Кто захоронен в петропавловской крепости. Царские гробницы

Испокон веков русские князья считали Архистратига Михаила, победившего сатану и охраняющего врата Эдемского сада, покровителем своих дружин. Каждый раз, отправляясь в поход, они служили ему молебен. Именно поэтому в середине XIII века в столице появился посвященный ему деревянный храм, ставший предшественником нынешнего Архангельского собора Московского Кремля, превратившегося в период XIV-XVIII вв. в царскую и великокняжескую усыпальницу. Обратимся к его истории.

Деревянная предшественница будущего собора

По мнению историков, деревянная церковь в честь Архангела Михаила появилась на Соборной площади Кремля около 1248 года, в период правления брата Александра Невского - Великого князя Михаила Хоробрита, и не предназначалась для захоронения правителей государства. Об этом свидетельствует тот факт, что прах самого князя Михаила, погибшего во время литовского похода, был погребен не в Москве, а во Владимире. Лишь два представителя великокняжеского рода были захоронены в этой церкви. Ими стали племянник Хоробрита Великий князь Даниил и его сын Юрий.

Храм, возведенный по обету

Эта самая ранняя церковь простояла чуть меньше ста лет, и в 30-х годах следующего века уступила место первому каменному собору. Он был возведен в 1333 году по указу Великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, давшего обет построить его на территории Кремля, если Господь убережет Русь от голода, вызванного неурожаем хлебов.

Сейчас трудно судить о том, как выглядело это сооружение, поскольку его изображений не сохранилось. Но описание Архангельского собора Московского Кремля той поры, дошедшее до нас среди прочих исторических документов, говорит, что он был небольшой и, судя по всему, четырехстолпный. Впоследствии к нему добавили два новых придела.

Храм, ставший жертвой молнии

Несмотря на то что этот храм построили из камня, его век также оказался недолгим. В середине XV века во время страшной грозы в него попала молния, и хоть начавшийся пожар удалось своевременно загасить, стены получили серьезные повреждения. Образовавшиеся в них трещины со временем увеличивались, и к концу столетия этот второй Архангельский собор Московского Кремля грозил в любой момент обвалиться. Чтобы предотвратить несчастье, правивший в те годы Великий князь Московский Иван III - дед будущего царя Ивана Грозного - повелел разобрать аварийное сооружение и на его месте строить новый собор.

Кто построил Архангельский собор Московского Кремля?

Надо заметить, что момент для возведения храма был весьма подходящий. В ту пору Москва, активно разрастаясь, украшалась новыми церквями, монастырями и что вызвало в нее приток зарубежных строителей и архитекторов, выписываемых главным образом из Италии. Их памятником могут служить зубцы выполненные в виде «ласточкиных хвостов» и являющиеся ярким образцом ломбардского стиля.

Вот и для сооружения Архангельского собора Московского Кремля, фото которого представлены в статье, был приглашен из Милана зодчий, вошедший в российскую историю под именем Алевиз Фрязин Новый. Не следует удивляться тому, что у итальянского архитектора была русская фамилия. На самом деле слово Фрязин являлось прозвищем, обозначавшим на жаргоне того времени наемных мастеров, выписываемых князьями из-за границы. Характерно, что именно так итальянец был зарегистрирован в расчетных книгах, по которым получал жалование.

Решение сложной архитектурной задачи

Известно, что еще до начала работ по возведению Архангельского собора Московского Кремля Алевиз создал проекты нескольких светских построек, весьма понравившихся заказчикам. Но одно дело строить жилое или общественное здание, и совсем другое - культовое сооружение, в котором необходимо строго придерживаться установленных канонов. Сложность же заключалась в том, что Иван III желал, чтобы храм отвечал требованиям европейской моды и в то же время не выходил за рамки православной традиции.

К чести мастера Алевиза следует сказать, что он блестяще справился со столь трудной задачей. Его детище как нельзя лучше сочетает в себе строгую геометрию итальянского Возрождения с характерными элементами русской храмовой архитектуры. Возведенный им пятиглавый собор имеет в планировке традиционную крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что роднит его с теремным стилем древнерусских храмов.

Кроме того, в соответствии с требованиями канона, внутри была сооружена двухъярусная паперть и хоры, с которых за ходом службы могли наблюдать представительницы княжеской семьи. В остальном же архитектура Архангельского собора Московского Кремля соответствует стилю, получившему тогда распространение в Западной Европе и ставшему отличительной чертой эпохи Возрождения.

Под патронажем Василия III

Началу строительных работ предшествовала полная (а по некоторым данным - частичная) разборка прежнего храма, возведенного еще Иваном Калитой. По ее завершении в октябре 1505 года Иван III собственноручно заложил первый камень в основание будущего сооружения, и по роковому стечению обстоятельств через несколько дней скончался, передав княжение своему сыну, вошедшему в отечественную историю под титулом Великого князя Московского Василия III и ставшего отцом первого русского царя Ивана Грозного. Он и контролировал весь ход строительных работ, продолжавшихся четыре года.

