Из опыта работы с детьми - инвалидами. Конспект занятия для детей-инвалидов "в сказочном лесу" план-конспект занятия на тему План- конспект занятия

Конспект открытого мероприятия, посвященного Международному дню инвалидов «Согреем душу теплым словом»

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Цель: развитие потребности в нравственном самосовершенствовании.

Задачи:

  • формировать положительный опыт у детей;
  • учить детей слышать доброе слово и вовремя его произносить;
  • развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру;
  • улучшить отношение детей к людям с инвалидностью;
  • расширять представления о доброте;
  • развивать творческие способности детей, интерес и любознательность;
  • воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу.

Предварительная работа: ситуативные беседы о хороших и плохих поступках; чтение сказок и литературных произведений, конкурс – акция «Поможем зимующим птицам» ; разучивание стихотворений о доброте; просмотр и обсуждение видео – роликов.

Оборудование: ватман, клей, салфетки, клеенки, заготовки – цветные лепестки и ладошки из зеленой бумаги; схемы – символы; магнитная доска; глобус; ангел (светящийся) ; сердечки из красного картона с прикрепленными конфетками; подборка русских народных сказок; свеча- лампа; мультимедийный экран; подборка музыки и видео – роликов.

Ход мероприятия.

Под песню Кота Леопольда дети заходят в группу и останавливаются на ковре.

Воспитатель: Один известный французский писатель Виктор Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»

Внутри каждого из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она нужна и нам самим и близким нам людям, потому что любовь, забота и помощь согревают как настоящее солнце. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

Возьмитесь, пожалуйста, за руки, нежно пожмите друг другу руки и улыбнитесь своему соседу. Повторим вместе со мной:

Чем больше в мире доброты,
Тем счастливей я и ты.
Что вы почувствовали?
Дети: Тепло.

Воспитатель: Правильно, тепло. Это значит, что у каждого из вас есть солнышко, и чем больше добрых дел вы будете делать, тем оно будет больше и будет согревать вас и всех вокруг. А сейчас давайте послушаем Ульянку:

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живем на земле.

Ребята, закройте глаза и пошлите солнечные лучики маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. А теперь откройте глаза (показывает глобус) . Пошлите добрые лучики всем людям Земли, пусть все люди любят друг друга и берегут мир.

А как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

Давайте обозначим, что такое доброта условными знаками.

(Дети на мольберте выкладывают условные знаки и говорят их обозначение)

Сердце - доброе отношение к близким;
Кошка - доброе отношение к животным;
Цветок – доброе отношение к растениям;
Молоток – доброе дело, поступок;

Солнце - доброе отношение к неживой природе;
Человек – доброе отношение к людям, друзьям.

Физкультминутка «Добро – зло»

Воспитатель называет глаголы (добро – хлопают, зло – топают)

(Защитил, обогрел, помог, заступился, накормил, пожалел, обнял, погладил)

(Порвал, обидел, поссорился, отобрал, толкнул, ударил, разрушил, нагрубил)

Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать. (поливать цветы, сервировать стол, заправлять постель, убирать игрушки, завязывать друг другу шарфы или шнурки и т. д.) . А что вам подсказывает сделать доброе дело? (Сердце подсказывает)

Значит у вас доброе сердце.

А вы встречали добрых людей? (ответы детей)

Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Давайте вспомним эти сказки.

(«Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси – лебеди» , «Три поросенка» , «Репка» , «Цветик – семицветик» , «Царевна –лягушка» и другие)

А теперь поговорим о том что такое зло. (ответы детей)

Зло – это нечто противоположное добру. Например, плохие поступки, грубость, неуважение, несчастье, беда, война.

Как вы считаете, каких людей больше на земле: добрых или злых. (ответы детей)

А каких вы знаете плохих сказочных героев? Назовите их.

(Волк, Лиса, Снежная королева, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Ведьма и др.)

Третьего декабря отмечается Международный день инвалидов. В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей (Показ слайдов)

Игра на внимание

Хлопните в ладоши те, кто всегда готов прийти на помощь другу.
- Подпрыгните те, кто всегда слушается родителей.
-Присядьте те, кто равнодушен и безразличен к окружающим.
-Повернитесь вокруг себя, кто всегда со всеми делится.

Попрыгайте на одной ножке те, кто обижает ребят.
- Присядьте те кто считает себя добрым.
- Схватите себя за ухо, кто любит грубить.
-Покажите пальцем, вот так, как хорошо быть добрым!

Дарить добро – это очень просто, нужно только быть повнимательнее.

Послушайте стихотворение, которое Егор расскажет о себе:

Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда, забуду я о них.

улыбкой я всегда дружу, друзьям всегда я рад.
Я дружбой верной дорожу люблю я всех ребят.

Воспитатель: Русская народная пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит» . Ребята какие добрые слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, будьте здоровы, приятного аппетита, извините, простите, спокойной ночи, в добрый путь, счастливой дороги.

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое прочтет Катя.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер»

И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час» .
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Давайте попросим Полинку рассказать нам стихотворение.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова словами.

Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час.
Когда они другим необходимы.

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вы запомнили эти слова и всегда будете их говорить, и тогда в мире будет больше доброты, и солнышка в ваших сердцах будут светить ярче.

Ребята, вы заметили, что у нас в группе появился ангел. Ангел добрых дел (показать светящегося ангела) . Он увидел, какое доброе у вас сердце, сколько добрых дел вы можете совершить. И всем, кто откликнулся на доброе дело, ангел дарит сердечко с сюрпризом. (сердечко с прикрепленной конфетой)

У каждого человека своя душа, а чем мы наполним эту душу, зависит от нас самих.

Давайте все вместе создадим волшебную клумбу. Для начала, нам нужно посадить травку, на которой будет расти волшебный цветок. Ее я предлагаю вам сделать из ладошек зеленого цвета, ведь зеленый цвет – это цвет природы, цвет самой жизни. Наши ладошки будут тянуться вверх, и поддерживать наш цветок. А знаете, почему наш цветок будет волшебный? Волшебный он будет потому, что цвет его лепестков означает различные качества людей. Мы возьмем только положительные качества и лепестки только ярких цветов (красный - любовь, голубой – доброта, зеленый – жизнь, желтый – тепло, оранжевый – отзывчивость, фиолетовый – дружба, сиреневый – вежливость)

Дети наклеивают цветок, любуются им. (во время работы звучит спокойная музыка)

Дети и воспитатель встают в круг, воспитатель зажигает свечу, предлагает детям посмотреть, как красиво горит огонек, затем предлагает передать свечу, говорить при этом добрые пожелания друг другу: «Вот так и от

доброго человека идет доброта, как свет от этой свечи. Давайте передадим добро друг другу и скажем добрые слова» (я хочу чтобы…)

Звучит песня «Дорогою добра» автор Ю. Энтин, композитор М. Минков.

(на мультимедийном экране видеоролик)

Галина Кольцова
Занятие по социально - личностному развитию в подготовительной группе на тему: «Дети - инвалиды».

Цель : формирование социально- личностной компетентности детей, закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь.

Ход занятия:

1. дети , послушайте запись, которая у меня есть. (запись плача ребенка)

Почему дети плачут ?

Что вы чувствуйте, когда слышите плач человека или животного?

Это значит, что вы сочувствуйте плачущему человеку.

Что такое сочувствовать?

Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо, радостно. Со - чувствовать – чувствовать настроение другого человека.

Хорошо, что вы умеете сочувствовать. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья и им нужно сочувствие, понимание.

2. Работа с видеозаписями. (фотографии людей с ограниченными возможностями здоровья) . Дети , посмотрите на картинки на экране монитора и скажите, нуждается ли кто-то из этих людей в сочувствии.

Трудно ли нам общаться с такими людьми?

Испытывают ли они в жизни какие-нибудь трудности? Какие?

3. Воспитатель предлагает прослушать грамзапись отрывка из книги В. Короленко «Слепой музыкант» .

Какие чувства у вас возникли после чтения?

Какая была девочка в рассказе?

Было ли понимание между девочкой и Петрусей?

Трудно ли мальчику, испытывает он какие-нибудь трудности в жизни?

4. Воспитатель предлагает детям попробовать побыть в роли слепого и почувствовать трудно ему или нет?

С начало попробую я побыть в этой роли. Я завяжу глаза, а вы по очереди подносите мне предметы, а я попробую их узнать.

А теперь попробуйте вы. (дети по очереди завязывают глаза и узнают предметы)

Как вы узнали предметы? (ощупывали, нюхали, слушали звуки)

Как слепой человек передвигается в пространстве? (помогают поводыри, животные, палочка)

Попробуем, трудно это или нет? (завязать глаза и предложить принести мяч из корзинки с начало самому, а потом с помощью)

Что вы чувствовали?

Трудно ли вам было?

Как они читают?

У них есть специальные книги, где буквы выбиты, а не написаны как у нас. И так же они пишут.

У меня есть карточки, попробуете узнать, что на них изображено (дети пробуют почувствовать кончиками пальцев выбитое на картоне изображение геометрических фигур.

5. Воспитатель предлагает детям послушать грамзапись еще одного отрывка из рассказа «Цветик – семицветик» .

Что произошло с мальчиком?

Какая была девочка?

Возникло у них взаимопонимание?

Какую трудность испытывал мальчик?

Сложно таким людям в жизни?

Хотите попробовать, какие трудности испытывают такие люди? (предложить детям сесть на стул и прокатить коляску) .

Почему не получается?

Могут ли они как-то передвигаться?

6. рассматривание слайдов с фотографиями детей с ОВЗ. Что здесь произошло с человеком? Какой он? (нарушен слух) .

Какие трудности испытывают такие люди?

Попробуйте вы закрыть уши. Что вы чувствовали?

Как такие люди справляются с трудностями? (помогают аппараты слуховые)

А если человек совсем ничего не слышат и аппарат ему не помогает, как они общаются и понимают окружающих? (жестами)

Бывают такие люди, которые не умеют разговаривать. Они как общаются? (жестами)

Попробуем пообщаться как они?

Воспитатель демонстрирует на экране слайды с жестами, дети предполагают , что они обозначают.

Воспитатель предлагает языком жестов сказать друг другу «Я рад тебя видеть» , «Все хорошо»

Трудно общаться таким людям?

Как другие люди должны относиться к людям с ограниченными возможностями? (сочувствовать)

Можем ли мы с такими детьми играть?

Во что мы можем поиграть со слепым ребенком? (в словесные игры) .

Во что мы можем поиграть с глухо – немым ребенком? (в настольные игры, подвижные)

Во что мы можем поиграть с ребенком, который не может ходить? (настольные игры) .

7. Просмотр видеоролика продвижения людей с ОВЗ на улицах города.

Беседа с детьми о правилах поведения при встрече с людьми с ОВЗ. Если вы увидели такого человека на улице, как вы поступите? (оказать помощь)

Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем?

Можно ли смеяться над такими людьми?

Как можно назвать тех кто смеется над ними? (жестокими, безжалостными, бесчувственными) .

Какие же правила мы должны с вами запомнить?

1. Им надо помогать.

2. Не смотреть пристальною Это не прилично .

3. Не смеяться. Им обидно.

4. Принимать в игры. Они такие же дети , как и мы.

Елена Гольская
Коррекционно-развивающее занятие для детей-инвалидов

Цель : формирование коммуникативных навыков, поиски активного взаимодействия со сверстниками.

Задачи :

1. Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.

2. Прояснение ожиданий и тревог, связанных с коммуникативными навыками во время взаимодействия со сверстниками.

3. Развитие основных психических функций в игровой форме.

Ход игры:

Игра "Машинки"

Психолог. Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой из будущего. Эта игрушечная машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина четко говорить, что нужно делать, бережно относиться к машинке, стараться, что бы с ней ничего не случилось. В свою очередь, машинка должна очень внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды. Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто - машинкой, проведем жеребьевку. Один представитель от каждой пары подойдет ко мне и возьмет лист бумаги. Если на листе будет цифра 1, значит, вы хозяин, а ваш партнер- машинка. Ну а если ваш лист окажется пустым, то значит, вы машинка, а ваш партнер-хозяин. Во время игры вы сначала побываете в одной роли, а затем в другой. Выиграет тот хозяин, чья машина сумеет без аварий проехать свой путь.

В ходе игры обсуждаются такие качества как, умение слушать и выполнять устные инструкции.

Игра "Дятел"

Все дети встают парами в круг, дятел – водящий становиться по середине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова :

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает :

Мне не скучно одному,

Кого хочу того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и становится в круг. Оставшийся без пары становится в середину круга – он дятел.

В ходе игры обсуждаются такие качества как быстрота реакции принятия решения.

Игра "Вопрос-ответ"

Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

Легко дыша в моей тени

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(пила-липа)

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут –

Тигру я сродни.

(ток-кот)

Лежу на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу.

(шпала-лапша)

Известное я блюдо.

Когда прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(уха - муха)

Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной –

И найдешь меня в холодильнике.

(атлас - салат)

Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

И ковыляем так комично,

Но вставь нам "л" – и зазвучим

Тогда довольно мелодично.

(гусли-гуси)

В ходе игры обсуждаются такие качества как, психические возможности человека (мышление, внимание, память) .

Упражнение "Дерево"

История про дерево, которое выросло из семени.

Психолог предлагает ребенку превратиться в маленькое сморщенное семечко : сжаться в комочек на полу, спрятать голову, закрыть ее руками. Я буду садовником. Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове и телу , ухаживает.

С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти.

Дети поднимаются. У него раскрываются листочки.

Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх. Растет стебелек.

Дети вытягиваются. Появляются веточки с бутонами.

Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты. Наступает радостный момент, и бутоны лопаются.

Дети резко разжимают кулаки.

И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.

В ходе беседы дети обсуждают такие качества как, самоконтроль, взаимодействие, любовь и принятие людей с которыми приходится общаться.

Обсуждение занятия , подведение итогов.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально – коммуникативное развитие»:
Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников к детям с ограниченным возможностями здоровья.
Воспитания в детях чувства гуманного и толерантного отношения к детям.
Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.
Развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие. Формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.

Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»:
Познакомить детей с понятием – дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие любознательности и познавательной мотивации.

«Речевое развитие»:
Познакомить детей с понятием – дети-инвалиды, дети с ОВЗ.
Развивать связную речь детей.

«Физическое развитие»:
Способствовать развитию ориентировочного навыка, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, сосредотачиваться на своём занятии, играть по правилам.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видео презентация «Деи-инвалиды»; спички, бокал, стакан с водой, мяч, коньки, ролики, бумага, утюг, градусник, пылесос, лампа, лестница; аудиозапись – песня и минус «Мы на свет родились, чтобы радостно жить…» (автор текста Жигалкин Е. композитор Хайт А.), песня Д. Билана "Не молчи..."; аудиозапись зарядки «Эй, лежебоки», песня и минус "Дорога добра" (композитор М. Минков, автор текста Ю. Энтин).

Предварительная работа
С педагогами:
Анализ литературы и интернет ресурса;
Планирование и разработка конспекта;
Составление конспекта;
Подбор атрибутов, изготовление видео презентации. Дети входят в зал и поют песню (автор текста Жигалкин Е. композитор Хайт А.) «Мы на свет родились, чтобы радостно жить…»
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты!

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех!

Мы хотим кувыркаться
В зелёной траве
И смотреть, как плывут
Облака в синеве,
И в прохладную речку
Нырять в летний зной,

И в ладошки ловить
Теплый дождик грибной!

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех!
(дети встают в хоровод)
Воспитатель:
Ребята! Все мы живем на нашей планете Земля для счастья, радости, любви! Но есть дети, которым не хватает радости, любви и счастья! Это инвалиды или по-другому их называют дети с ограниченными возможностями здоровья! Это дети, которые по состоянию своего здоровья они не всегда могут себя обслужить – то есть им тяжело самим одеться, принимать пищу, играть, говорить, читать, петь, а некоторым, даже передвигаться! Они не видят или не слышат, они испытывают постоянную боль и недомогание! И скоро в нашем детском саду откроется группа, которую будут посещать дети-инвалиды.
Показ презентации про детей-инвалидов
Воспитатель:
1 Ребенок:

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды-Ангелы земли,
Сколько незаслуженной обиды,
На себе они перенесли,

Сколько раз, они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи, как подружке:
Разве то, что есть мы - это грех
2 Ребенок:
Сколько раз их матери украдкой,
Уводили в сторону детей,
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей.

Немощны они не телом бренным,
Немощны душой своей холодной,
Не помочь пытались детям бедным -
Прочь всегда их гнали взглядом злобным!
3 Ребенок:
Не грустите, матери, не надо,
Ваши дети-Ангелы, не зло!
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех, кто нас не понимает,
Пусть простит Господь за волю их,
Пусть они услышат, как рыдают
Мамы у кроваток чад больных!
4 Ребенок:
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех, кто хочет нам помочь,
Открывая душу нам радушно,
Горе помогают превозмочь.

Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской,
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой.

Чтоб ни войн и ни землетрясений,
Ни цунами страшных, никогда!
Сбереги, Господь, от потрясений,
Всех людей, отныне и всегда!
(Любовь Максимова,
мама ребёнка-инвалида 30.01.05г.)
Воспитатель:
Ребята, есть в календаре день -3 декабря, когда все страны отмечают международный День инвалидов. Для того, чтобы мы не забывали о том, что рядом с нами живут люди, которым необходима наша помощь и защита! Эти люди особенно нуждаются в теплоте, заботе! Что мы можем сделать для них?
Дети: Помогать, защищать, заботиться!
Воспитатель: Верно! Давайте представим, как мы их встретим и научим приветствовать друг друга!
Проведем игру-приветствие «Здравствуй, друг!»
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Воспитатель:
Инвалиды особенно любят жить! Они стараются не отчаиваться, а жить полноценной жизнью – кто-то хорошо рисует, не имея рук, кто-то поет, хотя слеп, кто-то танцует на колясках. Не имея ног! Многие инвалиды добились больших успехов в спорте, творчестве и в трудовой деятельности - помните это!
Выступление детей-колясочников из Реабилитационного Центра «Преодоление» под песню Д. Билана "Не молчи..."
Воспитатель: Давайте мы с вами попытаемся представить, как чувствует себя инвалиды слепые.
Поиграем в игру «Слепой и поводырь»
Воспитатель: Разделимся на пары. Один из вас будет «слепым» – закрывайте глаза, а другой – будет «поводырём», который держит «слепого» за руку и обеспечивает ему безопасность на пути. Через некоторое время «слепые» и «поводыри» меняются ролями.
Воспитатель: Ребята, легко ли было доверять «поводырю»? Вы доверяли ему? Почему?
Как вы себя чувствовали в роли «слепого»?
Воспитатель: Не все инвалиды с детства, некоторые люди становятся инвалидами в процессе жизни. Существуют профессий связанные с опасностью для здоровья. Какие?
Дети: Подводники, потому что они работают под водой.
Дети: Люди, которые работают в НИИАРе (Научно Исследовательский Институт Атомных Реакторов) – их профессия связана с радиацией.
Дети: Летчики, шоферы, так как их работа связана со скоростью.
Воспитатель: :Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Это все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
Воспитатель: : Вообще - в жизни, в быту нас подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили.
Мы не задумываемся, что опасность повсюду. Каждый предмет может быть опасен!
Давайте поиграем в игру «Чем опасен предмет?»
(Предлагаю варианты – спички, бокал, стакан с водой, мяч, коньки, ролики, бумага, утюг, градусник, пылесос, лампа, лестница и т.д.)
Воспитатель: :Бывает, что люди не задумываются или совершают необдуманные поступки: не соблюдают правила дорожного движения и переходят дорогу на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, рыбачат на тонком льду и даже катаются на нем. Не берегут, тем самым, самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье!
Воспитатель: :Помимо этого, в мире происходят автомобильные аварии, авиакатастрофы, пожары, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
Воспитатель: :А сколько осталось инвалидов после Великой Отечественной Войны?
Воспитатель: :Кроме того, инвалидом моет стать человек и после неизлечимого заболевания! Ведь не все болезни пока еще научились вылечивать!
Воспитатель: :Чтобы мы были всегда здоровы – необходимо вести здоровый образ жизни! Что это значит?
Дети: Правильно питаться, заниматься физической культурой!
Воспитатель: :Правильно! Сделаем зарядку!
(Флэш-моб «Эй, лежебоки!»)
Воспитатель: :Ребята, дети-инвалиды с Реабилитационного Центра «Преодоление» организовали для вас выставку поделок и рисунков! Посмотрите, как они старались и каких добились успехов!
Показ выставки работ детей из Реабилитационного Центра «Преодоление»
Воспитатель: :На протяжении всего занятия я увидела, какими добрыми и светлыми становились ваши лица! Я вижу, что вы стали добрее и отзывчивее! Я уверена, что, дети-инвалиды, которые придут к нам в детский сад почувствуют вашу заботу и внимание!
Я хочу напомнить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку! Они не любят, когда мы их жалеем, ведь маленькое участие всегда лучше, чем большое сочувствие! Им нужна ваша дружба и помощь!!!
Воспитатель: :Я уверена, что по возможности вы предложите им свою помощь! А вот как мы можем помочь им?
Дети: Помочь одеться, помочь на занятии, научить чему-то, играть в игры, дружить!
Воспитатель: :Молодцы, ребята! Вместе мы сможем сделать их жизнь легче, интересней и счастливее!!! Потому что вы все ДОБРЫЕ дети! Давайте подарим нашим новым друзьям сердце, потому что оно означает - доброе отношение к близким!
Вырезание из бумаги сердечка
Исполняется песня "Дорога добра" (композитор М. Минков, автор текста Ю. Энтин).

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия

для детей-инвалидов

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭМОЦИЙ

Педагог-психолог КГАУ СО «РЦДПсОВ» С.С. Пипина

Социальный педагог КГАУ СО «РЦДПсОВ» О.В. Бадьина


Цель : Развитие эмоциональной сферы детей, обучение компьютерной графике.
Задачи :
дидактические :

Учить осознанно выражать заданные эмоции (радость, грусть, злость,

удивление);

Научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

Закреплять навыки ориентировки на листе;

Закреплять навыки работы в компьютерной программе Paint .


коррекционно-развивающие :

Развивать умение понимать эмоциональные состояния других;

Развивать зрительно-моторную координацию, внимание, память.


воспитательные :

Развивать эмпатию;

Воспитывать чувство взаимопонимания.


Оборудование : 4 комплекта компьютерного оборудования (по числу детей), комплект презентационного оборудования (мультимедийный экран, проектор), карта страны эмоций (см. приложение № 1), компас, игрушки, книги, рисунок из мультфильма «Вини-Пух» (см. Приложения №№ 2,3), зеркало, шатёр из чёрной ткани, имитирующий пещеру, шляпа и плащ колдуна, воздушные шары по количеству детей, изображение весёлого солнышка, облака с изображёнными на них эмоциями (синее облако – грусть, зелёное - удивление, черное – злость, желтое - радость), аудиозаписи тревожной музыки и аудиосказки «Сказка о царе Салтане», видеозапись мультфильма «По дороге с облаками».


Предварительная работа : настроить мультимедийное оборудование, проверить работу компьютеров, закрепить к потолку по пространству кабинета 4 нити, к которым в дальнейшем на скрепки будут крепиться цветные облака; установить шатёр, закрепить на стене изображение солнца, при входе в кабинет поставить журнальный стол.

Целевая аудитория: дети-инвалиды 5-8 лет.

Ход занятия:


Дети в сопровождении педагога-психолога входят в компьютерный кабинет.
    Организационный момент
При входе в компьютерный кабинет на журнальном столе лежат игрушки, компас, книги, карта страны эмоций.

Педагог-психолог: Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие в страну эмоций. Но чтобы отправиться в это путешествие, нам нужно взять с собой только самые необходимые предметы. Подойдите к столу и выберите их. (Дети выбирают карту и компас) Теперь мы готовы отправиться в путь. А дорогу нам укажет компас. Давайте хором проговорим волшебные слова: «Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи».

Педагоги и дети

    Основная часть

    «Грустная поляна»

Ребята, посмотрите, куда указывает стрелка компаса? На какую поляну мы с вами попали?! На экране мультимедийного оборудования появляется поляна, на ней - грустный ослик (рисунок из мультфильма «Вини-Пух»). Кто это?

Дети: Ослик.

Педагог-психолог: Посмотрите на него внимательно: какое у него настроение? Дети: Ему грустно.

Педагог-психолог: Почему вы решили, что ослику грустно? Ответы детей

Педагог-психолог: Смотрите, у нас появилось облачко с подсказкой. А какого оно цвета? Социальный педагог закрепляет к нити синее облако . Вы когда-нибудь грустили? Вспомните и изобразите грусть на своем лице.

Социальный педагог: Предлагаю вам пройти за компьютерные столы. Что-то наши пальчики загрустили.

Социальный педагог проводит пальчиковую гимнастику «Грустные пальчики».

Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики грустят,

Работа на компьютере в графическом редакторе Paint .

Социальный педагог: Откройте на экранах мониторов графический редактор Paint . Разделите лист на 4 равные части. Дети делят лист на 4 равные части с помощью инструмента «Линия» графического редактора Paint . Вспомните, какие лица были у вас, когда вы изображали грусть. Давайте попробуем изобразить грустные лица с помощью инструментов графического редактора в левой верхней части листа. Дети рисуют грустные лица, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

Педагог-психолог: А мы продолжаем путешествие.

Педагоги и дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова) : Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.

    «Удивительный остров»

Педагог-психолог: Давайте присядем и посмотрим на карте, куда указал нам компас. Ой! куда это мы попали?! Дети присаживаются на стульчики и слушают фрагменты аудиосказки «Сказка о царе Салтане».

1. В свете есть такое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквями, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет, Да орешки все грызет. А орешки непростые, Скорлупы-то золотые.
2. Там еще другое диво: Море вздуется бурливо Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в чудном беге И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.
3. А у князя жена есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

Педагог-психолог: Сколько необычного и удивительного мы с вами узнали! Когда мы видим что-то необычное, мы же удивляемся? А вы умеете удивляться? У нас появилось ещё одно облачко, какого оно цвета?

Дети: Зеленого.

Педагог-психолог: Посмотрите, как оно удивилось, увидев вас! Давайте удивимся вместе с облаком.

Упражнение «Зеркало» Посмотрите в зеркало и представьте, что там отразилось что-то сказочное, необычное и удивительное (дети, смотря в зеркало, удивляются сначала по одному, затем все вместе).

Работа на компьютере.

Социальный педагог: Ребята, предлагаю вернуться за компьютерные столы и нарисовать удивлённое лицо, которое мы видели в зеркале. Задание выполняйте в правой верхней части листа. Дети рисуют удивлённые лица, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

Педагог-психолог: С какой эмоцией мы познакомились?

Дети: Удивление. Педагог-психолог: Наше путешествие продолжается дальше. Вставайте в круг и вспоминайте слова, которые мы произносили для того, чтобы компас указал нам дорогу. Дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова) : Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи. 3. «Пещера злого колдуна». Дети смотрят на карту. Звучит тревожная музыка.

Ребята, здесь живет злой колдун. Давайте войдём в пещеру и посмотрим, что там внутри. Колдуна сейчас нет, но остались его волшебная шляпа и плащ. Предлагаю вам превратиться в колдуна и немного позлиться. А вот и облачко-подсказка. Какого оно цвета? (черного) дети показывают злые лица.

Работа на компьютере.

Социальный педагог: Ребята, садитесь за компьютерные столы и нарисуйте лицо злого колдуна в левой нижней части листа. Дети рисуют лицо злого колдуна, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

Педагог-психолог: Ребята, я вам подскажу, как избавиться от злости. Возьмите вот эти шары и представьте, что это ваша злость. Когда они лопнут, вместе с ними исчезнет и злость. Дети стараются лопнуть свои шары. Ура, мы победили злость, и колдун без неё теперь будет бессилен. Сделав такое хорошее дело, мы можем продолжить своё путешествие.


Дети: Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.
4. «В гостях у солнышка»

Педагог-психолог: Посмотрите что вы видите? Указывает на висящее на стене солнце. Какое у него настроение? (весёлое) Какого цвета облако появилось? (желтое). Посмотрите, даже у грустного ослика улучшилось настроение, когда его согрело солнышко и пришли друзья (Приложение № 3).

Работа на компьютере

Социальный педагог: Ребята, пройдите за компьютерные столы и нарисуйте в правой нижней части листа весёлое солнышко. Дети рисуют весёлое солнце, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

    Итог

Социальный педагог: Предлагаю вам посмотреть рисунки друг друга, которые получились у вас во время путешествия. (Дети смотрят рисунки на мониторах компьютеров)


Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу. На пути нам встречались облака разного цвета, у каждого из которых было своё настроение. Давайте вспомним их. Дети называют цвет и настроение каждого облака. Мы предлагаем каждому из вас выбрать облако со своим настроением. Дети выбирают облака по своему настроению.

А сейчас пора возвращаться домой! На мультимедийном экране включается фрагмент мультфильма «По дороге с облаками», где герои возвращаются домой. Дети, образуя круг, идут друг за другом по кабинету под весёлую музыку. Уходя из кабинета, машут рукой героям мультфильма.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3