Занятия с детьми инвалидами в детском саду. Открытое занятие в старшей группе к Дню инвалидов «Мир спасет доброта

Рецензия

на модифицированную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья «Здравствуйте, это я»

Гусакова Г.Н. – социальный педагог)

Данная программа предназначена для детей школьного возраста с ОВЗ. Она возникла в связи с необходимостью уменьшить проблемы, которые переживают дети с ОВЗ. Программа предусматривает уменьшение дефицита общения детей с окружающими, её цель – формирование положительной самооценки, позитивного отношения к себе и окружающим, развитие умения понимать себя и окружающих, снижение психического и эмоционального напряжения. Определяя цель и задачи программы, педагоги учитывали не только специфические потребности и возможности детей, но и потребности современной жизни.

Программа по содержанию – дополнительная, по базовой технологии – личностно-развивающая. Реализация целей достигается системой психолого-педагогических задач:

Создание условий эмоционального благополучия каждому ребёнку на всех занятиях в процессе усвоения знаний, умений, предусмотренных данной программой;

Применение технологий, сохраняющих здоровье детей: динамические игры, беседы, тренинги, рисование, конструирование и т.п.

Упражнения и задания, требующие активного участия каждого ребёнка;

Развитие коммуникативных навыков в диалогах, общении, играх.

Решение поставленных задач обеспечивается содержанием программы. Содержание программы соответствует возрастным и личностным особенностям детей, опирается на соблюдение физиолого-гигиенических норм нагрузки и параметров нормального развития ребёнка. Программа имеет научно обоснованную практическую направленность. Она представляет собой комплекс специальных игровых ситуаций, диалогов, практических упражнений. Совокупность их, выстроенная в определённой последовательности, создаёт возможность для самовыражения ребёнка, что способствует повышению самооценки и лучшему преодолению барьеров в общении.

Оригинальность программы в том, что она предусматривает оптимальное чередование развивающих и тренинговых упражнений, активные способы деятельности детей.

Программа предусматривает специальную диагностику, которая позволяет зафиксировать изменения в эмоционально-личностном развитии каждого ребёнка.

Модифицированная программа «Здравствуйте, это я» будет интересна не только психологам, но и тем специалистам, которые хотят помочь детям социализироваться и которые могут дополнить программу дополнительными темами занятий.

Эксперт: _________ Тешке Н.А. – заместитель директора по социальным вопросам

Пояснительная записка

Идея создания программы «Здравствуйте, это я» для детей с ограниченными возможностями здоровья возникла в связи с осознанием того, что во время патроната детей с ОВЗ в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения мы воочию увидели проблемы таких детей: изолированность, замкнутость от мира, состояние безысходности, которые стали причиной утраты коммуникативных навыков.

Дети с ОВЗ – особые дети. В чём их особенность? Чем ближе узнаёшь таких детей, тем лучше понимаешь, как необходима им поддержка и помощь, чувствуешь наличие обострённой потребности у такого ребёнка во внимании и доброжелательности в основе общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети испытывают дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребёнком общественного опыта, вызывающий трудности адаптации таких людей в общество. При создании этой программы мы ставили цель: формирование положительной самооценки, позитивного отношения к себе и окружающим через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и окружающих, снятие психического и эмоционального напряжения.

Практическая и социальная значимость проекта (актуализация):

Помощь в социализции детей с ОВЗ в общество;

Формирование позиции «Я такой же, как все»;

Формирование позиции с «чужой» на «свой»;

Осознание того, что от инвалидности не застрахован никто;

Формирование осознания необходимости помощи и внимания к инвалидам.

По структуре программа – линейная, по базовым технологиям – социально-ролевая, личностно-развивающая.

По новизне – программа модифицированная. Соответствует концепции ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (03.07.1998г.)

При составлении программы использовались материалы проекта «Я такой же, как все» - для детей с ОВЗ и их родителей, автор Алексей Сушенцов – член Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, Белоруссия; «Система развивающих занятий для детей, оставшихся без попечения родителей», автор Наталья Никушкина – практический психолог Бийского детского дома. Были изменены занятия по содержанию и дополнены темы занятий: «Я такой, а ты какой?», «Я такой же, как все», «Узнаём друг друга» и др.

Процент модификации примерно 80 .

Программа включает в себя 10 занятий, продолжительностью 30 – 40 минут. Учитывая разный возраст, разные возможности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности (методический аппарат): игра, беседа, тренинг, рисование, конструирование и т.п.

Каждое занятие содержит следующие этапы:

Создание эмоционального настроя в группе;

Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе через игры, упражнения, беседы и закрепление положительных эмоций от работы, общения.

Важно, чтобы каждый ребёнок реализовал себя, показал определённый уровень знаний, умений, а взрослый похвалил его за маленькие успехи.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Группа должна быть небольшой – тогда ребёнок получает возможность быть в центре внимания, ощущать собственную значимость

На все занятия с детьми с ОВЗ мы приглашали их родителей, братьев, сестёр, знакомых и просто желающих с целью корректировать боязливость в отношении инвалидов, пропагандировать «неопекунское» поведение по отношению к людям с ОВЗ. Считаем, что присутствие гостей необходимо. Ведь они первые помощники в реабилитационном процессе. Программа жизни закладывается в детстве. Объяснение многих поступков людей во взрослой жизни можно найти в проблемах детства. Оттуда же и отношение человека к инвалидам. Мы с детства не привыкли воспринимать людей с ОВЗ как полноправных членов общества. И не подозреваем о проблемах, с которыми сталкиваются они изо дня в день. А ведь от этого не застрахован никто. Ребёнок, вовремя и правильно воспринявший информацию о понятии «инвалид» и «инвалидность», узнавший о проблемах таких людей, в будущем станет адекватно и цивилизованно реагировать на это явление.

Научность программы состоит в том, что на занятиях мы проводим психологический тренинг – вид групповой работы, направленный на коррекцию и приобретение навыков, необходимых для успешного общения. Результативность работы отслеживали, проводя специальную диагностику. Использованы методики:

1. «Самооценка»: хороший – плохой; добрый – злой; умный – глупый; слабый – сильный; смелый – трусливый; красивый – некрасивый; нелюбимый – любимый.

2. «Сформированность образа «Я»: - На кого бы ты хотел быть похожим?

На кого бы ты не хотел быть похожим? - Какой ты сам?

Результаты исходной диагностики показали:

1) Заниженную самооценку по шкалам «хороший – плохой», «добрый – злой», «нелюбимый – любимый» показали 6 детей из 7.

2) Несформированность представлений о себе:

На вопрос: «На кого бы ты хотел быть похожим? – ответ: «Не знаю», два ответа: «Хочу быть хорошим»;

На вопрос: «Какой ты сам? - ответы детей: «Не знаю», «Добрый», «Злой». У них возникали трудности в отношении себя.

