Валентина Талызина: «Я была влюблена в Виктюка. Но он переступил через меня

В Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «Мандельштам». Постановка пьесы американского драматурга Дона Нигро о трагической судьбе великого русского поэта - реквием по всем погибшим творцам. «Известия» встретились с режиссером и поговорили с ним о силе слова, магии искусства, работе с Еленой Образцовой и планах на будущее.

Роман Григорьевич, многие театры решили отметить 100-летие революции, а вы поставили спектакль о Мандельштаме. Почему?

Потому что Мандельштам - представитель революции в искусстве. Он, Даниил Хармс, Александр Введенский были главными революционерами. Эти русские поэты из породы уникальных людей, которая была уничтожена. То, что они писали, что предлагали, было сознательно остановлено. За это их изолировали от искусства. И это преступление. Потому что, когда их не стало, никого не волновало, в чем же была их гениальная идея, прозрение, опережающее время на сто лет. Долгое время Европа думала, что с ее Ионеско, Беккетом она вступила в новую пору, что это - искусство, высота. Но всё, что эти авторы написали, было предопределено гораздо раньше у нас, и никого это не волновало.

- Почему вы думаете, что не волновало?

Я знаю эту улицу в Ленинграде, дом, квартиру, в которой жил Даниил Хармс. Откуда его увели и арестовали. ОГПУ казалось, что всё, что им было нужно, они собрали и вынесли. Но то, что они забрали, - барахло. Через какое-то время в квартиру пришел друг Хармса Яков Друскин. Он был потрясен: ничего не было, а чемодан с рукописями Хармса остался.

Фантастический подвиг совершила жена Мандельштама Надежда. Когда его посадили, она всё, что он написал, - стихи, прозу - заучила наизусть. Его уже не было, а она всё держала в голове. В нашем спектакле эта история про жену Мандельштама есть.

- Вы говорите, что революционером был Мандельштам, а мне кажется, что на сцене революционер вы.

Не только. Я ставил всех драматургов, которые у власти не были в почете.

- Вы это делали намеренно?

Да. Я одним из первых ставил Вампилова. А познакомились мы с ним, когда я работал в Калинине. А позже он приехал в Москву. Хотел, чтобы здесь ставили его пьесы. Мы ходили с ним по театрам, пристраивали их - Саша Вампилов боялся людей больше, чем я. Драматург Михаил Рощин, пьесы которого я ставил, тогда всё улыбался и говорил: «Ну ходи, ходи...»

В Театре Гоголя у нас взяли пьесу «Прошлым летом в Чулимске» и велели прийти через несколько дней. А когда мы пришли, главреж с размаху сунул нам пьесу, да так, что ни я, ни Саша не успели ее поймать. Страницы разлетелись. Мы собирали их, а этот человек, который даже не открывал и не читал пьесу, кричал: «Этой пошлости в этом театре не будет никогда!»

- Но столичный Театр имени Ермоловой все-таки поставил «Старшего сына».

Не при жизни Вампилова. Уже после того как он умер. Потом в театре по кабинетам висели фотографии Саши. «Наш любимый драматург!» А когда я говорил, что мы с Сашей приносили пьесы и их не брали, мне отвечали: «Как? Вы говорите, что приходили? Да вы что!» Ага, приходил. Так же было и с пьесой Петрушевской, которую я пробивал по театрам.

Эфрос мне сказал, что ее пьесу «Уроки музыки» при нашей жизни поставить будет нельзя. А мне только скажи, я тут же завелся. Пришел в университетский театр МГУ и поставил эти «Уроки музыки» с профессорами и студентами. Что скромничать, к зданию было невозможно подойти - толпа зрителей осаждала.

Для меня стало открытием, что у вас более 200 постановок в театрах по всему миру. Такого багажа нет ни у одного режиссера.

Нету. Я об этом не говорю, никто не поверит. Нет ни одного коллеги, кто подобрался бы близко.

- Зачем вам был нужен такой объем работы?

Я понимал, что это мое назначение.

- Не корысти ради?

Боже упаси!

Но при этом ваши родители не видели в вас режиссера. А цыганка и вовсе нагадала, что вы будете дирижером. Вы занялись профессией вопреки близким и предсказаниям?

Семья никогда мне ничего не запрещала. Я поехал поступать в Москву. А родители провожали меня на вокзал и не знали, куда я еду. Когда они увидели табличку «Львов–Москва», сказали: «Мы перепутали поезд». Ведь я должен был ехать в Киев, куда меня брали без экзаменов.

- Так как же мама отпустила вас в Москву? Доверяла?

Это не доверие, она просто наперед знала, как всё будет. Если я решил, то всё. Поэтому никто из родителей никогда не контролировал меня.

- Мама видела ваши спектакли?

Во Львове видела, конечно. Она просто плакала от счастья. Ей очень нравилось, а иначе и быть не могло.

- Больше вы с цыганками дела не имели?

Никогда. Не потому, что не верю, просто они не приходили.

- К экстрасенсам не было соблазна обратиться?

Боже! С ними со всеми я дружил и дружу по сей день.

- Но про себя знать ничего не хотите?

Ничего. Им даже в голову никогда не приходило меня просвещать. Однажды, еще на волне популярности Кашпировского, телевидение решило меня один на один с ним свести. Записывали передачу, на которой он пытался меня «просканировать». Но со мной этот номер не прошел. Кашпировский остановился и сказал: «Всё, больше мы писать не будем. С ним бесполезно».

- Это оттого, что вы сами маг-чародей?

А как же! Режиссер категорически не может быть без магии. Без магии все занимаются материей. А это к искусству не имеет никакого отношения.Материя - это зло.

- Малевич вставал перед Мандельштамом на колени. А вы перед кем-нибудь склоняли голову?

Конечно. Во-первых, перед родителями. А еще перед папой римским. Это было в Италии, где я много лет ставил спектакли. И вот однажды меня привели на аудиенцию к Иоанну Павлу II. Я знаю польский и говорил с ним на его родном языке. Попросил благословения на постановку одной из его пьес.

Когда учился в духовной академии, увлекался литературой. Меня заинтересовала его пьеса «Из жизни Христа». Естественно, в СССР этих пьес никто не печатал. Но во Львове мне удалось раздобыть их. Они были на польском. Но я читал по-польски. И пьесы мне понравились.

И вот, когда представился случай, я называю ему все три его пьесы. Он слушал и внимательно смотрел на меня. У него были такие прозрачные глаза! Они тебя просвечивали моментально, врать, что-то изображать - бессмысленно совершенно. И вдруг он взял мою руку и поцеловал.

- В благодарность за то, что вы заинтересовались его творчеством?

За то, что я его понимаю. Эти пьесы никто не ставил никогда, а я знал их. Он поцеловал мне руку, и какая-то сила меня взяла за плечи и начала опускать на колени... Был еще один человек, перед которым я готов был пасть ниц, - Елена Образцова. Я обожал ее, дружил с ней, ставил для нее. Последняя наша совместная работа - спектакль «Реквием по Радамесу» по пьесе Альдо Николаи в Театре Сатиры. В этой постановке она вышла на сцену вместе с Ольгой Аросевой и Верой Васильевой.

В фойе нашего театра висит портрет Елены Образцовой, а в Большом театре, в котором она прослужила много лет, портрета нет. До сих пор. Как говорит Татьяна Доронина: «Значит, так надо». Ну надо, так надо. Поэтому Елена Васильевна и зазвучала в драматическом спектакле.

- Как же вы уговорили ее на такую авантюру?

Она сама пришла и предложила себя в качестве актрисы. Это было еще в 1999 году в Санкт-Петербурге, где я с театром был на гастролях. Лена приехала на спектакль «Саломея», а после зашла за кулисы и сообщила: «Я ухожу из Большого театра. Сейчас же пишу заявление и выхожу к тебе на работу». На следующий день я пришел к ней, принес пьесу Ренато Мейнарда «Антонио фон Эльба». Мы прочитали ее, и она сказала: «Я твоя!»

Елена Образцова была святым человеком. Она служила искусству. Всего в жизни добивалась только собственным трудом. Ничего не приобретала авантюрами. Интриги ее не волновали. Она была преданным другом. Вот одна история, которая ее характеризует. Лена знала о своей болезни, долго лежала в больнице и собиралась ехать в Германию на лечение. А наш театр закрывался на ремонт и переезжал на временную площадку.

Я приехал к ней и сказал: «Лена, одевайся в белое. Будут камеры, и ты споешь то, что пела в спектакле «Реквием по Радамесу». Не задумываясь, она сказала: «Сейчас буду готова». Она приехала сюда, в Сокольники, где были рабочие, кругом грязь, стройка. Чисто было только на сцене. Елена Васильевна вышла и спела. Так она не пела никогда. Это было ее последнее вокальное выступление.

- Она уехала в Германию, откуда уже не вернулась?

- Да. А за день до смерти она позвонила и сказала: «Всё, мне конец».

- Что вы ей ответили? Не стали приободрять?

Я ничего не мог сказать, потому что знал, что так оно и есть. До этого я мог говорить что-то, шутить с ней, но тут... всё. Она была готова к этому. И даже когда лечилась, никогда не говорила о болезни, не жаловалась. Была сильной.

- Вы часто задумываетесь о смерти?

Как можно об этом не думать? Они все, мои друзья, встречают смерть как переход. Поэтому не ужасаются. И я не буду.

- Вы как-то сказали, что счастье - это переход между двумя несчастьями.

Конечно. Я и сейчас это знаю.

- Получается, на одно счастье приходится два несчастья?

Нет. Одно несчастье впереди, другое сзади.

- Полоса белая, полоса черная?

Не белое и черное - так неправильно. У счастья и несчастья цвета нет. Если бы он был, пожалуй, мы бы знали, как можно подготовиться к этому. От несчастья спастись нельзя. Просто надо знать, что оно есть. И входить в него, как в утренний туман. Он всё равно загадка, тайна.

- За счастье надо бороться?

- Бороться - это значит строить расчет, предавать людей. Задумайтесь, мы каждый день живем в этом.

- Вы много читаете. Сызмальства были такой начитанный?

А как же! Видите, сколько книг?!

- Сейчас книги не читают, всё больше интернет, где информация по верхам.

Конечно, но с такими людьми я не общаюсь. Они мне неинтересны.

- Что надо сделать, чтобы книга стала востребованной?

Я не знаю. Но если бы я был Богом, я бы сделал так, чтобы мамочки читали детям, когда они еще в утробе. Меня мама водила в оперу, пока я не родился. И на «Травиате» я начинал так биться, что ей трижды приходилось уходить со спектакля.

- Видимо, музыка Верди вам нравилась.

Это мой любимый композитор. Когда я был в Милане, пошел на могилу Верди и рассказал ему историю про маму. И пообещал ему, что последним спектаклем моей жизни будет «Травиата». А потом я скажу: «Занавес!»

- Вы хотите сказать, что «Травиата» будет знаком, что уже пора?

Я столько раз в опере работал, и сколько мне предлагали «Травиату» поставить... Но я так и не согласился. Мне занавес закрывать еще рано.

- Это оптимистический взгляд на судьбу?

Нет, просто так меня приучили. Всё.

Роман Виктюк. Кто он?)) и получил лучший ответ

Ответ от Наташа Егорова[гуру]
Роман Григорьевич Виктюк (родился 28 октября 1936 года во Львове) - советский, российский, украинский театральный режиссёр.По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСА работал в театрах Львова, Киева, Твери и Вильнюса.В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970-1974 годах.Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт» , «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь - книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэляна (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён) .Спектаклем «М. Баттерфляй» по пьесе Д. Г. Хуана открылся «Театр Романа Виктюка» , объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением.В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль - «Служанки» , по пьесе Ж. Жене. Благодаря разрабоке особой актерской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, - в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж) , Николая Добрынина (Клер) и Александра Зуева (Мадам) , - Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, с исключительно яркой внешней театральностью. Спектакль был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы в мировой театральной прессе, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей страны.Некоторые критики считают, что актуальность Виктюка в нынешней театральной России заметно снизилась. В качестве примера они ссылаются, например, на постановку спектакля «Заводной апельсин» , в которой режиссёр попытался несколько отойти от исповедуемых им принципов чувственного, изнеженного, эстетического театра. Как было замечено известным критиком Романом Должанским:Он больше не козыряет сладкой тягучестью порока, странностями и запретными чувствами. Все они, помогавшие смириться с окружающим насилием или игнорировать его, перестали быть свидетельствами личной свободы, а потому растеряли для него привлекательность. Окончательно утратив эти резервы свободы, режиссёр, видимо, и почувствовал досадную механистичность мироустройства.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Роман Виктюк. Кто он?))

Ответ от Ѝрин [гуру]
Режиссер.


Ответ от RA [гуру]
Чудак, клоун.. Но забавный..


Ответ от Stanislav [гуру]
Роман Григорьевич Виктюк (родился 28 октября 1936 года во Львове) - советский, российский, украинский театральный режиссёр.

По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСА работал в театрах Львова, Киева, Твери и Вильнюса.
В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970-1974 годах.
Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт» , «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь - книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэляна (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).
Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).

Роман Григорьевич Виктюк. Родился 28 октября 1936 года во Львове. Советский, российский и украинский театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003), Народный артист Украины (2006), Народный артист Российской Федерации.

Родители были учителями.

Уже в школьные годы Роман Виктюк проявлял интерес к актёрской деятельности. В частности, вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.

После школы отправился в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа, который закончил в 1956 году, мастерская Орловых. Также его преподавателями были Анатолий Эфрос и Юрий Завадский.

По окончании вуза 1956 году актёрского факультета ГИТИСа работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса. Преподавал в студии Театра имени Франко в Киеве.

В 1970-1974 годах был ведущим режиссёром в Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы).

Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь - книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973).

Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).

Начиная с середины 1970-х Роман Виктюк ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).

В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль - «Служанки», по пьесе Ж. Жене. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, - в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), - Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей.

Спектаклем «М. Баттерфляй» (1990), по пьесе Д. Г. Хуана, открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением. Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха (1991, Львов).

Ключевая составляющая его спектаклей - эротика.

Сам Виктюк по этому поводу отмечал: "А потому что только в сексе человек проявляется естественно. В жизни люди настолько закрыты! Причина тому и злость, и ненависть – это норма нашего существования. Невозможно пробиться от одного человека к другому. И сокращение этого расстояния зависит от длины пениса. Ну, не морщьтесь, душечка, это не я сказал, а де Сад. И если задуматься, в этом нет ничего плохого. Насытиться телом, открыть через него человека, проще. И ничего страшного в том, что дистанция между двумя душами - половой орган. Мужской.

Любовь – вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета. Я первый приоткрыли ту завесу, которая годами прикрывала подлинность человеческой природы. Я вынес на театральную сцену любовь, ревность, томление, ожидание, подозрение. Я красиво обнажил не только душу, но и тело. И сделал это так, что одно без другого существовать не может".

Член жюри шоу Театр эстрады.

Владеет русским, украинским и польским языком.

Преподавал в эстрадно-цирковом училище, среди его известных учеников - Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Валентин Гнеушев. Выпустил несколько курсов в РАТИ - ГИТИС, среди учеников - Павел Карташев, Андрей Шакун, Евгений Лавренчук.

Читает лекции по режиссуре и актерскому мастерству в России, на Украине и в Италии. Преподает в Институте театрального искусства и даёт мастер-классы на курсах актёрского мастерства и режиссуры при Польском театре в Москве.

По мнению Виктюка, хороший актер должен быть бисексуален: "Есть гомосексуалисты, есть бисексуалы, места в этом мире хватает всем. Вот чего не хватает, так это любви. Катастрофически! Да, я первым начал кричать о том, что человек - структура бисексуальная, имеющая мужское и женское начало в равной степени. Артистов категорически неправильно воспитывали в советском театральном заведении, где из них делали только женщин или только мужчин. У актера изначально должно быть бисексуальное воображение".

Общественно-политические взгляды Романа Виктюка

В интервью Би-би-си 2006 года Роман Виктюк заявил, что даже в период тоталитаризма никогда не ставил спектаклей, которые бы «обслуживали систему». "Художник может существовать вне государства. Это путь непростой. Это путь человека, который взвешивает на себя жертвенное начало. Я служил во время тоталитарной системы, я пережил всех главных вождей тоталитаризма. Но я могу с радостью сегодня сказать, что я не поставил ни одного из 156 спектаклей, который бы обслуживал систему", - сказал он.

Положительно оценил т.н. Оранжевую революцию 2004 года на Украине, назвав её «духовной вспышкой» и отметил, что был поражён светом и аурой людей, вышедших на улицы.

В 2012 году режиссёр подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot» и даже выразил готовность поручиться за девушек.

Комментируя в 2014 году ситуацию в Донбассе, Виктюк призвал местных жителей выключить телевизоры, чтобы в тишине разобраться в происходящем, а также рекомендовал тем, кто не считает себя гражданином Украины, оставить страну в покое. Высказывался за принятие закона о защите животных от жестокого обращения.

Рост Романа Виктюка: 170 сантиметров.

Личная жизнь Романа Виктюка:

В молодости был женат. Супруга работала на «Мосфильме» и никакого отношения к актерской среде и его труппе не имела. Детей нет. О своем первом браке рассказывал: "Этого хватило, чтобы постичь всю эту премудрость. И сколько бы ни говорили великие о том, что одиночество – это не только удел, а единственно возможное существование творца, в это никто не верит".

По его мнению, "институт семьи и брака придумало государство, чтобы контролировать людей".

Ни для кого не секрет нетрадиционная сексуальная ориентация Виктюка, которого называют главным гей-режиссером отечественной театральной сцены.

"Читаю разгромные статьи в прессе, смеюсь и ужасаюсь. Когда же все это закончится? Когда же в чистую сотрется поколение моралистов? Не надо пытаться втиснуть меня в убогие рамки. Там где проблемы с душой, проблемы и с телом. В них столько отрицательной энергии!

Они сами не понимают, что она бродит внутри них и медленно пожирает. Для них секс - это то, что смердит. У них это действительно смердит! И их поцелуи, и их гениталии… Сексуальный восторг им неведом, и все, на что они способны, - в темноте, чтобы никто их не видел, потихоньку что-то у кого-то пощекотать. Вот и весь секс! Они никогда не умели заниматься им. Не хотели и не могли! И я всегда кричу, что самый большой грех на земле - не испытать любви и сексуального полета!", - говорит Виктюк.

Фильмография Романа Виктюка:

1976 - Вечерний свет, - режиссёр телефильма по одноимённой пьесе А.Арбузова;
1978 - Игроки, - режиссёр телефильма по пьесе Н. В. Гоголя;
1980 - Мне от любви покоя не найти - режиссёр телевизионной композиции по мотивам произведений У. Шекспира «Укрощение строптивой», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Гамлет»;
1980 - История кавалера де Гриё и Манон Леско - режиссёр телевизионного фильма-спектакля по мотивам романа аббата Прево;
1982 - Девочка, где ты живёшь?, - режиссёр телефильма по пьесе М.Рощина «Радуга зимой»;
1985 - Долгая память, - режиссёр фильма о пионере-герое Володе Дубинине, по мотивам повести Л.Кассиля и М.Поляновского;
1989 - Татуированная роза, - телеверсия спектакля МХАТ им. Чехова, по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса;
1993 - Баттерфляй, - документальный фильм («киношоу, эротическое шоу или экзистенциональное шоу») о режиссёре Алексее Учителе;
2000 - Ростов-папа, - Нотариус (роль в телесериале);
2001 - Конец века, - Хенрик Станковский, врач-психотерапевт, стирающий память (роль в фильме);
2008 - Роман Карцев: Бенефис, - «Хорошо забытое старое»: спектакль Виктюка «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, поставленный в Московском театре миниатюр для Карцева и Ильченко

В качестве актера в 1964 году сыграл в пьесе «Сомбреро» С. Михалкова (Львовский ТЮЗ им. М.Горького), роль - Шура Тычинкин.

Режиссёрские работы Романа Виктюка в театре:

Львовский ТЮЗ им. М.Горького:

1965 - «Всё это не так просто» по пьесе Г. Шмелёва (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»);
1965 - «Когда взойдёт месяц» по пьесе Г. Грегори;
1967 - «Семья» И. Попова;
1967 - «Фабричная девчонка» А. Володина;
1967 - «Город без любви» Л. Устинова;
1967 - «Дон Жуан» Мольера

Калининский ТЮЗ:

«Мне хочется видеть сегодня тебя» по пьесе Р. Виктюка;
«Волшебная ёлка» В. Ткаченко;
«Мы, джаз и привидения» Э. Низюрского;
«Одной любовью меньше» А. Кузнецова;
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера

Литовский Русский драматический театр (Вильнюс):

«Чёрная комедия» П. Шеффера;
«Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске») А. Вампилова;
1972 - «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян;
«Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова;
«Валентин и Валентина» М. Рощина;
«Мария Стюарт» Ю. Словацкого;
«Любовь - книга золотая» А. Толстого;
«Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе;
«С любимыми не расставайтесь» А. Володина;
«Продавец дождя» Р. Нэша;
1988 - «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1988 - «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

Театр имени Моссовета:

1976 - «Вечерний свет» А. Арбузова;
1977 - «Царская охота» Л. Зорина;
1992 - «Мистерия о нерождённом ребёнке» С. Коковкина

МХАТ им. М. Горького:

«Муж и жена снимут комнату» М. Рощина;
«То была не пятая, а девятая» А. Николаи;
1977 - «Украденное счастье» И. Франко;
1982 - «Украденное счастье» И. Франко;
1982 - «Татуированная роза» Т. Уильямса;
1988 - «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского

Студенческий театр МГУ (Москва):

1977 - «Утиная охота» А. Вампилова;
1979 - «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1980 - «Утиная охота» А. Вампилова

Театр Комедии им. Н. П. Акимова (Ленинград):

1977 - «Незнакомец» Л. Зорина;
1983 - «Льстец» К. Гольдони

Одесский академический русский драматический театр:

1977 - «Самозванец» Л. Корсунского;
1981 - «Самозванец» Я. Костюковского

Театр-студия ДК «Москворечье» (Москва):

1982 - «Муж и жена» Альдо Николаи;
1984 - «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик» («Чинзано») Л. Петрушевской

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова (Москва):

1983 - «Анна Каренина» Л. Толстого;
1990 - «Уроки мастера» Д. Паунелла;
1990 - «Дама без камелий» Т. Реттигена;
1991 - «Соборяне» Н. Лескова;
1993 - «Я тебя больше не знаю, милый» А. де Бенедетти

Театр эстрады (Москва):

1983 - «Очевидное и невероятное» по произведениям А. Хайта 1987 - «Масенькие трагедии» по произведениям М. Городинского

Таллинский русский драматический театр (Таллин):

1983 - «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1988 - «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
1990 - «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1998 - «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера

Московский театр «Современник»:

1986 - «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской;
1987 - «Стена» А. Галина;
1989 - «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1993 - «Адский сад» Р. Майнарди;
2009 - «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» В. Гафта

Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки:

1987 - «Священные чудовища» Ж. Кокто;
1992 - «Дама без камелий» Т. Рэттигана;
1997 - «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера

Первый московский областной (Камерный театр):

1987 - «Глубокое синее море» Т. Рэттигана;
1988 - «Чёрный как канарейка» А. Николаи

Академический театр им. Горького, Горький:

1987 - «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1989 - «Чёрный как канарейка» А. Николаи;
1990 - «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?» А. Николаи

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина (Москва):

1988 - «Служанки» Ж. Жене

Театр Романа Виктюка:

1991 - «Служанки» Ж. Жене (вторая редакция);
1992 - «Двое на качелях» У. Гибсона;
1992 - «Лолита» Э. Олби по роману В. Набокова;
1993 - «Рогатка» Н. Коляды;
1994 - «Полонез Огинского» Н. Коляды;
1995 - «Любовь с придурком» В. Франчески;
1996 - «Философия в будуаре» Маркиза де Сада;
1997 - «Осенние скрипки» И. Сургучёва;
1997 - «Путаны» Н. Манфреди;
1998 - «Саломея» О. Уайльда;
1999 - «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса;
1999 - «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда;
2000 - «Антонио фон Эльба» Р. Майнарди;
2000 - «Эдит Пиаф» К. Драгунской;
2000 - «Кот в сапогах» М. Кузмина;
2001 - «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
2002 - «Мою жену зовут Морис» Р. Шарта;
2002 - «Давай займёмся сексом» В. Красногорова;
2004 - «Нездешний сад» («Нуриев») А. Абдуллина;
2005 - «Коза, или Сильвия - кто же она?» Э. Олби;
2005 - «Последняя любовь Дон Жуана» Э. Шмитта;
2006 - «Непостижимая женщина, живущая в нас» Х. Левина;
2006 - «Служанки» Ж. Жене (возобновление);
2007 - «Запах лёгкого загара» Д. Гурьянова;
2008 - «Восемь любящих женщин» Р. Тома;
2009, 15 июня - «R&J» по мотивам пьесы Шекспира;
2009, 16 ноября - «Фердинандо» А. Ручелло;
2014 - «В начале и в конце времён» Павла Арье (премьера на сцене театра Моссовета)

Рижский театр русской драмы:

2001 - «Эдит Пиаф» К. Драгунской;
2002 - «Мария Стюарт» Ю. Словацкого

Театральная компания «Бал Аст» (Москва):

2001 - «Наш Декамерон XXI» Э. Радзинского;
2003 - «Кармен» Л. Улицкой

Другие театры:

1984 - «Браво, сатира!» по произведениям М. Жванецкого (Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж», Москва);
1984 - «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (Московский драматический театр «Сфера»);
1988 - «Федра» М. Цветаевой (Театр на Таганке, Москва);
1989 - «Наш Декамерон» Э. Радзинского (Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой);
1989 - «Рогатка» Н. Коляды (San Diego Repertory Theatre, Сан-Диего, США);
1990 - «Виктюк купил утюк» по пьесе Р. Виктюка «Виктюк»;
1990 - «М. Баттерфляй» Д. Хуана, «Фора-театр», Москва);
1991 - «Рогатка» Н. Коляды (театр г. Падуя, Италия);
1991 - «Татуированная роза» Т. Уильямса (Объединённый шведско-финский театр, Хельсинки);
1992 - «Служанки» Ж. Жене (ДК Железнодорожников, Тула);
1994 - «Фердинандо» А. Руччелло (Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке);
1995 - «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге» Г. де Кьярра (ТЮЗ им. А. Брянцева, Санкт-Петербург);
1996 - «Бабочка… Бабочка» А. Николаи (Театр Сатиры на Васильевском);
1997 - «Саломея» О. Уайльда (Югославянский драматический театр, Белград, Сербия);
2000 - «Сладкоголосая птица юности» сцены из пьесы Т. Уильямса в бенефис Татьяны Дорониной (Центральный Дом актёра имени А. А. Яблочкиной, Москва);
2003 - «Иоланта» П. Чайковского (Краснодарский музыкальный театр);
2004 - «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (Новая Опера);
2005 - «Сергей и Айседора» Н. Голиковой («Теорема Продакшн», Москва);
2006 - «Масенькие супружеские преступления» Г. Запольской («Театр-Медиа», Москва);
2009 - «Фуршет после премьеры» В. Красногорова (Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова);
2010 - «До свидания, мальчики!» Б. Балтера (Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина);
2012 - «Реквием по Радамесу» А. Николаи (Московский академический театр сатиры);
2014 - «Жизнь и смерть товарища К.» (фин. Toveri K.) Э. Радзинского (Городской театр Хельсинки)

Виктюк все-таки — уникальный человек. Я не понимаю, как можно, при такой интенсивности интервьюирования, умудряться для каждой встречи с журналистами находить эксклюзивные истории и совершенно фантастические прожекты, повторяясь более чем умеренно. Сегодняшняя ресторанная пресс-конференция (на которой Роман Григорьевич сумел театрально обыграть даже фуршет — кстати, великолепный, одни только шашлыки из гусиной печенки и почек чего стоили) была посвящена предстоящей большой ретроспективе его спектаклей, пафосно названной «Роман с любовью». Не знаю, может я, сделав не одно интервью с Виктюком, что-то упустил, но замысел о постановке пьесы Альдо Николаи про трех старых актрис, в которой маэстро намерен занять Елену Образцову, Аллу Пугачеву и Татьяну Доронину, я с изумлением услышал впервые.

Самое забавное, что в мифе Виктюка о самом себе правды гораздо больше, чем может показаться. Речь, понятное дело, не идет об истории про жену и дочь, которую Роман Григорьевич недавно поведал в ток-шоу «Сто вопросов к взрослому. Но вот, к примеру, история про Елену Образцову, которая для несостоявшейся постановки «Венеры в мехах» накупила в нью-йоркских секс-шопах причиндалов для садо-мазо — не выдумка Виктюка. Мне ее в свое время рассказывала сама Елена Васильевна, и не просто рассказывала (она-то ведь и сама — та еще сказочница), но и в бытность мою журналистом газеты «Жизнь» согласилась на фотосъемку в ошейнике с шипами и с плеткой в руках. Так что может еще и Доронина с Пугачевой поиграют вместе в странные игры Романа Виктюка.

Ретроспектива, если кому интересно, пройдет с 24 марта по 10 апреля в зале «Мир» (не самый лучший вариант, конечно, но, видимо, выбирать особо было не из чего). Не будет «Заводного апельсина» и «Антонио фон Эльба», а в остальном — практически все спектакли Виктюка последних лет («Саломея, или Странные игры Оскара Уальда», «Мастер и Маргарита», «Сергей и Айседора», «Путаны», «Коза», «Последняя любовь Дон Жуана», «Давай займемся сексом», «Нездешний сад», «Непостижимая женщина, живущая в нас», «Наш декамерон XXI», «Эдит Пиаф»), в том числе и два последних («Масенькие супружеские преступления» и восстановленные в новом составе «Служанки»). Я это все уже видел раньше. Кое о чем писал в дневнике:

  • «Нездешний сад» — http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/25682.html?nc=1
  • «Коза, или Кто такая Сильвия?» — http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/287866.html?nc=7
  • «Сергей и Айседора» — http://users.livejournal.com/_arlekin_/494378.html?nc=14
  • «Последняя лююбовь Дон Жуана, или Эшафот любви» — http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/372032.html?nc=5
  • «Непостижимая женщина, живущая в нас» — http://users.livejournal.com/_arlekin_/744732.html?nc=6
  • «Масенькие супружеские преступления» — http://users.livejournal.com/_arlekin_/732049.html?nc=4
  • «Служанки» — http://users.livejournal.com/_arlekin_/729407.html?nc=28
  • Мое интервью с Виктюком двухлетней давности — http://users.livejournal.com/_arlekin_/407986.html?nc=15

Русь! Давай займемся сексом!

Театральный июль в Москве прошел под знаком Виктюка — за несколько недель были показаны публике почти все последние постановки его театре, включая последнюю премьеру. Спектаклем о жизни и смерте танцовщика Рудольфа Нуреева «Нездешний сад» Роман Виктюк продолжил отрабатывать свой неофициальный, но давний и устойчивый имидж режиссера «про геев» и «для геев». Хотя, говоря по справедливости, гомосексуальная тема, присутствуя так или иначе в большинстве постановок Романа Григорьевича, все же не подается как основная. Виктюк смотрит шире — его интересует не столько секс однополый, сколько секс в принципе, как таковой. Другое дело, что любой разговор о сексе у Виктюка так или иначе касается моментов, во времена его творческой молодости находившихся под стражайшим запретом.

Когда-то эпатажным казалось одно только использование в спектакле по советской пьесе «Вечерний свет» (драматурга Арбузова), действие которой происходит во глубине Сибири, композиций Джо Дассена. Тогда Роману Виктюку, которому без эпатажа прожить никак невозможно, удавалось обходиться малой кровью. Потом пришлось напрягаться, придумывать танцы накрашенных и переодетых в женское платье мужиков под песни Далиды в «Служанках» или заставлять ни в чем не повинного контр-тенора Эрика Курмангалиева играть в полуобнаженном виде однополоый секс («М. Баттерфляй»). Сейчас и этим никого не удивишь, а находки, прежде шокировавшие, ныне благодаря пародиям известны любому школьнику — причем куда лучше первоисточника. Виктюк однако же в свои 67 продолжает проявлять активность. Творческую, разумеется. И завидную — по нескольку премьер в год, и одну из них непременно — к дню своего рождения (как известно, сам режиссер считает, что ему навеки 19). Правда, желанный шоковый эффект ему приходится вызывать средствами более простыми — чтобы и самым «продвинутым» мало не показалось.

Показательна в этом смысле судьба спекакля «Путаны». Виктюк давно уже сдал в утиль многие постановки, сделанные после «Путан» — а с этим спектаклем все не расстается. Вот и минувшим летом на своеобразном «фестивале» спекатклей Виктюка в Московском доме музыки «Путан» сыграли дважды — дай Бог, не в последний раз. Смотришь на это зрелище и думаешь: где еще потом у Виктюка были кресты, вписанные в красную пирамиду? — в «Мастере и Маргарите»? — а в которой, в нижегородской или в московской? — в обоих (точнее в обеих)? — а где еще у Виктюка бегал Чарли Чаплин? — в «Заводном апельсине», я не ошибаюсь? — что же говорить про пляшущих на авансцене четырех полуголых мужиков с размалеванными лицами? — или китайских халатах на голое тело? — ассоциации, понятные даже тем, кто с творчеством Виктюка знаком исключительно по кавээновским пародиям на его спектакли?

Мне кажется, понятно, почему. Пьеса Манфреди о том, что люди творческих профессий — больше проститутки, чем собственно уличные девки, Роману Григорьевичу ой как дорога. Ему, обладателю самого раскрученного брэнда в коммерческом российском театре и давно превратившему свою режиссерскую деятельность в конвейерное производство (моя рецензия на московский вариант «Мастера и Маргариты», опубликованная в «Комсомольской правде» в октябре 2001-го, так и называлась — «Виктюк поставил «Мастера и Маргариту» на поток»), мысль о проституции как самом комфортном для «творческого» человека способе существования должна быть идейно близка. И «Путаны» для Виктюка — своего рода манифест. Не эстетический, конечно (таковыми навсегда останутся пресловутые «Служанки» и «М. Баттерфляй»), а идеологический. Как для Маяковского — стихотворение «Вам!» с финалом:
Вам ли, любящим баб да блюда,
Жизнь отдавать в угоду?
Лучше я блядям в баре буду
Подавать ананасную воду!

в «Нездешнем саде» Роман Григорьевич продолжает гнуть свою линию. Виктюк даже если за «Вишневый сад» возьмется, все равно превратит его в «нездешний» и «адский» («Адский сад» Ренато Майнарди он ставил в середине 90-х в «Современнике» с Мариной Нееловой и Лией Ахеджаковой). Пьеса «Нездешний сад» (автор — Азат Абдуллин) — спонтанная компилляция из общеизвестных цитат и нелепых, нечеловеческих, примитивных реплик, используемых как связки для этих цитат. Но Виктюка качество текста давно не беспокоит. Он бы вообще без текста обошелся, но не могут же полуобнаженные актеры два часа молча под музыку балетов Чайковского и песни Эдит Пиаф друг друга трогать и лизать. Виктюк повторяется так давно и так явно, что в первые полчаса трудно не расхохотаться, наблюдая за ползающим по сцене Дмитрием Бозиным — главной «музой» режиссера в последние десять лет. Разве что в «Саломее», где Бозин играл, разумеется, Саломею, на актере были темные стринги (вследствии чего хорошо просматривалась задница), а в «Незримом саде» в образе Нуреева он предстает в белых (зато полупрозрачных) трусиках-боксерах. Не знаю, квалифицировать это как развитие режиссерской мысли или как творческий регресс. Роману Григорьевичу бы, пока не поздно, податься в постановщики гей-стриптиза — с его фантазией и образованностью ему бы там цены не было!

Наверное, подобные мысли время от времени посещают и самого маэстро, которому надо отдать должное: Виктюк как ни один другой режиссер отдает себе отчет в том, что творит. И все что делает — делает осознанно. Это он доказал своей, на мой взгляд, самой удачной за последние годы художественной провокацией — поставил в собственном театре пьесу израильского драматурга (а по совместительству — вице-мэра города Хайфа) Валентина Красногорова «Давай займемся сексом».

«Давай займемся сексом» — даже для Виктюка название слишком откровенное. Нарочито откровенное. Настолько, что можно сразу заподозрить самоиронию, которой, к счастью, Роман Григорьевич, несмотря на развившуюся в нем в последние годы способность подслушивать шепот великих покойников через форточки в небе, не утратил. Так и есть — уставший от насмешек «мэтр эротического театра» в этом спектакле пародирует самого себя. Питерская команда КВН ставит в стиле Виктюка сказку Колобок и завоевывает популярность благодаря одной лишь реплике «Платье медведю!»? А Виктюк напяливает на другого своего любимого актера Добрынина прозрачную юбчонку и заставляет его, кривляясь, говорить писклявым голоском. (Николаю, как «служанке» со стажем, не привыкать). Оба-нист Угольников делает фарсовый сюжет «Три брата» (имея в виду «Три сестры» в воображаемой версии Романа Григорьевича)? Виктюк отвечает ему брошенными в зал криками безумной медсестры из сумасшедшего дома: «Надо жить! Надо работать!». Впрочем, «жить и работать» — не из Виктюка. Как у голодного, способного думать исключительно о еде, все мысли у Виткюка давно заняты одним. Сексом. Мораль пьесы израильского драматурга (в прошлом — ленинградского ученого) проста, как библейские заповеди:

— Не говори о сексе, занимайся им, и чем больше, тем лучше.

— Все болезни — от недостатка секса.

— Секс значит больше любви и больше жизни, он вмещает в себя и любовь, и жизнь.

— Душа значит больше, чем тело, но душа должна помещаться в привлекательном теле, в противном случае она вообще ничего не значит.

— Секс нужно ввести как отдельный школьный предмет, и самый важный, поскольку математика в жизни не нужна никому и никогда, а секс нужен всем и всегда.

К этим нехитрым, хотя и трудно оспоримым по здравому размышлению истинам исходного текста Виктюк добавляет свои, тесно взаимосвязанные. Известную давно: все люди одиноки. И сравнительно свежую, а в исполнении Виткюка и вовсе неожиданную: секса нет. Не в СССР нет, и не в Российской федерации как его правоприемнице — а вообще. Нету секса. Никакого, даже, как это не покажется совсем уж диким, однополого. Одни разговоры о нем. А как доходит до дела — ничего. Абсолютный ноль. А без секса плохо, без секса тоскливо. Так тоскливо, что с ума сойти можно. Что, собственно, с героями пьесы и происходит. И сидят они бедные, в «дурке», не нужные никому, даже друг другу, маются под гнетом вселенского воздержания. А при них медсестра, тоже сошедшая с ума на той же почве, тоже никому не нужная. «Давай займемся сексом!» — твердят друг другу психи, как впавшие в транс шаманы. «Давай займемся сексом!» — заклинает медсестра свое отражение в зеркале. И тишина.

Избравший в последние десять с лишним лет (как раз после «Служанок») стилем своего режиссерского мышления эклектику, Виктюк из бестолковой и не претендующей на художественные откровения пьески сделал удивительно внятный и абсолютно завершенный по мысли и по форме спектакль. Но, кажется, перестарался. Потому как даже если секса вообще нет, то в нашей стране его нет в особенности. И разговоры об этом отечественную публику не очень греют. Вот одна из героинь обещает повторять слово «вагина» двести тысяч миллионов раз, пока оно не перестанет вызывать смешки и станет обычным медицинским термином. Двести не двести, но раз пятнадцать она его повторяет — а смешки из зала все равно звучат. Судя по всему, Виктюк был готов к недопониманию. Во всяком случае, в финальном монологе медсестры все заветные думки о волнующей проблеме, скрытые на протяжении большей части спектакля в подтексте, режиссер озвучивает напрямую. В связи с чем финал кажется неоправданно затянутым. Как будто автор в творческом процессе переутомился — и рад бы кончить, да не получается. Гиперсексуальность режиссера растворяется во фригидности зрителя. Как будто Виктюк в отчаянии умоляет: «Русь! Давай займемся сексом!»

А Русь, как всегда, безмолвствует.

Ранние годы Романа Виктюка

Роман Григорьевич Виктюк родился в городе Львов, который ранее был частью Польши, а в настоящее время часть Украины. Родители Романа были учителями. Уже в школьные годы Роман проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.

Роман Виктюк про госдуму и кремль с матом (без цензуры)

После окончания школы Роман приехал в Москву, где был принят на актёрский факультет Государственного института театрального искусства. Учился он в мастерской В.А.Орлова и М.Н.Орловой. Его учителями были известные режиссёры Анатолий Васильевич Эфрос и Юрий Александрович Завадский.

Начало карьеры

По окончании в 1956 году ГИТИСа, Виктюк работал актёром в Киевском и Львовском театрах юного зрителя. Был преподавателем в студии при Театре имени И. Франко в Киеве. В Москве был преподавателем Государственного училища циркового и эстрадного искусства.

Первой режиссёрской работой Виктюка был спектакль по пьесе Г. Шмелёва «Всё это не так просто», который состоялся на сцене Львовского театра юного зрителя в 1965 году. В том же театре прошёл спектакль по пьесе Л.Е. Устинова «Город без любви» и «Дон Жуан» (Мольера). С 1968 по 1969 годы Роман Виктюк был главным режиссером Калининского театра юного зрителя. С 1970 по 1974 годы был главным режиссёром Русского драматического театра Литвы. С 1977 по 1979 годы - главный режиссер Студенческого театра МГУ.

Из постановок Романа Виктюка 70-х годов можно отметить пьесу «Чёрная комната» П. Шеффера, премьера которой прошла января 1971 года, романтическую драму «Мария Стюарт» Юлиуша Словацкого, пьесу М. Рощина «Валентин и Валентина», спектакль Г. Волчек «Принцесса и Дровосек», пьесу А. Толстого «Любовь - книга золотая». В 80-е Роман Виктюк работал в Русском драматическом театре города Вильнюс. Здесь под его руководством 31 января 1988 года состоялась премьера пьесы Петрушевской «Уроки музыки», а 20 октября 1988 года «Мастера и Маргариты» Булгакова. В том же году в московском театре «Сатирикон» Виктюк поставил самый знаменитый из своих спектаклей - «Служанки» по пьесе Ж. Жене. Спектакль демонстрировался во многих странах и получил хорошие отзывы в театральной прессе. Благодаря ему Виктюк стал самым известным театральным деятелем страны.

Театр Романа Виктюка

В 1991 году режиссером был создан частный Театр Романа Виктюка. В его состав вошли артисты из разных театров, многие из которых ранее работали с режиссёром. Во многих спектаклях принимало участие немало звёзд первой величины.

Первым спектаклем, который прошёл в Театре Виктюка был «Мадам Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана. Позже здесь шли спектакли: «Служанки», Ж. Жене (1991), «Лолита», (по роману В. Набокова) (1992), «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона (1992), «Рогатка» (1993) и «Полонез Огинского Н. Коляды» (1994), «Философия в будуаре», по диалогам де Сада (1996), «Осенние скрипки И. Сургучёва» (1997), «Путаны» Н. Манфреди» (1997), «Саломея» Уайльда (1998), «Заводной апельсин», по роману Бёрджесса (1999), «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (2001), «Нездешний сад» по пьесе Азата Абдуллина (2004), «Последняя любовь Дон Жуана» Эрика Шмитта (2005), «Кот в сапогах» пьеса Михаила Кузмина (2007), «R&J», по мотивам пьесы Шекспира (2009), «Король-Арлекин» Рудольфа Лотара (2010), «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера (2011).


В 1996 году театру Романа Виктюка был присвоен статус государственного. В настоящее время театр располагается в здании бывшего Дома культуры имени Русакова.

За свою жизнь Роман Григорьевич поставил более двухсот спектаклей. Режиссер часто ставит свои спектакли под актеров-звезд. Виктюк является единственным режиссёром иностранного происхождения, награждённым премией Института итальянской драмы в 1997 году за лучшее воплощение современной драматургии. Получил театральную премию «Maratea» Центра европейской драматургии в 1991 году. Обладатель премии «Киевская Пектораль» и СТД Украины «Триумф».

Спектакль «Служанки» Театра Романа Виктюка

В Соединённых Штатах Виктюк был включён в список 50 людей мира оказавших влияние на вторую половину 20-го века. Совместно с Игорем Дюричем и Игорем Подольчаком основал в 1991 году Фондa Мазоха в городе Львов. Является профессором Российской академии театрального искусства ГИТИСа. В 1993 году режиссер Виталий Манский снял о творчестве Романа Григорьевича документальные фильмы "Баттерфляй" и Роман-любовь" В 2006 году Роман Виктюк удостоился звания Народного артиста Украины, в 2009 - Народного артиста России. В 2011 году получил в награду медаль Алтайского края "За заслуги перед обществом" за вклад в развитие культуры и искусства региона. Роман Григорьевич холост, детей не имеет.