Химия в жизни человека. Роль химии в жизни человека и природы доклад

«Жизнь — череда химических реакций», — как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Зачастую уроки химии в школе воспринимаются как повинность, поскольку ученикам не всегда понятно, зачем изучать этот предмет и как он пригодится в дальнейшей жизни.

Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях:
Очевидном — полученные знания необходимы для поступления в высшее учебное заведение.
Бытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Дети, обучающиеся в школах-интернатах, имеют возможность глубже погрузиться в изучение программных предметов и эффективнее использовать полученные знания. Особенно, если речь идет о специализированных интернатах с углубленным изучением определенных дисциплин. Но и общеобразовательные учебные заведения позволяют получить отличную базу, на основании которой ученик сможет получить хорошую специальность.

Рассмотрим первый аспект — поступление в высшее учебное заведение.

Несмотря на то, что обучение в интернатах детей-сирот дает некоторые льготы при поступлении, дальнейшем им потребуется полный набор базовых знаний, чтобы эффективно осваивать программу высшего учебного заведения. Химия является довольно сложной дисциплиной, требующей от ребенка таких навыков, как умение концентрироваться, аналитически мыслить, целостно воспринимать изучаемое явление, самостоятельно делать выводы, брать на себя ответственность за безопасность окружающих. При этом химия должна стать любимым предметом для тех, кто хочет реализовать себя в следующих специальностях:

Ученый-химик

Покуда люди будут стремиться преобразовывать мир, ученые-химики будут нужны человечеству. Эта отрасль знаний на данный момент является наиболее значимой для развития цивилизации! А значит, каждый человек имеет возможность сделать свой вклад в ее развитие.

Медицинский работник

Врачебное дело востребовано всегда. Хороший врач никогда не останется без работы и не будет испытывать чувство ненужности. Он всегда полезен людям, ведь он помогает поддерживать здоровье, спасает жизни людей. Даже медсестра, которой не придется брать на себя ответственность за постановку диагноза и составление плана лечения, должна понимать, что скрывается за составом таблеток, микстур, уколов. Без знаний по химии врач не сможет подобрать хорошее лечение, выписать рецепт на лекарства, составить грамотную рекомендацию по их применению, предложить альтернативные методы лечения с помощью народной медицины. Ведь все препараты взаимодействуют друг с другом и могут подавлять лечебные свойства или наоборот, делать их воздействие чрезмерным.

Еще важнее уроки химии для будущих фармацевтов, которые изобретают новые лекарства, составляют лечебные порошки и мази, помогают выбрать наиболее дешевые, но эффективные аналоги разных препаратов.

Ветеринар, зоолог, биолог, агроном, садовод

Флора и фауна вызывают восторг практически у каждого любознательного ребенка. Деревья, травы, цветы радуют нас своей красотой и приносят пользу. Если бы их не было, люди не могли бы создавать книги, шить одежду, составлять лечебные сборы. Мир животных также поражает своим разнообразием. Химия актуальна для каждой из этих профессий.

Эколог

Природа — бесконечный источник жизненных сил для любого человека. Мудрые люди стремятся жить в гармонии с ней, поэтому миру всегда нужны профессиональные экологи, которые помогают людям сотрудничать с природой и наносить ей минимальный вред.

Строитель, дизайнер-оформитель, художник

Строительство также является отраслью, которая всегда будет востребованной. Ведь людям нужно где-то жить, на чем-то сидеть, спать. Знания по химии позволяют правильно рассчитать пропорции при составлении бетонной смеси - необходимом элементе для постройки дома. Определить необходимые временные рамки, необходимые для окончательного затвердения фундамента, также будет сложно без понимания особенностей прохождения различных химических реакций.

Даже художники, которые многими воспринимаются как отстраненные наблюдатели, должны владеть базовыми химическими понятиями о взаимодействии веществ! Иначе они просто не смогут грамотно смешивать краски, закреплять их на холсте. Дизайнер-оформитель тоже обязан иметь понимание химических процессов, в особенности их влияние на здоровье человека - ведь от его работы зависит не только красота жилого помещения, но и качество жизни людей! Он должен уметь выбрать нужный материал для отделки, чтобы у проживающей в квартире семьи не начались хронические заболевания и аллергические реакции.

Технолог пищевой промышленности

Продукты, которые мы приобретаем в магазинах, имеют долгий срок хранения по одной простой причине — в пищевой промышленности применяются знания по органической и неорганической химии, с помощью которых удается продлевать срок хранения различной пищи. Вкусовые добавки, заменители сахара, конфеты, чипсы, лимонады — большинство лакомств, столь радующих нас, были бы невозможны, если бы люди не создали такую науку, как химия.

Технологи

Издревле люди использовали природные красители для того, чтобы окрасить одежду из натуральных веществ в яркие цвета. Процесс окраски — это обычная химическая реакция, которую можно спрогнозировать. Благодаря технологам легкой промышленности мы имеем возможность так ярко выглядеть и использовать для создания одежды такое количество синтетических материалов!

Опытные технологи, хорошо знающие химию, нужны для создания косметических средств, парфюмерии. Они разрабатывают способы переработки полезных ископаемых, разрабатывают новые виды пластмасс, используемых для создания корпусов ноутбуков, планшетов, бытовых предметов. Они создают материалы для военной промышленности, космической индустрии, медицины.

