Как относится церковь к кремации? Священный синод Русской православной церкви - документ «О христианском погребении усопших. Православие против суеверий

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть – начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, – вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Православная Церковь учит нас, когда мы вспоминаем о смерти, не думать о ней однозначно – либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии и Евангелиях, более сложный. В смерти есть трагедия, смерть чудовищна, смерти не должно быть. Смерть – следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственная надежда избежать порочного круга бесконечности в удаленности от Бога. Смерть не конец, смерть – начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земли.

Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, – человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога , поэтому смерть как таковая – трагедия. С другой стороны, она – освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше.

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу . Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением , – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— класть в гроб деньги, вещи и продукты;

— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

— лить водку в могильный холм;

— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Кремация

Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.

Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.

Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».

Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви, – действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Заочное отпевание

В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм , в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью.

Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.

В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.

Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск

У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к "услугам" крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?

Константин, Санкт-Петербург.

Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, - по смерти возвращается в материю и распадается на элементы. В этом присутствует глубокий смысл: созданные буквально из «ничего» Волей и Мыслью Бога, в сложном составе души и тела, объединенных в ипостаси неповторимой личности, мы по смерти утрачиваем посюстороннюю часть себя - тело - до времени, чтобы по воскресении в новом воссоздании обрести его вновь, уже не причастным смерти.
Кремация, ускоренное неестественное или противоестественное уничтожение тела умершего посредством сжигания, конечно, чуждо христианской культуре, христианскому духу. В кремировании как современном погребальном действии, может быть, наиболее выразительно проявляется ужасающий разрыв между секулярной, т.е. отделенной от Церкви цивилизацией - и верой, которая тысячелетия преображала этот падший и жестокий человеческий мир. Когда вера изгоняется на обочину общественных ценностей, - обнажается безобразная и бездушная сущность этих самых «свободных ценностей» как не имеющих основания в Святости Бога. И, наверное, не случайно первый проект крематория появляется во время французской революции, а кремация как промышленное уничтожение человеческих останков развивается в Европе в XIX веке, в эпоху торжества эволюционной теории Дарвина.
Кремация не отвечает христианской нравственности и не может быть включена в перечень Православных обычаев погребения. Но кремация - это лишь один, только, может, более выразительный пример множества иных нехристианских норм общественных отношений (культуры потребления, досуга, индивидуализма), которые мы уже не замечаем в силу их повсеместности.
Видеть в кремации какой-либо мистический духовный смысл или даже прообраз «геенского огня» не следует. Скорее как раз духовного значения - именно воцерковляющей силы христианской обрядности, придающей обыденным вещам небесное измерение, - и лишена кремация. Она пуста, бездушна, равнодушна и безжалостна к человеку, как иные ландшафты современных мегаполисов.
Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать. Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить. Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.
Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения - кремированный, - может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие. Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное.
К праху кремированного человека следует относиться как ко всякому праху - предать земле, создать подобие могилы и, если позволяет место, поставить крест.
Приходилось слышать ошибочное мнение, что кремация, взамен обычного истлевания тела в могиле, каким-то образом затруднит телесное воскрешение из мертвых. Это заблуждение. Святитель Григорий Богослов обращается к сомневающемуся в возможности воскрешения в собственном теле: если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться? А согласно другому св. Григорию - Нисскому, душа сообщает телу определенную форму (идею), она запечатлевается в плоти особым оттиском или печатью, поставленной не снаружи, а изнутри. Для тождественности воскресшего тела с земным вовсе не обязательно, чтобы соединились те же самые материальные элементы: достаточно той самой печати.

Кормить червей - перспектива так себе. Это одна из самых популярных причин того, что много людей задумывается о кремации. Да и это красиво - разлететься пеплом над морем или в горах. Западные СМИ сообщают о людях, чей пепел родня в обход закона развевала в Диснейленде. Так завещали умершие.

Кто-то исходит из простой математики: население растёт, усопших всё больше. К чему занимать лишнее место после смерти?

Ну и других причин хватает. Потому предать своё тело земле хочет далеко не каждый. Способ погребения, подчас, заботит нас даже сильнее, чем образ жизни. Но каков православный взгляд на этот вопрос? Посмотрим на отношение церкви к кремации.

Православие не одобряет кремацию из-за традиции и по богословским причинам

Русская православная церковь имеет несколько причин не одобрять кремацию.

Причина 1 . Традиция. Любая религия - или почти любая - это цепочка преемственности. Она - островок надёжности и стабильности. Нововведения в традицию вводят редко и осторожно. Иначе не сохранить наследия предков.

Людям очень важно верить в то же, во что верили их предки. Иначе мы получаем разрыв идеологий, культур, мировоззрений.

Иногда такие события приводят к благоприятному итогу. Например, христианство некогда дистанцировалось от иудаизма и прекрасно себя чувствует. Но бывает и наоборот. Поэтому к любым вещам церкви необходимо присмотреться, определить для себя, приемлемо это или нет. Есть традиция обращения с телом умершего. Ей следует веками. Веских причин уходить от неё у православия нет.

Причина 2 . Богословие. В православии есть идея уважительного отношения к останкам. Это упирается в богословие. В Священном Писании сказано, что все рано или поздно воскреснут из мёртвых. В том числе этот процесс касается и тела. В Библии существует мысль о телесном воскресении. Есть душа, есть её храм - плоть. Если от плоти избавиться, возникает противоречие идее воскресения. Хотя вряд ли для Господа это проблема. При желании он способен сотворить всё, что угодно. Это подтверждает святитель Григорий Богослов:

Григорий Богослов

Святитель

«Если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться?»

Однако в православной среде с телами покойных принято обращаться соответственно - как счастью человеческого естества, физическим выражением его духовной сути.

Казалось бы, чего такого хорошего в бренном теле? За что его почитать.

Митрополит Сурожский Антоний очень хорошо объясняет суть:

Анатолий Сурожский

Митрополит

«Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело - центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

Для православных христиан обычно этих причин достаточно, чтобы прислушаться к позиции церкви. Но в то же время православие не может препятствовать воле умерших. Его мнение носит рекомендательный характер. Это больше вопрос того, насколько для человека действительно силён авторитет церкви. Что он ставит выше - её мнение или свою волю.

Раннехристианский апологет Марк Минуций Феликс пишет:

Марк Минуций Феликс

Раннехристианский апологет

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”».

Современная православная церковь в большинстве случаев категорично выступает против кремации и даже старается пресечь строительство крематориев. Кремацию в православных кругах считают актом атеизма. Есть мнение, что сжигание тела запрещено в этом библейском высказывании:

(1 Кор. 3:16-17)

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы»

Однако это толкование не выдерживает критики. Святой Феофан Затворник объясняет, что храм Божий - это собравшиеся вместе верующие. И Дух Божий обитает в них, пока все держатся вместе. В своём комментарии Феофан Затворник раскрывает такой смысл стиха: верующим нельзя разделяться. Это предостережение от разделения Церкви, но никак не разговор об участи тел умерших.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Возможны разные ситуации. Например, в некоторых странах запрещено хоронить в земле. У них разрешают только кремацию. Так что теперь делать православному человеку? Становиться нарушителем закона ради того, что его вряд ли будет волновать после смерти? Конечно, нет.


В таких ситуациях отношение РПЦ к кремации снисходительное. Кесарю - кесарево, Богу - Божье. Иначе выходит, что человек прямо между молотом и наковальней: закон говорит одно, религия - другое, а виноват - человек. В таком положении пойти навстречу должен самый рассудительный и справедливый. Священники рекомендуют пренебречь традицией из-за обстоятельств.

Также случается, что решение кремировать или хоронить принимают исходя из финансов. Ну, если нет усопшего и его родственников достаточной суммы за место на кладбище, гроб, памятник и пр., как быть? Священник Александр Шантаев рассказывает, как церковь относится к таким историям:

Александр Шантаев

Священник

«Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать.

Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить.

Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.

Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения — кремированный, — может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие.

Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное».

Кремация - это просто уничтожение трупа, она не демонической природы

Иногда православие и кремация противопоставляются. Прямо рай и ад, Бог и Дьявол. Это неправильно. Сжигание трупа - это событие без плюса или минуса, оно нейтрально. Совершенно пустое действие, не имеющее ничего общего с учением православия. Это никакой не адский огонь, не происки демонов.

Так можно ли кремировать православного человека? А почему нельзя? Судить на том свете всё равно будут за поступки при жизни, а не за то, как человек распорядился телом.

Главное условие православия: если кремация по той или иной причине произошла, то прах надлежит предать земле. Не все этому следуют. Но у церкви нет на этот счёт никаких канонов и мер. За аборт, например, накладывают епитимью. За отдельные проступки отлучают от церкви. Но кремация - это событие пустое и третьестепенное. Не о том нужно заботиться человеку.

Хотя другие православные церкви (ЭПЦ, РПЦЗ) в отношении кремации более категоричны. Например, кремированных не отпевают.

Канонические православные похороны состоят из 8 действий от омовения до погребения

Все описанные ниже действия можно проводить только после того, как завершены все формальные процедуры.


С момента кончины и до погребения близкие должны читать псалтырь. Не обязательно находиться рядом с телом. Но важно не прерывать чтение. Рекомендуется сразу заказать в храме сорокоуст за умершего. Считается, что это принесёт пользу душе.

  1. Омовение тела. Покойника омывают тёплой водой. При этом следует читать «Господи помилуй» и «Трисвятое». В конце тело причёсывают. Этот ритуал символизирует, что человек воскреснет в чистоте и непорочности. Одновременно в доме зажигают лампаду или свечку. Она горит до тех пор, пока тело покойного не вынесут наружу.
  2. Облачение покойника. На покойника надевают крестик и чистую одежду. Лучше всего новую. Это символ обновления при воскресении.
  3. Подготовка к положению во гроб: Сперва покойного кладут на стол, головой к иконам, и накрывают саваном. При этом следят, чтобы глаза и уста были зарытыми. Руки складывают крестообразно. Правую поверх левой. В левую руку вкладывают крест, на грудь - икону, лицом к покойному. Мужчинам - Спасителя, женщинам - Богородицы. Вокруг покойного крестообразно расставляют четыре зажженные свечи. До отпевания родственники читают канон «Последование по исходе души от тела».
  4. Положение во гроб: Священник окропляет гроб и тело святой водой. Внутрь кладут подушку из соломы или ваты. Затем - погружают тело. По пояс его накрывают саваном. На голову надевают погребальный венчик. Следует заупокойная лития. Снова читают канон «Последование по исходе души от тела». Перед выносом родные прощаются с усопшим.
  5. Отпевание . Гроб выносят ногами вперёд под пение «Трисвятого». Совершают чин погребения. Это можно сделать в храме, а можно и в доме. За отпеванием читают отрывки Евангелия, «Апостола» и разрешительной молитвы. Затем её текст вкладывают в руку покойного. Поминальную кутью ставят возле гроба на столик.
  6. Прощание . Все обходят гроб и последний раз целуют - но не умершего, а икону на его груди или венчик. Поются стихры. Лицо закрывают саваном навсегда. Священник накрест посыпает тело землёй или специально приготовленным песком и говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».
  7. Траурная процессия . Гроб ногами вперёд выносят из храма (если отпевали в храме) на катафалк. Похоронная процессия движется на кладбище. Впереди обычно несут крест или икону Иисуса Христа.
  8. Погребение. Гроб опускают в могилу ногами на восток. При этом поют Трисвятое. У всех должны быть горящие свечи. Священник снова говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» и накрест бросает землю на крышку гроба. Затем каждый тоже бросает горсть земли. Затем гроб закапывают. Крест устанавливают у ног покойного. На могилу возлагают венки и цветы.

«В Индии - например, в Варанаси - тела умерших сжигают на костре. В России, помимо погребения, есть кремация. Разрешено ли у нас по закону провести кремацию не в печах официальных учреждений, а на природе, на дровах?» - спрашивает читатель The Village Илья. При помощи юриста и экспертов похоронного дела мы нашли ответ на этот вопрос.

Сергей Якушин

вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев

Погребение умерших регулируется Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». В соответствии с этим законом и санитарными требованиями, тело умершего человека должно быть захоронено, то есть должно быть осуществлено погребение останков.

Вот некоторые из статей закона, которые относятся к вашему вопросу:

Статья 3. «Погребение»

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путём предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определённом нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. «Места погребения»

1. Местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Статья 25. «Организация похоронного дела»

1. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Соответственно, просто сжечь тело умершего человека однозначно нельзя. Кремация умерших может осуществляться только в крематориях на основании гербового свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС (федеральный закон «Об актах гражданского состояния») силами похоронной организации с использованием специалистов, оборудования и в специально отведённом месте.

Пресс-служба ГУП «Ритуальные услуги»

Самостоятельно кремировать умершего родственника нельзя.

Для оказания услуг по преданию умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведённых участках земли сооружают крематории. Крематорий осуществляет оказание услуг по преданию тела умершего (погибшего) огню, начиная с принятия гроба до выдачи урны с прахом, справки о кремации и документа на получение праха.

Никаких иных сооружений для погребения тела путём предания огню российским законодательством не предусмотрено.

Ольга Лукьянова

Теоретически человек, который захочет самостоятельно кремировать покойного родственника, подпадёт под действие статьи 244 Уголовного кодекса («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»). Наказание в данном случае - штраф до 40 тысяч рублей или в размере трёхмесячной зарплаты, либо обязательные работы (120–180 часов), либо исправительные работы (до года), либо арест на три месяца.

И потом, даже если помыслить логично: это же какое безумие?! Чтобы сжечь тело до праха, нужна определённая температура, горение происходит достаточно долго... Да, в Индии сжигают тела, и зачастую по Гангу плавают полуобгоревшие трупы.

The Village благодарит за помощь в подготовке материала редакцию «Похоронного портала »

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Даша Чертанова

Можно ли кремировать умерших православным христианам — или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно — есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.


Могильщиков выведут из тени

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

"Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения", — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.

Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.

Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: "И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб".

На всякий случай, уточним — под "мощами" в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.

Еще отрывки из того же чина отпевания:

"Земля еси и в землю отыдеши" (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), "земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем". "Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается". "Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем".

Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.

Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом".

А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:

"…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!".

В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы" (1 Кор. 3:16-17).

Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать "нетленные мощи"?

Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.

С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории "кафедрой безбожия", а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние "индифферентные" верующие.

Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается "темницей для души". А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.

Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.

Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, "кладбищенская мафия", делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.