Где на земле находится кладбище космических кораблей. Кладбище космических кораблей в южной части Тихого океана: координаты

Практическая польза от освоения космоса неоспорима. Это и спутниковое теле- и радиовещание, и глобальный интернет, и прогноз погоды, и изучение биосферы Земли. Другая сторона вопроса - загрязнение околоземного и земного пространства космическим мусором. Раньше обломки космических кораблей падали на Землю, где попало. Но с развитием космической отрасли встал вопрос о поиске безопасного места для захоронения останков космических аппаратов. И место было найдено - это кладбище космических кораблей, расположенное в Тихом океане, где их топят все космические агентства мира.

Результат компьютерного моделирования

Когда развитие космонавтики достигло определенных размеров, встал вопрос о месте, куда можно будет поместить останки космолетов без ущерба для биосферы и достаточно удаленном от проживания людей.

Инженер из Хорватии Хрвойе Лукатела в 1992 году посредством разработки компьютерной модели определил место, отвечающее заданным параметрам. Он же предложил назвать его, впоследствии ставшим кладбищем космических кораблей, точкой Немо - именем отшельника человечества из фантастического рассказа Жюль Верна.

Точка в океане

Наиболее удаленным от людей местом оказалась точка в южной части Тихого океана, от которой до ближайших необитаемых островов - атолла Дюси и острова Моту-Нуи (остров Пасхи) - расстояние в 2688 километров. В 470 километрах от атолла Дюси находится ближайший населенный остров Питкэрн с 49 жителями.

Точка Немо и океанский полюс недоступности - это названия кладбища космических кораблей, координаты которого 48 градусов южной широты и 123 градуса западной долготы. Здесь не ходят корабли, не летают самолеты и до людей очень далеко.

Экологический аспект

Точку Немо называют еще Большое тихоокеанское мусорное пятно. Это связано с наличием тут великого круговорота - крупного кольцевого течения, как воронка втягивающего в свой центр весь мусор ближайших вод. Это сильное течение не дало развиться тут богатой растительной и животной жизни и превратило это место в своеобразную пустыню на глубине 4 километра в океане.

Экологи признают, что решение сделать именно тут кладбище космических кораблей приносит наименьший вред мировому океану. Но говорить о том, что негативных последствий нет совсем, нельзя. Ведь никто не отменил повреждения озонового слоя и загрязнение атмосферы продуктами горения.

Зачем нам это нужно?

К сожалению, современные космические аппараты не предназначены для многоразового использования. Есть исключения (Shuttle, Dragon, Falcon), но они дороги, малочисленны и при возвращении на Землю сильно повреждаются. В основном, когда исчерпывается запас прочности, технологические возможности и срок эксплуатации космического аппарата, есть два способа убрать его с орбиты. Первый - отправить на кладбище космических кораблей в Тихом океане. Второй - отослать его на дальнюю орбиту на сотни километров от орбит управляемых спутников.

Небольшие объекты с близкой к Земле орбитой выгоднее направить к атмосфере планеты, где он сгорит практически без остатка. В случае с крупным спутником его шансы сгореть полностью минимальны, и тогда требуется четкое планирование для его списания и место, где безопасно упадут останки.

Грандиозная свалка

На сегодня на кладбище космических кораблей захоронено порядка 260 объектов из космоса. Больше всего тут беспилотных грузовиков, которые вернулись с Международной космической станции. И она тоже станет затопленной космической станцией по прогнозам приблизительно в 2028 году.

Но если читатель представляет это место как площадку, где лежат затопленные космические станции и спутники, то это не совсем так. Даже если все спланировано и рассчитано, никогда объект не сделает целостного приземления, погрешность всегда будет присутствовать. Его мелкие обгоревшие обломки разбросает на сотни километров и именно поэтому для захоронения космических аппаратов требуются огромные территории.

Самые впечатляющие похороны

Это случилось вечером 23 марта 2001 года, когда с орбиты была выведена и затоплена в этих водах российская станция «Мир». Она прослужила 15 лет и весила 135 тонн. На 100-километровой высоте от станции отделились батареи, на высоте 90 километров она развалилась на несколько частей, пламя от горения которых видели даже жители острова Фиджи.

