Презентация "Речевой этикет" по обществознанию – проект, доклад. Правила речевого этикета


«Путешествие в страну???»

Станция № 1: «Размышляй-ка»

  • У каждой команды на столе лежат задания, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи.
  • Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.
  • Задание 2. Собери пословицы.


Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”


Что такое «речевой этикет»?

  • Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
  • « Толковый словарь русского речевого этикета»
  • Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.

«Толковый словарь русского речевого этикета»

  • Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

«Русский язык. Энциклопедия»



Правила речевого этикета

  • Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
  • Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
  • Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
  • Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Речевой этикет - это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.


Станция № 2: «Культура поведения»

  • Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников.

  • Вопрос №1 : Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора:
  • 1.Доброе утро
  • 2.Здорово
  • 3.Привет
  • 4.Здравствуйте
  • 5.Хелло

Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные?


  • Вопрос №2 : Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:
  • 1.Позовите Машу.
  • 2.Здравствуйте, позовите Машу.
  • 3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

  • Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
  • 1.Тот, кому 8 лет.
  • 2.Тот, кому 11 лет.
  • 3.Тот, кто вежливее.
  • 4.Уступать дорогу не обязательно.

  • Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?
  • 1.Простите меня, я выхожу.
  • 2.Разрешите пройти.
  • 3.Извините, можно пройти?

  • Вопрос № 5 : Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
  • 1.Да.
  • 2.Нет.
  • 3.Можно, но не обязательно.
  • 4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

  • Вопрос №6 : Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?
  • 1.Скажите, сколько сейчас часов?
  • 2.Вы не подскажите, который час?
  • 3.Скажите, пожалуйста, который час?
  • 4.Сколько времени?

Станция №3: «Цветок вежливости»

  • Каждая команда берёт по 4 ромашки и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях» (каждый пункт расписывается на отдельной ромашке) . Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит.

Ромашка, на лепестках которой написано:

  • 1.приветствие
  • 2.прощание
  • 3.просьба
  • 4.благодарность

Станция № 4: «А вы могли бы?»

  • Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:
  • 1.грусть, плохое настроение.
  • 2.сомнение.
  • 3.растерянность, нерешительность.
  • 4.восторг, восхищение.

Станция № 5: «Пантомима»

  • Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

Станция №6: «Капитаны, капитаны…»

  • Капитанам каждой команды задаются вопросы.

Станция №7: «Инсценировка»

  • Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.

Станция №8: «Комплименты любят все»

  • Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя.

Станция № 9: «Поздравительная»

  • Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул.

Станция №: 10 «У меня зазвонил телефон»

  • Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?

Подведение итогов жюри

  • Объявление результатов, награждение команд.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Выполнила: у читель начальных классов Щербакова Л.В. МБОУ «ЦО № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» г.Тула

Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. (исследователь речевого этикета Н.И. Формановская)

Речевой этикет – это важнейшая составляющая эффективной коммуникации. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, доверия и уважения. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и не испытывать затруднений в общении.

«Я говорю так, как хочу, и меня понимают! Это моё личное дело!» Что можно возразить на это? Эти личные мнения о правильном и неправильном языке высказываются нередко в самой безапелляционной и темпераментной форме. Однако человек, живущий в обществе, подчиняется этому обществу. И любые нормы (и нравственные, и языковые) – это требование общества к человеку

Золотые правила речевого этикета Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

Золотые правила речевого этикета Выберите слова и выражения, наиболее подходящие для той или иной ситуации. Умейте различать ситуации, в которых уместно рассказывать собеседнику о своих чувствах.

Золотые правила речевого этикета Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей, следовать логике, чтобы вывод не противоречил посылке.

Золотые правила речевого этикета Будьте позитивны, вежливы и дружелюбны. Не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до употребления нецензурных слов.

Золотые правила речевого этикета Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Но не навязывайте разговор человеку, не желающему беседовать.