Эксперт-криминалист

Криминалисты, которым приходится расследовать тяжелые преступления, обязаны иметь широкие познания в химии, биологии, психологии, физике и ряде других наук. Знаменитый литературный детектив Шерлок Холмс успешно раскрывал многие преступления, поскольку был сведущ в химии!

И это далеко не полный перечень специальностей, для которых познания в химии являются необходимыми. Процесс обучения труден для многих детей именно потому, что они не понимают, где на практике они смогут применить полученные знания. Кроме того, у детей возникает закономерный вопрос: «Я не хочу развиваться в специальностях, связанных с химией. Зачем мне ее учить?»

На такое заявление существует два емких ответа. Первый заключается в том, что если не получить хотя бы базовых знаний по химии, то в будущем множество дорог развития будет закрыто. К тому же, интерес к какой-то сфере деятельности может проснуться спонтанно. Второй ответ несколько приземленней — химия нужна в обыденной жизни.

Применение знаний по химии в обыденной жизни

Следует отметить, что для детей, обучающихся в интернате, именно эта, бытовая причина изучения химии является наиболее значимой. Особенно если дети лишены родительской опеки и вынуждены самостоятельно находить своё место в жизни. Элементарные сведения, почерпнутые из уроков химии, помогут им в решении самых простых задач. Поэтому, проводя урок, я стараюсь показать цель получаемых знаний.

Например, при знакомстве с классом кислот ребята не смогли назвать, какие кислоты можно найти у себя на кухне. Поэтому, рассказывая о кислотах, делаю упор на применение их в быту: как можно использовать уксусную и лимонную кислоты, где пригодятся им эти знания.

К такой работе привлекаю и самих учащихся. Например, при изучении темы «Фенол» рассказываю о негативном действии фенолформальдегидных смол. Обращаю внимание, что большая часть современной мебели сделана из ДСП, содержащих вредные вещества. Предлагаю учащимся найти способы защиты от вредных воздействий. Предлагаю учащимся поработать над проектом «Мой дом». Дети готовятся к будущей жизни, строят планы, появляется цель и заинтересованность.

Проходим тему "Спирты". Показываю детям презентацию. К сожалению, такой бытовой опыт у ребят довольно богатый. И если над первыми кадрами они посмеиваются, то к концу презентации в классе становится тихо. Обязательно провожу семинар по теме «Спирты». Ребята ищут информацию, рассказывают о негативном влиянии алкоголя на организм человека. Как говорит китайская пословица, «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал - понял».

При изучении темы «Ферменты» рассматриваем состав стиральных порошков, учимся правильно стирать белье, попутно повторяем тему «Жесткость воды». Подкрепленные практикой знания остаются надолго.

Изучая нуклеиновые кислоты, обязательно подробно говорим о биотехнологиях и генной инженерии, я знакомлю их с продуктами, содержащими генетически модифицированные компоненты. Ребята пишут сочинения-рассуждения о будущем человечества.

Ребят интересует то, что касается лично их, в частности, они очень интересуются вопросами здоровья. Проходим тему «Витамины». Ребята конспектируют, примеряют к себе полученные знания.

Покупка стирального порошка и выбор температуры стирки для одежды из различных тканей. Подбор косметических средств, с минимальным содержанием «химии». Чистка серебряных украшений, защита металлических изделий от воздействия воды. Способы очистки воды с помощью различных природных материалов. Создание весёлых фокусов с использованием различных химических веществ (активированный уголь, нашатырь, чай, дрожжи). Создание домашнего мороженого… — всему этому и многому другому обычные дети учатся благодаря жизненному опыту родителей. Дети-сироты, воспитывающиеся в интернатах, лишены этого бытового знания! Поэтому столь важно, чтобы они имели возможность глубоко изучать химию на занятиях.

Учащиеся впитывают азы химической науки, которые впоследствии позволят им хорошо ориентироваться в обыденной жизни и не совершать необдуманных поступков! Ведь знания о том, как нейтрализовать химический ожог, могут спасти здоровье, а то и жизнь человека! Где же ещё ребёнок сможет их получить, как не на уроках химии?

Скучно изучать только то, что идёт в отрыве от нашей собственной жизни. Даже взрослый человек не всегда может заставить себя выучить то, что кажется ему бесполезным и скучным. Что же требовать от школьника, находящегося в трудном периоде подросткового возраста и ещё не определившегося с главными вопросами: «Кто я, чего я хочу от жизни»? Поэтому важно при изучении химии доказать её актуальность - вызвать интерес.

Старшеклассники на уроках химии готовятся войти во взрослую жизнь и реализовать себя в определённой профессии. Актуальность изучения химии в этом контексте абсолютно бесспорна! Ведь практически каждая деятельность современных людей связана с химией. Даже формирование влюблённости подчиняется законам этой науки. Химия - это жизнь, которую стоит постичь!

Кузьменко Елена Анатольевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №24
г. Санкт-Петербург
Учитель химии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №16»

По теме:
«Роль химии в жизни человека»

2011
Введение

Для решения многих задач можно использовать одну из важнейших отраслей науки и естествознания - химическую науку. Современная химия развивается стремительными темпами, плодотворно сотрудничая с физикой, математикой, биологией и другими науками. Роль химии в жизни и развитии общества очень велика. Химия очень тесно связана с производством материальных ценностей. Естествознание, в том числе и химическая наука, начиная с давно известных положений и законов, и кончая современными сложными теориями, взаимосвязана с философией.
Колоссальные достижения химической практики весомо и зримо ощутимы в нашей повседневной жизни. Сейчас практически немыслимо остановиться на этом пути или вернуться назад, отказавшись от использования знаний об окружающем мире, которыми человечество уже обладает.

1. Химия в нашей повседневной жизни

Повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и др. При опускании кусочка лимона в стакан горячего чая происходит ослабление окраски – чай здесь выступает в роли кислотного индикатора. Аналогичное кислотно-основное взаимодействие проявляется при смачивании уксусом нарезанной синей капусты. Хозяйки знают, что капуста при этом розовеет. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой или гася водой известь, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Объяснение этих и других широко распространенных в жизни человека химических процессов – удел специалистов.
Приготовление пищи – это тоже химические процессы. Не зря говорят, что женщины-химики часто очень хорошие кулинары. Действительно, приготовление пищи на кухне иногда напоминает выполнение органического синтеза в лаборатории. Только вместо колб и реторт на кухне используют кастрюли и сковородки, а иногда и автоклавы в виде скороварок. Не стоит далее перечислять химические процессы, которые проводит человек в повседневной жизни. Необходимо лишь отметить, что в любом живом организме в огромных количествах осуществляются различные химические реакции. Процессы усвоения пищи, дыхания животного и человека основаны на химических реакциях. В основе роста маленькой травинки и могучего дерева также лежат химические реакции.
Химия – это наука, важная часть естествознания. Строго говоря, наука не может окружать человека. Его могут окружать результаты практического приложения науки. Это уточнение весьма существенное. В настоящее время часто можно слышать слова: «химия испортила природу», «химия загрязнила водоем и сделала его непригодным для использования» и т.д. На самом же деле наука химия здесь вовсе не причем. Люди, используя результаты науки, плохо оформили их в технологический процесс, безответственно отнеслись к требованиям правил безопасности и к экологически допустимым нормам промышленных сбросов, неумело и не в меру использовали удобрения на сельскохозяйственных угодьях и средства защиты растений от сорняков и вредителей растений. Любая наука, особенно естествознание, не может быть хорошей или плохой. Наука – накопление и систематизация знаний. Другое дело, как и в каких целях используются эти знания. Однако это уже зависит от культуры, квалификации, моральной ответственности и нравственности людей, не добывающих, а использующих знания.

2. Химическая промышленность

Химическая промышленность – комплексная отрасль, определяющая, наряду с машиностроением, уровень научно-технического прогресса, обеспечивающая все отрасли народного хозяйства химическими технологиями и материалами, в том числе новыми, прогрессивными и производящая товары массового народного потребления.
Химическая промышленность объединяет множество специализированных отраслей, разнородных по сырью и назначению выпускаемой продукции, но сходных по технологии производства.
В состав современной химической промышленности России входят следующие отрасли.
Отрасли химической промышленности:

    горно-химическая (добыча и обогащение химического минерального сырья – фосфоритов, апатитов, калийных и поваренных солей, серного колчедана);
    основная (неорганическая) химия (производство неорганических кислот, минеральных солей, щелочей, удобрений, химических кормовых средств, хлора, аммиака, кальцинированной и каустической соды);
    органическая химия:
    производство синтетических красителей;
    производство синтетических смол и пластических масс;
    производство искусственных и синтетических волокон и нитей;
    производство химических реактивов, особо чистых веществ и катализаторов;
    фотохимическая (производство фотокинопленки, магнитных лент и других фотоматериалов);
    лакокрасочная (получение белил, красок, лаков, эмалей, нитроэмалей и т.п.);
    химико-фармацевтическая
- производство лекарственных веществ и препаратов;
- производство химических средств защиты растений.
7. производство товаров бытовой химии;
    производство пластмассовых изделий, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и изделий из них.
8. микробиологическая отрасль.

Экономические районы страны, в которых сложились наиболее крупные комплексы химической промышленности:
Центральный район – полимерная химия (производство пластмасс и изделий из них, синтетического каучука, шин и резинотехнических изделий, химического волокна), производство красителей и лаков, азотных и фосфорных удобрений, серной кислоты;
Уральский район – производство азотных, фосфорных и калийных удобрений, соды, серы, серной кислоты, полимерная химия (производство синтетического спирта, синтетического каучука, пластмасс из нефти и попутных газов);
Северо-Западный район – производство фосфорных удобрений, серной кислоты, полимерная химия (производство синтетических смол, пластмасс, химического волокна);
Поволжье – нефтехимическое производство (органический синтез), производство полимерной продукции (синтетического каучука, химического волокна);
Северный Кавказ – производство азотных удобрений, органического синтеза, синтетических смол и пластмасс;
Сибирь (Западная и Восточная) – химия органического синтеза, азотная промышленность на коксовом газе, производство полимерной химии (пластмасс, химического волокна, синтетического каучука), шинное производство.

3. Химия и здоровье человека

Живая клетка это настоящее царство больших и малых молекул, которые непрерывно взаимодействуют, образуются и распадаются... В организме человека реализуется около 100 000 процессов, причем каждый из них представляет собой совокупность различных химических превращений. В одной клетке организма может происходить примерно 2000 реакций. Все эти процессы осуществляются при помощи сравнительно небольшого числа соединений. Большая часть болезней обусловлена отклонением концентраций какого-либо вещества от нормы. Это связано с тем, что огромное число химических превращений внутри живой клетки происходит в несколько этапов, и многие вещества важны клетке не сами по себе, они являются лишь посредниками в цепи сложных реакций; но, если нарушается какое-то звено, то вся цепь в результате часто перестает выполнять свою передаточную функцию; останавливается нормальная работа клетки по синтезу необходимых веществ.
Фармакология - это наука о лекарственных средствах, действии различных химических соединений на живые организмы, о способах введения лекарств в организмы и о взаимодействии лекарств между собой. Молекулярная фармакология изучает поведение молекул лекарственных веществ внутри клетки, транспорт этих молекул через мембраны и т.д. Человек начал применять лекарственные вещества очень давно, несколько тысяч лет назад. Древняя медицина практически полностью основывалась на лекарственных растениях, и этот подход сохранил свою привлекательность до наших дней. Множество современных лекарственных препаратов содержат вещества растительного происхождения или химически синтезированные соединения, идентичные тем, которые можно обнаружить в лекарственных растениях. Один из самых ранних из дошедших до нас трактат о лекарственных средствах был написан древнегреческим врачом Гиппократом в IV веке до нашей эры.

4. Химия и проблемы продовольствия и экологии

Население нашей планеты растёт. По прогнозам Организации объединенных наций к 2050г. оно составит около 7 млрд. человек и будет, естественно, увеличиваться в последующие десятилетия. Это значит, что уже сейчас необходимо задуматься над тем, как обеспечить население Земли питанием в будущем. Расчёты учёных приводят к выводу, что проблема будет решена, если за ближайшие 40 - 50 лет мировое производство продуктов питания возрастёт в 3 - 4 раза. Подобный прирост может быть осуществлён только в том случае, если произойдёт "зелёная революция" - резкий подъём сельского хозяйства, прежде всего в развивающихся странах, на базе внедрения всех достижений
современной науки, в том числе химии.
Есть ли основания верить в возможность такой "зелёной революции"? Учёные отвечают на этот вопрос определённо: да, можно. Модернизированное сельское хозяйство с помощью своих могучих союзниц - химии и биологии - без труда может прокормить более 7 млрд. человек.
В решении продовольственной проблемы в глобальном масштабе основной акцент делается на увеличение производства растительной и животной пищи естественного происхождения. Увеличение же объёма производства пищи естественного производства, по мнению специалистов, будет в ближайшем будущем достигаться за счёт создания благоприятных условий для размножения и роста растений и животных. Сюда относится в первую очередь применение удобрений, а затем стимуляторов роста, искусственных кормов для сельскохозяйственных животных, средств защиты растений и животных, введение в практику питания новых продуктов, добытых в океане, и т. д.
Большие потери урожая связанны с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений. Гибнет примерно одна треть урожая. Если отказаться от применения химических средств защиты растений, то эта доля удвоится. Для 3 тыс. видов культурных растений известно около 30 тыс. возбудителей болезней! Из них более 25 тыс. - грибы, около 600 - нематоды (черви), более 200 - бактерии, около 300 - вирусы.
В результате заболеваний растений люди теряют 10 - 15% урожая ещё до того, как он собран. Совместное же воздействие болезней, вредителей и сорняков отнимают от урожая от 25 до 40%. Цифра не малая, но и это ещё не всё. От 5 до 25% продукции сельского хозяйства теряется при перевозке и хранении. В результате суммарные потери урожая, до того как он попадёт к потребителю, составляют в разных странах около 40 до 50%. Есть над чем призадуматься специалистам по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.
В животноводстве приобретают всё большее значение искусственные, производимые на специальных заводах корма. Для увеличения массы домашний скот должен в остаточном количестве снабжаться сырьём. Это может быть растительный белок, рыбная мука и т. д. Однако при расширении масштабов животноводства и увеличении спроса на его продукцию этих источников белка может не хватать, поэтому химики совместно с биологами давно уже начали искать пути замены таких кормов. И придуманы хорошие заменители натуральных кормов.
Научно-технический прогресс, дающий человеку много благ, одновременно оказывает и отрицательное влияние на окружающую природу.
В промышленно развитых стран на одного жителя ежегодно в атмосферу попадает до 150 -200 кг пыли, золы и других промышленных выбросов. За сутки промышленность мира сбрасывает более 100 млн. кубических метров сточных вод.
Мощным источником загрязнения атмосферы являются все виды транспорта, работающие на тепловых двигателях. Выбрасываемые ими вещества в целом идентичны газообразным отходам промышленного происхождения. С выхлопными газами автомобилей в воздух попадают оксиды углерода, азота, серы, альдегиды, несгоревшие углеводороды, а также продукты, содержащие хлор, бор, фосфор и свинец. Загрязняют атмосферу дизельные двигатели автомобильного, водного и железнодорожного транспорта.
Вредное воздействие на гидросферу оказывают продукты нефтихимических предприятий, сырая нефть, перевозимая танкерами. Исследования Атлантического океана и шельфовых вод Европы и Северной Америки показывают, что уровень загрязнения в открытом океане в 2 - 3 раза меньше, чем в прибрежных водах, где плёнка из нефти держится более продолжительное время. 1 тонна нефти способна покрыть тонкой плёнкой поверхность водного массива площадью 1200 гектар.
Кроме того, в различных отраслях промышленности используется громадное количество новых соединений, отсутствующих в природе. Ежегодно их синтезируется в мире более 250 тысяч, из них около 300 находят промышленное применение и могут попасть в окружающую среду. По данным Всемирной организации здравоохранения, среди химических соединений, используемых в промышленном масштабе, примерно 40 тыс. вредны для человека. Процесс загрязнения окружающей среды несвойственной ей веществами, раньше носивший локальный характер, в последнее время принял глобальные масштабы. Особенно загрязнение среды такими несвойственными биосфере элементами, как свинец, ртуть, кадмий. Мощность техногенного воздействия на живую природу достигла такой величины, что возникла опасность необратимых изменений за счёт нарушения слагавшихся в течение миллионов лет природных динамических равновесий. Даже загрязнение среды такими характерными для природных круговоротов веществами, как нитраты, соли аммония, фосфаты, достигло на значительных участках земной поверхности концентраций, при которых природные механизмы оказываются недостаточными для плавного включения этих веществ в круговорот. В результате, например, во многих крупных водоёмах земного шара произошло резкое изменение в экосистемах, что привело к большому обеднению видами живых организмов.
Какой же выход видит наука, в частности химия, из создавшегося экологического кризиса? Ведь химизация промышленного и сельского хозяйства не означает разрушения всего живого, а, наоборот, предлагает пути решения проблем современности. Прежде все
и т.д.................

Андриянова Елизавета, Манькова Валентина

Химия - это удивительный мир загадок и открытий. Именно она позволяет человеку извлекать из минерального, животного и растительного сырья вещества, одно другого удивительней и чудесней.

Оглянитесь вокруг и вы увидите, что жизнь современного человека невозможна без химии. Роль ее огромна.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Тюкалинского муниципального района Омской области

«Тюкалинский лицей»

Тема проекта: «Химия в нашей жизни»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: химия 9 класс

Выполнили:

учащиеся 9б класса

Андриянова Елизавета и

Манькова Валентина

Руководитель проекта:

Хиневич Татьяна Васильевна,

учитель химии

Тюкалинск - 2017

I Введение …… ……………… …………………………… 3

1.Актуальность темы, цель, задачи, методы....................... 3

II Основная часть………………………………………… 4-18

2. Теоретический материал……………………………… 4-9

2.1 Вода …………………………………… ……………. 4

2.2 Хлор……………………………… ………………… 4-6

2.3.Пищевая сода …………………………………… 6-7

2.4 Уксусная кислота……………………………………. 7-8

2.5 Лимонная кислота……………. …………………… 8

2.6 Иод …………………………………… ……………….8-15

2.7. Аммиак …………………………………………………

2.8. Перекись водорода ………………………………………

III Заключение………………………………………………19-22

5. Выводы……………………………………………………… 19

7. Перспективы работы………………………………………. 21

8. Литература………………………………………………… 22

I Введение

  1. Актуальность темы, цель, задачи, гипотеза, методы

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания.

(М.В. Ломоносов)

Химия – это целый удивительный мир, мир загадок и открытий, мир прошлого, настоящего и будущего. Именно она позволяет человеку извлекать из минерального, животного и растительного сырья вещества, одно другого чудесней и удивительней. Она не только копирует природу, подражая ей, а и – с каждым годом всё более начинает превосходить её. Рождаются тысячи и десятки тысяч веществ, природе неизвестных. Со свойствами очень полезными и важными для практики, для жизни человека.

Оглянитесь вокруг, и Вы увидите, что жизнь современного человека невозможна без химии. Мы используем химию при производстве пищевых продуктов. Мы передвигаемся на автомобилях, металл, резина и пластик которых сделаны с использованием химических процессов. Мы используем духи, туалетную воду, мыло и дезодоранты, производство которых немыслимо без химии. Химия окружает нас на каждом шагу. Роль её огромна. Многие жизненные и природные процессы связаны с химией. Во все времена химия служила человеку в его практической деятельности, служит и по сей день. Знания по химии обязательно помогут сохранить здоровье, найти нестандартный способ решения бытовых проблем, дадут ответы на многие наши вопросы, химия раскроет тайны не только привычных нам вещей, но и далеких звезд…

Цель работы: Исследовать химические вещества, которые помогают нам в нашей жизни.

Задачи: 1. Выявить степень информативности о химических веществах, используемых в нашей жизни среди родителей и обучающихся 9 класса МОБУ « Тюкалинский лицей».

2. Проанализировать информацию о химических веществах в Интернете и научно-популярной литературе.

3. Обработать результаты и сделать выводы.

Гипотеза: не все вещества нужны в жизни человека.

Предмет исследования: химические вещества

Объект исследования: Образцы химических веществ

Методы исследования:

1. Сбор информации по теме

2. Анализ информации по теме

3. Наблюдение

II Основная часть

  1. Теоретический материал
  1. ВОДА

Вода́ (оксид водорода ) - бинарное неорганическое соединение с химической формулой Н 2 O . При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость , не имеющую цвета (при малой толщине слоя), запаха и вкуса . В твёрдом состоянии называется льдом (кристаллы льда могут образовывать снег или иней ), а в газообразном - водяным паром . Вода также может существовать в виде жидких кристаллов .

Свойства воды используется живыми существами. В живой клетке и в межклеточном пространстве вступают во взаимодействие растворы различных веществ в воде. Вода необходима для жизни всех без исключения одноклеточных и многоклеточных живых существ на Земле.

Живое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. В зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д. человеку нужно выпивать разное количество воды.

Выращивание достаточного количества сельскохозяйственных культур на открытых засушливых землях требует значительных расходов воды на ирригацию , доходящих до 90 % в некоторых странах.

Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для очистки как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.

Среди существующих в природе жидкостей вода обладает наибольшей теплоёмкостью. Теплота её испарения выше теплоты испарения любых других жидкостей. В качестве теплоносителя воду используют в тепловых сетях , для передачи тепла по теплотрассам от производителей тепла к потребителям. Воду в виде льда используют для охлаждения в системах общественного питания, в медицине. Большинство атомных электростанций используют воду в качестве теплоносителя.

Многими видами спорта занимаются на водных поверхностях, на льду, на снегу и даже под водой. Это подводное плавание , хоккей , лодочные спорта, биатлон , шорт-трек и др.

Вода используется как инструмент для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов.

Вода применяется как смазочный материал для смазки подшипников из древесины, пластиков, текстолита, подшипников с резиновыми обкладками и др. Воду также используют в эмульсионных смазках.

2.2 ХЛОР

Хлор (от греч. χλωρός - «зелёный») - химический элемент с атомным номером 17 .Простое вещество хлор, при нормальных условиях - ядовитый газ желтовато-зелёного цвета , тяжелее воздуха, с резким запахом и сладковатым, «металлическим» вкусом . Молекула хлора двухатомная (формула Cl 2 ).

Хлор применяют во многих отраслях промышленности, науки и бытовых нужд: В производстве поливинилхлорида , пластикатов, синтетического каучука, из которых изготавливают: изоляцию для проводов, оконный профиль, упаковочные материалы , одежду и обувь, линолеум и грампластинки, лаки, аппаратуру и пенопласты , игрушки, детали приборов, строительные материалы.

Оконный профиль, изготовленный из хлорсодержащих полимеров

Отбеливающие свойства хлора известны с давних времен

Производство хлорорганических инсектицидов - веществ, убивающих вредных для посевов насекомых, но безопасных для растений. Один из самых важных инсектицидов.

Для обеззараживания воды - « хлорирования ». В химическом производстве соляной кислоты , хлорной извести, ядов, лекарств, удобрений.

2.3.ПИЩЕВАЯ СОДА

Гидрокарбонат натрия (Natrii hydrocarbonas) 3 (другие названия: питьевая сода, пищевая сода , бикарбонат натрия, натрий двууглекислый) - кислая соль угольной кислоты и натрия. Обыкновенно представляет собой мелкокристаллический порошок белого цвета. Используется в пищевой промышленности, в кулинарии, в медицине как нейтрализатор ожогов кожи и слизистых оболочек человека кислотами и снижения кислотности желудочного сока.

Применяется в химической промышленности - для производства красителей, пенопластов и других органических продуктов, фтористых реактивов, товаров бытовой химии, наполнителей в огнетушителях, для отделения диоксида углерода, сероводорода из газовых смесей.

В легкой промышленности - в производстве подошвенных резин и искусственных кож, кожевенном производстве (дубление и нейтрализация кож), текстильной промышленности (отделка шелковых и хлопчатобумажных тканей).

В пищевой промышленности - хлебопечении, производстве кондитерских изделий, приготовлении напитков.

Гидрокарбонат натрия входит в состав порошка, применяемого в порошковых системах пожаротушения , утилизируя тепло и оттесняя кислород от очага горения выделяемым углекислым газом.

2.4. УКСУСНАЯ КИСЛОТА

У́ксусная кислота (эта́новая кислота ) - органическое вещество с формулой CH 3 COOH. Слабая, одноосно́вная карбоновая кислота .

Уксусная кислота представляет собой бесцветную жидкость с характерным резким запахом и кислым вкусом . Гигроскопична, т.е поглощает воду .

Водные растворы уксусной кислоты широко используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260 ) и бытовой кулинарии, а также в консервировании.

Уксусную кислоту применяют для получения лекарственных и душистых веществ, как растворитель. Она используется в книгопечатании и крашении.

Уксусная кислота используется для избавления от накипи.

Уксусная кислота используется как реакционная среда для проведения окисления различных органических веществ.

Поскольку пары уксусной кислоты обладают резким раздражающим запахом, возможно её применение в медицинских целях в качестве замены нашатырного спирта для выведения больного из обморочного состояния.

Пары уксусной кислоты раздражают слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Действие уксусной кислоты на биологические ткани зависит от степени её разбавления водой. Опасными считаются растворы, в которых концентрация кислоты превышает 30 %. Концентрированная уксусная кислота способна вызывать химические ожоги.

2.5. ЛИМОННАЯ КИСЛОТА

Лимо́нная кислота́ (C 6 H 8 O 7 ) Кристаллическое вещество белого цвета. Хорошо растворима в воде.

Кристаллы лимонной кислоты под микроскопом .

Широко используется в пищевой промышленности и в бытовой химии в качестве очистительного средства.

Лимонная кислота опасна только в очень больших количествах, так как приводит к ожогам пищеварительного тракта.

2.6. ЙОД

Иод

126,9045

4d 10 5s 2 5p 5

Ио́д( от др.-греч. ἰώδης - «фиалковый (фиолетовый )») .

Простое вещество иод при нормальных условиях - кристаллы чёрно-серого цвета с фиолетовым металлическим блеском , легко образует фиолетовые пары , обладающие резким запахом.

Иод ядовит. Смертельная доза - 3 г . Вызывает поражение почек и сердечно-сосудистой системы. При вдыхании паров иода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких . При попадании на слизистую оболочку глаз появляется слезотечение, боль в глазах и покраснение. При попадании внутрь появляется общая слабость, головная боль, повышение температуры, рвота, понос, бурый налёт на языке, боли в сердце и учащение пульса. Через день появляется кровь в моче. Через 2 дня появляются почечная недостаточность и миокардит . Без лечения наступает летальный исход.

5-процентный спиртовой раствор иода используется для дезинфекции кожи вокруг повреждения (рваной, резаной или иной раны), но не для приёма внутрь при дефиците иода в организме.

В криминалистике пары иода применяются для обнаружения отпечатков пальцев на бумажных поверхностях, например, на купюрах.

Иод используется в источниках света :

галогеновых лампах - в качестве компонента газового наполнителя колбы для осаждения испарившегося вольфрама нити накаливания обратно на неё.

Иод используется в качестве компонента положительного электрода (окислителя) в литиево-иодных аккумуляторах для автомобилей.

В последние годы резко повысился спрос на иод со стороны производителей жидкокристаллических дисплеев.

У животных и человека иод входит в состав так называемых гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, оказывающих многостороннее воздействие на рост, развитие и обмен веществ организма.

В организме человека (масса тела 70 кг) содержится 12-20 мг иода. Суточная потребность человека в иоде определяется возрастом, физиологическим состоянием и массой тела. Для человека среднего возраста нормальной комплекции суточная доза иода составляет 0,15 мг.

Отсутствие или недостаток иода в рационе (что типично для некоторых местностей) приводит к заболеваниям (эндемический зоб , кретинизм, базедова болезнь ).

Также при небольшом недостатке иода отмечается усталость, головная боль, подавленное настроение, природная лень, нервозность и раздражительность; слабеет память и интеллект. Со временем появляется аритмия, повышается артериальное давление, падает уровень гемоглобина в крови.

2.7.АММИАК

Аммиа́к (нитрид водорода) - химическое соединение с формулой NH 3 , при нормальных условиях - бесцветный газ с резким характерным запахом.

Жидкий аммиак - хороший растворитель для очень большого числа органических, а также для многих неорганических соединений. Твёрдый аммиак - бесцветные кубические кристаллы.

По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.

Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это человек и воспринимает как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи. При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями, изъязвлениями.

В основном используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина ), взрывчатых веществ и полимеров , азотной кислоты, соды (по аммиачному методу) и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя .

В холодильной технике используется в качестве холодильного агента (R717)

В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом , применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно - невралгии, миозиты, укусах насекомых, для обработки рук хирурга.

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления. 3 % раствор перекиси водорода

Благодаря своим сильным окислительным свойствам пероксид водорода нашёл широкое применение в быту и в промышленности, где используется, например, как отбеливатель на текстильном производстве и при изготовлении бумаги.

Применяется как ракетное топливо , в качестве окислителя. Используется в аналитической химии , в качестве пенообразователя при производстве пористых материалов, в производстве дезинфицирующих и отбеливающих средств.

Хотя разбавленные растворы перекиси водорода применяются для небольших поверхностных ран. Обеспечивая антисептический эффект и очищение, также продлевает время заживления. Обладая хорошими очищающими свойствами, пероксид водорода на самом деле не ускоряет заживление ран. Достаточно высокие концентрации, обеспечивающие антисептический эффект, могут также продлевать время заживления из-за повреждения прилегающих к ране клеток. Более того, пероксид водорода может мешать заживлению и способствовать образованию рубцов из-за разрушения новообразующихся клеток кожи. Без предварительной обработки пероксидом водорода антисептический раствор не сможет удалить эти патологические образования, что приведет к значительному увеличению времени заживления раны и ухудшит состояние больного.

Пероксид водорода применяется также для обесцвечивания волос и отбеливания зубов , однако эффект в обоих случаях основан на окислении, а следовательно - разрушении тканей. В пищевой промышленности растворы пероксида водорода применяются для дезинфекции технологических поверхностей оборудования, непосредственно соприкасающихся с продукцией. Кроме того, на предприятиях по производству молочной продукции и соков, растворы перекиси водорода используются для дезинфекции упаковки (технология « Тетра Пак »). Для технических целей пероксид водорода применяют в производстве электронной техники.

