Лицензирование экскурсионной деятельности. Лицензирование туристической деятельности

В целях защиты интересов и прав туристов в России подчинили лицензированию и стандартизации турагентскую и туроператорскую деятельность, а также объекты туристической индустрии. Понятие туристической деятельности подразумевает турагентскую и туроператорскую деятельность, либо другую деятельность, связанную с организацией путешествий.

Лицензия на туристическую деятельность – это разрешение на осуществление туристической деятельности при выполнении ряда установленных законодательством России условий. Лицензия на туристическую деятельность выдается лицензирующим органом физическим или юридическим лицам. Лицензирование туристической деятельности проводится в порядке согласно Федеральным законам № 128 от 08 августа 2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 132 «Основы туристической деятельности в России» (в редакции ФЗ № 15 от 10.01.2003г., № 122 от 22.08.2004г., № 12 от 05.02.2007г., № 309 от 30.12.2008г., № 123 от 28.06.2009г., № 365 от 27.12.2009г., № 242 от 30.07.2010г.). Российским законодательством предусматривается порядок выдачи либо приостановления действия лицензии, и условия осуществления туристической деятельности.

Также лицензирование туристической деятельности регулируется Положением «Лицензирование турагентской и туроператорской деятельности» № 95 от 11 февраля 2002 года. Эти нормативные акты предопределяют основные требования и условия, выполнения которых необходимо для получения туристической лицензии.

Данные о турагентах и туроператорах, которые получили лицензию на осуществление туристической деятельности, регистрируются в федеральном реестре турагентов и туроператоров.

Турагентская деятельность отличается от туроператорской тем, что турагент предоставляет реализацию туристского продукта, полное и обширное освещение возможностей путешествий и отдыха, а туроператор, кроме перечисленного выше, формирует туристский продукт: размещение и транспортировка туристов, а также предоставляет другие условия, которые не связаны с первыми двумя.

В сфере туризма РФ органом, уполномоченным лицензировать туристическую деятельность, является Государственный российский комитетпо физической культуре, туризму и спорту (Госкомспорт России), который осуществляет лицензирование туристической деятельности. На договорной основе комитет делегировал функции выдачи лицензий туристским фирмам в региональные органы исполнительной власти. С 2005 года этот орган переименован в Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Предприятия, которые получили государственную туристическую лицензию, заносятся в Государственный реестр. Выдавший лицензию орган может прекратить её действие через несоблюдениелицензионных требований турфирмой.

Лицензия на туристическую деятельность выдается при предоставлении в уполномоченный орган следующих документов:

  • заявление на получение лицензии;
  • копии всех учредительных документов, заверенных нотариально (предъявление оригиналов, если отсутствуют нотариальные заверения);
  • копию о свидетельстве государственной регистрации юридического лица или физического лица, оформленного как индивидуальный предприниматель;
  • документ о постановке на учет в налоговом органе, с обязательным штампом;
  • квитанция (документ) об оплате рассмотрения заявления на лицензирование.

Все документы регистрируются лицензионным органом, который аккредитован на осуществление лицензионной деятельности в данной сфере. Лицензирование туристической деятельности, как и рассмотрение заявления на её выдачу осуществляется на платной основе. В течение 30 дней с даты подачи заявления на выдачу лицензии с необходимыми документами принимается решение о выдаче или отказе в лицензии.

Условия, которые должна выполнять туристическая фирма, для действия лицензии:

  • доведение до каждого туриста в установленном порядке исчерпывающей информации о специфике поведения и особенностях въезда и правилах пребывания на территории иностранного государства, о необходимости бережного отношения к окружающей среде и культурному наследию, уважения местных обычаев и традиций в каждом конкретном государстве;
  • наличие арендованного или собственного служебного помещения с наличием соответствующего оборудования;
  • наличие штата работников, которые имеют стаж работы по специальности не менее 3 лет либо специальное образование в сфере туризма;
  • полное предоставление указанных услуг после того, как был заключен контракт с клиентом на куплю-продажу этих услуг;
  • предоставление исчерпывающей информации клиенту о наличии всех необходимых сертификатов, лицензии на туристические услуги, режиме работы лицензиата (его юридический адрес), ФИО должностных лиц, которые ответственны за ведение определенных направлений туристической деятельности.

При отказе в выдаче лицензиив трехдневный срок заявителю направляется письменное уведомление с указанными в нем причинами отказа. Отказ на лицензирование туристической деятельности может быть предъявлен при отрицательном заключении экспертов о несоответствии лицензиата установленным законодательством условиям безопасности и ведения международной туристической деятельности.

Лицензия на туристическую деятельность выдается на три года. Но по заявлению обратившегося за получением туристической лицензии лица срок ее действия может быть и меньшим.

Рассчитайте стоимость документа прямо сейчас

Если вам необходимо заказать сертификат

Вы можете обратиться в нашу компанию. Квалифицированные эксперты и специалисты проконсультируют по процессу сертификации, подберут более подходящую схему оформления, что сэкономит Ваше время и средства

Основным нормативным актом, в котором закреплен порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон). Данный Закон регулирует отношения, возникающие при лицензировании отдельных видов деятельности, и обеспечивает единую государственную политику при лицензировании, защите прав граждан и их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также устанавливает правовые основы единого рынка.

Вкупе с Законом, в части на противоречащей ему, лицензирование регулирует Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данное Постановление наряду с перечнем деятельности, подлежащей лицензированию, закрепляет перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

По сути, Закон и Постановление содержат лишь общие положения, касающиеся общих вопросов лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Непосредственно же порядок и условия лицензирования каждого вида деятельности регулируется отдельными специальными нормативными актами. Закон (статья 17) устанавливает, что в числе многих других видов деятельности лицензированию подлежит туристическая деятельность.

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

туроператорская деятельность;

турагентская деятельность;

деятельность по продаже прав на клубный отдых;

Непосредственно же лицензирование туристической деятельности регулируется Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года №95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».

Официальная терминология дается в статье 2 Закона:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

Итак, под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности, соответствующих лицензионных требований и условий.

Из этого определения можно выделить следующую формулировку: лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан.

Закон выделяет объекты лицензирования (лицензируемые виды деятельности) - виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом.

Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет? Закон (статья 4) говорит: к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Заметим, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Так, например, объектами лицензирования в туристической деятельности являются международный и внутренний туризм, а также клубный отдых.

Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию, - это деятельность, которая может нанести нравственный или физический ущерб гражданам или угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования государство в лице надлежащих органов руководствуется следующими принципами:

  • защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Таким образом, лицензирование - это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов для защиты интересов граждан и самого государства.

Понятие лицензии. Лицензионные требования, условия выдачи лицензии и ее содержание

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно в статье 40 «Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека» говорится, что отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причем обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление желающим ее получить санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющей потенциальную опасность для человека деятельности (работ, услуг). Законодатель относит к видам деятельности, представляющим потенциальную опасность для человека: производство и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции.

Как отмечалось выше, кроме обязательных, законодатель предусмотрел и специальные требования. Так, что касается лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, то в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом, получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передачу лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодатель исключает. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его юридического адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и ее получение. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Территория, на которой может быть использована лицензия

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность, согласно общему правилу, может осуществляться только при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

При нарушении этого правила, то есть за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При изменении перечня территориально обособленных объектов, на территории которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.

Срок действия лицензии

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограничена во времени.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, в течение которого лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее трех лет. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее трех лет только по заявлению соискателя лицензии. Так, например, лицензия на осуществление туристической деятельности в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 95 «О лицензировании туроператорскойи и турагентской деятельности» выдается сроком на пять лет.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Ниже приведены необходимые реквизиты, составляющие содержание лицензии:

  • наименование органа, выдавшего лицензию;
  • для юридических лиц - наименование и юридический адрес;
  • для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
  • вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • срок действия лицензии;
  • условия осуществления лицензируемой деятельности;
  • регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
Лицензию подписывает руководитель (в случае его отсутствия - заместитель руководителя) органа лицензирования, она заверяется печатью этого органа.

Следует отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.

Особенности лицензионных требований и условий получения лицензий турфирмами

Само название: Положение о лицензировании туристического бизнеса подразумевает отдельное получение лицензий на осуществление туоператорской и турагентской деятельности. Раньше и тем и другим выдавали одну лицензию. Но в настоящее время эти сферы деятельности разграничили, и теперь туристическая фирма обязана получать две разные лицензии, соответственно оплатив их.

Чтобы получить лицензию, организация должна соблюсти ряд условий. По сути, они одинаковы и для турагентов, и для туроператоров:

  • иметь в наличии сертификат соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
  • не реже одного раза в 3 года проводить повышение квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую или туагентскую деятельность.
  • доводить в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающую информацию об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
  • оказывать туристические услуги только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации;
  • предоставлять клиенту исчерпывающую информацию о режиме работы фирмы, месте ее нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности.
У туроператора в штате обязательно должно быть не менее семи работников , которые непосредственно занимаются организацией туров и реализацией путевок. При этом 30 % из них должны иметь стаж работы в туристическом бизнесе не менее пяти лет или специальное образование.

Штатная численность работников у турагентов не определена, однако 20 % от состава работающих должны иметь стаж работы в туристическом бизнесе не менее трех лет или специальное образование.

Особое внимание следует обратить на такой нюанс : у руководителей туроператора и турагентсва обязательно должно быть специальное образование и опыт работы в туристическом бизнесе (не менее пяти лет - для туроператора, три года - для турагента).

Лицензирующие органы

Лицензию выдает соответствующий государственный орган. Например, лицензирование туристической деятельности (турагентской и туроператорской) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года №95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» осуществляет Министерство экономического развития РФ (или его территориальные органаы).

Лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством о лицензировании правом осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.

Вообще, круг лицензирующих органов весьма широк. Соответствующие функции и полномочия законодателем закреплены за этими органами. Так, например, одной из основных функций лицензирующих органов законодатель считает надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - систему мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок получения лицензии

Чтобы получить лицензию, соискатель должен представить в соответствующий лицензирующий орган:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица - для юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии - индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии - юридического лица (подтверждающие документы для организаторов туристического предприятия, что руководитель фирмы и 30 (20) % его сотрудников соответствуют квалификационным требованиям).

е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туристической деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Если копии документов не заверены нотариусом, то они представляются с предъявлением оригинала.

Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством РФ. Плата за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

Итак, после получения заявления от туристической фирмы лицензирующий орган Минэкономразвития РФ согласно статье 9 Закона РФ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

После принятия заявления и рассмотрения вопроса о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основания для отказа в выдаче лицензии

Обратим внимание на то, что в Постановлении №95 не указаны причины, по которым может быть отказано в выдаче лицензии туристической организации, однако эти основания изложены в Законе:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы, порядок проведения которой и ее оплата определяются в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом и иными федеральными законами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление лицензионного контроля

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата на ее соответствие лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

Согласно Постановлению №95 лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, а в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, то он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, то члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату.

Порядок приостановки и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за выдачу лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Закона. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии или направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, приостановление действия и аннулирование лицензии на право осуществления определенной деятельности - виды административных взысканий и их применение производится в порядке, определенном в главе IV КоАП РСФСР. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде приостановления действия лицензии, являются соответствующие лицензионные органы. Составлять протоколы о совершении данных административных правонарушений вправе лицензирующие органы, государственные надзорные и контролирующие органы, иные органы государственной власти в пределах их компетенции. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде аннулирования лицензий, являются районные (городские) суды по месту совершения правонарушения. Составлять протоколы (заявления) о совершении данных правонарушений вправе лицензирующий орган, выдавший лицензию, а также органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Отдельные моменты лицензирования клубного отдыха

До принятия Постановления Правительства РФ от 10 октября 2002 года №753 «О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых» именно это направление туристического бизнеса не было урегулировано нормативными актами. Все признавали, что клубный отдых у нас существует и процветает. Наши соотечественники согласны платить сегодня, чтобы владеть чем-то в будущем, но законодательно это не регулировалось, а следовательно, возникало много вопросов к данному направлению туристического бизнеса.

Кто продает клубный отдых: туроператоры или турагенты. Исходя из специфики деятельности получается, что турагенты, так как они работают на агентских договорах с клубами. Но, анализ порядка лицензирования турагентов показывает - лицензируется не совсем то, чем они занимаются.

Итак, начиная с 10 октября 2002 года, клубный отдых является отдельным видом деятельности в сфере туристического бизнеса.

Положение определяет порядок лицензирования деятельности по продаже прав на клубный отдых, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно Положению под продажей прав на клубный отдых понимается деятельность по продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права использования в целях туризма и отдыха в течение определенного срока и в определенный период года принадлежащих им на праве собственности или аренды объектов недвижимости, являющихся средством размещения туристов и (или) местом предоставления туристических услуг.

Деятельность по продаже прав на клубный отдых лицензирует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Лицензия на осуществление деятельности по продаже прав на клубный отдых выдается на 5 лет.

Особенности лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по продаже прав на клубный отдых:

а) наличие в штате юридического лица (структурного подразделения юридического лица, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых) не менее 30 процентов работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет;

б) наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения юридического лица, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых) или у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет;

в) предоставление в установленном порядке клиентам информации о порядке приобретения и использования прав на клубный отдых, о средствах размещения, об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, в том числе о местных традициях и обычаях;

г) заключение с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;

д) наличие в договоре купли - продажи прав на клубный отдых положения, предусматривающего право клиента отказаться в одностороннем порядке без объяснения причин от исполнения договора в течение 14 календарных дней со дня подписания договора клиентом без применения штрафных санкций;

е) предоставление клиенту следующей информации:

сведения о месте нахождения и режиме работы юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых;

сведения о лицензии и сертификатах на оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации;

фамилия, имя, отчество должностного лица, ответственного за продажу прав на клубный отдых.

Всем, кто занимается продажей и организацией клубного отдыха, стоит обратить особое внимание на приведенный выше пункт «д».

Чаще всего в практике случались такие ситуации, когда агенты по продаже клубного отдыха отказывались возвращать средства клиентам, не только на 10-й день с момента подписания договора, но и утром следующего дня. Теперь это противоречие ликвидировано и у тысяч россиян появилась возможность в течение четырнадцати дней расторгнуть данный договор без оплаты комиссионного вознаграждения.

Для получения лицензии необходимо представить в лицензирующий орган:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

е) сведения о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или аренды зданий и помещений, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Если копии документов не заверены нотариусом, то они представляются с предъявлением оригинала.

Контроль за соблюдением требований и условий клубного отдыха осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку.

По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, его подписывают все члены комиссии. Лицензируемый должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, то он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, то члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

В течение 15 дней лицензиат обязан поставить в известность лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Министерством экономического развития и торговли РФ ведется реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационного номера налогоплательщика:

наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных подразделений) - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

г) адреса зданий или помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении срока действия лицензии;

к) сведения о переоформлении лицензии;

л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

м) основание и дата аннулирования лицензии.

В Законе определен порядок принятия решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия и аннулировании лицензии, а также о взимании лицензионных сборов.

Порядок отражения затрат на получение лицензии в бухгалтерском и налоговом учете туристической фирмы

Согласно Постановлению №95 лицензия выдается туристической фирме на пять лет. Следовательно, суммы лицензионных сборов, уплаченные турфирмой, необходимо сначала учесть в составе расходов будущих периодов, а затем ежемесячно в течение пяти лет равными долями списывать в состав общехозяйственных расходов.

Аналогично отражаются затраты на получение лицензии и в налоговом учете. Согласно пункту 49 статьи 264 НК РФ эти затраты равномерно относятся на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

В целях защиты нрав и интересов туристов осуществляются стандартизация, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, а также организаций туристической индустрии, сертификация услуг туроператоров, турагентов и иных услуг, предоставляемых туристам.

Порядок выдачи, условия действия, а также порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий.

Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Законом об основах туристской деятельности 1996 г. и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» определены органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. В сфере туризма таким органом до 2005 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (Госкомспорт России), который осуществлял лицензирование туристской деятельности и делегировал на договорной основе функции но выдаче лицензий отечественным турфирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сейчас данный орган переименован в Ростуризм.

Предприятия, получившие государственную лицензию на туристскую деятельность, заносятся в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, может прекратить ее действие из-за несоблюдения турфирмой лицензионных требований. Для получения лицензии заявитель представляет в уполномоченный орган ряд документов.

  • 1. Заявление о выдаче лицензии с указанием для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы заявителя, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серии, номера, когда и кем выдан) и местожительства. Также указывается вид деятельности и срок действия лицензии. Форма заявления утверждается органом, уполномоченным лицензировать виды деятельности.
  • 2. Нотариально заверенные копии учредительных документов (при отсутствии нотариального заверения необходимо предъявить оригиналы).
  • 3. Копию свидетельства о государственной регистрации.
  • 4. Документ (квитанцию), подтверждающий оплату рассмотрения заявления.
  • 5. Документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. Руководители юридических лиц и физические лица-предприниматели несут ответственность за достоверность представляемых сведений, установленную законодательством Российской Федерации. Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. Условиями действия лицензии являются:
    • ? доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве; о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения к местным традициям и обычаям; бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
    • ? наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;
    • ? наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее трех лет;
    • ? оказание туруслуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;
    • ? предоставление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов па услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

В случае отказа в выдаче лицензии заявителю направляется уведомление в письменной форме в трехдневный срок после принятия решения с указанием причины отказа.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

  • ? наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • ? отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристской деятельности, и условиям безопасности.

Лицензия выдается на три года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Передача лицензии другим юридическим и физическим лицам запрещается. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется лицензиатом на нескольких территориально обособленных объектах, ему одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная ему лицензия теряет юридическую силу и подлежит возврату органу, уполномоченному на лицензирование международной туристской деятельности. В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его юридического адреса, изменения паспортных данных или местожительства физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае ее утраты - на основании временного разрешения, выдаваемого соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия по лицензированию международной туристской деятельности.

Приостановление действия лицензии или ее аннулирование может наступить в следующих случаях:

  • ? представления лицензиатом соответствующего заявления;
  • ? обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • ? невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • ? нарушения лицензиатом законодательства Российской Федерации, регулирующего въезд и пребывание иностранных туристов и выезд российских туристов за рубеж, таможенных правил, правил охраны природы, памятников истории и культуры, Закона о защите прав потребителей;
  • ? нарушения лицензиатом условий действия лицензии.

Как показывает практика работы органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России), более 50% российских турфирм нарушают требования государственных стандартов и правила сертификации туруслуг и услуг гостиниц. При этом основной причиной правонарушений в большинстве случаев является незнание действующих в стране правил, норм и предписаний. Сертификаты ряда турфирм аннулируются, а аннулирование действия сертификата соответствия влечет за собой прекращение или приостановление действия лицензии на осуществление международной туристской деятельности. Выборные проверки показали практически повсеместное несоблюдение турфирмами таких условий выдачи лицензии, как информирование органов лицензирования об изменении юридического и фактического адресов местонахождения фирмы, изменении ее организационно-правовой формы и нр.

Ниже перечислены основные особенности лицензирования международной туристской деятельности.

  • 1. Выдается сроком на три года, можно меньше на основе заявления. Продление срока действия производится в порядке, установленном для ее получения.
  • 2. При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная ему лицензия теряет юридическую силу.
  • 3. В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его юридического адреса, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

Лицензирование гостиничной деятельности требует наличия сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации. Осуществление данной деятельности без лицензии является незаконным.

Сертификация туруслуг и услуг гостиниц является одним из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, дающих возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя. Под сертификацией туруслуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию путешественников, принятых в стране пребывания. Сертификация осуществляется в соответствии с Законом о техническом регулировании. Согласно этому Закону, применяемому при разработке, принятии, применении и исполнении па добровольной основе требований к выполнению работ или оказанию услуг (в частности, услуг туристам), под сертификацией понимается форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

  • ? выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие сертификацию;
  • ? предоставляет заявителю право на применение знака соответствия, если эго предусмотрено соответствующей системой сертификации;
  • ? приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Сертификация туруслуг включает следующие этапы:

  • ? оценку на месте служебного помещения, его соответствия профессиональным требованиям;
  • ? оценку материально-технического обеспечения процесса;
  • ? анализ организационной структуры турфирмы;
  • ? анализ квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации, о прохождении обучения персонала мерам но обеспечению безопасности потребителя услуг;
  • ? проверку наличия необходимой нормативной и технологической документации;
  • ? анализ комплекса предоставляемых услуг и наличия необходимых лицензий на оказание услуг;
  • ? анализ договоров;
  • ? проверку наличия информационных материалов, инструкций;
  • ? проверку учета претензий и пожеланий туристов и процедуры реагирования турфирмы па замечания клиентов, относящиеся к сфере деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий при возникновении отклонений.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Под обязательной сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, защиты окружающей среды.

Организация и проведение обязательной сертификации услуг туроператоров, турагентов, иных услуг, предоставляемых туристам, в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию туристской деятельности в Российской Федерации. Отказ туроператора или турагента, иных организаций туристской индустрии от обязательной сертификации услуг, отрицательный результат такой сертификации, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности.

Повышение качества обслуживания в сфере туризма в современный период предполагает:

  • ? разработку новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
  • ? разработку и внедрение современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
  • ? создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
  • ? создание и реализацию учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику);
  • ? реализацию специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристского и гостиничного бизнеса, в том числе организацию стажировок за рубежом;
  • ? поддержку перспективных прикладных исследований в области туризма.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 252-ФЗ)

Внести в статью 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 11) следующие изменения:

1) абзац третий пункта 5.1 признать утратившим силу;

2) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. С 1 января 2007 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 252-ФЗ;

туроператорская деятельность;

турагентская деятельность;

абзацы шестой - восьмой утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 252-ФЗ.".

Абзац четвертый пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 11) признать утратившим силу.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Что взамен

Отмена с 01.01.2007 года лицензирования деятельности профессиональных участников рынка туристических услуг внесла некоторую нестабильность в данной сфере. На самом деле, в отличие от других сфер лицензирования, ситуация была и есть достаточно понятна и адекватна. Если Ваша деятельность лежит в области по продвижению и реализации туристского продукта – Вы турагент и Ваша деятельность не подлежит контролю со стороны регулятора (Федеральная служба). Если же речь идет о деятельности по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, т.е. является туроператорской, то для Вас обязательно внесение в единый федеральный реестр туроператоров.

На первый взгляд может показаться странным, что деятельность в одной сфере так по разному регламентируется. Это не совсем так. В принципе, все участники данных правоотношений заинтересованы в построении цивилизованного рынка оказания туристических услуг. Требования к турагентам снизились, это очевидно. Но с другой стороны увеличились требования к туроператорам. Но в том и заключается позиция государства, чтоб в результате форс-мажора, либо недобросовестности оператора, интересы потребителя, как наименее защищенного участника отношений, не были нарушены. Отсюда следует, что при любом нарушении интересов Клиента, ответственность несет оператор, который в свою очередь волен работать и привлекать агентов по своему усмотрению. Это закреплено законодательно в ст. 10.1 Закона «…Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом должен также включать:

информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

информацию о возможности туриста ……. обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.»

Таким образом, достигается одна из задач поставленных законодателем: дисциплинировать основных участников данного сегмента бизнеса. Недобросовестному либо некомпетентному агенту экономически невыгодно выходить на рынок услуг.

Новое регламентирование призвано, также, защитить интересы оператора, т.к. во всем мире уже давно практикуется схема финансового обеспечения в виде страхования ответственности. Если Вы не первый день в этом бизнесе, вам наверняка знакомы издержки, которое вынуждена нести организация в разных конфликтных ситуациях. По действующему законодательству у оператора есть выбор между двумя видами финансового обеспечения: банковская гарантия или договор страхования. В любом случае, финансовое обеспечение должно обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами. На данный момент размер финансового обеспечения не может быть менее:

1) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;

2) 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

3) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

не менее:

1) 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;

2) 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

3) 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

Наша компания предлагает Вам полный комплекс услуг по подготовке необходимых документов и помощь в получении, продлении и переоформлении свидетельства о внесении сведений о туроператоре в Федеральном агентстве по туризму.

В целях защиты прав и интересов туристов до 01.01.2007 г. в Российской Федерации подлежали лицензированию, стандартизации туроператорской и турагентской деятельности, а также объекты туристской индустрии.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливались законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносились в федеральный реестр туроператоров и турагентов.

Порядок лицензирования турагентской и туроператорской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, до 01.01.2007 г. регулировался следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ;

- «Положением о лицензировании турагентской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95);

- «Положением о лицензировании туроператорской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95).

Данные нормативные акты определяли основные условия и требования, выполнение которых было необходимо для получения той или иной туристической лицензии.

Само понятие туристская деятельность подразумевает под собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

Различия между турагентской и туроператорской деятельностью заключаются в том, что турагент осуществляет деятельность по продвижению (т.е. полному и широкому освещению возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам и т.п.) и реализации туристского продукта, а туроператор, помимо указанного выше, еще и формирует туристский продукт, т.е. занимается размещением, транспортировкой туристов и осуществляет другие услуги, не связанная с первыми двумя.

Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были определены органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. В сфере туризма таким органом до 2005 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, который осуществлял лицензирование туристской деятельности и делегировал на договорной основе функции по выдаче лицензий отечественным туристским фирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. После 2005 г. данный орган переименован в Федеральное агентство по туризму.

Туристские предприятия, получившие государственную лицензию на туристскую деятельность, заносились в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, мог прекратить ее действие из-за несоблюдения турфирмой лицензионных требований.

Для получения лицензии заявитель представлял в уполномоченный орган:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы заявителя, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серии, номера, когда и кем выдан) и местожительства. Также указывается вид деятельности и срок действия лицензии. Форма заявления утверждается органом, уполномоченным лицензировать виды деятельности;

2) нотариально заверенные копии учредительных документов (при отсутствии нотариального заверения необходимо предъявить оригиналы);

3) копию свидетельства о государственной регистрации;

4) документ (квитанция), подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

5) документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрировались органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществлялись на платной основе. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принималось в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Бланки лицензий имели степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляли уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности.

Условиями действия лицензии являлись: доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

Наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;

Наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;

Оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;

Представление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

В случае отказа в выдаче лицензии заявителю направлялось уведомление в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения с указанием причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являлись:

Отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристской деятельности и условиям безопасности. Лицензия выдается на 3 года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением.