Чем евреи отличаются от христиан. Разница между иудаизмом и христианством

Каковы основные отличия христианства от иудаизма?
1

Здравствуйте.

Недавно я разговаривал на тему «иудаизм и христианство» с одним ревностным христианином (вернее, меня заставили). К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества знаний, я не смог ответить на некоторые вопросы (я только начинаю идти к Торе, но моим родственникам это не нравится). Могли бы вы ответить на эти вопросы? Приблизительная формулировка принадлежит моему оппоненту.

1. ”Почему иудаизм регулирует человеческую скромность, ведь скромность это черта характера. Какая богу разница длинный у меня рукав или нет?” Мне говорили, что это для того, чтобы защитится от солнца в Израиле

2. ”Почему у соблюдающих евреев не принято иметь дома телевизор?”

3. ”Зачем нужно обрезание и откуда оно взялось?” Здесь я сказал, что это знак завета, но оппонент настаивал на том, что это началось из гигиенических соображений.

4. Мне говорили, что православие это единственная религия, в которой не было «поправок», в отличие от иудаизма, в котором много «если».

Я сказал, что всё христианство и есть большая поправка иудаизма, но мне не верили (или может это я не прав?).

5. Настаивали, что иудаизм очень жестоко относиться к другим религиям (даже не языческим). Как доказать обратное?

6. ”Зачем нужно такое большое количество заповедей? В христианстве большинство подобных действий (например, милостыня) остаётся на совести и желании. Зачем заставлять?” Я говорил, что обязательные действия выполняются усерднее, чем добровольные, но оппонента это не убедило.

7. ”Почему евреи возомнили себя избранными? Маленькой и сильной кучкой”. Я говорил, что это Б-г выбрал евреев, что избранность будет только в грядущем мире, а избранность в этом мире заключается в этом, что нужно молиться по 3 раза в день, поститься в посты, есть только кошерное и так далее.

Извините, если что-то не так.

И могли бы вы написать мне основные отличия иудаизма от христианства.

Благодарю.

Максим
Санкт-Петербург, Россия

Вы, по сути, задаете 8 вопросов. Поскольку в одном ответе нет возможности рассмотреть все затронутые Вами темы, обсудим их в нескольких ответах.

Начнем с конца, с последнего вопроса - каковы основные отличия иудаизма от христианства? Потому, прежде всего, что ответ на него «задаст тон» всему нашему дальнейшему разговору в целом.

Отличие существует только одно - в истоках.

Тору, в которой изложено наше мировоззрение и даны законы, обуславливающие наш образ жизни, еврейский народ получил на горе Синай из Уст Самого Творца мира. Христианство - религия, выдуманная людьми. И отношения к Небесной духовности она - не имеет.

Общих точек соприкосновения с христианством у еврейского мировоззрения - нет. Поэтому какие бы то ни было «позиционные» сравнения - не релевантны.

Но вернемся к началу Вашего письма.

Нам, евреям, не следует обсуждать другие религии, тем более - с их представителями. У нас есть свои задачи в жизни, которые поставил перед нами Всевышний. Чужие религии, их обряды и т.п. интересовать нас - не должны. Но нам разрешается - отвечать на любые вопросы, касающиеся Торы, еврейского образа жизни, Мудрости Всевышнего.

Отвечая на подобные вопросы, еврей углубляет свои знания и оттачивает способность доносить их до сознания слушателя. Сложный вопрос заставляет задуматься и искать на него ответ, обращаясь к другим (что Вы, например, и сделали, написав письмо на сайт). А в результате человек еще больше расширит свой кругозор.

Однако, отвечая на вопросы, надо внимательно следить за тем, чтобы не попасть в ситуацию, о которой у нас пойдет речь.

Несколько раз Вы отмечаете, что давали ответы (хорошие, кстати сказать), но Ваш оппонент их не принял. И это свидетельствует не о недостатках в «качестве» Ваших разъяснений, но - о том, что он и не собирался Вас выслушивать. Он задавал свои вопросы исключительно ради того, чтобы запутать Вас.

В такой ситуации, когда оппонент не «слышит» собеседника, не воспринимает элементарную логику на уровне «два плюс два», диспут вообще не стоит продолжать. В подобных случаях оппоненту надо сказать, что Вы с удовольствием дадите соответствующие разъяснения, когда ответы на вопросы, которые он задаст Вам, будут его действительно интересовать.

Вы пишите, что Вас заставили дискутировать с христианином.

В прошлом, во времена инквизиции, наших Учителей не раз заставляли участвовать в диспутах с христианами. Достаточно вспомнить, например, знаменитую дискуссию, вести которую Рамбану (раби Моше бен Нахман, 13 век, Испания – Эрец Исраэль ) приказал король Испании. За отказ - ему грозила смертная казнь.

Сегодня, слава Всевышнему, за отказ от таких дискуссий никто на эшафот не попадет. Не поддавайтесь на уговоры и/или провокации. Помните, что основная цель оппонента, как Вы его описали (и ему подобных) - сбить Вас с толку. Чтобы, используя в данном случае Вашу неопытность, заявить, например, что все, что Вы говорили - «полная ерунда». Причем, не имеет значения, на основании чего он сделает такой вывод. Ведь для него - «закон не писан», и логика - не важна. Единственная его задача - любой ценой опровергнуть Ваши слова и таким образом, бросить тень на еврейский народ. Мол, евреи и сами не знают, во что верят.

Еще раз подчеркну, что обсуждать нам с христианами - нечего. Они придумывают себе религию и обряды, какие хотят. К нам все это никакого отношения не имеет. Единственный случай, когда можно вести такой разговор, если оппонент - бывший еврей (т.е. еврей, который перешел в другую религию), готов Вас слушать и предмет обсуждения - Мудрость Всевышнего и/или еврейский образ жизни.

Попутно отмечу, что идеальная жизненная позиция нееврея - когда он строит свое существование в соответствии с принципами, обобщенно изложенными на сайте в ответе «Жизнь нееврея, угодная Творцу» .

Теперь перейдем к вопросам, которые Вам пришлось обсуждать с оппонентом. Здесь отвечу на первый из них - о «регулировании человеческой скромности».

Если Ваш оппонент-христианин считает, что длинный рукав нужен, чтобы защитить руки от солнца - не стоит его переубеждать. Его право - так думать.

С позиций же нашего мировоззрения, скромность - очень важное качество, приближающее человека к Творцу и открывающее его сердце для Торы.

