Известно два вида одышки с периодическим дыханием.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными движениями, которые чередуются через равные отрезки времени с продолжительными (до 30 с) дыхательными паузами.

Дыхание Чейна-Стокса отличается тем, что после продолжительной дыхательной паузы (апноэ) сначала появляется бесшумное поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по глубине, становится шумным и достигает максимума на 5-7-м вдохе, а затем в той же последовательности убывает до очередной кратковременной паузы. Пациенты во время паузы иногда плохо ориентируются в окружающей обстановке или полностью теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.

Кашель - защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты и инородных тел. Кашлевой толчок - фиксированный звучный выдох.

Кашель может быть сухим (без выделения мокроты) и влажным (с выделением мокроты). Мокрота может различаться по консистенции (густая, жидкая, пенистая), цвету (прозрачная, жёлтозелёная, с кровью) и запаху (без запаха, зловонная, гнилостная).

Следует знать, что эффективность кашля зависит от нескольких факторов: вязкости мокроты, смыкания голосовой щели, способности пациента сделать глубокий вдох и напрячь вспомогательные дыхательные мышцы для получения в дыхательных путях высокого давления.

При повреждении нервных центров, мышечной слабости, парезе кишечника, болевом синдроме, наличии интубационной трубки или трахеостомы, а также несмыкании голосовых связок очистка лёгких с помощью кашля невозможна.

Кровохарканье - выделение крови или мокроты с кровью во время кашля.

Боли в грудной клетке возникают обычно при вовлечении в патологический процесс листков плевры.

Следует уточнить у пациента:

  • локализацию боли;
  • интенсивность и характер боли;
  • причину усиления или уменьшения (например, он лежит на больном боку или прижимает больной бок рукой) боли.

Признаками любой (по локализации) боли могут быть:

Выражение лица (гримаса боли, стиснутые зубы, наморщенный лоб, крепко зажмуренные или широко раскрытые глаза, стиснутые зубы или широко раскрытый рот, прикусывание губ и т.д.);

Телодвижения (беспокойство, неподвижность, напряжение мышц, непрерывное покачивание вперед-назад, почесывание, движения с целью защитить болезненную часть тела и т.д.);

Снижение социальных взаимодействий (избегание разговоров и социальных контактов, осуществление только тех форм активности, которые облегчают боль, сужение круга интересов).

Курение, особенно в течение продолжительного времени и большого количества сигарет, вызывает хроническую обструктивную болезнь лёгких и рак лёгких. Эти заболевания приводят к нарушению обеспечения организма кислородом, т.е. нарушают удовлетворение потребности в нормальном дыхании. Подобное действие может оказывать неблагоприятная окружающая среда (загазованность, эапылённостъ, табачный дым и т.д.).

Оценивая состояние пациента, необходимо обратить внимание на его положение (например, вынужденное положение сидя ортопноэ, вынужденное положение на больном боку, высокое положение Фаулера), цвет кожных покровов и слизистых оболочек (цианоз, бледность).

Оценивая потребность в нормальном дыхании, необходимо определить частоту, глубину и ритм дыхательных движений, а также исследовать пульс. В норме дыхательные движения ритмичны.

Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в 1 минуту, причём у женщин на 2-4 больше, чем у мужчин. В положении лёжа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в 1 минуту), а в вертикальном положении увеличивается (18-20 в 1 минуту). Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном настроении оно более глубокое. Следует помнить, что в тех случаях, когда потребность в дыхании не удовлетворена вследствие какого-либо острого заболевания и острой дыхательной недостаточности (ОДН), при оценке состояния пациента можно выявить ряд характерных признаков. ОДJ:II1 из них является тахипноэ (учащение дыхания) до 24 в 1 минуту и более. Изменяется поведение человека: появляется беспокойство иногда эйфория, многословие, возбуждение. Многословие вызванное страхом смерти.

