Фрейд основная концепция кратко. Классический психоанализ фрейда

В конце XIX – начале XX века в Европе большую популярность получили труды Зигмунда Фрейда – австрийского невропатолога и психиатра, основателя учения психоанализа. И, сегодня теоретические и практические методы, разработанные Фрейдом находят своих сторонников. Возникают вопросы, – а, что собственно представляет собой психоанализ?; как можно использовать выводы Фрейда в повседневной жизни?; каковы основы теории Фрейда?; почему в странах Запада и сегодня они популярны? Данная статья – попытка ответить на все эти вопросы.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрейберге на территории Австро-Венгерской империи. В возрасте 22 лет он поступает на медицинский факультет Венского университета, где в 1881 году получает ученую степень доктора. С 1885 года Фрейд работает в Венском университете: сначала приват-доцентом, а затем профессором невропатологии. Большое значение на творческую судьбу Фрейда оказала его работа в парижской клинике “Сальпетриер”. В 1896 году он возвращается в Вену. В 90-х года XIX века совместно с Й. Брейером (австрийским врачом и своим другом) разрабатывает особый метод гипнотерапии, так называемый “катартический” метод терапии неврозов, то есть метод душевного очищения. С 1895 года, Фрейд начинает систематическую разработку теории психоанализа. После того, как Австрия в 1938 году была оккупирована нацистской Германией, Фрейд эмигрирует в Великобританию. 23 сентября 1939 года жизнь Фрейда обрывается в Лондоне. Сегодня ваза с прахом Зигмунда Фрейда и его жены Марты находится в крематории Голдерс-Грин (Лондон).

Основы психоанализа Зигмунда Фрейда

Систематическую разработку теории психоанализа, Зигмунд Фрейд начинает с 1895 года. Этот основной этап творчества Фрейда часто подразделяют на три периода:

I период – ранний (1895 – 1905 гг.) : сюда относятся такие его работы, как “Толкование сновидений”, “Психопатология обыденной жизни”, “Остроумие и его отношение к бессознательному”, “Три очерка по теории сексуальности” и другие.

II период (период I психоаналитической системы) – 1905 – 1920 гг. На этом этапе Фрейдом были написаны и опубликованы – “Леонард да Винчи, этюд по теории психосексуальности”, “По ту сторону принципа удовольствия”, “Тотем и табу”.

III период (период II психоаналитической системы) – 1920 – 1939 гг. В начале 20-х годов, Фрейд пересматривает прежние свои взгляды на строение психического аппарата. Основной конфликт рассматривается уже не как конфликт между рациональным сознанием и иррациональным бессознательным, а само “Я” (Ego) является полем единоборства двух сил – биологических влечений и установок общества “сверх Я” (super-Ego). К этому периоду относятся такие работы Фрейда, как “Психология масс и анализ человеческого “Я”, “Я” и “Оно”, “Недовольство культурой”, “Моисей и монотеизм”. В этот последний период, Фрейд вводит в учение о сублимации сексуального инстинкта как двигателя прогресса новую дуалистическую схему – борьбу в человеческой психике двух космических начал – импульса к жизни и импульса к смерти.

В основе теории психоанализа, разработанного Фрейдом, лежит концепция противоборства трех начал – “сознательного Я ”, бессознательного “Оно” и “сверх-Я ”, включающего самоконтроль, духовные и морально-нравственные принципы.

Фрейд утверждал, что человеческое поведение обусловлены наследственностью и средой, а функционирование психики основана на двух принципах – на принципе самосохранения и на принципе удовольствия. Основные человеческие импульсы, – продолжал Фрейд, – возникающие в бессознательном, – Эрос и Танатос, – являются выражением “Оно”; успешное подавление импульсов “Оно” он назвал “сублимацией ” – условием необходимым для развития цивилизации. Эту теорию мы хорошо видим в работе Фрейда “Тотем и табу ”. И, так, что собой представляет тотем и табу по Фрейду?

Почти повсюду, где имеется тотем, – писал Фрейд, – существует закон, что члены одного и того же тотема не должны вступать друг с другом в половые отношения, следовательно, не могут также вступать между собой в брак. Это и составляет связанную с тотемом экзогамию . ”.