Золотые правила речевого этикета Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

http://investments.academic.ru/pictures/investments/img1977366_vyinuzhdennaya_bezrabotitsa.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=66cfeab3d424d97563489d5827602ca7&n=33&h=190&w=480 http://youcanbebetter.ru/wp-content/uploads/2013/11/Ne-mogu-sebya-kontrolirovat.jpg http://ethicscenter.ru/wp-content/uploads/2014/04/Podrostkovyie-treningi-obshheniya.jpg https://www.understood.org/~/media/b7d20d8be15b4480abae104a0e6e1af8.jpg http://i.huffpost.com/gen/1973045/images/o-APATHETIC-TEENAGER-facebook.jpg https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5269cc86767d178b13baf20a1458663a&n=33&h=190&w=284 http://media.professionali.ru/processor/topics/original/2012/09/26/sopernichestvo-brother-and-sister.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a3ede4652b67c2d1941e584e0ef01b92&n=33&h=190&w=317 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f8e322ebd837caeb8e17f2b6e6565d67&n=33&h=190&w=285

Cлайд 1

Cлайд 2

Знаете ли вы, что такое этикет? Этикет – это правила о том, как вести себя среди людей, чтобы им было приятно и хотелось с тобой общаться. Речевой этикет – это правила о том, как вести себя во время разговора, как обращаться к разным людям с приветствием, просьбой, вопросом, поздравлением или замечанием.

Cлайд 3

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Что значит здороваться? ! Фраза «Он перестал со мной здороваться» означает: он прервал со мной добрые отношения, перестал меня уважать. Это значит пожелать человеку здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение. Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку.

Cлайд 4

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключен большой смысл: «Я вижу тебя, Человек, ты мне симпатичен. Знай, что я тебя уважаю, не имею дурных намерений и желаю тебе самого доброго!»

Cлайд 5

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ С кем я говорю? Когда происходит разговор? Где происходит разговор? С какой целью я говорю? Как я говорю? Выбор слов приветствия определяется речевой ситуацией и речевым этикетом, то есть зависит от того, моложе или старше тот, кого вы приветствуете, каково его положение по отношению к вам, знакомы вы или нет и от многих других причин.

Cлайд 6

Прокомментируйте эти речевые ситуации: Кто, с кем, когда и где может так поздороваться? В какой ситуации такие приветствия неуместны?

Cлайд 7

Cлайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоро-вался с незнакомым тебе человеком, приостано-вился. Надо ли поздороваться и тебе? С каким приветствием ты обратишься? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Если твой спутник здоровается со своим знакомым, нужно и тебе поздороваться с ним, даже если вы не знакомы. Если человек совсем не знаком тебе, то поздороваться можно молча: поклоном или вежливым кивком головы.

Cлайд 9

2. Как поступить, если с тобой поздоровался человек, которого ты не знаешь? Что произнести в этом случае? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Нужно ответить на приветствие. Можно сказать, что он ошибся. Но невежливо, пожимая плечами, выражать свое недоумение. 3. Как поступить, если ты встречаешься со знакомым несколько раз в день? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Каждый раз поздороваться. Можно прибавить «еще раз» или пошутить, если встреча случайна и это уместно.

Cлайд 10

4. Ты часто во дворе и подъезде своего дома встречаешься с одними и теми же людьми. Полагается ли в таких случаях здороваться? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Непременно! 5. Ты не сразу заметил знакомого, не успел с ним поздороваться или ответить на его приветствие. Как поступить? При первой же возможности надо извиниться перед ним.

Cлайд 11

Вежливый человек непременно ответит на приветствие. При этом он использует для каждой отдельной ситуации свою речевую форму ответа. Рад тебя видеть! Как хорошо, что мы встретились! Как жизнь? Как дела? Какие новости? Как здоровье? Как дома? Давненько мы не видались! Какие успехи? «КАК ПОЖИВАЕТЕ?»

Cлайд 12

Что вы обычно отвечаете на вопрос «Как твои дела?»? Спасибо, хорошо. Благодарю Вас, неплохо. Все в порядке. Нормально. Как Вам сказать? Не знаю, что и сказать. Кажется, ничего. Все по-старому. Отвратительно. Хуже не придумаешь. Лучше не спрашивай. Просто ужасно. ? Нравятся ли вам люди, которые при ответе на вопрос «Как дела?» начинают жаловаться: «Все плохо, чувствую себя ужасно, настроение совсем упало, денег нет…» и тому подобное. Почему?

Cлайд 13

ЗАДАНИЕ Напишите письмо англичанину, изучающему русский язык, о формах приветствия и ответах на них, существующих в русском языке.

Cлайд 14

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!» В каких ситуациях вы использовали бы эти выражения: ! Помните, что от того, как звучит приглашение, зависит, захочется ли человеку им воспользоваться! Не хотите ли…? Разрешите пригласить Вас… Мне очень хотелось бы… Ты не против…? Давай сходим… Почему бы нам…? Закончите предложения.

Cлайд 15

Ответьте на приглашения: Петя болеет. Давай его навестим. Не хочешь поиграть со мной в шахматы? Разрешите мне от имени класса пригласить Вас на чаепитие. Не согласитесь ли Вы принять участие в жюри конкурса? Проходи пожалуйста, садись, угощайся тортом.

Cлайд 16

С давних пор в России существовал обычай: желая видеть кого-либо своим гостем, хозяин посылал ему приглашение. Эти приглашения были самыми разнообразными, но их объединяло одно: доброжелательность, почтение, уважение к приглашаемому. Милостивый государь! Весьма много обяжете меня своим посещением вечерком для дружеской беседы, чем и супругу мою обрадуете. Многоуважаемый Е.Н.! Завтра ожидаем Вас к обеду. Вы, разумеется, не захотите лишить нас удовольствия видеть Вас.

Cлайд 17

Дорогая В.Н.! Нарочно заезжала к Вам и, не застав Вас дома, передала прислуге о цели моего посещения. Но почитая это недо- статочно этикетным, посылаю Вам собствен- норучно просьбу пожа- ловать всем семейством к нам на день рождения дочери, вечерком в среду. Этим много обяжете. Д.М. Любезный М.П.! Сделай нам удовольствие, приезжай к нам на домашнюю вечеринку. Будут только свои. Надеюсь, тебя это развлечет. Твой Ф.Л.

Cлайд 18

ЗАДАНИЕ: 2. Напишите несколько вариантов приглашения (другу, подруге, учителю, родителям друга) на какое-либо торжество (день рождения, праздничный концерт, чаепитие и т.д.). Обсудите свои приглашения с одноклассниками. 1. Расскажите, что вам понравилось в прочитанных приглашениях?

Cлайд 19

Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Невозможно представить себе дикаря, обращающегося к соплеменнику со сло-вами: «Будьте так любезны, передайте, пожалуй-ста, вон ту кость. Благодарю Вас, извините за беспокойство». Но если современный человек не употреб-ляет в своей речи вежливых слов, он становится настоящим пещерным человеком! «БЛАГОДАРЮ ВАС!»

Cлайд 20

? Знаете ли вы, что слово «Спасибо» возникло в результате сращения устойчивого сочетания «спаси Бог»? 1.Попробуйте объяснить, как это словосоче- тание стало формой выражения благодар-ности. 2. Поблагодарите кого-либо ЗАДАНИЕ: За приглашение на день рождения За помощь За подарок

Cлайд 21

Какие из этих слов благодарности вы используете? Спасибо. Большое спасибо. Благодарю Вас. Я тебе очень благодарен! Примите мою благодарность. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. Очень Вам признателен. Разрешите поблагодарить Вас. Спасибочки. Очень важно не только уметь поблагодарить, но и уметь ответить на слова благодарности! Ведь нельзя просто промолчать, услышав «Спасибо». !

Cлайд 22

Вот как можно ответить на выражение благодарности: Пожалуйста! Не за что! Не стоит благодарности! Ну что Вы, мне это было приятно. Я рад, что Вы довольны. Придумайте еще несколько возможных ответов. ! А вот так отвечать нельзя: Теперь ты мой должник! Ты понимаешь, скольким мне обязан? За «спасибо» ничего не купишь! Помни мою доброту!

Cлайд 23

«ИЗВИНИТЕ» Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно попросить прощения? Простите. Извините. Прошу прощения. Виноват! Прошу извинить меня. Не сердитесь на меня. Примите мои извинения. Приношу свои извинения. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. ! Чаще всего следует объяснить, за что вы просите прощения: Простите за опоздание. Извините за беспокойство.

Cлайд 24

ЗАДАНИЕ: 1. Расскажите, с какой интонацией произ-носятся слова, которыми вы просите про-щения. Что может произойти, если инто-нация не будет соответствовать смыслу сказанного? 2. Составьте диалоги на данные ситуации: Вы опоздали на урок. Вы забыли дома вещь, которую должны были вернуть товарищу. В транспорте вы нечаянно наступили на ногу соседу. Взрослые разговаривают, а вам надо прервать их по срочному делу.

Cлайд 25

«ПРОШУ ВАС!» Мы часто обращаемся к людям с самыми разными просьбами. И от того, как мы это сделаем, зависит, услышат ли нас, захотят ли помочь. Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно о чем-то попросить? Пожалуйста… Будьте любезны… Если Вас не затруднит… Сделайте одолжение… Не откажите в любезности… Если Вас не затруднит… Могли бы Вы…? Можно ли мне…? Нельзя ли…? Прошу Вас… Придумайте предложения с этими словами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

3 слайд

Описание слайда:

Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации « Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе. «Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»

4 слайд

Описание слайда:

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

5 слайд

Описание слайда:

Правила речевого этикета Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

6 слайд

Описание слайда:

Речевой этикет - это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

7 слайд

Описание слайда:

Формулы представления - Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимся. - Будем знакомы. - Я хотел бы с вами познакомиться.

8 слайд

Описание слайда:

Формулы представления (по телефону) - Меня зовут Валерий Павлович. - Моя фамилия Сергеев. - Позвольте (разрешите) представиться.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

11 слайд

Описание слайда:

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

12 слайд

Описание слайда:

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Рождение этикета Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости». Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

16 слайд

Описание слайда:

«Что надо сказать?» - с этого вопроса - напоминания каждый из нас осваивал жизненно - необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

17 слайд

Описание слайда:

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

18 слайд

Описание слайда:

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: «Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне. ... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся... ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...Не много смеяться, стыдиться старших... ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...» Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125)

19 слайд

Описание слайда:

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

20 слайд

Описание слайда:

Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой») Это анонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVIв. на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

21 слайд

Описание слайда:

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

22 слайд

Описание слайда:

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. Без языка и колокол нем. В добрый час молвить, в худой промолчать. Говорить не устать, было бы что сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

23 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об этикете Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

24 слайд

Описание слайда:

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе. В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство».

25 слайд

Описание слайда:

А вот героиню другой пушкинской сказки братья - богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда: И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит. Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит, говорить надо по - русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.

28 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов - терминов, спрятанных в сленговых словах.

29 слайд

Описание слайда:

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык? «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит.» «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность - критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность. Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

32 слайд

Описание слайда:

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1. Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2. Соблюдение субординации по возрасту. 3. Учёт ответной реакции собеседника. 4. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение. 5. Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени - отчества собеседника.

33 слайд

Описание слайда:

Знание этих правил может не привести к успешному общению. Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.

34 слайд

Описание слайда:

Способы, которые помогают избежать негативного слова. Чего не следует говорить Меня не интересует ваше предложение. Я ничего об этом не знаю. Я с вами не согласен, это совсем не так. Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации. Сейчас я не хочу об этом говорить. Вы неправильно сделали этот отчет. Что следует говорить В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее. К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией. А как вы смотрите на другую точку зрения? Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже. Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время. Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.

35 слайд

Описание слайда:

Тест «Умеете ли вы слушать?» 1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника? 2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость? 3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми? 4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника? 5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом? 6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником? 7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы? 8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов? 9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику? «почти всегда» «в большинстве случаев» «иногда» «редко» «никогда»

36 слайд

Описание слайда:

«почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» - 6 баллов «редко» - 8 баллов «никогда» - 10 баллов 55 баллов - вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей» Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы! Тест «Умеете ли вы слушать?»

37 слайд

Описание слайда: