Что почитать интересного детективы. Зарубежные детективы: список лучших книг

Лайфхакер собрал лучшие детективы разных эпох: от классики жанра до картин в стиле неонуар. Все они имеют высокий рейтинг на IMDb. Многие были отмечены престижными наградами и номинациями.

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 1974 год.
  • Длительность: 130 минут.
  • IMDb: 8,2.

Фильм Романа Полански рассказывает о частном детективе Джейке Гиттсе. К нему обращается богатая дама, подозревающая мужа в . Сыщик начинает расследование, не зная, чем оно для него обернётся.

Картина была номинирована на 11 «Оскаров» и получила одну статуэтку за лучший сценарий. А вот жюри «Золотого глобуса» и Британская киноакадемия не поскупились на награды для Джека Николсона (лучшая мужская роль) и Романа Полански (лучший режиссёр).

  • Триллер, детектив.
  • США, 1954 год.
  • Длительность: 105 минут.
  • IMDb: 8,2.

Звезда большого тенниса Тони Вендис подозревает, что его жена влюбилась в известного автора детективных историй Марка Холлидэя. Из-за страха потерять все деньги он замышляет убийство супруги. Тони придумывает детальный план, но не учитывает прекрасные аналитические способности Холлидэя.

3. Окно во двор

  • Триллер, детектив.
  • США, 1954 год.
  • Длительность: 112 минут.
  • IMDb: 8,5.

Фоторепортёр ломает ногу и оказывается в инвалидном кресле. От скуки он наблюдает за соседями и приходит к мысли, что в их доме произошло убийство.

  • Детектив, триллер.
  • СССР, 1987 год.
  • Длительность: 130 минут.
  • IMDb: 8,0.

В поместье приезжают 10 незнакомых людей. Хозяев дома нет на месте, но дворецкий любезно помогает гостям разместиться. Позже он включает запись, на которой неизвестный голос обвиняет каждого гостя в убийстве.

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 1957 год.
  • Длительность: 116 минут.
  • IMDb: 8,4.

Тяжелобольной адвокат Уилфрид Робартс вынужден прекратить работу в суде. Но тут его внимание привлекает очень сложное уголовное дело. Леонарда Воула обвиняют в убийстве близкой и очень состоятельной подруги. Все улики указывают на то, что преступник именно Леонард. Невзирая на запреты врачей, адвокат берётся за это проигрышное дело.

  • Ужасы, детектив.
  • Великобритания, Канада, США, 1987 год.
  • Длительность: 113 минут.
  • IMDb: 7,3.

К частному детективу Гарри Айнджелу обращается мистер Сайфер. Он просит отыскать человека, который пропал после войны. Детектив начинает расследование. И чем дальше продвигаются его поиски, тем запутаннее становится дело.

7. Не пойман - не вор

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 2006 год.
  • Длительность: 129 минут.
  • IMDb: 7,6.

В центре Нью-Йорка совершается идеальное ограбление банка. Зацепок нет. Но детектива Фрейзера это не останавливает. Он начинает расследование и вскоре выясняет, что преступников интересовало нечто большее, чем деньги.

  • Нуар, детектив.
  • США, 1941 год.
  • Длительность: 100 минут.
  • IMDb: 8,1.

Картина в жанре нуар повествует о частном сыщике Сэме Спейде, который принимает участие в смертельной гонке за бесследно исчезнувшей статуэткой мальтийского сокола.

Фильм имел большой успех у критиков и зрителей. Картина была номинирована на три « », а в 1989 году её включили в национальный реестр фильмов США.

  • Драма, детектив.
  • США, 1941 год.
  • Длительность: 119 минут.
  • IMDb: 8,4.

Газетный магнат Чарльз Кейн умирает в своём особняке, проронив перед смертью слово «роузбад». Чтобы выяснить значение загадочного послания, журналисты начинают расследование и узнают, кем на самом деле был гражданин Кейн.

Легендарная картина Орсона Уэллса удостоилась девяти номинаций на «Оскар», но получила лишь одну награду за лучший оригинальный сценарий. Тем не менее вклад этой ленты в кинематограф бесценен. Американский институт кино в 1998 году составил списокAFI’s 100 GREATEST AMERICAN MOVIES OF ALL TIME лучших американских фильмов, в котором «Гражданин Кейн» оказался на первом месте.

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 1974 год.
  • Длительность: 113 минут.
  • IMDb: 7,9.

Успешный бизнесмен нанял Гарри Коула, лучшего специалиста по прослушке, чтобы тот проследил за молодой парой. Обычно Коул не вникает в суть чужих разговоров, а просто выполняет работу и передаёт данные заказчику. Однако в этот раз он поступился собственным правилом, чтобы предотвратить убийство.

  • Триллер, детектив.
  • США, 1985 год.
  • Длительность: 94 минуты.
  • IMDb: 7,3.

В особняке происходит загадочное убийство мистера Бодди. Гости отрицают свою причастность, хотя у каждого из них был серьёзный мотив. Чтобы снять с себя вину, подозреваемым нужно , который прячется в доме.

  • Комедия, детектив.
  • США, 1934 год.
  • Длительность: 91 минута.
  • IMDb: 8,1.

В канун Рождества секретаршу известного изобретателя Вананта находят мёртвой. Первым подозреваемым становится сам Ванант, который бесследно исчезает.

