Что такое экстаз.

Экста́з – (греч., экс – выход , стазис – статичное состояние ) 1) состояние чрезвычайной восторженности, исступления, восхищения человеческого духа, вызванное особым воздействием Божественной ; 2) состояние исступления, связанное с влиянием на сознание человека ; 3) разновидность аффективного состояния.

Между тем внутренние признаки демонического исступления принципиально отличны от внутренних признаков экстатического состояния, в котором пребывают под действием благодати Божьи угодники. Тогда как последнее сопровождается раскрытием внутренних сил человеческой души и устремлением их к Богу, первое, напротив, характеризуется подавлением личностных качеств, омрачением разума и воли, раздражительной и чувствительной сфер человеческой .

Человеку, пребывающему в состоянии благодатного экстатического исступления, не свойственны страстные, греховные движения плоти и души, тогда как находящемуся под воздействием демонов свойственно возбуждение греховных движений. Ведь задача демонов в том и состоит, чтобы затмить в человеке лучшее и настроить его на дурной, угодный им лад.

Испытывая такое богопротивное состояние, человек часто бывает не в силах увидеть опасность; случается, что он увлекается состоянием возбуждения, эйфории. И тогда он ищет возможности испытать его снова и снова. Причём, это бывает даже и тогда, когда жертва бесовского наваждения понимает, что движется демоном.

Примером здесь могут служить представители всевозможных оккультных практик, ведьминых сходок, сатанинских обрядов. Так шаг за шагом человек утрачивает нравственный и духовный контроль, деградируя, превращаясь в орудие демонических сил. Кроме того, эти практики могут приводить к серьёзным психологическим и нервным расстройствам.

Если же речь идёт о случаях обмана, искусного подстраивания демонов под ангелов, почивших святых или Самого Бога, в результате на сторону демона может склониться даже и казавшийся стойким подвижник.

По наблюдениям Г. Бертрама, опубликовавшего в 1956 г. статью «Praeparatio Evangelica in der Septuaginta» («Предуготовление Евангелия в Септуагинте»), слово изумление, «экстаз» (Êξτασις) употребляется в греческой Библии (вместе с соответствующим глаголом) 89 раз, соответствуя при этом 30 различным еврейским корням.

Википедия описывает экстаз, как положительно окрашенный аффект, влекущий за собой высшую степень наслаждения, восторга, воодушевления. При его наступлении человеческий разум стирает границы между реальным миром и внутренними переживаниями, перенося индивида в невесомое состояние полного удовлетворения.

Каким может быть экстаз?

Итальянский врач П.Мантегацца в своей книге «Экстазы человека» выделил несколько разновидностей такого состояния, а именно:

1. Экстазы аффективного характера . В эту группу вошли:

  • половые экстазы, которые возникают при совокуплении мужчины и женщины;
  • альтруистические экстазы, приносящие удовлетворение от самопожертвования, осознания необходимости и привязанностей: семейных, дружеских и других;
  • религиозные экстазы, достигающие своей эпопеи во время духовных молитв или погружений в себя, когда индивидуальность сливается с Богом или Вселенной.

2. Умственные экстазы подразделяющиеся на:

  • творческие, приносящие удовлетворение от упоения своими умениями говорить, подавать себя;
  • интеллектуальные – экстаз познания истины.

3. Эстетические экстазы представляют собой:

  • экстаз ощущения – эйфория бесконечности, чувства полета;
  • зрительный – удовольствие от созерцания прекрасного, какого-либо действия, предмета или явления;
  • слуховой экстаз – наслаждение от услышанного звука, который погружает в эйфорию.

Физическое состояние при экстазе

Физиологические проявления экстаза могут выражаться следующими физическими изменениями:

  • снижение частоты дыхания;
  • замедление или ускорение сердцебиения;
  • зрительными и слуховыми галлюцинациями.