Если говорить об экзогамии, то выходит, что это был разумный запрет на беспорядочные половые связи или на групповой брак, культивировавшийся у наших далеких предков. Следовательно, экзогамия и была важнейшим установлением тотема, или как говорил Фрейд: “…связанная с тотемом экзогамия дает больше, следовательно, преследует больше, чем только предупреждение инцеста с матерью и сестрами. Она делает мужчины невозможным половое соединение со всеми женщинами его клана, то есть, с целым рядом женщин, не находящихся с ним в кровном родстве, так как рассматривает всех этих женщин как кровных родственников. ”.

Другим важным психологическим элементом в социальной жизни древних людей, Фрейд считал табу. Табу, как говорил Фрейд, имеет множество целей. Цель прямого табу состоит 1) в охране важных лиц: вождей, священников, предметов от возможных покушений и повреждений; 2) в защите женщин, детей, обыкновенных людей против магической силы вождей; 3) в защите от опасностей, связанных в прикосновением к трупам или с едой известной пищи и.т.п.; 4) в охране важных жизненных актов, таких как, роды, брак, сексуальная деятельность; 5) в защите человека от гнева демонов и богов; 6) в охране новорожденных и маленьких детей от разнообразных опасностей; 7) защита собственности какого-либо лица от воров.

Таким образом табу и тотем, Фрейд рассматривал, как необходимый психологический запрет на уровне сознания и сверх-я, применяемая для подавления бессознательного, в тот период истории, когда еще не существовало ни общества, ни религии, морали и нравственности. Таким образом, мы можем сказать, что табу и тотем были первыми в истории человечества запретами, которыми пользовались люди для того, чтобы пресечь беспорядочные половые отношения и инцест.

Не только в общественной, но и в частной жизни Зигмунд Фрейд считал, что импульсы играют важную роль в психологическом отношении людей. Как в нормальном, так и патологическом поведении человека сказывается конфликт между бессознательными желаниями и подавлением их с помощью воли или внешними факторами. Любое проявление бессознательного, Фрейд считал, вытекающим из сексуальности. Даже в поведении ребенка проявляется первобытная сексуальность. Сексуальность – вот квинтэссенция всей психоаналитической теории Фрейда. Даже сновидениях, Фрейд видел замаскированные образы подавленных желаний, и образы эти маскируют скрытые желания.

Практическое применение методов психоанализа

Какое же практическое применение вытекает из теории Фрейда? В-первую очередь, необходимо сказать, что на Западе до сих пор психоанализ остается популярным методом для лечения различного рода психологических отклонений. Иногда, человеку бывает важно выговориться, и в этом случаи психоаналитик выступает в роли исповедника. Но, это лишь видимая сторона. Психоанализ – это не только теория, но и практика, а как известно, в практическом применении сам Фрейд начинал с гипноза для выявления тех или иных отклонений. Но, затем, Фрейд, заменил гипноз методом свободной ассоциации, позволивший ему обнаружить феномен сопротивления пациента. Применяя этот метод, он глубже проникал во внутренние причины человеческого поведения; и тогда же он выдвинул принцип, которой как он считал, необходимый для установления равновесия. Принцип этот – самоанализ . С помощью процедуры самоанализа, Фрейд пытался установить структуру души и взаимодействующие внутри нее силы. С помощью психоанализа и самоанализа человек может понять свои душевные расстройства; создавать установки, которые могут помощь ему выбраться из депрессии; толковать сны. Кроме того, как показывает практика, психоанализ является и важнейшим шагом в понимании того, как человек переходил от дикости к варварству, а от варварства к цивилизации.

1. Психоанализ – метод, с помощью которого можно понять свое психологическое состояние, а также вывести человека из депрессии и восстановить нарушенный баланс между желаниями и возможностями на психоаналитическом уровне. Вот почему этот метод так популярен на Западе. Ведь альтернативы психоанализу на сегодняшний день не существует.

2. Основу теории психоанализа составляет сексуальность, которая рассматривается как движущий фактор в возникновении импульсов, движущих человеком. Подавление их может привести ко всевозможным психологическим расстройствам.

3. Некоторые критики рассматривают фрейдизм как мировоззренческую концепцию, вытекающую из духовного кризиса общества конца XIX – начала XX века. Они говорят, что фрейдизм довел до крайней точки размытие духовных ценностей, а далее царствуют только дух разрушения и небытия. И, это отчасти правильно. Ведь, сегодня на Западе, сексуальность доведена до абсурда. Детям детсадовского возраста открыто говорят о самых сокровенных вещях сексуального характера; учат тому, что в принципе детям такого возраста знать не обязательно.

Конечно, можно и оспорить теорию Фрейда. Однако не приходится сомневаться, что психоанализ является важнейшим открытием XX века.

Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех живых существ лежит динамика влечений.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа.

В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.

Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная.

От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:

Гедонистический – всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение — неудовлетворения.

2. Гомеостатический — равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).

Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения.

Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:

— НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует

— ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения

— ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели

— ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.

Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.

Разновидности мотивов:

(1) потребности, направленные на поддержание своего существования (сексуальные влечения).

(2) потребности в агрессии (Танатос)

(3) влечение к жизни и к смерти (Эрос)

Основные положения мотивационной теории З.

1. Влечения могут проявлять себя по-разному.

Если при большей интенсивности влечения отсутствует объект, то нереализованное влечение входит в сознание в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения в виде смещения влечения на другие объекты (проекции и сублимации); влечение может быть снова выражено в виде сновидений и ошибочных действий.

2. Душевная жизнь субъекта представлена в иерархии 3-х механизмов: поиск удовлетворения – “ОНО” противостоит моральному контролю – “СВЕРХ – Я”, на достижение компромисса направлена деятельность “Я”.

То есть действует принцип удовольствия, запрета и контроля.

3. Взрослая личность есть результат истории влечений. Особое значение имеет детство – препятствия на пути удовлетворения влечений в нем оказывают активное влияние на последующую жизнь субъект.

4. Развитие влечений проходит несколько фаз со сменой аэрогенных зон (чувствительных участков кожи вокруг естественных отверстий тела).

Порядок смены фаз:

— оральная фаза,

— анальная фаза,

— фаллическая фаза,

— латентная фаза,

— генитальная фаза.

В процессе развития влечений могут возникать два механизма:

фиксации (развитие влечений задерживаются на одной из фаз из-за недополучения удовлетворения на соответствующей фазе);

II. регресса (субъект, испытывая травмирующее переживание и не будучи способен справиться с ним, смещается на более ранний уровень развития, на предыдущую фазу).

Ход развития влечений конфликтен, в основе конфликта лежит комплекс, который при нормальном развитии разрешается к 5-6 годам, реализуясь в процессе половой идентификации, в результате чего преодолевается первый комплекс – «Эдипов комплекс».

ТЕОРИЯ А.

Маслоу Абрахам Харальд (1908-1970) – американский психолог. Основоположник гуманистической психологии, изучающей проблему ценности самого человека. Создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”, 1954).

— представляет не отдельные, а группы мотивов

— группы мотивов упорядочены в целостной иерархии.

Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли социальной мотивирующей группы в развитии личности.

Потребности, или группы потребностей, – выступают как инициатор активности.

Деятельность обусловлена не изнутри, она привлекается извне возможностью удовлетворения потребности.

Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:

— пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются;

— если у субъекта актуализируются потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня.

Иерархия потребности (по А.

I уровень: физиологические потребности (голод, жажда и т.д.);

II уровень: потребность в безопасности;

III уровень: потребность в социальных связях (внешности, любви, идентификации, аффилиации и т.д.);

IV уровень: потребность в самоуважении (признаки, достижения, одобрения и т.д.);

V уровень: потребность в самоактуализации (реализация собственных способностей, в понимании и осмыслении себя и других).

Самоактуализирующихся личностей всего 1% от общего количества людей.

Эта потребность не всегда достигается; это тот идеал, к которому личность стремится (или должна стремиться).

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Основные положения разработал К.

Левин Курт (1890-1947) – германо-американский психолог.

Теория Фрейда о психосексуальном развитии

Был близок к гештальтпсихологии.

Мотивационную теорию изложил в работе «Психологическая ситуация награды и наказания» — 1931 г.

Использовал понятия валентности поля.

Валентность – сила воздействия предмета на субъект, которая зависит или от актуальной потребности субъекта, или от вызывающего характера предмета, – положительная валентность. Если возникают противоположные силовые отношения (субъект встречается с чем-то неприятным и пытается от него избавится) – отрицательная валентность.