Всевышний - повсюду. Поэтому мы фактически постоянно - перед Его «взором». По Его Воле мы живем, дышим, имеем возможность двигаться, говорить и т.д. И это означает, что, ощущая на себе «взгляд» Творца, человек должен вести себя скромно.

Любое проявление гордыни, образно говоря, равносильно утверждению, что человек сам управляет ситуацией (пусть даже в чем-то, в какой-то отдельной сфере деятельности). Нет, Всевышний не «спорит» с человеком. Просто с Неба ему, этому человеку, «отвечают»: «если ты хочешь, чтобы было так - управляйся со своими проблемами сам». И тогда человек лишается внимания и поддержки Творца, что ведет к падению в духовную яму.

Учителя в наших книгах бессчетное множество раз напоминают о высочайшей ценности этого качества. И, разумеется, многие галахот (практические законы еврейского образа жизни)т.е. и нормы поведения строятся, исходя из этого принципа.

Есть различные проявления скромности, одно из которых - форма одежды. Наша традиция устанавливает правила скромности в одежде и для мужчин и для женщин. У женщины, скажем, локоть должен быть закрыт, у мужчины - не обязательно, но во время молитвы - желательно.

Мы не можем самостоятельно осознать, что такое скромность перед Творцом, ведь Он и так все видит и все знает. Поэтому соблюдаем правила скромности, установленные Устной Торой, учитывающие «земную» реальность.

При этом, как и во всех заповедях, существуют поверхностные пласты понимания, открытые нам, и - глубинные, недоступные нашему восприятию. Учителя, которые могли постичь невероятные смысловые глубины Торы и заповедей, в правиле, предусматривающем, чтобы одежда женщины прикрывала локоть, видели космическое значение. При том, что лицо, на которое люди обращают гораздо больше внимания, чем на локоть, у еврейской женщины - открыто.

То же можно сказать и о других установленных в нашей традиции правилах скромной одежды и поведения.

Остальные пункты Вашего вопроса, как уже было сказано в самом начале - рассмотрим в последующих ответах.

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения - это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев - в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские церкви, в большинстве своем, призывают к пониманию Б-жьей миссии еврейского народа в этом мире. О нынешней позиции православия по этому вопросу судить трудно, так как эта позиция просто не высказывается.

Говорить о проблемах, возникших между христианами и иудеями, надо, начиная с анализа противоречий, в которые попала церковь, объявив себя Новым Израилем. Первые христиане заявляли о том, что они не новая религия, а последовательные продолжатели иудаизма. Все концепции христиан взяты из обещаний и пророчеств еврейского Святого Писания (ТаНаХа). Сам центральный образ христианства Иисус, не просто спаситель, но и обещанный еврейскому народу Мошиах, потомок царя Давида. Кстати, представленное в Новом Завете происхождение Иисуса вызывает массу справедливых вопросов.

Церковь настойчиво заявляла, что она являлась непосредственным продолжением того Б-жественного действия в истории, основной частью которого есть избранность народа Израиля. Тем временем евреи продолжали существовать, утверждая, что Библия принадлежит им, что их понимание Библии является единственно законным, и клеймя христианское трактование, как ересь, ложь и идолопоклонство. Эта взаимная оппозиция и создала климат враждебности и неприятия, который сделал и без того сложные иудейско-христианские отношения еще более противоречивыми.

Нежелание евреев принимать новое учение породило много проблем для христианской теологии, в том числе и для одной из главных доктрин - миссионерской, суть которой в том, чтобы донести Евангелие, т.е. «Благую весть», до тех, кто не знает о ней. Евреи, однако, изначально относились к другой категории, будучи первыми получателями Б-жественного обещания, но отклонившие его. В глазах христиан евреи стали живым свидетельством упрямства и слепоты.

Еврейская история в христианском мире отмечена чередованием более или менее жестоких притеснений, относительной терпимости, изгнаний и периодических погромов. Идейно же христианство полностью проникнуто философией иудаизма. В основу предлагаемых христианством ответов на вопросы о смысле бытия, структуре Вселенной, душе человеческой, о рождении и смерти, о вечности положены представления, сформулированные задолго до появления Иисуса Христа. Они даются в Торе.

Неоспорим тот факт, что большинство людей до сих пор не знают о столь тесном духовном родстве двух религий и о том, что в основу всех моральных ценностей западного мира положены не просто христианские ценности, а ценности, заимствованные у иудаизма. Даже десять основных заповедей, предлагаемых в Евангелии и ставших основой западной морали, известны каждому еврею как десять главных заповедей, данных Б-гом народу Израиля на горе Синай.

И все же христианство отличается от иудаизма, иначе оно не может быть другой религией. Выдающийся ученый нашего времени рабби Нахум Амсель приводит десять таких отличий.

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем. В число этих заповедей входят: 1) верить, что мир создан и управляется одним Б-гом (не обязательно еврейским); 2) учредить суды закона; 3) не воровать; 4) не совершать прелюбодеяний; 5) не поклоняться идолам; 6) не есть части от живого животного; 7) не богохульствовать. Каждый, кто соблюдает эти основные принципы, получает место на Небесах (Синедрион, 56б).

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу - совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.

Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я [Б-г] творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.

Четвертое различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.

Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

Седьмое отличие. В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он - пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Восьмое отличие. Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Девятое отличие. Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Десятое отличие. Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.

Осмелюсь дополнить рабби Нахума Амселя одиннадцатым отличием. В христианстве человек несет ответственность за совершенные им грехи перед Б-гом, исправить их может покаяние и исповедь перед священником, который наделен властью, именем Б-га и Иисуса Христа, отпускать с миром. В иудаизме же грехи делятся на две категории: грехи против Б-га и грехи против человека. Грехи, совершенные против Б-га, прощаются после искреннего покаяния человека перед самим Всевышним (никакие посредники в этом деле не допускаются). А вот преступления против человека даже сам Всевышний не прощает, простить такие преступления может только обиженная сторона, то есть другой человек. Таким образом, человек обязательно несет ответственность перед Б-гом, но это не освобождает его от ответственности перед людьми.

Еврейские корни христианства. В первую очередь, надо отметить форму богослужения в христианстве, которое имеет признаки еврейского происхождения и влияния. Сама концепция церковного ритуала, а именно собрание верующих для молитвы, чтение Святого Писания и проповедь, следует примеру богослужения в синагоге. Чтение отрывков из Библии является христианской версией чтения Торы и Книги Пророков в синагоге. Псалмы, в особенности, играют очень важную роль, как в католической, так и в православной литургии. Многие ранние христианские молитвы являются выдержками или обработкой еврейских оригиналов. А что уж говорить о многих формулировках в молитвах, наподобие «Амен», «Алилуйя» и т.д.

Если мы обратимся к одному из центральных событий Нового Завета - Тайной вечере, то увидим, что там идет описание самого настоящего пасхального седера, обязательного для каждого еврея в праздник Песах.

Нет нужды говорить, что само существование сходств не просто обостряло конфликт. Для евреев стало невозможным считать христиан просто носителями незнакомой и абсолютно чуждой религии, поскольку они предъявили права на наследие Израиля, склоняясь к тому, чтобы лишить еврейский народ действительности и подлинности его религиозного существования.

Печатается с сокращениями
www.hesed.lviv.ua

«Еврей-христианин? Такого не бывает!» – безапелляционно заявил мне знакомый.
«А кто же я?» – спросила я.

Зная, что я активно участвую как в жизни местной еврейской общины (у меня оба родителя евреи), так и в деятельности местной христианской церкви, знакомый затруднился с ответом. Тогда и произошла у нас эта беседа, отрывки из которой я бы хотела предложить вашему вниманию.

Для начала давайте определимся с терминами. Кто такой «еврей»? Кто такой «христианин»? Означают ли эти слова национальность или вероисповедание?

Определений слова «еврей» существует масса . Даже переводчики с иврита не могут дать однозначный ответ на вопрос, что значит это слово. Большинство ученых-филологов считает, что слово «еврей» произошло от слова «иври» – «пришедший с другой стороны реки». Этим словом впервые был назван Авраам, когда он вошел в землю обетованную.

Существует и другое слово, часто выступающее синонимом слова «еврей». Это слово – «иудей». Слово «иудей» означает человека, происходящего из колена Иуды, одного из сыновей Иакова, праотца еврейского народа. От этого же слова происходит и название религии – «иудаизм».

В русском языке эти два слова и выражают основную разницу понятий. Если «иудей» означает последователя иудаизма, то «еврей» означает национальную принадлежность человека. Русский язык – не единственный, предлагающий разные слова этим двум понятиям. В английском языке, например, также существует несколько разнокоренных слов – “Jewish” и “Hebrew”.

Но современные споры, к сожалению, редко базируются на фактах лингвистики, науки. Люди предпочитают основываться на своих ощущениях и мнениях. Одним из таких мнений является следующее: «Быть евреем – значит придерживаться иудаизма, еврейской веры, обрядов и традиций». Кажется, что плохого в этом определении? Только то, что оно утверждает, что человек, верующий в Иисуса, не может быть евреем? Нет, не только. Согласно этому определению, любой еврей-атеист, не верующий в существование Бога, или еврей, не соблюдающий всех традиций и обрядов веры, «перестает» быть евреем! Но ведь это описание охватывает 90% всех евреев, живущих на территории бывшего СССР! Неужели это мнение может быть правильным?

А теперь давайте обратимся к определению того, что значит слово «христианин» . Это слово также впервые встречается в Библии, в Новом Завете. Сначала оно звучало как «Христов», т.е. человек, принадлежащий Иисусу Христу, поверивший в Него и следующий за Ним в своей жизни. Но что значит поверить в Иисуса? Во-первых, это, конечно же, значит поверить, что Он существовал на самом деле и как личность жил на земле. Но это не все. На основе всех исторических и научных фактов в это поверить нетрудно. Поверить в Иисуса – это также значит поверить и в Его миссию на земле, а именно – что Он был послан Богом умереть за грехи всех людей и воскреснуть, чтобы доказать Свою власть над жизнью и смертью.

А что значит само слово «Христос», от которого происходит слово «Христов», или «христианин»? Слово «Христос» – это греческий вариант еврейского слова «Машиях», или «Мессия». Именно о Мессии говорят пророчества Ветхого Завета – еврейской Библии. Однажды ученые подсчитали, что в Ветхом Завете содержится около 300 буквальных пророчеств о Мессии. Удивительно, но факт – все пророчества, касающиеся первого прихода Мессии, были исполнены Иисусом (Йешуа) из Назарета. Были исполнены даже такие конкретные из них, как указание на место, где должен был родиться Мессия (г. Вифлеем), на способ Его рождения (от девственницы), на то, как Он умрет (Пс. 22, Ис. 53) и многие, многие другие.

Итак, само слово «христианин» происходит от еврейского корня, что само по себе уже исключает многие противоречия.

А теперь обратимся к первым последователям Иисуса. Кем были они? Конечно, евреями. В те времена даже вопроса об этом не возникало. Все 12 апостолов Иисуса были евреями, посещали синагогу и иерусалимский Храм, соблюдали традиции и культуру своего еврейского народа… И вместе с тем всей душой и сердцем они поверили в то, что Иисус и был обещанным Мессией Божьим, исполнившим все пророчества ТаНаХа (Ветхого Завета). Да и не только они.

Некоторые из читателей, наверное, не знают, что в первом веке нашей эры остро стоял противоположный вопрос: а может ли нееврей считаться частью Церкви? Может ли человек, не знающий еврейских Писаний и пророчеств, по-настоящему принять Иисуса как Мессию? Этот вопрос широко обсуждался ранней Церковью и даже был вынесен на Первый церковный собор, где и было решено, что Иисус умер за всех людей, за все народы, поэтому нельзя исключать неевреев из Божьего спасения. Как же может сейчас кто-то пытаться исключить евреев из того, что принадлежит еврейскому народу по праву?

Ведь национальность человека не зависит от его веры. Когда я, еврейка, поверила в Иисуса, мне никто не делал переливания крови – я как была еврейкой, имеющей родителей-евреев, так ею и осталась. Более того, когда я только пришла в церковь и поверила в то, что Иисус – это Бог, я вообще не задумывалась о том, можно мне в это верить или нельзя. Это то, что находило отклик в моей душе; это то, что сделало для меня понятной всю мою жизнь и дало мне смысл и цель жизни. Поэтому я не рассуждала о том, что в силу своей национальности я могу не иметь право верить в истину. Это казалось смешным.

Но самое интересное случилось в той церкви, где я впервые услышала об Иисусе . Когда пастор узнал, что я еврейка, он… побудил меня начать читать еврейские Писания и изучать иврит и еврейскую традицию для того, чтобы еще лучше понять Новый Завет и смысл жертвы еврейского Мессии, Иисуса Христа. И я бесконечно благодарна этому мудрому пастору, правильно воспринимавшему взаимосвязь еврейских новозаветных Писаний, Библии.

