В каком веке был построен казанский собор. Архитектура казанского собора в северной столице

В 1710 году, рядом с госпиталем, расположенным на Невском проспекте, было решено выстроить часовню, а немного позже – деревянную церковь Казанской Божьей Матери.

В 1733 году, по приказу Анны Иоановны, был заложен новый каменный храм, названный Рождественским. Его украсила великолепная 58-метровая колокольня.

Из Троицкого собора, была перенесена икона Казанской Божьей Матери. Так его и начали называть Казанским.

Получив статус Собора, он стал главным храмом в Санкт-Петербурге, но, простояв до конца 18 века, здание пришло в упадок.

Было решено строить новый, парадный собор.

У власти в то время находился Павел I, он высказал архитекторам только одно пожелание – проект должен быть похож на собор Святого Петра в древнем Риме. Кроме того, требовалось вписаться в окружающий ландшафт.

Был проведен довольно широкий архитектурный конкурс, на который представили свои варианты многие модные иностранные архитекторы. Но все они были отвергнуты.

А спустя год, Павел, не взирая на чины и родословную одобрил проект бывшего крепостного Андрея Никифоровича Воронихина.

Конечно, простолюдин не мог подать свой проект на императорский стол. За него это сделал его бывший хозяин - граф Строганов, который, кстати, не остался внакладе, став главным попечителем стройки.

Как бы там ни было, в 1800 году началось строительство нового Казанского собора.

Работа была завершена за год до войны с Наполеоном.

Что интересно, предыдущий собор часто выступал в качестве храма, где проводились торжественные службы по случаю новых побед русского оружия.

Так что Казанский собор, - новый, великолепный, и лучший на тот момент в Санкт-Петербурге, был построен очень вовремя.

Символизм подчеркивает факт, что проект был русским, трудились исключительно русские мастера, а для отделки использовался только камень, добытый в самой России.

Была одна тонкость, которую следовало обязательно учесть при проекте.

Согласно православным канонам, вход должен располагаться на западе, а алтарь – на востоке, таким образом, Казанский оказался бы стоящим боком к Невскому проспекту.

Воронихин разработал проект, по которому северный фасад украсила величественная колоннада, выполненная из 96 колонн, стоящих полукругом.

Таким образом, парадной стала северная часть, украсив собой главный проспект столицы.

В самом конце 19 – начале 20 века, у колоннады был разбит сквер, а позднее добавлен большой фонтан.

Внутреннее убранство напоминает зал царского дворца.

Падающий из высоких окон свет, создает иллюзию парящего в воздухе купола, а ряды гранитных колонн, зрительно, делают помещение ещё выше.

Все пространство богато украшено скульптурами и барельефами. Иконы были написаны знаменитыми художниками Кипренским, Ивановым и другими.

Фасад украшен скульптурами.

После революции, Казанский собор отобрали у церкви, сняли крест с купола, установив вместо него позолоченный шар, увенчанный шпилем.

В здании открыли музей религии.

Пострадал он и во время Великой Отечественной войны – в него попало несколько снарядов.

Богослужения в Казанском соборе возобновились в 1991 году, в него вернулась икона Казанской Божьей Матери, а на куполе снова появился золоченый крест.

В подарок, в честь трехсотлетия Санкт-Петербурга, был отлит четырехтонный двухметровый колокол.

Так как Исаакиевский собор остается музеем, то Казанский занимает место главного торжественного храма православной церкви в Санкт-Петербурге.

Адрес:

Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25

Время работы:

Ежедневно:

В будние дни с 8.30 до окончания вечерней службы.

В выходные дни с 6.30 до окончания вечерней службы.

Официальный сайт

Как добраться:

Из метро Гостиный двор (выход на канал Гриботедова), перейти перекресток Невского проспекта и канала Грибоедова. Собор виден сразу от метро.

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века была переведенская слобода. Рядом с пересечением Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а спустя два года на её месте появилась деревянная церковь Рождества Богородицы.

24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Автором проекта каменной церкви Рождества Богородицы часто называют М. Г. Земцова . Но более поздние исследования доказывают, что им был архитектор И. Я. Бланк . Заложен храм был 6 сентября того же года. Кирпичные стены храма были возведены уже к сентябрю 1734-го, после чего плотник Иоганн Геринг подписался, что:

"зделает он плотничною работою на колоколне шпиц, стропила, лантернин, кровлю покроет гонтом, купол и лантернин и шпиц обошьёт досками по чертежу; да столярною работою зделает с лица и внутри окна и двери, капители и базы, цимазы, базаменты, архитравы, триглифы, карнизы, лестницы и крыльца деревянные и часовые круги и с резною работою и с точною боляс, кроме статуй резных, совсем зделает самою чистою работою по чертежу" [Цит. по: 5, с. 265, 266].

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Строительство храма было завершено в сентябре 1736 года, когда купол обили жестью. Торжественное освящение церкви состоялось 23 июня 1737 года в присутствии императрицы.

Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. Её шпиль перекликался со шпилем построенной в это же время башни Адмиралтейства . Вокруг храма был организован сад, окружённый оградой из кирпичных столбов и деревянной решётки.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I в 1708 году. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади . Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народе стали именовать "Казанской".

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII - начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1745 году - будущие императоры Пётр III и Екатерина II. С тех пор здесь венчались члены царской семьи. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу гвардии Екатерина II. В 1773 году Казанская церковь стала местом венчания будущего императора Павла I и принцессы Гессен-Дармштадская.

Строительство Казанского собора

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта.

Конкурс на проект нового храма был проведён в 1797-1800 годах. Задача перед участвовавшими в нём архитекторами была чрезвычайно сложна. По требованию Павла I он должен был походить на собор Святого Петра в Риме, построенный Микеланджело Буонарроти и другими выдающимися зодчими эпохи возрождения. Новый Казанский собор обязательно должен был получить колоннаду, подобную той, которую пристроил к собору святого Петра Джованни Лоренцо Бернини. Среди поставленных задач перед архитекторами также стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. По православным традициям алтарь должен был обращён на восток, а главный фасад - на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу.

В конкурсе с самого начала приняли участие Ч. Камерон , П. Гонзага и А. Н. Воронихин . В 1800 году в Петербург прибыл Ж. Ф. Тома де Томон , тоже успевший предоставить свой проект.

Первоначально Павлом I был принят проект Чарльза Камерона. Но при поддержке графа А. С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Его проект был утверждён Павлом I 14 ноября 1800 года. Данное решение широко обсуждалось в обществе. Особенно указывалось на то, что Воронихин был бывшим крепостным Строгановых (получил вольную в 1786 году).

В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым. Она получила широчайшие полномочия. Комиссия распоряжалась всеми ассигнованиями на постройку собора, ей были переданы государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла.

В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: "В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся". Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский пр., 25). Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал его сын, новый император - Александр I. Газета "Северная Почта или Новая Санктпетербургская газета" описала торжество следующим образом:

"Минувшего Августа в 27 день положено основание святому храму во имя Пресвятые Богородицы чудотворная ея иконы Казанския, при Высочайшем присутствии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА, Супруги ЕГО Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ и Матери ЕГО вдовствующей ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, Их Императорского Высочеств, Государя Цесаревича и Великого Князя КОНСТАНТИНА ПАВЛОВИЧА, Государыни Великой Княгини ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ и Супруга Ея Светлейшего Наследного Принца Баден-Баденского Карла Людвиха, Супруги Его Принцессы Амалии Фридерики и Фамилии Его, следующим образом: По прибытии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ в 1 часу по полудни в соборную Казанския Богоматери церковь, встречены были ИХ ВЕЛИЧЕСТВА при входе в оную Высокопреосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским, Санктпетербургским, Эстляндским и Выборгским, Преосвященным Иринеем Архиепископом Псковским и Рижским и всем знатнейшим Духовенством в облачении. также Членами Высочайше учреждённой о построении оной церкви Комиссии, в предшествии которых изволили ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества следовать к назначенному для созидания вышеупомятуного храма месту, где приготовлен был мраморный камень с сделанными внутри оного впадинами для положения во первых медалей с грудным изображением ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и с надписью на обороте означаюшею день основания храма 27 Августа 1801 года и монет золотых и серебряных разного достоинства, во вторых кирпичей яшмовых и агатовых с вензловым ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ Именами, и наконец позлаченной бронзовой доски и надписью следующего содержания:

«Лета Господня 1801 года Августа 27го дня положено основание святому храму сему во имя пресвятыя Богородицы чудотворная ея иконы казанския, повелением блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича, в царствование же и при Высочайшем присутствии Благочестивейшаго Самодержавшейшаго Великаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА всея России, Супруги ЕГО Благочестивейшия ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ и Матери ЕГО Благочестивейшия ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, в первое лето по Взошествии на ПРЕСТОЛ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. - Строил Архитектор Воронихин.»

По совершении водоосвящения и молебна, когда ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества изволили приступить к вышеупомянутому приуготовленному для закладки месту, то Члены Комииссии имели щастие подносить ИХ ВЕЛИЧЕСТВАМ и Высочествам, также и Светлейшим Принцам и Принцессам Баден-Баденским и Мекленбургским на позлащенных блюдах следующие принадлежности, кои разставлены были на богато убранных столах, а именно: Господин Обер-Камергер, Сенатор, Императорской Академии Художеств Президент и Кавалер Граф Строганов - медали и монеты. Господин Тайный Советник, Интендант и Кавалер Ходнев - лопатки, Господин Действительный Статский Советник и Кавалер Старов - яшмовые и агатовые с вензеловыми ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ Именами кирпичи. Господин Статский Советник Пушкин - молоток, а в заключение позлащенную бронзовую с надписью доску Господин Архитектор коллежский Ассесор Воронихин. При положении ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ перваго камня выпалено было как с Санктпетербургской крепости, так и с Адмиралтейства из пушек сто один выстрел. Наконец все сие торжество заключено было провозглашением многолетия за Высочайшее здравие и при сих возклицаниях ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества, с прочими Высокими Особами изволили возвратиться с таким же порядком." [Цит. по: 7, с. 5-7]

Изначально Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). За каждый из них владельцам было заплачено по 500 рублей .

Подготовка к строительству проходила на фоне патриотического подъёма. Это стало причиной того, граф Строганов предложил возводить Казанский собор только силами русских мастеров, только из отечественных строительных материалов.

На время строительства Воронихин переселился в дом № по Невскому проспекту.

Первое время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Некоторых из них разместили в бараках на Конюшенной площади . Подавляющее число строителей являлось крепостными крестьянами и вынуждены были все заработки отдавать своим хозяевам. Ярославская и Вологодская губернии поставляли на стройку каменщиков, Костромская - плотников, Олонецкая - гранильщиков, белорусские области - землекопов.

Рабочий день строителей Казанского собора летом устанавливался с 4 часов утра до 9 часов вечера. Зимой - с 5 часов утра до 8 часов вечера. Обеденный перерыв летом составлял 2 часа, зимой - 1 час. Для сезонных рабочих сезон начинался весной, а заканчивался в октябре. Многие из них подписывали новый контракт и обещали вернуться в следующем году. При этом у работника отбирался паспорт, выдавался "аванс". Заработная плата при строительстве Казанского собора была примерно равна средней по городу. Каменщикам платили до одного рубля за рабочий день, но не серебром, а ассигнациями. Одна ассигнация тогда стоила примерно 80 копеек. Очевидец вспоминал:

"Приходящие на летние заработки рабочие - строители, плотники, каменщики, штукатуры, начинают работу в 5 часов утра и продолжают её до 9 часов вечера, с двухчасовым обеденным перерывом... Они ночуют за городом, во дворах или конюшнях, на земле. Их пища состоит из воды, кваса, хлеба, муки или огурцов; они чрезмерно напрягают свои силы, чтобы собрать немного денег и, по возвращении домой, зарывают их тотчас в землю, чтобы их господа или управляющие не смогли бы их отнять, и случайное происшествие или смерть погребают навсегда в земле серебро." [Цит. по: 3, с. 32]

На стройке работали не только оброчные крестьяне. Например, для украшения храма в 1810 году у помещика Теплова за 1 000 рублей был куплен крепостной художник Тарас Иванов.

Строители Казанского собора часто страдали от своего бесправия. Сохранился документ - жалоба строителей Мохнаткина и Чобыкина, которых подрядчик не только обсчитал и лишил паспортов, но и приказал заковать их в рогатки. Обер-полицмейстер оставил эту жалобу без внимания.

Иностранцы так описывали русских рабочих:

"Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки собора торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли своё дело. Способность даже простых русских в технике изящных искусств поразительна." [Там же]

Большую помощь при строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов. Он по первому требованию Воронихина предоставлял территории для мастерских и складов, выделял солдат для неотложных и трудоёмких работ.

Из-за того, что главный вход в Казанский собор по правилам православной церкви должен был быть устроен не со стороны Невского проспекта (с севера), а со стороны Казанской улицы (с запада), Воронихин сделал входы с обеих сторон здания. Северная колоннада собора архитектурно объединила здание с Невским проспектом. Боковые порталы колоннады служили проездами в сторону набережной Екатерининского канала и Казанской улицы.

Проект собора полностью осуществлён не был. Когда его сооружение подходило к концу, архитектор предложил построить колоннаду и с южной стороны здания, которая бы повторила северную, состоящую из 96 колонн. Эта идея замечена даже в записной книжке Александра I за 1819 год, где он планирует наиболее значимые постройки в центре Петербурга. Но построена южная колоннада так и не была.

Ещё в 1805 году была освобождена часть земли с запада от собора, до того момента принадлежавшая саду Воспитательного дома. Здесь был снесён один из его флигелей. С лета 1811 года по ноябрь 1812-го на этом участке возводили художественную ограду. На пьедесталах по краям решётки должны были стоять фигуры апостолов Петра и Павла. Для них под Выборгом были изготовлены две гранитные глыбы весом около 1 500 пудов. Одна из них утонула при погрузке на баржу, а вторая упала с платформы при её транспортировке к храму по улицам Петербурга. Несколько десятилетий кусок скалы перегораживал Аптекарский переулок . В конце концов этот камень пригодился для строительства фундамента Спаса-на-крови . Утонувшая глыба в 1911 году пошла на изготовление пьедестала памятника адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте.

Строительные работы были завершены в 1811 году. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу 26 августа. Сразу после неё казанскую икону переместили в установленную рядом палатку, после чего приступили к разборке старого храма . 15 сентября состоялось освящение Казанского собора. Петербургская пресса так это описала:

"Вчерашний праздник священнейшего коронования Государя Императора и Государыни Императрицы ознаменован был здесь особенным торжеством, по случаю освящение в оный день новопостроенной Казанской Соборной Церкви. Торжество сие происходило самым блистательным образом в присутствии Его Императорского Величества и всей Августейшей Фамилии. Начиная от Зимнего Дворца, до самого нового Собора, стояли в параде войска здешнего гарнизона. Все места со всех сторон усеяны были народом, к стечению коего благоприятствовала также прекраснейшая погода. Нельзя представить себе ничего величественнее, при виде бывшего по сему случаю крестного хода, когда Преосвященный Митрополит, вознеся на главу свою Святые Мощи для новой церкви, а два другие Архиерея, подняв Святую Икону Божией Матери, обходили вокруг сего великолепнейшего Храма, при сооружении коего, кажется, все искусства спорили между собою в совершенстве." [Цит. по: 7, с. 11]

Графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. Его архитектора А. Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

С момента завершения строительства Казанского собора и до 1826 года перед колоннадой располагался деревянный обелиск. Воронихин предполагал наличие здесь каменного памятника, но из-за недостатка средств это осуществлено не было.

Фасады и интерьеры

В отделке Казанского собора использовались: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен - пудостский известняк (из карьера близ деревни Пудость, в восьми километрах от Гатчины). Всего понадобилось 12 000 кубометров этого камня. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.

Длина здания с запада на восток - 72,5 метра, с севера на юг - 56,7 метра. Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота с куполом в разных источниках указывается разной. Так, в книге "Невский проспект" утверждается, что она составляет - 62 метра . Историк П. Я. Канн в статье "Казанская площадь" , а также А. А. Игнатенко в книге "Казанский собор. Страницы истории" приводят другое число - 71,6 метра. Диаметр купола превышает 17 метров. Для него впервые в мировой строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция. Снаружи купол изначально был покрыт тёмно-серым лужёным железом.

В нишах северного портика расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). У ног последнего размещены меч со львом, символом Швеции. На льва опирается русский щит.

Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов уже после окончания строительства Казанского собора. Для этого ему понадобилось 182 пуда и 39 фунтов меди. Но Екимову не дали консультанта, который подсказал бы ему как правильно расположить на дверях десять библейских сюжетов. В итоге он сделал это произвольно. "Флорентийские врата" были установлены на своё место в 1811 году.

Северные аттики над боковыми проездами украшены панно, в центре которых изображён Моисей. Панно над восточные проездом, названное "Источение Моисеем воды в пустыне", создал И. П. Мартос. Над западным проездом находится барельеф "Медный змий в пустыне". Его создал И. И. Прокофьев. Автором барельефов северного портика ("Благовещение", "Поклонение пастырей", "Поклонение волхвов", "Бегство в Египет") стал Ф. Г. Гордеев.

Из барельефов внутри храма сохранились два: "Шествие на Голгофу" Ф. Ф. Щедрина и "Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду" Д. Рашетта.

Казанской иконе Божией Матери был посвящён главный алтарь. Придел с правой стороны освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, куда был перенесён иконостас из старой Рождественской церкви. С левой стороны находился придел во имя Святых Антония и Феодосия.

Зал Казанского собора действительно выглядит как зал дворца. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым, Ф. Брюлло, К. Брюлловым. Интерьер здания украшают 56 монолитных колонн из красного гранита, добытого на острове Сорвали близ Выборга. Бронзовые капители колонн созданы на заводе Ч. Берда литейщиком Тарасом Котовым. Пол в зале покрыт несколькими тысячами пластин из шокшинского камня и олонецкого мрамора. Один из первых посетителей описал внутреннее убранство Казанского собора:

"Новые живописные и все скульптурные работы в оном Храме суть произведения Гг. Академиков и сочленов оной же Академии, а именно: Г. Шебуевым писан в куполе свод с изображением Господа Вседержителя во Славе, и два под оным куполом образа Святых Василия Великого и Григория Богослова; Г. Егоровым, местные образа Рождества Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа; Г. Бессоновым, образ Тайной Вечери; Царские же Двери большого иконостаса писаны Г. Боровиковским." [Цит. по: 7, с. 29]

Каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила. Эскиз фигур был заказан академику А. И. Иванову ещё в 1803 году. Но Комиссия по строительству собора работу Иванова забраковала. Новый проект создал скульптор И. П. Мартос. Ко времени открытия храма он изготовил фигуры из гипса, покрыл бронзовой краской в расчёте на будущую отливку фигур из бронзы. Но заменить их бронзовыми так и не удалось. Гипсовые архангелы настолько обветшали, что в 1824 году их пришлось убрать.

Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. Перед принятием командования русской армией в соборе молился фельдмаршал М. И. Кутузов. Сюда свозили военные трофеи, в том числе 107 армейских знамён и полковых штандартов наполеоновских войск, 94 ключа от завоёванных восьми крепостей и 17 городов, жезл маршала Даву. К настоящему времени здесь осталось шесть трофейных знамён и 26 ключей в шести связках.

В декабре 1812 года генерал Платов через Кутузова передал церкви серебро, которая русская армия отняла у отступающих французов. Фельдмаршал предлагал, согласно желанию воинов, изготовить из драгоценного металла четыре фигуры евангелистов для внутреннего убранства Казанского собора. Модели фигур изготовил И. А. Мартос, но этот проект не понравился обер-прокурору Синода А. Н. Голицыну. Через несколько лет серебро решили использовать для изготовления нового иконостаса. Но в связи со строительством Исаакиевского собора на эту работу не было денег. Первоначальный иконостас был заменён на серебряный только в 1836 году. Его создал архитектор К. А. Тон .

Спешка при строительстве довольно быстро привела к осыпанию штукатурки внутри здания. В 1814 году её пришлось удалить, а вместе с ней и декорирующие иконостасы барельефы с изображениями евангелистов. Их заменили росписью по штукатурке.

Казанский собор до 1917 года

21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.

Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.

Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:

АКТ. Ленинград, 1933 год, сентябрь 4-го дня. Комиссия в составе: директора Музея истории религии Академии наук СССР - проф. Богораза-Тана В. Г., учёного секретаря музея Блаканова В. Л., завед. Фондами музея Воронцова К. К., в присутствии представителя от П.П.ОГПУ тов. Бороздина П. Я. составили настоящий акт о нижеследующем.
Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М. И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотыми позументами), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован - было произведено 5 снимков.
Настоящий акт составлен в 2 экземплярах [Цит. по 2, с. 96]...

Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры .

Казанский собор являлся тем местом, откуда Император и члены его семьи отправлялись в действующую армию. С его посещения начиналось и возвращение Александра I в столицу. До окончания войны с наполеоновской Францией храм оставался местом празднования наиболее значимых побед российских и союзных войск. 2 сентября 1813 года здесь отмечали взятие Берлина, спустя один год - победу при Бриенне и взятие Данцига. В апреле 1814 и в июле 1815 года здесь праздновалось взятие Парижа.

Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском - хоронили, а здесь - венчали. Каждый год в марте здесь праздновалось восшествие на престол Александра I. Ежегодно 30 августа отсюда начинался крестный ход к Александро-Невской лавре. Этот день считался в Петербурге выходным.

В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.

26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.

Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.

В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.

Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.

Казанский собор после 1917 года

Некоторое время после октябрьской революции администрация храма ещё продолжала развивать свою религиозную деятельность. В самом начале 1918 года настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский планировал устроить здесь пещерный храм имени святого Гермогена, который должен был бы повторить темницу Чудова монастыря в Москве, где погиб святитель Гермоген.

Но весьма скоро политика советской власти по отношению к церкви привела к тому, что о её развитии не могло быть и речи. Наоборот, количество прихожан сокращалось. Как отмечалось в 1924 году, в праздник Казанской иконы в соборе было всего лишь 60 человек, преимущественно старух. Из-за резкого уменьшения численности прихода сокращались и пожертвования. У причта не хватало денег на содержание здания.

Весной 1924 года советское правительство озаботилось состоянием архитектурных памятников, к которым продолжал причисляться и Казанский собор. Тогда выявилось плохое состояние кровли здания, которое 23 сентября дополнилось водой в подвалах из-за разрушительного наводнения. Последующие реставрацию стен и интерьеров собора проводили архитекторы А. П. Аплаксин, А. А. Парланд, художники Н. А. Бруни, Э. К. Липгард.

В апреле 1932 года Казанский собор был закрыт для верующих. По ходатайству Академии наук СССР в Казанском соборе начались работы по устройству к XV годовщине Октября первого музея по истории религии и атеизма . Казанскую икону Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор , другие ценные иконы, живописные полотна и церковную утварь - в Русский музей. В храме остались только "Тайная вечеря" С. А. Бессонова на своде алтаря, а также работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. С. Щукина и Ф. И. Ясненко, а также картина Ф. Алексеева над могилой Кутузова. Крест купола заменили на шар с пикой. Открытие музея не состоялось вовремя, произошло 15 ноября. К осени 1933 года здание получило художественную подсветку.

Осенью 1941 года у колоннады храма была устроена выставка "Военное прошлое русского народа". Музей атеизма временно закрылся, его место заняла выставка "Отечественная война 1812 года", проработавшая всю войну. В подвале здания разместился один из отделов штаба Ленинградского фронта. Во время блокады в Казанский собор попало три снаряда, купол и крыша насчитывали более 1600 пробоин. В 1951 году начался его капитальный ремонт под руководством Я. А. Казакова. Работы в интерьерах проводились в 1952-1956 годах, фасады ремонтировались в 1964-1968 годах.

6 января 1990 года впервые в практике отечественного телевидения из Казанского собора была проведена прямая трансляция Рождественского всенощного бдения. Подобные Рождественские и Пасхальные телетрансляции теперь проводятся ежегодно.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. 6 апреля 1998 года Казанскому собору "вернули голос", на его звоннице установили отлитый на Балтийском заводе колокол. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернули Казанскую икону. Музеи истории религии переехал в здание на Почтамтской улице. К 2003 году (300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского завода отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

Рассудку вопреки и вечности в обиду,
А умницам на смех
Построил, да его забвен не будет грех,
Из пыли пирамиду.

Николай Львов, архитектор и строитель пирамид.

Сегодня, когда известно многое о технологиях прошлого, официальным историкам все тяжелее утаивать от народа правду. Немыслимые умозаключения этих горе-специалистов о строительстве пирамид Гизы с помощью миллионов рабочих, уходят в прошлое. Открытие геополимерного бетона, а точнее его возвращение человечеству, спустя века забвения, абсолютно объясняют всю технологию древних. Все пирамиды построены не волочением и подниманием мегалитов, а в результате метода опалубки. Каждый камень пирамиды, это отлитый из геополимерного бетона блок, прямо на месте его нахождения. В таких случаях ни размер блока, ни его форма ни влияет на технологию исполнения. Кто стоил собственный гараж, или иное сооружение, те знают, что три мужика: отец, зять и сын, выльют фундамент любой формы. И при этом им не придется привлекать соседей, охрану для принуждения к рабскому труду, создавать социальные и санитарные объекты, жилье для рабов. Все просто – замесил растворчик и ведрами, ведрами, ведрами…. Можно применить носилки, мешки из цыновки, в общем: голь на выдумку хитра.
Что такое геополимерный бетон и чем он отличается от обыкновенного бетона? Для получения, привычного нам, промышленного цемента, требуется специальное производство с высокими температурами обжига, чего древние явно не имели. Понятие древние – относительно. Пирамиды Гизы постройки 12-15 веков, а хронология Египта сильно преувеличена.
Для получения геополимерного бетона требуется:
А) соблюдение пропорций раствора
Б) природное явление адгезия
В) растирочные механизмы или приспособления.
Д) наличие 100-200 малоквалифицированных рабочих и десятка руководителей-прорабов.
По сей день, геологи в полевых условиях, получают пыль из камней для своих анализов простым методом. Они просто трут камень о камень и получают порошок. Важно, что бы камни были одинаковой породы или исследуемый образец, был мягче, того которым его растирают. В общем принцип обычной ступки. Конечно, египтяне были умнее современных историков, готовых ухватиться и за эту идею. Некоторые уже сейчас усаживают в бесконечные ряды сотни тысяч рабов трущих камень о камень, для получения обычной пыли.
Зачем? Египтяне действовали иначе. Привезенный камень укладывали на плиту с углублением. Сверху на камень надевали приспособление, похожее на детские качели, где на доске, закрепленной и оборачивающейся в ее середине, катаются наши пацаны, поочередно отталкиваясь от земли. Вниз-вверх, вниз-вверх! Помните, такую детскую заьаву?
Таким образом появляется рычаг, который согласно Архимеду готов перевернуть Землю, не то, что камень.
Египтяне именно катались на качелях, а камень терся о плиту и превращался в нужную пыль. Все это изображено на пирамидах, только качели воспринимаются как рычаги, для подъема блоков, хотя не один из них там не изображен ни в процессе поднимания, ни в процессе его цепляния.
Итак, как получалась пыль вам понятно. А вот зачем она?
В природе есть закон адгезии. Состоит он в обязательном слипании пыли. Вы его можете наблюдать в виде грязи после дождя, когда невозможно вытащить ногу из строительной канавы. Правда там глина, но сути не меняет.
Что происходит с пылью после дождя? Засохшие комки грязи видели? Иные и ломом не возьмешь.
А вот если добавить в пыль ил из Нила, содержащий оксид алюминия, происходит интересная вещь – получается искусственный камень, настолько твердое соединение возникает. Сегодня эту технологию можно встретить на кладбище, в виде памятников из крошки. Хочешь под мрамор, хочешь под гранит, хочешь под диорит. Все зависит от пыли.
Ну а дальше, все как и на строительстве гаража – замесили, в мешки, на спину и потащили к деревянным коробам. Для экономии пыли добавляют песок – его там много.
Читатель спросит, а как же гранитный вид блоков? Уважаемый Фома Неверующий, да сегодня ни одна облицовка уже не делается из натурального камня. А в то время на основу бетонную наносилась шуба, которая позже полировалась. На ней же и выдавливались, заранее подготовленными матрицами изображения, так что никакого алмазного резца там не было, а лазера тем более. Этим и объясняется «математическая точность» резца мастера, о которой толкуют тебе арабские гиды, давно разучившиеся работать руками. Языком молоть ведь легче!
О изображении подводных лодок и вертолетов, на стенах усыпальниц я говорить не буду. Министерство туризма Египта, способно и не на такое, что бы завлечь ротозеев, решивших добровольно встретить Новый Год в пыльной пустыне. Бизнес га геополимерном бетоне процветает. Там даже ворота поставили, открывающие въезд к пирамидам. Ворота есть, забора нет. Все идут и едут через ворота. В 21 час ворота закрыли, народ репу почесал – делать нечего, завтра придем!
Страна, у которой нет ничего, кроме пирамид, построила современные курорты, на деньгах ротозеев и возможно даже одного из них, который сейчас читает эту миниатюру.
Я хочу сообщить, что пирамиды это не усыпальницы и ничего магического ни в них, ни в сфинксе нет. Конечно, кладбище там есть, но оно в стороне от пирамид. А сами пирамиды, это хранилища имперской казны, стоявшее на виду у всех. Причем, открыть его было сложно. Тут и камень отвалить, тут и распечатать нужно вход, да еще охрану перебить. Про подкоп или подрыв и говорить немыслимо. Наполеон вон из пушки залепил пару зарядов сфинксу в лоб, да только нос покурочил, да крест коптский со лба сбил. Все! Это все на что хватило имперской мощи Франции.
Чудак-человек, лучше бы ты на Байкал съездил, на русский Север, тайгу бы проведал, в Волге руки подержал, Алтай увидел, степи Забайкалья.
В горах последнего, я еще пацаном, золотой крупки в ручье намывал чайную ложку за час-полтора. Цена ей у казаков-гуранов не велика – «подумаешь крупка, не самородок ведь» - банчок вонючей китайской ханчи (рисового спирта) и будя с тебя. А вам, мальцы, ханчи не положено. Давай свое золото, на конфет или халвы пол-кило. Вот такая бухгалтерия на Руси. Зарабатываем дома, тратим у чухонцев. Как же! У них бетон лучше – задом прислонился, пользительно при геморрое. А еще бабу свою, если на пирамиду посадить сверху, беременность обеспечена. Сказал бы я тебе, куда жену сажать нужно, детей ради, да боюсь женский род в смущение привести. Запомни, читатель, лучше метода для продолжения рода, чем тот который Бог посоветовал, нет, и еще не придумали.
Возможно, в будущем ты к Стоунхенджу за этим делом, попрешь свои телеса, но лучше в хохлацкий хутор, на меды и сметану, к сеновалу поближе, к тихой пасторали, да вечерам сердечным. Детки, как орехи лесные получаются – крепкие да ядреные.
Эх, ты – турист и гурман «все включено»! Пример бери с египтян. Ставь ворота с видом на Эльбрус. Только успевай снимать пенки да ворота распахивать.
Чудак-человек! Все счастья ищешь в землях иных, а в своем отечестве неги не видишь.
Ладно, будя с тебя, давай дальше поговорим о том, как нас иноземцы на Руси обманывают.
О том, что Ленинград-Петербург город древнее Москвы, я писал ранее. Строил его не Петр, а Георгий Данилович в 14 веке. То самый Георгий Победоносец, канонизированный старообрядческой церковью. Русский князь и хан. И назвал он этот город Орешек. Строил его по византийскому образцу, как Константинов форум, потому, как сам бы родом и ромейской династии византийских императоров. Казанский собор, Исаакий, Петропавловская крепость, вообще все сооружения с колоннадами и даже арка генерального штаба, это постройки 14-17 веков. Наиболее много в этом городе, построил царь Иван Грозный.
Сегодня можно слышать от гидов и прочитать в книгах об каторжном труде русских крестьян по изготовлению колонн питерских соборов. Примеры поражают своей изощренной выдумкой и безудержной фантазией историков.
Продолжая повествование о фальсификации в Петербурге-Орешке, я хочу рассказать, как делались все эти колонны. А вывод сделаем вместе с читателем в самом конце.
Но сначала официальная версия.
Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба архитектора Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. Сегодня Воронихин, считается архитектором Казанского собора в Санкт-Петербурге. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает - "гнилой камень". Видимо, он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью.
Выборгский гранитный массив рапакиви - крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном, это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек.
Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн для колоннады Казанского собора.
Скажи, читатель, у тебя не возникает состояние де-жа-вю? Поменяй карельский гранит на ассуанский, корабли на египетские лодки, ярославских крестьян, ставших искусными каменотесами, на феллахов нижнего Нила и картина предстанет известная – баба на пирамиде в ожидании зачатия.
Вообще питерские каменотесы ребята суровые – за какой-то десяток лет освоили миллионы тонн камня и одели Питер в гранит. И все артельно, причем вымирая нещадно. Тут тебе и дворцы, тут тебе и Нева в граните, тут и каналы на Васильевском острове, сначала нарыли, а потом зарыли. И заметьте, все это вручную. Кстати, каналы, а ныне стрелки Васильевского острова зарыли зря. Именно они спасали город от наводнения. Это был такой анти-резонатор морских волн с Маркизовой лужи и Невы. Там все и гасилось - никаких наводнений и бед. Зря засыпали эти ирригационные каналы, ой зря!
Вот, что я тебе скажу читатель. К приходу Романовых на Русь, Орешек стоял во всей красе, известной тебе ныне панорамами современного Питера. Все эти Воронихины возможно и были, но они либо достраивали чего либо к уже построенному, либо им просто приписывалась эта постройка. Возможно, реставрировали.
Их современники, точно так же, как и мы, не понимали, каким образом колонны огромной тяжести попадали в Питер и историки по аналогии с Египтом придумали версию. Потому, что современники строительства, никакого строительства не наблюдали. Вот и писали, что попало, создавая очередные легенды. «умные» историки, стараясь создать «золотой век» просвещенной Екатерине, приписывая ее правлению несуществующие великие дела.
Я еще вернусь в других работах к «гению» Екатерины и поясню, почему с ней произошел неимоверный для Руси, казус: привычка обливать грязью предыдущих правителей, с Като не сработала. Здесь такая заковырка была придумана, что по сей день, многие не понимают, как ее минула чаша сия. Разные сплетни, о ее женских проблемах я рассматривать не буду – баба она была здоровая и нарожала детей, как никакая другая. А моральное ее поведение тоже не предмет обсуждений. Каждый человек, хозяин своей судьбы. Другое дело правление, во времена которого массовая фальсификация коснулась всех аспектов жизни России. Именно екатерининским правителям, принадлежит ложь, обращенная в века. Но то, что Екатерина, всю свою жизнь дрожала от страха за свою жизнь, у меня не вызывает сомнения. Мрачный Пикте, яко бы ее телохранитель, на самом деле был ее страж, готовый убить царицу, за нарушение подписанного ей в Сан-Суси обязательства перед Ватиканом. Этого швейцарца приставили к Като на веки вечные и вся ближняя охрана, происходила с его ведома. Я знаю, кто такой Пикте. Но об этом как ни будь в другой раз.
А пока, к колонам Казанского и прочих соборов.
В соответствии с жесткими канонами культового строительства алтарная часть собора должна располагаться в его восточной стороне, а вход – в западной.
Сегодня существует версия, что Воронихин, яко бы задумал не одну, а две колоннады. Но финансирование подвело. При этом колоннада, задуманная Воронихиным, оказалась бы со стороны Большой Мещанской (ныне Казанской) улицы. Тогда-то у Воронихина и возникла блестящая мысль: соорудить грандиозную четырехрядную колоннаду со стороны северного фасада собора, выходящего на Невский проспект. Историки сожалеют, что полностью проект осуществлен не был. По замыслу Воронихина, еще одна колоннада должна была украсить противоположный, южный, фасад храма.
Все это домыслы, Воронихим возможно и реставрировал некий храм уже стоявший за колоннадой, но собор не строил. А на вторую колонаду не денег не хватило, а умения. Во времена Павла, строительные тайны предков, строивших Орешек, уже были подзабыты. Возможно, пробовали вырубить колоны, как и в Асуане исследователи «древностей» Египта, да поняли всю бессмысленность этих затей.
Недостает собору и другой существенной детали, задуманной Андреем Воронихиным. Колоннаду со стороны Невского проспекта, согласно проекту, должны были украшать две мощные фигуры архангелов, каменные пьедесталы для которых и сегодня можно увидеть. Все это говорит о том, что ранее на колоннаде уже стояли скульптуры, которые были скинуты Романовыми,потому, что изображали то, что изображать не должны и противоречили романовской версии истории города. Эта колоннада и собор только часть духовного форума-комплекса построенного в городе. Колоннада строилась с четким намерением – увековечить имя Богородицы. Очевидно и скульптуры были связаны с этим намерением.
До 1824 года на пьедесталах стояли гипсовые статуи архангелов. На бронзовые, как это предполагал зодчий, их, так и не смогли заменить. В народе родилась легенда о том, что это архангелы сами не хотят занять предложенные им места. И так будет до тех пор, пока, как говорится в легенде, «в России не появится мудрый, правдивый и честный правитель». Народная эха, иногда, доносит реальные события прошлого. Ореховские жители прекрасно помнили, кто стоял там ранее. Видно не архангелам там место, а тем, кому была сооружена эта триумфальная колоннада.
В чертежах утвержденного варианта проекта собора Воронихина перед зданием храма показан обелиск. С одной стороны, он, по мысли архитектора, определял центр всей композиции, с другой, как утверждают некоторые источники, – указывал бы место разобранной церкви Рождества Богородицы. В книге «Казанский собор» А. Аплаксин отметил, что, как ни странно, «в делах построения Казанского собора не имеется дела или упоминания о построении обелиска, и на воронихинских чертежах показан только план его. На полотне Ф. Я. Алексеева «Вид Казанского собора со стороны Невского проспекта», созданном в 1811 году, и на акварели Б. Патерсена с тем же названием и того же времени он присутствует, а на знаменитой «Панораме Невского проспекта» В. С. Садовникова 1830 года его уже нет. Сегодня на его месте фонтан. Кстати на других гравюрах обелиск тоже есть и колоннада присутствует. А вот датированы они ранее начала строительства Казанского собора, то есть стояли там давным-давно.
Что такое обелиск? Сегодня его переводят как вертел, клинок и собственно обелиск. На самом деле это копье Лонгина, не простая пика, а кавалерийское копье, поскольку Лонгин был именно кавалеристом. То есть обелиск это оружие кавалериста.
Как известно, копье стало причиной смерти Исуса, а не распятие. Говоря о том, что Исус умер на кресте, мы так и понимаем это дословно, забывая, что его УБИЛИ на кресте копьем – обелиском.
Я уже писал, что крест на церкви изображается так:
- сам крест
- в центре его звезда с надписью Исус Христос
- ниже по основанию маленький кружок, а в самом основании полумесяц. Я подозреваю, что это не полумесяц, а знак материнского лона. То есть на кресте изображаются этапы жизни Христа: зачатие и рождение – перевернутый полумесяц, малый кружок или косая планка – обелиск Лонгина или смерть, круг или звезда в центре креста – распятие и воскресение (если круг, как у католиков то только распятие, а если круг с лучами, то распятие и воскресение).
Если провести прямую линию от обелиска (фонтана) Казанского собора, то точно попадешь в самый центр Петропавловской крепости, построенной в форме звезды. Шпиль Петропавловского собора, вырывающийся как луч из неба в цент этого сооружения, означает Воскресение Исуса. Таким образом, Казанский собор Богоматери и Петропавловский комплекс это единое целое сооружение и Воронихин тут не причем. Строго говоря это крест лежащий на земле.
Кстати в православии, оконечности креста отмечаются тремя кольцами- два вместе, одно над ними. Это безанты – знаки монет. Сегодня их значение на кресте подзабыто, хотя в гербах они означают удачу, радость богатство. Начнем с того, что сегодня подзабыто и то, сто распятие тоже герб, принадлежащий той или иной христианской церкви. У католиков свой герб-рпспятин, у православных свой, адвентисты и прочие секты, по другому обозначены, старообрядцы распятия вообще не ведают, лишь сам крест. Настоящее значение безантов в ином. Монета является искусственным негеральдическим символом, получившим ограниченной распространение в территориальной и родовой геральдике. Монета олицетворяет богатство, реже - испытание веры. Три монеты с каждой стороны креста это не что иное, как 30 сребреников – или испытание веры.
Сказанное выше, доказывает, что Воронихин не выполнял строительства того, что там давно было построено. А вторую колоннаду он не смог сделать по причине того, что ни доставить колонны, ни их вырубить, ни тем более отшлифовать у крестьян ярославской губернии не получилось. Не знали как это сделать просто.
А каким же образом построена колоннада, спросит недогадливый читатель. Догадливый же, давно уже понял из эпиграфа к этой миниатюре, архитектора Николая Львова. Вот он в отличие от Воронихина, действительно построил в Питере многое, например Главпочтамт. Мало того, что строил, он еще и решал задачу строительства пирамид Египта, массово сооружая их копии в своих поместьях. Причем все руками 5-7 мастеровых с прменением в размерах числа Пи и Золотого сечения. С помощью лекал, созданных на основе этих правил математики, любой крестьянин в состоянии построить идеальную пирамиду, ориентированную по сторонам света.
В подробности углубляться не буду, желающие сами найдут ответ на этот вопрос у Пифагора, в известной теореме: «Пифагоровы штаны, на все стороны равны». Кстати Пифагор, это одно из многочисленных отражений Исуса Христа в мировых событиях, наряду с Буддой, Карлом Великим, Осирисом, Исой, Андреем Боголюбским, Андроником Комниным и т.д. Андроник лицо реальное и прототип Исуса.
Итак, колоны построены из пыли, как и пирамиды.
А строились они так. Сначала отливались части колон. Видели как в греческих и римских состоящих из обрубков поставленных одна на другую? Не понятно вижу? Тогда проще обьясню. У каждого в детстве была пирамидка из разноцветных колец. Надеюсь, помнишь такую – основание, а из него круглая палочка торчит? Когда правильно сложишь кольца, получалась елочка, если не правильно, то балясина. Так, вот мама ее тебе покупала, что бы ты думал, читатель и развивал свое мышление.
Основание колоны делалось заранее. В него вставлялась деревянная палочка, которая контролировалась отвесом. Далее вокруг нее ставились заранее подготовленное лекало, сужающееся к верху. Проектировщику лекала задавались условия: нижний и верхний размер круга. Каким образом? А вот каким! «Запомни тот, кто помнит туго: Пи Эр квадрат, есть площадь круга».
Лекало устанавливалось на палочку и заливалось геополимерным бетоном. Получался первый срез колоны. Дальше он застывал и на него ставили новое лекало. Для русских людей, делавших бочки под капусту, такая работа, раз плюнуть – там сложнее технология. Так происходило до тех пор пока колонна не поднималась на нужный уровень, где ее венчала голова. Поставить с ног на голову как раз и означало свалить колону. Кстати на кладбищах по сей день стоят обрезанные или необрезанные (с головой) колонны. Означают они, что человек не закончил дело своей жизни – у обрезанных или надломленных колон, и увенчанных головами, о том, что ушел из жизни, человек расплатившись со всеми долгами. Например, обрезанная колонна над останками из бальзамированного тела Кутузова, говорит, что умер он в походе и Париж не взял, а сломанная колона говорит о насильственной смерти.
Наконец, колона вытягивалась до нужной высоты. Однако она имела внешний вид набранного изделия, такого, какое мы видим в Афинских сооружениях. Я думаю, что это не развалины, а скорее всего просто недостроенные храмы.
И вот тогда за колонну принимались штукатуры, которые наносили на нее шубу из искусственного камня. Как на кладбище современном. Шлифовки собственно не было, очевидно снова применялись лекала, которые вращались вручную вокруг нанесенного материала. Впрочем, вариантов много, но идеальная подгонка говорит о том, что без приспособлений не обходилось. Я думаю, что если, среди читателей найдутся строители, знакомые с штукатуркой выгнутых или выпуклых поверхностей, то они лучше меня прокомментируют этот процесс. Профессионалам всегда виднее. Я, к сожалению не строитель, хотя кое какой опыт имеется.
Ну а дальше перекрытия на колоны и прочие тонкости мастерства зодчих, которые в отличие от современных строителей совесть и ответственность за свои создания имели. Вот сколько всего построено на века!
Что было связующим в русском геополимерном бетоне, вмсесто оксида алюминия из ила египетского Нила? Я думаю яйца куриные, по причине их массового использования в строительстве. Впрочем, это только версия. Возможно, что то, иное. Анализ покажет. Кстати, то, что это именно штукатурка, известно из многочисленных фото естественных разрушений колон. Именно так отслаивается бетон. Фото на заставке к миниатюре есть.
Я хочу сказать читателю, что геополимерный бетон виден повсюду в мире. Искусственные камни в парках США, огромные монолиты брошенные на пляжах Брайтона в море, библиотека конгресса США, масса сооружений, которые яко бы вывезены миллионерами американцами из Европы, где их разбирали, а потом собирали в США, все это геополимерный бетон. На таких монолитах брошенных в море не растут водоросли. На искусственном камне они и не могут рости – адгезия их выталкиваем. Нет мха по той же причине и в парках США на «древних» камнях. Все это деятельность оставшаяся от наследства Великой империи Славян, Великой Тартарии, Руси, Орды, которая ранее лежала на 4 материках.Российская Федерация жалкие останки некогда огромной империи, общей родины человечества, которую западные сепаратисты, растащили на мелкие кусочки, в угоду своим амбициям. Каждый хлыщ мнит себя князем и стремится обрезать крайнюю плоть, полагая, что это сделает его богоизбранным народом. Еще в 17 веке в Северной и Южной Америке была Русь, которую англо-саксы завоевали в момент падения империи. Не было и государств Европы. Они появятся в результате Тильзитского мира, в ходе войн Реформации. Под этим названием спрятана Великая Смута на Руси. И наконец, на Русь придут Романовы, которые начнут уничтожать саму память об империи, привьют легенды о своих достижениях и успехах и повергнут Русь в состояние растерянности, длящееся и сейчас. Славяне из хозяев мира превратятся в рабов своих прехитрых холопов, забыв, кто они и для чего строились такие сооружения, как Казанский храм, Исаакий, Петропавловка и прочие. Русский Орешек, станет Петербургом, копье Лонгина обелиском, Мария Богородица еврейской девушкой, а сам Христос из императора Византии превратится в сложное сочетание вымыслов и суеверий. Вера предков последует в изгнание, сгорят лучшие книги, протопом Аввакум погибнет в темнице, боярыня Морозова примет муки, раскольники сгорят в своих скитах, а мы потомки великого народа, будем верить басням историков о нашем прошлом. И смотреть, как бараны, на колоннаду Казанского собора, поражаясь мастерству Воронихина, придуманного фаворитом Екатерины Второй, Саней Строгановым. И будем верить, что самозванец на троне империи по имени Исаак, подмененный на Петра Романова, это и есть тот человек, который заложил великий город, Северную Пальмиру империи, ни мало не подозревая, что Медный всадник переделан из памятника Георгию Победоносцу, путем приварки новой руки и новой головы.
Запомни читатель: в 1380 году, русский князь Георгий Данилович, он же канонизированный старообрядческой церковью Георгий Победоносец, он же Великий хан (Чингисхан), он же Александр Македонский, он же брат Ивана Калиты (царя-священника (халифа, а не кошелька) хана Батыя) основал город-пантеон, по прототипу форума Константина Великого в Византии. Все скульптуры соборов и самого Питера исполненные в римском стиле, и даже скульптура Минину и Пожарскому в Москве, это памятники вывезенные русскими царями из Византии. Царями – родственниками Исуса Христа – Андроника Комнина по его матери русской княжны Марии Богородицы.
Форум Константина имел овальную форму: с севера и юга он был окружён двухъярусной полукруглой колоннадой а с запада и востока располагались две большие монументальные арки из белого мрамора, соединявшие площадь с главной улицей города.
На севере форума стояло первое городское здание сената. Если верить описанию то это была ротонда с портиком, опиравшимся на четыре большие колонны. Здесь хранилась знаменитая бронзовая квадрига, которая изначально включала в себя статую Непобедимого Солнца (Sol invictus), управлявшего лошадьми. Во время ежегодных процессий, приуроченных ко дню рождения города (11 мая), квадрига перемещалась на городской ипподром, а всё остальное время года находилась в здании сената. Когда эта церемония была упразднена, квадригу окончательно поместили на ипподром, откуда в 1204 году крестоносцы увезли её в Венецию. Резиденция сената была вскоре перенесена в другое место, а это здание в дальнейшем не использовалось и, вероятно, просуществовало вплоть до большого пожара, уничтожившего форум Константина в 1204 году.
В левом портике форума находилась часовня Пресвятой Богородицы, построенная императором Василием I в первые годы его правления. Рядом с ней торговали церковной утварью.
В центре форума стояла большая порфировая колонна высотой 37 м (ныне 34.8 м). Её увенчивала золотая статуя Аполлона. В 1150 году во время сильной бури статуя и три верхних барабана колонны обрушились, и вскоре император Михаил I Комнин (пр. 1143-1180) водрузил на вершину колонны крест. В ходе разграбления Константинополя крестоносцами колонна была сильно изуродована. В 1453 году, когда город захватили турки-османы, крест незамедлительно сбросили с колонны. В 1779 году, после сильнейшего пожара, почерневшая и растрескавшаяся колонна была укреплена дополнительными железными обручами.
Форум был украшен многочисленными античными статуями: среди них фигуры дельфина, слона и гиппокампа, статуи Палладиума, Фетиды и Артемиды, а также скульптура «Суд Париса». Возможно, имелись статуи Посейдона, Асклепия и Диониса. Однако сегодня практически невозможно определить их внешний вид или точное местоположение. По официальной версии в 1204 году все они были переплавлены захватившими город крестоносцами. Это не так, все они были доставлены в Орешек, а позже выданы за работы некоего Шубина. Посмотри на скульптуры Петербурга, читатель и сам найди все описанное выше. Мне это не составило труда. А точкой отсчета возьми Александрийскую колонну, на Дворцовой площади Питера. Ту самую, что венчал Аполлон.
Русским мастерам не составило труда восстановить сооружения форума, посвященного Христу. А вот скульптуры, привезенные русскими дружинами, духовные ценности они сохранили те же и поставили их на свои места, с точностью выдержав все размеры и пропорции опираясь на известные им Золотое сечение и число Пи. Знаете, почему в русских храмах чувствуешь себя свободно и хорошо? Они построены на живых размерах своих архитекторов. Перед стройкой обмеривали того, кто вел строительство и делали лекало с его сажени, локтя, аршина, шага и прочего. В любом русском строении реальные размеры мастера его создававшего. Потому то и нет двух одинаковых изб в деревне и двух близнецов-домов в городе. Даже Московский Кремль выполнен в локтях. Потому то он так и радует глаз.
А вот размеров Воронихина в Казанском соборе нет. Есть только присвоенное, чужое творчество, не законное по сути действо.
Напоследок, я хочу сказать вот еще что. Vне попалась фотогафия с современной турецкой площади Чемберлиташ.
Там стоит интересное сооружение. Представьте себе некое бетонное углубление из середины которого поднимается колона свитая из толстенных медных или бронзовых стволов. Там этих то ли три, то ли четыре. Похоже на пружину, только очень мощную. Я вот думаю, а не это ли та самая «деревянная» палочка, на которую мы в детстве колечки одевали? Такая палочка и амортизатором будет и выдержит много. Арматуру придумали в наше время, совсем недавно. Однако не следует думать, что предки глупее нас были. Вот бы миноискателем колоны Казанского собора прощупать. Не худо бы было. Возможно открытие, которое перевернет мировые взгляды на стройку. Эй, питерцы! Оторвите попы от кресел и глаза от компьютеров. Прозвоните эти столбики Исаакия и Казанского собора, да напишите автору. Даю слово, назвать ваши честные имена всему миру. Что то, мне подсказывает, что я прав.
То что колонны Исаакиевского собора полые в середине сегодня может проверить каждый, принеся металлическую линейку и засунув ее в многочисленные трещины, появившиеся у этих колон. Я в заставке даю и фото подтверждающее это. Возможно, делались они двумя, темя вариантами, в зависимости от несущей нагрузки. Например, декоративные – просто полые трубы затянутые под гранит или мрамор. Несущие, с пружиной в середине, а вспомогательные просто отливка. В любом случае, мы имеем дело с геополимерным бетоном и ни Монферан, ни Воронихин, просто в глаза не видели, каким образом строились Казанский и Исаакиевский храмы, равно как это не видели и вельможи Екатерины, сочинившие рассказы о многочисленных рабах ворочавших огромные мегалиты. Это обычные лжецы, прикрывавшие преступления Романовых и придумавшие Золотой Век Екатерины. История не наука, а мифология и мы только, что с читателем в этом убедились. Но для закрепления материала, позвольте предложить вам еще одно короткое исследование?
Приписывать Монферану авторство Исаакиевского собора, на мой взгляд, глупо. Вот выдержка из задания по перестройке Исаакиевского собора в “Записках” Вигеля: “На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы сохранить все прежнее здание, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику.”

История строительства Казанского кафедрального собора - важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей.


Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь - чудотворная икона Казанской Божией Матери.


Казанский собор Санкт-Петербурга: история создания


Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады.


На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения.

Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга - высотой 71.5 м с уникальными внутренними и внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры.
Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства.

Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью.
Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.

Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч. Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект.
В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел».

Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А. Н. Воронихиным. Бывший крепостной графа А. С. Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, - звание архитектора.
Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины I. I. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение.

Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта.
Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св. Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект - парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу.

Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании.
По проекту предполагалось возведение двух колоннад - с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей - с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами - проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория.
Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина.

Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину».

К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: miroworld.ru
.

Европа способна подарить прогрессивные идеи любому, кто отправился в путешествие по ней. Яркий пример тому поездка российского императора Павла I в Италию, где тот удостоился личной встречи с Папой Римским и так вдохновился красотами Ватикана, что наказал в Петербурге возвести его копию. И его наказ был выполнен.


Свой собственный Ватикан

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: travel-ru.ru
.

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: aeslib.ru
.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Внутреннее убранство Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Открытка «Казанский собор Санкт-Петербурга»./ Фото: kolpakovs.ru
.

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Казанский собор на карте Санкт-Петербурга./ Фото: kolpakovs.ru
.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Первоначальный план Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Вид на Казанский собор со стороны канала Грибоедова./ Фото: kolpakovs.ru
.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года XIX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
.

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Памятник Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.


Памятник фельдмаршалу Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: kolpakovs.ru
.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.
.

Музей истории религии и атеизма

Брошюра «Музей истории религии и атеизма»./ Фото: tvereparhia.ru
.