Актуальное поле психологических сил определяется валентностями и векторами, исходящими от объектов окружающего мира.

Эти валентности и векторы Курт Левин представлял в виде побудительных сил, которые определяют поведение личности.

К. Левин ввел понятие «ПОЛЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ», которое определяется не только актуальными валентностями объектов, но и ретроспективой развития личности и перспективой развития личности:

Левин концентрировал внимание на конфликте, который разворачивается в рамках поля субъекта.

Конфликт можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъект одновременно воздействуют силы, противоположно направленные, но имеющие примерно одинаковую величину.

Виды конфликтных ситуаций:

(1) Конфликт «стремление – стремление».

Даны два объекта (цели), они оба позитивны, т.е.

имеют положительные валентности. Конфликт в том, что субъект не может одновременно стремиться к двум.

(2) Конфликт «избегание – избегание».

Этот конфликт противоположен первому.

Представляет собой ситуацию психологического принуждения. Создается ощущение ловушки. Субъект как бы не видит возможности выйти из зоны 2-х зол.

(3) Конфликт «стремление – избегание».

Одно и то же действие одновременно – притягивает и отталкивает субъекта (положительная и отрицательная валентность одинаковой величины).

(4) Конфликт «двойное стремление – избегание».

Дано несколько целей, каждая из которых характеризуется амбивалентностью.

Курт Левин выделил специфику действия сил притяжения и отталкивания.

Величина поведенческой тенденции зависит от:

— величины валентности цели,

— расстояние до цели, которое еще предстоит преодолеть.

Существует момент равновесия между стремлением и избеганием.

Расстояние не всегда бывает связано с пространственным удалением.

Оно может выступать в виде дистанций во времени, количества необходимых сил, количества необходимых промежуточных действий и т.д.

Соотношение этих сил представил в виде графика:

Миллер Д.

– связал идеи Левина с гипотезой Халла о градиенте цели: чем ближе к цели, тем меньше ошибок, тем выше скорость движения.

Миллер выдвинул 6 гипотез о феномене конфликта «стремление – избегание»:

Тенденции стремления тем сильнее, чем ближе расстояние до цели – градиент стремления.

1. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе расстояние до внушающего опасения стимула – градиент.

2. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления.

3. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

Величина градиента зависит от силы влечения.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования субъекта возрастает вместе с количеством подкреплений – научение.

График соотношений градиентов:

Если расстояние до цели меньше Х, то увеличивается градиент избегания. В точке Х субъект колеблется между стремлением и избеганием.

По мере приближения к неотвратимым событиям, градиент избегания уменьшается (график изменяется – смотри: пунктирная линия графика).

Фрейд Зигмунд (1856 - 1939 гг.) - австрийский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Венского университета, первый исследователь явлений подсознания (в 1938 г.

эмигрировал в Великобританию).

Разработал в конце XIX в. особый метод лечения неврозов - психоанализ - анализ свободных ассоциаций, ошибочных действий, проговорок и сновидений. Позднее Фрейд интерпретировал его как способ проникновения в подсознание, а затем на этой основе предложил свою общепсихологическую теорию строения психики как непрерывного конфликтного взаимодействия сознания с бессознательными влечениями («Толкования сновидений», 1900).

Сознание, по Фрейд, непрерывно подавляет бессознательные влечения (особенно сексуальные), которые, прорываясь сквозь цензуру сознания, проявляются в различных проговорках, шутках, обмолвках, описках («Психопатология обыденной жизни», 1901).

Позднее Фрейд сосредоточился на социокультурных проблемах («Психология масс и анализ человеческого «Я», 1921; «Цивилизация и недовольные ею», 1929) (см. История зарубежной психологии).

Учение Фрейда

Человеческая психика состоит из двух основных уровней: сознательного и бессознательного .

Она подобна айсбергу, большая часть которого скрыта от непосредственного взгляда. Бессознательная часть психики формировалась в течение миллионов лет у животных. Сознание свойственно только человеку и формировалось несколько десятков тысяч лет. Бессознательное содержит в себе побудительные силы поведения человека.
Психическая энергия бессознательного проявляет себя прямо – в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно – в стремлениях к разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида.

