Как правильно накладывается шина при переломе бедра. Правила выполнения иммобилизации при переломе бедра Техника наложения шины при открытом переломе бедра

Принципы наложения шины при переломе бедра изучаются еще в школе на уроках биологии, но какие суставы она должна фиксировать, мало кто помнит. Опыт показывает, что у неподготовленного человека в большинстве случаев возникает множество вопросов. Однако прежде всего необходимо установить, действительно ли произошел перелом бедра.

Первая помощь – залог выздоровления

Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:

  1. Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
  2. Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
  3. Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
  4. Частично или полностью обездвижена нога.
  5. Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.

Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:

  • остановки кровотечения;
  • обезболивания (если необходимо);
  • наложения повязки (если есть рана);
  • транспортной иммобилизации.

Иммобилизация – это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.

Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.

Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:

  • повреждения тканей частицами разрушенной кости;
  • сильного кровотечения:
  • травматического шока.

Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:

  • из дерева;
  • из проволоки;
  • из пластмассы;
  • с вакуумным принципом работы.

При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.

Принципы шинирования

Какие основные суставы должна фиксировать шина при переломе бедра? При переломе бедра необходимо фиксировать все суставы ноги и соседних с бедром сегментов. То есть шина накладывается на таких участках:

  • бедро;
  • голень;
  • стопа;
  • подмышечная область.

Это необходимо для того, чтобы поврежденный сустав был полностью обездвижен.

Также важно соблюдать следующие правила:

  1. При необходимости провести обезболивание, чтобы избежать болевого шока.
  2. Если перелом открытый, рана обеззараживается йодным раствором, накладывается повязка.
  3. Шинирование проводится, не снимая одежды. Если нужно, она разрезается в нескольких местах.
  4. На участках соприкосновения шины и суставов подкладывают вату или любой мягкий материал.

Иммобилизацию легче совершать не в одиночку: один человек аккуратно приподнимает ногу, а второй приматывает бинты и ремни.

По причине удобства использования и надежной фиксации чаще всего используют шины Крамера или Дитерихса.

Как накладывать шину Крамера?

Конструкция шины Крамера представляет собой решетку из проволоки, напоминающую лестницу. Решетка гибкая, и исходя из особенностей перелома, ей можно придать разную форму. Важно знать, как правильно подготавливать ее. Подготовка проводится следующим образом:

  1. Два или три лестничных сегмента основательно скрепляются, образуя наружную часть, которая должна быть длиной от подмышек конца пятки. Под пяткой она загибается и проходит поперек ступни буквой «Г».
  2. Длина задней части приспособления равняется расстоянию между ягодицей и пяткой. Она накладывается на стопу под прямым углом, проходит через всю стопу немного выступает за пальцы.
  3. Третья шина будет идти по внутренней стороне конечности от паховой области до края стопы. Она также загибается под стопой в виде буквы «Г».

После того, как смоделированы все три конструкции, производится наложение шины Крамера при переломе бедра. Она должна накладываться следующим образом:

  1. Все три составляющие накладываются на соответствующие зоны.
  2. Под костные выступы нужно подложить любой мягкий материал.
  3. Загнутые концы наружного и внутреннего сегментов, проходящие под стопой, скрепляются.
  4. Длинная шина привязывается к корпусу в нескольких местах.
  5. Каждая из трех шин поочередно фиксируются к бедру (верхнему отделу) и голени, затем фиксируются на голеностопе.
  6. Шины крепко прибинтовываются повязками.
  7. Стопу с частями шин под ней также обмотать “восьмеркой” фиксирующими бинтами.

Если перелом открытый, то в месте, где выступает кость, бинты не приматываются.

Важно! «Подгонять» под шину, то есть придавать деталям нужный размер и форму, следует на себе, иначе можно ухудшить состояние поврежденной ноги.

Если нет ни шин Крамера, ни каких-либо подручных материалов, можно попробовать просто примотать поврежденную ногу к здоровой. Однако следует понимать, то способ этот не очень надежный, поэтому лучше использовать его в крайнем случае.

Как накладывать шину Дитерихса?

Шина Дитерихса при переломе бедра позволяет иммобилизовать ногу с использованием метода вытяжения. Она представляет собой две планки из дерева, длинную и короткую, по всей длине которых на равных расстояниях просверлены отверстия. Каждая планка может раздвигаться. Таким способом ее длину можно регулировать в зависимости от роста человека. Сверху каждая планка оснащена перекладиной, которой они упираются в пах и зону подмышек (по подобию костылей). Вытяжение делают, используя готовую деревянную подошву, которую прибинтовывают к ступне.

Сначала нужно подготовить длину приспособления:

  1. Внешняя планка раздвигается так, чтобы длина была равна расстоянию от пятки до подмышечной впадины.
  2. Длина внутренней планки – от паха до стопы.
  3. Наружный костыль своим верхним концом должен упираться в подмышку, а нижний костыль – в пах.
  4. Нужно, чтобы обе планки выходили за уровень стопы на 8-12.
  5. Получившуюся длину фиксируют закреплением шпеньков (выступы на планках) в соответствующих отверстиях.

У шпеньков, фиксирующих длину планок, лучше перемотать бинтом двигающиеся части каждого костыля. Так они будут плотно зафиксированы и не сместятся при транспортировке.

Для справки! Шинирование можно облегчить, если предварительно под ногой и торсом (от нижней трети голени до лопатки) подложить конструкцию из двух скрепленных шин Крамера.

Это обездвижит конечность и ускорит последующее шинирование.

  1. Мягкую ватно-марлевую прокладку (или просто вату) прибинтовывают к внутренней поверхности обеих планок и к овальным перекладинам костылей.
  2. Не снимая с пострадавшего обуви, сначала с помощью бинтов к стопе фиксируют «подошву» со шнуром, особенное внимание уделяя фиксации пяточной зоны. При недостаточной фиксации повязка может сползти, и должного вытягивания не произойдет.
  3. Длинная планка размещается по внешней стороне корпуса и ноги, короткая – внутри бедра и голени. Обе планки плотно прижимаются к ноге.

Каждая планка проводится снизу через скобы подошвенной перекладины.

После этого происходит закрепление шин:

  1. Посредством прилагаемых ремней наружная шина прикрепляется к корпусу на грудном и поясничном участках.
  2. После этого наружная шина прибинтовывается на бедре.
  3. Внутренняя шина фиксируется к бедру и голени.
  4. С помощью поперечной планки с отверстием соединить нижние части шин, которые находятся под пяткой.

После того, как шины закреплены, делается вытяжение стопы:

  1. Шнур от деревянной «подошвы» пропускают через специальное отверстие.
  2. Жердочкой, продетой в петлю шнура, закручивается шнур. Тем самым производится вытяжение.
  3. В этом положении стопа фиксируется к поперечной нижней перекладине марлевым бинтом.

Вытяжение ноги нельзя делать при открытом переломе, а также если у человека болевой шок. Об этом стоит помнить еще с уроков биологии.

После того, как наложены шины и произведено вытяжение ноги, необходимо окончательно зафиксировать обе планки. Для этого они круговыми движениями привязываются бинтами к торсу и конечности. После этого пострадавший подлежит транспортировке.

Для справки! Если предстоит длительная транспортировка, то дополнительно нужно использовать специальные гипсовые кольца. Пострадавшему накладывается пять колец: два на корпусе, три на ноге (в верхней трети бедра, на голени и на лодыжке).

После наложения шины Дитерихса желательно дополнительно нахлестом на нее наложить вокруг таза шину Крамера. Это повысит степень фиксации и облегчит транспортировку.

Знание того, как оказать первую помощь и наложить шину при такой серьезной травме, как перелом бедра, имеет огромное значение. В подобных ситуациях очень важно действовать быстро и правильно, поскольку любое промедление или неверные действия могут представлять серьезную угрозу для здоровья пострадавшего, а иногда и стоить жизни. Вот поэтому важно изучать биологию человека, для того чтобы знать как реагировать в экстренных ситуациях.

Переломы – это серьезные повреждения костной ткани, имеющее определенную классификацию, в зависимости от локации и степени тяжести. Оказание доврачебной помощи – одно из самых важных мероприятий, определяющее время последующего лечения и восстановления. Именно поэтому очень важно знать, как накладывать шину при переломе.

Нарушение целостности кости может быть открытым (когда разрывается кожный покров, есть кровотечение) и закрытым (без такового). Кроме того, данные травмы делятся на полные, компрессионые (со смещением) и оскольчатые.

Основные проявления зависят от того, какой именно участок тела был сломлен. Общая симптоматика представлена следующими пунктами:

  • резкое появление нестерпимых болевых ощущений;
  • опухание и гематомы;
  • смещение, деформация или укорочение кости;
  • ограниченная подвижность;
  • характерный звук хруста в момент травмирования;
  • иногда тошнота, рвота, потеря сознания, повышение температуры и подобное.

Зачем нужна фиксация

Наложение шин при переломах не дает твердой ткани двигаться, а это значит, что болевые ощущения будут намного меньше. Помимо всего прочего, пострадавший избежит серьезных патологий, связанных со смещением и распространением обломков.

Когда шина накладывается правильно – значительно снижается риск травмирования сосудов, нервных соединений и мышечной ткани. При любом исходе данное мероприятие является неотъемлемым при переломах разных типов.

Правила наложения шин при переломах

Для транспортной доставки пострадавшего в медучреждение сначала необходимо придать ему неподвижное положение, или хотя-бы какой-то конкретной зоне. Материалы, используемые для фиксации достаточно различны – это может быть специальные шины или подручные средства.

В списке ниже, рассмотрены все тонкости иммобилизации и правильное выполнение:

  • При фиксации пояса верхних и нижних конечностей следует позаботиться о том, чтобы фиксирующий элемент (шина, бинт) охватывал две точки крепления (над и под местом травмирования). Если есть возможность, придайте конечности естественно положение (процедура не должна вызывать болевых ощущений).
  • В связи с распространенностью травмы очень важно понимать, как наложить шину при переломе костей голени. Для этого нужен твердый фиксирующий элемент (доска, труба) и моток бинта. Главное выполнить правило локации – зафиксировать коленный и голеностопный сустав.
  • При травмах плеча нужно выполнить шинирование, выбрав один единственный правильный способ – постепенно примотать к основе плечевой, локтевой и лучезапястный суставы.
  • Открытые переломы нуждаются в остановке кровотечения, наложите жгут или тугую бинтовую повязку. Обработайте рану перекисью. Аккуратно устраните посторонние объекты с раны. Не пытайтесь самостоятельно выполнить вправление.
  • Раздевать пациента также запрещено, во первых эта процедура может вызвать дополнительное смещение и образование новых отломков, а во вторых – края шины будут впиваться в кожу, нанося дополнительный ущерб.
  • Шина должна прилагать плотно, в противном случае фиксации не произойдет.

Желательно, чтобы операцию иммобилизации выполнял опытный специалист, учитывая все особенности и анатомическое строение каждого участка.

Виды шин

  • Шина Крамера при переломе – помогает фиксировать конечности и другие участки тела. Представляет собой сборный механизм для перемещения, состоящий из трех элементов (крепится по бокам и под поврежденной конечностью). Марля при этом должна быть стерильной, для безопасности перед твердыми элементами подкладывается ватная прослойка.

  • Дитерихса – выполняется из деревянных объектов, хорошо обездвиживает травмированную зону. Фиксация выполняется в двух плоскостях.

  • Надувная – имеется в наличии только у выездной бригады скорой помощи. Подкладывается под конечность, немного надувается и крепиться марлевой повязкой.

Другие аспекты оказания первой помощи

Лечение может ограничиться наложением гипсовой повязки и вправлением. Конечно же, при отсутствии множественных осколков, сильных смещений и разрывов сосудов. Оперативное вмешательство необходимо для репозиции отломков, сшивания мягких тканей и внутренних органов. Фиксация выполняется при помощи пластин, болтов и спиц. После пациент принимает кальцийсодержащие и обезболивающие препараты, а затем курс реабилитации.

Любые переломы могут сопровождаться осложнениями, которые нередко возникают по причине неправильной иммобилизации. От умения правильно определить тип перелома и провести его правильную фиксацию для обеспечения абсолютной неподвижности зависит многое.

Огромное значение имеет иммобилизация при переломе бедра, которая помогает минимизировать дополнительную травматизацию обломками кости окружающих сосудов и тканей. С ее помощью снижается вероятность инфекционных осложнений и развития посттравматического шока. Правильное фиксирование помогает с легкостью выполнять транспортировку пострадавшего.

Виды переломов

Переломы бедра принято подразделять на две основные группы - травматические и патологические. Первые возникают при воздействии во время травмы на кость больших нагрузок динамического характера, вторые - по причине различных заболеваний костных структур. Принято выделять хронические переломы, которые происходят в связи с нагрузками продолжительного характера (например, у спортсменов).

Травматические переломы подразделяют на закрытые, внутрисуставные и открытые. Любой из них может осложняться смещением костных осколков. В случае открытых переломов существует риск попадания инфекции в рану, а при тяжелых или множественных - опасность развития шокового состояния.

Важно! Необходимость своевременной квалифицированной первой помощи, один из аспектов которой - правильная транспортная иммобилизация, очевидна. Прием позволяет в разы уменьшить риск развития травматического шока, снизить вероятность кровотечения, уменьшить развитие инфекционных процессов.

Симптоматика переломов

Подозревать наличие перелома в области бедренной кости следует в тех случаях, когда пострадавший предъявляет следующие жалобы:

  • наличие боли интенсивного характера;
  • визуальное изменение размера и формы травмированной конечности при сравнении со здоровой;
  • наличие отека и гематомы;
  • расстройство движений и тактильных ощущений в стопе и пальцах (при нарушении сосудисто-нервных пучков);
  • патологическая подвижность в месте предполагаемого перелома;
  • невозможность совершения движений поврежденной ногой.

Характерна и поза пострадавшего: лежа на спине, нога повернута кнаружи.

Следует обратить внимание на характер травмы. В основном переломы бедра происходят по причине падения с большой высоты, прыжков на ноги, ударов тяжелыми предметами, после дорожно-транспортных происшествий.

Для пожилых людей причина нередко заключается в остеопорозе. В этом случае для перелома шейки бедра бывает достаточно простого падения на бок. Возможно такое и по причине патологических изменений в костных структурах при полиомиелите или опухоли.

Оказание первой помощи

Оказание первой помощи вкупе с грамотной иммобилизацией травмированной конечности служит залогом успеха в последующем лечении и реабилитации любых переломов.

К основным шагам оказания помощи относят:

  • выполнение обезболивания;
  • остановку кровотечения (при его наличии);
  • предупреждение развития шока посттравматического характера;
  • фиксацию места перелома (иммобилизация);
  • срочную госпитализацию в медицинское учреждение.

Следуя пошагово и оперативно, можно предупредить большинство осложнений и обеспечить быстрое выздоровление пострадавшего. В этом вопросе иммобилизация имеет одно из решающих значений, способствуя полноценному восстановлению двигательной активности в травмированной конечности.

Виды шин

В медицине существует довольно широкое разнообразие шин для фиксации переломов, различающихся между собой не только особенностями конструкции, но и размерами.

Основное их предназначение - обеспечение неподвижности нижних или верхних конечностей. Принято выделять фиксирующие шины и шины с функцией вытяжения (Томаса-Виноградова, Дитерихса).

Материалами для их изготовления служат:

  • стальная сетка или проволока (шина Крамера лестничного типа);
  • пластик;
  • картон;
  • реечные деревянные конструкции (шина Дитерихса).

В отдельных случаях для обеспечения более длительной неподвижности может быть наложена гипсовая лангета. Но такой способ транспортной иммобилизации при перевозке пострадавшего будет весьма затруднителен в морозную зимнюю погоду, когда материл еще полностью не застыл.

При оказании помощи подручными средствами можно воспользоваться досками, прутьями и даже толстыми журналами. Но делать это нужно только в тех случаях, когда необходимо самостоятельно доставить пострадавшего до ближайшего медицинского пункта. Если «Скорая помощь» уже выехала, следует подождать, пока шину наложат квалифицированные специалисты.

Важно! При отсутствии подручных средств можно просто прибинтовывать поврежденную конечность к здоровой. Но поскольку такой способ не обеспечивает полной неподвижности, применять его следует только в исключительных случаях.

Пошаговая инструкция по наложению шин

При переломах бедренной кости существует негласное правило - накладывать шины на травмированную конечность нужно сразу с обеих сторон. Шина с внутренней стороны должна достигать области паха, фиксируя голеностопный сустав и коленный. С наружной стороны фиксируются сразу три сустава: голеностопный, коленный и тазобедренный.

Такая иммобилизация позволяет исключить любые движения в суставах и предупредить вывих головки бедренной кости. Для предупреждения травмирования паха нужно поместить в эту область мягкий валик диаметром не менее 10 см.

При наложении шин следует соблюдать следующие правила:

  1. Пострадавшего уложить на спину.
  2. До выполнения любых манипуляций выполнить обезболивание.
  3. Открытые края ран обработать йодом или другим антисептиком, после чего наложить повязки (по возможности стерильные).
  4. В случае соприкосновения шины непосредственно с кожными покровами подложить под нее любую ткань или одежду.

  1. Шину необходимо прибинтовывать прямо на обувь и одежду таким образом, чтобы поврежденная конечность в месте перелома и во всех суставах сохраняла неподвижность.
  2. Выполнять фиксацию нужно крепко, но не туго, чтобы предотвратить в поврежденной конечности возможное прекращение кровообращения.
  3. Постараться не сдвигать костные обломки.
  4. В тех случаях, когда поврежденная кость выпячивается с одной стороны, шину надо накладывать со стороны противоположной. Вправление деформации строго запрещено.
  5. Прибинтовывать шины можно бинтами, лентами, полосками плотной ткани или ремнями (в последнем случае следует воспользоваться мягкими подкладками).

Важно! Если есть возможность, лучше всего выполнять иммобилизацию вдвоем. При необходимости подгонки шины ее следует проводить на здоровой конечности или на себе, во избежание дополнительной травматизации ноги пострадавшего.

Шина с функцией вытяжения

Для надежной и качественной фиксации при переломах в области бедра была разработана специальная шина с функцией вытяжения, получившая по имени автора название «шина Дитерихса».

В ее состав входят:

  • пара деревянных костылей, состоящих из двух половин, выступов и отверстий, с прорезями для фиксирующих лент;
  • подошва, выполняющая роль фиксаторов стопы и голеностопа;
  • поперечная подвижная планка на внутреннем костыле;
  • фиксирующаяся палочка-закрутка.

Для полноценной фиксации к шине Дитерихса дополнительно требуются бинты и ножницы. Обеспечить безболезненность и быстроту наложения может дополнительное использование двух шин Крамера. Их следует связать между собой и подложить под сломанную конечность от лопатки до нижней трети голени (выше пятки на 5 – 10 см).

Некоторые специалисты рекомендуют накладывать еще одну шину Крамера на тазовую область с захватом всех наложенных до нее шин. Это не только увеличивает надежность конструкции, но и позволяет с легкостью перемещать пострадавшего.

Правильное наложение

Наложение шины Дитерихса начинают с подгонки под рост пострадавшего путем раздвижения половин обоих костылей и закреплением их в необходимом положении. Это делается с помощью выступа на одной половине и отверстия под него на другой. При достижении необходимой длины выступ вставляется в отверстие и фиксирует шину.

Важно! Правильное положение шины Дитерихса достигается в том случае, когда в область подмышечной впадины своим верхним концом плотно упирается наружный костыль. При этом край внутреннего костыля должен упираться в промежность. Нижние их концы должны выступать ниже края подошвы травмированной конечности не менее чем на 8 см.

Для исключения смещений половин во время транспортировки следует прочно перевязать бинтом места соединения выступов и отверстий в костылях.

Избежать давления краев шины на ногу позволяет протягивание через прорези костылей трех фиксационных лент способом снаружи-внутрь.

С прибинтовывания подошвы шины к стопе травмированной конечности начинается ее непосредственное наложение. Наиболее прочная фиксация необходима в области пятки. При этом обувь снимать не нужно, поскольку она будет выступать в качестве профилактики болей и пролежней. Затем сквозь металлические скобы с боков подошвы пропускаются нижние концы костылей.

Соединение костылей выполняется посредством внутренней поперечной планки. Завершает процесс завязывание фиксационных лент в области бедер, груди и талии. Для максимальной фиксации накладываются бинты. В случае перелома бедра закрытого типа производится дополнительное вытяжение с использованием палочки-закрутки.

Заключение

Качественная и надежная транспортная иммобилизация позволяет свободно осуществлять перемещение пострадавшего, исключая повторное смещение осколков кости, повреждение близлежащих нервов, сосудов и мышц.

Высокая эффективность такого способа фиксации привела к тому, что на сегодняшний день специалисты применяют метод постоянной лечебной иммобилизации путем наложения шин или гипсовых повязок, в том числе и после оперативных вмешательств, таких как остеосинтез. Это позволяет в самые ранние сроки начать реабилитационный период и ускорить выздоровление пациента.

Травмы бедра – явление, с которым можно столкнуться даже в повседневной жизни. Не только спортсмены или каскадеры попадают в ситуации, когда ломаются бедренные кости, но и далекие от спорта люди.

Существует три разновидности повреждений:

  • Травматические – при тяжелых нагрузках динамического характера. Они бывают открытыми, закрытыми, внутрисуставными.
  • Патологические - по причине дисфункции костной ткани.
  • Хронические – вследствие длительного физического давления (у людей, занимающихся активным видом спорта).

Любое повреждение может быть усугублено смещением осколков. При открытых есть опасность проникновения бактерий в кровь, а при тяжелых - риск шока.

Суставы, которые могут повредиться при переломе бедра

Причиной нарушения целостности проксимального отдела (шейки и вертельной области) бедренной кости является падение набок.

Признаки травмы:

  • искаженный вид сустава;
  • болевые ощущения в тазобедренной области;
  • затруднение при попытке быстрой смены положения ноги;
  • уменьшение длины поврежденной конечности.

Транспортная иммобилизация при переломе бедра

Иммобилизацией называют фиксированное обездвиживание сломанной конечности.

Для перемещения пострадавшего закреплению подлежат суставы, примыкающие к поврежденной ноге:

  • коленный;
  • голеностопный;
  • тазобедренный.

Необходимо иметь шины:

  • наружную;
  • заднюю;
  • внутреннюю.

Все фиксаторы должны тесно прилегать к конечности.

После принятия перечисленных мер необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Если повреждена шейка бедра

Иммобилизация при переломе шейки бедра осуществляется по правилам:

  • положить пострадавшего на спину;
  • если есть ярко выраженный болевой синдром – дать анальгетики;
  • провести необходимые действия по фиксации;
  • запрещено лишний раз тревожить больную часть тела, чтобы не нанести повреждение;
  • одежду стоит разрезать, а если на улице низкая температура – утеплить сломанную конечность;
  • передвижение осуществлять в лежачем состоянии на жестком приспособлении (переноске).

Шина Дитерихса при переломе бедра

Наложение проводится методом подгонки шины под рост:

  1. Придать внешней бранше размер от пятки до подмышки, а внутренней – от паха до пятки.
  2. Шины необходимо сместить так, чтобы они выходили за пределы стопы на расстоянии 8-12 см.

Фиксация бранши вокруг конечности достигается при помощи шпеньков, поэтому прорези должны оказаться друг напротив друга. Для исключения возможности смещения шины закрепляются повязкой или бинтом.

Чтобы не допустить травм в точках упора приспособлений, под них и под стопу подкладывают что-нибудь мягкое. Если недостаточно надежно зафиксировать пятку, то иммобилизация не принесет пользы.

Для надежности необходимо наложить несколько слоев ваты в точки соприкосновения бранши с:

  • лодыжкой;
  • областью вокруг большого вертела;
  • коленом.

Обе бранши крепят к проволочным приспособлениям дощечки под подошвой и привязываются к туловищу лямками.

Ногу следует вытянуть до уровня исправления, следя за тем, чтобы планки плотно соприкасались с пахом и подмышечной впадиной. Затем пятка прикрепляется закруткой к нижней поперечной доске.

Заключительно проводят фиксацию бранши к корпусу бинтами по всему телу, уделяя особое внимание областям груди, голени и бедра.

При необходимости перемещения используют кольца из медицинского бинта в 8 слоев.

Дополнительно применяются шины Крамера, чтобы повысить прочности конструкции, облегчить смену позы и перемещение пациента. Они крепятся друг с другом, и полученная деталь накладывается от лопаток до нижней трети голени. Неправильное наложение шины чревато вывихом сустава.

Техника применения лестничных шин

Наложение шины на бедро начинается с подготовки материала. Порядок действий:

  1. Скрепить по длине 2 шины, согнув нижний конец одной на уровне 20 см от конца. Данная деталь предназначена для внешней поверхности ноги и боковой стороны тела до подмышки.
  2. Первая шина подгоняется под внутреннюю часть бедра.
  3. Вторая часть конструкции формируется с выемкой для стопы и при коленном суставе.

Фиксирование ноги лестничными шинами осуществляется по методике Дитерихса.

Шинирование подручным материалом

В экстренных ситуациях может не оказаться специализированных устройств для иммобилизируемой конечности. В таком случае могут быть использованы жесткие средства: доски, палки. Их размер зависит от габаритов пострадавшего. При отсутствии медицинских бинтов допускается также накладывать гибкие мягкие материалы.

Иммобилизация как метод лечения при переломе

Правильная фиксация ноги является неотъемлемой составляющей выздоровления.

При отсутствии знания четкой последовательности действий по оказанию первой медицинской помощи необходимо дать пострадавшему анальгезирующие препараты и успокоить его до приезда квалифицированных специалистов. Любое перемещение пациента запрещено.

Лечение перелома бедра путем иммобилизации проводится в соответствии со следующими правилами:

  1. Место поражения обрабатывают обезболивающими средствами для местного применения. Чаще используется Новокаин или Лидокаин.
  2. Костное натяжение – протяженность не более 10 дней.
  3. Освобождение конечности от удерживающих средств.
  4. Движение пациента с одного бока на другой.
  5. Придание сидячего положения.
  6. Вставать при помощи костылей через 20 суток.
  7. Выписка (при отсутствии необходимости дальнейших действий врача).

Отводящий ортез на тазобедренный сустав

При сохранении болей после перелома бедра назначается курс противовоспалительных и обезболивающих препаратов.

Снижению нагрузки на бедро и скорому выздоровлению способствует ношение фиксирующего бандажа. Основные свойства ортеза:

  1. Крепко фиксирует бедро.
  2. Уменьшает давление на кость.
  3. Возможность фиксация тазобедренного сустава в состоянии отведения.
  4. Способствует уменьшению отеков и болевых ощущений.
  5. Регулируется в зависимости от параметров тела.
  6. Пластиковые части ортеза просты в использовании.

Иммобилизация при переломе бедра сводит к минимуму травмирование прилегающих тканей обломками кости. Благодаря правильно оказанной первой медицинской помощи пострадавшему снижается вероятность осложнений. При отсутствии знаний и навыков необходимо неотложно вызвать специалистов.

Из-за частых осложнений и травматического шока, повреждение бедренной кости характеризуется как опасная травма в тяжелой форме.

Травмы распознают по очагу локализации:

  • в верхней части;
  • в центральном;
  • и нижнем отделе.

Верхняя часть подвергается повреждению в 50% эпизодов травм. Попробуем разобраться, какие суставы подлежат фиксации при переломе бедра.

Фиксация

Фиксация необходима трем суставам нижней конечности:

  • голеностопу;
  • колену;
  • тазобедренному.

При открытой травме необходимо произвести остановку кровотечений, а затем проводить обездвиживание.

Для проведения процедуры нужно приготовить 3 шины разного размера:

  • наружную – длина должна соответствовать размеру от стопы до подмышки;
  • внутреннюю – от стопы до зоны паха;
  • заднюю – от ягодиц до стопы.

Они плотно крепятся и прилегают к телу пострадавшего.

Иммобилизация

Оказание помощи при поражении бедренной кости, независимо от места травмы, предполагает наложение шины с непременным обездвиживанием суставов по всей длине ноги. Пострадавшему назначаются обезболивающие.

Наиболее результативной и часто используемой, удобной для пострадавшего считается шина Дитерихса, изготавливаемая на предприятиях по производству медицинского оборудования. На первом этапе помощи накладывается именно она.

Перед началом процесса под ногу пострадавшего укладывают (на 10 см выше пятки и до лопатки) две совмещенные шины Крамера, это позволяет без боли и быстро наложить шину Дитерихса при переломе бедра.

Техника выполнения мероприятий с шиной Дитерихса

Иммобилизация при переломе бедра происходит путем подбора двух половин шины под параметры пострадавшего:

  • раздвигается наружная деталь на расстояние от стопы до подмышечной впадины, внутренняя от паха до стопы. Они должны быть смещены так, чтобы выступать за подошву на 10 см;
  • при переломе бедра необходимо фиксировать детали конструкции (бранши). Отверстия должны совпасть для последующей вставки в них крепежного стержня (шпенька). При транспортировке пострадавшего, во избежание смещения, 2 детали фиксируются между собой с помощью бинта;
  • для удобства пострадавшего к верхним частям костылей, упирающимися в промежность и в зону подмышки, крепят накладки, в виде широкого слоя ваты или подушечки;
  • перед закреплением подошвенной перегородки прокладывают тонкий слой ваты.
  • обязательно нужно надежно зафиксировать пяточную кость, в противном случае повязка сместится, и вытягивание не будет иметь нужного результата;
  • при наложении шины, лодыжку, колено и участок проекции большого вертела покрывают ватой. Два костыля заводят снизу в проволочные скобы из подошвенной перекладины.
  • крепительными лямками, предусмотренными в комплекте, через отверстия, присоединяют приспособление к телу;
  • за стопу необходимо подтянуть конечность до места исправления. Поперечные планки должны упираться в пах и подмышку. В этом положении стопа фиксируется с помощью закрутки;
  • надежно фиксируя, с помощью бинта, без больших промежутков, шину накладывают к телу. На груди, голени и бедре, крепеж должен быть прочным. При транспортной иммобилизации образовывают кольца, которые формируют из восьмислойного гипсового бинта – 2 кольца на туловище, 3 на ноге;
  • для увеличения надежности фиксации, упрощения смены позиции и месторасположения травмированного, необходимо завершить процедуру дополнительным наложением шины Крамера.

При недоступности фиксирующей конструкции Дитерихса, для иммобилизации применяют лестничные шины.

Методика использования лестничной шины

  • По длине скрепляют две шины. При этом нижний край одной заворачивают на 20 см. Полученная ниша пригодна для фиксации по наружной боковой части травмированной конечности до зоны подмышек;
  • другую применяют для фиксации по внутренней стороне бедра.

Чтобы иммобилизовать пострадавшего при использовании лестничной шины, нужно выполнить аналогичные манипуляции, как и при наложении шины Дитерихса. Приспособление изготавливают из пластика.

Шина из подручных материалов

При отсутствии на месте травмы шин промышленного производства, иммобилизация для транспортировки происходит с использованием находящихся под рукой средств – плоских досок, палок и т.д. Их длина, зависит от роста пострадавшего. Их количество должно быть рассчитано с учетом необходимости в иммобилизации всех суставов пострадавшей ноги.

Обездвиживание травмированной конечности порой является необходимой частью лечебных мероприятий при травме бедра. Это может произойти при следующих обстоятельствах:

  • при отсутствии возможности оперативного вмешательства из-за неблагоприятных показателей жизнедеятельности организма;
  • при нарушениях психики у больного и тяжелых неврологических заболеваниях;
  • при отсутствии возможности самостоятельно передвигаться.

Данная мобилизация необходима для выполнения некоторых лечебных воздействий, связанных с жизнью пациента.

Проведение обездвиживания для транспортировки больного необходимо выполнять только знающему человеку, в противном случае могут возникнуть осложнения, связанные со смещением и т.д. В этом случае дождитесь приезда медиков, которые окажут помощь пострадавшему. Свидетелю происшествия достаточно уложить травмированного на спину, дать обезболивающее средство и, по возможности, успокоить.