До вод океана долетело порядка 25 тонн металла станции. Длина следа от падения из мусора и обломков составила 1,5 километра, а ширина до 100 километров. Жителям Австралии, островов Фиджи и Японии тогда рекомендовали укрыться в убежищах, но многие даже рисовали на своих лужайках ориентиры и надеялись, что русская станция упадет к ним во двор.

Погрешности затопления

Были и опасные случаи с захоронением космических аппаратов. Так, в 1979 году что-то пошло не так с американской космической станцией «Скайлэб» и ее останки упали в западной части Австралии. Ситуация повторилась в 1991 году, но уже с российской станцией «Салют-7». Ее обломки упали в Аргентине. К счастью, в обоих случаях это случилось в малонаселенных местах, жертв и разрушений не было.

Не только на Земле

В последнее время в прессе появились снимки планеты Марс, сделанные марсоходом Curiousity и орбитальными зондами. На них ясно видны кратеры на поверхности красной планеты. Есть версия, что они образованы от двигателей при посадке и взлете инопланетных кораблей. Уфологи утверждают, что это кладбище космических кораблей и ремонтная площадка для неизвестных нам цивилизаций.

Экологичный выход - «Ликвидатор»

К 2025 году агентство «Роскосмос» обещает запустить на геостационарную орбиту планеты автономный аппарат «Ликвидатор». Задача его будет состоять в уборке останков летательных аппаратов и прочего мусора с орбиты.

«Уборщик космоса» будет стоить порядка 11 миллиардов рублей, весить 4 тонны и эксплуатироваться в течении 10 лет. В проекте рассматривается два варианта утилизации космического мусора - вывод его на более высокие орбиты и затопление в Тихом океане на кладбище космических кораблей. Экологи за первый вариант, хотя и он не совершенен. Он просто отодвинет решение проблемы захламления космоса в будущее.

Если раньше мало кто задумывался о том, куда деваются остатки космических аппаратов, не сгоревшие в атмосфере, то теперь на вопрос, где находится кладбище космических кораблей на Земле, читатель знает ответ - в точке Немо в глубинах Тихого океана.

Проблема утилизации космического мусора приобретает все больший размах, экологи и специалисты по космическим исследованиям ищут способ минимизировать ущерб для биосферы нашего дома от последствий освоения космоса. Хочется верить, что в ближайшем будущем эти идеи превратятся в реальность, и мы сможем оставить нашим потомкам цветущую и благополучную планету без кладбищ космических кораблей на ее поверхности.

Самая удаленная от суши точка на Земле имеет множество названий, но чаще всего ее называют точкой Немо, или океаническим полюсом недоступности. Расположена она по координатам 48°52,6′ южной широты и 123°23,6′ западной долготы. Ближайший островок суши находится примерно в 2250 километрах отсюда. Благодаря своей удаленности, это место является идеальным для захоронения космических аппаратов, и поэтому космические агентства нередко называют его еще и «кладбищем космических кораблей».

«Это место находится в Тихом океане и представляет собой самую удаленную от любой человеческой цивилизации точку на нашей планете», - описывает точку Немо аэрокосмическое агентство NASA.

Однако у Билла Айлора, аэрокосмического инженера и специалиста в вопросах возвращения космических аппаратов в атмосферу, имеется по поводу этого места другое определение:

«Это самое лучшее на планете место для того, чтобы что-то уронить с космоса, не принеся при этом стороннего ущерба».

Чтобы «похоронить» очередной космический аппарат на этом кладбище, космическим агентствам требуется некоторое время для проведения нужных расчетов. Как правило, более компактные спутники не заканчивают свою жизнь именно в точке Немо, так как, объясняет NASA, «тепло, создаваемое атмосферным трением, в большей степени уничтожает падающий со скоростью несколько тысяч километров в час спутник еще до того, как он упадет. Та-да! Это словно магия. Будто бы и не было никакого спутника!».

