Григорий Двоеслов: православный папа Римский. Григорий I Великий – первый папа Средневековья

Григо́рий I Великий (Gregorius Magnus, в православной традиции Григорий Двоеслов) (около 540, Рим - 12 марта 604, там же) - римский папа (с 590), способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, расширил сферу влияния римской церкви: посылал миссионеров в Британию к англосаксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церковные дела в Галлии и в Африке, заявил о своем исключительном праве выступать верховной апелляционной инстанцией для всей западной церкви. Большое внимание он уделял организации хозяйства на папских землях («патримоний Петра») с целью поднять их доходность. Григорий I оставил ряд богословских сочинений, ценную переписку, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. Он враждебно относился к светскому образованию, уничтожил многие античные литературные памятники. Память Григория Великого в православной церкви отмечается 12 (25) марта, в католической церкви - 3 сентября.

Григорий родился в знатной и богатой римской семье Анициев, получил хорошее образование, ориентиром в его духовной жизни были сочинения отцов церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского. В 573 году византийский император Юстин II назначил его префектом Рима - главой городской администрации, но уже в 574 году, Григорий избрал для себя монашеский удел, основал монастырь Святого Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме. Кроме того он основал шесть обителей в своих поместьях на Сицилии. Будучи последователем Бенедикта Нурсийского, в основанных им обителях Григорий ввел бенедиктинский устав. Позднее он написал биографию Бенедикта Нурсийского. В 579 году папа Пелагий II рукоположил Григория в дьяконы и направил его своим представителем при дворе византийского императора в Константинополь. Григорий добился признания легитимности папской власти со стороны императора, но ему не удалось получить военную помощь против угрожающих Риму лангобардов.
Около 585 года Григорий вернулся в Рим и стал аббатом основанного им монастыря. В 590 году Рим охватила эпидемия чумы, и на место скончавшегося папы Пелагия II был избран Григорий. По преданию, он отказывался от столь высокого поста, пытался бежать из города, но римляне были начеку и буквально заставили Григория принять папскую тиару. При Григории окончательно оформилась «патримония Петра», папские владения находились в основном в Средней и Южной Италии, а также в Далмации, Галлии, Северной Африке. Вникая в мелочи хозяйственной жизни, Григорий Великий стремился объединить свои земли, сделать их доходными, учредил строгий контроль за церковной жизнью. Значительные доходы позволяли папе содержать большую администрацию, помогать местным церквам, основывать монастыри, проводить благотворительные акции, влиять на политическую жизнь Европы.
Сам Григорий признавался, что не знает, считать ли себя церковным епископом или светским государем. В 591 году он направил помощь византийскому наместнику для борьбы с герцогом Сполето Ариульфом, заботился о защите Неаполя от нападения беневентского герцога Арихиса. В 592 году он заключил мир с Ариульфом, после возобновления войны равеннским экзархом, вынужден был откупаться от двинувшегося на Рим войска сполетского герцога. В 599 году Григорий Великий способствовал заключению мира между византийским императором и лангобардами, добился их обращению из арианства в католичество.
В 595 году Григорий назначил равеннским архиепископом, своего друга, римского пресвитера Мариниана, который, однако, стал оспаривать право папы вмешиваться в дела местных церквей. Григорию приходилось считаться с самостоятельностью местных церквей, в частности ему не удалось изменить порядок избрания примаса африканской церкви. В ряде случаев он освящал своим благословением свершившиеся события. Так, узнав об обращении вестготского короля Реккареда в католичество, он послал севильскому епископу Леандру паллиум (знак отличия, свободный пояс из белой шерсти с вытканными шестью черными крестиками); по соглашению с франкским королем Хильдебертом утвердил арльского епископа Вигилия своим викарием; в 601 году назначил архиепископом Кентерберийским (примасом английской церкви) Августина Кентерберийского . Утверждая первенство римского престола, Григорий Великий избегал безапелляционности своих предшественников, подчеркивал, что все епископы равны, а папа - лишь «раб рабов Бога». В то же время он отвергал притязания константинопольского патриарха на титул вселенского, поддерживал стремление иллирийской церкви перейти под покровительство римской церкви.
Григорий Великий был незаурядным церковным писателем, в его творчестве окончательно оформился латинский житийный жанр . Его «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» стали одной из самых популярных книг в средние века. От названия этой книги происходит и его русское прозвище - Двоеслов. Действие «Диалогов» в основном происходит в Италии, их герои - часто современники автора, книга полна описанием чудес, творимых святыми; ее простой язык, яркие и живые образы, подробные описания обстановки и ситуаций вселяли веру в реальность чудес. Многие эпизоды книги не оставляют сомнений, что Григорий рассчитывал с ее помощью укрепить позиции католической церкви в среде варваров-завоевателей Италии. Тотчас по окончании «Диалоги» были посланы недавно принявшей католичество королеве лангобардов Теоделинде. Проповеди Григория носят характер назидательных бесед, в них отсутствует пафос; сам он предпочитал записывать проповеди, так как от природы имел слабый голос. Его «Беседы на Евангелия» почти целиком были включены в «Гомилиарий» Павла Диакона, составленный по настоянию Карла Великого, и стали руководящими образцами для составления проповедей. В середине 8 века «Диалоги» Григория Великого были переведены на греческий язык римским папой Захарием, а в 8-10 веках - на церковнославянский язык, чем объясняется популярность Григория в славянских странах и на Руси, в частности. Сохранилось около 850 его писем, которые являются источником истории политической и культурной жизни Италии 6 века. Одним из деяний папы стала реформа литургии и церковного пения, отбор, канонизация текстов и напевов (григорианское пение, григорианские хоралы). Сведения о жизни и деятельности Григория Великого содержатся в «Церковной истории франков» его современника Григория Турского, в «Церковной истории англов» Беды Досточтимого» (7 век), в жизнеописании историка Павла Диакона (8 век).

Родился в Риме около 540 года в семье сенаторского достоинства, уже дававшей Церкви пап. Он блестяще закончил учебу и стал префектом Рима. С молодости любивший размышление над священными книгами, Григорий счел себя непригодным для мирской работы. Поэтому после смерти отца он отказался от должности, а огромное состояние раздал большей частью на устройство монастырей: шести в Сицилии и одного в Риме, который был основан в его собственном дворце и посвящен апостолу Андрею. В нем Григорий принял постриг и стал простым монахом.

Живя в воздержании, он мог наслаждаться полной свободой постоянного общения с Богом и сладостью созерцания, которая недоступна в заботах дольнего мира. Из вещей у него была только серебряная миска для еды.

Однажды ему встретился потерпевший кораблекрушение купец, просивший милостыню, и Григорий отдал ему миску, став отныне совсем свободным. В ответ Бог дал ему силу творить чудеса.

Однако недолго было ему суждено мирно жить в монастыре. Папа Пелагий II (579-590) отправил его посланцем в Константинополь, чтобы побудить императора и патриарха вмешаться в дела Италии, угнетенной лангобардами. Григорий провел там шесть лет, показывая двору пример простоты и добродетельной жизни и опровергая ошибки патриарха Евтихия (552-565).

Затем он вернулся в Рим, привезя драгоценные святые мощи. Григорий вновь поселился в своем монастыре и вскоре был избран его настоятелем. Любимый монахами, он по-отечески разделял их тяготы, обеспечивал все их нужды - и духовные, и земные, чтобы оградить от забот. Но умел он проявлять и строгость ради соблюдения монашеских традиций: тело одного умершего инока оставили в мусорной яме, когда увидели, что до самой смерти он хранил у себя в келье три золотые монеты. После этого в его память целый месяц служили каждый день литургию - и таким образом он получил от Бога прощение. Благодаря этой строгости монастырь Григория стал настоящей школой святости, а все жители считали святого настоятеля своим общим защитником.

Однажды он зашел на рынок, где продавали в рабство красивых белокурых юношей, и взволнованно спросил, откуда эти ангелы в телесном обличье. Узнав, что они из Англии - земли, которая еще не знала Благой Вести , он разрыдался и тут же решил отправиться туда с миссией в сопровождении нескольких монахов. Три дня они шли пешком на север, но их догнали посланцы от папы, которые объявили, что народ взбунтовался и требует возвращения игумена Григория.

В последующие годы он служил секретарем у папы Пелагия II. Когда тот умер от чумы в 590 году, клир, сенат и народ единодушно заставили Григория стать преемником, несмотря на его протест и апелляцию к константинопольскому императору Маврикию.

Поскольку чума распространялась и Риму грозил голод, святой Григорий обратился к народу и убедил его покаяться и признать, что это небесное наказание за грехи. Затем он возглавил крестный ход через весь город. Страждущий народ сопровождали монахи и монахини, неся впереди икону Божией Матери. Рассказывают, что повсюду, где проносили святую икону, зараженный воздух очищался, и архангел Михаил, явившийся с мечом в руке, вложил его в ножны. Когда чума прекратилась, Григорий снова попытался избежать нежеланных, навязанных ему почестей и укрылся в пещере. Но луч света указал всем это место, и он насильно был возвращен в Рим, а 3 сентября 590 года рукоположен в епископа.

На поздравления он отвечал сетованиями: «Вот теперь, в епископском достоинстве, я снова связал себя с миром еще сильнее, чем когда я был мирянином. Я потерял глубокую радость покоя. Внешне - это вознесение, внутренне же - падение… Когда я оканчиваю дневные труды, то стараюсь прийти в себя - и не могу: тяжкие и суетные заботы гнетут меня» . Церковь действительно была в плачевном состоянии: повсюду еретики, раскол, гнет варваров и разнузданность христианских государей. Борясь с голодом в Риме, папа святой Григорий организовал раздачу припасов и помощь нуждавшимся. Каждый день он принимал двенадцать бедных и мыл им руки. Он чувствовал личную ответственность за каждого, кто умирал от голода. Однажды за столом милосердия появился тринадцатый сотрапезник и в ответ на вопрос папы открыл, что он - Ангел Божий, посланный помогать ему до конца служения.

Жизнь в папском дворце Григория была организована по образцу монастыря. Он радел о богослужениях и чинопоследованиях, способствовал распространению почитания мощей святых, организовывал регулярные шествия , регламентировал молитвы и чтения литургического года, реформировал церковное пение. Во всех зависевших от Рима Церквах он следил за каноническим избранием епископов, преследовал симонию и не позволял епископам жить за пределами их епархий. По его инициативе собирались Поместные соборы против ересей и падения нравов. Он противостоял вмешательству светских властей в дела Церкви, а епископов - в дела монастырей. Ничто не ускользало от его ока. Он сам проповедовал в храмах Рима, а когда частые болезни не позволяли ему этого, он писал проповеди, которые читали за него . Несмотря на пастырские заботы, святой Григорий переписывался со всем христианским миром и еще находил время для создания духовных произведений.

Святой иерарх был облачен в то же смирение, что и Тот, Который сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Священников он называл братьями, а мирян - своими господами. В посланиях он подписывался только одним титулом - «раб рабов Божиих» и искренне считал себя величайшим грешником. Константинопольскому патриарху святому Иоанну Постнику, которому Поместный собор дал титул Вселенского патриарха , святитель Григорий сделал мягкий упрек, что никакой епископ не может единолично претендовать на власть, которой обладают лишь Вселенские Соборы и Церкви в целом .

Поскольку он против воли очутился в горниле церковных дел в тяжелый период варварских нашествий, ему пришлось распространить пастырскую заботу на все стороны общественной жизни, подчинив административные таланты служению правосудию и евангельскому духу. Когда лангобарды подошли к воротам Рима и угрожали разграбить его, он стал дипломатом и сумел не только остановить их и добиться перемирия, но, при поддержке их православной королевы Теоделинды, многое сделать и для обращения этих варваров.

Борясь с внутренними неурядицами Италии, Григорий Великий выступал финансистом, использовал средства Церкви для выкупа пленников, делал дарения храмам Святой Земли и монастырям всего христианского мира. Будучи уверенным, что Церковь может сохраняться и странствовать в этом мире только с помощью молитв монахов, он всячески помогал развитию монастырей, которые должны были следовать традициям отцов, в особенности святого Венедикта Нурсийского. Папа Григорий написал его «Житие» и способствовал распространению на Западе его Устава.

Он был реалистом и хорошо понимал знамения времени. Сохраняя добрые отношения с Константинополем и своим другом императором Маврикием, святой Григорий много сделал для обращения и морального воспитания варварских народов, завоевавших почти всю Западную Европу. Он помнил об англо-саксонских рабах, увиденных на римском рынке, и поэтому, как только смог (596), отправил туда миссию. Она состояла из 40 монахов под началом святого Августина, настоятеля монастыря святого Андрея. Новые апостолы получили полную поддержку папы Григория. Узнав о первых успехах миссии, он с воодушевлением написал всей империи об обращении нового народа.

Обширная переписка святителя Григория красноречиво свидетельствует о попечении этого доброго пастыря не только о больших делах Церкви, но и о каждой самой малой овце его духовного стада . Болезни и бесконечные заботы должности не мешали ему предаваться литературному труду. В период своего понтификата он закончил «Нравственное толкование на Книгу Иова» - обширный комментарий на священный текст. В нем развертывается аллегорическая и моральная экзегеза, которая будет очень любима богословами в Средние века. Тонко чувствуя все повороты души человеческой, он описал все стороны христианской жизни - от будничных проблем до духовных высот.

Ему принадлежит также книга «О чудесах италийских отцов», более известная как «Собеседования» . В ней, в форме диалога с диаконом Петром, он рассказывает о подвижничестве и чудесах святых отцов, которые жили в его время в окрестностях Рима. Сведения об этих деяниях он начал собирать для наставления иноков монастыря святого Андрея, а затем они послужили ему для того, чтобы показать: и в его эпоху, как и в апостольском веке, действует единый Святой Дух, и поэтому во всякое время возможно достижение единства с Богом. Каждый рассказ заканчивается моральным или догматическим наставлением, особенно в 4-й книге, посвященной продолжению жизни душ после смерти и действенности церковных молитв для облегчения их участи.

Диакон Петр, его секретарь и доверенное лицо, клялся, что часто видел, как белый голубь диктовал папе на ухо небесные наставления. Да и сам святитель Григорий признавался в том, что слышал внутри себя, как Святой Дух подсказывал ему толкования Священного Писания, до которых он сам никогда бы не додумался.

14 лет святитель Григорий нес служение предстоятеля Церкви, никогда не прекращая скорбеть о потере благ созерцательной жизни. Он больше страдал из-за беспорядка и морального упадка, в которые Церковь была ввергнута варварскими нашествиями, чем от своих собственных болезней. Однако недуги были настолько тяжелыми, что последние два года жизни он был прикован к постели, поднимаясь лишь ради Божественной литургии по великим праздникам.

Он не просил у Бога иного утешения, кроме вечного покоя, который получил 12 марта 604 года. Переселившись в чертоги святых, он оставил в наследство учреждения и наставления, готовившие Церкви великое будущее на варварском Западе, который постепенно обращался в христианство.

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, где он просил защитить Рим от лангобардов, но агрессия персов не дала Византии оказать ему военную помощь.

В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II становится предстоятелем Церкви. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя «раб рабов Божиих». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание , многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.

Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью.

Постоянные войны, неурожаи, эпидемии опустошили север Италии, изнуренный болезнью Григорий умирает в 604 году. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Его почитание началось довольно рано, на Западе закрепилось наименование его «Великий».

«Со-бе-сед-ник» или «Двое-слов»? Со-чи-не-ние свт. Гри-го-рия Ве-ли-ко-го «Диа-ло-ги…» (пе-ре-во-де «Бе-се-ды…», или «Со-бе-се-до-ва-ния...») - снис-ка-ло ему по-чет-ный ти-тул «Со-бе-сед-ник». За-кре-пив-ше-е-ся за ним в сла-вян-ской бо-го-слу-жеб-ной тра-ди-ции про-зва-ние «Двое-слов» свя-за-но с оши-боч-ным пе-ре-во-дом гре-че-ско-го на-зва-ния ан-тич-но-го ли-те-ра-тур-но-го жан-ра, во-шед-ше-го в ла-тин-ский и дру-гие язы-ки, - διάλογος, dialogus, диа-лог - «раз-го-вор», бе-се-да» (не обя-за-тель-но двух!), «об-мен сло-ва-ми». Сла-вян-ский пе-ре-вод-чик, яв-но имев-ший де-ло с гре-че-ским тек-стом, спу-тал при-став-ку διά-, диа- (в зна-че-нии сквоз-но-го дви-же-ния, вза-им-но-сти, то есть об-ме-на мне-ни-я-ми) с име-нем ко-ли-че-ствен-ным чис-ли-тель-ным δύο, дюо- (лат. duo) - «два», тем бо-лее, что в позд-не-гре-че-ском язы-ке бук-ва υ («юп-си-лон») пе-ре-да-ва-ла звук «и». Зна-ме-на-тель-но, что бо-лее све-ду-щий в гре-че-ском язы-ке со-ста-ви-тель сла-вян-ской Ми-неи пе-ре-вёл пра-виль-но: «Беседов-ник»!

Юрий Ру-бан, канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, / славне Григорие, / и Того силою укрепляема / евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, / Егоже моли, // да спасет души наша.

Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, / иноков чреды, отче Григорие, / ко ограде Небесней наставляя, / и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, // ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Величание

Величаем тя, / святителю отче Григорие, / чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога Нашего

Папа Григорий I Великий родился в 540 году в Риме, в старинной римской семье, происходившей из патрициев. Григорий получил хорошее образование и сделал карьеру на городской службе в Риме, в 574 году он возглавлял городскую администрацию. Однако, достигнув светской власти, он решил стать монахом. После принятия этого решения, он распродает свое имущество и на вырученные деньги основывает монастыри. Источники сообщают, что Григорий I вел строгую аскетичную жизнь праведника.

Http://www.krugosvet.ru/images/1002676_PH04582.jpg

В 590 году папа Пелагий II послал его в качестве папского представителя в Константинополь. Каких то дипломатических успехов Григорий не достиг (военная помощь от императора так и не поступила) однако в Константинополе он прославился участием в богословских диспутах.

В 590 г., во время эпидемии чумы в Риме папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория I.

Согласно сообщению Григория Турского, папа Григорий I для избавления Рима от чумы призывал народ к покаянию, организовывал в городе молебны и крестные ходы. По преданию, во время одной из процессий над мавзолеем Адриана появился архангел Михаил,

Возглавивший Римскую церковь Григорий I был вынужден взять на себя заботу не только о Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он возглавил оборону города от лангобардов, разорив тем самым церковную казну (ему пришлось от них откупиться, чтобы сохранить город). В конце концов в 599 году был заключен мир с лангобардами.

Папа Григорий I укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией, расширял благотворительность. Оставаясь монахом, он вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы.

Григорий I известен как богослов его труды «Моралии на Книгу Иова», «Беседы на Евангелия», «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», «Толкование на Песнь песней») и «Пастырское правило» стали неотъемлемой частью западной христианской традиции.

В православной традиции он получил имя «Двоеслов». Это связано с названием одного из его трудов - «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника - редко вопрошающий (субдиакон Петр) и пространно отвечающий (Григорий). Само же название «Двоеслов» является неверным переводом греческого Διάλογος, что в оригинале означает «Беседа» (или «Диалог»).

Григорий I провел реформу монашества. Было принято особое законодательство, посвященное организации монастырей.

Григорий I Великий – первый папа Средневековья

Благодаря таким выдающимся деятелям, как папа Григорий I Великий (590–604 гг.), который стал последним папой античного мира и первым папой средневековья, Церковь во времена варварства и всеобщего упадка не только не разрушилась, но и добилась важных для себя результатов. С правлением Григория I связывают начало католицизма как особого направления в христианстве. Григорий Великий, Отец Западной церкви, первым унаследовал императорский титул Великого Понтифика, который до наших дней носят папы Римские.

К началу его правления Рим опустел. В 579 г. город разграбили лангобарды, во время войны остготов с византийцами Рим шесть раз был взят и разграблен готами. Рассказывают, что вождь готов Тoтила перебил значительную часть населения, а остальных жителей вывел из города, так что в бывшей «столице мира» целых сорок дней бродили одни только волки. Григорий сравнивал «вечный» и «священный» Рим с обессиленным орлом, у которого выщипаны перья и подрезаны крылья. Население города уменьшилось с полутора миллионов до тридцати-сорока тысяч человек.

К этому времени папский престол в Риме стал достоянием нескольких аристократических родов. Сам Григорий I также был аристократом из древнего рода Анициев, из которого вышли папа Феликс II (483–492), Боэций и, по преданию, св. Бенедикт. Отказавшись от блестящей карьеры префекта Рима, Григорий основал семь монастырей, стал монахом, принял сан диакона-кардинала. Он был представителем папы в Византии, под власть которой попали Рим и вся Италия, а также ближайшим помощником папы Пелагия II. Будущий понтифик имел не только блестящее образование аристократа, но и большой опыт в делах управления, политики и дипломатии. В 590 г. всем римским народом он был избран папой, хотя всячески старался от этого уклониться. За свое необычайно деятельное и благотворное для Церкви правление Григорий I удостоился титула Великий.

Образование национальных германских церквей в то время грозило распадом Западного христианства. Григорий I добивался строгого подчинения всей церковной иерархии папе. Он продолжил линию Льва I, утверждая светскую власть папства и его универсальную политическую роль. При Григории I впервые в истории папства выдвигается идея служения Вселенской церкви в противовес примату византийского императора и патриарха. Однако его политика встречала сопротивление последних, как и вражду римской аристократии. Патриарх Иоанн IV Постник в это время получил от императора власть над всей Церковью и титул Вселенского патриарха, а Константинопольская церковь была объявлена «главой всех прочих». Недовольный этим патриарх Александрии в противовес предложил Григорию принять титул «Вселенского папы». Но Григорий поступил мудрее: он стал смиренно именовать себя «раб рабов Божьих» (servus servorum Dei ) и этими словами подписывал все свои документы. Таковы и сегодня последние слова титула папы.

При Григории I духовенство постепенно превращается в замкнутую касту. Выборщиками папы практически становятся римская аристократия и высшее духовенство, среди которого выдвигаются кардиналы (от лат. cardo - основа, опора). Вплоть до XI в. так называли священников 25 главнейших римских церквей и еще нескольких епископских соборов в Милане, Равенне и немецких городах. В дальнейшем число кардиналов увеличивается, и складывается кардинальский корпус.

Римлянин не только по рождению, но и по духу, бывший префект Рима, хорошо изучивший римскую бюрократию, Григорий I построил управление, опираясь на папский чиновничий аппарат – курию. Римская курия и сегодня управляет делами Католической церкви во всем мире. К тому же папам принадлежала судебная власть не только в Риме, но, как патриархам Запада, также над Западными церквами. Еще большее значение имело сосредоточение в руках Церкви огромных земельных богатств, которые объединялись в папскую вотчину. Под управлением пап оказалось «наследие Святого Петра» – Patrimonium Sancti Petri , которое складывалось из «дарений Св. Петру» и переходило папам как его наследникам. Развал центральной римской системы управления привел к тому, что власть в городах перешла к епископам, а в провинциях – к крупным землевладельцам. Папы выступают как предводители итальянской земельной аристократии. Отдавая свои земли под защиту Церкви, аристократия становится ее вассалом, и к концу VI в. папа стал самым крупным сюзереном Италии. Экономическое могущество определяло политическую роль пап. Из писем Григория известно, что он тратил огромные деньги на оборону Рима от лангобардов и выкуп пленников, и с горечью называл себя «императорским казначеем».

С середины VI в. исчез институт консулов, а сенат, вероятно, прекратил существование. Управление Римом естественно перешло к папам. С тех пор как в 568 г. лангобарды создали свое королевство в Италии и Византия не могла защищать ее, единственной политической властью здесь становятся папы. Папа Григорий выступает как посредник между византийцами и лангобардами, успешно ведет с ними переговоры и таким образом утверждает политическую самостоятельность Западной церкви. Реально императорскую власть осуществлял в глазах населения и лангобардов Римский папа, формально признавая верховенство Византии.

Григорий I заложил основы будущего единого Церковного государства. Его ядром стали папские владения на территории Рима, Романьи и Пенталолиса (Пятиградья). Доходы от них позволили папе расширить благотворительность. Возникла Церковная служба милосердия. Папа защищает римское население, содержит солдат, откупается от нападений варваров. Рост экономического могущества Церкви послужил основой ее претензий на светскую власть.

Дух миссионерства, изначально заложенный в христианской проповеди, со времен папы Григория и до наших дней остается отличительной чертой католицизма. Идеалы и Устав бенедиктинского монашества был широко внедрен им для обращения язычников. Для миссионеров он перевел на латинский язык труды восточных монахов, но главное – популяризировал Августина. Крещение англосаксов, лангобардов и вестготов также является его заслугой.

Григорий, подобно Августину, трактует Церковь как единственно обладательницу благодати, возвышая духовенство над мирянами. Положения Августина «вне Церкви нет спасения» и «кто не признает Церковь своей матерью, не признает Христа своим отцом», Григорий толкует в том смысле, что только Церковь может избавить простых верующих от «несчастной необходимости грешить», и потому ей принадлежит главенствующее место в мире. Земная власть должна служить небесной. Эти положения будут развиты папами в средние века с целью подчинения всего христианского мира главенству Церкви и создания «христианской республики». Однако пока Григорий, как политический правитель, вынужден был подчиняться Византии, которая была его единственной опорой в борьбе с лангобардами. Выражением его покорности было обращение «благочестивейший» в письмах к императору.

Григорий I провел реформу литургии. Обновление мессы отражено в Sacramentarium Gregorianum , сочинении, редактором, если не автором которого он был. Предметом особых забот папы был культ. Особенно Григорий любил грандиозные религиозные процессии. Позже возникла легенда, что участники одной из них во главе с папой в зачумленном тогда Риме видели ангела над мавзолеем Адриана, влагающего меч в ножны в знак того, что гнев Божий прошел и чума отступила, и он получил название замка Святого Ангела.

Григорий Великий был замечательным писателем. Его «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» (593–594) – это первый западный Патерик с житиями святых, размышлениями о бессмертии души. В «Диалогах» впервые изложено учение о чистилище. Рассказы о загробной жизни положили начало «жанру видений» в средневековой литературе, венец которых – «Божественная комедия» Данте. «Диалоги» способствовали усилению культа святых мучеников и их мощей. Рим, издавна бывший местом паломничества, славился обилием реликвий, и папа очень заботился об их сохранении. Известно, что когда византийская императрица попросила у Григория часть мощей апостола Павла, то, кроме назидательного ответа, получила лоскут от покрова его гробницы, кольцо от цепи св. Петра и кусок железной решетки, на которой был сожжен св. Лаврентий. Сам папа и создавшиеся вокруг него легенды стали темой многих прозаических и поэтических произведений, например поэмы немецкого миннезингера конца XII в. Гартмана фон Ауэ «Григорий на камне». Многие ситуации «Диалогов» будут повторены в «Золотой легенде» Якопо Ворагинского в XIII в., в житиях святых Франциска и Бернарда. Античную мифологию папа полностью вытесняет библейскими легендами. В житии св. Григория, написанном римским диаконом Иоанном, говорится, что папа запретил клирикам читать языческих писателей. Сам Григорий в своих произведениях ссылается только на Библию и говорит: «Одними устами нельзя восхвалять Христа и Юпитера». О нем сложилось мнение как о яром враге античной культуры. Ныне Церковь утверждает, что появившиеся в XII в. легенды о сожжении им Палатинской библиотеки, разрушении языческой скульптуры и храмов лишены исторической достоверности.

С древности Григорий Великий был известен на Руси, где получил имя «Двоеслов» (от «Диалогов») и стал одним из самых популярных в России Римских пап, поскольку многие его тексты были переведены и включены в самые знаменитые средневековые сборники – Прологи, Четьи минеи, затем «Великое зерцало», «Золотой бисер» и др.

Из книги Священный вертеп автора Таксиль Лео

ВЕЛИКИЙ ГРИГОРИЙ. О святой человек! Добродетельный папа! Народы, падите ниц! Шестьдесят шестого папу, носящего имя Григорий, можно назвать даже не полузверем, а вполне законченным зверем. Все необходимые для этого качества были налицо!Именно он изобрел знаменитое

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как император Карл Великий и римский папа Адриан I насаждали христианство среди саксов? Карл Великий (742–814) считал себя опорой христианства и свои походы против соседних языческих народов мотивировал интересами насаждения «истинной веры», их покорение трактовал как

Из книги Дорогами христианства автора Кернс Эрл Е

В связи с чем папа Григорий IX запретил пилигримам посещать Святую землю? Император Священной Римской империи Фридрих II во время своей коронации в 1220 году подтвердил данный им ранее торжественный обет совершить крестовый поход в Палестину, причем пообещал быть в Малой

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Глава 16 ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ Посвящение Григория I в епископы римские является водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Однако не надо забывать, что всякая периодизация истории искусственна и ее цель - разделить историю, направляемую

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius I Magnus) в русской тради­ции - Григорий Двоеслов (ок. 540, Рим, - 12. 3. 604, там же), предста­витель поздней латинской патристики. Принадлежал к старому се­натскому роду, в 572-3 гг. префект г. Рима, позднее монах; папа римский в 590-604. Из

Из книги Единство Империи и разделения христиан автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Карл Великий и христианская империя Средневековья Стремление пап к созданию Западного христианского единства исторически совпадало с целью Карла Великого (742–814) – создать универсальную западную монархию, поскольку католицизм был связующим звеном между

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Лев XIII – первый папа современного мира Граф Винченцо Джоакино Печчи, ставший папой Львом XIII (1878–1903), был тем самым молодым архиепископом Перуджи, который в 1849 г. просил папу Пия IX составить перечень ересей своего времени и осудить их. Но прошли годы, и этот пророк

Из книги Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом автора Ларше Жан-Клод

Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО Отвоевание Италии войсками Юстиниана было длительным и кровавым, и в результате его страна была разорена. Среди многих разрушенных городов сильно пострадал и сам Рим. Взятый имперским генералом Велисарием (536),

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ ДВОЕСЛОВ свт., папа Римский (540–604), последний из западных отцов Церкви. Род. в Риме, в старинной аристократич. семье. С юных лет стремился к аскетич. жизни, но по настоянию родных занял пост сенатора и префекта. При первой возможности отказался от имущества

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Святитель Григорий Великий Последнее замечание Максима Исповедника действительно и для подобных выражений папы святого Григория Великого (почти современника преподобного Максима), например, когда тот утверждает, что Святой Дух есть Дух Одного и Другого (utrorum) .

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Из книги Восстановление Римской империи [Реформаторы Церкви и претенденты на власть] автора Хизер Питер

Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, и папа Римский Лев Великий о ереси Евтихия (Г. И.

Из книги Очерки по истории Вселенской Православной Церкви автора Дворкин Александр Леонидович

Поучение 1-е. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский (При каких условиях милостыня не бывает угодна Богу?) I. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский, память коего совершается ныне, происходивший из знатного и благочестивого римского семейства, рано оставил мирскую жизнь и знатную

Из книги автора

Из книги автора

XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства Литература: Meyendorff, Imperial Unity; Болотов; Chadwick; Previte-Orton; Walker.1. Обратимся к такой уже упоминавшейся нами тенденции в западном христианстве, как развитие идеи папского верховенства в Риме.Несомненно, что к первой половине