Чистые пруды сколько выходов. Метро «Чистые пруды»: описание, расположение, история

April 13th, 2017

А в Москве пошли расклады что не долго до беды,
Сначала Красные Ворота, потом Чистые Пруды,
И вроде свет в конце тоннеля, и вроде цель в конце пути,
Но неизбежная Лубянка уже маячит впереди.

(с) Станция МИР

Ну с "Лубянкой" мы вроде разобрались и ничего там такого страшного нет. Еще одна классическая станция Московского метро. Станция первой очереди - "Чистые пруды". Удивительным образом тут сохранились приметы времени и артефакты из прошлого. Станция открылась 15 мая 1935 года, в 1971 году станция была подвергнута реконструкции и она из двухсводчатой стала трехсводчатой. Прежнее название станции "Кировская" получила в честь С.М.Кирова - видного советского революционера. Скорее всего на то, что станция получила его имя, повлияло то, что как раз за год до открытия он был убит, таким образом увековечили его память. Станция открылась с портретом Кирова в центральном аванзале, а позже появился его бронзовый бюст работы Манизера. Он так и стоял у глухой стены центрального зала вплоть до того момента, как в 2008 году тут была организована пересадка на ст.м. "Сретенский бульвар". Интересно, что бюст был сохранен и установлен на переходе со ст.м. "Тургеневская" на ст.м. "Сретенские бульвар". Не знакомые с этой историей люди задаются вполне резонным вопросом "Странно, станция "Тургеневская", а бюст Кирову, непонятно". Давайте еще поглядим, что интересного есть на станции более подробно.

Как и другие станции первой очереди, "Чистые пруды" сохранила в архивах большое количество фотографий. Дело было новое, диковинное, а поэтому фотографы старались запечатлеть как можно больше. Это здорово, так как позволяет нам сейчас представить во всех деталях, как выглядели станции, открытые в 1935 году, так как многие из них, к сожалению дошли до нас не в первозданном виде. Начнем с этой советской открытки. Тут тот самый бюст Кирова в глухом торце станции.

А теперь заглянем в 1935 год с помощью архивных фото. Вот наземный павильон еще не открыт, тут видна большая буква М над входным порталом.

А вот павильон в ночи с подсветкой. Как я уже ни раз отмечал, фотографий станций метро первой очереди довольно много, это позволяет во всех деталях рассмотреть те же павильоны или даже вестибюли.

На козырьке появилась надпись про Кагановича. Довольно занятно тут смотрятся простые советские граждане на фоне такого ар-декошного павильона. Вообще сталинский ампир, ар-деко и конструктивизм с функционализмом приучил жителей столицы к хорошему вкусу новой архитектуры. Теперь, к большому сожалению Москва не может похвастаться передовыми позициями в архитектуре, а жаль.

1978 год. Тут двери хоть и деревянные, но уже другие, сравните с фотографиями выше.

1950-1952 год. по периметру козырька повесили круглые светильники, а табличку с Кагановичем сделали более основательную. Мне кажется, если когда-нибудь павильон "Чистых прудов" будут реставрировать, то стремиться нужно именно к такому варианту. Во время войны павильон не пострадал, по крайней мере таких свидетельств мне найти не удалось.

Кстати фото на тему, откуда есть пошла торговля около павильона. =) И еще оказывается раньше на боковых стенах павильона в нишах размещали плакатики, вот плакат из фильма (если не ошибаюсь) "Кавказская пленница".

Даже позднее тут висели какие-то плакаты. А потом началось... Появились первые пока еще аккуратные палатки.

А вот и 90-е. Тут уж торговля, как в Турции, на каждой свободной площади куча торгашей. А еще в какой-то момент оригинальный фасад входной группы был утрачен и заменен на фасад из алюминиевых профилей. И мне кажется, что буква "М" над входной группой тут еще есть.

Внутри павильона изначально стояли торшеры-светильники. Поглядите какие крутые ручки на дверях. На полу естественно плиточка.

Спускаемся ниже. Этих круглых светильников на потолке вестибюля теперь уже нет.

Эскалаторный зал. крутая идея с потолком. Ощущение, что сверху падает естественный свет через прозрачный витраж - распространенный прием. Теперь этого всего на потолке нет. Сейчас в этом зале не так просторно, посредине стоит нитка турникетов. А слева в этом зале теперь переход на станцию "Тургеневская". Кстати, похожая компоновка эскалаторного зала была на ст.м. "Лубянка".

