Икона Богородицы Вратарница — значение, в чем помогает. Иверская икона Божьей Матери и её первые списки в России

Иверская икона Божией Матери – одна из самых известных и почитаемых на горе Афон. Первые упоминания о ней датируются IX веком. Но православные люди верят, что лик был написан евангелистом Лукой и писался с самой Богоматери.

Значение иконы Иверской Божией Матери

История святого образа удивительна с самого начала его создания. Ещё при земной жизни Пресвятая Дева благословила апостола Луку написать Её изображение. Когда же евангелист предоставил написанную им икону, Богородица сказала, что отныне сила Господа и Благодать будут с этим образом.

Спустя 800 лет заветная икона оказалась у одной благочестивой вдовы, жившей недалеко от города Никеи (Малая Азия). Женщина бережно хранила святыню, ведь в те времена (IX век) Византией правил император Феофил, который был жестоким иконоборцем. По его приказу Божественные лики тщательно разыскивали, их изымали из церквей, отбирали у местных жителей, обыскивая их дома. Верующие люди были свидетелями страшного зрелища – в кострах полыхали иконы.

В дом к благочестивой вдове, у которой хранилась упоминаемая икона, в один из дней тоже явились воины, посланные императором истреблять святые иконы. Один из них мечом ударил в ланиту Богородицы, изображенной на иконе. И тут произошло чудо – из раны потекла кровь. Воин ужаснулся от увиденного, с раскаянием пал на колени перед святым образом, оставил ересь, а позже принял иночество.

Женщина же решила скрыть святой лик, чтобы спасти его от поругания. Она всю ночь молилась о его спасении и получила знак свыше – Всевышний велел опустить икону в Средиземное море. На следующий день вдова так и сделала, и святой образ в вертикальном положении поплыл по волнам, а в небо от него уходил яркий столб света.

Спустя время сын благочестивой вдовы ушел на гору Афон для совершения монашеских подвигов. Он рассказал афонским инокам про икону Богородицы, которую его мать пустила в воду. Это предание сохранилось между старцами и передавалось из поколения в поколение.

Спустя два века монахи Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону «в столпе огненном». Старцу Гавриилу, жившему в это время в Иверском монастыре, во сне явилась Богоматерь и велела сообщить настоятелям и братии монастыря, что Она желает дать им в помощь и заступление Свою икону, повелев старцу без страха подойти к иконе по воде. Монахи долго пытались достать из моря святой образ, но никому это не удавалось. Смог это сделать только преподобный Гавриил, который с верой прошел прямо по воде, достал икону и вынес её на берег.

Святой образ иноки внесли в обитель и поставили в алтарь. На следующий день на месте иконы не оказалось. После продолжительных поисков её обнаружили на стене над монастырскими вратами и перенесли на прежнее место. Но на следующее утро икона опять оказалась над вратами. Это повторялось несколько раз, после чего над вратами обители построили храм, в котором святая икона находится и сегодня. По имени обители икону называют Иверской, а по месту её пребывания над вратами – Вратарницей, или Привратницей.

Афонские монахи с Иверской иконой Божией Матери

26 октября – Иверская икона Божией Матери

26 октября празднуется перенесение в Москву в 1648 году Иверской иконы Божией Матери, которая принадлежит к иконописному типу Одигитрия и почитается как чудотворная. Оригинал находится в Иверском монастыре на святой горе Афон (Греция). На Святом образе изображена Дева Мария с Младенцем в руках.

Иверскую икону считают покровительницей Москвы. Она много веков встречает людей, приезжающих в столицу России. Икона является списком с древнего образа, хранящегося в греческом мужском Иверском монастыре.

Спустя восемь веков после обретения иконы архимандрит Иверского монастыря Пахомий отправился в Москву собирать приношение в пользу обителей Святой Горы Афон. Вернувшись назад, он велел собрать всю свою братию. Всю ночь иноки вместе творили великое молебное пение, святили со святыми мощами воду и ею обливали новую доску из кипариса. Собрав снова воду в чашу, служили Божественную Литургию. Затем эту воду отдали лучшему иконописцу. Он, выдерживая строгий пост, смешал эту святую воду с красками и начал писать икону. В помощь ему иноки два раза в неделю совершали всенощные и Литургии. Так и появилась новая Иверская икона, ничем не отличающаяся от подлинника.

Перенесение списка иконы в Москву произошло в 1648 году. Святой образ торжественно встречали царь Алексей Михайлович со всем семейством, Патриарх Иосиф, духовенство, бояре и народ. Затем икону в свои палаты взяла Мария Ильинична, а после её смерти икона перешла к её дочери Софье Алексеевне, которая приняла монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре, где Божественный лик пребывает и доныне.

В память торжественной встречи и перенесения иконы в Москве у Воскресенских ворот была построена часовня, для которой был написан ещё один список, названный Московским. Вскоре от этого списка начали совершаться чудеса, а в часовни завели рукописную книгу для их записи.

Иверская часовня у Воскресенских ворот фото начало XX века

Жители Москвы, а также верующие, приезжающие в столицу, сильно почитали святую икону. С раннего утра и до вечера часовня была переполнена посетителями. Кроме общих молебнов, практически непрерывно служились заказные молебны. Едва ли в то время в Москве можно было встретить человека, который в течение жизни хотя бы раз не прибегал бы с молитвой к этой иконе и не находил бы в молитвенном обращении утешения и надежды.

В июле 1929 года часовню сначала закрыли, а потом разрушили. В ноябре 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексей II освятил закладной камень восстанавливаемой часовни. Через два года работы по восстановлению часовни были завершены и в Москву из Иверской обители на Афоне привезли написанную специально для этого случая Иверскую икону Божией Матери. Так святая икона вернулась на главные ворота города, которому покровительствует Богородица.


Восстановленная Иверская часовня у стен Московского Кремля

Для Москвы с чудотворной иконы Богоматери сделали три списка:

  1. В 1615 году патриарх Никон заказал список для Валдайского Иверского мужского монастыря.
  2. Список 1648 года поместили в Новодевичий монастырь.
  3. Третий список привезли в 1669 году для Никольского греческого монастыря. Его и поместили в деревянную часовню у Неглиненских ворот при входе на красную площадь. Построили часовню в 1666 году.

С XVII века Иверская икона в часовни у Воскресенских ворот была и остается самой чтимой столичной святыней. В Москве на Большой Ордынке есть и приходская церковь Иверской Божией Матери, которая была построена ещё до Романовых. Изначально церковь была освящена в честь Георгия Победоносца, а позже появился придел Иверской иконы.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается:

  • 25 февраля – перенесение в 1656 году списка иконы в монастырь на Валдае;
  • во вторник Светлой Седмицы – обретение первообраза в море у горы Афон;
  • 6 мая – второе обретение Московского образа в 2012 году (сейчас список находится в Новодевичьем монастыре);
  • 26 октября – встреча и перенесение списка иконы в 1648 году в Москву.

Оригинал Иверской иконы, находящийся в монастыре на Афоне

Иверская икона: в чём помогает?

Оригинал иконы находится в Иверском монастыре. После его чудесного обретения из моря, он никогда не покидал Священную Гору. Икона на протяжении многих веков помогает людям, предупреждая об испытаниях и переменах. По заверению монахов, лампадка, расположенная перед образом, иногда сама по себе начинает раскачиваться. Это происходило перед нападением турок на Кипр, вторжением в Ирак, землетрясением в Армении, а перед наступлением Первой Мировой войны лицо Богомладенца на иконе изменило черты – вместо умиротворенного и кроткого лика проступил грозный.

По молитвам к Богородице перед Иверским образом произошло много чудес. Исцелялись слепые, хромые и тяжелобольные. Эта икона считается одной из самых сильных. Перед ней обычно просят об избавлении от грехов, к которым человек постоянно возвращается. К ним относятся пьянство, наркомания, игромания и другие пороки, а также измена законной супруге или супругу. У иконы часто просят матери за своих детей, страдающих разными формами асоциального поведения, агрессией, алкогольной или наркотической зависимостью. Ещё перед святым образом молятся об утешении в бедах, избавлении от всяких напастей, исцелении от душевных и физических недугов, о защите от пожаров и о помощи земледельцам.

Молиться возле иконы можно в церкви или дома. Важно сосредоточится и верить в чудодейственную силу иконы.

Видео: Иверская икона Божией Матери

Благодаря историческим источникам теперь известно, что в десятом веке на территории Иверского монастыря появляется икона Божьей Матери, которую принято считать чудотворной. Она стала иметь огромное значение на территории монашеской обители. Ее принято считать талисманом святого места и настоящим сокровищем. Поэтому ее считают заступницей и защитницей от врагов и противников. Также Иверская икона Божией матери считается способной помочь во всех начинаниях и стремлениях.

Описание и значение иконы

Ей дают и другие названия, такие как Привратница или Портаитисса. У нее есть особенность, которая отличает от других святынь, можно увидеть небольшую рану и стекающую из нее кровь по правой щеке. Такое «увечье» Иверская икона Вратарница от неверных, которые хотели разрушить образ, но по благодати из раны на куске дерева полилась жидкость.

Основным назначением икон становится возможность молиться им и вопрошать о помощи. И все же отдельно выделяют православные икону Иверскую, помогающую сохранить дом от внешнего влияния. Она способна защитить женщину от плотских недугов и помочь ей справиться с душевными расстройствами, которые часто встречаются в повседневной жизни. Поэтому женщин часто духовники отправляют молиться Иверской иконе для того, чтобы получить вразумление.

История иконы Вратарница

История написания начинается со времен служения Иисуса Христа. Принято считать, что ее автором является Лука – святой апостол, ставший первым иконописцем. Он первым создал иконы Божьей матери и запечатлел этот лик, который одобрила сама Богородица.

По преданиям, распространенным среди христиан, придерживающихся православной и католической веры, неподалеку от города под названием Никея, некогда расположенного в Малой Азии, проживала овдовевшая женщина. Ее отличал благочестивый характер и крепкая вера, которую она старалась привить единственному сыну. Но Феофил, занимающий должность императора, прилагал усилия, чтобы уничтожить всех христиан и их последователей. Однажды надсмотрщики заметили святой образ в доме и решили уничтожить его, пронзив копьем. По щеке святого образа потекла кровь, а страж пришел в шок и помолился о прощении за совершенный поступок.

Женщина решила восстановить и уберечь святое изображении и ночью, помолившись выпустила его по морским волнам. Восстановленную икону прибило к стенам монастыря, а сама Мария явилась во сне настоятелю и сказала о подарке монастырю. Отсюда Иверская икона и получила название и значение, которое трудно переоценить. Согласно преданию, обретение образа связано с различными чудесами.

  • Во-первых, монахи смогли извлечь икону из моря только по благословению самой Богородицы.
  • Во-вторых, образ сам выбирал, где быть. Отсюда и второе название, которое получила Иверская икона Пресвятой Богородицы – Вратарница, которую также и в доме советуют вешать в прихожей.

Икону обрамили в серебряный оклад, оставив открытыми Богородицу и Младенца. В истории известно множество случаев, когда она спасала иноков от голода и варваров, желающих завоевать обитель и подчинить себе.

Копии, снятые с иконы, обладающей чудесными свойствами, были доставлены на территорию Руси, еще при занимавшем трон Алексее Михайловиче. Они были в особом почете. Даже возник ритуал, при отправлении в поход или возвращении из него, поклониться у Святой Богородице, мысленно обращаясь к ней с просьбой о защите и покровительстве. Другой список регулярно возился по больницам, чтобы помолится и поклониться могли больные, не покидающие лечебного учреждения.

В чем помогает Иверская икона Божией матери

Издревле икона Божией матери Вратарница помогает людям в том, чтобы укрепиться в вере и отвести от себя всяческие напасти. Тут может идти речь о недугах телесных и различных недругах. Как известно из истории, Иверская икона всегда помогала в том, чтобы сохранить русскую землю от захватчиков, оберегала монастыри и другие обители веры. Также может использоваться образ и для того, чтобы защищать жилище. Тут значение иконы также относится и к защите от тонких сущностей, ведь образ способен укреплять в вере и исцелять не только телесные, но и духовные недуги.


Вот почему многие выбирают для домашнего алтаря икону Иверской Божьей матери, а молитва, обращенная к ней, защищает дом со всеми обитателями.

Для православного человека собственный дом является подобием храма, поэтому так велико значение домашней иконы Богородицы.

Особое значение имеет Иверская икона для женщин, которым помогает и оберегает, а если смотреть, где вешать икону Вратарница, то вполне возможно уподобиться монастырскому укладу и повесить над дверью или где-то в прихожей.

Молитвы Иверской иконе

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти, всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иверская икона Пресвятой Богородицы , Вратарница или Привратница — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная.

Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне , в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.


История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом.

…Прошло 800 лет, и заветная святыня оказалось бережно хранимой у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи, что в Малой Азии. В те времена (IXв.) в Византии правил жестокий иконоборец - император Феофил. По его приказанию Божественные лики тщательно разыскивались, их изымали из Храмов, отбирали у жителей, обыскивая их дома. Народ видел страшное зрелище - в кострах полыхали иконы.

Посланные императором повсюду истреблять святые иконы воины пришли к одной благочестивой вдове, в доме которой хранилась упоминаемая икона. Один из воинов ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени и оставил ересь (а впоследствии принял иночество). Вдова же решила скрыть святую икону, чтобы спасти ее от поругания. Благочестивая женщина пустила ее в море и икона в вертикальном положении поплыла по волнам. Сын благочестивой вдовы впоследствии ушел на Афон, где провел в иноческих подвигах. От него афонские иноки узнали об иконе, которую его мать пустила на воду. Это предание сохранилось между старцами.

Спустя много лет святая икона явилась «в столпе огненном» на море вблизи Иверской обители. В это время в Иверском монастыре жил святой старец Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Богоматерь явилась ему во сне и повелела возвестить настоятелям и братии, что Она желает дать им Свою икону в помощь и заступление, повелев старцу без боязни подойти к иконе по воде. Преподобный Гавриил с верой прошел прямо по воде, взял икону и вынес ее на берег.

Иноки внесли ее в обитель и поставили в алтарь. На следующий день иконы на месте не оказалось. После долгих поисков ее нашли на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. Однако на утро икона опять оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. После этого над вратами обители был построен храм, в котором святая икона пребывает до сих пор. По имени обители она называется Иверской , а по месту пребывания ее над вратами - Вратарницей («Портаитисса») .

Монастырь Иверон


Иверский монастырь расположен на северо-восточном побережье Святой Горы, с северо-запада окружен горами, покрытыми лесом. От столицы Афона Карей примерно час пешего пути.

Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери, называемая Вратарница , которую весьма почитают в России.

Монастырь обнесен высокими стенами и расположен на берегу пристани, называемой в древности Климентовою пристанью , к которой, по преданию, пристал корабль с Богоматерью. При входе в обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь с чудотворной иконой Божией Матери именуемой "Вратарница" ("Портаитисса") . Сейчас икона помещена в специальный киот.


Иверский монастырь основан в конце X века на развалинах совершенно запустевшего Климентова монастыря. Строителями его были царственные иноки Иоанн, сын его Евфимий и родственный им Георгий, бывшие родом из Иверии (Грузии) и происходившие из грузинской династии Багратионов.

С самого начала м онастырь назвали Иверским по причине происхождения его основателей и первых монахов, однако в 1357 году этот грузинский монастырь был передан грекам, которые превосходили тогда и численностью и ролью в духовной жизни монахов из Иверии (Грузии) .

В 1259 году от латинян Иверская обитель потерпела сильные бедствия; была разорена, часть иноков пленили, многие были убиты. После такого погрома монастырь не скоро оправился. В 1285 году было снова нападение латинян, а в 1306 году монастырь потерпел страшные разорения от каталанцев. До конца XVI столетия монастырь находился в упадке.

