Какие символы использует блок в поэме 12. Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А

Образы поэмы А. Блока выходят за рамки данного произведения, ведь автор прибегает к аллюзии. Значение образов нужно искать в исторических событиях, произведениях других писателей и, наконец, – в Библии. Книга книг стала источником для создания коллективного образа двенадцати красноармейцев, которые связывают в единое целое все стихи поэмы.

Двенадцать красноармейцев ассоциируются с апостолами Христа. А. Блок не называет их всех поименно, но упомянутых сакральных имен хватает, чтобы вызвать библейскую ассоциацию у читателя. В тексте встречаем Андрюху, Петруху (вспомните апостолов Петра, Андрея и Павла).

Блоковские «апостолы революции» отличаются от сакральных. Они грабят, убивают, разрушают все «старое» на своем пути. На каждом шагу они нарушают Божьи заповеди. Но автор не зря подает именно эту сторону революционеров. Александр Блок считал, что перевороты невозможны без грабежей, насилия, хаоса. Только таким путем можно прийти к «новому миру». Вот и нашло такое восприятие отображение в образе двенадцати красногвардейцев.

Внешне все революционеры одинаковы: «Рваное пальтишко, австрийское ружье». Уже по обмундированию видно, что ребята оказались в армии не из-за материальной выгоды, они стояли за идею. Автор сразу оговаривает, что парни знали, что все может завершиться смертью: «Как пошли наши ребята в Красной Армии служить! Буйну голову сложить». Хаос и руина постепенно поглощают их, воспитывают из них разбойников, которые идут к своей цели, не смотря на кровь на руках.

Красноармейцы идут, невзирая на ветер и снежную погоду. С помощью такого приема автор показывает их отношение к революционным событиям, ведь под образом ветра следует понимать именно революцию. Они с упоением вливаются в анархию и хаос, ведь такая обстановка только подогревает мечты революционеров о новом свободном мире.

Выделяется из компании красноармейцев Петруха. Парень убивает возлюбленную после того, как замечает ее измену. В момент убийства он хладнокровен, но осознав содеянное, чувствует душевные терзания. Он прячет глаза, признается, что любил девушку. А. Блок вывел этот образ на авансцену именно в таком свете, чтобы показать, что при любых общественно-политических обстоятельствах человеческие чувства остаются. Благодаря ним человек сохраняет человеческое обличье, хоть ненадолго.

Убив Катьку, Петруха переступил одну из главных Божьих заповедей. И если посмотреть на этот образ шире, можно узнать аллюзию на апостола Петра, отрекшегося в свое время от Христа. Ни Библейный апостол, ни Блоковский революционер не сходят со своего пути даже после страшного поступка. Они упорно продолжают двигаться к своей цели, которая, по сути, является общей.

Для толкования образа двенадцати красноармейцев из поэмы Блока «Двенадцать» важно также замечать детали вокруг них. Например, за ними увязывается старый пес, которого товарищи прогоняют. Все потому, что это животное – наследие предыдущего уклада.

Образ двенадцати красноармейцев многогранный, в нескольких десятках строк о них А. Блок «спрятал» все то, о чем другой бы писал целый роман.

История и миф. В стихотворениях, которые создает настоящий поэт, отражаются все его мысли и даже сама душа. При чтении стихотворения сразу становиться понятно, каково было состояние человека в момент написания поэтического творения. Стихи являются как бы дневником жизни поэта.

Не у каждого получится выразить словами, а тем более выразить на бумаге свое состояние души, свои чувства и переживания. С каждым разом, перечитывая книги поэта, все больше начинаешь понимать его как человека. Хотя с другой стороны, кажется, что он такой же, как и мы, и не в чем от нас не отличается: те же мысли, те же желания. И все же он способен выразить свои чувства как-то не так, по-другому, с какой-то особой специфичностью, наверное, более скрыто и конечно же через стихотворения. Человек, которому дан такой дар выражать свои Мысли и чувства через стихотворения, не может иначе.

Замечательный русский поэт начала XX века - А. А. Блок родился в ноябре 1880 года в Санкт-Петербурге. Свой творческий путь А. А. Блок начал в 1904 году обучаясь в Петербургском университете на филологическом факультете. Так появились «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 год), циклы стихотворений «Распутья» (1902-1904), «Сытые», «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1905-1907). Окончив в 1906 году обучение в университете, писатель продолжил литературную деятельность: в 1907 году появляется поэтический цикл «На Куликовом поле», «Родина» (1907-1916), затем поэмы «Двенадцать», «Скифы» (1918).

