Какая вера у евреев? Религия евреев Добавить свою цену в базу Комментарий. Как зовут Б-га

Иудаизм - одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу - монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора - в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве - бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма - монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному - своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм - религия, которую мы знаем сегодня.

История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве - национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве - это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей - Адама и Еву. Тогда же была дана и первая заповедь для человека - не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества - грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной - человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама - жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи - прародители еврейского народа. Последний - Иаков - имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого - Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ. Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную - современную Палестину. Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя - сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма - храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов - это сооружение может быть только одно и только в одном месте - на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме - в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога - Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» - это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога - тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм - религия сугубо одной нации - евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама - избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха - выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах - священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений - икон, статуй и т. п. Художественное искусство - это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма - каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте - поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни - почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду - выдающемуся иудейскому мыслителю.

Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот - другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур - день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом - второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати - это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день - суббота. Этот день вообще - священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Иудаизм сегодня

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды - очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

Распространение иудаизма

Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки - США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.

Сложно однозначно определить отношение иудеев к Иисусу Христу, так как большинство из них являются приверженцами раввинистического иудаизма, основанного на Талмуде, предшественником которого было фарисейское учение. Главная сложность, вызывающая такое неоднозначное отношение, заключается в том, что он не установил предреченное царство Израильское, которое должно было принести освобождение народу евреев, не осуществил или не исполнил большую часть пророчеств, находящихся в Ветхом Завете. Поэтому многие иудеи не видят в Иисусе Мессию, который должен был установить благоденствие на всей земле.

Бог в иудаизме у евреев (в сканворде – частый вопрос)

Почему-то многие думают - если еврей придерживается определённого религиозного движения, то и молится он определённому богу. Но это мнение ошибочно, поскольку бог в иудаизме, как у евреев, так и иудеев один. Несмотря на то, что сейчас принято различать какие-то понятия иудей или еврей, то раньше таких различий никто не придерживался. Да и не было в этом нужды, поскольку бог в иудаизме у всех был один.

Ангелы в иудаизме

Со словом Ангел знакомы все. И слыша его, мы четко представляем, о ком говорится, ведь ангелы в нашем понимании это могущественные существа, наделенные неземными знаниями и нечеловеческой силой. Все они сотворены Богом, наделены силами и подчиняются только ему. Сильны и безупречны в своих решениях, святые создания из огня и окруженные священным сиянием. Но все ангелы грешны, и порой Богу приходится мирить их, ведь только ангелы, живущие в мире, могут следовать его слову и оберегать созданный им мир.

Иудаизм: рай

Понятие потусторонней жизни в религии иудаизма является очень непростым. Дело в том, что нашему обществу давно навязан стереотип про загробную жизнь с точки зрения христианства и немного ислама. Суть его состоит в том, что для нас рай – это беззаботное существование в месте с кисельными берегами и молочными реками, блаженство, получение всевозможных удовольствий и утех. Практически все это сводится к животным радостям утоления голода и жажды, сексуального влечения. Это обеспечивается только праведникам, а грешники получают все противоположное: мучения, терзания и горящий ад. Таким образом, со стороны их бога проводится стимулирование угодных и наказание строптивых. С точки зрения земной жизни, в воспитании детей, в обществе и политике такое поведение осуждается. В то же время на небе такое поведение приветствуется и является ожидаемым, правильным и природным.

Вероучение иудаизма

Социальные нормы, традиции, этику и вероучение иудаизма можно узнать в Торе - это книга, где изложен Устный и Писаный Законы, а также весь спектр учений еврейских народов. Вообще Торой называют Пятикнижие Моисея. Как верят иудеи, письменная и устная Тора была дана посредством Моисея израилевым сынам на горе Синай самим Богом. Традиционная ортодоксальная вера рассматривает Откровение как высшее благо. Впрочем, либеральные (реформистские) евреи не думают, что Тора была дарована в результате Откровения. Они, конечно, согласны с тем, что в Торе содержатся истинные аспекты, что она вдохновлена Богом и подлинна в той степени, в которой она соответствует опыту и разуму. Но Откровение все же дается частями и не вписывается в определенные границы, и истина доступна не только в еврейских источниках, но и в других учениях, а также в природе и науке.

Перед нами,судя по всему,компиляция воззрений по данной тематике из советских атеистических справочников и сочинений,призванных обосновать причину того,почему личное имя Бога удаляется из переводов Библии.
1).Это заметно по тезису,согласно которому у Бога много имен.Тезис этот,на мой взгляд,абсолютно несостоятелен,так как смешивает понятия "личное имя" и "титул".Когда говорят "Господин Президент",то не обращаются к человеку по имени.Так и Элохим,Адонай,Всевышний,Всемогущий,Владыка,Господь,Бог,наконец,-это не личные имена,а титулы и эпитеты.Личное же имя Бога,выраженное четырьмя еврейскими буквами,т.н."тетраграмматон",произносимый сегодня обычно,как "Яхве" или "Иегова",стоял в Танахе порядка 7000 раз,намного чаще,чем титулы и эпитеты Бога вместе взятые.
Вплоть до дней Малахии,который жил за 400 лет до Иисуса,имя Бога знали и употребляли.Об этом свидетельствует то,что Малахия в своей книге использует имя Бога 48 раз.Существуют многочисленные доказательства из исторических и археологических источников того,что в древние времена имя Бога широко употреблялось:черепки с древними надписями,найденные в Араде на юге Израиля (вторая половина 7 века до н.э.),коллекция древнееврейских и финикийских надписей из пустыни Негев,т.н."Лахисские письма",Моавитский камень и т.д.
Есть свидетельства,что первосвященник продолжал произносить это имя на службах в храме влоть до разрушения его в 70 г.н.э.Значит,когда Иисус жил на земле имя Бога также использовалось священниками.
Кроме того,считалось,что в греческом переводе Ветхого Завета (Танаха),т.н. Септуагинте,имя Бога было изначально заменено на Кириос (Господь) и Теос (Бог).Но эта теория была опровергнута,когда был найден папирусный свиток,содержащий вторую половину книги Второзаконие.Ни в одном из его фрагментов вместо Божьего имени ни разу не используется Кириос или Теос,но стоит еврейский тетраграмматон,обведенный в картуш.Такой Танах читали во времена Иисуса!И такие свитки с еврейским личным именем Бога были и у самого Иисуса(Луки 4:16-21).
2).Тогда почему имя Бога постепенно исчезло из текстов Библии и исчезает сегодня из ее переводов?Ведь если,например,в русском православном переводе Библии первой половины 19 века архимандрита Макария около 3000 раз стоит имя Бога в форме "Иегова",а в переводе священника Павского,относящегося примерно к тому же периоду,имя Бога используется сотни раз,то в "наследнике" этих двух переводов,т.н. Синодальном переводе 19 века,наиболее употребительном у нас и сегодня,это имя встречается лишь семь раз.Да и то,говорят,в современных изданиях этого перевода имя Бога практически не употребляется.
Личное имя Бога стало исчезать из Танаха,по всей видимости в то время,когда его перестали употреблять в быту иудеи,вероятно,из-за суеверного применения третьей заповеди (Исход 20:7). Но эта заповедь не запрещала употреблять Божье имя в принципе,а запрещала употреблять его неподобающим образом.Механизм "забывания" произношения этого имени был описан выше.Из-за этого суеверия иудеи стали заменять имя Бога другими словами-титулами "Элохим" и "Адонай".Первоначальное произношение этого имени было забыто.
Ну а сегодня подавляющее число христиан считают Богом его Сына Иисуса Христа.Личное же имя Бога ясно указывает на того,кто в действительности является единственным истинным Богом:
"И да знают,что Ты,Коему имя Иегова,Един высок над всею Землею". (Псалом 82:19,Перевод арх. Макария;см.также Иоанна 17:3).
Поэтому-то его и убирают под разными предлогами из переводов Библии.
3).Но нужно ли знать и употреблять Божье имя сегодня?То,что личное имя Бога в форме тетраграмматона порядка 7000 раз употреблялось в Ветхом Завете (Танахе),уже,на мой взгляд,недвусмысленно говорит о желании Бога открыть свое имя людям.Это понимают все,в том числе переводчики Священного Писания,как правило,хотя бы несколько раз или раз,но включающие имя Бога в свои переводы.И возникает логичный вопрос:почему бы не ставить его везде,где в еврейском оригинале стоит тетраграмматон?
