Монсеррат, Испания - «Монсеррат - место духовной силы. Восхитительная Черная Мадонна творит чудеса.»

January 18th,17:35

Лев Исавр. Реформатор.

Причины, по которым в «иконоборческой войне» продолжавшейся три века победили почитатели икон просты. Небольшой исторический эпизод хорошо это показывает.

Есть заповедь, которая была записана на скрижалях, двух плоских камнях, хранимых в Ковчеге Завета – «не создавай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им..»

И сторонник той заповеди Византийский Император Лев III, считающий скульптуры-иконы суеверием и языческим наследием, выпускает указ, по которому все изображения, как Христа, так и святых, подлежали полному уничтожению. Т.е., сделал всё по букве Закона, пунктуально следуя декалогу. Есть заповеди – выполняй. Не так ли? Для начала император, начав с себя, как и полагается всем реформаторам, повелел снять изображения, висевшие над воротами собственного дворца... Но тут произошло непредвиденное: экстремистски настроенная группа горожан, опрокинула лестницу и побила императорских слуг, досмерти.

Император попытался проделать это в других местах – но получилось еще хуже – недовольные нововведениями жители островов Греческого архипелага, формируют флот для взятия Константинополя и низвержения Льва Третьего. Восстание подавили, но осадок остался. В то время церковь была еще не разделена на католическую и православную, и Лев III выступал как её глава. В защиту икон выступил Папа Григорий II – пишет послания, в которых обличает императора как еретика: «Если же вы будете упорствовать в ваших намерениях, мы будем невиновны в пролитии крови, которое будет последствием этой борьбы, пусть ответственность за эту кровь падет на вашу собственную голову» .

Император упорствовал в ереси, (как мы видим, ересью может быть даже точное следование букве Ветхого Завета), и крови пролилось немало, при последующем полном разгроме императорских войск. Нужно добавить, что в войну были втянуты и лангобарды, исповедующие арианскую ересь и боровшиеся как против Папы, так и Императора.

В результате той войны король франков Карл Великий становится императором Новой Римской Империи, а подданные получают возможность отправлять потребности культа в соответствии со своими пожеланиями в рамках христианства. Между тем, на востоке борьба с иконами продолжалась. Император Константин запрещает монашество, как противоречащее Библии - церковные земли и имущество были конфискованы, монастыри закрыты, а монашеское одеяние запретили носить. Был созван собор, продолжавшийся шесть месяцев. В результате, на нем было принято решение запретить все изображения Бога и святых, а всякого, кто будет поклоняться скульптурам и иконам, считать еретиком, врагом церкви. Да, да – еретиком и врагом церкви.



Итогом, продлившейся более ста лет религиозной войны в Византии, всё же стало поражение сторонников буквального толкования Заповедей. Все ограничения и запреты были отменены императрицей Ириной, а монашество восстановлено.

Черная Мадонна.

Черная Мадонна (Notre-Dame) - это статуя Богоматери с Младенцем, Мадонна с черным лицом. Почитание Черной Мадонны во Франции, впрочем, как и других частях Европы, является одной из нерешенных головоломок в Католической Церкви. Всем понятно, что Дева Мария не имела отношения к негроидной расе. И вместе с тем во Франции насчитывается 272 Черные Мадонны (данные Marie Durand-LeFebvre), в Испании около 50, в Италии - 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица» (Notre-Dame-sous-Terre), да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов,- черная «Матка Боска Ченстоховска».

Как же появилась Она? Раз есть загадка, то и в отгадчиках недостатка нет. Происхождение Черной Мадонны связывают с древними языческими культами. Что-то в этих предположениях верно, что-то нет. К примеру, в Риме действительно знали о злодейски убитом Озирисе, его жене Изиде, чудесном образом зачавшей младенца Гора. Даже в таком провинциальном, по тем временам, городе как Помпеи стоял Храм Изиды. Её изображения – почти точная копия Девы Марии. Были изображения Матери с Младенцем и у галльских кельтов. Не говоря уже о древнейших Богинях Земли, если поглубже копнуть культурные слои. «Венерам палеолита» поклонялись повсюду.

Разумеется, ничто не проходит бесследно и древние верования не умирают сразу. Древние боги уходят, но миром продолжает управлять любовь и смерть. Была у галлов Бригитта, также называемая Белисамой (Самой Блистательной). Она занимала не последнее место в римском пантеоне богов, и тем не менее благополучно пережила реформы императора Константина. Античные статуи, как идолов, разрушали – но ее не посмели, не поднялась рука. Черная Дева из Лангедока была найдена возле бьющего из под земли ключа. На этом месте были впоследствии проведены раскопки и найден заключенный в мрамор термальный источник, по хроникам известный римлянам во времена их галльских походов.

Аналогичная история произошла и в Le Puy-en-Velay. Там, неподалеку, был друидический дольмен, от которого осталась только верхняя плита. Называли её «камень, спасающий от лихорадки». Римляне, из альтруизма, сделали его частью храма, где плита продолжала служить в тех же медицинских целях. Впоследствии здесь было явление Девы Марии, указавшей одной вдове место исцеления. Таким образом, чудеса исцеления Белисамы по праву перешли к Деве из Пюи, которую привез Людовик IX из крестового похода. Этого короля так же называли «saint Louis, révérait avec ferveur la Madone du Puy.»
Казалось бы, здесь всё просто - да, мол, связь времен, языческое наследие и вообще христиане, типа, заимствовали культ Богоматери, вездесущую благодать материнства.

Во-первых. Возможно, заимствовали. Но зададимся вопросом – откуда заимствовали? С Ближнего Востока? У евреев, как и Ветхий Завет? Но дело в том, что у евреев никакого культа Богородицы нет в принципе. И у мусульман нет. Как нет и «изображений». И вообще, как бы это одно из принципиальных отличий христианства от иудаизма – культ Богородицы. И зачем заимствовать то, что уже составляет само по себе основу веры?

Второе. Если Черная Мадонна следствие забытых и ныне пока ещё известных языческих культов, то почему она чёрная? Египетская Изида не изображалась чернокожей, и среди фараонов негров тоже не завелось как-то до сих пор, несмотря на революционный клип Майкла Джексона. Если, конечно, первого Афроамериканского Президента США не считать. Не было черных персонажей также и в разного рода экстатических восточных культах, заимствованных римлянами. И вряд ли негры были популярны у наших предков в более ранние времена.

На это следует ответ, дескать, в храмах старинных романских было душно и дымно – потемнели образы – закоптились со временем. В огне пожарищ. Кого-то это устраивает и всё объясняет. Но дело в том, что скульптуры сознательно делались из редких сортов тёмного и черного эбенового дерева. А в иных случаях конкретно были составными – лицо и руки черные, а тела-одежды из светлого дерева. Кроме того, каменные скульптуры изготовлялись из чёрного камня. Во всяком случае, это касаемо наиболее древних. В более поздние времена некоторые скульптуры намерено окрашивались в черный цвет краской. Делалось это осознанно, следуя ранним образцам и скорее всего – от бедности. Эти ранние образцы… Большинство из них – французские, как и вообще большинство до нас дошедших. Происходят они из мест расселения катар, альбигойцев и… тамплиерских поселений.

Прованс, Лангедок. В Тулузе и сейчас есть традиция подношения Черной Деве из Дорада пояса сплетенного из красной и белой веревок. То что в храмах тамплиеров скульптуры Чёрной Девы стояли на почетном месте сомнению не подвергается. Она была покровительнецей храмовников, да и тевтонцев. Также как и то, что наиболее почитаемые Её изображения были привезены ими из крестовых походов. Она изображалась на знаменах воинов, которые организовывали турниры в Её честь. Скорее всего, именно тамплиеры первопричина культа Чёрной Мадонны., сделавшегося повсеместным в Европе. Прованс стал перевалочным пунктом в Испанию. Братья-крестоносцы принесли его в Италию и Германию. За сто лет, между 1170 и 1270 годами появилось не менее 80 соборов посвященных Notre-Dame и 500 церквей было построена во Её славу. Большинство этих памятников было построено на территориях, где до того уже существовал культ Черной Мадонны или изображение было чудесным образом обретено – таких случаев много.

На строительстве нужно немножко притомозить. Для Черных Мадонн строили особые храмы - новые. Началась эпоха феноменально прекрасного готического стиля. Разумеется строителями выступали тамплиеры. Вы не удивлены? В 1139 году папа Иннокентий II даровал ордену уникальную привилегию: право строить собственные церкви по собственным проектам. Где они там в палестинах научились так ловко обращаться с камнем не указывается. Ни у евреев, ни у турков, во всяком случае.
Напротив, то, что они строили, скажем, в Иерусалиме вызывало восхищение своей новизной.

«Свидетель» Теодерик так описывает Храмовую гору в 1174 году:
«С другой стороны от дворца (мечети Аль-Акса) тамплиеры построили новое здание, его высота, ширина и длина, его подвалы и трапезные, лестница и крыша совершенно не согласуются с обычаями этой страны. Действительно, его крыша так высока, что, упомяни я ее высоту, никто из, слушателей мне не поверил бы».

Это было до массового строительства готических сооружений в Европе. «Новое здание», описанное Теодериком, просуществовало до 50-х годов прошлого столетия и было по неясной причине снесено во время предпринятой арабами реконструкции Храмовой горы. Парящие крыши и арки, так поразившие монаха - отличительная черта готики, типичной для Шартрского и других французских соборов. Да и вас, господа и дамы, эта архитектура не оставит равнодушной, если Вы выкроите из бюджета немножко средств и найдете время ублажить свои эстетические чувства вживую, отсоединившись от матрицы.

В Шартрском соборе Вы сможете лицезреть Деву Шартра. Она считается самым древним объектом паломничества. Предполагают, что это античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства». Но это всего лишь современная копия, основанная на изображении конца XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в XV веке и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая в свою очередь сгорела в 1793 году. Не правда ли любопытно? Экскурсоводы Вам не расскажут причины столь необычной истории, не станут из политкорректности упоминать «реформацию» и французскую революцию – если только не спросите конкретно. А ведь это не талибы и инквизиторы, а «прогрессоры -революционеры» зачем-то сожгли статую. И история двойной смерти и возрождения этой «Чёрной Девы» вовсе не уникальна.

Охота.

Когда я заинтересовался материалом, то и дело натыкался в описаниях истории многочисленных Черных Дев на подобные повторения - в большинстве случаев, если речь шла о статуях «тамплиерского» времени. Статуя разрушена гугенотами, уничтожена протестантами, сожжена во время Революции, украдена, утеряна – ну, и с вариациями - «saved at Rev. but mutilated», «saved from destruction at Rev», «disappeared in the 16 C», «which was destroyed», «original BV destroyed by Huguenots», «original statue hidden from Protestants in a wall», «statue stolen in 1982», «ancient one disappeared 15 C», «original destroyed during Rev», «original from 10 -11 C disappeared during Rev», «destroyed by Protestants», «destroyed by Huguenots», ancient wooden BV burnt by Protestants 1562, «destroyed during Rev.. , destroyed during Rev.. , destroyed during Rev..»
И т.д. и т.д., и т.д.

При этом удивительную прыть в уничтожении христианских святынь развили реформаторы: рубили Черных Мадонн топорами принародно, типа того, как в галерее Гельмана рубили иконы, или похищали их из храмов белым днем и темной ночью. В этом случае находили только обломки или щепки. Статуи спасали, прятали в земле и замуровывали в стенах, но их находили и уничтожали.

Наверное поводов для Варфоломеевской ночи у католиков было достаточно. Некоторые считают, что тогда проиграли гугеноты. Отнюдь. Меньшевики гугеноты получили в итоге больше прав, чем большевики-католики и впридачу контроль над 200-ми городами Франции. Наверное, это можно считать первой французской демократической революцией.

Также, в духе талибов, с заявленной целью повысить градус прививки граждан к эгалите и фратерните действовали Великие французские революционеры. Но чуть изощренней: сначала статуи рубили, а потом сжигали. Чтоб без остатка. При этом относясь к религиозному дурману как-то выборочно – уничтожали конкретно эти статуи.
Не избежала всеобщей участи Чёрных Мадонн и Матка Боска Ченстоховска. Пострадала дважды. В первый раз от татарской стрелы при осаде получила удар в шею. Второй раз ее украли и пытались разрубить мечем гуситы. Похитителю удалось дважды ударить икону – замахнувшись в третий раз, он упал замертво. Икона отреставрирована, на лике видны «шрамы», но настоящие повреждения были серьезней. Пишут, что реставрировали не раз – шрамы проявляются сами. По другой версии повреждения были настолько сильны, что икону не смогли отреставрировать и написали заново – шрамы проявились.

Да, - маленькая деталь, которую нужно запомнить. В руке у младенца предмет похожий на ящичек-шкатулку. Если внимательней посмотреть, то и в скульптурных изображениях мы можем обнаружить аналогичный. Не у всех. Иногда младенец держит шар. Иногда шар держит Мадонна.

Один из последних случаев:

«В 2002 году национальня реликвия Франции "Черная Мадонна" была похищена из храма Нотр Дам в городе Бонсон. Вырезанная из дерева в XV в. статуя Мадонны с младенцем на руках наделена, по мнению верующих, необыкновенной целительной силой. В течение пяти веков городок в центральной Франции был местом паломничества христиан со всех концов Европы. Черная Мадонна находилась в нише и была защищена бронированным стеклом. Однако грабителям удалось взломать дверь церкви и похитить деревянную скульптуру.»

Можно отметить три больших волны «охоты» за статуями – 15-16 вв., Великая французская революция 1789-1794 и.. недавние 1980-е годы. От древних статуй в большинстве остались лишь копии. Чтобы понять весь драматизм происходившего, и «атмосферу» охоты нужно вспомнить замечательный фильм «Мальтийский сокол», в котором несколькими таинственными группами ведется поиск чёрной статуэтки тамплиеров, в которой что-то скрыто. Камешки-бриллианты, как думали. Быть может и внутри Черных Дев что-то искали? Камни? Помните, фильм «5-й элемент», раз уж зашла речь о кино.

«Зорг: - Камни? Камни будут. Но расходы пришлось удвоить.
- Деньги не имеют значения, важна только Жизнь»

Ох уж эти люки-бессоны… французские кинематографисты. Любопытно - Роберт Сербер, американский сахаров, в своих мемуарах писал, что назвал атомную бомбу, сброшенную на Нагасаки, «толстяком» в честь одного из персонажей «Мальтийского сокола». Очень ему нравилась эта история. Он, как ответственный ученый, должен был лететь жечь японцев заживо, уже садился в самолет на взлетной полосе, и… такая досада…, - заметил, что не надел по рассеянности парашют. А без парашюта – нельзя-с.
Без золотого парашюта тем более.

Какая вроде бы связь.., черная мадонна – тамплиеры – атомные бомбардировки… Вроде бы и нет связи…

Ангельская роза,
Черная Дева Распиленных скал,
Ты освещаешь землю Каталонии,
Ты венчаешь собой небо.
Поэт Каталонии

Недалеко от Барселоны находится гора Монсеррат. Здесь в бенедиктинском монастыре хранится величайшая святыня Каталонии и ее патриотический символ — «La Moreneta» , чудотворная Черная Мадонна, к которой хотя бы раз в год старается прикоснуться каждый в каталонец. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий.

Название горного массива Монсеррат можно перевести как «распиленная гора» или «изрезанная гора». По одной из легенд, миллионы лет назад спустились на гору маленькие ангелы, которые решили украсить унылый ландшафт и построить здесь дворец для Божьей Матери с помощью «золотой пилы».

В гимне Virolai, обращенном к Богоматери Монсерратской на стихи известного каталонского поэта Вердагера, поется: «amb serra d’or els angelets serraren aquests turons per fer-vos un palau…», то есть «ангелы пилой золотой разрезали сии вершины, чтоб сотворить для тебя дворец».

Герб аббатства Монсеррат

И действительно причудливые очертания скал похожи на сказочных великанов хранящих неприступный рядом священную реликвию.

Или на башни величественного замка. Многие горные образования Монсеррата носят колоритные прозвища — Мумия, Слон, Лошадь Бернарда, Брюхо епископа, Кукла, Верблюд, Фараон, Треска, Попугай, Органные трубы, Заколдованные монахи, Две Магдалены… .

Монахи появились на горе в 11 веке. В 1025 году был заложен первый камень в основание обители аббатом Олибой Рипольским, которому со временем тут воздвигли монумент.



Галерея скульптур святых — основателей различных религиозных христианских институтов. В праздичные дни здесь устраивают веселые мероприятия: танцуют сардану, строят кастельс, гуляют куклы-гиганты!

Надпись на фасаде «Блаженный град Иерусалим, названный видением мира»

Монастырь Монтсеррат оберегает главную духовную святыню и покровительницу Барселоны – статую Черной Мадонны, которой приписывают целительные свойства и помощь в продолжении рода человеческого.

«Черная Мадонна» за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta) – это неразгаданная тайна!

По легенде, первую нерукотворную статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Пораженные люди рассказали обо всем местному священнику, который вместе с народом посетил на следующий день гору Монсеррат, куда и сошел небесный огонь. В одной из пещер сельчане обнаружили великолепную статую Мадонны с младенцем. Она была прекрасна и излучала сияющий свет. Новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первоначальная легендарная статуя через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась. Рассказывают, что статуя была вырезана Св. Лукой и затем перенесена в Испанию Св. Петром. В 718 г. статуя была спрятана в горах Монтсеррат, чтобы укрыть ее от нечестивцев-мавров, после чего и была потеряна.

Упоминания о чудесах Монсерратской Богоматери, встречаются уже в XII веке,они описаны в визвестном средневековом сборнике «Песни Деве Марии» (Cantigas de Santa María) (XIII в.), записанные при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 гг

Люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. В здании базилики есть специальная комната, в которой размещены письма благодарности и подарки Монсерратской Мадонне, среди которых есть свадебные платья, а также ортопедические принадлежности, принадлежавшие излечившимся от недугов людей.



Практически любой праздник или значимое событие в жизни каталонца являются поводом для приезда в монастырь, участия в богослужении на каталанском языке, поклонения Деве Монсерратской и посещения Святой Пещеры. Например, Черной Мадонне принято представлять невест, чтобы заручиться ее благословением и обеспечить благополучие будущей семейной жизни. Не случайно существует популярная поговорка: «Тот не будет счастливо женат, кто не приведет свою невесту в Монсеррат» (No és ben casat qui no porta la dona a Montserrat или Si vols ésser ben casat, porta la dona a Montserrat).

Статуя Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении — Тронном зале, монастырской базилики (заходить в базилику нужно не через центральный вход, а через боковую дверь с правой стороны, расположенную под арками галереи атриума). Приходить лучше рано утром, чтобы не стоять в длинной очереди.

Алебастровая арка — «Врата Ангелов» украшены барельефами, изображающими музыцирующих ангелов и библейские сцены, связанные с Богоматерью.


Перед «Вратами ангелов» сидит Св. Петр

На самом подходе к Мадонне установлена деревянная статуя мальчика с коробочкой для пожертвований в руках. Статуе предшествует очень трогательная история. Этот маленький памятник установлен мальчику, который очень хотел быть прислужником в монастыре Монсеррат , но был смертельно болен. Монахи сжалились над мальчиком. Ему выдали форму, и он был принят всего на один день. На следующий день мальчик умер. Ему поставили памятник и таким образом, было увековечено желание ребенка . При посещении Базилики принято бросать монетку в прорезь коробочки в руках мальчика и погладить его по голове.


Нынешний образ Девы Монсерратской, установленный в монастырской базилике, был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - плод хвойного дерева, который с древнейших времен символизирует, отцовство, плодородие, эволюцию, здоровье, возрождение, семейную жизнь, святую жизнь, культ жизни.. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae). За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Каждый желающий может поклониться святой. Нужно прикоснуться к сфере в ее правой руке и глядя в глаза святой Деве попросить о сокровенном.

Многие замечают, что если посмотреть на облик Девы Марии чуть справа, то откроется спокойный, слегка улыбающийся взгляд.

С правой стороны после зала с престолом Богоматери, находится круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril), или капеллой Богоматери. Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (1828–1901), которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926), именно он разработал основную часть декоративных элементов.

На фоне центрального окна находится скульптура святого Георгия, покровителя Каталонии.

Роспись купола капеллы, выполненная в 1896–1998 гг. Жуаном Льимоной (1860–1926). Купол расписан в светлых, ярких тонах, подчеркивающих бесконечность небесного свода, на котором появляется Богоматерь с младенцем Иисусом на руках в окружении ангелов и архангелов. Также на куполе представлена панорама горы Монсеррат, обозначающая пересечение небесного мира с земным.

За капеллой начинается коридор именуемый Путем Аве Мария. Он утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской. Свечу нужно купить заранее во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик.


В коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения, которую создал в 1978 году Апеллес Феноза (Apel·les Fenosa) (1899–1988), а также большую майоликовую композицию с образом Богоматери Монсерратской (1982).


Это творение, равно как и ряд других майоликовых панно с обращениями к Богоматери на Пути Аве Мария, является работой керамиста Жуана Гивернау (Joan Baptista Guivernau) (1908–2001).

Путь Аве Мария возвращает нас вновь в атриум базилики именуемый также клуатром Аббата Аржерика. Атриум датируется XVIII веком, однако был существенно перестроен в середине XX столетия.

Устилающая внутренний двор красивейшая мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.

Ранее на этом месте находился алтарь старинной романской церкви в которой ранее хранилась статуя Черной Девы. Существует примета что нужно встать в этот «круг силы» в центре внутреннего двора базилики и загадать желание и оно обязательно сбудется, а если при этом закрыть глаза и поднять руки к небу, то на вас снизойдет божественная энергия.

Если стоять во внутреннем дворе лицом к собору, то по левую руку, пройдя дальше горящих свечей, вы найдете святую воду, которую можно набрать с собой, поэтому запаситесь бутылочкой.

Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости. Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина.


Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена родной сестре святого Бенедикта - святой Схоластике Нурсийской, основательнице первого женского монастыря Западной Европы. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (Enric Clarasó) (1857–1941) и Агапит Вальмиджана.

Брат и сестра, жившие в монастырях неподалёку друг от друга, встречались лишь раз в год в местечке неподалёку от Монтекассино и проводили время в беседах на духовные темы. Однажды св. Схоластика попросила брата остаться на ночь, чтобы продолжить беседу. Бенедикт отказался, так как согласно написанному им уставу, монах не мог ночевать за пределами монастыря, и он не хотел подавать братии дурной пример нарушением собственных правил. Тогда по молитве св. Схоластики разразилась сильнейшая гроза, которая помешала Бенедикту выйти из убежища, и он вынужден был остаться и продолжить общение с сестрой. Через три дня св. Бенедикту, молившемуся в келье, было видение души св. Схоластики, улетавшей на небо в виде голубки. После этого он понял, что просьба сестры была не прихотью, а желанием попрощаться перед кончиной.

В Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями.




Капелла Святого Причастия - была реконструирована по проекту Жузепа Марии Субиракса в 1977 году. На бронзе перил выгравированы аллегорические изображения Жизни и Смерти, а между ними помещен текст молитвы каталонского поэта Сальвадора Эсприу (Salvador Espriu) (1913–1985), обращенной к покровителю Каталонии святому Георгию с просьбой о том, чтобы в стране никогда больше не было гражданской войны. Алтарный ансамбль выполнен из единого блока цемента, чтобы подчеркнуть единство того, что он символизирует: каждый раз, празднуя у алтаря Евхаристию, мы провозглашаем победу над смертью (символически представленную в виде кости в центральной части престола) благодаря воскресению Христа (его символизирует аскетичная алтарная композиция, начинающаяся у престола)



«Бегство в Египет» (1904), написанное художником Жузепом Кузаксом (Josep Cusachs) (1851–1908).

Следующая капелла именуется капеллой Христа. Здесь находится скульптура распятого Христа работы Жузепа Льимоны. Она была преподнесена базилике в подарок в 1933 году.

Эта капелла посвящена Непорочному зачатию и была открыта в 1910 году. Проект капеллы выполнил в 1906 году каталонский архитектор Жузеп Мария Перикас-и-Моррос (Josep Maria Pericas i Morros) (1881–1965). В своем творчестве этот зодчий испытал влияние Антонио Гауди и архитектуры модерна. Созданный им алтарь из белого мрамора украшают растительные орнаменты и декоративные элементы, напоминающие кости животных.

Капелла Св. Мартина Турского, который в этот самый момент отрывает часть собственного плаща, чтобы отдать ее нищему


Современное полотно художницы Монсеррат Гудиоль изображает молодого святого Бенедикта. В руках он держит написаный им устав для основанного им же ордена бенедиктинцев, к которому пренадлежит монастырь Монсеррат. Монахи этого ордена живут по строгому «Уставу Бенедикта», включающему три обета: постоянное проживание в монастыре (обет «стабилитас лоци»-постоянство места), послушание (обет молчания) и воздержание (обет бедности).
Особенно меня поразилао это изображение Марии.

Романский портал XIIв — это немногое, что уцелело от старинной монастырской церкви. В 1811 году Наполеон, взбешенный тем, что ему лишь с третьего раза удалось взять монастырь штурмом, приказал стереть непокорное аббатство с лица земли. Солдаты Наполеона разграбили, подожгли и разрушили монастырь, но священную скульптуру Черной Мадонны удалось спасти.
Баптистерий работы скульптора Шарля Колле

Надгробие адмирала Вилимари

Гробница герцога Луна, Жуана Арагонского

Король испании Карл Первый

Скульптуры святого Иосифа и Святого Иоанна Крестителя

Скульптура Святого Георгия (Sant Jordi) работы известного каталонского скульптора и художника Хосе Марии Субиракса (Josep Maria Subirachs). Субиракс — продолжатель дела Гауди, под его руководством много лет оформляется фасад Страстей Господних Саграда-Фамилия. Его работы очень индивидуальны. Покровитель Каталонии изображен грозным рыцарем со щитом и мечом и с какой бы точки вы не него не смотрели — святой будет строго следить за вами взглядом.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры. К пещере можно пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova. Вдоль этом Пути молитв установлены 14 скульптурных композиций, изображающих остановки Иисуса Христа на его пути к Голгофе. . В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике, однако эта копия также высоко почитается верующими и в силу неблизкого пути до пещеры очередей к ней не бывает. Советую купить свечи в монастыре чтобы зажечь в святой пещере.

























Сейчас в монастыре постоянно живет 100 монахов. Монастырь Монтсеррат– хранитель лучшей в Испании библиотеки в 300 тысяч томов старинных книг, 400 из которых являются рукописными. Библиотека Монсеррата является важным документальным и исследовательским центром, символом интеллектуальной и культурной деятельности бенедиктинцев. Доступ в библиотеку Монсеррата разрешён только ученым с мировым именем, и только мужского пола. Одно из зданий монастыря отдано под «музей Монтсеррат», в котором собраны религиозные реликвии; археологические находки; скульптуры и картины Сальвадора Дали, Эль Греко, Пикассо, Караваджо.

Помимо монахов, в Монсеррате живут мальчики, обучающиеся в певческой школе Escolanía de Montserrat, считающейся старейшей в Европе. На данный момент в «Эсколании» обучается 50 мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Воспитанники получают тут не только хорошее базовое образование, но и глубокие знания в области музыки. Каждый ученик обучается игре на двух музыкальных инструментах, а также специальности - хоровому пению. В школу принимаются только жители Каталонии, Валенсии и Балеарских островов. С некоторых пор хор мальчиков монастыря Монсеррат дает концерты в Каталонии и зарубежных странах.Хором уже записано свыше сотни музыкальных дисков, и дискография продолжает пополняться. Однако главной целью хора остается участие в литургических церемониях и общих молитвах, которые проходят в базилике Монсеррата. Каждый будний день в 13 часов, при огромном стечении паломников и туристов, мальчики «Эсколании» исполняют в базилике монастыря песнопения Salve и Virolai (в субботу те же песнопения исполняют сами верующие и паломники). Кроме того, с воскресенья по четверг хористы участвуют в вечерне (в 18:45), по окончании которой (в 19:10) ими исполняется Salve Montserratina и полифонический мотет. По воскресеньям и праздникам хор мальчиков участвует в полдень исполняет Salve и Virolai. Летом (в июле), а также на Рождество мальчики уезжают на каникулы (в этом году летние каникулы продлятся с 25 июня по 19 августа).

При монастыре местные жители устоили маленький рынок, на котором на ломаном русском предлагают попробывать очень вкустные сыры, горный мед и сухофрукты.

Много интерестного об этом замечательном месте я узнала от нашего гида Кадочникова Дмитрия http://www.krasavitzabarcelona.com/about.html и на етом сайте http://www.mishanita.ru/

,

Давайте же все-таки разберемся: ради чего или кого стекаются ежегодно на Монтсеррат миллионы людей? Что влечет сюда паломников и туристов со всех концов земного шарика, людей самых разных национальностей и вероисповеданий?

Кого только не приходилось нам встречать нам на Монтсеррат за свою экскурсоводческую практику, включая даже настоящих тибетских монахов! В чем же причина столь невероятной популярности места?

А причиной всему она - Дева Монтсерратская. Богородица Монтсеррат, Черная Мадонна, или "Ла Моренета" (Смуглянка), как ласково называют образ Девы каталонцы. Вообще, культ черных мадонн - явление весьма характерное для средневековой Европы.

После того, как на Вселенском Соборе в Клермонт-Ферране в ноябре 1095 г. папа римский Урбан Второй произнес одну из самых эффективных речей в истории христианства, призывая огромную толпу силой вырвать Святую землю из рук турок - началась великая и страшная эпоха крестовых походов. И, интересное совпадение, примерно в это же время в самых разных местах Испании, Франции, Италии и Германии начинают появляться черные мадонны. Совпадение это или между двумя событиями существует прямая причинно-следственная связь - вопрос спорный.

Так или иначе, в церквях Франции по сию пору можно обнаружить почти три сотни Черных Мадонн, меньшее, но тоже впечатляющее их количество - 50 - находится на испанской земле.

И безусловный факт: самая из них известная, образ, с которым связывают многочисленные документально подтвержденные случаи чудесного исцеления, образ, ради которого идут сюда верующие, начиная с эпохи раннего средневековья - наша знаменитая Моренета, Черная Дева Монтсерратская.

До конца по сию пору не ясно, кто и когда изваял образ Девы Монтсеррат; каким образом он был доставлен в Каталонию; чтобы оказаться в конце концов на Монтсеррат; чем вызван практически черный цвет лика и рук изваяния...

Обо всех существующих версиях мы подробно рассказываем во время экскурсии, но важно, в первую очередь, другое: с момента, как образ был установлен в романской церкви Монтсеррат (12 в.), слава нашей Мадонны перешагнула границы Каталонии, после Испании (в одной только Италии в свое время было открыто более 150 церквей и часовен, посвященных культу нашей Девы), а в эпоху великих географических открытий достигла и Южной Америки. Не будем забывать, что уже во вторую экспедицию Колумба отправился один из монахов Монтсеррат, Бернат Буиль, который и стал первым викарием новых владений Испанской Империи. Отсюда навание одного из островов в группе Малых Антильских: Монтсеррат.

Образ Девы Монтсеррат - небольшая (высотой всего 95 см), выполненная из белого тополя полихромная скульптура, хранящаяся ныне в тронном зале монтсерратской базилики в прочнейшем прозрачном саркофаге.

Лишь часть изваяния - сфера, символизирующая Вселенную, которую Дева держит в правой руке, доступна для непосредственного контакта.

Ощущения, которые возникают, когда проходишь через Врата Ангелов и поднимаешься в тронный зал, где хранится образ Черной Мадонны - непередаваемы.

Очень хорошо сказала одна из наших туристок после визита к Деве: "Да разве вы не видите!? Она же не отсюда - она из космоса!". И в этом очень эмоциональном, на первый взгляд, высказывании - большая доля истины.

Дело в том, что мы много путешествуем и видели очень немалое количество подобного рода деревянных скульптур романского периода (10-12 в.в.) - и ни один из них не имеет ничего общего с нашей Моренетой. Это, как правило, достаточно примитивно, пусть и с большой экспрессивной силой выполненные образы, наша же Мадонна - абсолютно живая!

Ярчайший пример удивительной любви и уважения, которым пользуется в народе Моренета - необычайна популярная и сейчас среди каталонцев традиция давать при рождении девочкам имя Монтсеррат, что, как считается, приносит удачу. Доказательства? Пожалуйста - всемирно известная уроженка Барселоны, оперная дива и просто отличная женщина - Монтсеррат Кабалье.


Помимо бесконечного потока паломников и туристов, на Монтсеррат регулярно бывают и местные. По каждому, значительному или не очень, поводу, они предпочитают советоваться с Черной Мадонной Монтсеррат, которая выслушивает - и помогает!

Уже в 13-м столетии знаменитый Хайме-Завоеватель, граф Барселоны и король Арагона, говорил: "Монтсеррат - это место, которое Господь отмечает и прославляет чудесами". Век сейчас не 13-ый, но с чудесами все по-прежнему - они есть!

Всенародная любовь и почитание (см. фото слева) - понятны и в доказательствах не нуждаются.

Тем не менее, и с точки зрения официальной церкви, образ нашей Моренеты является каноническим. По преданию, образ был обретен мальчиками-пастушками в 880-м году.

В 1880-м торжественно отпраздновали тысячелетие с момента обретения Девы Монтсеррат, а через год, в 1881-м, на Монтсеррат прибыл тогдашний папа римский, Лев 13-ый, и канонически короновал Деву, поднеся ей корону, скипетр и ирис, выполненные из драгоценных материалов.

Тогда же Дева Монтсеррат была со всем соблюдением ритуала объявлена покровительницей Каталонии.

Кстати, совсем скоро, в 2025 г., и монастырь отметит тысячелетний юбилей с момента основания. Сложно даже представить, какие масштабы примет событие! Но это, на наш взгляд, очень здорово!

Почему она черная?


Почитание Черной Мадонны - явление заграничное и загадочное. В отечественной культуре аналогов почти нет, если не считать старинной иконы XVII века «Прибавление ума», созданной иконописцем, страдавшим приступами безумия.

Но и эта икона, где лик Богородицы так смугл, что почти черен – не совсем «наша», и писана, как было доказано позднее, со статуи Богоматери из итальянского города Лорето. (рис. 1) Иконописец же, окончив свой труд, по преданию исцелился.
В Европе, напротив, черных мадонн множество – только во Франции их более трехсот, есть десятки таких статуй в Испании, в Италии, в Германии… Почитают их как величайшие святыни, паломнические пути к ним не зарастают столетиями, молва о чудесных исцелениях широко разносится по миру. А между тем, поклонение им остается неразрешимой загадкой в Католической Церкви. Всем известно, что Богородица не была негритянкой. Почему же тогда статуи черные?

В дыму веков

Кому же знать ответ на этот вопрос, как не священнослужителям? У церкви есть версия: Черные Мадонны – очень старые статуи, и лики их сделались темными из-за копоти свечей. Мол, столетиями сажа оседала, что ж вы хотите. И примеры известны. Взять хотя бы статую в Лорето – изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из ливанского кедра. По преданию, статую изготовил сам евангелист Лука, но эксперты легенду развеяли – Мадонна создана в XIII-XIV столетиях, причем изначально она была светлой, но со временем закоптилась. Еще в XVII веке усилиями монахов-иезуитов по Европе распространились сотни копий Лоретской Мадонны. Ее потемневший лик играл в церковных делах роль идеологическую. В то время Ватикан боролся с «лютерской ересью». Протестанты считали культ статуй нововведением, и темные лики Мадонн призваны были убедить верующих в обратном.
Кстати, сейчас в Лорето стоит копия, поскольку подлинная статуя сгорела во время пожара в 1921 году. Копию же, вырезанную из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана, окрасили в черный цвет намеренно, дабы она соответствовала оригиналу. (рис. 2.)

Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими.

Аналогичный случай произошел и с Мадонной из швейцарского монастыря Айнзильден. Здесь с XIII века стояла статуя Девы Марии, подаренная обители настоятельницей Цюрихского женского монастыря. В середине XV столетия изваяние пострадало от пожара, и было заменено деревянной копией, потемневшей за столетия. Среди паломников она стала известна как Черная Мадонна. Со святыни также было изготовлено множество копий – и все они были сделаны черными. Одну из самых известных освятил в 1677 году кельнский епископ Пауль. В немецком городе Дюссельдорфе для копии почитаемой черной Богороматери из монастыря Айнзильден, была выстроена специальная часовня. В Дюссельдорф потянулись паломники, и вскоре статуя прославилась как чудотворная. (рис. 3.)

В немецком городке Альтёттинг тоже есть Черная Мадонна. Ее вырезали из липы в начале XIV века и привезли в Баварию то ли из Бургундии, то ли с верховьев Рейна. Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими. На самых старых табличках лик Мадонны – светлый, и только с конца XVII столетия ее стали изображать такой, какой она стала в реальности. (рис 4., рис. 5.)
Иными словами, церковная версия о черноликих Мадоннах вовсе не безосновательна, хотя она объясняет лишь некоторые случаи. Известно множество статуй Мадонны, которые с самого начала были изготовлены из эбенового дерева, темного камня либо покрашены в черный цвет. Такова, например, Черная Мадонна во французском городке Ле-Пюи…

Иудейка или египтянка?


Не было в средневековой Франции популярнее места паломничества, чем собор Нотр-Дам на горе Корнель. Его не раз посещали монархи, и один из них – Людовик IX, возвращаясь в XIII веке из седьмого крестового похода в Святую Землю, привез в дар местному собору изображение Девы Марии из черного дерева в одеждах из золотой парчи. Одеяние закутывало статую, расходясь конусом от шеи донизу, открывая на уровне живота голову младенца, увенчанного короной, как и его мать. (рис. 6.)
Судьба этой Черной Мадонны драматична. В годы французской революции ее бросили в огонь и сожгли вместе с другими предметами культа, при этом толпа, бесновавшаяся вокруг костра, вопила почему-то: «Смерть Египтянке!».
Незадолго до этих событий некий французский ученый исследовал и подробно описал статую. По его описанию была изготовлена копия, которая выставлена в соборе сегодня.
Но почему «Египтянка»? Оказывается, исследователь описал Черную Мадонну, подаренную королем, как статую египетской богини Исиды с младенцем Гором на руках. Случай этот не единичный.
В то время во Франции было множество Черных Мадонн, статуи которых помещали либо в криптах – скрытых помещениях соборов, расположенных обычно под землей, либо в самых темных нишах церквей. Многие из этих статуй были обретены чудесным образом в местах, известных своей целительной силой. Они стояли во тьме и тиши с давних времен и всегда были окружены особым почитанием верующих. Позже было установлено, что Черные Мадонны – наследие галльских племен, живших на территории Франции. Во времена Римского владычества в этих племенах, как и по всему Средиземноморью, был распространен культ богини Исиды – великой девственной матери, давшей жизнь всему сущему. С утверждением в Галлии христианства культ, сложившийся вокруг Черной Девы постепенно заменил более древнюю форму поклонения.

В Египетской мифологии Исида – дочь неба и земли, олицетворение «черной земли», оплодотворяемой богом Осирисом – Нилом. Историк Бигарн отмечал, что в астрономической теогонии Исида носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, готовая ожить под лучами солнца. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца.
Самая известная из этих статуй находится в крипте Шартрского собора во Франции. (рис. 14.) (К слову, эта Черная Мадонна не единственная в Шартре – есть и другая, но о ней позже.) Черная мадонна восседает на троне, на основании которого есть надпись «Virgini pariturae», что значит «Дева, которая должна родить». Французский историк Шарль Бигарн, изучавший появление и развитие культа, утверждает, что эта надпись отмечала статуи Исиды. По мнению ученого, Дева Шартра – один из самых древних объектов почитания – изначально была скульптурой Исиды, созданной еще до принятия христианства. Но древнее изваяние было разрушено, и его заменили деревянной статуей Мадонны с Младенцем на коленях. Современное же изображение создано уже после Французской революции.

Спорные параллели


Но что общего усматривают исследователи между и Исидой?
В Египетской мифологии Исида – дочь неба и земли, олицетворение «черной земли», оплодотворяемой богом Осирисом – Нилом. Историк Бигарн отмечал, что в астрономической теогонии Исида носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, готовая ожить под лучами солнца. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца.

В дохристианскую эпоху культ Исиды существовал по всему бассейну Средиземного моря, и ко II веку до н.э. охватывал не только Италию, Сицилию, Грецию, но и Галлию, Северную Африку, Испанию.
Ритуалы и церемонии поклонения Исиде были чрезвычайно таинственны, вход в храмы богини разрешался только посвященным. Разглашение тайн каралось смертью, даже слушать об этом считалось преступлением.
В Древнем Египте Исиду изображали в образе чернокожей женщины, кормящей грудью младенца Гора, сидящего у нее на коленях. На голове богини убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Ее статуэтки обычно вырезали из черного камня. (рис. 7.)
По мнению исследователей, когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии, и вероятно христианский образ Богоматери с Младенцем восходит к образу Исиды с младенцем Гором.
Параллелей усматривают множество: и Исиду, и Деву Марию почитают как Девственную Мать, Божью Матерь. И к Исиде, и к Деве Марии применяют одни и те же титулы: «Звезда моря», «Царица Небесная» и «Утренняя Звезда». И Исиду, и Деву Марию изображают на фоне звезд, либо стоящими на полумесяце (символе непорочности) с нимбом вокруг головы, либо в виде матери, держащей на коленях младенца. С этой позой связан еще один общий титул – «Престол мудрости» – ведь Младенец сидит на коленях своей Премудрой Матери как на троне.
Если версия, которую поддерживают сегодня многие ученые, верна, то цвет статуй Черных Мадонн получает вполне логичное объяснение.
Черный в древнем Египте не связывался ни с чем дурным, отрицательным, он символизировал землю и темные дождевые тучи, а также темноту материнского лона – женское божество рассматривали как чрево, способное родить бога и передавали это качество не только формами, но и цветом.
Однако в церковных кругах подобные доводы встречают резкие возражения. Главный аргумент: образ Исиды, с которой связан культ Осириса, духовно противоположен образу Пречистой Девы. А само отождествление весьма вольно. Ведь если Исида – «Дева, которая должна родить» и Богоматерь тоже – это еще не значит, что их общность простирается дальше. Тем более что в других культурах также фигурирует непорочное зачатие – у матери Будды Гаутамы, например. Что же, и ее отождествить с Девой Марией?!
Имеется и другое существенное возражение. Статуи Черных Мадонн стали появляться в Европе лишь к концу XI века, а их массовое распространение продолжалось до конца XIII столетия. И хотя исследователи пытались доказать, что культ Черной Девы зародился намного раньше, их доводы оказались неубедительны. Более того, найти истоки зарождения культа в рамках традиционной христианской истории оказалось невозможно.

Мать или жена?

Другая версия, объясняющая цвет и происхождение Черных Мадонн, основана на альтернативной истории христианства.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жёно? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте».
Ученые, исследовав эзотерический аспект этого культа в XII веке, установили его связи с алхимией и орденом тамплиеров, позднее осужденным за ересь. Суть версии в том, что Черные Мадонны изображали вовсе не Богородицу, как принято думать, а Марию Магдалину – бывшую, якобы, супругой Иисуса и родившую от него детей.
Поскольку тезис о браке Иисуса Христа и Марии является узловым для этой версии, посмотрим, какие доводы существуют в его подтверждение.
В евангелиях от Матфея и от Луки приводится родословная Христа, в обеих присутствует имя Иосифа, как официального отца Иисуса. Там говорится, что он происходил из колена Иудина, и вел свой род от Давида – второго царя Израиля, из рода которого (по мужской линии) согласно еврейскому преданию выйдет Мессия. Поэтому наследников Давидова рода по тогдашним законам обязывали жениться и произвести на свет сыновей. Вряд ли Иисус в таком случае мог остаться холостым, считают исследователи.
Но в Новом Завете нигде прямо не говорится, что Иисус был женат, хотя и обратного не говорится тоже. И некоторые детали в Евангелиях можно рассматривать как ссылки на семейное положение Иисуса.
В частности, история о свадебном празднике в Кане возможно описывает свадьбу самого Иисуса. В Евангелии от Иоанна говорится: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жёно? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Далее речь идет о чуде превращения воды в вино, которым Иисус наказывает слугам угостить всех гостей. Но по иудейским законам того времени на свадьбе могли распоряжаться только жених и его мать. Из этого исследователи делают вывод, что речь идет о свадьбе самого Иисуса.
Есть в Евангелиях и другие моменты, которые, с учетом иудейских традиций указывают на супружеские отношения между Иисусом и Марией Магдалиной.
Например, в Евангелии от Матфея есть эпизод о женщине с алебастровым кувшином, содержащим драгоценное миро. По словам евангелиста, Мария возлила это миро на голову Христа: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову».
Согласно обычаю, принятому у иудеев, а также у некоторых других народов (шумеров, вавилонян и ханаанцев), следовало ритуально помазать голову царя. Эта почетная роль отводилась обычно жрице либо царской невесте. Ритуал этот символизировал священную свадьбу. Такой ритуальный союз со жрицей считался обязательным, если царь желал, чтобы его статус как «миропомазанника», или «мессии» признавали все окружающие.
В Евангелии от Луки также есть характерная фраза: «…у нее (Марфы) была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». Мария, о которой здесь идет речь, это Мария из Вифании, то есть Мария Магдалина, которая ведет себя здесь как почтительная супруга. Ведь по иудейскому обычаю сидеть у ног мужчины разрешалось только жене.
Эти и другие аргументы позволили исследователям сделать вывод, что Мария Магдалина была не блудницей, а женой Иисуса, от которого имела троих детей: дочь Фамарь и двух сыновей – Иисуса-младшего и Иосифа. Таким образом «давидова кровь» не прерывалась в потомстве. После распятия Христа Магдалина, якобы, выехала тайно в Галлию. Она прожила 60 лет и, вероятно, похоронена где-то на юге современной Франции.

Черная Магдалина?

Косвенным подтверждением этой версии, считает британский историк-исследователь Саймон Кокс, является горный массив во Франции – Монт де ля Мадлен, где имеется множество церквей со статуями Черной Мадонны. Местные верования напрямую связывают их с Марией Магдалиной. Но почему же Магдалину изображали черной? О, здесь возможно имел место прямо-таки невероятный исторический кульбит, считают ученые.
Если исследователи правы, и Мария Магдалина (с детьми) после бегства со Святой Земли отправилась в Галлию, то ей нужно было найти защищенное место, где она могла бы укрыться от римских властей. Приморские города для этого не годились – там было много римских чиновников и солдат. А вот крепость на острове Сите, основанная галльским племенем «паризиев» и ставшая впоследствии историческим центром Парижа, вполне подходила. Город, основанный ими в III веке до н.э. ранее назывался «Para Isidos» или «Par Isis» – что по-гречески означает «около Исиды». Галлы, жившие здесь, поклонялись этой богине, и построили посвященный ей храм.
И вот тут, по версии ученых, произошло, наложение смысловых пластов, а затем и культов. Образ Исиды – супруги Осириса, умирающего и вновь воскресающего божества, наложился на образ Магдалины – тоже супруги «умершего и воскресшего» Царя. От обитателей древней Паризии материальных следов не осталось, а на месте храма Исиды
возвели впоследствии знаменитый собор Нотр-Дам (что означает «Наша Госпожа»).
По прошествии нескольких столетий потомки Иисуса, якобы, слились с франками и породили династию Меровингов, которые правили два с половиной столетия на обширной территории западной Европы. От них произошел и английский королевский род, и многие знатные европейские фамилии.
Разумеется, все изложенное, не более чем версия исследователей, которые не связывают себя рамками ортодоксальной христианской доктрины и пытаются докопаться до истины.

Тайна Божественных царей

Основатели ордена тамплиеров были не кто-нибудь, а… наследники израильтянского царя Давида, сохранившие чистоту крови и называвшие себя «Rex Deus» – «Божественные цари». То есть все они были родственники, члены одной древнейшей семьи. Для ее сохранения в веках принимались специальные тщательно продуманные меры.
Но вернемся к Черным Мадоннам. Кого бы ни изображали эти статуи – Богородицу с Младенцем, или Марию Магдалину с сыном Христа – остается важный вопрос: почему они стали появляться в Европе только одиннадцать столетий спустя? Их распространение исследователи связывают с могущественным орденом тамплиеров, основанным в начале XII века, и его тайным учением.
Основатели ордена тамплиеров были не кто-нибудь, а… наследники израильтянского царя Давида, сохранившие чистоту крови и называвшие себя «Rex Deus» – «Божественные цари». То есть все они были родственники, члены одной древнейшей семьи. Для ее сохранения в веках принимались специальные тщательно продуманные меры.
Предание повествует об этом так. Задолго до Рождества Христова при Иерусалимском Храме были организованы две школы – для мальчиков и для девочек. Преподавали в них священники из рода Давидова, принявшие имена архангелов: Рафаил, Михаил и Гавриил. Когда девушки-школьницы становились взрослыми, на них возлагалась почетная миссия – продолжить царский род. Они должны были зачать детей от священников, после чего их выдавали замуж за уважаемых людей. По традиции, родившиеся от этих связей дети, в семилетнем возрасте возвращались в школы при храме, и цикл повторялся.
Дескать, именно при таких обстоятельствах и посетил девушку по имени Мария священник, которого называли «архангел Гавриил». А когда она забеременела, ее выдали замуж за почтенного плотника Иосифа, также ведущего свой род от царя Давида. Согласно преданию супруга впоследствии, якобы, родила ему еще четверых мальчиков и трех девочек.
Еще до того, как Иерусалимский храм был разрушен, часть священников покинула Израиль. Сначала они перебрались в Грецию, а оттуда рассеялись по всей Европе. Эта группа стала называть себя «Rex Deus» – «Божественными царями». Они продолжали верить, что когда-нибудь из их рода придет мессия и утвердит Царство Божие на земле. Со временем эти немногие, но влиятельные наследники выдвинулись в число европейской знати. Они не афишировали свое происхождение, но в каждой семье доверяли эту тайну избранному сыну (не обязательно старшему). Прямые потомки рода Давида хранили память об артефактах, спрятанных под развалинами Храма и лелеяли мысль когда-нибудь вернуться и забрать принадлежащее им по праву. Для этого членам «Rex Deus» необходимо было объединить усилия.
Но при чем же здесь Черные Мадонны? Терпение, читатель. Статуи Черных Мадонн оказались в самом центре этой таинственной и запутанной истории.


Продолжение следует...

Монсерратская Мадонна (Virgen de Montserrat/ Mare de u de Montserrat ), за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta ), является святой покровительницей Каталонии. Образ Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении (Тронном зале) монастырской базилики , где каждый желающий может, отстояв очередь, поклониться святой , прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий. Нынешняя статуя Девы датируется концом XII века.

Помимо прозвища Ла-Моренета (Чернушка), Монсерратскую Мадонну еще называют «апрельской розой», поскольку знаменитый гимн Virolai , ежедневно исполняемый мальчиками из хора «Эсколания», начинается словами " Rosa d’ abril, Morena de la serra..." («Апрельская роза, смуглая Дева гор...»).

Праздник Мадонны Монсеррата отмечается 27 апреля. Не менее пышно, чем сам этот день, отмечается и канун этого праздника, особенно каталонской молодежью. В эти дни в монастыре проходят торжественные мессы, концерты, специальные лекции, пения псалмов, исполнения фольклорных танцев и представления строителей традиционных каталонских «башен» из людей.

Легенда об обретении образа Черной Мадонны Монсерратской

Согласно легенде , первую статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Видение повторилось. В последующие четыре субботы вместе с пастушками туда приходил священник из Олесы, и вновь их взорам предстало чудесное видение.

Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии . Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом.

Эта легендарная статуя, вероятно, действительно существовала и пользовалась огромным почитанием верующих (считалось даже, что ее вырезал из дерева сам апостол Лука), но через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры (Capella de la Santa Cova ). Любой желающий - турист или паломник - может, удалившись от суеты и многолюдья монастырской базилики , пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova , ведущему к этой часовне, любуясь великолепными горными пейзажами и религиозными скульптурами на Пути молитв (Rosari Monumental de Montserrat ).


В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике , однако эта копия также высоко почитается верующими (хотя очередей к ней не бывает).

Описание и символика романской скульптуры Богоматери Монсерратской

Оригинальная статуя Черной Мадонны утрачена. Нынешний образ Девы Монсерратской , установленный в монастырской базилике , был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba ). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae ).

За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Например, в воспоминаниях одного нюрнбергского жителя о посещении Монсеррета в 1494 году рассказывается, что он был поражен огромным количество масляных ламп и свечей, день и ночь горевших перед ликом Девы. В книге «История и чудеса Богоматери Монсерратской» аббата Педро де Бургоса (1536-50) упоминается, что статуя имела смуглый цвет . Хроника Херони Пухадаса (1609) это подтверждает.

Статуя Моренеты имеет исключительную ценность - не только из-за ее религиозного и эмоционального значения для всего каталонского народа и поклонения, которое она вызывает у всех христиан, но и из-за изящных форм самой скульптуры, которая за долгие годы существования приобрела новые черты и несколько отдалилась от оригинала, но всё же не утратила притягательности.

На королевское величие Богородицы указывает позолоченная корона. Ее голову и плечи покрывает короткая вуаль, именуемая по-гречески «мафорионом». Такой платок носят и многие другие романские мадонны. Платок этот полихромный, украшенный узорами на белом фоне - золотыми полосами и красными ромбами с вписанными в них золотыми крестами и темно-зелёными звездами (это полихромное покрытие появилось в XVI веке). Лик Богородицы окрашен черным, но не равномерно: в некоторых местах на шее и около глаз проступает коричневый цвет основы. Нос очень тонкий, вытянутый и выступающий, с изящно выполненным кончиком, шея стройная. Мягкая, закругленная форма губ и подбородка создают выразительный и поразительно нежный лик, который можно встретить у некоторых готических скульптур, уже начинавших появляться во Франции в период создания статуи.

Если взглянуть на лик Мадонны в профиль с левой стороны, мы увидим в выражении ее лица серьезность и даже грусть, тогда как, рассматривая его с другой стороны, на губах Богоматери можно даже заметить легкую улыбку. Во фронтальном развороте Богоматерь излучает приветливое спокойствие.

Если в лике Богоматери уже проявляются черты готики, то остальная фигура отличается строго романскими пропорциями, она очень узкая и плоская, с большим углублением, в которое помещен младенец Иисус. На Мадонне длинный плащ типа пенулы (Paenula ), или верхней туники, частично открывающей нижнюю тунику (с таким же треугольным вырезом) и позолоченное ожерелье. Всё ее одеяние покрыто позолотой и оторочено черным «шитьем». Облачение ниспадает элегантными складками и окутывает ноги сидящей фигуры. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii ), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Полихромное покрытие правой руки Девы полностью стерто из-за ее непрерывного целования верующими. Руки имеют такой же темный цвет, как и лик. Их естественность и выразительность является не свойством романской скульптуры, а результатом работы более современных мастеров: из-за чрезмерной ветхости руки пришлось изготовить заново.

Ноги Богоматери одеты в простую обувь остроконечной формы и покоятся на позолоченной подушке. Она восседает на трапециевидном престоле с четырьмя колоннами по углам, увенчанными позолоченными шишечками (престол изготовлен в XVI веке).

Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - символ плодородия и долголетия в романском искусстве. Предполагают, впрочем, что первоначально он держал в руке не шишку, а земную сферу, как и Богоматерь. Дело в том, что фигура младенца не оригинальная романская (она утрачена), а значительно более поздняя: она была изготовлена в 1823-1824 вв. Лик и голова младенца тщательно отшлифованы и имеют натуралистический вид, далекий от всякой романской традиции. На голове младенца корона (более простая, чем у Богоматери). Волосы в виде завитков - деталь, которую невозможно встретить в средневековой скульптуре. Лицо у Младенца изящное, с широким лбом, большими глазами, прямым носом и небольшим ртом с намеком на улыбку. Вся его миловидность и округлость черт обнаруживает вмешательство современных скульпторов, поскольку совершенно не свойственны романскому искусству. Одежда младенца в целом копирует облачение матери, только вместо пенулы на нем надета простая туника, нижняя рубашка и ожерелье. Рельеф складок имитирует романский образец, но выражен резче. Из-под туники видна пара очаровательных ножек, выполненных с точным знанием анатомии.

История образа Черной Девы Монсерратской

Как уже было сказано, нынешняя статуя темноликой Мадонны, установленная в базилике монастыря Монсеррат , датируется концом XII века. Ее автор неизвестен. В ходе недавних исследований было доказано, что первоначально лик и руки Мадонны были покрыты свинцовыми белилами с добавлением некоторых пигментов, а ее одежда была расписана традиционными цветами - синим и красным, как на миниатюрах из «Красной книги» (Llibre Vermell de Montserrat ).

В XVI веке руки и лик Мадонны были покрашены каштановым, поскольку белый цвет к тому времени приобрел довольно тёмный оттенок (из-за упомянутого окисления и атмосферных воздействий), а реставрировать статую было необходимо, так что ренессансными мастерами был выбран ставший уже привычным для верующих тёмный цвет (впоследствии статуя только продолжала темнеть). Видимо, тогда же было покрыто позолотой и одеяние Мадонны.

В 1808 году, во время наполеоновских войн, Ла-Моренета впервые в своей истории покинула Монсеррат и была спрятана монахами. Через год она вернулась на свое место, но в 1811 году, незадолго до того, как французские войска разрушили аббатство, вновь покинула монастырь. Святыню спрятал под небольшой садовой лестницей Маур Пиканьоль (Maur Picanyol ), отшельник из скита Сант-Димес (Sant Dimes ), и таким образом спас Ла-Моренету от гибели в пожаре. Однако статуя сильно пострадала от дождей. В январе-феврале 1812 года она была отреставрирована. В частности, были заново покрашены лик и руки Богоматери. Летом 1812 года, когда французы снова жгли монастырь, скульптура снова покинула аббатство: ее взяли с собой бежавшие монахи.

В 1822 году во время конфискации монастырского имущества Мадонна лишилась украшавших ее драгоценностей и была перевезена для сохранности в Барселону, в 1824 году она вернулась в Монсеррат с новой короной. В 1835 году, во время секуляризации, проводившейся премьер-министром Мендисабалем, монастырь доверил статую одному фермеру, который в течение девяти лет хранил ее у себя дома, пока монастырь не был вновь открыт. Статуя была настолько хорошо спрятана, что епископу Барселоны пришлось обратиться к находившемуся в изгнании аббату, чтобы узнать у него, где находится Черная Мадонна Монсерратская .

Образ темноликой Девы был существенно изменен в 1823-1824 вв. Именно во время этой «реставрации» оригинальная скульптура младенца была, как уже говорилось, заменена новой - прежняя находилась в крайне плачевном состоянии. Земная сфера, которую держал в руке младенец, также была сильно изношена и скорее напоминала шишку, поэтому скульптор и заменил ее шишкой. В этот же период были заново изготовлены руки Богоматери . Жесты рук были сохранены, но сами руки стали идеально проработанными и изящными, чего невозможно встретить в романской скульптуре. Из того же дерева была сделана и земная сфера, которую скульптор поместил в правую руку Богоматери (точно неизвестно, находилась ли сфера там изначально). Вероятно, тогда же были заново покрашены не только новые детали, но и вся скульптура целиком, чтобы создать более равномерный тон. Как считают исследователи, именно в эти годы лик и руки Богоматери и младенца Иисуса приобрели окончательный черный оттенок (вероятно, до тех пор цвет был ближе к коричневому), и в этом виде скульптура и дошла до нас. Не будем забывать, что в эпоху романтизма существовала мода на разнообразные средневековые легенды и старинные скульптуры, и в этом смысле интенсивный черный цвет святого образа полностью соответствовал духу времени. Аббат Мунтадес оправдывал это давней традицией, в соответствии с которой скульптурам якобы было принято «из соображений наивысшего аскетизма» специально придавать черный цвет.

В сентябре 1844 года скульптура была вновь установлена в церкви Монсеррата при большом скоплении и ликовании народа. В 1881 году состоялась церемония канонической коронации образа Черной Мадонны и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии .

Отметим, что в то время статуя еще была укутана в пышные одежды из драгоценных тканей: особо почитаемые образы Богоматери было принято облачать в расшитые мантии и накидки в форме колокола (пик этой моды пришелся на эпоху барокко). Поэтому на многих старинных изображениях Черная Мадонна Монсерратская фигурирует именно в таких роскошных одеяниях, скрывающих оригинальную романскую скульптуру.

Исследователи-рационалисты, пытавшиеся докопаться до исторической истины, свободной от мифов и легенд, не имели возможности исследовать и сфотографировать статую без этих накладных одежд , но среди экспертов уже тогда начали зарождаться сомнения относительно подлинности скульптуры, которая никоим образом не могла датироваться 880 годом, что бы ни говорила легенда . Но народные массы не были еще готовы принять разницу между легендой и подлинной историей. Рационалистический менталитет в монастыре возобладал лишь к началу XX века. Первая фотография скульптуры без скрывающих ее накладных одежд датируется 1920 годом.

Даже те, кто противились научному изучению статуи, были поражены чистой красотой, одухотворенностью и любовью, которую излучал образ, освобожденный от чужеродных одежд. Впрочем, в то время монахам еще не нравилось выставлять статую для поклонения верующих в таком аутентичном виде, без дополнительных деталей наряда. До этого еще должно было пройти несколько десятилетий. Лишь после конца Гражданской войны монахи решили, что образ можно выставить для поклонения верующих без дополнительных металлических украшений и накладных одежд.

В 1909 году, во время событий Трагической недели, «Смугляочку» снова пришлось прятать. На протяжении Гражданской войны в Испании (1936-39) на месте подлинной Мадонны стояла копия. В 1946 году был создан серебряный трон для Богоматери, а также восстановлено полихромное покрытие скульптуры. В 1947 году статуя была установлена на то место, где находится и поныне. Сегодня фигура накрыта специальным защитным куполом из стекла (стеклянным колпаком), и желающие поклониться святому образу могут дотронуться только до шара в руке Мадонны.

В 1947 году состоялась церемония возведения на трон образа Богоматери Монсерратской (Entronització de la Mare de Déu de Montserrat ). Эти празднования, в которых приняло участие около 100 тыс. человек из всех уголков Каталонии, считаются первым актом общественного примирения в регионе после Гражданской войны.

В 2001 году было проведено радиографическое исследование скульптуры. Подтверждено, что основная часть Мадонны относится к романской эпохе.

Почитание чудотворного образа

Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии » (Cantigas de Santa María ) (XIII в.). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монсеррата и сделало его местом массового паломничества.


По мере завоеваний каталоно-арагонской короны слава о чудесах Черной Мадонны распространилась далеко за пределы Каталонии и Средиземноморья. Множество посвященных ей часовен появилось в Италии, культ Черной Мадонны проник в Австрию, Центральную Европу, Нидерланды, Францию. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. В Бразилии португальские миссионеры основали два процветающих и поныне монастыря под названием Монсеррат. В наши дни также существует множество посвященных этой Мадонне храмов и духовных центров в Австралии, Америке, Азии и Африке.

Это святое место посещали многие выдающиеся исторические деятели, политики, писатели и художники. Императоры Карл V и Филипп II Испанский скончались, держа в руках освященные свечи из Монсеррата. Французский король Людовик XIV оплачивал заступнические молитвы, которые читались в Монсеррате во здравие Королевы-матери. Австрийский эрцгерцог император Фердинанд III пожаловал монастырю щедрые пожертвования.

Почитание Мадонны Монсеррата не ослабевает и в наше время. Особой любовью она пользуется, разумеется, в Каталонии. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат и поклониться Черной Деве. Помимо богомольцев, к чудотворному образу неустанно стекаются толпы простых туристов, мечтающих прикоснуться к легендарной святыне и загадать желание.

О том, в какое время можно посетить базилику Монсеррата и поклониться Черной Деве, а также о том, каков традиционный ритуал поклонения Мадонне, .

План монастыря Монсеррат с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете скачать подробную карту монастыря Монсеррат . На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров , канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры) , а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры , часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте .