Кто является автором атомистической концепции устройства мира. Атомисты


Атомизм - это особая философская концепция, суть которой состоит в том, что мир состоит из мельчайших частиц, уже не поддающихся делению на еще более мелкие частицы. Другими словами, данная концепция практически полностью (по крайней мере, в ее основной мысли) совладает с современными представлениями физики об устройстве мира. Тем не менее это философская концепция, поскольку в античности не было технических средств для того, чтобы доказать это положение экспериментально. Наиболее яркие представители атомизма это Левкипп и Демокрит.
Предшественником атомизма можно считать Анаксагора из Клазо- мен (500-428 гг. до нз.), который на страницах своего труда «О природе» первым сформулировал идею мельчайших частиц, из которых состоят все части. Эти частицы он назвал гомеомериями, под ними он понимал мельчайшие части всего сущего, которые количественно совершенно равноценны друг другу.
Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до из.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем научной рационалистической философии, связанной с этим городом. Он находился под большим влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп - это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого сужде- fTf Атомисты ния служило то, что о Левкиппе практически ничего неизвестно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком.
С его точки зрения, мир состоит из неделимых частиц, которые он называл «а-томос»; эти частицы совершенно тождественны друг ДРУГУ (то есть не отличаются друг от друга). Различия между ними заключается лишь в их форме, расположении в пространстве и положении, которое они занимают друг относительно друга. Соединяясь, атомы формируют вещи; уникальность каждой вещи зависит от того, как соединились составляющие ее атомы. Атомы находятся в постоянном движении и механически воздействуют друг на друга. Левкипп также полагал, что все в мире подчинено смыслу и целесообразности, и отрицал случайность. На основании этого он делал вывод, что любая вещь возникает в силу необходимости.
Демокрит (ок. 470-370 гг. до н.э.) - зто ученик и соратник Левкиппа, который также внес вклад в развитие атомизма, причем снискал гораздо большую известность, чем его учитель. Впрочем, ради справедливости необходимо отметить, что фигуры Левкиппа и Демокрита достаточно трудно разделить; высказывается мнение, что некоторые труды Левкиппа впоследствии были приписаны Демокриту.
Демокрит полагал, что бытие неделимо, но вкладывал в это утверждение совершенно иной смысл. Для него бытием был атом - наименьшая физическая частица, которую невозможно разделить. Существует бесконечное множество атомов, которые разделены пустотой. Согласно Демокриту, чувственно воспринимаемый мир - это лишь внешняя видимость, то, что создается благодаря свойствам и движениям атомов. По Демокриту, даже человеческая мысль состоит из атомов.
Атомы отличаются друг от друга по размеру и форме: они могут быть круглыми, кривыми, заостренными и даже «с крючками»; все доступное восприятию представляет собой результат сцепления атомов. Вот как разъясняет зту мысль один из комментаторов трактата Аристотеля «О возникновении и уничтожении»: «Аристотель говорит, что сложные тела, по Демокриту, отличаются друг от друга в трех отношениях. Во-первых, тем, что они состоят из атомов, различных по форме; такой смысл имеет его выражение «тем, из чего они состоят». Ведь огонь и земля состоят не из одинаковых атомов, но огонь состоит из шарообразных атомов, а земля - не из таких, а, например, из кубических. Но, продолжает он, сложные тела отличаются друг от друга еще положением и порядком атомов. Ведь часто два каких-нибудь тела составлены из одних и тех же атомов, тогда разница между ними будет иметь причиной порядок атомов, например, в одном теле будут первыми помещаться шарообразные атомы, а последними - пирамидальные, в другом же наоборот - первыми пирамидальные, а последними - шарообразные, как, например, в слогах WS и SW. Так Что порядок одних и тех же букв является причиной разницы. Равным

}