Контрольная диагностика по окончании работы выявила положительную динамику изменений: дети умели рассказать о себе, смелее работали на занятиях, стали более открытыми в общении. Положительные изменения в эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ говорят об актуальности данной программы.

Литература:

А. Сушенцов «Я такой же, как все», 2006

Н. Никушкина «Социализация детей-сирот», Москва, 2007

Н. Гряда «Развитие на основе социоигровых приёмов», Армавир,2002

Т.А.Фалькович и др. «Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях», Москва, 2007

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми», Москва, 2003

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», Москва, 2000

Е.Д. Шваб «Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия», 2010

С.А. Пырочкина «Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков», Волгоград, 2007

Тематический план занятий

п/п

Тема занятий

Количество часов

Я – такой, а ты какой?

Я и другие (Я не один, нас много)

«Это – я» - я рисую свой портрет. Я – уверенный.

Наши имена.

Я такой как все.

Узнаём друг друга.

Внимание к партнёру

Волшебные средства понимания

10.

Итоговое занятие: «Это я! Вот я какой!»

Тема занятия(1): Знакомство. Установление доброжелательных взаимоотношений.

Цель: преодоление барьера в общении, снятие психического и эмоционального напряжения.

Задачи : формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий

Развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.

Ход занятия

1. Орг. момент . – Всем добрый день! Давайте познакомимся: … Начинаем занятия, на которых мы будем учиться радоваться, понимать себя, понимать других людей. Занятия будут проходить каждую неделю в пн, в это же время.

2.Приветствие со свечой ( создать положительный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество). Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!»

3. Упражнение «Барометр настроения». Детям предлагается показать своё настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

4. Упражнение-тренинг «Ласковое имя» (поддержание доброжелательной атмосферы в группе). Предлагается каждому ребёнку назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

5. Упражнение-тренинг «Разожми кулак» ( показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение ). Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль ведущего состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительными оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное отношение (разжимает кулак любому ребёнку, используя уговоры, поглаживания, маленькие безобидные хитрости).

6. Упражнение-тренинг «Испуганный котёнок» ( развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться ). Один из детей изображает испуганного котёнка (котёнок маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек). Задача другого ребёнка – установить контакт с котёнком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (погладить котёнка, поговорить с ним, успокоить).

Что вы чувствовали, когда были испуганным котёнком? - Как устанавливали контакт с ним? - В каких ситуациях в жизни ты ведёшь себя как испуганный котёнок?

7. Упражнение тренинг «Ладушки» ( ). Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.

8. Упражнение-тренинг «Танцы на газете».

9. Упражнение «Отгадай-ка». Все садятся по своим местам. Загадки:

1) Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).

2) Все его любят, а поглядят на него – морщатся (солнце).

10. Подведение итогов занятия.

Какие средства в установлении контакта мы сегодня использовали? (Силу, поглаживание, спокойный тон общения)

Что вам понравилось больше всего? - Что было трудно выполнить?

11. Ритуал прощания. Игра «Хоровод» ( сплочение группы )

Тема занятия (2): Я – такой, а ты какой?

Цель: показать детям, что все люди разные, непохожие друг на друга и что это естественно и нормально.

Материалы и оборудование: игрушечный персонаж цыплёнок , тетради, карандаши, фломастеры, детские песенки в записи.

Ход занятия

1. Упражнение «Приветствие» ( создание положительного эмоционального фона ).

У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: (Имя), я рад(а) видеть тебя.

Сегодня к нам в гости пришёл Цыплёнок, который совсем недавно вылупился из яйца. Он ещё никогда не видел детей, тем более, много детей вместе.

2. Упражнение «Мы разные». Цыплёнок: какие вы все одинаковые. У вас у всех есть носы, глаза, руки, ноги, туловище… Как же мне вас различать?

Дорогой Цыплёнок, все дети очень разные, и сейчас ты в этом убедишься. Дети, давайте познакомимся с Цыплёнком поближе. Назовите ему свои имена. (Дети передают по кругу Цыплёнка, называя своё имя)

Давайте расскажем Цыплёнку, чем же вы отличаетесь. Выбираются 2 ребёнка, желательно с одинаковыми именами. Дети садятся рядом перед классом.

Какой у Саши цвет волос, а какой у Паши?

Какой цвет глаз? - Какого они роста? - Одинакового ли они роста?

Во что одеты? - Отличаются ли они поведением?

Цыплёнок, ты понял, что дети совершенно разные?

Дети делают вывод о том, что узнали.

3. Упражнение «Красивое имя» ( повысить уровень самопринятия ).

Написать своё имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы было ярко и красиво. Показывают работы всем.

Вывод:

4. Упражнение-тренинг «Ладушки» ( установление длительного контакта ). Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа, не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.

На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич,

сапожник, портной – кто ты будешь такой?

С кем из детей ты играл дольше всего, не сбиваясь?

С кем из детей было легче достичь высокого темпа?

5. Упражнение-тренинг «Танцы на газете».

Расстилается на полу газета, дети встают на неё. Под музыку дети должны танцевать только на газете (20 секунд). Затем газету складывают пополам, встают и танцуют (20 сек). И так далее.

Вывод: (о помощи друг другу)

6. Конструирование. Работа в паре. Из кусочков бумаги на столе составить панно: «Я и мои друзья». Перед самостоятельной работой рассказать о том, какой сюжет и как дети будут изображать.

7. Ритуал прощания. Игра «Хоровод» ( сплочение группы )

Дети становятся в круг (игра – поменяться местами), затем берут друг друга за руки, улыбаются, затем ладошки друг на дружку – «Спасибо!» – ладошки веером вверх.

8. Подведение итогов занятия:

Что нового узнал цыплёнок на нашем занятии?

Остальные люди отличаются друг от друга?

Что хорошего в том, что мы все разные?

Тема занятия (3): я не один, нас много.

Цель: обращение к собственным чувствам; развитие внимания к окружающим людям.

Материалы и оборудование: свеча, газеты для игры «Касатка и пингвины», шарфик, детские песенки в записи.

Ход занятия

1. Орг. момент

2.Приветствие со свечой (

1) Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!» 2) «Слон, пальма, крокодил»

3. Разминка

1) Поднимите руки те, кто сегодня чистил зубы; любит гулять; любит музыку; получил 5; любит физкультуру; ел сладости; у кого хорошее настроение.

2) Дополни имя прилагательное: снег, рука, голова, цветок, мир, олень, книга, нога, мяч, глаза. Подбери антоним: маленький, быстрый, грустный, ласковый, пушистый, серьёзный.

4. Игра-тренинг «Водяной» (развитие тактильных ощущений, закрепление телесных образов).

«Водяной» садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со словами: Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, мы по берегу идём, хоровод большой ведём. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!

Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Тот становится Водяным.

Вам трудно было узнать своих друзей с завязанными глазами?

Что помогло вам определить, кто перед вами? - А что общего есть у всех вас?

5. Игра «Касатка и пингвины» (снижение моторной расторможенности, внимания к окружающим)

6. Упражнение-тренинг «Кричалки. Шепталки. Молчалки». Слова: сантики – фантики – лимпопо – произносим хором шёпотом, громко, очень тихо и одновременно импровизированные движения.

7. Упражнение-тренинг «Письмо другу» (развитие умения устанавливать контакт)

У кого есть друг, или человек, которого вы любите, он вам кажется очень хорошим? Давайте пошлём ему маленькое письмо с добром. Он будет рад.

Дети с закрытыми глазами носом «пишут» свои имя, фамилию. Подобрать и добавить цвет, украсить рисунком, узорами. Добавить анимацию, огоньки, чтобы имя светилось разноцветными огоньками.

А теперь мысленно отправьте его своему хорошему человеку, назовите его по имени. Представьте, как он обрадуется. Ему будет приятно. Он в эту минуту обязательно вспомнит про вас.

8. Игра-тренинг «Скучно, скучно так сидеть» - «Лишний стул» (развитие внимания)

Скучно, скучно так сидеть, друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться.

9. Игра-тренинг «Волшебный лес чудес» (установление длительного контакта)

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где всегда хорошо. Встанем в шеренгу. Наши руки – это ветки деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, который идёт по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пройдёт сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались?

Ваши чувства, когда вы были деревьями? - Понравилась игра? Чем?

19. Упражнение «Если бы я был…» (развитие ассоциативного восприятия)

Если бы я был животным, то каким? Цветком? Ветром? (Почему?)

(добрым, злым, вялым, ярким, драчуном, и т.д.) - Интересно побыть кем-нибудь?

20. Игра-тренинг «Паровозик» (развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения)

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и начинают движение. Препятствия: обойти, пройти по мосту …

Что понравилось? Почему?

21. Итог. - Что нового узнали? Что понравилось, не понравилось?

Тема занятия (4): «Это – я» - я рисую свой портрет

Цель: помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укреплять уверенность в себе

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, листы бумаги формата А 4, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Орг. момент . – Всем добрый день! Начинаем занятие, на котором мы будем учиться радоваться, понимать себя, понимать других людей.

2.Приветствие ( создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество).

Дети сидят парами, руки на коленях ладошками вверх. Вед. поворачивается к соседу слева, кладёт свои ладошки на его и приветствует со словами «Н., мне приятно тебя видеть». Упр. выполняется по кругу.

3. Упражнение «Зеркало» (развитие наблюдательности)

Все встают в круг. Вед. начинает выполнять движения: вначале крупные, заметные, а затем более мелкие. Дети повторяют. Если они не замечают мелкие движения, то надо подсказать, на какую часть тела следует обратить внимание. Затем дать каждому ребёнку зеркало, дети разглядывают себя.

Что вы увидели в зеркале? А можно ли увидеть в зеркале наши внутренние качества: добрые ли мы, смелые или ленивые, обидчивые? (Ответы детей).

Действительно, в зеркале не отражаются внутренние качества человека. О них говорят наши поступки и дела. В каждом из вас много хороших, добрых, красивых качеств.

Кто хочет рассказать о себе про что-то хорошее? Кто дополнит?

4. Физминутка «Есть или нет?»

Дети становятся в круг и берутся за руки. Если – «Да» - кричать, руки вверх, если – «Нет» - кричать, топать ногами.

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка? Есть ли клюв у поросёнка?

Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нём ошибка?

5. Беседа (расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу).

Какое твоё любимое настроение? Любимое животное? Любимое блюдо? Любимое занятие?

6. Упражнение «Мой портрет» (повысить уровень самопринятия, уверенности в себе)

Дети рисуют свой портрет. Для этого им предлагаются контуры мальчика, девочки.

Портреты вывешиваются на кл.доску.

Рассказать: я какой? (в конце произнести «Я- хороший» - сначала шёпотом, потом громче, затем очень громко). Затем все берутся за руки и громко произносят: «Мы хорошие».

7. Физминутка «Кричалки – шепталки – молчалки»

Три силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Это сигналы. Красный – «кричалка» – можно бегать, кричать, сильно шуметь. Жёлтый – «шепталка» - можно тихо передвигаться, говорить шёпотом. Синий – «молчалка» - замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру – «молчалкой».

8. Упр. «Дерево дружбы» ( воспитание уважения друг к другу, принятие себя)

У вас всех есть имена разные, красивые, ласковые. Мы сейчас создадим дерево дружбы. На этих листочках напишите свои ласковые имена. Можно дописать имена своих друзей. Листочки приклеим на дерево дружбы.

9. Итог. - Что нового сегодня узнали?

Чем понравилось занятие?

Тема занятия (5) : наши имена

Цель: познакомить детей с разными именами, их значением, дать возможность почувствовать собственную значимость, укреплять уверенность в себе.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, лист бумаги, фломастеры, бумажные зелёные листья, клей, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев.

Ход занятия

1.Орг. момент. – Всем добрый день! У каждого из вас есть имя. У всех есть имена. Сегодня на занятии мы поговорим и о наших разных прекрасных именах.

2. Приветствие со свечой. (Цель: создание положительного эмоционального фона)

Назвать чётко своё имя: ласковое, короткое, полное. («Это моё имя – Дашенька, Даша, Дарья»)

3. Разминка (развитие интереса, активности)

Поднимите руки те, кто сегодня умывался; помогал дома; слушал музыку; у кого хорошее настроение.

Дополни: красивый (цветок), грустный, интересный, быстрый, …

Подбери антоним: гладкий, серьёзный, большой, …

4. Упражнение «Моё имя» (Цель: развивать ассоциативное мышление, подвести ребёнка к выявлению его слабых и сильных сторон).

Поискать и найти в классе такой предмет, которому он мог бы дать своё имя. Затем дети объясняют, почему выбрали именно этот предмет, отмечают его положительные стороны и недостатки.

5. Беседа: «Что означают наши имена» (Цель: показать разнообразие имён, их значение, с какой любовью родители давали имена своим детям)

Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем?

Кто вас называет или называл ласковым именем?

Если мы будем называть друг друга ласковыми именами, станем ли мы дружнее?

5. Упражнение-тренинг «Ладушки»

6. Упражнение «Создание дерева дружбы» Детям раздаются зелёные листья деревьев. Предлагается написать свои ласковые имена и по желанию дополнительно своих знакомых. Листочки приклеиваются на ветви дерева.

Это дерево нашей дружбы. Оно напоминает, что мы умеем уважать и понимать друг друга.

7. Работа в парах. Упражнение «Собери разбитую тарелку», «Найди пять отличий»

Как легче работать – одному, или в пере? Почему?

8. Итог. - Что нового вы узнали? - Что понравилось на занятии?

Тема занятия (6): я такой как все

Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, укреплять уверенность в себе.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, листы бумаги, маленькие зеркальца на каждого ребёнка, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев.

Ход занятия

1. Приветствие (Создание положительного эмоционального фона)

Дети садятся в круг, руки на коленях ладошками вверх. Ребёнок поворачивается к соседу слева, кладёт свои ладошки на его и приветствует словами: «Петя, мне приятно тебя видеть». Упр. выполняется по кругу.

2. Упражнение «Зеркало»

Дети встают в круг. Психолог выполняет движения: вначале крупные, заметные, затем более мелкие. Дети повторяют. Роль зеркала можно предложить выполнить ребёнку.

Разглядывание себя в маленькие зеркальца.

Что вы увидели в зеркале? А можно ли увидеть в зеркале наши внутренние качества? (добрые или злые, смелые или ленивые, обидчивые)

Действительно, в зеркале не отражаются внутренние качества человека. О них можно судить по нашим поступкам и делам. В каждом из вас очень много хорошего, доброго и привлекательного. Расскажите о своих положительных качествах. (Дети по желанию рассказывают, другие дополняют).

3. Беседа в порах (расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу). Вопросы:

Какое у тебя любимое настроение? - Какое твоё любимое животное?

Какое твоё любимое блюдо? - Какое твоё любимое занятие?

Есть ли у тебя друг? Расскажи о нём.

Через несколько минут по желанию дети рассказывают группе друг о друге.

4. Физминутка. Упражнение-тренинг «Зеваки» (развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучать умению управлять своим телом и выполнять инструкции)

Дети под музыку идут по кругу, держась за руки. По сигналу (колокольчик) останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

5. Упражнение «Конструктор настроения». Изобразить весёлого, удивлённого, огорчённого, сердитого мальчика.

Какими бы вы хотели быть?

6. Упражненин-тренинг «Подари свою улыбку» (закрепление положительного настроения)

Как вы думаете, почему люди улыбаются?

Что вы чувствуете, когда сами улыбаетесь?

Хочется ли вам улыбнуться, когда вокруг люди улыбаются?

Детям предлагаем нарисовать свою улыбку.

7. Итог. - Что вы нового узнали? - Что понравилось, что не понравилось?

Тема занятия (7): узнаём друг о друге

Цель: показать детям, что в них много общего и много различий; формировать позитивное отношение к окружающим; воспитание терпимости к окружающим.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев: картинки с различными видами одежды, одежда для переодевания (спортивная, праздничная, повседневная, профессиональная).

Ход занятия

1. Приветствие (создание положительного эмоционального фона) (См. занятие № 6)

2. Игра «Пять имён». Дети стоят в кругу, чередуясь: мальчик, девочка. Каждый по очереди называет пять имён мальчиков и пять имён девочек, начиная со слов: «Я знаю пять имён …»

3. Игра-тренинг «Водяной» (развитие тактильных ощущений) В игре участвуют переодетые дети. Дети становятся в круг, выбирают водящего – Водяного. Ему завязывают глаза, он садится в центр круга. Дети идут по кругу со словами:

Водяной, водяной, не сиди ты под водой, Мы по берегу идём, хоровод большой ведём.

Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, Кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!

Водяной с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Если правильно называет имя ребёнка, то тот, кого узнали становится Водяным.

4. Игра – тренинг «Ветерок». Дети встают в круг. Ведущий:

Ветер дует на тех, у кого голубые глаза (у кого в одежде присутствует белый цвет – называется особенность: внешность, одежда, характер, поступки, …).

Меняются местами те, на кого дует ветер.

Понравилась ли вам игра? - Много ли у вас оказалось похожего? Что именно?

Вы знаете, для чего человеку нужна одежда? Одежда может изменить внешность человека. Посмотрим, как это происходит. (Переодевание детей)

Какие виды одежды мы использовали? (Повседневная, праздничная, зимняя, летняя, профессиональная).

Что может быть, если люди будут использовать одежду не по назначению?

5. Итог. - Что нового узнали? - Что понравилось?

Тема занятия (8): внимание к партнёру

Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, формирование умения учитывать интересы других; развитие эмпатии.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; альбомные листы, цветные карандаши; 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата.

Ход занятия

1. Приветствие. « Ласковые слова» (создание благоприятного микроклимата в группе).

Повернуться к соседу слева и сказать ласковые слова друг другу.

2. Упражнение-тренинг «Прогноз погоды» (научить детей передавать своё настроение с помощью изобразительных средств; учить внимательно относиться к состоянию другого человека; развитие ассоциативного мышления).

Дети на листах бумаги рисуют своё настроение с помощью образов, цвета. Затем представляют свои рисунки, остальные должны отгадать настроение по рисунку.

3. Игра-тренинг «Ласковые лапки» (снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений).

Все мелкие предметы выкладываются на стол. Ребёнок оголяет руку по локоть. По руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант: «зверёк» может прикасаться к щеке, ладони.

4. Упражнение-тренинг «Три лица» (работа с мимикой, развитие эмпатии).

Показываю три выражения лица. Дети должны отгадать, какое именно выражение: свирепое лицо – изобразить его: «Сдвинем брови, оскалим зубы и сожмём кулаки». Следующая эмоция – печальное лицо, кажется, что вот-вот заплачешь. Третья эмоция – счастливое лицо: «Широко улыбаемся, прижмём руки к сердцу».

Затем дети делятся на пары, становятся спиной друг к другу. На счёт 1-2-3 дети поворачиваются лицом друг к другу и показывают одно из трёх выражений лица, не договариваясь. Игра повторяется несколько раз.

Сколько совпадений было? - Какое из трёх выражений вы изображали чаще?

5. Итог. – Чему вы сегодня научились? - Что понравилось? Не понравилось?

В какой игре вы чувствовали себя лучше всего?

Тема занятия (9): волшебные средства понимания

Цель: познакомить с интонированием речи; учить относиться внимательно друг к другу; учить пользоваться мимикой лица при изображении эмоций; показать, как мимика помогает в общении; развитие внимания, эмпатии.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; клубочек.

Ход занятия

1. Приветствие «Ласковое имя» (создание доброжелательной атмосферы в группе). Дети передают по кругу клубочек, называя друг друга ласковыми именами.

Рефлексия

Назовите одно хорошее и одно плохое событие за неделю.

