Молитва кресту да воскреснет бог на русском языке. Молитва «Да воскреснет Бог и расточатся врази его …» — текст и как правильно её читать

Обращайтесь к Богу со следующими молитвами.

"Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя как на земле, так и на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим; и не вводи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царствие и сила и слава навеки. Аминь".

"Пресвятой Богородице"

"О Пресвятая Владычица Богородица, небесная Царица, спаси и помилуй нас, грешных рабов Твоих; от напрасной клеветы и всякой беды, напасти и внезапной смерти, помилуй в дневных часах, утренних и вечерних и во все время сохрани нас - стоящих, сидящих, на всяком пути ходящих, в ночных часах спящих, снабди, заступи и покрой, защити. Владычица Богородица, от всех врагов видимых и невидимых, от всякого злого обстояния, на всяком месте и во всякое время будь нам, Мать Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь".

"Да воскреснет Бог"

"Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бежит от лица Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Крест Господен, прогоняй бесов силою на Тебе припятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и поправшего силу дьявола, и даровавшего нам Себя, Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и животворящий Крест Господен! Помоги мне со Святой Госпожой Девой Богородицей и со всеми святыми вовеки. Аминь".

"Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста, сохрани меня от всякого зла. Ослабь, оставь, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, как в слове и в деле, как в ведении и не в неведении, как во дни и в ночи, как в уме и в помышлении, все нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори. Братиям и сродникам нашим даруй яже ко спасению прощения и жизнь вечную. В немощах сущих посети и исцеление даруй. На море управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов отпущение даруй. Заповедавшим нам, недостойным, молиться о них помилуй по великой Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их, где пребывает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братьев наших плененных, избавь их от всякого обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, дай им путь ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных, и недостойных рабов Твоих, и просвяти наш ум светом разума Твоего, и заставь нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

"Святому великомученику и целителю Пантелеймону"

"О Великий Христов угодник и преславный целитель великомученик Пантелеймон. Душой на небеси Престолу Божию предстояй трипостные Его славы наслаждайся, телом же и ликом святым на земле в божественных храмах почивай и данной тебе свыше благодатью различные источай чудеса. Призри милостивым твоим оком на предстоящий люди и честней твоей иконе молящейся и просяще от тебя целебные помощи и заступлении, простри к Господу Богу нашему теплые свои молитвы и испроси душам нашим оставление согрешений. Се ниже вознеси глас молебный к Его, в Божестве неприступной славе сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе ходатая милостиво ко Владычице и молитвенника за нас грешных призываем. Яко ты принял еси благодать от Него недуги отгонять и страсти исцелять. Тебя просим, не призри нас недостойных молящихся тебе и твоей помощи требующих; будь нам в печалях утешителем, в недугах лютых страждущим врач, напутствующим прозрение датель, с сущим и младенцам в скорбях готовейший предстатель и исцелитель, исходатайствуй всем, вся ко спасению полезная яко да твоими к Господу Богу молитвами, получивши благодать и милость прославим всех благих источника и Дароподателя Бога Единого в Троице Святой Славного Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

"Пресвятой Богородице"

"Пресвятая Владычица моя Богородица, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от меня, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и все скверные, лукавые и хульные помышления".

"На умиротворение враждующих"

"Владыко Человеколюбче, Царь веков и Податель благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабам Твоим, вскорени в них страх Твой, друг к другу любовь утверди, угаси всякую распрю, отними все разногласия, соблазны. Яко Ты есть мир наш, Тебе славу воссылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и вовеки веков. Аминь".

"О болящих"

"Владыко, Вседержитель, Святой Царь, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй ниспадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего... немоществующа посети милостию Твоей, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ему, Господи, врачебную силу Твою с небес ниспошли, прикоснися тела, угаси огневицу, украти страсть и всякую немощь таящуюся, будь врач раба Твоего, воздвигни его от одра болезненного и от ложа озлобления целого и всесовершенного, даруй его Церкви Твоей благоугождающего и творящего волю Твою, Твое есть, еже миловати и спасти ны, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

"Живой в помощи"

"Живой в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится. Речет Господу: Заступник мой если и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко избавит тя от сети ловчей и от словес мятежных; плещма Своими осенит тя, под крылья Его надеешися; оружием обыдет тя истина Его. Не убоища от страха ночного, от стрелы, летящей во дни, от вещи во тьме приходящие, от сряща и беса полуденного. Падет от страны твоей тысяча, и тьма одесную тебе, к тебе же не приблизится, обаче очима Твоими смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое; Вышнего положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приблизится телу твоему, яко ангелам Своим заповесть о тебе, сохраняти тя во всех путях твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю, и покрою и, яко познав имя Мое, воззовет ко Мне и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его, явлю ему спасение Мое".

"Преподобному Моисею Мурину"

"О, великая сила покаяния! О неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобный Моисей, был прежде разбойником. Ты ужаснулся своих грехов, восскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих беззакониях и в трудных подвигах проводил свои дни до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобный, от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей, помоги и молящимся тебе рабам (имя), влекомым в погибель от того, что они предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святой Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милосердный, и да не возрадуется диавол их гибели, но да пощадит Господь этих бессильных и несчастных (имя), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божии создания и искуплены Пречистою Кровью Сына Его. Услышь же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их от рабства страстей и избавь от винопития, чтобы они обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воздержание и благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего свои создания. Аминь".

"Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, Видимым же всем и невидимым, во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже, от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истина и от Бога истина, рождена, не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийском Пилате и страдавшего и погребенного. И воскресшего в третий день по Писанию. И восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца. И паки грядущего со будит живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего. Иже с Отцом и Сыном спокланяема и сславима, глаголившего пророки. Во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь".

