Разница между спортивной и художественной гимнастикой. Чем спортивная гимнастика отличается от художественной

Для обычного человека - привычное дело. Мало кто видит разницу, а она есть, и не такая уж и маленькая.

Художественная гимнастика

Художественная гимнастика , в основном, представляет собой выполнение различных танцевальных и хореографических элементов под музыку. Упражнение может быть с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) или без. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. В этом виде спорта, в первую очередь, ценятся такие качества, как: гибкость, пластичность, чувство ритма и музыкальность.

До недавнего времени соревнования среди мужчин отсутствовали, но с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, художественная гимнастика перестала быть исключительно женским видом спорта.

Спортивная гимнастика

Спортивная гимнастика - это вид спорта, который включает в себя занятия и соревнования на гимнастических снарядах , как среди женщин, так и среди мужчин. У девушек в программу классического многоборья помимо упражнений на ковре (вольных упражнений) входят: опорный прыжок, разновысокие брусья и бревно; у юношей: кольца,опорный прыжок, конь, перекладина, параллельные брусья и вольные упражнения.

Спортивная гимнастика считается сложнокоординационным видом спорта, здесь необходимо обладать физической силой, хорошо развитым вестибулярным аппаратом, относительно невысоким ростом и гибкостью.

Помимо того, что два вида гимнастики отличаются набором снарядов/предметов, есть значительные отличия и в программе на ковре. В спортивной гимнастике к танцевальным и хореографическим движениям добавляются еще и акробатические элементы. Все это собирается в единую композицию под музыку, подобно упражнениям в художественной.

Содержание статьи:

Художественная гимнастика является одним из самых красивых видов спорта и желание мам отдать своих девочек в секцию вполне объяснимо. Заметим, что это достаточно молодая спортивная дисциплина, а первая школа художественной гимнастики в нашей стране была открыта в 1913 году. Её основателями стали артисты балета, работавшие ранее в Мариинском театре. В программу Олимпийских игр художественная гимнастика была включена только в 1980 году.

Особенности занятий художественной гимнастикой

Начинать заниматься художественной гимнастикой следует с пяти или шести лет. Иногда мамы решают отдать дочерей в секцию даже в три года, но спешить, определенно не стоит. Во-первых, вы лишаете малышку детства, а, во-вторых, в трехлетнем возрасте ребенок часто не понимает, чего от него хотят добиться тренера. Велика вероятность, что девочка испугается большого зала и скопления людей, что вызовет у нее слезы и желание быстрее вернуться домой.

Другое дело, если ребенку пять или чуть больше лет. Малышка будет старательно выполнять все указания своего наставника, быстро освоит базовые гимнастические элементы, а также заведет новых друзей. В тоже время и ждать долго не стоит, так как по мере взросления у ребенка снижается гибкость и ему будет значительно сложнее осваивать гимнастические элементы. Но при этом вы можете отдать свою дочь в секцию в более позднем возрасте, не заботясь при этом о спортивных результатах. Польза для здоровья ребенка в такой ситуации будет очевидной.

Не менее важными являются и критерии отбора в секцию художественной гимнастики. В этом вопросе многое, если не все зависит от преследуемой цели. Когда родители хотят видеть свою малышку в большом спорте, то лучшие шансы на успех имеют стройные и высокие девочки, обладающие отличной памятью и высокой координацией движений. Не стоит думать, что мы ошиблись, упомянув в качестве требования при отборе хорошую память. Гимнастки должны запоминать большое количество связок гимнастических движений.

Если девочка склонна к полноте и не может хорошо управлять своим телом, то тренера вряд ли заинтересуются ею. Если же для вас спортивные результаты ребенка не имеют значения, то ограничений нет. Зачастую родители уверены, что занятия художественной гимнастикой помогут улучшить осанку малышки, устранить лишний вес, а также сделают ее более женственной.

Достаточно часто девочки, в полной мере соответствующие требованиям отбора не могут добиться хороших результатов в силу недостаточного усердия или гибкости. Опытные тренера могут определить потенциал ребенка за пару недель тренировок. Чаще всего спортивная карьера в художественной гимнастике завершается лет в 17. Однако спортсменки могут продолжать тренироваться, но уже в ином качестве.

