Православные церкви отмечающие рождество 25 декабря.

В большинстве западноевропейских стран принята христианская религия, но христианство разделено на множество различных конфессий (лат. confessio - ‘исповедание’) отличающиеся особенностями вероисповедания в пределах христианской религии. Католики образуют приблизительно половину верующего христианского населения в Германии, Нидерландах, Швейцарии. Христиане католического вероисповедания живут странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта) , а также в некоторых странах Западной Европы (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург) и Восточной Европы (Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия). Христианская конфессия Протестантизм преобладает среди верующих североевропейских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Фарерские острова, Исландия) , а также отдельных стран Западной и Центральной Европы (Великобритания и Северная Ирландия) . В таких же западно- и центральноевропейских странах, как Нидерланды, Германия, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедует примерно половина верующих. Католики и протестанты отмечают Рождество Христово по в ночь с 24 на 25 декабря.

Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло 16 июля 1054 г. на Никейском соборе. До раскола Христовой Церкви на католиков и православных все церковные уставы были едиными. Рим откололся от Соборного единства Христовой Церкви, утвержденного Семью Вселенскими Соборами. С течением времени церковные уставы и обряды католической и православной церкви изменялись, изменялись и даты церковных праздников. Изменилась и дата празднования одного из величайших событий, входящих в список 12 главных праздников христианства, называемых двунадесятым праздником святого Рождества Христова.

Традиции католического Рождества.

Смысл праздника Рождества Христова остается неизменным для католической и православной церкви. Для католической конфессий Рождество Христово включает в себя не только празднование самого рождения Христа , но и праздник счастья Девы Марии , матери Иисуса Христа. Для католиков это не только радостное событие, но в нём есть и некоторая доля скорби, ибо Дева Мария знала, что счастье рождения её первенца обернется для него тяжёлыми жизненными испытаниями, и смертными муками, которые Он переживёт с мужеством и кротостью ради спасения всего человечества.

Рождество Христово - это светлый праздник Спасения человечества , ибо уже сразу после рождения Христа язычники, не верящие в появление Сына Божьего пытались найти его и убить. Не ведая, где скрывается новорождённый Спаситель, иудейский царь Ирод приказал убить всех младенцев, возраст которых менее двух лет. Силы Небесные охраняли новорождённого Иисуса и ангел небесный явился его родителям младенца Иисуса Иосифу и Марии, чтобы предупредить их об опасности и поскорее покинуть город Вифлеем, после переписи населения. Святое семейство спешно ушло из Вифлеема и уехало из страны в Египет, чтобы избежать смерти младенца Иисуса.

В католическое Рождество Христово католики празднуют чудо сохранения невинности святой Девы Марии, матери Христа , давшей клятву хранить непорочность свою до конца дней. Как говорится в писании, по приближению родов, Иосиф пошёл за повитухой, но, вернувшись, они увидели яркий свет, исходящий из пещеры. Войдя в пещеру они увидели Деву Марию, держащую святого младенца на руках. Таинство и Чудо рождения Иисуса Христ а свершилось и католики и православные христиане почитают чудо рождения Спасителя, всегда ждут его и посвящают этому событию свои молитвы и песнопения в Рождественский пост.

Главная традиции Рождества у католиков - это пост, начинающийся за 4 недели до праздника Рождества Христова . Во время всего поста люди больше молятся и чаще посещают церковь, ограничивают себя в развлечениях. Последняя неделя Рождественского поста - самая важная. В ночь с 24 на 25 декабря начинается католический Рождественский сочельник. Именно в этот день католикам запрещается есть животную пищу.

На Рождество в католических и протестантских странах есть традиции и обычаи напоминающие русские колядки - песнопения прославляющие Иисуса Христа и Деву Марию. Именно, в католических странах Европы возникла традиция наряжать Рождественскую ель - вечнозелёное дерево, символизирующее вечную жизнь Спасителя. Традицию украшения Рождественской ели подхватили все страны христианского мира и даже мусульманских странах наряжают ёлки.