"На освящение соли"

"Боже, Спаситель наш, явившийся через пророка Елисея в Иерихоне и так посредством соли сделавший здоровой вредную воду. Ты Сам благослови и эту соль, сделай ее приношением радости. Ибо Ты - Бог наш, Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь".

Ежедневные молитвы

Проснувшись утром, мысленно произнесите следующие слова:
"В сердцах - Господь Бог, впереди - Святой Дух; помогите мне с вами день начать, прожить и закончить".

Отправляясь в дальний путь или просто по каким-либо делам, хорошо мысленно произнести:
"Ангел мой, пойдем со мной: ты - впереди, я за тобой". И Ангел-хранитель окажет вам помощь в любом начинании.

Чтобы жизнь ваша улучшилась, хорошо ежедневно читать следующую молитву:
"Господи милостивый, именем Иисуса Христа и Силою Духа Святого спаси, сохрани и помилуй меня, раба Божьего (имя). Сними с меня порчу, сглаз и боль телесную навсегда. Господи милостивый, изгони беса из меня, раба Божьего. Господи милостивый, исцели меня, раба Божьего (имя). Аминь".

Если у вас появилась тревога за близких, произносите следующую молитву, до тех пор пока не придет спокойствие:

"Господи, спаси, сохрани, помилуй (имена близких). Все будет у них хорошо!"

Если у вас на душе тревога и вам кажется, что в жизни все получается не так, как желается, или не хватает сил и уверенности продолжить начатые дела, читайте эти молитвы. Они наполнят вас энергией веры и благополучия, окружат силой небесной и защитят от всех невзгод. Они придадут вам силы и уверенность.

Молитва на сон грядущий

Господи, Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми, Ангела Твоего хранителя пошли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Яко Ты еси Хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва для удачи в делах
Чтобы удача повернулась к вам, перед началом всякого дела произносите молитву предначинательную...
Молитва в канун високосного года
Читать в последнюю ночь високосного года, чтобы не перетащить плохое в новый год...
Молитва при наречении имени младенца
Эту молитву читают дважды. Первый раз, когда родители дают имя ребенку, второй раз утром, в день крещения ребенка в церкви...
Молитва приворотная
Господи, Отец Вседержитель!
Язык - проветчик, зубы - межа, глаза - вода, лоб - бор, веди меня...
От гнева начальника
Для защиты от гнева начальника нужно читать такую молитву...
Очищающие молитвы

"Пресвятой Богородице"
"Да воскреснет Бог"...

Молитва для очищения квартиры
Чтобы ваша жизнь в доме наладилась и любое дело спорилось, нужно Божье благословение...
Молитва от порчи
От порчи вам поможет такая молитва...
Молитвы от пьянства
Молитва Святому Вонифатию Милостивому...
Чудотворная молитва Святителю Николаю
При помощи этой молитвы и вере в чудо, которое она свершает, человек может исцелиться от неизлечимой болезни, избежать бед, резко изменить свою судьбу в лучшую сторону...
Молитвы о благоденствии и избавлении от нужды
Молитва Ангелу Хранителю...
Молитва праведному Филарету Милостивому...

Молитвы «Да воскреснет Бог» текст, история создания и трактование + 6 причин читать ее как можно чаще.

Общение с высшими силами занимает важное место в жизни верующего человека.

Кто-то знает множество молитв на все случаи жизни, кто-то довольствуется известнейшей «Отче наш», а некоторые и вовсе обращаются к Господу своими словами.

Молитва «Да воскреснет Бог» не слишком популярна, но она незаменима, если в вашей жизни возникла трудная ситуация, вы страдаете от злого умысла, пытаетесь удержаться от соблазна или стали жертвой темных сил.

Текст ее достаточно простой, так что выучить вы его сможете без особого труда.

Молитва «Да воскреснет Бог» — изучаем текст

Безусловно, самое важное в молитве – это ее содержание. Вот почему нельзя просто механично произносить слова, не понимая, о чем вы просите.

Текст молитвы, хоть и кажется слишком витиеватым и сложным для понимания, тем не менее достаточно легко запоминается.

Если у вас возникают трудности с произношением некоторых слов, ударением или чем-то подобным, то исправить ошибки можно, посмотрев такое видео:

Молитва «Да воскреснет Бог»

Практикуйтесь в чтении до тех пор, пока перестанете запинаться на трудных словах и начнете говорить гладко и красиво.

Вот пояснение некоторых слов и словосочетаний, с пониманием которых могут возникнуть проблемы у людей, что раньше не имели дела с церковнославянским языком.

Слово или словосочетание Объяснение на русском
1. Расточатся врази Рассеются враги
2. Глаголющие Говорящие
3. Пречестный Наиболее почитаемый
4. Пропятого Распятого
5. Поправшаго Победившего
6. Супостат Враг, противник
7. Животворящий Крест Господень
Дарующий жизнь, воскресающий крест Господа

То есть, перевод на русский язык данной молитвы будет выглядеть вот так:

Перевод на русский язык «Да воскреснет Бог»
Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Если у вас возникли трудности с церковнославянским языком, то можно выучить русский вариант. Ваша молитва обязательно будет услышана Богом.

Есть и краткий вариант, который можно повторять так часто в течение дня, как вам того хочется. При отсутствии иконы нужно целовать нательный крестик.

Когда и как нужно читать молитву «Да воскреснет Бог»

Людям, которые хотят быть истинными верующими, не все равно на правила чтения молитвы, а также на ее уместность.

В каких случаях следует читать молитву «Да воскреснет Бог»

От чтения любой из молитв, в том числе и этой, тогда, когда у вас есть такая потребность, вреда не будет. Но все же прямое назначение данной молитвы – изгонять бесов, атакующих человека.

Ирина вышла замуж по большой любви. Александр, в отличие от своей жены, скептически относился к религии и церковь с ней не хотел посещать.

Первые 2 года были абсолютно счастливыми – ни ссор, ни недопонимания, ни серьезных проблем. А потом семейная идиллия омрачилась непонятными приступами Саши.

Ночью в полнолуние он начинал вести себя странно: кричал, будто что-то его страшно пугало, пытался спрятаться, иногда издавал звериный вой. После таких приступов ничего не помнил и даже думал, что жена зло над ним подшучивает, рассказывая подобные небылицы о его поведении.

Поверил, когда посмотрел снятое Ириной на смартфон собственное «выступление». Мужчина бросился искать помощи у психиатра, но несколько месяцев лечения результата не дали – припадки стали повторяться уже не только в полнолуние.

Тогда Ирина решила посоветоваться со священником. Он порекомендовал во время таких припадков зажигать церковную свечу и читать «Да воскреснет Бог», утверждая, что все дело в бесах, которые терзают мужчину.

Когда в очередной раз начался приступ, Ирина последовала советам священника и уже после первых слов молитвы Александр начал затихать, хотя раньше его было успокоить сложно.

Повторение ритуала еще 2 раза полностью излечило Сашу, и бесы отправились искать более легкую добычу.

  1. Вы чувствуете, что вас покидают душевные силы, накатывает депрессия, не хочется жить.
  2. Следует покаяться за совершенные прегрешения.
  3. Требуются силы для борьбы со злом (особенно актуален такой молитвенный текст для военных пред боем).
  4. Хочется заслужить спасение и место в Раю.
  5. Нужна поддержка в совершении добрых дел, помощи ближним и т.п.

Как видите, есть достаточно причин вспоминать об этой молитве как можно чаще.

Как правильно читать молитву «Да воскреснет Бог»

Особых правил в чтении данной молитвы нет. Стоит придерживаться общих рекомендаций обращения к божественным силам.

Чтобы ваше воззвание «Да воскреснет Бог» было услышано нужно:

  1. Отринуть все мысли, вертящиеся у вас в голове и сконцентрироваться именно на молитвенном содержании.
  2. Просить Господа о поддержке со всей искренностью, благодаря его за смерть и воскрешение ради человечества.
  3. Хорошо выучить текст, с которым вы хотите обратиться к божественным силам. В крайнем случае можно воспользоваться молитвенником, но лучше все же полагаться на свою память, а не на книгу.

Не стоит обращаться к Господу ни с этой, ни с другими молитвами, если вы:

  • не можете сосредоточиться на том, что делаете;
  • имеете слишком мало времени для разговора с Богом;
  • находитесь в истерическом состоянии, так как сначала следует успокоиться.

Творить данную молитву можно, как дома, например, каждый вечер перед сном, так и в церкви.

Если вы молитесь в храме, то купите свечу и зажгите ее перед изображением Иисуса Христа. Затем осените себя крестным знаменем, закройте глаза, отключитесь от посторонних звуков и обратитесь к Богу.

В особо тяжелых случаях, допустим, если требуется помочь человеку избавиться от терзающих его бесов, слова повторяются 40 раз.

История возникновения и особенности трактовки молитвы «Да воскреснет Бог»

Эта молитва не зря не так часто используется верующими, потому что она достаточно трудна для понимания, да и текст ее не всегда воспринимается однозначно.

Как возникла молитва «Да воскреснет Бог»

Богословы утверждают, что «отец» этого замечательного молитвенного текста – 67 псалом, потому что именно оттуда взято ее начало.

И ученые исследовавшие Святое Писание, и сами священники соглашаются с тем, что данный псалом достаточно труден для понимания, особенно – не слишком подготовленными людьми.

Профессор А.П. Лопухин так охарактеризовал его:

«Этот псалом, за необыкновенную сжатость выражения мыслей, недостаточную ясность текста, обилие образов, считался самым трудным для объяснения, и даже непреодолимым, почему называли его «крестом для умов и укором для толковников».

Нет единого мнения об истории написания 67 псалма. Большинство ученых сходятся на том, что он создан Пророком Давидом в XI веке до н.э. в честь возвращения Ковчега Завета в Иерусалим от филистимлян, которые насильно удерживали эту святыню в течение 20 лет.

Царь Давид, воодушевленный этим событием, испытывающий радость от того, что человечество будет спасено Божественным провидением, создал такой псалом во славу Господа.

А через много веков псалом «породил» замечательную молитву, что используется в Пасхальном богослужении, потому что Пророк Давид был прав и Бог подарил человечеству Христа, который своей смертью, а затем воскрешением спас человеческий род от ада на земле.

Считается, что на Руси после крещения эту молитву читали экзорцисты, занимающиеся изгнанием бесов из человека. Католики тоже переняли данную традицию и, несколько изменив текст молитвы, используют ее для тех же целей.

Несмотря на древнее происхождение, молитва до сих пор не утратила своей свежести и актуальности.

Вот почему духовники сожалеют о том, что так мало верующих знают наизусть этот молитвенный текст и так редко используют его для спасения собственной души.

Сложности с пониманием молитвы «Да воскреснет Бог»

Проблема некоторых верующих состоит в том, что они привыкли читать молитвы, совершенно не задумываясь о словах, которые произносят их уста.

А ведь текст «Да воскреснет Бог» очень интересен, поэтому неслучайно его трактовка вызывает жаркие споры и даже – спекуляции.

Наибольшие сложности в трактовке возникают тогда, когда приходится связать ветхозаветную символику с сюжетом «Нового Завета». И все же логика содержания, при должном внимании со стороны читающего, легко просматривается, и все объединено темой спасения человечества Христом.

Много споров вызывает обращение в тексте молитвы «Да воскреснет Бог» к кресту не как к невоодушевленному предмету, а как к живому человеку.

Священники утверждают, что ничего спорного в данном обращении нет, потому что крест для всех христиан – наибольшая из возможных святынь.

Св. Иоан Дамаскин говорил о кресте:

Крест для нас – великая святыня. «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84). О кресте и еще о вере).

Очень часто от протестантов можно услышать ложные обвинения православных и католиков в идолопоклонничестве лишь из-за того, что мы обожествляем крест.

Но разве должны истинные христиане повторять подобны слова и сомневаться в святости и каноничности текста молитвы? Нет, не должны!

Просто воспринимайте обращение к кресту, как метафору. Те, кто тщательно изучает текст Библии, знают, что метафор и других художественных приемов там в изобилии. Это один из факторов, что делает главную книгу человечества уникальной и неповторимой.

Грех совершает человек, но искушает его дьявол – антипод Бога и светлого его воинства. Человек без божественной помощи слаб, вот почему он так часто совершает прегрешения «вольные и невольные».

Читая такую молитву и понимая ее смысл, вы будете не только благодарить Христа, что он пошел на крест за человечество и восхвалять его воскрешение. Вы еще и получите мощную защиту от темных сил, покаетесь за совершенные грехи и сможете противиться искушениям, которые поджидают нас на каждом шагу.

Думаю, вы убедились, что молитва «Да воскреснет Бог» совершенно напрасно не пользуется большой популярностью у верующих, так как в ее силе сомневаться не приходиться.

Очень сильная молитва да воскреснет бог на русском языке текст - уникальная защита, помощь от высших светлых сил. Чтобы успокоить себя в сложной ситуации, просто необходимо выучить или иметь под рукой текст молитвенного слова воскресения Божьего.

Воскресная молитва на каждый день

Молитва «Да Воскреснет Бог», направлена на обращение к Отцу нашему - Господу и силе Креста его Животворящего. Не нужно бояться обращения к кресту Господнему. Ведь именно на нем был распят Иисус Христос. Именно по воскресению своему даровал всем верующим жизнь бессмертную в раю - царствии небесном, вечный покой.

Обращение к Господу в молитве «Да Воскреснет Бог» звучит как просьба о защите от сил темных, дьявольских, злых, бесовских. В каждодневной жизни - врагов наших, завистников, сплетников, начальников лютых, соседей злобных. Значит, со слов молитвы этой можно каждое утро начинать. Просить Иисуса Христа защитить Крестом своим животворящим от бесов всяких земных в обличении человеческом.

Такую коротенькую молитву можно заучить наравне с « », с верой в душе и чистыми помыслами читать ее каждый день по утру. Вера в собственных силах укрепит вас, а Господь не позволит приблизиться к вам силам грязным:

"С Воскресением Божьим рассеялась мгла темная, исчезли враги лютые, недоброжелатели злобные. Сила Креста Животворящего уничтожила все черное, порченное, наведенное, оставив свет, радость и любовь Ближних друг к другу и отцу нашему - Иисусу Христу. Благодарю тебя, Отче, за силу Креста. На тебя и уповаю. Да будет все по воле твоей. Аминь"

Молитва «Да Воскреснет Бог» при встрече с врагами

Если вам жизнью уготована тяжба какая судебная, разбирательство, или на работе с руководством конфликт возник. А может, соседка сплетни распускает языком поганым своим, прочтите вот это обращение к Господу, конкретно на ситуацию направленное:

"Да Воскреснет Бог и силой своего воскрешения поможет в моем решении. Смягчатся сердца недругов моих, наполнится их мозг разумом, благоразумием, выдержкой. А мне остаться собой, со своей добротой, казной и судьбой. Да будет так. Аминь. Аминь. Аминь"

Обращение это к Иисусу вместе с верой вашей и крещением себя крестом троекратным, поможет в решении самых трудных задач.

Сила молитвы в вере вашей

Чем сильна и действенна молитва эта? Тем, что сила воскрешения Господа на кресте поборола все дьявольские задумки. А это значит, вера в Господа и его воскрешение поможет и вам в тяжелых житейских ситуациях. Эту молитву можно читать в церкви или в доме перед иконой Иисуса Христа, перед распятием его. Можно зажечь свечу церковную - малую жертву в память о Христовом воскрешении. Но даже если вы не в церкви и не имеете перед собой икону, но нуждаетесь в защите от врагов - молитесь, читайте, просите и будете услышаны, укреплены в вере и силе своей.

Верьте, что молитва «Да воскреснет Бог» поможет вам:

  1. В нужде всякой.
  2. В унынии тяжком.
  3. При встрече с недоброжелателями.
  4. При наведении порчи, наговоров врагами.

Во всех случаях молитва да воскреснет Бог на русском языке текст будет вам спасением, поддержкой, укреплением в силах своих, правоте своей христианской.

2138 просмотров

Молитва «Да воскреснет Бог»

Молитва Да воскреснет Бог известна под другим названием «Молитва Честному кресту». — символ веры, обращения и спасения людей от вечной смерти, место последнего пристанища нашего Спасителя. Чтобы защитить себя, оградить, освятить свое тело, верующие пользуются крестным знамением.

Данная молитва входит в 67-й псалом и её автором является царь Давид. Первоначально она задумывалась как песня. Написана во знаменование возвращения ковчега в Иерусалим в XI веке до Рождества Христова.

Молитва «Да воскреснет Бог» на русском и старославянском языках

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым; да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

На современном русском языке текст молитвы «Да воскреснет Бог» выглядит так:

Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

А так кратко:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

(Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.)

Молитва «Да воскреснет Бог» когда, где и зачем читается

Обращаясь к кресту, христианин выражает веру, что крестное знамение является сильнейшим средством изгнания бесов. И прося помощи Божьей мы осеням себя крестом.

Поэтому молитва «Да воскреснет Бог» актуальна всегда, особенно в моменты любых жизненных трудностей, когда не покидает ощущение, что в жизнь вмешиваются злые силы. Ведь и Иисус был распят на кресте, тем самым избавив людей от гибели, даруя им вечную жизнь.

Читается перед иконой нашего Спасителя, либо перед его распятием. Молитвой же на ночь крестим свою постель. Стоя над ней, знаменуем ее крестообразно: изголовье, потом ноги, правая сторона и левая сторона. Так же крестим дом наш на четыре стороны, произнося при этом стихи дивного 67-го псалма. Можно всё это делать, вплетая в вечернюю молитву.

Наряду с «Отче наш» и другими главными молитвами православного христианина рекомендована к вечернему прочтению.

Молитва «Да воскреснет Бог» поможет найти в себе силы для добра, света и тепла.

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Давайте шаг за шагом рассмотрим содержание этой молитвы, которая состоит из двух частей: пасхального по своей сути славословия и персонифицированного (что смущает некоторых из нас) обращения ко Кресту.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих…

Протоиерей Игорь Прекуп. Фото: Станислав Мошков/rus.postimees.ee

Начало молитвы Кресту почти полностью совпадает с первыми четырьмя стихами 67-го псалма: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии (Пс. 67: 1–4). Это мессианский псалом, в котором «Пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена» (свт. Афанасий Великий). Интересно, что молитва Кресту начинается с мысли о победоносном воскресении Христовом. Крест не конец, а пролог Воскресения.

Начало псалма – это возглас Моисея, согласно книге Чисел: Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! (Числ. 10: 35). Вместе с рядом авторитетных толкователей мы предполагаем, что царь Давид воспел 67-й псалом при перенесении Ковчега Завета из дома Аведдара в Сионскую скинию в Иерусалиме. Псалмопевец, таким образом, проводит параллель с путешествием Израиля в пустыне и молит Бога, чтобы Он, как пишет прот. Григорий Разумовский, «и впредь так же действовал по отношению к Своему народу, как Он действовал доселе, посрамляя врагов Своих и Своего народа. Он как бы так говорит здесь: Бог не имеет нужды в великом приготовлении для поражения врагов; потому что они состоят в Его власти, и что довольно для Него поднять перст, и все они рассыплются. Враги же, о которых говорит здесь псалмопевец, суть те нечестивые противники Церкви Божией, которые собирались вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2: 2), чтобы разрушить Их царство; они разделятся и в намерениях их и в силах, и ненавидящие истину Божию не возмогут терпеть Его света, их обличающего, и они побегут от лица Его».

Это буквальное толкование начала 67-го псалма. Однако в рассматриваемой нами молитве Кресту проступает его духовное толкование, выражаемое, в частности, словами блж. Феодорита Киррского: «Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное, как можно скорее; и немедленно принимает откровение будущего; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческого рода, о погибели врагов, кратко сказать, о необычайном изменении дел».

Кто эти «враги»? Разумеется, св. Давид имел в виду и тех, о ком пишет прот. Григорий, но только ли их, да и их ли в первую очередь?.. Буквальное толкование как бы освещает только исторически обусловленную сторону содержания священного текста, тогда как духовное толкование – глубинную, вневременную, вечную по смыслу и значимости. Согласно свт. Афанасию Великому, молитвенный возглас Моисея, воспроизводимый царем Давидом, «выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми». О том же говорит и блж. Феодорит: «…Молитву сию принес он не против людей, но против демонов, враждующих на людей».

Выдающийся толкователь Священного Писания Евфимий Зигабен пишет о смысле «восстания» Бога следующее: «Поелику до пришествия Христова демоны господствовали над людьми, и ни ангел, ни человек не в состоянии был подать помощь порабощенным им людям, то посему Давид сими словами просит самого Создателя людей – Бога о подаянии помощи находившемуся под жестокою властью творений Его. При сем надобно прилично представлять Божие восстание, именно – как действие Божие в отношении к защите. <…> Под врагами же Божиими в собственном смысле разумеются демоны, как отступники и противники Его». Не люди, заметьте, а демоны.

Это очень важно для понимания христианского отношения к врагам. Нисколько не приуменьшая роль порочных людей в чьих-либо скорбях и трезво оценивая возможности их свободной воли, не освобождая их от нравственной и юридической ответственности за свой выбор и не отрицая права личности и общества от них защищаться, нам заповедуется трезво смотреть на них, как на, пусть добровольных, но все же не более, чем проводников зла, источником которого являются злые духи. Потому апостол Павел и увещевает нас помнить, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6: 12).

И, согласно святоотеческому учению, «кто памятозлобствует на демонов, тот не памятозлобствует на людей», а значит, «кто памятозлобствует на людей, тот подружился с демонами».

Придавать чересчур большое значение тому, что исходит от людей – опасное заблуждение. Надо отдавать себе отчет, что человек, идущий на поводу у бесов – сам их первая жертва, и не человека рассматривать как источник зла надо, а бесов, которые и без него могут нам навредить, в частности, всевая нам помыслы на ближнего, вызывая в нас, пусть и обоснованное, но все же греховное осуждение, неприязнь, малодушие и пр. Иначе получается, что человека, пусть и небезвредного, мы шарахаемся, а в себе самих даем бесу простор.

То же самое касается и слов псалма «да погибнут грешницы от лица Божия». Кто эти «грешники», которые «да исчезнут, как дым, и, как воск тает от огня, так и они – от лица Божия»? Кто из нас не грешен? Тем, кто сознает себя таковым, должно быть страшно читать эти слова… Как это? Нам что, желать себе погибели, уподобления рассеиваемому дыму и тающему воску?! Поясним.

Тако да погибнут беси…

Во-первых, как отмечает блж. Феодорит, «названных у семидесяти (имеется в виду Септуагинта или „Перевод семидесяти толковников“: первый перевод Ветхого Завета с древнееврейского языка на древнегреческий, сделанный в III–II вв. до Р.Х., согласно преданию, семьюдесятью двумя еврейскими учеными для Александрийской диаспоры. – И.П .) „грешниками“ все прочие переводчики наименовали „нечестивыми“. Так называет их и еврейский текст, и сирийский переводчик». Во-вторых, даже если принять такой обобщающий перевод, под «грешниками», как объясняет Евфимий Зигабен, следует понимать злых духов, ибо «они первые породили грех и сделались наставниками в оном и для людей». Впрочем, и блж. Феодорит, как уже было отмечено выше, считает, что «нечестивые» – это бесы.

Что касается пожелания им погибели, то, как пишет Евфимий Зигабен, ссылаясь на свт. Афанасия Великого, «демоны редеют от присутствия Христа, который есть огонь, потребляющий грех; где слово: „погибнут“ не означает разрешения их и истребления, но – то, что они не обретутся уже на тех местах, которые осеняет присутствие Христово».

В том же смысле, только чуть в ином аспекте толкует это место свт. Григорий Нисский, который с негодованием отвергает попытки «любителей споров», ссылающихся на подобные места в Священном Писании, «благость Божию делать содейственницею своей жестокости». Он убежден, что, «как молящийся, чтобы не было больных, не было нищенствующих, желает не смерти людей, а истребления болезни и нищеты: так и каждый из святых, молясь о том, чтобы пришло в уничтожение все враждебное и неприязненное естеству, только людям наиболее невежественным подает повод к такой мысли, будто бы святые ожесточены и раздражены против людей. Ибо Псалмопевец, сказав: Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более (Пс. 103: 35), молится о том, чтобы исчезли грех и беззаконие; потому что не человек человеку враждебен, но порочным движением произвола соединенное с ним по естеству делается ему врагом. Посему Давид молится, чтобы исчезло зло; но человек – не зло» (Беседы о молитве Господней).

Как и другие святые отцы, свт. Григорий под «врагами», об отмщении которым взывает царь Давид, понимает демонов. Однако не только их, но и культивируемые ими в нас греховные страсти.

«Как дым, разорявшись по воздуху, не оставляет и признака своего бытия, и воск, быв брошен в огонь, не находится более: так если на кого-либо снидет Божественная благодать и помощь, господствовавшая в нем, страсти тотчас обращаются в ничто. Не терпит тьма присутствия света, и болезнь не совместна с полным здоровьем, и страсти не действуют при бесстрастии» (цит. по Толковой Псалтири Евфимия Зигабена).

…От лица любящих Бога…

Тут противопоставление: с одной стороны, «ненавидящие Его», которые «да бегут», «исчезнут» и «погибнут», а с другой – «любящие Бога». Кто эти любящие? По идее – мы, если судить по признаку «знаменующиеся крестным знамением» и «в веселии глаголющие…», и далее по тексту. Ну да, знаменуемся, персты складывая аккуратно, и глаголем тоже не на каком-нибудь оскверненном бытовухой языке, а на сакральном церковнославянском… И что?

Если наша любовь сводится к «знаменованию» и «глаголанию», то уместно вспомнить и вздрогнуть: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7: 21–23). И «знаменовались», и «глаголали», и даже чудеса именем Его творили, а вот ведь, оказывается, Он их «никогда не знал».

Союз «и» вовсе не говорит, что предшествующее ему следует из последующего, т.е. из того, что человек «знаменуется» и «глаголет», следует, что он – «любящий Бога». Вовсе необязательно. Конечно, осенение себя крестным знамением и молитвенное обращение к Богу должно побуждаться любовью и свидетельствовать о ней. Да, они должны находиться в причинно-следственной связи, ведь молитвословие и обряд – то внешнее, что должно следовать внутреннему и, в свою очередь, призвано служить его укреплению и развитию, ибо «форма дух бережет», но ведь не всегда бывает так, как должно быть.

Горе нам, если не любим Бога, но горчайшее горе, если при этом еще и натягиваем на себя личину любви, «знаменуясь» и «глаголя», имитируя любовь, но не утруждая себя ее самоотверженным осуществлением.

Как ни странно, однако, я сталкивался с такой позицией, что любовь к Богу выражается именно в уставном благочестии: в неопустительном исполнении молитвенного правила, в регулярном посещении богослужений, в строгом соблюдении постов, и только освоив это все, можно начать «практиковать» любовь к ближнему. В пример приводят Закхея, который якобы сначала Христа возлюбил, вскарабкавшись на дерево и с радостью приняв Его у себя в доме, и только затем возлюбил ближнего, возжелав отдать пол-имения нищим, а если кого чем обидел, то воздать вчетверо (Лк. 19: 1–10). И добро бы говорили это люди неграмотные, Священного Писания в руках не державшие, так ведь нет! Адептами вышеописанной фальсификации христианства могут быть и дипломированные, а то и «остепененные» выпускники духовных и богословских учебных заведений. Тут проблема не в глупости и не в недостатке информации. Это нравственный выбор.

Ведь апостол Иоанн Богослов объясняет совершенно недвусмысленно: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4: 20). Да и о любви к Богу в Евангелии сказано куда уж проще: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… <…> …Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14: 21–24). Казалось бы, что тут мудрить? А вот ведь…

Так что на самом деле (а не ради того, чтобы прельстить) исчезают как дым бесы от молитвы и крестного знамения тех, кто нелицемерно любит Бога, т.е. живет по Его заповедям. Не время от времени поступает по ним, в зависимости от того, насколько благоприятствуют обстоятельства, но именно живет по ним, или лучше сказать – ими .

…И знаменующихся крестным знамением…

Несколько слов о той самой форме, которая дух бережет. Помню, когда-то давно, еще в пору моего диаконства, сидел я в приемной нашего покойного митрополита, тогда еще епископа, Корнилия. Зашел к нему председатель местной старообрядческой общины, тоже сел на диванчик, ждет. Разговорились. Я его начал расспрашивать об особенностях старообрядчества, в чем он их видит. Не то чтобы я уж очень надеялся на серьезный богословский диспут, но все же хотелось послушать «натурального» представителя, а не писателя-теоретика с какой бы то ни было стороны. Он замялся было, потом говорит: «Ну, например… У вас ведь как крестятся?.. Пальцы вы как складываете, вот так, да? – сказал он, как бы неуверенно сложив первые три пальца щепотью (спасибо, что не потер еще их между собой). – А у нас – вот так …» И сложил двоеперстие.

Нет, он не сделал никакого воинственного, торжественного жеста, не поднял руку над головой, не стал произносить пафосных речей. Он как сидел рядом, так и сидел, только пальцы по-другому сложил, но в том, как он это сделал, лучше сказать, как они у него сложились , и в том, как он произнес при этом свое «так», было что-то такое убедительное … Не в том смысле, разумеется, что одно только двоеперстие спасительно, а троеперстие ложно, нет.

Убедительность была в том отношении к святыне, которая чувствовалась во всем: в движении складывавшихся пальцев, в выражении лица, в самом звучании его «так». Было несомненно, что этот простец, если перекрестится, так бесы и побегут, и как дым рассеются, и как воск растают.

Однако не стоит сводить эту убедительность и силу к его внутреннему состоянию, что неизбежно приведет к мысли о том, что речь тут о внутренней силе, о некой психической энергии, концентрируемой благодаря самовнушению. Та сила, которую я почувствовал в нем, не говорила о его каких-то личных психоэнергетических способностях. Тут дело в другом.

Насколько проста вера человека, насколько она глубока и крепка, настолько непосредственней и прочней его внутренняя связь с Богом, святыми и областью священного. Вера не только способствует сосредоточению на своем предмете, но, в первую очередь, она открывает человека для Бога, дает Ему действовать в человеке, и тогда для такого богоносца нет ничего невозможного. Уточню только, что под верой понимается не только уверенность в бытии Божием и в истинности догматов, а еще и жизнь по этой вере, т.е. все то, о чем сказано выше: жизнь по вере – это жизнь по Евангелию.

Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что «суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если через последование Христу он не преобразится в Крест Христов». Любовь возвела Сына Божия на Крест, поэтому изменение креста своего в Крест Христов происходит, согласно святителю Игнатию, «когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности», благодаря и славословя Бога; когда заповеди Христовы «соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его (Гал. 5: 24)».

Для такого человека Крест, на котором был распят Христос – не какое-то древнее орудие казни, даже не просто конкретный, изготовленный с этой целью столб с перекладиной, предназначенный для Вараввы, однако, по злоумышлению первосвященников и старейшин и по требованию манипулируемой ими обезумевшей толпы фанатиков, доставшийся Иисусу. И даже не только Жертвенник, на котором однажды была принесена последняя кровавая Жертва, прообразованная ветхозаветными жертвоприношениями, и который впоследствии был обретен и разделен на множество частей. Но это Жертвенник, пребывающий в вечности, Жертвенник, на который Господь взошел, будучи движим любовью к человеку, Жертвенник любви и свободы, Жертвенник, на который человека возводит любовь, ради его освобождения из плена диавольского, без чего всякая прочая свобода призрачна.

Изображая знак креста (знаменуя крест) на себе ли, на ком-то или на чем-то, мы, тем самым, молитвенно (да-да, молиться можно не только словом, но и жестом) соединяемся с изображаемым – пребывающим в вечности Крестом – призывая на себя и на знаменуемое им силу Господню, освобождающую от власти лукавого и укрепляющую в истине и любви, но одновременно напоминаем себе о необходимости сораспятия Христу и, опять же, просим Его укрепить нас в этом подвиге.

Мы символически изображаем его на себе, что это значит? Под символом следует понимать не просто знак, имеющий тот или иной смысл, а знак, видимо указывающий на невидимую реальность . Когда мы говорим о символичности крестного знамения, мы говорим о таинственной связи совершаемого нами начертания креста и спасительного Креста Господня; когда говорим о сораспятии Христу и несении своего креста, подразумеваем не только терпеливое перенесение скорбей, выпадающих на нашу долю, но и таинственную связь, устанавливаемую между нами и Распятым нашего ради спасения Сыном Человеческим. Конечно, если не только терпим, но терпим во Христе, т.е. в духе Его заповедей, по Евангелию.