Довольно долго поэму Блока «Двенадцать» воспринимали как произведение, в котором описывается только события Октябрьской революции, и не кто не видел того, что скрыто под этими символами, не кто не понимал те важные вопросы, которые за всеми образами стоят. Для того чтобы в простые и обычные понятия вложить глубокий и многогранный смысл, многие писатели и российские, и зарубежные используют различные символы. Например, у одного писателя цветок обозначает Прекрасную Даму, величественную женщину, а птица - это душа. Зная все эти нюансы литературного творчества, читатель уже начинает воспринимать лирику поэта совсем по-другому.

В поэме «Двенадцать» А. А. Блок очень часто использует различные символы, образы - это цвета и природа, числа и имена. Он в своей поэме, для усиления эффекта надвигающейся революции использует различные контрасты. В первой же главе в самом начале очевиден цветовой контраст: черный ветер и белый снег.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

Черно-белые цвета пейзажа проходят через всю поэму Блока «Двенадцать»: черное небо, черная злоба, белые розы. И постепенно по ходу развития событий эта цветовая гамма разбавляется уже красно-крова-вым цветом: неожиданно появляется красная гвардия и красный флаг.

… Вдаль идут державным шагом…

Кто еще там? Выходи!

Это - ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

Ярко красные цвета являются цветами, символизирующими кровь, и это говорит о том, что кровопролитие обязательно будет и оно очень близко. Скоро, скоро над миром поднимется ветер революции. Особое место в поэме занимает образ ветра, который также связан с тревожным предчувствием неизбежной революции. Ветер - это символ стремительного продвижения в будущее. Этот образ проходит через всю поэму, он заполняет все мысли поэта в дни революции. Ветер трепет плакат «Вся власть Учредительному собранию», сбивает людей с ног, людей, составляющих старый мир (начиная от попа и заканчивая девчонкой легкого поведения). Здесь показан не просто ветер, а ветер стихийный, ветер глобальных перемен. Именно этот ветер унесет все старое, избавит нас от «старого мира», который слишком душен и бесчеловечен. Революционный ветер перемен принесет с собой что-то новое, какой-то новый, лучший строй. И люди ждут его, ждут перемен в жизни.

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Когда Блок работал над поэмой «Двенадцать», он неоднократно употреблял образ ветра в своей записной книжке: «К вечеру ураган (неизменный спутник переводов)» - 3 января, «К вечеру - циклон» - 6 января, «Бушует ветер (опять циклон?) - 14 января». Сам по себе ветер в поэме так же воспринимается, как и прямое изображение действительности, так как в январе 1918 года в Петрограде была именно такая ветреная и метельная погода. Образ ветра сопровождался и образами бури, стужи, метели. Эти образы в творчестве поэта являются одними из излюбленных, и к ним поэт прибегал, когда хотел передать ощущение полноты жизни, ожидание людьми великих перемен и волнение при надвигающейся революции.

Разыгралась, что-то вьюга,

Ой, вьюга, ой вьюга,

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Этой ночной, мрачной, холодной метели, снежной бури противопоставлены огни, яркие, светлые, теплые огни.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни.

Кругом - огни, огни, огни…

Сам Блок так говорил о своей работе над поэмой: «Во время и после окончания “Двенадцати” я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)… поэма написана в ту историческую и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства».

Особое место в поэме занимает число «двенадцать». Как революция, так и само название поэмы очень символично и везде прослеживается это магическое сочетание цифр. Само произведение состоит из двенадцати глав, создается ощущение цикла - двенадцать месяцев в году. Главные действующие лица - двенадцать человек идущих в отряде, разгулявшаяся голытьба, потенциальные убийцы и каторжники. С другой стороны, это двенадцать апостолов, среди которых символичны имена Петр и Андрей. Так же символ двенадцати, используется и в священном числе высшей точки света и тьмы. Это полдень и полночь.

Ближе к финалу поэмы Блок пытается найти символ, который означал бы начало новой эпохи и таким образом является Христос. Исус Христос у поэта не является конкретным образом, он раскрывается перед читателем, как некий незримый символ. Христос не доступен каким-либо земным воздействиям, его невозможно увидеть:

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

За этим силуэтом можно только следовать, он как высший нравственный авторитет ведет за собой двенадцать человек.

В белом венчике из роз Впереди - Исус Христос.