Католики традиционно строят вертепы, в которых создают скульптурные сценки из библейских исторических событий Рождества Христова. Вертеп изображает пещеру и ясли, где родился Иисус, рядом с ним помещают фигурки Девы Марии и святого Иосифа, у входа в пещеру располагают святых Волхвов со святыми дарами и путеводную звезду, которая привела их сюда, в это тайное место.

После Рождества Христова - 25 декабря католики сразу же начнут праздновать и наступление нового 2018 года, Получается, что новый год у католиков наступает одновременно с Рождеством, хотя по календарю он наступит только 1 января. Такова традиция западного католического мира. Католики поздравляют друг друга: «Счастливого Рождества!» и «Счастливого Нового года!».

Не только католики, но и протестанты живут по . 4 октября 1582 года Папа римский Григорий XIII произвёл реформу юлианского календаря, и исправил накопившуюся за долгие годы ошибку. В разных странах Григорианский календарь был введён в разное время. В России Григорианский календарь был введён 24 января 1918 года. Григорианский календарь, стали называть календарём «нового стиля», а старый ь стали называть — «старый стиль». Разница между старым и новым стилями календаря составляет: для 18 века - 11 суток, для 19 века - 12 суток, для 20 века - 13 суток - вот почему в России появился праздник «Старый Новый год», который празднуют по Юлианскому календарю через 13 дней после наступления Нового года по Григорианскому календарю.

В 325 году н. э. на Никейском соборе единая Церковь Христова приняла Юлианский календарь. Основной годичный круг богослужений Русской Православной Церкви ведётся по юлианскому календарю вот уже 1693 года! В России церковь отделена от государства, поэтому в России Григорианский календарь был введён 24 января 1918 года, а православная церковь чтит свои традиции и отмечает Рождество Христово по старому Юлианскому календарю, то есть ровно через 13 дней после католического Рождества.

25 декабря 2018, как и каждый год, католики – жители Южной и Северной Америки, Западной Европы, Австралии, стран Азии и Африки – отмечают Рождество Христово. В православных странах 25 декабря называют католическим Рождеством. Этот день является важнейшим христианским и государственным праздником в более чем 140 странах мира.

Праздник Рождества отмечают в память о рождении невинной Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это событие предоставляет возможность спасения душ и вечной жизни для верующих.

Почему празднуют 25 декабря

Первые сведения о праздновании Рождества можно отнести к IV веку. Вопрос об истинной дате рождения Иисуса и в настоящее время продолжает быть спорным и не решенным однозначно среди церковных авторов.

Вероятно, выбор даты 25 декабря имеет отношение к солярному языческому празднику «Рождения Солнца Непобедимого», приходившемуся на этот день. Вполне возможно, что после принятия в Риме христианства он обрел новое содержание.

Рождество Христово предполагает пять дней предпразднества. В канун праздника соблюдают строгий пост, который получил название сочельник, так как в этот день в пищу употребляют сочиво – сваренные с медом ячменные или пшеничные зерна.

В канун праздника соблюдают строгий пост

В XIII столетии возник обычай выставлять в храмах ясли, в которых размещают фигурку Младенца Иисуса. Спустя время ясли стали устанавливать не только в святынях, но и в домах перед Рождеством. Церковные и языческие обычаи – ритуалы крайне органично переплелись между собой, дополнив друг друга. К примеру, зажигание в домашнем очаге обрядового огня («рождественское полено»), обычай преломлять «рождественский хлеб», колядование.

Один из самых популярных элементов Рождества – нарядная ель. Эта традиция происходит от германских племен, у которых ель символизировала плодородие и жизнь.

С приходом христианства народы Центральной и Северной Европы начали украшать дерево, устанавливая его в своих домах 24 декабря. С тех пор хвойная красавица обрела новую символику, превратившись в древо райского изобилия.

Католическое Рождество

Католическое Рождество «опережает» православное на тринадцать дней. Так получилось из-за разницы в календарях: папа римский Григорий XIII в 1582-м году ввел новый, «григорианский» календарь, который получил определение «новый стиль».

Юлианский календарь стали считать старым стилем. В то время, когда в Европе перешли на григорианский календарь, в России продолжали применять юлианский. В Советском Союзе в 1918-м году властью был введен григорианский календарь, однако это решение не было одобрено церковью. По инициативе Константинопольского Патриарха в 1923-м году состоялось совещание Православных Церквей, где было утверждено решение о преобразовании Юлианского календаря в «Новоюлианский» календарь.

В силу исторических обстоятельств Русская Православная Церковь так и не приняла участия в совещании. Однако Патриарху Тихону удалось издать указ о переходе на «Новоюлианский» календарь, что было воспринято церковным народом довольно негативно. Спустя месяц постановление было отменено.

Таким образом, протестанты и католики, живущие по Григорианскому календарю, отмечают Рождество Христово 25 декабря. А 7 января Рождество Христово празднуют Грузинская, Иерусалимская, Украинская, Сербская и Русская Православная Церкви, живущие по Юлианскому календарю.

Остальные одиннадцать Поместных Православных Церквей мира отмечают Рождество 25 декабря, так как они используют не католический Григорианский календарь, а так называемый «Новоюлианский», который совпадает с Григорианским.

Рождественские обычаи и традиции

В основе рождественской традиции дарить друг другу подарки лежит Евангельское повествование о трех волхвах, которые при поклонении Младенцу Иисусу преподнесли ему дары – смирну, ладан и золото. В этот день семьи собираются за рождественским обедом, а праздничный стол украшен традиционными блюдами, которые разнятся в зависимости от страны.

В Англии на Рождество обязательными блюдами являются рождественский пудинг c ромом

Так, в Англии на Рождество обязательными блюдами являются рождественский пудинг, облитый ромом и индейка под соусом из крыжовника. В США рождественский стол украшен индейкой, которая подается исключительно под клюквенным соусом. В Ирландии на Рождество подают окорок или индейку, в Германии – жареного гуся, в Греции – индейку в вине.

На праздничных столах Венгрии, Австрии, балканских стран никогда не бывает рождественской индюшки, курицы или утки. Там принято считать, что в этот вечер любая птица может унести на своих крыльях семейное счастье. В Люксембурге во время рождественского обеда употребляют яблоки, кровяную колбасу и игристое вино. В Бельгии потребляет традиционный торт, колбасу с трюфелями и вино. Португальцы на Рождество питаются баккалао – блюдом из сушеной трески.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) предлагает вернуться к юлианскому календарю и отмечать не 7 января, а 25 декабря.


Русские новогодние традиции, поражающие Запад

"Только мы придумали новый стиль. Был юлианский календарь, мы перешли к григорианскому. Весь мир Рождество отмечает 25 декабря, а у нас в России человек родился 7 января… Какое предложение? Вернуться к юлианскому календарю", — заявил лидер фракции Владимир Жириновский на заседании Госдумы.

Как сообщает РИА Новости, по мнению Жириновского, также необходимо вернуть гимн "Боже, царя храни" и поменять российский флаг на имперский, черно-желто-белый.

25 декабря в России называют "католическим Рождеством", что не совсем верно — ведь в тот же день Рождество Христово празднуют и все перешедшие на новоюлианский календарь Поместные Православные Церкви, и многочисленные протестанты. Быть может, Русской Церкви тоже пора перейти на новый стиль и вместе со всем западным миром?

Несмотря на то, что Римо-Католическая Церковь и ряд Поместных Православных Церквей — Константинопольская, Элладская, Кипрская и другие — отмечают Рождество Христово в один и тот же день, 25 декабря, католики и православные живут по разным календарям. Римо-Католическая Церковь и разнообразные протестантские деноминации следуют Григорианскому календарю, который был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Православные Поместные Церкви, за исключением Русской, Сербской, Грузинской, Иерусалимской и Святой горы Афон, которые остаются верны древнему юлианскому календарю, живут по календарю новоюлианскому, который был разработан в начале ХХ века сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Из православных Церквей на григорианский календарь перешла только Финская.

В результате принятого решения период самой западной пасхалии стал настолько великим (5700000 лет!), что ее можно было считать уже не цикличной, а линейной. Пасхальные даты каждый год стало нужно высчитывать отдельно. Кроме того, в результате проведенных изменений западная Пасха могла наступать одновременно, и даже ранее пасхи иудейской, что является прямым нарушением нескольких соборных установлений и правил и противоречит Евангельской хронологии. Ориентиром нового григорианского календаря стал только солнечный цикл вместе с ключевой для него датой весеннего равноденствия, в то же время его разработчиками были совершенно проигнорированы фазы лунного цикла, принципиально важные для определения христианской Пасхалии. Решение папской комиссии нарушило достигнутое в лунарно-солярном юлианском календаре согласование лунного и солнечного цикла и, соответственно, утвержденную структуру 532-летнего Юлианского Пасхального Цикла — Индиктиона.

Протестантские государства поначалу выступили резко против григорианской реформы, но все же постепенно, в течение XVIII века, перешли на новое летоисчисление. Вскоре григорианский календарь стал официальным календарем западноевропейской цивилизации, так называемым "новым стилем". Православная Церковь резко осудила новый григорианский календарь как ничем не обоснованное и абсолютно неприемлемое нововведение. В 1583 году Определением Константинопольского Церковного Собора григорианский календарь был предан анафеме.

Тем не менее, в 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис созвал "Всеправославный" конгресс — Константинопольское совещание, на котором обсуждался вопрос о проведении новой календарной реформы, окончательным решением которого было Положение о переходе Православной Церкви на новый Григорианский календарь. Сразу же после окончания Совещания, в начале 1924 года, архиепископ Афинский Хризостом предложил православным перейти на новоюлианский календарь. Этот календарь отличался от Григорианского большей точностью, но практически совпадал с ним вплоть до 2800 года, почему и стал считаться просто его модуляцией.

В марте 1924 года Элладская Церковь перешла на новый календарь, не дожидаясь решения других Православных Церквей. Восточные Патриархи, опираясь на решения Священных Соборов своих Патриархий, первоначально высказались решительно против перехода на новоюлианский календарь. Но в течение XX века на реформированный григорианский календарь все-таки перешло большинство Поместных Церквей. Патриарх Мелетий IV, занимая престол Афинский в 1918-1920 гг., Константинопольский в 1913-1923 гг., а затем и Александрийский в 1923-1935 гг., последовательно вводил там новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре скончался, и Иерусалимская на новый стиль перейти не успела. Вскоре на новый стиль перешла Румынская Церковь, затем Антиохийская Патриархия — в 1948 году, и Болгарская Патриархия — в 1968 году.

После Константинопольского Совещания 1923 г., одобрившего переход всех православных церквей на "новоюлианский" стиль, Патриарх Московский и всея Руси Тихон издал Постановление о введении в Русской Православной Церкви "новоюлианского" календаря, но по прошествии 24 дней отменил его из-за начавшихся волнений православного духовенства и мирян.

Введение в ряде Православных Церквей новоюлианского календаря вызвало большую смуту в православном мире. В Поместных Церквах, перешедших на новый стиль, возникли раскольнические движения "старостильников". Крупнейшая старостильная юрисдикция Греции сегодня насчитывает около 400 тысяч прихожан.

Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. "Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформык неиспорченному старому стилю".

Сегодня Христово является, пожалуй, самым известным из христианских праздников, но так было не всегда. Главным праздником первых христиан было Воскресение Христово, Пасха, причем вначале это празднование установилось как еженедельное празднование Воскресения, а уже потом — как ежегодное празднование Пасхи. Ранние христиане, большинство из которых составляли евреи, не отмечали ни свои дни рождения, ни день рождения Господа Иисуса Христа, потому что в иудейской традиции день рождения считался "началом скорбей и болезней". Когда к Церкви присоединилось много новообращенных эллинистической культуры, возникла идея объявить днем пришествия в мир Спасителя зимнее солнцестояние, когда римляне праздновали день рождения Непобедимого Солнца.

В ранней Церкви в один праздник — Богоявление — вспоминали и рождение Христа в Вифлееме иудейском, и Его крещение в Иордане . В Армянской Апостольской Церкви эти праздники так и остались неразделенными. Рождество вместе с Богоявлением армяне отмечают 6 января по европейскому календарю.

