Как совершается служба на праздник крещения господня. Крещенский сочельник - традиции и обряды

Среди православных, праздник Богоявления является одним из наиважнейших религиозных событий в году, а вместе с ним и канун этого дня - Крещенский сочельник. По церковному календарю праздник называется – Навечерие Богоявления («навечерие» – вечер перед великим церковным явлением) и отмечают его всегда 18 января. Традиционное в этот день, угощение сочиво (больше известное как кутья), готовят из пшеницы с добавлением душистого меда, мака, изюма и кураги, дало название празднику – Сочельник.

Праздник Богоявления относится к числу двунадесятых и посвящается знаменательному библейскому событию – крещению Иисуса Христа. С целью великого духовного очищения, проповедник Иоанн Предтеча крестил всех желающих на берегу реки Иордан. Тридцатилетний Иисус Христос, попросил окрестить и его. Вначале Иоанн отказывался, проводить обряд, боясь, что он не достоин такой чести. Но, Христос настоял, Закон Божий должен быть исполнен на глазах у людей. По завершении крещения, свершилось чудо, Господь явился миру в трех лицах: Сына, Духа Божьего (в виде голубя) и голоса Бога Отца, благословившего сына.

В церкви, в этот день, читают, фрагменты из книг Священного писания, проводят литургию Василия Кесарийского. Очень большая служба, полностью посвящена Богоявлению и Крещению Господню. С Вечерни начинается литургия, службу такого масштаба проводят всего 4 раза в год.

В сочельник обязательно соблюдать пост, установленный церковью. На протяжении дня, не разрешается употреблять пищу, можно только пить воду. После утренней церковной службы, хозяйки убирают дом и готовят ужин. Все блюда обязательно постные, запрещается употребление мяса или молока.

Кутья – основное блюдо Крещенского сочельника, в качестве напитка, готовят взвар – компот из сухофруктов с медом. Число блюд на столе должно быть нечетным. Часто на стол ставят вареники с грибами, квашеную капусту, печеную картошку без масла.

Вечером проводят литургию, ее нужно отстоять полностью, избавить разум от злых нечестивых помыслов и полностью очистить душу, впустить священный праздник в свое сердце. По завершении службы Божьей, происходит великое Иорданское освящение воды, в память о евангельском событии, как символ омовения грехов.

Великое водоосвящение производят всего два раза в год – в Крещенский сочельник и на следующий день, в праздник Богоявления 19 января, - удивительная целительная сила воды проявляется именно в эти дни.

Воду, освященную в Крещенский сочельник называют Агиасмой (от греческого слова – святыня) или крещенской, поэтому и относятся к ней по-особому с трепетом. Хранить ее лучше рядом с иконами, в специально отведенном месте. Крещенская вода не портится и может сохранять свои целительные свойства долгие годы. А всего одна ее капля, способна освятить целую емкость простой воды.

Вечером в сочельник, вернувшись, домой из церкви, хозяин дома, окропляет жилище священной водой. По ложечке принимают и все домочадцы и только после этого, можно приступить к вечерней трапезе.

Считается, что крещенская вода, способна, вылечить от многих недугов. Принимать ее можно круглый год натощак, со словами молитвы и искренней верой. Даже если врачом предписаны лекарства, то сначала принимают освященную воду, а потом лекарство. Ни в коем случае, нельзя иметь нечистые помыслы, употребляя воду. Иначе, все ее чудесные свойства пропадут.

Крещенский сочельник 2018: гадания, приметы, обычаи

В ночь сочельника – царит атмосфера тайн и волшебства. Есть поверье, что даже домашние животные, обретают способность говорить и могут, подсказать хозяину, решение важных проблем. Стоит заранее узнать о сложившихся веками традициях праздника, чтобы встретить Крещенский сочельник в 2018 году по всем правилам и призвать удачу в свой дом.

Даже вода, набранная в этот день из озер, водоемов или рек, хоть и не считается священной, но все же, не портится и стоит дома длительное время. А снегом, девушки умываются, чтобы отбелить лицо, придать коже сияния и стать более красивыми. Хозяйки используют снег, чтобы отбелить постельное белье, до белоснежного состояния. Если бросить снег в колодец, то целый год, вода в нем точно не пропадет. Всех, кто отважиться – ждет купание в ледяной проруби. Считается, что окунувшись в прорубь, человек омолодится и очистится, как духовно, так и физически. И все даже самые страшные хвори отступят. Погружаться необходимо не менее трех раз, полностью с головой, читая молитву «Отче наш». Самое благоприятное время для купания в проруби – вечер или ночь сочельника, когда на небе загорится первая звезда иКрещение Господне в 2018 году.

