Вложения для соловьев сергей михайлович. Соловьев сергей михайлович - биография

, Боксер , Публицист

Соловьев Сергей Михайлович - (1820–1879), русский историк. Родился 5 (17) мая 1820 в семье протоиерея, законоучителя (преподавателя закона Божия) и настоятеля Московского коммерческого училища. Учился в духовном училище, затем в 1-й Московской гимназии, где благодаря успехам в науках (любимыми предметами были история, русский язык и словесность) числился первым учеником. В этом качестве Соловьев был представлен и понравился попечителю Московского учебного округа графу С.Г.Строганову, взявшему его под свое покровительство.

Осенью 1838 по результатам выпускных экзаменов в гимназии Соловьев был зачислен на первое (историко-филологическое) отделение философского факультета Московского университета. Учился у профессоров М.Т.Каченовского, Д.Л.Крюкова, Т.Н.Грановского, А.И.Чивилева, С.П.Шевырева, занимавшего кафедру русской истории М.П.Погодина. В университете определилось стремление Соловьева к научной специализации по русской истории. Позднее Соловьев вспоминал в своих Записках, как на вопрос Погодина: «Чем вы особенно занимаетесь?» – он ответил: «Всем русским, русскою историей, русским языком, историей русской литературы».

Отвлеченность была не по мне... я родился историком.

Соловьев Сергей Михайлович

По окончании университета Соловьев по предложению графа С.Г.Строганова выехал за границу в качестве домашнего учителя детей его брата. Вместе с семьей Строгановых в 1842–1844 посетил Австро-Венгрию, Германию, Францию, Бельгию, где имел возможность прослушать лекции тогдашних европейских знаменитостей – философа Шеллинга, географа Риттера, историков Неандера и Ранке в Берлине, Шлоссера в Гейдельберге, Ленормана и Мишле в Париже.

Известие о том, что Погодин подал в отставку, ускорило возвращение Соловьева в Москву. В январе 1845 он сдал магистерские (кандидатские) экзамены, а в октябре защитил магистерскую диссертацию Об отношениях Новгорода к великим князьям: историческое исследование.

В ней, в отличие от славянофила Погодина, обособлявшего историю Древней Руси от западноевропейской и делившего ее на самостоятельные «варяжский» и «монгольский» периоды, диссертант сделал упор на внутренней связи исторического процесса, которая проявлялась в постепенном переходе славян от родовых отношений к национальному государству. Своеобразие отечественной истории Соловьев видел в том, что, в отличие от Западной Европы, переход от родового быта к государству на Руси происходил с опозданием. Эти идеи Соловьев через два года развил в своей докторской диссертации История отношений между русскими князьями Рюрикова дома (1847).

Я был жаркий славянофил, и только пристальное занятие русской историей спасло меня от славянофильства и ввело мой патриотизм в должные пределы.

Соловьев Сергей Михайлович

Передовую для своего времени историческую концепцию Соловьева восторженно встретили представители «западнического» буржуазно- либерального направления общественной мысли Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин и др. Они зачислили молодого ученого в ряды своих сторонников. В спорах о прошлом, настоящем и будущем России, которые будоражили русское общество в середине 19 в., исторические изыскания Соловьева объективно объясняли и оправдывали необходимость отмены крепостного права и буржуазно-демократических реформ.

Возглавив кафедру русской истории Московского университета в 27-летнем возрасте, Соловьев вскоре поставил перед собой неимоверно трудную задачу – создания нового фундаментального труда по истории России с древнейших времен по 18 в., который заменил бы собой устаревшую Историю государства Российского Н.М.Карамзина.

В соответствии с замыслом ученый начал перестраивать свои специальные лекционные курсы в университете, посвящая их ежегодно отдельным периодам истории России. Как сообщает Соловьев в своих Записках, с годами стимулирующую роль в подготовке томов начали играть и материальные соображения. Литературные гонорары стали необходимым дополнением к профессорскому жалованью.

Необходимо не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм; не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснять каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию.

Соловьев Сергей Михайлович

В начале 1851 Соловьев закончил первый том обобщающего труда, названного им История России с древнейших времен. С тех пор с беспримерной пунктуальностью ученый ежегодно выпускал очередной том. Только последний, 29-й том Соловьев не успел подготовить к изданию, и он вышел в свет в 1879, уже после его кончины.

История России – вершина научного творчества Соловьева, от начала и до конца плод самостоятельной научной работы автора, впервые поднявшего и изучившего новый обширный документальный материал. Главная идея этого сочинения – представление об истории России как едином, закономерно развивающемся прогрессивном процессе продвижения от родового строя к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Центральное место в процессе исторического развития России Соловьев отводил возникновению политических структур, на основе которых, по его мнению, складывалось государство. В этом смысле он отстаивал те же взгляды, что и историки так называемой государственной школы – К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин.

Но в Истории России имелись и другие понятия. Так, среди условий развития Руси на первое место Соловьев ставил «природу страны», на второе – «быт племен, вошедших в новое общество», на третье – «состояние соседних народов и государств». С особенностями географии страны Соловьев связывал особенности зарождения русской государственности, борьбу «леса со степью», ход и направление колонизации русскими земель, взаимоотношения Руси с соседними народами. Первым в русской историографии Соловьев обосновал тезис об исторической обусловленности реформ Петра I, постепенном сближении России с Западной Европой. Тем самым ученый выступил против теорий славянофилов, согласно которым петровские реформы означали насильственный разрыв со «славными» традициями прошлого.

В последние годы жизни политические и исторические взгляды Соловьева претерпели определенную эволюцию – от умеренно либеральных к более консервативным.

Ученый многое не одобрял ни в методах осуществления буржуазных реформ, ни в пореформенной действительности 1860–1870-х годов, которая далеко не во всем оправдала его ожидания. В своих Записках, написанных незадолго до кончины, Соловьев с горечью констатировал: «Преобразования производятся успешно Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики ХVI-ые или Александры II-ые». Эта эволюция нашла свое отражение в последних монографиях ученого История падения Польши (1863), Прогресс и религия (1868), Восточный вопрос 50 лет назад (1876), Император Александр Первый: Политика – Дипломатия (1877), в публичных лекциях о Петре Великом (1872). В этих трудах Соловьев осудил польское восстание 1863, оправдал внешнеполитическую линию России и ее венценосцев, все более отчетливо стал выступать за просвещенную (не конституционную) монархию и имперское величие России.

Сергей Михайлович Соловьев - фото

Сергей Михайлович Соловьев - цитаты

Отвлеченность была не по мне... я родился историком.

Необходимо не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм; не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснять каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию.

Я был жаркий славянофил, и только пристальное занятие русской историей спасло меня от славянофильства и ввело мой патриотизм в должные пределы.

Соловьев Сергей Михайлович, знаменитый русский историк, родился 5 мая 1820 г., в Москве. Его отец был священником московского коммерческого училища. Сергей Соловьев учился сначала в духовном училище, а затем в 1-й московской гимназии, где окончил курс в 1838 году. Осенью того же года он поступил в московский университет на I отделение философского факультета (затем историко-филологический факультет). Из профессоров наибольшее влияние оказали на него Крюков и Грановский . Под влиянием, главным образом, Грановского, Сергей Соловьев стал усиленно изучать всеобщую историю. На последних курсах Соловьев занимался больше всего русской историей, работая самостоятельно по источникам. Блистательно сдав выпускные экзамены, Соловьев окончательно решил посвятить себя теме русской истории.

По окончании курса в университете Соловьев получил по рекомендации тогдашнего попечителя московского учебного округа, графа С. Г. Строганова, который ему покровительствовал, место учителя в доме его брата, графа А. Г. Строганова, проживавшего тогда за границей. Живя за границей, Сергей Михайлович Соловьев некоторое время слушал в Берлине Шеллинга , Неандера, Ранке , Раумера и Риттера. Затем он посещал в Париже лекции историков Мишле и Ленормана, но обоих нашел неудовлетворительными и вообще остался крайне недоволен общим характером французского университетского преподавания, что он и выразил в письме из Парижа, напечатанном в «Москвитянине» за 1843 г. Летом 1843 г. Соловьев познакомился в Праге с Гемкой, Палацким и Шафариком . Летом 1844 г. Соловьев слушал в Гейдельберге лекции Шлоссера и Рау, а осенью 1844 г, возвратился в Москву.

Великий русский историк Сергей Михайлович Соловьев

После защиты магистерской диссертации: «Об отношениях Новгорода к великим князьям», вызвавшей восторженный отзыв Кавелина , Соловьев, несмотря на интриги со стороны Погодина , который относился к нему враждебно по личным мотивам, был избран на кафедру русской истории, и в сентябрь 1845 г. начал чтение лекций в Московском университете. В 1847 г. Соловьев напечатал свою докторскую диссертацию: «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома», в которой, на основании критического исследования летописей и других источников с древнейших времен до Ивана IV , развил новую, «родовую» теорию,обнимающую весь ход русской истории за указанный период. Исходной точкою в создании этой теории послужили для Соловьева указания на родовой быт у славян , сделанные Эверсом в его «Древнейшем праве Руссов». Вслед за получением степени доктора Сергей Соловьев был утвержден экстраординарным профессором, а в 1850 г, – ординарным. Вместе с тем он занимал и другие должности: инспектора Николаевского института, затем директора Оружейной Палаты. Кроме того, он был приглашен преподавать русскую историю великим князьям Николаю Александровичу и Александру Александровичу. Незадолго до смерти Соловьева Академия наук избрала его в ординарные академики по русскому отделению. В 1871 г. Соловьев был избран ректором Московского университета и занимал эту должность до весны 1877 г., когда он оставил кафедру. Два года спустя, 4 октября 1879 г., Сергей Михайлович Соловьев скончался.

Главный труд Соловьева, плод всей его жизни, – «История России с древнейших времен», 1-ый том которой вышел в 1851 г. Начиная с этого года, он ежегодно выпускал по тому своей «Истории» и успел напечатать их 28; последний 29-й том вышел уже после смерти автора, в 1880 г. «История» Соловьева до сих пор незаменима как для ученого, так и для образованного человека, желающего ознакомиться с прошлым своего отечества. Это единственная полная «История России», доходящая до 1774 г. Две других больших монографии Соловьева – «История падения Польши» и «Император Александр I» – продолжают исторический рассказ до 1825 года.

Главные достоинства колоссального труда Сергея Михайловича Соловьева: в высшей степени добросовестное, строго объективное и в то же время критическое отношение к материалу; стремление отыскать и установить общую прагматическую связь между событиями, уяснить общий ход развития русской исторической жизни, не дробить русской истории на отдельные периоды, а связать их воедино общею руководящею идеей. После Карамзина это был первый критический пересмотр русской истории, взятой в целом её объеме. При составлении своей «Истории», Соловьев воспользовался всеми известными источниками; при изложении он нередко буквально передавал летописи, что порою утомляет читателя, но зато наглядно воспроизводит характер эпохи. Большинство томов его «Истории» составлено почти исключительно по списанному им архивному материалу, что являлось особенно необходимым для малоисследованных еще XVII и XVIII веков. Не ограничиваясь внешней историей страны, Соловьев стремится охватить все стороны русской жизни во всех её разнообразных проявлениях.

Через весь труд Сергея Михайловича Соловьева проходит одна общая идея – идея развития, прогресса. Такую точку зрения он называл исторической, говоря, что без движения, прогресса, нет истории. В обширном труде Соловьева есть, конечно, недостатки: последние тома – преимущественно, царствование Екатерины II – обработаны менее тщательно, чем первые 18 томов, некоторые его взгляды (напр., родовая теория), нуждаются в оговорках и поправках. Но все эти недостатки нисколько не умаляют великих достоинств труда Соловьева, являющегося одним из самых блестящих памятников русск. историографии.

Обложка «Курса Новой истории» Сергея Михайловича Соловьёва

Из других сочинений С. М. Соловьева отметим: «Исторические письма» (Москва, 1858 – 1859), направленные против отрицания благ цивилизации и прогресса; «Шлецер и антиисторическое направление», «История падения Польши» (M., 1863); «Император Александр I. Политика и дипломатия» (М., 1877); «Общедоступные чтения по русской истории» (3-е изд., Москва, 1895); «Учебник русской истории» (7-е изд., М., 1879): «Курс новой истории »; «Наблюдения над исторической жизнью народов» (не окончено; исследование по философии истории). Мелкие его статьи и заметки были переизданы в книге «Сочинения С. М. Соловьева» (Спб.. 1882).

Сыном Сергея Михайловича Соловьёва был знаменитый русский философ

Соловьев Сергей Михайлович (1820- 1879), историк.

Родился 17 мая 1820 г. в Москве в семье священника. В 1838-1842 гг. учился на философском факультете Московского университета.

В 1842- 1844 гг. Соловьёв в качестве учителей детей графа А. Г. Строганова побывал в Европе, где слушал лекции в университетах Берлина, Парижа и Гейдельберга. В юности он был славянофилом, потом примкнул к западникам.

В 1845 г. после защиты магистерской диссертации «Об отношении Новгорода к московским великим князьям» Соловьёв получил в Московском университете кафедру русской истории.

В 1847 г. он защитил докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1864-1870 гг. занимал должность декана историко-филологического факультета, в 1871- 1877 гг. был ректором Московского университета. С 1872 г. - член Петербургской академии наук.

Соловьёв оставил богатое научное наследие. Главный его труд - «История России с древнейших времён» в-29 томах (1851-1879 гг.; последний том вышел посмертно). Учёный опирался на богатый фактический материал, при этом не просто излагал события, но стремился объяснить закономерности исторического процесса, сущность которого видел в прогрессе общества и взаимосвязи развития разных стран. История России в понимании Соловьёва - это история государственности. Основное содержание перемен состоит в перерастании родового быта в государственный. Историк рассматривал прежде всего ход внутреннего развития страны (политические события, колонизация новых территорий, возникновение городов, изменение характера власти князей и т. д.). Государство и народ, по его мнению, нельзя разделить, поскольку государство есть сам народ в его развитии, личность испытывает влияние своего народа и времени. Великие личности понимают и удовлетворяют народные потребности, обеспечивая тем самым развитие своего государства.

2. Политические взгляды

3. Образование

4. Основные научные труды

5. Научная методология

6. Историческая концепция

7. Оценка научного наследия

Список литературы

1. Основные биографические факты

Сергей Михайлович Соловьев родился 5 мая 1820 г. в Москве в семье широко образованного священника Михаила Васильевича Соловьева, многие годы преподававшего Закон Божий в Московском коммерческом училище. Священником был и дед С.М.Соловьева. Поэтому в силу семейной традиции Сергея Соловьева записали в Московское духовное училище. Однако в 1842 г. его выписали из духовного звания. Этому очень способствовала его мать.

В 1833 г. Сергей Соловьев поступил в третий класс 1-й Московской гимназии. К этому времени он уже имел неплохую подготовку, очень много читал. Хорошо занимался по истории и географии.

Весной 1838 г. С.М.Соловьев успешно окончил гимназию и поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета. Здесь он слушал лекции М.Т.Каченовского, Д.Л.Крюкова, С.П. Шевырева, Т.Н.Грановского. Под влиянием Крюкова и Грановского Соловьев увлекся было всеобщей историей.

В 1842 г. Соловьев окончил университет. Тогда же он получил лестное для него предложение от попечителя Московского учебного округа графа С. Г. Строганова. Тот искал домашнего учителя для детей своего брата графа А. Г. Строганова, известного деятеля «александровского» царствования, в прошлом входившего в число «молодых друзей» Александра I.

1842-1844 гг. Соловьев с семьей Строганова провел за границей. Он побывал в Австрии, Германии, Франции, Бельгии. Ему удалось слушать лекции лучших профессоров в университетах Берлина, Гейдельберга и Парижа. В их числе были немецкие ученые: философ Фридрих Шеллинг, историки Леопольд Ранке и Фридрих Шлоссер, географ Карл Ритгер.

Задумав в качестве магистерской диссертации исследование об Иване III, Соловьев в результате написал труд об отношениях Новгорода к великим князьям. Погодин воспринял книгу Соловьева как вызов и сказал: «Диссертация Ваша как магистерская диссертация очень хороша, но как профессорская вполне неудовлетворительна». После такого разговора с Погодиным Соловьев отвез свою диссертацию И.И. Давыдову, тот передал ее Т.Н. Грановскому, который, «не считая себя судьей в деле», показал диссертацию К.Д. Кавелину. Кавелин в это время только что начал читать курс истории русского законодательства на юридическом факультете. Прочитав диссертацию Соловьева, Кавелин «восплясал от радости, найдя в ней совершенно противное славянофильскому образу мыслей». В октябре 1845 г. Соловьев, тогда же начавший читать лекции, защитил магистерскую диссертацию. Вскоре Соловьев написал и докторскую диссертацию «История отношений между князьями Рюрикова дома». Отдельной книгой она была издана в 1847 г. Соловьев защитил докторскую диссертацию в 1847 г., когда ему было всего 27 лет. Один из самых молодых профессоров Московского университета стал читать курс русской истории. Соловьев очень основательно готовился к лекциям и читал их с увлечением. Его лекционные курсы были насыщены фактическими сведениями.

Подготовку к написанию задуманной им истории России Соловьев начал еще тогда, когда он приступил к чтению лекций в Московском университете. Среди лекций, которые он начал читать, было несколько специальных курсов, предназначавшихся для студентов философского факультета. Первый такой специальный курс, прочитанный в 1845/46 учебном году, был посвящен «истории междуцарствия», т.е. истории так называемого Смутного времени в начале XV11 в., - на этом работу Н.М. Карамзина над последним томом «Истории Государства Российского» прервала смерть. В следующем учебном году темой спецкурса Соловьев избрал историю царствования первых трех Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Еще через год был прочитан спецкурс о времени императора Петра Великого.

В 1848 г. Сергей Михайлович женится на Поликсене Владимировне Романовой, дочери морского офицера из старинного дворянского рода. В семейной жизни Соловьевы были счастливы. У них было 12 детей (правда, четверо из них умерли, не достигнув отроческого возраста), из которых всероссийскую известность приобрел впоследствии Владимир Сергеевич Соловьев - крупный философ, поэт и публицист второй половины XIX века.

Научный и общественный авторитет Соловьева был очень высоким. В 1864 г. его избирают членом-корреспондентом, а в 1872 г. - действительным членом Российской Академии наук. В том же году он возглавляет Совет московских Высших женских курсов. С 1870 г. работает директором Оружейной палаты. В 1879 г. избирается председателем Общества истории и древностей российских. По приглашению императорской четы Сергей Михайлович неоднократно выезжал в длительные командировки в Петербург, где вел занятия по русской и всемирной истории с цесаревичами Николаем и Александром Александровичами, с великими князьями.

Научный авторитет Соловьева с годами становился все более прочным. Одним из проявлений признания его заслуг было избрание в Российскую академию наук в 1872 г. Неожиданно в 1877 г. Соловьев заболел. В последние годы он работал, преодолевая недуг. 4 октября 1879 г. Сергея Михайловича Соловьева не стало. Под впечатлением известия о смерти Соловьева Б.Н. Чичерин писал, что Соловьев «совершил то, к чему был призван, извлек из себя на пользу России все, что мог ей дать». Добрые слова произнес и его ученик В.О. Ключевский, вскоре занявший кафедру русской истории в Московском университете и продолживший дело своего учителя.

2. Политические взгляды

1842-1844 гг. Соловьев провел за границей. Он побывал в Австрии, Германии, Франции, Бельгии. Ему удалось слушать лекции лучших профессоров в университетах Берлина, Гейдельберга и Парижа. В их числе были немецкие ученые: философ Фридрих Шеллинг, историки Леопольд Ранке и Фридрих Шлоссер, географ Карл Ритгер. Познакомился Соловьев и с французскими историками Франсуа Гизо, Адольфом Тьером, Франсуа Минье и Жюлем Мишле. Попав в Чехию, входившую в то время в состав Австрии, Соловьев познакомился с Ганкой, Шафариком и Палацким. Заграничные впечатления не прошли для Соловьева бесследно. Он был монархистом, но появившиеся у него симпатии к конституционно-монархическому устройству Франции еще более усилили неприязнь к крайностям военно-полицейского режима, установленного в России Николаем I.

Особое место в литературном наследии Соловьева заняли «Мои записки для детей моих, а если можно, и для других». Начерно написанные в разное время «Записки» содержат ценнейшие сведения о личности и семье Соловьева, о его научной деятельности и политических симпатиях; в них были критические замечания о Николае I и Александре II. Соловьев писал: «Крайности - дело легкое; легко было завинчивать при Николае, легко было взять противоположное направление и поспешно-судорожно развинчивать при Александре II... Преобразования проводятся успешно Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики XVI-e и Александры II-е».

Для политического мировоззрения Соловьева, сложившегося к 50-м годам XIX в., характерно отрицательное отношение к правительственному режиму Николая I. В своих позднейших «Записках» он отзывается об этом режиме, как о «воплощенной реакции всему, что шевелилось в Европе с конца прошлого века». Николай I, пишет Соловьев, - «деспот по природе», испытывавший отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности», признававший «только бездумное движение войсковых масс по команде». Соловьев отмечает, что николаевская реакция усилилась после 1848 г., когда правительство «перепугалось самым глупым образом», решив, что в связи с западноевропейским революционным движением революция вспыхнет и в России. Обнаружив «всю мелочность и гадость своей натуры», Николай I и его клевреты стали «мстить за свой страх» обществу. Расплатой для правительства «за тридцатилетнюю ложь, тридцатилетнее давление всего живого, духовного, подавление народных сил» явилась Восточная война. Соловьев считает положительным явлением поражение в этой войне России, так как. лишь оно могло «остановить дальнейшее гниение»; военный же успех России (если бы он имел место) «окончательно утвердил бы казарменную систему» в стране.

Соловьев отрицательно относился к крепостному праву, называя его «пятном, позором, лежавшим на России, исключавшим ее из общества европейских, цивилизованных народов». Крестьянский вопрос Соловьев считал основным, первоочередным вопросом общественной жизни. Разделяя идеологию господствующего класса, он опасался антикрепостнических выступлений народных масс. «Крестьяне, - писал Соловьев, - не будут долго сносить своего положения, станут сами отыскивать свободу, и тогда дело может кончиться страшною революциею».

Боязнь революции была у Соловьева гораздо сильнее, чем недовольство крепостничеством. Поэтому он резко отрицательно оценивал общественное движение середины XIX в. Он видел его причину в исчезновении «всякой правительственной дисциплины», а его идейное содержание и смысл - в «обличении» и «отрицании» существующих порядков без какой-либо попытки «созидания». «Созидание» же он понимал в буржуазно-либеральном духе как реформаторство.

3. Образование

В 1833 г. Сергей Соловьев поступил в третий класс 1-й Московской гимназии. К этому времени он уже имел неплохую подготовку, очень много читал. Хорошо занимался по истории и географии. Сложнее было с математикой. Сначала она с трудом давалась Сергею, но затем благодаря настойчивости и трудолюбию он преуспел и в занятиях математикой. В четвертом классе Сергей Соловьев стал заниматься лучше всех и сохранил почетное место первого ученика до окончания гимназии.

Весной 1838 г. С.М.Соловьев успешно окончил гимназию и поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета. Здесь он слушал лекции М.Т.Каченовского, Д.Л.Крюкова, С.П. Шевырева, Т.Н.Грановского. Под влиянием Крюкова и Грановского Соловьев увлекся было всеобщей историей. Привлекали его и философские идеи Гегеля, поклонником которого были и Грановский, и Крюков. Вместе с тем Соловьева привлекали и славянофильские настроения. Вспоминая, как много противоречивых влияний он испытал в молодости, Соловьев впоследствии писал: «Религиозное чувство коренилось в моей душе, и вот во мне явилась мысль - заниматься философией, чтобы ее средствами воспользоваться для утверждения религии, христианства, но отвлеченность была не по мне; я родился историком», - и добавлял: «В изучении историческом я бросался в разные стороны, читал Гиббона, Вико, Сисмонди».

Антиклерикальная направленность трудов английского историка Эдуарда Гиббона, проникнутые мыслью об объективном характере исторического процесса идеи итальянского философа Джованни (Джамбатиста) Вико, особенно его теория исторического круговорота, сочинения последователя «экономического романтизма» швейцарского экономиста Жана Сисмонди, философия Гегеля, вновь привлекшая его внимание, способствовали тому, что Соловьев старался не только собирать и описывать исторические факты, но и осмысливать прошлое, искать общие исторические закономерности.

Соловьев еще в детстве с увлечением читал «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина. В молодости он вновь обращался к этому труду, который теперь воспринимал как грандиозное и яркое историческое полотно. Он жадно собирал факты из истории России, читал все, что мог из исторических сочинений, особенно внимательно те книги, в которых видел попытки обобщить и осмыслить исторические факты. Среди других прочел он и труд дерптского профессора Иоганна Эверса. Впечатление от книги было очень большим. Соловьев вспоминал в своих «Записках»: «Не помню, когда именно попалось мне в руки Эверсово «Древнейшее право Руссов», эта книга составляет эпоху в моей собственной жизни, ибо у Карамзина я набирал только факты, Карамзин ударял на мои чувства, Эверс ударил на мысль; он заставил меня думать над русскою историею». Будучи уже знаком с трудами и идеями Эверса, Соловьев на четвертом курсе стал слушать лекции М.П. Погодина, в то время занимавшего кафедру русской истории. В 1842 г. Соловьев окончил университет.

4. Основные научные труды

Беспредельная преданность науке, огромная трудоспособность и организованность позволили Соловьеву создать множество исследований, каждое из которых привлекло к себе пристальное внимание специалистов и широкой публики. Среди них - статьи «Древняя Россия», «Исторические письма», «Шлёцер и антиисторическое направление», «Прогресс и религия». Реформаторская деятельность Петра I всесторонне рассмотрена в работе Соловьева «Публичные чтения о Петре Великом»; книга выросла из лекций, прочитанных ученым в 1872 г. в связи с 200-летием со дня рождения почитаемого им императора. На основе широкого круга источников и литературы была написана «История падения Польши»; в ней проявились политическая тенденциозность автора, его умеренный либерализм и лояльность к существующему режиму. Богатством фактического материала отличается монография «Император Александр I. Политика. Дипломатия»; основная мысль историка состоит в том, что Александр I был личностью, противостоящей Наполеону I, а его внешняя политика воплощала в себе стремление примирить силы реакции и революции, вернуть странам Европы мир и порядок.

Из историографических работ Соловьева выделим две - «Писатели русской истории XVIII века: Манкиев, Татищев, Ломоносов, Тредьяковский, Щербатов, Болтин, Эмин, Елагин, митрополит Платон» и серию статей «Н.М.Карамзин и его «История государства Российского». Опубликованные вначале в журналах и сборниках, эти работы сыграли важную роль в становлении отечественной историографии как самостоятельной дисциплины. Основываясь на подходе историков прошлого к своему предмету, Сергей Михайлович различал среди них «рационалистическое» и «риторическое» направления. «Строгая наука», по его мнению, была «выведена» усилиями первого из них, к которому он относил В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера, М.М.Щербатова, И.Н.Болтина, АЛ.Шлёцера.

Еще не оценены в полной мере общие и специальные курсы, прочитанные Соловьевым в Московском университете. В них наиболее полно отражены исторические взгляды и общественно-политические установки ученого. Отличительные черты курсов - мировоззренческая заостренность, насыщенность оценками и выводами, широкая сравнимость и всемирно-исторический фон изложения. Огромной популярностью у современников пользовались неоднократно переиздававшиеся учебники и учебные пособия, разработанные Соловьевым, - «Курс новой истории» в двух частях, «Общедоступные чтения о русской истории», «Учебная книга русской истории».

Большой интерес представляют воспоминания Сергея Михайловича, к работе над которыми он приступил - в последние годы жизни. К сожалению, его записки и размышления остались незавершенными. После смерти автора они были сведены воедино и изданы под названием «Мои записки для детей моих, а если можно и для других».

Вершиной научного творчества Соловьева является его фундаментальная «История России с древнейших времен», составившая эпоху в отечественной историографии. К ее написанию ученый приступил совсем молодым человеком.

5. Научная методология

При работе над историей России Соловьев, помимо привлечения большого опубликованного материала, обращался к архивным фондам Кабинета, Сената, Верховного тайного совета, Преображенского приказа, Тайной канцелярии и т. д. В большом количестве привлечена им к исследованию (как и при изучении более ранних периодов) документация внешнеполитического характера.

Как различен круг источников, которыми пользовался Соловьев при изучении разных периодов русской истории, так неодинаковы и приемы критического анализа и использования этих источников автором. В труде Соловьева имеется много интересных наблюдений над летописями и актами, относящимися к истории Киевской Руси периода феодальной раздробленности, времени образования Русского централизованного государства. Соловьев высказывает ряд новых по сравнению с его предшественниками соображений относительно датировки духовных и договорных княжеских грамот и других актов. В ряде случаев автор выражает сомнения по поводу правомерности помещения летописцами под определенными годами тех или иных известий. Заслуживают внимания мысли Соловьева о времени возникновения тех или иных преданий.

Соловьев задается вопросом о том, нет ли в летописных сводах пропусков, не является ли тот или иной летописный текст позднейшей вставкой, он пытается уловить в летописных рассказах тенденции, идущие из определенных княжеств. Сопоставляя разные тексты, Соловьев задумывается над вопросом о возможности заимствований или влияний. Встречая в определенном своде единичное известие, не повторяющееся в других памятниках, он считает нужным выяснить его достоверность. Автор размышляет над причинами, почему источники умалчивают о таких-то событиях. Интересны сопоставления Соловьевым русских и иностранных источников, освещающих одни и те же факты. При наличии в разных летописных списках разночтений Соловьев выбирает тот текст, который считает первоначальным. Занимается Соловьев толкованием смысла отдельных терминов.

Все указанные приемы источниковедческой методики, не только взятые Соловьевым у своих предшественников и подвергнутые дальнейшему совершенствованию на практике, но в ряде случаев им самим впервые разработанные, были, несомненно, достижением для своего времени. Некоторые критические наблюдения Соловьева над памятниками выливаются в небольшие источниковедческие этюды. Таковы, например, его соображения по поводу того, что представляла собой грамота, данная якобы князем Ярославом Мудрым Новгороду.

Однако многие методы, к которым прибегал Соловьев при работе над изучением источников, мешали правильному освещению исторического прошлого. Так, Соловьев иногда довольно безразлично относился к вопросу о выборе летописного текста. Поэтому он часто некритически пользуется поздними летописными сводами (Никоновской, Воскресенской летописями. Степенной книгой), исследуя ранние события и явления русской истории. Привлекает Соловьев и такие памятники, как Иоакимовская летопись, опубликованная (в отрывках) Татищевым и принятая им за древнейший новгородский летописный свод, в действительности же представляющая собой позднее компилятивное литературное произведение. Конечно, это не свидетельствует о слабости источниковедческих приемов только Соловьева. Скорее это показатель общего уровня исторического источниковедения того времени.

Соловьев не умел разглядеть в сохранившихся летописных памятниках напластования различных сводов, неоднократно изменявшихся и редактировавшихся часто по идеологическим, политическим соображениям; он не понял того, что эти напластования и редакции отражают острую общественно-политическую борьбу. Соловьев применял метод использования сводного летописного текста, составленного из кусков, взятых из разных летописей. Этот же метод применялся им и к актовому материалу, например к договорным грамотам Новгорода и великих князей. Составленная Соловьевым сводная договорная грамота не могла, конечно, отразить эволюцию политического строя Новгородской республики; эта эволюция нашла отражение в изменении формул отдельных реально существовавших разновременных договоров.

То, что в «Истории» Соловьева раскрыта преимущественно политическая история древней и средневековой России, а точнее - история междукняжеских отношений, объясняется его методологией и связанной с ней методикой исследования.

6. Историческая концепция

Соловьев стремился показать историю России как единый процесс, развивавшийся в соответствии с определенными закономерностями. В предисловии к тому 1 предпринятой им «Истории России с древнейших времен» Соловьев писал: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, не соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию - вот обязанность историка в настоящее время, как понимает ее автор предлагаемого труда».

Развивая идеи, высказанные еще в ранних работах, в «Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьев рассматривает, как один из основополагающих моментов русской истории «переход родовых княжеских отношений в государственные». Это позволило ему связать воедино события русской истории, представить их как закономерный процесс. При этом Соловьев отказался от бытовавшей в русской исторической науке периодизации, согласно которой история России делилась на «норманнский» и «татарский» периоды. Соловьев не отрицал того, что норманны (варяги) и татаро-монголы оказали воздействие на особенности развития русской истории, но степень их влияния для него была не столь значительна на фоне внутренних процессов развития, игравших, в его представлении, главенствующую роль.

В свете такого подхода история России оказывалась в представлении Соловьева разделенной на следующие, связанные между собой этапы: 1) с IX до второй половины XII в., когда господствовали родовые междукняжеские отношения; 2) со второй половины XII в. до конца XVI в., время перехода родовых отношений между князьями в государственные (период завершается с пресечением династии Рюриковичей в связи со смертью Федора Ивановича); 3) начало XV11 в. - «Смута», грозившая «юному государству разрушением»; 4) XVII в. (с 1613 г., когда был положен конец «Смуте») до середины XVIII в. - время, когда государственная жизнь России стала развиваться в среде европейских держав; 5) вторая половина XVIII в. - первая половина XIX в., время когда заимствование «плодов европейской цивилизации» стало необходимым не только для «материального благосостояния», но и для «нравственного просвещения».

Таким образом, принятая Соловьевым схема отводит центральное место в историческом развитии России возникновению, а в дальнейшем - эволюции политических и юридических структур, постепенно создающих государство. Этот взгляд разделялся не только Соловьевым, но и другими историками, составившими государственную или историко-юридическую школу. У истоков этой школы стояли Соловьев и его единомышленник Кавелин. Но Соловьев уже в первых томах «Истории России» показал, что он не замыкается в рамках государственной школы. Для него важным фактором, влияющим на развитие исторического процесса, является еще и природа. Он придает большое значение влиянию природных условий на развитие человеческого общества вообще, на историю народов России в частности. В историю социологических идей в России Соловьев вошел как первый представитель географического детерминизма. Конкретно на судьбу народов России, в представлении Соловьева, оказали географические особенности страны: в значительной своей части покрытая лесами Восточно-Европейская равнина, степи Азии, обширные территории и небольшая плотность населения. С условиями среды обитания оказываются связанными и такие, влияющие на все стороны жизни процессы, как борьба между оседлыми племенами славян и кочевниками, освоение новых земель, выливающееся в колонизацию, направление колонизационных потоков вдоль рек и т.п.

Рассуждения о влиянии географической среды дают возможность Соловьеву привести новые аргументы для уже сложившейся в русской историографии теории, согласно которой центр Русского государства постепенно перемещался сначала с юго-запада, где сложилась Киевская Русь, на северо-восток, где со временем возвысилась сначала Владимиро-Суздальская Русь, а затем и Московское государство. В зависимости от географической среды оказывались и политические центры, сменявшие один другой: Киев, Владимир, Москва. Отведя большое место географическому фактору, Соловьев затронул и еще одну важную проблему: значение хозяйственной, производительной, экономической деятельности. Эта сторона в истории страны еще не стала для Соловьева фактором первостепенной важности, но сам факт обращения к ней существенно способствовал развитию исторической мысли. Задумывался Соловьев и над необходимостью показать развитие духовной жизни населения России. Здесь в его представлении опять-таки первостепенную роль сыграло сложившееся в России государство. Именно его усилиями, благодаря восприятию европейской культуры, благодаря европеизации, создавались условия для того, чтобы народ России осознал свое значение, почувствовал свое единство, шел по пути прогресса к «народному самопознанию».

7. Оценка научного наследия

С.М.Соловьев - крупнейший историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. Афористично высказывание о Сергee Михайловиче его знаменитого ученика В.О.Ключевского: «В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева».

Действительно, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие - опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов. Особенно поражает новизной выдвинутых идей и богатством фактического материала «История России древнейших времен»; ее 29 томов регулярно, с 1851 по 1879 год, выходили в свет. Это - подвиг ученого, равного которому не было в русской исторической науке ни до Соловьева, ни после его смерти.

Труды Соловьева аккумулировали новейшие для его времени философские, социологические и исторические концепции. В частности, в молодости он с увлечением изучал Г.Гегеля; большое влияние на русского ученого оказали теоретические воззрения Л.Ранке, О.Тьерри, Ф.Гизо. На этом основании отдельные авторы рассматривали Соловьева как эпигона философии истории Гегеля, подражателя западноевропейских историков. Подобные утверждения совершенно несостоятельны. С.М.Соловьев - не эклектик, а крупный ученый-мыслитель, самостоятельно разработавший оригинальную историческую концепцию. Его труды прочно вошли в сокровищницу отечественной и мировой исторической мысли.

После смерти Соловьева прошло более 100 лет. Но не только имя и заслуги его не забыты. Продолжают жизнь его труды. В 1959-1966 гг. была переиздана его «История России с древнейших времен». В 1988 г. начато издание его «Сочинений» в 18 книгах. Переизданы и другие труды Соловьева. Сергею Михайловичу Соловьеву посвящены многочисленные труды историков.

Список литературы

1. Дмитриев С.С., Ковальченко И.Д. Историк Сергей Михайлович Соловьев. Его жизнь, труды, научное наследство // Соловьев С.М. Соч. В 18 кн. Кн. 1. - М., 1988.

2. Историки России. Биографии. / Сост. А.А.Чернобаев. – М.: РОССПЭН, 2001.

3. Портреты историков: время и судьбы / Под ред. Г.Н.Севостьянова. – С.: Иерусалим, 2000.

4. Черепнин Л.В. Отечественные историки. – М.: Наука, 1984.

5. Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. - М.: Логос, 1990.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по истории

С.М.Соловьев — крупнейший историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. «В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева», — так писал о Соловьеве его ученик, историк В.О.Ключевский. Действительно, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие — опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов. Это — подвиг ученого, равного которому не было в русской исторической науке ни до Соловьева, ни после смерти. Его труды прочно вошли в сокровищницу отечественной и мировой исторической мысли.
Сергей Михайлович Соловьев родился 5 мая 1820 года в Москве. Его отец, протоиерей Михаил Васильевич Соловьев, был законоучителем (преподавателем закона Божия) и настоятелем в Московском коммерческом училище. Получив образование в Славяно-греко-латинской академии, Михаил Васильевич отличался начитанностью, свободно говорил по-французски, всю жизнь пополнял личную библиотеку. Мать будущего историка, Елена Ивановна, урожденная Шатрова, также стремилась к образованию. В семье Соловьевых царил демократический дух, тяга к знаниям, к просвещению.
По заведенному в семье духовенства обычаю отец записал восьмилетнего сына в Московское духовное училище. Увидев вскоре, что пользы от пребывания там сына не будет, он выписал его из духовного звания.

В 1833 году Сергей Соловьев был зачислен в 3-й класс Первой московской гимназии. Здесь он становится первым учеником по успеваемости, а любимыми его предметам были история, русский язык и словесность. В гимназии Соловьев приобрел могущественного покровителя в лице попечителя Московского учебного округа графа Строганова, которому Сергей был представлен как первый ученик. «С того времени, — вспоминал много лет спустя Строганов, — я не терял его из виду». Почти полвека граф следил за успехами своего воспитанника, не раз оказывал ему помощь в трудных обстоятельствах.
В 1838 году Соловьев окончил гимназию с серебряной медалью (золотых не давали) и по выпускным экзаменам был зачислен на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета. Среди профессоров, оказавших наиболее сильное влияние на Соловьева, следует отметить историка Погодина. Он познакомил Соловьева со своим богатейшим собранием рукописей. Работая над ними, Сергей Михайлович сделал первое открытие: обнаружил неизвестную ранее 5-ю часть «Истории Российской» Татищева. Однако единомышленником Погодина Соловьев так и не стал.
После окончания университета Сергей Михайлович получил предложение графа Строганова выехать за границу в качестве домашнего учителя детей его брата, бывшего министра внутренних дел А.Г.Строганова. Молодой историк дал согласие и с 1842 по 1844 годы жил в семье Строгановых. Это позволило ему побывать в Австрии, Германии, Франции, Бельгии. Все свободное время он уделял пополнению образования: слушал лекции известных профессоров в Берлине и Париже, работал в библиотеках, посещал художественные галереи и театры. Пребывание за границей расширило культурный и политический кругозор историка, еще больше подготовило его к научной и преподавательской карьере.
Вернувшись в Москву, Сергей Михайлович сдает в январе 1845 года магистерские экзамены, а в октябре того же года защищает диссертацию на тему «Об отношениях Новгорода к великим князьям». В 1847 году Соловьев защищает докторскую диссертацию по теме «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». Обе диссертации представляли собой попытку решить вопрос о внутренней закономерности в процессе образования централизованного русского государства XVI века. Эти исследования подвергли критике концепцию бывшего учителя Соловьева профессора Михаила Петровича Погодина. (Погодин придавал определяющее значение влиянию внешних событий на образование русского государства, а именно варяжскому и монгольскому завоеваниям). Сформулированные Соловьевым исторические воззрения сразу же нашли поддержку у либеральной профессуры Московского университета, во главе которой стоял Тимофей Николаевич Грановский.
Успешная защита укрепила положение Соловьева в университете, дав возможность 27-летнему доктору русской истории получить профессорскую должность. Тогда же началось его сотрудничество в популярнейших журналах того времени «Современнике» и «Отечественных записках». Поддержка Грановского ввела Соловьева в западнический кружок университета и в центр духовной жизни Москвы.

Вся последующая научно-педагогическая и служебная биография Сергея Михайловича Соловьева связана с Московским университетом — старейшим высшим учебно-научным центром России. Здесь более тридцати лет он был профессором кафедры русской истории, в течение шести лет работал деканом историко-филологического факультета, шесть лет, с 1871 по 1877 годы, был выборным ректором университета. В марте 1872 года Соловьева избирают академиком Российской Академии наук по Отделению русского языка и словесности.
Беспредельная преданность науке, огромная трудоспособность и организованность позволили Соловьеву создать множество исследований, каждое из которых привлекало к себе пристальное внимание специалистов и любителей истории. Среди них — статьи «Древняя Россия», «Исторические письма», «Прогресс и религия», книга, выросшая из цикла лекций «Публичные чтения о Петре Великом», «История падения Польши» и ряд других трудов.
Вершиной научного творчества Соловьева является его фундаментальная «История России с древнейших времен». К ее написанию ученый приступил совсем молодым человеком. В своих «Записках» он так рассказал о начале этой работы: «Пособий не было; Карамзин устарел в глазах всех; надобно было, для составления хорошего курса, заниматься по источникам; но почему же этот самый курс, обработанный по источникам, не может быть передан публике, жаждущей иметь русскую историю полную и написанную, как писались истории государств в Западной Европе? Сначала мне казалось, что история России будет обработанный университетский курс; но когда я приступил к делу, то нашел, что хороший курс может быть только следствием подробной обработки, которой надо посвятить жизнь. Я решился на такой труд и начал с начала, ибо, как уже сказано, предшествовавшие труды не удовлетворяли».
Соловьев взялся за дело, обладая солидной подготовкой: он изучил широкий круг источников и литературы, в совершенстве владел техникой исследовательской работы, отчетливо видел схему будущего труда. Конечно, почти за 30 лет работы многое в его взглядах менялось, уточнялось, но исходные основополагающие теоретические принципы и подходы ученый последовательно провел на страницах всей книги.
Одна из главных идей его сочинения — представление об истории России как едином, закономерно развивающемся процессе. В предисловии к 1-му тому Сергей Михайлович писал: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию — вот обязанность историка в настоящее время, как ее понимает автор предлагаемого труда».
Другим стержневым положением его труда является идея исторического прогресса. Источником исторического прогресса, по Соловьеву, является борьба противоречивых начал, как общих для всех народов, так и своеобразных, объясняющих у каждого из них национальные особенности исторического процесса. Высшей целью исторического развития ученый считал стремление к воплощению в жизнь идеалов христианства, справедливости и добра. Применительно к России исторический прогресс может и должен стать средством продвижения страны на пути к «правовому государству» и «европейской цивилизации».

В 1851 году в свет вышел 1-ый том «Истории…», в 1879 году — последний, 29-й, уже после смерти автора. Хронологические рамки работы охватывают историю России с древнейших времен до 1774 года. Историком была разработана следующая периодизация истории России:

1) с IX до второй половины XII веков — господство родовых междукняжеских отношений;

2) со второй половины XII до конца XVI века — родовые отношения между князьями переходят в государственные. (Этот этап завершается смертью Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей);

3) начало XVII века — «Смута», грозившая «юному государству разрушением»;

4) с 1613 года до середины XVIII века — государственная жизнь России стала развиваться в среде европейских держав;

5) вторая половина XVIII — первая половина XIX веков — время, когда заимствование «плодов европейской цивилизации» стало необходимым не только « для материального благосостояния», но и для «нравственного просвещения».

В труде Соловьева специально отсутствует обозначение и выделение периодов, «ибо в истории ничто не оканчивается вдруг и ничто не начинается вдруг; новое начинается в то время, когда старое продолжается». В каждом из разделов «Истории...» он рассматривает деятельность отдельных личностей, выделяя при этом такие личности, деятельность которых можно проследить по достоверным, на взгляд автора, источникам. В этом нелегком вопросе о роли личности в истории ученый последовательно стремился видеть объективные закономерности исторического процесса, признавал возможность изучения и анализа этих закономерностей.
Среди главных условий, определявших развитие Древней Руси, Соловьев на первое место ставил «природу страны», на второе — «быт племен, вошедших в новое общество», на третье — «состояние соседних народов и государств». При этом ученый полагал, что в истории России «ход событий постоянно подчиняется природным условиям».
Своеобразно решал Соловьев вопрос о влиянии татаро-монгольского завоевания на историческое развитие России. Он не считал татарское иго фактором, оказавшим решающее воздействие на объединение русских земель вокруг Москвы.
Вышедший в свет 1-ый том «Истории…» был встречен историками и читающей публикой неоднозначно. Наряду с положительной оценкой встречались недоброжелательные, а порой грубые и издевательские рецензии. Против Соловьева выступил известный историк-славянофил Беляев и бывший учитель Сергея Михайловича Погодин, неприязненно относившийся к своему бывшему ученику. В рецензии на 1-ый том Погодин писал, что в книге нет «ни одной живой страницы», угол зрения автора «далеко отстоит от нормального», и потому пытаться понять концепцию Соловьева «так же бесполезно, как и обвинять его несправедливо за физический недостаток мысли».
Следует отметить, что внимание, проявленное Соловьевым к анализу условий исторической жизни народов, было непривычным для исследователей его времени. Новый взгляд вызвал немало нареканий. И лишь в ХХ столетии изучение истории в тесном переплетении с географическими и этнографическими сюжетами получило широкое признание.
Сергей Михайлович болезненно переживал подобные нападки. Но он не падал духом, а продолжал упорно работать. Спустя годы ученый вспоминал: «Никогда не приходила мне в голову мысль отказаться от своего труда, и в это печальное для меня время я приготовил и напечатал 2-й том «Истории России», который вышел весною 1852 года. Как видно, я защищался удачно не полемическими статьями, но именно томами истории, постоянно ежегодно выходившими...».
По мере публикации новых томов «Истории России» сочинение Соловьева получало все большее признание. По-прежнему были и отрицательные рецензии, однако в большинстве откликов подчеркивалось обилие фактических сведений, содержащихся в труде ученого, его умение убедительно разъяснять спорные и сложные вопросы русской истории. Особое внимание общественности привлекли 6 и 8-й тома, посвященные второй половине XVI — началу XVII веков. Большое место в них отведено Ивану IV, истории его царствования, а также Смутному времени. В отличие от Карамзина и Погодина, автор рассматривал деятельность Ивана Грозного как период окончательного торжества в России государственных отношений. Он не идеализировал царя, не оправдывал его жестокость, но и не сводил все к личным качествам самодержца, к его больной психике, видел во введении опричнины, в разгроме боярства реальные проявления борьбы старого и нового, расценивая те события как историческую необходимость и закономерность. Излагая внутриполитические и международные проблемы Смутного времени, Соловьев сравнивал различные версии, сопоставляя их между собой, выбирал наиболее достоверные. В результате ему удалось внести существенный вклад в изучение данного периода русской истории.
Особое внимание Соловьев уделял личности Петра Великого. Он первым среди историков попытался дать научную оценку петровским преобразованиям. По мысли ученого, реформы, проведенные Петром I, были подготовлены предшествующим развитием России. Они явили собой естественный и необходимый переход народа из одного «возраста» в другой. Одолев врагов с Востока, русские люди обратили взоры на Запад и увидели, как живут другие народы. Соловьев писал: «Бедный народ осознал свою бедность и причины ее через сравнение себя с народами богатыми... Народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя, — вождь появился». Этим вождем и был Петр I, который продолжил начинания своих предшественников — русских царей, придал этим начинаниям грандиозный размах и достиг великих результатов. Для Соловьева Петр I был «прирожденным главою государства» и вместе с тем — основателем «нового царства, новой империи», не похожим на своих предков; он — вождь, «а не создатель дела, которое потому есть дело народное, а не личное, принадлежащее одному Петру».
История России первой четверти XVIII века занимает центральное место в сочинении Соловьева. Его изыскания об эпохе Петра I имели принципиальное значение для освещения этого переломного момента русской истории. Ученый не только ввел в научный оборот огромный пласт архивных документов, но и по-новому представил многие стороны российской действительности.
Повествуя о событиях, происходивших в царствование Екатерины I, Петра II и Анны Ивановны, Соловьев показывает, что ближайшие преемники царя-реформатора не сумели продолжить его начинаний, произошло отступление от «программы преобразователя». Перелом свершился лишь при Елизавете Петровне, которая избавила страну от засилья иностранцев; при ней «Россия пришла в себя» от «ига Запада».
Последние тома сочинения Соловьева посвящены российской истории в период правления Екатерины II. Свой рассказ он успел довести до начала крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Приведенные им обширные сведения о внутренней и внешней политике, хозяйственной жизни и быте заложили основы научного изучения истории России второй половины XVIII столетия.
Немало в «Истории России» спорных положений, если подойти к ее оценке с позиций науки сегодняшнего дня. Однако все они несопоставимы с тем огромным, поистине уникальным вкладом, который вносит это сочинение в отечественную и мировую историческую науку.
В 1877 году Сергей Михайлович серьезно заболел. Вскоре болезни сердца и печени приобрели роковой характер. Превозмогая боль, ученый продолжал работать: готовил материалы к очередному тому «Истории России», интересовался литературными новинками.
4 октября 1879 года С.М.Соловьев скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его смерть стала тяжелым ударом для российской исторической науки. В появившихся некрологах отмечались его заслуги перед отечественной культурой. В одном из них есть такие слова: «Мы жалуемся, что у нас нет характеров, а вот еще недавно жил между нами человек с твердым характером, всю жизнь посвятивший службе русской земле; мы жалуемся, что у нас нет ученых, а вот только что сошел в могилу человек, место которого в ряду величайших ученых XIX века».
Чрезвычайно обширен круг вопросов, охваченных Соловьевым в течение своей научной деятельности, продолжавшейся около 40 лет. Он на протяжении всей своей деятельности стремился подвести известные итоги изучения России, обобщить свои взгляды на историю нашего государства в ряде общедоступных лекций, публичных чтений и статей. Заслуга Соловьева состоит и в том, что им впервые в научный оборот было введено огромное количество ранее неопубликованных исторических источников. В своих «Исторических письмах» он писал: «Жизнь имеет полное право предлагать вопросы науке; наука имеет обязанность отвечать на эти вопросы».
Научная библиография зарегистрировала 244 названия печатных произведений Соловьева, вышедших при его жизни, с 1838 по 1879 годы. Конечно, далеко не все из них представляют интерес для широкой читательской среды. Прошло более столетия. Историческая наука получила дальнейшее развитие. Но основное произведение ученого «История России с древнейших времен», которое стало величайшим вкладом в развитие отечественной истории и культуры, не может оставить никого равнодушными. Интерес к трудам Сергея Михайловича Соловьева не ослабевает, его сочинения продолжают издаваться, изучаться в вузах и пользуются неизменным спросом у самого широкого круга читателей.