Занятия детьми инвалидами конспекты занятий. Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ДЦП. Содержат комплексы упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика, игры для рук в воде, ритмическая организация движений)
Цикл занятий педагога-психолога с РИД и детьми с ОВЗ. Цели:
- Расширить представление о лесе (тропинке, шишках).
- Развивать общую и мелкую моторику.
Цикл занятий педагога — психолога с РИД и детьми с ОВЗ. Цели:
- Расширить представление о космосе (созвездиях, Солнечной системе, планетах, метеоритах, кометах).
- Закреплять коммуникативные навыки, умения взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам игры.
- Развивать общую моторику, ориентироваться в пространстве, согласовывать движения с музыкой.
- Развивать воображение, мышление, память, внимание.
- Активизировать словарь по теме (космодром, луноход, созвездие, метеорит).
- Снимать психологическое и мышечное напряжение, снижать уровень тревожности.
Компьютер развивает не только познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности воспитанников: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты.
Цель: развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Методическая разработка решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Основной целью реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание социально-психологических условий для повышения эффективности обучения и психологического развития обучающихся в ситуациях школьного взаимодействия при переходе на новые образовательные стандарты.
Материал способствует формированию общего представления о профессиях. Прошёл успешную апробацию в коррекционном классе.
Цель занятия — тренировка внимания.
Цель занятия — гармонизация личности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР через игровые технологии.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком с ТМНР, Дягилева Е.А., специалист по социальной работе. Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Байкаловского района».
- -установить зрительный контакт;
- вызвать положительный эмоциональный настрой у ребенка.
Конспект открытого мероприятия, посвященного Международному дню инвалидов «Согреем душу теплым словом»
Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018
Цель: развитие потребности в нравственном самосовершенствовании.
Задачи:
- формировать положительный опыт у детей;
- учить детей слышать доброе слово и вовремя его произносить;
- развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру;
- улучшить отношение детей к людям с инвалидностью;
- расширять представления о доброте;
- развивать творческие способности детей, интерес и любознательность;
- воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу.
Предварительная работа: ситуативные беседы о хороших и плохих поступках; чтение сказок и литературных произведений, конкурс – акция «Поможем зимующим птицам» ; разучивание стихотворений о доброте; просмотр и обсуждение видео – роликов.
Оборудование: ватман, клей, салфетки, клеенки, заготовки – цветные лепестки и ладошки из зеленой бумаги; схемы – символы; магнитная доска; глобус; ангел (светящийся) ; сердечки из красного картона с прикрепленными конфетками; подборка русских народных сказок; свеча- лампа; мультимедийный экран; подборка музыки и видео – роликов.
Ход мероприятия.
Под песню Кота Леопольда дети заходят в группу и останавливаются на ковре.
Воспитатель: Один известный французский писатель Виктор Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»
Внутри каждого из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она нужна и нам самим и близким нам людям, потому что любовь, забота и помощь согревают как настоящее солнце. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.
Возьмитесь, пожалуйста, за руки, нежно пожмите друг другу руки и улыбнитесь своему соседу. Повторим вместе со мной:
Чем больше в мире доброты,
Тем счастливей я и ты.
Что вы почувствовали?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Правильно, тепло. Это значит, что у каждого из вас есть солнышко, и чем больше добрых дел вы будете делать, тем оно будет больше и будет согревать вас и всех вокруг. А сейчас давайте послушаем Ульянку:
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живем на земле.
Ребята, закройте глаза и пошлите солнечные лучики маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. А теперь откройте глаза (показывает глобус) . Пошлите добрые лучики всем людям Земли, пусть все люди любят друг друга и берегут мир.
А как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
Давайте обозначим, что такое доброта условными знаками.
(Дети на мольберте выкладывают условные знаки и говорят их обозначение)
Сердце - доброе отношение к близким;
Кошка - доброе отношение к животным;
Цветок – доброе отношение к растениям;
Молоток – доброе дело, поступок;
Солнце - доброе отношение к неживой природе;
Человек – доброе отношение к людям, друзьям.
