Атомный авианосец энтерпрайз. Судный день авианосца «Энтерпрайз

Ударный атомный авианосец ВМС США USS Enterprise (CVN-65) стал первым в мире атомным авианосцем, и 8-м по счету кораблем по именем Enterprise в истории военно-морского флота США. Как и его предшественник, знаменитый авианосец времен 2-й мировой войны, USS Enterprise, новый авианосец быстро получил прозвище Big E – Большой Э. USS Enterprise (CVN-65) был и остается самым длинным в мире военным кораблем, его длина составляет 342 метра. Планировалось построить 6 авианосцев класса Enterprise, однако был построен всего один, постройку остальных пришлось отменить из-за слишком высокой стоимости. К настоящему времени USS Enterprise (CVN-65) стал вторым по возрасту ветераном ВМС США, числящемся в строю, старше него только парусный фрегат USS Constitution. USS Enterprise находился в строю 51 год, больше, чем любой другой авианосец в мире. За это время службу на его борту прошли более 100 тысяч моряков.
У Биг Э есть и другие особенности, делающие его единственным в мире. Например, 8 атомных реакторов, или 4 руля.

Но все-таки главные достоинства Биг Э заключаются в его биографии. Авианосец стал символом военно-морской мощи США и принимал участие практически во всех войнах и конфликтах, в которые были втянуты США. Киль Энтерпрайз заложили в 1958 году на верфи в Ньюпорте, в сентябре 1960 года он был спущен на воду, 25 ноября 1961 года он официально вступил в строй ВМФ США, а 12 января 1962 года вышел в свой первый поход. Уже в октябре того же года Биг Э стал участником первого конфликта в своей истории – Кубинского кризиса. С 1965 года и по 1973 год, конец Вьетнамской войны, авианосец периодически принимал участие в боевых действиях США во Вьетнаме, попутно поучаствовав в конфликте между КНДР и Южной Кореей. В этот же период, 14 января 1969 года, произошла и знаменитая авария на борту авианосца – сильный пожар, вызванный взрывом самолетной ракеты воздух-воздух и воздух-земля Зуни, подвешенной к крылу Фантома, стоявшего на взлетной палубе. Погибло 27 человек, 314 получили ранения, 15 самолетов были уничтожены взрывами и огнем. Сильно досталось и авианосцу, он ушел на ремонт в Перл-Харбор.
В апреле 1975 Биг Э осуществил очень рискованную операцию по эвакуации из Сайгона американских граждан и вьетнамцев, обреченных на уничтожение новой коммунистической властью. Людей эвакуировали вертолетами с крыш американского посольства и командного центра под огнем вьетконговской артиллерии, под воздушным прикрытием истребителей. Последний вертолет взлетел с крыши посольства в 0753 30 апреля 1975 года с 11 морскими пехотинцами на борту.
Не обошли Биг Э стороной войны в Персидском заливе и Югославский конфликт, уж не говоря про присутствие авианосца, в качестве сдерживающей силы, в массе горячих точек, грозивших перерасти в пожар большой войны.

Планировалось списать Энтерпрайз где-то в 2014-15 годах, однако остановились на конце 2012 года. Биг Э будет торжественно выведен из строя действующих кораблей ВМФ США 1 декабря 2012 года в Норфолке, Вирджиния. После церемонии списания ему предстоит пройти деактивацию реакторов и выгрузку топлива - операция, которая займет почти столько же времени, сколько его строительство. Планируется начать деактивацию в середине 2013 года, и закончить где-то в 2015-м. В США давно уже идет активная кампания по сохранению авианосца в качестве мемориала-музея, однако специалисты скептически относятся к этой идее, поясняя, что после выгрузки топлива и деактивации реакторов от внутренностей авианосца мало что останется, потому что выемка топлива и реакторов потребует капитальной разборки конструкций корабля. Скорее всего, часть Биг Э все-таки будет сохранена – его знаменитый «остров», надстройка, характерного кубообразного вида. Такой вид она получила не по прихоти разработчиков проекта корабля, а в связи с установкой на Биг Э первой в мире фазовой РЛС, то есть РЛС, использующей не вращающиеся, а стационарные антенны.

ТТД:
Класс: Enterprise
Предшествующий класс: Kitty Hawk
Последующий класс: Nimitz
Строитель: Newport News Shipbuilding and Drydock Company
Стоимость строительства: 451.3 миллиона долларов
Заложен 4 февраля 1958 года
Спущен на воду 24 сентября 1960 года
Крещен 24 сентября 1960 года
Передан ВМС США 25 октября 1961 года
Подъем военно-морского флага 25 ноября 1961 года
Базовый порт: база ВМС Норфолк Вирджиния
Водоизмещение 93284 тонн с полной загрузкой
Длина 342 метра
Ширина 40.5 метра (ватерлиния)
Ширина макс 78.4 метра
Осадка 12 метров
Мощность ССУ 280000 л.с.
Макс скорость 33.6 узла (62.2 км/час)
Вместимость 5828 человек макс
Экипаж 3000 человек (2700 рядовых, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
Летный состав 1800 человек (250 летчиков и 1550 технический персонал)
Самолеты: макс 90, обычно 60
4 паровых катапульты
Взлетная палуба, ангары, хранилища боеприпасов и реакторы имеют броневое покрытие
Девизы авианосца:
Мы – легенда
Готовность по приходу
Первый и самый-самый
Официальный сайт авианосца: http://www.enterprise.navy.mil/

Я с советских, школьных времен помню авианосец Энтерпрайз, он тогда, наряду с Фантомами, Зелеными Беретами и ракетами Поларис был символом американских империализма, военщины и агрессивной преступной внешней политики, диктуемой заправилами Уолл-Стрит и монополистическим капиталом. Ужас просто был какой-то, так они угрожали миру. Мы конечно, знали, благодаря нашей партийной печати, что Энтерпрайз несет в себе страшную угрозу миру и человечеству, но как же он к себе притягивал, как был загадочно соблазнителен, как мечталось каким-нибудь чудом на него попасть! Мы нутром понимали, что у нас ничего подобного Энтерпрайзу не было и нет. Помните знаменитую песню про Фантом, с ревом набирающий высоту? Он значит, с ревом забирался в высоту, чтобы потом обрушиться на головы борющихся с империализмом народов, а у нас эту песню орали во всех кабаках, Пугачева и та отдыхала.

Вот так мы к американской военщине и относились – с одной стороны военщина и угроза (хотя никогда реально в нее не верилось, почему-то), а с другой завораживающая красота гигантского Энтерпрайза и уходящих с его палубы в высоту ревущих Фантомов. Можем мы припомнить корабль, равный Энтерпрайзу в советском послевоенном ВМФ (да и военном тоже) – не по размерам конечно, и ТТД, а по памяти, которую он оставил? Корабль, который общественность требовала бы сохранить, как музей и памятник? Лично я не могу. Может быть, памятника достойны тральщики, разгребавшие завалы мин в Суэцком канале после арабо-израильского конфликта в 60-х 70-х? Но они небось, уже трижды побывали в переплавке. Кто еще мог бы стать памятником и примером? Не знаю.

У СССР, и в настоящее время РФ, авианосцев класса Энтерпрайз нет, не было и не будет, можно уверенно об этом говорить. У СССР была единственная и неповторимая возможность обзавестись настоящим первоклассным авианосцем, когда он получил по репатриации недостроенный немецкий авианосец Граф Цеппелин. Вместо того, чтобы достроить и далее использовать Графа не только как боевой корабль, но и как платформу для развития советского класса авианосцев, его потопили – мол, по требованию американцев и англичан, таковы мол, были соглашения. Ой-ой, ну надо же. Подписали соглашение и его придерживались – разве коммунисты когда свое слово нарушали? Действительность куда проще и тупее – товарищ Сталин сразу после 2-й мировой начал готовиться к 3-й, и ему грезились армады супер линкоров в сопровождении супер крейсеров, ставящие на колени заносчивых американцев. Это после опыта 2-й мировой, ликвидировавшей линкоры как устаревший тип кораблей. Ну надо ж было додуматься! Сталин не понимал ни значения авианосцев, ни коренных перемен в военно-морских силах, произошедших в ходе 2-й мировой войны, а подсказать было некому. Хорошо его вовремя отправили на тот свет, и уже начатое строительство гигантских и дорогих мишеней для авианосцев в будущей войне, если бы она разразилась, тут же прекратили. Впрочем, нашему ВМФ не помог бы и Граф Цеппелин. На первом месте должны быть люди. До тех пор, пока к людям в России относятся как разменной монете, как к крепостным, у РФ, как до того у СССР, не было и не будет первоклассного военно-морского флота.