Еврейство – это национальность. Причем данная национальность не ограничивается принадлежностью только к одной расе. Ведь есть евреи-негры (фалаши из Эфиопии), белые евреи, даже китайские евреи. Что делает нас всех частью одного народа? То, что мы все – потомки Авраама, Исаака и Иакова. Именно происхождение от этих патриархов делает нас, таких разных, детьми Израиля.

Подписывайтесь:

Итак, еврейство – это национальность, а христианство – вероисповедание, убеждение. Эти две плоскости не исключают одна другую; они – как две нити, которые переплетаются и вместе составляют причудливый узор. Человек не выбирает, быть ему евреем или нет, потому что он не выбирает, от каких родителей ему родиться. Это знают все. Но только сам человек выбирает, во что ему верить и на чем основывать свою жизнь. И христианином человек не рождается – он или принимает Христа и становится Его последователем, т.е. «Христовым», или «христианином», – или не принимает – и остается в своих грехах. Никакая национальность не делает человека «святее» или «грешнее» других. В Библии написано: «Все согрешили и лишены славы Божьей…»

Настоящий вопрос состоит не в том, может ли еврей быть христианином , потому что в этих словах, конечно, никакого противоречия нет. Настоящий вопрос состоит в том, должен ли еврей – или любой другой человек – верить в Иисуса. Ведь если Иисус – не Мессия, то никому не нужно верить в Него. А если Он и есть Мессия, то в Него нужно поверить всем, потому что только через Него можно узнать Бога, понять Библию и получить ответы на свои самые глубокие вопросы.

Сложно однозначно определить отношение иудеев к Иисусу Христу, так как большинство из них являются приверженцами раввинистического иудаизма, основанного на Талмуде, предшественником которого было фарисейское учение. Главная сложность, вызывающая такое неоднозначное отношение, заключается в том, что он не установил предреченное царство Израильское, которое должно было принести освобождение народу евреев, не осуществил или не исполнил большую часть пророчеств, находящихся в Ветхом Завете. Поэтому многие иудеи не видят в Иисусе Мессию, который должен был установить благоденствие на всей земле.

В связи с тем, что в отличие от остальных христианских религий, иудаизм требует буквального, не отсроченного во времени, занятия Мессией трона Давида, и вечного царствования на нем, отношение иудеев к Иисусу Христу остается неизменным в своем отрицании его как Мессии. Поэтому не стоит рассчитывать и будущем на массовое добровольное уверование евреев в Христа, как в Бога, особенно это относится к иудеям харидимного, то есть ортодоксального, мира. Для них такой процесс если и возможен до его Второго пришествия, то только таким же сверхъестественным образом, как это случилось с апостолом Павлом, которому Иисус явился лично, и появления прямого пророчества, связанного с появившейся у апостола слепотой. Даже, несмотря на то, что Павел был знаком с учением иудеев-христиан, и лично присутствовал во время предсмертной проповеди Стефана, только чудо помогло ему убедиться в верности учения, которое проповедовали первые последователи Иисуса.

Описанное словами апостола Павла пророчество Исайи, предвещающее спасение Израиля, говорит о приходе избавителя для Сиона. Только в этот момент, согласно пророчеству Захарии, верующие смогут понять и принять его приход, то есть увидеть в нем Мессию и действительно уверовать в него. В этот момент Бог сможет снять грехи иудеев, и еврейский народ будет спасен своим Мессией Иисусом. И именно эта трактовка, не совпадающая с классическими ожиданиями и представлениями о том, как же будет происходить спасение, является более правильной, чем принятая на сегодняшний день точка зрения.

Исходя из этого, понимание части событий становится более согласованным и логичным, однако не меняет ранее установившееся отношение иудеев к Иисусу Христу. Согласно библейским текстам, еврейский народ должен встретиться со своим Мессией на Земле, и останется народом Израиля на всю тысячу лет предстоящего Мессианского периода. В это время Церковь из части иудеев и эллинов остается «царствовать со Христом», при этом на Новом Иерусалиме отдельно останутся имена двенадцати колен Израилевых и великих апостолов Церкви, а его жители, то есть люди, проживающие в Новом Иерусалиме, будут назваться просто рабами Бога. Это означает, что ни поглощения, ни тем более вытеснения одним другого не происходит.

Исходя из существующей системы иудейской веры, и ее основных критериев относительного того, как должен поступить Мессия, и какие результаты это должно принести еврейскому народу в буквальном смысле, появляется очевидный вывод об отношении иудеев к Христу, как не выполнившему своих обязательств перед народом Израиля. Только буквально и точно осуществленные пророчества, находящиеся в священных книгах, могут изменить эту точку зрения. Поэтому на сегодняшний день нет существенного количества оснований, которые позволили бы ожидать скорое уверования евреев в Иисуса Христа как в спасителя и Мессию, и такая ситуация будет сохраняться вплоть до осуществления Второго пришествия Иисуса.

Иудаизм и Христианство

Взаимоотношения этих двух религий с самого начала складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно скорее кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем совершить краткий экскурс в историю.

Христианская традиция указывает на колыбель Христа как на источник христианской религии. Но с точки зрения исторической науки все обстоит не так просто. Прежде всего, историческая достоверность основных моментов биографии Христа вызывает сомнения. Хотя весь мир пользуется христианским летоисчислением, согласно которому мы живем сейчас в 1996 году от рождества Христова, факты противоречат этому. На основании самих же евангельских повествований приходится сделать вывод, что младенец родился за четыре года до новой эры. Так считает и большинство ученых. Однако если мы обратимся к Талмуду, то окажется, что время жизни Христа приходится на середину II в. до н. э. Это заставляет еще больше усомниться в исторической достоверности образа, запечатленного в евангелиях. Кроме того, сравнительный анализ еврейских и христианских источников того периода выявляет целый ряд существенных расхождений. Правда, у Иосифа Флавия мы находим рассказ о рождении Христа, но современные исследователи признают его позднейшей вставкой, сделанной в восьмом или девятом веке. Мы нигде не найдем прямых свидетельств исторической точности евангелий, да и косвенных подтверждений тому немного. Более того, синоптические евангелия расходятся в освещении одних и тех же событий, и это увеличивает сомнения в их достоверности.

Еврейское имя Христа - Иешу, - отнюдь не было редким в то время. Это сокращение библейского имени Иегошуа, этимология которого связана с корнем йуд, шин, айн - йеша - "спасение". Согласно евангелиям, Иешу родился в Бейт Лехеме, вблизи Иерусалима, и его появление на свет сопровождалось чудесными предзнаменованиями. Имя его матери известно, что же касается отца. христианская версия на сей счет не нуждается в комментариях. Однако я не побоюсь утверждать, что при рождении ребенка всегда ясно, кто его мать, хотя не исключены сомнения в отношении отца. В данном случае, вероятно, имелись особые основания для подобных сомнений. Младенец рос и воспитывался в семье; у него был младший брат по имени Яаков.

Из евангельских рассказов складывается впечатление, что Иешу учился у мудрецов Израиля. Сам он никогда не достиг положения раби, не удостоился стать мудрецом, однако принадлежал к кругу образованных учеников. В то время еврейское общество было расколото глубокими внутренними противоречиями. Мудрецов, принадлежавших к лагерю книжников, софрим, евангелия именуют "фарисеями" (производное от перушим, "отделенные", сторонящиеся нечистоты). Кроме перушим в то время, как и теперь, жило множество амей а-арец - простых людей, мало сведущих в законе. Однако в отличие от наших дней, амей а-арец древности были очень богобоязненны и тщательно соблюдали заповеди Торы. Так что различия между ними и перушим не касались мировоззрения и определялись в основном уровнем знаний. Семья Иешу не отличалась ученостью, но сам он принадлежал к числу перушим и, согласно евангельским свидетельствам, вел себя в соответствии с их обычаями. В то время свидетельством глубокой богобоязненности у перушим служило постоянное ношение тфилин. И действительно, ранняя христианская иконография вплоть до 4 в.н. э. изображает Христа в головных филактериях. Характер Иешу, ученика мудрецов, отличался эксцентричностью. Его слова и поступки многие расценивали как вызывающие. Перушим, современники Иешу, не были в восторге от того, что он говорил и делал, однако они не отрицали его принадлежности к своему лагерю. Из уст в уста передавались рассказы об эксцентричных выходках Иешу, множились слухи о его целительских способностях - сегодня обладателя подобных способностей назвали бы экстрасенсом. Согласно Талмуду (это свидетельство находит своеобразное подтверждение и в еванглиях) Иешу питал слабость к женскому полу.

Действительно ли Иисус Назаретянин, Иешу а-Ноцри, провозгласил себя мессией? Это остается до конца не ясным, но по всей видимости Иешу действительно верил, что он мессия, и эту уверенность разделяла группа его восторженных приверженцев. Последователи Иешу были людьми неискушенными в законе, а потому легковерными и падкими на чудеса. Ведь с точки зрения иудаизма Мессия не обязан обладать сверхъестественными способностями. Он должен происходить из царской династии Давида и принести еврейскому народу освобождение от чужеземного ига. Вовсе не дело мессии заботиться о спасении душ своей паствы. Само слово "мессия" означает на иврите "помазанник". тот, кто помазан оливковым маслом, елеем, на царство. Помазание елеем означало возведение в высший сан - первосвященника или царя. В ту эпоху слова "царь мессия" означали просто-напросто "царь из рода Давида" - в противоположность царствовавшей династии Ирода. Ирод был ставленником Рима и открыто служил интересам поработителей. Он отличался жестокостью, проливал реки крови, и народ мечтал о царе-помазаннике из рода Давида, который избавил бы его от кровожадного тирана. Имя "Христос" является дословным переводом еврейского слова машиах "мессия", "помазанник" - на древнегреческий язык.

В первые десятилетия первого века н. э. Иудея пользовалась внутренней автономией, однако реальная власть оставалась в руках римлян. С их точки зрения всякий, кто провозглашал себя "царем мессией", тем самым открыто заявлял о своих притязаниях на престол, то есть призывал к бунту против римской власти, присвоившей себе право назначать правителей Иудеи. В глазах этой власти "царь мессия" был в первую очередь опасным самозванцем, незаконным претендентом на престол. Именно так римский наместник воспринимал Иешу. Следуя его логике, надлежало безотлагательно схватить самозванного "царя иудейского" - пока число его приверженцев оставалось относительно немногочисленным, - предать его суду и покарать как мятежника.

Во время допроса Христа Понтием Пилатом, как это явствует из евангелий, прокуратора Иудеи интересовал прежде всего юридический аспект: признает ли обвиняемый себя виновным? Иешу, возможно, действительно был наивен, но безумцем его не назовешь. Он всеми силами стремился избежать признания вины, ибо понимал, чем это для него чревато. Однако свидетельства против него оказались неопровержимыми, и смертного приговора злосчастному "мятежнику" избежать не удалось…

Эта история, подобная множеству других, не первая и не последняя в летописи страданий и жертв еврейского народа, с годами приобрела особенное значение. Христианская теология переосмыслила ее, наполнив каждую деталь глубоким символическим значением.

Пока римский судья вершил над Иешу свое жестокое правосудие, в еврейской среде разгорелся спор о том, какого отношения заслуживает "царь мессия" со стороны единоверцев. Из евангелий нельзя однозначно заключить, кто судил Иешу - римляне или евреи. Попробуем принять утверждение, что Иешу действительно предстал перед раввинским судом, бейт-дином. Какие же обвинения могли быть ему предъявлены? Странный молодой человек, говорящий невразумительные глупости… Таким могли увидеть Иешу еврейские судьи. Единственная неприятность была связана с зависимым положением страны. Иешу, как колючка, торчал в глазах римских властей. Римляне хотят схватить его, расправиться с опасным чудаком и мечтателем? Ну что ж… На стороне захватчиков сила.

Есть, однако, все основания для уверенности в том, что к смертной казни Иешу приговорил именно римский суд. Ведь распятие - специфически римская форма смертной казни. Еврейскому судопроизводству она неведома. Даже за самое страшное преступление еврейский суд не мог приговорить виновного к медленной смерти на кресте. Римляне распинали не только еврейских бунтовщиков. Распятие на кресте можно уподобить публичному повешению в наши дни. Таким позорным способом казнили рабов и людей низших сословий; аристократов же приговаривали к более "почетным" видам казни. Неудивительно поэтому, что на протяжении первых веков христианства крест вовсе не служил символом новой религии. Напротив, ранние христиане стыдились его. Символом церкви на заре ее существования было изображение рыбы. Слово "ихсиос". "рыба" является аббревиатурой слов "Иезус Христос…" и т. д.

Римский мир в первом веке н. э. переживал острейший духовный кризис. Официальной религией оставалось язычество. Пантеону богов во главе с Юпитером воздавались подобающие почести; однако в этих богов уже мало кто верил. В Рим со всех сторон, и особенно с востока, проникали всевозможные мистические культы. Усилилось египетское влияние: вошел в моду культ Изиды, свидетельство чему можно найти в "Золотом осле" Апулея. Приобрел популярность таинственный культ иранского бога Митры. Несомненное влияние на римлян оказал и иудаизм. Греко-римская культура первого века н. э. отличалась синкретизмом. В мировоззрении ее носителей легко уживались разнородные и часто противоречивые идеи. Иудаизм привлекал многих, но не как свод законов и заповедей, которому надо следовать, а как пища для размышлений, как интересная "доктрина", достойная более близкого знакомства.

Помимо евреев, верных закону, иудаизма как мировоззрения в той или иной мере придерживались десятки тысяч язычников. Немало было и неевреев, подошедших к еврейской религии еще ближе - так называемых "богобоязненных". Эти люди не могли перешагнуть грань, отделяющую их от иудаизма из страха перед римским законом, который под угрозой смертной казни запрещал кастрацию (под это определение подводили и обрезание, которое разрешалось совершать только евреям). В среде "богобоязненных" были люди очень близкие к иудаизму, и были другие, отчасти тяготевшие к язычеству.

Окружающие воспринимали первых христиан как иудейскую секту. И действительно, на протяжении первых ста двадцати лет своего существования христианская религия постепенно отпочковывалась от иудаизма, и ее носителей все еще можно было, с некоторыми оговорками, называть евреями. Ранние христиане придерживались еврейских законов, и, хотя они верили, что Иешу был мессией, и ожидали его воскресения, этого было недостаточно, чтобы порвать с еврейством. Учение Иешу отличалось непоследовательностью, однако он не утверждал, что можно быть евреем, не соблюдая заповедей. Ранние христиане не делали ничего, что можно было бы счесть грубым нарушением закона. Можно сказать, что если бы Иешу воскрес, он скорее отправился бы в синагогу, чем в церковь, которую принял бы за языческий храм.

Христианство не получило широкого распространения в еврейской среде, однако оказалось весьма привлекательным для неофитов. Число новообращенных язычников росло, и среди христиан разгорелась полемика: обязаны ли неофиты исполнять заповеди, возложенные на евреев законом Моисея? Мнения разделились. Община иерусалимских христиан, сложившаяся вокруг одного из братьев Иешу, придерживалась той точки зрения, что христианин должен быть в первую очередь евреем, и потому соблюдение заповедей для него обязательно. Однако другие общины склонялись к мнению, что заповеди возложены законом лишь на христиан-евреев, тогда как христиане-неевреи от них свободны.

Иудаизм боролся с новым учением. Мудрецы дополнили главную молитву еврейской литургии - "Восемнадцать благословений" - проклятием, осуждающим "вероотступников и доносителей", которых надлежало исторгнуть из еврейской среды. И тогда на исторической арене появился человек, которого многие исследователи считают подлинным отцом христианства - апостол Павел. Именно ему и его последователям обязана своим происхождением христианская теология. В основу этой теологии легла проекция иудаизма на языческое сознание. Иными словами, тот способ, каким язычники прочитывали и понимали еврейские священные тексты, привел к появлению собственно-христианского вероучения и к его обособлению от иудаизма.

Еврей мог сказать, что он "сын Божий" на основании Торы. Например, в книге Шмот написано "Сын-первенец мой Израиль", а в книге пророка Гошеа. "Наречетесь сынами Бога живого". Эти слова истолковывают как выражение отеческой любви Всевышнего к сынам Израиля и их сыновней близости к Нему. Ни одному еврею никогда не приходило в голову понимать их в буквальном, "генеалогическом" или "генетическом" смысле. Но когда эти слова достигали ушей язычника, немедленно вставал вопрос: кто был отец известно, а кем была мать? При каких обстоятельствах она забеременела? Человека, воспитанного на греческой культуре, не удивишь любовными связями между простыми смертными и обитателями Олимпа. Он как должное принимал и то, что от романтических приключений божеств рождались дети, наделенные удивительными талантами. Сам вседержитель Зевс не раз являлся смертным женщинам - то обернувшись золотым дождем, то в облике прекрасного лебедя или могучего быка. От подобных связей рождались и герои, и чудовища, наподобие Минотавра. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют, что греков весьма интересовали подробности подобных "смешанных браков".

Так появилось на свет "святое семейство" - отец, мать и младенец. Аналогичным путем возникла и христианская троица. Языческое сознание, усваивая еврейские тесты, перетолковывало их на свой лад. В случае проекции геометрических тел под другим углом, сохраняется корреляция между источником и отображением, однако форма источника искажается до неузнаваемости. Так произошло и с христианством. Питательной средой, на которой взошла новая религия, послужили многочисленные группы "богобоязненных", о которых говорилось выше. Восприятие еврейских источников накладывалось у них на греческую культуру. На фоне кризиса, переживаемого языческим сознанием, идеям монотеизма, обернутым в привычную мифологическую оболочку, был обеспечен успех.

Иллюстрацией подобного успеха служит рассказ Иосифа Флавия о жене императора Нерона. Кесарь, как известно, не отличался праведностью. Подруга его также не блистала супружеской верностью. Тем не менее, летописец величает августейшую любительницу приключений "Поппея Альбина". "праведница". Иосиф Флавий был лично знаком с императрицей, которая испытывала симпатию к иудаизму. Этот интерес и был ей поставлен летописцем в заслугу. Христианство убрало с пути неевреев, желавших приобщиться к вере Моисея, такое важное "препятствие", как необходимость соблюдать заповеди, в том числе заповедь обрезания.

С апостола Павла началось развитие христианской теологии. Синкретическая в своей основе, эта теология питалась как из еврейских источников, так и из мифологических представлений, сохранившихся в сознании народов восточного средиземноморья. Культурная атмосфера крупнейших эллинистических городов той эпохи - Александрии, Антиохии, Ашкелона - весьма содействовала распространению нового вероучения.

Догматы христианства с самого начала служили предметом ожесточенных споров, которые подчас сопровождались кровопролитными столкновениями. Особенно жаркие споры велись о природе "единосущной троицы". Возникло несколько христианских церквей. "Священным языком" несторианской церкви, чье влияние распространялось на весь восток, стал арамейский. Пережив междоусобицы и гонения, эта церковь и поныне сохранила немногочисленных сторонников. несториане не едят свинину и не звонят в колокола. Пожалуй, они сохранили христианство в его наиболее первозданном виде. Пока на востоке утверждалась несторианская церковь, на западе, в Европе, ключевые позиции заняло арианство. Ариане отрицали единосущие троицы, тем самым приближаясь к политеизму. Коптская, эфиопская и армянская церкви образовали монофизитскую ветвь христианства, существующую и поныне. Но наиболее известен в истории христианства раскол католической и греко-православной церквей. Причины его трудно понять человеку, воспитанному в еврейской традиции. Различные версии "тринадцати основ веры" Рамбама отличаются друг от друга гораздо больше, чем католический и православный символы веры. Однако в иудаизме на подобные расхождения попросту никто не обращает внимания - не говоря уже о том, чтобы вести из-за них войну.

Не раз предпринимались попытки прийти к объединению церквей, однако в результате этих попыток раскол лишь углублялся и появлялись новые церкви. Тут можно вспомнить униатов, маронитов, греко-католиков, коптов, коптов-католиков. Причины раскола не всегда крылись в богословских расхождениях. Например, англиканскую церковь создал король Генрих Восьмой, пожелавший развестись со своей супругой. По этой причине он порвал с католицизмом. Король потребовал от евреев, чтобы они обосновали монаршее право на развод с помощью своего вероучения; и действительно, существует такая книга, написанная одним итальянским раввином. В 16 в. возник протестантизм, на первый взгляд, оппозиционный папству и католицизму. Однако не все протестанты - лютеране. Некоторые из них верят в то же, во что и католики. Внутри протестантизма также существуют различные течения. например, баптисты и унитарии. Последние отрицают идею троичности Бога. Среди унитариев особенно интересны адвентисты седьмого дня, напоминающие русских субботников. Мой канадский знакомый как-то нанял слугу-японца, рассчитывая, что тот будет исполнять обязанности шабес-гоя. Однако в первую же субботу выяснилось, что слуга соблюдает святость седьмого дня не менее тщательно, чем хозяин. Японец оказался адвентистом.

Совершив краткий экскурс в историю возникновения христианства, попробуем теперь разобраться в различиях между ним и иудаизмом. Эта тема особенно важна здесь, в России. Ибо теперь уже ясно, что многолетняя атеистическая пропаганда не добилась ни малейшего успеха в искоренении религиозных верований. В чем она действительно преуспела - так это в насаждении религиозного невежества. И больше других от этого пострадал иудаизм и евреи.

Еврейское вероучение различает ряд ступеней приближения к святости. Есть люди, которых мы называем цадиками и хасидами - это праведники. Есть другие. грешники, преступники и злодеи. Однако все они евреи. Но существует преступление, которому нет равных - совершивших его называют "мешумадим", "уничтоженные". Это те, кто изменил вере отцов. Гораздо лучше быть законченным негодяем, последним подлецом, чем креститься. Я говорю сейчас не о психологии вероотступника, а о его социальном статусе в еврейской среде. Вероотступник стоит на самой нижней ступеньке, он предатель. Не просто дезертир, а настоящий перебежчик, переметнувшийся в лагерь злейших врагов своего народа.

Мне неизвестно, что ныне думают в России об армии генерала Власова. Но сражаться в рядах власовцев означало служить Гитлеру. Еврей, принимающий крещение, совершает еще более страшное преступление, ибо его измена усугубляется полутора тысячелетиями гонений. Полторы тысячи лет христиане унижали и преследовали еврейский народ! Приведу только один пример: в тринадцатом и четырнадцатом столетиях на юге Франции, в городах Монпелье, Каркассон, и других, существовал обычай: накануне христианской Пасхи главу еврейской общины приводили на городскую площадь, и епископ публично давал ему пощечину. Факты такого рода выходят за рамки теологических различий. Пощечина, данная христианской церковью еврейскому народу, до сих пор горит на его щеке. Христианские богословы обсуждают теологический вопрос: пришла или не пришла пора простить евреям распятие Христа. Ведь в основе христианской религии, по крайней мере в теории, лежит милосердие. Но для нас, евреев, примирение с христианством - не схоластический богословский вопрос. Это обнаженная рана, это человеческая боль. Мы хотим знать, чем христиане готовы загладить свою вину перед нами. Ведь если от теории обратиться к фактам, это нам, а не им есть за что прощать. И не так уж легко нам сделать это после долгих веков издевательств, наветов и гонений.

Но попробуем отрешиться от эмоций и рассмотреть вопрос с теологической точки зрения. О чем мы спорим с христианством, в чем с ним несогласны? Центральным пунктом наших расхождений является догмат о троице. В тот момент, когда христиане упоминают троицу, мы не можем продолжать разговор. Ведь даже если мы позволим убедить себя тонким богословским рассуждениям о том, что при определенных обстоятельствах христианин, верующий в троицу, не является политеистом, то уж еврей, верующий в триединство Бога, несомненно таковым является. Причина подобного различия в том, что иудаизм не требует от нееврея той четкости понятий, той чистоты монотеизма, которая обязательна для еврея. Чему это можно уподобить? Бывает, зрелый, умудренный опытом человек не принимает того, во что верит ребенок. Однако он не видит ничего страшного в том, что ребенок верит в это. Мы, евреи, занимаемся теологическими вопросами и трактуем единство Бога уже три с половиной тысячелетия, в то время как русский народ впервые прослышал о подобных материях лишь семь с половиной столетий назад. Мы вправе воспринимать христианские рассуждения о троице с позиций старшего, ведь наш "стаж" в пять раз больше. Но по той же самой причине мы не вправе требовать от христиан того, чего требуем от себя - точно также, как не требуем от ребенка различать тонкости отвлеченных понятий. Поэтому то, что не является идолопоклонством для христиан, остается идолопоклонством для евреев. Когда речь идет о единстве Бога, мы требуем от себя предельной чистоты и четкости понятий и малейшую неясность истолковываем как "чуждое служение", запретное для еврея.

Теологические различия между христианством и иудаизмом затрагивают еще целый ряд вопросов, как, например, понятия греха и милосердия. Иудаизм отрицает первородный грех. Мы не принимаем того утверждения, что человек рождается грешником. Это, разумеется, не означает, что младенец является в мир совершенным. Разумеется, существуют прирожденные склонности как к добру, так и ко злу, и человек наделен теми и другими. Однако это не значит, что он грешен от рождения. Ребенок рождается невинным точно также, как рождается не умея говорить, ходить, не имея знаний. Но ведь никому не придет в голову усмотреть в этом порок! Даже самые дурные наклонности - еще не грех, как не являются грехом врожденные физические недостатки.

Я почти убежден, что дуалистическая концепция первородного греха косвенно заимствована апостолом Павлом из манихейства. Манихеи рассматривают материальное начало в человеке - плотскую, чувственную - сторону человеческого естества - как источник абсолютного зла, как нечто нечистое, порочное по самой своей природе. Прямой противоположностью плоти является душа. Она изначально наделена чистотой, святостью, и по природе праведна. Поэтому человеческая жизнь в отображении манихейской религии предстает непрестанной борьбой - поединком добра и зла, души и тела. Дуалистическое мировоззрение сказывается на всей системе ценностей и влияет на повседневную жизнь. Например, у христиан тот, кто воздерживается от супружества, считается стоящим ближе к святости. Хотя, в отличие от католиков, православная церковь разрешает священникам жениться, епископом и другим высшим иерархом может стать только тот, кто принял монашеский постриг. У евреев же, напротив, семья и семейная жизнь, супружеские отношения и воспитание детей, занимают центральное место в жизни, способствуют духовному росту и становлению личности. Грешит тот, кто уклоняется от брака. Ни одно из проявлений телесной жизни человека не считается грехом - ни еда и питье, ни чувственное влечение к противоположному полу. Ибо по своей природе тело не является "сосудом греха". Зло не заложено в нем изначально. Ясно, что подобная концепция находится в противоречии с христианством, которое боится плоти, видит в чувственном начале врага человеческой души. Не случайно некоторые из ранних отцов церкви - причем не только монахи - оскопляли себя, чтобы побороть плотские соблазны. Евнухом был, например, величайший христианский богослов Ориген, и многие другие. Группы добровольных скопцов существовали среди богомилов в Болгарии и Франции, и среди русских сектантов в совсем еще недавнем прошлом.

Из разного отношения к материальной стороне жизни следует не только различное отношение к греху. Отличаются друг от друга также представления иудеев и христиан о конечном спасении. Христиане полагают, что залогом спасения души является принадлежность к "истинной церкви", ибо душа для своего спасения нуждается в христианском искуплении. Поэтому праведники-нехристиане не удостоятся избавления, тогда как грешные христиане спасутся. Напротив, иудаизм полагает, что человек судится не по вере, а по поступкам. Пока он не совершил преступления - не только в уголовном, но и в моральном смысле слова - он невиновен. Поэтому заслужить спасение может человек любого вероисповедания, в том числе христианин или мусульманин.

Взаимоотношения иудаизма и христианства насчитывают свыше полутора тысячелетий. У обеих религий действительно много общего. Но внешнее сходство, как мы теперь видим, скрывает глубокие внутренние противоречия. Мир иудаизма и христианства - совершенно разные миры. В прошлом евреи хорошо понимали, к каким интеллектуальным и духовным последствиям приведет их отказ от своей веры. И потому наши предки противились принятию христианства даже под страхом смерти. Очевидно, они не придавали ценности жизни, из которой вместе с еврейством исчезал смысл.

Из книги О боге. Непротиворечивая теория бога автора Горяинов Евгений Владимирович

Иудаизм и христианство Религиозная тематика характеризуется тем, что даже в простых вопросах далеко не всегда есть полная ясность в головах не только у «слегка верующих», но часто и у тех, кто называет себя верующими. Спросите у рядового христианина, не

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич Из книги Православие автора Иванов Юрий Николаевич (2) Из книги Иисус, не знавший Христа автора Черный Вадим

Иудаизм и христианство Систематизация и запись талмудической традиции начались в 1- 2в. Но Мишна – устная традиция – сложилась явно раньше. Трудно предположить, что она формировалась менее двухсот лет. Тогда основы ее были заложены никак не позднее (скорее, гораздо

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

5. ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО, РЕЛИГИИ ЗАПАДА Возвращение домой Религия Ветхого и Нового Заветов - наконец-то мы дома! Одно из достоинств отпуска, проведенного в осмотре достопримечательностей в незнакомых и дальних странах, - радость оттого что мы наконец вернулись домой,

Из книги Взгляд автора Штайнзальц Адин

Иудаизм и христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде

Из книги Сборник статей автора Штайнзальц Адин

Иудаизм и Христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде

Из книги Статьи раввина на темы иудаизма автора Штейнзальц Адин

Иудаизм и Христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно скорее кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем

Из книги Научный атеизм. Введение автора Куликов Андрей

4.1. Христианство и иудаизм Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души

Из книги Вегетарианство в мировых религиях автора Роузен Стивен

4.1.11. Христианство и иудаизм - братья навек Завершим эту главу тем же, чем и начинали. Давайте посмотрим на христианство (и православие в т. ч.) под другим углом. Если рассматривать христианство и иудаизм как две конкурирующие религии, то получается, что христианство

Из книги В защиту имени отца Александра Меня (сборник статей) автора Василенко Леонид Иванович

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО «Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям».Псалтирь 145:9«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко».Притчи 12:10«Плоды деревьев будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».Иезекиилъ 47:12«…Я пресыщен

Из книги Крест Гитлера автора Люцер Эрвин Из книги Иудаизм автора Курганова У.

ХРИСТИАНСТВО И ИУДАИЗМ Давайте вместе посетим немецкий город Виттенберг, который стал знаменитым благодаря реформатору Мартину Лютеру. При входе в город мы видим внушительную замковую церковь, к дверям которой Лютер пригвоздил свои девяносто пять тезисов. Внутри этой

Из книги Возникновение православия автора Мельников Илья

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями. Многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект.

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Тройственное единство – иудаизм, христианство и мусульманство Во всех монотеистических, политеистических и деистических религиях очень много общих черт, что является доказательством их единства. Мы коснулись лишь некоторых общих положений, дабы продемонстрировать

Из книги автора

Зороастризм - иудаизм - кумранизм - «христианство» Для убедительности, приведём интересную фактологию из работ Б.С. Романова.В 1995 году Б.С.Романов написал книгу «Астро-Библос», посвящённую разработке хронологии евангельских событий и установлению действительной