Апл вмф ссср. Самые большие подводные лодки

Россия славится своими подводными войсками. Именно наша субмарина - «Акула» - занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой подводный корабль в мире.

«Тюлень»

«Тюлень» - одна из самых результативных русских лодок периода Первой мировой войны. Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов - торпедное оружие. В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника. В 1920-ом, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис. В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.

«Краб»

«Краб» - первый в мире подводный минный заградитель. Корабль мог незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин и использоваться как обычная подводная лодка (имел 1 торпедный аппарат). «Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Черном море. Осуществил ряд успешных минных постановок, в том числе вблизи Босфора. Достоверно известно о гибели на минах, установленных «Крабом», турецкой канонерской лодки. В 1918-ом заградитель был захвачен интервентами, а затем затоплен в Севастополе. В 1923 году был поднят, но более в строй уже не вводился.

«Пантера»

Подводная лодка типа «Барс». Вступила в строй в конце 1916 года, совершив несколько походов на коммуникации противника. Активно использовалась во время Гражданской войны в России. 31 августа 1919-го «Пантера» потопила английский эсминец «Виктория». Это была первая победа советских подводников и самый крупный военный корабль, потопленный отечественными подводными лодками. Командир лодки А. Н. Бахтин первым среди подводников в 1922 году был удостоен ордена Красного Знамени. В 1923-ем «Пантера» была переименована в «Комиссар», а в 1934-ом – в Б-2. С 1940 года использовалась в качестве плавучей зарядовой станции и только в 1955-ом была сдана на слом.

К -21

Одна из самых знаменитых лодок Северного флота в период Великой Отечественной войны. Известна прежде всего попыткой в июле 1942-го атаковать крупнейший немецкий корабль – линкор «Тирпиц». Однако проводившаяся с огромной дистанции (23 кабельтовых) по удаляющейся цели атака могла иметь лишь случайный успех. Тем не менее, лодка имела четыре подтвержденных победы. На минах, поставленных К-21, погибли норвежский пароход «Бессхейм» и немецкий большой охотник за подводными лодками Uj 1110. Кроме того артиллерийским огнем лодки были потоплены два норвежских мотобота и еще три повреждены. 23 октября 1942 г. К-21 была удостоена ордена Красного Знамени. В 1954 г. лодка была выведена из состава флота, а с 1983-го используется в качестве филиала военно-морского музея Северного Флота в Североморске.

К-162

Уникальная подводная лодка и первая в мире с титановым корпусом. За чрезвычайно высокую стоимость постройки (более 2 млд руб.) получила прозвище «Золотая рыбка». В 1969 году лодка была введена в строй и вступила в состав Северного Флота. В 1971-ом К-162 установила мировой рекорд скорости под водой. На глубине 100 метров была достигнута скорость в 83 км/час. На начало 70-х годов «Золотая рыбка» на максимальной скорости могла уйти от любых торпед, предназначенных для поражения подводных лодок. В 1989 году К-162 была исключена их состава ВМФ, а в 2010-ом корпус лодки передан для утилизации.

К-3

К-3 - первая атомная лодка советского флота. Вступила в строй в 1958 году. Известна тем, что в июле 1962-го совершила поход подо льдами Северного полюса. Всего подо льдом было пройдено около 1300 миль за 178 часов и осуществлено три всплытия. К-3 стала первой советской лодкой, прошедшей точку Северного полюса (вблизи полюса). Руководитель похода контр-адмирал А. И. Петелин, командир лодки капитан 2-го ранга Л. М. Жильцов и инженер-капитан 2-го ранга Р. А. Тимофеев. были удостоены звания Героя Советского Союза. В октябре того же года лодке было присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол». В 1967 году во время похода вблизи Фарерских островов на К-3 вспыхнул сильный пожар, в результате которого погибло 38 чел. экипажа. В 1987 году К-3 была выведена из боевого состава флота и превращена в учебно-тренировочное судно. В 2011-ом предполагалось использовать лодку как музей, однако из-за нехватки средств в 2013 году не исключена утилизации легендарного корабля.

«Акула»

Серия из шести подводных лодок, ставших самыми мощными субмаринами в мире. Всего были построены 6 лодок типа «Акула». По своим размерам подводные лодки проекта 941 (водоизмещение в подводном положении 48000 т.) в три раза превосходили подводные лодки США. Основное вооружение лодки состояло из 20-ти баллистических ракет Р-39 с разделяющимися боеголовками. Одна лодка могла накрыть до 200 целей на расстоянии 9000 км. Лодки проекта 941 входили в состав Северного флота и составляли основу советского подводного флота в 80-90 гг. В соответствии с договором ОСВ -2 три из шести субмарин были утилизированы. Судьба остальных на данный момент находится под вопросом.