Энтерпрайз, как и всю американскую военщину, не устают обвинять в участии в преступных войнах и конфликтах. Почему советские и теперь российские войны конфликты все без исключения благородные, а американские преступные, я не знаю. Однако когда где-то в мире возникает горячая точка, на помощь почему-то зовут США и НАТО.

Войтенко Михаил
28 сентября 2012
Фотографий Энтерпрайз в сети очень много, я не стал утруждать себя публикацией десятков фото, и выбрал несколько, которые понравились мне больше прочих. На фотографиях взлета и посадки самолета французский Rafale M, базировавшийся на Энтерпрайз в ходе совместных действий. Фото горящего Энтерпрайз, это тот самый знаменитый пожар, который взахлеб описывали советские СМИ с чувствами глубокой радости и удовлетворения.

Он стал вторым в мире военным надводным кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

Авианосец "Энтерпрайз" создавался на базе проектов SCB-80M и SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.

Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.

Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.

В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

На авианосце "Энтерпрайз" доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).

Кроме них на полетной палубе имеются три люка - выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец "Энтерпрайз" располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две - на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.

Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение - аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.

На авианосце "Энтерпрайз" используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.

"Энтерпрайз" оснащен очень мощной судовой электростанцией , состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех аварийных дизель-генераторов - по 1000 кВт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составляет 9,38 млн литров, что обеспечивает интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружается до 2520 т ракет, бомб и других боеприпасов.

Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на "Энтерпрайзе" это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное - "Энтерпрайз" не нуждался в дозаправке топливом во время походов : одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Технические характеристики Enterprise:

Длина - 342,3 м; ширина - 78,4 м; осадка - 11,9 м;
Водоизмещение - 93500 тонн;
Скорость - 35 узлов;
Дальность плавания - 400 тысяч миль;
Экипаж корабля: - 3325 человек;
Вооружение авианосца:
Пусковые установки "Си Спарроу" - 3Х8;
Пусковые установки "Фаланкс" - 3;
Состав авиакрыла:
Самолетов - до 85;
Личный состав - 1891 человек.

Строительство атомохода велось в сухом доке, поэтому спуск на воду был осуществлен путем простого заполнения последнего водой. После спуска на воду корабль вышел в воды Атлантики на приемо-сдаточные испытания, которые продолжались шесть суток. Причем впервые в американском флоте заводские испытания и первичная приемка корабля ВМС проводились одновременно. Затем он вернулся обратно в Ньюпорт-Ньюс.

25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.

12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа.

Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте (штат Флорида), на корабль погрузили 7‑ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J "Виджилент" (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем - F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).

Начало полетам палубной авиации авианосца положил командир 1-й корабельной авиагруппы командир Джордж Тэлли‑младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U "Крусейдер" (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты.

Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля 1962 г. , атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую военно-морскую базу Гуантанамо (остров Куба).

(Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра (Москва), 29.12.2004, Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" (Enterprise). Владимир Щербаков)

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. В 1964 г. "Энтерпрайз" совместно с надводными кораблями ВМС США "Лонг Бич" и "Бэйнбридж" совершил кругосветное плавание , главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход прошел без единой дозаправки топливом и пополнения запасов и длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.

Авианосец участвовал во многих конфликтах Холодной войны и современности, начиная с блокады Кубы во время Карибского кризиса 1962 г. и Вьетнамской войны, и заканчивая операцией против Ирака в 2003 г.

Служба первого атомного авианосца неразрывно связана с многочисленными модернизациями: в 1965 г. был добавлен паровой котел, удлинена мачта надстройки, а радиотехническое вооружение было пополнено объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System - IOIS) и системой спутниковой навигации.

В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A "Томкэт". В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.

В настоящее время на авианосце "Энтерпрайз" оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Enterprise (CV-6)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Зенитная артиллерия

  • 8 (8 x 1) 127-мм/38 орудий;
  • 16 (4 х 4) 28-мм пулемета;
  • 24 (24 х 1) 12,7-мм пулемета.

Авиагруппа

  • 18 истребителей;
  • 18 торпедоносцев;
  • 36 пикирующих бомбардировщиков.

Однотипные корабли

USS Enterprise (CV-6) (рус. «Энтерпрайз» ) - американский авианосец типа Yorktown . Во время Второй мировой войны принял участие в большинстве операций против Японии , включая сражение у атолла Мидуэй , сражение у восточных Соломоновых островов , бой у островов Санта-Крус, битву за Гуадалканал , битву при Марианских островах , бой в заливе Лейте . USS Enterprise - корабль, получивший наибольшее количество наград в истории ВМС США . Выведен из состава флота в 1947 году. Продан на слом в 1958.

Общие сведения

Авианосец USS Enterprise (CV-6) (также известный под именем Big E , Lucky E , The Grey Ghost , The Galloping Ghost ) типа Yorktown был седьмым кораблем по счету, носящим это имя и шестым по счету авианосцем во флоте ВМС США. Самый титулованный корабль ВМС США, получивший в итоге 20 боевых звезд за военную службу во время Второй мировой войны, а также в числе первых высокую награду Presidential Unit Citation . За время своей службы авианосец прошел 509 000 км, на палубу корабля более 54 000 раз приземлились самолеты, семь раз был серьезно поврежден. На счете авианосца 911 сбитых вражеских самолетов, 71 потопленный корабль и 192 поврежденных.

История создания

Предшественники

USS Ranger

Из восьми довоенных авианосцев США, USS Ranger оказался в числе трех, которые уцелели во Второй мировой войне. USS Ranger послужил прототипом для следующей серии американских авианосцев типа Yorktown . В силу того, что авианосец оказался неприспособленным для активных боевых действий, он чаще использовался в качестве авиатранспорта, а позже как учебный корабль .

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерия авианосца к началу войны состояла из восьми универсальных 127-мм/38 орудий , четырех счетверенных 28-мм автоматов Mk 1/1 и двадцати четырех 12,7-мм пулеметов Browning M2 .

Модернизации

Вооружение

С началом войны число 12,7-мм пулеметов было увеличено. Однако первые же столкновения продемонстрировали низкую эффективность крупнокалиберных пулеметов. С февраля 1942 года они стали заменяться на 20-мм автоматические пушки Oerlikon . К битве у атолла Мидуэй USS Enterprise был вооружен уже 32 такими орудиями, пулеметы при этом снимались с вооружения. В июле количество пушек Oerlikon было увеличено до 40 единиц, а пулеметы были окончательно сняты.

В октябре почти все 28-мм автоматы были заменены на счетверенные 40-мм пушки Bofors L60 (4 установки), только 1 установка 28-мм автоматов оставалась на вооружении ещё год. Росло число установок Oerlikon , в октябре 1942 г. - 44 ед., в ноябре - 46 ед. Анализ боев требовал постоянного наращивания зенитной артиллерии и в октябре 1943 авианосец вновь был перевооружен. На вооружении было установлено два типа малокалиберных зенитных орудия, пятьдесят 20-мм автоматов Oerlikon и 40 единиц Bofors (8 спаренных и 8 счетверенных установок). С таким набором вооружения USS Enterprise завершил войну.

Авиационное вооружение

Перед налетом на Токио в апреле 1942 истребительная эскадрилья была увеличена до 27 самолетов усовершенствованного типа (F4F-4 ). Примерно в таком составе авианосец действовал весь 1942 год. Так накануне боя у атолла Мидуэй в июне 1942 года авиагруппа состояла из 79 самолетов (27 истребителей, 38 пикировщиков и 14 торпедоносцев).

Сражение у атолла Мидуэй продемонстрировало необходимость увеличения числа истребителей и к началу боев за Гуадалканал авиагруппа была увеличена до 87 самолетов (по 36 истребителей и 15 торпедоносцев). Вместо устаревших торпедоносцев TBD Devastator , эскадрилья получила современные TBF Avenger .

В 1943 году истребительные эскадрильи были перевооружены на новые истребители F6F Hellcat . В 1944 году одна из эскадрилий приняла на вооружение истребители F4U Corsair .

В сражении у Марианских островов авиагруппа USS Enterprise включала в себя 78 самолетов, 35 истребителей (в том числе 32 F6F и 3 F4U ), 23 пикирующих бомбардировщика SBD Dauntless и 20 торпедоносцев (7 TBM и 13 TBF ). С ростом числа авианосцев у американцев появилась возможность выделить отдельные корабли для решения особых задач. После переоборудования в авианосец для ночных действий авиагруппа включала всего 45 самолетов, 16 ночных истребителя F6F-5N Hellcat , два фоторазведчика F6F-5P Hellcat и 27 TBM-3D Avenger . Тем не менее, в период активных дневных действий она могла усиливаться большим числом как истребителей, так и ударных самолётов.

История службы

Довоенный период

USS Enterprise во время прохождения Панамского канала по пути в Тихий океан. 27 апреля 1939 года

Через полтора года после спуска на воду со стапелей верфи в Ньюпорт Ньюз 12 мая 1938 года авианосец USS Enterprise был принят в состав флота ВМС США. Первым заданием нового корабля был испытательный круиз в Рио де Жанейро, Бразилия. В Хэмптон Роудс авианосец вернулся зимой того же года. 2 января 1939 года под командованием адмирала Ф. Хэлси отбыл на юг для участия во флотских учениях в Карибском море со своим систершипом USS Yorktown . В апреле 1939 года под командованием капитана Чарльза Паунэлла авианосец вошел в состав Тихоокеанского флота, после чего некоторое время базировался в Сан-Диего, штат Калифорния.

В то время USS Enterprise еще не был известным кораблем, которым ему предстояло стать несколькими годами позднее. Офицеры, служившие в то время на авианосце, высмеивали корабль фразами на подобии «коричневый башмак флота», а член экипажа, увольнявшийся после службы на авианосце, носил в некоторой степени унизительное звание «моряк авианосца». Теодор Мэйсон в своих мемуарах «Моряк Линкора» (в оригинале Battleship Sailor ), описывает совместное плавание линкора USS California (BB-44) с авианосцем USS Enterprise к западному побережью следующим образом:

USS Enterprise в заливе Сан-Франциско. 1 июля 1939 года

В большинстве военно-морских кругов авианосцам отводилась роль исключительно поддержки: разведка, дальнее обнаружение и защитное прикрытие с воздуха. В то время как именно линкорам со времен Ютланда отводилась главенствующая роль на море. Тем не менее, некоторые далеко смотрящие американские офицеры, как и большинство японских флотских лидеров, рассматривали авианосцы именно как наступательное средство с возможностью атаки на куда большие расстояния, чем главный калибр 356- и 460-мм орудий линкоров, главной гордости флота.

На протяжении двух лет авианосец USS Enterprise нес весьма активную, почти беспрерывную службу, в то время как другие авианосцы, которые должны были сменить его по ротации (USS Lexington , USS Saratoga и USS Yorktown ), почти все время пребывали в сухом доке. В мае 1940 года авианосец в составе большей части Тихоокеанского флота был передислоцирован на новую базу в Перл-Харбор , штат Гавайи. Планировалось, что данный шаг по перебазированию части флота несколько отсудит пыл японского командования по дальнейшему продвижению на юг, однако получилось совсем наоборот.

1941 год

Согласно программе усиления военного присутствия США на Дальнем Востоке USS Enterprise был задействован в транспортировке как сухопутной (истребителей Р-39 и Р-40 ), так и морской авиации из портов западного побережья США на базу Перл-Харбор, а также на более отдаленные острова Уэйк и Гуам. В свою последнюю миссию по перевозке авианосец отбыл 28 ноября – через два дня после отбытия ударной группировки ВМС Японии для совершения налета на Перл-Харбор .

7 декабря 1941 года во время пребывания в море USS Enterprise получил радиограмму с Перл-Харбора о совершении массированной атаки на базу Императорским флотом Японии . Сразу после атаки USS Enterprise получил команду найти и атаковать японское соединение. Однако ошибочные разведданные не позволили выполнить приказ – авианосец был отправлен по неверным координатам, по которым обнаружить японский флот не удалось. Что возможно было и к лучшему, поскольку было неизвестно, чем бы завершилось столкновение одного американского авианосца с шестью японскими из состава атаковавшего Перл-Харбор соединения.

На следующий вечер авианосец в охранении шести F4F Wildcat прибыл в Перл-Харбор для заправки и пополнении запасов. По причине возможной повторной атаки японцев, весь процесс дозаправки вместо плановых 24 часов занял всего 7. К шести часам следующего утра авианосец покинул гавань Перл-Харбора и отбыл в море.

Последние дни декабря авианосец провел в патрулировании побережья Гавайев. 10 декабря самолеты корабля обнаружили японскую подлодку I-70 , действовавшую в тех водах. Сброшенная бомба отправила субмарину на дно, таким образом открыв счет уничтоженным авианосцем военным кораблям.

1942 год

1942-год для USS Enterprise начался с продолжения патрулирования акватории к западу от Гавайских островов.

1 февраля 1942 года USS Enterprise в составе 8-го Оперативного соединения совершил рейд на группу Маршалловых островов (Кваджелэйн, Вотье, Малоэлап). Во время рейда соединением были потоплены три корабля, повреждено восемь, а также уничтожено значительное количество базировавшихся там самолетов и наземных сооружений. Во время операции авианосец дважды подвергся атакам японской авиации и получил небольшие повреждения от близкого разрыва бомбы и от падения сбитого бомбардировщика Mitsubishi G4M Betty .

После небольшой модернизации и ремонта в Перл-Харборе, 8 апреля 1942 года USS Enterprise отбыл на рандеву с систершипом USS Hornet для его дальнейшего сопровождения в «Рейде Дулиттла» на Токио. Истребители USS Enterprise обеспечивали воздушное прикрытие 16 армейских бомбардировщиков B-25 Mitchell , взлетевших с палубы USS Hornet . 25 апреля Оперативное соединение вернулось в Перл-Харбор.

Спустя пять дней авианосец отбыл в южную часть Тихого океана для усиления авианосного соединения, действовавшего в Коралловом море. К битве в Коралловом море авианосец не успел. После совместного с USS Hornet рейда к островам Науру и Банаба с целью их защиты от планировавшегося налета японцев, известного как Операция Рю, 26 мая USS Enterprise вернулся в Перл-Харбор. После прибытия на авианосце начались интенсивные приготовления для встречи японского флота у атолла Мидуэй.

28 мая на USS Enterprise стал флагманом флота Оперативного соединения 16 под командованием вице-адмирала Рэймонда А. Спрюэнса , которому была поставлена задача удержать атолл Мидуэй и нанести максимальный урон атакующей группировке. В состав соединения также входили USS Hornet , 6 крейсеров и 10 эсминцев . В состав Оперативного соединения 17 под командованием вице-адмирала Фрэнка Д. Флэтчера , которое отбыло из Перл-Харбора 30 мая входили: авианосец USS Hornet в качестве флагмана, два крейсера и шесть эсминцев.

Благодаря перехваченным японским радиограммам командование операцией имело четкое представление о том, что собирались делать японцы и состав их атакующей группировки. Хотя расстановка сил была не в пользу американцев (соотношение 7 к 3), но наличие расшифрованных данных как минимум уравнивало шансы.

Авианосное подразделение ударной группировки японцев двигалось с северо-запада даже не подозревая об уже ожидавших их американцах. Утром 4 июня в 5.45 от одного из гидросамолетов-разведчиков поступило донесение об обнаружении сил противника. Час спустя после обнаружения авианосной группировки с USS Enterprise и USS Hornet начали взлетать самолеты. Тем не менее, взлетевшая авиагруппа так и не обнаружила противника по указанным координатам и вернулась назад. Обнаружить японцев удалось лишь 8-й торпедоносной эскадрилье на позиции в 25 милях к северо-западу от предполагаемого местонахождения.

Между 9.40 и 9.58 на место боя прибыла 6-я торпедоносная эскадрилья с авианосца USS Enterprise . Она не имела ни истребителей прикрытия, ни пикирующих бомбардировщиков поддержки. В отчаянной борьбе лишь некоторым из этих самолетов удалось сбросить торпеды. Из всей эскадрильи вернулось только шесть самолетов. В этот день почти все атаки американцев заканчивались безрезультатно и с огромными потерями. Все три авианосные эскадрильи торпедоносцев были практически полностью уничтожены. Тем не менее, в запасе оставались еще пикирующие бомбардировщики.

