Виды и уровни общения. Типология уровней общения А.Б

Уровни общения

Слушатели всех типов хотя и проявляют свои индивидуальные различия в восприятии информации и собеседника, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они вы­ходят на несколько уровней общения.

Выделяют три уровня общения:

1. Макроуровень выражается в том, что человек общается с дру­гими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.

2. Мезауровень предполагает общение в пределах содержатель­ной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.

3. Микроуровень несет элемент содержания и выражается в оп­ределенных показателях, которые характерны и- для других уров­ней: вопрос - ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.

По другой классификации выделяют следующие уровни обще­ния (А. Б. Добрович):

1. Конвенциальный. Характеризуется проявлением интереса к лич­ности партнера, открытостью, готовностью встать на его место. Этот уровень требует высокой культуры общения. Он наиболее оп­тимален для решения межличностных проблем.

2. Примитивный .

Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как предмет, нужный или ненужный в общении.

Если нужный, то хороши все средства для овладения им, если мешающий, то его можно оттолкнуть.

Если нам необходимо получить, например, от родителей, мужа норко-иую шубу, то мы стараемся быть ласковыми, заботливыми, угод­ливыми, но как только шуба получена, все возвращается на кру­ги своя.

3. Манипулятивный. Субъект, выбирающий этот уровень, высту­пает в роли игрока, которому непременно надо выиграть, ведь этот ныигрыш сулит в любом случае выгоду, как материальную, так и психологическую.

Манипулятор в любой ситуации общения ставит себя выше других, считает себя лучше, умнее всех.

Примером слу­жит эпизод из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в котором нерадивый студент, придя на экзамен с ро­зой в петлице, заявляет профессору, что для него экзамен всегда праздник, а сам передает сигнал другу: «Профессор... лопух...»

4. Стандартизированный, или контакт масок.

Общение проис­ходит на основе некоторых стандартов и представляет собой развертывание так называемого ролевого веера.

Интерес к партнеру по общению проявляется как к носителю определенной социаль­ной роли (преподаватель колледжа, пассажир в транспорте), ис­тинное «Я» скрыто под маской.

Маска - определенная совокуп­ность нормативных элементов вербального и невербального поведения. Существуют маски вежливости, безучастия, приветливости, рубахи-парня, озабоченности, обиженного на весь мир че­ловека.

Маски могут быть

конвенциальными, т. е. соблюдающими определенные этикетные традиции;

реактивными, т. е. возникаю­щими в ответ на маску партнера; ситуативными, т. е. проявляю­щимися в наборе дежурных фраз, характерных для общения в дан­ной ситуации. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам. В одних случаях маска просто необходима, что­бы избежать конфликта или психологически защитить личность, а и других - мешает, так как по своей природе человек стремится к тесным межличностным отношениям, к самовыражению, а мас­ки не позволяет этого сделать.

5. Игровой. Этот уровень характеризуется тонкостью содержа­нии и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выра-жпется в отражении друг друга.

6. Духовный. Высший уровень человеческого общения. Партнер К к" принимается как носитель духовного начала. Духовность реали-1\ччси за счет взаимопроникновения личностей, совместного по-ИОКВ, стремления к единодушию.

Пжоря об уровнях общения, нельзя утверждать, что один из них плох, а другой хорош. Каждый в отдельности и вместе взятые они помогают человеку лучше ориентироваться в ситуации обще­нии и взаимодействовать с партнерами.

1.6. Стили общения

Межличностные отношения между людьми находят свое отра­жение в стилях общения между ними.

Стиль может быть представлен как типичная для человека си­стема воздействия или взаимодействия с другими людьми.

Он вы­ражает уровень отношений между ними.

По признаку характера отношений между людь­ми выделяют три традиционных стиля: авторитарный (администра­тивный, волевой, директивный), демократический (коллегиальный, товарищеский), либеральный (свободный, нейтральный, номиналь­ный).

Для него характерны деловые краткие рас­поряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, субъективная похвала или порицание.