Описывают состояние экстаза следующими этапами:

  1. Отсутствие мыслей и ощущений.
  2. Не воспринимаются прикосновения, запахи, звуки.
  3. Нет воспоминаний, всплывающих картинок в голове.

В такое состояние погружаются йоги при медитации. Отмечено, что в этом периоде у них замедляется пульс и метаболизм, а это позволяет находиться в таком состоянии от нескольких часов до нескольких дней, без еды и воды.


Экстаз – это не оргазм

Очень часто экстазом называют оргазм, но это неправильно. Так как это совершенно разные понятия.
Оргазм – это сильное физиологическое удовольствие, получаемое из-за неконтролируемого сокращения и напряжения определенных мышц человеческого тела. Хотя конечный результат оргазма похож на эйфорию, так как для него характерны ощущение наслаждения и полное удовлетворение. Способы достижения этого состояния разные, да и длится оргазм считанные секунды.

Экстаза же нельзя добиться раздражением эрогенных зон, так как он является следствием психоэмоционального восприятия, не связанного с физическим возбуждением.


И еще пару слов об экстазе

Подытожить все вышеописаное можно в нескольких строках. Экстаз – это процесс, который происходит в голове и приводит к взрыву положительных электроимпульсов под названием:

  • эмоции;
  • счастье;
  • блаженство;
  • удовлетворение.


Все эти ощущения бьют неконтролируемым фонтаном, приводя человека к экстазу, как высшей точке духовного наслаждения.

Человек способен испытывать богатейшую гамму разных чувств. Многие эмоции, знакомые с детства, - радость, покой, гнев и другие - многократно повторяются в течение жизни. Но есть и такие ощущения, которые незнакомы большинству людей или испытываются ими очень редко, например, экстаз. состояние может привнести в жизнь человека? В этом мы постараемся разобраться в данной статье.

Значение понятия "экстаз"

Если рассмотреть прямой перевод данного термина с греческого языка, то он будет звучать как «смещение или выход из привычного состояния». Большинство людей ассоциируют это слово с переживаниями эротического или религиозного характера. Но подобное состояние также очень часто испытывается людьми в связи с мистическими переживаниями и сопровождает героические поступки. Экстаз… Что такое должно произойти, чтобы человек смог испытать его, и почему многие так стремятся к этим ощущениям?

Желание пережить такое состояние возникает в связи с тем, что большинство людей связывают это понятие с положительными эмоциями. Но состояние экстаза может быть вызвано и негативными переживаниями. Наряду с экстазом восторга существует также экстаз самоуничтожения и отчаяния, унижения и ярости. Объединяет позитивные и негативные переживания только масштабность чувств, которые испытываются в такой момент. Это и есть основная характеристика рассматриваемого нами изменённого состояния.

Малоизвестные факты

Любопытно, что довести до экстаза невозможно насильно, необходимо, чтобы человек был готов испытывать столь сильные эмоции. Подобное состояние характеризуется стиранием границ между собой и окружающим пространством. Многие путают экстаз с оргазмом, который может происходить только на физиологическом уровне, но это совершенно разные ощущения. Невозможно выполнить сложный гимнастический трюк нетренированному человеку, также бессмысленно искусственно вызывать у себя подобные чувства.

Есть мнение, что экстатические реакции находятся очень близко к пограничным за которыми начинаются отклонения от нормы. В связи с этим люди часто ищут какие-либо признаки, характеризующие экстаз. Что такое состояние может изменить в человеке? Прежде всего - поведение! В специальной литературе есть различные описания такому состоянию, которое сопровождается нетипичными для большинства людей поступками. Примерами могут служить активность фанатов на концертах или пляски шаманов.

Очевидно, что не нужно искусственно пытаться вызывать у себя те или иные эмоции, ведь такие эксперименты могут зайти слишком далеко. Человечество уже имеет печальный пример употребления вредных веществ с целью достижения изменённого состояния - это наркомания и алкоголизм. Наш организм гораздо мудрее нас, и в естественном состоянии позволяет нам испытывать только те ощущения, которые он в состоянии вынести без ущерба для психики и здоровья.

Заключение

Не стоит любыми способами, а тем более с помощью пытаться испытать экстаз. Что такое состояние может вызвать у человека, хорошо известно работникам психиатрических лечебниц. Очень часто происходят потеря реальности пространства и времени, а также неконтролируемые физические действия и физиологические процессы.

К сожалению, на желании людей испытывать новые чувства и эмоции построена идеология многих деструктивных организаций. Главное - помнить, что истинно только то, что приходит естественным путём, не нарушая гармонии мироощущения.

, Книга пророка Захарии , а также в книгах Нового Завета : Евангелие от Марка , Деяния святых апостолов , для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности.

Подход Мантегацци

Аффективные экстазы.

  1. Экстаз любви - половой.
  2. Экстазы семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования (альтруистические экстазы)
  3. Экстазы религиозные.
Эстетические экстазы.
  1. Экстазы зрительные (формы, симметрии, красок).
  2. Экстазы слуховые (музыкальные).
  3. Экстазы бесконечного (море, небо).
Умственные экстазы.
  1. Экстазы творчества (красноречия, власти).
  2. Экстазы познания истины (интеллектуального чувства).

Религиозный экстаз

Классик английской спиритуалистской литературы Фредерик Майерс писал, что «экстаз является весьма распространенным религиозным проявлением». Среди всех субъективных религиозных переживаний экстаз является сравнительно общедоступным и психологически наиболее достоверным. Об экстазе говорится практически во всех религиях. «От шамана дикарских племен до Будды, Магомета и апостолов-мистиков - Иоанна, Петра и Павла - мы встречаемся со сходными психологическими свидетельствами, сколь бы ни были значительны психологические, интеллектуальные и нравственные различия между этими людьми». Через религиозное созерцание можно достичь того состояния интимного общения с Богом, в котором «душа пребывает в Боге и Бог в душе», однако, созерцание не является завершающей стадией единства с Абсолютом. Многие великие созерцатели описывают отдельно и считают более возвышенной, чем молитва единения, группу определенно экстатических состояний, когда концентрация душевной энергии на Трансцендентном столь полна и кипение жизни в этой точке столь интенсивно, что человек погружается в транс и на какое-то время перестает осознавать внешний мир . В обычном созерцании человек не следит за внешним миром, но и не абстрагируется полностью. В экстазе же человек не может осознавать внешний мир. Никакие сигналы из этого мира не достигают его, включая даже самые настойчивые - ощущения физических страданий.

Например, в экстазе (в исступлении) находился апостол Пётр , когда согласно книге Деяния святых апостолов , пребывая на молитве городе Иоппии , в видении получил от Бога откровение о том, что необходимо принимать в церковь не только иудеев, но и язычников:

Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении (ἐκστάσει) видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: «встань, Петр, заколи и ешь». Я же сказал: «нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои». И отвечал мне голос вторично с неба: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.

Неоплатонизм

Античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма Плотин говорит об экстазе как об "исхождении из себя", как о последнем шаге на пути к достижению Единого, что, согласно Плотину, является началом всего сущего, то есть абсолютным Благом. В экстазе человек касается Божества, Совершенного Первоначала, источника всего совершеннейшего, силы, производящей существующее.

Называем же мы Его единым, с одной стороны, по необходимости, чтобы хоть как-то Его называть, чтобы можно было указывать друг другу, о чём идет речь, а с другой – для того, чтобы душу свою привести в единство и достигнуть единой неразделённой концепции .

Совершенное единство неограниченно, абсолютное Благо не замкнуто в себе, оно изобильно. Человеческая же природа ограниченна, и единственный способ возвыситься над своей ограниченностью, приблизиться к божественному, т. е. сверхчувственному, сверхмыслимому, - испытать экстаз, через "выступление из себя к Богу".

Согласно Плотину, высшая жизненная задача исчерпывается возвращением к высшему, божественному, истинному; вознесением над земным измерением жизни. Обожествление требует от человека отстранения от собственной чувственности, бескорыстного отношения к миру, отвлеченного мышления (арифметическое, геометрическое), любви к Прекрасному(Единому), чистого умозрения (созерцания в тишине - исихия) и, наконец, восхищения, экстаза, в котором человеческий дух становится единым с Божеством, сливается с ним.

Плотин так описывает экстаз слияния: «Тогда душа ничего не видит и не различает ни перед собою, ни в себе самой. Она словно бы становится чем-то другим, прекращает быть собою и принадлежать себе. Она принадлежит Богу и едина с Ним, как в концентрических окружностях одна в другой. ...Поскольку в этом единении с Божеством не может быть разделения, и воспринимающий должен быть тем же, что и воспринимаемое [чистое созерцание], постольку у человека остаётся представление о Боге лишь в том случае, если он способен сохранить в себе воспоминание о достижении этого единства и пребывании в нем... Ибо при этом ведь ничто не шелохнётся в нём, ни гнев, ни желание, ни рассудок ни даже интеллектуальное восприятие [в том числе и диалектическое рассмотрение!] – ничто не может привести его в движение, да будет нам позволено так выразиться. Находясь в экстазе, пребывая в отрешенном одиночестве наедине с Богом, человек вкушает подлинную безмятежность». . Экстаз Плотина характеризуется ощущением очищения, вечности, божественного восторга, которому чуждо все земное. Согласно Плотину, экстаз - высшее духовное состояние.

Экстаз в христианстве

В христианстве высшее духовное состояние - обожение, то есть, что в святоотеческой литературе называется «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «превращением в бога», «обожением». Идея «обожения» (theosis) была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики.

Крупнейший русский патролог архимандрит Киприан Керн полагал, что на христианское учение об обожении оказал сильное влияние неоплатонизм. Плотин, античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма, также в своем учении говорит о достижении высшего духовного состояния, о соединении с Божеством, о единении с Ним в экстазе. Однако Плотиновский экстаз и христианское обожение не одно и то же. Плотиновский экстаз является результатом умственной деятельности, интеллектуальной эйфорией, процесс, в котором не предполагается какого-либо участия тела. Тело - отголосок земного, материального, оболочка, из которой надо выбраться, чтобы слиться с чистейшим Абсолютным Духом. Также философ не говорит о молитве как пути к боговидению. У христианских же мыслителей достижение Бога является плодом молитвенного труда, и тело тоже приобщается к Божественной энергии, входящей «во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце». В Христианстве именно Христос - единственная Личность, открывающая человеку Божественную реальность, Плотин не знает Бога, ставшего хлебом, пищей, питанием для души и тела.

Обожение Плотина, или экстаз, - это растворение в Едином до полной утраты собственной индивидуальности, тогда как христианский молитвенный экстаз означает наивысшее приобщение к Божественному свету без утраты своей личности, взаимопроникновение Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными» .

Согласно российскому историку и богослову К. Е. Скурату, результатом постоянного молитвенного общения с Богом является более тесное соединение с Ним - созерцание и экстаз. Экстаз - высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства. Если созерцанием называется деятельность, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве, то на высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением» . То есть не молитва, а пребывание в «восхищении» или «экстазе».

Высшее состояние, достигаемое молитвой, понятно только тому, кто своим собственным опытом достиг и пережил его. Человеку же плотскому, то есть знающему только земное «блаженство», совершенно невозможно и в уме того представить .

Через религиозный экстаз достигается нравственное совершенство, «совершается обновление растленного грехом естества человеческого, тоньше становятся душевные чувства, и естество наше вновь приобретает свойство ангельское; оно соделывается новою тварью и опять соединяется с Богом, делается участником Божественных совершенств, приобретает богоподобие» .

Напишите отзыв о статье "Экстаз"

Примечания

Литература

  • Андреева Л. «Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания»//Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Костецкий В. В., «Человек в экстазе. Опыт философского осмысления». Екатеринбург, 2000.
  • Дорофеев Д. «Человек в экстазе»,
  • Оршанский И. Г. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Субъект во времени социального бытия. М.: Наука, 2006, с. 568-586.
  • William James, «Varieties of Religious Experience», 1902.
  • Marghanita Laski, «Ecstasy. A study of some Secular and Religious Experiences», London, Cresset Press, 1961. См. обзор
  • Marghanita Laski, «Everyday Ecstasy», Thames and Hudson, 1980. ISBN 0-500-01234-2 .
  • Evelyn Underhill, «Mysticism», 1911. гл. 8
  • Spoerri Th. (Hrsg.) Beitrage zur Extase. Basel: Karger, 1968;
  • Josuttis H, Leuner H. (Hrsg.) Religion und die Droge. Stuttgart: Kohlhammer, 1972.
  • Мантегацца П. Экстазы человека. М. 1890.

Отрывок, характеризующий Экстаз

Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.
– Графские? – сюда неси, говорила она, указывая на чемоданы и ни с кем не здороваясь. – Барышни, сюда налево. Ну, вы что лебезите! – крикнула она на девок. – Самовар чтобы согреть! – Пополнела, похорошела, – проговорила она, притянув к себе за капор разрумянившуюся с мороза Наташу. – Фу, холодная! Да раздевайся же скорее, – крикнула она на графа, хотевшего подойти к ее руке. – Замерз, небось. Рому к чаю подать! Сонюшка, bonjour, – сказала она Соне, этим французским приветствием оттеняя свое слегка презрительное и ласковое отношение к Соне.
Когда все, раздевшись и оправившись с дороги, пришли к чаю, Марья Дмитриевна по порядку перецеловала всех.
– Душой рада, что приехали и что у меня остановились, – говорила она. – Давно пора, – сказала она, значительно взглянув на Наташу… – старик здесь и сына ждут со дня на день. Надо, надо с ним познакомиться. Ну да об этом после поговорим, – прибавила она, оглянув Соню взглядом, показывавшим, что она при ней не желает говорить об этом. – Теперь слушай, – обратилась она к графу, – завтра что же тебе надо? За кем пошлешь? Шиншина? – она загнула один палец; – плаксу Анну Михайловну? – два. Она здесь с сыном. Женится сын то! Потом Безухова чтоль? И он здесь с женой. Он от нее убежал, а она за ним прискакала. Он обедал у меня в середу. Ну, а их – она указала на барышень – завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер Шельме заедем. Ведь, небось, всё новое делать будете? С меня не берите, нынче рукава, вот что! Намедни княжна Ирина Васильевна молодая ко мне приехала: страх глядеть, точно два боченка на руки надела. Ведь нынче, что день – новая мода. Да у тебя то у самого какие дела? – обратилась она строго к графу.
– Всё вдруг подошло, – отвечал граф. – Тряпки покупать, а тут еще покупатель на подмосковную и на дом. Уж ежели милость ваша будет, я времечко выберу, съезжу в Маринское на денек, вам девчат моих прикину.
– Хорошо, хорошо, у меня целы будут. У меня как в Опекунском совете. Я их и вывезу куда надо, и побраню, и поласкаю, – сказала Марья Дмитриевна, дотрогиваясь большой рукой до щеки любимицы и крестницы своей Наташи.
На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и к m me Обер Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти всё приданое. Вернувшись она выгнала всех кроме Наташи из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу.
– Ну теперь поговорим. Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). – Наташа радостно краснела. – Я его люблю и всю семью его. Теперь слушай. Ты ведь знаешь, старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился. Нравный старик! Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо. Надо мирно, любовно. Ты умница, сумеешь обойтись как надо. Ты добренько и умненько обойдись. Вот всё и хорошо будет.
Наташа молчала, как думала Марья Дмитриевна от застенчивости, но в сущности Наташе было неприятно, что вмешивались в ее дело любви князя Андрея, которое представлялось ей таким особенным от всех людских дел, что никто, по ее понятиям, не мог понимать его. Она любила и знала одного князя Андрея, он любил ее и должен был приехать на днях и взять ее. Больше ей ничего не нужно было.
– Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обидит. Она меня просила ее с тобой свести. Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее. Как твой то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома, и тебя полюбили. Так или нет? Ведь лучше будет?
– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»