13. Прощай, детка, прощай

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 2007 год.
  • Длительность: 114 минут.
  • IMDb: 7,7.

В Бостоне пропадает маленькая девочка. Её родная тётя обращается к двум частным сыщикам, потому что полиция ведёт следствие слишком медленно. Детективы неохотно берутся за дело, которое изменит их жизни навсегда.

  • Триллер, детектив.
  • Великобритания, 1949 год.
  • Длительность: 104 минуты.
  • IMDb: 8,2.

Автор романов Холли Мартинс приезжает в Вену, чтобы встретиться со своим давним приятелем, и выясняет, что тот погиб в результате несчастного случая. Полицейские считают погибшего преступником и негодяем. Тогда Мартинс решает провести собственное расследование, чтобы восстановить доброе имя своего товарища и доказать, что это было убийство.

15. Зодиак

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 2007 год.
  • Длительность: 158 минут.
  • IMDb: 7,7.

Жителей Сан-Франциско держит в страхе серийный убийца по прозвищу Зодиак. Сотрудники местной газеты объединяются с детективами полиции, чтобы раскрыть личность маньяка и оборвать цепочку убийств.

16. Девушка с татуировкой дракона

  • Триллер, детектив.
  • США, Швеция, Норвегия, 2011 год.
  • Длительность: 153 минуты.
  • IMDb: 7,8.

  • Триллер, детектив.
  • США, 1946 год.
  • Длительность: 109 минут.
  • IMDb: 8,0.

Дочь генерала Стернвуда шантажируют. Детектив Марлоу соглашается найти вымогателей. Но сделать это не так-то просто: подозреваемые погибают один за другим.

18. Остров проклятых

  • Триллер, детектив.
  • США, 2010 год.
  • Длительность: 138 минут.
  • IMDb: 8,1.

Двое маршалов приезжают на остров, где находится психиатрическая лечебница для преступников. Им предстоит расследовать побег пациентки и раскрыть тайны этого опасного места.

19. Кирпич

  • Детектив, драма.
  • США, 2005 год.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 7,4.

Жестокая подростковая история о парне по имени Брендан Фрай. Однажды он встречает свою бывшую подругу Эмили, вскоре та бесследно исчезает. Брендан чувствует что-то неладное и отправляется на её поиски.

20. Поцелуй навылет

  • , детектив.
  • США, 2005 год.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 7,6.

Незадачливый вор Гарри Локхарт, спасаясь от полиции, попадает на прослушивание. Продюсер замечает Гарри и берёт на роль сыщика. А чтобы образ получился убедительным, бывшего вора отправляют на стажировку к настоящему детективу Перри ван Шрайку. Герои отправляются расследовать убийство и попадают в комичные ситуации.

21. Пленницы

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 2013 год.
  • Длительность: 153 минуты.
  • IMDb: 8,1.

На соседской вечеринке пропадают две маленькие девочки. Полиция ведёт расследование, но из зацепок у неё лишь фургон, припаркованный возле дома потерпевших. Отец одной из девочек не может сидеть сложа руки и начинает искать дочь самостоятельно.

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 1997 год.
  • Длительность: 138 минут.
  • IMDb: 8,3.

Картина в жанре неонуар рассказывает историю трёх детективов, расследующих массовое убийство в кафе. Улики приводят полицейских к бандитам, которые погибают в перестрелке. Дело закрывают, но сыщики начинают сомневаться, что это были те самые убийцы из кафе.

23. Убийство в «Восточном экспрессе»

  • Драма, детектив.
  • Великобритания, 1974 год.
  • Длительность: 128 минут.
  • IMDb: 7,3.

В одном из купе трансъевропейского экспресса произошло убийство. Поезд застрял в снегах, поэтому до прихода полиции расследование ведёт бельгийский сыщик Эркюль Пуаро. Дело оказывается запутанным, ведь у каждого пассажира в поезде был мотив убийства., 2003 год.

  • Длительность: 131 минута.
  • IMDb: 8,1.
  • В корейской глубинке убивают двух женщин. Полицейские пытаются найти убийцу любыми способами. Когда они заходят в тупик, на помощь им присылают сеульского детектива Со Тхэ-юна.

    • Драма, детектив.
    • США, 1944 год.
    • Длительность: 88 минут.
    • IMDb: 8,1.

    Лейтенанту полиции Макферсону поручают расследовать убийство успешной предпринимательницы Лоры Хант. Детектив проникается симпатией к покойной и решает заглянуть в её квартиру, не подозревая, что его ждёт там.

    • Драма, детектив.
    • США, 1967 год.
    • Длительность: 109 минут.
    • IMDb: 8,0.

    Во времена, когда расовые предрассудки были ещё сильны, чернокожему и белому полицейскому выпадает шанс поработать вместе. Детективы отличаются не только цветом кожи, но и взглядами и методами. Чтобы успешно раскрыть дело, двум полицейским придётся научиться работать вместе. Картина получила пять «Оскаров», в том числе за лучший фильм и лучшую мужскую роль.

    Вместо сына успешного бизнесмена Гондо преступники похищают ребёнка его личного водителя. Гондо становится перед выбором: заплатить выкуп и обанкротить свою компанию или до конца жизни мучиться чувством вины.

    29. Подозрительные лица

    • Триллер, драма, детектив.
    • США, Германия, 1995 год.
    • Длительность: 106 минут.
    • IMDb: 8,6.

    Полиция расследует гибель 27 человек из-за взрыва корабля. В поисках истины следователям помогает выживший преступник по кличке Болтун, который собирался провернуть с приятелями небольшое дельце.

    Британская академия наградила картину статуэткой за лучший фильм, а Кевин Спейси получил «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.

    • Драма, детектив.
    • Япония, 1950 год.
    • Длительность: 88 минут.
    • IMDb: 8,3.

    Сюжет картины разворачивается в Японии XI века. Расследуется дело об убийстве самурая и изнасиловании его жены. У следствия есть четыре версии произошедшего. Но какую из них выбрать, если каждый свидетель уверен, что говорит правду?

    Если вы считаете современные детективы несерьезной литературой, то сильно ошибаетесь. Настоящий детектив - это литература в чистом виде, смесь писательского профессионализма высшего уровня, помноженную на фантазию, но обусловленную весьма суровыми правилами игры, поскольку детектив - жанр ох какой требовательный!

    Мало кто сегодня следует чистым схемам Агаты Кристи или Реймонда Чендлера. Детектив все чаще становится полем экспериментов, где поиск убийцы всегда был не на первом месте.

    Предлагаем подборку свежих романов, которые невозможно проигнорировать, если вы хотите знать, как выглядит первоклассный современный детектив.

    Ю. Несбе. «Полиция»

    Норвежский писатель Ю Несбе на бумаге делает действительно невозможное. Он не только «не сдулся» до десятой книжки в серии о детективе Харри Холе, но и все время шел по нарастающей. А теперь выдал чуть ли не наилучший свой роман!

    Несбе - это образцовый скандинавский писатель, стиль которого славится своей убийственной брутальностью. Его суть - критика человеческой природы и социума как такового, где ты или преступник, или жертва, а если и жертва, то это не значит, что ты невиновен, потому что виновны все.

    Главный герой таков, что и не знаешь - плюнуть ли ему в рожу или подружиться навеки. То есть такое популярное ныне (с приходом на экраны Хауса и Декстера) добро с нечеловеческим лицом. Несбе, кстати, этот жанр и формировал - вместе с Манкеллем и Вале.

    Детектив Холе - алкоголик, достижения которого на этом поприще пропорциональны уровню профессиональной интуиции. Он чуть не погиб в предыдущей книге, поэтому и решил бросить службу, бутылку, начать преподавать и даже жениться. Но вот на местах давних нераскрытых преступлений начинают один за другим находить трупы убитых офицеров полиции. Все больше становится понятно, что убийца не мстит, а наказывает тех, кто сам не наказал зло. А лучший детектив читает лекции и возвращаться не собирается.

    И именно тут начинается самое интересное: Холе понимает, что без него не справятся. Но также он понимает и то, что вместе с работой к нему вернутся его демоны …

    «Полиция» - эталонный пример детективной истории, которая превращается в историю о детективе.

    Без сомнения, это лучший детектив прошлого года - держать такое напряжение на объемных 600 страницах с таким количеством персонажей и постоянно обманывать даже самых опытных читателей могут сегодня лишь единицы. И Несбе точно один из них.

    Жоэль Диккер. «Правда о деле Гарри Квеберта»

    Автору детектива всего лишь 27 лет. Он - одна из главных сенсаций литературного 2012 года: его книга получила всевозможные престижные премии, была переведена на более чем 30 языков и имеет в настоящий момент миллионные тиражи. Обходить такие тексты вниманием - преступление!

    Очень успешный молодой, но уже в состоянии глубокого творческого кризиса, писатель Маркус Гольдман едет к своему преподавателю и доброму другу, живому классику американской литературы Гарри Квеберту в поисках вдохновения. Но вот беда - в саду Квеберта находят останки пятнадцатилетней девочки, которая пропала 33 года назад, а рядом с ней в сумочке - рукопись самого известного романа Гарри, который, в свою очередь, сознается, что у него с умершей была настоящая любовь. И вот уже Маркус, искренне желающий помочь другу и понимающий весь потенциал книги о таком расследовании, прочесывает американскую провинцию в надежде докопаться до истины.
    Каких постмодернистских штучек в «Правде» только нет! По сути, это роман о романах и о писателях, учебник по писательском мастерству (каждая глава начинается советами старшего младшему), законы которого в самом романе не работают. От набора локаций и героев, которые апеллируют к широчайшему культурному бэкграунду, голова идет кругом!

    Хотите - начинайте копаться в «Правде» и доискивайтесь основ, а хотите - смакуйте до дрожи волнующий детектив, потому что правила игры тут выдержаны безупречно: расставив сотни ловушек, Диккер прячет настоящего убийцу так глубоко в сюжете, что вероятность преждевременный догадки крайне мала.

    Правы критики, которые считают роман Диккера неровным, перекрученным и далеко не везде складным. Но он настолько по-хорошему наглый и амбициозный, что без преувеличения становится главным must reed сезона.

    Кейт Аткинсон. «Преступления из прошлого»

    Когда-то давно в Англии, в районе Кэмбриджа, ночью из отцовского сада пропала трехлетняя девочка; прямо на рабочем месте убили дочку известного адвоката, непонятно почему и за что; в одной семье много лет назад был скандал, закончившийся применением топора. Разное время, разные семьи, разные истории. За таким странным и объемным началом (имена, детали, всевозможные странности) не сразу замечаешь, когда появляется Джексон Броуди - экс-инспектор полиции, ныне частный детектив, неудачник, который переживает развод, спит с клиентками, но старается оставаться честным и принципиальным в мире, который наполнен хаосом и мраком.