4.9 (98.82%) 17 votes

Удивительно, что современные и, казалось бы, образованные люди не знают самых элементарных вещей! То, что православные отмечают Рождество с 24 на 25 декабря у большинства моих светских знакомых каждый год вызывает взрыв мозга…

Рожество Христово – один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Исуса Христа в Вифлееме. Рожество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты, вернее стили календарей.

100 лет назад Рожество было в декабре, а неделя начиналась с Воскресенья…

Никто и никогда не переносил дату Рожества Христова на иные дни. Просто со временем люди сочли, что прежний церковный календарь им не нравится и придумали новые. Церковь же занимает более консервативную позицию по данному вопросу.

Юлианский календарь , введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, был практичнее, чем старый римский. Он вводил понятие високосного года, добавляющего 29-й день в феврале. Однако “лишнее” время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегают одни неучтенные сутки.

В XVI веке папа римский Григорий XIII учинил новую реформу календаря. Хотя задействованы были лучшие умы астрономии того времени, самым значимым изменением стало смещение начала координат, или точки отсчёта. Это позволило достичь номинальной цели реформы – чтобы христианская Пасха не наступала раньше ветхозаветной иудейской, что запрещено апостольскими правилами и противоречит логике.

Правило святых апостол № 7

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина. (Ап. 64, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 37, 38; Карф. 51, 73, 106).

Однако время всё расставило на свои места. С 1582 года католическая Пасха не соответствует православной, причем сплошь и рядом католики празднуют Пасху до иудеев, в отличие от православных, которые на григорианский календарь не перешли. Исполнение указанного апостольского правила в православии достигается за счёт других механизмов расчёта пасхалии, которые были утрачены католиками.

Тем не менее, и у католиков, и у православных Рожество Христово наступает 25 декабря . Просто по католическому календарю наше 25 декабря приходится на 7 января.

В России григорианский календарь был введен советскими властями в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении (замене) Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на “Новоюлианский” календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью по старому стилю праздник Рожества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

С июля 2014 года на старый стиль официально перешла Польская Православная Церковь, отменив постановление, принятое 12 апреля 1924 года о введении в Польской Церкви нового стиля.

Все остальные 10 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря нового стиля. Однако они утверждают, что пользуются не “католическим” Григорианским календарем, а так называемым “Новоюлианским”, который … пока совпадает с Григорианским.

Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского – за 3 тысячи 333 года, а “Новоюлианского” – за 40 тысяч лет).

Тем не менее, по имеющимся данным, астрономические и космические расчёты наших дней ведутся в том числе по старому Юлианскому календарю, который более прост в использовании.

Когда около ста лет назад в России обсуждалась возможность перехода на новый григорианский календарь для гражданского пользования, то именно образованная часть общества была против реформы календаря. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В.В. Болотов, выражая общее мнение, сказал:

Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения… Никейский Собор не постановлял ничего подобного

Саму отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю

(Журнал 4-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 20 сенября 1899 года, стр. 18-19 и журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 21 февраля 1900 года, стр.34).

Отчасти эти слова оказались пророческими: григорианский календарь оказался ненужным, и теперь ученые хотят заменить его или исправить. Новый стиль уже устарел! И уже папа римский изъявил согласие на исправление григорианского календаря, на изменение нового стиля.

Не случайно польский астроном Николай Коперник, хотя и был ревностным католиком, отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении этого нового календаря, справедливо считая, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления, и это верно и по сей день.

Второй Ватиканский собор 4-го декабря (н. ст.) 1963-го года большинством голосов, 2057-ю против 4-х, заявил, что “не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь” вместо современного григорианского. Таким образом, григорианская реформа оказалась не нужной, не вечной – новый стиль хотят заменить или исправить. Новый стиль не имеет ни научной точности, на которую претендовал, ни практического удобства, которым ценен старый Юлианский календарь.