В середине XVII века иверские монахи по приглашению царя Алексея Михайловича отправились в Россию, принеся с собой в качестве подарка копию иконы Богородицы Вратарницы, благодаря которой излечилась дочь царя. В знак благодарности Богородице и иверским монахам, Алексей Михайлович передал им монастырь Святого Николая в центральной части Москвы.

Возрождение монастыря в полной силе осуществлялось на протяжении XVII столетия. К XIX веку вследствие политических переворотов на востоке грузин осталось очень мало и управление монастырем окончательно перешло в руки греков.


Главный Соборный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Основанный в X веке, Собор почти весь расписан поздней живописью, но сохранились фрески и XVI века. В западной стене внутреннего притвора находится гробница с мощами ктиторов монастыря.


Кроме Соборного храма в монастыре находятся еще три малые церкви: Богородицы "Вратарницы" ("Портаитиссы"), св. Предтечи и Крестителя Иоанна, Собора св. Архангелов и пятнадцать параклисов.

Из монастырских святынь находятся части хламиды, губы и трости через которые был поруган Господь иудеями; часть животворящего древа Креста Господня и частицы мощей святых: Феодора Стратилата, Михаила Синадского, великомученика Пантелеймона, мученицы Фотинии, Евпраксии и Параскевы, великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоустого, бессребренников Космы и Дамиана, апостола Петра, евангелиста Луки, апостола Варфоломея, Афанасия Великого и многих других.

Иверский монастырь занимает 3-е место в иерархии 20 афонских монастырей. Монастырь является общежительным (с 1990 г.) и, как было уже сказано, в начале здесь проживали монахи из Иверии (Грузии), для которой монастырь являлся важным культурным центром. Последний грузинский монах умер в 1955 году.

В настоящее время монастырь насчитывает около 90 монахов, проживающих внутри монастыря и за ее пределами - в ските и кельях.

Иверская икона - покровительница Москвы. Почитаемая в России икона является списком с древнего образа, который хранится в Иверском монастыре на Афоне.

Вот как эта чудотворная икона попала в Москву. Архимандрит Иверской обители Пахомий поехал в Москву собирать приношения в пользу афонских обителей. Вернувшись, благодарный Пахомий велел собрать всю свою братию. С вечера до утра иноки творили вместе великое молебное пение, святили воду со святыми мощами и обливали ею Иверскую икону; затем, собрав воду в чашу, облили ею новую доску из кипариса. Снова собрав воду в чашу, служили Божественную Литургию, а потом отдали эту воду лучшему иконописцу. Он смешал святую воду с красками и, выдерживая строгий пост, начал писать икону. Иноки, в помощь ему, дважды в неделю совершали всенощные и Литургии. Так появился новый Иверский образ, который ничем не отличался от подлинника.

В Москве икону торжественно встречали Патриарх Иосиф, царь Алексей Михайлович со всем семейством, духовенство, бояре и народ. Затем эту икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла к ее дочери Софье Алексеевне, принявшей монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре. Там святая икона пребывает и доныне.

В память встречи Иверской иконы у Воскресенских ворот в Москве была построена часовня. Для нее был написан еще один список, получивший наименование Московского . Вскоре от него начали совершаться чудеса, и в часовне была заведена рукописная книга для их записи. Насколько сильно почитали святую икону жители Москвы и всей России, приезжавшие в столицу, можно было видеть из того, что, начиная с раннего утра и до вечера, часовня постоянно была переполнена молящимися. Кроме общих молебнов, почти непрерывно служились молебны заказные. Едва ли тогда в Москве можно было найти человека, который в течение своей жизни не прибегал бы с молитвой к святой иконе и не находил бы в этой молитве надежды и утешения.

В июле 1929 года часовня была закрыта, а затем разрушена. А в ноябре 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой часовни. В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот были завершены и в Москву из Иверской обители на Афоне была привезена Иверская икона Божией Матери, написанная специально для этого случая. Святая икона вернулась на главные ворота города, которому покровительствует Божия Матерь.

Для Москвы с чудотворной иконы Божией матери, явившейся по преданию в Иверском монастыре Св. горы Афон, было сделано три списка. Список 1615 г. заказал патриарх Никон для своего Иверского монастыря на Валдае. Список 1648 г. поместили в Новодевичий монастырь. Третий список был привезен в 1669 г. для Никольского греческого монастыря. Его и поместили в выстроенную в 1666г. деревянную часовню у Неглиненских ворот при входе на Красную площадь.

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

6 мая 2012 года Новодевичьему женскому монастырю передали древнейший список Иверской иконы Божией Матери из запасников Исторического музея. В церемонии передачи иконы принял участие президент РФ Владимир Путин. Вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Владимир Путин принял участие в Крестном ходе, во время которого икона была пронесена духовенством Московской епархии от врат монастыря в Смоленский собор, где перед ней совершили молебен.

Тысячи верующих пришли в Новодевичий монастырь, чтобы стать свидетелями возвращения Иверской иконы. Чудотворный образ, три века пребывавший в обители, с послереволюционных времен находился в запасниках Государственного исторического музея.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается 25 февраля , 26 октября и во вторник Светлой Седмицы .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва:
О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Тропарь, глас 1:
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

Кондак, глас 8:
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Богоматери носит имя монастыря, который расположен в Грузии. Как гласит придание, образ сам пришел туда по собственному желанию, и по сей день находится там. Написал икону евангелист и Святой апостол Лука по благословению Пресвятой Богородицы при Ее земной жизни.

История Иверской иконы Божьей Матери

Первое упоминание об иконе датируется IX веком. В этот период царствовал греческий император Феофил. Согласно его приказу люди, почитавшие иконы, предавались гонениям, а сами полотна уничтожались.

Образ Божьей матери был спасен благочестивой вдовой. К ней в дом ворвались воины, и один из них запустил в него копье. Каково же было удивление и ужас всех присутствующих, когда с образовавшегося сечения пошла кровь . Упав на колени, солдат стал молить о прощении за содеянное. Испугавшись за святыню, вдова пообещала воинам деньги и попросила не трогать икону, подождать до утра. Смущенные видом крови и жадные до денег иконоборцы согласились.

Помолившись, женщина ночью отправилась к морю и опустила образ в воду. Икона стала вертикально и начала удаляться ликом к берегу, пока не скрылась из виду.

Спустя два века монахи Иверского монастыря увидели в море образ, от которого исходил огненный столб. Прежде чем взять его, старцы долго молились. После молебна о даровании монастырю святыни по велению Божьей Матери, явившейся во сне, благочестивый инок Святой Гавриил пошел по воде и, приняв икону, поставил ее в храме.

Но на следующее утро она была обнаружена над воротами обители. Так продолжалось до тех пор, пока Гавриилу во сне Пресвятая Дева открыла свою волю , что она желает быть хранительницей монастыря.

Образ поставили над воротами. Поэтому икону еще называют Привратницей или Вратарницей .

Описание изображения

Икона написана в византийской традиции и представляет собой один из видов «Одигитрии». Образ имеет вертикальную форму. Богородица изображена с наклоненной к сыну головой. На ее левой руке - младенец, одетый в зеленый хитон. Правая рука в молении протянута к Спасителю, указывая одновременно на Него.

Лик Спасителя немного повернут к Богоматери, которая склонила к Нему голову. Главное отличие - следы ранения, по которым можно сразу узнать этот образ среди множества других. Также характерным является золотистый мягкий тон, переходящий в полупрозрачную нежную лазурь.

Иверская икона Божьей Матери славится немалыми чудесами . Ее описание не способно передать выражения глубокой печали и высшего знания, характерных для византийского образа Небесной Царицы. Лик изображен в своеобразной манере написания. Это крупные, массивные черты и широко раскрытые миндалевидные глаза, с устремленным вдаль глубоким взглядом.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным окладом с позолотой, изготовленным грузинскими мастерами. Оклад оставляет открытыми только лики Младенца и Богоматери. На полях его изображены чеканные полуфигуры двенадцати апостолов.