2. Упражнение-тренинг «Интонация» (развитие эмпатии, дифференциация слухового восприятия).

Что такое интонация? Произнести с разной интонацией (радостно, грустно, свирепо, удивлённо, с чувством вины):

Пойдём поиграем! - Дай мне книгу!

Дети должны угадать, с какой интонацией произнесена фраза.

3. Упражнение-тренинг «Кто тебя позвал?» (соотнесение звукового образа с человеком)

Дети по очереди становятся в конец комнаты. Кто-то один, изменив голос, должен позвать: « Петя, пойдём играть». Ребёнок отгадывает, кто его позвал, какая была использована интонация.

Какая интонация самая приятная?

4. Игра-тренинг «Интервью дракона» (проработка знакомых средств понимания)

Представьте, что вам нужно взять интервью у сказочного дракона, у которого пять голов и каждая голова находится в разном настроении.

Вызываются пять детей, каждый должен ответить на вопрос: «Что тебе нужно, незнакомец?», при этом выразить настроение головы, которую он изображает. Остальные должны определить интонацию и настроение головы дракона.

Удалось ли отобразить настроение дракона?

5. Итог . В какой игре вы чувствовали себя лучше всего?

Тема занятия (10): вот я какой!

Цель: обобщение знаний; повышение самооценки ребёнка; поддержание интереса к собственной индивидуальности и к другим детям; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; свеча, тетради, карандаши, цветок, картинка «Ёжик»

1. Приветствие со свечой (создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть»

2. Упражнение «Ассоциация» (продиагностировать отдельных участников и группу в начале занятия, обратить внимание на позитивный настрой каждого ученика, его значимость в работе группы)

Если бы наши занятия были похожи на что-то или на какое-либо животное, то на какое?

Дети называют ассоциативные образы. Ведущий делает вывод о настрое каждого и группы в целом.

3.Упражнение-тренинг «Ладошки» (повышение самооценки ребёнка, обращение к его индивидуальности). Дети обводят обводят на листе бумаги свои ладошки и передают соседу. Сосед пишет на ладошке имя «хозяина» и украшает её: разукрашивает пальцы, украшает имя и пр. Затем рассказывает о том ребёнке, чью ладошку он раскрашивал (его любимые занятия, друзья, хорошие качества).

Понравилась ли вам ваша ладошка?

Понравился ли рассказ о себе? Что вы можете к нему добавить?

4. Упражнение «Пересядьте те, кто …» (акцентировать внимание детей на индивидуальных сходствах и различиях)

Дети садятся в круг.

Пересядьте все, кто любит мороженое. Иногда можно сказать: «Ураган» - и тогда все дети меняются местами.

Понравилась ли вам игра?

Много ли сходных особенностей у вас оказалось? В чём были различия?

5. Упражнение-тренинг «Пион и колючий ёжик» (активизировать внимание детей на положительных и отрицательных качествах друг друга, учить выделять их; получение обратной связи от детей в группе)

Детям раздаются два предмета: пион (или любой цветок) и картинка или игрушка «Ёжик». Ребёнок должен подарить любому другому ребёнку со словами: «Я дарю тебе за то, что … (назвать положительное качество, то, за что человека можно любить) и «Я дарю тебе колючего ёжика за то, что …» (выделяется то, что в человеке не нравится). Можно на занятии использовать только один цветок и одного ёжика и передавать их по кругу.

Развивающие занятия с детьми-инвалидами, имеющими различные задержки в психическом развитии

Занятия предваряются комплексной психологической и, в случае необходимости, медицинской диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка, причин, по которым произошли задержки в психическом развитии.
Разрабатывается программа комплексной медико-психологической реабилитации на основе индивидуально-психологических особенностей ребенка, проблем здоровья и специфики задержек в психическом развитии.

Занятия проводятся с ребенком в присутствии родителей, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. После каждого занятия выдается комплект домашних заданий, чтобы ребенок дома совместно с родителями или под их контролем ежедневно выполнял соответствующие упражнения в течение 30-40 минут. Общая продолжительность занятий определяется индивидуально, в зависимости от темпов продвижения ребенка.

Общая цель занятий: подготовка ребенка к обучению в общеобразовательной школе, зачисление в общеобразовательную школу. По желанию родителей ребенку обеспечивается психологическое сопровождение в течение первого года обучения (иногда - двух лет) по общеобразовательной программе.

Ведущая: Ясюкова Л.А.


  • Групповые развивающие занятия для дошкольников (3-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет). Развитие способностей и интеллекта в игровой форме. Учим общаться со сверстниками; достигать результата, быть внимательными. Развитие воображения и памяти. Ролевые игры.

  • Занятия предваряются комплексной психологической диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка и степени сформированности начальных школьных навыков. Цель занятий: развитие понятийного мышления…

  • Цель занятий: развитие интеллектуальных операций, психологических способностей и личностных качеств, которые обеспечивают полноценное усвоение школьной программы. Программа занятий составляется с учетом индивидуально-психологических особенностей...

  • Занятия предваряются комплексной психологической диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка, причин, по которым произошли задержки в психическом развитии, и степени сформированности начальных школьных навыков...

  • Разрабатывается программа комплексной медико-психологической реабилитации на основе индивидуально-психологических особенностей ребенка, проблем здоровья и специфики задержек в психическом развитии…

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городской центр развития и научно – технического творчества детей и юношества»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: морской пейзаж «Лунная дорожка»

индивидуальное занятие с ребенком – инвалидом на дому.

Детское объединение «Волшебная кисть».

педагог дополнительного образования:

Юдина Дарья Сергеевна.

Тула 2016

Дата проведения: 03.2016 г.

Место проведения: МБУДО «ГЦР и НТТД и Ю».

Возраст ребенка: 10 лет.

Год обучения: второй.

Количество: 1 человек.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

Оснащенность занятия:

    Схемы и иллюстрации ;

    Бумага для акварели ;

    Краски - гуашь ,

    Кисти белка или пони 2, 5, 10;

    Простой карандаш и ластик для наброска ;

    Баночка , клеенка.

    Наглядный материал.

Цель: изобразить морской пейзаж по образцу, путём срисовывания, научиться правильно использовать контрастные цвета в изображении ночи. Провести краткую беседу с просмотром наглядного материала.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепление знаний обучающегося об основах композиции.

2.Закрепление цветового спектра.

3.Закрепление знаний об ранее изученных видах ИЗО и живописи.

4.Показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

5.Ознакомление обучающегося с новым видом пейзажа – «морской».

Развивающие:

1.Развитие усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

2. Развитие творческого воображения.

3.Формирование навыков самостоятельной работы.

4. Развитие основных функций мышления: самоанализа, самооценки.

5. Развитие мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей ребенка-инвалида, интеллекта.

6. Развитие памяти и внимания, способности выражать свои эмоции и состояние души с помощью рисунка.

7. Развитие и реализация у ребенка-инвалида имеющиеся потенциальные возможности.

8. Развитие умения справиться со своей внутренней замкнутостью.

Воспитательные:

1. Воспитание эстетического вкуса.

2.Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к родной природе.

4. Воспитание стремления к качественному выполнению работы.

Методы обучения: наглядный, практический.

Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдаются следующие условия:

Замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;

Оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;

Опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;

Дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.

Структура занятия:

Организационный момент;

Повторение изученного материала;

Изучение новой темы с помощью беседы, просмотра репродукций художников;

Физкультминутка;

Практическая часть;

Завершение работы и подведение итогов;

Рефлексия.

Ход занятия:

    Организационный момент (1 мин.)

Приветствие;

Проверка готовности к занятию.

    Повторение пройденного материала, постановка целей и задач (5 мин.)

Целью нашего сегодняшнего занятия является знакомство с новым видом пейзажа – «морским пейзажем». Наша задача будет заключаться в том, чтобы научиться правильно изображать воду, ночное время суток, а также использовать контрастные цвета (напр. черный в сочетании с белым, а синий с желтым и т.д.), использовать в своей работе наименьшее количество оттенков, так как в изображении ночи используется обычно не более 3-4 цветов.

Для начала мы повторим пройденный материал и вспомним какое-же самое главное средство художественной выразительности? Ответ обучающегося: цвет.

Еще одним важным аспектом в изобразительном искусстве является – композиция. Для того, чтобы создать картину, мы должны правильно её составить. Давай вспомним что такое композиция? Ответ: композиция –это правильное расположение предметов на листе бумаги.

Далее демонстрируются различные картинки, а ребенок должен увидеть и определить правильно или неправильно на них расположены предметы. Далее вспомним какие бывают цвета. Ответ: теплые и холодные, веселые и грустные, спокойные и насыщенные, светлые и темные и т.д.

А теперь давай поговорим об основных жанрах живописи, т.е. по-другому – о видах картин?

Ответ: пейзаж, портрет и натюрморт. Так как сегодня наше занятие посвящено такому жанру в живописи как пейзаж, то ответь пожалуйста на вопрос что такое пейзаж?

Ответ: пейзаж - это изображение природы, сельской местности, зданий, водоемов и т.д. А, какие бывают основные виды пейзажей?

Обучающиеся: деревенский, городской, сельский, архитектурный, морской, пейзаж по времени года (зимний, летний и т.д.).

    Изучение новой темы с помощью беседы и просмотра репродукций художников (3 мин.).

После того, как мы побеседовали о видах, жанрах изобразительного искусства, о цвете и его видах, вспомнили что такое пейзаж и его виды, давай поговорим о картинах художников и определим какое в своих работах они использовали сочетание цвета, настроение и технику.

Педагогом демонстрируются и комментируются репродукции великих и современных художников по теме «морской пейзаж», а также картины с изображением ночи. Ребенок слушает комментарии педагога и обсуждает просмотренный материал.

    Физкультминутка (1 мин.)

    Практическая часть (30 мин.)

Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившиеся ему задание из представленных образцов. Потом необходимо провести разминку и разогрев пальчиков с помощью зарядки. Затем делают несколько эскизов, выбирают наиболее удачный, и только после этого приступают к работе. Лист бумаги располагается горизонтально.

Рекомендации педагога: теперь проявим свою фантазию, творческие способности и нарисуем морской пейзаж на тему «Лунная дорожка», который должен быть связан с ночью на море, отражением луны в воде и сочетанием темных и светлых цветов.

Выполнение наброска в карандаше.

Педагог следит за работой обучающегося и дает рекомендации:

Набросок выполняем твердым простым карандашом (Т или ТМ) не надавливая на него слишком сильно, так как он будет просвечиваться сквозь краски.

Выполняя набросок, не надо прорисовывать четких элементов в вашем рисунке, так как набросок – это лишь примерное, предварительное изображение предметов.

Завершение наброска и выполнение работы в цвете

Работу в цвете будем выполнять поэтапно. Рисовать начинаем слева – направо, продвигаясь сверху вниз. Сначала рисуем основной фон – небо и воду. Они должны быть примерно одного цвета. На небе оставляем не закрашенный круг для луны. Затем изображаем землю и горы на берегу, используя черный, коричневый и синий тона, т. к. это самые темные пятна в нашей работе. Фон у нас готов и теперь даем ему подсохнуть.

Теперь рисуем основные элементы в нашей композиции (луна и лунная дорожка) и переходим к светлым тонам (белому и жёлтому). Блики на воде делаем длинными, постепенно рассеивающимися мазками с помощью белой и жёлтой красок. Даем работе подсохнуть.

Используя черный, синий и белый цвет, рисуем небольшие ночные облачка на небе, тем самым заполняя пустые места в нашей композиции. Пожалуй, наша работа готова. Надо подвести итоги.

6. Итог занятия. Анализ получившихся работ (2 мин).

Педагог вместе с обучающимся рассматривает выполненную работу, вместе обсуждают и дают оценку, анализируют, что в процессе работы у них получилось более удачно, а что менее.

7. Рефлексия (3 мин.)

Педагог:

Чему мы научились сегодня на занятии?

Что понравилось больше всего?

Что вызвало трудности?

Благодарю за занятие!

8. Вывод – обобщение.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Не случайно большая часть всех детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им . Каждая встреча ребенка и педагога - это своеобразный урок жизни, урок доброты. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.

Занятия с детьми-инвалидами в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.

Если в процессе обучения и воспитания педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к , растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия

для детей-инвалидов

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭМОЦИЙ

Педагог-психолог КГАУ СО «РЦДПсОВ» С.С. Пипина

Социальный педагог КГАУ СО «РЦДПсОВ» О.В. Бадьина


Цель : Развитие эмоциональной сферы детей, обучение компьютерной графике.
Задачи :
дидактические :

Учить осознанно выражать заданные эмоции (радость, грусть, злость,

удивление);

Научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

Закреплять навыки ориентировки на листе;

Закреплять навыки работы в компьютерной программе Paint .


коррекционно-развивающие :

Развивать умение понимать эмоциональные состояния других;

Развивать зрительно-моторную координацию, внимание, память.


воспитательные :

Развивать эмпатию;

Воспитывать чувство взаимопонимания.


Оборудование : 4 комплекта компьютерного оборудования (по числу детей), комплект презентационного оборудования (мультимедийный экран, проектор), карта страны эмоций (см. приложение № 1), компас, игрушки, книги, рисунок из мультфильма «Вини-Пух» (см. Приложения №№ 2,3), зеркало, шатёр из чёрной ткани, имитирующий пещеру, шляпа и плащ колдуна, воздушные шары по количеству детей, изображение весёлого солнышка, облака с изображёнными на них эмоциями (синее облако – грусть, зелёное - удивление, черное – злость, желтое - радость), аудиозаписи тревожной музыки и аудиосказки «Сказка о царе Салтане», видеозапись мультфильма «По дороге с облаками».


Предварительная работа : настроить мультимедийное оборудование, проверить работу компьютеров, закрепить к потолку по пространству кабинета 4 нити, к которым в дальнейшем на скрепки будут крепиться цветные облака; установить шатёр, закрепить на стене изображение солнца, при входе в кабинет поставить журнальный стол.

Целевая аудитория: дети-инвалиды 5-8 лет.

Ход занятия:


Дети в сопровождении педагога-психолога входят в компьютерный кабинет.
    Организационный момент
При входе в компьютерный кабинет на журнальном столе лежат игрушки, компас, книги, карта страны эмоций.

Педагог-психолог: Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие в страну эмоций. Но чтобы отправиться в это путешествие, нам нужно взять с собой только самые необходимые предметы. Подойдите к столу и выберите их. (Дети выбирают карту и компас) Теперь мы готовы отправиться в путь. А дорогу нам укажет компас. Давайте хором проговорим волшебные слова: «Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи».

Педагоги и дети

    Основная часть

    «Грустная поляна»

Ребята, посмотрите, куда указывает стрелка компаса? На какую поляну мы с вами попали?! На экране мультимедийного оборудования появляется поляна, на ней - грустный ослик (рисунок из мультфильма «Вини-Пух»). Кто это?

Дети: Ослик.

Педагог-психолог: Посмотрите на него внимательно: какое у него настроение? Дети: Ему грустно.

Педагог-психолог: Почему вы решили, что ослику грустно? Ответы детей

Педагог-психолог: Смотрите, у нас появилось облачко с подсказкой. А какого оно цвета? Социальный педагог закрепляет к нити синее облако . Вы когда-нибудь грустили? Вспомните и изобразите грусть на своем лице.

Социальный педагог: Предлагаю вам пройти за компьютерные столы. Что-то наши пальчики загрустили.

Социальный педагог проводит пальчиковую гимнастику «Грустные пальчики».

Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики грустят,

Работа на компьютере в графическом редакторе Paint .

Социальный педагог: Откройте на экранах мониторов графический редактор Paint . Разделите лист на 4 равные части. Дети делят лист на 4 равные части с помощью инструмента «Линия» графического редактора Paint . Вспомните, какие лица были у вас, когда вы изображали грусть. Давайте попробуем изобразить грустные лица с помощью инструментов графического редактора в левой верхней части листа. Дети рисуют грустные лица, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

Педагог-психолог: А мы продолжаем путешествие.

Педагоги и дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова) : Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.

    «Удивительный остров»

Педагог-психолог: Давайте присядем и посмотрим на карте, куда указал нам компас. Ой! куда это мы попали?! Дети присаживаются на стульчики и слушают фрагменты аудиосказки «Сказка о царе Салтане».

1. В свете есть такое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквями, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет, Да орешки все грызет. А орешки непростые, Скорлупы-то золотые.
2. Там еще другое диво: Море вздуется бурливо Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в чудном беге И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.
3. А у князя жена есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

Педагог-психолог: Сколько необычного и удивительного мы с вами узнали! Когда мы видим что-то необычное, мы же удивляемся? А вы умеете удивляться? У нас появилось ещё одно облачко, какого оно цвета?

Дети: Зеленого.

Педагог-психолог: Посмотрите, как оно удивилось, увидев вас! Давайте удивимся вместе с облаком.

Упражнение «Зеркало» Посмотрите в зеркало и представьте, что там отразилось что-то сказочное, необычное и удивительное (дети, смотря в зеркало, удивляются сначала по одному, затем все вместе).

Работа на компьютере.

Социальный педагог: Ребята, предлагаю вернуться за компьютерные столы и нарисовать удивлённое лицо, которое мы видели в зеркале. Задание выполняйте в правой верхней части листа. Дети рисуют удивлённые лица, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

Педагог-психолог: С какой эмоцией мы познакомились?

Дети: Удивление. Педагог-психолог: Наше путешествие продолжается дальше. Вставайте в круг и вспоминайте слова, которые мы произносили для того, чтобы компас указал нам дорогу. Дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова) : Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи. 3. «Пещера злого колдуна». Дети смотрят на карту. Звучит тревожная музыка.

Ребята, здесь живет злой колдун. Давайте войдём в пещеру и посмотрим, что там внутри. Колдуна сейчас нет, но остались его волшебная шляпа и плащ. Предлагаю вам превратиться в колдуна и немного позлиться. А вот и облачко-подсказка. Какого оно цвета? (черного) дети показывают злые лица.

Работа на компьютере.

Социальный педагог: Ребята, садитесь за компьютерные столы и нарисуйте лицо злого колдуна в левой нижней части листа. Дети рисуют лицо злого колдуна, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

Педагог-психолог: Ребята, я вам подскажу, как избавиться от злости. Возьмите вот эти шары и представьте, что это ваша злость. Когда они лопнут, вместе с ними исчезнет и злость. Дети стараются лопнуть свои шары. Ура, мы победили злость, и колдун без неё теперь будет бессилен. Сделав такое хорошее дело, мы можем продолжить своё путешествие.


Дети: Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.
4. «В гостях у солнышка»

Педагог-психолог: Посмотрите что вы видите? Указывает на висящее на стене солнце. Какое у него настроение? (весёлое) Какого цвета облако появилось? (желтое). Посмотрите, даже у грустного ослика улучшилось настроение, когда его согрело солнышко и пришли друзья (Приложение № 3).

Работа на компьютере

Социальный педагог: Ребята, пройдите за компьютерные столы и нарисуйте в правой нижней части листа весёлое солнышко. Дети рисуют весёлое солнце, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

    Итог

Социальный педагог: Предлагаю вам посмотреть рисунки друг друга, которые получились у вас во время путешествия. (Дети смотрят рисунки на мониторах компьютеров)


Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу. На пути нам встречались облака разного цвета, у каждого из которых было своё настроение. Давайте вспомним их. Дети называют цвет и настроение каждого облака. Мы предлагаем каждому из вас выбрать облако со своим настроением. Дети выбирают облака по своему настроению.

А сейчас пора возвращаться домой! На мультимедийном экране включается фрагмент мультфильма «По дороге с облаками», где герои возвращаются домой. Дети, образуя круг, идут друг за другом по кабинету под весёлую музыку. Уходя из кабинета, машут рукой героям мультфильма.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Конспект открытого мероприятия, посвященного Международному дню инвалидов «Согреем душу теплым словом»

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Цель: развитие потребности в нравственном самосовершенствовании.

Задачи:

  • формировать положительный опыт у детей;
  • учить детей слышать доброе слово и вовремя его произносить;
  • развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру;
  • улучшить отношение детей к людям с инвалидностью;
  • расширять представления о доброте;
  • развивать творческие способности детей, интерес и любознательность;
  • воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу.

Предварительная работа: ситуативные беседы о хороших и плохих поступках; чтение сказок и литературных произведений, конкурс – акция «Поможем зимующим птицам» ; разучивание стихотворений о доброте; просмотр и обсуждение видео – роликов.

Оборудование: ватман, клей, салфетки, клеенки, заготовки – цветные лепестки и ладошки из зеленой бумаги; схемы – символы; магнитная доска; глобус; ангел (светящийся) ; сердечки из красного картона с прикрепленными конфетками; подборка русских народных сказок; свеча- лампа; мультимедийный экран; подборка музыки и видео – роликов.

Ход мероприятия.

Под песню Кота Леопольда дети заходят в группу и останавливаются на ковре.

Воспитатель: Один известный французский писатель Виктор Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»

Внутри каждого из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она нужна и нам самим и близким нам людям, потому что любовь, забота и помощь согревают как настоящее солнце. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

Возьмитесь, пожалуйста, за руки, нежно пожмите друг другу руки и улыбнитесь своему соседу. Повторим вместе со мной:

Чем больше в мире доброты,
Тем счастливей я и ты.
Что вы почувствовали?
Дети: Тепло.

Воспитатель: Правильно, тепло. Это значит, что у каждого из вас есть солнышко, и чем больше добрых дел вы будете делать, тем оно будет больше и будет согревать вас и всех вокруг. А сейчас давайте послушаем Ульянку:

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живем на земле.

Ребята, закройте глаза и пошлите солнечные лучики маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. А теперь откройте глаза (показывает глобус) . Пошлите добрые лучики всем людям Земли, пусть все люди любят друг друга и берегут мир.

А как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

Давайте обозначим, что такое доброта условными знаками.

(Дети на мольберте выкладывают условные знаки и говорят их обозначение)

Сердце - доброе отношение к близким;
Кошка - доброе отношение к животным;
Цветок – доброе отношение к растениям;
Молоток – доброе дело, поступок;

Солнце - доброе отношение к неживой природе;
Человек – доброе отношение к людям, друзьям.

Физкультминутка «Добро – зло»

Воспитатель называет глаголы (добро – хлопают, зло – топают)

(Защитил, обогрел, помог, заступился, накормил, пожалел, обнял, погладил)

(Порвал, обидел, поссорился, отобрал, толкнул, ударил, разрушил, нагрубил)

Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать. (поливать цветы, сервировать стол, заправлять постель, убирать игрушки, завязывать друг другу шарфы или шнурки и т. д.) . А что вам подсказывает сделать доброе дело? (Сердце подсказывает)

Значит у вас доброе сердце.

А вы встречали добрых людей? (ответы детей)

Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Давайте вспомним эти сказки.

(«Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси – лебеди» , «Три поросенка» , «Репка» , «Цветик – семицветик» , «Царевна –лягушка» и другие)

А теперь поговорим о том что такое зло. (ответы детей)

Зло – это нечто противоположное добру. Например, плохие поступки, грубость, неуважение, несчастье, беда, война.

Как вы считаете, каких людей больше на земле: добрых или злых. (ответы детей)

А каких вы знаете плохих сказочных героев? Назовите их.

(Волк, Лиса, Снежная королева, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Ведьма и др.)

Третьего декабря отмечается Международный день инвалидов. В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей (Показ слайдов)

Игра на внимание

Хлопните в ладоши те, кто всегда готов прийти на помощь другу.
- Подпрыгните те, кто всегда слушается родителей.
-Присядьте те, кто равнодушен и безразличен к окружающим.
-Повернитесь вокруг себя, кто всегда со всеми делится.

Попрыгайте на одной ножке те, кто обижает ребят.
- Присядьте те кто считает себя добрым.
- Схватите себя за ухо, кто любит грубить.
-Покажите пальцем, вот так, как хорошо быть добрым!

Дарить добро – это очень просто, нужно только быть повнимательнее.

Послушайте стихотворение, которое Егор расскажет о себе:

Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда, забуду я о них.

улыбкой я всегда дружу, друзьям всегда я рад.
Я дружбой верной дорожу люблю я всех ребят.

Воспитатель: Русская народная пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит» . Ребята какие добрые слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, будьте здоровы, приятного аппетита, извините, простите, спокойной ночи, в добрый путь, счастливой дороги.

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое прочтет Катя.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер»

И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час» .
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Давайте попросим Полинку рассказать нам стихотворение.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова словами.

Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час.
Когда они другим необходимы.

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вы запомнили эти слова и всегда будете их говорить, и тогда в мире будет больше доброты, и солнышка в ваших сердцах будут светить ярче.

Ребята, вы заметили, что у нас в группе появился ангел. Ангел добрых дел (показать светящегося ангела) . Он увидел, какое доброе у вас сердце, сколько добрых дел вы можете совершить. И всем, кто откликнулся на доброе дело, ангел дарит сердечко с сюрпризом. (сердечко с прикрепленной конфетой)

У каждого человека своя душа, а чем мы наполним эту душу, зависит от нас самих.

Давайте все вместе создадим волшебную клумбу. Для начала, нам нужно посадить травку, на которой будет расти волшебный цветок. Ее я предлагаю вам сделать из ладошек зеленого цвета, ведь зеленый цвет – это цвет природы, цвет самой жизни. Наши ладошки будут тянуться вверх, и поддерживать наш цветок. А знаете, почему наш цветок будет волшебный? Волшебный он будет потому, что цвет его лепестков означает различные качества людей. Мы возьмем только положительные качества и лепестки только ярких цветов (красный - любовь, голубой – доброта, зеленый – жизнь, желтый – тепло, оранжевый – отзывчивость, фиолетовый – дружба, сиреневый – вежливость)

Дети наклеивают цветок, любуются им. (во время работы звучит спокойная музыка)

Дети и воспитатель встают в круг, воспитатель зажигает свечу, предлагает детям посмотреть, как красиво горит огонек, затем предлагает передать свечу, говорить при этом добрые пожелания друг другу: «Вот так и от

доброго человека идет доброта, как свет от этой свечи. Давайте передадим добро друг другу и скажем добрые слова» (я хочу чтобы…)

Звучит песня «Дорогою добра» автор Ю. Энтин, композитор М. Минков.

(на мультимедийном экране видеоролик)