В психике есть специфическая энергия жизни – энергия продолжения рода – либидо, сексуальная энергия . Источник её находится в бессознательном, она заложена самой природой. Либидо направлено на развитие и выживание вида, рода. Однако так как у человека существует сознание, оно может входить в конфликт с бессознательным либидо. Человек, являясь частью общества, хочет развивать не только род, но и самого себя, свою личность. Единственный источник вынужден равно питать оба стремления.

Фрейд вводит помимо силы любви (Либидо, Эроса), новую силу – силу смерти (Мортидо, Танатос). Существо приходит в мир, чтобы воспроизвести свой вид и освободить место для следующего поколения. Все живое несет в себе потенциал самоуничтожения.

Метод психоанализа

Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.

  1. Методика свободных ассоциаций . Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях.

    Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия.

    Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление.

    Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте.

    Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту.

    Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.

  2. Толкование сновидений .

    Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.

  3. Толкование ошибочных действий . Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки.

    Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.

Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.

Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:

  • Ид (Оно) – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия.

    Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.

  • Эго (Я) – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.
  • Супер-Эго (Сверх-Я) – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга.

    Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия.

    Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими.
    Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.

Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: агрессия и отступление от объекта.

Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя.

Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда.

Методы психологической защиты

Вытеснение . Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное.
Замещение .

Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный.
Рационализация . Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения.
Проекция .

Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо.
Соматизация . Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов.
Реактивное образование . Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные.
Регрессия . Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации.
Отрицание . Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются.

Отрицается само их существование.
Сублимация . Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 2

Психоаналитическая теория личности по Фрейду

1. Психоаналитическая теория З.Фрейда 3

2. Структура личности 7

3. Защитные механизмы личности 12

ЛИТЕРАТУРА 15

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое познание столь же древне, как сам человек.

Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком.

Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.

Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ФРЕЙДУ

1. Психоаналитическая теория З.Фрейда

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы.

В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса.

Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов.

В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в ко-нечном результате составляет только продукт дифференциации энер-гии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспоминаниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я.

Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения.

Теория З. Фрейда (стр. 1 из 4)

По-скольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся чело-веческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболее важная роль в формировании и жизнедеятель-ности человека играет также комплекс Эдипа.

Исследуя сновидения сво-их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основ-ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, “завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых.

Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом”.

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга.

Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение “Оно” и “Я”.

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизмами защиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых “защитных механизмов”, призванных обеспе-чить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал “сублимацию” (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), “вытеснение” (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), “регрессию” (переход на более примитив-ный уровень мышления и поведения), “проекцию” (неосознанное пере-несение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую “постыдных”, бессознательных стремлений другим людям), “рационализацию” (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), “реактивное образование” (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), “фиксацию поведения” (тенденцию “Я” к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции.

Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

Исследовал человеческий разум более тщательно, чем все его предшественники. Его вклад в научную психологию бесценен: теория Фрейда стала величайшим открытием для своего времени. Кроме того, многие из введенных этим ученым терминов мы используем в своей повседневной жизни и сегодня: либидо, отрицание, подавление, «оговорочка по Фрейду».

Его называют отцом психоанализа. Его труды читают и цитируют, его превозносят, но вместе с тем жестко критикуют и по сей день. Поистине, Зигмунд Фрейд - одна из самых неоднозначных личностей в мировой науке.

Как все начиналось: случай Анны О.

Психоаналитическая теория Фрейда зарождалась в конце XIX века. Немаловажное значение для ее формирования имел один конкретный случай.

К доктору Фрейду обратилась молодая женщина Берта Паппенхайм. Пациентка жаловалась на появление у нее симптомов неведомой болезни, которые то появлялись, то исчезали. Время от времени Берта испытывала страшные мигрени, у нее немели и как будто отнимались руки, возникали проблемы со зрением, а иногда ей казалось, что стены вот-вот обрушатся прямо на ее голову. Видимой физической причины всему происходящему не было.

Учитель Фрейда, доктор Брейер, взялся за лечение этой пациентки. Он помогал девушке вспомнить и как будто еще раз пережить некоторые травмирующие события ее жизни. В ходе такой терапии отмечались определенные успехи, и доктор Брейер направил Берту к своему коллеге и ученику - Зигмунду Фрейду. Эта история болезни впоследствии вошла в книгу «Исследование истерии», которая увидела свет в 1895 году. По этическим причинам, настоящее имя пациентки было изменено на псевдоним - Анна О.