    Именно к нему обращаются родственники людей, которые фигурировали в этих давних преступлениях. Так он и начинает бесперспективное расследование. Со временем Джексон понимает, что все каким-то непостижимым образом связано между собой.

    В 2010 году «Преступления прошлого» впервые перевели, а сейчас переиздают - этим мы и воспользовались, чтобы внести роман в наш список, поскольку этот детективный проект писательницы многие искренне считают лучшим проектом десятилетия (Стивен Кинг, например) и оснований такому утверждению хватает. Именно на примере этого текста можно вполне понять, как в двадцать первом веке мутирует сам жанр детектива.

    Много сарказма и иронии, достаточно фарса, эксцентричности, специфический юмор, который идет рука об руку со хоррором - жанровая принадлежность «Преступлений прошлого» может вызывать вопросы. От классического детектива тут действительно немного. «Роман с преступлением», «черная сатира на английское общество», «интеллектуальная проза»: определений может быть много.

    А то, что история действительно несколько перегружена событиями (3 преступления, покушения на самого Броуди, его собственные тайны), никак роман не портит - механизм работает идеально, стилистика выверена до слова. Британская литература, одним словом.

    Николай Свечин. «Варшавские тайны»

    Свечина справедливо сравнивали с Акуниным. Но всегда свысока. Так бы все и длилось дальше, если бы не влиятельнейший российский критик Лев Данилкин, который однажды решил перечитать романы Свечина, сделать с ним интервью, а из него самого - звезду, если не первой, то точно серьезной величины.

    «Охота на царя», «Выстрел на Большой Морской», «Пуля с Кавказа». Действительно, где у позднего Акунина фиглярство и стилизация ради стилизации, там у Свечина первоклассный исторический роман на крепкой детективной подкладке. У новгородского писателя герои — не супермены типа Фандорина, а обычные люди, провинциалы, чье происхождение - важный сюжетообразующий момент.

    Автору «Тайн» первоочередной видится сама стихия истории. Свечинский герой Лыков - коллежский асессор, дворянин в первом поколении, средних умственных способностей, вообще не знает иностранных языков, что часто катастрофически его подводит. Но он видит зло, не боится и действует, а это уже крепкий фундамент. В «Варшавских тайнах» Лыков вместе со своим неизменным начальником намеревается доискаться до настоящих причин зверских убийств русских офицеров в польской столице.

    Джесси Келлерман. «Зной»

    Тот нечастый случай, когда слова с обложки точно соответствуют сущности книги - «залитый солнцем нуар». Казалось бы, оксиморон, обозначать которым следует или какую-нибудь стилистическую химеру, или что-то такое, что рядом с классическим нуаром и близко не стояло. Но нет - «Зной» из тех дебютов, с которыми можно входить в историю американской литературы.

    Лос-Анжелес, приблизительно наше время, землетрясение. Тридцатипятилетняя секретарша Глория идет в офис, чтобы проверить, уцелела ли коллекция статуэток, которые обожает ее босс Карл, которого, в свою очередь, обожает она. Из запутанных сообщений на автоответчике она понимает, что с ним что-то случилось, а что - понять невозможно.

    Но главное, он где-то в Мексике, куда она и отправляется. А там - сюрреалистичный мир провинциального городка, где единственными заметными местами являются похоронная контора и кладбище, а люди - самые настоящие призраки, которые бегут от жары. Но не следует спешить с выводами: роман Келлермана такой же триллер и роуд-муви аля Кастанеда, насколько и полнокровный детектив. Босс неизвестно где и почему. Вероятно, он не тот, за кого себя выдавал. И умер он не так, как ей кажется. Полицейский, который этим занимается, ведет себя довольно странно. Сын босса, с котором у героини начинается роман, совсем ему не сын…

    А в конце имеет место сюжетный кульбит, который засвидетельствует всю силу прошлого, способного возвращаться. Да, не очень классический детектив, точнее - совсем не классический. Мультижанровый микс, но в нем присутствуют основные детективные компоненты. И главное, от этой остросюжетный штуки невозможно оторваться, пока не дочитаешь до конца.

    Келлерман - 35 летний американский писатель, сын известных писателей Фэй и Джонатана Келлерманов, еще не культовый, но уже близкий к этому статусу автор, наверное, лучший в своем поколении, так как каждый из пяти его романов становился громкой сенсацией.

    Келлерман - одно из наибольших открытий последнего времени. Писатель, который настолько профессионально и по-волшебному удивительно творит ткань своих романов, что в какой-то момент просто начинаешь наслаждаться самим воздухом литературы, литературой как чистой возможностью. Очень и очень редкостный дар!

    Выбор был непрост. Отбирая лучших детективных авторов, пришлось проводить жесткий конкурс, в ходе которого остались за бортом весьма достойные люди: Гилберта Кита Честертона с его историями об отце Брауне, Грэма Гринн и даже какой-то японец, рисующий детективные мульты (в смысле, аниме).

    Поскольку количество голосовавших перевалило за сотню, а непонятная нервозность несогласных с результатами привела к разбитым окнам моего дома и трем поджогам (и это только за последний месяц), пришло время пересмотреть свое отношение к мастерам детективного жанра. Последние станут первыми, не так ли, мистер Чейз? Заодно рейтинг расширен до 15 позиций — так что встречайте новичков 🙂

    Итак, лучшие авторы детективов!

    • Опрос внизу статьи теперь насчитывает 21 писателя. При голосовании можно выбрать от 1 до 7 вариантов. Возможно, общими усилиями нам удастся сделать этот рейтинг более объективным.
    • Год рождения: 1964;
    • Популярные романы: «Код да Винчи», «Ангелы и демоны»;
    • Чем интересен: в книге «Ангелы и демоны» говорится, что Рафаэль был изначально похоронен в Урбино, а не в Риме. Хотя это всего лишь фантазия писателя, из-за популярности романа, в Пантеоне (где погребен Рафаэль) пришлось установить табличку с объяснением, что прах художника здесь был всегда, а Браун может идти куда подальше.

    Дэн Браун пишет не много, но успешно: о нашумевшем романе «Код да Винчи» слышали все. Всего писатель издал 6 романов, 3 из которых экранизированы («Инферно» выходит в этом году). Для его книг характерны теории заговоров, массоны, иллюминаты и прочие таинственности. При этом Дэн Браун не всегда исторически точен и может приводить факты, которые не соответствуют действительности.

    Самое забавное, что некоторые его фанаты забывают, что читают художественное произведение и, столкнувшись с несоответствием между очередным творением писателя и светским источниками, спешат увидеть в этом некий заговор из серии «власти скрывают».

    14 место. Стиг Ларссон

    • Годы жизни: 1954 — 2004;
    • Популярные романы: трилогия «Миллениум»;
    • Популярный персонаж: Микаэл Блумквист;
    • Чем интересен: на фото выше представлено письмо 1972 года, в котором «знатоки» из Стокгольмского журналистского колледжа объясняют Ларссону, что он недостаточно хорош и журналиста из него не выйдет.

    За свою жизнь Стиг смог доказать, что «знатокам» доверять на стоит — он не только стал отличным журналистом, но и довольно хорошим писателем. Правда, кроме упомянутой трилогии из-за ранней смерти от инфаркта Ларссон больше ничего написать не успел. Увы, эту трагедию сложно назвать случайной — знакомые писателя говорят о том, что он выкуривал около 60 сигарет в день. А ведь Минздрав предупреждал…

    Трилогия «Миллениум» была издана уже после смерти Ларссона. В 2009 вышла шведская экранизация всех 3 романов, а в 2011 появилась более известная голливудская версия одной из них: «Девушка с татуировкой дракона».

    13 место. Рэймонд Чандлер

    12 место. Дэшил Хэммет

    Герои нового жанра полагались не только и не столько на острый ум, но и на револьвер — детективные романы стали более остросюжетными, а убийства графов и баронов с помощью отравленной клубники со сливками канули в лету.

    11 место. Уильям Уилки Коллинз

    Поскольку хороших детективов написал не так и много (ведь жил не только детективами, но также новеллами, рассказами и опиумом), то занимает в нашем рейтинге только 12 место.

    10 место. Джон Гришэм

    • Год рождения: 1955;
    • Популярные романы: «Фирма», «Дело о пеликанах», «Клиент».

    Джон Гришэм был обычным юристом, который пытался в 80-х свести концы с концами. Дела шли не слишком хорошо — клиентов было мало. Однажды, находясь в здании суда, Джон услышал о деле отца 12-летней девочки, который убил насильников своей дочери. Из любопытства юрист остался на судебном заседании, которое вдохновило его на написание первой книги «Пора убивать». Книга вышла маленьким тиражом, но тем не менее это было начало.

    Поскольку времени у адвоката было достаточно, он взялся за вторую книгу — «Фирма». Неожиданно для всех, она стала бестселлером — в 1991 году было напечатано 1,5 миллионов ее экземпляров.

    Гришэм закончил свою карьеру юриста и сосредоточился на написании детективов. В настоящее время трудится над серией подростковых детективов, где в качестве главного героя выступает Теодор Бун. Тираж всех книг Гришэма — около 300 млн экземпляров, что является весьма солидным показателем.

    9 место. Ян Флеминг

    • Годы жизни: 1906 — 1964;
    • Популярный персонаж: Джеймс Бонд.

    Английский писатель Ян Флеминг подарил миру агента 007 Джеймса Бонда, который с присущим ему аристократизмом выходит победителем из любой передряги. Всего Ян написал 12 романов о Бонде, а также 2 сборника рассказов, посвященных этому герою. Тем не менее фильмов на основании этих книг снято уже в 2 раза больше — на сегодняшний день 25.

    И пожалуй единственное, что может смутить проницательного читателя, так это отсутствие в его книгах детективных сюжетов. Бондиана — приключенческий триллер, шпионский боевик, но детектив?.. Впрочем, поклонники жанра уверяют, что в романах Флеминга целое сплетение политических интриг, так что их можно рассматривать в качестве представителей некоего политического детектива.

    8 место. Эрл Стэнли Гарднер


    7 место. Борис Акунин


    В суровые 90-е издательства дружно открестились от историй о Фандорине, но вот в начале нулевых детективы в духе романтики Конан Дойла пошли на «Ура!». Что подтверждает несколько успешных экранизаций, которые, как ни странно, тоже можно назвать удачными — что не часто случается с современным российским кино.

    На сегодняшний день стало популярным традиционно заявлять, что Акунин уже не тот. Но не будем спешить — время покажет.

    6 место. Джеймс Хейдли Чейз

    Не секрет, что мое субъективное отношение к Чейзу побудило отправить этого писателя на задворки нашего рейтинга детективных авторов — как по мне, его романы довольно однотипны. Но почитатели Джеймса вступились за своего любимца и волей не волей мне пришлось застеклить разбитые окна и поднять Хейдли на 6 место. Хотя по голосованию он заслуживает лучшего. Но не будем спешить — может, это кто-то из его внуков «накручивает» голосование? Более логичного объяснения я не вижу.

    В свое время Рижская киностудия создала довольно сносную экранизацию его романа «Весь мир в кармане».

    Девушка с татуировкой дракона. Стиг Ларсон

    Сорок лет загадка исчезновения родственницы не дает покоя стареющему магнату, и вот он предпринимает последнюю в своей жизни попытку - поручает розыск журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берется за безнадежное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема сложнее, чем кажется на первый взгляд. Как связано давнее происшествие с убийствами женщин, случившимися в разных уголках Швеции?

    Багровые реки. Жан-Кристоф Гранж е

    Маленький университетский городок в Альпах охвачен ужасом: чудовищные преступления следуют одно за одним. Полиция находит изуродованные трупы то в расселине скалы, то в толще ледника, то под крышей дома. Сыщик Ньеман решает во что бы то ни стало прекратить это изуверство, но, преследуя преступника, он обнаруживает все новые жертвы…

    Зов Кукушки. Роберт Гэлбрейт

    Когда скандально известная топ-модель, упав с заснеженного балкона своего пентхауса, разбивается насмерть, все решают, что это самоубийство. Но брат девушки не может смириться с таким выводом и обращается к услугам частного сыщика по имени Корморан Страйк. Страйк прошел войну, пострадал физически и душевно; жизнь его несется под откос. Теперь он рассчитывает закрыть хотя бы финансовую брешь, однако расследование оборачивается коварной ловушкой.

    Левиафан. Борис Акунин

    В фешенебельном квартале Парижа с особой жестокостью убиты британский коллекционер лорд Литтлби и весь обслуживающий персонал особняка. Из прославленной коллекции восточных редкостей украдены уникальная золотая статуэтка индийского бога Шивы и один из расписных индийских платков. Дело начинает расследовать сыщик парижской префектуры Гюстав Гош. В руке убитого он обнаруживает эмблему золотого кита. Как выясняется, это эмблема чудо-корабля “Левиафана”.

    Убийство в «Восточном экспрессе». Агата Кристи

    Пуаро едет на шикарном «Восточном экспрессе» и как всегда оказывается втянут в головоломную историю. В купе первого класса утром обнаружен труп мужчины. При этом поезд остановлен в пути снежными заносами и не может тронуться с места. Пуаро придется распутать ситуацию, в которой убийцей может оказаться любой из респектабельных пассажиров. Только блестящие таланты и непревзойденная логика великого сыщика способны помочь раскрыть преступление.

    Ангелы и демоны. Дэн Браун

    Иллюминаты. Древний таинственный орден, прославившийся в Средние века яростной борьбой с официальной церковью. Легенда далекого прошлого? Возможно… Но – почему тогда на груди убитого при загадочных обстоятельствах ученого вырезан именно символ иллюминатов? Приглашенный из Гарварда специалист по символике и его напарница, дочь убитого, начинают собственное расследование – и вскоре приходят к невероятным результатам…

    Сорняк, обвивший сумку палача. Алан Брэдли

    “В тихом омуте черти водятся” – эта пословица точно характеризует эксцентричную семейку, обитающую в старинном поместье Букшоу. Отец, повернутый на марках, чокнутая тетушка и две сестрицы: ханжа и синий чулок – как прикажете развлекаться юной сыщице в такой компании? Расследование нелепой смерти заезжего кукольника открывает другие мрачные тайны, о которых уже давно никто не вспоминал – отличное время препровождение.

    Лунный камень. Уилки Коллинз

    “Лунный камень” – самая известная и, бесспорно, лучшая книга Уилки Коллинза. В этом прекрасном произведении органично сочетаются черты классического детектива, приключенческого и авантюрного романа, а увлекательнейшее повествование сразу же захватывает читателя и держит в напряжении до последней страницы.

    Сладость на корочке пирога. Алан Брэдли

    В старинном английском поместье Букшоу обитают последние представители аристократического рода – эксцентричный полковник де Люс и три его дочери. Летом 1950 года тягучее болото сельской жизни нарушают невероятные события: убийство незнакомца и арест полковника. Пока старшие дочери, как положено хорошо воспитанным английским леди, рыдают в платочки, младшая, одиннадцатилетняя Флавия, в восторге: наконец-то в ее жизни что-то произошло!

    Фламандская доска. Артуро Перес-Реверте

    “Фламандская доска” – интеллектуальный детектив, парадоксальный и многоплановый. Роман завораживает перемещением действия из одного временного и культурного пласта в другой, головокружительно закрученным сюжетом. В мире антикваров и коллекционеров старинная картина – ключ к разгадке жестоких преступлений, происходящих в наши дни, а за каждую проигранную фигуру в шахматной партии заплачено человеческой жизнью.

    Шелкопряд. Роберт Гэлбрейт

    После исчезновения Оуэна Куайна его жена обращается к частному сыщику Корморану Страйку. Полагая, что муж просто скрывается от родных, как случалось уже не раз, Леонора Куайн поручает Страйку найти беглеца и вернуть в лоно семьи. Но в ходе расследования Страйк понимает, что дело обстоит куда серьезнее, чем кажется Леоноре. Оуэн Куайн забрал с собой рукопись нового романа, где выставил в неприглядном свете весьма известных и влиятельных лиц.

    Копчёная селёдка без горчицы. Алан Брэдли

    В поместье Букшоу обитают последние представители аристократического рода – полковник де Люс и три дочери. Пока полковник лихорадочно ищет способы спасти семью от разорения, распродавая коллекцию марок и фамильное столовое серебро, две старшие доченьки, Офелия и Дафна, играют с младшей в инквизицию, но Флавии не до игр, юная сыщица занята очередным расследованием. На территории Букшоу совершают нападение на цыганку-гадалку, разбившую лагерь в лесу, а Флавия находит труп.

    Исчезнувшая. Гиллиан Флинн

    Все было готово для празднования юбилея супружеской жизни, когда пропал один из виновников торжества. Остались следы борьбы в доме, кровь, которую явно пытались стереть, - и цепочка «ключей» в игре под названием «охота за сокровищами»; умная и невероятно изобретательная жена ежегодно устраивала ее для своего обожаемого мужа. И похоже, что эти «ключи» - размещенные ею записки - дают единственный шанс пролить свет на судьбу исчезнувшей.

    Если наступит завтра. Сидни Шелдон

    Захватывающий роман-мелодрама о невероятных ограблениях, которые совершает бывшая скромная служащая банка, после того как сама стала жертвой новоорлеанской мафии. Она борется с мошенниками их же приемами и постоянно переигрывает их, получая, впрочем, от этого не только моральное, но и вполне ощутимое материальное удовлетворение.

    Мертвая зыбь. Юхан Теорин

    Однажды на уединенный остров Эланд опустился очень густой туман, что случалось нечасто – всего несколько раз в год. И именно в этот день маленький мальчик, Йенс Давидссон, вышел из дома дедушки погулять и потерялся. В белом, как молоко, тумане он встретил человека в темном пальто, который представился как Нильс Кант. Он взял мальчика за руку и пообещал отвести его домой. С тех пор Йенса больше никто не видел, как и человека в пальто, который, по сведениям полиции, умер задолго до этих событий…

    Дама в автомобиле, в очках и с ружьем. Себастьян Жапризо

    Эта блондинка – самая красивая, самая лживая, самая искренняя, самая бестолковая, самая упрямая, самая беспокойная из всех известных героинь. Дама убегает от полиции и все время повторяет, что она не сумасшедшая… Однако те, кто ее видят, так не думают. На автозаправке она повредила себе руку. В довершение всего у нее нет с собой денег. Кажется, что, где бы она ни оказалась, ей могут хоть чем-нибудь да навредить, что, куда бы она ни сбежала, она не сможет остаться одна, освободиться от того, что она знает, от того, что она прячет..

    Я вещаю из гробницы. Алан Брэдли

    Невероятное событие нарушает пасторальную идиллию милой английской деревушки Бишоп-Лейси. Команда археологов приезжает, чтобы сделать открытие века, произвести раскопки могилы святого Танкреда. Одного этого уже достаточно, чтобы дать пищу для сплетен на сто лет вперед. Но в том месте, где должна быть гробница святого, находят довольно свежий труп местного красавчика-органиста… за расследование, как обычно рьяно берется вечный кошмар местных полицейских Флавия де Люс – любопытная проныра.

    Пассажир. Жан-Кристоф Гранже

    Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа». Раз за разом он теряет память и из осколков прошлого создает себе новую личность. Чтобы обрести свое подлинное «я», ему придется пройти через все свои прежние ипостаси. Фрера преследуют загадочные убийцы в черном, за ним гонится полиция, убежденная, что именно он - серийный маньяк, совершивший жуткие убийства, имитирующие древнегреческие мифы…

    Молчание ягнят. Томас Харрис

    Доктор Ганнибал Лектер – блестящий психиатр, но мир может считать себя в безопасности только до тех пор, пока он будет находиться за стальной дверью одиночной камеры в тюрьме строгого режима. Доктор Лектер – убийца. Он гурман-людоед. Клэрис Стерлинг – курсант академии ФБР. Она восприимчива к чужой беде, и именно это определяет все ее поступки. Судьба заставляет героев действовать совместно в деле о поимке Буффало Билла – опаснейшего маньяка-убийцы.

    Таинственная река. Деннис Лихэйн

    К трем маленьким приятелям, Шону, Джимми и Дейву, озорничающим на улице, подъезжают два мнимых полицейских и увозят в своей машине самого слабого и беззащитного из них – Дейва. Через несколько дней мальчик убегает от похитителей и возвращается домой, но эта история оставляет рубец в душе каждого из ее участников и через двадцать пять лет вновь сводит их вместе в чудовищном кошмаре.

    Тринадцатая сказка. Диана Сеттерфилд

    Маргарет Ли работает в букинистической лавке. Современности она предпочитает Диккенса и сестер Бронте. Тем больше удивление Маргарет, когда она получает от писательницы Виды Винтер предложение стать ее биографом. И вот перед Маргарет, оказавшейся в стенах мрачного, населенного призраками прошлого особняка, разворачивается в готическая история сестер-близнецов, которая странным образом перекликается с ее личной историей…

    1949 - Мой друг Мегрэ (My Friend Maigret ). (Georges Simenon ). Один из лучших образцов психологического детектива, в огромном наследии французского писателя.

    1949 - Асфальтовые джунгли (The Asphalt Jungle ). (William Riley Burnett ). Роман о группе людей планировавших осуществления грабежа драгоценностей, по роману был снят знаменитый одноименный фильм.

    1950 - Смоллбон умер (Smallbone Deceased ), в русском издании . Майкл Гилберт (Michael Gilbert ). Один из первых романов из серии о работе британских контрразведчиков Колдера и Беренса, больше похожих на крутых детективов. Гилберт в течении многих лет работал адвокатом, пока однажды его клиентом не стал Раймонд Чандлер.

    1948 - Грязный снег (Dirty Snow ). Жорж Сименон (Georges Simenon ). Еще один детектив из серии о .

    1951 - Дочь времени (The Daughter of Time ). (Josephine Tey ). Последний роман великой писательницы об Алане Гранте, инспекторе Скотланд-Ярда, который будучи прикованным к постели со сломанной ногой, распутывает историческую загадку.

    1952 - В последний раз ее видели одетой в… (Last Seen Wearing… ). (Hillary Waugh ). Полицейский роман рассказывающий в хронологической последовательности о ходе детективного расследования. Исследователи полагают, что именно этот роман стал первым в чреде популярных полицейских детективов.

    1952 - Тигр в дыму (The Tiger in the Smoke ). (Margery Allingham ). Четырнадцатый роман из серии об . Роман знаменует переход от детектива классического типа к триллеру.

    1953 - Пятая карусель в Небо (Five Roundabouts to Heaven ). Джон Бингхем (John Bingham ).

    1953 - Долгое прощание (The Long Goodbye ). Реймонд Чандлер (Raymond Chandler ). Над этим романом американский писатель работал, в то время пока умирала его горячо любимая жена.

    1953 - После смерти (Post Mortem ). Гай Каллингфорд (Guy Cullingford ). Когда писателя Гилберта Стоита находят мертвым, с официальной версией - самоубийство не соглашаются ряд его друзей. Однако, исследование причин смерти порождает ряд новых загадок и вопросов.

    1955 - Подвал №5 (The Cellar at No. 5 ). Шелли Смит (Shelley Smith ).

    1955 - Талантливый мистер Рипли (The Talented Mr. Ripley ). (Patricia Highsmith ). Знаменитый психологический детектив американской писательницы.

    1956 - Загнанный зверь (Beast in View ). (Margaret Millar ). Психологический детектив жены Росса Макдональда, один из лучших образцов жанра.

    1956 - Неделя Гидеона (Gideon’s Week ). Джон Кризи под псевдонимом Д.Д. Маррик (John Creasey under the pseudonym of JJ Marric ). Второй роман из серии о Командере Джордже Гидеоне.

    1956 - Загадочные истории (Mystery Stories ). (Stanley Ellin ). Именно за свои рассказы писатель был трижды награжден премией Эдгара (Домашняя вечеринка , Метод Блессингтона , Восьмой круг ).

    1960 - Мегрэ в суде (Maigret in Court ). (Georges Simenon ).

    1960 - Новая Соня Уэйворд (The New Sonia Wayward ). (Michael Innes ).

    1963 - Сперва пистолет, потом масло (Gun Before Butter ) также известный как Вопрос о лояльности (Question of Loyalty ). (Nicolas Freeling ).

    1963 - Человек, которого пустили в расход (The Expendable Man ). (Dorothy B. Hughes ).

    1964 - Население - 1280 (Pop. 1280 ). (Jim Thompson ). Стилистический эксперимент, пронизанный сюрреалистическими эпизодами повествует о гениальном дураке, шерифе 47 округа в государстве, который живет в городе Потсвилле, населенном 1280 душами (их число сильно сократится к концу повествования). Гениальный тонко структурированный рассказ о человеке, который гораздо более хитрее и безжалостнее чем он себя представляет в самом начале.

    1965 - R.S.V.P. Убийство (R.S.V.P. Murder ). (Mignon G. Eberhart ).

    1967 - Человек, который убил себя (The Man Who Killed Himself ). Джулиан Симонс (Julian Symons ).

    1967 - Убийство зерна (Murder Against the Grain ). (Emma Lathen ).

    1967 - Последний лучший друг (The Last Best Friend ). (George Sims ).

    1968 - Стеклянная рамка муравьиного гнезда (The Glass-Sided Ants’ Nest ). (Peter Dickinson ).

    1968 - Мистер Сплитфут (Mr. Splitfoot ). (Helen McCloy ).

    1968 - Личная рана (The Private Wound ). Сесил Дэй-Льюис (Cecil Day-Lewis ) под псевдонимом (Nicholas Blake ).

    1969 - Нисхождение (The Tremor of Forgery ). (Patricia Highsmith ).

    1969 - Слепой с пистолетом (Blind Man with a Pistol ). Честер Хаймс (Chester Himes ). Детективный роман, в котором автор описал собственную биографию.

    1970 - Молодой человек, я думаю, вы умираете (Young Man, I Think You’re Dying ). (Joan Fleming ).