Фобия: проявление, отличительные признаки. Иррациональный страх

Ф. - это иррациональный страх, к-рый может проявляться в виде боязни специфических одушевленных и неодушевленных объектов, напр. боязнь змей (офидиофобия); страх перед определенной группой или классом людей (ксенофобия, боязнь чужаков; андрофобия, боязнь мужчин); страх надвигающихся или предвосхищаемых событий (астрофобия, боязнь молнии; боязнь школы или экзаменов) или страх, в сущности, всего представимого. Далее приводятся некоторые из наиболее часто встречающихся в клинической литературе фобий:

Название Объект страха
Акрофобия Высокие места
Агорафобия Выходить из дома
Клаустрофобия Закрытые пространства
Кинофобия Собаки
Кипридофобия Венерические заболевания
Электрофобия Электричество, в особенности удар током
Генофобия Секс
Гинофобия Женщины
Годофобия Путешествия
Гидрофобия Вода
Гипнофобия Сон
Какоррафиофобия Неудача
Мизофобия Грязь
Патофобия Болезнь

Танатофобия Смерть

Объективная оценка любого страха обычно яв-ся спорной в отношении того, до какой степени и при каких обстоятельствах объект или событие, вызывающие опасения, представляют реальную опасность. Два критерия, не связанные с оценкой потенциальной опасности, дифференцируют фобии от рационального, не невротического страха.

Во-первых, Ф. имеют обсессивную природу. Больной с Ф. часто вынужден застревать на своем страхе в гораздо большей степени, чем это необходимо в объективных обстоятельствах.

Вторая характеристика, которая дифференцирует Ф. от реалистичного страха, касается модуса проявления тревоги. Ф. обычно сопровождается столь высоким уровнем тревоги, что больной оказывается обездвиженным, лишенным возможности действовать эффективным для снижения тревоги образом. Нет полного согласия относительно дифференциальной диагностики между фобическим страхом и генерализованной тревожностью; по всей вероятности, это зависит от конкретности объекта или события, вызывающего опасения.

Причины фобий

Нет единого общепринятого объяснения этиологии Ф. Принято, однако, считать, что возникновению некоторых фобий, в отличие от других, предшествуют конкретные события. Эти события наз. преципитирующей травмой или преципитирующим событием; они могут рассматриваться или не рассматриваться в качестве непосредственной причины Ф., в зависимости от теорет. ориентации психолога, выносящего свое суждение. Существуют три основные модели Ф. - психоаналитическая, поведенческая и когнитивная.

Психоаналитическая модель. Фрейд категоризовал Ф. как часть совокупности симптоматических неврозов, названную им истерией страха (anxiety hysteria или Angst hysterie). В эту же совокупность входит конверсионная истерия. Ф. яв-ся выражением вытесненных сексуальных фантазий, обычно эдиповой природы, в борьбе с защитными механизмами, призванными помочь сдержать эти чувства.

Поведенческие (соц. научения) модели. Объяснения Ф. с т. зр. бихевиоризма или теории соц. научения сосредоточены на том, как индивидуум усваивает неадекватную, провоцирующую страх реакцию на первоначально нейтральный или не вызывающий волнения раздражитель. Используются три основные парадигмы: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование.

Этиология Ф. была предметом исслед. в одном из основных экспериментов в поведенческой психологии, представляющим собой и спустя десятилетия с момента опубликования рез-тов важную веху в ее развитии. Джон Б. Уотсон и Розалия Рейнер вызвали фобию у Альберта, ребенка в возрасте 11 месяцев, используя модель классического обусловливания, открытую И. П. Павловым в его знаменитых экспериментах с собаками.

Согласно парадигме оперантного обусловливания Б.

Ф. Скиннера, Ф. развиваются не только в результате случайного или даже преднамеренного совпадения стимулов, но тж и вследствие преднамеренных, произвольных действий в окружающей среде и последствий этих действий (подкреплений).

Парадигма моделирования (научения посредством наблюдения), разработанная в значительной степени Альбертом Бандурой, исходит из того, что Ф. - по крайней мере отчасти - усваиваются при восприятии тревоги или иррациональных страхов, испытываемых др. людьми, в особенности близкими, с которыми имеется эмпатическая связь.

Когнитивная модель. Когнитивно-динамическая концепция Ф., разработанная Альбертом Эллисом, дифференцирует и разъясняет мыслительные процессы, участвующие в расстройстве. Эллис утверждает, что ассоциации с мыслью «это хорошо» становятся такими положительными эмоциями чел., как любовь или радость, тогда как ассоциации с мыслью «это плохо» становятся отрицательными эмоциями, окрашивающими мучительные, злобные или депрессивные чувства. Ф. представляет собой алогичную и иррациональную ассоциацию, связывающую «это плохо» или «это опасно» с вещами, к- рые в действительности таковыми не яв-ся.

Другие объяснения. Представители экзистенциального направления Ролло Мэй и Виктор Франкл рассматривают Ф. как отражение отчуждения, бессилия и бессмысленности современной жизни, отчасти как последствие индустриализации и обезличивания. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает Ф., подобно неврозам в целом, как нарушение роста личности, крах возможностей реализации челов. потенциала.

Некоторые теоретики обращают внимание на физиолог. и генетические аспекты Ф. Эдвард О. Уилсон видит в Ф. след нашей генетической эволюции. «На ранних этапах развития человечества, - пишет Уилсон, - фобии расширяли возможности выживания человека».

Лечение фобий. Сторонники приведенных выше теорий используют технические приемы и методы лечения Ф. в соответствии с тем, что они считают их причиной. Психоаналитики, считая Ф. продуктом вытесненного содержания, скрытого под слоями психол. защиты, используют свободные ассоц., анализ сновидений и интерпретации для того, чтобы сорвать слои защиты и дойти до сути конфликта. Тогда через катарсис - внезапное эмоционально насыщенное высвобождение вытесненного материала - пациент сможет преодолеть Ф. и выздороветь.

Психологи поведенческой ориентации разработали впечатляющий набор технических приемов для лечения Ф. Двумя наиболее широко используемыми парадигмами яв-ся систематическая десенсибилизация и фладинг (наводнение).

Систематическая десенсибилизация представляет собой форму классического обусловливания, при к-рой вызывающие страх стимулы совмещают с реакциями торможения либо в воображаемой (замещающая десенсибилизация), либо в реальной жизненной ситуации (десенсибилизация in vivo).

Фладинг (наводнение) представляет собой «метод лечения фобий быстрой экспозицией вызывающему страх объекту или ситуации в реальной жизни с поддержанием максимально переносимого страха, пока он не начнет снижаться, с последующим повторением экспозиций, пока пациент не будет чувствовать себя спокойно в ситуации, ранее вызывавшей страх». Хотя этот метод считается быстрым и эффективным, по крайней мере в короткой перспективе, его использование сопровождается вызыванием у пациентов высокого уровня тревоги, к-рый ряд специалистов считают слишком высоким - и потому потенциально опасным.

Процесс рационально-эмотивной терапии представляет собой сообщение психотерапевтом (часто в весьма эффектной, впечатляющей форме) пациенту об искажениях в его мышлении. Это похоже на психопедагогический прием, и он действительно направлен на то, чтобы больной узнал о том, как алогичное мышление приводит к алогичному и фобическому стилю поведения.

Все четыре метода - психоанализ, систематическая десенсибилизация, имплозивная и рационально-эмотивная терапия - яв-ся высокоэффективными. Данные эмпирических исслед. подтверждают это, во всяком случае в сравнении с лечением таких расстройств, как депрессия и шизофрения.

См. также Тревога, Расстройства личности

«Если б я был на краю пропасти и кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести эти прикосновения», - признавался Сальвадор Дали. Хичкока передергивало от одного вида яиц, а Стивен Кинг до сих пор засыпает с включенным светом и пишет романы, никогда не останавливаясь на страницах, кратных 13. «Теории и практики» объясняют, как устроены иррациональные страхи, от чего зависит «выбор» объекта и как новые технологии помогут справиться с проблемой.

Термин «фобия» произошел от греческого «phobos»- «страх»,«ужас», однако далеко не любой страх можно назвать фобией. Это понятие обозначает устойчивую, иррациональную и неконтролируемую боязнь, заставляющую человека плохо себя чувствовать в определенных ситуациях и всячески стараться их избегать. В отличие от обычного страха - эмоции, помогающей нам адаптироваться к окружающему миру (он позволяет оценивать обстановку и избегать реальных опасностей), фобия, напротив, приводит к дезадаптации и чувству беспомощности.

«Руки он мыл по малейшему поводу и каждый раз вытирал их свежим полотенцем. Рукопожатий категорически не терпел. Странную брезгливость испытывал к жемчугу; если на обеде присутствовали дамы в жемчугах, он не мог есть. Вообще гладкие круглые поверхности внушали ему отвращение; чтобы привыкнуть к бильярдным шарам, ему потребовалось немало времени…». Так описывает странности Николы Теслы его биограф Джон О"Нейл в книге «Электрический Прометей». Иррациональный страх может быть совершенно абсурдным - как в случае с жемчугом, в других же случаях в его основе лежит какая-то логика, но реакции индивида на раздражитель патологически повышены. Одно дело - просто бояться заболеть, а другое - из-за этого страха протирать салфеткой каждый предмет и избегать прикосновений. При фобии тревога настолько сильна, что столкновение с нежелательным предметом/ситуацией сопровождается психосоматическими реакциями - человек бледнеет или краснеет, у него возникает одышка, тошнота, учащенное сердцебиение, его бросает в холодный пот и т. д. Обычно уже само ожидание фобической ситуации вызывает преждевременную тревогу - а в тяжелых случаях беспокойство может возникнуть за несколько часов до реального контакта с источником (в случае аэрофобии, например - за полдня до посадки на рейс в аэропорту). Это усугубляет ситуацию, а порой и мешает врачам поставить правильный диагноз - такое растянутое во времени проявление фобии можно принять за генерализованное тревожное расстройство.

Осознание того, что страх иррационален или гипертрофирован, не решает проблему - обладатель фобии ничего не может с собой поделать и продолжает избегать источника тревоги. И если от мышей или пауков можно изолироваться без большого ущерба для повседневной жизни, то, например, аблутофобия (ненормальная боязнь мытья - от влажной уборки в доме до теплой ванны) или антофобия (боязнь цветов) могут вызвать большие сложности. В тех случаях, когда фобия серьезно мешает человеку жить, можно говорить о психическом расстройстве.

Не выходи из комнаты

По Международной классификации болезней фобические расстройства делятся на три основные категории:

Специфические (изолированные) - сюда входят фобии, четко ограниченные конкретными объектами и ситуациями. В число популярных специфических фобий входят, например, боязнь животных определенного вида (грызунов, насекомых, рептилий, собак и т.д.), высоты, темноты, грома, полета на самолете, закрытого пространства, вида крови или медицинского вмешательства. Встречаются и гораздо более нетипичные варианты: например, людей, страдающих от трипофобии - страха перед скоплениями отверстий - передергивает при виде сот или плодов лотоса, а обладатели омфалофобии боятся как вида чужих пупков, так и прикосновения к своему собственному.

Cоциофобия - боязнь пристального внимания со стороны других людей, ведущая к избеганию различных социальных ситуаций - от телефонных звонков малознакомым абонентам до домашних вечеринок или выступлений на публике. Серьезные социальные фобии связаны с боязнью критики и заниженной самооценкой - с большей вероятностью они развиваются у тех, кого родители в детстве сравнивали с «хорошими» ровесниками не в их пользу, либо у тех, кто в детстве был жертвой нападок и насмешек со стороны сверстников.

Отдельно выделяется агорафобия , суть которой проще всего описать знаменитой цитатой Иосифа Бродского - «не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Ее обычно считают страхом открытых пространств - в противоположность клаустрофобии - но в первую очередь, это боязнь выйти из дома или покинуть другую небольшую зону комфорта (например, комнату). Этот диагноз также может включать страх толпы и общественных заведений, боязнь путешествовать в одиночку, а также нежелание находиться в месте, которое трудно быстро покинуть, не привлекая к себе внимание (например, кресло в парикмахерской). Беспокойство может быть вызвано как страхом опозориться на людях, так и просто невозможностью контролировать окружающую среду, а боязнь того, что приступ паники будет замечен окружающими, еще больше усугубляет фобию. В отличие от социофобии, которая чаще всего развивается в подростковом возрасте, агорафобия, как правило, проявляется у уже взрослых индивидов, в возрасте 20-40 лет.

Как мы «выбираем», чего бояться

Что же происходит с нашим организмом, когда мы сталкиваемся с источником тревоги? Считается, что за чувство страха и инстинкт самосохранения отвечает миндалевидное тело - область мозга, расположенная внутри височной доли (по одной миндалине в каждом полушарии). Оно связано в том числе и с возникновением и закреплением в памяти ассоциаций между источником страха и ощущением опасности. При повторном столкновении с «опасным» объектом, миндалевидное тело запускает секрецию гормонов, приводящих тело в состояние готовности - бежать, драться или, наоборот, затаиться перед лицом опасности. Субъективно это состояние воспринимается как неприятное: происходит выброс адреналина, сердце бьется быстро, повышается кровяное давление, выступает пот, но на самом деле в состоянии паники организму ничего не грозит.

Но почему один человек до смерти боится бабочек, а другой не выносит вида жевательной резинки? Выбираем ли мы собственные страхи? Хотя к единому объяснению ученые еще не пришли, существует несколько гипотез о причинах возникновения фобий.

Во-первых, появление иррациональных страхов можно объяснить моделью Павлова - когда негативный стимул сочетается с нейтральным, у человека закрепляется отрицательная реакция и на нейтральный стимул. Самый яркий пример - опыт Джона Уотсона, основоположника бихевиористского направления в психологии. Уотсон интересовался детскими эмоциями и, в частности, формированием реакций страха. Он захотел узнать, как у ребенка возникает страх перед объектами, которые до этого казались безопасными.

Для этого, он запустил, мягко говоря, неоднозначный эксперимент, героем которого стал 9-месячный мальчик Альберт, примечательный тем, что он совершенно не боялся белых крыс. Во время исследования малышу с течение двух месяцев показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и прочие объекты белого цвета. Еще через два месяца Альберта посадили посреди комнаты и дали поиграть с былой крысой. Через некоторое время после начала игры Уотсон начал бить железным молотком по металлической пластине за спиной у ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. Спустя какое-то время напуганный малыш начал избегать контакта с животным. Через неделю опыт повторили - в этот раз по пластине ударили пять раз, просто запуская крысу в колыбель, что вызвало у ребенка слезы. Еще через пять дней выяснилось, что Альберт боится не только крыс, но и белых кроликов, ваты и Санта Клауса. Так Уотсон сделал вывод о том, что реакции страха могут переноситься с настоящей причины на сопутствующий стимул, а у ребенка на всю жизнь осталась странная фобия.

Кроме того, страх может приобретаться во время наблюдения за окружающими. Таким образом, например, можно «унаследовать» страх перед собаками у кого-то из близких родственников, делая выводы из его поведения на прогулке (ближайшие родственники людей с фобиями почти в три раза чаще страдают от фобий, чем те, у кого нет таких родных - но если общая склонность к тревожности частично имеет генетическое происхождение, сам «выбор» фобии скорее зависит от примера окружающих, чем от наследственности). А иногда достаточно и живописных историй, услышанных в раннем детстве - поэтому не стоит рассказывать детям страшилки об опасных бактериях, агрессивных животных или чудищах, вылезающих из темноты. Фобии могут возникнуть и в результате очень ярких стрессовых переживаний - например, человек, который один раз случайно чуть не попал под поезд, может с тех пор всю жизнь бояться поездов.

А с точки зрения психоанализа, повышенная тревожность, и, в том числе, фобические расстройства вызваны столкновением человека с какими-то запретными желаниями, которые он не хочет или не может принять. Желание начинает восприниматься как опасность, причем не внутренняя, а внешняя - поскольку индивид включает своеобразную психологическую защиту, не желая признавать, что источник страха на самом деле - в нем самом. Что интересно, у основоположника психоанализа Фрейда тоже была странная фобия - он боялся папоротника. До причины этого страха профессор так и не докопался.

Бензодиазепины и релаксация

Одним из самых эффективных способов лечения фобий считается когнитивно-поведенческая терапия , направленная на борьбу с сознательными и неосознанными негативными убеждениями и установками, приводящими к повышенной тревожности, неврозам, паническим атакам и другим расстройствам. По время приема психотерапевт не только разбирается в причинах иррационального страха, но и разрабатывает систему упражнений по борьбе с новыми приступами.

Кроме того, психотерапия часто сочетается с приемом медикаментов. Для лечения фобического расстройства обычно используются три группы лекарств - бета-блокаторы, бензодиазепины и антидепрессанты - селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Бета-блокаторы препятствуют стимулирующему эффекту адреналина и снимают психосоматические симптомы. СИОЗС регулируют уровень серотонина - нейромедиатора, влияющего на настроение и в том числе на чувство безопасности. А бензодиазепины оказывают седативное и анксиолитическое (противотревожное) воздействие.

Для того, чтобы справляться с иррациональными страхами, также полезно овладеть техниками релаксации. В некоторых случаях помогает и прием «лестница страха», основанный на осторожных и постепенных контактах с источником фобии. Например, если вы боитесь собак, то стоит начать с просмотра фото и видео про собак, потом перейти к наблюдению за собаками на улице издалека, и, наконец, начать осторожно приближаться к животным. В любом случае, не стоит заниматься самолечением - лучше проконсультироваться у психотерапевта.

6 приложений, избавляющих от страхов

Помимо психотерапии и приема лекарств справиться с фобиями помогают технологии. T&P составили список приложений, цель которых - облегчить состояния тревоги и панического страха и предотвратить их в будущем.

SOAR работают с 1982 года - сейчас это ведущие эксперты в области аэрофобии, использующие в практике когнитивные поведенческие техники. Автор приложения - Том Бунн, пилот и лицензированный терапевт. SOAR охватывает абсолютно все вопросы: от клаустрофобии до поведения в экстремальных ситуациях. Фактически смысл его работы - в ликвидации безграмотности. Тревогу могут победить знания об устройстве самолета, механике его работы, о системе безопасности и о том, как она предупреждает ошибки пилота, о турбулентности и том, представляет ли она какую-то угрозу. Другие приложения, которые, возможно, помогут вам меньше выпить за время перелета, - VALK и Take off Mode, сделанное по инициативе японских All Nippon Airways.

Эндрю Джонсон - врач, специалист по клинической гипнотерапии, вида психотерапии, направленной на изменения в подсознании пациента путем гипноза. Beat Social Phobia - это аудио-гид, помогающий справиться с тревогой, вызванной социофобией, и контролировать уровень стресса. Вы можете обращаться к приложению по необходимости либо, если ваш ежедневный график не предполагает времени на рефлексию, еще и включить напоминания: приложение предложит вам глубоко вдохнуть и подумать о хорошем. Контент Beat Social Phobia поделен на четыре секции: введение, расслабление, всплеск социофобии и пробуждение. Это упражнения на снятие ощущения тяжести в теле, избавление паранойи по поводу того, что о вас думают окружающие, повышение осознанности, уверенности в себе и так далее.

Приложение помогает избавиться от страхов, связанных с животным миром, первый выпуск посвящен его наиболее пугающим представителям - паукам. По статистике арахнофобия свойственна 6% населения планеты, в числе известных страдальцев - Иоганн Шиллер, Рональд Рейган и Джонни Депп. Механизм работы Phobia Free направлен на постепенную десенсибилизацию . Терапия происходит в формате интерактивного повествования, в ходе которого от розовой мультяшной паучихи Itsy дело доходит до вполне реалистичных тарантулов, ползающих по рабочему или кухонному столу, то есть совсем рядом. В конце последней сессии в качестве экзамена приложение предложит вам найти и сфотографировать на свой смартфон живого паука, желательно побольше и помохнатее. Phobia Free одобрено Национальной службой здравоохранения Великобритании.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption 45 лет назад гомосексуальность перестала считаться психическим заболеванием в США

Ученые уже давно отказались от мысли о возможности изменить сексуальную ориентацию человека, поскольку существует консенсус, согласно которому нельзя лечить то, что не признано болезнью.

Гомофобия же, напротив, все чаще становится предметом внимания ученых, которые стремятся понять ей происхождение.

"Иррациональные страхи"

Американский психолог Джордж Вайнберг, который придумал этот термин в 60-е годы прошлого века, дал ему следующее определение - "гомофобия есть страх пребывания в тесном контакте с гомосексуалом".

В своей книге 1972 года "Общество и здоровый гомосексуал" доктор Вайнберг писал: "Я никогда не признал бы пациента здоровым, если тому не удается преодолеть свои предубеждения против гомосексуальности".

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Число исследований гомофобии с точки зрения психологии, культуры и религии неизменно растет

Эммануэль А. Джаннини, профессор эндокринологии и медицинской сексологии из Римского университета Тор Вергата, считает, что гомофобия - лишь верхушка айсберга. По его словам, это явление связано с определенными чертами личности и, если сопровождается насилием, может быть признана душевным заболеванием.

Джаннини вызвал в профессиональной среде споры своей публикацией в Journal of Sexual Medicine в 2015 году, в которой проводит связь между гомофобией и психотизмом (чертой характера, отмеченной склонностью к проявлениям гнева и враждебности).

Консервативно настроенные критики назвали эти предположения сексолога "чепухой в пользу ЛГБТ". Однако в беседе с корреспондентом Би-би-си Джаннини отстаивал свои исследования, указывая, что он считает личность с гомофобными склонностями изначально слабой.

"[Слабая] - это не научный термин, а мой собственный, которым я пользуюсь для того, чтобы меня лучше понимали", - говорит профессор.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В 1990 году решение декриминализации гомосексуальности было принято Всемирной организацией здравоохранения

Шкала гомофобии

В своей статье Джаннини предлагает использовать разработанную им так называемую шкалу гомофобии, которой он пользовался для измерений ее уровня в группе, в которую вошел 551 итальянский студент. Он сравнивал полученные результаты с измерениями других психологических параметров.

В статье Джаннини высказывает предположение, что более выраженная склонность к гомофобии коррелирует с такими чертами характера как психотизм и незрелые механизмы защиты, а вот стойкая привязанность к родителям свидетельствует скорее о низкой склонности к гомофобии.

Речь здесь идет о проблемах психики, которые можно вылечить, утверждает Джаннини.

"Предположим, вам не по нраву поведение гомосексуалов. Но это вовсе не означает, что вы обязательно будете всем втолковывать, что вы сами не гомосексуал, что вы их терпеть не можете, что вы не согласны, чтобы учителя-гомосексуалы учили ваших детей", - говорит доктор Джаннини.

"Мы столетиями спорили о том, является ли гомосексуальность болезнью, и вот теперь впервые мы показали, что настоящей болезнью, которую надо лечить, является гомофобия", - продолжает он.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Бразильские психологи обратились в Верховный суд страны с просьбой восстановить запрет на так называемые терапии по изменению сексуальной ориентации, отмененный в 2017 году

Фактор культуры

Однако социальные и культурные факторы оказывают мощное воздействие на формирование личности, и в более свежей статье Джаннини и его соавторы изучили, как определенные типы культур, которым свойственны заметные компоненты гипермаскулинности, женоненавистничества и морализаторства, коррелируют с уровнем гомофобии.

В статье, опубликованной в 2017 году, они сравнили результаты обследования 1048 студентов из трех стран с тремя различными религиями - Италии (преимущественно католическая страна), Албании (преимущественно мусульманская страна) и Украины (преимущественно православная страна).

"Интересно, что сама по себе религия не коррелировала с уровнем гомофобии. Скорее фундаменталистские убеждения во всех трех религиях воздействовали на уровень гомофобии в той или иной культуре", - говорит доктор Джаннини.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Религиозная пропаганда способна влиять на отношение общества к сексуальным меньшинствам

Сила догмы

"Мы нетерпимы к греху, но не к тем, кто грешит", - говорит Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по отношениям РПЦ с обществом и СМИ.

По его словам, Русская Православная церковь не может изменить своего отрицательного отношения к гомосексуальности, потому что эта догма исходит не от церкви, а от Бога.

  • "Мне сказали прямо: мы тебя убьем". Истории чеченцев, бежавших из-за своей сексуальной ориентации
  • В Баку прошли массовые полицейские облавы на геев

"Мы считаем, что люди, которые поддерживают однополые связи, являются жертвами своей греховности и в качестве таковых заслуживают духовной поддержки", - заявил он в разговоре с корреспондентом Би-би-си.

Однако далеко не все деятели РПЦ придерживаются такой мягкой позиции.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Православие считает гомосексуальность грехом, но умеренные деятели церкви утверждают, что она не одобряет гомофобии

"Я понимаю возмущение русских людей. Священное писание повелевает побивать камнями всех этих ребят нетрадиционной ориентации", - заявил в 2012 году православный священник Сергий Рыбко, комментируя нападение вооруженных людей на гей-клуб в Москве.

Но Вахтанг Кипшидзе говорит в ответ: "В Новом Завете нет ничего, что может указывать на побивание камнями грешников любого вида".

По его словам, церковь не криминализирует грех прелюбодеяния, и равным образом она не поддерживает криминализацию однополых отношений. Однако он согласен с тем, что многие верующие не понимают писания и используют его для оправдания своей склонности к насилию.

Сила языка

"Не подлежит сомнению, что некоторые выражения, используемые многими деятелями церкви в проповедях, распространяют негативное отношение к членам ЛГБТ-сообщества", - говорит Тиернан Брейди, ирландский активист и политик, который часто выступает в поддержку сексуальных меньшинств среди католиков.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск мягче относится к ЛГБТ, чем его предшественники

Он является директором движения Equal Future, которое было основано во время визита Папы Римского Франциска в Дублин в августе этого года. "Гомофобия не является прирожденным свойством человека. Она усваивается нами извне", - утверждает Брейди.

Отношение к ЛГБТ в наше время меняется во многих странах мира, включая восточную и центральную Европу, Индию и Китай, но трудно рассчитывать, что эти перемены в одночасье отменят столетия враждебности и клеветы, продолжает он.

"Но церковь - лишь часть жизни людей, и гомофобия усваивается из таких сфер общественной жизни как спорт, политика, культура", - отмечает активист.

Культура в консервативных странах может усиливать строгость самых строгих религиозных запретов, говорит Брейди.

"Страны, в которых мы наблюдаем рост гомофобии - это страны, в которых члены ЛГБТ-сообщества незаметны, потому что в таких странах легче создавать атмосферу страха и недоверия", - заключает Брейди.

Сила стереотипов

Патрик Р. Гржанка является профессором психологии в университете Теннесси и редактором журнала Journal of Counseling Psycholog. Его исследования указывают на то, что гомофобия также связана со стереотипами.

Они вычленили четыре категории представлений:

  1. Люди, принадлежащие к сексуальному меньшинству, родились такими;
  2. Все члены одной сексуальной группы похожи друг на друга;
  3. Один человек может принадлежать только к одной сексуальной группе;
  4. Если вы знакомитесь с человеком из одной группы, вы узнаете о всей группе в целом.

Неудивительно, что среди американских студентов отмечается высокая степень согласия с первым утверждением, которое гласит, что принадлежность к сексуальному меньшинству возникает с рождением. С этим соглашались респонденты из всех сексуальных групп.

Однако согласие с тремя другими утверждениям выделяло респондентов с самым сильным негативным отношением к сексуальным меньшинствам.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Люди с негативным отношением к гомосексуалам отказываются видеть в них личность с особым складом

Гржанка называет это явление "имплицитным предпочтением" в сознании людей, которое облегчает им принятие определенных предрассудков.

Он считает, что просвещение является самым надежным способом преодоления этих предубеждений в отношениях между людьми, что может привести к уменьшению уровня гомофобии.

  • Премьер Сербии - открытая лесбиянка. Но активисты ЛГБТ против ее участия в гей-параде
  • Киев: стычки и задержания на "Марше равенства" в поддержку ЛГБТ-сообщества
  • Умер активист, придумавший радужный флаг ЛГБТ

"Нам следует проводить кампании по просвещению и информированию людей, и убеждать людей, что геи вовсе не все похожи друга на друга, а сексуальная ориентация - не что-то, что можно поменять", - говорит Гржанка.

"Нет ничего, что порождает иррациональные страхи перед сексуальными меньшинствами. В истории человечества случались времена, когда гомосексуальное поведение не преследовалось, а даже приветствовалось и было под защитой закона", - отмечает он.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Большая открытость в обсуждении темы ЛГБТ способствует большей терпимости в США

Имеются данные о том, что просвещение может оказывать заметное воздействие на представления общества о спорных предметах.

В 1999 году около двух третей американцев возражали против однополых браков и только треть была согласна с их легализацией. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные агентством Гэллопа.

А спустя всего 20 лет все обстоит прямо наоборот - более двух третей американцев поддерживают однополые браки и менее трети возражает против них.

Исследователи указывают, что более 10% взрослых членов ЛГБТ-сообщества состоят в однополых браках, а открытость в обсуждении этой темы в обществе содействует преодолению гомофобных настроений.

Остается неизвестным, можно ли лечить гомофобию как психическое отклонение, но ученые считают, что приближаются к пониманию ее природы.