(от греч. extasis – восхищение) - термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности, опьянения, отрешенности от действительности, игнорированием реальных внешних ощущений. Восторг так велик, что человек на короткое время обо всем забывает. По характеру ощущений и по динамике процесса находится близко к сфере секса. В сознании всплывают картины и образы, обычно ему недоступные. Может сопровождаться как позитивными эмоциями (счастье, блаженство), так и негативными (страх, ужас). Физическая активность может редуцироваться до состояния оцепенения, или возрастать до неистовства. В данном состоянии часто встречается принудительная речь (глоссолалия). Для мистиков это ключевое понятие индивидуального развития человека. Экстаз символизирует то, что человек является лишь своеобразным "сосудом", который наполняется космическим содержанием. По Плотину, это - первичный выход из границ индивидуальности и "сплавление" с любимым существом, в качестве которого прежде всего выступает абсолют. Это - состояние духа на ступени высшего знания. Достигается при использовании определенных психотехнических средств (пост, молитва, недеяние, танец), благодаря сексу или развивается эндогенно. Например, характерен для алкогольного или наркотического опьянения, также для шизофрении и некоторых форм эпилепсии.

(Источник: Сексологический словарь)

(от греч. - исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление. Э. может сопровождаться видениями, слуховыми галлюцинациями, пророчествами и др. Возникает в различных сферах жизнедеятельности человека, в т.ч. и в половой.

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы :

Смотреть что такое "Экстаз" в других словарях:

    - (от греч. смещение, перемещение, исступление, восторг), термин др. греч. философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово Э. означало, в частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в… … Философская энциклопедия

    - (греч. исступление). Исступление, восторженное состояние духа, как бы отделившегося от тела, так что субъект, в этом состоянии, не замечает ничего вокруг себя; род эффекта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    экстаз - а, ж. extase f., гр. Исступленно воссторженное состояние; крайняя степень восторженности, доходящая до болезненности. БАС 1. Как ваши все друзья Должны в экстазе быть от этой перемены; Вы знаете меж них такие феномены. 1815. Шаховской Урок… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. горячность... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. экстаз воодушевление, горячность; транс, экстракласс, упоенность, упоение, экзальтация, завороженность, восхищение,… … Словарь синонимов

    ЭКСТАЗ, экстаза, мн. нет, муж. (от греч. ek из и stasis положение) (книжн.). Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. «Экстаз… есть то возбужденное состояние., когда человек, под влиянием… … Толковый словарь Ушакова

    - (от греч. έκστασις исступление, восхищение) положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления. Термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются… … Википедия

    экстаз - состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. экстаз … Большая психологическая энциклопедия

    экстаз - ЭКСТАЗ, а, м. 1. и в зн. сказ. Что л. хорошее; то, что нравится. Девочка экстаз. 2. межд. Выражает положительную эмоцию … Словарь русского арго

    - (от греческого ekstasis исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления … Современная энциклопедия

    - (от греч. ekstasis исступление восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. extasis восхищение) термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности … Психологический словарь

Книги

  • Экстаз , Мураками Р.. Современный японский писатель и кинорежиссер Рю Мураками (р. 1952) литературную славу обрел еще студентом. Его дебютный роман "Все оттенки голубого" (1974), описывающий бунт нового поколения,…