Говорить на фоне учащения дыхания всегда очень трудно. При высокой степени один человек постепенно утрачивает сознание и впадает в кому.

Изменяется и цвет кожных покровов. Чаще всего развивается цианоз, но ещё более опасной является серая бледность, так называемый землистый цвет холодной, покрытой липким потом кожи. ОДН сопровождается учащением пульса (тахикардия ), иногда пульс становится частым и неаритмичным (тахиар u тмия ) или редким (брадикардия ). Артериальное давление вначале повышается (гипертензия ), затем понижается (гипотензия ).

Пациент с ОДН нуждается в экстренной помощи всех членов медицинской бригады

2. Проблемы пациента

На основании данных, полученных при оценке состояния пациента, формулируются те или иные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в нормальном дыхании.

Проблемы пациента могут быть связаны с такими причинами, как:

· незнание, неумение, нежелание или невозможность занять положение, уменьшающее одышку и боль;

· нежелание регулярно выполнять дыхательные упражнения;

· неумение использовать плевательницу;

· неумение использовать ингалятор;

· риск инфекции дыхательных путей из-за неадекватных мер ухода за полостью рта, дыхательной аппаратурой и т.п.;

· снижение физической активности (из-за одышки или боли);

· страх смерти от удушья;

· необходимость отказа от курения;

· снижение аппетита из-за мокроты с неприятным запахом.

· непонимание важности регулярного приёма назначенных врачом лекарственных средств и др.

· пациент сумеет принять меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;

· пациент будет выполнять всю программу лечения;

· пациент будет осуществлять профилактику инфекции дыхательных путей и др.

3. Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом план предстоящего ухода (при выявлении неудовлетворения потребности в нормальном дыхании) следует предусмотреть достижение пациентом одной или нескольких целей:

· пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

· у пациента восстановится (сохранится) физическая активность, необходимая для самообслуживания;

· пациент сможет самостоятельно пользоваться ингалятором (плевательницей);

· пациент будет принимать лекарственные средства в соответствии с назначениями врача;

· пациент бросит курить (уменьшит количество выкуриваемых в день сигарет);

Пациент будет знать приемы самопомощи при приступе удушья.

4. Сестринской уход

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование двух-трех подушек позволит значительно улучшить дыхание.

Различные виды дренирующего положения улучшают выделение мокроты, а значит, способствуют выздоровлению. Постуральный дренаж будет эффективным (стимулирующим естественное отхождение мокроты) только в случае долгого пребывания пациента в заданном положении. Такой дренаж назначается врачом, а выполняется под наблюдением и при помощи медицинской сестры.

Обучение пациента технике кашля даст ему возможность наиболее эффективно выводить мокроту. Один из способов:

Сделать медленный глубокий вдох;

Задержать дыхание на 2 с;

Открыть рот и откашляться во время выдоха.

Обучение определённым дыхательным приёмам также направ-

лено на улучшение удовлетворения потребности пациента в норма-

льном дыхании.

Один из этих приёмов заключается в том, что пациент выдыхает

через сложенные трубочкой губы, при этом выдох удлиняется. При

такой технике дыхания пациенты легче откашливают мокроту т.е.

кашель становится более продуктивным.

5. Оценка результатов сестринского ухода

Во время реализации плана ухода медсестра осуществляет теку-

щую и итоговую оценку эффективности сестринского вмешательства·

Если вмешательства, направленные на расширение возмошностей

пациента удовлетворить потребность в нормальном дыxании, "

оказались недостаточны и неэффективны, следует изменить характер

вмешательств, согласовав их с лечащим врачом.

Вопросы для контроля:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Каковы основные функции органов
дыхания?
Какими показателями характеризуется
процесс дыхания?
Каким образом регулируется процесс
дыхания?
Чем стимулируется дыхательный центр?
Объясните механизм первого вдоха
новорожденного ребенка.
Что произойдет в организме при
гипервентиляции? Вдыхании чистого
кислорода?