Так зарождалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.

Что такое истерия

Берте Паппенхайм был поставлен диагноз истерия. Все мучившие ее симптомы стали следствием не болезни тела, а тревожного состояния души. Молодая женщина очень тяжело переживала перемены в отношениях с отцом, а затем и его смерть, и Фрейд сделал вывод, что все тягостные мысли отразились на ее телесном состоянии.

Однако ученый не был бы ученым, если бы на описании одной истории «популярной» в те времена болезни все и закончилось. Фрейд пошел дальше и на основании нескольких клинических случаев заключил, что человеческая психика существует на нескольких уровнях. Так возникла теория личности Фрейда.

«Айсберг» психической реальности

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же - надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга - сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же - большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Как в случае с Бертой Паппенхайм, возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом - сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Это не какие-либо определенные области мозга или психики, а скорее гипотетические образования, соответствующие важным психическим функциям.

Так, «Ид» - полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов - инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос - инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» - удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Защитные механизмы

Иногда «Эго» по каким-либо причинам не может удовлетворить извечный спор между «Ид» и «Супер-Эго». Возникает состояние глубокой тревожности, которое можно перебороть только лишь с помощью так называемых механизмов психологической защиты.

Теория психоанализа Фрейда гласит, что защищаться человек стремится от тех чувств и мыслей, которые становятся невыносимыми для его сознания. Все механизмы психологических защит можно разделить на патологические, невротические, незрелые и зрелые. Остановимся на них более подробно.

Патологические механизмы иногда проявляются в сновидениях и измененных состояниях сознания. Но присутствуют они и в реальной жизни, при этом окружающие воспринимают человека, который их проявляет, как сумасшедшего. Примерами таких защит могут служить бредовые проекции и искажения, когда кто-то воспринимает реальность не такой, как она есть. Кроме того, патологическим механизмом является и отрицание: когда человек не хочет признавать, что определенные события в его жизни все же произошли.

Незрелые психологические защиты характерны для подростков. Проявляются они в уходе от тяжелой объективной реальности в свой выдуманный мир. К примеру, человек может идеализировать другого, в глубине души осознавая, что на деле тот не так уж и хорош. Незрелым механизмом защиты является проекция. Это приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, переживаний. Теория Фрейда, к слову, стала первым психологическим учением, в котором был раскрыт механизм проекции.

Невротические механизмы защит признаются психологами эффективными, однако лишь на короткий срок. В дальнейшем они как бы входят в привычку и приносят человеку одни неприятности. Примерами могут служить механизмы регрессии, смещения, интеллектуализации. Что это такое? Регрессия приводит человека на более ранний уровень развития, и он реагирует на какие-либо проблемы так, как вел себя в детстве. Смещение проявляется, когда агрессия перемещается с одного объекта на другой, более доступный. К примеру, женщина может сердиться на мужа, а накричать на ребенка. С помощью интеллектуализации человек старается заменить собственные нежелательные мысли или эмоции другими, теми, которые он считает более приемлемыми.

Зрелые психологические защиты называются так, потому что используются взрослыми, сформировавшимися личностями. Эти механизмы помогают человеку интегрировать противоречивые эмоции и мысли, оставаясь при этом добродетельным в глазах других людей. К зрелым психологическим защитам относятся юмор, альтруизм, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Альтруизм - это бескорыстное служение другим, от которого и сам человек получает моральное удовлетворение. Юмор позволяет высказать свои истинные мысли, однако при этом завуалировать их, перевести в шутку. Идентификация - это подражание другому человеку, принятие его как истинного эталона. Отдельного внимания заслуживает сублимация.

Сублимация по Фрейду

Отец психоанализа считал, что этот механизм психологической защиты способствовал появлению многих произведений искусства. Как уже было сказано выше, сублимация относится к разряду зрелых психологических защит.

В чем же заключается понятие сублимации? Психоаналитическая теория Фрейда трактует его следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Фрейд полагал, что наше общество может считаться развитым и зрелым лишь потому, что в нем присутствует сублимация как механизм психологической защиты. Сам ученый уделил большое внимание концепции влияния культуры на социум, а также развитию последнего. Но не оставил без внимания и развитие личности.