В быту применяется также для выведения пятен MnO 2 , образовавшихся при взаимодействии перманганата калия («марганцовки») с предметами (ввиду его восстановительных свойств).

3%-ный раствор пероксида водорода используется в аквариумистике для оживления задохнувшейся рыбы, а также для очистки аквариумов и борьбы с нежелательной флорой и фауной в аквариуме.

III Заключение

5. Выводы

  1. В нашей жизни очень много химических веществ, которые нужны нам.
  2. Для того, чтобы применять химические вещества в быту нужно знать о них: как они применяются, какими свойствами обладают, какие правила техники безопасности нужно соблюдать.
  1. Беречь воду, использовать только необходимое количество.
  2. Перед применением любого химического вещества внимательно причитать инструкцию.
  3. Не использовать химические вещества с истекшим сроком годности.

7. Перспективы работы

Провести анализ других химических веществ, встречающихся в нашей жизни.

8. Литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Энциклопедический словарь юного химика Крицман В.А., Станцо В.В., М, Просвещение, 1990г.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. М. АСТ, 1996.

Презентация по химии ученицы 8 «А» Федотовой Елизаветы на тему: «Роль химии в жизни людей»

Химия в жизни человека очень важна, потому что эти процессы окружают нас повсюду: начиная от приготовления пищи и заканчивая биологическими процессами в организме. Достижения в этой области знаний приносили человечеству и ущерб (создание оружия массового поражения), и дарили спасение от смерти (разработка медикаментов от заболеваний, выращивание искусственных органов и т.п.). Знание этой науки необходимо: столько противоречивых открытий не происходило ни в какой другой области знаний.

Быт Химические процессы: когда поджигаем спичку; соблюдение личной гигиены, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой; стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья; когда человек пьет чай с лимоном, окраска напитка ослабевает; когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь. Происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.

Медицина С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.

Биологическая сторона жизнедеятельности Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Фотосинтез, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.

Производство Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. От человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.). Химия в жизни человека – это и панацея от заболеваний, и оружие, и экономика, и приготовление пищи, и, конечно же, сама жизнь.


Если бы несколько десятилетий назад человеку задали вопрос: «с чем у него ассоциируется слово „химия“ ?», то вероятнее всего, он вспомнил бы колбы, с бурлящей мутной жидкостью внутри, змеевик, из носика которого со свистом вырывается пар и строгого учителя, выводящего на школьной доске замысловатые формулы и уравнения.

Но это было бы несколько десятилетий назад... А в наше время, когда взор человечества простирается от микромира, все больше приоткрывающего нам свои тайны, до, поражающих своим масштабом, глубинных исследований вселенной, химия прочно вошла во все сферы нашей жизни.

Так современные хозяйки уже не представляют домашний быт без тех или иных средств по уходу за одеждой, для мытья посуды, полов, окон, стирки белья. Бытовая химия для современной женщины, как для химика, стала той помощницей, которая экономит ее время, и вместе с тем позволяет поддерживать на высоком уровне чистоту, гигиену, порядок.

А как недооценить значение химии для сельского хозяйства. И не важно, о ком идет речь, будь это большое сельскохозяйственное предприятие, середняк — фермер или бабушка на своем маленьком огородике. Все они имеют в своем арсенале удобрения, средства для борьбы с болезнями растительных культур, а также различными вредителями. Очень важно понимать, что современное сельскохозяйственное производство было бы неэффективным, не имей оно в своем распоряжении тех средств, которые дает ему химия.

Шагая по улице мимо красивых современных зданий, доживающих свой век хрущевок или рязановских, по-советски однотипных девятиэтажек, обратите внимание на окна. Вы увидите, что почти все они изготовлены из металлопластика. А теперь посмотрите чуть выше. Как великолепно смотрится крыша, отделанная керамической или полимерпесочной черепицей, на основе термопласткомпозитных полимеров. Вот и поликарбонатный навес, словно парит над входом в офис. А дорожка, ведущая к нему, изготовлена из материала, представляющего из себя термоусадочный битум на эпоксидной смоле с кальцинированным боксидным наполнителем, что обеспечивает повышенное сцепление на дороге. А еще можно вспомнить отделочные материалы, всевозможные краски, лаки, клеи и многое другое, без чего не обходятся строительные, отделочные и ремонтные работы.

Фармацевтика. В наши дни наблюдается взрывной рост этой отросли. Без участия химии в этом процессе, это было бы невозможно. Именно передовые достижения в этой науке обусловили качественный подъем при производстве новых лекарств.

По достоинству оценивают присутствие химии в нашей жизни автомобилисты. Ведь как нигде, здесь можно увидеть широчайший спектр различных средств, объединенный общим названием — автохимия. Здесь и присадки для двигателя, коробки передач, средства по уходу за лакокрасочным покрытием кузова, антизапотеватель стекол, антидождь, средства по уходу за салоном автомобиля и многое другое.

Раскатистый гул доносится сверху — это современный аэробус чуть приняв крен, заходит на знакомую глиссаду. Где-то внизу скоростной поезд набирает ход. А за тысячи километров от него в бурлящую пучину океана ныряет новейшая подводная лодка. Все это объединяют исследования ученых — химиков в области новейших композиционных материалов с использованием современных нанотехнологий. Именно эти изыскания дают толчок высокотехнологичному производству.