Полотно имеет довольно большой размер. Его ширина составляет 87 сантиметров, высота - 137 см.

Значение для верующих

Иверская икона является прямым свидетельством, что Матерь Божья взяла весь род человеческий под Свое Заступничество. Чудесным образом явившись на Афон, она стала щитом для всех молящихся на Святой горе. Это удивительный по чудотворному проявлению образ. В чем же сила Иверской иконы Божьей Матери от чего помогает:

  • исцеляет от заболеваний;
  • восполняет запасы;
  • избавляет от набегов варваров;
  • вразумляет сошедших с верного пути.

Но ограничений на молитвенные просьбы нет. Божья матерь помогает в духовных немощах и разных бедах. Надеясь на поддержку свыше, ей каждый доверяет самое сокровенное.

Главное предназначение образа - помогать тем, кто раскаялся в своих грехах, ищет в себе силы для того, чтобы встать на правильный путь. Большое значение имеет икона для людей с телесными и душевными проблемами. Чтобы помочь близким, молиться могут и родственники. С помощью образа избавляются от различных неприятностей и обретают успокоение.

Иверская икона Пресвятой Богородицы Вратарница для дома является отличной защитой от негатива разного рода.

Чудотворная икона не однажды доказывала свою силу.

Однажды образ Богоматери проучил самих монахов. Как-то к монастырю пришел нищий и попросился переночевать. Однако он получил отказ из-за отсутствия платы, которую с него потребовали. Отправившись дальше, этот человек встретил добрую женщину, и она дала ему золотую монету.

Бедняк вернулся в монастырь и отдал монету привратнику. Увидев ее, иноки поразились тому, насколько она древняя, и вспомнили, что такие же монеты были на окладе иконы Божьей Матери. Монахи попросили бедняка рассказать, где он ее взял, он поведал о незнакомке. Старцы поняли, что это была сама Богородица .

В тот день на острове испортились без видимой причины все продукты. С тех пор никогда больше монахи не брали с бедных странников деньги за ночлег и трапезу.

Российские списки

Оригинал Иверской иконы и сегодня пребывает в афонском монастыре. Более тысячи лет с момента своего появления она не покидала обитель. Три раза в год ее выносят монахи из надвратного храма:

  • перед Пасхой в Субботу;
  • вечером накануне Рождества;
  • в праздник Успения Богородицы.

Люди обращались многократно к монахам с просьбой привезти икону к ним в селения. В ответ на просьбы иноки делали копии, так называемые - списки. Для России первый список был сделан в 17 веке. Перед началом работы обязательным условием был продолжительный молебен. Затем образ омывали святой водой. Этой водой освящали список. Иконописец ее смешивал с красками. До тех пор, пока работа не была окончена, продолжали служить молебны и Литургию.

В столицу России икона была привезена 13 октября 1648 года. В этот день был установлен церковный праздник. Сначала образ находился в одном из Кремлевских храмов. Позже его переместили в Новодевичий монастырь.

Восемь лет спустя появился второй список, который по размерам соответствует оригиналу. Он был заказан патриархом Никоном, начавшим строительство Иверского монастыря. Было строго запрещено копирование икону. Ее украсили дорогим окладом из камней и золота.

В 1656 году святыню привезли на Валдай и установили в честь этого еще один праздник (12 февраля). После революции икона пропала, и где она находится сегодня, не известно.

Заключение

Иверский монастырь на Афоне - хранитель многих христианских святынь. Чтобы там побывать, понадобится оформить разрешение. Встречают паломников монахи приветливо, можно останавливаться на ночлег в любом из храмов.

Поехать на Афон, к сожалению, разрешено только мужчинам. Женщины могут свободно посещать Иверские монастыри в России или молиться дома возле святого образа. Милость Божия границ не знает и распространяется на всех, кто имеет твердую веру.

Иконы Иверской Божией Матери