Олег Хохлов для

Статьи по теме:

Эксклюзивное расследование сайт об истории появления и традициях празднования самого неуместного праздника в году.

О том, когда на самом деле наступает Новый Год, и какой по счету:)


Материал об особенностях национального летоисчисления от старообрядческого автора, оцененный президентским дипломом.

Необычное издание, возвращающее нас в миросозерцание наших предков


Многие задаются этим вопросом. Попробуем объяснить в чём же дело.

Дело в том, что различается не дата Рождества, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря используют современный — Григорианский календарь. Другие же вспоминают о рождении Спасителя также 25 декабря, но уже по Юлианскому календарю, и эта дата в ХХ и ХХI веках приходится на 7 января.

Интересно отметить, что так не всегда было, и не все время так будет. Разница между календарями постепенно увеличивается. Я как–то писал об этом в своем блоге, но отвечая на данный вопрос, специально повторюсь:

Все дело в том, что разница григорианского (новый стиль) и юлианского календаря (старый стиль) оказывается величина изменяемая. Вот в чем суть различий:

Юлианский календарь — был введен в 45 г. до н.э Юлием Цезарем, а высчитан был группой астрономов из Александрии. По этому календарю, год начинается с первого января и имеет 365 дней в обычном году, а каждые четыре года наступает так называемый високосный год, в котором добавляется еще один день — 29 февраля.

Но этот календарь, как выяснилось, не столь точен. За 128 лет накапливается лишний день, и это не учитывается.
Именно поэтому, решением папы Григория XIII в 1582 году этот календарь был изменен на более точный, который и был назван григорианским. Как это произошло? В решении папы было объявлено, что после 4 октября 1582 года следующим днем шло 15 октября. Таким образом в истории, по григорианскому календарю, не было НИКАКИХ событий в 5-14 октября того года!

Отказ от юлианского календаря сначала коснулся католических стран, затем протестантских. В России григорианский календарь (новый стиль) был введен уже при советской власти.

Интересно отметить, что в Православии из 15 автокефальных церквей по старому стилю существуют всего четыре: Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви. Остался функционировать по старому стилю Афонский монастырь, находящийся в ведении Константинопольского Патриархата и часть монофизитских церквей и некоторые православные, оказавшиеся в расколе.

Десять православных церквей существуют по новоюлианскому календарю, который вплоть до 2800 года будет совпадать с новым стилем (григорианским календарем).

В чем же особенность григорианского календаря, по которому мы живем? Он более приближен к году фактического оборота Земли вокруг солнца, и равняется 365,2425 суток. Ошибка в одни сутки в нем накапливается за 3200 лет.
Как функционирует григорианский календарь?

  • каждый четвертый обычный год — високосный
  • но каждый сотый год — не високосный
  • при этом каждый четырехсотый год — все же високосный

Вот почему в 2000 году мы не заметили изменений!!! Мы имели 29 февраля в том году, но не по общему правилу, как кажется, а по второму исключению. А вот в 1700, 1800, 1900 году и, к примеру, в 2100 в феврале 28 дней.

Такая особенность порождает все более увеличивающуюся разницу между старым и новым стилем. ОНА НЕ ВСЕГДА ОДИНАКОВАЯ.

Если в прошлом (ХХ) и нынешнем веке (XXI) разница между стилями 13 суток, то через век она будет уже 14 суток (в XXII в), а в XXIII веке — уже 15. В девятнадцатом веке разница составляла 12 суток, а в восемнадцатом — 11 и т.д.

Таким образом, если в оставшихся четырех православных церквях не перейдут на григорианский календарь, то через век наши потомки будут справлять Рождество по старому стилю уже 8 января нового стиля, а через два века — уже 9 января. (Дата Рождества при этом останется неизменной — 25 декабря, только одни будут справлять ее по григорианскому, другие по юлианскому календарю).

Вот такая «неизменная» изменяющаяся дата. Радует, что самое главное в Рождестве — это не точность календаря, а значимость Того, что Неизменный в Своей любви Спаситель пришел к нам в этот мир.

Потому, как бы по какому бы стилю не праздновали этот праздник — будем радоваться всегда!