Что необходимо для занятий художественной гимнастикой?


Приготовьтесь к тому, что перед началом занятий в спортивных секциях вам потребуется приобрести специальную одежду. Применительно к художественной гимнастике минимальными требованиями являются чешки и купальник. Для тренировок подойдут самые простые модели, ведь красивые купальники используются только во время соревнований.

Очень часто девочки, придя в секцию художественной гимнастики, мечтают о красивых упражнениях с лентой и другими спортивными снарядами. Однако осваивать их они начнут только после одного или двух лет тренировок. Чаще всего все спортивные снаряды будут предоставлены в секции, что является хорошей новостью, ведь их стоимость достаточно высока. Таким образом, если ваша малышка в скором времени передумает заниматься этим видом спорта, то о финансовых вложениях жалеть не придется, ведь они минимальны.

Художественная гимнастика: в чём польза и вред


Давайте разберёмся, какую может принести художественная гимнастика пользу и вред. Вполне очевидно, что наряду с положительными моментами будут и отрицательные, знать о которых родителям определенно стоит.

Вред художественной гимнастики

Это один из самых изящных и эстетичных видов спорта. Спортсменки в красивых ярких купальниках демонстрируют виртуозное владение своим телом, выполняя сложные акробатические номера. Это зрелище никого не может оставить равнодушным. Однако только тренера и их воспитанницы знают, что кроется под этим изяществом.

Все движения могут быть доведены до автоматизма и отточены исключительно благодаря регулярным многочасовым занятиям. Очень часто тренировки сопровождаются сильными болевыми ощущениями и усталостью. Однако все эти моменты не известны зрителям и многие уверены, что именно художественная гимнастика является лучшим видом спорта для девочки. Сегодня мы рассказываем о том, какую может принести художественная гимнастика пользу и вред, а начнем с негативных моментов.

  1. Болевые ощущения в мускулах - чаще всего до семилетнего возраста девочки занимаются только общефизической подготовкой и только после этого переходят к изучению гимнастических комбинаций. В этом виде спорта большое значение имеет растяжка и при выполнении специальных упражнений очень часто у девочек появляются слезы на глазах из-за болей.
  2. Сильные физические нагрузки - начинаю юные спортсменки с тренировок на протяжении пару часов в день. Постепенно продолжительность занятий увеличивается и при подготовке к турнирам тренинг может длиться порядка 10 часов! Все это приводит к травмам позвоночного столба, суставов и даже нервным срывам.
  3. Голодный обморок - гимнастка не должна иметь проблем с лишним весом и вынуждены сильно ограничивать показатель энергетической ценности своего рациона. В результате голодные обмороки среди «художниц» не являются редкостью.
  4. Пропуски занятий в школе - чтобы добиться хороших результатов в большом спорте, девочки вынуждены пропускать школьные занятия, ведь много времени уходит на тренировки. Очень часто им приходится выполнять домашние задание прямо в раздевалке перед стартом тренировки.
Это основные негативные эффекты, которые могут быть получены от занятий художественной гимнастикой. Вполне очевидно, что все они связаны с профессиональным спортом. К сожалению, большой спорт очень редко сочетается с хорошим здоровьем.

Преимущества художественной гимнастики

Говоря о том, какую может принести художественная гимнастика пользу и вред, нельзя говорить только о недостатках. Особенно это касается тех ситуаций, когда ребенок посещает спортивную секцию в свое удовольствие и от него не ждут высоких спортивных показателей. Давайте выясним, какими преимуществами обладает этот вид спорта.

  • Отличная физическая форма - с самого начала занятий в секции у ребенка формируется правильная осанка, а также походка. Юные спортсменки резко выделяются на фоне своих ровесниц отменной пластичностью, высокой гибкостью и стройностью. Девочкам прививается чувство ритма, и они могут великолепно двигаться под любую музыку. Не стоит забывать и об уверенности в своих силах, что свойственно всем спортсменам.
  • Улучшается здоровье - ученые уверены, что регулярные физические нагрузки способствуют гармоничному развитию детского организма. Занятия художественной гимнастикой являются отличным средством борьбы со сколиозом на начальной стадии и даже косолапостью.
  • Закаливается характер - спорт делает детей целеустремленными и прививает им дисциплину. Се бывшие гимнастки, завершившие спортивную карьеру, уверяют, что благодаря спорту могут решать любые жизненные проблемы без сильных эмоций.
  • Устраняются последствия стрессовых ситуаций - учеными доказано, что занятия спортом являются лучшим антидепрессантом. Это связано с ускорением производства эндорфинов во время тренировок. Кроме всего выше сказанного гимнастика может рассматриваться и в качестве хобби.

Отдавать ли ребенка на художественную гимнастику: мнение экспертов


Большинство родителей, чьи дети занимались художественной гимнастикой, уверены, что для достижения больших спортивных результатов необходимо ехать в Москву. В регионах с этим значительно сложнее, ведь часто родители вынуждены самостоятельно приобретать спортивные снаряды и оплачивать поездку ребенка на турниры. Также вам следует сначала проконсультироваться с врачом и внимательно следить за состоянием здоровья своей девочки.

Профессиональные тренеры рекомендуют обдавать ребенка в профессиональную секцию с 4-летнего возраста. В любительские группы можно записываться и несколько позже, а при хороших природных данных это возможно даже в десять лет. Тренера согласны, что физические нагрузки полезны для организма, но только в том случае, если носят умеренный характер.

Достаточно существенным недостатком художественной гимнастики, по мнению самих специалистов, является необходимость в серьезном ограничении рациона. Не стоит отдавать в секцию художественной гимнастики девочек, мускулы которых плохо восстанавливаются после микротравм. Мы уже говорили, что в этом виде спорта большое внимание уделяется растяжки и если мускульные ткани восстанавливаются длительное время, то сильных болей не избежать и практически каждое занятие для девочки превратиться в пытку.

Также в заключение разговора о том, какую может принести художественная гимнастика пользу и вред стоит напомнить, что важно узнать мнение самого ребенка о данном виде спорта. Если девочке направится гимнастика, то тренировки будут ей в радость и принесут только пользу. Безусловно, в первую очередь это утверждение справедливо для любительского спорта.

Больше о художественной гимнастике в следующем видео:

«Художественная гимнастика больше, чем спорт – это искусство»

Особенности художественной гимнастики

О дним из самых зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. У художественной гимнастки не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Художественная гимнастика — вид спорта, разновидность гимнастики, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. Снаряды (предметы) художественной гимнастики: скакалка, обруч, мяч, ленты, булавы. В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. Художественная гимнастика — один из самых зрелищных и изящных видов спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами. Но у нас мужская гимнастика не развивается. По мнению специалистов, когда в СССР рождалась художественная гимнастика, главным в ней считалась целостность движений - текучесть, плавность линий, переходы, обволакивание, всё то, что присуще женской природе. Хотя, однажды на показательных выступлениях воспитанники школы акробатов в Озерках крутили обруч мужественно, да и выразительно, те же Алина Кабаева и Ирина Чащина пришли в неописуемый восторг: в ладоши хлопали, просили повторить. В Японии, гимнасты-«художники» доминируют в мире, этот вид спорта представляет собой синтез балета и акробатики. Но, всё-равно «женской целостности движений» даже у них не наблюдается.

Х удожественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Е сли сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная - более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

П рикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства — элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, по-вороты и др. Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью.

В ажное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

Б огатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

С редства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

О сновная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.

Х удожественная гимнастика — ациклический, сложнокоординированный вид спорта.

О сновными ее средствами являются:

  • упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
  • упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
  • элементы классического танца;
  • элементы народных танцев;
  • элементы историко-бытовых и современных танцев;
  • акробатические упражнения;
  • ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
  • элементы пантомимы;
  • элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
  • упражнения из других видов спорта.

Равновесия

В художественной гимнастике равновесия различают статические и динамические. Они выполняются на полупальцах и полной ступне, ориентируются по разным плоскостям и направлениям. Одной из главных особенностей выполнения равновесий является необходимость их удержания после различных движений: шагов, бега, прыжков, поворотов, «многооборотных вращений». Это требует особой подготовленности гимнасток, обеспечивающей точность действий в сочетании с надежной устойчивостью.

Повороты

П овороты представляют собой действия вращательного характера вокруг вертикальной оси. Эти упражнения обычно выполняются переступанием, шагом, прыжком, наклоном или изгибами; на полной ступне или на полупальцах одной или двух ног. При этом основное требование предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и конкретного положения тела в пространстве и взаимного расположения его частей.

Прыжки

П рыжки, как технический элемент, в художественной гимнастике характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким полетом - обеспечивающими условия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами.

В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не обеспечивающих правильное выполнение прыжка в целом и соответствущей коррекции главных ошибок):

1) подготовительные действия (подседания, разбег)

2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками)

3) формообразующие действия, обусловленные двигательным заданием

4) фиксация заданной позы

5) подготовка к приземлению

6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные)

С огласно требованиям правил соревнований любое исполнение какого-либо действия характеризуется его качеством. Качество проявляется в виртуозности исполнительского мастерства, в основе которого лежат способности гимнастки к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. В художественной гимнастике управление двигательным действием определяется техникой владения предметом и телом и определяется как виртуозность исполнения.

Компоненты виртуозности в художественной гимнастике:

В иртуозность — это сверх техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением координационных способностей:

Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений;

Способность к ориентированию в пространстве;

Способность к сохранению равновесия, способность к чувству ритма;

Способность к произвольному расслаблению мышц;

Согласованность движений.

В художественной гимнастике выделяют две группы КС: двигательные способности и специализированные восприятия.

Хореография

Х ореография в художественной гимнастике является важной составляющей тренировки, готовящей гимнастку к виртуозному исполнению на ковре танцевально-гимнастической связки под музыку с предметом или без.

З адачи хореографии в гимнастике — это развитие профессиональных танцевальных навыков, музыкальности и выразительности исполнения, воли, характера учеников и их эстетическое воспитание. Эти качества развиваются прежде всего классическим тренажем, который в системе хореографического образования остается основой основ. Цель классического тренажа состоит в том, чтобы путем специальных упражнений, во-первых, развивать в учащихся навыки, без которых невозможно овладеть танцевальной техникой (выворотность, устойчивость и т.п.), во-вторых, развить в них техническое танцевальное мастерство наряду с воспитанием выразительности и артистичности.

Э лементы хореографии (термины):

  • полуприседание — деми плие (demi plie);
  • приседание — гран плие (grand plie);
  • выставление ноги на носок — батман тандю (battement tendu);
  • махи на высоту 45° — батман тандю жэтэ (battement tendu jete);
  • полуприседание с выставлением ноги на носок — батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) ;
  • приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке — батман фондю (battement fondu);
  • нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) — сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pied);
  • нога согнута, колено выворотно, носок у колена опорной ноги — пассэ (passe);
  • резкое сгибание ноги в положении сюр ле ку де пье и разгибание на 45° — батман фраппэ (battement frappe);
  • круги ногой по полу — рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre);
  • круги голенью из положения нога в сторону на высоте 45° — рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air);
  • медленно — адажио (adagio);
  • подъем на полупальцы — релеве (releve);
  • махи ногами на 90° и выше — гран батман жэтэ (grand battement jete);
  • махи ногами вперед, назад — гран батман жэтэ балансэ (grand battement jete balance);
  • двойной — дубль (double);
  • движение ногой вперед, в сторону, назад — крестом вперед;
  • движение ногой назад, в сторону, вперед — крестом назад;
  • поднимание ноги вперед, в сторону, назад — батман девлоппэ (battement developpe).

Сайт Всероссийской федерации художественной гимнастики :

Художественная гимнастика - один из самых молодых видов спорта. Официальным годом регистрации вида спорта считается 1939 год. До этого времени художественная гимнастика состояла в Международной федерации гимнастики (FIG) вместе с гимнастикой спортивной, была «просто гимнастикой». Самостоятельный статус художественная гимнастика поистине заслужила - и заслужила благодаря советским гимнасткам, которые в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века провели крупную серию показательных выступлений в ряде стран мира и так заворожили публику своими выступлениями, что FIG признала художественную гимнастику автономным, независимым видом спорта. Спортсменок этого вида спорта народ ласково называет «художницы».

Художественная гимнастика – это выполнение под музыкальное сопровождение на ковре размером 13х13 метров комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Соревнуются гимнастки только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами.

До девяностых годов прошлого века, в программу соревнований входила композиция без предмета, с обязательным набором элементов. (Равновесие, поворот, волна и др.) На заре развития художественной гимнастики, были обязательны упражнения с шарфом, упражнения с булавами большого размера, широкими лентами, акробатика (прыжки в высоту). Были очень популярны массовые упражнения « художниц» на спортивных праздниках и парадах.

Следует отметить, что раньше композиции в художественной гимнастике выполнялись под музыку которую исполнял аккомпаниатор на рояле. Сейчас все музыкальное сопровождение записывают на электронных дисках.

Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.

Соревнования по художественной гимнастике проводятся в индивидуальном первенстве (в отдельных видах и в многоборье) и в групповых упражнениях, с одним или несколькими предметами. Каждое упражнение должно длиться не более полутора минут. Выступления оцениваются по 20-балльной системе. Оценивается, прежде всего техника исполнения, существуют надбавки за сложность и уникальность элементов. Также оценивается элегантность, стиль, точность линий, легкость выполнения упражнений…

Огромные требования предъявляются к внешнему виду гимнасток. Прическа, макияж, сочетания цвета костюма и предмета – все имеет значение и влияет на окончательную оценку за выступления.

В художественной гимнастике - самые грациозные и красивые девушки. Достигается элегантность и грациозность многочасовыми тренировками, жестким режимом, ограничением в питании.

До недавнего времени это был исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века благодаря усилиям японцев в художественную гимнастику пришли и мужчины. В течение почти 20 лет в стране Восходящего Солнца проводятся различные чемпионаты по художественной гимнастике. Страны – соседи, Китай и и другие государства Азии тоже готовят своих гимнастов, которые приезжают на японские турниры. Причем мужчины - «художественные гимнасты» выполняют по истине сложные акробатические элементы под предметом, поэтому можно с уверенностью говорить об атлетичности мужской художественной гимнастики. Которая берет свои истоки из древних национальных видов японской борьбы. Популярность мужской художественной гимнастики довольно высока, во многих европейских странах существуют школы мужской художественной гимнастики. Занимаются мужской художественной гимнастикой и российские спортсмены. Нужно сказать что женская и мужская гимнастика, очень отличаются друг от друга. Женская – гибкость, пластичность и грациозность. Мужская атлетичность и воинственность. Но в целом мужская и женская гимнастика – это законченная целостная хореографическая композиция.

В детско-юношеские спортивные школы на отделения художественной гимнастики принимают с 6-ти лет, в спортивные клубы – с 4,5. Соревнования по программе III юношеского разряда «Юный гимнаст» проводятся с 6-ти лет. А вот знаменитая Алина Кабаева пришла в художественную гимнастику в три года, правда, как говорит она сама, это была не спортивная школа, а спортивный кружок, секция, где с детьми будто бы просто играли, но с акцентом на развитие гибкости, привитие чувства ритма.

Откуда пошла художественная гимнастика? 1913 год. Санкт-Петербург. Открытие Высшей школы художественного движения. Её педагоги объединили, слили воедино «эстетическую», «ритмическую», «танцевальную» гимнастику и «свободный танец» Айседоры Дункан. Так родилась художественная гимнастика. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла в 1940-е годы и своим появлением обязана мэтрам балета прославленного Мариинского театра. В апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Затем долгий перерыв в развитии из-за Великой Отечественной войны и в 1948 году - первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. Грациозность, изящество, стройность, красота девушек-спортсменок покорили зрителей. Заниматься художественной гимнастикой хотели все девочки. Открываются все новые и новые отделения, школы художественной гимнастики. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште - первые официальные международные соревнования, в которых принимают участие 28 гимнасток из 10 стран. Первой чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. 1967 год, Копенгаген - первый чемпионат мира по групповым упражнениям, на которых советская команда завоевала золотые медали.

Начиная с 1992 года чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно – это ли не показатель огромной популярности художественной гимнастики!

Первые Олимпийские игры, где была представлена художественная гимнастика, прошли в 1984 году в Лос-Анджелесе. Первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала канадская спортсменка Лори Фанг. Команда Советского Союза (как и некоторые другие страны) не принимала участие в Играх из-за политических разногласий. Затем (за исключением Атланты-1996, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой и где чемпионкой стала украинка Екатерина Серебрянская) - неостановимый каскад олимпийских побед наших «художниц»: Сеул-1988 - Марина Лобач, Барселона-1992 (выступает объединенная команда СНГ) - Александра Тимошенко, Сидней-2000 - Юлия Барсукова, Афины-2004 - Алина Кабаева, Пекин-2008 - Евгения Канаева, Лондон-2012 - снова Евгения Канаева.

Особо подчеркнем: начиная с 2000 года выигрывают олимпийские игры только воспитанницы Ирины Винер-Усмановой - великого, без преувеличения, тренера. Тренерский коллектив СДЮСШОР по художественной гимнастике Московского городского физкультурно-спортивного объединения Москомспорта под руководством Ирины Александровны воспитал помимо вышеупомянутых спортсменок и других известных во всем мире «художниц». Для тренировок гимнасток созданы великолепные условия. Помимо квалифицированного тренерского состава, с гимнастками работают лучшие врачи, массажисты, психологи команды.

Среди них Амина Зарипова - неоднократная чемпионка мира и Европы, Ирина Чащина - серебряный призер Афин-2004, чемпионка мира и Европы, Вера Сесина и Ольга Капранова - многократные чемпионки мира и Европы, Дарья Кондакова – неоднократная чемпионка мира, Европы, победитель и призер Кубков мира и Гран-при, Дарья Дмитриева – серебряный призер лондонской Олимпиады 2012 года, чемпионка Универ-сиады-2011, чемпионка мира, чемпионка Европы, Александра Меркулова – 17-летняя спортсменка, мастер спорта международного класса, абсолютная чемпионка юношеских Олимпийских игр 2010 года.

Художественная гимнастика – любимица всего мира. Она завоевывает все новые и новые территории. И хотя россиянки в этом виде спорта лучшие, буквально по пятам за ними идут (а порой и теснят с пьедестала) талантливые спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана, а также Испании, Канады, Италии, Японии, Франции, Израиля. Это объясняется тем что очень многие бывшие чемпионки работают с командами других стран, которые и составляют конкуренцию российской сборной.

Надо сказать, что художественная гимнастика достаточно субъективный вид спорта. При действующей ныне 20-балльной шкале оценок борьба идёт буквально за сотые доли. Международная федерация гимнастики многократно меняла технический регламент, балльную шкалу в пользу технических элементов исполнения для уменьшения субъективности оценок. Сами тренеры признают, что «раньше была несколько другая гимнастика – больше красоты и чувств…» Но меняющиеся правила судейства, и высокие технические требования к квалификационной программе развивают художественную гимнастику в целом. Повышенная сложность элементов композиции и их безупречное выполнение, смотрится очень зрелищно. Гимнастки порой сами придумывают уникальные элементы, исполняя их в композициях, получают надбавки к основным баллам.

Огромное количество девушек занимаются художественной гимнастикой. Школы гимнастики существуют в 63 областях, краях и республиках Российской Федерации. Это задел на будущее, подрастает новая плеяда «звездочек – художниц». Можно с уверенностью надеяться на первенство команды по художественной гимнастике на самых престижных мировых стартах.

Многие детки благодаря родительским наставлениям пробуют свои силы в спортивной или художественной гимнастике. Какие отличия являются характерными для двух видов представленных искусств и спорта?

Спортивная гимнастика

Предполагается, что спортсмены должны выполнять разнообразные физические упражнения с применением гимнастических снарядов, которые должны свидетельствовать о наличии не только артистизма и способности к проявлению ловкости, но и о достойном уровне физической подготовки. Однако в вольных упражнениях допускается музыкальное сопровождение, которое должно соответствовать характеру дисциплины.

Спортивная гимнастика существует длительное время. За многие столетия спортивная гимнастика сумела усовершенствоваться, благодаря чему современные программы готовы удивлять своим стилем исполнения. Если же сравнивать начальный и нынешний вариант дисциплины, различия могут оказаться кардинальными. К тому же развивается не только спортивная дисциплина, но и методика оценки.

В современном виде дисциплина завоевала популярность в конце XIX столетия, причем в 1881 году была создана Международная федерация гимнастики, причем в последующие два десятилетия дисциплина начала активно развиваться на международном уровне благодаря включению в программы разнообразных соревнований.

Активное развитие дисциплины пришлось на времена СССР, но и в нынешней России история продолжает развиваться. Нужно отметить, что упражнения спортивной программы включаются в школьные программы физкультуры, если они являются доступными для выполнения школьников. Спортсмены из СССР, России становятся многократными призерами многочисленных мировых соревнований и прославляют свои государства.

Спортивная гимнастика включает в себя следующие виды.
Для женщин:

  • Брусья разной высоты.
  • Бревно.
  • Опорные прыжки.
  • Вольные упражнения.

Для мужчин:

  • Вольные упражнения.
  • Опорные прыжки.
  • Кольца.
  • Параллельные брусья.
  • Перекладина.

Предполагается, что судьи должны определять победителей соревнования на основе следующих критериев:

  1. Сложность упражнения, которое выполняется гимнастом.
  2. Качество исполнения спортивных упражнений.

В обязательном порядке любое гимнастическое упражнение должно быть разделено на три части:

  1. Начало.
  2. Основной этап.
  3. Завершение (в большинстве случаев выполняется соскок со спортивного приспособления).

Предполагается возможность для отдельной оценки каждой части гимнастического упражнения.

Художественная гимнастика

Художественная гимнастика предполагает выполнение разнообразных упражнений, но при этом обязательным становится музыкальное сопровождение. Гимнасты могут использовать легкий спортивный инвентарь: скакалка, обруч, лента. К настоящему времени художественная гимнастика может присутствовать на многочисленных международных соревнованиях с обязательным требованием: гимнаст должен использовать специальные снаряды для своего выступления.


Художественная гимнастика пользуется популярностью в России и других странах, которые были включены в СССР. Кроме того, дисциплина завоевала популярность в Канаде, Японии, Израиле и Испании.

Какой же является история художественной гимнастики?

Изначально история началась благодаря появлению специальных школ в СССР. Впоследствии началась активная история дисциплины, которая оказалась одной из самых молодых, ведь ее возраст не насчитывает даже 80 лет.

Нужно отметить, что изначально спортсмены из страны-родоначальницы художественно-спортивной дисциплины не могли принимать участие в соревнованиях по политическим причинам. В результате первой обладательницей золота по художественной гимнастике стала Канада. Однако в последующих играх Олимпиады сборная СССР сумела стать одной из самых лучших и завоевать золото. Однако впоследствии СССР и Россия все-таки проявили себя.

С 1990-х годов достойными в художественной гимнастике на мировом уровне оказались украинские спортсмены, но спустя десятилетие достойными результатами вновь сумели похвастаться и представители России.

В большинстве случаев в художественной гимнастике проявляют себя женщины, но в некоторых странах, в том числе в Японии, спортивная дисциплина завоевала распространение и среди мужчин.

Выступления должны быть оценены по шести критериям:

  1. Сложность и специфика выполняемых гимнастических упражнений.
  2. Техника исполняемых упражнений.
  3. Техника обращения гимнаста со спортивным снарядом.
  4. Артистизм спортсменов.
  5. Хореография.
  6. Исполнение упражнений.

Какие отличия нужно отметить? Выводы

Оба вида гимнастики становятся все более популярными, но при этом нужно отметить существенные отличия.

  • Спортивная гимнастика – это дисциплина спорта, которая должна оценивать физическую подготовку выступающего. По данной причине нужно использовать спортивные приспособления. Художественные выступления предполагают обязательный акцент на хореографической программе, потому представлены ограниченные возможности в использовании разнообразных атрибутов для выступающих. Однако и спортивные гимнастические упражнения могут выполняться под музыку.
  • Спортивная гимнастика оценивается только со стороны техники выполнения упражнений, сложности и специфичности.
  • Спортивная гимнастика существует издавна, художественная – начала свое развитие сравнительно недавно.
  • Спортивная гимнастика популярна у сильного и слабого пола. Художественное направление спортивной дисциплины привлекательно для женщин.
  • Спортивная гимнастика предполагает основу в виде силовой составляющей, художественная – ловкости.