Функции дыхания

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КИСЛОРОДОМ
ВЫВЕДЕНИЕ
УГЛЕКИСЛОГО
ГАЗА И ВОДЫ
ОРГАНИЗМА

Характеристика дыхания

ЧАСТОТА
ДЫХАНИЯ
ГЛУБИНА
ДЫХАНИЯ
РИТМ
ТИП
ДЫХАНИЯ
ДЫХАНИЯ

Регуляция дыхания

Дыхательным центром,
расположенным в
продолговатом мозге,
и корой головного мозга.
Стимулятором
дыхательного центра
является углекислый газ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ОБСЛЕДОВАНИЕ
ОЦЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДИАГНОСТИКА
ПЛАНИРОВАНИЕ

1 этап Первичная оценка

Субъективная
информация
1 этап
опрос
осмотр
Объективная
информация
Перкуссия,
пальпация,
аускультация
Лабораторные и
инструментальные
данные

1 этап Первичная оценка: Опрос

одышка,
ЖАЛОБЫ:
кашель,
кровохаркание,
боль
в грудной клетке
тахикардия.

Одышка –

субъективное ощущение
затруднения дыхания,
обычно сопровождается
неприятным ощущением
нехватки воздуха.
Объективными признаками
одышки будут изменение
частоты, глубины и ритма
дыхания, также
продолжительности вдоха
и выдоха.

Виды одышки:

одышка
одышка
физиологическая
патологическая
инспираторная
экспираторная
смешанная

Виды дыхания

Поверхностное
Глубокое
Поверхностное дыхание часто
сопровождается с патологическим
учащением дыхания (тахипное), при
котором вдох и выдох становятся короче.
Глубокое дыхание, наоборот, в
большинстве случаев связано с
патологическим урежение дыхания
(брадипное).

Патологическое нарушение ритма и глубины

Чейна-Стокса
Биота
Куссмауля

Удушье

– резкая одышка с
глубокими вдохом и
выдохом, учащением ЧДД и
мучительным ощущением
стеснения в груди и
нехватки воздуха. Внезапно
развивающиеся приступы
удушья называются астмой.
Астма любого
происхождения (сердечная
или бронхиальная) требует
проведения экстренной
помощи.

Кашель

– это сложный защитнорефлекторный акт,
направленный на
выведение из бронхов и
ВДП мокроты или
инородных тел. Кашлевой
толчок является
форсированным звучным
выдохом.

Виды кашля, виды мокроты

По своему характеру кашель может быть
сухим (без выделения мокроты) и влажным
(с выделением мокроты).
Мокрота может различаться:
По консистенции (густая, жидкая пенистая),
По цвету (прозрачная, желто-зеленая,
розовая, ржавая),
По запаху (без запаха, зловонная,
гнилостная).

Кровохаркание

– выделение крови или мокроты с кровью
во время кашля.
Чаще при кровохаркании в мокроте
обнаруживаются прожилки крови, могут
быть сгустки, может вся мокрота
окрашиваться кровью («ржавая» мокрота
при пневмонии).

Боли в грудной клетке

появляются у больного при
вовлечении в патологический
процесс листков плевры. Они
появляются или усиливаются на
высоте глубокого вдоха и при
кашле. Больные занимают
вынужденное положение - лежа на
больном боку.
Следует уточнить у пациента:
локализацию боли;
интенсивность и характер боли;
причину усиления или уменьшения
боли (например, лежит на больном
боку, прижимает больной бок
рукой)

Курение

особенно в течение
продолжительного
времени, большого
количества сигарет,
вызывает ХОБЛ и рак
легкого, эти
заболевания вызывают
гипоксию органов и
тканей организма.

Осмотр

Положение пациента
(вынужденное – ортопное,
высокое Фаулера; лежа на
больном боку),
Цвет кожных покровов и
слизистых оболочек
(цианоз, бледность).

Нормальные показатели дыхания

ДД ритмичны
ЧДД 16-20 в минуту, у женщин на 2-4 ДД
больше
Поверхностное дыхание
Типы дыхания:
◦ грудной (в основном у женщин,
участвуют межреберные мышцы),
◦ брюшной (в основном у мужчин,
участвует диафрагма)
◦ смешанный

Наблюдение за дыханием

надо проводить
незаметно для больного, т.к. он может
произвольно менять частоту, ритм и
глубину дыхания

Острая дыхательная недостаточность (крах потребности)

характерные признаки: одышка до 24 в
минуту и более; беспокойство, эйфория,
многословие (страх смерти). Говорить на
фоне ОДН трудно, при высокой степени
ОДН человек постепенно теряет сознание и
впадает в кому. Цвет кожи – цианоз,
опаснее – серая бледность, холодный
липкий пот, тахикардия, тахиаритмия или
брадикардия, АД вначале повышается
(гипертензия), а затем понижается
(гипотензия).
Пациент с ОДН нуждается в экстренной
помощи!

2 этап Диагностика

- одышка вследствие заболевания сердца (лѐгких);
- малопродуктивный кашель вследствие повышенной вязкости мокроты
(вследствие снижения кашлевого рефлекса, вследствие незнания
пациентом необходимости стимуляции откашливания и др.);
- риск развития застойной пневмонии вследствие длительного
положения на спине (вследствие снижения иммунитета, вследствие
неэффективного очищения дыхательных путей);
- кашель с выделением зловонной мокроты;
- болезненный кашель вследствие воспаления плевры
(послеоперационной раны);
- кровохарканье, легочное кровотечение;
-удушье вследствие заболеваний органов дыхания (сердечнососудистой системы);
- курение;
- дефицит знаний о заболевании и способах лечения и профилактики
желания участвовать в реабилитации,
нежелание выполнять дыхательные упражнения регулярно,
дефицит знаний о культуре кашля,
неумение пользоваться ингалятором,
неумение занять положение, облегчающее одышку (боль), дренаж
положением

2 этап Диагностика

Проблемы пациента
(сестринские
диагнозы)
одышка
экспираторная,
инспираторная,
смешанная
удушье
кашель (сухой,
влажный)
кровохаркание
боли в грудной
клетке
легочное
кровотечение
лихорадка
Причины проблем пациента
(с чем связаны проблемы пациента)
незнание, неумение использовать ингалятор
неумение использовать плевательницу
незнание и невозможность занять дренажное
положение
затруднение отхождения мокроты
невозможность занять положение уменьшающее
одышку или боль в грудной клетке
страх смерти от удушья
необходимость отказа от курения
аспирация мокротой или инородным телом
отрицательными факторами окружающей среды
(загазованность, запыленность, табачный дым,
переохлаждение и т.д.)
связанные
с
хроническим
характером
заболевания

3 этап Цели сестринского ухода

пациент будет знать и сможет занять положение,
облегчающее дыхание;
у пациента восстановится (сохранится) физическая
активность, необходимая для самообслуживания;
пациент сможет самостоятельно пользоваться
ингалятором (плевательницей);
пациент будет принимать ЛС в соответствии с
назначениями врача;
пациент бросит курить (уменьшит количество
выкуриваемых сигарет);
пациент будет знать приемы самопомощи при приступе
удушья;
пациент сумеет принять меры, уменьшающие
дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;
пациент будет выполнять всю программу лечения;
пациент будет осуществлять профилактику
инфицирования ДП и др.