После 10 утра оставшиеся эскадрильи пикировщиков с обоих авианосцев совершили налет на японские авианосцы. Истребители прикрытия японцев в это время пребывали на малой высоте и не успели перехватить атакующие самолеты. В результате атаки пикировщикам с USS Enterprise удалось вогнать три 1000-фунтовых бомбы в IJN Sōryū и три в IJN Kaga . Эскадрильям с USS Yorktown удалось добиться двух попаданий в IJN Akagi . Во время этой атаки USS Enterprise потерял 14 самолетов. Результаты этой атаки были весьма убедительными. Скоро три поврежденных авианосца были охвачены пламенем. К концу дня IJN Sōryū и три в IJN Kaga оказались на дне, а IJN Akagi был потоплен своими же эсминцами по причине невозможности его спасти.

Преимущество в сражении перешло к американскому флоту. Эскадрильи торпедоносцев с USS Enterprise и USS Yorktown обнаружили и поразили последний японский авианосец из японского соединения - IJN Hiryu . Потери авиагруппы USS Enterprise составили 3 самолета. На следующий день 5 июня самолеты двух авианосцев 16-го Оперативного соединения атаковали два японских тяжелых крейсера. Крейсер IJN Mogami был тяжело поврежден, а крейсер IJN Mikuma потоплен. Таким образом, в ходе сражения самолеты с USS Enterprise потопили 4 японских корабля, внеся решающий вклад в победу американского флота.

13 июня корабль вернулся в Перл-Харбор. 15 июля авианосец отправился в южную часть Тихого океана, где присоединился к Оперативному соединению 61 для участия в высадке на Соломоновы острова. На протяжении следующих двух недель эскадрильи с авианосца обеспечивали защиту маршрутов к юго-западу от Соломоновых островов. 24 августа на расстоянии 300 км севернее Гуадалканала была обнаружена мощная японская группировка, которая намеревалась совершить высадку. В результате сражения у Восточных Соломоновых островов был потоплен японский авианосец IJN Ryujo , а USS Enterprise понес тяжелые повреждения. Японская авиация добилась трех прямых попаданий и четырех вблизи, в результате которых погибли 74 члена экипажа и 95 были ранены. Тем не менее, авианосцу удалось локализовать повреждения и своим ходом вернуться в Перл-Харбор.

После прохождения ремонта с 10 сентября по 16 октября в Перл-Харборе USS Enterprise вновь отправился в южную часть Тихого океана, где вместе с USS Hornet сформировал Оперативное соединение 61 под командованием адмирала Кинкейда . Во время сражения у Санта-Круз нанес авиаудар по авианосцу IJN Zuiho , во время которого пикировщики добились двух удачных попаданий, которые вызвали пожары и сильно повредили взлетную палубу. Также был атакован линейный корабль IJN Kongo , однако попаданий не удалось добиться. После потери авианосца USS Hornet все атаки японской авиации были сосредоточены на USS Enterprise . Несмотря на сильное истребительное прикрытие и зенитный огонь корабль был поврежден тремя бомбами.

После гибели USS Hornet , USS Enterprise оставался единственным американским авианосцем, действующим на Тихоокеанском театре военных действий.

30 октября авианосец достиг острова Нумеа для прохождения ремонта. 11 ноября USS Enterprise , на борту которого еще находились ремонтные команды с плавучей мастерской Vestal , вышел из Нумеа, чтобы помочь предотвратить новые высадки японцев на о. Гуадалканал. 13 ноября эскадрильи с USS Enterprise помогли утопить вражеский линкор IJN Hiei . Днем 14 ноября поисковые самолеты обнаружили на западе крейсера противника, охранявшие транспорты. С авианосца и аэродрома Гендерсон-Филд немедленно вылетели ударные авиагруппы. В результате бомбометания и пикирования, атак торпедоносцев и обстрела на бреющем полете был потоплен тяжелый крейсер IJN Kinugasa , а крейсера IJN Takao и IJN Isuzu и эскадренный миноносец IJN Michisio получили серьезные повреждения. В тот же день были или потоплены или повреждены в результате пожаров и потери плавучести восемь вражеских транспортов.

После серии боев при Гуадалканале, на счету авианосца числилось содействие в потоплении 16 вражеских кораблей и повреждении еще восьми. 16 ноября авианосец вернулся в Нумеа для окончания ремонта. С 4 декабря по 28 января авианосец проводил учебные действия неподалеку острова Эспириту Санто, после чего снова отбыл в район Соломоновых островов.

1943 год

30 января эскадрильи авианосца приняли участие в боевом сопровождении группы крейсеров и эсминцев во время битвы у острова Рэннэл . Несмотря на уничтожение большинства вражеских бомбардировщиков американцам не удалось сохранить тяжелый крейсер USS Chicago , потопленный вражескими авиаторпедами. 1 февраля корабль прибыл в Эспириту Санто и на протяжении следующих трех месяцев действовал в районе Соломоновых островов, осуществляя прикрытие наземных войск.

27 мая USS Enterprise вернулся в Перл-Харбор, где адмирал Честер Нимиц представил корабль к первой награде - Presidential Unit Citation . Летом к Тихоокеанскому флоту присоединились новые авианосцы типа Essex и Independence и у USS Enterprise появилась возможность вернуться домой и пройти капитальный ремонт. После смены на своем посту британским авианосцем HMS Victorious корабль отправился на восстановление и модернизацию в Puget Sound Naval Shipyard , куда прибыл 20 июля.

В строй авианосец смог вернуться лишь к середине ноября, приняв участие в воздушном прикрытии 27-го Пехотного дивизиона во время высадки на атолл Макин с 19 по 21 ноября. В ночь на 26 ноября USS Enterprise впервые произвел ночные вылеты по перехвату японской авиации, совершавшей постоянные налеты на американские соединения. После совершения массированного авианалета на Кваджелэйн 4 декабря, USS Enterprise вернулся в Перл-Харбор.

1944 год

USS Enterprise в водах Гавайев 2 августа 1944 года

С 29 января по 3 февраля USS Enterprise в составе Оперативного соединения быстрых авианосцев оказывал поддержку союзным войскам при высадке на остров Кваджэлэйн из состава Маршалловых островов. После чего 17 февраля принял участие в массированном ударе по острову Трук (Каролинские острова), во время которого впервые была совершена весьма эффективная ночная бомбардировка с использованием радаров. Двенадцати торпедоносцам удалось поразить около трети надводных целей от общего показателя в 200 000 т уничтоженных кораблей при помощи авиации.

20 февраля USS Enterprise в сопровождении эскорта осуществил авианалет на атолл Джалуит, после чего отправился в Маджуро и Эспириту Санто. 15 марта авианосец вошел в состав Оперативного соединения 36.1. В период с 19 по 25 марта оказывал воздушную поддержку наземным войскам при высадке на остров Эмирау. 26 марта USS Enterprise воссоединился с Оперативным соединением 58 и на протяжении следующих 12-ти дней принимал участие в серии ударов по островам Яп, Улити, Волеаи и Палау. После недельного отдыха и пополнения припасов в Маджуро, 14 апреля корабль отбыл в район Новой Гвинеи для оказания поддержки при высадке десанта на Джаяпуре. С 29 по 30 апреля принял участие в очередной бомбардировке острова Трук.

6 июня 1944 года в составе Оперативного соединения 58.3 отбыл из Маджуро для воссоединения с остальной частью Оперативного соединения 58 для участия в атаке на Марианские острова. В период с 11 по 14 июня произвел авианалеты на острова Сайпан, Роту и Гуам. 15 июня оказал непосредственную поддержку высадке десанта на Сайпан, а 16 июня обеспечивал защиту войскам на берегу.

USS Enterprise в центральной части Тихого океана. Июнь 1944 года

19 июня авианосец USS Enterprise в составе Оперативного соединения 58.3, состоявшего из четырех авианосцев, под командованием вице-адмирала Джона В. Ривза вступил в одно из самых крупных авианосных сражений в истории – битву в Филиппинском море . На протяжении восьми часов авиагруппы обоих сторон сражались в небе над происходившем внизу сражении надводных сил. На протяжении двух дней американцы потеряли 130 самолетов и 76 пилотов, поврежденными остались 6 кораблей. В то же время со стороны Императорского флота Японии было потеряно три авианосца (IJN Hiyo , IJN Shokaku , IJN Taiho ), 426 самолетов. Как оказалось это были невосполнимые потери для японского флота.

