Библиотечный урок на «отлично. Презентация - Библиотечный урок «Структура и виды книги Презентации библиотечных уроков в школьной библиотеке


Ты уже школьник. И на многие вопросы уже знаешь ответ – откуда берётся молоко, как растёт хлеб, какая речка протекает там, где ты живёшь, и как называется дерево, что растёт под твоим окном. Поверь Родина одарила тебя щедро, одарила, чтобы ты вырос настоящим человеком, стал хозяином Земли, на которой ты живёшь, бережно относился ко всему живому, приумножал богатства страны. Все дороги для тебя открыты. Какую же выбрать? Есть такой дом на свете, в котором писатели сложили для тебя путеводитель по жизни. Дом этот большой или скромный, но всегда удивительный, называется «БИБЛИОТЕКА».


Самое удивительное, что ты сможешь открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеешь разгадать сложные загадки природы, если будешь много читать. Тех книг что у тебя дома, наверняка не хватит. Где же взять их столько, самых разных и интересных? Ну конечно же в библиотеке! Как летать с Земли до звёзд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар, Знает доктор наш Гаспар. Вот такой замечательный доктор живёт в сказке Юрия Олеши «Три толстяка»


И вот ты в библиотеке. Вокруг много книг и журналов, надписей на книжных полках. Кто поможет тебе во всём этом разобраться? БИБЛИОТЕКАРЬ. Он прекрасно знает литературу, он посоветует тебе что почитать, научит выбирать книги и находить их на книжной полке. А ещё он расскажет какие новые издания появились и закажет их для библиотеки. В детской библиотеке обычно два отделения: абонемент и читальный зал.


У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все – загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга – твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Уезжая на каникулы, не забудь вернуть книги в библиотеку. Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлеклась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета, куда книга была возвращена через …300 лет! Лучше поздно чем никогда


Книги из читального зала не выдаются на дом, они постоянно должны находиться в библиотеке. Ты спросишь почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день, например Энциклопедии или справочники. С этими книгами они работают в читальном зале В читальном зале должно быть тихо. В читальном зале тишина нам особенно нужна. Уходите, разговоры, - В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать,- Фантазировать. Мечтать. В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи. В каждой книге – чудеса!


Ни один человек не может прочитать всех книг, которые издаются в нашей стране и тем более в – мире. Значит нужно уметь выбрать самое необходимое и интересное. Это умение придет, если ты узнаешь секрет «золотого ключика». В каждой библиотеке есть такой ключ к книгам. Библиотека открывает читателю свои богатства с помощью каталогов, картотек и книжных выставок. Главное здесь каталог. Это слово в переводе с древнегреческого языка означает перечень. В нём Найдёшь ты книги о морях, О снеговых вершинах, О звёздах птицах и зверях, растеньях и машинах. С.Я.Маршак


Для младших школьников составлен специальный каталог – перечень книг, которые будет полезно и занимательно прочесть. Он так и называется: «Что нам читать». Каталог состоит из карточек. На каждой фамилия автора книги, её название, фамилия художника, город, где она издана. Год выпуска. На некоторых карточках есть и картинка из книги и краткий рассказ о ней – аннотация. Есть в каталоге и разделители – карточки повыше. На них например написано «Рассказы о природе» или «Библиотека отечественной классики». Это для того, чтобы легко было найти нужную тебе книгу. Ещё один каталог размещен в маленьких ящичках. Карточки в нём тоже маленькие, шрифт мелкий и картинок нет совсем. Зато они стоят в том же самом порядке, что и книги на полках.


Тысячу лет назад тоже собирали книги. Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывла около ста тысяч книг. Большую часть жизни он провёл в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причём верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это был своего рода каталог.


В разные времена библиотеки назывались по разному и всегда очень красиво: «Приют мудрости», «Аптека души», «Дом жизни», но в древности пользоваться ими могли только богатые, знатные люди. Для простого народа вход в библиотеки был закрыт. Но прошли годы и все изменилось. Посмотри сколько книг на полках библиотеки. Может, там есть и твоя, которая поведёт тебя по жизни. Дерзай!














9 Перечень основных способов ознакомления с печатным источником: Углублённое чтение (внимательное прочтение материала) Параллельное чтение (одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме) Выборочное чтение (избирательное знакомство с отдельными разделами текста) Чтение-просмотр (используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй) Сканирование (быстрый просмотр печатного материала)




















19 Библиографическое описание- это визитная карточка издания. В установленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая. Из библиографического описания можно узнать: название, жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков, время и место выпуска книги, количество страниц.










24 Правилам грамотного оформления цитат и ссылок Правилам составления библиографического описания документа Правилам грамотного составления списка использованной литературы В своем законченном виде он должен удовлетворять определенным правилам. В частности:


25 Варианты оформление цитат и ссылок: 1. Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала- в скобках. 2. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники. 3. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой- номер страницы.


26 Схемы описания печатных источников. Схема полного библиографического описания книги Для постраничной сноски: Белинский В.Г. Статьи о русской литературе. - Л.: Лениздат, С Для списка литературы в конце реферата: Высоцкий В.С. Нерв: Стихи.- М.: Современник, с.
29




31 В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблюдаются следующие закономерности: 1. Информация притягивает информацию. 2. «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке даёт информацию нового качественного уровня. 3. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее!



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




























Назад Вперёд

Как провести библиотечный урок на “отлично”. Сегодня презентация – неотъемлемая часть библиотечного урока, которая позволяет провести урок максимально качественно и эффективно. Отлично, если урок проводится в библиотеке, а если площадь библиотеки мала…

Вашему вниманию предлагаются две презентации: для проведения библиотечного урока и для проведения библиотечного урока-игры. Конструктивное решение презентаций позволяет проводить библиотечные уроки вне стен библиотеки.

Девиз презентации – всё должно быть интересно и занимательно.

Задача презентации – привлечение детей к регулярному посещению библиотеки.

Главная цель - приобщение детей к чтению.

Библиотечный урок

  1. Знакомство с библиотекой.
  2. Презентация “Презентация книги “Самая, самая, самая…”.

Идея представления библиотеки через выставку книг “Самая, самая, самая…” не нова, многие библиотеки оформляют такую выставку в стенах библиотеки. Я предлагаю сделать виртуальное представление книг, в данном случае с книгами познакомится большее количество читателей, выставка не ограничена пространством, количеством представленных книг.

Цель урока: приобщение детей к чтению.

Задача урока:

Познакомить детей с библиотекой;

Подготовка:

Сделать фотографии книг;

Подготовить рассказ о библиотеке (кратко);

Подготовить рассказ о книгах (кратко);

Подготовить презентацию “Презентация книги “Самая, самая, самая…”.

Урок для учеников 5-го класса.

Ход урока

(Урок проходит вне стен библиотеки)

Здравствуйте ребята! Позвольте представиться. Ушанова Елена Александровна – заведующая библиотекой корпуса.

Слайд 2. Наша библиотека находится на первом этаже первого спального корпуса. Часы работы библиотеки с10.30 до 19.00.

Дорогие друзья! Добро пожаловать в библиотеку.

Слайд 3. “Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа”, - Шарль Талейран (1754-1838), французский политический и государственный деятель.

Сказано очень точно, и сейчас мы это подтвердим.

Слайд 4. Представьте себе: “В нашей библиотеке заспорили книги, кто из них самая, самая, самая…”. Посмотрим!

Слайд 5. Самая мудрая книга нашей библиотеки - Библия. Книги Священного писания Ветхого и нового завета. В этой книге вы найдете ответы на любые вопросы.

Слайд 6. Книга по праву носит титул “Самая красивая”. Богато украшен переплёт, форзац, титульный лист. Красочное оформление страниц – буквицы, иллюстрации, выполненные в стиле палехской живописи.

Слайд 7. Самая старая. Книга “Полное собрание сочинений Н.А.Некрасова” издана в 1930 году. Я преклоняюсь перед этой книгой. Книга прошла через годы ВОВ, устояла, её сберегли. В книгу вошли сочинения Некрасова, которые и не издавались в последующие годы.

Слайд 8. Эта книга самая большая по формату, её размеры 26х36 см. “Москва. Соборы, монастыри и церкви”, издательский дом Тончу, Санкт-Петербург, 2004 г. Фотографии и тексты книги соответствуют первоисточнику (Н.А.Найдёнов “Москва. Соборы, монастыри и церкви” 1882-1883 гг.).

Слайд 9. В нашей библиотеке есть и другие книги большого формата, среди которых:

Книга – альбом “ Государственная Оружейная палата”, 1988 года издания. Прекрасные фотографии и текст;

Книга “Атлас океанов” - иллюстрированный атлас океанов, издание “Дорлинг Киндерсли Лимитед”, Лондон.

Слайд 10. Самая объёмная книга библиотеки - Орфографический словарь русского языка коллектив авторов. Словарь из серии “СловариXXI века”. Словарь включает свыше 100000 слов, 1129 страниц, вес книги - 1900 кг.

Слайд 11. Посмотрите! Книга Н.И.Костомарова “Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей” - 1924 страницы. Книга Библия – 1120 страниц, весит эта книга 3.950 кг.

Слайд 12. Самая маленькая книга – книга из цикла “Тысяча и одна ночь”, её размеры 6х9,5 см, и при этом в ней 278 страниц.

Слайд 13. В нашей библиотеке есть ещё 2 маленькие книги, правда чуть большего формата- 6,5х9,5 см. Это книга “Крылатая мудрость” (пословицы и поговорки из собрания Даля) и книга “Малый сатирикон” (поэзия XX века).

Слайд14. Номинация “Самая миниатюрная”. Книга “Баллады о Робин Гуде”. Формат книги 10х12,5 см., 80 страниц. Робин Гуд действительно существовавший человек.

Английские баллады в переводе Ивановского, книга 1963 года издания. Эта книга легко поместится в карман пиджака, жакета, отсюда и название номинации.

Слайд 15. Посмотрите! Самые маленькие и миниатюрные книги нашей библиотеки. Несколько “миниатюрных” книг – книги серии “Поэтическая Библиотека Школьника”, издавалась в 70 годах XX столетия.

Слайд 16. “Каждая хорошая книга имеет эффект замедленного действия: она влияет на читателя гораздо дольше, чем то время, которое нужно для ее прочтения”. Эта фраза напечатана в книгах издательского проекта “Книги заветной мечты”. И я полностью согласна с автором этих строк.

Слайд 17. Для любого мальчишки интересны книги о военных сражениях, оружие, армии.

В нашем корпусе учатся одни мальчики, и в нашей библиотеке есть такие книги. Посмотрите! (перечисляются книги), это не все книги. Приходите в библиотеку.

Слайд 18. Мы учимся в кадетском корпусе. Значит, в библиотеке есть книги о кадетах, суворовцах. А вы знаете, что означает слово “кадет”?

Слайд 19. Мы учимся в казачьем кадетском корпусе. Наша библиотека уникальна, думаю далеко не в каждой школьной библиотеке есть книги по истории казачества. В нашей библиотеке более 190 изданий книг о казачестве, фонд книг по казачеству более900книг.

Слайд 20. Номинация “Самые умные книги”. Это энциклопедии, справочники, словари. Если мы будем перечислять названия всех справочных изданий, нам потребуется больше часа времени. Каждый из вас найдёт “свою” энциклопедию.

Слайд 21. Эту книгу я представлю. Энциклопедия издательства Академии Педагогических наук РСФСР том 3 Числа, фигуры.Вещество. 1959г. Ушло в прошлое издание, которое выпустило эту книгу, нет уже и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. А числа, фигуры и не изменились, и так подробно рассказано о них в этой энциклопедии.

Слайд 22. “Самые первые”. У каждого из нас есть первые книги, которые читали нам взрослые. Эти книги останутся в памяти навсегда. В нашей библиотеке есть книги для младшего возраста, вы можете взять эти книги для своих младших братьев и сестёр.

Слайд 23. А эта детская книжка стихов удостоилась звания “Самая тоненькая”. В ней всего 19 страниц.

Слайд 25. Тебе грустно. Возьми самую смешную книгу нашей библиотеки.

Слайд 26. Следующая номинация “Самые приключенческие”. Само название говорит о книгах. Книги серии “Детский детектив”, книги о Гарри Потере, Властелин колец и многие другие.

Слайд 27. “Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы”, - Уистен Хью Оден (1907-1973), английский поэт. Что значит эта фраза? Посмотрим!

Слайд 28. Номинация “Самые читаемые”. Всем знакомы герои этих книг: Том Сойер, Барон Мюнхаузен, Робинзон Крузо, Шерлок Холмс, три мушкетёра и пятнадцатилетний капитан. Книги о приключениях этих героев в нашей библиотеке самые читаемые.

Слайд 29. Монстры и приведения, НЛО и бермудский треугольник. Вам страшно? Нет. Интересно! В номинацию “Самые таинственные” вошли книги о чудесах, тайнах природы и человека.

Слайд 30. Вы любите разгадывать ребусы и кроссворды? Решать занимательные задачки? Вам хочется сделать что-то своими руками. Книги этой номинации вам помогут интересно провести свободное время.

Слайд 31. “Самые вредные”. Да-да! Вы не ослышались. Я считаю эти книги вредными для вас, по-моему они оказывают “медвежью услугу”. К счастью, в библиотеке всего три “вредных книги”. А может быть, к сожалению?

Слайд 32. Вот так, виртуальный обзор книг собрал всех вас в одной аудитории. “…не только вы собрали книги, но и книги собрали вас”, - В.Шкло?вский (1893–1984), русский советский писатель. Вам понравились наши книги? Вы согласны с выражением “Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа”?

Слайд 33. Книги ждут вас! Место встречи – библиотека. Наша библиотека находится на первом этаже первого спального корпуса. Часы работы библиотеки с10.30 до 19.00.

Продолжительность библиотечного урока – 30 минут.

Результаты:

2 кадета взяли книги для младших сестёр;

Кадет Исайчев (5 кл.) подарил в библиотеку две маленьких книжки, размером 6х8 см (фото).

Библиотечный урок-игра

  1. “Да здравствует книга!”.
  2. Презентация “Да здравствует книга!”.

Проведение библиотечного урока-игры вне стен библиотеки с применением презентации. Я предлагаю сделать задания игры наглядными, вся игра идёт с помощью презентации. Движение курсора – удаление “квадратов”. Этот приём вызывает повышенный интерес у детей, привлекает внимание. Закрываем презентацию, не сохраняя изменения. Таким образом, презентация может использоваться в работе несколько раз. Данная презентация может быть использована при проведении Недели детской книги, дня детской книги (при изменении нескольких слайдов).

Цель урока-игры: приобщение детей к чтению.

Задача урока: познакомить детей с праздниками книги в игровой форме.

Урок-игра поможет:

Развитию логического мышления и внимания;

Расширить кругозор;

Привлечь детей к регулярному посещению библиотеки.

Подготовка:

Подготовить сообщение о праздниках книги (кратко);

Разработать задания для игры;

Подготовить презентацию “Да здравствует книга!”.

Примечание: вопросы для заданий отобраны по материалам работ сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.

Урок для учеников 5-го класса. Игра командная. Проводится в День детской книги.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведём необычный библиотечный урок. Сегодня мы будем играть. В игре принимают участие 2 команды. И я предлагаю выбрать двух ребят в счётную комиссию.

Слайд 4. “Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы”, - Уистен Хью Оден (1907-1973),английский поэт. Посмотрим, так ли это.

Слайд 5. Сегодня Международный день детской книги.

Слайд 6. Международный день детской книги отмечается 2 апреля, в день рождения Г. Х. Андерсена. Учрежден в 1967 году некоммерческой организацией Международный совет по детской книге (IBBY).Инициатива создания Международного Дня детской книги принадлежит известной немецкой писательнице Йелле Лепман.

Слайд 8. Начинаем игру. Первое задание. Назовите литературного героя мужского пола. Команды называют героев по очереди. Победа за последним ответом - 1 балл.

Например: Железный дровосек.

Слайд 9. Задание второе. Назовите литературного героя женского пола. Условия задания те же. Например: Дюймовочка.

Слайд 10. Предлагаю интересное задание. Кто спрятался за квадратами? Можно открыть три любых квадрата. Правильный ответ – 3 балла. Если открывается 4-й квадрат “-” балл, и т.д.

Слайд 11. Первая команда, называйте номер квадрата, я его открою. Узнали героя?

Слайд 12. Подтвердим ваш ответ. (Удаляется прямоугольник).

Слайд 13-18 – задания – проверка ответа аналогичны слайдам 11-12.

Слайд19. Задание четвёртое. Отгадайте название книги, которое звучит как-то необычно, “наоборот”. Например: Пачкайдоцелого – Мойдодыр Каждое угаданное название – 1 балл.

Слайды 20–22: Варианты заданий.

Слайд 23. Блицконкурс. Что означает слово “блиц”? От англ blitz - молниеносная война, блицкриг, или нем blitz - молния, вспышка. В нашем случае – быстрый ответ.

Победит та команда, которая быстрее ответит на 7 вопросов. Победа – 2 балла.

Командам выдаётся листок с заданием.

Слайд 24. Команды ответили на вопросы. Посмотрим, какие вопросы были в Блицзадании.

Слайд 25. А знаете ли вы, что Всемирный день книг и авторского права- отмечается ежегодно 23 апреля начиная с 1996 года. Всемирный день был провозглашён на 28-й сессии ЮНЕСКО 15 ноября 1995 года.

Слайд 26. А знаете ли вы, что Неделя детской книги - ежегодно проводимое всероссийское (всесоюзное) мероприятие. Впервые праздник детской книги “Книжкины именины” был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве (в Колонном зале Дома Союзов).

Оглашаются итоги игры.

Слайд 27. Библиотечный урок прошёл. И я приглашаю вас в библиотеку!

Закрыть презентацию “без сохранения изменений”

Продолжительность библиотечного урока-игры – 30минут.

Результаты:

Улучшилось настроение у ребят;

Возросла активность посещения библиотеки;

Получены определенные знания.

Информационные ресурсы: Материалы Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, раздел фестиваля “Организация школьной библиотеки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/subjects/19/

Слайд 1

Структура и виды книги
Библиотечный урок

Слайд 2

Что такое книга? Если бы вы не умели читать, вы бы сказали - пачка бумаги, только в картонках. Но вы открываете книгу. Глаза бегут по строчкам и начинается чудо. Вместе с героями книги вы отправляетесь на далекие планеты, опускаетесь на дно морское, оказываетесь в другом времени. Так что книга - это великий волшебник. Вы закрываете книгу, сдаете ее в библиотеку. Книги с вами нет. Но мысли, которые были в книге, остались с вами. Вы что-то узнали, чему-то научились. Вам хочется стать такими, какими были герои книги. Вы становитесь умнее, добрее, опытнее, грамотнее. А помогла вам книга. Недаром книгу зовут добрым советчиком, спутником, другом.

Слайд 3

Книги
Раскладушки Малышки Игрушки Самоделки

Слайд 4

Книжка-раскладушка
Книжка-раскладушка – очень смешная и, действительно, похожа на растянутую гармошку.

Слайд 5

Книжки-малышки
Книжка называется «малышка», потому что необычная и очень маленькая.

Слайд 6

Книжка-игрушка
Они называются так потому, что их можно не только почитать, посмотреть, но и поиграть с ними.

Слайд 7

Книжки-самоделки
Эти книжки можно самим вырезать из журналов, где имеются странички «Сделай книгу сам»

Слайд 8

А вот интересно, известно ли вам, что книга состоит из разных частей, которые носят разные имена и выполняют каждая свою работу. Они дружат между собой.

Слайд 9

Страницы Обложка (переплёт) Корешок Титульный лист Буквица Иллюстрация

Слайд 10

Обложка (переплёт)
Чтобы страницы не потерялись и были всегда аккуратными на них «одевают» специальную одежду книги – переплёт или обложку. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом. На них печатают фамилию автора, название книги, иногда название издательства и год издания.

Слайд 11

Корешок
Корешок – дедушка страничек. Он всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Глядя на корешок каждый узнает, как называется книга и кто её написал.

Слайд 12

Переплет и основную часть книги соединяет «форзац», что в переводе с немецкого означает «перед текстом». На нем может быть какая-то информация, рисунок, портрет, иллюстрация или просто декоративный рисунок.
Форзац

Слайд 13

Перевернём страницу. Новый разворот. На левой стороне - фронтиспис, на правой - титул. Что же они означают? Фронтиспис - иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нём может быть портрет писателя - автора этой книги.
Фронтиспис

Слайд 14

Титульный лист
Первая страница книги – это титульный лист. Он всегда нарядный и красивый. На нём печатается автор, заглавие книги. Место и год издания, а так же сведения о художниках, переводчиках и оформителях книги

Слайд 15

Страницы
Страниц бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и называются «брошюрой». А когда их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе - получается книга.

Слайд 16

Во многих книгах перед текстом помещено предисловие. Предисловие помогает не только выбрать книгу, но и лучше понять её.
Предисловие

Слайд 17

Слайд 18

Буквица
«Буквица» - большая, заглавная буква, яркая и красочная. С неё начинается повествование.

Слайд 19

Иллюстрация
Книжную иллюстрацию все называют рисунком. От того, нравятся рисунки или нет, зависит и чтение книги. Ведь книжку с плохими иллюстрациями или вовсе без них не станут читать ребята. Они оставят её просто без внимания. Иллюстрации бывают:
рисунки
гравюры
лубочные картинки
Иллюстрации на вклейке

Библиотечный урок. Конспект «Ум без книги, как птица без крыльев»

Предлагаю разработку открытого мероприятия, посвященного международному дню книги. Данный материал будет полезен для внеклассной работы в 5-х, 6-х классах.

Учитель русского языка и литературы Карагодина Надежда Алексеевна.
Цели:
Обучающие: создать условия для ознакомления с историей книги, различным оформлением книг, значением их в жизни человека, пословицами и поговорками о книгах.
Развивающие: развивать интеллектуальные умения учащихся – обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и литературе, для понимания важности книги в становлении личности, развития эстетического вкуса; воспитывать культуру общения со сверстниками и окружающими людьми разных возрастных категорий.
Планируемые результаты:
личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов, личного действия;
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, анализ, синтез, обобщение;
регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели;
коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации;
– предметные: овладение знаниями об истории книг и значении чтения для развития умственных способностей, саморазвития, поиска ответов в различных жизненных ситуациях.
Оборудование: экран или интерактивная доска, презентация, видеозапись интервью, линейки, карандаши, ручки, листы бумаги.

ХОД УРОКА
1 этап.
Добрый день, ребята! Надеюсь, что урок подарит нам радость общения. Наше мероприятие проходит в необычной обстановке: в библиотеке. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Предположения учащихся).
2 этап.
Что вы знаете о книгах? (Отвечают пословицами и поговорками).
Предлагаю определить тему по ключевым словам, которые вы видите на доске. (Ум без …, как птица без …). (Слайды 1, 2)
3 этап.
Слово учителя: я держу в руке чудо, самое необыкновенное чудо на земле. Это книга.
Ученица: Мы привыкли к книге, перестали замечать это чудо. Книга – не просто вещь. Неживая – она живет, немая – она говорит. Книга может нас заставить смеяться, плакать, принимать правильное решение в жизни.
Ученик: А зачем нам нужны книги? Разве без них нельзя жить?
Ученица: Мы дышим, чтобы жить, мы едим, чтобы жить. Без книг люди не умирают. Но умирает их сознание. Умирает их способность мыслить, понимать, помнить. Если бы завтра исчезли все книги с лица земли, то людям пришлось бы начинать свою историю сначала. Один человек может прожить без книг. Но жить он будет скучно, неинтересно. Человечество без книг прожить не может, потому что нельзя прожить без памяти. Книга – это наша память.
Учитель: А как же появились книги, и какими они были на заре своего рождения?
1-й ученик: (слайд 3) Первой была «глиняная книга». Она родилась в древнейшем государстве Древнего Востока – Шумере. Край, где жили люди этого государства, был беден лесами. Нужда всему научит. Шумерийцев она научила строить хижины из камыша, обмазанного глиной. Книги шумерийцев тоже были глиняные. На них выдавливали значки острыми трехгранными палочками. Когда глиняная плитка покрывалась значками, её высушивали на солнце или обжигали в огне. И она становилась прочной и твердой, как камень. Давно исчезло государство Древний Шумер. Появилось новое – Древняя Ассирия. В Ассирии жил царь по имени Ашурбанипал, безжалостный завоеватель, но страстный любитель книг. Его дворец назывался «дом наставлений и советов».Во дворце этом было 2 тысячи глиняных «томов».
2-й ученик: (слайд 4) Глиняные книги, были тяжелыми и громоздкими. Поэтому люди стали использовать папирус. Родился он на берегу Нила за 30 веков до нашей эры, но ни один простой человек под страхом смерти не имел права его срезать, ведь папирус в Египте принадлежал царям – фараонам. А ценился он так, потому что на нем писали. Толстые стебли тростника разрезались на полосы, эти полосы склеивали друг с другом так, чтобы папирус стал плотнее. Тростник был высоким, поэтому листы писчего папируса оказывались длинными. Папирус свертывался в трубочку, и получался свиток. Вы даже не представляете, какой он бывал величины. Самую знаменитую древнегреческую книгу «Илиаду» Гомера для того, чтобы прочитать, нужно было растянуть в длину на 150 м.
3-й ученик: (слайд 5) Папирус хранился намного меньше, чем глиняные таблицы, листы высыхали и начинали крошиться, поэтому во втором веке до нашей эры был изобретен пергамент, более удобный и прочный. Сделан он из кожи козлят и ягнят. Сначала его вымачивали в извести, сушили, втирали в кожу мел. А назвали его так по имени небольшого древнегреческого государства Пергам, которое находилось на территории современной Турции. Пергамент не ломок, писать на нем можно было с обеих сторон, он придавал книге нынешнюю форму. Это изобретение стало драгоценностью: пергамент давали в приданное, передавали по завещанию наследникам, стоил он великолепного дома, мог быть поводом к войне. Иногда целый город имел одну-две книги. Наиболее ценные книги до начала 17 века приковывались в монастырских библиотеках.
4-й ученик: Конечно, пергамент прочен, но уж больно дорог. Чтобы изготовить книгу из пергамента, нужны были шкуры целого стада животных. Понятно, что мало кто мог позволить себе такую роскошь. И понадобилась простая, обыкновенная бумага. Впрочем, такая уж обыкновенная? (берет рамку, обтянутую сеткой). Говорят, что это произошло так: старый китайский мастер, которого звали Цай Лунь, сделал деревянную рамку и оплел ее тоненькой сеткой из шелковых ниток. Потом долго варил какие-то растения на маленьком огне. Затем добавил белой глины и клея, и все это варево вылил на сетку. Вода пролилась, а на сетке осталась белая масса. Она высохла на солнце. Это был первый в мире лист бумаги. И было это уже во втором веке нашей эры. Почти 400 лет китайцы скрывали секрет изготовления бумаги от всего мира. В 9 веке бумага добралась до Египта. Первое время к ней относились с недоверием: короли приказывали, например, не писать важных документов на бумаге, а только на пергаменте. К 15 веку, когда Гуттенберг изобрел книгопечатание, бумага завоевала всю Европу.
5-й ученик: (слайды 6,7) В 1951 году при раскопках в Новгороде советские исследователи обнаружили еще один материал для писем - бересту. Находка берестяных грамот - открытие, немногим уступающее находке библиотеки Ашурбанипала. Почта Ассиро-Вавилонской державы, равно как и почта Древнего Египта, принадлежала царям. Находки в Новгороде - свидетельство, что берестяные грамоты посылали друг другу простые люди.
«От Бориса ко Ностасии, - писал без малого тысячу лет назад какой-то новгородец, - како придеся грамота, тако пришли ми цоловара на жерепце, зане ми здесь дел много. Да пришли соропицю, соропицю забыла».
Как видно, у новгородцев были грамотными не только мужчины, но и некоторые женщины. Написать (вернее, нацарапать на бересте) записку с просьбой прислать забытую рубашку было там вполне обыкновенным делом - таких писем было найдено много. Причем не только в Новгороде, но и в некоторых других русских городах.
6-й ученик: (слайды 8,9,10) Как видите, книги были сделаны из разного материала: глины, папируса, пергамента, бумаги и даже из панциря черепахи. Но их писали и переписывали от руки. И они назывались рукописными. В XV веке книга стала печатной. Значение печатной книги велико. Представьте себе, как бы мы могли заниматься по одной рукописной книге. А сейчас у каждого ученика – книга.
7-й ученик: (слайд 11) Читает стихотворение «Старые книги» (Вл. Карпей).
4 этап.
Учитель: (слайд 12) Я предлагаю вам ознакомиться с высказываниями выдающихся людей и народной мудростью о книге. (Ученики читают по очереди вслух высказывания, которые помещены на экране):
– Выберите наиболее близкое вам суждение, объясните его смысл.
А теперь давайте посмотрим и послушаем ваших ровесников. (Видеоинтервью).
Сравните все высказывания и поделитесь, пожалуйста, своей точкой зрения на значение книг в жизни человека.
– Что значит книга для вас сейчас?
– Какой вывод вы можете сделать для себя о пользе чтения книг?
– Совпадает ли ваш вывод с темой урока?
Учитель: Мы в гостях у библиотекаря Татьяны Васильевны Забелиной, и мне хочется передать ей слово. Рассказ библиотекаря о пользе чтения и новинках в мире книг.
(слайд 13)
5 этап.
И, подводя итоги, прошу составить синквейн с ключевым словом нашего мероприятия. (Книга).
Рубрика «Это интересно» (слайд 14)
Домашнее задание. Сегодня вы познакомились только с небольшим фрагментом обширной темы «Книга». Отразите эту информацию в вопросах к кроссвордам.