Одной из целей Иисуса на земле было открыть имя своего небесного Отца людям (Иоанна 17:6,26). Возможно,под "открыть" Иисус имел в виду употребление имени Отца,когда это было подобающе.Т.н. молитва "Отче наш" без знания имени,об освящении которого Иисус молил в первую очередь,не имеет никакого смысла (Матфея 6:9).
О требовании к служителям Бога чтить его имя в Библии говорится сотни раз.Более того,не зная имени Бога невозможно стать служителем Бога и спастись (Деяния 15:14;Иоиль 2:32). А как можно "призывать" имя Бога,не употребляя его?
Кроме того,когда заменяют тетраграмматон титулами "Господь" или "Бог",возникают курьезы.См.,например,Псалом 109:1.В Синодальном переводе этот стих звучит так:"Сказал Господь Господу моему:сиди одесную меня". Непонятно:какой Господь,какому еще Господу сказал.Но вот этот стих в переводе архимандрита Макария:
"Иегова сказал Господу моему:седи одесную Меня".
Сразу понятно,что в этом стихе Иегова,Бог,и Господь,его Сын,ставший известным на земле,как Иисус,суть две разные личности.
Из-того,что перестали употреблять имя Бога,происходили и другие,более серьезные,недоразумения.Но это другая тема.
4).Скорее всего спросят (и спросят справедливо),а можно ли называть Бога по имени,если мы толком не знаем,как оно звучало у евреев в первом веке.Друзья,да мы не знаем,и как имя Иисуса звучало у евреев в первом веке!И уж точно оно звучало не как "Иисус".Однако мы называем Христа Иисусом и вполне понимаем,о ком идет речь.А вот если мы будем называть и Бога и его Сына по титулам,например,Господь,тогда точно может возникнуть путаница,что мы и рассмотрели чуть раньше.
Или возьмем имена "Иоанн" или "Иаков".Они есть во многих языках,но везде произносятся немного (или много) по-разному.И все эти произношения отличаются от принятых в Израиле.Но это ведь не повод,чтобы я не называл своего друга Ваню по имени,а обращался к нему:"мужчина","господин","сударь","гражданин" и т.п.А имя Бога,кроме всего прочего,выражает его внутреннюю сущность.
"Я есмь Сущий (Иегова)" (Исход 3:14,Синод.перевод).
Еще один возможный вариант перевода имени Иегова-"Тот,кто дает становиться".К тому же личное имя Бога отличает Всемогущего Бога от ложных богов (идолов) других народов.
"Хотя и есть так называемые боги,или на небе,или на земле,-так как есть много богов и господ много,-
Но у нас один Бог Отец,из Которого все,и мы для него,и один Господь Иисус Христос,Которым все,и мы Им"
(1 Коринфянам 8:5,6).
5).Но какое произношение имени Бога более правильное?Многие предпочитают форму "Яхве",но нет никакой уверенности в том,что эта форма правильная или более правильная,чем форма "Иегова".В то же время анализ многих еврейских имен показывает,что именно форма "Иегова" близка к оригинальному произношению имени Бога.
Например,имя "Иисус" в оригинале звучало как "Иегошуа" или "Иешуа" ("Иегова-спасение").
Приверженность форме "Яхве" особенно усилилась в 20 веке.И произошло это,как мне кажется,во многом из-за того,что появилась международная христианская организация,которая включила в свое название форму Божьего имени "Иегова",что само по себе указывало на имя истинного Бога.А это,естественно,не могло понравиться тем,кто по разным причинам предпочитает обходиться без имени Бога в своих Библиях.Вот и сделали упор на "Яхве"-лишь бы не "Иегова".
Но стоит ли отказываться от формы личного имени Бога (Иегова) которая исторически сложилась у всех народов,в пользу другой его формы,которая,по меньшей мере,ничуть не правильнее?По-моему,делать это было бы непоследовательно.
Вот такая у меня информация,в дополнении к вашей,о личном имени Бога.Конечно,она носит более теологический характер.Но от этого,как мне кажется,не менее ценна.

Название: Иудаизм (от колена Иуды, давшее название Иудейскому царству)
Время возникновения : 853 г д.н.э
Основатель: Моисей
Священные книги : Танах, Талмуд

Иудаизм - религия еврейского народа. В развитии иудаизма выделяют три исторических периода: храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический.

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево, так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай.

Самый известный символ иудаизма - шестиконечная Звезда Давида.

Танах называют Еврейской Библией, описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи - это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух, абсолютное существо. Бог - Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог - помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков - гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен «по образу и подобию Божию», и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими.

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят,что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире», требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  • отказаться от идолопоклонства;
  • воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  • не проливать кровь;
  • не произносить имя Бога всуе;
  • не творить несправедливости и беззакония;
  • не красть;
  • не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когда не раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Любовь к Богу -неотъемлемая составляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь - «Люби ближнего твоего, как самого себя», поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.

Другие направления:

Если убрать различия в религиозных догматах, мы увидим, что основа любой религии – любовь. Какая она, насколько разная в каждой религии? Буддизм го...

В подавляющем большинстве духовных учений мира имя главного божества подлежит регулярному восхвалению. Тем не менее, в иудаизме и христианстве все обстоит с точностью наоборот. Имя Бога запрещено не только произносить, но даже писать…

Тайная святыня

Большинство еврейских раввинов, действительно, считают, что имя Бога произносить нельзя. Это объясняется несколькими причинами. Известный раввин Барух Подольский в своих работах утверждал, что запрет на публичное произношение имени Иеговы было наложено в глубокой древности. По его мнению, для этого было две вполне объективные причины. Во-первых, запрет на произношение имени Бога был наложен в третьей заповеди. Ее текст гласил «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Во-вторых, древние иудеи считали, недопустимым, чтобы имя их Бога слышали язычники. В этом случае оно могло быть осквернено. Впоследствии традицию на запрет произношения имени Бога у иудеев переняли сначала христиане, а затем и православные. В частности православный богослов Н.Е. Пестов в начале двухтысячных годов заявлял, что иудейское отношение к имени Бога, безусловно, заслуживает уважения. В то же время иеромонах Афанасий в своих богословских трудах отмечал, что данная традиция уходит своими корнями в глубокую древность. По его словам еще древние иудеи в храмах вместо Иегова, произносили иносказательное Адонай.

Божий страх на страже веры

Тем не менее, любое правило, быстро теряет свою силу, в том случае если отсутствует опасность неотвратимого строгого наказания за ослушание. Большинство историков религии уверены, что кроме официальных запретов на произношение иудеями имени своего Бога, существовали и внутренние барьеры. В частности после Вавилонского плена, у иудеев развился суеверный страх перед произношением имени собственного Бога. Они опасались, что произнося его имя, они ненароком могут оскорбить его и навлечь на себя гнев Всевышнего. Существенное влияние на формирование иудейской системы верований оказала древнеегипетская цивилизация. Согласно мифологии египтян, тот кто знал имя того или иного Бога мог с помощью магии влиять на него. Древние иудеи больше всего на свете опасались, что язычники, узнав имя Иеговы, смогут как-то навредить им. Чтобы этого не произошло, на свет появилось тайное магическое учение, во многом связанное с произношением имен – каббала. Об этом в своих работах в 1905 году писал известный богослов Феофан Быстров.

Исток традиции

В то же время, историки, тщательно изучавшие традиции иудаизма отмечали, что запрет на произношение имени Бога появился не сразу. По их мнению, он формировался на протяжении длительного периода времени. В частности Митрополит Илларион считал, что данный запрет окончательно сформировался не ранее третьего века до нашей эры. В свою очередь христианские богословы уверены, что имя Иеговы вышло из общего употребления лишь в первом веке нашей эры. Их данные основываются на том, что уже Иисус и апостолы не употребляли в своих речах имя Иеговы, соблюдая иудейскую традицию. Ранее в IV-III веках до нашей эры при переводе еврейских писаний на греческий язык переводчики также вместо имени Бога – Иеговы, употребляли просторечное слово «кириос» – Господь. При этом первым запрет на произношение имени Иеговы в храме ввел Симон Праведник в четвертом веке до нашей эры. Причем, когда ученые проанализировали упоминание имени Иеговы в небиблейских рукописях иудеев первого века нашей эры, то пришли к выводу, что было запрещено не только произносить, но написать его. Известные философы тех лет Филон, а затем Флавий утверждали, что тот, кто несвоевременно произносит имя Иеговы, достойны наказания смертью. Примечательно, что данные суждения высказывались в то время, когда иудея находилась под властью Рима. Привести в исполнение подобное наказание было бы противозаконным. В то же время, несмотря на то, что иудейские религиозные законы в наши дни намного мягче, чем в древности, сегодня произносить или писать имя Иеговы без крайней необходимости считается предосудительным.