Физкультминутка «Добро – зло»
Воспитатель называет глаголы (добро – хлопают, зло – топают)
(Защитил, обогрел, помог, заступился, накормил, пожалел, обнял, погладил)
(Порвал, обидел, поссорился, отобрал, толкнул, ударил, разрушил, нагрубил)
Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать. (поливать цветы, сервировать стол, заправлять постель, убирать игрушки, завязывать друг другу шарфы или шнурки и т. д.) . А что вам подсказывает сделать доброе дело? (Сердце подсказывает)
Значит у вас доброе сердце.
А вы встречали добрых людей? (ответы детей)
Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Дети: В сказках.
Воспитатель: Давайте вспомним эти сказки.
(«Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси – лебеди» , «Три поросенка» , «Репка» , «Цветик – семицветик» , «Царевна –лягушка» и другие)
А теперь поговорим о том что такое зло. (ответы детей)
Зло – это нечто противоположное добру. Например, плохие поступки, грубость, неуважение, несчастье, беда, война.
Как вы считаете, каких людей больше на земле: добрых или злых. (ответы детей)
А каких вы знаете плохих сказочных героев? Назовите их.
(Волк, Лиса, Снежная королева, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Ведьма и др.)
Третьего декабря отмечается Международный день инвалидов. В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей (Показ слайдов)
Игра на внимание
Хлопните в ладоши те, кто всегда готов прийти на помощь другу.
- Подпрыгните те, кто всегда слушается родителей.
-Присядьте те, кто равнодушен и безразличен к окружающим.
-Повернитесь вокруг себя, кто всегда со всеми делится.
Попрыгайте на одной ножке те, кто обижает ребят.
- Присядьте те кто считает себя добрым.
- Схватите себя за ухо, кто любит грубить.
-Покажите пальцем, вот так, как хорошо быть добрым!
Дарить добро – это очень просто, нужно только быть повнимательнее.
Послушайте стихотворение, которое Егор расскажет о себе:
Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда, забуду я о них.
улыбкой я всегда дружу, друзьям всегда я рад.
Я дружбой верной дорожу люблю я всех ребят.
Воспитатель: Русская народная пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит» . Ребята какие добрые слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, будьте здоровы, приятного аппетита, извините, простите, спокойной ночи, в добрый путь, счастливой дороги.
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое прочтет Катя.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет
Говорят не зря при встрече
«Добрый день»
и «Добрый вечер»
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час»
.
Доброта - она от века
Украшенье человека…
Давайте попросим Полинку рассказать нам стихотворение.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час.
Когда они другим необходимы.
Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вы запомнили эти слова и всегда будете их говорить, и тогда в мире будет больше доброты, и солнышка в ваших сердцах будут светить ярче.
Ребята, вы заметили, что у нас в группе появился ангел. Ангел добрых дел (показать светящегося ангела) . Он увидел, какое доброе у вас сердце, сколько добрых дел вы можете совершить. И всем, кто откликнулся на доброе дело, ангел дарит сердечко с сюрпризом. (сердечко с прикрепленной конфетой)
У каждого человека своя душа, а чем мы наполним эту душу, зависит от нас самих.
Давайте все вместе создадим волшебную клумбу. Для начала, нам нужно посадить травку, на которой будет расти волшебный цветок. Ее я предлагаю вам сделать из ладошек зеленого цвета, ведь зеленый цвет – это цвет природы, цвет самой жизни. Наши ладошки будут тянуться вверх, и поддерживать наш цветок. А знаете, почему наш цветок будет волшебный? Волшебный он будет потому, что цвет его лепестков означает различные качества людей. Мы возьмем только положительные качества и лепестки только ярких цветов (красный - любовь, голубой – доброта, зеленый – жизнь, желтый – тепло, оранжевый – отзывчивость, фиолетовый – дружба, сиреневый – вежливость)
Дети наклеивают цветок, любуются им. (во время работы звучит спокойная музыка)
Дети и воспитатель встают в круг, воспитатель зажигает свечу, предлагает детям посмотреть, как красиво горит огонек, затем предлагает передать свечу, говорить при этом добрые пожелания друг другу: «Вот так и от
доброго человека идет доброта, как свет от этой свечи. Давайте передадим добро друг другу и скажем добрые слова» (я хочу чтобы…)
Звучит песня «Дорогою добра» автор Ю. Энтин, композитор М. Минков.
(на мультимедийном экране видеоролик)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской центр развития и научно – технического творчества детей и юношества»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: морской пейзаж «Лунная дорожка»
индивидуальное занятие с ребенком – инвалидом на дому.
Детское объединение «Волшебная кисть».
педагог дополнительного образования:
Юдина Дарья Сергеевна.
Тула 2016
Дата проведения: 03.2016 г.
Место проведения: МБУДО «ГЦР и НТТД и Ю».
Возраст ребенка: 10 лет.
Год обучения: второй.
Количество: 1 человек.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.
Оснащенность занятия:
Схемы и иллюстрации ;
Бумага для акварели ;
Краски - гуашь ,
Кисти белка или пони № 2, 5, 10;
Простой карандаш и ластик для наброска ;
Баночка , клеенка.
Наглядный материал.
Цель: изобразить морской пейзаж по образцу, путём срисовывания, научиться правильно использовать контрастные цвета в изображении ночи. Провести краткую беседу с просмотром наглядного материала.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление знаний обучающегося об основах композиции.
2.Закрепление цветового спектра.
3.Закрепление знаний об ранее изученных видах ИЗО и живописи.
4.Показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
5.Ознакомление обучающегося с новым видом пейзажа – «морской».
Развивающие:
1.Развитие усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
2. Развитие творческого воображения.
3.Формирование навыков самостоятельной работы.
4. Развитие основных функций мышления: самоанализа, самооценки.
5. Развитие мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей ребенка-инвалида, интеллекта.
6. Развитие памяти и внимания, способности выражать свои эмоции и состояние души с помощью рисунка.
7. Развитие и реализация у ребенка-инвалида имеющиеся потенциальные возможности.
8. Развитие умения справиться со своей внутренней замкнутостью.
Воспитательные:
1. Воспитание эстетического вкуса.
2.Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.
3. Воспитание чувства сопричастности и любви к родной природе.
4. Воспитание стремления к качественному выполнению работы.
Методы обучения: наглядный, практический.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдаются следующие условия:
Замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
Оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
Опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
Дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
Структура занятия:
Организационный момент;
Повторение изученного материала;
Изучение новой темы с помощью беседы, просмотра репродукций художников;
Физкультминутка;
Практическая часть;
Завершение работы и подведение итогов;
Рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие;
Проверка готовности к занятию.
Повторение пройденного материала, постановка целей и задач (5 мин.)
Целью нашего сегодняшнего занятия является знакомство с новым видом пейзажа – «морским пейзажем». Наша задача будет заключаться в том, чтобы научиться правильно изображать воду, ночное время суток, а также использовать контрастные цвета (напр. черный в сочетании с белым, а синий с желтым и т.д.), использовать в своей работе наименьшее количество оттенков, так как в изображении ночи используется обычно не более 3-4 цветов.
Для начала мы повторим пройденный материал и вспомним какое-же самое главное средство художественной выразительности? Ответ обучающегося: цвет.
Еще одним важным аспектом в изобразительном искусстве является – композиция. Для того, чтобы создать картину, мы должны правильно её составить. Давай вспомним что такое композиция? Ответ: композиция –это правильное расположение предметов на листе бумаги.
Далее демонстрируются различные картинки, а ребенок должен увидеть и определить правильно или неправильно на них расположены предметы. Далее вспомним какие бывают цвета. Ответ: теплые и холодные, веселые и грустные, спокойные и насыщенные, светлые и темные и т.д.
А теперь давай поговорим об основных жанрах живописи, т.е. по-другому – о видах картин?
Ответ: пейзаж, портрет и натюрморт. Так как сегодня наше занятие посвящено такому жанру в живописи как пейзаж, то ответь пожалуйста на вопрос что такое пейзаж?
Ответ: пейзаж - это изображение природы, сельской местности, зданий, водоемов и т.д. А, какие бывают основные виды пейзажей?
Обучающиеся: деревенский, городской, сельский, архитектурный, морской, пейзаж по времени года (зимний, летний и т.д.).
Изучение новой темы с помощью беседы и просмотра репродукций художников (3 мин.).
После того, как мы побеседовали о видах, жанрах изобразительного искусства, о цвете и его видах, вспомнили что такое пейзаж и его виды, давай поговорим о картинах художников и определим какое в своих работах они использовали сочетание цвета, настроение и технику.
Педагогом демонстрируются и комментируются репродукции великих и современных художников по теме «морской пейзаж», а также картины с изображением ночи. Ребенок слушает комментарии педагога и обсуждает просмотренный материал.
Физкультминутка (1 мин.)
Практическая часть (30 мин.)
Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившиеся ему задание из представленных образцов. Потом необходимо провести разминку и разогрев пальчиков с помощью зарядки. Затем делают несколько эскизов, выбирают наиболее удачный, и только после этого приступают к работе. Лист бумаги располагается горизонтально.
Рекомендации педагога: теперь проявим свою фантазию, творческие способности и нарисуем морской пейзаж на тему «Лунная дорожка», который должен быть связан с ночью на море, отражением луны в воде и сочетанием темных и светлых цветов.
Выполнение наброска в карандаше.
Педагог следит за работой обучающегося и дает рекомендации:
Набросок выполняем твердым простым карандашом (Т или ТМ) не надавливая на него слишком сильно, так как он будет просвечиваться сквозь краски.
Выполняя набросок, не надо прорисовывать четких элементов в вашем рисунке, так как набросок – это лишь примерное, предварительное изображение предметов.
Завершение наброска и выполнение работы в цвете
Работу в цвете будем выполнять поэтапно. Рисовать начинаем слева – направо, продвигаясь сверху вниз. Сначала рисуем основной фон – небо и воду. Они должны быть примерно одного цвета. На небе оставляем не закрашенный круг для луны. Затем изображаем землю и горы на берегу, используя черный, коричневый и синий тона, т. к. это самые темные пятна в нашей работе. Фон у нас готов и теперь даем ему подсохнуть.
Теперь рисуем основные элементы в нашей композиции (луна и лунная дорожка) и переходим к светлым тонам (белому и жёлтому). Блики на воде делаем длинными, постепенно рассеивающимися мазками с помощью белой и жёлтой красок. Даем работе подсохнуть.
Используя черный, синий и белый цвет, рисуем небольшие ночные облачка на небе, тем самым заполняя пустые места в нашей композиции. Пожалуй, наша работа готова. Надо подвести итоги.
6. Итог занятия. Анализ получившихся работ (2 мин).
Педагог вместе с обучающимся рассматривает выполненную работу, вместе обсуждают и дают оценку, анализируют, что в процессе работы у них получилось более удачно, а что менее.
7. Рефлексия (3 мин.)
Педагог:
Чему мы научились сегодня на занятии?
Что понравилось больше всего?
Что вызвало трудности?
Благодарю за занятие!
8. Вывод – обобщение.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Не случайно большая часть всех детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им . Каждая встреча ребенка и педагога - это своеобразный урок жизни, урок доброты. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Занятия с детьми-инвалидами в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.
Если в процессе обучения и воспитания педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к , растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом, разработанный педагогами и специалистами ДОУ на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ.
Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения. Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.
На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
Индивидуальны план работы с ребёнком — инвалидом
Направление коррекционной работы | Задачи | Содержание коррекционно- развивающей работы | Форма работы | Методы и приёмы |
Ознакомление с окружающим миром | 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. |
|
индивидуальная | Практический Словесный Наглядный Игровые |
Речевое развитие | Формирование правильной речи. |
Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях. |
индивидуальная | Практический Словесный Наглядный Игровые |
Формирование элементарных математических представлений |
1) развивать восприятие длительности временного интервала 2) развивать представление о частях суток 3) развивать представления о временах года 4) развивать пространственные представления 5) развивать наблюдательность |
Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными. |
Индивидуальная Подгрупповая |
Практический Наглядный Игровые |
Сенсорное развитие | 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3) развивать сообразительность |
Формирование умения узнавать предметы на ощупь |
Индивидуальная Подгрупповая |
Практический Наглядный Игровые |
Развитие психических процессов | 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности |
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет). |
Индивидуальная | Практический Наглядный Игровые |
Развитие временных и пространственных представлений | 1) развивать воображение и творческие способности | 1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).2.Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. | Индивидуальная | Практический Наглядный |
Развитие тонкой моторики рук | 1) развивать тонкую моторику рук | Конструктивный праксис
Развитие графических навыков
|
Индивидуальная Подгрупповая |
Практический Наглядный Игровые |
Коррекция звукопроизношения | - Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения)- Формирование правильного звукопроизношения:С — З — ЦШ — Ж — Ч — Щ
Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов). Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов. Развитие грамматического строя речи: Употребление глаголов; Употребление прилагательных; |