Платформенная часть тоже раньше была немного другой. Над путями висели светильники, сейчас освещение станции выполняется светильниками, установленными за карнизами пилонов. Кстати эти карнизы похоже тоже были позднее переделаны.

И еще у "Чистых прудов" также как у "Лубянки" не было центрального зала, был только небольшой аванзал. Тут снова плиточка и в торце портрет Кирова. До 1990 года станция носила его имя. Смотрите какой классный указатель тут запечатлен.

1. Ну а теперь посмотрим на сегодняшнюю станцию "Чистые пруды". Начнем с павильонов. Сейчас павильоны снова очистили от окружавших его палаток и магазинчиков, и теперь можно его разглядеть со всех сторон. На фасаде, обращенном к Тургеневской площади сохранилась надпись из огромных букв "МЕТРО". Это один из немногих павильонов, где она осталась с 1935 года.

2. С противоположной стороны к сожалению надписи уже нет, она куда-то пропала.

3. Очень классно, что вокруг освободили пространство - шикарно стало.

4. Вид сбоку, буквально пару лет назад сделать такой кадр было почти невозможно.

5. А вот как павильон выглядел пару лет назад. Его круто подсвечивают ночью. И еще тут видно, как его окружали торговые павильоны, которые со временем выросли вровень с павильоном. Предположу, что если бы не избавились от этих наростов, то возможно павильоны надстроили бы еще этаж другой и перекинули перекрытие над павильоном, поглотив его полностью.

6. Вид на другой фасад, который смотрит на Чистопрудный бульвар.

7. И вот в ночь на 9 февраля 2016 года к павильонам подогнали тяжелую технику и начался демонтаж.

8. Выглядело это конечно очень апокально. Оставив за скобками правовую часть вопроса... большинство горожан поддержало такую инициативу городских властей. И объективно тут стало лучше теперь.

9. Заходим в павильон. Потолочных светильников нет, нет и клевых светильников-торшеров. Освещение осуществляется унылыми светильниками на стенах, исчезли и красивые сплошные перила, их заменили довольно неприглядными. Снова хочется надеяться, что со временем павильону придадут исторический облик, благо фотосвидетельств того, каким он был изначально, предостаточно. Да и не так уже и много придется восстанавливать, в основном это детали, а детали, как известно могут преобразить интерьер до неузнаваемости. Более того, внутри реставрацию можно вести совершенно спокойно закрывая по половине павильона и не закрывая его полностью.

10. Над входными группами внутри павильона висят тепловые завесы. Может быть логичнее их было повесить в тамбурах, чтобы они не бросались в глаза в интерьере. Унылую стену разбавляют окна-иллюминаторы. Очень здорово.

11. Спускаемся ниже.

12. Кассы.

13. Переход в эскалаторный зал. Здесь клевые светильники иллюминаторы, перекликающиеся с иллюминаторами павильона.

14. Кроме собственного вестибюля станции, на платформу можно еще попасть перейдя со ст.м. "Тургеневская". Проходы на "Тургеневскую". Перед ними гермозатвор.

15. Переход довольно длинный и еще тут очень сильно светят светильники на своде, слепят нещадно. Опять же вид в сторону ст.м. "Тургеневская".

16. Эскалаторный зальчик, как раз под центральным залом станции "Чистые пруды".

17. Эскалатор.

18. Такая организация пересадки, с эскалаторами в центральном зале не очень удобна, между эскалатором и пилонами остается мало место и в этих местах постоянно, с периодичностью прихода нового поезда, образовываются пробки.

19. Переход и центральный зал тут появился в начале 70-х, когда станцию реконструировали. Появился полноценный центральный зал. Отделку пилонов центрального зала выполнили в таком же стиле, что в боковых залах.

20. В нерабочее время, то есть ночью, эскалаторы ремонтируют, чтобы с утра все работало как надо.

21. Отделка довольно скромная. Изначально она была такой, открытие дополнительного центрального зала на ситуацию не повлияла. так как работы велись в период, когда ни о каких архитектурных излишествах речи не шло.

22. Вот тот самый аванзальчик, из которого вырос центральный зал. Как и на станции "Лубянка" тут после войны установили гермозатворы в боковых проходах на платформу.

23. А когда появился центральный зал, то сделали гермозатвор и тут.

24.

