Конспект занятия для детей подготовительной группы. Понятие: дети-инвалиды, дети с ОВЗ

Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом, разработанный педагогами и специалистами ДОУ на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ.

Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения. Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

Индивидуальны план работы с ребёнком — инвалидом

Направление коррекционной работы Задачи Содержание коррекционно- развивающей работы Форма работы Методы и приёмы
Ознакомление с окружающим миром 1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания;
5) развивать произвольное внимание.
  • Формирование первичных представлений о смене времен года.
  • Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.
  • Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).
  • Формирование представлений о значении труда взрослых.
  • Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.
индивидуальная Практический
Словесный
Наглядный
Игровые
Речевое развитие Формирование правильной речи.
  • Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.
  • Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении
  • Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
  • Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
  • Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
  • Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.

индивидуальная Практический
Словесный
Наглядный
Игровые
Формирование
элементарных математических представлений
1) развивать восприятие длительности временного интервала
2) развивать представление о частях суток
3) развивать представления о временах года
4) развивать пространственные представления
5) развивать наблюдательность
  • Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).
  • Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
  • Обучение использованию слов большой, маленький.
  • Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
  • Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).
  • Обучение прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов.

Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.

Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Сенсорное развитие 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность
  • Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).
  • Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).
  • Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый - квадратный), цвету (красный - желтый - зеленый - синий) предметы.
  • Освоение элементарной комбинаторики — размещение по заданному признаку: цвету, величине

Формирование умения узнавать предметы на ощупь

Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Развитие психических процессов 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
  • Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
  • Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций.
  • Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

Индивидуальная Практический
Наглядный
Игровые
Развитие временных и пространственных представлений 1) развивать воображение и творческие способности 1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).2.Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. Индивидуальная Практический
Наглядный
Развитие тонкой моторики рук 1) развивать тонкую моторику рук Конструктивный праксис
  • Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами).
  • Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
  • Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
  • Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями
  • Построение фигур из 3-4 палочек.
  • Работа с палочками Кюизенера.

Развитие графических навыков

  • Учить правильной посадке
  • Учить правильному захвату карандаша.
  • Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
  • Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии.
  • Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром. Учить изображать круглую форму
Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Коррекция звукопроизношения - Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения)- Формирование правильного звукопроизношения:С — З — ЦШ — Ж — Ч — Щ

Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов).

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.

Развитие грамматического строя речи:

Употребление глаголов;

Употребление прилагательных;

Психологическая коррекционно-развивающая работа с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ.

Актуальность темы заключается в необходимости оказания эффективной психолого-педагогической помощи детям инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, педагогически запущенным детям, детям из проблемных и неблагополучных семей.

В наш социально-экономический техникум поступают ребята, имеющие различные, часто сложные комплексные проблемы со здоровьем, которые затрудняют приобретение опыта общения с людьми. Этот опыт необходим для дальнейшей успешной социализации в обществе. Многие обучающиеся ранее находились на домашнем или индивидуальном школьном обучении, что, помимо образовательных и педагогических трудностей, создает и серьезные социально-психологические сложности, связанные с несформированностью коммуникативных навыков. Другие обучающиеся, обучаясь ранее в обычных общеобразовательных школах и классах, имели крайне негативный опыт взаимодействия с другими людьми, связанный с непринятием, нетерпимостью к не таким, как я. (К сожалению, эти явления все еще остаются острыми психологическими проблемами нашего общества). Данный негативный опыт способствует формированию неадекватных коммуникативных навыков, требующих психологической коррекции. Есть еще одна, особая группа обучающихся это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Длительное нахождение ребят в условиях приюта также негативным образом сказывается на развитии коммуникативных навыков: наблюдается их несформированность или неадекватность проявления.

Таким образом, актуальной в деятельности педагога-психолога СЭТ является коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость . В ходе коррекционно-развивающих занятий предполагается положительный эмоциональный настрой ребёнка на дальнейшую работу с педагог -психологом, гармонизация и оптимизация эмоционального состояния, овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим собой, достижение внутренней согласованности, стабилизация позитивной самооценки, повышение стрессоустойчивости и уверенности в себе, нормализация уровня агрессивности.

Цель и задачи.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой ребёнка на дальнейшую работу с педагог-психологом, развитие навыков коммуникации, развитие навыков учебной деятельности, общее развитие, психологическое просвещение.

Задачи:

Развитие уверенности в себе.

Формирование гибкости в общении.

Формирование социально-ориентированного поведения.

Развитие произвольной саморегуляции поведения.

Формирование настойчивости в достижении цели, не переходящей в агрессию.

Нормализация уровня агрессивности.

При проведении занятий возникает ряд сложностей:

1) низкий уровень общего развития; 2) эмоциональная неустойчивость; 3) отсутствие этических норм; 4) низкий уровень самоконтроля. Для успешного преодоления этих трудностей важно: 1) на первом занятии совместно с ребятами сформулировать несколько основных (5-7) правил группы, вывесить эти правила на видном месте и обращаться к ним периодически; 2) четко придерживаться плана занятия; 3) упражнения спокойные, на развитие мышления должны сменяться подвижными играми; 4) избегать длительных монотонных монологов, поучений, обсуждений; 5) использовать доброжелательную манеру общения, использовать похвалу.

Занятие № 2. Задачи: Развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, поддержание положительного эмоционального настроя.

1. Упражнение приветствие. Ребята называют по очереди своё имя и качество(черту характера) присущее ему и животное по их мнению на них похожее. Следующий ребёнок повторяет имя, качество предыдущего и животное, а затем представляется сам. Каждый раз ребёнок старается назвать новое качество и открыть в себе что-то новое.

Сидя в кругу каждый из ребят прикладывает руки к щекам, а руки у кого то тёплые, у кого то холодные, тогда я предлагаю ребятам разогреть руки, потереть ладошки друг об друга пока они не станут тёплыми, после не вставая с места взяться за руки и подарить друг другу тепло, поддержку и взаимопонимание, почувствовать, что ваша группа- это единое целое. Поднять всем вместе руки вверх и представить, что ваша группа это один большой, красивый цветок, а ваши руки лепестки этого цветка, которые излучают тепло, гармонию и взаимопонимание.

2. Повторяем правила группы (не перебивать друг друга, проявлять терпимость друг к другу, серьёзно воспринимать мнение другого, общаться с помощью только цензурных выражений, проявлять взаимоуважение друг к другу).

3.Дискуссия «Эмоции в нашей жизни». Обсуждаем, какие бывают эмоции(положительные, отрицательные), каких эмоций в вашей жизни больше, с чем это связано, какие события, моменты вас радуют. Называем по кругу по очереди эмоции сначала положительные, затем отрицательные. Расширяем кругозор эмоциональной сферы, существует 10 линеек чувств по 4 чувства в каждой линейке, например: злость : раздражение -злость -гнев -ярость или радость : удовольствие - радость -восторг - счастье и т.д. 4. Упражнение «Частичка тепла». Ребёнок обращается по имени к рядом сидящему и говорит «Я буду теплее относится к тебе (имя), например Аня». 5. Яркое событие жизни. По очереди ребята вспоминают и рассказывают о ярком событии в своей жизни(яркие моменты, впечатления), которое порадовало, удивило, оставило приятное воспоминание. 6. Упражнение «Я рад, когда…» Каждый ребёнок по очереди заканчивает предложение, например: …все живы и здоровы или …у меня хорошее настроение.

7. Делаем упражнения на снятие эмоционального напряжения, чтобы научиться контролировать агрессию. Такие упражнения, как крепко закрываем глаза, фиксируем, держим пару секунд и резко открываем глаза. Тоже самое мы делаем с руками зажимаем со всей силы кулаки, фиксируем, держим пару секунд и резко отпускаем и тоже самое на ногах зажимаем пальцы, фиксируем держим пару секунд и резко отпускаем и др.

8. Подвижное упражнение «Котелок» (котелок мы сделали своими руками из картона). Играет музыка, котелок по кругу все по очереди одевают друг другу на голову, музыку выключают, на ком остановился котелок выбывает из игры, пока не останется один победитель.

9. Арт-терапия. Рисуем каждый своё настроение (на выбор, каждый выбирает сам чем ему рисовать можно красками, можно карандашами, можно фломастерами) и после того как все нарисовали обсуждаем какие эмоции кто нарисовал, у кого какое настроение и почему.

10. Обратная связь. Подведение итогов: обмен впечатлениями, чувствами, пожелания. Что я сегодня узнал нового, что понравилось.

11. Заключительное упражнение «Спасибо что у меня есть такая группа». Каждый ребёнок по очереди обращаясь к своему соседу называет его по имени и говорит спасибо что ты учишься в этой группе, например Серёжа, спасибо что ты учишься в этой группе.

Использование оборудования светлой сенсорной комнаты при работе с детьми с аутизмом.

Введение

Дети с диагнозом «аутизм» нуждаются в длительной коррекции, которая может проходить в течение нескольких лет. Важно в работе с такими детьми участие в коррекции родителей. После установления контакта с ребенком использование оборудования можно начать активно. А во время установления контакта оборудование является той средой, в которой ребенок адаптируется и привыкает к оборудованию и к специалисту – психологу. Оборудование большое по размеру, яркое по цветовой гамме, что является дополнительным стимулом для ребенка, чтобы начать действие или манипуляции с данным оборудованием.

1 занятие.

Цель: развитие эмоциональных реакций ребенка.

Задачи:

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, игровое панно «ежик».

Ход занятия:

Необходимо выработать определенные ритуалы занятий:

1. Ребенку предлагается вход в комнату по сенсорной тропе для стимуляции тактильных ощущений (стопотерапия). После того, как ребенок научился выполнять данное действие сенсорную тропу можно заменить игровой дорожкой, что создает дополнительные неудобства и вызывает у ребенка эмоциональные реакции, а при возникновении трудностей, психолог предлагает ребенку помощь (протягивает руку или вербально стимулирует ребенка), что вызывает взаимодействие ребенка и психолога.

2. Специалист с ребенком подходят к игровому панно «ёжик». Психолог предлагает ребенку снять элементы картинки (ёжик, лапки, бантики). В первый раз психолог проделывает все действия сам, словесно поясняя ребенку свои действия. Затем психолог предлагает ребенку проделать те же действия, при этом обязательно словесно поясняя что делает ребенок. В процессе занятия психолог должен постоянно поощрять ребенка за любые действия, стимулируя дальнейшую деятельность. Стимуляция может быть вербальной (похвала, одобрение, обязательно эмоционально) и невербальной (поглаживание по спине, по голове, по руке). Ребенку обязательно дается время для тактильного изучения материалов на панно. При этом психолог проговаривает что берет ребенок и какие предполагаемые эмоции и чувства может испытывать ребенок в это время. Также психолог проговаривает форму и цвет изучаемых предметов. Во время изучения предметов психолог также показывает как еще можно использовать предметы, имеющиеся в наборе. Например, в мешочке имеются предметы, которые можно использовать для массажа кистей рук и предплечий. Сначала психолог берет руки ребенка и показывает как это можно сделать, затем ребенку предлагается самостоятельно проделать массаж. После того как изучены предметы, психолог составляет картину на панно, при этом проваривая свои действия и результат (полянка, ёжик). Затем ребенку предлагается сделать картинку самостоятельно, проговаривая, что делает ребенок и что должно получиться в результате его деятельности. После выполняемых действий психолог показывает эмоциональную реакцию (радость, восхищение), стимулируя ребенка к подобным реакциям. Далее ребенку предлагается выход из занятия по сенсорной тропе или игровой дорожке. Психолог проговаривает что было на занятии, подчеркивая удачи и достижения, спрашивая понравилось ли ему и придет ли он еще раз.

Занятие №2.

Цель: развитие эмоциональных реакций ребенка и навыков взаимодействие.

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности.

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, пирамида-великан, игровой комплекс «набрось кольцо», набор «Кузнечик».

Ход занятия:

Ребенок входит в кабинет по сенсорной тропе или следочки из набора «Кузнечик». Во время прохождения психолог проговаривает по какому наполнителю идет ребенок и что он может чувствовать, наступая на подушечками с различным наполнителем. При этом психолог всегда предлагает помощь ребенку, устанавливая тактильный контакт. Если ребенок разрешает брать себя за руку, психолог может предложить ребенку шарики или мячи различные по размеру, а также разные на ощупь. Также для этого можно использовать кольца с игрового комплекта «набрось кольцо». Мячами можно сделать массаж рук. Вначале психолог делает массаж ребенку, затем предлагает ребенку сделать массаж себе самостоятельно, при этом психолог проговаривает все действия ребенка и предполагаемые ощущения, затем психолог предлагает ребенку сделать массаж психологу, что является важным элементом взаимодействия. При этом психолог поощряет и эмоционально стимулирует все действия ребенка, одобряя эмоционально, радуясь за его действия.

Занятия, которые можно предложить ребенку с использованием колец из игрового комплекса «набрось кольцо». Психолог берет кольцо, смотрит через него на ребенка, при этом можно сконцентрировать внимание ребенка на себе при помощи звукового сигнала («ку-ку», «где я» и другие). Затем ребенку предлагается выполнить те же действия.

Пирамида – великан. Психолог показывает ребенку и предлагает совместно разобрать пирамиду – великан. При этом действия ребенка поощряются и проговариваются психологом (цвет колец, которые они снимают, форма). После того, как пирамида разобрана, психолог предлагается собрать ее в том же виде, какой она была.

Но сначала ребенку предлагается посмотреть на ребенка в кольца пирамиды, так же, как это было с кольцами из набора «набрось кольцо». Если ребенок выполняет все инструкции, то психолог предлагает ему выполнить словесные инструкции без образца, при этом психолог проговаривает все действия. Если же ребенок затрудняется, психолог должен показать действие, которое должен сделать ребенок. При этом все действия ребенка должны быть эмоционально стимулироваться и вербально подкрепляться психологом. .

Занятие №3

Цель:

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, стол-ванна для игр с водой и песком

Ход занятия:

Ребенок входит в занятие по сенсорной тропе, погружаюсь в обстановку занятия. Далее психолог берет руки ребенка и делает массаж, используя карандаш, рисуя на ладонях и пальцах ребенка геометрические фигуры и каракули, что вызывает положительную реакцию у ребенка.

При этом психолог проговаривает действия, далее ребенку предлагается самостоятельно проделать действия, психолог проговаривает действия ребенка. Затем ребенку предлагается сделать то же самое на руках психолога. Эти действия важны в процессе занятия, так как они свидетельствуют о доверии ребенка к психологу и готовности к взаимодействию. Далее ребенку предлагается перейти к игровому занятию с водой и песком (элементы набора аквапескотерапии могут меняться в зависимости от возраста и интересов ребенка).

Психолог дает возможность ребенку изучить свойства песка и воды. Психолог показывает, что воду можно переливать, набирая в ладони, показывая, что она может утекать сквозь пальцы, если по ней хлопать, она издает звуки, если поместить руку в воду, она видна, т.к. прозрачна. Ребенку предлагается сделать то же самое. Если ребенок не хочет делать это самостоятельно, психолог берет руку ребенка и проделывает это совместно с ним, при этом проговаривая действия и возможные ощущения ребенка. Важно наблюдать за эмоциональными реакциями ребенка, проговаривая (тебе нравится, приятно, вода холодная). Также происходит изучение свойств песка (он шуршит, утекает сквозь пальцы, на нем можно рисовать, в него можно спрятать руку и ее не видно). Обычно песок вызывает большой интерес и ребенок длительное время занимается изучением его свойств, что дает возможность психологу проговаривая действия ребенка, пронаблюдать его реакции во время этих действий. После того, как ребенок изучил свойства воды и песка, можно предложить ребенку следующее задание: спрятать в песке с помощью пальцев, кисточки (по желанию ребенка), камушков или ракушек или пуговиц. Сначала психолог показывает как это можно сделать, затем предлагает сделать это ребенку, проговаривая, что предмет не виден, мы его спрятали, его можно найти. После того, как мы нашли предмет, предлагается сделать то же самое в ванне с водой, при этом психолог проговаривает, что предмет видно, что он мокрый, что он в воде, что его можно достать. При этом все действия ребенка должны быть эмоционально стимулироваться и вербально подкрепляться психологом. После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор (важно, какой выбор делает ребенок – повторяет ли он тропу, либо каждый раз меняет свой выбор).

Занятие №4

Цель: развитие тактильных ощущений и умение действовать по инструкции

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, дидактическая черепаха

Ход занятия:

Ребенок входит в занятие по сенсорной тропе, погружаюсь в обстановку занятия. Далее ребенку объясняется, что мы пришли в гости к черепахе. Психолог совместно с ребенком изучает черепаху, обращает внимание ребенка где у нее глаза, голова, какого они цвета и др. Затем ребенку предлагается самому показать где у черепахи «части тела». При возникновении трудностей, психолог берет руку ребенка и совместно с ним показывает те части тела, которые психолог называет. Далее психолог показывает, что у черепахи есть различные слои, выбирает саамы простой – полянка. Сначала, психолог показывает ребенку действия, которые он должен выполнить, например: на синий цвет приклеить синие фигуры, на желтый – желтые и др., затем психолог предлагает сделать это ребенку самостоятельно, либо совместно – при затруднении ребенка. Данное задание позволяет развивать цветоразличение, мелкую моторику, умение действовать по инструкции взрослого. После того, как все цветовые поляны заполнены, психолог предлагает ребенку убрать все и навести порядок. Это важный элемент занятия, когда после игры расставляет все на места, что является свидетельством для ребенка об окончании занятия и о том, что ребенок помогает взрослому, что обязательно должно проговариваться психологом и подкрепляться эмоциональными реакциями.

После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор

Занятие №5

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и дифференциации цвета и формы

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Сформировать цветоразличение

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, дидактическая черепаха, игровое панно «ежик».

Ход занятия:

После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор

Психолог проговаривает, что было на занятии, подчеркивая удачи и достижения, спрашивая, понравилось ли ему и придет ли он еще раз.

Анна Фролина
Конспект открытого индивидуального занятия по теме «Домашние животные» с ребенком-инвалидом с поражением головного мозга

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ » С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ С ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ЕГО РОДИТЕЛЕМ .

Цель : систематизация знаний по теме «Домашние животные »

Коррекционно-образовательные задачи :

1. Уточнить и расширить словарь по теме «Домашние животные » .

2. Формировать обобщающее понятие «Домашние животные » .

3. Учить отвечать на вопрос распространенным предложением.

4. Закрепить звук [Л] в словах.

Коррекционно-развивающие задачи :

1. Развитие зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания.

2. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

3. Развитие логического мышления.

4. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом .

5. Развитие графомоторных навыков

6. Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата

Коррекционно-воспитательные задачи :

1. Формирование навыков самостоятельности, инициативности.

Оборудование : предметные картинки (корова, коза, лошадь, кошка, собака, свинья, трава 3 штуки, кость, рыба, репа, карточка с пунктирной дорожкой, карточка буква Л, лабиринт с картинками на звука Л в начале слова, игрушка лошадь, карточки с картинками (лошадь, санки, кукла, машина, шапка, стул, матрешка, ладоши, зонт, клоун, два зеркала, дом, картинка девочки и мальчика, картинки с двусложными словами с ударением на первый слог, печатные слова, карточки со слогами.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Здравствуй. Посмотри к нам сегодня пришли гости.

Послушай внимательно.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Давай и мы с тобой внятно проговорим все слоги.

МА-МО-МУ-МЫ

БА-БО-БУ-БЫ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

НА-НО-НУ-НЫ

ВА-ВО-ВУ-ВЫ

ФА-ФО-ФУ-ФЫ

ГА-ГО-ГУ-ГЫ

КА-КО-КУ-КЫ

ХА-ХО-ХУ-ХЫ

ДА-ДО-ДУ-ДЫ

ТА-ТО-ТУ-ТЫ

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

СА-СО-СУ-СЫ

2. Сообщение темы занятия

Упражнение «Отгадай-ка»

Посмотри на стол. Здесь лежат картинки. Я буду загадывать тебе загадки, а ты называть отгадку. (некоторые загадки загадывает родитель)

Она маленькая, пушистая. У неё есть усы и когти. Она ловит мышей. Кто это? (кошка)

Она большая, мохнатая, громко лает. Она охраняет дом. Кто это? (собака)

У неё есть рога, она мохнатая. Она дает нам молоко и шерсть. Кто это? (коза)

У неё нос называется пятачок. Она дает нам мясо. Кто это? (свинья)

Она большая, рогатая. Она даем нам молоко. Кто это? (корова)

Она большая, у неё есть грива, копыта. Она перевозит нам грузы. Кто это? (лошадь или конь)

Правильно. Эти животные приносят нам пользу и живут около дома . Значит, они домашние животные .

Давай еще раз их назовем. Это (демонстрация картинки)

3. Упражнение «Кто что ест?»

Наши животные проголодались . Давай их накормим. Посмотри, что здесь нарисовано. Это…. (демонстрация картинки) (рыба, кость, трава, репа) (некоторые вопросы задает родитель)

Что ест корова? (соединяет траву и корову при помощи прищепки и проговаривает предложение : корова ест траву)

Что ест кошка? (Кошка ест рыбу)

Что ест собака? (Собака ест кость)

Что ест коза? (Коза ест траву)

Что ест корова? (Корова ест траву)

Что ест свинья? (Свинья ест репу)

Что ест лошадь? (Лошадь ест траву)

Молодец.

4. Упражнение «Громко-тихо»

Посмотри от коровы сбежал теленок. Теленок маленький, поэтому он мычит тихо : му. (взрослый демонстрирует) А корова большая, поэтому мычит громко : МУ (взрослый демонстрирует)

Угадай, кто тебя сейчас позовет? (родитель мычит то громко, то тихо, ребенок закрывает рукой или показывает кто так мычит)

Как мычит теленок?

Как мычит корова?

А теперь поиграй в эту игру с родителем, пусть родитель угадает, кто его зовет.

5. Развитие графомоторных навыков.

Давай проведем дорожку от мамы-коровы к теленку. (ребенок ручкой проводит дорожку от коровы к теленку)

Молодец.

6. Упражнение «Помоги Кате и Ване»

Посмотри, кто это живет у нас в доме. Давай с ними познакомимся. Как тебя зовут? (ребенок проговаривает свое имя) А меня Катя. А меня Ваня.

Посмотри у них есть картинки, давай их назовем. (ребенок составляет предложение : У Кати кукла. У Вани кепка. И т. д.)

Они просят тебя помочь им соединить картинку со словом. (взрослый и родитель поочередно показывают слова, ребенок читает и соединяет данное слово с картинкой)

7. Проведение физминутки.

Вы послушайте, ребята, стучат кулачками

Я хочу вам рассказать : показывают ладошки

Родились у нас котята – качают головой

Их по счету ровно пять. показывают ладонь, растопырив пальцы

Мы решали, мы гадали : стучат кулачками

Как же нам котят назвать. показывают ладошки

Наконец мы их назвали : хлопают в ладоши

Раз, два, три, четыре, пять. загибают пальцы

8. Проведение артикуляционной гимнастики.

А сейчас мы сядем за стол, возьмем зеркало и сделаем гимнастику. (ребенок и родитель берут по зеркалу)

1 упражнение : заборчик

2 упражнение : трубочка

3 упражнение : заборчик-трубочка (5 раз)

4 упражнение : поем песенку пя-пя-пя

5 упражнения : качели

6 упражнение : иголочка

А теперь зажимаем кончик языка между зубами и говорим Л-Л-Л

-Давай скажем наши слоги : ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ (логопед показывает карточку, родитель с ребенком читают слоги )

9. Развитие фонематического анализа.

Звук Л на письме обозначаем буквой Л. Сейчас тебе надо отобрать картинки со звуком Л. (родитель называет и показывает картинки, ребенок берет ту картинку , где есть звук Л)

Лошадь, санки, кукла, машина, шапка, стул, матрешка, ладоши, зонт, клоун.

Молодец.

10. Закрепление звука Л в начале слов.

Сегодня мы поможем лошади пройти по лабиринту. А начнет она с той картинки, где нарисована маленькая звезда. (проговаривание слов : лапа, лось, луна, лак, лук, лодка, лампа, лыжи).

Молодец. А теперь сыграем в игру «Добавь слово» Я начну предложения, а ты должен в конце добавить слово.

На небе светит (луна)

По речке плывет (лодка)

Мама купила в магазине (лак)

В огороде вырос (лук)

У собаки большая (лапа)

В лесу живет (лось)

В светильнике перегорела (лампа)

Ваня взял палки и (лыжи)

Молодец. Следующая игра : «Отгадай, что мама спрятала» . (Ребенок закрывает глаза , родитель закрывает картинку карточкой, ребенок должен угадать , что закрыл родитель. Одну карточку родитель не закрывает.)

Что мама не закрывала? Скажи красиво.

11. Подведение итогов.

Сегодня на занятии мы с тобой вспомнили домашних животных , помогли Ване и Кате и научились говорить слова со звуком Л.

Спасибо тебе и твоей маме за работу на занятии .