19 марта 1906 года Указом императора Николая II были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава. Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

Подводные силы - ударная сила флота, способная скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям.

В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель электрические. В 2006 году, тогда еще главнокомандующий ВМФ России, адмирал Владимир Масорин заявил, что основу подводных сил Военно морского флота России в будущем составят четыре типа подводных лодок:

  • cтратегическая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) или (РПКСН) тип "Юрий Долгорукий" и «Александр Невский»;
  • многоцелевая АПЛ с крылатыми ракетами (ПЛАТ и МПЛАТРК) тип «Северодвинск»;
  • ударная дизель электрическая подлодка (ДПЛ и ДПЛРК) тип «Лада» и «Варшавянка";
  • Четвертый тип подводных лодок атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) тип «Краснодар».

Россия строит лодки всех основных классов, в том числе дорогостоящие АПЛ проекта 885 «Ясень» (тип «Северодвинск»).

По данным открытых источников, на 2006 год в составе подводного флота Российской Федерации насчитывалось 12 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Это АПЛ проекта 667 типа "Дельта 3" и "Дельта 4". Каждая из них укомплектована 16 20 баллистическими ракетами. Они входят в морскую триаду сил ядерного сдерживания России и несут треть от всего числа межконтинентальных ракет 192 (672 ядерные боеголовки).

Также ВМФ располагает 35 многоцелевыми ракетно-торпедными АПЛ проектов 949 типа "Гранит" и 971 типа "Акула". В их задачи входит как сопровождение стратегических субмарин, так и нанесение ударов по морским и береговым целям.

Тип дизель электрических ПЛ насчитывает порядка 25 штук. По планам Министерства обороны к концу 2010 года их должно было остаться не более дюжины. Однако в 2005 году начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны РФ контр адмирал Анатолий Шлемов сделал заявление, что серия новых дизель электрических подводных лодок проекта 677 «Лада» для ВМФ России должна состоять из 50 единиц. По его словам, «дизельные подлодки нужны всем четырем флотам, особенно Балтийскому и Черноморскому, где нет места атомным». Модернизированные подводные лодки «Лада» и «Варшавянка» все чаще отправляются на экспорт в страны третьего мира, так как цена, размеры и сложность в эксплуатации делают атомные подводные лодки доступными только для ограниченного числа государств.

Самыми большими подводными лодками являются российские субмарины класса «Тайфун» (подводное водоизмещение 26500 т.; длина - 171,5 м). Самые быстрые подводные лодки российские субмарины класса «Альфа»; считается, что они развивают максимальную скорость в 74 км/ч. В 1970 году лодка К 162 установила мировой рекорд подводной скорости 44.7 узла (80.4 км). 5 августа 1984 г. подлодка К 278 погрузилась на глубину 1000 метров. Это также мировой рекорд.

День моряка-подводника отмечают в России 19 марта . 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин

типа "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". Исторические "рыбные" названия сохранились в наименованиях проектов советских и российских субмарин.

Первыми звания «офицер подвод­ного плавания » приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подвод­ные лодки в вооружённой борьбе на море.

Подводные силы как самостоятельный род флота России сформировались к концу Первой мировой войны . К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов страны находилось 218 подводных лодок. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

В середине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание США подводной лодки с атомной энергетической установкой в СССР были развёрнуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Мы справились с этой грандиозной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подвод­ной лодки, а также за шесть лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар ».

В подводном флоте Советского Союза состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их - порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта "Ясень" и стратегических ракетоносцев "Борей", идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

"Борей "

Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" уступили место более скрытным и эффективным атомным ракетоносцам четвертого поколения класса "Борей". Всего в составе ВМФ России - 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых - проекта 955 "Борей": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) "Борей" (по кодификации НАТО SSBN "Borei", также "Dolgorukiy" - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Разработан в ЦКБМТ "Рубин" (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. "Борей" создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 "Акула" (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ "Дельфин" (Delta-IV по классификации НАТО).

"Бореи" являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 "Щука-Б", ПЛ "Борей" имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Была проделана огромная работа по снижению шумности лодок и снижению физических полей. Шумность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта "Борей" в 5 раз ниже по сравнению с многоцелевыми АПЛ "Щука-Б" третьего поколения и в 2 раза ниже, чем у американской "Вирджинии " .

На лодке установлен ядерный энергоблок с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ "Мираж" с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с.

До 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта "Борей-А" находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии - "Князь Пожарский" - был заложен в конце 2016 года.

"Ясень "

В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 "Ясень"- К-560 "Северодвинск" (головная подлодка серии в строю на Северном флоте - прим. 24РосИнфо). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту 885М "Ясень-М". На "Севмаше" в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа: "Казань" (в этом году ожидается передача флоту), "Новосибирск", "Красноярск" (должна сойти со стапелей в 2019 году), "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск".

На кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности, где они обычно находились. В результате была сформирована "акустически чистая" носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн.

Новые АПЛ отличаются оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты - российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на "Казань" установили новый, менее шумный двигатель.

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, лодки проекта "Ясень-М" вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" субмарины способны нести и более мощные П-800 "Оникс ", специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, "Ясень" выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, - полноценного неядерного стратегического сдерживания , т.е. произошло превращение таких подводных лодок из преимущественно противолодочных в ударные. "На "Ясенях" размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.

Лодки проекта "Ясень" приходят на замену знаменитой на весь мир «звериной» дивизии многоцелевых атомных подводных лодок. Свое имя дивизия получила благодаря названиям лодок: «Пантера», «Гепард», «Тигр», «Волк», «Вепрь», «Леопард». Все они построены по проекту 971 и являются одними из самых «зубастых» подводных кораблей ВМФ России. Их задача - охранять наши стратегические подводные ракетоносцы от иностранных субмарин и кораблей.

" Черная дыра "

"Черные дыры в океане" - так на Западе прозвали новые российские (по кодификации НАТО - Improved Kilo) за беспрецедентную малошумность. Даже зная, что многоцелевая субмарина рыскает где-то рядом, эсминцы НАТО часто не в силах нащупать ее своими сверхчувствительными сонарами.

Подлодки проекта "Варшавянка" относятся к третьему поколению, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода - 20 узлов, глубину погружения - 300 метров, экипаж - 52 человека. У лодок модифицированного 636-го проекта выше боевая эффективность. Подводные лодки этого проекта объединяют в себе сочетание характеристик акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Они оснащены новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой, высокоточным ракетным оружием, мощным торпедным вооружением.

На вооружении подлодок находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр". Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

"Новороссийск" - первая из шести построенных лодок этого проекта. Спущена на воду в июне 2014-го, базируется в Новороссийске. Вслед за ней в состав Черноморского флота вошли однотипные "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол ", "Краснодар","Великий Новгород " и "Колпино ". "Ростов-на-Дону" - первая подлодка в истории ВМФ России, ударившая ракетами по реальному противнику. В декабре 2015-го все выпущенные "Калибры" нашли свои цели в Сирии.

Лодки получились настолько удачными, что решено построить еще шесть для Тихоокеанского флота. 28 июля 2017 года были заложены первые две подводные лодки этого проекта - "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов". Подлодка "Петропавловск-Камчатский" будет спущена на воду в 2019 году и в том же году будет сдана. "Волхов" спустят на воду весной 2020-го и до конца года сдадут флоту. Третья подводная лодка называется "Магадан", четвертая – "Уфа". Сдаваться они будут одновременно в 2021 году, с небольшим разрывом. Их заложат в 2019 году. Соответственно, одна будет спущена в 2020 году, другая – в 2021 году. Пятая лодка называется "Можайск", шестой лодке Военно-морской флот еще имя не дал. Обе лодки будут сдаваться в 2022 году. Соответственно, одна будет спущена в 2021 году, другая – в 2022 году.

"Лада" - "Калина"

Российские ДЭПЛ проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у "Варшавянок"). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Глубина погружения - до 350 метров. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла".

Головная субмарина серии - "Санкт-Петербург" - была заложена на "Адмиралтейских верфях" в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 - "Кронштадт" - заложен в 2005 году, третий - "Великие Луки" - в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году.

Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых - увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада" - проект "Калина".

Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В "Калине" будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 "Варшавянка" и 677 "Лада", которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит ВНЭУ, главное преимущество которой - увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок - до трех недель.

"Хаски"

Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте "Хаски" - атомной подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро "Малахит" в Санкт-Петербурге.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе. Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", которые вскоре начнут поступать в войска.

"Совершенно секретно"

Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС-64 "Подмосковье" после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ "Дельфин" в носитель подводных аппаратов.

В составе флота находится еще один подобный атомоход - БС-136 "Оренбург", который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР "Кальмар". Мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой подана в комиссию ООН по морскому праву заявка на расширение подконтрольной России арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка". Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней.

ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения - К-139 "Белгород" проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных аппаратов. В 2014 году на "Севмаше" была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 "Хабаровск".

1 марта 2018 года, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин продемонстрировал видеоролик об океанской многоцелевой системе с беспилотными подводными аппаратами, оснащенными ядерной энергетической установкой, носителями которых возможно станут "Белгород" и "Хабаровск".

Президент уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность, при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.

"Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности ", - заключил президент.

"Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей - это просто фантастика. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует ", - сказал верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

Смена поколений

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.

Подводные лодки составляют основной костяк морского вооружения России. Они способны выполнять ряд стратегически важных задач. Их используют для уничтожения вражеских кораблей, различных подводных и надводных объектов, а также поражения целей в прибрежной акватории противника. К тому же они способны незаметно выполнять боевые задания и покидать места временной дислокации. Считается, что подводные флоты Российской Федерации и США являются самыми сильными, и эти державы делят пальму первенства в господстве над Мировым океаном.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

Дальнейшее развитие подлодок стран-лидеров осуществлялось таким образом, что в основу конструкции легли бесшумные гребные винты и некоторые изменения в корпусе. Так, в 1980 г. появилась первая подлодка ударного типа, которая стала проектом 949 III поколения. Для выполнения ряда стратегических задач на ней использовались торпеды, а также крылатые ракеты.

Немногим позже появился проект 667-АТ, флагманом которого стала атомная подлодка К423. Ее приняли в 1986 г. на вооружение советского флота. Также стоит отметить, что этому проекту удалось дожить до наших дней. Как и другие атомные подводные лодки России, в число действующих боевых единиц флота входит модель К395 проекта 667.

Нельзя не отметить и созданные в 1977 г. советские подлодки. Они стали модификацией проекта 667 ─ 671 РТМ, которых до конца 1991 г. было построено 26 единиц. Вскоре после этого были созданы первые отечественные многоцелевые АПЛ, корпус которых был изготовлен из титана ─ "Барс-971" и 945, известные как «Барракуда».

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Атомные тяжелые крейсеры-ракетоносцы

Наиболее крупными и опасными с точки зрения поражения вражеской силы и разрушающей способности считаются тяжелые ракетоносцы. Такие атомные подводные лодки России на вооружении находятся в количестве 3 единиц. Среди них и ракетоносец «Дмитрий Донской» (тяжелый крейсер ТК208), а также «Владимир Мономах». Они были построены по проекту 945. Их вооружение представлено ракетной системой «Булава».

Крейсер ТК-17 типа «Акула», являющийся составной частью проекта 941УМ, находится на вооружении подводного флота и именуется «Архангельском». Лодка ТК-20 имеет название «Северсталь», и она была также построена по этому проекту. Одной из причин вывода их из строя является нехватка баллистических ракет P-39. Отметим также, что эти суда являются одними из самых больших в мире, а их общее водоизмещение составляет около 50 тыс. тонн.

В начале 2013 г. на АПЛ К-535 (проект 955 «Борей»), получившей имя Юрия Долгорукого, был поднят флаг. Эта подлодка стала головным подводным ракетным крейсером Северного флота. Не прошло и года, как уже в декабре Тихоокеанский флот получил на вооружение К-550. Эта АПЛ носит имя Александра Невского. Все лодки представляют собой стратегические ракетоносцы IV поколения.

Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

Проект 667-БДРМ представляют атомные подводные лодки ВМФ России в количестве 6 единиц:

  • «Брянск» ─ К117;
  • «Верхотурье» ─ К51;
  • «Екатеринбург» ─ К84;
  • «Карелия» ─ К118;
  • «Новомосковск» ─ К407;
  • «Тула» ─ К114.

В середине 1999 г. атомный крейсер К64 перестал быть действующей единицей ВМФ и его сняли с вооружения. Все атомные подводные лодки России (фото некоторых можно увидеть выше), входящие в состав проекта, состоят на вооружении Северного МФ.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Проект 949А. Многоцелевые АПЛ «Антей»

Атомные подводные лодки России проекта 949А присутствуют в количестве 3 единиц и входят в состав Северного флота. 5 АПЛ «Антей» стоят на вооружении флота Тихого океана. Когда задумывалась эта субмарина, то предполагалось ввести в эксплуатацию 18 единиц. Однако дефицит финансирования дал о себе знать, поэтому их было спущено на воду всего лишь 11.

Сегодня атомные подводные лодки России класса «Антей» находятся на вооружении флота в количестве 8 боевых единиц. Несколько лет назад субмарины «Красноярск» К173 и «Краснодар» К178 были отправлены на разборку и утилизировались. 12.09.2000 г в акватории Баренцева моря произошла трагедия, унесшая жизнь 118 российских моряков. В этот день затонул АПРК проекта «Антей» 949А «Курск» К141.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.