Во время сражения USS Enterprise принимал участи как в оборонительных операциях, так и в наступательных. 5 июля, после битвы в Филиппинском море, авианосец в составе своего соединения оказывал поддержку наземным войскам во время вторжения на Сайпан. После этого корабль отбыл в Перл-Харбор для восстановления экипажа и планового ремонта. В строй вернулся лишь 24 августа, взяв курс для участия в авианалете на острова Вулкан и Бонин, которое происходило с 31 августа по 2 сентября. С 6 по 8 сентября USS Enterprise авиаударам подверглись также острова Яп, Улити и Палау.

После ряда операций к западу от островов Палау, 7 октября USS Enterprise присоединился с Оперативному соединению 38 и взял курс на север. С 10 по 20 октября в процессе подготовки к вторжению на остров Лейте эскадрильи авианосца совершили ряд авианалетов на острова Окинава, Формоза, а также Филиппины, нанеся большой ущерб аэродромам, береговым строениям, кораблям и прочим важным объектам островной инфраструктуры. После поддержки высадки десанта на остров Лейте, корабль отправился в Улити для дозаправки и пополнения припасов. Однако приближение японского флота заставило авианосец повернуть назад и вступить в бой 23 октября, известный как сражение в заливе Лейте.

Во время сражения авиагруппы авианосца USS Enterprise наносили удар всем трем группировкам врага, постоянно бомбя вражеские линкоры и эсминцы до окончания боя. После сражения корабль до конца октября осуществлял патрулирование восточнее островов Самар и Лейте, после чего отправился на дозаправку к Улити. На протяжении всего ноября эскадрильи авианосца постоянно наносили удары по району Манилы, а также по острову Яп. 6 декабря USS Enterprise вернулся в Перл-Харбор.

24 декабря корабль отбыл на Филиппины неся на борту специально обученный экипаж для действий в ночное время. Во время отбытия из Оаху, корабельный номер авианосца сменился с CV-6 на CV(N)-6 , где добавленная буква N (от англ. night ) означала для «ночных операций».

1945 год

USS Enterprise в момент удара камикадзе. Окинава, 14 мая 1945 года

В январе 1945 года авианосец присоединился к Оперативному соединению 38.5, которое отправилось к северу от острова Лузон и позже в Южно-Китайское море для произведения ряда налетов на береговые строения и корабли. В комплекс операций также входили атаки на остров Макау. 10 февраля после краткого визита на базу в Улити, USS Enterprise присоединился к Оперативному соединению 58.5 для обеспечения боевого прикрытия союзных сил во время удара по Токио 16-17 февраля. В период с 19 февраля по 9 марта корабль оказывал поддержку в боях при Иводзиме, после чего отбыл на базу в Улити. Во время боев за Иводзиму авиагруппы USS Enterprise пребывали в воздухе непрерывно на протяжении более 174 часов.

После отбытия из Улити 15 марта авианосец продолжил свои ночные атаки на острова Кюсю, Хонсю, а также на транспортные пути возле побережья Японии. 18 марта корабль получил небольшие повреждения в результате попадания вражеской бомбы. Шесть дней спустя авианосец отбыл в Улити для проведения ремонтных работ. Возвратившись в строй 5 апреля, USS Enterprise оказал поддержку союзникам во время боев за Окинаву. 11 апреля корабль подвергся атаке камикадзе, и опять был вынужден вернуться в Улити. С 6 мая USS Enterprise продолжил действовать возле Окинавы, все чаще подвергаясь атакам камикадзе. 14 мая корабль получил последнее повреждение во Второй мировой войне, когда камикадзе на Зеро, управляемый лейтенантом Сунсуке Томиясу уничтожил передний элеватор , убив при этом 14 человек и ранив еще 34.

Для полного восстановления USS Enterprise отбыл домой, на верфь в Pudget Sound .

Послевоенный период

После окончания войны авианосец принял участие в операции «Волше́бный ковёр» по перевозке военнослужащих, раненых и прочего персонала базы в количестве 1 141 человек домой из Перл-Харбора. В Нью-Йорк корабль прибыл через Панамский канал 17 октября 1945 года. Две недели спустя корабль проследовал в Бостон для установки дополнительного причального оборудования. После этого продолжил свое участие в серии вояжей в Европу в рамках операции «Волше́бный ковёр» , таким образом вернув домой более 10 000 ветеранов.

Во время первого вояжа в Европу на борту авианосца домой вернулось 4 668 человек. Корабль прибыл со служащими в их родной город Саутгемптон в ноябре 1945 года. Во время второго вояжа в Европу авианосец в Саутгемптоне посетил Первый лорд Адмиралтейства сэр Альберт Александер с вымпелом Адмиралтейства в знак уважения от союзников. 25 декабря USS Enterprise вернулся в Нью-Йорк с 4 413 служащими. Во время 9-дневного возвращения домой авианосец подвергся четырем штормам, во время которых скорость ветра достигала 128 км/час, а высота волн 23 м.


Когда наши вновь эсминец ВМС США "Дональд Кук", всплыл в памяти интересный и забавный эпизод из советского времени. советской ПЛ на атомный ударный авианосец ВМС США Enterprise (CVN-65) («Энтерпрайз»).Самый длинный (342.3 метра) среди боевых кораблей мира. Читал эту заметку 15 лет назад. Автобиографичный рассказ об этом событии кап. 1 ранга Н.Н. Курьянчика.

АТАКА НА «ЭНТЕРПРАЙЗ»

Капитан 1 ранга Николай Николаевич Курьянчик отдал лучшие годы своей удивительной жизни службе в подводном флоте, в поселке Рыбачьем на Камчатке. До этого закончил Высшее Военно-Морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского (г. Ленинград). Прошел достойно через не одну автономку, был инженером КИП, командиром группы автоматики главной энергетической установки головной атомной лодки проекта 671ртм, там же — командиром дивизиона живучести, затем командиром боевой части 5 на лодке проекта 971 "Барс". Службу закончил старшим преподавателем цикла борьбы за живучесть подводной лодки в 25-м учебном центре там же, в Рыбачьем. Сейчас работает в г. Вилючинске тренером по парусному спорту в Детской спортивной школе № 2.И пишет рассказы. Почти все они глубоко автобиографичны...

"Полковник наш рожден был хватом..."

М.Ю. Лермонтов

ПРОТИВОБОРСТВО ДВУХ СИСТЕМ было в самом разгаре, вовсю полыхала "холодная война", и отблески ее зарева были видны на всех материках, морях и континентах. На таком историческом фоне и служил Советскому Союзу командир многоцелевой атомной подводной лодки, один из многих ничем особенным от других не отличавшийся. Хотя слыл на флоте чудаком из-за своих двух сумасбродных идей.
Первая — сделать на подводной лодке "мертвую петлю". Вторая — торпедировать авианосец "Энтерпрайз". Ни больше ни меньше. Причем обе мечты были вынесены еще из стен училища, и до сих пор командир не образумился. Нет-нет, да и ляпнет где-нибудь, чаще, конечно, по-пьяни.

Идея с "мертвой петлей" родилась на вступительной лекции по ТУЖК, когда преподаватель из бывших механиков авторитетно заявил, что аэродинамика и гидродинамика — близнецы-братья, вернее, сестры, и что законы управления подводной лодкой сродни законам управления самолетом. Правда, со временем мечта несколько поблекла, выветрилась и стала какой-то нереальной. Механики-сослуживцы снисходительно привели массу доводов о ее несостоятельности. Но петлю, упрямо думал мечтатель, я все равно сделаю — на новой, глубоководной, скоростной лодке третьего поколения, с реактором на ЖМТ!

А мысль о потоплении "Энтерпрайза" родилась одновременно со вступлением того в строй, на занятиях по тактике, когда подробно разбиралось потопление американской лодкой "Арчер-фиш" в конце ноября 1944 года крупнейшего японского авианосца "Синано" .
— Это был самый мощный авианосец в мире до нынешнего времени! Семь двести тысяч тонн водоизмещения! И был потоплен лодкой в тридцать раз меньшей, чем он сам. Только недавно вступивший в строй американский атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" смог превзойти "Синано" по своей мощи…
— Вот бы его утопить! — вырвалось у вихрастого четверокурсника, в котором без труда можно узнать нашего мечтателя.
— Ну-ну. Мысль сама по себе неплоха, но американцы учли печальный опыт "Синано". Его охраняли всего два эсминца. А у "Энтерпрайза" сопровождение — будь здоров. Лодки, авиация, в том числе и противолодочная, и спутники… Это дальнее, а в ближнем фрегатов пять рыщут. И у самого, помимо авиации, вооружение — ого-го! Так что, мой юный друг, о торпедной атаке "Энтерпрайза" можно только мечтать. К тому же ход у него под тридцать узлов, даже противолодочным зигзагом угнаться практически невозможно. Даже если ваша железка сможет дать такой ход, вы все равно ничего слышать не будете за ревом собственных шумов. Это все равно, что на мотоцикле с завязанными глазами преследовать гоночный автомобиль по взлетной полосе. Причем у водителя автомобиля глаза не завязаны… За ним надо охотиться, выслеживать, прокрадываться в ордер — одним словом, как следует надо тактику изучать. И не только в училище, а всю службу. Вот тогда что-то может получиться. Причем только в военное время — надо объяснять, почему? А еще попробуй, окажись с ним в одном районе…

И тем не менее, командир упрямо нес свои несбыточные мечты через годы. И вот наступило время принятия решения: расти дальше по службе, или подыскивать место на берегу? Расти дальше не особо хотелось, а на просьбу или даже намек о переводе командир дивизии с начпо заявляли: "Ну, еще одна автономка — и будет тебе перевод". Но прошли одна, вторая и назревала третья. Командир был грамотным подводником, имел сколоченный экипаж и, как говорится, пользовался авторитетом. Но всему есть предел, и когда командир твердо заявил протест и затребовал справедливости у командования, ему "по секрету" сообщили, что эта боевая служба будет проходить в районе предполагаемого действия АУГ с "Энтерпрайзом", и что более опытного и грамотного командира в этом плане просто нет и быть не может… Короче, такого иезуитского коварства в штабной дипломатии командир не ожидал. Мечта юности… непойманная Жар-Птица…

И началась игра в жмурки, гонка с завязанными глазами. На космическую разведку надежды было мало — никакого просвета, облачность сплошная. Но командир был отнюдь не беспомощным мечтателем, а имел крепкую крестьянскую хватку: про авианосцы и их тактику он знал все, что можно было знать. Его офицеры, включая даже механиков, знали чудаковатость своего командира и тоже старались не пропустить ни крупицы информации про "Энтерпрайз" и его охранение. И, наконец-то, — вознаграждение за упорство: вот она, материализация мечты командира и всего экипажа! Лодка на стабилизаторе глубины без хода, все молчат, напрягшись, а акустики ловят своими чуткими электронными и человеческими ушами групповую цель, а посередке что-то такое, что без труда классифицируется как авианосец! Прикинули, посчитали — основная цель пройдет мимо в десяти-двенадцати кабельтовых. Вот она, мечта юности и всей последующей жизни! Ну почему, почему на планете в эту минуту мир?! А-а-а!..
— Боевая тревога, торпедная атака! Колокола и "каштан" не использовать! Все команды и доклады — только по телефону!
— Ну, писец, началось, — вырвалось у экипажа, — бей супостата.
Но война-то “холодная”, время мирное, атаковать нельзя, даже имитировать атаку… Надо что-то делать, как-то обозначить торпедную атаку, пусть знают, что русский Иван не лыком шит, и не думают о безнаказанности…
Боцман, всплывать на перископную глубину на стабилизаторе.
Команд — минимум, все с полуслова, все работают, выкладываясь на сто процентов.
— Поднять перископ.

В центральный прибыли взлохмаченные зам с особистом. Ишь как торопились, даже лоск не успели навести. Начинают потихоньку въезжать в обстановку. Командир — к перископу, чтобы ненужных вопросов избежать. Минут через пять авианосец будет на траверзе. Вон он, весь в огнях, самолеты принимает — значит, курс менять не будет. БИП вырабатывает данные для стрельбы — все на автомате. Командир от перископа — к телефону:
— Минер! Сколько нужно времени, чтобы освободить четвертый и пятый аппараты от торпед?.. Сколько?! Ну ты оху… Пять минут! И приготовить эти аппараты к прострелке воздухом! Понятно?!
Пытавшиеся вот-вот вмешаться в обстановку зам с особистом оцепенели, как адмиралтейские якоря на набережной Невы. Минера тоже заклинило, и четкого ответа "есть" не последовало. Вот те на. Готовились, готовились. Да, в военное время проще: ввел данные стрельбы — а они идеальные! — и "Пли!" А тут все аппараты заряжены боевыми торпедами, все битком. Есть, правда, возможность освободить два аппарата от торпед на случай аварийного выхода из затонувшей лодки. Ну, освобождаем, время уходит…
Время уходит, авианосец вот-вот поравняется с лодкой, а минерское "есть" все никак не прозвучит, да и зам с особистом скоро очухаются.
Тут механик — нашел, елки, выход! — самый большой оппозиционер и тайный насмешник над командирскими утопиями. Он уже давно запрашивал "добро" продуть гальюны(не заполненным "под завязку" остался только докторский в изоляторе), но командир неизменно запрещал — звук продувки демаскирует махом. Механик матерился и утверждал, что нас скоро по запаху учуют даже в Пентагоне.
— …Минер!..
— Тащ командир , — встрял механик, — готов произвести прострелку гальюнов! Эффект такой же, а пользы больше: не надо снимать давление с отсеков, тем более, что оно и так избыточное, и расход воздуха на это дело меньше. И нарушения директивы не будет. А?
Мысль сама по себе неплохая, но… как-то это… и выхода другого нет…
— Ну, это совсем другое дело,
— обратился почти вышедший из оцепенения зам к начинающему выходить особисту.
— Ладно, мех, убедил, — сказал командир. — Продуть гальюны по команде.
И сам — к перископу.

В редких разрывах облаков проглядывала четверть рождающейся луны. Лунная дорожка убегала в сторону авианосца, надвигающегося неумолимо, как крах капитализма.
— Механик, турбину к даче хода приготовить. Что там с гальюнами?
— Турбина готова, гальюнные аппараты второго и третьего отсеков к стрельбе готовы,
— отрапортовал механик, — есть предложение опустить перископ: кингстон продувки гальюнов на одном шпангоуте с перископом, недолго и оптику загадить…
— Понял, понял, механик… БИП! Доложить данные стрельбы двумя "изделиями"
! — Выслушал данные, сверился по перископу и дал команду опустить его.
— Механик, то-овсь!
— Есть товсь!
— Пли!
— Есть пли!
— отозвался механик. — Второй и третий, продуть гальюны, воздуха не жалеть!
Через некоторое, очень маленькое, время в центральный пошел характерный запах, и все завращали носами.
Товарищ командир, продуты баллоны гальюнов во втором и третьем отсеках. Замечаний нет.
— Есть, механик. Поднять перископ!

Подняли. Вот это да! Командир ошалело отшатнулся от окуляров, а затем опять прильнул.
На авианосце пылал пожар! И еще какой! Громадина продолжала следовать своим курсом.
Товарищ командир! В нашу сторону направляется цель номер три, дистанция тридцать, — доложил командир БИПа.
Есть, — машинально ответил командир, не отрываясь от перископа, — наблюдаю пожар на авианосце, записать в вахтенный журнал…
В центральном все так и обалдели.
Доигрались! — первым пришел в себя и трагически завопил зам.
Разрешите? — и, не дожидаясь ответа, особист прильнул к перископу. Это наглость. Это борзость. Перископ — штука только для командира. Старлей сопливый, агент 00, да к тому же из механиков… В другое время командир не стерпел бы и проучил юнца, но сейчас было не до того.
Пожар… на полетной палубе… ни хера ж… — подтвердил особист.
Что за чертовщина?! Ну, продули гальюны. Торпедные аппараты воздухом не простреливали, вернее, команда была, но минер… Минер "есть" не сказал, а должен был, и отрапортовать команду должен был, а он молчал… Тогда что?
Так думал командир, а все внимательно слушали, потому как думал он вслух.
А почему он молчал? — вступил в дело особист. — Может, он действовал?
И особист перевел взгляд на пульт вахтенного офицера с "каштаном". Тумблер торпедной палубы был включен! Все уставились на тумблер, а глаза зама начали наливаться справедливым гневом, как у Ивана Грозного, который убивает своего собственного сына.
Разрешите! — и снова без разрешения особист рванулся к "каштану". — Первый, торпедная! Ответить центральному! — надрывался особист в выключенный "каштан", надеясь первым выявить злой умысел.
Товарищ старший лейтенант! — не сдержался командир. — "Каштан" обесточен по моему приказанию с самого начала слежения за авианосцем. Отойдите отсюда, и без разрешения…
— Но ведь горит, и горит фактически! — не унимался старлей, пытаясь сдержать марку.
— А чего это вас так огорчает, — съязвил командир, — авианосец-то американский.
И за телефон.
Связисты, запитать командирский "каштан" , — и далее, уже по "каштану". — Минер! Ты что там, умер или …..?! Доложить количество боезапаса!
— Товарищ командир,
— прозвучало в замершем центральном, — боезапас без изменения . — Минер докладывал невозмутимо — еще бы, откуда он знал. — В аппаратах столько-то, на стеллажах столько-то, выгрузку из аппаратов четыре-пять начать не можем, неисправно перезарядное устройство. Время на введение в строй выясняем…
— Ну, минер! Мо-ло-дец! — гневно-радостно выдавил командир. — Выгрузку отставить, а там разберемся…
Зам отлип от перископа, в который влез, пока шел диалог с торпедистами. Ему хотелось ущипнуть себя и проснуться. Кошмар какой-то! Торпеды на месте, ну продули гальюны, а авианосец горит!
Крыша съезжала не только у зама. Но боевые посты и командные пункты бесстрастно делали свое дело.
Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция пятнадцать кабельтов… — прервал размышления и догадки доклад акустика.
Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на сто метров!

…Автономка закончилась досрочно. "Энтерпрайз" ни с того, ни с сего ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно вернуться в родную базу. В точке всплытия поджидал БПК с комиссией. Сразу же изъяли вахтенный журнал и штурманские карты. Поочередно опросили всех свидетелей и участников "атаки" и заставили письменно изложить события — такого-то числа... И нарисовалось вот что…

О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца наверняка знал, а значит, знало и все его охранение. Знал он также, что контакт с ней потерян. Это можно расценить как отрыв АУГ от лодки, но дальнее охранение — тоже подводные лодки — все равно должны были продолжать поиск. Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца. Знали, и потому смотрели в оба. И тут в лунной дорожке какой-нибудь сигнальщик видит перископ. Докладывает, разумеется, — у них за это дело крупная денежная премия, между прочим. Командование авианосца волнуется, луна прячется в облаках, и перископ скрывается(чтобы оптику в дерьме не запачкать). Все там напряженно лыбятся на воду, оповещают корабли охранения, а авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку. Тут снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь — в лунной опять же дорожке — и акустики кричат, что слышат торпедный залп… Рулевой и не выдержал, повернул, уклоняясь от "торпед", — так или иначе, история умалчивает, и самолет не туда приземлился, врезался...

Факт состоит в том, что, по сведениям агентурной разведки и по дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета, врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка влепил носом в борт своего же крейсера "Белкнап". Опять же через военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских подводных лодок. Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ту быстренько вернули…

На пирсе экипаж встречал лично командующий флотом. После оглушительного "Здравия желаем!.." ком поблагодарил экипаж за службу.
— Служим Советскому Союзу!!! — опять же оглушительно заорали подводники… И все. Ни речей. Ни митингов. Ни разносов. Ни наград, ни благодарностей, ни грамот, на худой конец. Зачем приехал?
Старпом.
— Я!!!

Действуйте по плану, а мы тут с командиром маленько побеседуем, — и в курилку на корень пирса.
Ни хрена себе! — выразил общее недоумение механик. — Неужто снимут?! Вот бы меня!.. — он давно мечтал о переводе на берег под любым соусом, ровесник командирский.
Всем вниз! — старпом пресек механические разглагольствования, и народ полез в прочный корпус.
Монолог кома в курилке (достоверность — плюс-минус):
Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил. "Энтерпрайз" минимум на полгода выведен из строя. За это не грех и Героя дать. Но, родной, не судьба. Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак. Табанили его только америкосы. Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт "Энтерпрайза" им в копеечку вылетит. Но тебя, родной, там не было. Ты понял? И экипажу объясни. Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой… Объяснять янкесам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны продувал, никто не станет. Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых, смешно просто. Еще возьмут и не подпишут соглашения, реванша искать будут. ТАСС уже сообщил об аварии на "Энтерпрайзе" и заявил, что наших кораблей в этом районе не находилось. Вот так-то, родной. Извини, вот тебе Орден Красного Знамени — это все, что в моих силах. Да и вообще, не пора ли ему на покой? — ком повернулся к комдиву. — А то ведь, насколько я знаю, еще одна мечта осталась неосуществленная. Есть места?
Найдем, товарищ командующий. Это — последняя автономка. Готово представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла.
Давайте мне, я сразу подпишу. Ну что ж, комдив, готовь представление и на механика. Пусть там вместе разбираются со своими мертвыми петлями. Только в штопор не войдите, — ком весело погрозил пальцем, потом протянул на прощание огромную теплую ладонь.

Атомный авианосец «Энтерпрайз»

В конце 1945 г., вскоре после окончания Второй мировой войны, военно-морской флот Соединенных Штатов Америки представлял огромную силу. В условиях мирного времени его содержание обходилось слишком дорого, поэтому началось масштабное сокращение. Строительство новых кораблей почти полностью прекратилось. Но постепенно старые корабли переставали отвечать требованиям военных, и в 1954 г. появился «Форрестол», первый авианосец, заложенный после мировой войны. В том же году сошел на воду «Наутилус» – первая в мире атомная субмарина, а вскоре реакторы нашли применение и на надводных кораблях.

«Энтерпрайз»

Первый авианосец с ядерной энергетической установкой получил наименование «Энтерпрайз» (CVN-65 «Enterprise»), унаследовав его от самого удачливого и, без преувеличения, выдающегося авианосца флота США, сражавшегося с японцами на Тихом океане.

Новый «Энтерпрайз» заложили 4 февраля 1958 г. на верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, спустили на воду 24 сентября 1960 г., а в состав флота он вступил 25 ноября 1961 г. Предполагалось, что «Энтерпрайз» станет головным кораблем большой серии, но… Цена атомного авианосца оказалась примерно вдвое большей, чем у аналогичного корабля с обычной паросиловой энергетической установкой. В результате американцы надолго отказались от строительства новых атомных «плавучих аэродромов» в пользу боевых единиц с обычной энергетикой.

Но цена ценой, а достоинства «Энтерпрайза» оказались неоспоримыми. Применение ядерной энергетики позволило отказаться от дымовой трубы и, соответственно, существенно уменьшить размеры надстройки. Это, в свою очередь, привело к увеличению полезной площади полетной палубы и ангара. Не менее важными оказались и другие преимущества: исчезло негативное воздействие дыма на летательные аппараты и различное радиоэлектронное оборудование, резко снизилось тепловое поле корабля. Кроме того, в начале 1960 х гг. вероятность войны с применением оружия массового поражения считалась достаточно высокой, а размеры и конфигурация «энтерпрайзовского» острова позволяли при необходимости намного успешнее выполнить его герметизацию в случае применения потенциальными противниками радиационного или химического оружия.

Первый атомный авианосец произвел ошеломляющее впечатление на военно-морских специалистов всего мира. Его размеры и возможности просто потрясали. Полное водоизмещение – 90 510 т, наибольшая длина (без выступающих частей катапульт) – 342,4 м, длина по ватерлинии – 317,1 м, наибольшая ширина – 78,4 м, ширина по ватерлинии – 40,5 м, осадка – 11,9 м. Энергетическая установка включала восемь реакторов и четыре турбины. Ее мощность составила 280 000 л.с., что позволило кораблю развить скорость 33,6 узла. Экипаж насчитывал 3200 моряков, еще 2480 человек входят в состав авиакрыла, которое в начале службы насчитывало до 80 самолетов и вертолетов, а в 2000 г. – 74 машины. Как и все современные авианосцы, «Энтерпрайз» имеет угловую палубу, взлет с нее обеспечивают четыре катапульты. Корабль имеет самое совершенное оборудование, которое за время службы не раз обновлялось и модернизировалось. Некоторые особенности конструкции, например защита, остаются секретными по сей день. Любопытный факт: при постройке на авианосец не установили зенитных ракетных комплексов, они появились на корабле только в 1967 г.

50 летняя служба корабля изобиловала многими интересными, а подчас и трагическими событиями. Первые полеты с палубы «Энтерпрайза» начались 17 января 1962 г. Уже в феврале новейший авианосец участвовал в операции по поиску и подъему спускаемого аппарата «Френдшип-7», на котором совершил полет в космос астронавт Джон Гленн. В августе того же года корабль совершил свой первый поход в Средиземное море, а в октябре, после возвращения к берегам Америки, участвовал в блокаде Кубы во время так называемого Карибского кризиса. Затем дважды отправлялся в Средиземное море. А в 1964 г. «Энтерпрайз» вместе с двумя другими атомными кораблями – ракетным крейсером «Лонг Бич» и ракетным фрегатом «Бейнбридж» – совершил дальнее плавание в рамках операции «Си Орбит». Соединение вышло из Гибралтара 31 июля и, обогнув Африку, взяло курс к берегам Пакистана. Оттуда, обойдя Австралию с юга, оно направилось к мысу Горн, а затем повернуло на север. Пройдя вдоль восточного побережья Южной Америки, отряд направился в Норфолк, куда благополучно прибыл 3 октября. За это время «Энтерпрайз» всего трижды заходил в порты (Карачи, Сидней и Рио-де-Жанейро). После похода авианосец встал на ремонт и перезарядку активной зоны реакторов, работы завершились летом следующего года.

Теперь «Энтерпрайз» ждала «командировка во Вьетнам». В ноябре его перевели на Тихий океан, и 2 декабря 1965 г. он стал первым кораблем с ядерной энергетической установкой, принявшим участие в боевых действиях. Уже в первый день его летчики совершили 125 боевых вылетов, обрушив на различные цели в районе Бьен-Хоа более полутора сотен тонн бомб и неуправляемых ракет. При этом было потеряно два самолета. Рекорд пилоты с «Энтерпрайза» поставили 12 декабря, выполнив 165 самолетовылетов. В 1965-1968 гг. «Энтерпрайз» совершил три похода к берегам Вьетнама, причем во время третьего похода был на некоторое время отправлен к берегам корейского полуострова, где 23 января 1968 г. в международных водах северокорейские корабли захватили американское разведывательное судно «Пуэбло». Вслед за этим разразился серьезный кризис, дело едва не дошло до настоящей войны. Атомный авианосец в течение месяца возглавлял находившееся в Японском море оперативное соединение.

14 января 1969 г. «Энтерпрайз», направлявшийся в свой четвертый поход к берегам Вьетнама, находился недалеко от Гавайских островов. В 08:15 местного времени при подготовке к полетам произошел самозапуск неуправляемой 127 мм ракеты Mk-32 «Зуни». Она попала в топливный бак стоявшего рядом штурмовика, в результате чего начался большой пожар. Горящее топливо разлилось по палубе, от высокой температуры начали взрываться авиабомбы, в стороны разлетались неуправляемые ракеты. Борьба с пожаром оказалась непростым делом, она унесла 27 жизней, еще более 300 человек получили ранения и травмы. Сгорело 15 самолетов. Поход пришлось прервать, и корабль встал на ремонт. Работы завершились в марте, после чего авианосец все-таки отправился на вьетнамскую войну. Всего к берегам Индокитая «Энтерпрайз» совершил семь походов, за время которых его авиагруппа выполнила свыше 39 тысяч боевых вылетов, израсходовав около 30 тысяч тонн различных боеприпасов. Удары наносились по целям как в Южном, так и Северном вьетнаме, а несколько десятков вылетов было совершено против объектов на территории Лаоса. Последний раз «Энтерпрайзу» довелось вместе с другими американскими авианосцами действовать во вьетнамских водах в апреле 1975 г., когда во время наступления «коммунистов» на Сайгон оттуда пришлось эвакуировать американских граждан и вьетнамцев, опасавшихся расправ со стороны победителей. Всего авиагруппа «Энтерпрайза» совершила при этом 95 вылетов. А незадолго до этого, в феврале того же года, моряки авианосца участвовали в другой спасательной операции – помогали населению острова Маврикий, пострадавшему от урагана.

В 1988 г. авианосец отличился в Персидском заливе, когда во время ирано-иракской войны иранские вооруженные силы начали активные действия против международного судоходства в нейтральных водах. Обострение американо-иранских отношений привело к открытому столкновению, во время которого самолеты с «Энтерпрайза» нанесли удары по иранским позициям на буровых платформах, а затем атаковали вступившие в бой фрегаты ВМС Ирана. В результате «Саханд» отправился на дно, а «Сабалан» получил тяжелые повреждения.

И дальнейшая служба авианосца изобиловала различными событиями: его самолеты действовали против Ирака в 1998 г., наносили удары по объектам Талибана и Аль-Каиды в Афганистане в 2001 г., после разгрома Саддама Хусейна поддерживали действовавшие в Ираке американские войска. В 2011 г. «Энтерпрайз» участвовал в операциях у берегов Африки, где международные силы ведут борьбу с пиратством у берегов Сомали, а затем на короткое время подключился к операции НАТО в Ливии. Срок службы «ветерана» заканчивается и предполагается, что его выведут из состава флота в ближайшие годы.

Из книги Техника и вооружение 2004 11 автора

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9,10/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАРождение гигантаПервый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической

Из книги Техника и вооружение 2004 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-11/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПервые шаги «Энтерпрайза»«Энтерпрайз», которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 -

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise) Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2, 3/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАЖизнь продолжаетсяЧерез некоторое время после прекращения боевых действий,

Из книги Техника и вооружение 2014 03 автора

Как песчаная банка победила атомный авианосец В заголовке: АВМА «Энтерпрайз» проходит под мостом Золотые ворота. 1985 г.Атомные авианосцы хоть и господствуют на просторах Мирового океана, имея боевой потенциал, позволяющий уничтожать флоты и города противника, но весьма

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Атомный ледокол «Ленин» Вторая половина XX в. прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей все области техники, в том числе и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной, а вскоре ученые и инженеры начали задумываться о

Из книги Информаторы Сталина. Неизвестные операции советской военной разведки. 1944-1945 автора Лота Владимир Иванович

Атомный авианосец «Энтерпрайз» В конце 1945 г., вскоре после окончания Второй мировой войны, военно-морской флот Соединенных Штатов Америки представлял огромную силу. В условиях мирного времени его содержание обходилось слишком дорого, поэтому началось масштабное

Из книги Лаврентий Берия [О чем молчало Совинформбюро] автора Север Александр

Атомный ледокол «Арктика» «Арктика» стала первой в серии из шести атомных ледоколов проек-та 10520, строительство которых началось в 1972 г., а завершилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола «50 лет Победы»). Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного

Из книги Бомба для дядюшки Джо автора Филатьев Эдуард Николаевич

Глава 1. Атомный фактор Холодные ветры возникают не случайно. И опасны они бывают не только в природе, но и в отношениях между государствами.В советско-американских отношениях периода Второй мировой войны резкие дипломатические похолодания были обычным явлением. Если

Из книги Сергей Круглов [Два десятилетия в руководстве органов госбезопасности и внутренних дел СССР] автора Богданов Юрий Николаевич

Атомный проект 20 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны принял решение № 9887 о создании Специального Комитета, которому надлежало обеспечить государственное руководство решением ядерной проблемы. По решению Иосифа Сталина данный орган возглавил Лаврентий

Из книги автора

Великий атомный блеф 25 сентября 1949 года газета «Правда» опубликовала сообщение ТАСС. Именно таким образом Кремль в те годы оповещал общественность (главным образом, международную) о том, что думает правительство страны Советов по поводу тех или иных произошедших в мире

Из книги автора

Советский атомный проект Всякий раз, когда «урановый вопрос» вставал перед правительствами Великобритании, Германии, Франции или США, его решали очень просто: физикам предлагали создать урановую бомбу.В Советском Союзе точно в такой же ситуации поступили иначе: от

Из книги автора

Первый атомный взрыв Хотя о том, что Соединённые Штаты Америки готовятся к испытанию бомбы огромной разрушительной силы, знали и Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль. Гарри Трумэну об этой акции стало известно лишь в день принятия присяги в качестве нового президента

Из книги автора

Секретный атомный доклад 17 января 1946 года доклад, составление которого было поручено Курчатову, Кикоину, Ванникову, Первухину и Завенягину, был подготовлен. Ему дали деловое название: «О состоянии работ по получению и использованию атомной энергии». Берия, Маленков и

Из книги автора

Секретный атомный полигон Всё лето 1949 года полигон под Семипалатинском готовится к проведению первого в стране атомного эксперимента.Электрофизик Владимир Комельков рассказывал:«В начале августа 1949 года я выехал с большой частью сотрудников на испытания в отдалённый

Из книги автора

23. Атомный проект Своё монопольное владение атомным оружием Соединенные Штаты Америки наглядно продемонстрировали в 1945 году путём проведения испытаний на Аламогордо и сбрасыванием бомб на Хиросиму и Нагасаки. Затем американские военные в целях шантажа начали