Общение с людьми. Как вести себя с незнакомыми людьми и в чужой компании

В деле защиты ребенка, пожалуй, ни один вопрос не привлекает столь пристального внимания, как обучение детей общению с чужими людьми. «Никогда не разговаривай на улице с незнакомцем!» – строго произносят родители. Однако рассуждать об этом намного легче, чем научить детей правильно и последовательно вести себя в реальной жизни. Как защитить ребенка от опасных и назойливых незнакомцев и одновременно не привить ему страх к чужим людям?

Правила общения с незнакомцем

Давайте узнаем, что предлагают специалисты, чтобы научить детей общаться (или не общаться) с потенциально опасными чужими людьми.

  • Вводим понятие «незнакомец»

Обычно, ребенок готов к этому уже в возрасте четырех лет. Объясните, что незнакомцы – это те люди (все равно, пожилые, молодые мужчины или женщины), которые незнакомы самому малышу и его родителям. Это можно показать на обычном примере – например, мужчина в супермаркете или женщина в парке. Чтобы не напугать ребенка, подчеркните, что это не делает их ни плохими, ни хорошими. Также объясняем, кто такие «знакомые» люди – те, про которых родители могут сказать: «Милый, этим людям мы абсолютно доверяем. Не бойся обращаться к ним с просьбой о помощи!» Также сам ребенок также должен отметить: «Да, мама, я доверяю этой тете и не боюсь ее».

  • Отмечаем «хороших» незнакомцев

Помните, что некоторые незнакомцы – сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах – это те самые чужие люди, к которым дети могут подойти в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине, и т. д.

Важно, чтобы ребенок уяснил: тот незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает ее первым.

  • Устанавливаем границы и дистанции

Дети должны знать, что могут беседовать на улице с чужими людьми, но только на определенном расстоянии. Предлагаем следующее: отмерьте расстояние в 2 метра на полу дома и удостоверьтесь, что ребенок запомнил его. Это та минимальная дистанция, на которой дети могут без страха общаться с неизвестными людьми.

  • Научите говорить «нет»

Преступники нередко являются неплохими психологами и легко выделяют среди детей того, кто не умеет противостоять просьбам или приказам взрослых и легко попадают под чужое воздействие. Объясните вашему чаду, что следует доверять своим инстинктам. Если его просят пройти куда-то или помочь что-то отыскать, нужно громко произнести «нет!» и уйти.

4 шага по прерыванию беседы с незнакомцем

Итак, вы объяснили ребенку основные правила и понятия. А для того чтобы незнакомцы не смогли обмануть ваше чадо или «заговорить» его, отрепетируйте порядок беседы и действий.

Шаг 1. Оценивание ситуации. Ребенок должен удостовериться, что перед ним находится именно незнакомый человек. И совершенно неважно, кто именно – мужчины приятной внешности, бабушка, молодая девушка или подросток. Они все – незнакомые люди, поэтому и вести себя с ними следует одинаково.

Шаг 2. Соблюдение дистанции. Допустим, незнакомый человек обратился к вашему отпрыску с какой-то просьбой или вопросом. В этом случае он должен удостовериться, что находится на достаточном расстоянии (2 метра от незнакомца) и имеет возможность следить за его дальнейшими действиями.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Шаг 3. Прерывание разговора. Возможно, вы видели один из выпусков популярной передачи, в которой провели простой и одновременно страшный эксперимент: оказывается, чужой человек может за несколько секунд увести с площадки или даже от подъезда любого ребенка. Поэтому малыш должен сразу пресекать разговор: «Нет, обратитесь к взрослому. Он вам покажет дорогу» или «Нет, я не смогу помочь вам найти собаку».

Шаг 4. Безопасное место. Если с ребенком пытается заговорить незнакомый мужчина, значит, нужно уйти домой, зайти в школу (оттуда позвонить маме или папе), подойти к гуляющим во дворе соседям, в общем, быть на виду у других людей.

Проигрываем ситуацию

Проигрывайте различные варианты ситуаций («что бы ты сделал, если…»), чтобы научить любимое чадо правильному поведению в присутствии незнакомцев. Например:

Здравствуй, милая девочка!

– Добрый день (оценка ситуации – неизвестный мужчина; соблюдение дистанции – ребенок отходит подальше, на расстояние в 2 метра).

– Девочка, мой маленький щенок потерялся в соседнем парке. Помоги, пожалуйста, найти его.

– Нет, мне нужно идти домой, мне только что позвонила моя мама (девочка тут же должна перебираться поближе к взрослым, не слушая, что продолжает говорить мужчина. Оказавшись в безопасности, она обязательно рассказывает родителям о случившемся).

Обязательно отработайте на практике эти четыре шага: оценивание ситуации, соблюдение дистанции, окончание беседы и уход. Объясните, что нельзя покидать двор или школу с незнакомыми людьми: кататься на машине, помогать милому щенку, ходить в кафе или магазин игрушек. Не запугивайте ребенка, но расскажите, что порой и взрослому сложно отличить злого человека от доброго, поэтому лучше всего не поддерживать разговор с незнакомцами. На всякий случай!

Здравствуйте!

По натуре я человек малообщительный и найти общий язык со мной очень трудно. В общении я никогда не навязываюсь. Есть определённый круг людей, за который я держусь крепкой хваткой. Но проблема не в этом. Часто встречаются такие люди, которые пытаются поставить себя выше меня, задевая, оскорбляя и говоря различные гадости в мой адрес. Я из тех людей, которые к мнению незнакомых не прислушиваются. Обидеть меня может только свой человек. Я не обижаюсь, не держу злость, не ненавижу никого. Я просто человек-пофигист. Мне не наплевать только на свой круг общения. Так вот, мне просто интересно, почему так получается? Почему некоторые люди считают себя лучше меня и почему они всячески пытаются доказать мне это? Причём таким подлым образом? Зачем? Какой-то их комплекс? Или что? И с чего они вообще решили, что они лучше и имеют право тыркать меня в мои недостатки? Все попытки выяснить это проваливались, меня либо дальше оскорбляли, либо обзывали выскочкой, либо переводили тему, либо избегали на время.

При всём их негативе, льющемся на меня, такие люди всегда ко мне липнут. Инициатива исключительно только с их стороны. В итоге получается, что с такими людьми я либо постоянно ругаюсь, т.к. по натуре характер мой вспыльчив, либо игнорирую и прекращаю общаться. Что я получаю? Истрёпанные нервы. Только вот не получается от таких людей избавиться, они будто питаются моей энергией. Складывается впечатление, что они для себя пытаются победить меня, не знаю - зачем им это? Может из-за того, что я очень упёртый человек, в споре со мной сложно, т.к. аргументов я могу приводить очень много и переубедить меня сложно, а для них, если получится, это будет личной победой?. Будто такие люди соревнуются со мной, мол, я сильнее, я выиграю. Зачем им это? Пытаются сломать меня? Я понимаю, что мне на таких людей плевать, соревноваться с ними совсем не хочется. Я просто хочу, чтобы они оставили меня в покое и прекратили эти дурацкие соревнования с оскорблениями в мой адрес. Почему это так сложно?

Может, кто встречался с такой ситуацией, и объяснит мне, почему некоторые люди так поступают со мной и выливают на меня ушат дерьма? Как вы ведёте себя в таких ситуациях? Я человек, старающийся как можно меньше выделяться на фоне других, не люблю повышенное внимание к себе, но когда меня или мои интересы высмеивают или пытаются оскорбить, я начинаю беситься. Если честно, надоело. Понимаю, что с каждым годом интерес к людям пропадает, желание общаться тоже, в соц.сети почти не захожу и отдаляюсь от общества всё дальше и дальше. На душе какая-то апатия и все новые знакомства заканчиваются тем, что я их и заканчиваю резкими отталкивающими репликами. Страх это или депрессия? Надоело расстраиваться в людях. Может быть, проблема во мне и это я ставлю себя неприемлемым образом в общении? Но я не кричу о том, что я лучше кого-то и в общении не пытаюсь тыкнуть оппонента в его недостатки, в споре всегда говорю, что со мной бесполезно спорить и я останусь при своём мнении. Так почему со мной так поступают? Разве я не имею права на свою точку зрения? Или мне нужно придерживаться "стада"? Почему я не могу быть собой? Или все беды от моего вспыльчивого характера?

Хотелось бы услышать чьё-нибудь мнение по поводу того, как справиться со своей уже хронической нелюдимостью.

Эксперт портала «Я-родитель» специалист по детской безопасности Михаил Рулев дает практические о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет. Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду. Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

  1. Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.
  3. Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться .

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе. Прочитайте по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим».

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

  1. Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
  2. Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
  3. Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Михаил Рулев ,
кандидат педагогических наук,
специалист по детской безопасности,
автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет

Безопасность дошкольников.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни, стали иными правила безопасного поведения человека в различных ситуациях и сферах деятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах города, большим скоплением людей, развитием техники. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.

Одним из важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников является тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, при этом детский сад служит организующим центром в работе. Интерес к взаимодействию должны проявлять и педагоги, и родители. Для организации взаимодействия необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества. Программа взаимодействия воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями может включать групповые собрания, открытые занятия, индивидуальные консультации, практические занятия (семинары-практикумы), домашние задания, использование наглядной агитации (папок-передвижек, памяток) и пр. При этом важно, чтобы родители не только получили необходимые знания, но и пересмотрели свое отношение к безопасному поведению, осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют ему. А разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения могут внести существенный вклад в накопление опыта обращения с потенциально опасными предметами, формирования у детей основ культуры безопасности. Необходимыми для этого условиями являются: мотивационная и методическая готовность воспитателей к такой работе, активная поддержка со стороны членов семьи, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения

Ребёнок в общении с чужими людьми.

Мы живем в огромном мире. В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.
Самое главное, что могут сделать родители – это рассказать ребенку правила поведения на улице. Эти правила должен знать каждый ребенок с самого раннего возраста.
Знать свое имя, фамилию, домашний адрес одно из самых главных правил, знание которого, ребенок не растеряется в сложной ситуации.
- Не заговаривать с незнакомым человеком, не называть своего имени и адреса. Отвечать на все вопросы: «Мне мама запретила разговаривать с незнакомыми людьми».


- Не ходить с незнакомым человеком никуда по его приглашению, даже если он зовет посмотреть на котят или новую компьютерную игру.

Не садиться в чужую машину ни при каких условиях, при попытке усадить в машину насильно кричать как можно громче и отбиваться.

Никогда не принимать из рук незнакомых людей угощение в любом виде, а также подарки.

Если незнакомец заговаривает с ребенком в безлюдном месте, необходимо тут же постараться выйти к людям.


- Если незнакомец молча следует по пятам, ребенку нужно как можно быстрее подойти к кому-то из взрослых, вызывающих доверие своим внешним видом – лучше к женщине, и рассказать о своих подозрениях.


- Обязательно звонить родителям и сообщать о своих ближайших планах и перемещениях.


- Не позволять до себя дотрагиваться посторонним людям!


- Кричать при первых признаках опасности как можно громче – даже если человек не хотел ничего плохого, можно будет потом перед ним извиниться, разумный взрослый, не желающий ребенку зла, всегда отнесется к такому поведению с пониманием.

Не ходить в одиночку по безлюдным пустырям, по лесу, по стройкам и заброшенным зданиям. На детей, которые идут большой компанией, преступники практически никогда не нападают.


Когда ребёнок усвоит навыки, помогающие избегать незнакомцев, находится на виду у людей, то вероятность применения к нему насилия может стать минимальной. Прочтите детям сказки «Маша и медведь», «Кто сказал мяу?», рассказ Л.Толстого «Дети в роще» и другие произведения. Обязательно побеседуйте, выясните с ребёнком, почему потерялся герой произведения и как он себя вёл. Сочините различные ситуации на тему «Потерялся» и обсудите их с ребёнком.


Ро дители обязательно должны помнить , что безопасность ребенка зачастую зависит от того, насколько точно он соблюдает эти простые правила.


На протяжении жизни мы пересекаемся с огромным количеством людей. Но постоянно поддерживать достаточно близкие отношения можем лишь с весьма узким кругом.

Что же делать, если качество окружения не устраивает? Как минималист могу дать простой ответ: убрать из своего общения лишних людей и подарить себя тем, кто важен.

Примерное число постоянных социальных связей у каждого из нас лежит в диапазоне от ста до двухсот человек. В среднем - сто пятьдесят. Это так называемое Число Данбара . Именно со столькими людьми мы можем качественно взаимодействовать в сколь-либо длительном времени. В это число входят родственники, коллеги, клиенты, друзья, знакомые. И места - только на сто пятьдесят человек!

Как видно, наши ресурсы для общения ограничены. Ограничено время, которое мы можем посвятить другим людям. Ограничены и психические ресурсы. Именно поэтому так важно избавиться от лишних людей. Чтобы освободить время и пространство для тех, кто важен.

Я предпочитаю инвестировать свое время, эмоции и чувства в приятных, интересных и подходящих именно мне людей. Нет никаких объективных причин продолжать общение с человеком, с которым чувствуешь себя неуютно.

На Земле семь миллиардов людей. Все люди разные настолько, насколько можно себе это представить. И подходят друг другу не все. Это нормально. Но к чему тратить силы на неподходящего тебе человека, если есть много твоих людей? Зачем терпеть отношения, которые не устраивают?

Общение - это взаимодействие двух людей. Можно общаться и в больших группах, но в каждый момент - это всегда двое. Нормальное, адекватное общение - когда в результате выигрывают оба участника. Это взаимный обмен, в результате которого происходит взаимное обогащение. Иначе это не отношения, а садомазохизм. Впрочем, такого тоже хватает, но об этом сейчас не буду.

Если я чувствую, что меня использовали, а я ничего не получил взамен - мне неприятно. Выгода может быть любой - тут каждый сам ищет для себя, что ему нужно или хочется получить. Но «в плюсе» должны остаться оба участника.

Я с тобой поделился мороженым. Ты освежился в жаркий день. Ты доволен и я доволен тем, что сделал тебе приятно. Мы оба в выигрыше!

Интересные мысли, заряд энергии и мотивации, хорошее настроение - это тоже результаты общения. Когда я говорю о выгоде, я подразумеваю и материальную выгоду, которую можно потрогать и унести в кармане, и моральную - энергетическую, эмоционально-чувственную.

Окружение влияет на нас, хотим мы того или нет. Где-то мы подхватываем чужую мысль, где-то - отношение к чему-то или кому-то, эмоцию или настроение. Все это в совокупности влияет на нашу жизнь в целом. На первый взгляд незаметно.

Много говорят, что наш заработок примерно соответствует среднему значению заработка пяти людей, с кем мы больше всего взаимодействуем. Думаю, это весьма близко к правде.

Отношения, общение - это наш свободный выбор. Только мы решаем, продолжать их или нет. В наших силах и возможностях подобрать для себя таких людей, построить такой круг общения, который будет в радость, который будет поднимать вверх, способствовать развитию и счастливой жизни. Привлечь людей, общаться с которыми мы будем с радостью и удовольствием.

Мы же уже не в детском саду, куда нас отвели против нашей воли. И не в школе, где тоже коллектив выбирался не нами. Мы - взрослые люди. Не нравится окружение - смени его!

Выбор - это отказ. Когда мы выбираем одно, мы отказываемся от всего остального. Когда мы общаемся с «не своим» человеком, мы отказываемся от общения с единомышленником. Для меня выбор очевиден - ни к чему тратить время на того, кто тебе не близок.

Процитировать в Твиттере

Если отношения тебя не устраивают - заверши их. Если общение не доставляет удовольствия - прекрати его. Если человек тянет тебя назад - забудь о нем. Если после разговора с кем-то чувствуешь себя опустошенным и выжатым - перестань разговаривать и видеться с таким человеком.

Есть те, кто намеренно или случайно раскачивает эмоции и выводит на негатив. Есть те, кто подмечает все самое плохое, всю грязь и недостатки. Есть те, кто возвышается и самоутверждается за твой счет, опуская тебя ниже. Есть те, кто ноет и использует тебя как сливную трубу для своих проблем и накопившегося негатива. Есть те, кто постоянно говорит о своих планах, о революционных идеях, но не сделал в их сторону ни одного шага. Есть те, кто либо не принимает ваших успехов, либо старается их приуменьшить. Избавься от таких людей в своем окружении!

Когда я говорю о необходимости избавиться, я вовсе не призываю пойти и высказать человеку все, что ты о нем думаешь. Иногда это единственный вариант. Но, как правило, хватает и более мягких.

Прежде всего - сократить контакты с ненужными людьми. Свести их до минимума. Уменьшить даже вероятность встречи: не ходить в те места, где есть вероятность пересечься. Не соглашаться на предложения встретиться. Ну и, конечно же, не инициировать контакты.

Особенно это касается прошлого. Пусть оно остается там, где ему и положено быть - среди всего ушедшего. О, эти люди из прошлого! Даже если раньше ты общался с человеком, и тебе было с ним хорошо, со временем пути расходятся. Чем больше проходит времени, тем больше различий в вас накапливается. Особенно когда в настоящем нет общего: ни дел, ни интересов.

Общение, основанное только на прошлом - ущербное, бессмысленное, тупиковое. Да и общаетесь вы в таких случаях не с человеком, и он говорит не с вами - вы взаимодействуете с мысленными моделями друг друга из прошлого. Каждый из вас изменился, но твой собеседник не видит этого и продолжает общаться с тобой-прошлым.

Кроме такой странной коммуникации здесь есть еще одна проблема - ожидания. От тебя, в соответствии с мысленной моделью тебя-прошлого, что-то ожидают. Ты что-то ожидаешь от собеседника, точнее - от его модели в твоей голове. В результате нередко получается, что в тебе включаются давно забытые поведенческие шаблоны. Ты начинаешь вести себя так, как от тебя ожидают. Испытывая дискомфорт, но не всегда понимая, чем же он вызван.

Процитировать в Твиттере

Есть еще один интересный момент, связанный с общением: принятие тебя. Некоторые люди из нашего окружения могут не принимать нас такими, какие мы есть. Они могут осуждать и критиковать наши привычки, наш образ жизни или мышления, наше поведение или увлечения. Зачем общаться с теми, кто тебя не принимает таким, какой ты есть?

К сожалению, особенно много таких не принимающих нас людей может оказаться среди родственников. Тут получается очень странная ситуация: у них есть некоторые ожидания относительно нас. И взаимодействие строится по принципам: мы тебя любим и принимаем, если ты соответствуешь нашим ожиданиям и представлениям. Правда, странно? Такие люди даже могут обижаться на тебя, когда ты являешься самим собой. Сумасшествие!

Родственников, особенно ближайших, так просто из общения не вычеркнуть. Если же контакты с ними не доставляют удовольствия, нужно хотя бы сократить их регулярность и глубину. При общении не стоит затрагивать спорных тем, а лучше ограничиться бытовыми беседами - о еде, природе и погоде. Родственников не изменить. А вот просто принять их стоит. Но это не значит, что нужно с ними согласиться и соответствовать их ожиданиям.

Общаясь с «моими» людьми, я поначалу удивлялся: какую бы безумную идею я ни говорил, какие бы желания и мечты не произносил вслух - меня принимали! Без оценки, критики, осуждения. Я мог сказать, что сегодня я буду ходить везде без обуви, и это воспринимали нормально. Как если бы я просто сказал, что сейчас буду пить чай.

С важностью осознанно подходить к своему общению, надеюсь, разобрались. С чего же начать?

Прежде всего - оценить свой круг общения. Можно даже взять несколько листов бумаги и записать всех-всех, с кем ты так или иначе взаимодействуешь с разной регулярностью - от ежедневных встреч, до поздравлений раз в год. После этого медленно пройтись по этому списку. Вспоминать свои ощущения от общения с каждым человеком. Тебе хорошо? Ставим плюс. Дискомфорт - минус. Потом разделяем этот список на два: «люди-плюсы» и «люди-минусы». С первыми продолжаем общаться и укреплять отношения. Со вторыми прощаемся всеми возможными способами.

Бывает, что, выполнив это упражнение, вдруг понимаешь, что список людей со знаком плюс почти пуст. Это грустно, хоть и часто встречается. Осознав это, слишком много людей не решаются прервать неустраивающие отношения и прекратить дискомфортное общение. Мотивируют это тем, что не могут же они остаться совсем одни?! Это непривычно и страшно - быть в одиночестве.

На какое-то время действительно можно остаться одному. Но потом в образовавшееся пространство будут притягиваться твои люди, единомышленники - те, с кем по пути. Это может случиться не скоро, но обязательно случается.

Вообще рекомендую регулярно, хотя бы раз в два-три года пересматривать свое окружение. Если кто-то в нем тянет тебя вниз или мешает не только взлететь, но даже просто идти вперед - стоит принять меры. Иначе дальше это социальное болото затянет еще глубже.