…И в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень…

И вот мы подошли к самому пререкаемому месту для гуманитарно умудренных ревнителей веры, опасающихся (небезосновательно, как уже было отмечено) языческих влияний на церковное сознание. В самом деле, Крест – это все же неодушевленный предмет, какая бы на нем благодать ни почивала. Воспевать его во втором лице, т.е. обращаясь к нему, как к личности, как бы наделяя его личностными свойствами – это формальный повод подозревать нас не только в искаженной на языческий лад личной религиозности, но в искажении всего церковного сознания, поскольку эта молитва включена в вечернее молитвенное правило и вообще широко рекомендуется как защита от бесов. Тут не отмахнешься, дескать, один из многих побочных эффектов православного возрождения, мало ли кто и что написал, опубликовал, практикует

Как тут не вспомнить слова, приписываемые свт. Григорию Двоеслову: «Невежество – мать истинного благочестия»? И мудрейший Экклезиаст словно о том же: …Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1: 18). Говорил ли свт. Григорий Двоеслов упомянутую выше фразу, это еще «бабушка надвое сказала», но одно признать все же следует: без большого багажа знаний по филологии, философии, истории, литературоведению и пр. веровать в простоте сердца проще (уж простите за некоторый каламбур). Это не значит, что без гуманитарных знаний вера лучше. Совсем необязательно. Как раз они могут (и призваны) способствовать углублению веры, ее развитию, когда из камня преткновения становятся инструментом богопознания.

В описанной, однако, ситуации, когда обращение ко Кресту вводит в соблазн, можно, пожалуй, говорить о знаниях как о препятствии, причиняющем скорбь, не потому что знания плохи или излишни, а потому что так уж получается, что обладающий ими спотыкается об это свое богатство.

Да, имея хоть малейшее представление о мифологии, мы знаем, что персонификация – обычное дело именно в мифологии. Стихии, например, персонифицируются, становясь из безличных сил природы божествами, обладающими личностью. Но в том-то и дело, что уверенно рассуждающие о языческом духе молитвы Кресту сами как раз и грешат мифологическим методом, если можно так выразиться. Мифология ведь, в отличие от философии или науки, судит о неизвестном по известному, перенося на область неведомого знакомые шаблоны и объясняя себе непонятное в привычных понятных категориях.

Вот и тут, столкнувшись с персонификацией, переносят знание о ней из известной им языческой мифологии в неизвестную область духовного опыта (почитателям А.Ф. Лосева, к коим сам отношусь, сразу скажу, что умышленно не говорю о христианской мифологии, чтобы не сбить с толку тех, кто с его наследием не знаком): опыта, который есть область исследования литургического богословия.

Персонификация – это прием антропопатизма, т.е. приписывания в мифологии богам (например) человеческих чувств. В широком смысле можно говорить об антропоморфизме – приписывании богам (а также животным и неодушевленным предметам) вообще человеческих свойств, в первую очередь внешних. Но тут вот на что следует обратить внимание: мифологический, языческий антропоморфизм буквален, тогда как библейский – условен. Греки, «стихийные материалисты», в олимпийский период своей мифологии мыслили богов похожими на людей, они, в самом деле, создавали их «по своему образу и подобию». Их боги отличаются от людей разве что бессмертием и силой (но не всемогуществом – этим они не обладали).

Библейский же антропоморфизм «по умолчанию» предполагает трансцендентность Бога святого, всемогущего и промышляющего о Своем творении. Вот как свт. Иоанн Златоуст объясняет сущность библейского антропоморфизма, на примере следующего фрагмента: И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3: 8): «…Столь простые слова употребляются ради нашей немощи, и все совершается благоприлично для нашего спасения. Ведь, скажи мне, если захотим принимать слова в буквальном значении, а не будем понимать сообщаемого богоприлично (курсив мой. – И.П .), то не покажется ли многое странным? Что говоришь? Бог ходит? Неужели и ноги припишешь Ему? Как, в самом деле, ужели Тот, Кто везде есть и все наполняет, чей престол небо, а земля подножие ног, ходит по раю? Он восхотел возбудить в них такое чувство (близости Божией), чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле: они почувствовали это, попытались скрыться от приближающегося (к ним) Бога. Привзошел грех – и преступление, и напал на них стыд».

Божественным Откровением Господь приобщает нас к сверхъестественной тайне происхождения мира и человека, грехопадения и спасения. Крест – составная часть этой тайны, а потому и почитание Креста – тоже таинственно.

Духовную, невместимую рассудком тайну обычным рациональным языком не выразить. Выдающийся богослов русского зарубежья В.Н. Лосский, размышляя в «Догматическом богословии» о Пресвятой Троице, пишет, что «святой Григорий Богослов, величайший богослов Пресвятой Троицы, мог говорить об этой тайне только в форме поэтической, потому что только поэзия способна в словах явить потустороннее (курсив мой. – И.П ). <…> Итак, Троица есть изначальная тайна, Святая Святых Божественной реальности, сама жизнь Бога сокрытого, Бога Живого. Только поэзия может представить нам эту тайну; именно потому, что поэзия славословит и не претендует на объяснения » (курсив мой. – И.П ).

Вот и ответ на недоумения по поводу персонализации Креста: нет никакого буквального наделения неодушевленного предмета личностными характеристиками, никакого служебного поклонения, подобающего одному лишь Богу. Это почитание, подобающее как святым Ангелам и людям, так и местам, предметам и даже периодам времени. Персонализация Креста в рассматриваемой молитве – это художественно-поэтический прием, в данном случае уместный и необходимый, поскольку, как и в любом художественном тексте, она выполняет смыслообразующую и текстообразующую функцию и создает экспрессивность отдельных частей текста (Е.В. Серебрякова. Персонификация как прием иносказания).

(Продолжение следует)