Именно Василию III принадлежит идея сделать Архангельский собор Московского Кремля усыпальницей российских царей. Соответствующий указ он издал в 1508 году, когда строительство подходило к своему завершению. Характерно, что вплоть до двадцатого столетия в соборе хоронили только мужчин, тогда как представительницы царского рода находили вечное упокоение в стенах кремлевской церкви Вознесения Богоматери. Лишь после того, как она была взорвана большевиками, все женские останки перенесли в Архангельский собор.

Собор, ставший гробницей царей

Сегодня под сенью Архангельского собора Московского Кремля размещены 54 мужских захоронения. До того как в 1712 году столицей России стал Санкт-Петербург, возле каждого из них в годовщину успения совершались архиерейские панихиды. За небольшим исключением, здесь нашли вечный покой все российские правители от Ивана Калиты до родного брата и соправителя Петра I царя Алексеевича. Сюда же в 1730 году поместили прах скончавшегося от оспы 15-летнего царя Петра II. Несмотря на то что к тому времени местом захоронения царей стал Петропавловский собор новой столицы, для него сделали исключение, опасаясь распространения инфекции.

Среди российских правителей тех веков, чьи останки не вошли в число захоронений Архангельского собора, можно назвать лишь двух - это Великий князь Московский Даниил Александрович (1261-1303), похороненный в Даниловом монастыре, и царь Борис Годунов (1552-1605). Его прах был выброшен из собора Лжедмитрием, а в дальнейшем перезахоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

Тайна смерти Ивана Грозного

К числу наиболее прославленных исторических лиц, связанных с историей Архангельского собора Московского Кремля, относится и царь Иван Грозный. При жизни он многократно оделял его богатыми дарами, а на исходе дней пожелал себе и двум своим сыновьям выделить особые места для погребения. Выполняя волю государя, после кончины его тело поместили в южной части алтаря - так называемом дьяконнике, где принято держать священные предметы, такие как Евангелие, кресты, дарохранительницы и т. д.

К числу интересных фактов об Архангельском соборе Московского Кремля следует отнести исследования выдающегося советского ученого-антрополога М.М. Герасимова, в 1963 году вскрывшего могилу Ивана Грозного и на основании изучения черепа сумевшего воссоздать портрет умершего монарха. Любопытно, что в костях царя и его супруги Марфы, чьи останки также находятся в соборе, он обнаружил высокое содержание ртути, свидетельствующей о том, что их систематически травили, и царь-кровопийца умер отнюдь не своей смертью. Такая гипотеза выдвигалась и ранее, но в данном случае ей было дано научное подтверждение.

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке

За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.

Что принес собору XX век?

Большой объем работ по благоустройству и реставрации собора провели в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Царствующего Дома Романовых. К торжествам, организованным по случаю столь знаменательной даты, была сооружена мраморная сень над гробницей основателя династии - царя Михаила Федоровича. Ее выполнили по эскизам, сделанным собственноручно великим князем Петром Николаевичем - внуком императора Николая I.

Очередной раз значительные повреждения были нанесены собору в 1917 году, когда после октябрьского вооруженного переворота он оказался под огнем артиллерии, обстреливавшей Кремль. Вскоре после этого богослужения в нем прекратились, и длительное время двери храма оставались запертыми. Лишь в 1929 году их отворили, чтобы внести в подклеть (нижний этаж) гробницы с останками женщин, принадлежавших к династиям Рюриковичей и Романовых. Как уже говорилось выше, это случилось после того, как была взорвана церковь Вознесения Богородицы, где они до той поры находились.

Возрождение из небытия

В 1955 году в помещении собора, где давно уже не проводились богослужения, открыли музей, благодаря чему появилась возможность провести некоторые реставрационные работы, и уберечь его от дальнейшего разрушения. Этот статус за ним сохранялся вплоть до падения коммунистического режима, положившего начало возвращению Церкви незаконно отнятого у нее имущества.

Среди прочих святынь в ее лоно вернулся и Архангельский собор Московского Кремля, адрес которого предельно прост и известен всем жителям столицы. Он состоит всего из двух слов: С этих пор в нем возобновилась духовная жизнь, прерванная почти в течение восьми столетий.

Заложил крепость, назвав ее Санкт-Петербургом, во имя своего небесного покровителя. Летом этого года вместе с другими постройками заложили деревянную церковь, которую именовал в честь святых и Павла. После Полтавской победы 1709 года Петербург стал застраиваться великолепными зданиями, ведь он теперь столица Государства Российского.

Некрополь династии

Петропавловский собор - это выдающийся памятник архитектуры начала XVIII века, он широко известен, а сверкающий золотом шпиль является одним из символов города. Но не все осведомлены в том, что собор является усыпальницей Российского Императорского Дома, , а также все последующие коронованные особы династии.

Но современники воспринимали собор прежде всего как склеп Дома Романовых, в нем проходили только те таинства, которые посвящались этим печальным событиям, крещения и венчания не проводились. Оформлением траурных церемоний занимались лучшие архитекторы и художники Санкт-Петербурга. К большому сожалению, похоронные процессии могли видеть только современники событий, после все убранство разбиралось и храм принимал свой обычный вид.

Традиционно в соборе происходили захоронения не только забальзамированных тел в закрытых герметично гробах, но и разложенных по сосудам внутренних органов. Днем раньше официальной церемонии их помещали на дно могилы. При этой процедуре присутствовали, как правило, только члены "Печальной комиссии", занимавшиеся организацией похорон, и духовенство.

Из истории собора

В 1712 году в день рождения города на глазах у многих высочайших персон заложил первый камень собора на месте деревянной церкви. В 1733 году храм освятили, он выдержан в стиле барокко и является одним из величественных памятников архитектуры. Собор представляет собой прямоугольное здание, расположенное с запада на восток, над его восточной частью высится барабан с куполом, а с западной стороны возвышается колокольня с золоченым шпилем в 122,5 метра, которая до настоящего времени является самым высоким сооружением Санкт-Петербурга. С 1858 года храм именуется «Петропавловский». На втором фото вы видите внутреннее убранство собора, где похоронен Петр 1.

Под руководством царя собор строился весьма быстро. Доменико Трезини - швейцарский инженер - был назначен архитектором, ему дали лучших мастеров. Через 8 лет снаружи постройка собора была закончена. Из Голландии были привезены часы с курантами, их приобрели за огромные деньги - 45000 рублей. Через 3 года был установлен позолоченный шпиль. Иконостас, работу над которым Петр1 возложил на плечи архитектора Зарудного, изготавливали 4 года. Под его руководством по чертежам работали художники Иванов и Телега.

Император Петр Первый где похоронен?

Скорее всего, уже в начале строительства царь, по примеру Константина - первого христианского императора - захотел превратить собор в усыпальницу своей династии. До постройки собора всех царей хоронили в Архангельском соборе Кремля (Борис Годунов покоится в

На протяжении двух столетий Петропавловский собор, где похоронен Петр 1,являлся местом захоронения почти всех императоров до Александра III и многих фамильных родственников, только и Иоанн VI похоронены в другом месте. Самой первой в 1708 году, еще в деревянной церкви, была упокоена в возрасте полутора лет Екатерина, дочь Петра 1.

Могилы знаменитостей. Петр I и его потомки

До завершения строительства в соборе были произведены и другие захоронения. Летом, в 1715 году, сюда привезли останки дочерей Петра 1 - Натальи и Маргариты. Зимой - царицы Марфы Матвеевны (Апраксиной), которая являлась супругой царя В 1717 похоронили сына Петра 1 - Павла, в следующем году упокоилась душа старшего сына Петра 1 - Алексея Петровича от первой жены Лопухиной, казненного по приказу отца за антигосударственную деятельность. Спустя 5 лет, в 1723 году здесь схоронили Марию Алексеевну - опальную Могилы царевича Алексея и царицы Марфы Матвеевны находятся под колокольней в приделе святой Екатерины. Могила, где похоронен Петр 1, на фото внизу.

Именно сюда, в недостроенный собор, 8 марта 1725 года поместили тело навсегда уснувшего (28 января) императора Петра Великого. По проекту Д.Тризини была построена временная деревянная церковь внутри собора, туда и перенесли с пышной церемонией усопших Петра Великого и его дочь Наталью, которая умерла 4 марта.

Плотно закрытый гроб, где похоронен Петр 1, был установлен на обшитый золотой тканью катафалк, под балдахин. Летом 1727 года туда же поставили гроб с его умершей женой, императрицей Екатериной 1.

Прах - земле

Императрица Анна Иоановна в мае 1731 года повелела предать прах супругов земле. Погребение происходило с особенной церемонией 29 мая. Среди присутствующих были персоны из Адмиралтейства, генералитета, коллежские чины. При поставлении гробов в специально отведенное место на Императорском кладбище из крепости был произведен 51 залп.

На протяжении двух столетий в Петропавловском соборе были похоронены почти все российские императоры, от Петра I до Александра III.

Надгробия царей неоднократно переделывались и заменялись на новые, по причине их ветхости и ненарядного вида. Каменные заменялись на мраморные, серый карельский мрамор уступал место белому итальянскому и т.д. Царская усыпальница пережила две масштабные замены надгробий: в 1770-е (при перестройке Собора) и в 1865 г.

Изначально над местами захоронений в соборе ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации собора, их заменили на другие, сделанные из серого карельского мрамора.
В 1865 г. по указу Александра II, были заменены на новые сразу 15 надгробий. Надо полагать, переделали надгробия семи последних императоров и их жен.
Надгробия на могилах Александра II и его супруги в свою очередь были заменены Александром III в 1887 году, спустя менее чем десятилетие после их смерти.

Таким образом, все царские надгробия в Петропавловском соборе - новоделы второй половины 19 века.

В Петропавловском соборе нет могил:


  • Петра 2 (скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля)

  • Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости.

Осенью 1921 г. тогдашнему правительству в очередной раз потребовались золото и драгоценности.
Ордена, нательные кресты, перстни, золотые пуговицы с мундиров, серебряные сосуды в которых хранились внутренности усопших - все это, в глазах большевиков, подлежало экспроприации. Драгоценные венки и старинные иконы, некогда украшавшие царские надгробия, уже были в свое время увезены в неизвестном направлении Временным правительством.

Под предлогом помощи голодающим Поволжья, были вскрыты гробницы всех русских императоров и императриц, от Петра I до Александра III, включительно.
Эта акция породила множество слухов о судьбе останков. По одной из версий, останки царей переложили в дубовые гробы и увезли в крематорий, незадолго перед этим учрежденный и вскоре закрытый.

Естественно, эксгумация проводилась отнюдь не в интересах исторической науки. Ценности описывались и изымались "в пользу голодающих".

Воспоминания очевидцев этой возмутительной акции содержат кое-какие важные подробности.
Эти воспоминания - устные, переданные с чужих слов - в свое время собрал Л.Любимов и позднее дополнил историк Н.Эйдельман для своей книги "Первый декабрист". Акта эксгумации, который был подписан всеми членами комиссии, до сих пор найти не удалось.

Кого нашли?

В воспоминаниях сообщают о нахождении останков всех царей и цариц, кроме Александра I. Гроб Александра совершенно пустой, только на самом дне "немного пыли". Кое-кто из членов комиссии вспоминает по этому поводу легенду о старце Федоре Кузьмиче, у меня есть свое объяснение пропажи Александра .
В других присутствуют минимум кости и одежда. Череп Павла якобы расколот на несколько частей. Другие сообщают, что Павел был забальзамирован, покрыт восковой маской, которая местами оплыла и они даже разглядели на лице Павла гримасу ужаса.
При этом все без исключения очевидцы отмечали идеальную сохранность Петра I.
Император был одет в зеленый мундир и кожаные ботфорты и похож на себя, каким его изображали на картинах.

В эти дни ожидается вскрытие могилы Александра III, проведенное по инициативе церкви. Будет проводиться генетическая экспертиза для идентификации останков его сына, Николая II. Дойдет ли до ревизии всех царских останков, пока не известно.

Использованы материалы:

Петропавловский собор – усыпальница представителей династии Романовых

Императорские захоронения XVIII в. находятся в южном нефе собора перед иконостасом, где помещена в киоте икона апостола Петра. Они расположены в два ряда. В первом ряду кроме Петра I и его второй супруги императрицы Екатерины I, упокоилась их дочь императрица Елизавета Петровна. Во втором ряду погребены императрица Анна Иоанновна, император Петр III и императрица Екатерина II. Таким образом, Петр I Великий и его внук Петр III захоронены перед иконой своего святого покровителя апостола Петра.

Императорские захоронения в северном нефе Петропавловского собора

В северном нефе в иконостасе представлена икона с изображением апостола Павла, перед ней похоронены император Павел I, его жена императрица Мария Федоровна, их старший сын император Александр I и его жена императрица Елизавета Федоровна. В первом ряду располагаются три могилы: императора Николая I, его жены императрицы Александры Федоровны и старшей дочери Петра I цесаревны Анны Петровны, герцогини Шлезвиг-Голштейн-Готторпской – матери Петра III. В северном нефе в одном ряду с императором Александром II и его женой императрицей Марией Александровной покоится их сын император Александр III. 28 сентября 2006 г. в Петропавловском соборе было произведено перезахоронение императрицы Марии Федоровны (урожд. Марии-Софии-Фредерики-Дагмар Шлезвиг-Голштейн-Зондербург-Глюксбурской, 14.11.1867–13.10.1928) рядом с ее супругом императором Александром III. Мария Федоровна скончалась в Дании и была погребена в Роскильском соборе под Копенгагеном.