Совсем другое дело - более крупные объекты вроде Тяньгун-1, первой китайской орбитальной космической станции, запущенной в сентябре 2011 года, вес которой составляет порядка 8,5 тонны. Китай потерял управление 12-метровой орбитальной лабораторией в марте 2016 года. Прогнозы неутешительные. Станция должна упасть на Землю где-то в начале 2018 года. Где именно? Пока никто не знает. Тот же Айлор, работающий на некоммерческую организацию Aerospace Corporation, говорит, что его компания, скорее всего, не решится делать прогнозы ранее чем за пять дней до того, как станция ожидаемо разрушится в атмосфере Земли. Когда это произойдет, сотни килограммов различных металлических частей вроде титановой обшивки станции, топливных баков и много чего еще продолжат свое падение со скоростью свыше 300 километров в час, пока в конечном итоге не упадут на поверхность планеты.

Так как Китай потерял контроль над станцией Тяньгун-1, страна не может уверенно спрогнозировать, упадет ли она в точку Немо.

Что интересно, астронавты, живущие на борту Международной космической станции, по факту находятся ближе всех к этой самой точке Немо. Все дело в том, что МКС кружит над Землей (и в частности над местом, о котором мы говорим) на высоте около 400 километров, в то время как ближайший к точке Немо клочок суши находится гораздо дальше.

Согласно Popular Science, с 1971-го по середину 2016-го космические агентства со всего мира похоронили здесь как минимум 260 космический аппаратов. При этом, как отмечает портал Gizmodo, количество утилизированных космических аппаратов резко возросло с 2015 года, когда их общее число составляло на тот момент всего 161.

Здесь, на глубине более трех километров, нашла свое последнее пристанище советская космическая станция «Мир», более 140 российских грузовых космических кораблей, несколько грузовиков Европейского космического агентства (например, первый автоматический грузовой корабль «Жюль Верн» серии ATV) и даже одна из ракет SpaceX, если верить отчетам Smithsonian.com. Правда, космические аппараты здесь вряд ли можно назвать аккуратно сложенными в одну кучу. Айлор отмечает, что такие большие объекты, как станция Таньгун-1, могут при падении развалиться на части, покрыв площадь в 1600 километров вдоль и несколько десятков поперек. Сама же территория «отчуждения» точки Немо занимает площадь более 17 миллионов квадратных километров, поэтому найти конкретный упавший космический аппарат здесь не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд.

Грузовой корабль «Жюль Верн» Европейского космического агентства разваливается на части при входе в атмосферу. 29 сентября 2008 года

Конечно, далеко не все космические аппараты заканчивают жизнь на этом кладбище космической техники, но шансы на то, что часть разрушающегося космического аппарата упадет на кого-то из людей, вне зависимости от того, где этот космический аппарат будет падать на Землю, очень малы, отмечает Айлор.

«Разумеется, нет ничего невозможного. Однако с момента начала космической эры последний случай, который приходит на память, произошел аж в 1997 году. Тогда в Оклахоме на женщину упала недогоревшая часть ракеты», - поясняет Айлор.

Тот самый недогоревший кусок ракеты и женщина, на которую он упал

Гораздо большую опасность мертвый космический аппарат может создавать именно на орбите.

Реальная угроза космического мусора

На данный момент на различных высотах вокруг Земли кружат около 4000 искусственных спутников. А в ближайшем будущем должно появиться еще больше. Илон Маск и его компания SpaceX обещают запустить свою собственную сеть Интернет, которую будут обеспечивать 4425 новых спутников. Другими словами, на орбите и сейчас полно различных космических аппаратов, а вскоре вообще будет не протолкнуться.

Согласно статистике сайта Space-Track.org, помимо спутников на орбите находятся тысячи неконтролируемых останков ракет, а также более 12 000 других искусственных объектов размером больше человеческого кулака. И это если еще опустить бесчисленное число различных шурупов, болтов, кусков засохшей краски (с обшивки ракет) и множества металлических частиц.

«Со временем страны начали понимать, что в буквальном смысле захламляют космос и это создает серьезную угрозу не только для их систем, но вообще для всех», - добавляет Айлор.

Самое худшее, по мнению специалистов того же Европейского космического агентства, может произойти тогда, когда два куска космического мусора сталкиваются друг с другом, особенно когда эти объекты большого размера.

Случайные столкновения тех же спутников хоть и происходят очень редко, но происходят. Последние такие инциденты были в 1996-м, 2009-м и два в 2013-м. В результате подобных событий, а также в результате намеренного уничтожения спутников появляется огромное число космического мусора, создающего угрозу другим рабочим спутникам и опасность цепного эффекта.

«Мы выяснили, что этот мусор может оставаться на орбите в течение сотен лет», - комментирует Айлор.

Для предотвращения появления нового космического мусора стареющие космические аппараты нужно со временем сводить с орбиты. Многие космические агентства, а также частные космические компании сейчас рассматривают возможность создания специального космического аппарата-мусорщика, который мог бы производить захват отживших свое спутников и других космических аппаратов и направлять их прямиком в подводное кладбище космических кораблей на Земле.

Однако тот же Айлор, как и некоторые другие эксперты, настаивает на разработке новых технологий и методов, с помощью которых можно будет захватывать, тащить и убирать старый неконтролируемый космический мусор, накопившийся на орбите и представляющий настоящую угрозу.

«Я предложил что-то вроде XPRIZE и Grand Challenge, где можно было бы отобрать концепты трех наиболее подходящих космических аппаратов и дать гранты на их разработку и последующее использование при очистке орбиты планеты», - говорит Айлор.

К сожалению, технические трудности в реализации подобных планов стоят далеко не на первом месте среди проблем, когда есть такое понятие, как бюрократия.

«Технические сложности здесь далеко не самое основное. Основную проблему здесь создает идея частной собственности. Например, ни одна другая нация не имеет право прикасаться к тем же американским спутникам. Произойди такое - и это может быть рассчитано как акт военной агрессии», - объясняет Айлор.

По мнению Айлора, перед лицом общей угрозы нации всего мира должны объединиться, потому что только так можно будет эффективно решать подобные проблемы.

Кладбище космических кораблей в Тихом океане

В Тихом океане есть место — так называемая Точка Немо, где кончают свой век отработавшие космические корабли и станции. Когда срок службы завершается, космические агентства выводят их с орбиты и отправляют прямиком в океан.

Точка Немо выбрана не случайно. Она равноудалена от ближайших к ней обитаемых островов примерно на 2,7 тысяч километров.

Место можно назвать океанической пустыней, поскольку эта территория закрыта для судоходства. Кроме того, в этой части Тихого океана существует круговое течение — гигантская воронка, которая затягивает в себя весь мусор. Морской живности здесь тоже сравнительно мало.

Самыми грандиозными похоронами стало затопление орбитальной станции «Мир» в 2001 году. После 15 лет на околоземной орбите станция была затоплена именно в Точке Немо. От исходных 135 тонн до поверхности океана долетело не более 25 тонн — остальное сгорело в атмосфере. Интересно, что Международная космическая станция после 2028 года будет захоронена здесь же поблизости.

Читайте также

Еще в трех популярных туристических местах в ближайшее время будет введен туристический налог. Речь идет о Лондоне, Японии и Хошимине. Ожидается, что в Лондоне размер сбора с туристов (как британцев, так и иностранцев) составит 5% от стоимости проживания в сутки.

Консульство Италии в Петербурге на коммерческий манер завлекает "клиентов" громким спецпредложением: отныне при наличии одной шенгенской визы в паспорте туристы могут претендовать на многократную визу на год, при наличии двух виз - на два года.

Телебашня CN Tower в Торонто входит в число высочайших сооружений на планете (553,33 м). Внутри башни находится второй в мире по высоте ресторан. Но не только этим примечательно это место.

В отдаленном регионе Тихого океана к юго-востоку от Новой Зеландии глубина достигает 4000 метров. До ближайшей земли отсюда тысячи километров, нет даже мелких островов, сюда редко заплывают корабли.

В этом пустынном регионе океана расположен Океанский полюс недоступности или Точка Немо, названная так в честь героя фантастического романа Жюля Верна. Координаты точки 48⁰52′ южной широты и 123⁰23′ западной долготы. Ближайшая земля – атолл Дюси, расположенный в 2688 км севернее.

Где-то здесь под толщей океанских волн нашли свое последнее пристанище 145 российских Прогрессов, 4 японских космических грузовика HTV и 5 автоматических грузовых кораблей ATV Европейского космического агентства. «Рядом» с ними покоятся останки космической станции «Мир» и 6-ти «Салютов».

Слово «рядом» не случайно в кавычках. Ни один из космических кораблей не сохранился в виде более-менее значительных фрагментов. Соприкосновение с атмосферой губительно для космических аппаратов, если только на них не установлена эффективная температурная защита, как в случаях с пилотируемыми спускаемыми модулями.

Никто никогда не планировал возвращать на Землю космические грузовики и орбитальные станции для повторного использования. Оказавшись в плотных слоях атмосферы, подобные космические объекты разрушаются и сгорают.

Как объяснил в 2013 году один из руководителей Европейского космического агентства Холгер Крэг (Holger Krag), при таких условиях даже в случае контролируемого приземления отслужившего свой срок объекта его фрагменты рассеиваются на очень большой площади.

Участок океана, где затоплены уцелевшие обломки космических кораблей, тянется на 3000 км с севера на юг и на 5000 км с запада на восток.

Самый крупный объект кладбища – 143-тонная станция «Мир», останки которой погрузились на океанское дно в марте 2001 года после 15 лет орбитальной службы. По оценкам специалистов дна достигли шесть основных фрагментов «Мира» и множество мелких обломков общим весом 20-25 тонн.

«Мир» начал разрушаться на высоте 95 километров. Фрагменты станции разбросаны по обширной области длиной около 3000 км и шириной около 100 км.

Несмотря на то, что «кладбище» расположено вдали от загруженных морских магистралей, здесь могут оказаться суда и самолёты. Ответственность за мореплавание в регионе несут власти Чили и Новой Зеландии. Поэтому в случае плановых затоплений владельцы космических кораблей предупреждают эти страны за несколько дней, и передают им данные о предполагаемом времени и месте падения обломков. Получив извещение, уполномоченные службы уведомляют об опасности воздушные и морские суда.

Этот репортаж доступен в высоком разрешении

В Тихом океане находится уникальное природное образование - лагуна Трук (или Чуук). Около 10 млн назад здесь был большой остров, но со временем он погрузился под воду.

В годы Второй мировой войны на островах вокруг лагуны располагалась крупная морская военная база Японии, а также аэродром. В 1944 году в лагуне Трук находились корабли 4-го императорского флота и командование 6-го подводного флота, но 17 февраля 1944 года американцы начали осуществление военной операции «Хилстон», в результате которой было потоплено более 30 крупных и много небольших японских судов.

Спускаемся на глубину, чтобы посмотреть на подводное кладбище кораблей в Тихом океане.

Так выглядел наш отель «Blue Lagoon Resort», который расположен он на острове Дублон. Домики, в которых мы живем, очень напоминают стандартные дома из первого «Far Cry». Так и кажется. что вот-вот из-за пальм выскочит чувак в красной гавайской рубашке и начнет тут всех мочить. А где-то тут, поблизости должен находится остов японского авианосца, тогда сходство будет полным:

Остров Фефан. Его ни с кем не перепутаешь:

Идем на место погружение:

Остатки корабля . Ходовая рубка и машинный телеграф:

В машинном отделении:

Надпись на борту:

Глубина 36 метров. Противотанковые орудия на палубе «Nippo Maru», их тут 3 штуки:

Глубина 37 метров. Легкий японский танк на дне Тихого океана:

Глубина 25 метров. Грузо-пассажирский пароход Rio de Janeiro Maru. лежит на правом борту. Это левый винт:

Глубина 12 метров. Вид с пилотского места бомбардировщика-торпедоносца Императорского флота Японии Накадзима B6N «Джилл»:

Глубина 36 метров. Еще один самолет «Джилл»:

Затонувший японский корабль Shinkoku Maru, На ходовом мостике:

Грузовик Исудзу трюме корабля Shinkoku Maru. От судна осталась только передняя половина, задняя часть разрушилась от взрыва американской бомбы:

Грузовая стрела корабля Shinkoku Maru покрыта мягкими кораллами:

Фюзеляж истребителя «Клод» - предшественник знаменитого «Зеро» в трюме затонувшего японского судна Fujikawa Maru:

Корабль Fujikawa Maru. Визитная карточка лагуны Трук - жутковатый воздушный компрессор в токарной мастерской:

Вот и завершилась неделя погружения под воду в лагуне Трук. Обследовано около 10 затонувших кораблей, два самолета. Это закат последнего вечера на острове Дублон, лагуны Трук.