Чтобы нечистая сила не пробралась в дом, все помещения окуривают ладаном и во всех углах и на окнах рисуют кресты мелом, затем окропляют крещенской водой. Во время ужина, на стол ставят миску с водой и внимательно весь вечер, наблюдают за ней. Как только, она колыхнется, примерно в полночь, выбегают на улицу и просят небеса выполнить заветное желание. Считается, именно в это время, небеса раскрываются и происходят самые удивительные вещи.

Существует огромное количество народных примет в сочельник и как, утверждают старожилы, они всегда сбываются:

  • Лютый мороз и много инея на деревьях – к урожайному году.
  • Если мало снега, то и ягод летом почти не будет.
  • Звездное, ясное небо, означает плодовитость домашнего скота и сухое, жаркое лето.
  • А пасмурное небо, без звезд, сулит большое количество грибов.
  • Метель и сильный ветер – лето будет дождливым и особого тепла не предвидится.
  • Для охотников лай собак означает много добычи на охоте.
  • На воду ляжет туман – хлеб будет в изобилии.
  • Если человека окрестили в этот день, счастье будет сопутствовать ему всю жизнь.
  • В сочельник снятся вещие сны.
  • Нельзя вспоминать покойников в праздник.
  • Пролитые слезы – накличут беду и расстройства на весь последующий год.

В народе считают, что гадания на Крещение, самые сильные. Ведь именно в этот день, силы небес обращаются к человеку напрямую, рассказывают о его судьбе и дают советы, повернуть жизнь в лучшую сторону. Гадают по-разному и всевозможными способами: на любовь, счастливый брак, просят подсказать высшие силы ответы на житейские бытовые вопросы.

Гадание по снегу

Нужно, ночью 18 января, снять с себя все цепочки и кольца распустить волосы и выйти на улицу. Не скрещивая руки и ноги, лечь в большой сугроб снега и посмотреть на небо. Через 5 минут, встать и, не оглядываясь пойти домой. А утром, уже можно вернуться к сугробу, посмотреть какой след получился.

  • Не четкий размазанный след – ревнивый муж.
  • Получился идеально очерченный силуэт – жизнь с любящим и заботливым супругом.
  • Очень глубокий след – свидетельствует, что мужей будет несколько.
  • Если на снегу, вообще невозможно различить никаких следов, то в ближайшее время замужеству не бывать.

Гадание у окна

Ночью сидя у окна, нужно позвать суженого и внимательно смотреть на дорогу. Если первая машина проедет на большой скорости, еще и с громкой музыкой, то замужество обещает быть веселым и беззаботным. Медленная проезжающая машина – к скромной, не богатой жизни.

Гадание по тени

Скомканный лист бумаги, кладут на блюдце и поджигают. На получивший пепел, светят свечей, так чтобы, на стене появилась тень. Ее тщательно рассматривают, пытаясь разобрать, на что похожи ее очертания и что судьба преподнесет в ближайшем будущем.

Гадание со скорлупой грецкого ореха

К тазу с водой, по бокам, прикрепляют листочки с желаниями. В половинку скорлупы грецкого ореха помещают маленький кусочек свечи, импровизированный «кораблик», ставят на середину емкости с водой. И наблюдают, куда он поплывет и какую бумажку подожжет, то желание и сбудется.

Гадание с зеркалом

Вечером до полуночи, нужно взять маленькое зеркало и пальцем написать на нем заветное желание. Положить его под кровать и прикрыть еловыми веточками. Если на утро надпись исчезнет, то все задуманное осуществится.

Главное - провести праздник в мире спокойствии и тишине. Открыться навстречу, чистым добрым помыслам и обязательно, год принесет только радость и благополучие.

Первая крещенская служба (Крещенский сочельник) совершается утром 18 января. В разных храмах она начинается в 8 или 9 утра. В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе начало богослужения - 8.30. Это большая служба, во время которой читаются Царские часы, совершается вечерня с чтением Паремий (текстов Ветхого и Нового заветов) и литургия. После этого в храм из алтаря выносится икона праздника - Крещение Господне и свеча для поклонения верующих, поётся Тропарь и Кондак праздника.

Иконостас Храма Святой преподобномученицы Елисаветы

Служба завершается приблизительно в 11 часов дня и сразу начинается первое Великое освящение воды (или Великое водоосвящение). Тогда вновь читаются паремии, Апостол, и специальная молитва на освящение воды с призыванием Святого Духа. Причём верующие молятся об освящении не только той воды, которая находится непосредственно в храме, но и всех вод на земле, всего мирового океана, потому эта молитва и носит название Великого водоосвящения.

Вторая крещенская служба - всенощное бдение - совершается вечером 18-го января: начало в 17 - 18:00, окончание в 19 - 20:00; в Храме Святой Елисаветы богослужение состоится в 17:00. В некоторых храмах и монастырях эта служба проходит ночью по подобию Рождественской, что возвращает к началу истории праздника, когда Рождество и Крещение отмечались вместе.

Около полуночи принято выходить из храма к открытым источникам. Крещенские купели - проруби в форме креста - организуются на прудах и реках. Священники во второй раз совершают молитву Великого водоосвящения.


Наконец, третье Великое водоосвящение проходит после утренней литургии 19-го января, в день Богоявления (Крещения). В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе служба начнётся в 8:30.

В народе существует поверье, будто вода, освящённая в Крещенский сочельник и на Богоявление, обладает разными свойствами, однако священнослужители уверяют, что это заблуждение: она абсолютно равноценна.

Святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал о том, что вода, если она принимается с верой, сохраняет свои свойства целый год - до следующего Великого водоосвящения.

2. Крещенский сочельник, или голодный день

Продолжительного Крещенского поста, подобного Рождественскому или Великому, как такового не существует. Перед Крещением принято поститься лишь один день - в Крещенский сочельник. В народе он также называется «голодным днём».

Связано это с тем, что после утренних литургий 18 и 19 января верующие обычно причащаются. Поэтому до утренней службы 18 января они ничего не едят, а после её окончания утоляют голод сочивом - постными блюдами из обваренных зёрен пшеницы, которую иногда заменяют рисом или чечевицей. А после утренней литургии 19 января уже можно накрывать праздничный семейный стол.


3. Погружение в прорубь и окропление дома крещенской водой

Для многих прихожан главная традиция, связанная с Крещением, - это погружение в прорубь в ночь с 18 на 19 января, которое совершается после Великого водоосвящения у открытых источников.

В Москве, например, много водоёмов, на которых создаются крещенские купели. В этом году специальную передвижную купель привезут даже в центр столицы - на площадь Революции.

С давних пор повелось 18 и 19 января, после богослужений, на которых проходит Великое водоосвящение, приносить крещенскую воду домой и окроплять ею всё жилище, включая подсобные помещения.

Эта вода обладает необыкновенной силой - исцеляет, очищает и отгоняет зло. Её чудодейственные свойства доказаны даже учеными - на свету и при комнатной температуре она долгое время не меняет вкуса, цвета и запаха. Cамое главное принимать Крещенскую воду с верой - в этом секрет её целительного воздействия на душу и тело.

История праздника Крещения

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день - 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.

В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир: Рождество - это начало его земной жизни, Крещение - выход Спасителя на общественное служение. Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.

Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения. Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.

В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января. В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю - 7 и 19 января.

Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи. Праздником Богоявления называется теперь только Крещение - 19 января. Сейчас это синонимы.

МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Купания на жутком холоде и повсеместное освящение водоемов — православные христиане в четверг отмечают Крещенский сочельник, день накануне одного из двенадцати главных церковных праздников — Крещения Господня, или Богоявления. О смысле Крещенского сочельника и о том, действительно ли в этот день абсолютно вся вода благодатна, — в материале РИА Новости.

"Жертва со стороны человека"

Как в Крещенский, так и в Рождественский сочельник полагается строгий пост — пища без растительного масла. Монастырский устав предписывает так называемое cухоядение: хлеб, овощи, фрукты. Традиционное блюдо этих дней — сочиво, распаренная пшеница с медом, орехами и другими добавками.