25. До наших дней не дошла облицовка путевой стены из керамической плитки, в конце 90-х ее заменили на камень. Пол тоже со временем поменяли. Светлая окантовка у пилонов превратилась в темную. Потолок тоже не просто так имеет такой простенький но все же лепной узор, над платформой изначально висели светильники. Сейчас станцию освещают закарнизные светильники.

26.

27. Судя по историческим фото, эти эмблемы с буквой "М" появились позже, изначально их не было.

28. В торце бокового зала остался участок с отделкой плиткой.

29. На платформе очень органично смотрится ретро-поезд, он такой коричнево-кремовго цвета, перекликается с цветом камня на платформе и цвету карнизов.

30. А вот и оригинал. Классический поезд

"Чистые пруды" - станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Красные ворота» и «Лубянка». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена - «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» - «Смоленская». Первоначально станция не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями. Лишь в 1971 году станция была реконструирована в трёхсводчатую. С 5 января 1972 года соединена пересадкой со станцией «Тургеневская», с 13 января 2008 года - и со «Сретенским бульваром». Названа по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

До 5 ноября 1990 станция называлась «Кировская» по находившейся здесь улице Кирова (ныне - Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886-1934).
Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и ПВО страны. В 1947 на станции впервые в Московском метрополитене были установлены люминесцентные лампы.

Имеется наземный вестибюль, расположенный в начале Чистопрудного бульвара. Через него можно выйти, помимо бульвара, на площадь Мясницкие ворота и Мясницкую улицу.
Из центрального зала можно попасть в переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. 13 января 2008 года открылся переход на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии. Первоначально предлагалось открыть этот переход одновременно со станцией Сретенский бульвар, однако, в связи с задержкой поставки эскалаторов Санкт-Петербургского завода, Сретенский бульвар открылся только с одной пересадкой, а пуск перехода был отложен.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 35 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 году.

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованых светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом (до 1972 года покрытие было асфальтовым). До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор - М. Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская» и утратил связь со станцией, называвшейся в честь Кирова. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором (до середины 1990-х - белой керамической плиткой), снизу - чёрным гранитом.

Станция имеет наземный вестибюль кубической формы, аналогичные вестибюли имели станции: «Комсомольская» (северный вестибюль) и станция «Смоленская». Однако, до настоящего времени эти вестибюли не сохранились. Вестибюль станции «Чистые пруды» - единственный вестибюль такого типа, сохранившийся до наших дней.

Метро «Чистые пруды» находится в Басманном районе ЦАО Москвы между станциями Сокольнической линии Московского метрополитена «Лубянка» и «Красные ворота».

История станции

Одна из первых станций Московского метрополитена. Открытие станции состоялось 15 мая 1935 года. Изначально станция «Чистые пруды» не располагала центральным залом, а для перехода между платформами использовались два небольших аванзала, расположенных у входов. В 1971 году станцию реконструировали в трехсводчатую. В 1972 году на станции был организован переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии, а в 2008 году «Чистые пруды» получили переход на станцию Сретенский бульвар Люблинско-Дмитровской линии.

История названия

Свое имя станция получила по расположенному неподалеку Чистопрудному бульвару и по Чистому пруду. Интересно то, что вплоть до 1703 года в пруд сбрасывали свои отходы мясные лавки и бойни, расположенные на берегах пруда, и пруд называли Поганым. После того как пруд очистили, его стали называть Чистым, и это название прижилось. Правда, название «Чистые пруды» станция получила не сразу, а только в 1990 году. До этого она называлась «Кировской». Улицу Кировскую тоже переименовали. Сегодня она известна как Мясницкая.

Описание станции

Своды станции опираются на два ряда спаренных пилонов, отделанных дымчатым мрамором «уфалей» и светлым мрамором уральского происхождения «коелга». Опоры потолка закрыты карнизами, за которыми вмонтированы светильники. До 1972 года пол станции был асфальтным. Затем его выложили красными и серыми гранитными плитами. Вплоть до 1990 года путевые стены станции были облицованы белой керамической плиткой. Сегодня стены отделаны светло-серым мрамором и черным гранитом.

До того как на станции был сооружен переход на станцию «Сретенский бульвар», в торце станции находился бюст С. М. Кирова, выполненный из бронзы. Сейчас бюст стоит в переходе со станции «Тургеневская» на «Сретенский бульвар», хотя никоим образом не связан ни с одной из них.

Технические характеристики

«Чистые пруды» - это трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 36 метров. Станция строилась по индивидуальному проекту с использованием монолитного железобетона.

Вестибюли и пересадки

В начале Чистопрудного бульвара расположен наземный вестибюль станции, из которого можно попасть не только на бульвар, но и на Мясницкую улицу и на площадь Мясницкие ворота. Вестибюль имеет форму куба. Такие же вестибюли имели станции «Смоленская» и «Комсомольская», но до сегодняшних дней они не сохранились, и вестибюль станции «Чистые пруды» остался единственным в своем роде.

В центре главного зала находится переход на станцию Калужско-Рижской линии «Тургеневская».

Наземная инфраструктура

Рядом со станцией находится большое количество учреждений, связанных с театральной и концертной жизнью столицы, среди которых Творческое объединение «Вип-концерт», Детский театр «Экспромт» и многие другие, но самым выдающимся является театр «Современник».

Единственным музеем, расположенным недалеко от станции, является Музей Истории Московской милиции. Зато ночных клубов и шоу предостаточно - почти целый десяток. Рестораны, кафе и магазины представлены не менее широко. Неплохой выбор и всевозможных спорт- и фитнес-центров. Из вузов можно выделить Институт Английского Языка и Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества.

Полезные факты

Станция открывается для входа пассажиров в 5:27 и закрывается в 1:00.

Во время Великой Отечественной войны на станции располагался Генеральный штаб и отделы ПВО.

«Чистые пруды» стали первой станцией Московского метрополитена, на которой в 1947 году установили люминесцентное освещение.

Сталинское метро. Исторический путеводитель Зиновьев Александр Николаевич

Кировская (ныне Чистые Пруды)

Кировская (ныне Чистые Пруды)

Кировская является станцией глубокого заложения. Свое название она получила по улице Кирова, бывшей Мясницкой. Удивительно, что Мясницкую переименовали в улицу Кирова только лишь по причине того, что по ней в декабре 1934 года везли гроб с убитым С.М.Кировым - советским политическим деятелем, членом политбюро ЦК ВКП(б). По проекту станция должна была получить название Мясницкой, либо Мясницких ворот, но во время строительства название поменяли.

Кировская построена с одним наземным вестибюлем, расположенным в начале Чистопрудного бульвара. Площадь для строительства павильона образовалась из-за сноса дома, замыкавшего цепь бульваров и стоявшего на этом месте. В доме располагался популярный в свое время кабак.

Автором станции является архитектор Н.Я.Колли - известный своим тяготением к конструктивизму. Внешне вестибюль выглядит строго, без излишеств. Входы организованы с двух противоположных торцов павильона. Продольные стены декорированы круглыми окнами, между которыми оставлено место для барельефов на тему строительства метро. Их должен был осуществить скульптор В.Д.Королев, но по каким-то причинам рельефы реализованы не были. Четыре колонны около каждого выхода зрительно добавляют высоту зданию, а сильно выступающий карниз - мощности. На крыше над каждым торцом были установлены большие буквы «МЕТРО». Торцевые стены полностью остекленные. Затем подобные павильоны, только в уменьшенном виде, будут строиться как вестибюли к «хрущевским» станциям. Интерьер вестибюля смотрелся лаконично и стильно: в углах перил лестницы были установлены тонкие торшеры, к сожалению, не сохранившиеся. Потолок обработан неглубокими кессонами, в которых установлены полукруглые светильники.

Cт. Кировская. Интерьер наземного вестибюля

Ст. Кировская. Перекрытие эскалаторного зала с оригинальным освещением

Спустившись по лестнице, пассажир попадает в длинный переход, облицованный голубым марблитом. Очень оригинально были поставлены источники света - их спрятали в стены, оформив в виде иллюминатора, что продолжает тему круглых окон наземного вестибюля. Вдоль продольной оси установлен ряд квадратных колонн, облицованных серым мрамором, для разделения потоков. Пол был покрыт плиткой в виде орнамента из прямоугольников, описанных вокруг каждой колонны. После коридора следует просторный эскалаторный зал, который первоначально имел стеклянный потолок, расчерченный на квадраты и излучающий мягкий свет. В настоящее время он демонтирован.

Из-за неблагоприятных гидрогеологических условий центральный зал не удалось раскрыть полностью, как это предполагалось в проекте. Был построен лишь небольшой аванзал у эскалаторов, с двумя парами проходов в боковые нефы. В противоположном конце станции тоже имелся маленький зал для перехода между платформами - он ограничивался двумя глухими торцами. Между этими залами все проходы между пилонов были сделаны глухими.

Пилоны облицованы серым и белым мрамором. Путевые залы освещались рядом трубчатых светильников, закрепленных по оси зала и закарнизным освещением, разливающим свет по белому своду, что уничтожало эффект подземелья и помогало зрительно сделать пилоны выше. Путевая стена была облицована светлой плиткой, в верхней части вдоль всей стены шел меандр из темных плиток, в «карманы» которого было вписано название станции. В торце подземного аванзала был установлен бронзовый бюст С.М.Кирова работы скульптора Манизера.

Во время Великой Отечественной Войны на станции размещались отделы Генштаба. На платформах были поставлены столы, а от проходящих поездов станцию загородили фанерной стеной и поезда, естественно, не останавливались. В подплатформенных помещениях были организованы рабочие кабинеты Верховного Главнокомандующего и начальника Генштаба.

В конце 1960-х станцию было решено реконструировать: нужно было построить центральный зал для сооружения перехода на открывающуюся станцию Тургеневская. В 1971 году реконструкция была закончена (ее авторы архитекторы Л.Н.Попова, А.Ф.Фокина). Самое главное чего удалось достичь в ходе реконструкции - станция не изменила своего внешнего облика. Были аккуратно раскрыты глухие проходы между пилонами. В центральном зале построили эскалаторы для перехода на станцию Тургеневская.

5 ноября 1990 года станцию переименовали в «Чистые пруды» по рядом расположенным прудам и названию бульвара. Также в 1990-х годах плитку на путевых стенах заменили мрамором, полностью повторив прежний рисунок.

13 января 2008 года в северном торце станции построили переход на открывшуюся станцию Сретенский бульвар. Бюст С.М.Кирова был перенесен в переход между станциями Тургеневская и Сретенский бульвар, отдалив его от «родной» станции Чистые пруды.

Утраты станции

1. Оригинальные торшеры и светильники из наземного вестибюля станции.

2. Перекрытие эскалаторного зала.

3. Трубчатые люстры из боковых залов. Теперь платформы освещаются лишь закарнизным светом.

4. Пол станции покрыли гранитом вместо асфальта, путевые стены облицованы мрамором вместо плитки.

5. Буквы «МЕТРО» на крыше вестибюля сохранились лишь с одной стороны.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. Апокалиптическое разделение народов на чистые и нечистые, на праведников и грешников – это отражение «карантинной чистки» османами=атаманами зараженных областей Европы и Средиземноморья. Как мы отмечали, одной из важнейших целей османского=атаманского завоевания

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги 1953 год. Смертельные игры автора Прудникова Елена Анатольевна

«Чистые руки» Если говорить грубую правду - в «органах» били, бьют и будут бить. Дело не в факте избиений, а в реакции на него руководства. Иногда оно следователей за это сажает, иногда закрывает глаза, а иногда дает ордена.Достоверно известно, что пытки с санкции

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Тайны Беларуской Истории. автора Деружинский Вадим Владимирович

Воз и ныне там… Но самое интересное не это, а тот факт, что бурные споры 60-х годов сегодня забыты в Беларуси. Мало того, в изданных в 2008 году «Учебных материалах для XI класса по истории Беларуси» повторяется та же московско-партийная концепция, с которой боролись наши

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Апокалиптическое разделение народов на чистые и нечистые, на праведников и грешников - это отражение «карантинной чистки» османами = атаманами зараженных областей Европы и Средиземноморья Как мы отмечали, одной из важнейших целей османского завоевания было

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОПЕРАЦИЯ «ЧИСТЫЕ РУКИ» В ИТАЛИИ После борьбы над фашистами в Италии сложилась новая партийная система, основу которой составляли такие партии, как ХДП (христианско-демократическая), ИСППЕ (социалисты) и ИКП (коммунисты). На референдуме в 1946 г. большинство итальянцев

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Чистые и нечистые В религиозных представлениях зороастрийцев нашли отражение народные верования, магия и демонология. Так, из поколения в поколение передавался страх перед дэвами (демонами); и, чтобы преодолеть его, зороастрийцы произносили особые молитвы с

Из книги История мусора. автора Сильги Катрин де

Из книги Гоголь в Москве автора Молева Нина Михайловна

Патриаршие пруды Еще одна вымечтанная Гоголем встреча – с «патриархом русской поэзии» И. И. Дмитриевым, одним из самых популярных поэтов рубежа XVIII-XIX столетий. Назначенный при Павле I обер-прокурором Синода, он отметит свою деятельность словами: «Отсюда начинается

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Чистые страны Хорошим считается перерождение в чистых странах. Собственно говоря, чистой или нечистой страна становится в зависимости от того, кто ее воспринимает – Пробужденное существо или же заблудший обитатель сансары. Так как таких воспринимающих бесконечно

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Сумерки невежества. Технология лжи, или 75 очерков о современной фальсификации истории Украины автора Каревин Александр Семёнович

автора Гречко Матвей

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Расположены в центральной части города, на Бульварном кольце, на расстоянии примерно 1,6 километра северо-восточнее центра города ( и Кремль). Наземные вестибюли станций расположены у пересечения Бульварного кольца (Сретенский и Чистопрудный бульвары) с улицами Мясницкая и проспект Академика Сахарова. Станции метро соединены переходами и соединяют три линии метро. Это один из крупнейших пересадочных узлов Московского метрополитена.

Станция метро Чистые пруды

Станция метро Чистые пруды расположена на Сокольнической линии Московского метрополитена (линия 1, красная линия), между станциями "Красные ворота" и . Станция была открыта 15 мая 1935 года. Глубина заложения станции 35 метров.

Рядом со станцией находятся Чистопрудный бульвар и Чистые пруды (Чистый пруд – пруд и небольшой парк). Этим объясняется выбор названия станции. До 5 ноября 1990 года станция носила название "Кировская". (Находящаяся рядом улица Мясницкая имела название улица Кирова.) Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и противовоздушной обороны.

Станция имеет наземный вестибюль, расположенный на Чистопрудном бульваре рядом с Мясницкой улицей (площадь Мясницкие ворота). Станция имеет переходы на станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии и на станцию "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской линии.

Станция метро "Сретенский бульвар"

Станция метро "Сретенский бульвар" расположена на Люблинско-Дмитровской линии Московского метро (линия 10, светло-зелёная линия), между станциями и "Трубная". Станция расположена под Тургеневской площадью (пересечение Бульварного кольза и Мясницкой улицы. Станция была открыта 29 декабря 2007 года. Глубина заложения станции 60 метров.

В оформлении подземного зала станции использованы более двадцати стальных панно, выполненных художником Иваном Лубенниковым. На панно изображены виды Бульварного кольца, деревья, памятники и т. п.

Станция имеет выход в подземный переход под Тургеневской площадью.
В северном торце центрального зала станции находится переход на станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии. Из перехода можно по эскалаторам подняться в расположенный под Тургеневской площадью подземный вестибюль. В переходе между станциями "Тургеневская" и "Сретенский бульвар" находится памятник Кирову.

В южном торце подземного зала находится переход на станцию «Чистые пруды» Сокольнической линии.

Станция метро Тургеневская

Станция метро Турге́невская расположена на Калужско-Рижской линии Московского метрополитена (линия 6, оранжевая линия), между станциями "Сухаревская" и .

Станция метро «Тургеневская» была открыта 5 января 1972. Станция расположена под Тургеневской площадью. Этим объчсняется выбор названия станции. Глубина заложения станции 49 метров.

В северном торце зала находится переход на станцию "Сретенский бульвар". В переходе находится выход в подземный переход под Тургеневской площадью.
В центре зала находится переход на станцию "Чистые пруды".

Рядом со станциями метро Чистые пруды, Тургеневская и Сретеский бульвар в Москве расположены:

  • Театр Et Cetera. Адрес: 101000, Москва, Фролов переулок, 2.
  • Театр Табакова. Адрес: ул. Чаплыгина, 1А, Москва.
  • Московский почтампт. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, дом 26.
  • Гостиница "Апартаменты Мама Ро на Чистых Прудах". Рядом со танцией метро. Имеется мини-кухня с обеденной зоной. Адрес: Гусятников Переулок 4, строение 3, Москва, Россия.
  • "Олимп" хостел. Недорогое место для проживания в центре москвы. Имеется кухня общего пользования. Адрес: Улица Мясницкая 21/8 стр 5 кв 21, Москва, Россия.
  • Отель "Бульвар". Имеется ресторан, сауна и бесплатный WiFi в зонах общественного пользования. Адрес: Улица Сретенка 1,