Большое количество символов и образов в поэме «Двенадцать» заставляет нас задуматься над каждым словом и знаком, так как нам хочется понять, что же скрывается за ними, какой смысл. Не даром поэт занимает свое место рядом с великими символистами, и поэма «Двенадцать» хорошо иллюстрирует это.

Композиция. В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями.

Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.

Поэма построена на антитезе - противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового. «Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете!» Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революции, проклинают, ждут еще худших времен. Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто?-Длинные волосы " И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия! Должно быть, писатель - Вития... И ОПЯТЬ...ветер веселый И зол, и рад... Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба. Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница. В зубах - цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз! И революция, по словам поэта, «...это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца: - Ишь, стервец, завел шарманку. Что ты, Петька, баба, что ль? - Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! - Поддержи свою осанку! - Над собой держи контроль! - Не такое нынче время, Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос - символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира - шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.


Основные образы. Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути. В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” - символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев. Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция. Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь. Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами. Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции. Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

Символ - это один из методов тайного сопоставления. От остальных сходных литературных приемов - метафор, гипербол и прочих, их отличает многозначность. Любой человек воспринимает их настолько, насколько ему это приходится по нраву, и так, как он их лично понимает. В художественном тексте символы зарождаются не только благодаря намеренному желанию автора, чтобы читатель узнал в них что-то абстрактное, но и по инстинктивным факторам. Нередко они объединены с крайне метафизическими ассоциациями писателя по отношению к различным словам, объектам и поступкам. В какой-нибудь мере символы служат при выявлении авторской точки зрения, однако из-за неоднозначности их восприятия никаких истинных заключений, обычно, выработать невозможно.

Поэма Александра Блока "Двенадцать" достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.

Ритм первой главы "Двенадцати" выдержан в стиле народном, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров - вертепов или разные скоморошьи представления. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами "черное - белое", создает впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого вертепа, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег - черное небо - ветер - огни. Эти легко представимые детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с кадрами из фильма "Терминатор", который, в свою очередь, сюжетно связан с Апокалипсисом. Черное небо, снег и огонь - вполне подходящие символы для земли, над которой навис гнев Божий.

Для продолжения темы Страшного суда можно взять главную песнь исландской "Старшей Эдды" - "Прорицание Вёльви". Согласно скандинавской мифологии, концу света предшествует трехлетняя зима, называемая "Фимбульветр", которая начинается с того, что волк поедает солнце. Во время этой зимы происходят братоубийственные войны, так про нее и говорится - "...время волков и троллей - великий блуд". На это прямо указывают некоторые детали "Двенадцати" - все тот же черно-белый пейзаж, сход проституток, даже волк имеется, - правда, в виде облезлого пса! По "Эдде", после этой зимы произойдет Последняя Битва, когда "хорошие" божества - асы и герои выйдут против нехороших троллей, великанов, волка, Феприза и змеи Мидгард - "мировой змеи". Вспомним эпизод из последней главы, когда "двенадцать" грозят именно штыком псу, то есть волку, и снежным сугробам, в которых, как известно, справляют свадьбы ведьмы, тролли и прочая нечисть. Однако роль "двенадцати" в этой системе четко не определена - то ли это "хорошие" асы, то ли кровавые тролли, пожиратели трупов, разжигатели мирового адского пожара, вместе с которыми - волк.

Двенадцать - ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего, это двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Получается какое-то "пограничное" число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, "мировой пожар" вскоре перекинется на все сущее. Но это вселяет и некоторую надежду, ведь гибель старого мира обещает рождение чего-то нового. Так в христианстве, где избранные обретут рай, так у скандинавов, где во время Последней Битвы рухнет мировой ясень Иидрасиль, обрушатся и небеса, и преисподняя (кстати, созданные из трупа некоего великана). Но спасутся некоторые асы, и мужчина с женщиной, которые

Будут питаться

Росой по утрам

И людей породят.

Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он - убийца своей бывшей возлюбленной.

Замотал платок на шее -

Не оправиться никак.

Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька (Иоанн).

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные

На незримого врага...

А чуть раньше: "Эх, эх, без креста!" Получаются какие-то антиапостолы - с винтовками вместо креста, уголовники, грабители, убийцы, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа. И вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов - тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом! Еще одна важная деталь связана с этими "двенадцатью": "На спину б надо бубновый туз!" Здесь можно подобрать разные объяснения. Во-первых, "двенадцать" - это каторжники, а туз - знак отличия от мирных граждан. Во-вторых, это красочно наряженное языческое шествие, святочные колядки, например. В-третьих - крестный ход, тогда и Иисус Христос на месте. Далее, "туз" по-английски "асе", и снова вспоминаются скандинавские асы, которых, кстати, было тоже двенадцать. А может быть, это просто революционный патруль и красные тузы - опять-таки для отличия.

Непростой порядок символики Александра Блока не приносит вероятности вымолвить, кто такие эти "двенадцать". Однако это не так и существенно, ведь именно благодаря символике поэма удалась чрезвычайно вместительной. Тут и история согрешения с последующим возмездием, и смертоубийства с муками совести и забвением, а самое первостепенное - настоящая идея краха и осквернения прежнего, старого мира. Уже не имеет смысла, хорош он был или плох. Падение стало реальностью, и хочется лишь уповать, что в дальнейшем все будет самое наилучшее.

Символика и её роль в поэме А.А.Блока «Двенадцать»


А.А.Блок – великий русский поэт. Ему принадлежит особое место в русской литературе ХХ века. Ярчайший представитель символизма, вдохновенный певец Прекрасной Дамы, он остался в её истории и как автор произведения, которое до сих пор вызывает у читателей множество вопросов и споров. Это не случайно: поэма «Двенадцать», воссоздающая грандиозную картину революционных событий, насквозь пронизана иносказаниями и символами.

Значение символов, использованных автором в поэме «Двенадцать», полностью соответствует нормам, принятым в литературе того направления, к которому он принадлежал. Символ представителями этого направления воспринимался в качестве одного из способов скрытого сравнения. Вместе с тем он обладал ярко выраженной многозначностью, позволяющей каждому человеку воспринимать его по-своему. Поэму «Двенадцать» Блок построил на сложнейших переплетениях различных символических значений. Так, огромный смысл был вложен автором в саму ритмическую организацию поэмы. Вглядываясь в неё, отмечаешь, что первая глава в стилевом отношении представляет собою народное представление саморохов, создаёт ощущение нереальности происходящего, его кинематографичности. Это ощущение усиливается введением в произведение различных художественных деталей. Такой деталью, к примеру, является огромный белый холст, натянутый через умьезу. Он напоминает экран. Созданию этого эффекта способствует и нагнетение автором чёрного и белого цветов, придающих графичность чёрно - белому пейзажу.

Таки образом автор воссоздаёт символическую картину страны, над которой навис Божий гнев. Цветовая символика этой картины знаменует два жизненных начала: белое – это всё праведное и святое, чёрное – всё грешное и преступное.

Огромной символикой обладает и название поэмы. Им стало её ключевое слово, содержащее в себе несколько символических значений и вызывающих у читателей множество ассоциаций.

Первое значение, конечно, связано с его временем. Двенадцать – это рубеж между сегодняшним днём и вчерашним. День уходящий связан со старым миром, его падение остаётся за этим временным рубежом. Что впереди, завтра – неясно. Вероятно, «мировой пожар». В его горниле и должно произойти рождение нового.

Есть у и другая ассоциация, возникающая при слове «двенадцать». Это количество апостолов. Имена героев – Петруха и Андрюха – подчёркивают связь названия с библейской историей. Известно, что апостол Пётр трижды в течение одной ночи отрекался от Христа. Петруха из поэмы «Двенадцать» тоже три раза теряет веру и обретает её вновь. К тому же он - убийца своей возлюбленной. Читатель видит, как он «замотая платок на шее – не оправится никак…». Платок на шее Петрухи напоминает петлю, а сам он – Иуду. Впрочем, и красногвардейский патруль, идущий «эх, эх, без креста» и состоящий из вчерашних грабителей и убийц, готовых стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в бродячего пса, хоть во всю Святую Русь, даже с большой натяжкой не создаёт представления о святых. Оно возникает неожиданно, тогда, когда вдруг сквозь метельную кутерьму начинает сквозить образ Христа, возглавляющего шествие. Христы – это правда внешнего раскрепощения социальных низов и освобождения человеческой личности.

Образ метели в поэме «Двенадцать» обладает огромной смысловой нагрузкой, позволяющей придать произведению великую многозначность.

Поэма «Двенадцать» - это и история грехопадения и расплаты за него и вместе с тем история гибели старого мира и мучительного рождения нового – таково её совокупное значение, складывающееся из отдельных элементов, наполненных условностями блоковской символики.