Позиция по отношению к партнеру «вы­ше, над, вне». Человек, использующий этот стиль общения, как правило, старается доминировать, отстаивая действительные или предполагаемые права. Сильной стороной авторитарного стиля яв­ляется возможность быстрого принятия решений по стабилизации общения, например конфликтной ситуации. Недостатки заключа­ются в следующем: возникновение недовольства партнера по об­щению ограничением его свободы и самостоятельности; риск при­нятия ошибочных решений с тяжелыми последствиями для обеих сторон.

Демократический стиль предполагает предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановки целей, оцен­ки работы; уважительное отношение и заботу о потребностях парт­неров по общению.

Этому стилю присуща ориентация на цель, гармонично сочетаемая с приемами взаимодействия участников об­щения.

Контакт реализуется посредством убеждения, внушения, ар­гументации, учитывается стремление партнеров к самовыражению, создание психологического комфорта. Коллегиальность достигает­ся уровнем взаимодействия «взрослый-взрослый», основу которо­го составляют доверие и взаимопонимание.

Этот стиль эффективен при решении задач инициативной, творческой деятельности, не имеющей ярко выраженных стереотипов, в нем задействованы практически все каналы коммуникации. ■

Недостатки демократического стиля выражаются в том, что он не пригоден для экстремальных ситуаций, есть риск замедления принятия решения и согласованности действий партнеров по об­щению, что может привести к безответственности.

Либеральный стиль отличает стремление уклониться от приня­тия решений, переложить эту задачу на партнера, практически пол­ная безучастность к результатам деятельности (переговорам, бесе­де). Человек относится к людям уважительно, доброжелательно, старается помочь в решении проблем, но практически не спосо­бен этого сделать.

Стороны общения

Структуру общения составляют три стороны общения: перцеп­тивная, коммуникативная, интерактивная.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Результативность коммуникации во многом зависит от того, на­сколько участники общения умеют точно воспринимать друг друга.

Восприятие представляет собой отражение образа одного чело-иски в сознании другого, т. е. в определенной степени создание |>Ч);|за-портрета воспринимаемой личности.

Мы начинаем строить общение с другим человеком чаще всего на основе впечатления, произведенного им на нас.

Оно выстраивается благодаря той информации, которая приходит к нам по киналам восприятия:

визуальному (зрение), аудиальному (слух) и кинестетическому (чувства). Мы обращаем внимание на элементы физического облика человека, его внешность, выразительность дви­жений и поведение, а затем пытаемся расшифровать их значения. Процесс восприятия в ситуации общения протекает довольно быс-фо, поэтому нам приходится опираться на автоматически функ­ционирующий подтекст поведения людей. На представление об об-рдн" человека влияют ракурс, в котором воспринимающий видит пир)пера, установка, из-за которой человек воспринимается пози-тивно или негативно. Косметика, одежда, обувь могут информи­ровать о возрасте, деятельности, вкусе человека, а выразительность движений указывает на особенности личности, ее намерения.

Восприятие одного человека другим носит субъективный отте­нок, поэтому довольно часто допускаются ошибки восприятия:

1. Элементы внешности связываются с конкретной чертой ха­рактера человека.

2. Человеку приписываются определенные качества в зависи­мости от эстетической привлекательности его внешности.

3. Партнер отождествляется с другим человеком, внешне похо­жим на него.

4. Партнеру присваиваются качества того социального типа, к которому он может быть отнесен на основе внешних данных.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене ин­формацией, ее понимании. Каждый человек передает своему парт­неру по общению определенное сообщение и, в свою очередь, вос­принимает от него некую сумму информации. Благодаря этому можно строить прогнозы, предвидеть результаты, планировать даль­нейшую деятельность. Обмен информацией играет особую роль в системе человеческого общения.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обо­значающий характеристику тех компонентов коммуникации, кото­рые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной орга­низацией их совместной деятельности.

Взаимодействие рассматривается как процесс непосредственно­го или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, по­рождающий их взаимообусловленную связь.

Взаимное влияние может быть определенным образом класси­фицировано, что позволяет оценить процесс общения с точки зре­ния эффективности взаимодействия. Рассматривают шесть типов взаимовлияния:

1. Взаимное облегчение: действия партнеров по общению ста­новятся результативными благодаря благотворному влиянию друг на друга.

2. Взаимное затруднение: взаимодействие неэффективно, дей­ствия партнеров затрудняют достижение результатов общения.

3. Одностороннее облегчение: взаимодействие способствует по­вышению эффективности действий одного из партнеров.

4. Одностороннее затруднение: для одного из партнеров наме­ренно или непреднамеренно создаются помехи.

5. Асимметричное облегчение: один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситуации общения облегчает дейст­вия другого.

6. Независимость: поведение партнеров не влияет на степень эффективности действий друг друга.

Процесс взаимодействия - это всегда обращение друг к другу конкретных личностей, определенным образом* отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих одна на другую. Для того чтобы возникла некая связь между людьми по по­воду совместной деятельности, необходимо адекватное отражение общающимися субъектами друг друга. Оно строится на определен­ном представлении о человеке, возникающем в процессе воспри­ятия партнерами друг друга.

На основе восприятия человек формирует отношение к парт­неру по общению. Межличностные отношения определяются как субъективно переживаемые связи между людьми, объективно про­являющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров н ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе ус­тановок, ориентации, ожиданий, стереотипов, эмоциональных от­кликов, которые один субъект вызывает в другом. Отношение ха­рактеризуется содержанием, степенью выраженности, широтой, систематичностью, избирательностью, устойчивостью, уровнем раз­вития. Способом или формой его выражения является обращение, т. с. непосредственное общение человека с человеком, в ходе ко­торого отношения проявляются с различной активностью, поло­жительным или отрицательным оттенком: сотрудничество, взаимо­помощь, сопереживание в ходе совместной деятельности или, наоборот, противоборство, равнодушие, нежелание помочь.

В процессе деятельности люди вступают в бесчисленное мно­жество взаимодействий. Наиболее распространенным является де-МНИе возможных видов взаимодействия на два противоположных гиккг. кооперацию и конкуренцию.

Кооперация означает координацию, единение, упорядочение единичных сил участников общения в ходе организации совмест­ной деятельности. Выделяются две стороны взаимодействия: раз­деление процесса единой деятельности между партнерами и изме­нение участия каждого в соответствии с ее целями, предметом и мотивом, поэтому своеобразными показателями кооперации явля­ются степень включенности людей в совместную деятельность и нк над участников взаимодействия в нее. При кооперативном взаи­модействии происходит соединение непосредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятель­ности на основе взаимопонимания. Без него нет ни успешной сов­местной работы, ни нормального общения. Взаимопонимание за­висит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной I имооценки и оценки окружающих, саморегуляции психических Процессов и самоорганизации деятельности.

Общение может происходить на разных уровнях, которые определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг другу. Е. В. Андриенко (2000) выделяет три уровня общения.

Самый примитивный уровень общения - фатический (от лат. Fatuus - глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение несколько автоматично и ограниченно.

Следующий уровень общения - информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения обычно носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира, такой уровень может быть еще определен как духовный. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и в особых условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, счастья и т. п.

Личностный уровень является просоциальным уровнем, т. е. полезным для общества, так как побочным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей. Фатический и информационный уровни могут иметь как социально-положительный (просоциальный), так и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст.

Н. В. Казаринова и В. Н. Куницына (2001) говорят о том, что характер цели и возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
ритуальный, или социально-ролевой, уровень; цель общения на этом уровне - выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом имеет, как правило, анонимный характер независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не с точки зрения уникальности, неповторимости личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, т. е. оцениваются их функциональные качества;
интимно-личностный уровень; цель - удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.

Структура общения представляет собой единство трех его сторон:
перцептивной, которая предполагает восприятие и понимание партнерами друг друга в процессе общения. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием; «читать» настроение партнера по вербальным и невербальным характеристикам; понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их для снижения его искажения;
коммуникативной (обмен информацией между общающимися индивидами); это эффективное использование как вербальных, так и невербальных средств общения;
интерактивной (взаимодействие общающихся субъектов); сюда относятся позиции, стили, стратегии, которые используют партнеры по общению. Среди возможных позиций в общении можно выделить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию.

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

§ “Контакт масок ” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

§ Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает - отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

§ Формально - ролевое общение - это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

§ Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

§ Духовное , межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

§ Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

§ Светское общение - его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения - манипуляция и актуализация. Манипуляция - это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация - это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

§ Уровень манипуляции .

§ Уровень “рефлексивной игры ” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

§ Уровень правового общения . Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

§ Уровень нравственного общения . На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” - уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен - несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы - это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа - каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения - в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой - для общения в незнакомой компании.

Игры - это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость - это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

ак ни именовали человека: иhomosapiens (человек разумный), homofaber (человек производящий), иhomohabilis (человек умелый),homoludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назватьhomocommunicans- человек общающийся.

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением.

Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

§ формирование определенных образцов и моделей поведения;

§ взаимодействие людей;

§ взаимное влияние людей друг на друга;

§ обмен информацией;

§ формирование отношений между людьми;

§ взаимное переживание и понимание друг друга;

§ формирование образа внутреннего «Я» человека.

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы общения.

§ материальное - обмен продуктами и предметами деятельности;

§ когнитивное - обмен знаниями;

§ деятельное - обмен действиями, операциями, умениями;

§ кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями;

§ мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Цель общения

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения - этото, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

Цель общения может заключаться в нем самом, тогдаобщение выступает самоцелью , средством удовлетворения потребности в общении.

Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело сделовым общением , служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено вличностном общении , которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

Средства общения

Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.

Структура общения

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной (рис. 16).

Рис. 16. Структура общения

Перцептивная сторона общения - процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного.

Функции общения

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативнаяфункции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция , в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

§ во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);

§ во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

Общение является одной их базовых человеческих потребностей. Нередко люди вступают в контакт друг с другом только ради общения. Оно может выступать и как мотив и как составляющая часть совместной деятельности индивидов. Из статьи вы узнаете о том, что существует семь уровней общения от примитивного к духовному.

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого между ними происходит обмен информацией аффективно-оценочного или познавательного характера. Общение регулирует совместную деятельность и делает возможным относительно мирное сосуществование людей.

Считается, что момент возникновения речи совпадает с появлением у древних людей такого чувства как радость. Действительно, общение способно приносить огромную радость. Словами можно поддержать, помочь, договориться, выразить любовь и другие положительные чувства и намерения. Но не всякое общение приятно. Точно также, общаясь, люди ссорятся, выражают неприязнь, лгут, жестоко критикуют, унижают и прочее.

Общение чрезвычайно многообразно. Выделяют множество его видов, стилей, типов и уровней.

Уровень общения определяют такие составляющие:

Пополнить словарный запас совсем не сложно, достаточно лишь больше читать и чаще общаться с людьми, разговаривающими грамотно.

  1. Подход к общению . Важно не просто выражать мысли словами, но и обращать внимание на то, понимает ли значение произносимых слов собеседник. Стиль и манеру нужно подстраивать так, чтобы они были уместны. От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она вообще воспринята. Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности.
  2. Темп речи . В одних случаях уместнее говорить быстро, в других – медленно. Оптимальный вариант – говорить размеренно, ровно, в среднем темпе, так, чтобы все слова были ясно слышны, то есть произносить в среднем 2 слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь получится более красивой.

Семь уровней общения

Одна из самых интересных, полных и популярных на сегодняшний день классификаций уровней общения была предложена в 1996 году писателем и психиатром А.Б. Добровичем . Он выделил семь уровней общения. За основание классификации автор принял этическую сторону общения и «этическую безупречность» собеседников.

1. Примитивный уровень

Низший уровень, когда собеседник воспринимается не как субъект, а как объект и оценивается по шкале «нужный – мешающий». Если «нужный», есть желание в общении с ним занимать позицию «сверху», если «мешающими» – желание прекратить общение без объяснения причин.

На примитивном уровне восприятие шаблонно, игнорируется внутренний мир личности, оценивается только внешность. Словарный запас людей общающихся на этом уровне скудный, а темп речи быстрый.

Это самый неэтичный уровень:

  • отношение к собеседнику выражается открыто и прямо, без учета его чувств и норм общественного поведения;
  • собеседники не говорят вежливых слов, могут не здороваться и не прощаться, как это принято в обществе,
  • говорят без умолку, не желая выслушать другого;
  • в речи используются нецензурные выражения и брань.

На этом уровне в основном общаются хулиганы, хамы, люди в состоянии алкогольного опьянения и прочее.

2. Манипулятивный уровень

На этом уровне партнер воспринимается как игрушка или кукла, управление которой нужно взять на себя, чтобы получить личную выгоду. Манипулятор «играет» с жертвой, всегда стремится занять позицию в «сверху». Он заранее к этому готовится: ищет и находит слабые места «куклы», разрабатывает тактику и «расставляет ловушки».

Любая манипулятивная техника неэтична, так как направлена на другого человека против его воли. Ложь, угрозы, обвинения, шантаж, притворная любовь, наигранная слабость и так далее – все это насильственные методы, имеющие целью заставить человека делать то, что нужно манипулятору. Однако манипуляция иногда не осознается как таковая, и «кукловод» не всегда понимает, что вредит своей «кукле».

На этот уровень в общении люди нередко опускаются. А для представителей некоторых профессий (например, в сфере торговли) способность манипулировать людьми – необходимое умение.

3. Стандартизированный уровень или «контакт масок»

Такое общение поверхностное, стандартное и формальное. На этом уровне люди общаются, по сути, не общаясь, так как скрываются за «маской» – определенной ролью. Происходит контакт масок, а не личностей.

На этом уровне нет готовности к общению, но есть желание скрыть от окружающих свои истинные мысли, чувства, планы. Одевая «маску», субъект переживает чтобы через нее не было видно его истинного «Я» и оценивает собеседника по критерию того насколько он настроен сорвать с него «маску».

Человек, пытающийся скрыть свое «Я» ведет себя формально-вежливо, притворно-агрессивно, чудаковато, наигранно-скромно или иным, заранее предусмотренным образом. После общения на уровне «контакт масок» остается ощущение, а иногда и четкое понимание того, что собеседник не был открытым и искренним.

У каждого человека есть несколько масок, ведь не всегда уместно или возможно выражать свое «Я». Общество просо обязывает в разных ситуациях надевать разные маски, поэтому в «контакте масок» нет ничего плохого, главное не забыть, какое их «лиц» истинное.

4. Конвенциональный уровень

На этом уровне люди взаимодействуют этично и культурно. У собеседников есть желание и потребность общаться. Здесь позиция общения не «сверху» или «снизу», а «рядом», поэтому такое общение уже можно назвать полноценным цивилизованным человеческим общением.

Собеседники:

  • принимают и уважают друг друга,
  • стараются понять точку зрения друг друга,
  • ставят общую цель – договориться,
  • общаются открыто, искренне, говорят прямо, но с уважением, даже если они являются оппонентами.

Если отношения не конфронтационные (противостояние), а конгруэнтные (взаимосогласованные), субъекты общения – полноправные партнеры. Каждый преследует свою цель, но готов уступать и жертвовать чем-то ради достижения согласия.

На этом уровне часто общаются деловые люди. С близкими и родными также хорошо уметь общаться на конвенциональном уровне. Всегда важно уметь выслушать партнера, понять его и постараться найти компромисс. Этот уровень намного лучше примитивного, манипулятивного или стандартизированного.

5. Игровой уровень

Это высокий уровень общения, когда партнеры «отражаются» друг в друге. Этот уровень, в отличие от предыдущих, насыщен положительными эмоциями и чувствами, а главное – искренним интересом к личности другого человека и симпатией к нему.

На игровом уровне общаются люди знакомые не первый день, успевшие достаточно узнать друг друга, чтобы хотеть продолжать отношения. Здесь царят гуманность, галантность, тактичность, доброжелательность, заинтересованность, уступчивость, забота, чувствительность и чувственность.

Люди играют, но не для того, что добиться корыстной цели или выглядеть кем-то, кем они не являются, а для того, чтобы произвести наилучшее впечатление на партнера. Субъект общения раскрывает положительную строну своей личности, и ждет взаимности.

На этом уровне общаются мужчина и женщина на первом этапе взаимоотношений, и в принципе все люди влюбленные, симпатизирующие или просто испытывающие теплые эмоции по отношению к кому-либо. Также на этом уровне общаются оптимисты и юмористы.

6. Деловой уровень

На этом уровне также есть место для любви, но важнее, что присутствует особая ее форма – любовь к общему делу. Люди осуществляют совместную деятельность и имеют одну, общую и желанную цель. Они общаются на равных, открыты, всегда готовы прийти на помощь.

Отношения поддерживаются взаимной привязанностью, доверием, поддержкой, искренностью, верностью, уважением, преданностью общей цели, чувством «локтя». На этом уровне не важна внешность, маски, роли и прочее, важнее чуткость и умение гармонично взаимодействовать.

Отношения, находящиеся на этом уровне могут продолжаться очень долго, быть глубокими, крепкими и серьезными. Со стороны они могут смотреться как слишком ровные и простые, но сами по себе они – ценность.

На этом уровне общаются деловые партнеры, долгое время работающие в тандеме, старые друзья, супруги, сумевшие выстроить гармоничные отношения после того, как период бурной влюбленности прошел.

7. Духовный уровень

Духовный уровень – высший уровень общения и душевного родства. Духовность понимается автором классификации как «глубина диалогического проникновения людей друг в друга».

Здесь царит свобода самовыражения, абсолютное принятие личности собеседника и наибольшее раскрытие души. Люди, духовно близкие друг другу, говорят медленно, негромко, вдумчиво и способны беседовать очень долго. На этом уровне один человек может закончить фразу, сказанную вторым, «читать» его мысли, не теряя своей идентичности «сливается» с партнером.

Это уровень настоящей дружбы, истинной любви, прекрасных родственных отношений, а так же отношений «мудрец – ученик». Например, когда пожилой учитель «вкладывает душу» в своего юного ученика, передавая ему свои знания о жизни и мире, а ученик готов слушать часами, общение происходит на высшем, духовном уровне.

Можно как подниматься «вверх»: от примитивного уровня к духовному, так и опускаться «вниз». Чаще всего люди взаимодействуют на разных уровнях общения с разными собеседниками. Общение двух людей нередко происходит одновременно на нескольких уровнях.

Культура общения определяется интеллектуальным, эмоциональным, нравственным уровнями развития индивида, тем, растет он как личность, остановился в развитии или деградирует.

Если Вы хотите глубже изучить психологию общения, читайте:

  1. Д. Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”
  2. Б. Трейси, Р. Арден “Сила обаяния. Как завоевывать сердца и добиваться успеха”
  3. Д. Мосс, А. Нарбут “Дейл Карнеги. Полный курс обучения приемам общения”
  4. С. Накамото “Гений общения. Как им стать?”
  5. П. Макги “Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно”
  6. Дж. Максвелл “Искусство общения”
  7. Т. Поленова

Во всем многообразии диалогов, их вариаций выделяют шесть уровней общения.

Примитивный

Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете. Пьяный без стеснения исповедуется незнакомому ему человеку в автобусе. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих. Подобное также можно наблюдать, когда приходится иметь дело с бюрократической системой или с невежливым продавцом. Заметьте, что словарный запас у таких людей обычно довольно скуден; темп речи непомерно быстр, потому как единственная цель - подавить вас, сбить с толку; а отношение к общению с вами, как к разговору со стулом, на котором вы сейчас сидите, т.е. никакое. Ваше обращение к такому собеседнику должно быть направлено на то, чтобы умерить его пыл, при этом не повышайте тон, говорите размеренно. Если вы проявите учтивость, но при этом будете тверды и где-то даже жесткими в своем обращении, сложно будет ответить на это агрессией. Юмор с вашей стороны будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хоть и какого-никакого, но вашего собеседника. Обычно главная ошибка людей состоит в том, что они используют не тот уровень общения, который требуется в конкретной ситуации. Например, часто чересчур воспитанные люди пытаются говорить с хулиганами дружелюбно и доверительно, что конечно, делать нельзя. Будьте жестким и даже невежливым, когда это необходимо. Юмор будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хулиганов.

Манипулятивный

Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения - неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую шубу). Часто манипуляция характеризуется имитацией - заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения. Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.

Деловой

Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения - поэтому это не является манипуляцией (впрочем, грамотный игрок сможет легко совместить сразу несколько уровней общения, исходя из его задач). Деловой уровень общения в повседневной жизни применим к людям, с которыми необходимо соблюдать определенную дистанцию. Деловитость - это еще и сознательное, серьезное восприятие собеседника, поэтому этот уровень общения в какой-то мере применим не только в деловых предпринимательских отношениях.

В семейной жизни этот уровень позволит избежать примитивных контактов. Например, спор из-за мытья посуды в семье будет улажен быстрее, если решать эту проблему на деловом уровне общения.


- А я разве не устаю, когда каждый день хожу на работу?

Это - неправильная формула поведения, проблема не решается, контакт происходит на примитивном уровне, уровне чисто личных эмоций. Правильной формулой будет следующее поведение.

Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!
- Я тебя понимаю, но я еще и ежедневно хожу на работу. Давай договоримся так, я буду мыть посуду на выходных, когда я свободен. Или, если хочешь, мы можем распланировать график, и чередоваться по четным и нечетным числам.

Игровой

Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными. Так, несколько приятелей, оживленно разговаривая и обмениваясь шутками, не замечают, как выстраивается достаточно длинная логическая цепочка. Кокетство женщин - также один из ярчайших примеров общения на уровне взаимной игры.

Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Например, семейные отношения вряд ли будут достаточно гармоничными и постоянно обновляющимися без взаимной игры и юмора.

Бывает, что люди с определенным типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Вовсе не значит, что эти люди не способны к серьезным действиям, просто это следствие определенного склада психики. Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди). К слову сказать, если нас чрезмерно раздражают подобные оптимисты, может это нам стоит задуматься, не слишком ли мы серьезно относимся к жизни?

Духовный

Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.

Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.

Ситуация: Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: "Я-то думал, что ты о чем-то серьезном". Эта модель поведения в корне неверна. Она предлагает Ему общение на духовном уровне, Он же воспринимает это на уровне примитивно-деловом. "Хм, а у тебя получались неплохие сонеты" - должен сказать он.

Уровень масок

Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные - ничуть не реже мы сталкиваемся с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок.

Заметьте, что когда вы говорите не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия "Формального уровня", "Уровня поддержания контакта", "Уровня стандартной беседы" (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции. Уровень поддержания контакта - общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений. Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.

Если необходимо - пользуйтесь масками, иногда ваше истинное настроение не стоит показывать собеседникам, так как любое отступление от нормы может быть неправильно воспринято. Ваше дурное настроение при общении с клиентом, или ваше излишне приподнятое настроение на поминках будут не совсем уместны.

Стоит отметить, что постоянное общение в маске зачастую очень мешает проявлениям собственного "Я". Предположим, если уместно быть вежливым и сдержанным на улице, то в общении с любимой, друзьями это будет даже опасно.

Общение в критической ситуации

Существует также особый уровень - общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.

Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт. Определить то, на каком уровне произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека - первое, что следует учитывать. При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости. Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости - не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы.

Конечно, общение является чрезвычайно сложной исследовательской задачей. Однако не стоит смотреть на проблему общения со страниц научных публикаций о психологии, возможно, следует подумать о том, что общаться - это еще и просто приятно!