"Один день строгого поста, вплоть до полного воздержания от пищи, — это самая древняя разновидность подготовки к празднику, некая жертва со стороны человека, — рассказывает настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии (МДА) протоиерей Павел Великанов. — Вот мы хотим получить нечто от Бога, но что мы, со своей стороны, готовы Ему принести? Мы ничего Ему принести не можем, потому что все это и так Божие. Но мы можем ограничить себя в том, на что имеем вполне законное право. Это своего рода подвиг воздержания, отсечения того, что не является жизненно необходимым, выражение нашей готовности нечто отдать Богу".

В первые века христианства Рождество Христово и Крещение Господне отмечались в один день, на празднике, который назывался Богоявление, — явление Бога на Земле. Однако со временем празднование двух событий — рождение Иисуса Христа и Его крещение в водах Иордана — было разнесено по времени, а дни между этими двумя праздниками стали называть Святками, то есть святыми днями, в которые отменялся обязательный пост по средам и пятницам.

"Праздники Рождества Христова и Крещения Господня указывают на разные аспекты Богоявления, — говорит доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры и МДА, кандидат богословия, священник Михаил Желтов. — Если первый посвящен началу земного служения Богочеловека Иисуса Христа, самому Его явлению на земле, то второй — началу Его проповеди, явлению Его обществу и откровению о Его Богосыновстве в момент Крещения от Иоанна Предтечи в реке Иордан".

Два великих освящения воды

В Крещенский сочельник, согласно церковному уставу, совершается чин великого освящения воды. В сам праздник Крещения этот же чин по традиции повторяется еще раз.

"Суть великого освящения воды заключается в том, что христиане верят: через Боговоплощение, через пришествие Бога на Землю в человеческой плоти происходит освящение не только самого человека как такового, но и всех стихий на Земле. Мир действием силы Божией получает возможность качественного изменения. Когда преодолевается вражда между человеком и Богом, то и сам мир испытывает определенное воздействие этих живительных божественных сил", — поясняет протоиерей Павел Великанов.

Некоторые верующие полагают, что в крещенскую ночь вся вода становится святой автоматически, в том числе и та, которая течет из крана, однако в Русской православной церкви не делают таких обобщений, ибо "воспринимается как освященное в Церкви то, что в церкви и освящается".

Святая вода, погружения в проруби-иордани — вот с чем прежде всего связано в массовом народном сознании Крещение. Длинные очереди граждан с различными емкостями к тому или иному храму — привычная картина в больших мегаполисах в эти дни. По словам отца Павла, он нередко встречает представителей других вероисповеданий и самых разных национальностей, которые хотят принести домой крещенскую воду и каким-то образом ее использовать.

Вместе с тем в Церкви постоянно напоминают, что святая вода — не панацея, а смысл праздника не в этом. К слову, крещенская вода остается после Богоявления во многих храмах, и в другие дни года ее можно точно так же свободно получить, но уже без всяких очередей.

"Кто-то сильно мотивирован к регулярному хождению в храм, кто-то практически не мотивирован, и ему хочется смотреть на Церковь как на пространство такой, условно скажем, православной, духовной защиты от каких-то злых сил, и лишь такой горизонт для человека оказывается приемлемым, — размышляет Великанов. — Часто не видят, что Церковь не только от негативного защищает, но и прежде всего стремится развивать все лучшее, все светлое, что есть в человеке".

Массовые крещенские купания и церковный устав

В отличие от освящения воды в храмах после литургии в сочельник, вечерние походы верующих к проруби, молебны и купания в освященных водах в крещенскую ночь не принадлежат к собственно церковной традиции. Устав это никак не предписывает. Более того, некоторые священнослужители даже предостерегают от подобных обычаев.

"Во-первых, не все обладают соответствующим здоровьем, — отмечает священник Михаил Желтов. — Все же мы живем не на берегах Средиземного моря. Во-вторых, крещенские купания в последние годы превратились в самое настоящее суеверие: кто-то, например, уверен, что простое купание в проруби, пусть и в освященной воде, прощает все грехи, хотя Церковь не учит подобному. Некоторые полагают, что после погружения в прорубь нужно непременно выпить горячительного, а это никак не сочетается с соблюдением поста перед великим праздником. Вообще, в церковном уставе отсутствует хоть какое-либо упоминание о подобном действии, и некоторые ревнители указывают, что оно в чем-то даже противоречит древним канонам Церкви".

В старину на Руси в Крещенский сочельник воду освящали в храме. Эта вода потом разбиралась прихожанами по домам и считалась великой святыней. В сам же день Крещения совершали праздничный крестный ход к реке. Преподаватель МДА замечает, что традиция крещенских купаний, причем преимущественно ночью, стала "массовой — именно массовой — уже в постсоветское время: это такое народное православие".

Действительно, теперь ежегодно федеральные и региональные ведомства обнародуют официальные данные о том, сколько верующих примут участие в купаниях и сколько человек будут обеспечивать их безопасность, какие площадки и где оборудуют, какие удобства, помимо горячего чая, организуют у речек и водоемов. Такие же подробные отчеты делают и после празднества. Все это широко освещается в СМИ.

Впрочем, сама по себе традиция эта не нова. Схожие обычаи, добавляет отец Михаил, есть в разных странах. "На Балканах распространена традиция нырять за крестом, который священник бросает в воду при ее освящении: мужчины соревнуются, кто первым достанет его. На греческом острове Лефкада в воду бросают множество апельсинов, и они потом считаются "благословенными". И так далее. Ну а в наших широтах апельсины не растут, зато привычны морозы, отсюда, видимо, и купания в проруби".

Настоятель Пятницкого подворья в Сергиевом Посаде тоже замечает, что его приход не практикует походы "на иордань". Хотя сам отец Павел против этого ничего не имеет.

"Это уже из области народных интерпретаций праздника, которые могут как не носить никаких негативных оттенков, противоречащих самой христианской вере, так и быть достаточно спорными, если не сказать больше — близкими к каким-то даже еретическим воззрениям. Поэтому здесь мы допускаем достаточно большую свободу каждому поступать по велению его совести и в соответствии с пониманием, зачем он это делает", — говорит священнослужитель.

"Чудо по требованию"?

Как реакция на подобные спорные "интерпретации" праздника несколько дней назад было обнародовано письмо правящего архиерея Курганской епархии митрополита Курганского и Белозерского Иосифа. В документе, опубликованном на сайте епархии, купание в крещенской проруби названо "вошедшим в широкий оборот при помощи СМИ народным обычаем".

Однако, напоминает митрополит, освященную воду принято уносить домой для благоговейного употребления, а не купаться в ней. При этом владыка Иосиф цитирует переизданную недавно "Настольную книгу для священно-церковно-служителей" протоиерея Сергия Булгакова (1871-1944).

"Купаться зимой — значит, требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем, — писал Булгаков. — Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены".

Рассмотрев ситуацию, Епархиальный совет Курганской епархии принял решение: "Если местные органы власти готовы взять на себя заботу по организации и проведению данного народного обычая, приходы епархии могут оказать в этом необходимую помощь". Самим же приходам и духовенству, указали архиереи, "не следует выступать инициаторами и организаторами" подобных мероприятий, не имеющих оснований в церковном уставе.

Хотя, уточняет митрополит Иосиф, просто "освящать естество воды" в реках, прудах, озерах, источниках и колодцах в память о Крещении Господа, конечно же, можно и нужно. Там, где это не нарушает санитарно-эпидемиологические нормы.

Смыслы Крещения

— …весь смысл ведь на Крещение — это ночью…

— Нет. Нет такого смысла!

Нечаянно услышанная накануне пара отрывочных фраз из разговора парня и девушки, пронесшихся мимо меня в ожидании поезда в московском метро и оживленно беседующих друг с другом, пожалуй, нагляднее всего отражает преломление Крещения в светском народном сознании, том числе в сознании нынешней молодежи.

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Практически всем православным праздникам предшествует вечерняя литургия. Именно поэтому каждое великое празднество начинается с Навечерия. Крещение — не исключение.

В сочельник очень важно правильно подготовиться к празднику, а для этого нужно знать о традициях и обычаях этого дня. Праздник начинается вечером 18 января, навечерием в Крещенский Сочельник. «Навечерие» означает преддверие церковного торжества, а название сочельник связано с традицией в этот день делать сочиво. От слов «сочень», «сочиво», «сочевица», «сочевник» и произошло название сочельника.

Я в сочельник вам крещенский

Пожелать хочу добра,

Чтобы смыла все невзгоды

Завтра чистая вода.

Пусть семья живёт счастливо,

Веры крепкой вам в сердцах,

Пусть даёт Господь вам силы

И подарит блеск в глазах.


Праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица - Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя.

Крещенский сочельник — это вечер накануне Крещения Господнего. Называют его также Навечерием Богоявления. В память о крещении Иисуса Христа на реке Иордан в Крещенский сочельник совершается особый обряд - Великое освящение воды. Вода эта называется Агиасмой или просто крещенской водой.


Иордань

На праздник Богоявления (Крещения) освящают воду. Вода - источник жизни человеческой, её освящение означает в православии освящение жизни. Во всём мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так - всюду и везде освящается вода.


На замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Её хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают её в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься. Достаточно взять домой одну маленькую бутылочку и потом разбавлять её простой водой — от этого она не потеряет своих свойств.


Наука подтвердила целебные свойства Крещенской воды

Святая Крещенская вода долгое время была объектом исследования многих учёных. Эксперты НИИ экологии и гигиены окружающей среды пришли к выводу, что в Крещение вода действительно становится целебной, причём не только в церкви.


Согласно исследованиям учёных, в праздник Крещения Господне вода по всей планете меняет свои свойства. Это связано с положением Земли. Наша планета в это время попадает в точку сильного воздействия внешних потоковых частиц. Вода на них реагирует и изменяется. Говоря простым языком, в Крещение вода становится мягче, причем любая — из источника, из-под крана, в водоёмах. Учёные даже определили примерное время изменения структуры воды: с 6 часов вечера 18 января и до обеда 19 января.


Несмотря на научное объяснения феномена Крещенской воды, учёные не отрицают воздействия церковных обрядов освящения на воду. Вода реагирует на молитвы и погружение серебряного креста. Уже давно доказано, что вода способна менять свою структуру под воздействием человеческой речи, мыслей и энергетики. Так что вода, «заряженная» верой, доброй и любовью, действительно становится целебной.

Христос освятил всю воду на земле, наделив её чудодейственной силой. Именно поэтому главная из традиций Крещения — набирать крещенскую воду. По словам священнослужителей, такая вода не может испортиться, ведь она призвана исцелять абсолютно любые недуги. Помощь Спасителя не исчезла, ведь святая вода появилась по велению Господа, а значит, её чудодейственная сила не может просто так иссякнуть.


Традиции

Навечерие, н акануне Крещения, 18 января, верующие стараются провести время с родственниками и любимыми людьми, чтобы вместе подготовиться к великому празднеству. Хозяйки убираются в своём жилище особенно тщательно и выметают сор из углов. По поверью, в нём может прятаться нечистая сила. Дом окуривается благовониями, а также обрызгивается святой водой.

18 января до вечера, пока не освятят воду, люди не вкушали ничего съестного. Православные держат строгий пост в течение всего дня перед праздником (до «первой звезды»), а вечером, с наступлением сумерек и после того, как первая звезда появится на небе, верующие возносят благодарственные слова Высшим силам и приступают к трапезе. Строгий пост не допускает изобилия пищи в этот день, поэтому хозяйки готовят скромный ужин. Остатки еды с праздничного стола отдавали курам.

Традиционным блюдом принято считать «сочиво» из отварного пшена с изюмом и мёдом. Но соблюдение поста необязательно — это решается каждым человеком индивидуально, поэтому на стол могут быть приготовлены и другие блюда. Основная суть — не переедать и не пренебрегать едой, ведь это уже считается грехом, особенно накануне светлого и великого праздника. Данного правила необходимо придерживаться до утра самого Крещения.


Крещенские морозы

В старину морозы на Крещение были очень суровыми, поэтому люди старались задобрить зиму, приглашая мороз за праздничный стол. Хозяин дома вставал из-за стола, набирал ложку сочива и подносил к окну, приглашая тем самым мороз на ужин. Как ни странно, но после Крещения наступало ослабление морозов, поэтому данная традиция проводилась ежегодно.

Считается, что в ночь с 18 на 19 января небеса открываются и внемлют просьбам. В полночь люди выходят под открытое небо и загадывают самые сокровенные желания. Молитвы, произнесённые с искренней верой, вселяют уверенность в своих силах и способствуют духовному росту и развитию каждого.

Приметы

снег идёт — год будет хорошим и плодотворным;

снег выпал утром — к хорошему урожаю;