Прп роман сладкопевец. Святой роман сладкопевец

Христианское богослужение невозможно представить себе без церковного пения, возносящего душу в горние выси, глубоко проникающего в сердце и направляющего все помыслы к Божественному Слову. За сотни лет сложился определенный канон каждой церковной службы, в том числе и ее музыкального сопровождения. Некоторые песнопения дошли до нас из глубины веков, сотворенные неизвестными авторами, но имя одного из них хорошо известно каждому верующему – это святой Роман Сладкопевец, икона которого есть во многих храмах и обязательно у тех, кто посвятил себя церковному пению. Уже одно только прозвище свидетельствует о том, как высоко его оценили современники, да и сама история обретения им таланта – настоящее чудо.

История жизни

Родился будущий святой в Сирии в конце 5 века, в молодости принял крещение и, мечтая посвятить свою жизнь служению Господу, стал дьяконом в храме в Бейруте и, наконец, отправился в Константинополь и стал одним из клириков в церкви Богоматери. Роман ничем не выделялся среди прочего клира, однако патриарх Евфимий полюбил юношу за его приверженность вере, добродетельную жизнь, стал выделять его и приблизил к себе.

Это вызвало зависть у некоторых клириков, они издевались над юношей из-за его необразованности, а также полного отсутствия голоса и слуха. Безропотно терпя эти обиды, Роман проявлял истинно христианское всепрощение, но один случай полностью перевернул его жизнь.

Как-то раз в храме шло большое праздничное богослужение, и завистливые клирики решили выставить робкого юношу на всеобщее осмеяние. Они вытолкнули его на амвон, и ему пришлось петь перед собравшейся паствой. Дрожащий голос Романа, его невнятное пение если и не вызвали смех, то произвели неблагоприятное впечатление, сам же он был в отчаянии.

Вернувшись домой, Роман стал страстно молиться перед иконой Божией Матери. А дальше последовало настоящее чудо: Богоматерь сошла к нему с небес, протянула свиток и велела проглотить его. Роман так и поступил. Оказалось, что он получил в дар от Богоматери не только прекрасный голос и слух, но и еще более ценный дар – слагать церковные гимны, для чего требовался талант не только стихосложения, но и музыкальный. Роман сразу же, под впечатлением явления Богородицы, составил Рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» , который стал знаменитым и поныне исполняется в православных храмах в великую праздничную ночь.

На следующий день он принес свое первое произведение в храм и сам пропел его прекрасным звучным голосом. Все были потрясены и его великолепным голосом, и красотой написанного им песнопения, а бывшие завистники и притеснители покаялись в плохом к нему отношении, и мягкосердечный юноша их простил.

Всего Роману принадлежит более тысячи церковных песнопений, среди которых тропари, кондаки и акафисты, которые стали настоящим украшением любого богослужения и производили, да и сегодня производят, огромное впечатление на верующих. Именно поэтому Роман и получил прозвище Сладкопевец.

Окруженный всеобщей любовью, Роман стал преподавать в Константинополе пение и немало сделал, чтобы богослужения приобрели еще большее благолепие. И современники, и ученые, занимавшиеся его творческим наследием, считали, что среди всех других греческих создателей церковных песнопений он выделяется возвышенностью поэтического дарования, глубиной, искренностью чувств и музыкальным талантом.

Скончался Роман Сладкопевец в 556 году, предварительно приняв постриг, и впоследствии был канонизирован церковным Собором. Теперь уже святому Роману Сладкопевцу был создан акафист и написана история его жития.

Описание иконы Романа Сладкопевца

Как правило, икона Романа Сладкопевца изображает благообразного юношу, иногда в облачении дьякона — в стихаре и с орарем (переброшенной через плечо лентой). Его правая рука поднята и совершает крестное знамение, а в левой он держит развернутый свиток с текстом своего самого известного кондака.

Присутствует на иконе и Богоматерь с тем самым свитком в руках, благодаря которому Роман получил свой дивный голос и талант сочинительства.

О чем молятся иконе Романа Сладкопевца и от чего она защищает

Роман Сладкопевец, если выражаться современным языком, был композитором, писавшим церковные произведения, поэтому икона «Святой Роман Сладкопевец» пользуется особым почитанием у всех, кто посвятил свою жизнь музыке и особенно церковному пению. А еще икона с молитвой чудотворцу Роману поможет обрести уверенность в себе и в своих силах, преодолеть козни завистников, как это случилось с самим Романом, а творческим людям развить свой поэтический, музыкальный и исполнительский талант. Обращаться к ней можно и в других трудных обстоятельствах.

Молитва Роману Сладкопевцу

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Покровителем поэтов и певцов издавна считают святого Романа Сладкопевца. Он заложил основы церковного пения и сложил немало молитвенных гимнов, текстов песнопений, которые мы слышим и сегодня (конечно, в переводе на русский). Дарованный Богом талант можно использовать по-разному: подчиняясь рынку, заработать больше денег или «прогибаться под изменчивый мир». А можно дар к сочинению мелодий, текстов и песен обратить на радость людям и Богу. Святой Роман Сладкопевец был наделен Богом великим талантом и, приняв монашеский постриг, посвятил свою жизнь молитве и любимому делу музыки. Жизнь его свидетельствует и о том, что любой человек может своим талантом служить Богу, и о том, что Господь поощряет все таланты даже в монашестве: человек, уходя в монастырь, может и должен развивать дарованное ему Вседержителем.

ИКОНА РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Каждый верующий человек не раз видел икону Романа Сладкопевца — точнее, его изображение в центре образа праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который полагается в центре храма в этот праздничный день, 14 октября. Именно он стоит на амвоне в диаконском облачении по центру образа. Это объясняется тем, что святой любил именно Влахернской храм, где произошло чудесное событие видения Покрова Богородицы, а также сложил этому празднику тропарь и кондак — молитвословия, рассказывающие о событии и прославляющие праздник. Есть и особая икона святого Романа. Ее также легко узнать:

    • Святой изображается молодым человеком в диаконском облачении (в длинном стихаре — широкой парчовой одежде до пола — с лентой через плечо называемой орарь).
    • В левой руке он держит свиток в руках, как знак его деятельности по написанию богослужебных текстов. Иногда свиток развернут и там написан текст кондака Рождеству Христову «Дева днесь (сегодня) Пресущественного (Бога, Существовавшего прежде всех)рождает…». Также на иконе преподобный Роман может держать в руках маленький храм, знак его церковного служения.
    • В правой руке святой держит кадило или совершает крестное знамение.
    • Есть редкая и интересная икона, где изображен эпизод жития Романа Сладкопевца: Богородица стоит над спящим святым со свитком в руках — по преданию, ему было такое видение, где Божия Матерь подала ему свиток, съев который, святой получил свой великий талант.

ЖИТИЕ РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Святой по национальности был греком. Родился он в середине V века в сирийском городе Емесе, а после получения образования стал диаконом (то есть священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику) в Воскресенском храме Бейрута. Со временем он переехал в столицу Византийской империи, Константинополь, став служащим диаконом при храме Святой Софии — главном, кафедральном соборе города. Здесь постоянно совершал богослужения сам Патриарх Константинопольский Евфимий, который выделял Романа среди других клириков: святой не отличался выдающимися способностями к музыке и пению, но его искренняя вера и добродетели были видны каждому. Именно благоволение Патриарха к святому Роману, а также человеческая зависть к любимцу начальства изменили его судьбу, показав, что Господь волен и наши несчастья и позор повернуть к великой славе нашей и Своей. Патриаршая милость пробудила злобу и зависть к Роману нескольких клириков Софии (то ли диаконов, то ли священников). Во время одного из торжественных богослужений накануне Рождества, совершаемого Патриархом в присутствии самого императора, они заставили святого выйти для пения в центр храма, на амвон, где он поистине опозорился невнятным, фальшивым пением (богослужением напоминает театральное действо: нельзя уйти со сцены или с амвона). Уйдя со службы в большой печали, святой Роман долго молился Пресвятой Богородице, изливая свою скорбь. И тогда в видении праведнику явилась Она Сама — Матерь Божия, подавшая святому бумажный свиток с благословением съесть его. Тут же по благодати Божией Роман обрел прекрасный голос и творческий дар к сочинению стихов и музыки. О преданию, он сразу после чудесного видения создал знаменитый кондак праздника Рождества Христова, который поется ежегодно в каждом православном храме мира: «Сегодня Дева рождает Существовавшего прежде веков, и земля дарует пещеру Неприступному Богу; Ангелы с пастухами славословят Его, волхвы же со звездой путешествуют; ради нас всех родился Маленький Ребенок, прежде веков Сущий Бог». Этот гимн святой Роман исполнил на следующий день сам посреди вновь переполненного народом храма за Всенощным бдением праздника Рождества Христова. Патриарх, император и все константинопольцы пришли в восторг. Известно, что завидовавшие ему люди покаялись пере ним и просили прощения. Святой получил имя Сладкопевца: он стал украшением всей Церкви благодаря своей праведности, чудесному голосу и сочиненным им вдохновенным произведениям. Поистине благодаря ему человечество обрело эстетически и духовно прекрасные молитвенные песнопения. Церковная культура обогатилась более, чем тысячей молитвословий (тропарей, кондаков, канонов и акафистов). Непосредственно перед кончиной, последовавшей в 556 году, преподобный Роман принял монашество в обители Авваса.

НАСЛЕДИЕ И ПОЧИТАНИЕ РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Важнейшим наследием святого Романа Сладкопевца является первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» — шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы». Название «акафист» означает «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Он делится на кондаки — небольшие молитвенные тексты — и икосы, где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом) с завершением «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой». Память преподобного совершается 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Вероятно, празднование его памяти в этот день — следствие особого почитания святым Романом Матери Божией и ее милости к преподобному. Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему среди молодежи было принято, посещая храм на утреннем богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак. Незамужние девушки и женщины часто заказывают в этот день молебен Пресвятой Богородицы: священник совершает его после Литургии (основного утреннего богослужения), перечисляя имена тех, кто заказывал молебен.
Вот краткая молитва Покрову Богородицы, написанная святым Романом, которой молятся Ей о помощи в бедах: О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, очистит грехи наши и прибавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое, с верой и любовью поклоняющимся чудотворному образу Твоему! В честь преподобного Романа освящен ряд российских храмов: в Северной столице, Санкт-Петербурге, а также в Сибири, в Нижнекамске — и один храм на Украине, в Киеве. В день памяти святого в храмах, освященных в его честь, совершается торжественное вечернее богослужение — Всенощное бдение, а утром — Божественная литургия. Поются особые краткие молитвы, подобные сочинены святым Романом — тропари и кодаки святому; совершаются молебны с акафистом. Акафист святому Роману Сладкопевцу имеет особое значение, ведь именно он сам создал первый акафист, потому имеет особую благодать помогать молящимся этой формой молитвы. При необходимости вы можете читать акафист святому Роману 40 дней подряд, но на это нужно взять благословение у священника, подойдя к нему в храме после богослужения. Читать акафист святому Роману Сладкопевцу можно онлайн. Церковь не запрещает чтение с экранов смартфонов или мониторов.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

Особо почитают преподобного Романа люди, профессионально связанные с музыкой, искусством и, конечно, церковным пением. Кроме того, святому молятся с просьбой:

    • О развитии музыкального и любого творческого таланта;
    • О помощи в профессиональной самореализации;
    • О защите при зависти, от недоброжелателей;
    • Об избавлении от собственных пороков и грехов;
    • Об обретении уверенности перед публичными выступлениями;
    • О понимании Священного писания и слов молитвенных песнопений;
    • Об обретении друзей и помощи в трудных ситуациях.
Мужчины по имени Роман обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Роману, если вы носите это имя, звучит так: «Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий Роман, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей». Подаренную или приобретенную икону святого Романа нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» — напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, тезоименитого вам или вашим близким — здесь и будет уместной икона преподобного Романа Сладкопевца. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями. Существует несколько молитв святому Роману. Первую молитву Роману Сладкопевцу можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже: Преподобный отец наш Роман! Посмотри на нас милостиво, у земли пребывающих доведи до высоты небесной. Ты наверху, на небесах, мы же внизу на земле, удалены от тебя и от Господа, не столько местом, сколько грехами и беззакониями нашими, но к тебе приходим и просим тебя: наставь нас подражать тебе, ходить твоими дорогами праведности, вразуми и руководи нами сам. Вся твоя святая жизнь была отражением и образцом добродетелей. Не переставай же, угодник Божий, о нас молиться ко Господу. Попроси и исходатайствуй нам у Бога нашего, полного милости, мир Церкви Его, под знамением креста живущей и борющейся с духами злобы поднебесной, согласие в вере и единомыслие, уничтожение суемудрия и расколов, помощь в делах добрых, больным выздоровление, утешение печальным, заступничество обиженным, спасение в бедах пребывающим. Не забудь нас, приходящих к тебе с верой. Все православные христиане, обрадованные твоими чудесами и милости твои увидевшие, почитают тебя как своего покровителя и заступника. Покажи же твою доброту, которой издревле ты ободрял отцов, не отвернись и от их детей, путем их идущих к тебе и ко Господу. Стоя же перед святой иконой твоей, молясь тебе, как живому, просим: прими молитвы наши и вознеси их на жертвенник Божьей благодати, чтобы через твои молитвы обрели мы своевременную помощь Его в нуждах наших. Избавь нас от малодушия и утверди в вере, чтобы без сомнений мы верили в милосердие Владыки Бога и и Его промысл благой о нас по молитвам твоим. О, великий и славный угодник Божий! Всем нам, с верой приходящим к тебе, помоги молитвами твоими ко Господу, и всех нас направь в жизни, чтобы в мире и покаянии окончили мы земное странствие и переселились с надеждой на милосердие Божие в селения праведников, где ты сам с радостью после трудов и подвигов сейчас пребываешь, прославляя со всеми святыми Господа в Пресвятой Троице, Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь. Другая молитва святому преподобному Роману Сладкопевцу О, праведный и святой, преподобный отец и блаженный наш авва Роман, не забудь о своих рабах твоих, но вспоминай нас в твоих святых молитвах к Богу. Молись о стаде твоем, не забудь и посещай твоей милостью твоих детей. Молись за нас, отец Роман, как за детей твоих духовных, имея дерзость говорить с Небесным Царем, не умолкай в молитвах за нас к Нему, и не отвернись от нас, почитающих тебя с верой и любовью. Вспоминай нас, недостойных рабов Божиих, у Престола Вседержителя Творца, и не переставай молиться о нас ко Христу Богу — ведь тебе дана Им благодать просить о людях грешных. Знаем, что ты не мертв, хотя телом и ушел от нас, но по смерти жив останешься душой. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел бесовских искушений и козней дьявола, о пастырь и защитник наш добрый. Хотя мощей твоих рака на земле и всегда видима людям, святая твоя душа с ангельскими Силами и ликами Бесплодных воинов крылатых у Божьего Престола пребывая, веселится в небесной радости. Так, зная, чтобы ты и по смерти жив, просим и молимся тебе: ходатайствуй о нас перед Всесильным Богом, проси о пользе душ наших, попроси же нам время на покаяние, чтобы спокойно перешли мы с земли на небо, избавившись от мытарств трудных и страшных, от нападений бесов воздушных и от вечных мучений, стали же Небесного Царствия жителями со всеми праведниками, во все века угождавшими Господу нашему Иисусу Христу, Которому вечно подобает слава, честь и поклонение, с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, с Благим и Животворящим Его Духом Святым. Аминь. Молитвами преподобного Романа Сладкопевца да хранит вас Господь!

Прославлять Господа можно разными способами. Но во время богослужений многих привлекает красота церковного пения. В храмах обычно ценятся работники, которые умеют красиво петь и знают все тонкости обрядов. Одним из таких людей был святой Роман Сладкопевец, о чем свидетельствует его прозвище.


Жизненный путь

Родился праведник в 5 веке, проживал в Сирии, но происхождение имел греческое. Когда достиг юношеского возраста, перебрался в Константинополь, где поступил в храм. С детства мечтал посвятить себя служению Господу. Его вера и усердие не ускользнули от внимания патриарха, что вызывало зависть окружающих. Был период, когда житие Романа Сладкопевца было довольно трудным.

Некоторые священники стали травить юношу за то, что он был необразован, а также не имел таланта к пению. Это очень обижало Романа, но он решил все сносить терпеливо во имя Христа.

Однажды во время большой праздничной службы служащие храма вытолкнули молодого человека из алтаря. Его охватило смущение, голос дрожал, он не смог торжественно и четко пропеть необходимую молитву. Роман Сладкопевец очень огорчился, а придя домой, стал усердно молиться пресвятой Богородице.


Обретение дара

В ту ночь с ним произошло великое чудо. Сама Дева Мария сошла с неба и дала ему свиток, велев проглотить его. Икона Романа Сладкопевца отображает этот момент. Он получил подарок - звучный красивый голос, а также дар составлять церковные песнопения. Для этого мало обладать литературным талантом - надо очень хорошо понимать все церковные догматы. В тот же час певчий составил кондак Рождества, который до сих пор поют все верующие в праздничную ночь.

На другой день он пропел его в храме, все были поражены. Песнопение было очень красивым и грамотно написанным. А исполнение - божественное. Поэтому юноша получил прозвище «Сладкопевец». Бывшие враги, притеснявшие Романа, покаялись в том, что плохо к нему относились. Кроткий юноша простил их.

  • Роман Сладкопевец написал более тысячи тропарей, кондаков и акафистов.
  • Его исполнение было украшением любой службы, скромный дьякон сделал огромный вклад в развитие красоты православного богослужения.

Почитание

Незадолго перед своей кончиной, Божий служитель принял монашеский постриг. После кончины его причислили к лику святых. Часто талантливый служитель изображается вместе с Богородицей, в окружении верующих, поющих в храме.

Существует и отдельная его икона.

  • На ней благообразный юноша в облачении дьякона. Это стихарь и орарь (лента, переброшенная через плечо).
  • В правой руке он держит кадило, либо она поднята для крестного знамения.
  • В левой руке может быть развернутый свиток, на котором указан текст самого известного кондака, сочиненного служителем. Либо это может быть свернутый свиток; иногда - изображение церковного здания (храм, в котором служил святой).
  • Существует очень интересная икона, на которой Пречистая Дева стоит над спящим Романом Сладкопевцем. Она держит в руках свиток, проглотив который, святой и получил свой благословенный дар.
  • Также очень часто великий церковный автор изображается на иконе Покрова.

В России существует несколько церквей, освященных во имя Романа Сладкопевца - в Санкт-Петербурге, Нижнекамске и т.д. Есть такой храм и в Киеве.

Особенно почитается этот святой теми, кто занимается церковным пением или просто музыкальным искусством. Помогает он и в других ситуациях:

  • при развитии таланта исполнителя, поэта;
  • при защите от зависти;
  • при обретении уверенности и в других сложных ситуациях.

Люди, носящие имя Роман могут ежедневно просить его заступничества. Молиться можно возле иконы, если рядом нет храма во имя этого святого.

Молитва Роману Сладкопевцу

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь первый преподобному Роману Сладкопевцу

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу / и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души вещи безсмертней. // Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Роман Сладкопевец - молитва, икона, тропарь was last modified: Март 31st, 2018 by admin

Отличная статья 0

Много известно святых, служивших при жизни Господу монахами, епископами, архиереями, даже патриархами. Как правило, они владели даром исцеления, изгнания бесов, прозорливости. Но, оказывается, умение исполнять церковные песнопения - тоже талант от Бога. Им владел не слишком известный широким массам православных верующих святой. Имя ему - , день памяти - 14 октября.


Жизнь святого

Преподобный Роман жил на Земле в V-VI вв. н.э. Родился он в пятом столетии в сирийском городе Эмесса. Родители Романа были по одной версии сирийцами, по другой - греками, по третьей - иудеями. К единому мнению на данный счет историки не пришли по сей день. Однако точно известно, что Роман изъяснялся на сирийском языке.

Еще будучи младым отроком, будущий святой стремился исполнять христианские каноны. Он старался вести целомудренную и праведную во всех отношениях жизнь. Святое крещение Роман получил в юности. Повзрослев, преподобный стал служить пономарем. Первым местом его церковной деятельности явился город Берит (Бейрут). Когда у власти находился император Анастасий, Роман отправился в Константинополь, где по прибытии стал вести службу в церкви во имя Пресвятой Богородицы в Кирах. Преподобный строго соблюдал все посты, усердно и подолгу молился, часто не спал по ночам, воздавая хвалы Господу.

Неприятное происшествие

Прошло немного времени, и Роман получил назначение в храм Святой Софии. Здесь он продолжал со всей ответственностью трудиться пономарем. Не имея ни правильного слуха, ни красивого голоса, Роман никогда не участвовал в церковном пении. Из-за этого он нередко становился жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден особым расположением и теплым отношением к нему самого патриарха Евфимия.


К сожалению, данное обстоятельство сослужило попервой святому плохую службу. Некоторые соборные клирики, видя доброту патриарху к простому, да еще и ничем не примечательному пономарю, исходили черной завистью. Сговорившись, они стали открыто выказывать Роману свое недовольство - начали всячески притеснять помощника храмового священнослужителя. Высказывали клирики протесты и патриарху, возмущаясь тем, что Евфимий платит своему любимчику наравне с ними при разном объеме обязанностей.

Как-то раз во время одной из церковных служб, проходивших аккурат перед праздником Рождества Христова, недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Так они хотели отомстить юноше и, возможно, вовсе избавиться от него. А, надо сказать, на тот момент в церкви было народу видимо-невидимо, на богослужении присутствовал император с придворными, службу же правил сам патриарх. Оказавшись в столь затруднительном положении, не имея возможности скрыться, Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали клирики.

Получение дара

Произошедшее сильно огорчило святого. По окончании службы, когда кроме него никого не осталось в храме, Роман упал на колени перед образом Девы Марии и долго молился Пречистой со слезами, выплескивая всю боль и горечь, что накопились в его бедном чистом сердце. Излив душу, святой несколько успокоенный отправился домой. Там юноша сразу же лег и уснул, даже не потрудившись поужинать из-за расстройства. И увидел Роман странный сон, в котором сама Богоматерь явилась ему. Дева Мария подошла к сновидцу, сжимая в руках бумажный свиток, и велела тому открыть уста свои. Роман повиновался и тотчас же свиток оказался у него во рту, а Пресвятая Богородица рекомендовала съесть сей предмет.


Роман и этот приказ исполнил, после чего проснулся. Душу юноши переполняло чувство радости, умом он пытался вникнуть в суть тонкого видения. Но вместо этого преподобный Роман вдруг понял, что голова его полна книжных знаний, чего отродясь не было, ибо он, хотя и учился грамоте, плохо усваивал материал и понимал прочитанное. Пономарь уразумел, что явившись к нему во сне, Богородица в действительности оказала своему подданному помощь. Роман стал горячо молиться и благодарить Деву Марию за бесценный дар.

День клонился к вечеру. Близилось время всенощного бдения. Роман, все еще пребывая в радости духовной, пошел в церковь. Там оказалось, что помимо дара книжного разумения Владычица наградила юношу также еще и даром песнопения. Обнаружился последний, когда Роман, дабы исполнить праздничную песнь, пропел, стоя на амвоне, мгновенно составленный в уме кондак. Текст его сегодня известен всем православным христианам:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Данный кондак поют в храмах в ночь на Рождество Христово.

Голос Романа, к удивлению его самого и особенно присутствующих на богослужении, был силен и красив. Подивился услышанному и патриарх, после задав вопрос пономарю: откуда вдруг такие разительные перемены? В ответ Роман рассказал про свой сон, не утаив не единой детали, и в очередной раз воздал хвалы Пречистой. Поняв, что притесняемый ими пономарь избран самой Девой Марией, клирики устыдились и стали просить прощения у Романа. А патриарх Евфимий повысил святого до диакона.

С той поры жизнь преподобного сильно переменилась - разумеется, в лучшую сторону. Он вел службы в храме, да так, что паства заслушивалась, ловила каждое слово Романа; составлял кондаки, посвящая их Творцу, Богородице, разным святым на тот или иной праздник. Всего накопилось более тысячи торжественных песнопений, автором которых стал преподобный Роман, получивший, благодаря своему вымоленному у Матери Божьей дару, добавку к имени «Сладкопевец».


Следует отметить, что не только кондаки составлял святой. Его перу принадлежат также и икосы. Их преподобный сочинил, находясь у себя в доме, во время бессонных ночей. До него такой формы песнопения просто не существовало. У преподобного Романа пению учились другие служители церкви, в том числе и те, что когда-то смеялись над отсутствием у него таланта и разумения.

Святой Роман Сладкопевец являлся автором и более весомых песнопений - акафистов. Многие из них дошли до наших дней. Более всех акафистов, сложенных талантливым диаконом, славится таковой Благовещению Богородицы. Он стал образцом, по которому в дальнейшем были составлены прочие песнопения, поемые стоя.

Роман Сладкопевец

Западнополесская икона (1649)
Рождение
  • Хомс , Сирия
Смерть
  • Константинополь , Византийская империя
В лике преподобный
День памяти 1 октября
Категория на Викискладе

Жизнеописание [ | ]

Роман Сладкопевец родился в середине V века в греческой (возможно также в сирийской или иудейской) семье в г. Эмесса , в Сирии и говорил на сирийском языке , был крещён в молодости, дьяконствовал в Бейруте , при императоре Анастасии I Дикоре (491-518) прибыл в Константинополь , здесь поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

В греческом подлиннике гимны Романа имели особый стихотворный размер, называемый тоническим , которого он считается распространителем. Немецкий византинист Крумбахер , издавший полное собрание гимнов Романа, признаёт, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

Издания [ | ]

  • Romane le Melode / Ed. par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1964.
  • Sancti Romani Melodi Cantica / Ed. P. Maas, C.A. Trypanis. L., 1960.

Исследования [ | ]

  • Arentzen, T. The Virgin in Song: Mary and the Poetry of Romanos the Melodist. University of Pennsylvania Press, 2017.
  • Gador-Whyte, S. Theology and Poetry in Early Byzantium. The Kontakia of Romanos the Melodist. Cambridge University Press, 2017.
  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. P., 1977.

Переводы [ | ]

Русские переводы:

  • Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца… / Пер. С. Цветкова. М., 1881. 201 стр.
  • Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу. / Пер. Цветкова. М., 1900. 212 стр.
  • Плач пресвятыя Богородицы при кресте. М., 1891. 63 стр.; М., 1909. 67 стр .
  • Кондак или песнь на рождество Христово. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1912. 31 стр.
  • Кондак или песнь на святую пасху. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1913. 31 стр.
  • Кондак на неделю ваий. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.
  • Кондак на святую пятидесятницу. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.