3 этап Планирование ухода

Сестринский диагноз: приступ удушья на фоне
бронхиальной астмы
Цель: устранение удушья (время
индивидуально)
Характер сестринского вмешательства:
◦ немедленно вызвать врача
◦ придать пациенту полусидящее положение с упором
на руки, расстегнуть стесняющую одежду
◦ обеспечить ингаляцию кислородом, доступ свежего
воздуха
◦ обеспечить пациенту горячую ножную ванну
◦ применить карманный ингалятор с бронхолитиками
(«Астмопент», «Беротек», «Сальбутомол»)
◦ обеспечить наблюдение за состоянием пациента
(дыхание, пульс, АД, цвет кожных покровов)

Методы СВ
оказание доврачебной помощи
выполнение врачебных назначений
создание комфортных условий для пациента с
целью удовлетворения его основных
потребностей
оказание психологической поддержки и
помощи пациенту и его семье
выполнение манипуляций
осуществление мероприятий по профилактике
осложнений и укреплению здоровья
организация обучения, проведение бесед и
консультирования пациента и членов его семьи

4 этап Сестринские вмешательства

положение в постели, облегчающее
дыхание: положение пациента в
постели с приподнятым изголовьем
кровати или использование двух-трех
подушек позволит значительно
улучшить дыхание.
положение в постели, облегчающее
отхождение мокроты: есть несколько
поз для опорожнения различных
сегментов легких; постуральный
дренаж будет эффективным только в
случае длительного пребывания
пациента заданном положении.

Постуральный дренаж

Обучение пациента технике

кашля даст ему возможность наиболее
эффективно выводить мокроту.
Один из способов: сделать медленный
глубокий вдох; задержать дыхание на 2 с;
открыть рот и откашляться во время
выдоха.
Другой из этих приемов заключается в том,
пациент выдыхает через сложенные
трубочкой губы, при этом выдох
удлиняется. При такой технике дыхания
пациенты легче откашливают мокроту, т.е.
кашель становится более продуктивным.

Оксигенотерапия

По назначению врача м\с проводит
оксигенотерапию. Лечение кислородом
применяют при различных заболеваниях
органов дыхания и ССС. Длительное вдыхание
кислородно-воздушной смеси устраняет
гипоксии тканей и органов

Сестринские вмешательства

применение обильного, теплого, щелочного питья
выполнение простейших физиопроцедур
обучение пациента технике применения или применение
карманного ингалятора
применение противокашлевых, отхаркивающих,
бронхолитических препаратов
проведение динамического наблюдения за состоянием
пациента
проведение массажа грудной клетки
проведение визуального осмотра мокроты
проветривать помещение
обучение приемам релаксации
обучение правилам сбора мокроты для анализа
проведение туалета ротовой полости
применение пеногасителей
наложение венозных жгутов на конечности
проведение СЛР

5 этап Оценка результатов СУ

Во время реализации плана ухода м\с
осуществляет текущую и итоговую оценку
эффективности СУ. Если СВ, направленные
на расширение возможностей пациента
удовлетворить потребность в нормальном
дыхании оказались недостаточны и
неэффективны, следует изменить характер
СВ, согласовав их с лечащим врачом.

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент не
понимает
опасности
курения
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент
1. провести
беседу
о
вреде
продемонст
курения,
обеспечить
рирует
необходимой литературой
знания об 2. Обучить приемам отказа от
вреде
курения
курения
3. Привлечь специалистов для
проведения
иглорефлексотерапии,
аутотренинга
4. Рекомендовать занятия спортом,
хобби

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент
испытывает
страх
удушья при
приступе
бронхиальн
ой астмы
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент не
боится
приступов
удушья,
готов
купировать
приступы
1. Провести беседу о правильном
поведении во время приступа
2. Научить пациента пользоваться
карманным ингалятором
3. Научить применять отвлекающие
процедуры
4. Обеспечить
психологическую
поддержку пациента
5. Проконтролировать
уровень
владения приемами самопомощи
при приступе
6. Обеспечить
консультацию
клинического психолога

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Лекция
Учебник
Заполнить
карту
сестринского ухода по
проблеме: риск развития
пневмонии из-за
ограничения подвижности