Все надгробия в Петропавловском соборы сделаны из белого каррарского мрамора, кроме двух, созданных из камней-самоцветов. Захоронение Александра II оформлено надгробием из алтайской яшмы зеленого цвета, вес его около 5,5 т. Над могилой его супруги императрицы Марии Александровны установлено надгробие из родонита, весом около 6,5 т. Эти великолепные монолитные надгробия выполнены по проекту А. Л. Гуна на Петергофской гранильной фабрике под Петербургом и установлены в 1906 г., когда отмечалось 25-летие со дня смерти царя-освободителя, отменившего крепостное право, и царя-мученика, погибшего от бомбы народовольцев после многократных покушений.

Кроме императоров и императриц в соборе хоронили и членов семей: в начале XVIII в. здесь были похоронены родственники Петра I, с 1831 г. стали появляться могилы великих князей.

В. Рейнгардт. Петропавловский собор. Северный неф. Так выглядели могилы императора Александра II и императрицы Марии Александровны до замены их в 1906 г.

В 1939 г. по просьбе греческого правительства в присутствии представителей музея, обоих правительств и духовенства была вскрыта могила урожденной греческой принцессы Александры Георгиевны, супруги сына Александра II великого князя Павла Александровича. Ее останки были отправлены для перезахоронения на родину. В 1994 г. было эксгумировано тело цесаревича Георгия Александровича для идентификации останков его брата Николая II. После необходимых исследований Георгий Александрович был захоронен в том же гробу и склепе в присутствии священнослужителей, была отслужена панихида.

В ходе восстановительных работ в соборе после пожара 1756 г. была сооружена стена, отделившая от главного зала храма три помещения, находящиеся под колокольней: притвор, через который прихожане входят в храм, ризницу и придел, освященный во имя святой великомученицы Екатерины. После этого основное помещение собора часто именовали «Главным храмом», а Екатерининский придел – «Малым храмом». Здесь проводили отдельные богослужения.

17 июля 1998 г. в Екатерининском приделе Петропавловского собора были преданы земле останки членов семьи императора Николая II, слуги и доктора, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Надгробная плита выполнена из трех сортов итальянского мрамора, надгробие – из каррарского белого мрамора. Под ним – двухъярусный склеп, на нижнем ярусе которого похоронены: доктор Е. С. Боткин, горничная А. С. Демидова, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов.

На верхнем ярусе склепа находятся гробы с останками императора Николая II, его жены императрицы Александры Федоровны и трех дочерей: Ольги, Татьяны и Анастасии. Мемориальные доски на стенах Малого храма содержат информацию обо всех членах семьи, но для великой княжны Марии и цесаревича Алексея Николаевичей, чьи останки найдены не были, нет указания на место погребения. В похоронах участвовали: президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, представители иностранных государств, большое количество приглашенных. Делегацию семьи Романовых, состоявшую из 52 человек, возглавлял праправнук Николая I Николай Романович Романов. Более 1000 корреспондентов освещали в средствах массовой информации это событие. Заупокойная панихида была отслужена клириками Санкт-Петербургской епархии во главе с настоятелем собора протоиереем Борисом Глебовым. При захоронении произведено 19 выстрелов.

Священный синод Русской православной церкви считает, что «…Решение, об идентификации останков, как принадлежащих семье Императора Николая II, вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе. В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике».

В августе 2000 г. Русская православная церковь канонизировала членов семьи Николая II, но отношение к захоронению в Екатерининском приделе не изменила.

С момента освящения каменного Петропавловского собора церковно-служебная жизнь в значительной мере определялась использованием его в качестве императорской усыпальницы. С течением времени заупокойные службы по особам царствующего дома стали главными в деятельности причта. Здесь никогда не отправлялись таинства крещения и венчания.

В мае 1919 г. по распоряжению коменданта крепости собор был закрыт. С начала 1990-х гг. здесь возобновлены богослужения.

Накануне революции большая романовская семья насчитывала более 60 человек. 18 из них погибли в годы революционного террора (четверо были расстреляны в январе 1919 г. в Петропавловской крепости). Остальным удалось покинуть Родину. По-разному складывалась их жизнь в эмиграции. Сейчас Романовы живут во многих странах мира, имеют разные профессии. Во время своих визитов в нашу страну и Санкт-Петербург потомки императоров посещают могилы предков в Петропавловском соборе, чтобы поклониться их памяти.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX в. в соборе практически уже не оставалось места для новых захоронений, поэтому рядом с ним было возведено здание Великокняжеской усыпальницы по проекту архитектора Д. И. Гримма, при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа.

Сочетающее черты различных стилей здание хорошо вписалось в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости и составляет единый ансамбль с Петропавловским собором, являясь его приделом, освященным в 1908 г. во имя святого благоверного князя Александра Невского, одного из покровителей Петербурга.

Усыпальница соединена со зданием Петропавловского собора галереей, где были предусмотрены помещения – Царские комнаты, предназначенные для отдыха членов правящей семьи при посещении могил близких.

Великокняжеская усыпальница. Фото нач. XX в.

В отличие от собора в Великокняжеской усыпальнице было сразу приготовлено шестьдесят бетонных склепов глубиной 2,2 м, располагающихся рядами с востока на запад. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места рождения и смерти, дата погребения усопшего. Когда хоронили в этом здании, то отпевание происходило в соборе. К 1916 г. здесь было тринадцать захоронений, восемь из которых перенесены из Петропавловского собора. После революции усыпальницу, как и собор, закрыли и опечатали. Бронзовые украшения и решетки алтарной части отправили в переплавку. Впоследствии здание использовалось под склад, в то время надгробные плиты были разбиты. В 1954 г. усыпальницу передали Государственному музею истории города.

Траурная процессия великой княгини Александры Иосифовны в Петропавловской крепости. Фото 1911 г.

Похороны Владимира Кирилловича Романова. Фото 1992 г.

Похороны Леониды Георгиевны. Прощание с телом в Петропавловском соборе. Фото 2010 г.

В настоящее время здесь находится семнадцать захоронений. Захоронение в 1992 г. правнука императора Александра II Владимира Кирилловича Романова (30.08.1917–21.04.1992), которого сторонники считали претендентом на российский престол, послужило прецедентом для последующих захоронений. В 1995 г. в Великокняжеской усыпальнице были перезахоронены из Кобурга (Германия) останки родителей Владимира Кирилловича – великого князя Кирилла Владимировича (30.09.1876–12.10.1938) и великой княгини Виктории Федоровны (13.11.1876–2.03.1936). 3 июня 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем в Великокняжеской усыпальнице была захоронена его супруга Леонида Георгиевна (урожд. княжна Багратион-Мухранская, 23.09.1914–23.05.2010, Мадрид).

Церковно-приходская жизнь Петропавловского собора

Первый деревянный храм в Петропавловской крепости был освящен 1 апреля 1704 г. во имя апостолов Петра и Павла, о службах в этом храме сведений сохранилось мало, но известно, что там проводились торжественные богослужения в честь побед русского оружия, хранились трофеи, добытые в Северной войне. В 1712 г., когда Санкт-Петербург стал столицей государства, вокруг деревянной церкви началось возведение нового каменного храма, продолжавшееся 21 год. В период строительства причт сохранялся и богослужения проводились. Уже в первой деревянной церкви была похоронена дочь Петра I Екатерина, захоронения родственников царя продолжались и во время строительства каменного храма. Когда в 1731 г. в соборе были преданы земле останки Петра I и Екатерины I, храм стал императорской усыпальницей. Указания на то, что собор сделан кафедральным указом Анны Иоанновны в июне 1731 г., находятся в летописи Петропавловской крепости и у Богданова-Рубана, однако в Полном собрании законов Российской империи такого указа не обнаружено.

29 июня 1733 г. произошло освящение этой единственной по тому времени и огромной, «пресловуто построенной церкви» в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Повторное освящение собора было совершено 23 июня 1757 г. после пожара, уничтожившего колокольню годом раньше.

6 июля 1737 г. Анна Иоанновна наложила резолюцию на доклад Синода о штате священно– и церковнослужителей Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Синод обратил внимание государыни на малое количество священников и их несоответствие высокому статусу храма: они «люди неученые», тогда как для такой «знатной церкви» полагаются в служители «люди достойные, ученые, искусные и доброжелательные» и «нескудного числа». Штат был значительно расширен, и с этого времени в соборе начинались регулярные архиерейские служения, оправлявшиеся по очереди высшими иерархами русской церкви.

До учреждения в 1742 г. Санкт-Петербургской епархии собор считался синодальным и подчинялся Святейшему синоду. В Петропавловском соборе, как кафедральном, производили священнослужителей в архиерейский сан и рукополагали Санкт-Петербургских митрополитов, здесь же новый митрополит должен был провести свою первую службу.

Уже с первых лет своего существования Петропавловский собор не являлся единственным местом для архиерейских служений. Добраться до Петропавловской крепости было достаточно сложно, особенно весной и осенью из-за «опасности Невы», поэтому все чаще такие богослужения стали проводиться в других храмах, и Петропавловский собор стал утрачивать значение главного. Кроме территориального неудобства имело значение то, что в соборе хоронили членов императорской семьи, он стал местом мемориальным, в котором заупокойные богослужения стали играть ведущую роль.

В 1858 г. Исаакиевский собор стал кафедральным храмом Санкт-Петербургской митрополии, что подтверждает «Высочайше утвержденный Церемониал освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 г.».

В 1859 г. Петропавловский собор из ведения епархии передан в придворную строительную контору МИДв, а в 1883 г. его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству МИДв, собор получил статус придворного, что вполне соответствовало исторически сложившейся ситуации, и сохранял его до 1917 г. В 2007 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) назвал Петропавловский собор первым кафедральным собором Санкт-Петербурга.

В связи с тем, что собор – это усыпальница Дома Романовых, сложилась особая церковно-служебная жизнь храма: здесь отпевали и поминали усопших членов императорской семьи, а такие обычные требы, как крещение и венчание, не проводились. Соборяне принимали участие во всех церемониалах похорон монархов и поминальных службах. Иногда в соборе отпевали комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище. К концу XIX в. установлен «Перечень церковно-служебной деятельности Петропавловских соборян» с обозначением регулярного проведения богослужений. В связи с расположением собора в центре Петропавловской крепости в обязанности причта входило отправление культовых обрядов для тех, кто составлял приход церкви: солдат крепостного гарнизона, арестантов, содержавшихся в крепости, работников Монетного двора. Накануне праздничных, воскресных и высокоторжественных дней служились всенощные, после каждой литургии поминались все особы, похороненные в Петропавловском соборе, начиная с Петра I.

Еще одна сторона деятельности причта собора – приведение к присяге работников Монетного двора и молодых солдат. Священнослужители собора преподавали закон Божий молодым солдатам крепостного бастиона и наблюдали за соблюдением епитимьи (наказания), наложенной на арестантов, солдат и офицеров крепостного гарнизона.

Храмовыми праздниками Петропавловского собора были: 29 июня – день покровителей собора первоверховных апостолов Петра и Павла; 24 ноября – святой великомученицы Екатерины в память святой покровительницы малого храма – Екатерининского придела; 30 августа (перенесение мощей в Петербург) и 23 ноября (погребение) – дни благоверного князя Александра Невского, которые стали отмечаться после освящения в честь этого святого Великокняжеской усыпальницы в 1908 г. Праздники посвящались и храмовым святыням, проводились крестные ходы.

После 1917 г. службы некоторое время продолжались, но прекратились, очевидно, в 1919 г., когда храм был закрыт по распоряжению коменданта крепости А. И. Поппеля, однако штат и получение доходов сохранялись до 1922 г., после чего штат распался.

В 1922 г. Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были приписаны как музейные объекты к Главнауке, созданной при Наркомпросе. В 1924 г. Тюрьма Трубецкого бастиона, а в 1926 г. собор и усыпальница переданы Музею революции. Новая страница истории открылась для Петропавловского собора в 1954 г., когда он поступил в ведение Гос. музея истории Ленинграда (с 1991 г. – Санкт-Петербурга).

Одним из первых и базовых юридических документов, инициирующих передачу верующим культовых ценностей в постсоветское время, стало Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г., в котором на Правительство РФ возлагалось осуществление поэтапной передачи имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, в собственность или пользование религиозным организациям. В 1997 г. министр культуры Е. Ю. Сидоров определил формы договорных отношений с церковью по поводу памятников: 1. Форма собственности (применяется редко); 2. Безвозмездное использование (применяется часто); 3. Совместное использование (применяется редко). К третьему виду пользования относятся такие памятники, как Московский Кремль, Петропавловский собор и др.

В начале 1990-х гг. было зарегистрировано два прихода: один – на Петропавловский собор, другой – на Великокняжескую усыпальницу с настоятелем протоиереем Борисом Глебовым. В 2001 г. зарегистрирован ныне действующий приход, председателем приходского совета (старостой) которого является Б. А. Алмазов, казначеем – Н. Н. Валуйский. Настоятель собора – игумен Александр (Федоров). Нового освящения Петропавловского собора в постсоветское время не было, после регистрации прихода перед празднованием храмового праздника 12 июля 2002 г. от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) выдан новый антиминс.

1992 г. можно считать началом возобновления служб, в основном поминального характера, это стало возможным после захоронения в Великокняжеской усыпальнице Владимира Кирилловича Романова. В 1997 г. в соборе прошла первая после революции всенощная литургия, годом позже, 17 июля 1998 г., отец Борис Глебов провел богослужение по невинноубиенным, приуроченное к годовщине расстрела семьи последнего российского императора и захоронению в Екатерининском приделе екатеринбургских останков. 12 июля 1999 г. в день апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе прошла первая всенощная и митрополичья литургия, которую проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. С этого времени службы становятся регулярными.

В 2007 г. Санкт-Петербургское епархиальное управление РПЦ обратилось к председателю Совета Федерации С. М. Миронову с просьбой возглавить Попечительский Совет Императорского Петропавловского собора, результатом стало подписание между епархией и музеем договора о совместном использовании собора и организации регулярных богослужений с начала 2008 г.

В ночь на 27 апреля 2008 г., впервые в постсоветский период, настоятель собора игумен Александр Федоров провел пасхальное богослужение, а 12 июля 2009 г. патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, отметив, таким образом, именины города. Это было первое патриаршее богослужение за всю историю храма. Ранее, если патриархи и посещали собор, но богослужений не вели, о Российской империи в этом контексте говорить не приходится по причине отсутствия в ней института патриаршества. Патриарх преподнес в дар собору список с Казанской иконы Божьей Матери, который хранится ныне в центральном нефе на солее слева от Царских врат. Викарный епископ Амвросий от лица епархии преподнес в дар владыке икону апостолов Петра и Павла. Патриаршие богослужения стали новой традицией. 12 июля 2010 г. Предстоятель Русской православной церкви также отметил день апостолов Петра и Павла.

30 сентября 2009 г. между митрополией и музеем достигнуто историческое соглашение по службам, в соответствии с ним во время служб экскурсионная работа не ведется. Богослужения проходят по субботам – Всенощное бдение и по воскресеньям – литургия. Службами отмечены все главные двунадесятые праздники и Пасха, проводятся панихиды по усопшим императорам, некоторым императрицам и членам императорской семьи, традиционно отмечаются храмовые праздники: дни апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины и святого благоверного князя Александра Невского.

В общем списке храмов Санкт-Петербургской митрополии собор значится как «Императорский мемориальный собор во имя святых апостолов Петра и Павла» под № 126.

В ноябре 2010 г. президент Д. Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации о передаче церковным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Как этот закон коснется судьбы Петропавловского собора, покажет будущее.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1188: Приезд аш‘аритов и (других представителей) жителей Йемена. 1611 (4385). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы, несколько человек из числа аш‘аритов, пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили его дать нам

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

12 Февраля – Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей) Собор вселенских учителей и святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста,

Из книги Лекции по истории древней церкви автора Бриллиантов Александр Иванович

Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Действительно ли один из самых авторитетных представителей современного иудаизма признал, что имя Мессии - Иисус? Иеромонах Иов (Гумеров)29 января 2006 года в возрасте 108 лет скончался каббалист Ицхак Кадури (наст. фамилия - Диба), который был духовным лидером сефардских

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Когда окончательно сложилась практика поставления во епископы представителей только черного духовенства? иеромонах Иов (Гумеров)В первые века епископами могли быть люди, имевшие жену и детей. Св. апостол Павел в 1-м послании к Тимофею говорит, что епископ должен быть

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Глава VIII Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор. Ересь Евтихия и Четвертый Собор. Пятый Вселенский Собор Едва утихли на Западе споры о пелагианстве, как на Востоке началось сильное волнение по поводу лжеучения Нестория. Антиохийский пресвитер Несторий был избран в 428

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Влияние Оптиной пустыни на представителей русской культуры "Оптина пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или "официальных" богослужениях, а с самой глубиной веры

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

12. Мефодий, епископ Петропавловский Епископ Мефодий, в прошлом священник Михаил Красноперов Сарапульского уезда Вятской губ., окончил Казанскую Духовную Академию.В 1913 г. в Омской епархии было учреждено викариатство Петропавловское и Акмолинское. Первым епископом был

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

8. Николай II – последний царь династии Романовых Наглядным доказательством постепенного духовного очищения и совершенствования потомственных наследственных православных монархов царствующих династий, является жизнь и жертвенная смерть последнего представителя

Из книги автора

Празднование в Суздале 300-летия царствования Дома Романовых В начале 1913 года не только обе столицы - Москва и Санкт-Петербург, но и вся Россия жила одним событием - празднованием 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых. Сама же подготовка к празднествам началась

Из книги автора

Усыпальница князя Д.М. Пожарского Князь Д.М. Пожарский умер на государевой службе, и в боярских списках о нем (как и о Кузьме Минине) было отмечено: "выбыл". Похоронили их, как подобает по православному обряду: пели над гробом "вечную память", но со временем воспоминания о

Из книги автора

Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался церковью Св. Михаила на Площади.Ныне существующий собор возведен

Из книги автора

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В 1703 г., вскоре после начала строительства деревоземляной крепости Санкт-Петербург (Петропавловской), на ее территории были возведены две деревянные церкви. Православная в честь апостолов Петра и Павла была заложена самим Петром I. Вторая –

Петропавловский собор

Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.

Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города - Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.

Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский", был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.

Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной - колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.

Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.

<...>Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты - активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.



Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя"
Картина „Моление Христа о Чаше"

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „...Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты... до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому - как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга..." В событиях мировой - Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.

На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.

Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)



Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.

В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей" того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел". Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.

После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.



В течение XVIII -первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.



Могила Петра I. Современный вид

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.

Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.

На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
<...>
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей - Александра II и Марии Александровны - на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита - орлеца (для Марии Александровны).



Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид

Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.



Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903

В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.

В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.



Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.



Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906

В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.

14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.

В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.



Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.

Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке". Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.



Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902

В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.

В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости". Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.



Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909

По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших".

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых