Чудеса казанской иконы божией матери. Чудотворные иконы божией матери

На сегодня Православной Церкви известно более тысячи чудотворных икон. Причем факты чудотворений отнюдь не уменьшаются, с каждым днем увеличивается и количество прославляемых ликов. Откуда же исходят эти чудеса? Какие есть основания для почитания образов?

Когда святое изображение становится чудотворным?

Уже из названия нетрудно догадаться, что образ называют чудотворным вследствие того, что по молитвам перед ним совершаются некоторые чудеса. Причем чудеса эти могут быть самого различного характера: от частных случаев исцеления и помощи в житейских нуждах до защиты от общенародных эпидемий, стихийных бедствий и войны.

Факт благодатной помощи долго был единственным критерием, по которому изображение Господа, Богородицы или святых называли чудотворным. Так было до 1722 года, когда своим указом Петр I запретил хранить почитаемый образ у себя дома, а для его освидетельствования составлялся определенный протокол. Причем в комиссию, которая его составляла, обязательно должен был входить один священник. Все прославившиеся лики передавали в храмы и монастыри.

Такая протокольная форма удостоверения чуда просуществовала до 1917 года, когда и была упразднена. Сегодня в нашей Церкви народное почитание является главным и, по сути, единственным основанием для того, чтобы назвать изображение чудотворным. Впрочем, в некоторых случаях не обходится и без специальной комиссии (по крайней мере, нужно подтверждение хотя бы одного духовного лица). В этом нет ничего страшного или плохого. Почему?

Научное подтверждение чуда не является признаком маловерия или, тем более, кощунством. Оно призвано только оградить православие от увлечения лжечудесами, которые, как мы знаем, особенно множатся в последние времена. Чудотворные иконы от подобных исследований нисколько не страдают.

Такой подход нельзя рассматривать как проявление скепсиса или недоверия Богу, но лишь как нормальную сдержанность и рассудительность в отношении к чудесным явлениям. Противоположное им чувство — излишняя экзальтированность. Тяга ко всему необычному, из ряда вон выходящему является угрозой для верующего человека, может ввести его в духовную прелесть. Мы же должны всегда помнить, что не вера от чудес, а чудеса — от веры, и тогда точно не ошибемся.

Кто творит чудеса?

В зависимости от количества чудесных случаев, масштабов помощи, соответственно, зависит и почитание данного святого лика. Некоторые чудотворные иконы прославлены чуть больше, некоторые — меньше, но от этого благодатная сила, от них исходящая, ничуть не уменьшается. Во многом это зависит опять-таки от веры конкретного человека.

Поэтому ошибочным можно считать то мнение, по которому некоторые образа называют в простонародье «сильными», а другие — менее «сильными». Во-первых, крайне важно правильно понимать, что является источником этой чудодейственной силы, кто на самом деле совершает исцеления.

Источником любого чуда является благодать Божья. Эта благодать неизменно пребывает на всех святых изображениях. Вспомним хотя бы слова Пресвятой Богородицы , которые, согласно преданию, она сказала апостолу и иконописцу Луке, увидев первый написанный с Нее образ: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут. Однако на некоторые из них эта благодать все же изливается в особом изобилии, отчего и происходят чудеса.

Закономерный вопрос: почему так происходит, для чего? Очевидно, для того, чтобы через такой почитаемый образ укрепить нас в вере, показать, что мир духовный к нам гораздо ближе, чем иногда нам это кажется. Но главное — это зримое подтверждение истинности того, во что мы верим.

Ведь чудо происходит не от самой иконы, не от дерева и красок, а от того, кто на ней изображен. В этом кроется суть правильного почитания святых ликов православными, что и было закреплено в постановлении Вселенского собора:

Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Поэтому нет никаких оснований упрекать православных в идолопоклонстве, как это часто делают протестанты. Преподобный Феодор Студит, живший в VІІІ-ІХ веках, писал о почитании икон:

Поклоняющийся изображению поклоняется тому, кого верно представляет изображение. Ибо не сущности, т. е. не веществу изображения он поклоняется, но начертанному на нем.

Вспомним также, что первым образом, который мы можем назвать, и первой чудотворной иконой был так называемый «Нерукотворный Образ». Это был плат, на котором отобразился лик Спасителя. Приложившись к нему, от своей болезни исцелился Авгарь, царь Эдессы.

Чудо мироточения и кровоточения

Внешние проявления чудесных явлений на иконах бывают разными (иногда их может и не быть). Пожалуй, наиболее частые случаи связаны с мироточением. Миро представляет собой жидкость неизвестного происхождения, напоминающую по виду масло, от которого исходит необычный благоухающий запах.

Цвет, вид, насыщенность мира бывают абсолютно разными. Иногда оно выступает в виде маленьких капелек, иногда заливает весь лик. Бывает, что необычная влага напоминает росу, и тогда это явление называют росо- и елеоточением. Причем такое чудо может проявляться не только на писанных каноничных иконах, но и на бумажных изображениях и даже фотографиях.

Для некоторых чудотворных икон данное явление может иметь единичный характер, иногда может повторяться. Очень часто чудесная влага обильно исходит все время от святого лика, так что ее можно даже собирать в сосуды, помазываться ею, отчего происходят исцеления.

Иногда жидкость может иметь багровый цвет — цвет крови. И по составу кровью она и является. Тогда такой образ называют кровоточащим. Это, сравнительно с мироточением, более редкое явление, которое, впрочем, сегодня случается не так уже и редко. Обычно такие «знаки» считаются предзнаменованием каких-то страшных, трагических событий в истории страны или всего человечества.

Плачущие образа

Еще одним тревожным «предвестником» некоторых грозных событий являются плачущие иконы. Из глаз святого лика, изображенного на них, обычно текут слезы. Иногда на почитаемом образе появляются маленькие углубления-каналы, по которым они текут. Экспертиза жидкости также показывает, что по своему составу они ничем не отличаются от обычных человеческих слез.

Самообновление ликов

Также необъяснимым чудом являются случаи нерукотворного обновления ликов. Оно заключается в том, что краски на старых, выцветших образах сами начинают становиться ярче, светлеют, на них ясно проступают лики. Это может происходить с разной скоростью, иногда медленно, постепенно; иногда сразу полностью обновляется весь лик. Известный пример обновления — Касперовская икона.

Природа такого дивного явления остается неразгаданной. Чаще всего это происходит тоже накануне каких-то нерадостных событий. Так, например, целая волна случаев самообновления образов пришлась у нас на начало XX века, особенно же накануне самых тяжелых лет.

Чудесно обретенные иконы

Целый ряд чудотворных икон прославился благодаря тому, что они были необычным образом найдены (обретены). Самая известная для нас, конечно, Казанская икона Божьей Матери. Ее нашли на пепелище после чудного троекратного явления во сне Пресвятой Богородицы маленькой девочке.

Разные иконы обретали в разных местах: на дереве (например, Елецкая в Чернигове), на пне (Озерянская), в храме (Песчанская), на воде (Иверская) и так далее. Обычно на том месте, где находили святой лик, строили храм и называли в его честь. Это было знаком особой милости и покровительства Пресвятой Богородицы или святого над этим местом. Самый загадочный из всех этих образов Божьей Матери — Тихвинский, который являлся многажды и в разных местах.

Случаи необычного заступничества и исцеления

Очень много почитаемых образов обрело всеобщую известность благодаря случаям необычного исцеления в тяжелых медицинских случаях. Например, многие знают о таких прославленных списках, как «Всецарица» (перед ним молятся даже в случаях онкозаболеваний), «Целительница», «Нечаянная радость», «Живоносный источник», Козельщанская и многие другие.

Кроме того, не меньшее число святых изображений прославилось благодаря своему заступничеству в войнах с захватчиками-иноплеменниками. Это хорошо знакомые нам образа: Владимирская, «Знамение», Казанская, Донская, Почаевская, Влахернская и так далее. Часто такое покровительство Божьей Матери сопровождалось многими чудесами: явлением Богородицы во сне и наяву, истечением слез из лика, возвращением стрел на самих нападавших, небесной карой.

Другие редкие явления

Все перечисленные случаи отнюдь не охватывают неисчерпаемое множество чудес, являемых в чудотворных иконах. Некоторые образы отпечатываются на стекле (например, «Призри на смирение» в Киеве), обрастают по контуру цветами без источника питания (так называемое «Кулевчанское чудо»), к ним сползаются ядовитые змеи и не жалят (на греческом острове Кефалония), они разговаривают («Отрада или утешение» на Афоне) или вразумляют богохульников («Закланная», Калужская).

Как видим, большинство прославленных чудотворениями образов являются Богородичными. Это свидетельствует о том, как сильно Матерь Божья заботится о нас и жалеет, как никто из людей. Интересно, что чтимыми являются не только оригиналы — все списки с прославленных ликов «автоматически» тоже становятся чудотворными.

Больше о необычных образах Божьей Матери узнайте из видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Икона «Всех скорбящих Радость» – почему ее так почитают в народе? Как она стала чудотворной, в каких скорбях помогает тем, кто обращается к Божьей Матери? Какие есть виды образа Заступницы, кого принято изображать на иконе, кроме самой Царицы Небесной? О чудесах исцеления страждущих – в этой статье.

О мироточении (истечении маслянистой благоухающей жидкости) икон известно давно. Раньше подобные случаи происходили крайне редко. За две тысячи лет зафиксировано не больше 18 случаев мироточения икон Пресвятой Богородицы. Мироточение икон происходило не больше двух-трех раз в столетие. В конце же двадцатого века и начале двадцать первого, буквально хлынул поток сообщений о мироточащих иконах.

Количество сообщений о мироточащих иконах в наше время стали появляться чуть ли не еженедельно. Например, в расположенном в г. Иваново Свято-Веденском монастыре в период с декабря 1998 по март 1999 года мироточили, если верить сообщениям, 1047 икон.(!)

Широкую известность приобрел случай, когда в военном городке Клин-2 у пожилой женщины стали мироточить почти все имеющиеся в доме иконы. После публикаций в СМИ к женщине устремились многочисленные паломники, привозившие с собой свои иконы. И привезенные иконы тоже начинали мироточить. Женщина перестала ходить в церковь, совершая самостоятельные молебны дома. К ней стали приезжать сомнительного вида «старцы», к которым она водила на «лечение» всех знакомых. Возникает резонный вопрос: от Бога ли было чудо мироточения?

Как это ни покажется странным, но мироточат не только иконы святых. Известны случаи мироточения изображений Григория Распутина и даже царя Ивана Грозного.

Служители церкви считают мироточение икон знаком милости и поддержки свыше, но к сообщениям об очередном мироточении относятся с большой осторожностью – уж слишком часты случаи фальсификаций. По каждому случаю мироточения епархиальным управлением назначается специальная комиссия, в функции которой входят осмотр иконы и опрос свидетелей. Если комиссия выносит положительное решение, создается новая комиссия для проведения более тщательного расследования.

Один из случаев фальсификации был разоблачен еще царем Петром Первым. Оторвав оклад от доски, на которой была изображена «плачущая» икона, Петр обнаружил на противоположной стороне сделанные напротив глаз углубления, в которые было заложено густое деревянное масло. Когда икона нагревалась от пламени свеч, масло начинало вытекать через проделанные в глазах небольшие дырочки. После этого царь в жесткой форме приказал церковнослужителям, «чтобы Богородицы отныне не плакали».

Не так давно, в ходе визита Папы Римского в Грецию, служители греческой православной церкви объявили, что одна из икон стала источать кровавые слезы, будто свидетельствуя о богопротивной сущности визита главы католической церкви. Анализ «слез» показал, что они являются соком дикой вишни. Оказывается, что шарлатаны есть не только среди простых людей, а и среди самих священнослужителей.

Руководитель ростовского Научно-исследовательского центра «Энио» Виктор Рогожкин считает мироточение проявлением полтергейста. И пвозникает оно после того, как молящийся человек, стоя перед иконой, вспоминает умерших людей. При этом происходит пересечение границ нашего мира и мира, где обитают после смерти души умерших. Но это только гипотеза.

Иногда происходят встречи людей с изображенными на иконах святыми.

В шестидесятых годах прошлого века двух океанологов, бравших ночью пробы воды в Белом море, унесло в открытое море. Дрейфуя в море, они заметили огонек и, работая веслами, причалили к незнакомому берегу. На суше им повстречался старик с седой бородой, одетый в широкий светлый плащ. Несмотря на холодную погоду, головного убора на нем не было.

На вопрос, где можно найти жилье, старик пояснил, что недалеко живет рыбак, и указал океанологам направление, в котором надо идти. Пройдя шагов десять, один из океанологов оглянулся. Старика не было. Он словно растворился в воздухе.

Найдя жилище рыбака, приятели пояснили хозяевам, что дорогу к их дому им указал старик. И рыбак, и его жена сильно удивились, сказав, что они находятся на острове. И, кроме них, на нем людей нет.

Один из океанологов всмотрелся в лики, изображенные на висевших в доме иконах. И похолодел. На одной из икон был изображен старик, встретившийся им на берегу, одетый в широкий светлый плащ. Океанолог спросил хозяйку, кто изображен на иконе, и она пояснила, что это образ святого Николая Чудотворца. Узнал в Николае Чудотворце старика и его товарищ.

Студент Павел Д. жил в небольшом, старом и ветхом домике, доставшемся в наследство от покойной бабушки. Однажды, неожиданно проснувшись среди ночи, он увидел, что возле кровати стоит бородатый человек в необычном одеянии. Он властно потребовал, чтобы Павел пошел с ним. И Павел сразу понял, что обязательно должен идти с незнакомцем. Как только они вышли из дома, рухнула крыша. А затем ветхий домишко развалился в считанные секунды. Уцелела только одна стена. Незнакомец исчез.

Позже, разгребая завалы в поисках своих вещей, Павел нашел принадлежавшую бабушке старую икону.

Через несколько лет один из знакомых Павла предложил икону отреставрировать. Когда реставратор снял верхний слой, под ним открылось изображение бородатого святого. И Павел узнал в нем того, кто спас его от смерти, заставив выйти из обреченного на разрушение дома.

Огульно отрицать то, что чудеса с иконами действительно происходят, конечно, нельзя. Вполне возможно, что они случаются. Только сообщения об этих реальных чудесах подчас тонут в потоке сообщений шарлатанов и мистификаторов о чудесах мнимых.

4 ноября - день празднования Казанской иконы Божией Матери. Чудотворная Казанская икона Божией Матери считается одной из самых чтимых православными икон, ведь после её чудесного явления Россия была не раз спасена от врагов, а тысячи людей получили исцеление от многочисленных болезней, особенно от заболеваний глаз и слепоты. Сегодня мы решили рассказать о десяти чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Казанская икона Божьей Матери - это чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Первообраз этой иконы утрачен.

Чудесное явление иконы Казанской Божией Матери

Чудесное явление иконы Казанской Божией Матери произошло летом 1579 года, когда в Казани стояла страшная жара и сухость, из-за чего начал в городе полыхать страшный пожар. Начался он около церкви Николы, а затем перекинулся на Кремль Казанский. Многие верующие плакали и скорбели от сего ужасного зрелища, а неверующие посмеивались и злорадствовали. В том страшном пожаре сгорел кров многих семей, в том числе и стрельца Даниила Онучиана. И вот его дочери Маронушке однажды ночью было видение - к ней явилась Сама Матерь Божия - Пресвятая Богородица.


Пресвятая Матерь Божья велела Матроне найти место, где под землей Ёе икона лежит, и дость эту самую икону. Матрона очень впечатлилась этим сном и рассказала о нём родным, но те ей не поверили, ведь православный люд знал, что придавать значения снам очень опасно. Но сон Матроне приснился не раз и не два, а целых три раза. И в третий раз Матрона увидела что Божья Матерь разгневалась, что девочка так и не выкопала икону. Именно тогда Богородица сказала Матроне: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».

Вот тогда Матрона не на шутку перепугалась, тогда родители поверили ей. И Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте, где обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия. и вскоре икону перенесли с Крестным ходом в Благовещенский собор, а во время шествия с чудотворной Казанской иконой получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Заступление за Россию перед поляками

В те дни, когда Москва была занята поляками, а по всей земле русской ширились неусобицы, один из страдальцев за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород письмо, в котором наказал скорее написать в Казань митрополиту Ефрему, чтобы тот послал в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, дабы воины крепко стояли за веру и творили добрые дела: останавливали грабеж, помогали несчастным и делали другие полезные дела.



Нижегородцы сразу откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский, а присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Именно тогда Пресвятая Владычица взяла всё ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Как только поляков изгнали из Москвы, князь Пожарский поставил святую Казанскую икону в своей приходской и богато украсил ее. Уже позже Царь Михаил Феодорович установил праздновать в честь Казанской иконы два дня: 8 июля (21 июля) - день обретения иконы и 22-го октября (4 ноября) - день, когда Московское государство очистилось от неприятеля.

Прозрение слепого младенца

Многие чудеса являла Богородица через свой чудотворный Казанский образ. И вот однажды в храм пришла несчастная женщина, у которой её маленький ребёнок был полностью слепым. Мать держала младенца на руках и долго со слезами молилась перед святым и чудотворным Образом Богородицы о прозрении слепых очей своего ребенка.

И вдруг, в какой-то момент, младенец начал руками трогать лицо матери. Все, кто молился перед Пречистым Образом, вместе с архиепископом, смотрели на младенца и видели, как он касался ручками лица своей матери. Тогда архиепископ повелел принести ребенку яблоко, которое младенец стал тут же хватать. Именно тогда все удостоверились, что ребенок прозрел и сразу же воздали славу Богу и Пречистой Его Матери Владычице нашей Богородице, творящей дивные чудеса.

Прозрение инока Иосифа

Иосиф, инок Троицкого монастыря в Казани, страдал слепотой. Узнав о великих чудесах, творящихся от Казанской иконы Божьей Матери, он пришел в соборную церковь Пресвятой Богородицы и отслужил молебен пред Её иконой, однако исцеления Иосиф по окончанию молебна так и не получил. Инока одолела скорбь и печаль, с которыми он ушел домой.

Когда пришел он в свой дом, то решил прилечь и отдохнуть, а когда задремал, увидел вдруг икону Пресвятой Богородицы, от которой он услышал голос, повелевший ему идти в дом Пречистой, отслужить молебен, а затем утереть лицо пеленою. После чего Богородица сказала, что инок получит исцеление. Когда Иосиф сделал то, что повелела ему Матерь Божья, то тот час же прозрел.

Исцеление расслабленного

В Казани, у просфирни посадской церкви Первоверховных апостолов Петра и Павла верной и богобоязненной вдовы Иулиты сын Исаак уже два с половиной года пребывал в расслаблении. Болезнь его была такая сильная, что он даже не мог поставить ноги на пол. Узнав об чудотворном Казанском Образе Богородицы, Исаак попросил мать отслужить у Образа молебен. Сам же Исаак лежал в своем доме и слёзно молился Пресвятой Богородице, чтобы узреть её чудотворный Образ самому.

В какой-то момент, Исаак почувствовал небольшое облегчение от тяжелого расслабления и, по милости Пречистой Богородицы, вдруг встал сам на ноги, попробовав немного походить. Исаак немедленно взял два посоха и. опираясь на них, отправился в монастырь к чудотворному Образу Всемилостивой Богородицы. Когда Исаак увидела его родная мать, то была так поражена, что не сразу пришла в себя, а когда опомнилась, то осознала, какое великое чудо сотворила Богородица и упав пред Пречистым Образом Богородицы, начала со слезами усердно благодарить Матерь Божью. Когда Исаак окончательно исцелился, они с матерью воздали хвалу и славу Богу и Пречистой Богородице и ушли домой, при этом хваля и славя Всевышнего Бога, Творящего дивные и преславные чудеса.

Заступление за Россию в Великой отечественной войне

В 1941-м году многим казалось, что спасения не будет. Тогда митрополит гор Ливанских Илия получил откровение свыше, а то, что ему было сказано, он передал советскому руководству. Самое удивительное было то, что Иосиф Сталин выполнил всё, что было велено. А согласно велению - после окончания войны Сталин должен был рассказать о том, как Россия была спасена.

Уже после войны Сталин узнал, что митрополит Илия каждый день молился пред Казанской иконой Божией Матери о заступлении за Россию и победе в войне. Сталин отблагодарил митрополита Илию подарив ему икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия смогла участвовать в этом подарке. По личному распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.

Митрополит Илия был встречен в Москве очень торжественно, а когда он получил прекрасные подарки, то сказал следующее: «Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения Православной Веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а напротив - почтили ее особым Благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской, как память о любимой мною стране и ее народе».

Исцеление болящей ногами

У одного боярского сына, которого звали Ивашка по прозвищу Кузьминский, была жена. Которая болела страшною болезнью - у неё настолько были больны ноги, что она не могла ими даже двигать. Более того, с каждым днём болезнь становилась всё хуже и хуже. И никто и никак не мог помочь несчастной женщине. Узнав о чудотворном Казанском Образе Пречистой Богородицы, женщина попросила ее к нему.

А когда увидела болящая образ Пречистой, то с необыкновенной верой и горячими слезами начала молиться она Пресвятой Богородице, прося Владычицу о милости Её. И вот, во время молебна, женщина сразу исцелилась и уже пошла домой своими здоровыми ногами, переполненная радостью и благодаря Бога и Пречистую Матерь Его за своё чудотворное исцеление.

Исцеление от слабоумия

В городе Лаишеве жил человек по имени Козьма, который страдал от недуга слабоумия. В какой-то момент родственники его посоветовали ему идти в Казанский монастырь ко Пречистой Богородице и просить исцеления. Когда Козьма пришел в себя, он сразу начал молиться Пречистой Богородице об исцелении. И вот, по милости Божьей и помощи Богородицы, Козьма получил исцеление. Он отслужил молебен и сразу получил полное исцеление от расслабленности ума, стал здоров, а когда, радуясь, отправился домой, то горячо славил Бога и Пречистую Богородицу.

Изгнание беса

В городе Свияжске жил священник церкви святого Николая Великого Чудотворца Иоанн, и у него была жена по имени Домна. Жила рядом с ними соседка, которая по действию лукавого, специально или по простодушию напоила Домну до такого состояния, что она, Домна, превратилась словно в безумную женщину, которая растрепанная и дикая, кричала и посрамляла и мужа, и себя. Те, кто видел это, пребывали в ужасе, а некоторые смеялись и подшучивали, потому что все знали, что Иоанн человек уважаемый, ненавидящий пьянство и всякую злобу.

В тот момент, как это случилось, самого священника не было в городе, так как он отлучился по своим делам. Но вскоре от родственников и домашних услышал он о сотворившейся напасти с его женой. Она к тому времени впала в ужасное отчаяние и тяжко заболела от страха и стыда. И тогда вселился в неё бес, из-за которого болезнь ее усиливалась. Теперь каждый день и ночь с ней больше десяти раз случались беснования - она вела себя словно дикое животное, скрежетала зубами, билась в лихорадке, а из её рта текла пена. И так было ее страданий до тридцати пяти недель.

Священник же тот Иоанн беспрестанно молил Бога и Пречистую Богородицу об исцелении своей жены, призывая в помощь и святых угодников Божиих. Он возил жену свою в Казань к чудотворному Образу, но Домна так и не исцелялась. И вот 11 февраля 1593 года игуменье монастыря Марии голос во сне велел прикладывать бесноватую к чудотворному Образу в то время, когда бес начинает мучить Домну.

Игуменья Мария рассказала это священнику Иоанну. И вот, когда в очередной раз бес начал мучить одержимую, ее взяли и приложили к чудотворному Образу Пресвятой Богородицы. И сразу же в тот же час освободилась Домна от лютого беса и стала здоровой. Воздав благодарение и непрестанную хвалу Богу и Пречистой Богородицу, она вернулась с мужем домой.

Исцеление умирающего солдата

Эту историю рассказала одна из сестер, трудящихся в больнице во время Великой отечественной войны. Тогда у них в больнице долгое время лежал раненный солдат Никифор Рудин, которому в живот попала разрывная пуля. Его привезли в жутком состоянии - температура держалась все время около 40° и больше, боли в области раны и живота были ужасающие.

С каждым днём Никифору становилось всё хуже и хуже, поэтому решили ему сделать операцию. Накануне же операции в больнице служили всенощную службу с Чудотворной иконой и солдат Никифор, который был верующим, попросил сестру поставить свечку и горячо за него помолиться. Сестра так и сделала. А в ночь с субботы на воскресенье произошло настоящее чудо - у Никифора вдруг пошли обильные выделения гноя, но такие, что все белье на нем и постельное было совершенно мокрое, температура спала, боли стихли, и с этого дня он стал заметно поправляться, а потом и вовсе исцелился после небольшой операции.

Эта икона впервые прославилась в 1688 году, в Москве, в Преображенской-Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры Патриарха Иоакима, Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были все внутренности. Видя свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: «Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице» - «Где же мне найти такую исцелительницу?» - спросила больная. «Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени». Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести ее к себе в дом и после молебна перед нею получила исцеление. Это было 24-го октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, «иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные приведения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ - всех скорбящих радость».

Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с нее список, в 1711 году, с переведением царской резиденции из Москвы в С.-Петербург, перевезла список в новую столицу и поставила в дворцовой церкви. В царствование императрицы Елисаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Эта икона ознаменовала себя чудесами, и к ней прибегают для молитвы не только простые верующие, но и особы царствующего Дома. Перед нею молятся не только православные, но и неправославные люди. Икона весьма богато украшена царевною Наталией, императрицею Екатериною II, графинею Головкиною, графом Шерементьевым и др. Кроме их, есть еще следующие чудотворные иконы «Всех скорбящих Радость». В Киеве она стоит в Сретенской церкви. В С.-Петербурге у стеклянного завода. Эта икона впервые прославилась в 1888 году 23-го июня во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда она была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляет копию с иконы, привезенной из Москвы княгинею Наталиею. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла тут внутренние стены и большую часть икон. Коснулась иконы «Скорбяших Радости», которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим ото времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от нее валялась разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими в различных направлениях к иконе. Слух разнесся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление. Особенно поразительны были следующие два чуда: 6-го декабря в 1890 году был исцелен отрок Николай Грачев от ужасной болезни, признанной врачами неизлечимою. Больной уже был приготовлен к смерти, но ночью со 2-го на 3-е декабря, во время сна, он услышал голос: «Николай!» - и увидел перед собою Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще неизвестного святителя в белом клобуке с крестом, и Пресвятая Богородица сказала ему: «Николай, поезжай в часовню, где упали монеты; и ты получишь исцеление, но раньше никому ничего не говори». Проснувшись, он убедительно стал просить свезти его в часовню. Как ни трудно было сделать это, сделали, и здесь во время молебна он получил исцеление. Вскоре после сего, от иконы получила исцеление от чахотки г-жа Белоногова. Ей явился во сне, как она рассказывала, седенький старичок в черной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах, и приказал идти в часовню и отслужить молебен. В настоящее время, усердием богомольцев к иконе, устроен около часовни великолепный храм.

Икона «Всех скорбящих Радость» в кирсановском Успенском соборе. Сюда ее перенесли в 1775 году из города Керенска. Икона до 1800 года ничем себя не ознаменовала; но в этом году, 18-го марта, ночью мещанин Курилов, обкрадывая соборную церковь, хотел снять с иконы серебряный венец - единственное ее украшение; но едва протянул к венцу руку, как получил несколько ударов, один за другим, и в страхе и изнеможении упал на пол перед иконою. После сего, от иконы стали совершаться чудеса.

Икона «Всех скорбящих Радость» в Тобольске в Захарьевской церкви. Эту икону очень уважают в городе и носят по домам почти всего города. Никто из рыболовов не отплывали из Тобольска на низовья реки Оби, не приняв на свое судно иконы для молебна. Первым чудом, после которого особенно стали почитать икону, это было спасение от неминуемой смерти купца Пиленкова, прихожанина церкви, где стоит икона. Однажды во время пути его по торговым делам лошади, испугавшись, свернули с дороги и понеслись, так что экипаж готов был разлететься вдребезги. Видя крайнюю опасность, Пиленков обратился с молитвою к Царице Небесной и дал обет в случае спасения устроить на Скорбященскую икону в своей приходской церкви новую ризу, и лошади мгновенно стихли и даже остановились. Было несколько случаев исцеления от этой иконы.

Икона «Всех скорбящих Радость» в селе Ивановском. Первое чудо от этой иконы было исцеление неизлечимой больной Петровой. Ей явилась во сне Сама Пресвятая Богородица и повелела отыскать икону Скорбящей, обещая исцеление. Больная нашла икону в церкви села Ивановского и после молебна получила исцеление. После Петровой от иконы получили исцеление и другие.

Составитель Чистякова Э.П

Чудотворная икона Богородицы Взыскание Погибших – это божественное изображение заступницы, которая утешает людей во всех скорбях. Данную икону также называют «Избавлением от бед страждущих». Празднование в честь лика Девы Марии проводится ежегодно 18 февраля (по старому стилю – 5 февраля).

Почему этот образ так называют?

Верующих интересует, почему этот лик Пресвятой Богородицы называется «Взыскание погибших»? На самом деле речь идет не о мертвых людях. Погибшими принято называть тех, кто перестал видеть что-либо хорошее в своей жизни, утратил надежду, потерял опору, именно эти люди и об этих людях молятся данной иконе.

Богородица дает силы просящему и тому, за кого просят. Пресвятая Дева готова удостоить прощения, то есть взыскать, каждого, кто находится на краю гибели в прямом или переносном смысле. Основное значение иконы – возвращение к вере тех людей, которые утонули в пороках или нищете, страдают от болезней. Образ «Взыскание погибших» – это последняя надежда для тех, кто впал в отчаяние и не может помочь себе. Также этот лик – опора для родителей, молящихся о своих детях. Пресвятая Богородица считается покровительницей и заступницей малолетних.

Иконографические особенности образа

На этой иконе Божья Матерь изображена сидящей. На ее коленях стоит маленький Иисус и обнимает мать руками за шею, левой щекой прижимается к ее щеке. Руки Святой Девы образуют кольцо вокруг фигуры младенца Христа, пальцы ее сцеплены в замок. Хотя изображение не нарушает каноны иконографии, такой вид святыни является одним из самых редких.

Существует несколько вариантов этого изображения: с покрытой и непокрытой головой Богородицы, со сцепленными или не сцепленными руками. Иногда композиция включает дополнительные элементы, например, изображение святых или окно с пейзажем. Так, на Московской иконе Дева Мария изображена в окружении святых и с непокрытой головой.

На Борской иконе, в верхней части, изображено крещение Христово. Это связано с тем, что крестьянин Обухов, согласно поверьям, был спасён от смерти чудодейственным образом именно в праздник Крещения. Необычны и размеры данного изображения: его высота превышает 200 см, а ширина составляет 125 см.

Сейчас святыню можно увидеть во многих храмах. Она присутствует в таких обителях, как:

  1. Собор Воскресения Словущего (Москва)
  2. Храм Положения Ризы Господней (Москва).
  3. Храм Воскресения Христова (Тарус).
  4. Высоцкий мужской монастырь (Серпухов).
  5. Никольский собор (Серпухов).
  6. Покровский кафедральный собор (Самара).
  7. Храм Покрова Божией Матери (Мариенбург).

Следует помнить, что чудотворной силой обладает не только оригинал образа, но и многие списки с него.

В чем помогает Святой лик?

Главный вопрос, которым задаются православные христиане, узнав о существовании данного образа: о чем молятся иконе Взыскание Погибших? К изображению Божьей Матери обращаются, если молящиеся или их близкие:

  • отвернулись от Господа, потеряли Веру во всё хорошее и надежду на счастливое будущее;
  • хотят получить защиту для себя или своих близких в период боевых действий;
  • желают избавиться от различных недугов: головных болей, лихорадки, болезней глаз, различных тяжёлых заболеваний;
  • надеются освободиться от пагубных зависимостей (алкогольной, наркотической);
  • надеются удачно создать семью, обрести счастье в отношениях, научиться мудрости и терпению (чаще всего с такими просьбами обращаются молодые девушки);
  • хотят, чтобы их брак был крепким и счастливым;
  • желают раскаяться и получить прощение за совершенные грехи;
  • хотят, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми;
  • надеются облегчить состояние безнадежных больных.

Богоматерь поможет всем, кто к ней обращается. Главное, чтобы молитва шла от чистого сердца и исполнялась с абсолютной верой в Бога. Чем сильнее вера человека, тем быстрее он получит помощь и заступничество от Девы Марии.

Как обращаться к образу Пресвятой Девы?

Молиться Матери Божьей можно, используя канон или своими словами. Бывает так, что человек начинает обращение к образу, используя текст канона, но по ходу молитвы у него начинают вырываться свои слова, идущие от сердца. В этом случае нужно сказать всё, чего хочет душа, а потом продолжить читать канон. Лучше всего обращаться к Пресвятой Богородице перед иконой в храме.

Мы, православные христиане, чаще всего молимся Деве Марии с помощью двух молитвенных текстов. Также существует акафист (хвалебное церковное пение) образу Богородицы. В акафисте содержится 13 кондаков и икосов. Там освещаются некоторые события, связанные с появлением данной иконы и с ее восхвалением. Канон также содержит просьбы к Богоматери о помощи и защите, в конце обращения читается заключительная молитва об избавлении всех людей от бед.

История образа и легенды, связанные с ним

Первые упоминания об иконе Богоматери «Взыскание погибших» относятся к VI веку, именно тогда люди впервые увидели чудеса, сотворенные Святым образом. Согласно легендам, инок Феофил, исполнявший обязанности церковного эконома в Адане, был оклеветан, а затем изгнан из дома архиерея. Он затаил в душе сильную обиду на тех, кто так поступил с ним, отвернулся от Бога и Девы Марии. Затем заключил союз с дьяволом.

Но оказавшись на пороге духовной гибели, Феофил очень испугался всего того, что успел совершить. Он искренне, горячо попросил Деву Марию спасти его. Он молился образу Богоматери, который называл «Взыскание погибших». Божья Матерь, услышав искреннюю молитву, приняла раскаяние Феофила. Она подарила ему прощение, освободила от обязательств перед дьяволом. После этого инок посвятил свою жизнь служению Богу.

Первые чудеса, сотворенные Святым Ликом на Руси

Первое упоминание об иконе «Взыскание погибших» на территории Руси присутствует в церковных записях 1548 года. Данный образ находился в Московском храме Воскресения Словущего, принадлежал предположительно кисти итальянского художника.

Согласно легендам, в 1666 году воевода города Саратова Кадышев был ранен, но исцелился после того как увидел в Волге чудотворный образ Девы Марии. Спустя 200 лет его потомок Кадышева основала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной ценностью этого монастыря была икона «Взыскание погибших», которая исцелила много верующих. Граф Шереметьев заказал для этого образа золоченый киот, украшенный драгоценностями. Он это сделал из благодарности за исцеление своего сына.

Деяния Борского (Тарусского) образа

Наиболее известным чудом, сотворенным Борскою иконою Божьей Матери, является спасение крестьянина Федота Обухова. Он выехал из дома в сильный мороз и заблудился по пути, к вечеру крестьянин обессилел и сильно замерз, после чего с чувством безнадежности лег в сани и начал молиться Деве Марии.

Он пообещал Святой Заступнице, что если останется жив, то закажет список с иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и передаст его приходской церкви. Чудесным образом сани Обухова оказались у одной из крестьянских изб. Хозяин этой избы услышал женский голос, который сказал: «Возьмите!». Он вышел на улицу, увидел замерзающего в санях Федота.

После выздоровления Обухов не забыл о своем обете и обратился к иконописцу Гурову с просьбой нарисовать икону. Но иконописец потребовал у крестьянина такую сумму денег, которой у того не было. Как только Обухов вышел за дверь, иконописец ослеп. Тогда он осознал, что получил наказание за свою жадность. После этого Гуров пообещал Федоту написать извод за любую цену, и зрение к нему вернулась.

Икона, написанная по заказу Федота Обухова, была пожертвована церкви села Бор. Многие люди приходили поклоняться этому образу и просить о его заступничестве. На пожертвования прихожан затем был возведен новый храм. И снова случилось чудо. Церковный староста во сне увидел, где будет располагаться данная икона, а потом из Синода пришёл указ о строительстве храма именно в этом месте.

В 1871 году святой образ спас город Серпухов от эпидемии холеры. Также икона помогла излечить немого и парализованного мальчика. В благодарность за совершенные чудеса жители города подарили борскому храму Евангелие, на котором была изображена икона и сделана запись о свершившихся чудесах.

Данное изображение было утрачено в советский период, но в 1985 году церкви Воскресения Христова Тарусского района был передан список с этой иконы. О том, что это копия почитаемого Лика, свидетельствует надпись на изображении.

Чудеса образа из храма Воскресения Словущего

Согласно преданию, Лик Божией Матери, находящийся сейчас в храме Воскресения Словущего, был перенесен из Храма Рождества Христова в Палашевском переулке.

Последний собственник иконы стал вдовцом и оказался на пороге нищеты. Он усердно молился Пресвятой Богородице, прося ее спасти его от отчаяния и устроить судьбу трёх его дочерей. Дева Мария откликнулась на мольбы мужчины и помогла его дочерям удачно выйти замуж. Собственник счел себя недостойным держать этот чудотворный образ дома и передал его храму.

В 1812 году французы разграбили Палашевский храм. Верующие после этого нашли икону среди хлама, она была расколота на три части. Но даже в таком виде чудотворный лик совершил множество исцелений. К нему обращались невесты накануне свадьбы с просьбой о счастливом браке, а также люди, погибающие от нищеты, пьянства, болезней. К иконе приходили матери, просившие о заступничестве для своих детей.

Восстановленный храм работал до 1934 года, а потом его закрыли. Иконы и утварь из храма передавались различным монастырям, церквям. Образ «Взыскание погибших» сам для себя выбрал новый дом. Когда икону пытались перевезти в Пименовскую церковь, повозка не сдвинулась с места.

Тогда люди решили, что сама Богородица не хочет там находиться, и выбрали для святыни новое место – Воскресную церковь, которая располагалась на Малой Бронной. Повозка буквально летела к месту назначения. После того, как церковь была снесена, образ переместили в храм Воскресения Словущего.

История святого лика из Высоцкого монастыря

Чудотворная икона ежегодно, начиная с 1892 года, доставлялась в город Серпухов для осуществления торжественного Крестного Хода. Каждый православный христианин имел возможность поклониться этой святыне и попросить Богоматерь о помощи. Особой удачей считалась возможность принять этот образ для молитвы у себя дома.

Прекратился обычай после Октябрьской революции, а храм, где хранилась икона, был уничтожен. Но верующие продолжали поклоняться святыне и бережно хранили ее списки. Одна из таких копий находилась в Троицком храме, но он был закрыт в 1961 году, а икона перестала быть доступной для верующих, 35 лет она находилась в хранилищах историко-художественного музея Серпухова.

Святой образ вновь появился в городе в 1996 году, его поместили в Ильинский храм для осуществления молитв. Этот день стал настоящим праздником для жителей города. Окончательное возвращение «Взыскания погибших» произошло 18 мая 1997 года, когда икона была передана историко-художественным музеем Высоцкому монастырю. Сейчас Святой лик доступен верующим и продолжает совершать чудеса.

Легенда о чудесах образа из Псковского монастыря

Легендами овеяно появление Божественного образа в Псковском монастыре. Согласно преданию, блаженная Матрона Московская сообщила своей матери о том, что ей всё время снится, будто к ним в церковь просится Царица Небесная. После этого Матрона благословила женщин на сбор денег по всем деревням для изготовления святыни.

Одни верующие приносили щедрые пожертвования, а другие скупились. Так, один мужчина нехотя отдал один рубль, а его брат посмеялся и дал всего одну копейку. Когда пожертвования принесли Матроне, она их перебрала, нашла те самые рубль и копейку, и попросила вернуть их обратно, потому что они портили все остальные деньги.

Когда была собрана необходимая сумма, Матрона обратилась к художнику и спросила, сможет ли тот изготовить образ. Он ответил, что это для него привычное дело. Матрона повелела ему исповедаться и причаститься у Святых Христовых Тайн, и только после этого приступать к работе. Художник так и сделал, но через время вернулся к Матроне и сказал, что у него не получается написать образ.

Блаженная почувствовала, что у иконописца остался один не исповеданный грех. Она сообщила ему об этом. Художник был потрясён и снова отправился на покаяние и причастие. Также он попросил прощения у Святой Матроны. После этого проповедница сказала ему, что теперь он сможет написать икону. Он действительно смог ее изготовить. Матрона не расставалась с этим Святым ликом до самой смерти. Сейчас изображение хранится рядом с мощами блаженной.

Другие известные образы

Чудесные события связаны не только с вышеперечисленными иконами, но и с другими изображениями «Взыскание погибших». Так, Лик, который хранится в церкви Покрова Божьей Матери города Мариенбурга, был написан в 1888 году монахинями из Раковской женской обители.

После Октябрьской революции Святой образ был утрачен, но чудом найден в 50-е годы прошлого века. Долгое время он использовался как доска на пешеходном мосту. Затем его поместили в храм Покрова Божией Матери, после чего стали происходить чудеса. Лик начал мироточить накануне празднования Дня памяти этой иконы в феврале 1994 года.

Согласно сохранившимся старинным рукописям, икона из Раковского монастыря несколько раз образом меняла свой вид: обычно она была темной, с едва различимыми изображениями, но иногда образ просветлялся, начинал светиться изнутри. Верующие считали это Божьим посланием о предстоящих радостных событиях. Также описан случай появления на руках Богородицы и Иисуса капель миро. Это происходило с мая по октябрь 1895 года, то есть, в первые месяцы после освящения нового Свято-Троицкого монастыря.

А чудотворный образ «Взыскание погибших» из села Малижина Харьковской губернии, появившийся в 1770 году, три раза избавлял местных жителей от холеры.