Теория развития Фрейда

Фрейд жил в обществе, которое призывало своих членов подавлять собственные сексуальные инстинкты. Во многих случаях результатом этого становились неврозы. Доктор Фрейд исследовал истории болезней своих невротических пациентов, изучал и аспекты их личной жизни. В результате он пришел к выводу, что заболевание психики является следствием не сексуального опыта как такового, а тех чувств, которые он с собой принес: ненависти, стыда, вины, страха.

Это понимание привело к тому, что теория Фрейда обогатилась наиболее противоречиво воспринимаемой и в наше время концепцией - стадий психосексуального развития.

Что такое психосексуальность?

Фрейд считал, что младенец с рождения наделен сексуальностью. Для первой половины XX века такое заявление было неслыханной дерзостью, и именно оно стало одной из причин, по которым психоаналитическая теория Фрейда была раскритикована великими умами того времени.

Однако вернемся же к учению о психосексуальности. Фрейд утверждал, что психическое развитие личности связано с прохождением определенных этапов, на каждом из которых ребенок получает удовлетворение от нового для себя предмета или явления. Ученым были выделены 5 таких фаз: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

С рождения либидо ребенка направлено на грудь матери, удовольствие он получает от сосания молока. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной. Затем ребенок начинает ходить, его приучают к горшку. Когда у него все начинает получаться, мать его хвалит, и малыш счастлив. Это анальная стадия развития. Когда ребенок начинает больше общаться с другими детьми обоих полов, сравнивать себя с ними - наступает фаллическая фаза развития. В это время малыш также старается как можно лучше изучить свое тело. Затем интерес к сексуальности немного угасает, наступает латентная фаза развития. И вместе с половым созреванием приходит генитальная его фаза.

Теория Фрейда о стадиях психосексуального развития была передовой для своего времени. Однако сейчас ее взяли на вооружение не только психологи, но и сексологи, и даже врачи-андрологи и сексопатологи.

Теория мотивации Фрейда

Интересно, что понятие мотивации в психологии основывается именно на представлении Зигмунда Фрейда об этом феномене. Именно этот ученый одним из первых отверг христианское видение морали, доброты и милосердия как движущих сил человеческого поведения. Он назвал три основных мотива, значимых для любого представителя рода человеческого: чувственность, тревога и агрессия. Именно они «живут» внутри «Ид».

Как мы уже знаем, согласно представлениям психоаналитиков, внутренняя реальность человека находится в состоянии постоянного конфликта между «Ид» и «Супер-Эго», а «Эго» выступает арбитром этой схватки. Именно поэтому мотивы поведения личности часто очень противоречивы. Иногда верх одерживает «Супер-Эго» - и человек совершает высокоморальные поступки, а время от времени «Эго» не в силах сдержать «Ид», и тогда на свободу вырываются потайные темные желания, которые раньше прятались глубоко в бессознательном.

Значение теорий доктора Фрейда для психологической науки

Такими смелыми и интересными были основные теории Фрейда, предложенные им в начале прошлого века. Однако они не теряют своей актуальности и поныне.

Именно благодаря доктору Фрейду исследователи души человеческой стали, наконец, уделять должное внимание переживаниям, которые человек испытал в детстве. Именно благодаря Фрейду сегодня мы знаем о существовании бессознательного и понимаем, насколько оно значимо для нашей психологии. И именно благодаря этому ученому нам открылись механизмы психологических защит, которые помогают справляться с трудностями повседневной жизни.

Однако и сейчас психоанализ постоянно критикуется самими психологами и людьми, никак не связанными с этой наукой. Затрагивается как само учение, так и личность его основателя. Однако какой бы неоднозначной не казалась теория Фрейда, психология без нее вряд ли была бы психологией.

Берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда кратко.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

Зигмунд Фрейд - выдающийся австрийский психоаналитик, разработавший уникальный метод изучения личности - психоанализ. Он первым исследовал скрытую часть психики - бессознательное, его роль в жизни человека. Философия Фрейда заложила базис для развития новых методов изучения психики и способов психологической помощи.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного - скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» - отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» - контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» - хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания - сущности человека.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания - стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

  1. Вытеснение - перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
  2. Рационализации - поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  3. Сублимации - замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
  4. Регрессии - отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа - определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара - это просто сигара».

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура - внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.